Новости история рождества в россии

Рождество-2023: история и традиции праздника, запреты и приметы. Известия. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Согласно ему, теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря. Особенности празднования Рождества Христова в России. Празднованию Рождества предшествует сорокадневный пост, который в православной традиции длится с 28 ноября по 6 января.

Рождество Христово

Возле храмов устанавливаются вертепы с фигурками Святого Семейства, трех волхвов, ангелов, животных. После торжественного богослужения верующие собираются за рождественским столом. В современной России традиция дарить друг другу подарки больше относится к Новому году, однако в последние годы некоторые поздравляют близких и с Рождеством. Период с 7 января до Крещенского сочельника 18 января называется Святки. В это время принято ходить в гости и помогать нуждающимся. К этому же периоду относится традиция колядок — песен, прославляющих Христа и Рождество, с которыми раньше обходили дворы, желая добра и радости, собирая подарки в виде угощений.

Этот обычай появился после Крещения Руси в ходе адаптации языческих обычаев к христианской культуре. Праздничный стол 6 По традиции на рождественский стол ставятся 12 постных блюд — по числу апостолов. Каждый из присутствующих за столом должен съесть хотя бы одну ложку сочива для здоровой и благополучной жизни. После богослужения верующие обычно разговляются мясными и рыбными блюдами. Украшением рождественского стола является мясо птицы.

Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими. На Рождество в каждом доме также пекли пироги, пряники, колядки изделия из ржаного пресного теста с разной начинкой , которыми угощали тех, кто приходил колядовать. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Некоторые страны в дальнейшем перешли на григорианский календарь, другие остались на юлианском. После Октябрьской революции в России тоже произошёл переход на григорианский календарь, а вот Русская православная церковь осталась верна юлианскому. В этот день событие, предсказанное пророками за шесть веков до этого, сбылось. В иудейском Вифлееме в пещере пастухов у Девы Марии родился сын, и в нём воплотился Бог. Интересно, что в Библии не указана точная дата рождения Иисуса Христа.

Косвенные данные приводят историков к выводу, что Иисус родился около 7—6 года до н. Согласно церковному учению, Сын Божий родился от Девы и воплотился, став одновременно и Богом, и человеком. Он пришёл в наш мир, чтобы искупить людские грехи и открыть всему человечеству путь к раю и спасению души.

И спустя годы христиане разделились на православных христиан, на католиков и протестантов.

Православные христиане отмечают Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января, в то время как католики и протестанты отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря. Ночь перед Рождеством Самое волнительное и сказочное время — это ночь накануне Рождества Христова. Ночь перед Рождеством Существует поверье, что если в эту ночь загадать желание, то оно непременно исполнится. Традиционно под Рождество девушки гадают, ведь это время совпало с циклом древних языческих празднеств, которые были посвящены зимнему солнцестоянию, а ведь сохранилось в России множество фольклорных обычаев.

Гадание К примеру, в произведении Гоголя Николая Васильевича описан обычай — колядовать. Колядки появились задолго до крещения Руси. Древний бог славян Коляда — бог веселья, застолий и хорошего настроения. Коляда Слово Коляда произошло от «коло», что означает колесо, или круг.

А круг — это магический символ. Суть традиции колядок заключалась в том, что молодые парни и девушки наряжались в шкуры животных, надевали на голову рога и с большими мешками ходили по соседям — пели им песни под окнами, и собирали сладости и угощения.

Никакого мистического смысла здесь искать не стоит. Просто первая звезда появляется на небе с наступлением темноты, то есть весь день христиане проводят в строгом посте, а вкусить сочиво можно только вечером. Но конечно, накануне Рождества хочется, чтобы даже самые малейшие церковные установления напоминали о наступающем торжестве. Потому и говорят о звезде.

От Рождества до Крещения следуют особые дни духовного торжества, которые на Руси называются святками. У славян-язычников на это время тоже приходился солнечный праздник. Начинался он в конце декабря и длился до первых чисел января. Это были дни «солоноворота», когда «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Солнце наряжается в солнечный сарафан, кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны», — так говорили наши далекие предки. Зима делается лютой, но конец ее уже виден, поэтому надо веселиться.

