При сопоставлении они дают объемную картину куртуазной поэтики и прагматики, позволяя восстановить генезис самого явления куртуазности. Куртуазность – это кодекс хорошего тона. Классическое средневековье — это период, когда феодальная система окончательно заменила рабовладельческую. Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. литература средних веков и Возрождения на. что такое куртуазность. Куртуазная революционерка – Новости – Школа филологических наук – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Значение слова «Куртуазный»
Куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love ; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love ; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Есть простой, но вполне куртуазный способ неизвестное сделать известным – случайно наступить на любимую мозоль, тогда умный в гору не пойдёт! Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто — за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения.
Куртуазность - это что такое?
Изначально куртуазный маньеризм ассоциировался с особенностями галантного века, для которого характерен культ прекрасный дамы, изящество и утонченный стиль, столь характерный для прециозной поэзии. А знаете ли вы, что такое куртуазная любовь?В истории эта форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной,предполагающая утонченность ухаживания, извест. Термин «куртуазный» ввел французский филолог Гастон Парис, указывая на социальный круг героев, так как «Куртуазный» в переводе с французского означает «учтивый, рыцарский, галантный».
Что такое куртуазность: определение и примеры
Куртуазность — это культурное и этическое понятие, которое определяет правила и нормы приличия, вежливости и этикета. Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение. Куртуазность, куртуазное поведение, куртуазная любовь, куртуазность в средневековой культуре, определение куртуазности. Лексическое значение слова куртуазность включает в себя несколько аспектов. Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. это способ ведения себя, который подразумевает уважение и заботу о. что такое куртуазность. Таким образом это превращалось в игру, где «добыча» рядом, но недоступна и постоянно убегает, а «охотник» доводит себя до того, что наградой для него становится уже не «добыча», а сам процесс служения ей. #словодня #куртуазность. Куртуазность — это культурное и этическое понятие, которое определяет правила и нормы приличия, вежливости и этикета.
Что значит куртуазность. Куртуазность - это что такое
Узнайте, что такое куртуазность и как она проявляется. Исторически куртуазная культура имеет два основных варианта – южнофранцузский и северофранцузский. Изначально куртуазный маньеризм ассоциировался с особенностями галантного века, для которого характерен культ прекрасный дамы, изящество и утонченный стиль, столь характерный для прециозной поэзии. учтивый, рыцарский), система. Основные характеристики куртуазности включают в себя такие качества, как вежливость, воспитанность, тактичность, умение общаться и приспосабливаться к различным обстоятельствам.
Куртуазность - это что такое?
Куртуазность – это своеобразный свод правил поведения, изобретённый ещё во времена Средневековья. Оказывая куртуазные поступки и проявляя куртуазные качества в повседневной жизни, человек создает гармоничную атмосферу в общении, укрепляет отношения и облегчает взаимодействие. Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто — за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения. Куртуазная революционерка – Новости – Школа филологических наук – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Родственные слова: куртуазно, куртуазность. Куртуазная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров обогатила поэзию новыми темами, жанровыми формами, стихотворными размерами, рифмой. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время.
Что такое куртуазность и как проявить ее в общении — 5 принципов вежливости и такта
Тогда мужчина выстраивает настоящую любовную клетку, низводя себя до положения марионетки, поверженной, раздавленной, истерзанной неутоленным желанием в рамках парадоксальной и разрушающей любви, субъект которой находится в вечном ожидании, а объект — в вечной недосягаемости[732]. Парадоксально, но подобные интерпретации, сделанные в рамках психоанализа, допускают, что литература по большей части является достоверным отражением действительности и описывает ситуации, соответствующие социальной реальности того времени, которую исследователь толкует по-своему, придерживаясь установок своей «школы». Следует ли в таком случае отказаться от понятия «куртуазная любовь», отрицать ее реальное существование и социальное значение? Без сомнения, это было бы крайней мерой. На мой взгляд, стоит придерживаться направления, предложенного Р. Этот автор отмечает, что понятия «куртуазная любовь» в средневековой литературе практически не существует.
Этот концепт заключает в себе различные и противоречивые аспекты, следовательно, теория куртуазной любви не может укладываться в рамки одного этого термина. Любовь, описанная в произведениях, может быть как недостижимой, так и доступной, как супружеской, так и прелюбодейной, как платонической, так и эротической. Ее объектом может быть не только замужняя женщина, занимающая, в отличие от ее воздыхателя, высокую социальную позицию, но и дама равного с ним положения и даже простолюдинка. Куртуазная любовь не соответствует понятию концепта — лучше будет говорить не о куртуазной любви, но о куртуазном дискурсе о любви, о литературном споре, касающемся различных форм любовного поведения[734]. Тем не менее общим сюжетом всех этих дискурсов остается любовь, облагораживающая человека.
Различные ситуации выявляют ее главные, характерные черты, превращая ее в ценность, не имеющую равных. В частности, это односторонность любовных отношений: можно отдавать другому свое тело как в случае Изольды и Гвиневеры , но не сердце: она принадлежит лишь одному человеку. Любовь должна быть абсолютной и единственной. Она должна быть искренней, достойной, истинной, бескорыстной и надежной. Она обязательно взаимная — качество, которое долгое время ученые упускали из виду.
Наконец, она добровольная, спонтанная, уважающая чувство собственного достоинства и свободу партнера. Но тогда на пути неизбежно встает проблема брака: если любовь спонтанна и добровольна, то как совместить ее с правами супруга, призывающими к супружескому долгу, предоставленному Церковью и навязанному нравами и обычаями времени? Вот почему в большинстве своем любовные отношения, описанные в романах, оказываются внебрачными. И все же проблема заявлена, и Кретьен де Труа пытается разрешить ее, примирив любовь и брак в «Клижесе», «Эреке и Эниде» и даже, с большими трудностями, в «Рыцаре телеги», пытаясь приглушить опасный аспект мифа о прелюбодейной любви, прославляемой Тристаном и Изольдой. Последний аспект, вероятно, обладает наибольшей значимостью: любовь почти всегда оказывалась притесняемой законами общества и Церкви.
Такой подход к проблеме позволил мне переформулировать вопрос. Ибо если куртуазная любовь не является принятым и даже действующим концептом, то она не может быть выражением или инструментом социального класса, как утверждали Э. Келер и в меньшей степени Ж. Соответственно, всеохватная социологическая, «классовая» интерпретация должна быть пересмотрена. На мой взгляд, эту проблему нужно рассматривать с позиции «конкретных случаев», социальных и культурных ситуаций, порождавших злободневные вопросы, которые находили свое отражение в вымышленном мире литературы, пытавшейся подобрать к ним более четкие дефиниции или решения.
В конечном счете, не так важно, какой из форм любви отдавали предпочтение все они были хоть сколько-нибудь использованы или возводили в универсальную доктрину, принятую за образец или считавшуюся нормативной в этом могло быть отказано всем формам. Важно признать, что все «куртуазные дискурсы» о любви имели чрезвычайный успех, свидетельствующий об остроте проблемы, вставшей в ту эпоху перед аристократической публикой. Разнообразие ответов, предложенных литературой, красноречиво говорит об интенсивности поиска из сложившегося положения, но их общие черты вскрывают глубокие социальные причины недовольства и в то же время указывают на силу социальных устремлений. Брак в его традиционной сложившейся форме ставится под сомнение, в то время как настойчиво утверждается превосходящая ценность любви, основанной на свободном выборе партнеров, и этот принцип касается не только мужчин, но и женщин. Дама, за которой следует ухаживать, чтобы завоевать ее, а не взять штурмом, всегда оставляет за собой свободу выбора.
Любовь нельзя ни отнять, ни навязать: ее разделяют по доброй воле. Такая проблематика, как мне кажется, нашла наиболее сильное выражение в лэ Марии Французской. Вопрос о личности автора до сих пор остается нерешенным, но все же можно предположить, что им была женщина, жившая при дворе Генриха II Плантагенета. На мой взгляд, это обстоятельство лишь подкрепляет целесообразность и уместность ее дискурса о любви, на который оказали воздействие и ее женская природа, и ее связь с культурной и психологической средой Алиеноры[735]. В творчестве Марии Французской нельзя найти теоретических критериев куртуазной любви, разработанных некогда Андреем Капелланом, — она мастерски описывает различные ситуации, в которых могут оказаться влюбленные, принадлежащие обществу, которое хорошо знает и Мария, и ее читатель.
Иными словами, ее герои вращаются в аристократической среде империи Плантагенета во времена Алиеноры. На пути свободной и взаимной любви героев, любви полной и «настоящей», стремящейся вовсе не к платоническому, а к всеобъемлющему чувственному и сексуальному союзу, встают различные препятствия, создаваемые обществом того времени: «экономический» брак одного героя или принудительный брак другого; ревнивый старый муж, навязанный юной девушке; расстояние, разделяющее влюбленных; экономическая или социальная пропасть между ними; требования родителей или опекунов; различные социальные законы; права, присвоенные себе могущественными людьми; всевозможные обычаи и табу; и т. Во всех этих случаях Мария как и большинство писателей в отношении Тристана и Изольды или Ланселота и Гвиневеры принимает сторону влюбленных, выступая против социальных, моральных или религиозных установок, стремящихся разлучить их, но при условии, что героев связывает «настоящая» любовь, бескорыстная и основанная на прочном чувстве. Иными словами, та любовь, чьи основные характеристики уже выявил Р. Шнелл, проанализировав корпус литературных произведений, приступавших к этой теме[736].
Брак и любовные отношения в этом случае не обязательно являются противоречащими друг другу понятиями, но предпочтение все же отдается любви. Любовная проблематика, на мой взгляд, неотделима от породившей ее социальной действительности. Куртуазная любовь, безусловно, никогда не существовала в качестве концепта, но размышления и «куртуазный» дискурс о любви красноречиво свидетельствуют о беспокойстве, зародившемся в аристократической среде того времени. Эти дискурсы, в частности, касаются места, отведенного в жизни «любви-чувству», роли, которую должна играть в ней женщина, а также способа примирить «всеобъемлющую» любовь, признанную самоценной, с той формой брака, которая принята в знатной среде и навязана церковной моралью[737]. Понятие взаимной любви приобретает значимость в глазах образованной части общества и даже завоевывает сторонников в женоненавистнической среде церковных писателей.
Поэты и писатели воспевают ее как идеал — особенно те из них, кто трудится при дворе, где играют роль как бы ее сегодня ни отрицали такие женщины, как Алиенора Аквитанская или Мария Шампанская. Это отнюдь не случайность[738]. Приобретая все большую силу и значимость в ходе литературного распространения, эти дискурсы вливаются в основную проблему, волнующую умы просвещенных людей XII в: проблему личности, его свободной воли, свободы выбора.
Теоретически, согласно критериям церковной или аристократической морали, для поэта это «запретный плод». Однако его пылкое почитание, послушное и верное служение, покорное исполнение желаний дамы сердца, не говоря уже о ее капризах, усердие и терпение позволяют ему шаг за шагом приближаться к заветной близости с избранницей: если он предан и умеет хранить молчание, ему может быть позволено встретиться с ней в укромном месте, беседовать с ней, целовать и обнимать ее и даже созерцать ее обнаженной. Под конец этой «многоступенчатой» любовной аскезы, которая лишь разжигает желание избранника и придает его любви как и любви его дамы новые силы, возлюбленные могут стать любовниками. Понятно, что главными добродетелями куртуазных кавалеров в таких условиях становятся сдержанность, преданность и умение хранить тайны.
Им нужно постоянно остерегаться losengiers, болтливых придворных, которые в любой момент могут рассказать об авантюре мужу избранницы или извлечь из нее выгоду. Понятно также, почему самым осуждаемым и самым презираемым пороком в куртуазной идеологии становится ревность. Истинный «куртуазный» рыцарь не должен быть ревнивцем, поскольку в данном случае эта черта характера считается вульгарной и антисоциальной. Ревнивый муж жену воспринимает как объект, как личное имущество, приобретенное путем брачного союза, а потому он заслуживает того, чтобы быть обманутым. Понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни.
Она показывает, какие идеалы и нормы были важными в разные эпохи и как они менялись со временем. Основные принципы куртуазии Куртуазия — это набор правил и норм поведения, которые помогают людям вести себя в обществе с достоинством и уважением к другим. Основные принципы куртуазии включают: Вежливость и учтивость Куртуазные люди всегда проявляют вежливость и учтивость в общении с другими.
Уважение к другим Куртуазные люди уважают права и мнения других людей. Они не прерывают собеседника, не критикуют его открыто и не нарушают его личное пространство. Они также умеют выражать свое мнение таким образом, чтобы не оскорбить или задеть других. Доброта и сострадание Куртуазные люди проявляют доброту и сострадание к другим. Они помогают нуждающимся, выражают сочувствие в трудных ситуациях и стараются быть полезными и добрыми. Элегантность и хороший вкус Куртуазные люди обращают внимание на свой внешний вид и стиль. Они следят за своей одеждой, прической и манерой поведения. Они также имеют хороший вкус и умение выбирать подходящие подарки и угощения. Сдержанность и умеренность Куртуазные люди проявляют сдержанность и умеренность в своих действиях и высказываниях.
Они не проявляют чрезмерной эмоциональности или агрессии, не говорят грубых или оскорбительных слов. Все эти принципы куртуазии помогают людям вести себя достойно и уважительно в обществе. Они способствуют созданию гармоничных и приятных взаимоотношений между людьми и формированию культуры общения. Куртуазия в литературе и искусстве Куртуазия играла значительную роль в литературе и искусстве, особенно в эпоху Средневековья и Ренессанса. Она была важным элементом в романтических и рыцарских произведениях, где главные герои проявляли благородство, утонченность и элегантность в своих поступках и высказываниях. Рыцари и дамы проявляли великодушие, вежливость и галантность в своих отношениях друг с другом. Они соблюдали правила рыцарского кодекса и стремились к совершенству в своих поступках. Романтическая поэзия В романтической поэзии куртуазия была важным элементом. Поэты описывали идеализированные отношения между мужчиной и женщиной, где присутствовали взаимное восхищение, вежливость и уважение.
Они создавали образы рыцарей и дам, которые проявляли благородство и элегантность в своих поступках и словах.
Выразить себя адекватно помогает избежать конфликтов и сохранить гармоничные отношения с другими. Выражение себя без агрессии и оскорблений способствует развитию доверия в отношениях и созданию позитивной атмосферы. Куртуазность в различных сферах жизни В бизнесе куртуазность выражается в профессиональном поведении и уважительном отношении к коллегам и партнерам. Она позволяет поддерживать гармоничные рабочие отношения и способствует развитию делового успеха. В межличностных отношениях куртуазность проявляется в вежливости, такте и уважении к другим.
Она помогает строить качественные и здоровые отношения с близкими и окружающими людьми. В общении с неизвестными людьми куртуазность позволяет создать положительное первое впечатление и привлечь к себе внимание. Она проявляется в умении слушать, быть внимательным собеседником и уместно использовать вежливые формы общения. Куртуазность также важна в образовании и научной деятельности. Уважительное отношение к мнению других и способность высказывать свои аргументы без агрессии способны улучшить качество обучения и научных исследований. В искусстве куртуазность проявляется в тонком вкусе и элегантности.
Куртуазные произведения искусства способны вызывать восторг и эмоциональное обогащение у зрителей и слушателей. Необходимо понимать, что куртуазность является неотъемлемой частью культуры и поведения каждого человека. Ее проявление во всех сферах жизни не только приносит пользу нашему окружению, но и помогает нам расти в духовном и интеллектуальном плане. Куртуазность в профессиональной среде Проявление куртуазности в работе имеет несколько аспектов: Уважение к коллегам. Будьте вежливы и внимательны к своим коллегам. Уважайте их мнение и вклад в конечный результат работы.
Общайтесь с коллегами без грубости и негатива, даже если ваше мнение расходится с их точкой зрения. Поддержка и взаимопомощь. В профессиональной среде важно помогать друг другу. Если ваши коллеги нуждаются в помощи или совете, старайтесь помочь им. Будьте готовы поделиться своими знаниями и опытом для достижения общей цели. Корректность в общении.
В профессиональной среде необходимо быть вежливым и тактичным. Старайтесь избегать оскорбительных высказываний и некорректного поведения. Контролируйте свою интонацию и манеру речи, чтобы не задеть или обидеть своих коллег. Умение слушать. Важной составляющей куртуазности в профессиональной среде является умение слушать собеседника. Проявляйте интерес к тому, что говорит ваш коллега, и задавайте вопросы для уточнения информации.
Что означает быть куртуазным
Куртуазное поведение позволяет установить приятную атмосферу взаимодействия, что особенно важно в работе, межличностных отношениях и общественной сфере. Во-вторых, куртуазность способствует успешной коммуникации. Соблюдение правил куртуазности позволяет нам быть понятными, записывать хорошее впечатление на собеседника и избегать конфликтов. Знание и применение этикета позволяет нам быть уверенными и манерными в общении, что способствует налаживанию деловых и личных отношений. В-третьих, куртуазность отражает нашу личность и социальный статус. Будучи куртахами, мы показываем, что мы образованные, умелые, доброжелательные и заботливые люди. Сегодня куртуазность стала своего рода визитной карточкой, которая демонстрирует нашу культуру и уровень образования.
Наконец, куртуазность способствует созданию гармоничного и благоприятного социума. Благодаря куртахам люди смогут жить и работать в более гармоничном, доверительном и сплоченном сообществе. Куртуазность помогает нам уважать других людей и помнить, что мы все равны и важны в этом мире. Таким образом, куртуазность играет важную роль в современном обществе. Она помогает нам поддерживать взаимоуважение, облегчает коммуникацию, отражает нашу личность и создает гармоничную атмосферу. Непрерывное соблюдение правил куртуазности способствует нашему развитию и благополучию в этом быстро меняющемся мире.
Куртуазность как социальный навык Куртуазность как социальный навык чрезвычайно важна в нашем обществе. Она помогает устанавливать дружественные отношения с другими людьми, создавать гармоничную атмосферу и улучшать коммуникацию. Куртуазное поведение позволяет избегать конфликтов и неприятных ситуаций, поддерживать положительную атмосферу в коллективе или семье. Куртуазность также влияет на нашу репутацию и общественное мнение о нас. Если мы ведем себя куртуазно, нас считают приятными и вежливыми людьми, на которых можно положиться и с кем можно легко общаться. Это открывает для нас больше возможностей в обществе, помогает устанавливать профессиональные связи и находить новых друзей или партнеров.
Однако, куртуазность не всегда легкая задача. Она требует тренировки и сознательного отношения к своему поведению. Некоторым людям это может показаться неестественным, особенно если они не привыкли к общению с другими людьми или имеют проблемы с эмоциональной сферой.
Энциклопедический комментарий: В сочетании со словом "литература" обозначает придворно-рыцарское направление в европейском литературном творчестве XII-XIV вв. Пафос куртуазной литературы - идеалы сословной чести и доблести, причем не во имя рода или страны, как в героическом эпосе, а личной славы и нравственного совершенства. Куртуазная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров обогатила поэзию новыми темами, жанровыми формами, стихотворными размерами, рифмой.
Верный любовник, не отступающий даже перед страхом пасть в немилость и остаться бесчестным, преклоняется перед дамой, которая принадлежит его соратнику и господину.
Преклонение перед дамой. Изображение на ларце. Pinterest Пожалуй, самое известное произведение этого порядка — «Трактат о любви» Андре Капеллана, написанный около 1200 года. Фактически это настоящее руководство для тех, кто решил сыграть в эту захватывающую и опасную игру. Чтение поэзии. Pinterest Но к 12-му столетию мода на любовные темы в литературе несколько изменила свой вектор развития. Сюжеты становились более реалистичными, во многом — даже повседневными.
На смену утончённой и недоступной роковой даме, принадлежащей другому, приходит хозяйственная и предприимчивая супруга, которая не так много капризничает и всегда находится рядом. Куртуазная любовь: поклонение прекрасной даме или опасная игра Подчиненный знатной даме молодой человек фактически дарует избраннице свою свободу. Женщина получает выбор: принять или отвергнуть этот серьёзный дар. Принимая подобное внимание, дама не становится более свободной: ведь любой дар требует вознаграждения. Это отношения по контракту: вассал может пользоваться привилегиями своего сеньора в данном случае — сеньоры , а также вниманием той, которой подарил свою свободу. Рыцарь и дама. Pinterest Но есть один очень важный нюанс: дама, будучи замужней, не могла вольно распоряжаться своим телом.
Благородная дама при этом становилась для юноши желанным, но недостижимым объектом. Во-вторых, структуре феодального общества такие идеи оказались полезны: для ограничения наследственных разделов требовалось сократить количество браков, в которые вступали сыновья благородных родов. Обычно семья стремилась женить одного, по преимуществу старшего, сына. Остальные же фактически оставались «за бортом» - их ожидали судьбы священнослужителей или холостяков.
При такой незавидной участи идея о вечном бескорыстном служении благородной даме выглядела привлекательно. Бродячие поэты Церковь порицала куртуазные сочинения: посягательство на брачный союз, плотское желание и влечение к чужой жене — полный набор постыдных идей. Однако в ответ на подобные нападки поэты имели вполне достойные ответы. Идеалом подобных отношений было не физическое воплощение влечения, а бесконечная игра, в которой эмоции боролись с долгом и ответственностью.
Подобные чувства требовали дисциплины и вели к совершенствованию личности, ведь, вступая на путь служения своему идеалу, юноша не ждал вознаграждения.
Определение термина «куртуазность»
- Что означает быть куртуазным
- Определение термина «куртуазность»
- Куртуазия как особый тип культуры
- куртуазный | Метасловарь | Грамота.ру – справочно-информационный портал о русском языке
- Толковый словарь
Что такое куртуазность
Простая куртуазная тема. Пользуется заслуженной популярностью даже у самых робких неофитов! В изобразительном искусстве двадцатого-двадцать первого века существует только Один единственный шедевр, слава которого затмила всё, созданное до и после всемирного потопа. Сияет, как комета на чёрном небосводе! Необыкновенная популярность! Об этом чуде наслышаны буквально всё! Бывает, что ничего другого не видели, только эту картину.
И достаточно для куртуазной беседы! Всё гениальное - просто, даже пареная репа сложнее. На белом холсте изображён чёрный-пречёрный, квадратный квадрат. Опытные инструкторы по куртуазной этике далёкого прошлого иногда бросали красную искру в чёрное сознание новичков: "Великий Квадрат не имеет углов". Некоторые от одной искры получали мгновенное пламя просветления и выходили за пределы логической связи. Начинающему же любителю искусства, прежде чем вести куртуазную беседу, рекомендуется тщательно измерить параметры чёрного объекта лазерной линейкой, чтобы лично убедиться в идеальной квадратности шедевра.
А квадрат ли это? Только после серьёзного исследования можно с полным правом возвести Чёрный Квадрат в квадригу многоцветных куртуазных мыслей. Здесь уместны мнения с любых ракурсов и планов, как дальних и средних, так и ближних. К примеру, чёрное впитывает все неприятности, не оставляя никаких следов в отличие от белого, что убедительно доказано безымянным куртуазным ученым. Крайняя степень одной является точкой перехода в другое. Как кипящая вода преобразуется в пар, а холодная вода становится льдом.
Где-то между ними есть врата в золотой рай. Вперёд куртуазные мыслители! Дерзновенен род человеческий! Пэр аспэра ад астра! Через чёрные квадратные будни к звёздам!
Она стала своеобразным идеалом, в соответствии с которым придворные и дворяне выступали в обществе и вели свое повседневное общение. Куртуазность предполагала уважительное и учтивое отношение к другим людям, особенно к королю и высокопоставленным особам. Она включала в себя правила этикета, правила общения, манеры одежды и даже правила первого знакомства.
Ее называют "куртуазная любовь".
Современники ее называли "fine amour", т. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Гастон Пари, работавший в конце XIX в. В окситанской лирике поэт с помощью выражений, пришедших из речи вассала, говорит о любовном услужении, которое он хочет оказывать своей даме, как правило, замужней женщине, чье социальное положение превосходит его собственное.
Чаще всего ею становится супруга сеньора того двора, к которому он принадлежит. Теоретически, согласно критериям церковной или аристократической морали, для поэта это «запретный плод». Однако его пылкое почитание, послушное и верное служение, покорное исполнение желаний дамы сердца, не говоря уже о ее капризах, усердие и терпение позволяют ему шаг за шагом приближаться к заветной близости с избранницей: если он предан и умеет хранить молчание, ему может быть позволено встретиться с ней в укромном месте, беседовать с ней, целовать и обнимать ее и даже созерцать ее обнаженной. Под конец этой «многоступенчатой» любовной аскезы, которая лишь разжигает желание избранника и придает его любви как и любви его дамы новые силы, возлюбленные могут стать любовниками.
Понятно, что главными добродетелями куртуазных кавалеров в таких условиях становятся сдержанность, преданность и умение хранить тайны.
Кроме того, тяжеловооружённый всадник должен быть богатым человеком. Снаряжение рыцаря и коня стоило весьма дорого — «ещё в конце первого тысячелетия, когда счёт вёлся не на деньги, а на крупный рогатый скот, комплект вооружения, тогда ещё не столь обильного и сложного, вместе с конём стоил 45 коров или 15 кобылиц. А это величина стада или табуна целой деревни» [ 6 , с. Но мало было взять в руки оружие — им надо уметь отлично пользоваться. А этого можно было достичь только беспрестанными и весьма утомительными тренировками с самого юного возраста мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить доспех — известны полные комплекты для 6 — 8-летних детей. Крупные владетели могли содержать при дворе лишь небольшое число таких воинов. Выход нашёлся: мелкие землевладельцы обязывались королём работать определённое время на крупного, снабжать его нужным количеством продуктов и изделий ремесла, а тот должен быть готовым служить королю в качестве тяжеловооружённого всадника оговоренное количество дней в году.
На подобных отношениях в Европе выстроилась сложная феодальная система. Доступ в это привилегированное сословие становился всё более трудным, основанным уже на родовитости, которая подтверждалась грамотами и гербами. За клятву верности сеньору оммаж рыцарь получал землю фьеф с работающими на него крестьянами и право суда над ними, право сбора и присвоения налогов, право охоты, право первой ночи и прочие привилегии. В обязанности входило же в военное время служить «со своим харчем» сеньору около месяца в году. За дополнительную службу шло жалование. В остальное время рыцарь мог наняться к другому сеньору, ездить по дворам владык и городам. И, как утверждает в своей статье кандидат искусствоведения М. Горелик [ 6 , с.
Ну, а как рыцари воевали? Сравнить их с кем-то трудно, так как они в Европе были в военном отношении предоставлены самим себе. Разумеется, в сражениях участвовала и пехота — каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооружённых копьями и топорами, а также луками и арбалетами. Но до XIV века исход сражения всегда определяли немногие господа рыцари. Вот тут то и происходил «настоящий» бой — два закованных в железо всадника, закрытые щитами, выставив вперёд длинные копья, сшибаются в таранном ударе. При малейшем признаке победы рыцарь брался грабить лагерь своего врага, забывая обо всём, — и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли перед боем запрещали бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа, для наглядности строили виселицы для несдержанных вассалов» [ 6 , с. Бой мог быть довольно долгим, ведь он распадался на нескончаемое количество поединков достойных противников.
Какое же место в бою занимала пресловутая рыцарская честь? Но рыцарей было мало. Например, во всей Англии в 1270-х годах было 2 750 рыцарей. В боях участвовали обычно несколько десятков рыцарей, и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями, редко переваливали за тысячу» [ 6 , с. Поистине слабой стороной рыцарства была воинская дисциплина. Ибо рыцарь — индивидуальный боец, привилегированный воин с болезненно-острым чувством собственного достоинства. Он в своём деле которому обучался почти с рождения — военном — равен любому своего сословия, вплоть до короля. В бою он зависит только от себя и быть первым может, только показав свою храбрость, добротность своих доспехов и резвость коня.
Такое самосознание рыцаря прекрасно знали и чувствовали полководцы, государственные деятели — мирские и церковные. И с конца XI века, во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами, регламентирующими их боевые и не только действия. То есть строгость была, но требования были самыми общими: не покидать и не ломать строй, стараться в разумных пределах, обороняться при неудаче, а не сразу бежать, и до победы лагерь противника не грабить. Они должны были и хотели только побеждать. Этому и служило их вооружение и доспехи. Рыцари умирали весьма неохотно. Они предпочитали бежать или сдаваться в плен в случае неудач. В обычных войнах гибло их единицы, и лишь в крупных битвах, решавших судьбы стран, несколько сотен» [ 6 , с.
И дело тут не только в доспехах. Рыцари к XIII веку ощутили себя неким всемирным орденом, кастой, для которой не важны никакие территориальные границы, никакое подданство. И убивать собрата, кто бы и откуда он ни был, становилось неприличным. Вот одолеть его — сбить с коня, взять в плен, получить выкуп — это победа. Из труда Й. Договорённость о месте и времени битвы формирует кардинальную черту отношения к битве, как к честному состязанию, одновременно являющемуся правовым разрешением спора. Влияние церкви на создание образа идеального благородного рыцаря. Рыцарские ордена М.
Марион в «Истории ордена Тамплиеров» пишет, что после того, как все обозримые земли были переданы в наследное владение, а доходы с них не удовлетворяли все возраставшие потребности людей, не знавших иного ремесла, кроме военного, взоры европейцев обратились к Востоку. Баснословные богатства Востока поражали воображение, возбуждали зависть и ненависть к тем, кто как казалось, несправедливо наслаждался этим богатством. Взяв на себя обязательство освободить всех участников похода на Иерусалим не только от мук ада, но и от вполне земны долгов, Урбан II удивительным образом объединил в понятии людей низкое и высокое, суетные, даже греховные побуждения и искреннюю веру в грядущее спасение, страсть к золоту и чистую любовь к Богу религия тогда уже занимала главенствующее место в жизни и сознании людей , желание получить свою часть добычи и желание справедливой, спокойной, красивой жизни» [ 7 , с. Как видим, с жестокими нравами соседствовали тяга к изящному, стремление к красоте и возвышенные чувства не так уж редко вытесняли жестокость. Часть рыцарей, участвовавших в крестовых походах и, надо думать, что всё-таки, не худшая часть, объединилась под эгидой церкви в различные общины, ордена, устав которых мало чем отличался от монастырского. Рыцари — члены духовных орденов — отрекались от семьи, имущества, собственной воли, отдавая себя во власть римского первосвященника. Почти одновременно в первой четверти XII века в Палестине возникли ордены иоаннитов, или госпитальеров, и тамплиеров-храмовников 1128 г. В конце XII века в Святой земле был основан ещё один могущественный духовно-рыцарский союз, получивший название «Братья немецкого дома», или Тевтонский орден.
Полумонашеские рыцарские союзы оказали огромное воздействие на формирование представлений о предназначении благородного воина, о рыцарской чести и совершенствах истинного рыцаря. Эти представления постепенно стали привычными для тех, кто принадлежал к высшему сословию. В эпоху всё развивающейся куртуазности светской культуры сложились представления об идеальном рыцаре, воине. Христианский рыцарь — это прежде всего борец за веру Христову, но рыцарь — это и верный вассал своего сюзерена. Верность — одна из наиболее ценимых добродетелей этой эпохи. Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, благородство, верность долгу; рыцарь — защитник слабых и обиженных. Со временем стали появляться даже особые уставы, регламентирующие поведение рыцаря в различных сферах жизни и призывающие их к благородству, верности, милосердии, чести см. Однако реальность не всегда совпадала с идеальным образом благородного рыцаря.
Проповедываемые церковью нормы морали не могли быть полностью приняты всеми рыцарями с детства привыкавшими к крови и насилию , более того, они распространялись лишь на равных себе по социальному положению. Тем не менее, частичное обуздание их неистовства существовало. В частности, система рыцарского воспитания с X века стремилась привить молодым людям тягу к прекрасному, общественные нормы морали и способность к приятному обхождению. Особенности воспитания и образования юных рыцарей В трудах многих авторов по истории педагогической мысли [ 1 , 14 , 20 , 31 , 41 ] мы находим следующее описание образовательно-воспитательной системы в рыцарской среде. Основу содержания образования сыновей феодалов составляли так называемые «7 рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение мечом и щитом, копьём, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Постепенно в систему рыцарского образования и воспитания наряду с военно-спортивными дисциплинами включаются музыкально-поэтические: стихосложение, пение, игра на лютне как правило , риторика — искусство правильно и красиво изъясняться, умение вести светскую беседу с дамами. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться в ситуации стратегии. Кроме того, с X века юные рыцари обучались этикету, изысканному обхождению, то есть всему тому, что было необходимой составной частью куртуазной культуры.
Так, чтение и письмо не были поначалу обязательными для рыцарей, но куртуазность, по счастью, и сюда внесла свои коррективы. Огромное место в жизни и сознании любого человека эпохи расцвета Средневековья занимала церковь. Младший сын феодала мог избрать для себя иной путь, в частности, стать священнослужителем. Церемония посвящения в рыцари До церемонии посвящения в рыцари многие молодые люди уже успевали всласть повоевать, повидать свет, заручиться необходимой поддержкой сильных мира сего. Для отпрысков знатных семей и носителей громких титулов возрастной ценз на право стать рыцарем был снижен с 21 года до 14 лет. Горбачёва Л. Ночь накануне посвящения молодой воин проводил в одиночестве, бодрствуя в храме и смиренно вознося свои молитвы к престолу Всевышнего. На рассвете его мыли, умащали благовонием волосы, наряжали в белоснежную сорочку.
Обряд облачения должны были совершать уже посвящённые рыцари, но зачастую эти роли поручали доверенным слугам. Затем на будущего рыцаря надевали алую тунику, символизирующую кровь, которую он будет проливать, коричневые чулки — шоссы, цветом, напоминавшим о мраке могилы, узкий белый пояс — знак презрения к роскоши. Голову покрывали белым чепцом, символизирующем чистоту души и помыслов, к ногам цепляли шпоры — знак рыцаря. В последний момент юноше вручался обоюдосторонний меч почти всегда нежными руками благородных дам и девиц. Сам неофит натягивал кольчугу с капюшоном обер и повязывал на рукава шёлковые ленты, имевшие «цвет избранницы сердца». Сверху накидывалось военное платье, украшенное настолько богато, насколько позволял достаток [ 7 , с. Сюзерен, касаясь мечом плеч и головы мужчины, стоящего на колене, провозглашал его рыцарем. При необходимости посвящение в рыцари могло быть исполнено лишь касанием меча сюзерена без предварительной подготовки.
Став рыцарем, мужчина совершал оммаж: приносил клятву верности своему сюзерену, вышестоящему сеньору, которому обязывался служить до конца своей жизни. Исследуя ритуал оммажа, Жак ле Гофф в своей книге «Другое Средневековье» [ 32 ] утверждает, что общество средневекового Запада, как общество христианское, было богато ритуалами и символами, поэтому естественно найти отражение господствующей идеологии в ритуале одного из фундаментальных институтов. Однако надо помнить, что институт рыцарства использует эту символику через собственную, «светскую», призму.