Адвокат архитектора Нодара Канчели подтвердил прекращение в отношении его подзащитного уголовного дела по факту обрушения кровли в Трансвааль парке в Москве, сообщает "Взгляд".
Катастрофы глазами строителя. Часть 1. "Трансвааль"
Кровля "Трансвааля" имела огромную площадь и небольшую толщину, представляя собой, по сути дела, мембрану. Как пострадавшие в "Трансвааль-парке" адаптировались к новой жизни и что чувствуют через 16 лет после трагедии. Трагедия в развлекательном комплексе "Трансвааль-парк" Выполнила студентка 21 группы Ушакова Анастасия Андреевна.
“Tрансвааль”: секретная версия
Известный московский астролог Андрей Черный, составив подробные астрологические карты «Трансвааль-парка», сделал выводы, что 14 февраля 2004 года была очень сильная угроза разрушающего экзогенного воздействия на аквапарк. В Москве вспоминают жертв обрушения "Трансвааль-парка". История выжившей в «Трансвааль-парке» - Линза.
Содержание
- Videos Трансвааль-парк. Оперативная съемка службы спасения |
- Дети, выжившие в "Трансваале"
- Трагедия в развлекательном комплексе «Трансвааль-парк»
- ПОЧЕМУ РУХНУЛ "ТРАНСВААЛЬ-ПАРК"? | Наука и жизнь
- Обнародованы причины трагедии в "Трансваале" - 28 марта 2005 - Е1.ру
ПОЧЕМУ РУХНУЛ "ТРАНСВААЛЬ-ПАРК"?
Трансвааль-парк», представлявший собой многоуровневое пятиэтажное здание, в плане имеющее форму китового хвоста, был построен по проекту архитектурной мастерской «Сергей Киселёв и партнёры», инженер — Нодар Канчели. Панорама — спортивно-развлекательный центр Трансвааль парк, Москва. В «Трансвааль-парке» на следующий день после обрушения крыши, 15 февраля 2004 года. ЕТС рассчитывали, что затраты на "Трансвааль-парк" окупятся за шесть-восемь лет. Новости. Знакомства. "Трансвааль-парк" был построен менее двух лет назад, и успел стать одним из самых популярных мест семейного отдыха в Москве.
ПОЧЕМУ РУХНУЛ "ТРАНСВААЛЬ-ПАРК"?
Между тем первые результаты расследования уже появились. Как стало известно Ъ из источников в Моспрокуратуре, эксперты сегодня изучают даже не конструкцию крыши, а фундамент здания и почву под ним. В частности, уже удалось установить, что аквапарк построили в довольно неблагоприятном с точки зрения геологии месте — раньше здесь было несколько мощных подземных ключей и оврагов, и их пришлось засыпать толстым слоем земли. Таким образом, добротный во всех отношениях строительный объект мог быть установлен на хлипкое основание — насыпной, насыщенный водой грунт, который постепенно проваливался и расплывался под нагрузкой. Исмаил Кочак с такой точкой зрения не согласен. Он объяснил, что проблемы с грунтом при строительстве действительно были, но его полностью срезали, выкопав восьмиметровый котлован и залив яму бетоном. Однако эти его слова опровергают представители следствия, уже заявившие о том, что подземные деформации имели место.
На видеозаписи, которую сейчас разбили по кадрам и изучают эксперты, хорошо видно, как развивались события. Проблемы начались с одной из колонн, на которые опирается наружная часть купола,— возле опоры, примерно в метре от поверхности земли появилось темное облако. Следующий кадр — колонна надламывается в этом месте и валится наружу. Пролет, откуда только что выпала опора, тут же увеличивается вдвое — с 6 м до 12. Не выдержав нагрузки, валятся наружу соседние колонны. Что происходит дальше, видеокамера не зафиксировала, но это уже известно со слов уцелевших посетителей аквапарка.
Край крыши в том месте, где упала колонна, треснул, трещина быстро поползла вверх, а когда она достигла геометрического центра сегмента, огромный купол "раскрылся" вниз подобно двустворчатым дверям. Таким образом, установлено, что катастрофа началась именно с появления пылевого облака, однако из-за чего появилось само облако, специалисты пока не знают. Однако выброс пыли мог произойти и в результате взрыва заложенного возле колонны небольшого так называемого точечного заряда. После недавнего взрыва в метро мы получили оперативную информацию о том, что террористы планируют провести еще несколько масштабных акций. Поэтому и террористическую версию, на наш взгляд, отвергать пока рано".
В 2006 году Канчели подал ходатайство и был амнистирован в связи со 100-летием Государственной Думы, дело о халатности Воронина также было прекращено. Примечательно, что в феврале 2006 года обрушилась крыша еще одного объекта Нодара Канчели — Басманного рынка, тогда погибли 68 человек. Заслуженный строитель России к ответственности не привлекался.
Но тот продолжал отстаивать свою невиновность и считал, что катастрофы на его проектах — ещё не причина заканчивать карьеру. В беседе с журналистами архитектор назвал причиной обрушения крыши рынка снеговую нагрузку, к которой добавился вес торговых павильонов на антресолях крыши. Мол, когда в советские времена строили рынок, архитектор просто не мог предположить, что кто-то неравномерно загрузит верх здания павильонами с тоннами картошки вместо лёгких цветов. Так выглядел Басманный рынок в советское время. Но Басманный рынок входил в систему Департамента потребительского рынка, и за состоянием здания обязаны были следить московские чиновники, на что сослался Мишиев. Дело закончилось тем, что уже в марте Мишиева отпустили, а дело в отношении него закрыли. Расследовавшие обрушение крыши рынка члены комиссии Правительства Москвы так и не назвали причины трагедии, ограничившись рассуждениями о неправильной эксплуатации здания в течение долгих 30 лет. Юрий Лужков подписался под обтекаемым заключением, свою подпись оставил и входивший в комиссию Нодар Канчели. Ни одно ведомство или должностное лицо от выводов расследования не пострадало... Об исках в пользу родственников 66 погибших азербайджанцев и грузин никто даже не заикался — тела просто отправили на родину. Несчастные торговцы зеленью жили в своих лавках на рынке, поэтому погибли в столь ранний час. А если бы рынок рухнул всего на несколько часов позже, число жертв могло бы увеличиться в десятки раз… И большинство из них были бы москвичами. Архитектурное наследие Канчели По сообщению источника Лайфа, после обрушения "Трансвааль-парка" все спроектированные Канчели здания были проверены экспертами, но не здание Басманного рынка, которое почему-то не вызвало никаких нареканий. Известно, что после обрушения нашлись далеко не все проектные документы. Здание строили в 70-х, в конце 80-х должны были провести его реконструкцию, но пришли "лихие 90-е", и работы провели только частично, добавив пару лестничных пролётов. Сам Канчели позже признавался, что знал и о перегруженных антресолях, и о скапливающемся на крыше снеге, но убеждённый в своих расчётах архитектор не думал, что страшная история с аквапарком повторится. Железобетонная крыша Басманного рынка представляла из себя плоский круг диаметром в 80 метров без опоры на капитальные стены. Ажурная, но тяжёлая конструкция опиралась на стальные тросы-ванты, натянутые от краёв к середине. В России осталось ещё два здания по проекту Канчели с такой же кровлей: питьевая галерея в Ессентуках и рынок в Ангарске. На примере питьевой галереи можно увидеть, какой была крыша Басманного рынка.
Ведь случись иначе, число жертв трагедии непременно выросло бы. Всего под завалами Трансвааль-парка погибло 28 человек, из них восемь были детьми. Некоторые люди после катастрофы остались инвалидами и не смогли вернуться к нормальной жизни. У многих выживших сформировались фобии аквапарков, башен и куполообразных сооружений. Версии произошедшего Уже 14 февраля возбудили уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности». Во время расследования досконально изучали все возможные причины произошедшего — от местности, на которой аквапарк был построен, до ошибок в самом проекте. Многие верили и до сих пор верят, что теракт все-таки был. Не менее живучей оказалась версия о нестабильном грунте, который просел, и в результате обвалилась крыша здания. Это предположение подогревалось тем фактом, что на месте строительства аквапарка действительно когда-то было болото. А многие жившие неподалеку горожане в комментариях к новостям о трагедии писали о песчаном карьере на территории, где возвели Трансвааль. Но следователи пришли к выводу, что причиной катастрофы стала ошибка проектирования. Одна из колонн 6ая, 7ая или 11ая , державших стеклянную крышу Трансвааля, треснула, и здание стало рушиться на глазах у его посетителей. Кроме того, колонны не стояли на сваях — а сваи были более безопасным решением для возведения подобных конструкций. Их, однако, решили не ставить. Видимо, из-за дороговизны. По итогам расследования, виновными признали главного конструктора Нодара Канчели и начальника Мосгосэкспертизы Анатолия Воронина , которого обвинили в халатности. Ведь именно он принял решение о сдаче Трансвааля в эксплуатацию. Однако тюремный срок не получили ни один, ни второй. Канчели освободили от ответственности в 2006 году после ходатайства подсудимого и амнистии в честь столетия Государственной Думы. Дело, заведенное на Воронина, закрыли.
Катастрофы глазами строителя. Часть 1. "Трансвааль"
Нормальная практика Напомним, что компанию «Европейские технологии и сервис» признали ответчиком по искам пострадавших. Однако она отказалась платить компенсации родственникам погибших речь шла о компенсациях в размере 500 тыс. Заведующая кафедрой страхового дела и социального страхования Государственного университета управления Лариса Бесфамильная уверена в том, что отказ страховщиков выплачивать ущерб ЗАО «Европейские технологии и сервис» вполне объясним, так как стандартный договор страхования имущества не подразумевает риск ответственности проектировщика. Имеется в виду страхование ответственности проектировщика — эта практика широко распространена на Западе, пояснил газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Агентства массовых страховых коммуникаций Денис Брызгалов. В этом случае страховая компания выплатила бы возмещение владельцам аквапарка и подала бы регрессный иск архитектору, ответственность которого застрахована в другой компании. И страховщик архитектора выплатил бы в свою очередь сумму, адекватную риску.
Версия теракта была выдвинута потому, что камеры наружного наблюдения зафиксировали непонятный «выстрел» из бетонной опоры конструкции [источник не указан 309 дней] , с которой началось разрушение, похожий на попадание снаряда, например, из противотанкового ружья. Эта опора, однако, не была обследована, и в спешном порядке вывезена на свалку с другим строительным мусором, при расчистке [источник не указан 309 дней]. Прокуратура Москвы, проводившая следствие, пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели. Ему была предложена амнистия в связи со 100-летием Государственной Думы РФ, на которую он согласился не признав себя при этом виновным. В отношении второго обвиняемого — начальника Мосгорэкспертизы Анатолия Воронина уголовное дело было прекращено 30 августа 2006 года за отсутствием состава преступления.
Но в данном случае, к величайшей радости, никто не пострадал. Завершились работы только утром 16 февраля. Кто виновен в трагедии Отчего же рухнул "Трансвааль-парк"? Обрушение, которое привело в ужас всю Россию, не могло остаться без внимания. Поэтому московская прокуратура серьёзно взялась за это дело. Расследование длилось долго — аж 1 год и 8 месяцев. За это время следователи осмотрели более десятка различных объектов и опросили около 300 человек. За этот большой период времени было проведено более 240 экспертиз, в частности, строительно-технических, и рассмотрено несколько десятков версий, в которых учитывались и метеорологические причины трагедии, и подкладывание взрывчатки террористами. Больше всего следователи склонялись к тому, что при строительстве были применены некачественные строительные материалы, а также совершены всевозможные проектировочные ошибки. Эта версия и оказалась установленной в ходе следствия: "Трансвааль-парк" обрушился по причине грубых проектных ошибок, которые были допущены при разработке и расчётах проекта. Возведённое здание не соответствовало нормативным требованиям по надёжности и безопасности для людей". Обвинения были предъявлены главному инженеру проекта Нодару Канчели и начальнику вневедомственной экспертизы Анатолию Воронину. Наказание для виновных 5 сентября 2006 года по ходатайству адвокатов к Нодару Канчели была применена амнистия в честь 100-летия Государственной Думы. Анатолий Воронин также не понёс наказания, так как московская прокуратура прекратила уголовное дело против него.
Задолго до трагедии в докладах на ряде научно-практических конференций отмечались высокие риски конструктивных решений при строительстве аквапарков в связи с неблагоприятными микроклиматическими условиями внутри сооружения. Большая разница температур внутри и вне помещений, испарения хлора, повышенная влажность служат причиной интенсивной коррозии металла. Эту точку зрения сейчас разделяют многие специалисты, склоняющиеся к тому, что причина обрушения купола обусловлена нарушениями требований к поддержанию должного микроклимата внутри здания, однако делая при этом сомнительные выводы о неудовлетворительной работе служб эксплуатации и о необходимости увеличения используемых расходов воздуха. В докладе, подготовленном НИИ строительной физики, говорится следующее: «Водная поверхность бассейнов является интенсивным источником испарения. В результате создаются неблагоприятные микроклиматические условия, и происходит конденсация паров воды на относительно холодных ограждающих конструкциях». Указанное утверждение является совершенно справедливым. Однако не вполне корректным представляется вывод, согласно которому все сводится к тому, что имевшая место коррозия арматуры железобетона, а также образование трещин произошли в результате нарушения владельцами «Трансвааль Парка» правил его эксплуатации. Оценка ситуации Действительно, выделения влаги с открытых водных поверхностей, расположенных внутри здания, весьма велики. Что касается аквапарков, то указанный норматив к ним не вполне приемлем. Микроклимат близкий к тропическому был ассоциирован с наименованием «Трансвааль Парк», символизирующим образы Южной Африки. В табл. В расчетах по методике Бязина-Крумме коэффициент загрузки бассейна полагался равным 1. В расчетах по методике VDI 2089 эмпирический коэффициент e полагался равным 28, что соответствует случаю бассейнов для отдыха и развлечений. Приведенные результаты свидетельствуют, что удельное количество испаряемой влаги в аквапарке «Трансвааль Парк» существенно превышало таковое, характерное для обычных спортивно-оздоровительных бассейнов общего назначения. Следует отметить значительное различие требуемых расходов воздуха по санитарно-гигиеническому фактору и фактору ассимиляции разбавления избыточной влажности. Согласно СНиП 2. Таким образом, обеспечивается не только удаление метаболических выделений, характерных для высокой физической активности купающихся, но и неприятных запахов, свойственных воде, подвергаемой обработке способами ее хлорирования или озонирования. В этом отношении согласно п. По фактору ассимиляции избыточной влажности потребное удельное количество воздуха на единичную площадь зеркала водной поверхности определим отдельно для зимнего и летнего периодов года. Приведенные оценки показывают наглядным образом, что в аквапарке ведущим фактором являются выделения испаряемой влаги, бороться с которыми только средствами вентиляции нерационально, а в рассматриваемом конкретном случае и невозможно практически. В аквапарке подобное совершенно невозможно, поскольку повышенная подвижность воздуха помимо неприятных ощущений «сквозняка» неизбежно привела бы к массовым простудным заболеваниям. Техническое решение Единственным выходом является комплексное решение, когда наряду с необходимым по гигиеническим показателям объемом подаваемого свежего воздуха осуществляется удаление избыточной влаги средствами физически реализуемых процессов осушения воздуха внутри помещения в режиме рециркуляции, что в зарубежной практике предписывается соответствующими методическими указаниями [7, 8]. При микроклиматических условиях характерных для бассейнов и аквапарков в этих целях используется конденсационный метод, реализуемый на принципе теплового удара, согласно которому рециркуляционный воздух резко охлаждается на испарителе, входящем в состав компрессорного холодильного контура, с последующим восполнением тепла на конденсаторе. Таким образом, в отношении вентиляции аквапарка «Трансвааль Парк» скорее надо говорить не о недостаточной ее производительности, а о неадекватности использованного оборудования. В отечественной практике положительным примером является аквапарк в г. Ижевск Удмуртия , поставка вентиляционных агрегатов для которого поручена немецкой фирме MENERGA, являющейся одной из европейских фирм, специализирующейся на разработке и производстве климатического оборудования для аквапарков и бассейнов. Безусловно, данное оборудование существенно дороже традиционных систем вентиляции. Однако масштабы имевших место потерь несоизмеримы с подобного рода дополнительными затратами.
Еще раз о трагедии в аквапарке «Трансвааль Парк».
В годовщину обрушения московского «Трансвааль-парка» адвокат пострадавших потребовал изучить не только строящиеся, но и готовые сооружения. Тогда обрушилась крыша "Трансвааль-парка". 14 февраля исполняется 5 лет со дня трагедии, потрясшей всю страну. 14 февраля 2004 года примерно в 19:15 произошло обрушение крыши аквапарка – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, трагедии, факты на развлекательном портале Аквапарк "Трансвааль-парк" был построен по проекту архитектурной мастерской "Сергей Киселев и партнеры", главным проектировщиком выступил архитектор Нодар Канчели. 14 февраля исполняется 5 лет со дня трагедии, потрясшей всю страну.