Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, например родственника. Избирательные бюллетени заполняются в кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи. По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума.
Защита документов
Центральная избирательная комиссия приняла беспрецедентные меры по соблюдению тайны голосования и ввела многоступенчатые меры защиты избирательных бюллетеней. При погашении неиспользованных избирательных бюллетеней могут присутствовать наблюдатели, члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. На избирательных участках в Москве и Подмосковье зафиксированы случаи задержания граждан, которые оставили надписи на бюллетенях. На избирательном участке, на котором ожидается значительное число избирателей, имеющих открепительные удостоверения, количество избирательных бюллетеней может быть увеличено решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается.
Защита документов
При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется по спискам кандидатов. При этом в избирательном бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой, размещаются наименования избирательных объединений, избирательных блоков, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и или его соответствующей региональной части и символы избирательных объединений, избирательных блоков в одноцветном исполнении. Жеребьевка, по результатам которой определяется позиция место избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, в избирательном бюллетене, проводится по решению и в порядке, определяемом соответствующей избирательной комиссией. Обязательным условием проведения такой жеребьевки является ее открытый характер, предполагающий участие в ней уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей СМИ.
В случае применения системы открытых списков кандидатов политических партий, избирательных блоков избирательный бюллетень должен включать в себя дополнительные данные см. В качестве гарантии, обеспечивающей достоверное информирование избирателей о наличии в биографии зарегистрированных кандидатов фактов прошлого противоправного поведения, законодательство предусматривает отражение в избирательных бюллетенях сведений о привлечении к уголовной ответственности. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в бюллетене в обязательном порядке должны указываться сведения о его судимостях п.
Законодательство также предусматривает обязательное указание в избирательном бюллетене наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства. Комментируемая норма касается также кандидатов, выдвинутых в составе списков кандидатов, если их фамилии, имена, отчества в соответствии с п. Текст избирательного бюллетеня размещается так, чтобы справа от обязательных сведений о каждом зарегистрированном кандидате от наименования избирательного объединения, избирательного блока находился пустой квадрат.
В конце перечня кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Такое расположение текста в избирательном бюллетене призвано обеспечить единую унифицированную для всех видов выборов, проводимых в Российской Федерации, процедуру голосования, при которой голосование может производиться только путем нанесения в избирательном бюллетене какого-либо знака в соответствующем квадрате по правилам, предусмотренным ст. Для голосования на референдуме в бюллетене точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет", под которыми помещаются пустые квадраты.
Если на референдум выносится несколько вопросов, они включаются в разные бюллетени. При вынесении на референдум проекта закона, нормативного правового акта органа местного самоуправления в бюллетене либо полностью воспроизводится его текст, либо однозначно определяется содержание этого текста. Поскольку полное воспроизведение текста выносимого на референдум проекта, как правило, бывает невозможным, очень важное значение приобретает указание законодательства именно на однозначное определение содержания проекта в бюллетене для голосования на референдуме с тем, чтобы каждый участник референдума имел четкое, ясное и недвусмысленное представление о предлагаемых вариантах закона, иного нормативного правового акта.
Учитывая особую важность голосования на референдуме за или против конкретных законопроектов, а также необходимость обеспечения условий для более полного ознакомления участников референдума с содержанием выносимых на голосование законопроектов, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные гарантии информирования граждан о предлагаемых вариантах закона. Так, в соответствии со ст. Если текст проекта закона и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка референдума Российской Федерации для всеобщего ознакомления.
В соответствии со ст. При этом Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Следует также учесть, что на избирательную комиссию, комиссию референдума в этом случае ложится обязанность по утверждению текста избирательного бюллетеня бюллетеня для голосования на референдуме на государственном языке соответствующего субъекта РФ, языке народа Российской Федерации, компактно проживающего на соответствующей территории, идентичного по содержанию тексту на русском языке.
В частности, Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" устанавливает, что при изготовлении избирательных бюллетеней на двух и более языках на президентских выборах текст таких бюллетеней утверждается ИКС РФ. После изготовления бюллетеней полиграфическая организация типография осуществляет выбраковку напечатанной избирательной продукции. Цель такой выбраковки состоит в том, чтобы выявить бюллетени, при печатании которых были допущены отступления от утвержденных формы и текста избирательного бюллетеня бюллетеня для голосования на референдуме.
Отбракованные бюллетени подлежат выделению из общей массы изготовленных избирательных бюллетеней бюллетеней для голосования на референдуме и хранятся отдельно. Процесс выбраковки происходит под наблюдением членов комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней. Изготовленные и выверенные типографией бюллетени затем передаются по акту членам комиссии, разместившей заказ на изготовление бюллетеней.
Комментируемый Федеральный закон не оговаривает содержание акта передачи бюллетеней изготовившей их типографией членам соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Целесообразно, чтобы в нем в обязательном порядке были отражены сведения о дате, времени и месте его составления, лицах, составивших акт передачи и участвовавших в ней, количестве переданных бюллетеней и присутствовавших при этом членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса, кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, членов и или представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Детальное правовое регулирование процедуры передачи бюллетеней и содержания составляемого об этом акта может содержаться в федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов РФ, посвященных регламентации различных видов выборов и референдума.
После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации в присутствии всех вышеперечисленных лиц уничтожают отбракованные и лишние бюллетени при их выявлении. Об этом составляется акт, который вправе подписать все присутствующие лица. Содержание акта об уничтожении отбракованных и лишних избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме принципиально ничем не отличается от акта передачи изготовленных бюллетеней.
На избирательную комиссию, разместившую заказ на изготовление бюллетеней, возлагается обязанность оповещения членов указанной комиссии, соответствующих кандидатов, избирательных объединений избирательных блоков , инициативной группы по проведению референдума, иных групп референдума их представителей о месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их соответствующей комиссии, уничтожении выбракованных и лишних бюллетеней. При выбраковке, передаче и уничтожении в случае необходимости бюллетеней полиграфическая организация обязана предоставить возможность присутствовать не менее чем одному представителю каждого из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. При этом следует иметь в виду, что перечень лиц, которым прямо предоставлено право присутствовать при выбраковке, передаче изготовленных и уничтожении отбракованных и лишних бюллетеней, не может быть исчерпывающим, поскольку при совершении указанных действий исходя из принципиальных положений законодательства о выборах и референдумах вполне могут присутствовать также члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, представители СМИ.
На комиссию, получившую бюллетени из изготовившей их полиграфической организации, возлагается обязанность их передачи нижестоящим комиссиям. При этом законодательство не оговаривает порядок такой передачи, предусматривая в качестве ее обязательного условия только необходимость оформления передачи бюллетеней соответствующим актом. Принимая во внимание тот факт, что в соответствии со ст.
Комиссия, получившая бюллетени от вышестоящей комиссии, передает их непосредственно нижестоящим комиссиям до участковых комиссий включительно. Процесс передачи бюллетеней завершается только после получения их всеми участковыми комиссиями. Законодательство возлагает ответственность за правильность передачи бюллетеней на председателей обеих комиссий, как передающей, так и получающей бюллетени.
Прежде всего это означает, что именно на них ложится обязанность организации передачи и получения бюллетеней и осуществления контроля за соблюдением установленного законом порядка передачи бюллетеней. При этом председатели комиссий не вправе ссылаться на действия бездействие иных лиц, включая членов комиссий, как на обстоятельство, освобождающее их от ответственности за правильность передачи бюллетеней. В тех случаях, когда председатели комиссий умышленно нарушают установленный порядок передачи бюллетеней, они могут быть привлечены к юридической ответственности, если их действия бездействие были сопряжены с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав граждан или работе избирательных комиссий, комиссий референдума.
В зависимости от обстоятельств, которыми сопровождалось нарушение председателями комиссий установленного порядка передачи бюллетеней, а также характера наступивших последствий они могут быть привлечены к административной ст. Сроки осуществления избирательных действий занимают одно из центральных мест в механизме правового регулирования выборов и референдума.
На выборах президента должна быть одна отметка. Стало быть, любое другое количество - ноль, две, три и т. Какова сила недействительного бюллетеня? Недействительный бюллетень участвует в подсчете. Это значит, что забирает на себя проценты от общего числа голосов в урне. На голосовании по Конституции в 2020 году на одном из участков удалось признать недействительными все бюллетени за неделю предварительного голосования.
Тогда под предлогом ковида голосовали якобы всю неделю. Настоящие граждане пришли только в воскресенье, и вот результаты за воскресенье и остались. Голосов «да» оказалось 105, голосов «нет» 112. И вот теперь представьте: пришли и проголосовали работники школы; потом - работники местной поликлиники; работники администрации. Это все зависимый электорат, который точно проголосует как скажут.
Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным международным наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе соответствующих графах списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается. Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в опечатанный опломбированный стационарный ящик для голосования. Если Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 79 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненные избирательные бюллетени в конверт, который выдается ему членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой избирательной комиссии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Избирательным комиссиям в целях контроля за сохранностью упакованных в сейф-пакеты избирательных бюллетеней в случае, если не применяются средства видеонаблюдения либо места хранения сейф-пакетов находятся вне зоны видеонаблюдения, рекомендуется использовать в том числе в нерабочее и ночное время средства видеофиксации, обладающие необходимым размером памяти емкостью и возможностью осуществлять видеонаблюдение видеофиксацию в отсутствие освещения в режиме ночной съемки. Такие устройства предоставляются по заявкам избирательных комиссий органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках установленной законом обязанности по оказанию избирательным комиссиям содействия в реализации их полномочий, а также вышестоящими избирательными комиссиями. В случае если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеонаблюдение видеофиксацию в отсутствие освещения в режиме ночной съемки , то в зоне видеонаблюдения видеофиксации мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение. Гарантиями сохранности находящихся в сейф-пакете избирательных бюллетеней являются: наличие на сейф-пакете на индикаторной ленте индивидуального серийного номера; наличие на сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, подписей не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей в случае их присутствия и проставления ими подписей ; целостность индикаторной ленты; отсутствие на сейф-пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности; наличие составленного в отношении сейф-пакета акта. В целях контроля за целостностью отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов наблюдатели, иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования перечислены в пункте 2. После осмотра под контролем председателя участковой избирательной комиссии сейф-пакетов и или актов к ним сейф-пакеты вскрываются в соответствии с Положением. Каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования перемещаются в сейф-пакет сейф-пакеты незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования. В случае если сейф-пакет не вмещает количество избирательных бюллетеней, извлеченных из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования, для этих целей допускается использование нескольких сейф-пакетов. Перемещение избирательных бюллетеней из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования в сейф-пакет сейф-пакеты и их хранение осуществляется в порядке, аналогичном порядку перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет сейф-пакеты пункты 3. В случае использования нескольких сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера всех сейф-пакетов. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, либо по ее поручению — избирательной комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к соответствующей участковой избирательной комиссии, для обеспечения сохранности избирательных бюллетеней может использоваться могут использоваться стационарный ящик стационарные ящики для голосования при условии, если они снабжены специальной опечатываемой заглушкой прорези для избирательных бюллетеней. Специальная опечатываемая заглушка прорези специальные опечатываемые заглушки прорезей пломбируется пломбируются. При этом специальная опечатываемая заглушка прорези специальные опечатываемые заглушки прорезей должна должны полностью перекрывать прорезь прорези стационарного ящика стационарных ящиков для голосования. Пломба пломбы , используемая используемые для опечатывания специальной заглушки прорези специальных заглушек прорезей , должна должны иметь индивидуальный серийный номер индивидуальные серийные номера. До начала проведения голосования в последующие дни голосования лицам, присутствующим в помещении участковой избирательной комиссии помещении для голосования , предъявляется стационарный ящик стационарные ящики для голосования со специальной опечатываемой заглушкой прорези специальными опечатываемыми заглушками прорезей и пломбой пломбами для проверки ее их целостности и сохранности. При этом голосование с использованием стационарного ящика стационарных ящиков для голосования возобновляется только после проверки сохранности идентичности пломбы пломб , что отражается в вышеуказанном акте. В случае наличия повреждений или иных нарушений пломбы пломб , расхождения ее индивидуального серийного номера их индивидуальных серийных номеров и индивидуального серийного номера индивидуальных серийных номеров , указанного указанных в соответствующем акте, голосование с использованием такого стационарного ящика таких стационарных ящиков для голосования не проводится, такой ящик подлежит такие ящики подлежат опечатыванию. Указанные факты подлежат рассмотрению участковой избирательной комиссией при непосредственном подсчете голосов избирателей с составлением соответствующего акта, принятием решения и информированием непосредственно вышестоящей избирательной комиссии. Основанием для принятия решения о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем стационарном ящике соответствующих стационарных ящиках для голосования, недействительными может являться: отсутствие или нарушение целостности специальной опечатываемой заглушки прорези специальных опечатываемых заглушек прорезей , отсутствие или нарушение целостности пломбы пломб ; расхождение индивидуального серийного номера индивидуальных серийных номеров пломбы пломб и индивидуального серийного номера индивидуальных серийных номеров , указанного указанных в соответствующем акте; наличие на стационарном ящике стационарных ящиках для голосования различных следов, позволяющих сделать вывод о несанкционированном доступе к его содержимому. Решение о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем стационарном ящике соответствующих стационарных ящиках для голосования, недействительными принимается участковой избирательной комиссией при наличии указанных оснований при условии, что они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. После установления факта идентичности пломбы пломб и целостности специальной опечатываемой заглушки прорези специальных опечатываемых заглушек прорезей перед началом голосования каждого дня голосования указанная указанные заглушка заглушки снимается снимаются. По окончании времени голосования каждого дня голосования, за исключением последнего, прорезь прорези стационарного ящика стационарных ящиков для голосования вновь закрывается закрываются специальной опечатываемой заглушкой прорези специальными опечатываемыми заглушками прорезей , которая которые опечатывается опечатываются пломбой пломбами. В случае применения при проведении голосования в помещении средств видеонаблюдения и трансляции изображения либо использования средств видеофиксации по окончании времени голосования каждого дня голосования и до начала проведения голосования в последующие дни голосования, за исключением последнего, стационарный ящик стационарные ящики для голосования должен должны находиться под постоянным видеонаблюдением видеофиксацией. Хранение в участковых избирательных комиссиях избирательных бюллетеней, стационарных ящиков для голосования и сейф-пакетов, содержащих избирательные бюллетени, осуществляется в охраняемых помещениях. По истечении времени голосования каждый день голосования, за исключением последнего, и после осуществления членами участковой избирательной комиссии действий по обеспечению сохранности избирательных бюллетеней работа участковой избирательной комиссии в этот день заканчивается. Все присутствующие лица покидают помещение для голосования, после чего помещение для голосования закрывается, опечатывается за исключением случаев, когда конструктивные особенности помещения не позволяют этого сделать и передается под круглосуточную охрану сотрудникам правоохранительных органов, иным уполномоченным лицам. Члены участковой избирательной комиссии, наблюдатели, иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования, вправе осуществлять контроль за обеспечением сохранности избирательных бюллетеней с учетом правил охраны режима работы объекта, в котором расположено помещение для голосования. В каждый день голосования, за исключением последнего, после опечатывания помещения для голосования доступ в это помещение запрещается. Если после проведения голосования и составления протокола протоколов об итогах голосования остались неиспользованные сейф-пакеты, они могут быть использованы для упаковки иной документации для передачи в вышестоящую избирательную комиссию. Особенности подсчета голосов избирателей 4. При осуществлении работы со списком избирателей в строку протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования «число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования» вносится общее число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в течение всех дней голосования. В строку протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования «число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования» вносится суммарное число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим на дому в течение всех дней голосования, а также при голосовании с использованием дополнительных форм голосования. Затем производится подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков для голосования и помещенных в сейф-пакеты в соответствии с пунктом 3. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка его неповрежденности отсутствия следов несанкционированного доступа к его содержимому , указанная в пункте 3. В случае наличия повреждений следов несанкционированного доступа к содержимому или иных нарушений целостности идентичности сейф-пакета или индикаторной ленты, а также расхождения номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте, указанные факты подлежат незамедлительному рассмотрению участковой избирательной комиссией с составлением соответствующего акта и информированием вышестоящей избирательной комиссии.
Имеет ли право гражданин выносить избирательный бюллетень
Памятка — Как правильно заполнить избирательный бюллетень | Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей. |
Новость о том, что избирателем выдают бюллетени без печати – фейк | АиФ Владивосток | Заполнив бюллетень, избиратель достает его из папки-трафарета и опускает в ящик для голосования. |
Cистемы электронного голосования КОИБ и КЭГ / Хабр | Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. |
Новость о том, что избирателем выдают бюллетени без печати – фейк | АиФ Владивосток | Испортить избирательный бюллетень можно как умышленно, так и не осознавая, что он испорчен если неправильно его заполнить. |
Report Page
- Прокурор разъясняет - Прокуратура Ярославской области
- Защита документов
- О праве голосовать на выборах вне помещения для голосования
- Памятка о порядке голосования избирателей, являющихся инвалидами
- Сайты Хабаровска
- Статья 81. Порядок голосования
Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень
Как распознать и кому сообщить о нарушениях на выборах — Новости Хабаровска | Передача избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям. |
Президентские выборы в России (2024) — Википедия | Отказ участковой избирательной комиссии выдать бюллетень Иванову после того, как он обратился с заявлением на имя председателя, может быть неправомерным и нарушением избирательных прав Иванова. |
Ответы : Помогите пожалуйста. | Избиратель, который не может самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом. |
муниципального образования город-герой Новороссийск | Избиратель, который не может самостоя-тельно расписаться в получении изби-рательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе восполь-зоваться для этого помощью другого изби-рателя, не являющегося членом избиратель-ной комиссии. |
4. Проблемные ситуации
На основании решения территориальной избирательной комиссии о распределении избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за один день до дня первого дня голосования досрочного голосования. По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента но не менее чем на два бюллетеня число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и не может составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи избирательных бюллетеней, за исключением случая проведения дистанционного электронного голосования. В этом случае количество передаваемых избирательных бюллетеней определяется решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. На избирательном участке, на котором ожидается большое число избирателей, подавших заявление о включении в список избирателей по месту нахождения в порядке, установленном пунктом 4. В участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в территориальные избирательные комиссии, образованные в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, осуществившей их закупку, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных учета регистрации избирателей, участников референдума. При передаче избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные избирательные бюллетени при их выявлении уничтожаются членами территориальной избирательной комиссии, о чем составляется акт. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Незаверенные избирательные бюллетени признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии составляется акт в двух экземплярах. В данном акте указываются дата и время его составления, количество передаваемых избирательных бюллетеней. При передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии, а также при их выбраковке и уничтожении если таковые производятся вправе присутствовать изъявившие на то желание члены указанных избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты, сведения о которых внесены в избирательный бюллетень. Соответствующая избирательная комиссия обязана оповестить всех членов данной избирательной комиссии и указанных зарегистрированных кандидатов о месте и времени передачи избирательных бюллетеней, а также предоставить возможность не менее чем одному доверенному лицу каждого зарегистрированного кандидата присутствовать при проведении указанной передачи. При этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче избирательных бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении если таковые производятся. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней. В случае отмены или аннулирования регистрации кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вычеркивают в избирательных бюллетенях сведения о таких зарегистрированных кандидатах.
При необходимости внесения изменений и дополнений в сведения о зарегистрированном кандидате, помещенные в отпечатанном избирательном бюллетене, либо в случае, предусмотренном пунктом 5.
Жители 29 регионов могут поставить галочку за своего кандидата не только на бумажном бланке, но и онлайн — через компьютер или телефон. В этом году защиту бюллетеней усилили, сообщила глава Центризбиркома Элла Памфилова в информационном центре ЦИК 15 марта. Как правильно заполнять бюллетени и где их хранят до подсчета голосов, разбиралась «Парламентская газета». По словам Эллы Памфиловой , в этом году усилили защиту бюллетеней от подделок. На каждый из них нанесли фоновую сетку зеленого цвета, а в правом углу поместили специальную марку. На лицевой стороне ставят печать избирательной комиссии и подписи двух ее членов с правом решающего голоса. Бланки для голосования не нумеруют, а текст размещают строго на одной стороне.
Текст печатают на русском языке, и по решению избиркома региона могут перевести на языки республик. Справа от сведений о каждом кандидате разместили пустой квадрат для голосования. Текст бюллетеня утвердили 8 февраля. Фамилии кандидатов расположены в алфавитном порядке, рядом с ними указан год рождения, место жительства и работы и название политической партии, если человека выдвинула партия. Согласно законодательству, в бюллетене следует указать сведения о судимости претендента, статусе иностранного агента или связях с такими лицами. Но в президентской избирательной кампании такие кандидаты не участвуют.
В случае изготовления избирательных бюллетеней на двух и более языках текст на русском языке печатается краской черного цвета, а текст на ином языке по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с ЦИК России, может быть напечатан краской другого цвета. В избирательном бюллетене части, отведенные каждой политической партии, разделяются прямой линией черного цвета толщиной 0,2 мм. Эти части избирательного бюллетеня должны быть одинаковыми по площади. Номер, полученный политической партией в результате жеребьевки, эмблема политической партии в одноцветном исполнении в случае ее представления в ЦИК России и пустой квадрат для проставления знака волеизъявления избирателя размещаются на уровне середины части избирательного бюллетеня, определенной для каждой политической партии.
Изображения эмблем политических партий должны иметь одинаковый размер по ширине. Квадраты для проставления знака волеизъявления должны иметь одинаковый размер и располагаться строго друг под другом. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. По периметру избирательного бюллетеня на расстоянии 12 мм от его краев печатается рамка черного цвета в одну линию толщиной 0,75 мм. Весь текст избирательного бюллетеня должен быть расположен внутри этой прямоугольной рамки, снаружи ее не должно быть никаких знаков, символов и иных изображений. В верхней части избирательного бюллетеня над словами "Избирательный бюллетень" и в его нижней части печатается идентификатор избирательного бюллетеня маркер , определяющий уровень выборов. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу предусматривается прямоугольное место размером 50 - 80 мм x 40 мм для печати участковой избирательной комиссии и подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, то и по предъявлении открепительного удостоверения. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень. Порядок их выдачи Придя на свой участок, избиратель лично или, с его согласия, член участковой комиссии с правом решающего голоса проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. После проверки правильности произведенной записи избиратель должен расписаться в получении избирательного бюллетеня. Голосование за других избирателей не допускается Каждый избиратель голосует лично.
ЦИК снова разъяснил, почему нельзя фотографировать бюллетени на выборах
Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, например родственника. Заполнять избирательный бюллетень необходимо в отдельной кабинке. Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) не с первого раза принял бюллетень у российского лидера Владимира Путина при голосовании на выборах мэра Москвы, поскольку глава государства вкладывал документ заполненной стороной вверх. агитировать, выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться и заполнять бюллетень за избирателя, в том числе по его просьбе, принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, например родственника.
Что будет, если испортить бюллетень на выборах?
А выборы задействуют всех от 18, и даже если вы не пойдете никуда, это тоже учтут. Бездействие тоже действие. И на основании итоговых результатов, принимаются или не принимаются, важнейшие решения и законы.
В этом случае можно прибыть по адресам самостоятельно, согласовав маршрут с председателем УИК. В ходе наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования обратите внимание на следующие моменты: 1. До выезда членов УИК для проведения голосования вне помещения для голосования — имеется ли запись в реестре заявлений устных обращений о том, что данный избиратель иное лицо от его имени обращался в УИК с просьбой о голосовании вне помещения для голосования; 2. Если избиратель, от которого поступило заявление обращение о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение УИК для голосования после того, как к нему были направлены члены УИК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов УИК не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не возвратятся члены УИК, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению обращению этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.
Наблюдение за подсчетом голосов избирателей Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены УИК, а также наблюдатели. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены УИК с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: 1 число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; 2 число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей ; 3 число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей. После внесения вышеуказанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом УИК с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю УИК и лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Итоговые данные, определяемые как сумма ранее установленных данных, председатель, заместитель председателя или секретарь УИК оглашает, вносит на последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью УИК. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы. После осуществления вышеперечисленных действий со списком избирателей с ним вправе ознакомиться присутствующие лица, а члены УИК с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Список избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем УИК. Получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования После подписания протокола УИК об итогах голосования, в том числе повторного протокола, а также протокола с пометкой «Повторный подсчет голосов» Вы можете получить заверенную копию протокола УИК об итогах голосования. Копии протокола УИК об итогах голосования заверяются председателем, или заместителем председателя, или секретарем УИК. Заверенные копии протокола УИК об итогах голосования нумеруются вручную. При этом в копии заверяющее лицо делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и ставит печать УИК. Вам необходимо расписаться за получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи.
Взаимная ответственность Статья 5. Статья 5. С уважением и пониманием относитесь к сложной и ответственной работе УИК. При этом знайте, что работа УИК в первую очередь нацелена на обеспечение открытости и гласности выборов. Желаем успешной работы!
Избирательный бюллетень выдаётся избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Текст избирательного бюллетеня размещен на одной странице и содержит сведения о зарегистрированных кандидатах, фамилии которых располагаются в алфавитном порядке. Сверху листа указывается информация о порядке заполнения избирательного бюллетеня и о том, какой бюллетень считается недействительным. Уважаемые избиратели!
Гетьман, кандидат юридических наук Большая роль в документационном обеспечении российского избирательного процесса отводится избирательному бюллетеню. Посредством избирательного бюллетеня волеизъявлению каждого проголосовавшего избирателя придается официальность и юридическая сила. Избирательный бюллетень представляет собой юридический документ установленной формы, выдаваемый избирателю для участия в голосовании на выборах и лично им заполняемый, на основании которого осуществляется документально объективированное выражение волеизъявления избирателей. В мировой практике различают официальные, напечатанные государством избирательные бюллетени и неофициальные бюллетени, которые изготавливаются баллотирующимся кандидатами или партиями [1]. Избирательный бюллетень в Российской Федерации изготавливается исключительно по распоряжению избирательной комиссии и оформляется в установленном законом порядке. Бюллетени являются важнейшими документами, содержащими первичную и юридически значимую информацию о волеизъявлении избирателей. Это обусловливает необходимость тщательной правовой регламентации всех аспектов, связанных с утверждением формы, текста, изготовлением, распределением, использованием и хранением бюллетеней. Законодательно устанавливаются требования к бумаге, на которой изготавливаются бюллетени, а также устанавливается, что избирательный бюллетень должен иметь определенную степень защиты, которая необходима во избежание его подделки. Требования, предъявляемые к бумаге, и степени защиты избирательного бюллетеня можно разделить в зависимости от уровня выборов. Так, в отношении выборов в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается обязательность использования бумаги с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и или защитной сеткой либо специального знака марки п. На выборы в органы местного самоуправления кроме выборов в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает 5 тысяч при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и или защитной сеткой п. Комиссии, организующие выборы, обладают полномочиями на утверждение порядка изготовления и использования специальных знаков марок , их количества, а также требований, предъявляемых к передаче специальных знаков марок вышестоящими комиссиями нижестоящим п. Необходимо также отметить, что действующее российское избирательное законодательство предусматривает изготовление по решению соответствующей комиссии в помощь избирателям, являющимися инвалидами по зрению, специальных трафаретов для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шриф- актуальные вопросы применения избирательного законодательства та Брайля п. В российском законодательстве также уделяется должное внимание расположению текста в избирательном бюллетене. Устанавливаются следующие требования к расположению текста в бюллетене: текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне п. В норме п. Учитывая, что форма и текст бюллетеня утверждаются соответствующими комиссиями п. Однако в судебной практике описанная выше форма бюллетеня подвергалась сомнению с точки зрения ее конституционности. Так, гражданин А. Яшкин обращался в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недостоверными резуль- татов выборов в Законодательное Собрание Тверской области 16 декабря 2001 г. В обоснование своих требований он указал, что существующая форма избирательного бюллетеня, когда фамилия кандидата в депутаты располагается слева, а квадрат для отметки о выборе кандидата справа, несовершенна. Избиратель не может одномоментно видеть и фамилию кандидата, и квадрат, в котором отмечает свой выбор. Поэтому при смещении поля зрения от фамилии к квадрату теряется первоначальная информация и избиратель может неправильно сделать отметку, сам того не замечая. Следствием такой формы бюллетеня является несоответствие результатов выборов, которые определяются по отметкам в избирательных бюллетенях. Для выяснения действительного, по мнению указанного гражданина, волеизъявления надо, чтобы фамилия кандидата, квадрат и рука избирателя находились в одном поле зрения, чего не может быть при существующей форме бюллетеня. В Определении от 18 апреля 2002 г. Яшкина не могут являться основанием к удовлетворению его требований в силу того, что форма избирательного бюллетеня установлена избирательным законом и не может быть изменена судом, а следовательно, нет оснований к отмене результатов выборов. Гражданин А. Яшкин обратился также с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, который в Определении от 16 мая 2002 г. Требования заявителя фактически сводятся к оспариванию соответствующей нормы Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, устанавливающей требования к форме избирательного бюллетеня. В конце концов А. Конституционный Суд Российской Федерации посчитал, что заявитель вносит предложение по совершенствованию формы избирательного бюлле- 2и 26 теня - изменить место расположения пустого квадрата, в котором избиратель ставит знак при голосовании. Было указано также, что разрешение вопроса о совершенствовании формы избирательного бюллетеня относится к прерогативе законодателя и в силу ст. Кроме того, Суд указал, что положения федеральных законов, устанавливающие требования к форме избирательного бюллетеня, сами по себе не затрагивают конституционные права граждан. Рассмотрим отдельные проблемы, возникающие на практике в связи с утверждением формы и текста избирательного бюллетеня. Так, возникает вопрос, какое юридическое значение имеет неидентичность текстов избирательных бюллетеней на разных языках. Нарушения избирательного законодательства заключались в том, что в тексте избирательного бюллетеня на русском языке было правильно напечатано, что все кандидаты зарегистрированы на основании подписей избирателей. Однако в переводе на удмуртский язык указано, что на основании подписей избирателей зарегистрирован только один кандидат, а остальные - на основании избирательного залога. Заявитель полагал, что избиратели, прочитавшие характеристики кандидатов на удмуртском языке, были введены в заблуждение, а несоответствие избирательного бюллетеня установленным законом требованиям влечет недействительность результатов выборов независимо от итогов голосования. Однако Верховный Суд Российской Федерации, отказав в удовлетворении заявленных требований, отметил, что нельзя однозначно утверждать, что неправильность перевода бюллетеня повлияла на результаты голосования [8]. Особого внимания заслуживает решение вопроса о степени влияния на форму избирательного бюллетеня опечаток, допущенных в тексте данного избирательного документа. Так, внесение фамилии кандидата в бюллетени с опечаткой было расценено судом как тех- ническая ошибка в тексте бюллетеней, которая не позволяет признать данные документы бюллетенями неустановленной формы. Кроме того, Суд отметил, что в избирательный бюллетень фамилия кандидата может быть внесена с ошибкой, главное, чтобы она не была изменена до неузнаваемости и не была похожа по написанию и созвучию с фамилиями других кандидатов в депутаты [9]. Необходимо отметить, что в судебной практике сформулирован запрет на содержание агитации в избирательном бюллетене. В Определении от 9 марта 2006 г. В Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав не урегулирован вопрос о различных деталях, касающихся помещения сведений о кандидатах, списках кандидатов в избирательном бюллетене, в частности, речь идет о цвете шрифта, его размере, типе. Принимая во внимания полномочия соответствующих избирательных комиссий по утверждению формы и текста бюллетеней, можно сделать вывод об отнесении указанных деталей на усмотрение избирательных комиссий. Только в п. Таким образом, указанное требование об одноцветном исполнении, очевидно, относится к эмблемам избирательных объединений, включаемым в избирательный бюллетень. В правоприменительной практике нарушение равенства кандидатов усматривалось в следующем: расстояние, выделенное для информации об одном кандидате, более чем в два раза меньше, чем расстояние, выделенное для информации о другом кандидате [12]; наименования избирательных объединений, от которых выдвинуты кандидаты, графически изображены не на равных условиях вследствие выделения сведений о выдвинутых ими кандидатах жирным шрифтом или заглавными буквами [13]; наименования политических партий в избирательном бюллетене напечатаны различными по размеру буквами прописными или строчными [14].
Статья 67. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) "О выборах Президента РФ"
В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии пломбируются. Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет указанным лицам также опечатанные опломбированные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными проголосовавшими досрочно в соответствии с частями 2 - 9 статьи 82 настоящего Федерального закона избирателями, если таковые имеются. Председатель участковой избирательной комиссии также информирует о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, о числе избирателей, исключенных из списка избирателей в связи с подачей заявления о включении в список избирателей по месту нахождения на ином избирательном участке, а также о числе избирателей, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения на данном избирательном участке. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса непосредственно перед наступлением времени голосования получают от председателя участковой избирательной комиссии список избирателей или книги, на которые разделен список избирателей, а также избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и приглашает избирателей приступить к голосованию. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Каждый избиратель имеет право получить два избирательных бюллетеня за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи : один для голосования по федеральному избирательному округу и один для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу. Если избиратель голосует за пределами территории одномандатного избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также за пределами территории Российской Федерации, он вправе получить только один избирательный бюллетень - для голосования по федеральному избирательному округу. Перед выдачей избирательных бюллетеней член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, письменное заявление устное обращение избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования.
При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При наличии соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей с использованием ГАС "Выборы" при составлении указанного списка. В этом случае член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдающий избирательные бюллетени, сверяет указанные сведения с соответствующими записями в предъявляемом избирателем документе.
В 2012 году это вызвало крупномасштабные протесты , но не помешало Путину остаться у власти. Возмущение также вызвало сокрытие перед выборами-2018 плана повысить пенсионный возраст , реализованного сразу после реинаугурации [23]. Многие оппоненты обвиняют Путина в превращении России в коррумпированную диктатуру , злоупотреблении властью и нарушениях прав человека. Как констатируют критики, независимые СМИ закрылись или вынуждены работать из-за границы, подконтрольные Путину СМИ уделяют ему непропорционально много внимания, представители политической оппозиции преследуются, некоторые оказываются в изгнании и даже в тюрьме , на выборах разного уровня голоса могут корректироваться ради нужного результата [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30].
Опыт прежних выборов и сопровождавших их протестов помог Путину создать систему репрессий , предотвращающую массовые акции; он также использует выборы для разделения оппозиции, допуская одних претендентов и не допуская других [28] [30]. Проблема 2024 См. Первоначально, по действовавшему по 2020 год законодательству, смена лидера государства была неизбежной. Позднее, с учётом принятых в 2020 году поправок в Конституцию , Владимир Путин получил возможность баллотироваться ещё на два срока [31] [32] , то есть править до 2036 года [33]. Политическая ситуация в России После начала вторжения российской армии на Украину в феврале 2022 года в России произошли радикальные политические изменения, существенные для выборов 2024 года. Значительная часть населения, особенно старшего возраста, верит словам правительства о необходимости военным путём защитить русских в Донбассе , о противостоянии расширению НАТО и о « денацификации » Украины [8]. Лица, высказывающие иные точки зрения, подвергаются опасности, их вынуждают или они сами стремятся уехать из страны. Призывавшая к миру с Украиной Екатерина Дунцова не была допущена к выборам [36].
Известные оппозиционные политики, такие как Алексей Навальный и Игорь Стрелков , были отправлены в тюремное заключение [37] [36] [38]. Критики российской власти выражали мнение, что в таких обстоятельствах проведение выборов представляет собой лишь имитацию [28] и формальность, поскольку победитель известен заранее [37] [36] [38]. Тем не менее они отмечали, что видимость демократии остаётся важной для Путина [38]. В последние месяцы перед выборами ситуация в зоне боевых действий складывалась благоприятно для России. Отразив украинское контрнаступление, российская армия захватила инициативу и начала собственную наступательную операцию. Крупной символической победой Путина стало взятие российскими войсками Авдеевки в феврале 2024 года [39] [40] [41] [42] [12]. Президентские «выборы» были впервые организованы в частично оккупированных Россией и считаемых ею своими «новыми территориями» украинских Донецкой , Луганской , Херсонской и Запорожской областях [43] [44] , хотя на территориях этих областей продолжались бои, а областные центры Запорожье и Херсон контролировались Украиной [45]. Вторжение на Украину привело к политическому противостоянию между Россией и Западом.
Журналист Андрей Колесников указывает, что выборы являются для Путина способом оправдать решение о вторжении и показать окружению и иностранным деятелям, что он сохраняет поддержку общества. Проведение выборов направлено на создание впечатления нормального хода событий, несмотря на недавние внутренние потрясения в виде крайне непопулярной мобилизации осень 2022 , мятежа Пригожина лето 2023 и военных действий на Украине [38] в октябре 2023 года Рамзан Кадыров предлагал отменить выборы до окончания боевых действий или провести с одним кандидатом Путиным, но в Кремле отвергли эти идеи как не соответствующие Конституции [46].
Если в федеральном списке кандидатов отсутствует общефедеральная часть, в избирательном бюллетене помещаются наименование политической партии, зарегистрировавшей данный федеральный список кандидатов, номер соответствующей региональной группы кандидатов и фамилии, имена и отчества первых трех зарегистрированных кандидатов, включенных в эту региональную группу кандидатов. Если в федеральном списке кандидатов отсутствуют общефедеральная часть и соответствующая региональная группа кандидатов, в избирательном бюллетене помещается только наименование политической партии, зарегистрировавшей данный федеральный список кандидатов. Если у зарегистрированного кандидата имелась или имеется судимость, указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, указываются сведения об этом, в том числе в случае, если такой кандидат такие кандидаты включен включены в состав федерального списка кандидатов и сведения о нем них не внесены в избирательный бюллетень. Наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, проведенной ЦИК России. Фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов если она имеется , а также номер региональной группы и фамилии, имена и отчества первых трех зарегистрированных кандидатов, включенных в соответствующую региональную группу кандидатов если она имеется , располагаются в строку в порядке размещения кандидатов в зарегистрированном списке. При включении в избирательный бюллетень сведений о судимости зарегистрированного кандидата указываются сведения об имеющейся и или имевшейся судимости с указанием номера номеров и части частей , пункта пунктов , а также наименования наименований статьи статей Уголовного кодекса Российской Федерации , статьи статей уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи статей закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. Если в избирательный бюллетень включаются сведения о неснятой и непогашенной судимости, то перед сведениями о судимости указывается "имеется судимость:".
Если в избирательный бюллетень включаются сведения о снятой или погашенной судимости, то перед сведениями о судимости указывается "имелась судимость:". В соответствующих случаях слова "является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" либо "является кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом" указываются после отчества кандидата, фамилия, имя, отчество которого внесены в избирательный бюллетень в случае наличия у кандидата также имеющейся и или имевшейся судимости - после сведений о судимости. В отношении кандидата кандидатов , сведения о котором которых не внесены в избирательный бюллетень, указываются слова "В составе федерального списка кандидатов также выдвинут" либо "В составе федерального списка кандидатов также выдвинуты" и в соответствующих случаях слова "кандидат, который является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента", "кандидаты, которые являются физическими лицами, выполняющими функции иностранного агента", "кандидат, который является кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом", "кандидаты, которые являются кандидатами, аффилированными с выполняющим функции иностранного агента лицом".
За границей — не голосовать Прокомментировал Игорь Карпенко и отказ от участков для голосования за рубежом.
Он заявил, что "не наша страна в этом виновата". Среди причин не открывать избирательные участки за границей глава ЦИК назвал и сокращение числа дипмиссий местами голосование технически невозможно провести , и пандемию, и возможные провокации. Чтобы там эти провокации устраивали? С возможным избиением сотрудников посольства?
Кроме того, он отдельно остановился и на участках для голосования в "дружественных странах", отметив, что и раньше их было немного в таких государствах в России, например, только три — в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. Есть ряд государств, которые тоже не открывают в диппредставительствах участки для голосования и спокойно с этим так сказать живут", — заявил Карпенко. Измененный Избирательный кодекс 3 марта 2023 года вступил в силу обновленный Избирательный кодекс.
Ответы на вопросы Викторины
А для того, чтобы его можно было использовать при голосовании, на оборотной стороне бюллетеня ставятся подписи не менее двух членов участковой комиссии. Бюллетени по выборам депутатов должны различаться по цвету и или иметь отличительный знак. И даже после того, как бюллетень попал в ящик для голосования, он может быть признан участковой комиссией недействительным в следующих случаях: бюллетень неустановленного образца отличается по размеру, цвету, качеству бумаги, типографскому шрифту и т. Когда возникшие сомнения в действительности бюллетеня не удается разрешить однозначно, этот вопрос выносится на рассмотрение всех членов участковой комиссии и решается путем голосования.
В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более избирательных бюллетеней с учетом вида выборов и совмещения выборов — об общем количестве полученных избирательных бюллетеней. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом УИК, наблюдателем, например, родственника или иного находящегося в помещении лица. В таком случае избиратель устно извещает прибывших о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня.
При заполнении избирательного бюллетеня избиратель сам определяет место его заполнения. Члены УИК с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлениям устным обращениям избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления устные обращения которых зарегистрированы в реестре или заверенной выписке из него, с которой они прибыли к избирателю. Время окончания голосования вне помещения 20-00, то есть последний голосующий — тот к кому Вы прибыли до 20-00. По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика прибытия в помещение УИК члены УИК с правом решающего голоса, проводившие голосование вне помещения для голосования вносят в список избирателей серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, и проставляют в соответствующих графах списка избирателей отметку «Голосовал вне помещения для голосования», а также ставят свои подписи. Указанные в акте лица подписывают составленный акт. После чего осуществляется возврат секретарю УИК неиспользованных и испорченных избирателями при заполнении избирательных бюллетеней, а также передача ему оформленного акта и письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения. При этом осуществляется проверка соответствия числа привезенных письменных заявлений избирателей числу проголосовавших вне помещения избирателей по данному выезду.
Важно проявить свою гражданскую позицию , прийти и отдать свой голос за кандидата, который, по вашему мнению, достоин стать градоначальником. Но порой в процессе голосования происходят нарушения. Как их определить и что дальше делать - в нашей подборке.
Подкуп избирателей Если вам предлагают заплатить за ваш голос — уточните, чьи интересы представляет обратившийся, возьмите его контакты и сообщите об этом членам избирательной комиссии или в полицию. Один из самых распространенных способов заполучить дополнительные голоса — организовать «карусель». Схема работы этого «аттракциона» проста: голосующему выдается перед входом на избирательный участок уже заполненный бюллетень, который избиратель должен опустить в урну для голосования, а новый, чистый бюллетень вынести и обменять у организатора «карусели» на деньги или другие материальные ценности чаще всего алкоголь.
Чистый бюллетень заполняется и отдается очередному избирателю. Еще один прием — массовый подвоз избирателей. Представители политических партий или кандидата привозят жителей, с которыми достигнута договоренность по голосованию.
В подтверждение того, что избиратели исполнили свою часть договора, от них могут потребовать фотографию бюллетеня. Это нарушение тайны голосования и подкуп. Незаконная агитация Среди распространенных способов давления на избирателей в день голосования — агитация.
Если агитационный материал, находящийся на расстоянии 60 метров, виден при выходе из помещения для голосования по причине большого размера, будет ли нарушением, если он останется висеть на своем месте за сутки до выборов и в день голосования? Да, это нарушение, так как запрещается размещать агитационные материалы, которые можно увидеть в день голосования из зданий, в которых находятся избирательные комиссии, помещения для голосования. Нет, в данном случае нарушения нет, так как агитационный материал находится на расстоянии более 50 метров от входа в здание, в котором находится избирательная комиссия и помещение для голосования. Может ли кандидат в день выборов посещать участки для голосования или находиться в течение дня на одном из них? Кандидат входит в число лиц, которые имеют право находиться в день голосования на избирательном участке.
Нет, кандидат не имеет права находится на избирательном участке в день выборов, для наблюдения за процессом голосования он может назначить наблюдателей. Нет, так как на избирательном участке в день голосования интересы кандидата представляют члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Могут ли государственные органы, учреждения и их руководители проводить агитацию за того или иного кандидата на выборах? Государственные органы, учреждения и их руководители могут проводить агитацию за того или иного кандидата на выборах. Проведение предвыборной агитации запрещается только членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, иностранным гражданам, международным организациям и международным общественным движениям, воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний.
Не могут так как запрещается проводить предвыборную агитацию Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы. Чем отличаются бюллетени для голосования с помощью КОИБ комплекс обработки избирательных бюллетеней от обычных бюллетеней для голосования? На обычном бюллетене членами избирательной комиссии ставится печать круглой формы синяя по цвету. На тех участках, где голосование проводится с помощью комплекса обработки избирательных бюллетеней, на бюллетени членами избирательных комиссий ставится прямоугольная печать черного цвета. Избирательной комиссией, организующей выборы.
Таким образом Бюллетени для голосования с применение и без применения КОИБ на одних и тех же выборах не отличаются друг от друга. Если голосование заканчивается в 20:00, а избиратель пришел на участок в 19:59, дадут ли избирателю бюллетень? Да, если избиратель успеет получить бюллетень до 20. Избирателю, который вошел на избирательный участок до 20. Если в кабине для голосования отсутствует ручка, может избиратель заполнить бюллетень карандашом?
Особенности проведения голосования на выборах 17, 18 и 19 сентября 2021 года
3. Помощь слабовидящему избирателю в заполнении бюллетеня может оказать только член соответствующей участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При заполнении избирательного бюллетеня избиратель сам определяет место его заполнения. Она требовала признать факт вброса бюллетеней на этом участке на основании видео с ползущей на коленях к избирательной урне женщиной. В верхней части избирательного бюллетеня (над словами "Избирательный бюллетень") и в его нижней части печатается идентификатор избирательного бюллетеня (маркер), определяющий уровень выборов. Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) не с первого раза принял бюллетень у российского лидера Владимира Путина при голосовании на выборах мэра Москвы, поскольку глава государства вкладывал документ заполненной стороной вверх. В-третьих, массовая порча бюллетеней может свидетельствовать о серьезных нарушениях в работе избирательных комиссий и фальсификациях.