Вот 5 удачных примеров из истории советского кино. Первый советский фильм, рассказывающий о событиях лета 1941 года, где в общей для всей Красной Армии катастрофе уже проглядывали ростки будущих побед.
Лучшие советские исторические фильмы по мнению студента-историка
Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых. Статья автора «История с Дашей Письмак» в Дзене: Перед тем, как представить свой топ лучших советских исторических фильмов, я должна сделать две ремарки. По приглашению советского правительства из эмиграции возвратились ведущие деятели раннего русского кино – А. А. Ханжонков, Я. А. Протазанов, П. И. Чардынин. Такое историческое событие, как распад Советского Союза, несомненно, повлиял на отечественный кинематограф, и российское кино еще долго находилось в упадке.
Эти знаменитые советские фильмы были сняты по заказу государства
Чтобы узнать больше о своей истории, предлагаем подборку самых лучших фильмов про Древнюю Русь. Как жили наши предки, с какими проблемами сталкивались и каким образом их преодолевали, а главное — как события древности повлияли на современность. Смотрите в нашей подборке.
Ну ты и мразь! Dimm CheМудрец 15289 2 года назад У вас там заворот мозгов?? Советские исторические фильмы это хорошо, а несоветские русофобия.
События фильма представляют период народно-освободительного движения хуррамитов, в рядах которых, согласно сюжету, вместе с азербайджанцами сражались арабы, курды, фарси и представители других народов за национальную независимость Азербайджана от Халифата под предводительством народного героя Бабека.
За двадцать лет упорной борьбы Бабек выиграл четыре сражения.
Советские исторические фильмы это хорошо, а несоветские русофобия. Станислава Искусственный Интеллект 262059 Dimm Che, Не хочу даже спрорить с тупыми Смотри эту чушь ,которую тебе преподносят Для таких тупых она и преназначена ,типа Любовь -морковь.
«Александр Невский», 1938
- Нацистские фильмы в сталинском кинопрокате: picturehistory — LiveJournal
- Список лучших фильмов
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- «Век СССР: Восток». 1 серия. Документальный фильм
- Лучшие советские исторические фильмы , список
- Нацистские фильмы в сталинском кинопрокате: picturehistory — LiveJournal
«Александр Невский», 1938
- Топ-50 советских фильмов на все времена
- Не сможем повторить: лучшие документальные фильмы о войне | Статьи | Известия
- Нацистские фильмы в сталинском кинопрокате
- советские фильмы >>
- 100 лучших советских фильмов про Российскую империю
50 лучших советских фильмов о войне. Часть I. 1950-1960 годы
Недавние рецензии.
Случайно об этом узнал его коллега Лев Кулиджанов. Это был любимый роман режиссера, и он всегда мечтал его экранизировать, поэтому очень расстроился. В итоге кинематографисты решили попросту обменяться картинами. И в 1966 году Данелия вместе со сценаристом Владимиром Огневым начали работать над фильмом об аварском вожде. Но Данелия сразу же отказался от этого. Он не хотел ни скачек, ни убийства детей хунзахского хана… ничего, что отвлекало от фигуры обаятельного, чуть прихрамывающего наиба аварского Хаджи-Мурата… его тоски по родине, его приступов дикой мстительности, его благородства и унижения в плену, его трагической смерти, в которой были повинны многие, а больше всего — он сам… Владимир Огнев о работе над сценарием "Хаджи-Мурат", 1982 Уже успели выбрать натуру для съемок, утвердили актеров, сделали эскизы декораций и костюмов, но неожиданно картину закрыли.
Так из этого ничего и не вышло. А вот Кулиджанов "Преступление и наказание" все-таки снял. Не всем замыслам творцов суждено быть реализованными, другие под влиянием обстоятельств могут быть утрачены навсегда. Историю не только киноуспехов, но и кинонеудач собирают профессионалы. Багров П. Основные тенденции ленинградского киноавангарда 1920-х годов на материале творчества Евгения Червякова. Белодубровская М.
Не по плану. Бенгт Я. Ставка — жизнь: Владимир Маяковский и его круг. Перевод со шведского Аси Лавруши и Бенгта Янгфельдта. Гращенкова И. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов.
Данелия Георгий. Ефимов H. Желябужский Ю. Забродин В. Балаган лучше кинематографа. Комментарии к первому выступлению В. Зоркая Н.
История отечественного кино. XX век. Карасева М. Окаянный сценарий. Малышев В. Госфильмофонд: земляничная поляна. Марголит Е.
Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920—1960-х годов. Матвиенко К. Мачерет В. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том 1, 2: Немые фильмы 1918—1935.
Огнев В. Разумный А. У истоков... Воспоминания кинорежиссера. Ромащук И. Салынский Д. Фильм Андрея Тарковского "Солярис".
Федоров А. Рекордсмены запрещенного советского кино 1951—1991 в зеркале кинокритики и зрительских мнений.
Курихин и Л. Менакер История побега пленных советских танкистов на «Т-34» с немецкого полигона в глубоком тылу врага, доказавших себе и немецким тыловым крысам, что мы не рабы и рабы не мы, пусть не надеются. На Каннском кинофестивале сытая Европа встретила «Жаворонка» недоуменным молчанием. Следующие 10 лет в Канны советских фильмов о войне не брали.
Мотыль Едва ли не единственная в советском кино трагикомедии на военную тему. Рассказ о фронтовых буднях неприспособленного к жизни московского интеллигента, а ныне рядового дивизиона «Катюш» Жени Колышкина, всю войну балансировавшего между штрафбатом и орденом, и его любви к суровой, но красивой связистке Женечке Земляникиной, обернувшейся трагедией. Потому что на войне комедий не бывает. Столпер Первый советский фильм, рассказывающий о событиях лета 1941 года, где в общей для всей Красной Армии катастрофе уже проглядывали ростки будущих побед. Образ генерала Серпилина, блестяще сыгранного Анатолием Папановым, до сих пор является эталоном показа действий настоящего военачальника в самый тяжёлый для нас период войны. Тарковский Эстетически совершенный дебют Андрея Тарковского в кино, сразивший наповал жюри Венецианского фестиваля.
Рассказ о юном разведчике Иване, потерявшем семью, но приобретшим ненависть, которая противоестественна для детского сердца, но от которой никуда теперь не деться до самой смерти. Калатозов Самый известный в мире советский военный фильм, обладатель единственной за всю историю отечественного кино «Золотой Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Картина о том, что измена в тылу несет смерть на фронте, даже если это всего лишь измена главной героини бойцу Красной армии с его братом. Искупить такую вину можно даже в сердцах близких тебе людей, но не в своем собственном. Трегубович Один день из жизни экипажа самоходного орудия, в который вместилось все - смешное и горькое, героическое и обыденное, страх, которого не надо стыдиться, и слава, которой не стоит гордиться.
История его жизни известна. И судить о нем по агитационному фильму - ну, такое себе. Никого из своих детей он не бросил, а напротив - даже принял в семью...
Советские фильмы о деревне. Опыт исторической интерпретации художественного образа
При съёмках использовались реальные драгоценности, стоимость которых составляла почти два десятка миллиона долларов. В XXI веке в ряде статей, посвящённых фильму «Бриллиантовая рука», встречается утверждение, что в советское время морские путешествия были доступны только высшей партноменклатуре, передовикам производства и т. В чём-то это справедливо в отношении теплоходов, ходивших в круизы в капиталистические страны. Тем не менее практически любой человек, не имеющий близких родственников за границей и не работающий на особо секретном производстве, проявив достаточную настойчивость, имел шанс приобрести путёвку в средиземноморский или атлантический круиз. Замечу, что в США и Западной Европе человеку, допущенному к особым государственным секретам, не разрешается покидать страну без особого разрешения властей. Что же касается поездок по Чёрному морю, то они практически всегда были в свободной продаже. Так, я, например, в 1974 году в кассе турагентства на проспекте Калинина Новый Арбат без всякой очереди купил двухместную каюту 1-го класса на теплоходе «Колхида», следовавшем по маршруту Одесса — Батуми. Любопытно, что я в 27 лет был в 1-м классе самым молодым мужчиной, а моя 22-летняя жена — самой возрастной женщиной. Там мужчины в годах «выгуливали» своих юных подруг.
Позже я путешествовал по Чёрному морю на теплоходах «Молдавия» и «Армения». Ну а моя мама, простой инженер, в 1950—1970-х годах регулярно ходила на теплоходах «Россия», «Победа» и «Адмирал Нахимов». Начало фильма «Пираты ХХ века», где на корабль грузят опиум, снимали на пятом причале Ждановского порта ныне — Мариупольский торговый порт в мае 1979 года. Захваченный пиратами корабль «Нежин» — это сухогруз «Фатеж» Азовского морского пароходства. В заключение я бы хотел рассказать об одном почти забытом фильме и корабле с уникальной судьбой. Речь идёт о художественном фильме «Мичман Панин», снятом Михаилом Швейцером в 1960 году на киностудии «Мосфильм». Среди ролей второго плана стоит отметить Михаила Глузского большевик, организатор побега. Фильм снят по «мотивам воспоминаний» старого большевика Василия Лукича Панюшкина.
Май 1912 года. В крепости Кронштадт проходит суд над тринадцатью политическими заключёнными. Приговор — смертная казнь через повешение. Подпольная большевистская организация крепости решает освободить заключённых во время их следования к месту казни.
Подпишитесь на рассылку портала «Культура. РФ» Рассылка не содержит рекламных материалов Я согласен -на с условиями Правил пользования порталом «Культура.
Некий комический эффект создает сцена похищения Людмилы нечистой силой, когда Владимир в страхе сгибается на своем троне. В следующем 1939 г.
Преображенская, И. Правов, 1939. В кинокартине помимо самого Степана Разина показаны еще несколько реальных исторических персонажей — царь Алексей Михайлович, атаман Корнилий Яковлевич Яковлев, князь Юрий Никитич Барятинский. Однако, несмотря на рост интереса к исторической тематике, большая часть фильмов была посвящена актуальным событиям и явлениям советской жизни этого периода: Советско-финской войне «Галя», реж. Глаголин, 1940 ; труду колхозников «Богатая невеста», реж. Пырьев, 1937; «Дружба», реж. Долидзе, 1940 ; мужеству красноармейцев «Обыкновенное дело», реж. Сабитов, 1940; «Переход», реж.
Иванов, 1940, «На границе», реж. Иванов, 1938 ; пионерам «Тимур и его команда», реж. Разумный, 1940 , выдающимся большевикам «Яков Свердлов», реж. Юткевич, 1940; «Великий гражданин», реж. Эрмлер, 1937. Особый интерес в этот период вызывала тема авиации. Так, например, об увлечении колхозной молодежи летным делом повествует картина «Люди нашего колхоза» реж. Ай-Артьян, 1940.
Сходный сюжет и у кинофильма «Небеса» реж. Тарич, 1940. Во второй половине 1930-х — начале 1940-х годов также значительно возрастает число экранизаций классических произведений художественной литературы — «Путешествие в Арзрум» реж. Левин, 1936 , «Сорочинская ярмарка» реж. Экк, 1939 , «Человек в футляре» реж. Анненский, 1939 и мн. Следующий значимый этап развития советского кинематографа — Великая отечественная война и первое послевоенное десятилетие. Накануне и в период Великой Отечественной войны выходит сразу несколько картин, посвященных допетровской эпохе.
В последние довоенные месяцы в прокате появляется историческая кинокартина «Первопечатник Иван Федоров» реж. Левкоев, 1941. В статье Г. Дмитриевой «Первый русский печатник», сопровождавшей выход киноленты на экраны, главные антигерои фильма — духовенство и бояре, характеризовались следующим образом: «Монахи возненавидели Федорова и его помощников за лишение их источника дохода. Бояре, не желавшие укрепления самодержавной власти Ивана Грозного, также с озлоблением относились к изобретению Федорова» [1]. Еще за три года до выхода культового фильма «Иван Грозный» на экранах создается позитивный образ самодержца. В отличие от «Крыльев холопа» 1926 г. Безусловно положительный образ и у главного героя — Ивана Федорова, выдающегося деятеля отечественной культуры, ставшего жертвой политических интриг.
Однако, самой известной кинокартиной этого времени становится еще один историко-биографический фильм режиссера С. Эйзенштейна — «Иван Грозный» 1944, 1-я серия. В первой серии этого фильма, получившего признание не только в СССР Сталинская премия I степени , но и за рубежом приз за лучшую операторскую работу на I Локарнском международном кинофестивале продемонстрированы основные события раннего периода правления Ивана Грозного. Главные положительные герои это сам царь Иван Грозный, уже в ранние годы поражающий всех своим умом и смелостью; царица Анастасия Романова; опричники Малюта Скуратов, Алексей и Федор Басманов. Главными антигероями в фильме становятся Евфросинья и Андрей Старицкие, организующие заговор против смертельно больного царя, а также архиепископ Пимен. Наиболее неоднозначна трактовка образа Андрея Курбского. Несмотря на показанную в фильме измену в годы Ливонской войны, в ранний период правления Ивана IV Курбский оказывается одним из немногих, кто поддержал царя в дни тяжелой болезни. Вторая серия фильма, носящая название «Боярский заговор», была снята в 1945 г.
Эта картина, как известно, вызвала негативную реакцию И. Эйзенштейна охарактеризована следующим образом: «Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, - омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-Клукс-Клана. Основной претензией И. Сталина к фильму стало то, что режиссер показал Ивана Грозного живым человеком, а не идеальным правителем, каковым он был по мнению «отца народов». Основные приоритеты в фильме расставлены также как и в первой серии: главные злодеи — митрополит Филипп и Ефросинья Старицкая, положительные персонажи — Иван Грозный и его опричное окружение. Практически одновременно с «Иваном Грозным» выходит в прокат созданная на «Союздетфильме» киносказка «Кащей бессмертный» реж.
Роу, 1944. Несмотря на то, что реальных исторических персонажей в этом фильме мы не встречаем, можно утверждать, что демонстрируется ранний период истории Киевской Руси. В 1960-е — 1980-е годы выйдет целый ряд подобных картин со сказочными сюжетами. С определенными оговорками можно отнести к категории фильмов, показывающих эпизоды допетровской истории России, фильм «Украинские мелодии» реж. Земгано, И. Игнатович, 1945. В этот фильм-концерт входят сцены из спектакля «Богдан Хмельницкий» в исполнении артистов Киевского драматического театра им. Ивана Франко.
В 1952 г. Птушко, 1952. В отличие от фильма А. Роу, в «Садко» появляется реальный исторический герой — Вышата. Это обстоятельство позволяет нам датировать действие картины серединой XI века. Картина была неоднозначно встречена критикой. Так, например, в «Комсомольской правде» появилась критическая статья Н. Рожкова о фильме.
Дважды ей это уже удалось, но судьбе сестёр Ларисы трудно завидовать: одна оказалась замужем за шулером, проигравшимся в прах, другая — за кавказским князьком, готовым зарезать её от ревности. И вот настала очередь Ларисы, которую, несмотря на красоту и утончённость, никто не хочет брать в жёны. Островского «Бесприданница», которая потрясла его глубиной и трагичностью. По признанию режиссёра, он не мог назвать своё творение точно так же, как пьесу — одна «Бесприданница», кинолента Я. Протазанова, уже была.
И тогда откуда-то свыше пришло название «Жестокий романс» — ясное, противоречивое, но ёмкое. Судьба Ларисы — это действительно романс, но не лиричный и нежный, а жестокий, убийственный.
Советские исторические фильмы
ТАИНСТВЕННЫЙ МОНАХ (1968) Советское кино, Война, Фильмы, Гражданская война, Приключения, Боевики, Советские актеры, Классика, Видео, YouTube. Пусть достоверность всей истории – весьма сомнительна, некоторые характеры – нарочито анекдотичны, а многие важные эпизоды – излишне гротескны, фильм тщательно прорисовывает советский тюремный пейзаж. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. Здесь собран список лучших фильмов в жанре история с участием страны СССР.
Кино послевоенного возрождения (+ВИДЕО)
Киноэпопеи СССР (17: 17 с.) Страницы в категории «Исторические фильмы СССР». подготовил список фильмов, которые помогут вам восполнить пробелы в знаниях по истории нашей страны. |. 11 лучших исторических фильмов 2023 года: «Жанна Дюбарри» и «Злой город» Кадр из фильма «Воздух». Пусть достоверность всей истории – весьма сомнительна, некоторые характеры – нарочито анекдотичны, а многие важные эпизоды – излишне гротескны, фильм тщательно прорисовывает советский тюремный пейзаж.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ
Алов, Наумов , "Вступление" 1963 г. Таланкин , "Иваново детство" 1962 г. Традиции фильмов военных лет были продолжены в картинах: "Повесть пламенных лет" 1961 г. Солнцева, по сцен. Довженко и "Живые и мёртвые" 1964 г. Столпер, по роману К. Симонова , они возвращают зрителей к трудной правде о жестоких испытаниях и подвиге народном. Эпической широтой мысли характеризуются лучшие историко-революционные фильмы - "Коммунист" 1958 г.
Райзман, в гл. Урбанский , "Рассказы о Ленине" 1958 г. Достижением актёрского искусства является создание образа В. Ленина актёром М. Значительным достижением в области историко-революционной темы является фильм режиссера Л. Кулиджанова "Синяя тетрадь" 1963 г. Произведения советской литературы послужили основой ряда историко-революционных фильмов: "Сорок первый" 1956 г.
Чухрай, по рассказу Б. Лавренёва , трёхсерийные эпопеи по произведениям Шолохова "Тихий Дон" 1957-58 г. Герасимов и А. Толстого "Хождение по мукам" 1957-59 г. Рошаль , "Оптимистическая трагедия" 1963 г. Самсонов, по пьесе Вс. Вишневского и др.
Известность приобрели экранизации русской и зарубежной классики: "Попрыгунья" 1955 г. Самсонов , "Дама с собачкой" 1960 г. Хейфиц - по рассказам А. Чехова, "Фома Гордеев" 1959 г. Донской, по М. Горькому , "Отелло" 1956 г. Юткевич, по У.
Шекспиру , "Дон Кихот" 1957 г. Сервантесу, в гл. Черкасов и "Гамлет" 1964 г. Козинцев, в гл. В 1968 режиссер С. Бондарчук завершил одну из самых масштабных в истории русской кинематографии постановок - четырёхсерийный фильм "Война и мир" по роману Л. Многие из этих фильмов удостоены высших премий на советских и международных фестивалях, а фильм "Война и мир" - премии "Оскар" Американской академии киноискусства и наук.
За 10-15 послевоенных лет был экранизирован также ряд классических опер и балетов П. Чайковского, М. Мусоргского, A. Даргомыжского, С. Прокофьева, Д. За эти годы в кинематографию РСФСР пришло новое пополнение молодых режиссёров, несущих своё мироощущение, свою трактовку традиционных тем и сюжетов "Крылья", 1966 г. Шепитько; "Звонят, откройте дверь", 1965 г.
Митта; "Живёт такой парень", 1964 г. Шукшин; "Зося", 1967 г. Богин; "В огне брода нет", 1968 г. Новыми творческими поисками характеризуются фильмы мастеров старшего поколения "Твой современник", 1968 г. Райзман, и др. В это время при киностудиях "Мосфильм" и "Ленфильм" существуют театры-студии, где актёры кино совершенствуют своё мастерство. С 1956 работают Высшие режиссёрские и с 1966 г.
Выразительные возможности художественной кинематографии обогатились благодаря техническим нововведениям - производству широкоэкранных, широкоформатных, стереофонических фильмов, освоению кругорамы. Цвет в фильмах всё более становится одним из средств образного решения. Совершенствуется искусство мультипликации. На киностудии "Союзмультфильм" ежегодно производится не менее 25 мультипликационных фильмов Лучшие среди них в 50-60-е годы - "Необыкновенный матч" 1955 г. Пащенко, Б. Дёжкин , "Чудесница" реж. Иванов , "Снежная королева" реж.
Атаманов - оба в 1957 г. Дегтярёв , "История одного преступления" 1962 г. Хитрука, "Лягушонок ищет папу" 1964 г. Качанов , "Поди туда - не знаю куда... Крупных успехов достигла документальная кинематография 60-х гг.
Картина фактически впервые открывала широкой аудитории подробности этой уникальной военной операции. Немецкая полевая батарея ведет огонь по Константиновской батарее в июне 1942 года. Фото: Музейно-выставочный комплекс "Константиновская батарея" Начиная с 1944 года в городе и его окрестностях проходит много документальных съемок. Например, о восстановлении Севастополя. Видно, как на месте развалин вырастают новые дома, а на месте пустырей появляются широкие проспекты. Послевоенная история и первые блокбастеры В 1959 году в город приезжает съемочная группа киностудии Мосфильм вместе с режиссером и партийным деятелем киностудии Леоном Сааковым. В свое время он был фронтовым кинооператором, а в Севастополь приехал снимать эпизоды фильма "На дорогах войны". По сюжету картины фронтовой кинооператор попадает в осажденный Севастополь. В городе он сталкивается с различными трудностями. По воспоминаниям современников, когда режиссер со сценаристом Николаем Фигуровским работали над материалом, они поняли, что картина в итоге получается про Севастополь - так много материала здесь было отснято. Одна из экспозиций севастопольского киномузея, посвященная Черноморскому флоту, с которым связано творчество кинодокументалистов. Снимали, например, еще не тронутые после войны развалины Константиновской батареи. Каждый год Сааков приезжал в Севастополь, ходил в музеи, посещал архивы, общался с ветеранами, был на месте боев. Так родилась идея снять "Море в огне". В то время существовала цензура и многие эпизоды обороны не разрешалось показывать в кино. Например, трагедию 35-й батареи, защитники которой были брошены на произвол судьбы в июле 1942 года. Однако при съемках "Моря в огне" ветераны просили Саакова упомянуть о них. С цензурой это было сложно, тем не менее режиссер все продумал так, что этот эпизод остался. Сразу после трагедии в фильме показано освобождение города. Таким образом, выходило, что жертвы были не напрасны. Слово, данное ветеранам, он сдержал. Причем в те годы 1968 - 1972 гг. Картину снимали на редкую по тем временам широкоформатную 70-миллиметровую пленку. Применялись и редкие по тем временам виды съемок. Например, для эффектных кадров "Море в огне" оператор Анатолий Петрицкий снимал с воздуха. Для этого ему пришлось лететь на самолете и больше часа держать у себя на плече камеру весом 60 килограммов. Например, его постоянно задерживал патруль, а руководству приходилось вытаскивать его из комендатуры. Все-таки человек с киноаппаратом, снимающий закрытый город, - это очень подозрительно, - говорит Сергей Шуневич. При этом вымысла в обеих картинах было минимум, все снималось на основе реальных событий, по воспоминаниям ветеранов и данных из архивов. Чего не скажешь, например, об уже современной картине "Битва за Севастополь" 2015 г. Режиссер Сергей Мокрицкий три раза переписывал сценарий. Ему фактически пришлось пройти тот же путь, что и Леону Саакову, общаясь с историками, ветеранами и свидетелями тех далеких событий, - отмечает Сергей Шуневич. С "Морем в огне" связана одна интересная история.
Это эпические, масштабные полотна, затрагивающие так много пластов человеческого бытия, что они не вписываются в более узкую категорию. Не будьте слишком строгими, если вы посчитаете тот или иной фильм не подходящим к данному разделу. При желании вы можете посмотреть один из выпусков популярной советской телевизионной передачи «Кинопанорама» 1962-1995.
В 1967 году новая проблема для МВД пришла оттуда, откуда не ждали. На советские экраны вышли сразу две серии комедийного французского детектива «Фантомас» и «Фантомас разбушевался» снятых несколькими годами ранее. Эта была уже далеко не первая экранизация романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена, возможно, поэтому для французских зрителей она не представляла большого интереса, чего нельзя было сказать о неизбалованной советской публике. Если на родине один из фильмов трилогии посмотрело 4,5 миллиона человек, то в СССР этот показатель достиг 46 миллионов. Всё бы ничего, но подростки начали копировать преступника в маске — они грабили уличные киоски, поджигали почтовые ящики, били витрины и везде неизменно оставляли записку: «Это сделал Фантомас». По Советскому союзу прокатилась волна хулиганства: тинейджеры звонили по телефону случайным людям и говорили: «Через несколько минут вас посетит Фантомас! В почтовых ящиках ничего не подозревающие советские граждане находили записки: «Мне нужен труп. Я выбрал вас. До скорой встречи! Сотрудники МВД не знали что делать с разбушевавшейся молодёжью — на совещаниях то и дело обсуждался вопрос о влиянии Фантомаса на неокрепшие умы подрастающего советского поколения. В итоге в 1968 году Министерство обратилось к Госкино с просьбой прекратить показывать французский детектив. Но фильмы про преступника в маске приносили казне огромную прибыль и в прокат вышел третий фильм «Фантомас против Скотланд-Ярда». Сгладить ситуацию пытались с помощью журнала «Советский экран», который напоминал что эти фильмы — комедии, задуманные как пародия на бондиану. На дело стали выходить и более взрослые последователи Фантомаса. По примеру преступника они натягивали на лицо чулок с прорезями для глаз и совершали уже не просто хулиганские выходки, а вооружённые ограбления, в которых начали гибнуть люди. В конце концов сотрудникам правоохранительных органов удалось запретить показ фильмов про Фантомаса на четыре года. В дальнейшем все детективные ленты проходили жесточайшую цензуру в МВД. Но Госкино одной отменой проката не обошёлся. Было решено выбить клин клином, а именно — снять фильм про отважного советского милиционера, бросившегося бороться с подростками, которые подражали антигерою Фантомасу. Фактура нашлась сразу — в 1968 году в советских кинотеатрах с успехом прошёл «Деревенский детектив» про честного участкового Анискина в исполнении Михаила Жарова. В управление МВД был вызван сценарист фильма Виль Липатов, которого попросили развить сюжет с милиционером и выставить последователей Фантомаса в дурном свете. Автору идея не понравилась и, как писала пресса, он попытался отказаться от работы под предлогом сломанной пишущей машинки. На что тут же получил от МВД в подарок новую. Когда сценарий был готов, министр Щёлоков пришёл в восторг и сразу же запустил съёмки картины «Анискин и Фантомас», которая вышла в 1973 году. Бравый участковый, по сюжету, выводит на чистую воду подростков, которые в масках ограбили кассира. По задумке МВД молодые зрители должны были понять, что и за ними также придёт свой Анискин и раскроет преступление. Доподлинно неизвестно, какой эффект возымел фильм — снизил подростковую преступность или ещё больше подогрел интерес к запрещённому Фантомасу. Кино для поднятия уровня образования В начале 1970-х годов в обществе назрела очередная проблема — молодёжь, которую кино в конце 1950-х годов отчаянно зазывало идти трудиться, с энтузиазмом делала то, что от неё ждала страна. Недоучившись в школе, молодые советские граждане шли работать на производства и уровень образования населения сильно просел. Государство бросилось решать вопрос и, как водится, в этом ему должен был опять помочь кинематограф. На студию «Мосфильм» был спущен госзаказ «снять тематический фильм о школе рабочей молодежи». Многие режиссёры отказались сразу, им казалось, что в идейной агитации нет места творчеству. Согласился лишь Алексей Коренев, который подумал, что на предложенную тему можно снять неплохую комедию. Вот только Георгий Садовников, автор книги, по которой решили снимать фильм, был против превращения его биографической истории «Иду к людям» в весёлое кино «Большая перемена». Кое-как Кореневу удалось уговорить автора и вместе они приступили к написанию сценария. Основной смысл повести оставался прежним — в школу рабочей молодёжи приходит молодой учитель истории Нестор Петрович Михаил Кононов. Кто-то из его новых учеников оказывается даже старше его, поэтому прежде чем начать обучать предмету, ему нужно добиться уважения в коллективе. А вот многих персонажей в книге не было или их роль была эпизодической. Так в повести мельком прописан характер хулиганистого Ганжи, который в фильме превратился в основного действующего персонажа в исполнении талантливого Александр Збруева. Это был способный парень, весёлый, но учёба была ему «до лампочки». Он приходил в школу «на тусовку», потому что в классе учились его товарищи по цеху, а когда становилось скучно, исчезал. И я за ним гонялся, возвращал его. Георгий Садовников, автор книги, сценарист фильма «Большая перемена» На экране герои легко и весело совмещают тяжёлую работу и учёбу. Создать нужную атмосферу помогала сложившаяся на съёмках обстановка в коллективе — актёры действительно очень сдружились. Исключением стал исполнитель роли Нестора Петровича — Кононов. Он всегда держался обособленно, предпочитая ни с кем не общаться, а только работать. До конца жизни актёр считал эту роль проходной и обижался, когда его вспоминали только по этому фильму. Отснятый материал полностью удовлетворил студию и она заказала к имеющимся двум сериям ещё две. Пришлось в срочном порядке дописывать сценарий и придумывать новые эпизоды. Но и в этом случае не обошлось без недовольных. Когда в одной из советских газет появилась заметка о съёмках новой комедии под названием «Похождения школьного учителя», в Министерство образования хлынул поток писем от возмущённых учителей. Преподаватели были оскорблены тем, что кинематограф надсмехается над их тяжёлым трудом и делает комедию из серьёзной педагогической деятельности. Чиновники пошли на поводу у народа и настоятельно попросили режиссёра сменить название. Лёша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название «Большая перемена». Потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни. Премией за название была бутылка коньяка, и мы её весело распили. Анатолий Мукасей, оператор-постановщик фильма «Большая перемена» Зрители тепло приняли «Большую перемену» и фильм быстро разобрали на цитаты. Точные попадания в образы актёрского состава сгладили нелепые ситуации в сюжете. Что и требовало государство — авторам удалось создать яркий образ советского рабочего, который сознательно идёт учиться, чтобы добиться лучших результатов на производстве. За парту садится даже отец одной из учениц — Леднёв Евгений Леонов и советский зритель понимает, что в любом возрасте не стыдно вернуться в школу. Кино, снятое за долги В 1970-м году на экраны вышел исторический фильм «Ватерлоо» советско-итальянского производства. Бюджет картины по тем временам был огромным — 35 миллионов долларов. Итальянский партнёр подвёл советскую сторону и выплатил лишь часть своей доли. Когда Госкино попытался выбить долг, компания под руководством Дино де Лаурентиса объявила, что денег нет, но она готова заняться ещё одним совместным проектом за свой счёт. У чиновников не было другого возможности вернуть деньги, кроме как согласиться на съёмки нового фильма. Вот тут в Госкино и вспомнили о сценарии Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, который назывался «Спагетти по-русски». В заявке автора было написано, о чём они хотят снимать картину: «Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле ещё во время революции. Избранная авторами ситуация позволяет развернуть весёлое и увлекательное комедийное действие. Значительное место в будущем фильме отведено образу советского милиционера Серебрякова, который положительно трактуется авторами». Чиновники отправили наброски сюжета в Италию и стали ждать ответа. На удивление, Дино де Лаурентис согласился, но сценарий попросил полностью переделать, оставив в нём от первоначального варианта только живого льва. Итальянцы поставили задачу сделать авантюрный фильм-погоню. Рязанов с соавтором дописали многочисленные трюки и погони, которые требовали от них партнёры и с лёгкой совестью сдали новый вариант, посмеиваясь над тем, кому Госкино поручит снимать эту чепуху.
Категория:Исторические фильмы СССР
Он никак не хуже фильма "Белое солнце пустыни". Единственное, что "Седьмая пуля" не такой знаменитый фильм по сравнению с "Белым солнцем пустыни". Очень хорошая игра актеров. Фильм смотрится на одном дыхании от начала и до конца.
Талгат Нигматулин здесь еще совсем молодой, а Дилором Камбарова вообще ещё девочка. Этот фильм стал для неё дебютом в кино. После этого фильма Дилором Камбарова стала известной актрисой Отзывы.
Показать полностью 1.
Dimm CheМудрец 15289 2 года назад Хорошо бы парочку показательных процессов над самой оголтелой русофобской чернухой в новостях показать. А я вот говорю про хорошие советские фильмы с чем Вы не согласны Значит Вы антисоветчик Или советские люди для Вас все русофобы? Ну ты и мразь!
Движение и жест в литературе, искусстве и кино» 2010 , которая является продолжением более раннего проекта известного российского и американского киноведа, представителя Тартуско-московской семиотической школы и школы киноведения Чикагского университета - исследования «Историческая рецепция кино: кинематограф в России, 18951930», увидевшего свет в Риге в 1991 г. Цивьян вводит в киноведение понятие «карпалистика» для обозначения одного из основополагающих, формообразующих принципов кино - жеста. Автор рассматривает историю жестов в искусстве, в частности в искусстве русского авангарда 1920-х гг. В советском киноавангарде в противоположность дореволюционному антимонтажному кино победил монтаж, но жест хоронить было рано.
В статье сравниваются, с одной стороны, подходы историков, которые анализируют идеологемы и идеологические маркеры исторических фильмов, выявляют «вторую» мифологическую кинореальность советской истории ярким примером такой оптики является исследование Евгения Добренко - «Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив» , с другой стороны, подходы киноведов, которые работают с кинокадром и источниками создания фильма эго-документами, сценарными вариантами, монтажными листами, версиями кинофильмов и пр. Цивьян показывает независимые от государственного заказа авторские смыслы в богатой системе отсылок фильмов, видит заложенную в них тайнопись историко-культурных контекстов. Ключевые слова: советские исторические фильмы, Эйзенштейн, репрезентация истории, киноавангард, формализм, интеллектуальный монтаж, жест в искусстве.
Как бы я хотел иметь когда-нибудь неудачу такой силы. Шкловский о фильме «Октябрь» В эпоху исторических передряг, когда одни ведут кропотливую и ежедневную работу по возвращению имен, другие - по отмыванию истории и сотворению ее в сане ликоподобности, особое значение имеет профессиональный разговор о репрезентации исторического прошлого в публичном пространстве массовой культуры, кино, искусства, музеев, выставок. Этот разговор начался не сегодня, и серьезные исследования на тему исторических фильмов и сериалов есть в российской историографии - не прочь вспомнить о них. В 1991 г.
Ее автор, советский и латвийский историк кино, закончивший Латвийский государственный университет, защитивший диссертацию в Ленинграде, впоследствии стал профессором Чикагского университета. Книга «Историческая рецепция кино» в настоящее время является библиографической редкостью. И когда издательство «Новое литературное обозрение» предложило переиздать ее, Юрий Гаврилович прислал другое сочинение. Новая книга имеет название «На подступах к карпалистике.
Движение и жест в литературе, искусстве и кино». Область его научных интересов - русское дореволюционное кино и советский киноавангард 1920-х гг. Юрий Цивьян - специалист по творчеству Евгения Бауэра, Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, автор понятий «русский киностиль», «карпалистика». Книга «Историческая рецепция кино» была написана с точки зрения подходов тартуской семиотической школы автор является учеником Ю.
Лотмана и новой школы социальной истории кино которую автор также представляет, будучи ведущим специалистом кафедры си-нема и медиа, наряду с Т. Ганнингом, М. Хансен и др. Как заметил сам Юрий Гаврилович, старая книга смотрит на культуру, новая - на искусство.
Исследование «На подступах к карпа-листике» написано в духе и стиле формалистических концепций 1920-х гг. Юрий Цивьян считает, что советское киноведение в лучших своих образцах - это школа формализма а не наследие учений марксизма или неомаркизма, не следование концепциям модерности и пр. В своих киноведческих исследованиях Ю. Цивьян обращается к анализу канонических кинотекстов советского исторического фильма - кинотекстов Сергея Эйзенштейна.
Советские исторические фильмы сегодня анализируются с разных методологических и идеологических позиций подходов публичной истории, феминизма и т. В чем различие подходов историков и киноведов в анализе канона советского исторического кино? Одной из самых значимых работ о кино как об институте по производству истории является книга Евгения Добренко «Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив» [Добренко, 2008].
Недавно Евгений Александрович опубликовал двухтомник «Поздний сталинизм. Эстетика политики» о малоизученном, но очень важном и драматичном периоде послевоенной истории СССР - периоде формирования имперского националистического сознания [Добренко, 2020]. На основе анализа не только кинонарратива, но и литературы, искусства, музейного дела, Евгений Добренко показывает, как сталинизм работал с памятью и историей. Понятия и конструкции, которые использует историк: «историзирующая анестезия», «медиум идеологической и исторической репрезентации», «идеологический монтаж» и др.
Добренко [Добренко, 2008, с. Память - травма, история - терапия, отчуждение фактов; история - процедура концептуализации и отчуждения пережитого, памяти; память персональна, история социальна. В этой композиции музей не только материализованная история, но и гильотина истории, одновременно умерщвляет и экспонирует прошлое. Напротив, архив есть основа работы историка по восстановлению прошлого по сравнению с музеем, основой официального мифа и институтом инсталлирования искусственного прошлого.
Автор книги «Музей революции» показывает, как в кинематографе происходила «персо-низация» истории: в 1930-х гг. Некоторые фильмы о правителях России, например о Петре I, были созданы в коннотации «цари хороши, царизм плох». Добренко отмечает, что «искусство занято созданием новых и - по определению -фиктивных объектов» [Там же, с. И эти фильмы были направлены на укрепление государства, прославление побед.
Историк анализирует кино как идеологический конструкт - превращение прошлого в сталинскую историю, как средство обоснования легитимности и построения советской идентичности, формирования политического воображаемого. Взгляд киноведа другой, и это взгляд с точки зрения кинотеории, манифестирующей свою генеалогию от авангардного формализма 1920-х гг. Слово «карпалистика» изобрел Владимир Набоков в романе «Пнин». Этим термином Ю.
Цивьян обозначает жест в искусстве -физические, словесные, метафорические движения в литературе, живописи, кинематографе. Автор книги «На подступах к карпалистике» настаивает на том, что жест в искусстве отличается от предмета кинесики, и обращается к «жесту революции», графологическим жестам, проблеме жеста и монтажа. В искусстве кино есть два конкурирующих начала - жест и монтаж. Цивьян отмечает, что это и есть формообразующие принципы кино.
И в этой связи исследователь обращает внимание на различия между российским и западным киноведением: «Формальная школа сформулировала закон: нет и не может быть общей теории искусства. Для частных явлений должны создаваться частные теории. История кино - по определению розничный товар» [Цивьян, 2010, с. Еще в «Исторической рецепции» Ю.
Цивьян посвятил целую главу внутритекстовым стратегиям восприятия кино и рассмотрел их на материале киноавангарда 1920-х гг. Юрий Гаврилович предлагает их покадровое прочтение. Терминология киноведа - «интеллектуальный монтаж» и «концептуальный монтаж», «осевое движение», «внутренний монолог» и др.
На главную роль взяли красавицу Светлану Дружинину.
Но у легкой и веселой комедии оказалась непростая судьба. Тогда с экрана, едва ли не впервые, прозвучала критика в адрес крупнейшей в СССР фабрики «Большевичка», правда, название производителя некачественных товаров сменили на «Зарю». Придумали историю, связанную с поставщиками, проблемами в ряде отраслей, включая химическую. Но не понять, о каком гиганте промышленности шла речь, было невозможно.
Через несколько лет после выхода в прокат фильм посчитали чересчур смелым и отправили на полку — до начала девяностых годов прошлого столетия. Но комедию и сейчас, через шесть с лишним десятилетий после рождения, смотрят с интересом. Фото: свободные источники Успех картине с простым названием «Высота» был гарантирован априори, еще до выхода на экран. Творческий состав группы во главе с кинорежиссером Александром Зархи «Мой младший брат», «Города и годы» «Анна Каренина» гарантировал фильму хорошую прокатную судьбу.
Автором музыки к песне «Не кочегары мы, не плотники», ставшей хитом конца пятидесятых прошлого столетия, был молодой композитор Родион Щедрин. На главные роли режиссер пригласил Николая Рыбникова, влюбившего в себя полстраны после выхода фильмов «Весна на Заречной улице», «Чужая родня», и молодую, но уже известную актрису Инну Макарову, в послужном списке которой значились роли в нашумевших картинах «Молодая гвардия», «Возвращение Василия Бортникова», «Дело Румянцевых». Незатейливая история любви двух совершенно разных людей, каждый из которых являлся полноценным представителем эпохи оттепели, показанная на фоне строительства крупнейшего металлургического комбината, выглядела искренне, а потому подкупала мгновенно. Герои, блистательно сыгранные талантливыми актерами, были искренними и естественными, как будто не играли — жили на экране.
Сцены, связанные с производством, снимали в Днепродзержинске, где артистов узнавали на улице. А на премьере устроили овацию съемочной группе. По опросу журнала «Советский экран» он стал лучшим фильмом 1957 года. Фото: свободные источники 29 апреля 1967 года состоялась премьера картины, которую сразу приняли и полюбили все — от детей и подростков до убеленных сединами старцев.
За билетами в кассах кинотеатров выстраивались очереди, о которых сейчас можно только мечтать. Фильм, снятый по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята» о четырех подростках, совершающих героические поступки во время Гражданской войны, поставлен режиссером Эдмондом Кеосаяном по сценарию, написанному им самим в соавторстве с Сергеем Ермолинским, на киностудии «Мосфильм». Предыстория картины началась с Никиты Хрущева.
Советское кино как исторический источник и как стимул изменений в общественных отношениях
Первая серия рассказывает о национальной политике раннего и позднего СССР на примере взаимодействия Российской империи, а потом и СССР с народами Средней Азии. Курсы Книги Фильмы Видеовикторины Видеоголоволомки Аудиокниги Радиоспектакли Списки. В новом Советском государстве кино было провозглашено «важнейшим из искусств», а заодно — главным средством пропаганды и агитации. Старые, популярные и лучшие советские фильмы, по сюжету связанные с царской Россией. Смотрите фильмы советских времен онлайн бесплатно на Советское кино дает возможность заглянуть в прошлое и посмотреть на людей, которые обладают совсем иной системой ценностей и которых окружает совершенно другой предметный материальный мир.