Зиме пришел «карачун» — это день солнцеворота, то есть самый короткий день. С другой стороны, «Карачун» у славян — это злой дух, убивающий жизнь.

История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг

Трудная история праздника Рождества Уже этой ночью Россия будет отмечать Рождество Христово. Это православный праздник, который имеет действительно долгую и интересную историю, ее читателям «Реального времени» рассказал священник Александр Ермолин.
Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января Рождество, история и традиции Уже много лет огромное количество людей разных стран ждет это праздник, как один из самых дорогих и любимых.
История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества История Рождества: древние традиции, которые почитают в России.
Рождество Христово: история и традиции праздника История празднования Рождества в РоссииДля большинства христиан и католиков праздник Рождества приходится на 25 декабря, согласно Григорианскому календарю. Наша же страна в начале XX века не перешла на него с Юлианского, поэтому празднование Рождества проходит.

Как встречали Рождество на Руси

После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января соответственно. Новый год в качестве светского праздника перешел на 1 января по новому стилю и выпал из святочного цикла. Юлия Петрова. Христославы Дети старой деревни. Рождественская елка. Ночь перед Рождеством. Перед Рождеством.

Церковную жизнь по новому стилю, где этот праздник отмечают 25 декабря, определяют григорианский и новоюлианский календари. Разницу в церковных календарях ошибочно связывают с расколом церкви. Новый — григорианский — календарь появился лишь через пять веков после того, как главы Западной и Восточной церкви обменялись отлучительными грамотами в 1054 году.

Он пришёл на смену юлианскому, который существовал с 45 года до нашей эры и был так назван в честь Юлия Цезаря. В юлианском календаре, которого по сей день придерживается и Русская православная церковь, год разделён на 12 месяцев и состоит из 365 дней и шести часов. Каждые четыре года добавляется один день — 29 февраля, делая год високосным. Цель этого календаря — привести день весеннего равноденствия к 21 марта в соответствие решениями I Вселенского собора христианских церквей. В юлианском календаре эта дата является плавающей. Декрет папы сразу установил разницу в летоисчислении в десять дней. Пятое октября, когда он был принят, стало считаться пятнадцатым. Со временем к календарю добавлялись високосные годы, а потому к началу XXI века разница в календарях составляет 13 дней. Но почему же значительная часть православного мира не следует юлианскому календарю? Это связано с событиями 20-х годов XX века.

Тогда Александрийский патриарх Мелетий IV созвал в Константинополе собор восточных православных церквей и, чтобы не принимать григорианский календарь, предложил ввести свой собственный — новоюлианский. Он был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Традиции Рождества Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Это православный праздник, который имеет действительно долгую и интересную историю, ее читателям «Реального времени» рассказал священник Александр Ермолин. На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века и отмечался 25 декабря. А с 1929 года в Советской России он оказался под запретом.

Первые христиане не отмечали Рождество. Гораздо важнее для них был праздник Воскресение Христово, который сейчас известен как Пасха. Отмечать Рождество Христово верующие стали после того, как в христианские общины вошли греки и другие эллинистические народы. Часто датой Рождества выбиралось 6 января шестой день года, так как Иисус — это новый Адам, а Адам согласно Ветхому Завету был создан в шестой день творения. Праздник идейно совмещал и Рождество, и Крещение Богоявление , ставшие впоследствии разными праздниками. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в летописи 221 года. Согласно архиепископу Сергию Спасскому , римская церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с IV века по ее примеру в этот день праздник стали отмечать и на Востоке. Разница в датах Разные даты Рождества 25 декабря и 7 января объясняются только разными системами летоисчисления григорианский и юлианский календари. Поводом стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. Поэтому в 1582 году в Европе появился новый — григорианский — календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским. Григорианский календарь в стране ввели только в 1918 году, однако Русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем. Не только католики Рождество в ночь с 24 на 25 декабря отмечают не только католики. Вместе с ними праздник встречают протестанты, живущие по григорианскому календарю, а также 11 из 15 Поместных православных церквей мира, которые придерживаются новоюлианского календаря, совпадающего с григорианским.

Sorry, your request has been denied.

Все рождественское время духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета. Санта одет в красный костюм с белой отделкой. Он передвигается на санях, которые запряжены летающими оленями, и дарит детям подарки на Рождество Христово. Для Санты в ночь на 25 декабря принято оставлять молоко и печенье. Утром 25 декабря дети распечатывают свои подарки.

Также в этот день принято ходить в церковь. Внутри и снаружи церквей устанавливаются вертепы с яслями и фигурками Младенца Христа и Богоматери. В домах католики перед Рождеством устанавливают ели. Одним из главных символов западноевропейского Рождества также являются зажженные свечи.

Кроме того, люди украшают свои дома гирляндами, рождественскими венками, подвешивают над камином чулки или большие носки, в которые кладут подарки. Рождественские истории: католики в Томске. Материал о современной католической семье и рождественских традициях Рождество — это семейный праздник. В западноевропейских странах принято устраивать большой ужин с близкими людьми в сочельник, 24-го числа.

RU Рождество в России и на Западе Празднование православного Рождества связано со многими традициями и обычаями , пришедшими к нам еще от языческих предков. В Древней Руси этот праздник встречали колядками, в сочельник гадали, а праздничный стол после долгого поста принято было накрывать блюдами из мяса и птицы. Часть этих рождественских традиций в современной России соблюдается реже, зато в нашу культуру пришли обычаи из западного, католического мира. Например, украшение домов венками из омелы и хвойных веток, выпечка имбирных пряников с яркой глазурью. И всё же для католиков Рождество — более светский и семейный праздник, а для многих россиян — по-прежнему религиозный. В храмах по всей стране в Рождественскую ночь проходят долгие богослужения, и лишь после них можно приступать к праздничному столу. В католических же церквях ночная месса длится не так долго.

Рассказываем, как так вышло, что одно и то же событие — рождение Иисуса Христа — отмечается в разные даты.

Юлием Цезарем. Он имел два типа лет: обычный год продолжительностью 365 дней и високосный год, который длится 366 дней и наступает раз в 4 года. Если считать по юлианскому календарю, средний год будет длиной 365,25 дня. Это значение больше, чем фактическое значение солнечного года в 365,24219 дня. В результате раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. Новая система летосчисления Когда об этом стало известно, в 1582 году Европа перешла на григорианский календарь, учитывающий эту разницу.

Их мы ставим до сих пор, а вот можжевельник используется разве что дизайнерами. Европейский обычай подвешивать ветку омелы в России вообще не прижился. То же самое касается и остролиста, хотя он прекрасно растёт в наших широтах. Но вот с Рождеством и Новым годом у нас он не ассоциируется. Покупая искусственные рождественские венки, многие даже и не знают, что вплетённые в них веточки с красными ягодками — это остролист. Читайте также Дележ Украины стартовал: Варшава потребовала у Киева произведения искусства на «хранение» Укро-генералы уже готовят громадян к разгрому ВСУ, пока только прозрачными намеками, но про свою ПВО откровенно говорят — «сдулась» «СП»: — Сейчас ёлки наряжают так же, как и, скажем, в начале прошлого века? Например, раньше зелёную красавицу украшали не только игрушками, но и конфетами, фруктами, орехами. Теперь же все вкусности — на столе, а на колючих ветках — стеклянные шары, искусственные цветы, павлиньи перья, бабочки — да всё что угодно. А вот фигурки ангелов и звёздочки, связанные с темой Рождества присутствуют далеко не всегда. Хотя фигурки ангелов — это один из обязательных символов христианских праздников. Ну, а звёзды — это уж чисто рождественская история, связанная с Вифлеемской звездой. Как же без них? Опять-таки, раньше ёлку украшали тем, что приобреталось в разные годы, иногда — несколькими поколениями семьи. И когда начинали разбирать игрушки, можно было многое вспомнить и рассказать детям и внукам. Да и елочные игрушки были дорогими, их бережно хранили. Теперь же всё большую роль играет мода.

Рождество - традиции и история праздника

На этих плодородных землях несколько столетий никто не селился в связи с тем, что они постоянно подвергались набегам турок и крымских татар, но Екатерина освободила Крым от турецкого владычества, и на эти земли хлынул поток переселенцев из Европы. В Европе в то время бушевали наполеоновские войны, и добропорядочным христианам там было очень неуютно. Приглашением переселиться в Россию воспользовались христианские диссиденты того времени: лютеране, меннониты. Среди них бродили пиетистские настроения, в основе которых лежало личное благочестие. Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь. Именно оттуда пойдут замечательные рождественские колядки, столь любимые в нашем братстве. Это добрый обычай возвещать в рождественские дни о Спасителе Христе всем соседям и знакомым, приглашать в свой дом гостей и выставлять на стол лучшие, специально сохранённые до этого дня, съестные припасы. До сих пор в украинском братстве сохранился обычай: в рождественскую ночь обязательно приютить и обогреть нуждающегося, вдову, сироту и проявить добрые дела милосердия.

Рождество до революции Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России. Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества.

Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным. Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах. На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии. Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей.

С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан. Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации.

После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей.

Это праздник детства, загадочный, радостный, домашний, уютный. В нашей стране Рождество само по себе ассоциируются с Новым годом, то есть с чем-то новым, неведомым и прекрасным.

И это не случайно, потому что именно родившийся в Вифлееме Младенец дал людям новую надежду, новую возможность и новую жизнь. Появление праздника Первоначально в христианских церквях Рождество не праздновалось отдельно, поскольку было очень сложно вычислить точную дату рождения Иисуса Христа. Рождество праздновалось в один день с крещением Господним, которое отмечается в церквях 19 января, а по старому стилю — 6 января.

В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, 25 декабря уже показано как «День рождения Христа в Вифлееме». Почему был выбран именно этот день? Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря.

В римском календаре IV века именно на 25 декабря приходится этот языческий праздник. Чтобы христиан отвлечь от него, в Риме перенесли 6 января на этот день воспоминания Рождества Христова, рождения духовного вечного Солнца. Напомним, что в церковной традиции Иисуса Христа называют Солнцем Правды, поскольку Он принёс на землю свет истинного познания Бога.

Естественно, это было сделано уже после того, как император Константин объявил христианство государственной религией. Такой факт совсем не умаляет значение этого праздника, потому что, как мы уже говорили, символ рождения Спасителя Иисуса отмечался Церковью всегда. Апостол Павел в Первом послании к Тимофею 3:16 писал: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе».

Бог явился во плоти! Вот смысл праздника Рождества! Примеру Римской церкви последовали и церкви христианского Востока.

Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского III век , одни полагали, что это событие случилось 20 мая другие — 6 или 10 января. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря на основании приблизительно следующих соображений.

Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий. А в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который и пострадал, то есть в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта.

Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату — 25 декабря. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — Сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян.

Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей, девушек и гадали. И конечно же, отдавали дань «зелёному змию».

Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски.

За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги.

В семьях специально пекли пирожки или готовили другое угощение, чтобы наградить артистов. Во время представления часто исполнялись песни — коляда. Слова этих песен почти полностью соответствовали Евангельским текстам, музыка была народной.

К сожалению, до нас дошло очень мало таких песен и сценариев вертепов. В некоторых регионах России коляду называли «славлением». Суть обряда была той же — прийти к своему соседу или знакомому и с песней известить радостную весть — Рождение Спасителя.

В Российской Империи, патриарх, глава Православной церкви, приходил со славлением к императору.

Поскольку в 1855 г. К «своим» по обыкновению отнесены фрейлины Марии Александровны — Александра Долгорукая и Анна Фёдоровна Тютчева, дочь поэта, которая вспоминала:«24 декабря 1855. Сегодня, в Сочельник, у императрицы была ёлка. Это происходило так же, как и в предыдущие годы, когда государь был ещё великим князем, — в малых покоях. Не было никого приглашённых; по обыкновению, присутствовали Александра Долгорукая и я; мы получили очень красивые подарки. Была особая ёлка для императрицы, ёлка для императора, ёлка для каждого из детей императора и ёлка для каждого из детей великого князя Константина.

Словом, целый лес ёлок. Вся большая «золотая зала» была превращена в выставку игрушек и всевозможных прелестных вещиц. Императрица получила бесконечное количество браслетов, старый Saxe, образа, платья и т. Император получил от императрицы несколько дюжин рубашек и платков, мундир, картины и рисунки. Впрочем, я должна сознаться, что вся эта выставка роскоши вызывает во мне скорее чувство пресыщения и печали, чем обратное…» Император Александр Второй и Императрица Мария Александровна Золотая гостиная Императрицы Марии Александровны Следует отметить, что к проведению этих рождественских елок и лотерей готовились не только взрослые, но и дети. Так, 27 декабря 1861 г. Даже когда семья в силу обстоятельств была разлучена, елки в Зимнем дворце проводились по устоявшейся традиции.

Семья Императора Александра Второго Примечательно, что рождественское настроение овладевало не только детьми, но и взрослыми. Все с удовольствием готовились к празднику, обдумывали, какие подарки выбрать для родных и близких, и с удовольствием радовались подаркам, оказывшимися под «их» елкой. Уже выросший 16 лет великий князь Сергей Александрович записал в дневнике 24 декабря 1873 г. Как мы наслаждались, подаркам не было конца! Мари получила чудные драгоценности! Китти была и очень радовалась». Примечательно, что няня царских детей Е.

Струтон Китти разделяла радость всей семьи. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. В семье возникли разногласия. Императрица Мария Александровна желала провести рождественские праздники как можно скромнее по случаю продолжавшейся войны. Как писал ее сын Сергей Александрович: «Мама решила, что елок не будет у нас совсем в этом году и праздники грустные будут», однако «Папа потребовал одну большую елку в Золотой гостиной». Рождественские подарки имели свою материальную составляющую, впрочем, она, конечно, не особенно интересовала хозяев огромной Империи. Как правило, приготовлением елок на Рождество занимались кондитеры.

Обычно им выдавался аванс на их «обустройство», а после предоставления счета происходил окончательный расчет. При Александре II 1855—1881 гг. Но при этом в 1878 г. В 1879 г. Таким образом, в этот год рождественские елки обошлись дворцовому ведомству в 1260 руб. Украшали их кондитерскими изделиями, подарки включали в себя «сюрпризы», «конфекты», мандарины, яблоки, чернослив. Известно, что в 1880 году, например, придворными кондитерами было укомплектовано 75 «базовых» стандартных рождественских подарков, которые обошлись в 972 руб.

Но «базовый комплект», конечно, дополнялся и личными подарками членов императорской семьи. По счету кондитера Петра Прядина в 1880 г. Елочные подарки включали в себя: «сюрпризы французские» 95 шт. Кроме этого, за границу отправили великим князьям Сергею и Павлу Александровичам сюрпризы и конфеты. От стандартного «подарочного рождественского набора» отличался только подарок Александру II, ему в «комплект» включили ящичек абрикосов «пат де абрикос» одна коробка за 3 руб. Таким образом, в 1880 г. Великим князьям добавлен чернослив.

Все подарки обошлись в 972 руб. Как мы видим, по сегодняшним стандартам, подарок очень скромный, прямо-таки сиротский, но «базовый комплект», конечно, дополнялся и личными подарками членов императорской семьи. Следует отметить, что с началом «террористической охоты» на Александра II никто из членов императорской семьи не мог позволить себе ходить по магазинам, лично выбирая подарки. Образцы подарков присылались в Зимний дворец поставщиками Императорского двора, и именно из них отбирались личные подарки. В этот же день в Белом зале состоялась и семейная елка со всеми традиционными подарками. На следующий день семья отправилась в Аничков дворец, где были обед и елка «у Саши для детей». Их подняли в 7 часов утра.

После завтрака юноши готовились к лотерее и наклеивали билетики на книги. Затем они посетили отца и в 11 часов пошли к литургии. На 6 часов вечера назначена елка у наследника-цесаревича. До нее великие князья готовили уроки и обедали с родителями. После елки на половине цесаревича в 8 часов вечера вся семья собралась ко всенощной, та продолжалась два часа. После этого Александр и Владимир побыли «с час времени» у родителей и «спать легли около четверти двенадцатого». Перед сном к сыновьям зашел Александр II.

Таким образом, никто не ждал полуночи, традиция новогодних курантов появилась много позже. Воспитатель царских детей адмирал Д. Арсеньев особо отметил в дневнике 1873 г. Императрица Мария Александровна Единственное, что выделяло этот день из череды других дней, был семейный обед всех детей с родителями. День завершался всенощной, на ней императорская чета не присутствовала. Новый год не встречали, но в дневниковых записях нескольких поколений Романовых четко отслеживается традиция, характерная для самых разных людей, коротко подводить итоги уходящего года. Как правило, это делалось в нескольких словах.

Например, 31 декабря 1873 г. В этот день служилась обедня в парадных туалетах, приносились поздравления, наносились обязательные визиты. Сверчков Н. Александр и Владимир встали также в 7 часов. В 8 часов они пошли на половину старшего брата-наследника пить чай. К половине десятого великие князья собрались в приемной у Александра II в полной парадной форме и с Андреевскими цепями. После семейного завтрака братья отправились делать визиты.

Один из младших братьев цесаревича записал в дневнике: «По обыкновению, вся семья собралась утром поздравлять Папа…. Завтракали en famille. Таскался целый день с визитами, ужасно много, голова болит, спать хочется». Около половины 11 они приехали домой и стали одеваться в церковь. Обедня и выход окончились в час. Позавтракав у родителей, Александр и Владимир вернулись домой, а затем опять поехали делать визиты. Они заехали ко всем членам Императорской фамилии и, кроме того, к военному министру, генерал-губернатору, генералу Плаутину, графу Строганову и графу Перовскому.

Домой вернулись в три часа. Остальное время до обеда великие князья читали. В этот день молодые люди обедали у родителей, а в шесть часов пришли к себе и сели читать. В 7 часов великие князья переоделись, чтоб ехать в Большой театр. После спектакля они приехали домой «в исходе 11 часа». Там во дворце обычно ставили 8 — 10 елок в Желтой и Малиновой гостиных. Романова Мария Федоровна К Всенощной обычно съезжалась вся царская семья.

Готовиться начинали заранее: выбирали подарки для гостей, отбирали фарфоровые и стеклянные вещи для лотереи и подарков. Надо заметить, что при Александре III ситуация с практикой подбора подарков изменилась. Волна терроризма в России на рубеже 1870—1880-х гг. Поэтому образцы подарков присылались магазинами во дворец, а уже из них отбирались собственно подарки. Проблема заключалась в том, что эти образцы из года в год повторялись, поэтому дети старались смастерить что-нибудь сами. Так, однажды маленькая великая княжна Ольга Александровна подарила отцу мягкие красные туфли, вышитые белыми крестиками. Ей было так приятно видеть их на нем.

Изменился и сам характер подарков. Так, подарок Марии Федоровны своему мужу в декабре 1881 г. Можно назвать это «хорошим мужским подарком», а можно его воспринять как намек на террористическую угрозу, она в полной мере сохраняла свою реальность в конце 1881 г.

ЛУГА новости

И звёзды на верхушке ели стали по-советски пятиконечными. А ранее звёзды были семиконечными и символизировали ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов. Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником.

Журнал «Безбожник», 1923 год В других городах тоже устраивали подобные мероприятия. На них пропагандисты могли переодеваться в костюмы, ходить ряжеными. Исследователи описывают маскарады с костюмами Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросёнка.

Историческая наука не приемлет прямых сравнений. Однако трудно удержаться от того, чтобы не увидеть в «комсомольских святках» нечто напоминающее ренессансный карнавал или средневековый «праздник дураков», когда дьячки и проповедники сами глумились над своим культом под всеобщее одобрение Подробнее смотрите в работах М. Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии. При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг.

Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня». С середины 1920-х гг.

Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем.

Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах.

Эти пророчества могли стать достоянием восточных вавилонских, персидских… мудрецов во времена периода плена еврейского народа Вавилонского пленения. Откуда известны имена волхвов, если в Библии об этом не говорится? В Евангелии их имена не упоминаются, но впервые встречаются у прп.

Есть также мнение, что эти три волхва представляли три возраста и три ветви человечества: Мельхиор — старец, семит, Каспар — юноша, потомок Хама, Валтасар — возмужалый потомок Иафета. Кроме того, существует предположение, что волхвов было не трое, а больше в частности этому предположению находят основание в раннехристианском искусстве, в сюжетах, связанных с Рождеством Христовым и поклонением волхвов. Если Бог существовал прежде сотворения мира, то почему Представительница этого мира, Дева Мария, именуется Матерью Бога? Богоматерью Дева Мария именуется не в переносном значении, а в прямом, в связи с тем, что Она и действительно родила Бога, однако не по Божеству.

В Лице Христа заключено два естества: Божественное и человеческое. Богородица же родила Спасителя мира по человеческой природе. В продолжение всего периода пребывания в утробе Матери Сын Божий, оставаясь неизменным по Божеству, развивался естественным образом по человеческой сущности. Когда пришло время родов, Богородица родила Его, как Человека, но сверхъестественным образом, без нарушения девства.

Поскольку же Она родила не обыкновенного Человека, а Вочеловечившегося Бога, постольку и именуется Богородицей. Почему на иконах Рождества Христова Богородица изображается обращенной не к Своему Сыну, а в противоположную сторону? По этой причине лик Богородицы обращен именно к тем, ради кого пришёл Иисус Христос. Стало быть, на иконе Богородица обращена к людям, в частности к тем православным христианам, которые, взирая на икону Рождества Христова, молитвенно взывают ко Господу как к Главе Церкви и к Его Матери, как к Ходатаице и Небесной Царице.

Когда праздновали Рождество Христово древние христиане? В раннехристианской Церкви не было общей традиции праздновать Рождество как отдельное событие. Тема Рождества Христова была центральной в празднике Богоявления. Выделение праздника Рождества, посвященного воспоминанию и прославлению именно Рождения Господа Иисуса Христа по человеческому естеству, в отдельный, самостоятельный праздник произошло не сразу.

Считается, что одна из целей этого шага была апологетическая: 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и некоторые христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце». С 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится на один день, поэтому с 2101 года Рождество Христово будет отмечаться 8 января по новому стилю, что будет соответствовать 25 декабря по старому.

Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники.

Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества [10]. Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём. Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём [11]. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года или накануне и продолжаются до Бабьих каш. Народные традиции празднования[ править править код ] Ряженые : медведь, дед-поводырь, старуха, коза рисунок П. Каверзнева, XIX век Подробнее см.

Коляда В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования , когда ряженые накануне Рождества и в Святки ходят по домам, часто с закреплённой на шесте самодельной звездой, поют славословия Христу или колядки -пожелания, а в ответ получают всякие угощения с рождественского стола [13]. Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, — « Ночь перед Рождеством » Н. Гоголя [3]. Вместе с тем действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» [14].

Новый год и Рождество

Православные христиане России сейчас отмечают Рождество. В ночь с 6 на 7 января в России и многих других странах отмечают Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, посвящённый рождению младенца Иисуса. История Рождества: древние традиции, которые почитают в России. История празднования Рождества в России. В царской России Рождество праздновали с размахом, как-никак, второй по значимости христианский праздник. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества.

Рождество Христово: история и традиции праздника

На какой день приходится Рождество Христово в 2023 году, история и традиции праздника, как отмечают и как поздравлять с Рождеством. Традиции русского рождества Почему Рождество празднуют 7 января. В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. В ночь с 6 на 7 января в России и многих других странах отмечают Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, посвящённый рождению младенца Иисуса. В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Согласно ему, теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря.

Рождество: история и традиции праздника

Рождество Христово - история, традиции и обычаи У нас хорошие новости!
Трудная история праздника Рождества Рождество Христово: история и традиции праздника. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте
Рождество Христово: история и традиции праздника Сегодня Россия и некоторые другие государства постсоветского пространства — чуть ли не единственные страны в мире, где главным зимним праздником считается Новый год, а не Рождество.

Дата празднования Рождества в России: в ночь на 7 или 8 января?

1. В России Рождество отмечают 7 января. История и события Рождества Христова, традиции и символы праздника. Что можно и нельзя делать в Рождество Христово в 2024 году, подробнее в материале РЕН ТВ. В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Согласно ему, теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря. Рождество, история и традиции Уже много лет огромное количество людей разных стран ждет это праздник, как один из самых дорогих и любимых. Разве не проще в России перенести Рождество с 7 января, на 25 декабря и праздновать дату до Нового года, вместе с «цивилизованным миром»?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий