WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года. В народе первую седмицу Великого поста называют Федоровой неделей. Суть Великого поста. Суть Великого поста – очистить тело и душу от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу.
Помочь храму
- О службах первой недели Великого поста
- Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать? | Вестник Кавказа
- Торжество Православия - первая Неделя Великого поста: что будет в храме 24 марта
- WebTypikon — полный текст службы на любой день года
- Стоит посмотреть!
Великий пост
Богослужение Крестопоклонной недели, 19 марта Накануне третьего воскресенья 18 марта, суббота на всенощном бдении из алтаря торжественно выносится Крест для поклонения. Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно. Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится всенощное бдение, а утром — литургия свт. Акафист Пресвятой Богородице, 31 марта В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы 1 апреля, суббота в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Богослужение Вербного воскресенья, 9 апреля Вход Господень в Иерусалим. Всенощное бдение накануне вечером и литургия свт. Накануне вечером на всенощном бдении и утром после литургии совершается освящение ветвей вербы. Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин омовения ног.
Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям страданиям Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.
Ведь порой за ним скрывается всего лишь один человек, подверженный греху, и он распространяет среди людей свою греховную мысль как заразу. Евангельский сюжет, который мы вспоминаем сегодня, напоминает нам, что мы должны мыслить самостоятельно, не слепо повторяя мнение большей части общества. Каждый из нас будет отвечать за своим собственные грехи, не за какие-то общественные институты. Ведь пред Престолом Божиим будем стоять мы все и отвечать будем за лично содеянное нами.
В жизни есть то, что необходимо делать самому, даже при наличии здорового коллектива, — это покаяние. Пред нами дни Страстной седмицы. Седмицу эту называют «Пасхой Страстной». Это тоже праздник, на котором мы вспоминаем, в отличие от Пасхи Красной, страдания Иисуса Христа. Ту великую жертву, Которую Он принес по любви Своей к роду человеческому. За что казнили?
А просто из-за зависти. Вот мы говорим о справедливости, а справедливо ли отнеслись к Иисусу Христу? Ответ очевидный. В том обществе, где присутствует любовь, к которой нас призывает Христос, — нет необходимости в справедливости, потому что все люди друг друга любят. Каждый облагодетельствован вниманием к себе. Это идеальное общество.
Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 в обычных канонах их около 30. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца — святого Андрея Критского.
Великий канон — одно из последних произведений преподобного Андрея, написан им уже в старости. Утверждают, что канон был написан им для себя. Одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого.
Свящ. Александр Титов:
- Лекция № 17. Тема: Полиелейные праздники в дни Великого Поста
- Праздники и памятные дни
- Первая седмица Великого поста - Храм прп. Сергия Радонежского
- На какие даты выпадает первая неделя Великого поста в 2024 году
- Всенощное бдение в канун Недели 6-й Великого поста (ваий)
- Первая неделя Великого поста
В праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Савва совершил Литургию
В первые четыре дня первой седмицы на великом повечерии прочитывается разделенный на четыре части Великий покаянный канон преп. Служба в среду первой седмицы Великого Поста в Покровском монастыре. В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения. В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения. Эта неделя хоть и считается частью Великого поста, на самом деле, по церковному канону является отдельным периодом, в который сохраняются и даже усиливаются ограничения Четыредесятницы (первых 40 дней поста). Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу.
Календарь Великого поста 2023 по дням.
Чего нельзя делать в Страстную неделю с 29 апреля по 4 мая, что нельзя есть | Вечером полиелейную службу Сорока мученикам, в Севастийском озере мучившимся, возглавил архимандрит Филарет (Кольцов). |
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать? | В конце службы отец игумен, поздравив братию с наступлением Великого поста и пожелав всем душевного спасения, кладёт начало чтению псалтири. |
Как совершается богослужение на первой неделе Великого поста | В первые четыре дня первой седмицы на великом повечерии прочитывается разделенный на четыре части Великий покаянный канон преп. |
Митрополит Григорий молился за утренним уставным богослужением первого дня Великого поста | Ночные размышления: Вот и закончилась первая седмица Великого поста. |
1-я седмица Великого поста
Самое заметное богослужение первых дней Великого поста – это Повечерие с каноном преподобного Андрея Критского, которое совершается в понедельник, вторник, среду и четверг. 28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Спасском кафедральном соборе г. Пензы. Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы.
Настоятель храма Рождества Христова назвал первые пять правил Великого поста
Главная Новости благочиний Службы первых четырех дней Великого поста в храме Пойковского. В народе первую седмицу Великого поста называют Федоровой неделей. Сегодня вечером за великим повечерием будет прочитана первая часть покаянного канона преподобного Андрея Критского, который будет читаться в храмах четыре дня первой недели Великого поста. поста, Крестопоклонную Последование Пассии в Неделю 3-ую Великого поста, Вечера. В дни Великого поста христианам рекомендуется отказаться от увеселительных мероприятий, курения, употребления алкоголя. 28 фев 2023. Пожаловаться. В первый день Великого поста батюшка Илий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского.
Устав-схема служб Великого поста
Этот акцент присутствует в песнопениях Триоди; также благоприятным вспомогательным фактором, создающим соответствующую атмосферу и способствующим развитию покаянного чувства, является последовательность читаемых паремий из Книги Бытие. Как раз за первые пять дней поста прочитываются Быт. Кроме этого, в духовном измерении пост — начало года, и потому в начале года уместно исследовать себя и принести покаяние за весь прошлый год, за весь период от окончания прошлогоднего Великого поста до наступления нынешнего. Эту мысль выражает архимандрит Иоанн Крестьянкин : «На первой седмице говение особое. Это отчет пред Богом за весь прожитый год со строгой проверкой себя, своей жизни пред лицем Правосудия Божия». Суббота 1-я поста — память вмч. Феодора Тирона В пятницу после заамвонной молитвы по окончании Литургии совершается молебный канон вмч.
Феодору Тирону и освящение колива вареной пшеницы на меду или рис с изюмом. Связано это со следующим случаем. В 362 году император Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой великомученик Феодор Тирон явился в сонном виде-нии епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Поэтому в пятницу на молебном каноне освящается коливо, а в субботу первой седмицы Великого поста совершается благодарственное празднование великомученику Феодору Тирону. Впрочем, есть и другое объяснение причин празднования вмч.
Еще за три недели до поста Церковь призывает своих прихожан покаяться. Священнослужители читают притчу о мытаре и фарисее, притчу о блудном сыне, напоминают о Страшном суде и изгнании Адама из рая. Бывает, человек постится, но не хочет каяться, следовать Заповедям Божиим. Но согласно словам святого Игнатия Брянчанинова, покаяться — «значит сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои и уже больше не возвращаться к ним. Таким образом, многие грешники претворились в святых». Отец Александр призывает внимательно относиться к своему самочувствию. Если во время поста возникают недомогания или ухудшается общее состояние здоровья, нужно обсудить степень воздержания со своим духовником.
В современных условиях даже в монастырях в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, здоровье которого нельзя назвать крепким, - подчеркнул настоятель. Преподобный Амвросий Оптинский советовал поститься «благоразумно, рассудительно, соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы». Каждый православный должен определить себе меру поста с учетом состояния здоровья и крепости тела. Святой Филарет, митрополит Московский, пояснил, что для немощного человека не нужно усмирять плоть постом, чтобы он вовсе не смог служить душе. Немощность уже подразумевает укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. Святитель Феофан Затворник говорил: «когда нет здоровья, терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост.
В древней Церкви люди, готовящиеся к Таинству Крещения как раз на богослужениях Четыредесятницы Сорокодневницы, то есть Великого поста слушали тексты, которые должен был знать каждый христианин. Нынче великопостные службы дают возможность восполнить пробелы в знаниях если они есть. И Библейские песни, и часы, и чтения Священного Писания, и молитва Ефрема Сирина: все это останется с молящимися практически на весь пост. А именно на его первой седмице, помимо богослужебных открытий человека ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня понедельник, вторник, среду и четверг вечером совершается особое богослужение, чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. Канон начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», то есть как начать каяться, так много грехов, что даже трудно решить какой исповедать сначала. Есть только одна надежда — милосердие Христа. Канон по содержанию представляет собой беседу кающегося с его собственной душой. Канон большой, он разделен на четыре части, потому и читается четыре дня. В его словах разворачивается ретроспектива долгого и мучительного пути человечества ко спасению. Вспоминается много библейских персонажей Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф, «колесничник Илия» , пример которых должен сподвигнуть человеческую душу к очистительному покаянию. Пример самого Христа должен служить душе образом твердости в духовном делании: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится». Господь во время своего сорокодневного подвига в пустыни подвергся искушению, помня об этом, душа не должна лениться, но молитвой и постом прогонит врага. Привычная всем Евхаристия совершается во время поста только по субботам и воскресеньям.
Те, кто ведет регулярную церковную жизнь, стремятся прийти в эти первые дни Четыредесятницы вечером в храм, чтобы услышать Великий Канон — и по мере сил присоединить свои молитвы к молениям всей Церкви. Почему христиане так стремятся прийти на Канон в первые дни поста? Потому, что он содержит глубоко покаянные молитвы и песнопения, которые настраивают душу на вхождение в Великий Пост; на осознание своих грехов — ведь очень многое из того, о чем говорится в Каноне, описывающем грехопадения мятущейся души человека, почти всякий христианин знает и за собой. На 5-й день Великого поста в храме Святой Троицы после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров, воздавая благодарение благодетелю — мученику, иереем Рустиком Адыгезаловым был совершен молебный канон святому Феодору Тирону и освящено приготовленное коливо.
Митрополит Григорий молился за утренним уставным богослужением первого дня Великого поста
Песни, в которых нет трипеснцев, поются «На 4» тропаря, ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й кроме среды и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. По 3-й песни — ектения малая. Седален святого. По 6-й песни — ектения малая.
Кондак и икос Минеи если есть. Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни читается мученичен Октоиха см. По 8-й песни поётся « Величит душа моя Господа …» с земным поклоном на каждый припев «Честнейшую Херувим…» и совершается обычное каждение храма. После канона певчие поют: « Достойно есть ».
Все творят земной поклон. Далее: Ектения малая. Светилен Троичен текущего гласа из приложения Триоди. Окончания светильна поются по распеву Троичных тропарей.
Наступает вечер. В храм собирается много людей. Свечи в руках — с бумажными «юбочками», чтобы воск не капал на пол. Строгий мужской хор. Сегодня первый день читается Великий Покаянный Канон.
После короткого начала звучит первый ирмос канона — «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися», потом особым, постовым напевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И священник начинает чтение Канона. По всему храму мерцают огоньки свечей. Покайся, что спиши, конец приближается…» Господи, как же научиться каяться? Хочется так и стоять до конца на коленях, но и на это сил нет.
Звучит последний ирмос, уже прочитана девятая песнь Канона. Священник уходит в алтарь, молящиеся гасят свечи. Закрываются Царские Врата. Чтец продолжает читать Великое Повечерие. Напряжение спадает.
Можно немного расслабиться.
Мир затягивает, усыпляет нас — мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее — насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…». И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание — болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть… Великий пост — это то время, когда мы можем стряхнуть с себя оковы сна, время, когда мы можем духовно воспрять, услышав снова кондак Великого канона: «Душе моя, восстании, что спиши, конец приближается…». Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце, понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он, не умолкая, зовет нас… Это время, когда небо открывается для нас, время когда боль покаяния сильней всего может уязвить нашу душу и понудить ее вновь искать той свободы от греха и от страстей, которая может эту боль исцелить. И Господь в эти дни так близок каждому кающемуся… И так мало нужно от нас! Просто вырваться, прийти вечером в храм и позволить своей душе, словно жаждущей земле — дождь, впитывать в себя слова критского пастыря. И решиться делать то, чего она — пробуждающаяся и оживающая душа — будет все настойчивей и настойчивей требовать от нас. Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области, руководитель военно-патриотического клуба «Воин»: — В первые дни поста как-то особенно себя чувствуешь, окрыляешься, забываешь о суете, умиротворяешься, согреваешься сердцем.
Я вспоминаю свой первый «великопостный опыт», неофитский и сумбурный, как у всех, кто приходит в Церковь, наверное. Я ощутил стройность и строгость великопостного богослужения именно в первую седмицу, сам читая на клиросе кафизмы, молясь каждый вечер за чтением Великого покаянного канона, за литургией Преждеосвященных даров. О существовании этих богослужений, проходив в храм несколько месяцев, я и не подозревал, но «познакомившись» с ними, я навсегда утвердился во мнении, что это самые торжественные и великолепные службы всего годового круга. Сейчас, уже два десятка лет прослужив алтарю Господню, великопостных напевов, канона святого Андрея Критского, трипеснцев и молитвы преподобного Ефрема Сирина ожидаю с нетерпением. Кто-то скажет: «А что еще священнику делать? Скатиться в риторику менторства, мало воспринимаемого даже воцерковленной аудиторией? Или напомнить народу о том, что он «невежда в законе»? Беда наша в том, что мы не смотрим в самую суть поста как деяния свободной воли и любви к Богу. Мы вообще очень мало говорим о свободе воли, свободе в истине и любви, неоправданно мало! Мы должны почувствовать необходимость поста, должны захотеть поститься в покаянии, смирении и воздержании, не пеняя тем, кто в эти святые дни ведет себя иначе.
Тогда вдруг понятными станут слова песнопений и молитв, обращаемых к нам. Почувствовать себя человеком духовным можно, ополчаясь и воинствуя против праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Против лености и вялости души. Против дебелости и расслабленности духа. Это пассионарное действие, и на него решаются только те, кто хочет не по имени, а по делам быть христианином. Тут нам нужно все наше христианское мужество и наша воля. И если это не так, то, значит, мы миримся с нашим порабощением привычками, наклонностями и страстями и не осмеливаемся бросить им вызов. Пост сегодня — это открытый вызов гедонистической морали, потребленчеству, духовному индифферентизму, эгоизму. Это брань, борьба, испытание крепости нашей веры, твердости нашего упования, силы нашей любви. Кто из нас хочет быть борцом и добрым воином Христовым?
Входите в эти открытые церковные двери и становитесь среди тех, чей дух бодрствует и радуется живительной святой четыредесятнице! Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета: — Великий пост — это великий дар Божий для спасения наших душ. Первая его неделя — сеяние добродетелей, весь пост — терпеливое и бережное их взращивание. Последняя неделя — собирание плодов, а праздник Пасхи Христовой — время вкушения плодов от телесных и духовных трудов, понесенных в пост. Нельзя стать совершенным за один пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая — для мирян. Умение поститься приходит со временем от поста к посту. Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Пост должен принести радость, а не печаль.
Молитва во время поста, соединенная с кротостью и терпением, может поднять супружеские отношения на качественно новый уровень. Посещение великопостных богослужений, столь трогательных и умилительных, является не столько долгом, сколько потребностью кающейся души. Но, конечно же, не должно быть из-за этого никаких конфликтов ни на работе, ни дома. И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто совершенно уникальное и особенное. В чем современные особенности постного подвига? Первое, что бросается в глаза, это время, которое сегодня тратит обычный человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать привычные и длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. В самом лучшем случае на работу — час, с работы в храм — час, со службы домой — час. Итого три часа тяжелой и специфической «работы», вытягивающей из человека остатки физических и психических сил.
Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания — рукой подать, а от места послушания до храма — пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую. А мирской богомолец чаще — женщина вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение.
В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину», который борется за жизнь, изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу. Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Нужны терпение и снисхождение. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду. Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней — усталость. И человеку приходится, быть может, учить наизусть молитвы и псалмы, чтобы, в вагоне метро прислонившись к окну, помолиться по памяти. Упрекать его за такой способ молитвы нельзя, скорее, наоборот, стоит подбодрить и утешить. Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями — это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника.
Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек — это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня. Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим дождем, отчего многие похожи на пациентов психиатрической клиники, почему-то ночующих дома. Выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах — это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения. Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть, что хочет. Телесное воздержание, как сказали отцы, есть действительно «мать всего доброго».
Нужно подсушить чрево и раздать милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях. Но нужно понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский, превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый — в век пятый. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, святитель Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время». Нетрезвое, лишенное рассуждения отношение к жизни плодит на каждом шагу ошибки и дискредитирует саму возможность проводить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».
Богослужения 1-й Седмицы Великого поста 19 марта, в понедельник, митрополит Псковский и Порховский Арсений с братией молились за богослужением в Михайловском соборе. По окончании Вечерни Владыка митрополит с братией обители совершили заупокойную литию по всем от века усопшим православным христианам. Вечером священноиноки совершили чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского.
Самое читаемое
- Как совершается Богослужение на первой неделе Великого поста » Севастопольское Благочиние
- Неделя 6-я Великого поста, ваий. Вход Господень в Иерусалим
- 43 день Великого поста и начало Страстной недели: что нужно сделать 29 апреля
- О службах первой недели Великого поста
- Службы Великого поста в 2024 году - Православный журнал «Фома»
- ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК (30.04)
Календарь Великого поста 2023 по дням.
WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года. Поскольку в Великую Среду пост уже закончился, вечером в этот день повечерие не Великое, а Малое. поста, Крестопоклонную Последование Пассии в Неделю 3-ую Великого поста, Вечера.
Первая седмица Великого поста
Смотрящий благоговейным и трепетным взором увидит и почувствует всю глубину подвига спасительных страданий Господа. На утрене читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. Вечерня совершается в час смерти Иисуса Христа на кресте, в 14:00. При пении определенного тропаря священнослужители поднимают Плащаницу изображение лежащего во гробе Христа с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе-гробнице. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом. В Великую Субботу служба которой начинается вечером накануне церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней.
Во время вечерни, предваряющей пасхальное богослужегние, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.
Алексия, человека Божия.
Престольный праздник придела собора Рождества Пресвятой Богородицы. На утрене пятой седмицы — читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского и Житие прп.
Марии Египетской. Эта одна из самых длинных и сложных служб Великого поста носит название «Стояние Марии Египетской». Накануне, в пятницу вечером 31 марта служится утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице.
В этот день празднуется также преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России 1925. Блаженная кончина патриарха Тихона произошла в лечебнице Бакуниных, неподалеку от Зачатьевского монастыря и поэтому насельницы обители считают святителя своим особым покровителем. В завершение светлого праздника Благовещения в монастыре соблюдается древняя традиция выпускать голубей, как символ благой вести от Бога о рождении Спасителя, которую архангел Гавриил принес Богородице.
На трапезе разрешается рыба. В этот день в Зачатьевском монастыре совершается сугубое торжество: праздничное богослужение накануне и в день праздника, крестный ход в Надвратный храм с благодарственным молением, а затем и молебен с акафистом перед образом святого и частицей мощей в ковчеге. Такое торжество связано с тем, что в 1993 году, в Лазареву субботу, в Надвратном храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя была совершена первая Божественная Литургия после семидесяти лет закрытия обители.
На трапезе разрешается вкушение рыбной икры. Вербное воскресение. Неделя Шестая Великого поста.
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа.
Да, люди впадают в уныние из-за того, что будут жить без вкусной еды, развлечений и подолгу стоять на службах в храме. Отец Александр отметил, что богослужения — это высокие образцы средневековой духовной поэзии, философские размышления о месте человека в вечности, ощущение единства с другими молящимися, общение с Самим Богом. Соблюдающие пост переживают, что не смогут справиться с предписаниями. Отец Александр успокаивает: - Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.
Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем. Настоятель храма Рождества Христова говорит: молитве стоит уделить чуть больше времени, чем обычно. На службах тоже стоит быть внимательнее. Можно взять с собой книгу с текстами богослужения. Современное молитвенное правило гласит: «выйти из-за компьютера или гаджета на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы».
На благо будет вспомнить молитву преподобного Ефрема Сирина, послушать или почитать Псалтирь. Если чувствуете раздражение, гнев, уныние и другие неприятные эмоции, произносите краткую Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Богослужения совершаются каждый день, утром и вечером, в монастырях и во многих приходских храмах городов. Можно зайти на службу перед или после работы, поприсутствовать хотя бы часть.
На третьем часе подобным же образом поют, вспоминая событие Пятидесятницы: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Шестой — воспоминание страшного момента Распятия Христова ради того, чтобы избавить нас от грехов: «Иже в шестый день же и час, на кресте Пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Девятый час не менее страшен по смыслу, это время смерти Иисуса Христа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Великопостные богослужения являются не только исключительным молитвенным предстоянием. Они могут стать усердной учебой. Дело в том, что в течение Великого поста, во время разных моментов Богослужения должны быть прочитаны три книги из ветхого Завета: Бытия, Притч Соломоновых и Книга пророка Исайи.
В древней Церкви люди, готовящиеся к Таинству Крещения как раз на богослужениях Четыредесятницы Сорокодневницы, то есть Великого поста слушали тексты, которые должен был знать каждый христианин. Нынче великопостные службы дают возможность восполнить пробелы в знаниях если они есть. И Библейские песни, и часы, и чтения Священного Писания, и молитва Ефрема Сирина: все это останется с молящимися практически на весь пост. А именно на его первой седмице, помимо богослужебных открытий человека ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня понедельник, вторник, среду и четверг вечером совершается особое богослужение, чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. Канон начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», то есть как начать каяться, так много грехов, что даже трудно решить какой исповедать сначала. Есть только одна надежда — милосердие Христа.
Канон по содержанию представляет собой беседу кающегося с его собственной душой.