Новости день образования кгб ссср картинки

Сегодня День образования Группы «А» КГБ-ФСБ. День образования кгб ссср. 1922 Г Союз советских Социалистических республик. 13 марта исполняется 67 лет со дня создания КГБ СССР. 9 апреля 1959 года, спустя 5 лет после образования КГБ, в режиме строгой секретности было утверждено «Положение о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР». Создан КГБ в 1954 Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР был создан Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 г. на базе оперативно-чекистских подразделений МВД.

С праздником, товарищи чекисты: 69 лет назад был образован легендарный КГБ

От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России | Аргументы и Факты 13 марта, юбилей КГБ СССР. Структура была создана именно в этот день в 1954 году, 65 лет назад, но нынешние разведчики предпочитают праздновать 20 декабря, возводя традиции к созданию ВЧК.
70 - летний юбилей! КГБ СССР. История органов госбезопасности СССР и России. Таким образом, указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 15 марта 1954 появилась на свет новая служба, которая стала называться Комитет государственной безопасности (КГБ).
70 - летний юбилей! КГБ СССР. История органов госбезопасности СССР » МО ФССБ На основании информации Председателя КГБ Бакатина Госсовет принимает решение об образовании на базе Комитета государственной безопасности СССР трех самостоятельных ведомств: Центральной службы разведки (ЦСР).

Поздравление с Днем образования ВЧК-КГБ СССР

МГБ и МВД СССР, а всего лишь в статусе ведомства при Правительстве СССР. Смотрите 52 фото онлайн по теме открытки с днем кгб ссср. В среду, 13 марта, исполнилось ровно 70 лет со дня основания Комитета государственной безопасности (КГБ).

Фото: Поздравление с днем чекиста прикольные

  • Образован Комитет Государственной Безопасности СССР
  • День работника КГБ СССР — Мы из CCCР!
  • Создание КГБ СССР
  • Открытки кгб (48 фото)
  • О людях высокого долга
  • Какую роль в отечественной истории сыграл КГБ СССР

Сегодня 70 лет со дня образования КГБ СССР

Главная - СССР с праздником! Эти дни полагалось согласовывать с праздниками, принятыми в данной местности, как правило, религиозными. Об их введении следовало сообщать населению путем публикации. Но при этом такие дополнительные дни отдыха не оплачивались Аналогичный список нерабочих праздничных дней содержался в статье 111 Кодекса законов о труде 1922 года.

Как отмечают ветераны отечественной контрразведки, в условиях "хрущевской оттепели" расширились политико-экономические и научно-культурные связи СССР со странами Запада, стали интенсивными деловые и туристические поездки иностранцев в Союз. Естественно, что этим не замедлили воспользоваться иностранные спецслужбы. Так, в 1955-1956 годах среди американских, британских, французских и других делегаций и тургрупп, посещавших различные симпозиумы и выставки, чекисты выявили 40 шпионов и их агентов. И в последующие годы их количество неуклонно росло. Основная разведдеятельность против СССР развернулась с позиций зарубежных диппредставительств - посольские миссии вновь стали форпостом спецслужб.

Сотрудники разведок, находившиеся под дипломатическим прикрытием, пытались собирать интересующую их информацию в ходе поездок по стране. Но все их перемещения проходили под негласным наружным наблюдением. Кроме того, западные спецслужбы не оставляли попыток выстраивать агентурные сети. Для связи с агентами широко использовались тайники и контейнеры, закамуфлированные под различные предметы, а также тайнописные сообщения, нередко проводились конспиративные встречи. С его помощью после многомесячной "оперативной игры" был изобличен в шпионской деятельности атташе посольства США Рассел Лэнжелли. Попов по приговору суда был расстрелян, а американец выдворен из СССР.

В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении восстания в Венгрии и преследовании его участников. Под руководством Андропова в должности председателя КГБ в период с 1967 по 1982 год органы госбезопасности существенно укрепили и расширили свой контроль над всеми сферами жизни государства и общества. Изменения в обществе и системе госуправления СССР, вызванные перестройкой и гласностью, привели к необходимости пересмотра основ и принципов органов госбезопасности.

Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности.

Взамен, правда, пришлось отдать внешнюю разведку: бывшее Первое главное управление вошло в структуру так называемого Комитета информации при Совмине СССР. После ареста Виктора Абакумова в МГБ вернули внешнюю разведку, а смерть Сталина привела к появлению последнего суперминистерства внутренних дел и госбезопасности.

Бывший руководитель НКВД стремился воссоздать привычную ему структуру, и ему это удалось, но совсем ненадолго. Судя по всему, у него-то и возникли опасения, что Министерство внутренних дел в его тогдашнем виде представляет определенную опасность для его власти. Было инициировано обращение из МВД с предложением выделить из него оперативно-чекистские управления и отделы в самостоятельное ведомство.

Судя по всему, важнейшей задачей, которая стояла перед Кругловым, как раз и было реформирование МВД таким образом, чтобы исключить его широкое влияние на внутреннюю политику в Советском Союзе. Сделать это можно было лишь одним способом: разделением МВД на две структуры, одна из которых сохранила бы функции министерства внутренних дел, а вторая — стала бы отвечать за госбезопасность. Предполагалось и масштабное сокращение обеих.

Именно такое предложение и содержалось в докладной записке Сергея Круглова. Бывший подчиненный Берии уже в 1956 году был снят с должности и вскоре уволен на пенсию. Тем временем процесс создания новой структуры по обеспечению государственной безопасности набирал обороты.

В этом документе впервые официально приводилось и название новой структуры — Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

С днем кгб картинки

Члены группы подвергались угрозам, их вынуждали эмигрировать, заставляли прекратить правозащитную деятельность. С февраля 1977 года активистов Ю. Орлова , А. Гинзбурга , А. Щаранского и М.

Ланду начали подвергать арестам. Картеру личного письма тестя подсудимого с отрицанием факта супружества Щаранского и «разоблачением» его аморального облика. Алексеева , П. Григоренко и В.

В период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки в общей сложности — 60 лет лагерей и 40 лет ссылки восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства. Осенью 1982 года, в условиях усиливающихся репрессий, трое оставшихся на свободе участников группы были вынуждены объявить о прекращении деятельности МХГ. Московская Хельсинкская группа получила возможность возобновить свою деятельность только в 1989 году , в разгар горбачёвской перестройки. Силами КГБ участники акции были арестованы и преданы суду по обвинению в измене Родине попытке побега с незаконным пересечением государственной границы , попытке хищения в особо крупных размерах угон самолёта и антисоветской агитации.

Регулярно с разрешения ЦК КПСС органами госбезопасности принимались меры по конфискации корреспонденции, посылок и материальной помощи, направляемых из-за рубежа лицам или организациям, которые квалифицировались КГБ как «враждебные». К примеру, ежегодно КГБ занимался конфискацией посылок с мацой , направляемых еврейскими общинами из-за границы советским евреям к празднику Песах. В 1978 году была учреждена специальная премия КГБ СССР в области литературы и искусства , которой награждались писатели и актёры, чьи работы реализовали идеологические замыслы руководства органов госбезопасности или освещали деятельность сотрудников комитета в соответствии с официальной точкой зрения руководства КГБ и ЦК КПСС. Так эти исследователи предполагают, что в 1970-х годах органами госбезопасности был завербован советский историк -американист, доктор исторических наук Н.

Яковлев [источник не указан 1433 дня]. Многие из этих материалов являлись фабрикацией [26]. В изданных миллионными тиражами книгах Яковлева излагалась позиция идеологических и карательных учреждений СССР, в негативном свете представлялись американская разведка и советские диссиденты , которые изображались «отщепенцами», «врагами народа», «двуличными, безнравственными типами, действующими по указанию западных спецслужб».

Его возглавил генерал-полковник Иван Серов. КГБ занималось разведывательной работой, борьбой с подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР, контрразведкой в Советской армии и флоте. Кроме того, сотрудники Госбезопасности отвечали за охрану высшего руководства партии.

Согласно документу КГБ был упразднен.

В годы Второй мировой войны и сразу после неё Феклисов добывал... В 1961-м Хрущёв перевёл Шелепина на партработу, а на должность председателя КГБ назначил ещё одного сугубо гражданского комсомольского работника — Владимира Семичастного. Он был соратником Шелепина и продолжил его курс на сокращение структуры комитета. Семичастный стал одним из активных участников свержения Хрущёва в 1964 году и принял меры, чтобы всё прошло мирным путём. Однако вскоре его ждала опала. Формально — из-за бегства за границу дочери Иосифа Сталина Светланы Аллилуевой. Однако, по мнению историков, на самом деле она была связана скорее с политическими амбициями Шелепина, которого Леонид Брежнев старался «обезоружить». Первый начался в 1954 году и завершился с приходом на пост Юрия Андропова.

КГБ пережил значительные сокращения, но работал всё равно достаточно эффективно. Комитет пользовался высоким авторитетом, однако при этом его работа была относительно незаметной и непубличной», — рассказал в интервью RT историк спецслужб Александр Колпакиди. При активном участии КГБ были подавлены антиправительственные выступления в Венгрии в 1956 году. Продолжались суды над гитлеровскими пособниками. Его сотрудники обеспечили режим строгой секретности в ходе переброски на Кубу советских войск, а затем — при организации переговоров о деэскалации между Москвой и Вашингтоном. В Советский Союз не впустили ряд иностранных шпионов. Влияние и полномочия комитета стали расширяться. В 1978 году Андропову удалось добиться резкого повышения формального статуса КГБ. Из его названия пропали слова «при Совете министров».

Он стал Комитетом государственной безопасности СССР — центральным органом государственного управления.

Его сотрудники обеспечили режим строгой секретности в ходе переброски на Кубу советских войск, а затем — при организации переговоров о деэскалации между Москвой и Вашингтоном. В Советский Союз не впустили ряд иностранных шпионов. Влияние и полномочия комитета стали расширяться. В 1978 году Андропову удалось добиться резкого повышения формального статуса КГБ. Из его названия пропали слова «при Совете министров». Он стал Комитетом государственной безопасности СССР — центральным органом государственного управления. Начали массово выпускаться фильмы, публиковаться книги о чекистах », — рассказал эксперт. Сместились акценты в самой работе спецслужбы. Притом что комитет продолжал активно заниматься разведкой и контрразведкой, гораздо больше внимания, чем в хрущёвские времена, стало уделяться внутригосударственным вопросам.

Возникли трения с диссидентским движением. Оно контролировало культурный и научный международный обмен, студенческую среду, религиозные организации, спортивные мероприятия, боролось с правыми радикалами. Именно с его сотрудниками многие советские граждане ассоциировали в принципе весь КГБ. Удостоверение основного водителя ГОНа globallookpress. Шла успешная борьба с внутренними угрозами, но позиции комитета в экономике были чрезвычайно слабы. С чем это связано, непонятно. В целом, по его словам, в 1970—1980-е годы сотрудники КГБ присутствовали практически во всех мало-мальски заметных ведомствах, учреждениях и на предприятиях. При этом личность председателя КГБ эксперт оценивает неоднозначно. Историк отмечает, что об Андропове уже давно принято говорить исключительно в позитивном ключе.

КГБ исполнилось 65 лет

С 1967 по 1982 год под руководством нового председателя КГБ Юрия Андропова, органы госбезопасности СССР укрепили и расширили свой контроль над государственными сферами. Это впервые в советской истории позволило руководителю спецслужбы возглавить страну. Ведомство ликвидировали в 1991 году. Ситуация Бизнес.

Влияние на современное общество История и представления о КГБ имеют влияние на современное общество, формируя восприятие прошлого и настоящего. Празднование этого дня может быть способом отметить историческое значение органов безопасности, а также вызвать обсуждения о политике, истории и общественной безопасности. Эта статья призвана рассмотреть различные аспекты праздника "С днем КГБ" и его значения в историческом и современном контексте. Еще фотографии из категории Картинки: С 16 годовщиной свадьбы картинки Рябина в снегу картинки.

После распада Советского Союза в 1991 году орган безопасности разделен на несколько независимых спецслужб, действовавших в каждой вновь образованной республике. В дальнейшем в России создана Федеральная служба безопасности, ставшая его преемницей. Его деятельность вызывала страх у преступников и уважение граждан, верных закону.

Опарин отмечает, что служба в Управлении КГБ Чувашской Республики дала возможность реализовать самые лучшие качества на благо Отечеству и народу. Так остается и по сей день. На службу в органы безопасности поступают с «холодным умом, горячим сердцем и чистыми руками».

В ходе войны советники КГБ обучали сотрудников афганской службы государственной информации позже преобразованной в министерство государственной безопасности Афганистана , помогали афганским коллегам разрабатывать и проводить оперативные мероприятия, участвовали в налаживании переговоров между афганскими властями и вооружёнными формированиями оппозиции, в частности, с полевым командиром Ахмад-шахом Масудом.

Физическое устранение болгарского диссидента было осуществлено с помощью укола зонтиком, на котором находились крошечные гранулы рицина — яда, изготовленного в 12-й лаборатории КГБ и предоставленного болгарским коллегам для проведения операции [35]. За десять дней до убийства Маркова в Париже произошло аналогичное покушение на другого болгарского диссидента — Владимира Костова. У Костова внезапно поднялась температура и упало давление, но он не придал этому значения. Узнав о смерти Маркова, Костов обратился к врачу, который сделал рентгеновский снимок и обнаружил в мышце спины небольшой металлический объект, оказавшийся капсулой, в которой английские специалисты нашли следы рицина.

Это происшествие вызвало повторное обследование тела Маркова, в котором была обнаружена такая же капсула. Андропова и после его смерти была продолжена советской разведкой в качестве «постоянно действующего задания» ПДЗ до полной отмены в конце ноября 1991 года [36]. Крупным успехом советской разведки была вербовка в первой половине 1980-х сотрудника советского и восточно-европейского отделения ЦРУ О. Используя полученную информацию, начиная с 1985 года КГБ в сотрудничестве с другими спецслужбами стран Варшавского договора приступил к обезвреживанию американской агентуры, в результате чего многие из действовавших на территории СССР и Восточной Европы агентов были арестованы и казнены.

Нетипичная для контрразведывательной деятельности практика немедленной ликвидации зарубежной агентуры диктовалась решением высшего политического руководства СССР [37]. Успешные усилия КГБ по дезинформации ЦРУ завели расследование по выявлению советского агента в тупик, в результате чего в 1990 году ЦРУ практически прекратило вербовку новых агентов из-за отсутствия возможности их защиты от раскрытия. Деятельность Эймса в пользу советской и позднее российской разведки успешно продолжалась до конца 1993 года, когда Советский Союз уже прекратил существование. Пересмотр принципов деятельности[ править править вики-текст ] Изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности , привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности.

Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. Руководство и партийный комитет КГБ были категорически против ликвидации партийных организаций в системе органов госбезопасности, в то время как руководители некоторых низовых партийных ячеек КГБ, в частности, секретарь парткома Первого главного управления КГБ , высказывались в пользу департизации. Крючков был арестован за активное участие в создании и деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению ГКЧП , который предпринял попытку остановить распад СССР формально лишился своего поста спустя 6 дней из-за отставки союзного правительства. Агеева и В.

Грушко, заместителя председателя КГБ В. Пономарева, начальника службы охраны Ю. Плеханова и его и заместителя В.

От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России

В связи с образованием СССР ГПУ было выведено из подчинения НКВД и было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление при Совете Народных Комиссаров СССР (ОГПУ при СНК СССР). После распада Советского Союза в 1991 году орган безопасности разделен на несколько независимых спецслужб, действовавших в каждой вновь образованной республике. КГБ СССР был упразднен на 101-й день с момента назначения В. В. Бакатина его председателем и за 5 дней до подписания беловежского соглашения о прекращении существования СССР [42]. Праздничное мероприятие, посвященное 40-й годовщине со Дня образования специального подразделения КГБ СССР, получившего известность как группа «Вымпел».

С Днем Кгб картинки

кгб ссср картинки поздравления: 93 фото. Открытка с Днём Чекиста КГБ СССР, с поздравлением • Аудио от Путина, голосовые, музыкальные. кгб ссср картинки поздравления: 93 фото. Открытка с Днём Чекиста КГБ СССР, с поздравлением • Аудио от Путина, голосовые, музыкальные. 1982), Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982 - 1984).

КГБ исполнилось 65 лет

Также сообщили, что в бригаде сенозаготовителей имеется оперативный источник и способы связи с ним. С агентом конспиративно проведена встреча. Он рассказал, что накануне поздно вечером в бригаде организовано распитие спиртных напитков, после употребления большой дозы самодельной «браги» пропавший поехал на небольшой деревянной лодке рыбачить в заливе у стана сенозаготовителей и скорее всего, утонул. Однако руководство бригады, боясь ответственности за случившееся, скрыла от компетентных органов правдивую информацию. В дальнейшем, информация подтвердилась и проведенными розыскными мероприятиями был обнаружен труп разыскиваемого, как и предполагалось он утонул. Таким образом, в сжатые сроки с помощью агента была снята обстановка и значительные силы и средства взаимодействующих органов вернулись к нормальному режиму несения службы. Нарушители правил пребывания за ИТС погранвойск привлечены к административной ответственности.

В сентябре 1979 года поступило сообщение, что в 23-00 пограничным нарядом «Кукелевской» погранзаставы на КСП обнаружены следы человека по направлению в наш тыл и признаки преодоления проволочного заграждения С-100. Проработка следа со служебной собакой результата не дала. На маршруте вероятного движения нарушителя немедленно были подняты все силы и средства райотделения и пограничников. В результате от оперативного источника, проживающего в с. Новом, поступила информация, что к нему поздно вечером заходил житель села Цымбарь работающий пастухом, который выпасал молодняк КРС на островах за ИТС погранвойск. Он сказал, что возвращается домой и попросил согреться и попить чаю, по его внешнему виду было видно, что он длительное время шел по бездорожью.

Агент связался с оперработником и сообщил о незваном госте. К утру Цымбарь был установлен и дал признательные показания о несанкционированном преодолении ИТС погранвойск, свой поступок вразумительно объяснить не мог, он имел пропуск и мог въезжать за ИТС погранвойск и обратно в пункте пропуска беспрепятственно. Нарушитель был привлечен к административной ответственности и лишен права работать на границе. В июле 1980 года от пограничников поступила информация о бегстве в Китай двух человек с грузового судна на участке «Дежневской» погранзаставы. Учитывая серьезность ситуации, мы с оперуполномоченным ст. По прибытию на место было установлено, что судно типа ОТА-817предназначенное для толкания секционных и баржевых составов, а также буксировки барж на реке Амур, вело состав из г.

Благовещенска в г. К нашему прибытию состав из трех барж стоял на якорях в стороне от судового хода, ниже по течению от места происшествия, а буксир ОТА пришвартовался к берегу. Опросом капитана и других членов экипажа было установлено, что старший штурман судна - Шатков, житель Благовещенска попросил разрешения у капитана взять в рейс своего 16 летнего сына учащегося 10 класса средней школы. Капитан в нарушение действующих правил такое разрешение дал. Судно шло по маршруту, вахту у штурвала занял Шатков, другие члены экипажа были заняты своими служебными делами, капитан отдыхал после вахты у себя в каюте. Линия судового хода у небольшого населенного пункта, подходила недалеко от китайского берега, но управлявший судном штурман направил его еще ближе.

Капитан, находясь в каюте, почувствовал занос судна и буквально выскочил к штурвалу, возле которого уже никого не было. Он увидел впереди бегущих по барже отца с сыном в спасательных жилетах, которые тут же спрыгнули в воду и поплыли к китайскому берегу, через несколько минут они достигли берега и скрылись в прибрежной растительности. Капитан предпринял меры по возвращению буксируемого состава на линию судового хода и экстренной остановки, но судно по инерции прошло более километра. Каких либо подозрительных моментов свидетельствующих о подготовке отца и сына к бегству за границу, ни капитан, ни члены команды не отметили. Через несколько часов вертолетом прилетели следователь и оперативные сотрудники из Управления КГБ по Амурской области, которые вместе с нами продолжили расследование. На двух пограничных катерах «Аист» мы попытались подойти к месту нарушения границы, но навстречу нам вышли китайские быстроходные катера и мы, не приближаясь к китайскому берегу, разошлись с ними и вернулись к себе.

После этого совершили облет места происшествия на вертолете, обстановка на берегу и в китайском населенном пункте ничем не выдавала произошедшего. Завершив все необходимые процессуальные действия, сотрудники Амурского управления возвратились в Благовещенск. Мы также, передав им полученные в ходе расследования материалы, завершили свою работу. Позже была получена информация, что Шатковы были задержаны китайскими властями, они обратились с просьбой разрешить им выезд в США. Но их в течение года содержали под стражей, а затем передали в СССР, где Шатковы были осуждены и отбывали срок наказания. В августе 1980 года поступила информация, что при закрытии пляжа находящегося за ИТС погранвойск в районе с.

Дежнево пограничным нарядом обнаружена мужская одежда. Пляж работал в дневное время, вход свободный. Территория пляжа хорошо просматривалась с вышки, на которой нес службу пограничный наряд. Несмотря на то, что пограннаряд ничего подозрительного не заметил, проверялась версия возможного ухода в Китай вплавь человека, оставившего на пляже одежду. Дежнево, устанавливались лица, находившиеся на пляже в этот день. Постепенно складывалась картина обстановки на пляже и определены лица находившиеся там.

Гражданин, оставивший одежду, был установлен, им оказался молодой человек, прибывший в село по переселению из западных регионов страны. Он пришел купаться в нетрезвом виде и ешё на пляже употребил алкоголь и, не контролируя себя, оставил одежду и ушел домой. Нарушитель привлечен к административной ответственности. Бабстово сбежал содержавшейся на гауптвахте солдат срочной службы Ботнару, который напал на часового, вскрыл склад и похитил два пистолета «ПМ» с боеприпасами. В январе военная прокуратура гарнизона возбудила против него уголовное дело за хищение вещей со склада «НЗ» части и он был задержан. По службе характеризовался недисциплинированным, дерзким человеком с уголовными наклонностями.

Физически развит, обладает недюжинной силой. Командование дивизии задействовало в поиске военнослужащих. В течение первых суток было зафиксировано его пребывание в С. Бабстово, но информация поступила с опозданием и задержать, его не удалось. На вторые сутки от агента РО УКГБ «Быстрого» поступила информация о появлении на полях калининской мелиоративной системы расположенной между с. Калинино и ИТС погранвойск, военнослужащего, который интересовался местностью и сообщил о себе, что отстал от колоны и идет в свою часть.

После беседы солдат направился в сторону с. Выехавшей на место оперативной группой Ботнару был задержан в одном из домов в с. Хозяин дома рассказал, что беглец, зайдя в дом, угрожая пистолетом, потребовал еды и запретил ему выходить из квартиры. Насытившись и согревшись, он впал в дремотное состояние, что позволило хозяину выбежать из дома и привлечь внимание оперативников ведущих розыск в селе. Проработка следов Ботнару показала, что он целенаправленно двигался в сторону границы и подходил к системе ИТС погранвойск, определенное время находился возле неё, изучая обстановку, а затем вернулся назад в село Калинино. На допросе он показал, что совершая побег, намеревался экипироваться в гражданскую одежду и выехать на родину в Молдавию.

Намерений уйти за границу не имел, просто он ночью сбился с дороги и вышел к ИТС погранвойск, когда понял куда попал, вернулся обратно. Доказать наличие у него намерений бегства за границу не представилось возможным. Ботнару был осужден военным трибуналом за воинские преступления. В декабре 1980 года ночью от дежурного областного отдела поступило сообщение о том, что в Биробиджане трое военнослужащих срочной службы с оружием покинули воинскую часть, убили таксиста и завладели автомашиной, предположительно движутся в сторону границы. Оперсостав выехал на участки оперативного обеспечения, где задействовали оперативные силы и средства. В районе силами РОВД были перекрыты все дороги ведущие к границе.

На усиленный режим несения службы перешли все погранзаставы. Я выехал в с. Бабстово и провел переговоры с командованием дивизии и начальником ОО КГБ, договорились о выставлении усиленного наряда на дороге, идущей из Биробиджана в Ленинское. Таким образом, в течение полутора часов были закрыты все пути вероятного движения вооруженных преступников к границе. К утру поступила информация о задержании дезертиров с оружием, при попытке выезда из Биробиджана в сторону границы, и был дан отбой. Почти ежедневно из различных источников поступала информация о появлении в населенных пунктах района и на прилегающей местности подозрительных незнакомцев.

При поступлении подобных сигналов организовывался поиск и установление неизвестных лиц. Для их обнаружения и задержания и установки личности использовались оперативные источники, возможности пограничников и РОВД, а также ДНД. К нарушителям пограничного режима применялись меры административного воздействия. Вышеперечисленные примеры из реальной жизни, являются наиболее типичными случаями проведения оперативного поиска в приграничье. Таких мероприятий проводилось несколько десятков в год. Оперативная работа райотделением осуществлялась и по другим направлениям контрразведывательной деятельности.

Обеспечивалась безопасность движения поездов по участку железной дороги, и скрытность воинских перевозок, летная безопасность авиационного транспорта в Бабстовском аэропорту - рейсовых самолетов и малой авиации используемой на сельхозработах. Большого внимания требовали защитные мероприятия от иностранных технических разведок на узлах и линиях связи проходящих в приграничье. С учетом использования каналов военными, пограничниками и органами власти и управления. Осуществлялась работа и по пятой линии. Нужно отметить, что в целом по этой линии обстановка в районе была стабильной. Обеспечивалась безопасность в период проведения массовых общественно политических мероприятий, осуществлялись меры по изъятию из незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ.

Самым большим достижением тех лет было ощущение стабильности и надежности, чувство уверенности людей в завтрашнем дне. Конечно, было немало проблем, но, по - большому счету, это были проблемы развития. Как я уже упоминал выше, Ленинский район был насыщен воинскими формированиями и все они имели особые отделы КГБ. Часть ОО КГБ находилась за пределами района, а расположенные на его территории войсковые части обеспечивались приезжающими офицерами, таким образом, обслуживалась рота ПВО. Бабстово, два их сотрудника жили в с Биджан где обеспечивали находившиеся там два полка, начальник был майор Декин Виктор Леонидович. Военные чекисты занимались не только выявлением и пресечением разведывательных устремлений спецслужб иностранных государств к военным секретам и агентурному проникновению, но и стремились ограждать военнослужащих и членов их семей от других преступных и противоправных проявлений входящих в компетенцию органов КГБ.

Для пограничников и «уровцев», чьи подопечные несли службу непосредственно на границе за ИТС погранвойск, приоритетной была задача предотвращения бегства за границу, которая решалась плотным агентурным обеспечением. Другая важная задача — информирование командования частей и соединений о негативных процессах, идущих в армейской среде и оказывающих влияние на состояние боеготовности. Информирование тесно увязывать с жизнью войск, и было направлено на повышение бдительности и боеготовности, решение стоящих перед личным составом учебно-боевых задач, укрепление воинской дисциплины. Особой заботой «особистов» было обеспечение сохранности оружия, розыск дезертиров оставивших воинскую часть с оружием, к сожалению, были и такие случаи. Мне повезло с моими коллегами «особистами». Работать с ними было легко и продуктивно, несмотря, что я в районе был старшим оперативным начальником, мне многое удалось у них перенять, ибо они были старше меня по возрасту и сроку службы в органах КГБ.

В Ленинском районе основные села расположены на берегу Амура и население привыкло пользоваться его благами. Определяющим при размещении села был свободный выход к реке. Важную роль в укладе жизни жителей имело рыболовство. В селе Нижнеленинское располагался рыболовецкий колхоз, который имел рыбоперерабатывающий завод. К моему приезду в район в колхозе имелось две рыболовецкие бригады, через год осталась одна, а затем и ее не стало. Сокращение произошло вследствие вводимых ограничений на вылов рыбы и в связи с ужесточением режимных мер на границе, что мешало их производственному процессу.

Для трудовой занятости населения с. Нижнеленинское, на завод стали по железной дороге завозить мороженную тихоокеанскую селёдку, которую они солили. В конце шестидесятых годов прошлого века в связи с обострением обстановки на советско - китайской границы было принято решение о её укреплении и началось сооружение ИТС погранвойск. На всем протяжении границы устанавливали систему С-100, представляющую из себя колючую проволоку на деревянных столбах оснащенную сигнализацией, оборудовали контрольно следовую полосу КСП и грунтовую дорогу вдоль полосы для проезда автотранспорта. ИТС строили на значительном удалении от коренного берега Амура, чтобы избежать пересечения с многочисленными протоками и другими водными преградами, да и экономия материальных ресурсов была не на последнем месте, поэтому, где можно, систему спрямляли. Безусловно, прохождение ИТС согласовывалось с районными властями.

Но в, то время, при либеральном пограничном режиме, и практически неограниченном доступе жителей сел на Амур, проблем не возникало. Вследствие этого за ИТС погранвойск оказалось большая часть территории района, где сельхозпредприятия и частные лица вели заготовку сена, выпасали скот, выращивали на полях и огородах различные культуры. Там же оказались места промыслового и любительского лова рыбы, пляжи, традиционные места отдыха и даже кладбища. После завершения строительства ИТС, режим доступа местного населения был весьма благоприятным и нареканий это не вызывало. Но шло время, и режим на границе ужесточался, за ИТС погранвойск можно было попасть только по заранее оформленным пропускам и в установленное время. Частному лицу оформить пропуск практически было невозможно.

Причем срабатывали наша традиционная бюрократия, как в оформлении пропусков, так и в пропуске людей и техники через пропускные пункты ворота в ИТС погранвойск. Можно сказать, что в этом вопросе наблюдался явный перекос, что не способствовало укреплению границы, а наоборот отталкивало население приграничных сел от участия в охране госграницы. Страдала от этого и экономика района, вереницы тракторов с тележками по несколько часов простаивали перед воротами в ожидании пограничного наряда для пропуска на острова за заготовленным летом сеном. Амур обезлюдил. Попытки местных властей как то урегулировать сложившуюся ситуацию, не всегда достигали цели. Мне часто приходилось ходить по Амуру на пограничных и рейсовых судах, наблюдалась странная картина.

На китайском берегу кипела жизнь, люди ловили рыбу, занимались хозяйственными делами, купались. С нашей же стороны были лишь пустынные берега. Складывалась парадоксальная ситуация, выросло целое поколение людей, которые родились на Амуре и не умели плавать. Особенно это касалось районного центра. Несмотря на то, что село находилось на берегу Амура, подходы к реке были заняты штабом, причалами и ремонтной базой 13 ОБСКР, ближайший пляж находился в с. Нижнеленинское до которого было 12 км.

Законно вставал вопрос. Кто из родителей мог отпустить на этот пляж детей? Других открытых водоемов в окрестностях села не было. В ряде других сел района обстановка с доступом к воде была не лучше. Из приамурских сел начался отток жителей, которые уезжали в населенные пункты на Амуре ниже Хабаровска, где не было границы. Проблема взаимоотношений пограничников и местного населения, практически не имеющего доступа к реке Амур из-за режимных ограничений, породила обоснованные негативные настроения.

Осенью 1980 года ко мне обратился наш пенсионер, майор в запасе, бывший начальник погранзаставы. Он пришел по поручению рыбаков — любителей, которые постоянно сталкивались с трудностями при реализации своего законного права на рыбную ловлю. Его рассказ не мог не вызвать возмущения и я решил, по его просьбе, встретиться с жителями села. На встречу пришло много народа, они все прибывали, и многие пришедшие провели всю встречу стоя. Я пытался рассказать о том, как сегодня охраняется граница, какие имеются проблемы и сложности. Однако жители районного центра, не хотели слушать ни какие доводы, жаловались на отсутствие доступа к реке Амур и равнодушие в этом вопросе пограничников.

В связи с этим жители села высказали справедливые нарекания местной власти. Люди эмоционально высказывали наболевшее, причем рассуждали не, только бытовыми категориями, но в их словах звучала тревога за район, страну, охрану госграницы. Затронута была и тема неразрывной связи коренных жителей с биоресурсами великой реки и её роли в социальной жизни населения. Обстановка накалялась и я попытался перевести разговор в форму конструктивного диалога, заявив: «Вы мне не рассказывайте о том, как все плохо, а предложите, что можно сделать, чтобы нормализовать обстановку». Присутствовавшие к моему изумлению, восприняли мой призыв, и высказали ряд, как мне показалось, дельных предложений, в их числе и мнение о переносе ИТС ближе к Амуру с целью создания условий для доступа к протоке и заливу. Встреча завершилась моими обещаниями заняться разрешением проблемы с участием пограничников и органов власти.

Люди поверили мне, и не оправдать их доверия было нельзя. Оперсостав получил задание проработать официально и с привлечением оперативных источников вопрос в рамках всего района и изучить возможность выправления ситуации не в ущерб охране госграницы. Наши сотрудники знали о существующей проблеме и в общении с людьми постоянно ощущали напряженность в этом вопросе, поэтому с энтузиазмом взялись за дело. Необходимо отметить позицию местных пограничников по этому вопросу. Недостатки и волокиту в работе они объясняли недокомплектом личного состава застав, а другие вопросы не в их компетенции, они несут службу по уставу, приказам и указаниям КГБ СССР и начальника погранвойск. О состоявшейся встрече с жителями с.

Анатолий Иванович заинтересованно отнесся к информации, выразил готовность оказать всяческое содействие и отметил, что надеется на положительное разрешение вопроса, так как в этом назрела жизненная необходимость. В последующем мы неоднократно возвращались к этой теме и обсуждали конкретные меры разрешения сложившейся ситуации, возможные материальные затраты на реализацию наших задумок. Мы понимали, что опасность напряженности в приграничном регионе связана с тем, что велика вероятность вступления в него внешних факторов, а также возможность перерастание обстановки в открытый локальный конфликт. Допустить такое развитие событий мы не могли. Через пару месяцев был собран обширный фактологический материал по теме, и докладная записка ушла в Биробиджан и Хабаровск. Такая записка была подготовлена с нашим участием и направлена на имя первого секретаря Черного А.

Мне рассказывали, что учитывая крутой нрав Алексея Климентьевича документ произвел эффект разорвавшейся бомбы, разя осколками наши отношения с пограничниками. В целом документ получил одобрение, вскрытые проблемы люди уже давно поднимали в письмах в партийный орган. Командующий Краснознаменного Дальневосточного пограничного округа генерал — майор Кортелайнен Карл Ефремович прислал в район своего первого заместителя генерал-майора Ивания Дмитрия Макаровича и начальника 63 КПО полковника Иелтуховского Николая Михайловича разбираться с ситуацией. Прибывшие, несмотря на ранее сложившиеся неплохие взаимоотношения, по отношению к нам явно не показывали расположения. Мы с Фроловым А. Вначале они воспринимались в штыки, мотивировалось это тем, что отсутствуют необходимые материальные ресурсы и сокращается зона упреждения до линии государственной границы от ИТС, но постепенно происходило сближение позиций.

Часть материальных затрат на перенос системы район брал на себя. Мы доказали, что прохождение ИТС по новому сделает правый фланг Ленинской заставы сплошным и более удобным для несения службы. При старом прохождении системы правый фланг делился на два отрезка рекой Солонечной, и чтобы попасть на второй отрезок, необходимо было объезжать по тыловой районной дороге. Наконец договоренности были достигнуты. Большинство принципиальных изменений касалось с.

Еще фотографии из категории Разное: С великой пасхой картинки С 23 февраля подруге картинки С 23 февраля андрей картинки С 16 годовщиной свадьбы картинки Рябина в снегу картинки Рыбы картинки фотографии Наш веб-сайт содержит коллекции высококачественных фотографий. Все фотографии можно скачивать бесплатно, но только для личного использования. Если вы хотите использовать любую из этих фотографий, пожалуйста, укажите ссылку на источник.

Так сложилось и на это есть понятные причины, что об успешных операциях спецслужбы не распространяются. Однако некоторые всё же известны. В 1956 году сотрудниками органа безопасности в ходе операции «Вихрь» нейтрализовано венгерское восстание. В 1967 году завербован американский шифровальщик Джон Уолкер, который 17 лет передавал Советскому Союзу засекреченные данные об учениях вооруженных и разведывательных сил США. В 1976 КГБ совместно с кубинской спецслужбой организована операция «Тукан» по распространению в мировых СМИ сведений о чилийском диктаторе Аугусто Пиночете, в результате чего правозащитные организации оказали внешнее давление на лидера Чили. В 1985 году проведена уникальная спецоперация по освобождению дипломатов в Ливане, захваченных террористами «Хезболлы».

В своё время КГБ считался одной из самых могущественных и эффективных спецслужб в мире и символом мощи послевоенного Советского Союза. В структуре комитета имелись и органы внешней разведки, но основной задачей работы ведомства была контрразведка и охрана страны. Для выполнения своих функций комитет получал право иметь свои органы в союзных и автономных территориальных единицах, военных округах, а также практически во всех родах войск, включая МВД. С 1967 по 1982 год под руководством нового председателя КГБ Юрия Андропова, органы госбезопасности СССР укрепили и расширили свой контроль над государственными сферами.

20 декабря Беларусь отмечает юбилейную дату - 100 лет со дня образования КГБ

Как признавался Реймонд авторам фильма, НДФ проводил специальные операции, подобные операциям спецслужб по поддержанию связи со своими агентами. Другой «независимой», но связанной с ЦРУ и финансируемой им организацией являлся нью-йоркский «Международный литературный центр». Эмиссары этих и других подобных им организаций создали в Праге подпольный «Свободный университет», выпускникам которого даже выдавались дипломы. В сентябре 1989 г. Очередной виток этой незримой, «холодной» войны был начат в декабре 1979 г. Уже 20 декабря 1979 г. Тогдашний президент США Рейган уже в начале января 1980 г.

Первые операции по поставкам оружия оппозиции проводились британской МИ-6 уже 28 — 29 декабря 1979 г. При этом условием вовлеченности ЦРУ в развязывание войны в Афганистане, как и в поддержку оппозиции в Польше, Рейганом выдвигалось требование следовать «методу активного отрицания» собственного участия в противоправной, нелегальной деятельности в названных странах. Неназванные авторами фильма офицеры ЦРУ подробно рассказывали зрителям о ходе операции, которой лично руководил директор ЦРУ Билл Кейси, согласный с мнением Рейгана о том, что «авторитет США надо защищать любой ценой». После серии забастовок, вспыхнувших весной 1980 г. Следствием этого стали массовые поставки оппозиции в Польше и Чехословакии ксероксов, компьютеров, принтеров, минитипографий для издания нелегальной прессы и даже средств радиосвязи. Бывший начальник 11 отдела польской контрразведки Александр Маковский заявлял создателям фильма, что уже к декабрю 1981 г.

Для создания видимости «дистанцирования» от польской оппозиции ЦРУ использовало для своих акций прикрытие американских, прежде всего АФТ-КПП, европейских и британских профсоюзов. Помимо этого МИ-6 готовила «моджахедов»-инструкторов для партизанской войны в Афганистане на... ЦРУ регулярно получало отчеты МИ-6 о подготовке афганских боевиков, а также об операциях британской разведки в самом Афганистане. Но первоначальные неудачи в боевых действиях «моджахедов» потребовали увеличения «афганского бюджета ЦРУ», что и было произведено в 1984 году. При этом бывшие агенты откровенно говорили создателям документального сериала, что в планы ЦРУ не входило допустить возможность «мирного и достойного вывода Советских войск из Афганистана». В принципе подобные откровения не содержат ничего нового.

Но здесь важно другое: ЦРУ и его союзники по «холодной войне», отказавшись от «ложной скромности», открыто заявили о своей роли в сокрушении неугодных им режимов в суверенных государствах. Авторы фильма с гордостью констатировали, что «Запад выиграл идеологическую войну у Востока». А в СССР в мае 1982г. Новым председателем КГБ стал В. Федорчук, а в дальнейшем этот пост занимали В. Чебриков 1983 — 1988 и В.

Крючков 1988 — 1991. Бесспорен тот факт, что Андропов, как никто другой из руководителей страны того времени, пользовался большим авторитетом, доверием, популярностью, и даже любовью подавляющей части населения. Однако ныне в печати подчас высказывается мнение, о том, что Ю. Андропов был интриганом, рвущимся к власти. Некоторые неизвестные широкой аудитории факты биографии Андропова, связанные с проведением западными спецслужбами специальной операции по дискредитации председателя КГБ, позволяют, однако, усомниться в обоснованности подобных заявлений. Действительно, кто сейчас знает, что еще в марте 1976г.

Москву посетила группа из 9 эмиссаров зарубежных антисоветских центров, в которую, между прочим, входили два конгрессмена США и которая поставила перед «лидерами» советских «диссидентов» прямой вопрос о том, кто станет преемником Брежнева на посту генерального секретаря ЦК КПСС. И лишь на четвертый день объявили свой вердикт — Андропов! По-видимому, такой прогноз не устраивал заокеанских «кремленологов». И действительно, в 1979 — 1980 годах в зарубежной печати появились статьи, в которых констатировался рост авторитета и популярности Андропова и высказывались предположения, что он не только является реальным конкурентом престарелому генсеку, но и может, при желании, конечно, сместить его с этого поста, используя реальные властные рычаги, находящиеся в его руках. Естественно, эта информация была доведена до Брежнева, и последний решил «от греха подальше» перевести Андропова на административную должность в аппарат ЦК КПСС, чем и объясняется его назначение секретарем ЦК в мае 1982г. Медведев, — сумел не толко быстро консолидировать власть, но и завоевать несомненное уважение значительной части населения», при этом с его деятельностью на новом поприще связывали «разные и противоречивые надежды.

Одни ждали быстрого наведения порядка в виде прежде всего жестких мер против разгулявшейся преступности и мафии, искоренения коррупции и усиления расшатавшейся трудовой дисциплины»[19]. Об отношении населения к Андропову свидетельствует и следующий факт. В I квартале 1983г. В середине апреля 1983г. Тем не менее Андропов навсегда останется в памяти народов нашей страны человеком, который не успел завершить очень многие свои начинания. Однако, поскольку с именем Андропова связывают, и совершенно справедливо, создание «идеологического» управления КГБ СССР, представляется необходимым подробнее рассказать об этом подразделении советской контрразведки.

То самое, 5-е управление... Андропов, в структуре КГБ были образованы специализированные подразделения по борьбе с идеологическими диверсиями иностранных государств. Хотя сам по себе этот термин представляется недостаточно четким, и речь, по сути дела, шла и идет о политических диверсиях, нередко облачавшихся в «деполитизированную» форму «идеологических» дискуссий и исканий. В то же время, на наш взгляд, нельзя согласиться со следующим утверждением Р. Медведева о том, что «понятие «идеологическая диверсия» с трудом поддается или не поддается вовсе однозначному определению». Тем более, что сам же он далее признает, что «в юридической литературе и комментариях к Уголовному кодексу РСФСР можно было прочесть следующее: «Идеологическая диверсия — это такие способы воздействия на сознание и чувства людей, которые направлены на подрыв, компрометирование и ослабление влияния коммунистической идеологии, на ослабление или раскол революционного и национально-освободительных движений и социалистического строя и осуществляются с использованием клеветнических, фальсифицированных или тенденциозно подобранных материалов как легальными, так и нелегальными путями с целью причинения идеологического ущерба» См.

Идеологическая диверсия — оружие империализма. Следует отметить, что зарубежными теоретиками скрытого противоборства и разведывательно-подрывного воздействия на Советский Союз идеологическая диверсия рассматривалась не только как составная часть «психологической войны», но и как важнейший инструмент реализации политики «холодной войны», нацеленной на достижение победы над геополитическим противником. По нашему мнению, идеологические диверсии представляют собой подрывные акции в сфере политических отношений, осуществляемые методами и силами спецслужб иностранных государств. Это — система взаимосвязанных и взаимоподчиненных разведывательно-подрывных, политических, пропагандистских и иных действий одного государства направленных против национальных интересов и целей другого государства, на дискредитацию его политики как внутри собственной страны, так и за рубежом. Причем в их реализации принимают участие не только спецслужбы, но различные иные государственные органы и неправительственные организации. Тактическими целями идеологических диверсий является создание внутриполитических трудностей, сужение социальной базы поддержки политики правительства, а стратегическими — изменение «неугодного» политического курса государства — объекта воздействия.

В этой связи идеологические диверсии — их даже правильнее было бы назвать политическими диверсиями, — являются прямым, а подчас и грубым вмешательством во внутренние дела другого суверенного государства. В том числе с использованием запрещенных международным правом методов — сотрудников и агентов спецслужб, наемников, материального стимулирования радикальных оппозиционных сил, прибегающих к насильственным методам, банального подкупа и тому подобных. Впрочем, я не призываю на слово верить в справедливость всего сказанного. И любой читатель может попытаться опровергнуть сказанное, но для этого нужны аргументы, факты и знания. Ведь, как говорили римляне, ignjrantum non argumentum est, то есть незнание не есть аргумент. Однако, сознательно не вдаваясь далее в углубленное исследование вопроса о назначении и сущности, структуре и аппарате осуществления идеологических диверсий, что неизбежно увело бы нас далеко в сторону от рассматриваемого предмета, остановимся лишь на истории образования и деятельности пятых подразделений органов КГБ СССР.

Поскольку история, назначение и деятельность 5 управления КГБ СССР вызывала да, по-видимому, и поныне вызывает значительный общественный интерес. Попытаемся расказать объективно, как рекомендовал основоположник римской исторической науки Тацит, «без гнева и пристрастия», не вдаваясь в излишнюю полемику по поводу некоторых из высказывавшихся в печати точек зрения по этому вопросу. Предоставляя в то же время читателю право и возможность самому делать выводы из приводимых фактов. В записке в ЦК КПСС с обоснованием целесообразности образования самостоятельного управления по борьбе с идеологическими диверсиями противника от 3 июля 1967г. Андроповым подчеркивалось: «Имеющиеся в Комитете государственной безопасности материалы свидетельствуют о том, что реакционные силы империалистического лагеря, возглавляемые правящими кругами США, постоянно наращивают свои усилия в плане активизации подрывных действий против Советского Союза. При этом одним из важнейших элементов общей системы борьбы с коммунизмом они считают психологическую войну...

Замышляемые операции на идеологическом фронте противник стремится переносить непосредственно на территорию СССР, ставя целью не только идейное разложение советского общества, но и создание условий для приобретения у нас в стране источников получения политической информации. В 1965 — 1966гг. В Москве, Ленинграде и некоторых других местах разоблачены антисоветские группы, участники которых в так называемых программных документах декларировали идеи политической реставрации... Под влиянием чуждой нам идеологии у некоторой части политически незрелых советских граждан, особенно из числа интеллигенции и молодежи, формируются настроения аполитичности и нигилизма, чем могут пользоваться не только заведомо антисоветские элементы, но также политические болтуны и демагоги, толкая таких людей на политически вредные действия... В этой связи в цитировавшейся записке предлагалось создать в центральном аппарате КГБ самостоятельное управление пятое , возложив на него функции: — организации работы по выявлению и изучению процессов, могущих быть использованными противником в целях идеологической диверсии; — выявления и пресечения враждебной деятельности антисоветских, националистических и церковно-сектантских элементов, а также предотвращения совместно с органами МООП массовых беспорядков[3]; — разработки в контакте с разведкой идеологических центров противника, антисоветских эмигрантских и националистических организаций за рубежом; — организации контрразведывательной работы среди иностранных студентов, обучающихся в СССР, а также по иностранным делегациям и коллективам, въезжающим в СССР по линии Министерства культуры и творческих организаций. В решении Коллегии основное внимание обращается на своевременное разоблачение и срыв враждебных происков империалистических государств, их разведок, антисоветских центров за рубежом в области идеологической борьбы против Советского государства, а также на изучение нездоровых явлений среди отдельных слоев населения нашей страны, которые могут быть использованы противником в подрывных целях...

Коллегия исходила из того, что результатом профилактической работы должно быть предупреждение преступлений, перевоспитание человека, устранение причин, порождающих политически вредные проявления. Задачи борьбы против идеологической диверсии противника будут решаться в тесном контакте с партийными органами в центре и на местах, под их непосредственным руководством и контролем»[4]. Как вспоминал Ф. Бобков, один из главных руководителей 5-го управления, поясняя ему задачи создаваемого подразделения КГБ, Андропов подчеркивал, что чекисты должны знать планы и методы работы противника, «видеть процессы, происходящие в стране, знать настроения людей... Необходимо постоянно сопоставлять данные контрразведки относительно замыслов противника и его действий в нашей стране с данными о реальных процессах, которые у нас происходят. Такого сопоставления до сих пор никто не делал: никому не хотелось брать на себя неблагодарную задачу — информировать руководство об опасностях, таящихся не только в строго засекреченных, но и в открытых пропагандистских акциях противника»[5].

На наш взгляд, наиболее полное и адекватное представление о задачах деятельности и назначении нового упраления КГБ дает ряд выступлений Андропова перед чекистскими аудиториями. Так, 23 октября 1968г. В своем стремлении ослабить социалистические страны, союз между социалистическими государствами он идет на прямую и косвенную поддержку контрреволюционных элементов, на идеологическую диверсию, на создание всевозможных антисоциалистических, антисоветских и иных враждебных организаций, на разжигание национализма... В идеологической диверсии империалисты делают ставку на идейное разложение молодежи, использование недостаочного жизненного опыта, слабую идейную закалку отдельных молодых людей. Они стремятся... Средства подрывной деятельности становятся более изощренными и замаскированными»[6].

Было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас встречаются еще отдельные люди, которые теряют классовую ориентацию, пасуют перед трудностями, обнаруживают нездоровые настроения, вступают в конфликт с нормами и законами советского общества. Чекисты обязаны правильно оценивать обстановку и видеть, что... Поэтому понятие высокой бдительности для всех советских людей и сегодня, несмотря на наши огромные успехи, не является понятием абстрактным»[7]. Интересующиеся читатели могут также познакомиться с выступлением Ю. Эти перемены, безусловно, отвечают нашим интересам. Вместе с тем нельзя не видеть того, что противник не отказался от своих целей.

Теперь, особенно в условиях разрядки, он ищет и будет искать иные средства борьбы против социалистических стран, пытаясь вызвать в них «эрозию», негативные процессы, которые бы размягчали, а в конечном счете ослабляли социалистическое общество. В этом плане немалые надежды возлагаются империалистическими силами на подрывную деятельность, которую империалистические заправилы осуществляют через свои спецслужбы. В одной из секретных инструкций американских спецслужб в этой связи прямо говорится: «В конечном счете мы должны не только проповедовать антисоветизм и антикоммунизм, но и заботиться о конструктивных изменениях в странах социализма». Анроповым были приведены слова сотрудника американской разведки, одного из руководителей «Комитета «Радио Свобода»[9]: «Мы не в состоянии захватить Кремль, но мы можем воспитать людей, которые могут это сделать, и подготовить условия, при которых это станет возможным». Вообще, говорит он: «Зачем мы изучаем Советский Союз и положение в этой стране?.. Одной наукой освободиться от коммунизма невозможно, нужны действия.

Значит, за нами должны быть силы, которые в состоянии действовать». Далее председатель КГБ изложил план ЦРУ в этом направлении: «На первоначальном этапе предусматривается установление контактов с разного рода недовольными лицами в Советском Союзе и создание из них нелегальных групп. На последующем этапе намечается консолидировать такие группы и превратить их в «организацию сопротивления», то есть в действующую оппозицию. Недавно некий Аллен фон Шарк в книге, посвященной борьбе против нашего государства, писал: «если государство то есть Советский Союз предпримет какие-либо шаги против подобного рода отщепенцев обратите внимание, — подчеркивал Ю. Андропов, — он сам называет их отщепенцами. Империалистическим разведкам неважно, что люди, которых они поднимают на щит, подонки и отщепенцы, важно, что это дает им повод лишний раз выступить с нападками на нашу систему, бросить тень на нашу партию, а в этом и состоит их главная цель.

В последнее время органами КГБ проведены профилактические мероприятия в отношении ряда лиц, вынашивавших враждебные политические намерения в форме злейшего национализма. На Украине, в Литве, в Латвии, в Армении ряд националистов привлечены к уголовной ответственности за откровенную антисоветскую деятельность. Почти во всех этих случаях, как теперь признают сами виновные и профилактированные нами лица, их деятельность инспирировалась подрывными центрами, находящимися на Западе... Только в прошлом году была выявлена и пресечена деятельность свыше 200 таких эмиссаров, направленных в Советский Союз для передачи своим подопечным инструкций, денег, средств тайнописи и печатной техники. Идеологическая диверсия осуществляется в самых различных формах: от попыток создания антисоветских подпольных групп и прямых призывов к свержению Советской власти есть еще и такие до подрывных действий, которые проводятся под флагом «улучшения социализма», так сказать, на грани закона»[10]. Конечно, можно попытаться оспорить подобные аргументы «из прошлого», указать автору на недопустимость использования в полемике приема «подавления авторитетом» известного политического деятеля.

Тем не менее нам кажется, что в приводимых словах Андропова содержится большая доля историчеякой правды. В этой связи приведем еще ряд вполне доступных современному читателю источников, напрямую корреспондирующих с высказывавшимися Андроповым мыслями. На вэб-сайте Фонда Форда — www. В 1950 — 1988 годах около 60 млн. На эти цели в 1989 — 1994гг. Подчеркнем при этом, речь идет о деятельности и расходах лишь одной из организаций, оргнизовывавшей «помощь» социалистическим странам, при этом само содержание такой «помощи» в «поддержке свободы слова» и так далее не расскрывается.

А вот что писал по этому поводу в конце 2003-го О. Попов, ныне проживающий в США, активный участник «правозащитного движения» в СССР: «А может, действительно справедливы обвинения в адрес российских правозащитников, что главный смысл их деятельности — это создание в стране инфраструктуры и атмосферы, благоприятных для проведения успешной идеологической и психологической войны, которую вот уже более 50 лет ведут против нашей страны США? Что же касается защиты прав, жизненно важных для подавляющего числа советских граждан, таких, как право на безопасность здесь и далее выделено у автора. В мае 1969г. Из этого следует, делает обоснованный вывод О. Попов, что «правозащитники» не рассматривали советский народ в качестве социальной базы своего движения.

Более того, «обращение правозащитников за помощью к Западу привело к отчуждению и фактической изоляции их от народа и даже от значительной части интеллигенции, симпатизаирующей правозащитникам. Сами же правозащитники стали превращаться из неформальной ассоциации советских граждан, озабоченных нарушением законности в своей стране, в отряд некоего «всемирного правозащитного движения», в небольшую группу, получавшую моральную, информационную, а с середины 70-х годов материальную и политическую поддержку с Запада... Замкнутые на себе, оторванные от народа и абсолютно чуждые его повседневным интересам и нуждам, эти группы не имели никакого веса и влияния в советском обществе, если не считать ореола «народного заступника», который стал складываться в 70-е годы вокруг имени А. По нашему мнению, стоит задуматься и над следующим признанием бывшего «диссидента»: «Я, автор этих строк, в течение нескольких лет собирал и обрабатывал материалы для правозащитных неподцензурных изданий.... И хотя я отвечаю за правдивость и достоверность приведенных в документах фактов, однако это обстоятельство не снимает с меня политической ответственности за фактическое участие на стороне США в идеологической и пропагандистской войне с СССР. Разумеется, правозащитники и диссиденты, включая автора этих строк, отдавали себе отчет в том, что подрывали имидж СССР и именно к этому стремились.

Когда же выяснилось и это стало достоянием прессы , что в эту активность было вовлечено ЦРУ, президент Л. Джонсон приостановил ее»[13], и до середины 70-х годов шел поиск новых методов и подходов в подрыве социалистических государств как тут не вспомнить доктрину «наведения мостов», начало которой положил Д. И тогда основной упор был сделан на гуманитарные проблемы, содержавшиеся в третьем разделе «корзине» Заключительного акта Европейского совещания по миру и безопасности в Европе август 1975г. Действия образованных вскоре после его подписания московской «Хельсинкской группы», как и «действия членов остальных советских Хельсинкских групп, — подчеркивает О. Попов, — носили антигосударственный характер»[14]. Администрацией Д.

Картера, объявившего «защиту прав человека» центральным элементом своей внешней политики, в стратегию «борьбы с коммунизмом» был включен пункт о «поддержке борьбы за права человека в СССР и странах Восточной Европы». В 1977г. Задача комитета — собирать информацию о нарушениях прав человека в СССР, доводить ее до сведения американского правительства, американской общественности и международных организаций и институтов, в первую очередь ООН, требовать от американского правительства и Конгресса принятия «соответствующих мер против СССР». Задачей образованной в 1983г. National Endowment for Democracy NED становится «оказание помощи всем, кто борется за свободу и самоуправление» в социалистических странах. Как отмечала недавно И.

Куклина, зарубежные неправительственные организации НПО , ориентированные на «защиту прав человека в СССР», в условиях, когда «эти НПО могли опираться на постоянно совершенствующуюся систему государственной поддержки, это означало, что их деятельность, по сути, являлась продолжением государственной политики,... При этом подчас эта деятельность далеко выходила за пределы той самой «третьей корзины», ссылками на которую она непременно оправдывалась, представляла собой нарушение норм международного права и грубое и циничное вмешательство во внутренние дела суверенных государств». Заканчивая на этом полемику по вопросу о содержании идеологических диверсий, возвратимся непосредственно к истории 5-го управления КГБ СССР. Помимо перечисленных отделов в штат управления входили секретариат, финансовый отдел, группа кадров и группа мобилизационной работы, а первоначальная общая численность его сотрудников составляла 201 человек. При этом предусматривалось также создание соответствующих подразделений — отделов — отделений — «на местах», то есть в республиканских комитетах, областных управлениях, в городских или районных отделах КГБ СССР. Начальниками управления за период его существования были А.

Кадышев, Ф. Бобков с 23 мая 1969г. Абрамов, Е. В августе 1969г. В июне 1973г. Последний совместно с ПГУ занимался вопросами проникновения, выявления планов зарубежных спецслужб и центров и парализацией их деятельности.

В июне 1977г. Отдел этот тесно контактировал свою работу с 11 отделом ВГУ, также занимавшимся борьбой с международным терроризмом. На 12-й отдел 5-го управления была возложена задача обеспечения безопасности проведения массовых общественных мероприятий в Москве: фестивалей, форумов, разного рода конгрессов, симпозиумов и т. В феврале 1982г. В связи с образованием новых отделов штат управления к 1982г. Всего же, как вспоминал Ф.

Бобков, по линии 5-го управления в СССР служило 2,5 тысячи сотрудников. В среднем в области в 5 службе или отделе работало 10 человек. Оптимальным был и агентурный аппарат, в среднем на область приходилось 200 агентов[16]. При вполне понятном скептицизме в отношении подобных оценок в то же время следует признать, что он, этот «потенциально враждебный контингент», составлял ничтожное меньшинство населения страны. И при этом, безусловно, речь не идет о числе граждан, якобы взятых «на оперативный учет» точное их число давным-давно известно лицам, подобным В. Бакатину, Г.

Якунину, О. Калугину, но не оглашается исключительно вследствие абсолютной «невыигрышности» этой цифры для противников КГБ. Следует подчеркнуть, что фактически к сфере деятельности 5-го управления помимо решения вышеуказанных задач относилась также борьба с преступлениями против государства, и прежде всего антисоветской агитацией и пропагандой статья 70 Уголовного кодекса РСФСР , и организационной антисоветской деятельностью статья 72. Как отмечал в этой связи Ф. Бобков, если до образования 5 управления, в 1956 — 1960 годах, за антисоветскую агитацию и пропаганду по статье 58 — 10 УК РСФСР 1928г было осуждено 4 676 человек, в 1961 — 1965гг. Сошлемся также на данные известного правозащитника С.

Ковалева, отмечавшего по этому поводу, что всего с 1966 по 1986 год по статьям 70 «Антисоветская агитация и пропаганда» и 190-1 «Распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй» Уголовного кодекса РСФСР были осуждены 2 468 человек.

КГБ 1970. Дуюнов Николай Акимович. Министерство государственной безопасности СССР. Эмблема комитет государственной безопасности СССР.

Герб КГБ России. Юрий Дроздов КГБ. Генерал Дроздов Юрий Иванович. Юрий Дроздов разведка. Комитет государственной безопасности СССР.

КГБ обои. Брежнев Щелоков и Андропов. Николай Анисимович Щёлоков. Андропов против Щелокова. КГБ заставка.

Волков Дмитрий Васильевич. Офицер КГБ. Сотрудник КГБ. Григорий Иванович Бояринов. Григорий Бояринов полковник.

КУОС Бояринов. Бояринов Григорий Иванович герой советского Союза. Генерал Юрий Чурбанов. Щелоков Юрий Михайлович.

Степашин [45]. Под руководством В. Бакатина за несколько месяцев 1991 года были осуществлены следующие мероприятия по реформированию и реорганизации советских органов государственной безопасности: август 1991 — Отдел правительственной связи, 8-е главное управление правительственная связь и криптография и 16-е управление радиоэлектронная разведка и криптография выведены из состава КГБ СССР и объединены в Комитет правительственной связи СССР , который стал подчиняться непосредственно президенту СССР [46]. При этом сохранялось прямое взаимодействие с союзным КГБ [50].

Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам» [47]. Согласно п. Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править код ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [56] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом» [57]. В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [58]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [59]. Однако этот массив документов, по признанию самого руководства КГБ, не был органически увязан с общесоюзным законодательством; отсутствовало полное соответствие и строгая подчинённость союзным законам правовых норм, которыми руководствовался Комитет государственной безопасности и его местные органы [58]. Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР».

При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч. Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ. За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И.

Лаптев , Р. Медведев , В. Ярин и другие. По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ». Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю.

Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности». Правозащитник Ю. Орлов заявил о том, что принятие нового закона об органах государственной безопасности «подтверждает, что КГБ стоит твердо на прежних сталинских позициях и в этом законе легализовано вмешательство во все решительно дела граждан» [61]. Бакатина , закон о КГБ являлся «осколком прошлого» и «формально и фактически не действовал» с момента своего принятия до реорганизации органов госбезопасности в октябре 1991 года [47]. Предполагалось разработать и принять отдельные законы для регулирования новых органов безопасности. Однако новые документы приняты не были — 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Взаимоотношения КГБ и КПСС[ править править код ] Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделён правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро. Председатель КГБ по должности входил в Политбюро.

С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года — за полгода до упразднения — КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства [57] [ нет в источнике ]. Отдельные исследователи высказывают мнение, что высшее руководство СССР через КГБ и его агентуру сознательно осуществляло деятельность, направленную на распад страны [63] Партийный контроль[ править править код ] Значок 70 лет Комсомолу КГБ Вмешательство коммунистической партии в деятельность органов государственной власти и управления было обыденным явлением в Советском Союзе. Вместе с тем, ни один из государственных органов СССР не подвергался такой же степени вмешательства в свою деятельность со стороны КПСС , как органы безопасности, являвшиеся инструментом защиты интересов коммунистической партии. Показательно, что в официальном девизе КГБ того времени «Верность партии — Верность Родине», означал что служение партии это служение Советской Родине. Анализ положения о КГБ, партийных документов и материалов органов госбезопасности, проведённый Комиссией Президиума Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году, пролил свет на степень контроля КГБ со стороны правящей партии. Центральный комитет КПСС имел право наложения запрета на публикацию приказов председателя КГБ, которые затрагивали важные, с точки зрения руководства партии, вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, что противоречило статьям 10, 12 и 13 Положения о прокурорском надзоре в СССР 1955 года, которые предусматривали прокурорский контроль соответствия нормативных актов, издаваемых ведомствами, Конституции и законам СССР, союзных и автономных республик, постановлениям союзного и республиканских правительств. В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры , что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности [64]. В функции органов госбезопасности неизменно входили охрана и обслуживание высших руководителей партии в том числе во время их нахождения на отдыхе , обеспечение безопасности крупных партийных мероприятий съездов, пленумов, совещаний , обеспечение высших партийных органов техническими средствами и шифросвязью.

Для этого в структурах КГБ существовали специальные подразделения, работа и инвентарь которых оплачивались из государственного, а не из партийного бюджета. Согласно положению о КГБ, на него также возлагалась охрана руководителей советского правительства. В то же время, анализ приказов КГБ показывает тенденцию к передаче охранных и обслуживающих функций по отношению к собственно государственным структурам в ведение органов внутренних дел , являющаяся свидетельством того, что охрана и обслуживание партийных деятелей и объектов были для КГБ приоритетными. В ряде приказов по охранным и обслуживающим мероприятиям упоминаются только руководители партии. Кармаля после его отстранения в 1986 году от должности генерального секретаря ЦК Народно-демократической партии Афганистана. Кадровая интеграция[ править править код ] Подбор людей на работу в органы безопасности и в учебные заведения КГБ — так называемые «партнаборы» из числа рядовых коммунистов, работников партийного аппарата, комсомольских и советских органов — проводились систематически под тщательным контролем ЦК КПСС. Наиболее важные направления деятельности КГБ укреплялись, как правило, партийными функционерами — инструкторами отделов ЦК республиканских компартий, заведующими и заместителями заведующих отделами обкомов, секретарями горкомов и райкомов партии. Партийными органами разных уровней постоянно проводились кадровые инспекции аппарата и учебных заведений КГБ, результаты которых закреплялись решениями руководства КГБ.

Но не редкостью было и обратное — выдвижение кадров КГБ на руководящую работу в партийных органах. Практиковались кадровые перемещения с неоднократными переходами с партийной работы в КГБ и обратно.

Изменения в обществе и системе госуправления СССР, вызванные перестройкой и гласностью, привели к необходимости пересмотра основ и принципов органов госбезопасности. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. После подавления беспорядков в ведомстве начались реформы. Нашли ошибку?

День рождения легенды – 13 марта был создан КГБ

От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России Оригинал взят у visualhistory в 60 лет КГБ СССР В этот день 60 лет был Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.
Комитет государственной безопасности СССР — Википедия Комитет государственной безопасности КГБ СССР Komitet gosudarstvennoy bezopasnosti KGB SSSR.
70 - летний юбилей! КГБ СССР. История органов госбезопасности СССР и России. в общем, много было реорганизаций и переименований.
Кто, когда и зачем придумал Комитет государственной безопасности 13 Марта день образования КГБ СССР.

70 лет со дня создания КГБ

60 лет КГБ СССР: sibnarkomat — LiveJournal Праздничное мероприятие, посвященное 40-й годовщине со Дня образования специального подразделения КГБ СССР, получившего известность как группа «Вымпел».
День кгб 2023 - фото сборник Смотрите 56 фотографии онлайн по теме с днем кгб ссср картинки.
От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России 13 марта 1954 года создан КГБ СССР — самая знаменитая советская спецслужба, просуществовавшая дольше всех своих предшественниц.
Обои кгб - картинки для рабочего стола и фото обои Контрразведывательные подразделения КГБ СССР разрабатывали резидентуры иностранных спецслужб, действовавших под дипломатическим прикрытием, выявляли их агентуру среди советских граждан.
70 лет назад был создан Комитет государственной безопасности СССР (КГБ)! Альбом с оперативными фотографиями КГБ — пост пикабушника garik23.

Комитет государственной безопасности СССР

Операция КГБ республики по перехвату прошла ювелирно. Смотрите 52 фото онлайн по теме открытки с днем кгб ссср. 13 марта 1954 года создан КГБ СССР — самая знаменитая советская спецслужба, просуществовавшая дольше всех своих предшественниц.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий