Новости башкиры и татары отличия

Татары и башкиры относятся к тюркским народам и говорят на языках поволжско-кипчакской группы. Необходимо доказать, что хозяева этой земли – башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать. В башкирском обществе очень сильны этномобилизационные аспекты, солидарность и взаимовыручка, особенно на востоке и юге, где компактно проживают башкиры, поэтому происходящее там неудивительно, считает Айсин. это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы. Башкирские блюда отличаются малым количеством классических пряностей: используются только чёрный и красный перец.

Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?

Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Lada Iskra показала полную гамму«Новости с колёс» №2849. Татары и башкиры: чем похожи и отличаются У башкир и татар общие корни, и сейчас между народами больше схожестей, чем различий. История народов.

Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов

Татары Этот народ моложе башкир. Его формирование началось в эпоху Волжской Булгарии, продолжалось в период Золотой Орды и приняло законченный вид после завоевания Московским царством. При этом, поволжские, сибирские и крымские татары не имеют общих предков. Они складывались независимо друг от друга и, фактически, являются народами разными.

Население современного Татарстана — это потомки волго-уральских татар. Общая численность — свыше 2 млн. Подобно башкирам, они обладают разными антропологическими признаками.

Однако здесь куда больше прослеживаются европейские черты, чем монголоидные.

Первые такие книжки были выписаны в феврале 1976 года военными комиссариатами по месту жительства награждённых. Награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии , а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались. Орден Славы по своему статуту и цвету ленты почти полностью повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград — Георгиевский крест среди отличий — разное число степеней: 3 и 4 соответственно.

Орден Славы имеет три степени, из которых высшая I степень — золотая, а II и III — серебряные у второй степени был позолочен центральный медальон.

Но всё-таки они есть. В советское время сформировались литературные языки, и выяснилось, что татарский и башкирский в основных своих чертах идентичны. Преимущественно различия между двумя языкам касаются фонетики и грамматики, в меньшей степени — лексики. Лексические отличия В лексическом составе можно найти некоторые расхождения, поэтому, безусловно, перевод с башкирского языка на русский имеет свои особенности относительно татарского языка. Приведем примеры различий среди базовых слов.

Внешне они более смуглые, чем татары, лица уплощенные, как у представителей монголоидной расы. Эпикантус складка верхнего века есть практически у каждого.

Главные отличия

  • Башкиры между Лениным, Эльциным и Колчаком
  • Оттепель и похолодание
  • Голубоглазые блондины и скуластые брюнеты. Почему татары такие разные? | АиФ Казань
  • Башкиры — Википедия
  • Татары и башкиры. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
  • Внешний облик татар и башкир: основные признаки

Фонетические отличия

  • Кто такие башкиры и откуда они взялись. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
  • Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе
  • Физические характеристики
  • Как заморозить этнические конфликты
  • Пересказ YandexGPT: БАШКИРЫ и ТАТАРЫ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?
  • Ответы : Башкиры чем отличается от татар?

Культурные и религиозные различия

  • «У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир»
  • Различия мусульман России
  • ТАТАРЫ И БАШКИРЫ
  • Читайте также

Башкиры и татары отличия фото

Татароязычные башкиры. Кто они? Потом пришли татары, и татары отчасти ассимилировали башкир и из-за этого возникла такая ситуация, когда тамошние башкиры стали татароязычными.
Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты Главная» Новости» Татары отличаются своей.
Чем татары отличаются от башкир? В течение своей истории, башкиры были подвержены влиянию различных народов и культур, включая тюрки, монголов, татар и других.
Башкиры — хранители традиций и культуры Башкиры наши, отечественные, добрые и милые люди, а татары мразота особенно обрусевшие татары.
Татары и Башкиры. Сходства и Различия. Татарстан. Башкортостан. Уфа. Казань. В отличие от татар, у башкир внешний облик имеет следующие отличительные черты.

Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе

Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. Если хотим сохраниться как нация, татарам и башкирам вроде бы надо быть союзниками. Множество татар живут в Башкирии, а множество башкир говорят на татарском языке, а не на башкирском. В чем отличия между башкирами и татарами, есть ли разница – сравнение.

Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе

К тому же, в отличие от джадидизма в Повольжье, Урале и Средней Азии, на Кавказе победила «партия» старого порядка в исламской образовательной системе — кадимиты. Говоря о кадимизме в Дагестане, надо понимать, что на Кавказе был теологическо-философский вакуум, он как бы застыл в начале XIX века и за столь короткое время от просвещения до большевизма джадидизм не успел закрепиться на Кавказе. Возможно именно это и предопределило различия в цивилизационном и ментальном аспектах исламских общин Кавказа и Поволжья. Однако попытки реформирования старого порядка на Кавказе были и раньше, важный перелом был при Шамиле, когда мусульмане Дагестана и Чечни последовали за выборным амиром, который боролся с доисламскими устоями, вредившими обществу, он же и отменил институт рабовладения, а также строил медресе на подконтрольных территориях для просвещения народа. Но деятельность Шамиля нельзя назвать джадидизмом. Тогда произошёл надлом в общественном сознании горцев, но достаточных изменений в теологическо-образовательном поле не произошло. Тематическая часть Так что же сделало нас непохожими, несмотря на одну веру и проживание в рамках одной страны?

Только ли в национальном характере дело? Вовсе нет, причина кроется в последствиях нашего горского консерватизма кадимизма и татарского модернизма джадидизма. В одной из статей я мельком упомянул эту проблему. Дело в том, что советская модель противопоставляла светское просвещение просвещению религиозному. Нашим кавказским отцам и дедам представляли это так, будто бы раньше религиозность наших общин препятствовала образовательному просвещению населения, которое зациклилось на чтении Корана и арабской грамматики.

Упомянутый выше И. Вначале оно было названием и, по-видимому, самоназванием одного из монгольских племен Центральной Азии, затем оно перешло в другое качество, и в XIV-XV вв. Беда только в том, что татарами оно именовалось опять же лишь со стороны соседей. Сами себя ордынцы так никогда не манифестировали. Поэтому И.

Гилязов пишет: «К сожалению, исторических источников, которые непосредственно отражали бы этническое сознание населения Золотой Орды, почти нет». Проще было бы признать, что документов, доказывающих их татарскую идентичность, попросту не существует. Если население Золотой Орды именовалось татарами лишь на страницах внешних источников — русских, арабских, персидских, армянских, европейских, а сами себя ордынцы так не называли никогда, следовательно, термин «татары» - это лишь экзоним или аллоэтноним, такой же как «немцы». В обыденном сознании русского народа этногеография мира была довольно проста: на западе живут немцы, а на востоке — татары. Например, еще в официальных документах XVIII века англичане именовались аглицкими, шведы — свейскими, испанцы — шпанскими немцами. Аналогичным образом, появились такие искусственные конструкции, как узбекские, ногайские, кавказские, азербайджанские, в том числе, и казанские татары, хотя на территории Евразии, начиная с XIII века, не было ни одного народа, использовавшего данный этноним в качестве самоназвания автонима. Как известно, в 1202 г. Чингиз-хан и правитель кереитов Тогрул Ван-хан разбили татар и подвергли их поголовному уничтожению. Известный синолог Е. Кычанов писал: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам.

И когда в далеких аулах и селениях на западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары! Таким образом, несмотря на то, что татары подверглись физическому уничтожению, их имя продолжало жить собственной жизнью. Именно поэтому такие понятия, нередко встречающиеся в литературе, как «татарский хан», «татарское ханство», «татарский эпос» о Едигее или Чура-батыре или «татарский язык» применительно к эпохе средневековья, не могут использоваться в качестве научных терминов, поскольку термин «татары» является не более чем историографическим, литературным и фольклорным штампом. Фигура умолчания относительно татар в источниках, касающихся Казанского ханства, была главной загадкой для историков, которая получила свое окончательное решение недавно. Так как же называло себя коренное население Казанского ханства и Казанского края до и после вхождения в состав Русского государства? Данное положение стало результатом исследований многих ученых. Другой пример, касающийся башкирского восстания 1681-1684 гг. В 1682 году казанский воевода Петр Шереметев докладывал: «в нынешнем же де во 190 году…Аюкай и Солом Серет и иные тайши, собрався с своими ратными людми, пошли под Казанские и Уфинские уезды войною по присылке воровских башкирцев и казанских татар…». Однако, параллельные показания ногайского мурзы Алабека Асанова рисуют несколько иную картину: «…в нынешнем де в 190 году…по присылке изменников башкирцев и чюваш, пришел к ним башкирцам Аюка тайша с калмыки и ногайцы и с едисаны и ныне стоит в башкирской деревне Карабаш». Речь идет об одних и тех же событиях с той лишь разницей, что русский воевода в качестве союзников башкир упоминает казанских татар, а мурза — чувашей.

Следовательно, эти два термина тождественны друг другу. Разница состоит лишь в том, что первое название является сословным названием населения Казанского уезда, применяемым со стороны русской администрации. Второе название — это их самоназвание и туземное название, используемое представителями тюркских, монгольских и финно-угорских народов. Этноним «чуваши», применительно к татарам, пережиточно сохранился у марийцев, которые до сих пор именуют их словом «суас». Казанский историк Д. Таким образом, в приводившихся выше документах — челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного, актах Московского царства — предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей. В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства…Эти татары — культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Накануне падения Казани, когда там боролись друг с другом две партии аристократов — казанская промосковская и крымская антимосковская , чуваши-мусульмане на правах коренного населения активно вмешивались в феодальные усобицы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю? Понятно, что и здесь имеются в виду не чуваши-язычники правобережья Волги, которые вряд ли могли врываться в ханскую резиденцию мусульманской Казани и требовать изменения внешнеполитического курса страны.

Чуваши-мусульмане также жили в районе Закамской засечной линии, состоявшей из таких крепостей, как Ерыклинск, Тиинск, Билярск, Новошешминск, Заинск, Мензелинск. В 7159 1651 году «приходили на государеву вотчину на Закамской уезд ногайские мурзы с воинскими людьми и взяли многие деревни и чуваской многой полон». Их случайно встретили башкиры во главе с тарханом Тоимбетом Янбаевым, ехавшие «по своей вере Богу молится». Тогда вместо молений они вступили в бой и «и с теми ногайскими воинскими людьми бились, и многих людей побили, и чуваский многой полон отбили…». Понятно, что чуваши Закамья опять же не могли соответствовать современным чувашам, а только предкам нынешних казанских татар. Таким образом, чуваши-мусульмане населяли все три географических региона современного Татарстана — Заказанье, Закамье и Горную сторону. Как следует из анализа источников, население Казанского ханства состояло из двух страт, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя тюрко-монгольские племена Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт и др. Не случайно, Л. Гумилев писал: «потомков этих болгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называют именем «татары», а их язык — татарским». Хотя это не больше чем камуфляж!

Каково в таком случае соотношение чувашей-мусульман Казанского ханства с современными чувашами? Выйдя из повиновения булгарскому царю, они переправились на правый берег Волги и положили начало народности современных чувашей. Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в Саксине , пишет, что там живут выходцы из Волжской Болгарии — булгары и сувары. Основным населением вновь образованного Казанского ханства становятся чуваши-мусульмане, что и нашло отражения в источниках. В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте R-язык , ближайшим родственником которого является чувашский язык. Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный Z-язык общетюркского типа? Если говорить о времени смены языка, то произошло это не ранее XV века. Тюрколог-лингвист А. Дыбо пишет: «Окончательное формирование татарского языка происходило после образования Казанского ханства в середине XV века». Правда, он тогда татарским еще не именовался.

Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский юрт, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей мещеряков. Проводниками этих процессов были род Барын, который имеется в составе современных башкир и крымских татар, род Аргын, имеющийся у казахов, Мангыт — у ногайцев, Кыпчак — в составе большинства тюркских народов, кроме казанских татар, и другие. Что касается Мещерского юрта, то наличие там Иректинского и Каршинского беляков , а также «татар из числа тарханов и башкирцев», позволяет говорить о значительной роли башкирской знати в тюркизации тамошнего мещерско-мордовского населения. Мишари в отличие от последних двух сословных групп, были этносом и сословием одновременно. Этнический состав служилых татар был довольно пестрым. В их числе были ногайцы, крымцы, башкиры и др. Можно с уверенностью сказать, что данный этноним имел положительную коннотацию, о чем говорят данные ономастики. Таким образом, решающую роль в образовании современных татар сыграло само Русское государство, которое создало сословия служилых и ясачных татар, ставшие теми формами, в которых на протяжении XVI-XX вв. Как показывают современные исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX — начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил только казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей и часть северо-западных башкир.

Академик Иоганн Эбергард Фишер в 1755 году писал, что «те, кого сейчас зовут татарами, имя это не принимают, считают поношением». Таким образом, этнофолизм «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман, однако, произошло это не сразу, так как еще в XVIII в. Интересно, что служилая татарская знать также именовалась чувашами. Однако, один из них вернулся в ислам, за что из князей был низведен в ясачные татары. Это — переводчик Уфимской провинциальной канцелярии Кильмухаммед Ураков. Его поступок весьма порицался уфимскими дворянами, говорившими, что он «беззаконной чювашенин и принял обрезание». Вот еще один весьма симптоматичный пример. В это время среди мусульман Казани становятся популярными идеи историка и богослова Шихаб ад-дина Марджани о создании единого «мусульманского миллета» по примеру административной практики Османской империи. В качестве названия для новой этнополитической общности по его предложению был взят псевдоисторический термин «татары», как претензия на великодержавность периода Золотой Орды, хотя прямыми потомками улуса ханов Джучи и Батыя могли считаться, в первую очередь, казахи, ногайцы и крымские татары, в меньшей степени — узбеки, каракалпаки и башкиры. А вот авторитетное мнение академика В.

Бартольда: «Поволжские тюрки после некоторых споров лишь накануне революции 1917 года приняли название татары». Когда Ш. Марджани предложил своим соплеменник именоваться татарами, он, вероятно, и не предполагал, что новый этноним сыграет компенсаторную роль для их ущемленного национального самосознания. Шнирельман пишет: «Когда татары говорят о золотоордынской части их истории, им приятно сознавать, что в те далекие времена Русь подчинялась Золотой Орде — это основной момент татарского мифа». Именно этот психологический момент способствовал быстрому распространению нового этнонима среди потомков чувашей-мусульман, которые к монголам Золотой Орды не имели никакого отношения и, по иронии судьбы, сами являлись их жертвой, как и Русь. Таким образом, «исчезновение» чувашей Казанского уезда и появление «татар» были взаимосвязанными процессами. Аналогичная историческая коллизия произошла в VI в. Византийский историк VII в. Феофилакт Симокатта рассказывает, что, когда вархониты племена вар и хуни прибыли в Восточную Европу , местные народы — берсилы, оногуры, савиры и другие — приняли их по причине сходства имен за «страшных» по всей Азии аваров. Они почтили этих псевдоаваров богатыми дарами и выказали им покорность.

Когда вархониты «увидели, сколь благоприятно складываются для них обстоятельства, они воспользовались ошибкой тех, которые прислали им посольства, и сами стали называть себя аварами». Аналогичным образом, сегодняшних поволжских татар с полным основанием можно назвать псевдотатарами, ибо подлинные татары были истреблены Чингиз-ханом, а их грозное имя, по выражению Л. Гумилева, превратилось в камуфляж. Таким образом, этноним «татары», являвшийся, по сути дела, историографическим штампом или клише, на многие века пережил своих настоящих носителей. Известный специалист по истории Золотой Орды В. Егоров, говоря о древних татарах, отмечает: «Благодаря историческому заблуждению и прочно установившейся традиции имя их и сегодня сохраняется на этнической карте нашей страны, хотя современные татары не имеют никакого отношения к народу, обитавшему в средние века на границе с Китаем». При выборе этнонима казанские идеологи сделали ставку на подмену понятий и стереотипные представления, существовавшие в обыденном сознании русского населения. Этому также способствовала русская наука, слишком широко употреблявшая термин «татары», применяя его как по отношению к монголам Батыя, так и для обозначения тюрко-мусульманского населения Российской империи. Поэтому, как пишут современные авторы , «Марджани стремился объединить в единый татарский миллет всех мусульман округа Оренбургского духовного собрания, независимо от их племенных названий: булгар, татар, мишар, башкир, казахов, ногайцев, сибирских татар, а также по возможности исламизировать кряшен, чувашей и угро-финские народы края». Таким образом, «татаризм» изначально представлял собой модернистский и конструктивистский политический проект, не имевший опоры в истории и культуре.

Поскольку любая кочевая или просто воинская полития нуждается в тяглом населении, она приобретает его несколькими способами: либо путем прямого завоевания чужой страны и покорения ее населения, либо путем дистанционной эксплуатации дань , либо путем создания класса зависимых людей на своей территории. Последний вариант был реализован в Башкирии посредством формирования сословия тептярей. Они неизвестны в других регионах России, так как данный социальный институт породила феномен башкирского вотчинного землевладения. Сам факт существования где-либо представителей этой группы априори указывает на принадлежность территории их проживания к категории башкирских земель. Асфандияров в ряде своих работ объясняет ее возникновение внутренним развитием башкирского общества. Отсюда — социальный термин «тептяр» от башкирского глагола тибелеу — «быть выпинутым». По словам руководителя Оренбургской экспедиции И. Процесс тептяризации прежде всего коснулся западных башкир. Многие башкиры по тем или иных причинам переходили даже в сословие ясашных татар. Этнические башкиры были и среди мещан городов Уфимской губернии.

Но зато среди тептярей резко возрастает численность переселенцев из числа чувашей-мусульман «татар» , собственно чувашей, марийцев, удмуртов, вышедших из своих общин и порвавших связь со своим сословием ясачным или служилым , что существенно изменяет этнический облик тептярей в XIX веке. Последние в большинстве своем относились к категориям ясачных, служилых, торговых, чемоданных и прочих сословных татар, которые превосходили по численности тептярей. После упразднения в 1865 году Башкирского войска, в состав которого, помимо башкир, входили мишари и тептяри, последние прекратили свое существование в качестве сословий, однако, еще долго сохраняли свое прежнее этносословное самосознание. Что касается тептярей башкирского происхождения, то за столетия «тептярства» произошел следующий социальный сдвиг: значительная их часть в силу долговременной оторванности от своего этноса стали культурно тяготеть к «татарам», увлекая за собой башкир-вотчинников Мензелинского, Белебеевского, Бугульминского, Елабужского и Сарапульского уездов. Пожалуй одним из главных факторов, способствовавших утрате национальной идентичности у части западных башкир, был лингвистический вопрос. Не случайно, В. Татищев писал: «Бухарцы и другие учёные сего народа в Астрахани и Казани чегодайский язык почитают за начало и главнейший в татарских диалектах и оной за необходимый почитают ученому совершенно разуметь, и он так от простого татарского разный, что не учась, разуметь не может, хотя слов подобных в татарском множество». Как видим, чагатайский язык был языком высокой культуры , недоступным простому народу по причине обилия в нем арабизмов и фарсизмов. Применение по отношению к нему термина «старотатарский язык», как это делают ученые Татарстана, некорректно. Не существует ни одного средневекового источника, в котором бы он квалифицировался в данном качестве.

Определения русских толмачей переводил «татарское» письмо имярек и авторов приниматься в расчет по вышеуказанным причинам не может. Тот же В. Татищев пишет, что тюркским народам название «татары» было незнакомо: «Ежели бы кто, со здешними говоря по-татарски, употребил слово татар, то б никто не разумел, но называют тюрк. Например, спросить умеешь ли по-татарски, то скажет туркуча блямисин то есть «знаешь ли по-тюркски? Поэма узбекского поэта Суфи Аллаяра 1644-1721 гг. Поэтому они обратились к писателю и поэту Тадж ад-дину бен Ялчыгулу аль-Башкурди 1768-1838 гг. Ученый-просветитель XIX в. Кукляшев писал: «Все языки, коими говорят и пишут турецкие и татарские племена, известны под общим названием тюркийского, или тюрки-тили». Миссионер Н. Ильминский, говоря о языке казанских татар, утверждал: «Его лучше было бы назвать языком Тюркским, потому что он принадлежит Тюркам, и восточные народы называют его «тюрки».

Таким образом, тюрки был своеобразной латынью Востока, общим литературным языком для множества тюркских народов как церковнославянский для многих славянских народов вплоть до появления у них в XX веке национальных письменностей, приспособленных к народным говорам. Не случайно, в переписных листах Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Нужно отметить, что если для башкир язык тюрки был естественным продолжением народной речи, то у «татар» он стал доминировать в довольно позднее время XV-XVI вв. Башкиры же изначально разговаривали на Z-языке общетюркского типа, о чем красноречиво свидетельствует тюркский филолог XI в. По всей вероятности, эта черта сформировалась под влиянием иранской сарматской этнической стихии, участвовавшей в этногенезе башкир. Как уже говорилось, современный татарский язык образовался в результате языковой экспансии, шедшей в Среднее Поволжье из тюркской степи — Ногайской Орды, Крыма, Башкирии. Не случайно, Мухаммед-Салим Уметбаев 1841-1907 гг. Народы, говорящие на этом языке, сами называют его языком тюрки. Доказательством того, что древние башкиры разговаривали на этом языке, являются книги «Кысас Рабгузи», «Абу-л-Гази», «Бабур-намэ»…Общенародное название этого языка — «тюрки». Поэтому расхожее мнение, бытующее в широких слоях народа, о том, что северо-западные башкиры разговаривают на татарском языке, которого, как было показано выше, не существовало до начала XX века по определению, поскольку еще не было народа с таким названием, является ошибочным.

Во-вторых, для северо-западных башкир «татарский язык» то есть тюрки был исконным, тогда как предки казанских татар — чуваши — восприняли его лишь на рубеже XV-XVI вв. В в то же время говоры северных и западных башкир, фонетика которых была близка к тюрки и современному татарскому языку, были проигнорированы. Если в 1897 году большая часть мусульмьанского населения западной и северной части исторического Башкортостана южные уезды Пермской и Вятской губерний, Бугульминский, Бугурусланский, Белебеевский и Мензелинский уезды считали своим родным языком башкирский язык или тюрки, то в 1926 г. Этому также способствовала жесткая ассимиляторская политика властей Татарской АССР, направленная на конструирование новой исторической общности — татарской нации на основе казанских татар чувашей-мусульман путем включения в политический проект тептярей, мишарей и части северо-западных башкир. Для сравнения: татар там было 107 025, тептярей — 14 875. Из них: башкир — 154 324 чел. Тем не менее, в начале XX века северо-западные башкиры еще четко осознавали себя таковыми. Этот факт, между прочим, сыграл решающую роль в образовании так называемой «Большой Башкирии», то есть Республики Башкортостан в ее сегодняшних очертаниях. Провозглашенная в декабре 1917 г. Но уже тогда башкирские лидеры ставили задачу собрать воедино всю историческую Башкирию.

Учредительный курултай принял решение: «Для введения автономного управления в западной Башкирии, а именно: в западных частях Уфимской, Самарской и Пермской губерний — должны быть созваны там не позже января 1918 г. Признание в марте 1919 г. Восстание «Черный Орел» или «Вилочное восстание», бушевавшее в феврале-марте 1920 г. Причем, приговоры сельских сходов о присоединении к Башкирской Республике присылались в Башревком не только от башкир Бирского и Белебеевского, но и Мензелинского и Бугульминского уездов. Однако, татарские национал-коммунисты также претендовали на Уфимскую губернию для учреждаемой большевиками Татарской АССР. Султангалиев с товарищами просил у Ленина отдать всю западную Башкирию вплоть до Уфы им. Вот как описывает эту встречу, состоявшуюся 22 марта 1920 г. На это Ильич примерно в таком смысле ставил нам ряд вопросов: - А есть ли разница в языках или наречии татар и башкир? Затем мы указывали на то, что вражда к татарам ограничивается лишь узким кругом шовинистически настроенной башкирской интеллигенции. Тогда Ильич задал нам примерно такой вопрос: - Ну, а кто же так недавно выгонял с побоями из башкирских деревень татарских учителей и даже мулл, как колонизаторский элемент, башкирская интеллигенция или сами крестьяне?

Мы молчали, ибо дальше некуда было ехать. Ильич нас поставил, что называется, лицом в угол. Этими тремя простыми вопросами Ильич дал нам великолепный урок в том, как одна из только что освободившихся национальностей, сравнительно более сильная, не должна брать на себя роль благодетеля по отношению к менее сильной народности, а тем более действовать вопреки ее желаниям. В дальнейшем беседа была сосредоточена лишь на вопросе о татарах и татарской республике, подразумевая ее осуществление без тех башкир, о которых мы так усиленно «заботились». Однако, М. Султангалиеву и его единомышленникам все же удалось выпросить у Ленина для декретированной в 1920 г. При этом не бралось в расчет то, что эта территория была исконной землей башкир Булярской, Байлярской, Юрмийской, Гирейской, Сарайли-Минской, Кыргызской, Еланской, Енейской волостей. Лидерам Башкортостана, занятым в это время ожесточенной политической борьбой с местным Обкомом ВКП б и органами ЧК, удалившим из «Малой Башкирии» признанных лидеров башкирского народа Х. Юмагулова и А. Валидова, тогда просто не хватило сил, чтобы воспрепятствовать этому решению.

Таким образом, многие башкирские роды, а то и семьи, оказались разделенными административной границей. Так, например, село Новый Актанышбаш Краснокамского района Башкортостана было основано выходцами из села Актанышбаш нынешнего Актанышского района Татарстана. Жители обоих селений приходятся друг другу кровными родственниками. Однако, первые считаются башкирами, а вторые — татарами. Подобных примеров сотни. Сегодня из уст некоторых жителей башкирских селений северо-западных районов Башкортостана нередко приходится слышать рассуждения следующего рода: мол, наши предки переселились сюда с территории Татарии, следовательно, мы также являемся татарами. Они просто не знают, что территория восточной части Татарстана вплоть до р. Зай является западной окраиной исторической Башкирии. К примеру, г. Одним словом, предки упомянутых выше жителей Башкортостана переселялись не из Татарстана, которого тогда просто не существовало, а мигрировали по своей же башкирской территории.

Само использование термина «Татарстан» применительно к периоду до 1920 г. В то же время понятие Башкирия в качестве этнической территории башкир имеет более чем тысячелетнюю историю. Таким образом, этническая ассимиляция части северо-западных башкир стала следствием ряда объективно сложившихся причин, о которых было рассказано выше. Однако, этот процесс в ряде случаев сознательно подстегивался уже начиная с конца XIX века. Одной из целей политического проекта «татарского миллета», как более высокой, по мысли его авторов, стадии развития локальных идентичностей, было полное слияние казанских мусульман, башкир, тептярей, мишарей, кряшен и др. Если в отношении большей части казанских мусульман, тептярей и мишарей данный проект оказался в целом успешным, то башкиры стали его наиболее непримиримыми противниками, поскольку были цивилизационно чужды названным категориям населения диаспорного типа. Отношение к земле, наличие древней культурной традиции и аутентичность ей, живая связь с историческим прошлым края создавала прочный фундамент для башкирской идентичности, существующей уже почти полторы тысячи лет. Напротив, этносословные группы мишарей и тептярей, не имевшие глубоких корней в Башкирии и утратившие связь со своей прародиной, быстро проникались модернистскими идеями и поэтому легко отказывались от собственной идентичности в пользу татарской. Поверхностные, но броские лозунги обновления, освященные авторитетом мусульманских модернистов джадидов , создавали иллюзию «прогрессивности» татарского проекта в отличие от «отсталого» башкиризма. Будучи изначально ярко выраженным буржуазным движением, в революционный период он органично адаптировался к формационной, прогрессисткой по сути, теории марксизма и антропологии дарвинизма.

Как труд делает из обезьяны человека, так и приобщение к этому проекту превращает отсталого башкира, тептяря или мишара в татарина — человека новой формации. Эти представления на уровне подсознания интеллигенции удачно коррелировались с идеей человека нового типа. Татарин — это такой же человек нового типа, но только мусульманин по вероисповеданию, хотя ислам для татарских национал-коммунистов был уже не столько мировоззрением, сколько культурным кодом. Не случайно, М. Султангалиев требовал создания отдельной мусульманской коммунистической партии, ответственной за мусульман читай: татар , сегрегированных от общей массы советских людей. Однако, Сталин не потерпел сепаратизма в своих рядах, впрочем, как и религиозных предрассудков. Успеху татарского проекта в конце XIX — начале XX века способствовала татарская компрадорская буржуазия, щедро финансировавшая сферу образования и книгоиздания. Мало того, сама структура Оренбургского духовного магометанского собрания, охватывавшая значительную часть территории Российской империи, стала скелетом экстерриториальной татарской общности. Казанский историк А. Хабутдинов справедливо замечает, что муфтият стал колыбелью татарской нации.

А ректор Нижегородского исламского института Д. Мухетдинов пишет: «…если для формирования башкирского этноса ОДМС не сыграло определяющей роли, то для татар именно муфтият создал миллет-нацию». Утверждение последнего верно и ошибочно одновременно. Действительно, муфтият не «творил» башкир, поскольку они являются этносом с более чем тысячелетней историей. Но нельзя сказать, что он не сыграл никакой роли в их судьбе. Напротив, деятельность ОДМС для башкир была скорее отрицательной, чем положительной, поскольку мусульманское духовенство выступало проводником татаризма, а, значит, ассимиляции. Именно поэтому, как говорил В. Ленин, башкирские крестьяне выгоняли из своих селений татарских мулл и учителей, как «колонизаторский элемент». К сожалению, «прогрессивная» часть башкирского общества оказалась втянутой в орбиту татарского проекта. Ярким представителем этой категории людей является известный национал-коммунист и советский дипломат Карим Хакимов «Красный паша».

Являясь по происхождению башкиром Сарайли-Минской волости, во всех анкетах он записывался татарином. Татаризм вербовал сторонников среди башкир исключительно по идеологическим и психологическим мотивам, а не по признаку этнической солидарности, поскольку все они прекрасно знали о своем настоящем происхождении. Поскольку само понятие «национальность» в начале XX века многим казалось пережитком прошлого, переход из башкир в татары для многих, особенно, коммунистов, был переходом в иную историческую формацию, где вообще не будет никаких национальных границ. Легкость перехода обеспечивалась тем, что башкиры считались отсталыми по причине того, что у них не было пролетариата, а у татар был.

Башкиры отличаются чертами лица: прямым носом, широкими скулами и широким челюстным аппаратом. Цвет глаз нередко варьируется от серого до голубого. Также стоит отметить характерное для этой национальности телосложение — башкиры обычно высокорослые и обладают крепкой физической конституцией. Они стремятся к поддержанию хорошей физической формы и заботятся о своем здоровье. Различия в национальной одежде Татарская и башкирская национальные одежды имеют свои уникальные особенности, позволяющие отличить их по внешнему облику. У татарской национальной одежды выделяются такие характерные детали, как татарская кофта и юбка. Татарская кофта обычно вышивается яркими узорами и декоративными элементами. Кроме того, татарские женщины носят косы, которые украшают различными аксессуарами, такими как ленты или кольца. Башкирская национальная одежда, в свою очередь, известна своими яркими цветами и орнаментами. Башкиры часто носят полуприлегающую тунику с вырезом под горло, называемую «кушак». Одна из основных разниц между татарской и башкирской национальной одеждой — это наличие одного или двух платков на голове. Татары обычно носят один платок, который завязывается на завязке. Башкиры же носят два платка, один из которых накидывается на голову, а второй завязывается на шее. Также стоит отметить, что некоторые элементы одежды могут варьироваться в зависимости от региона и времени года. Например, татары из Чувашии могут носить короткие юбки, в то время как татары из Татарстана предпочитают длинные юбки. Башкиры же могут носить разные типы платков в зависимости от времени года и событий. Таким образом, национальная одежда татар и башкиров имеет свои уникальные особенности, которые позволяют легко отличить их друг от друга.

Из года в год татары сохраняют свою уникальную культуру и традиции, в том числе и через свой внешний облик. Он помогает им сохранять чувство принадлежности к своему народу и идентифицировать себя как татар. Особенности внешности башкиров Волосы у башкирской национальности обычно темного оттенка и имеют прямую структуру. В основной массе случаев у мужчин встречается плотный рост густого уса и бороды. Башкиры отличаются чертами лица: прямым носом, широкими скулами и широким челюстным аппаратом. Цвет глаз нередко варьируется от серого до голубого. Также стоит отметить характерное для этой национальности телосложение — башкиры обычно высокорослые и обладают крепкой физической конституцией. Они стремятся к поддержанию хорошей физической формы и заботятся о своем здоровье. Различия в национальной одежде Татарская и башкирская национальные одежды имеют свои уникальные особенности, позволяющие отличить их по внешнему облику. У татарской национальной одежды выделяются такие характерные детали, как татарская кофта и юбка. Татарская кофта обычно вышивается яркими узорами и декоративными элементами. Кроме того, татарские женщины носят косы, которые украшают различными аксессуарами, такими как ленты или кольца. Башкирская национальная одежда, в свою очередь, известна своими яркими цветами и орнаментами. Башкиры часто носят полуприлегающую тунику с вырезом под горло, называемую «кушак». Одна из основных разниц между татарской и башкирской национальной одеждой — это наличие одного или двух платков на голове. Татары обычно носят один платок, который завязывается на завязке. Башкиры же носят два платка, один из которых накидывается на голову, а второй завязывается на шее.

Внешние отличия татар и башкиров

Различие в географическом расположении татарских и башкирских земель. Различие в характере расселения татар и башкир в Российской империи. Различие в культурном и образовательном уровнях татар и башкир. Отсутствие взаимопонимания и неприязнь между двумя ведущими лидерами этих народов: Гаязом Исхаки и Заки Валиди Уже на I-ом Всероссийском мусульманском съезде 1917 года в г. Москве Заки Валиди считал Гаяза Исхаки нечестным человеком, ведущим политическую борьбу закулисными, нечестными методами. Вот как он описывает свои впечатления о Гаязе Исхаки: "Только из Башкортостана прибыло около 50 делегатов. Были представлены и многие другие регионы. Ахмет Цаликов, Шакир Мухаммедьяров, Гаяз Исхаки постарались вызвать из Казани людей сверх нормы представительства и надеялись, что они выступят против федерализма. Сообразив, что казанцы, как и туркестанцы, представители Азербайджана и крымских татар, будут также отстаивать идею федерализма, Гаяз Исхаки и его сторонники затеяли встречи с делегациями регионов по группам, попытались дискредитировать Мухаммад-Амина Расул-заде, меня и других противников унитаризма" [3, с. Гаяз Исхаки же считал, что Заки Валиди — очень амбициозный человек и в то же время очень недалек в своей политике: "Заки Валиди, сформировавшийся благодаря материальной и духовной поддержке Гумера Терегулова, ставший человеком, которому уже не стыдно появиться на людях, вместе с провокатором Шарифом Манатовым, обидевшись на то, что их не избрали в Центральный комитет I-го Всероссийского съезда, подбрасывает на политическую арену "башкирский вопрос".

Чтобы воспитать в башкирах вражду к татарам и разрушить не только национальное единство, но и даже религиозное единство, он Заки Валиди — Р. Чтобы получить поддержку русских в этом начинании, он, заключив договор с казачьим атаманом Дутовым, начинает действовать вместе с ним. Гумер в этом вопросе очень твердо стоял на позициях сохранения национального единства. Гумер своей твердой позицией вызвал к себе ненависть Заки Валиди и Маннатова. Хотя Гумер получал от этих остолопов жюлярляр множество писем с угрозами убийства, тем не менее, он не отказался от своей позиции" [4, с. Разный характер земельного вопроса у татар и башкир Так как татары были колонизованы уже 365 лет и их земли занимали стратегическое торговое и военное положение на пересечении больших рек и дорог, отторжение их земель было более длительным и массовым. Было две волны массового захвата земель: после 1552 года татары были вытеснены с земель, граничащих с большими реками и дорогами, и в самом начале XVIII века по указу Петра I были ликвидированы феодалы как социальный класс, а их земли были переданы русским переселенцам и царской казне. Татары с тех пор всегда страдали от безземелья. У башкир же ситуация складывалась по-другому: "У башкир, обладавших в течение всего периода нахождения в составе царской России вотчинным правом, выработался свой идеал национального и социального освобождения, который ассоциировался в народном сознании с возвращением к условиям присоединения Башкирии к Русскому государству, когда им со стороны царизма было гарантировано полное невмешательство в дела внутреннего самоуправления и право распоряжаться землей по своему усмотрению.

Стремление башкир сохранить и защитить национальные земли, опираясь на историческое вотчинное право, на протяжении веков сталкивалось с интересами феодально-бюрократического государства, русских помещиков и капиталистов, а также с интересами многонационального крестьянства, переселявшегося в Башкирию особенно интенсивно в пореформенную эпоху и в период столыпинской аграрной реформы. Все это делало земельный вопрос в крае остро-политическим вопросом, превращало его в существенный фактор формирования идеологии национального движения" [5, с. Различие в географическом расположении татарских и башкирских земель Татарские земли находились в глубине Империи, и они не граничили ни с одним национальным окраинным регионом, тем самым татарам было трудно чисто географически объединиться с каким-либо пограничным тюркским народом. Башкирские же земли располагались очень близко 50 км. Различие в характере расселения татар и башкир в Российской империи Известно, что татары даже на своих коренных землях не составляли подавляющего большинства населения, а в других губерниях они составляли незначительное меньшинство. Другими словами, татары в основном жили дисперсно. Башкиры же на территории Малой Башкирии составляли подавляющее большинство населения. Различие в культурном и образовательном уровнях татар и башкир По некоторым косвенным сведениям можно предположить, что широкие слои татарской интеллигенции в годы буржуазной и особенно, октябрьской революций считали, что при равенстве в законе с русской интеллигенцией они, в общественной и культурной жизни будут с ней на равных. При дисперсном расселении главным оружием татар был интеллект, организованность и высокие моральные качества конечно, они не могли предположить, что уже в 30-годы тысячи людей из татарской элиты будут физически уничтожены по приказу Москвы.

В 1917 году они думали иначе. Джамалетдин Валиди пишет о татарской интеллигенции того периода: "Эту часть средней и низшей — Р. Ведь фактическое уравнение их с русской интеллигенцией совершилось только после Октября. И потому большинство средней и низшей интеллигенции из татар не симпатизировало чехословацкому перевороту" [6, с. Сила же башкир была не в их медресе и интеллигенции, а в их обладании землей, в большинстве башкирского населения на своей исконной земле, в военной организованности и готовности башкирской элиты военным путем добиться независимости.

В Татарстане и Башкирии одинаково отмечают религиозные праздники Рамадан, Сабантуй. В раннем Средневековье праздничные традиции обоих народов были связаны с годовым циклом: весенний праздник плуга, летний праздник встреч или невест жыен, зимнее солнцестояние нардуган.

Народные гуляния сопровождались песнями и танцами. У башкиров и татар одинаковые народные инструменты — кубыз типа варгана, флейта курай. Под звуки трехструнной думбыры певцы сэсэны исполняли баллады в жанре кубаир. Башкирский и татарский эпос перекликается с тюркской мифологией. Песни обоих народов похожи тем, что строятся на пятизвучии, но в татарских преобладают восточные мотивы. Национальные костюмы тоже похожи: халаты с шалевым воротником и тюбетейки у мужчин, брюки ыштан и туники кулмэк у женщин. Головной убор кыекча, похожий на чалму, считается предметом башкирской национальной одежды.

Немного отличается цветовая гамма. У татар преобладают яркие глубокие оттенки зеленого, красного, синего.

Башкирская этноэлита хотела бы татар в этой республике продолжать держать в роли «припущенников».

Но мы ведь давно уже не в 18-м веке живем. Что касается мишарей. Вон в Балтачево открыли мишарский центр.

В свое время переселившихся на территорию современного Башкортостана татар-мишарей тоже сделали этносословием «мещеряки». В очень древние времена там проживало финское племя под названием мещера. С запада их ассимилировало славянское племя, а с востока и юга — татары-тюрки.

Во времена Золотой Орды татары компактно проживали вокруг Мещерского Городка сейчас это город Касимово , поэтому их стали называть мещерские татары. Вообще народы, особенно кочевые, группировались вокруг городов, и ясак платили в городе, контроль тоже шел оттуда. А что касается башкир, есть ощущение, что какого-то ядра, своего города у этих племен не было, русские начали именовать местные племена с связи с древним названием этих территорий - Магна Бажгардия.

Например, крымские татары. Крым не сразу стал названием государства, сначала это было название города. Столица империи Чингизхана тоже называлась Каракурум.

Казанские же татары организовались вокруг Казани. Территория современного Башкортостана подчинялась мангутским мурзам правители Ногайской Орды , которые в основном происходили из рода Идегея. Большинство населения, считающегося сегодня башкирскими племенами, до завоевания русскими царями называли ногайцами, некоторые племена входили в состав Большой Орды, русские, европейцы их называли татарами.

Разве не получается, что они ненавидят своих же предков? Нельзя забывать и то, что названия тюркских народов постоянно менялись. По разным причинам, в том числе в зависимости от того, кто был царем.

Можно привести в пример узбеков, ногайцев. В 15-м веке, например, население, отделившееся от кочевых узбеков, стали называть «казакъ» казах. Это кочевые народы.

Те же ногайские племена большими группами входили и в состав казанских татар. Например, род табынов. В Муслюмово есть две деревни под названием Табын.

Видимо, из-за этого руководитель башкирского конгресса Эльвира Аиткулова на федеральном сабантуе всех шокировала своим заявлением, что в Муслюмово жили башкиры. Среди родов, составляющих казахов, тоже есть табыны. Тогда почему бы не претендовать и на них, заявляя, что это башкиры?

Хотя, как знать, со временем они и на такое могут пойти. Или, наоборот, казахи им предъявят — мол, вы — наши потомки. Вернемся к мишарским татарам.

Сейчас в Башкортостане татары, называемые мишарями, в большинстве своем общаются на среднем литературном диалекте, то есть на казанском говоре, значит, они не этнические мишари, а казанские татары, которые когда-то ради каких-то преференций вошли в это сословие «мещеряков». Мишарский диалект так быстро не стирается. По себе знаю.

Вообще, я еще не встречал кого-либо, кто называет себя мишарином, при этом подразумевая национальность. Мы, конечно, между собой иногда шутим, а когда говорим о нации, все мишаре говорят, что они татары. Я вот знаю свою родословную до 17-го века.

В ревизских сказках самый дальний мой дед записан как «служилый татарин». Будто он лучше меня знает мою национальность! Вот они ходят и кричат, что такого народа, как татары, вообще не существует, что это искуственно созданный народ.

Приехал в деревню учитель-татарин, и вдруг все жители стали татарами, так что-ли получается? Разве такое возможно? А сам учитель тогда откуда?

Если татар не было, откуда взялись учителя-татары? А они несут чушь, якобы, татар из ничего придумал Марджани. Это такой абсурд, на это даже не разозлишься, и смеяться почему-то не хочется...

Вот такими способами пытаются сократить численность татар. Конечно, среди населения кто-то может и запутаться. Кто-то ради карьеры, заработка согласен отказаться от предков.

Но большинство все равно от своей татарской национальности не откажется. В этой ситуации, конечно, как ты уже говорил, может сработать тактика некоторых партий в выборах. Им нужно «прикрытие».

Может быть, в результате переписи башкир станет больше, а татар меньше. Естественно, в таком случае какой-то протест будет, найдутся люди, которые подсчеты поставят под сомнение. Многие поняли, что они башкиры.

Культурные передачи и родословные у башкиров отличаются от татар — башкиры больше склоняются к сохранению своих традиций и культурных практик. Несмотря на различия, башкиры и татары продолжают жить в соседстве и сохранять дружественное отношение друг к другу. Исторические корни различий между башкирами и татарами Общие черты Башкиры и татары — это две народности, проживающие в Центральной России, сходные между собой по языку и культуре. Исторически обе народности связаны с Волго-Уральским регионом, но на сколько бы башкирская и татарская культуры не были похожи, все же между ними существуют различия, которые ведут свою историю еще с древности. Исторический контекст Изначально башкиры и татары возникли на территории современной Центральной России в различных исторических условиях и взаимодействовали друг с другом по мере развития культурных и социальных процессов. Эти два народа имеют различные этнические и исторические корни, что привело к формированию различных культурных, лингвистических и социальных характеристик. Различия Существует ряд различий между этими двумя народами.

Башкиры, например, имеют свою оригинальную историю, которая в основном связана с дикими кочевниками. Население башкирской народности сформировалось из племен, которые жили в бассейне Волги. В свою очередь, татарский народ сформировался из многих тюрко-монгольских племен, которые в летописных сводках назывались «Татары». Культура башкиров и татар также отличаются. У башкиров большее влияние оказали традиции и культура южных кочевников, а у татар — традиции северных и восточных народов. Башкиры — это христиане, сильно влияние на их культуру сыграли православное христианство и мусульманские традиции, в то время как татары, преимущественно, исповедуют ислам. Следует отметить, что современные представители обоих народов сильно отличаются от своих предков и современных общественнолитических условий в России существенно изменили культуру и стиль жизни народов Волго-Уральского региона.

Языковые особенности: как отличаются башкирский и татарский языки Башкирский язык Башкирский язык относится к тюркской языковой семье и используется башкирским народом, проживающим на территории Башкортостана. В языке присутствует много заимствований из русского языка, однако сохранены и древние тюркские наречия.

Башкиры — хранители традиций и культуры

Пересказ YandexGPT: БАШКИРЫ и ТАТАРЫ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? 16 декабря 2021 Александр Ершов ответил: Нынешние казахи, башкиры, татары — это потомки кочевых иранцев, финно-угров, тюрок, монголов, алтайцев.
БАШКИРЫ и ТАТАРЫ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Потом пришли татары, и татары отчасти ассимилировали башкир и из-за этого возникла такая ситуация, когда тамошние башкиры стали татароязычными.
Чем башкиры отличаются от татар? В чем отличия между башкирами и татарами, есть ли разница – сравнение. 1. Татарская община Санкт-Петербурга обладает устойчивым национальным самосознанием, типичным для представителей традиционной культуры.
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами большей вариативностью, так как нация сложилась не так давно на стыке финно-угров и кипчаков.

Татары и Башкиры

Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно. Существенное различие: в Башкортостане за счет этого доля башкир могла вырасти до 2%, в Татарстане доля татар – лишь на 0,2-0,3%, или на несколько тысяч человек. Татары и башкиры отличаются некоторыми физическими характеристиками, которые могут помочь в их различении. это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий