Радиостанция Екатеринбургской епархии. Русская Православная Церковь Московский Патриархат. В богослужении Русской Православной Церкви это песнопение закрепилось после XV века. Русская православная церковь (РПЦ) отказалась от попыток установления пасхального перемирия на Украине. Об этом сообщил замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Православные праздники в 2024 году. Таинства Церкви. Новости академической музыки.
Православные песни
Деятельность Архиерея Новости Новости епархии Правящий Архиерей События. XXI Епархиальный фестиваль православных духовных песнопений «Пойте Богу нашему, пойте!» прошел в г. Бресте. 17479 Излей Твой Дух Святой на Церковь. Виктория Виту. Сегодня совершается память: Православные песнопения. Перед Вами альбом духовных песнопений Юлии Березовой, в котором православная певица исполнила песни на стихи известного российского писателя и поэта монаха Варнавы (Санина), а также протоиерея Николая Гурьянова; протоиерея Олега Скобли; иеромонаха Романа.
Аудиоархив (список треков)
Певческий состав и духовные певчие тесно сотрудничают со священнослужителями церкви. Они подчиняются руководству священнослужителя и согласуют свое пение с течением богослужения. Вместе они создают единое целое, гармонизируя слово и музыку, чтобы облагодетельствовать верующих и украсить богослужение. Певческий состав и духовные певчие выполняют не только функцию музыкального исполнения, но также служат духовными посредниками, объединяющими верующих в молитвенном сопричастии. Их служение имеет глубокое значение в православной церковной практике и способствует созданию атмосферы духовной гармонии и поклонения. Использование певческих голосов и пения на различных языках Церковная музыка и православное пение имеют множество разнообразных форм и выражений, включая использование различных языков. Рассмотрим некоторые аспекты использования певческих голосов и пения на различных языках. Литургические языки.
В православной традиции существует несколько литургических языков, таких как церковнославянский, греческий, арабский и другие, которые имеют особое значение и служат средством передачи духовных текстов и молитв. Использование этих языков в пении придает особую торжественность и священность богослужению, укрепляя связь с историческими и духовными корнями Церкви. Местные языки. В зависимости от места и культуры, в которой существует православное богослужение, могут использоваться местные языки. Это позволяет верующим лучше понять и воспринять молитвенные тексты и пение, облегчая их участие в богослужении и сопричастие с духовной сущностью. Использование местных языков также способствует актуализации и адаптации православной традиции к современным условиям и культурным особенностям. В некоторых православных общинах, особенно в крупных городах или в международном контексте, многоязычие может стать характерной чертой пения.
Это проявляется в том, что различные песнопения и молитвы исполняются на разных языках, чтобы отразить многообразие национальностей и культурных фонов верующих, а также для обеспечения их равного участия в богослужении. Переводы и адаптации. Для того, чтобы сделать молитвенные тексты и пение доступными широкой аудитории, могут использоваться переводы и адаптации на разные языки. Это позволяет верующим воспринимать и включаться в молитву на своем родном языке, что способствует более глубокому пониманию и переживанию духовных содержаний. Использование певческих голосов и пения на различных языках в православной церкви отражает многообразие и универсальность духовной практики, позволяет верующим из разных культур и языковых сред соприкасаться с Божественным и вступать в общение с Богом через музыку и пение, расширяя границы и объединяя Церковь в единой гармонии и славословии. Репертуар церковной музыки Разнообразие жанров и форм церковной музыки хоралы, псалмы, стихиры и др. Церковная музыка, на протяжении многих веков своего существования, развивалась и принимала различные формы и жанры.
Каждый из них имеет свою специфику и уникальные характеристики, способствующие духовной и музыкальной глубине богослужения. Вот некоторые из наиболее распространенных жанров и форм церковной музыки: Хоралы — это гимны, исполняемые хором или собором верующих. Они являются одним из наиболее распространенных и основных жанров церковной музыки. Хоралы часто исполняются на церковнославянском языке и пропагандируют библейские и духовные истинности. Хоралы могут быть исполнены в различных стилях — от простого одноголосого пения до полифонических композиций. Псалмы — это поэтические произведения, содержащиеся в Псалтири, которые используются в молитвенной практике Церкви. Они отражают различные аспекты духовной жизни, включая хвалу Богу, моление, исповедание грехов, благодарение и многое другое.
Псалмы могут быть исполнены в различных музыкальных формах — от соло исполнения до хоровых композиций. Стихиры — это поэтические тексты, которые используются во время богослужения и могут сопровождаться музыкой. Они представляют собой специфический жанр церковной музыки, написанный в форме стихотворного метра. Стихиры часто используются в песнопениях, венцах и других частях богослужения для выражения похвалы и молитвы перед Богом. Каноны — это особые музыкальные композиции, состоящие из отдельных песнопений, называемых песнями ирмои , и между ними расположенных межпеснями тропарами. Каноны являются частью многих церковных служб, особенно великих праздников и торжественных событий. Они обладают особым музыкальным и литургическим строем, который придает им величественность и глубину.
Тропари и кондаки — это музыкальные композиции, которые используются в ходе богослужения для выражения похвалы и молитвы. Тропари обычно исполняются в начале службы, а кондаки в конце. Они могут иметь различные темы и музыкальные стили, отражая специфику праздника или события, которому они посвящены. Каждый из этих жанров и форм церковной музыки имеет свою значимость и вносит свой вклад в общую музыкальную ткань богослужения. Они способствуют украшению службы, созданию особой атмосферы поклонения и помогают верующим в соприкосновении с духовными истинами. Важность пении священных текстов и символики в церковной музыке Церковная музыка является неотъемлемой частью православного богослужения и играет важную роль в передаче духовного содержания и символики веры. Пение священных текстов и использование символики в церковной музыке имеют глубокое значение и несут в себе несколько аспектов, которые следует рассмотреть.
Церковная музыка, особенно пение священных текстов, стремится подняться над земными привязанностями и перенести верующего в мир духовного. Пение священных текстов является способом воздвигнуть сердца и мысли к Богу, создать атмосферу благоговения и погружения в духовное пространство. Символическое значение. В церковной музыке, как и во всем богослужебном служении, присутствуют символы, которые отражают таинственность и глубину веры. Мелодии, музыкальные ритмы, гармонии и тексты служат символами духовных истин и мистерий веры. Они помогают передать духовные идеи и способствуют созерцанию и соприкосновению с божественной реальностью. Церковная музыка часто использует образы и метафоры для выражения духовных истин.
Пение священных текстов через музыку позволяет создать образную картину и передать глубину духовного содержания. Символика церковной музыки помогает верующим воспринимать истины веры не только рационально, но и эмоционально, проникая в глубину истин и помогая их осознанию. Единство и согласие. Церковная музыка и пение священных текстов играют важную роль в создании единства и согласия во время богослужения. Они объединяют прихожан в коллективном восхвалении Бога и помогают создать гармонию во время общего пения. Пение священных текстов стимулирует участие каждого верующего и способствует общей молитве и созерцанию. Церковная музыка и пение священных текстов являются средствами, которые помогают верующим глубже проникнуть в духовное измерение и приблизиться к Богу.
Они создают особую атмосферу поклонения, помогают выразить веру, вдохновляют и укрепляют духовную жизнь.
Для того, чтобы сделать молитвенные тексты и пение доступными широкой аудитории, могут использоваться переводы и адаптации на разные языки. Это позволяет верующим воспринимать и включаться в молитву на своем родном языке, что способствует более глубокому пониманию и переживанию духовных содержаний. Использование певческих голосов и пения на различных языках в православной церкви отражает многообразие и универсальность духовной практики, позволяет верующим из разных культур и языковых сред соприкасаться с Божественным и вступать в общение с Богом через музыку и пение, расширяя границы и объединяя Церковь в единой гармонии и славословии. Репертуар церковной музыки Разнообразие жанров и форм церковной музыки хоралы, псалмы, стихиры и др. Церковная музыка, на протяжении многих веков своего существования, развивалась и принимала различные формы и жанры. Каждый из них имеет свою специфику и уникальные характеристики, способствующие духовной и музыкальной глубине богослужения. Вот некоторые из наиболее распространенных жанров и форм церковной музыки: Хоралы — это гимны, исполняемые хором или собором верующих. Они являются одним из наиболее распространенных и основных жанров церковной музыки.
Хоралы часто исполняются на церковнославянском языке и пропагандируют библейские и духовные истинности. Хоралы могут быть исполнены в различных стилях — от простого одноголосого пения до полифонических композиций. Псалмы — это поэтические произведения, содержащиеся в Псалтири, которые используются в молитвенной практике Церкви. Они отражают различные аспекты духовной жизни, включая хвалу Богу, моление, исповедание грехов, благодарение и многое другое. Псалмы могут быть исполнены в различных музыкальных формах — от соло исполнения до хоровых композиций. Стихиры — это поэтические тексты, которые используются во время богослужения и могут сопровождаться музыкой. Они представляют собой специфический жанр церковной музыки, написанный в форме стихотворного метра. Стихиры часто используются в песнопениях, венцах и других частях богослужения для выражения похвалы и молитвы перед Богом. Каноны — это особые музыкальные композиции, состоящие из отдельных песнопений, называемых песнями ирмои , и между ними расположенных межпеснями тропарами.
Каноны являются частью многих церковных служб, особенно великих праздников и торжественных событий. Они обладают особым музыкальным и литургическим строем, который придает им величественность и глубину. Тропари и кондаки — это музыкальные композиции, которые используются в ходе богослужения для выражения похвалы и молитвы. Тропари обычно исполняются в начале службы, а кондаки в конце. Они могут иметь различные темы и музыкальные стили, отражая специфику праздника или события, которому они посвящены. Каждый из этих жанров и форм церковной музыки имеет свою значимость и вносит свой вклад в общую музыкальную ткань богослужения. Они способствуют украшению службы, созданию особой атмосферы поклонения и помогают верующим в соприкосновении с духовными истинами. Важность пении священных текстов и символики в церковной музыке Церковная музыка является неотъемлемой частью православного богослужения и играет важную роль в передаче духовного содержания и символики веры. Пение священных текстов и использование символики в церковной музыке имеют глубокое значение и несут в себе несколько аспектов, которые следует рассмотреть.
Церковная музыка, особенно пение священных текстов, стремится подняться над земными привязанностями и перенести верующего в мир духовного. Пение священных текстов является способом воздвигнуть сердца и мысли к Богу, создать атмосферу благоговения и погружения в духовное пространство. Символическое значение. В церковной музыке, как и во всем богослужебном служении, присутствуют символы, которые отражают таинственность и глубину веры. Мелодии, музыкальные ритмы, гармонии и тексты служат символами духовных истин и мистерий веры. Они помогают передать духовные идеи и способствуют созерцанию и соприкосновению с божественной реальностью. Церковная музыка часто использует образы и метафоры для выражения духовных истин. Пение священных текстов через музыку позволяет создать образную картину и передать глубину духовного содержания. Символика церковной музыки помогает верующим воспринимать истины веры не только рационально, но и эмоционально, проникая в глубину истин и помогая их осознанию.
Единство и согласие. Церковная музыка и пение священных текстов играют важную роль в создании единства и согласия во время богослужения. Они объединяют прихожан в коллективном восхвалении Бога и помогают создать гармонию во время общего пения. Пение священных текстов стимулирует участие каждого верующего и способствует общей молитве и созерцанию. Церковная музыка и пение священных текстов являются средствами, которые помогают верующим глубже проникнуть в духовное измерение и приблизиться к Богу. Они создают особую атмосферу поклонения, помогают выразить веру, вдохновляют и укрепляют духовную жизнь. Пение священных текстов и использование символики в церковной музыке олицетворяют превосходство духовного над материальным и помогают верующим соприкоснуться с таинственным миром Божественного. Значимые композиторы и сочинители церковной музыки в истории Церковная музыка имеет богатую историю, связанную со вкладом выдающихся композиторов и сочинителей. Эти творцы оставили незабываемый след в развитии церковной музыки и оказали значительное влияние на ее разнообразие и развитие.
Вот несколько значимых композиторов и сочинителей церковной музыки, которые заслуживают особого внимания: Иоанн Дамаскин ок. Его работы включают «Каноны к святым» и «Тропари и кондаки», которые по сей день исполняются в православной церкви. Григорий Палама 1296-1359 гг. Он разработал систему музыкальных нот, известную как «гласовая система», которая стала основой для правил пения в византийской церкви. Иоанн Кукузель 1280-1360 гг. Он разработал ряд гимнов и главных песнопений для службы великих праздников. Дмитрий Бортнянский 1751-1825 гг. Он написал множество хоровых произведений, включая дивные стихиры, многоголосные концерты и мессы. Петр Чайковский 1840-1893 гг.
Его музыка сочетает классические принципы с народными мелодиями, создавая проникновенную атмосферу поклонения. Это лишь несколько примеров выдающихся композиторов церковной музыки, чьи творения прославились своей красотой, глубиной и духовностью. Их музыка стала неотъемлемой частью богослужебной практики и вдохновляет верующих по всему миру. Современность и развитие церковной музыки Адаптация церковной музыки к современным условиям и потребностям Церковная музыка имеет долгую историю, но она не стоит на месте и продолжает развиваться и адаптироваться к современным условиям и потребностям. В современном мире, где разнообразие музыкальных жанров и стилей бесконечно, церковная музыка также находит свое место, подстраиваясь под современные требования, сохраняя свою духовность и значимость.
Красивое исполнение и музыкальное сопровождение. Елена и Александр Михайловы — православный дуэт. Семья театральных и кино актёров, которые впоследствии ушли из этой деятельности и посвятили жизнь Церкви.
Группа ВКонтакте , посвящённая им. Светлана Копылова — православная поэтесса и исполнительница песен. Своеобразный стиль исполнения, особенно интересен цикл «Песни-притчи». Скачать можно в разделе Дискография или там же заказать диск на дом наложенным платежом.
Для того, чтобы сделать молитвенные тексты и пение доступными широкой аудитории, могут использоваться переводы и адаптации на разные языки. Это позволяет верующим воспринимать и включаться в молитву на своем родном языке, что способствует более глубокому пониманию и переживанию духовных содержаний. Использование певческих голосов и пения на различных языках в православной церкви отражает многообразие и универсальность духовной практики, позволяет верующим из разных культур и языковых сред соприкасаться с Божественным и вступать в общение с Богом через музыку и пение, расширяя границы и объединяя Церковь в единой гармонии и славословии. Репертуар церковной музыки Разнообразие жанров и форм церковной музыки хоралы, псалмы, стихиры и др. Церковная музыка, на протяжении многих веков своего существования, развивалась и принимала различные формы и жанры. Каждый из них имеет свою специфику и уникальные характеристики, способствующие духовной и музыкальной глубине богослужения.
Вот некоторые из наиболее распространенных жанров и форм церковной музыки: Хоралы — это гимны, исполняемые хором или собором верующих. Они являются одним из наиболее распространенных и основных жанров церковной музыки. Хоралы часто исполняются на церковнославянском языке и пропагандируют библейские и духовные истинности. Хоралы могут быть исполнены в различных стилях — от простого одноголосого пения до полифонических композиций. Псалмы — это поэтические произведения, содержащиеся в Псалтири, которые используются в молитвенной практике Церкви. Они отражают различные аспекты духовной жизни, включая хвалу Богу, моление, исповедание грехов, благодарение и многое другое. Псалмы могут быть исполнены в различных музыкальных формах — от соло исполнения до хоровых композиций. Стихиры — это поэтические тексты, которые используются во время богослужения и могут сопровождаться музыкой. Они представляют собой специфический жанр церковной музыки, написанный в форме стихотворного метра. Стихиры часто используются в песнопениях, венцах и других частях богослужения для выражения похвалы и молитвы перед Богом.
Каноны — это особые музыкальные композиции, состоящие из отдельных песнопений, называемых песнями ирмои , и между ними расположенных межпеснями тропарами. Каноны являются частью многих церковных служб, особенно великих праздников и торжественных событий. Они обладают особым музыкальным и литургическим строем, который придает им величественность и глубину. Тропари и кондаки — это музыкальные композиции, которые используются в ходе богослужения для выражения похвалы и молитвы. Тропари обычно исполняются в начале службы, а кондаки в конце. Они могут иметь различные темы и музыкальные стили, отражая специфику праздника или события, которому они посвящены. Каждый из этих жанров и форм церковной музыки имеет свою значимость и вносит свой вклад в общую музыкальную ткань богослужения. Они способствуют украшению службы, созданию особой атмосферы поклонения и помогают верующим в соприкосновении с духовными истинами. Важность пении священных текстов и символики в церковной музыке Церковная музыка является неотъемлемой частью православного богослужения и играет важную роль в передаче духовного содержания и символики веры. Пение священных текстов и использование символики в церковной музыке имеют глубокое значение и несут в себе несколько аспектов, которые следует рассмотреть.
Церковная музыка, особенно пение священных текстов, стремится подняться над земными привязанностями и перенести верующего в мир духовного. Пение священных текстов является способом воздвигнуть сердца и мысли к Богу, создать атмосферу благоговения и погружения в духовное пространство. Символическое значение. В церковной музыке, как и во всем богослужебном служении, присутствуют символы, которые отражают таинственность и глубину веры. Мелодии, музыкальные ритмы, гармонии и тексты служат символами духовных истин и мистерий веры. Они помогают передать духовные идеи и способствуют созерцанию и соприкосновению с божественной реальностью. Церковная музыка часто использует образы и метафоры для выражения духовных истин. Пение священных текстов через музыку позволяет создать образную картину и передать глубину духовного содержания. Символика церковной музыки помогает верующим воспринимать истины веры не только рационально, но и эмоционально, проникая в глубину истин и помогая их осознанию. Единство и согласие.
Церковная музыка и пение священных текстов играют важную роль в создании единства и согласия во время богослужения. Они объединяют прихожан в коллективном восхвалении Бога и помогают создать гармонию во время общего пения. Пение священных текстов стимулирует участие каждого верующего и способствует общей молитве и созерцанию. Церковная музыка и пение священных текстов являются средствами, которые помогают верующим глубже проникнуть в духовное измерение и приблизиться к Богу. Они создают особую атмосферу поклонения, помогают выразить веру, вдохновляют и укрепляют духовную жизнь. Пение священных текстов и использование символики в церковной музыке олицетворяют превосходство духовного над материальным и помогают верующим соприкоснуться с таинственным миром Божественного. Значимые композиторы и сочинители церковной музыки в истории Церковная музыка имеет богатую историю, связанную со вкладом выдающихся композиторов и сочинителей. Эти творцы оставили незабываемый след в развитии церковной музыки и оказали значительное влияние на ее разнообразие и развитие. Вот несколько значимых композиторов и сочинителей церковной музыки, которые заслуживают особого внимания: Иоанн Дамаскин ок. Его работы включают «Каноны к святым» и «Тропари и кондаки», которые по сей день исполняются в православной церкви.
Григорий Палама 1296-1359 гг. Он разработал систему музыкальных нот, известную как «гласовая система», которая стала основой для правил пения в византийской церкви. Иоанн Кукузель 1280-1360 гг. Он разработал ряд гимнов и главных песнопений для службы великих праздников. Дмитрий Бортнянский 1751-1825 гг. Он написал множество хоровых произведений, включая дивные стихиры, многоголосные концерты и мессы. Петр Чайковский 1840-1893 гг. Его музыка сочетает классические принципы с народными мелодиями, создавая проникновенную атмосферу поклонения. Это лишь несколько примеров выдающихся композиторов церковной музыки, чьи творения прославились своей красотой, глубиной и духовностью. Их музыка стала неотъемлемой частью богослужебной практики и вдохновляет верующих по всему миру.
Современность и развитие церковной музыки Адаптация церковной музыки к современным условиям и потребностям Церковная музыка имеет долгую историю, но она не стоит на месте и продолжает развиваться и адаптироваться к современным условиям и потребностям. В современном мире, где разнообразие музыкальных жанров и стилей бесконечно, церковная музыка также находит свое место, подстраиваясь под современные требования, сохраняя свою духовность и значимость.
Воскресение
- Православные песнопения listen online. Music
- ♫ Скачать песню православные песни - бесплатно в mp3 или слушать онлайн
- Богослужебные песнопения | Православие и мир
- Популярные жанры
- Русское церковное пение
- «О ВСЕПЕТАЯ». МУЖСКОЙ ХОР «РУССКИЙ ФОРМАТ»
Особенности православного пения
- Научная Библиотека Православной Музыки
- Православные песнопения в исполнении солистов (95 видео)
- Мелодии русской души
- Православные Песни
Песни Православные
церковные праздничные песни | Дзен | Хор Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря сформировался в 1990 году, когда обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Хор состоит только из монахинь. Представленные на сайте песнопения записаны в храме монастыря (1994г. |
Церковные песнопения в исполнении хора монастыря | Православный церковный хор. |
Песни для души ( ВИДЕО ) | Рыбинское благочиние | Православные песни и духовная музыка. |
Песни для души ( ВИДЕО )
Дорогие друзья! Сегодня мы хотим предложить вам не совсем обычную подборку видеороликов. Как известно — человек все переживает всей душой.
По рукописям Patmos 221 1162-1179 гг. Византийская церковная музыка имеет ряд особых характеристик, на которые следует обратить внимание: Во-первых, она относится к жанру так называемой «модальной музыки». В отличие от европейской музыки, которая во основном использует мажорный и минорный лад, византийская построена на основе 8-и различных ладов, или «гласов», каждый из которых имеет свои особенности, такие как: звукоряд, тоника или начальная ступень лада , мелодический контур, диапазон и эмоциональный мелодический оттенок.
Одна из важнейших особенностей заключается в том, что каждый из 8-и гласов принадлежит к тому или иному звукоряду, которых в византийской музыке всего 4. Каждый из этих звукорядов отличается один от другого своими звуковыми интервалами звуковым расстоянием между нотами гаммы [3]. Во-вторых, звуковые интервалы ладов византийской музыки не имеют равномерного музыкального строя, то есть содержат микротона. Иначе говоря, подавляющую часть византийской музыки невозможно исполнить, к примеру, на пианино, имеющем звуковые расстояния в размерах одного тона или полутона. В третьих, в классической византийской музыке есть ряд ограничений.
К примеру, относительно дозволенного ритма [4] : не сложно заметить его речитативный характер, который особенно ярко выражен в некоторых более кратких композициях: «Да исполнятся уста наша…». Глас 5 Наконец, важнейшая особенность заключается в том, как сочиняются новые композиции. Например, композитору, желающему написать новую музыку для какого-либо песнопения, необходимо использовать мелодические формулы — так называемые «фесисы», соответствующие гласу и жанру, к которым относится литургический текст, для которого сочиняется новая музыка. Иными словами, композитор не может начать сочинять новую мелодию «с нуля», но должен опираться на существующие мелодические «фесисы», таким образом, сохраняя музыкальное предание путем подражания стилю более древних, классических сочинений. Как в грамматике слоговое соединение двадцати четырех элементов языка образует слова, так и звуковые знаки, объединенные со знанием, образуют мелос и, в таком случае, называются фесисом» [5].
Можно понимать «фесис» как «музыкальную формулу с определенным началом и концом, в которую "умещается" определенное число слогов с определенным ударением. Многие из фесисов используются в очень жестких рамках, требуя сочетания с определенным числом других фесисов и подразумевая в дальнейшем определенное развитие мелоса или предполагая использование только в определенных местах мелоса» [6]. Однако вышеописанное ограничение вовсе не означает, что у композитора мало ресурсов для собственного творчества при сочинении новых мелодий, так как существует несколько тысяч мелодических формул, позволяющих композитору создать неизмеримое количество мелодических вариаций [7]. Со временем, система византийской нотации естественным образом развивалась и изменялась, однако ее основная внешняя форма и сущность остались прежними. В настоящее время за богослужением певчие используют так называемый «новый метод» византийской нотации, который был введен в 1814 г.
Однако их нововведение не являлось изобретением иной системы нотации. По сути, это была реформа и стандартизация элементов той же самой системы, о чем подробнее будет сказано ниже. Спустя тысячелетия, с помощью невменной нотации композиторы византийской музыки сочинили неизмеримое количество музыкальных произведений, имеющих как краткие, простые мелодии, так и намного более сложные и изящные: Херувимская песнь Мануила Хрисафа XV в. По рукописи Iviron 1120 1458 г. Святой Иоанн Кукузель.
Изображение XV века из музыкального кодекса афонской Великой Лавры. Из самых почитаемых композиторов византийской музыки часто особо выделяют следующих: преподобных Романа Сладкопевца VI в. Необходимо, однако, более подробно уделить внимание преподобному Иоанну Кукузелю — главному создателю более протяжного и богато-украшенного жанра византийского церковного пения, прозванного «калофоническим», или «прекрасно звучащим» [10]. Название этого жанра церковной музыки происходит от древнегреческого слова «прекрасный» греч. Даже спустя века мелодии гимнографических произведений продолжали иметь некоторые общие черты.
Однако в XIV в. Рукописи, дошедшие до нас и содержащие его музыкальные сочинения, а также сочинения его современников, писавших музыку в калофоническом стиле, дают нам интересное представление о богослужебной жизни монахов-исихастов.
Sophie Ellis-Bextor - Heartbreak с 18 летием дочери ирина all good things come to an end nelly furtado я подарю тебе солнце я подарю тебе небо eiffel 65 2009 музыка релакс микс muzica москва владивосток стас михайлов рассветы и туманы моцарт соната до мажор Китайский танец из балета Щелкунчик птичка с нотками голоса юрия шатунова нейротрек moldoveniasca ресницы братья гримм limp bizkit take a look around 00:00 Группой крупнейших российских правообладателей авторских и смежных прав, а именно: ООО «НЦА», ООО «ЛенГрад», ООО «Креатив Медиа», ООО «Новый мир», ООО «Медиалайн», ООО «Диджитал Прожект» и другими, в рамках заключенных с ООО «АдвМьюзик» лицензионных соглашений, вэб-сайту предоставлены разрешения на использование музыкального контента, принадлежащего данным Правообладателям, способом доведения до всеобщего сведения в цифровой форме через Интернет. Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм.
Это, конечно, очень вдохновляет молящийся народ, но чтобы сформировать вот такую благодатную возможность, чтобы в пении участвовали все, было положено много сил. Но есть такие моменты в богослужении, когда весь народ участие принимать не может. Например, за литургией тропари постоянно меняются. Я провел десять лет на клиросе Новодевичьего монастыря и скажу так: тропарь нашего храма «В рождестве девство сохранила еси» с народом всегда можно спеть. Например, «Величит душа моя Господа» в Новодевичьем монастыре еще в советское время пел весь народ не знаю, сохранилось ли это до сих пор. Поэтому эта традиция замечательная, но она не везде может иметь место.
Расскажите немного подробнее о смысле использования колокола в православном богослужении. Хотя и проводятся целые конкурсы звонарей, где набор колоколов используется как некий музыкальный инструмент, но сам колокольный звон идет еще от древней традиции в ветхозаветном богослужении. Там каждое богослужение начиналось со звучания труб. Но это не те медные или стальные трубы; шофар — это большой рог, который был приспособлен для оповещения народа Божия о начале богослужения. Затем звучание шофара было, когда читалась молитва жертвоприношения учрежденным священником и когда заканчивалось жертвоприношение — основная часть богослужебного последования ветхозаветной Церкви. Шофар — священный инструмент, он получил свое название и основание еще в уставе Моисея, который тот преподал для совершения богослужений в скинии. Звучание труб могли совершать только священники. Мы знаем, какие чудеса происходили от звучания этих шофаров, когда в городе Вавилоне после семи обхождений священниками со звучанием труб пали его стены. В народной памяти сохранилось такое понятие, как «иерихонские трубы». Конечно, стены пали не от силы звучания, они пали от благодати Божией, которая была привлечена звучанием этих труб.
Функция шофара перешла в христианское богослужение, но это случилось не в первых веках формирования христианской музыкальной традиции, а в VII веке. Я говорил о преподобном Иоанне Дамаскине, который сформировал церковный обиход и разбил все церковные песнопения на гласы. Впервые колокол как атрибут христианского богослужения появился в Западной Церкви. Затем он распространился по всему христианскому миру. И в Русской Православной Церкви колокольный звон приобрел особое значение. Мы знаем, что колокол во время снежного бурана был как бы звуковым маяком для тех, кто заблудился в поле и не знал направление, куда ему двигаться. Практически это был спасительный маяк для тех, кто ищет спасения в трудных обстоятельствах жизни. Колокольный звон всегда звучал во времена народных бедствий, чтобы созвать народ. Допустим, если загорался какой-то дом, то всегда звучал колокол, он оповещал, чтобы все быстро собрались погасить как можно скорее пламя, чтобы оно не распространилось на всю деревню. Колокольный звон звучал и в трагические, и в радостные периоды нашей отечественной истории.
Он всегда напоминал людям о Боге. Прежде всего смысл колокольного звона не в оповещении, а в призывании благодати Божией. Это такой бессловесный глас Божий. И когда люди слышали колокольный звон, они всегда крестились, потому что знали, что там, где звучит колокольный звон, присутствует благодать Божия, которая поможет и во время бедствий, и в дни празднования. Это бабушки, которые, может быть, еще в детстве участвовали в клиросном пении, и на них, можно сказать, держится приход. А что касается мирян, то сейчас подавляющее большинство приходских хоров составляют миряне. Так что это замечательно, что народ Божий поддерживает приход. Например, в Москве подавляющее большинство певчих — это студенты музыкальных вузов города Москвы, в том числе и Московской консерватории. Среди моих студентов в каждой группе было две трети таких, кто или поет в церковном хоре, или даже регентует. Так что на них сейчас держится наша приходская жизнь.
Сейчас, в условиях благодатного времени, когда строится множество храмов, легче найти настоятеля храма, чем регента. Регент — одна из основных фигур церковного прихода и церковной семьи. И часто, когда все духовенство уже готово начать богослужение, то посылают алтарника на клирос спросить, пришел ли регент. Когда пришел, тогда начинают. Регент — это не дирижер, а управляющий церковным хором. Само название «регент» говорит о его очень высоком значении в нашей Русской Православной Церкви. Потому что слово «регент» латинского происхождения и имеет в своей основе «регс», то есть «царь». Если перевести слово «регент» с латинского на русский — это «царствующий». Представьте себе, что такое регент в нашем православном храме. Все другие участники богослужения называются по той функции, которую они выполняют.
Например, священник что делает? Чтец что делает? Он читает. Певец что делает? Звонарь звонит. Уставщик смотрит, как по уставу это богослужение совершить. Канонарх возглашает. А регент — царствует. И основной задачей церковных певцов и регента является личный молитвенный опыт и участие в жизни Церкви. Только имея этот опыт, они смогут создать в храме тот дух молитвенности и церковности, который и делает возможным опыт богообщения за богослужением.
А всем хочу пожелать благодатной помощи Божией во всех добрых делах. И пусть Господь благословит всех нас на все добрые дела. Храни всех Господь!
Храмовое пение
Православные песнопения. vischnevoenastroenie обновила плейлист 24 октября 2022 года. Слушать. Православные песни и духовная музыка. Православные церковные мелодии создавала Церковь так же равных местностей и стран; следовательно, как церковные песнопения, так и их стиль вырабатывала Церковь Апостольская и Соборная, как по месту, так и по времени. Православные песнопения. vischnevoenastroenie обновила плейлист 24 октября 2022 года. Слушать. Церковные песнопения (найдено 200 песен).
Современная христианская музыка
Есть отдельные энтузиасты, пы-тающиеся возродить знаменные распевы и в Русской Православной Церкви. Еще один не менее яркий по звучанию и принципам строения вид церковного пения — Греческий распев. Он был принесен на Русь греческим певцом иеродиаконом Мелетием, поэтому также носит название «мелетиева перевода». Распев этот широко распространился в России в 16 в. Он не представляет собой подлинного греческого пения, а лишь является производным от него, упрощенным русскими певцами и приспособленным к славянскому тексту песнопений и общему характеру русского церковного пения.
Характерными особенностями греческого распева являются живость и свежесть радостного религиозного чувства, задушевная теплота и художественность; с внешней стороны — свобода мелодического движения, легкость темпа, мягкость и плавность голосоведения например, ирмосы Пасхи, непорочны Великой Субботы, «Благослови, душе моя, Господа». Мелодика Греческого распева по плавности и ритмическим группам напоминает знаменную; также в ней четко прослеживается ладовое наклонение, чаще всего мажорное. Ме-лодика распева подчинена размеру. В пении часто употребляется ко-роткий форшлаг словно скачок мелодии , его можно назвать типичным для греческого пения приемом украшения мелодии.
Вследствие того, что распев усваивался русскими певцами не с оригинальных греческих певческих книг, а с голоса Мелетия, он закрепился на Руси в значительно упрощенном виде, сообразно привычкам, вкусам и знаниям русских певцов, а поэтому является, по существу, более русским, чем греческим. Другая большая ветвь церковного распева — Киевский распев, сформировался под влиянием борьбы Киевской Руси за веру и национальность и получил всеобщее, повсеместное употребление. Характерной чертой киевского распева является краткость и простота его мелодий, а отсюда — удобоисполнимость. Этим и объясняется его популярность в нашей Церкви.
Распев этот имеет задушевный, лирический характер, он впитал в себя все национальные и климатические особенности юго-запада. Как и вся западная музыка, он ласкает слух и нежит душу своими «живописными» мелодиями, то вселяя безмерную радость, то усыпляя земным сном. Связь с музыкой Запада проявилась также в типичных используемых приемах распева: в его ритмичности, в частом повторении отдельных слов богослужебного текста. Повторение слов — самый существенный недостаток этого распева, так как оно дало повод композиторам позднейших времен свободно обращаться с богослужебным текстом вообще.
Увлекаясь музыкальной игрой, композиторы изменяли текст так, что от него не оставалось почти ничего для назидания.
Дата публикации: 18. Благодаря широкой известности квартета и качеству исполняемых ими музыкальных песнопений, запись "Притчи" была взята для фильма, повествующего о создании игровой ленты далекого времени немого кино. Как сказано в анонсе телеканала, в 1911 году в Большом зале Московской консерватории прошла премьера первого российского полнометражного фильма, снятого Александром Ханжонковым и Василием Гончаровым. Называлась картина «Оборона Севастополя» и посвящена она была одному из важнейших эпизодов Крымской войны 1853—1856 гг. История создания этой легендарной ленты и история героической обороны города переплетаются в фильме Владимира Мелетина. Дата публикации: 12.
Греческий распев — С. Рахманинов, соло — Д. Попов 5:10 Слава в Вышних Богу. Рахманинов 2:34 Отче наш. Кедров — отец 1:51 Богородице Дево, радуйся. Распев Почаевской Лавры 1:22 Дева днесь. Валаамский распев — К. Никитин 2:23 Да возрадуется душа твоя о Господе.
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм.. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
Церковная музыка и православное пение: история и современность
Византийское церковное пение, или византийская церковная музыка, как ее часто называют, имеет длинную и интересную историю развития. В отличие от других древних форм музыки, ее история не прерывалась, и она поныне используется за богослужением в Греческой Православной Церкви, а также некоторых других Поместных Церквях. Корни византийской церковной музыки прослеживаются от ранних веков Восточной Римской империи, основанной в 330 г. Также она имеет историческую связь с музыкальной культурой древней Греции [1]. Хотя византийское пение прошло долгий путь развития, со временем изменяясь по стилю, оно и сегодня не перестает поражать слушателей своей красотой.
Оно умиротворяет, умягчает душу» [2] , — говорил наш современник преподобный Паисий Святогорец. Вместе с тем, многие древние композиции дошли до нас в рукописях в неизменном виде и, сегодня, спустя века, некоторые из них вновь начинают исполнять: Воскресный прокимен «Буди, Господи, милость Твоя на нас» из репертуара константинопольского Собора Святой Софии. Глас 1. По рукописям Patmos 221 1162-1179 гг.
Византийская церковная музыка имеет ряд особых характеристик, на которые следует обратить внимание: Во-первых, она относится к жанру так называемой «модальной музыки». В отличие от европейской музыки, которая во основном использует мажорный и минорный лад, византийская построена на основе 8-и различных ладов, или «гласов», каждый из которых имеет свои особенности, такие как: звукоряд, тоника или начальная ступень лада , мелодический контур, диапазон и эмоциональный мелодический оттенок. Одна из важнейших особенностей заключается в том, что каждый из 8-и гласов принадлежит к тому или иному звукоряду, которых в византийской музыке всего 4. Каждый из этих звукорядов отличается один от другого своими звуковыми интервалами звуковым расстоянием между нотами гаммы [3].
Во-вторых, звуковые интервалы ладов византийской музыки не имеют равномерного музыкального строя, то есть содержат микротона. Иначе говоря, подавляющую часть византийской музыки невозможно исполнить, к примеру, на пианино, имеющем звуковые расстояния в размерах одного тона или полутона. В третьих, в классической византийской музыке есть ряд ограничений. К примеру, относительно дозволенного ритма [4] : не сложно заметить его речитативный характер, который особенно ярко выражен в некоторых более кратких композициях: «Да исполнятся уста наша…».
Глас 5 Наконец, важнейшая особенность заключается в том, как сочиняются новые композиции. Например, композитору, желающему написать новую музыку для какого-либо песнопения, необходимо использовать мелодические формулы — так называемые «фесисы», соответствующие гласу и жанру, к которым относится литургический текст, для которого сочиняется новая музыка. Иными словами, композитор не может начать сочинять новую мелодию «с нуля», но должен опираться на существующие мелодические «фесисы», таким образом, сохраняя музыкальное предание путем подражания стилю более древних, классических сочинений. Как в грамматике слоговое соединение двадцати четырех элементов языка образует слова, так и звуковые знаки, объединенные со знанием, образуют мелос и, в таком случае, называются фесисом» [5].
Можно понимать «фесис» как «музыкальную формулу с определенным началом и концом, в которую "умещается" определенное число слогов с определенным ударением. Многие из фесисов используются в очень жестких рамках, требуя сочетания с определенным числом других фесисов и подразумевая в дальнейшем определенное развитие мелоса или предполагая использование только в определенных местах мелоса» [6]. Однако вышеописанное ограничение вовсе не означает, что у композитора мало ресурсов для собственного творчества при сочинении новых мелодий, так как существует несколько тысяч мелодических формул, позволяющих композитору создать неизмеримое количество мелодических вариаций [7]. Со временем, система византийской нотации естественным образом развивалась и изменялась, однако ее основная внешняя форма и сущность остались прежними.
В настоящее время за богослужением певчие используют так называемый «новый метод» византийской нотации, который был введен в 1814 г. Однако их нововведение не являлось изобретением иной системы нотации. По сути, это была реформа и стандартизация элементов той же самой системы, о чем подробнее будет сказано ниже. Спустя тысячелетия, с помощью невменной нотации композиторы византийской музыки сочинили неизмеримое количество музыкальных произведений, имеющих как краткие, простые мелодии, так и намного более сложные и изящные: Херувимская песнь Мануила Хрисафа XV в.
По рукописи Iviron 1120 1458 г.
Строчное пение 1:09 Возбранной Воеводе. Знаменное многоголосие — Греческий распев 1:25 Свете тихий.
Знаменное многоголосие — Греческий распев 2:30 Совет превечный. Ранний партес — Знаменный распев 4:39 Милость мира. Ранний партес — Греческий распев 4:56 Достойно есть.
Ранний партес — Киевский распев 2:12 Херувимская песнь. Бортнянский 4:43 Небесных чинов радование. Подобен Оптиной пустыни 0:58 Ангел вопияше.
По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на skymuz yandex.
Это «изрядное осмогласие» было записано особыми музыкальными знаками — «невмами», которые русские быстро усвоили и переименовали в «крюки» или «знамена», а самое осмогласие — в «крюковое» или «знаменное» пение. Но оторванное от родной византийской почвы, знаменное пение вскоре подверглось существенным изменениям и в новых условиях на Руси приобрело особый специфический облик, как в отношении своей организации, так и в отношении самых мелодий, напевов. Такой специфический облик сразу же приобрело т. Многие исследователи пытались разгадать происхождение этой формы русского церковного пения, но происхождение ее так и осталось неразгаданной. Главнейшими особенностями кондакарного пения являются т. Так, напр.
Подобные попевки сохранились еще и в современном греческом, южно-славянском и старообрядческом пении. У старообрядцев эти попевки носят название «аненаек». Однако система кондакарного пения в Русской церкви просуществовала недолго. В XIV веке она теряет следы в истории. Другой, более расшифрованной и известной формой специфически русского пения является т. Первыми русскими образцами этой системы являются службы свв. Борису и Глебу перевес. Феодосию Печерскому 1108 г.
Эти памятники наглядно свидетельствуют о том, что русские песнотворцы к XII веку уже твердо и ясно усвоили характер, форму и дух недавно принятого греческого осмогласного песнотворчества. Резкое разграничение всего мирского от церковного особенно наблюдавшееся на Руси в этот ее ранный период , боязнь ввести какие-либо новшества в церковное пение, невозможность противопоставить сложной системе греческого пения какую-либо свою, — все это лишало русских возможности заниматься свободой творчества в области церковного пения и заставляло сконцентрировать все свои певческие способности в приспособлении новых русских богослужебных текстов к существовавшим энаменным мелодиям. Так как греческие богослужебные тексты имели стихотворную форму и размер, а новые русские и переводные тексты писались прозою, то, естественно, не всегда укладывались в музыкальный размер греческого мелоса и часто, благодаря этому, изменялись в новые мелодии, хотя и тесно связанные в музыкальном отношении со своими славяно-греческими прототипами. Появлявшиеся новые мелодии, русские также называли знаменными роспевами, так как они записывались «знаменами». Как основной путевой, подобно столпу, на котором утверждалось все церковное осмогласие, знаменный роспев назывался еще «путевым», «столповым». Протяжный и расцвеченный многими мелодическими прикрасами, он назывался «большим знаменным роспевом», а более простой, сокращенный — «малым знаменным роспевом». Его частные виды и варианты получили название: «ино знамя», «ин перевод», «перевод», «ин роспев» и т. В процессе образования знаменных роспевов, громадную роль съиграла особенность распеваемых богослужебных текстов, особенно в период с XI по XIV век.
Такую особенность представляло из себя т. Благодаря этому, напр. Насколько это явление было серьезным, говорит тот факт, что еще и в настоящее время старообрядцы-беспоповцы поют не иначе, как только «раздельно-речно», «на он», как они выражаются, т. Это историческое «недоразумение» могло случиться, конечно, только благодаря низкому культурному уровню церковно-певческих деятелей того времени. Только этим можно объяснить и другое характерное явление в древнерусском богослужебном пении, а именно т. Разгласие произошло вследствие житейской необходимости сокращать уставные богослужения, затягивавшиеся на 5-6 и более часов. Так как церковным уставом требовалось полностью вычитывать и выпевать положенные за богослужениями чтения и песнопения, то русские, сокращая время продолжительности службы и вместе с тем соблюдая букву устава, — находили компромисс в смысле одновременного чтения и пения эа одним и тем же богослужением совершенно различных по содержанию молитв и песнопений. Такое древнерусское богослужебное бесчиние нашими прадедами именовалось сравнительно скромным термином: «разгласие»… Далеко не маловажную роль в процессе образования знаменных роспевов съиграли также учителя церковного пения и творцы русских церковных напевов, которые увлекаясь разнообразием церковных роспевов, продолжали творить новые и в этом чрезмерном увлечении, подчас слишком далеко отходили от своего прототипа.
Такое вольное творчество получило название «произволов» или «произвольных напевов». К началу XVII века русское церковное пение обогатилось и новыми мелодиями, занесенными в Россию болгарами и греками. Эти мелодии назывались «Болгарским», «Сербским», «Афонским» и «Новогреческим» роспевами. Достиг большого распространения и т. К началу XVII века церковное пение в России развилось мелодически настолько, что вполне удовлетворяло все богослужебно-певческие потребности церкви в целом. Серьезность, искренность, сдержанность, скромность и необычайная простота — вот общий характер церковных мелодий русской церкви. Этот общий характер еще как бы более подчеркивался унисонным исполнением этих мелодий. Нужно заметить, что весь богослужебно-певческий материал в Русской церкви исполнялся унисонно, в один голос, и имел такой же строгий, безстрастный, спокойный и умиленный лик, как и лики святых на древних иконах рублевского и строгановского письма.
Однако, было-бы ошибочным утверждать, что русские до начала XVII века не имели понятия о многоголосье, как некоторые склонны думать. В русской церковно-музыкальной литературе известны древние списки нотных служб — хоровые партитуры, относящиеся к периоду ранее XIV в. Количество отдельных голосовых партий в этих партитурах иногда достигает до 8-и и более Кроме того в Византийской церкви, как об этом уже упоминалось выше, существовало наряду с унисоном и многоголосье и, можно думать, что русских послов св. Владимира прельстило именно многоголосное пение греков. Исторически достоверно и то, что в 888 г. Через этот хор могли, конечно, русские вполне усвоить характер и технику многоголосного исполнения песнопений, но почему многоголосье не вошло в практику Русской церкви, а если даже и вошло, то не привилось — остается не выясненным в истории и до сего времени. Хорошо известно только то, что к началу XVII в. Однако и унисонное пение не закрепилось в церковной практике.
Случилось так, что православная Русь изменила своей церковно-певческой традиции и с унисонного пения перешла на многоголосное. По многим историческим свидетельствам этой эпохи видно, что Москва уже тяготела к многоголосному церковному пению. Царь и патриарх первые стали заводить у себя многоголосные хоры. По свидетельству современников, царь Михаил Феодоровнч сам привез в Москву из «страны ляхов» много казаков-певцов, а у патриарха Никона был хор «паче органа бездушнаго и таковаго пения, якоже у Никона, ни у кого не было... Он наполнил клиросы певчими предивными со гласы преизбранными»... В православной массе, привыкшей к церковному унисону, многоголосное пение насаждалось и прививалось не без борьбы. Со стороны народа, по отношению к этому нововведению, на первый план выступал вероисповедный критерий: православно, или не православно новое пение? Уже одного факта, что это пение шло на Русь не с традиционного востока, а с латинского запада, было достаточно, чтобы считать его еретическим.
Когда во времена Московского лихолетья в Кремле поляками был построен костел, в котором совершались католические богослужения с органом и хором, свят. Слова патр. Гермогена были голосом всей древней Руси. Смущало русских в новом пенни то, что «поют ни по гречески, ни по словенски, а согласием органным»... Среди духовных лиц и мирян появился целый ряд, как сторонников, так и противников многоголосного церковно-певческого искусства.
Песнопения Царице Небесной
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Нечто, открывающее вход в русский миф. Стравинский, который всю жизнь прятался от прямых эмоций, остругивал их блестящей формалистикой, здесь дает заглянуть внутрь своего духовного чувствилища. Песнопения Гречанинова и «Страстная седмица» Штейнберга поются по-иному, каждый раз Антоненко находит новые подходы, заставляющие нас неотступно, с прицельной внимательностью следовать за каждым звуком. У Штейнберга его «пассионные» элементы трактуются страстно, напряженно, почти взвинченно. Хотя общий тон самого высокого вкуса при этом никуда не девается. Перед нами разворачивают невиданную скатерть-самобранку, и мы в этих как будто бы не таких уж сложных звукосочетаниях открываем редкостное богатство. Музыку оторвали от церковного обихода — но вернули обиходу интеллигентскому духовному. В этой музыке нам явственно открылись самые глубинные священности, тайны «древлей и святой Руси, ея же ищем» как поет Досифей в «Хованщине».
И может быть, тайны не только «Руси», но и России без всяких кавычек. Потому что в этом пении проступает во всей полноте русский миф, все духовное содержимое романов Льва Толстого и Федора Достоевского вспомним хотя бы Алешу Карамазова. Но и Серебряный век тут же — разве не являются нам видения Александра Блока, молитвенные стихи Марины Цветаевой, фрески Нестерова, эскизы Врубеля для киевского Владимирского собора? И многослойный рассказ Ивана Бунина «Чистый понедельник» из его «Темных аллей», где загадочная героиня-красавица в Москве 1910-х годов, когда культурная жизнь в Первопрестольной била ключом, после первого романтического свидания с человеком, которого любит, уходит в монастырь. Мы ищем свой «Чистый понедельник».
Мелодические строки этого распева обычно совпадают с текстовыми, и мелодия всегда подчиняется тексту. В текстах исторически повествовательных например, в стихирах, ирмосах мелодия приближается к речитативу; в песнопениях покаянного характера таких, как «На реках Вавилонских» мелодия движется на низких нотах; там, где выражается величие и восторг души например, в стихирах Пасхи , мелодия стремится вверх и требует ускоренного движения. Знаменный распев никогда не стремится преобладать над текстом, напротив — он стремится быть фоном, средством к усилению мысли текста, что очень важно для канонов церковной музыки. До сих пор по знаменным нотам поют в старообрядческой Церкви.
Есть отдельные энтузиасты, пы-тающиеся возродить знаменные распевы и в Русской Православной Церкви. Еще один не менее яркий по звучанию и принципам строения вид церковного пения — Греческий распев. Он был принесен на Русь греческим певцом иеродиаконом Мелетием, поэтому также носит название «мелетиева перевода». Распев этот широко распространился в России в 16 в. Он не представляет собой подлинного греческого пения, а лишь является производным от него, упрощенным русскими певцами и приспособленным к славянскому тексту песнопений и общему характеру русского церковного пения. Характерными особенностями греческого распева являются живость и свежесть радостного религиозного чувства, задушевная теплота и художественность; с внешней стороны — свобода мелодического движения, легкость темпа, мягкость и плавность голосоведения например, ирмосы Пасхи, непорочны Великой Субботы, «Благослови, душе моя, Господа». Мелодика Греческого распева по плавности и ритмическим группам напоминает знаменную; также в ней четко прослеживается ладовое наклонение, чаще всего мажорное. Ме-лодика распева подчинена размеру. В пении часто употребляется ко-роткий форшлаг словно скачок мелодии , его можно назвать типичным для греческого пения приемом украшения мелодии.
Вследствие того, что распев усваивался русскими певцами не с оригинальных греческих певческих книг, а с голоса Мелетия, он закрепился на Руси в значительно упрощенном виде, сообразно привычкам, вкусам и знаниям русских певцов, а поэтому является, по существу, более русским, чем греческим. Другая большая ветвь церковного распева — Киевский распев, сформировался под влиянием борьбы Киевской Руси за веру и национальность и получил всеобщее, повсеместное употребление. Характерной чертой киевского распева является краткость и простота его мелодий, а отсюда — удобоисполнимость. Этим и объясняется его популярность в нашей Церкви. Распев этот имеет задушевный, лирический характер, он впитал в себя все национальные и климатические особенности юго-запада.
Бортнянский 4:43 Небесных чинов радование. Подобен Оптиной пустыни 0:58 Ангел вопияше. Мусоргский 1:45 Господи сил, с нами буди. Знаменный распев — А. Архангельский 7:17 Благослови, душе моя, Господа. Греческий распев — С. Рахманинов, соло — Д. Попов 5:10 Слава в Вышних Богу.
церковные песнопения -
православные песнопения, лечащие душу. размером 437.50 MB. Православный церковный хор. Пресса; Образование, молодежь; Наука, искуcство; Интернет обозрение; Публикации в интернете; Православное радио 6.5.13 8354. Православный церковный хор. Что такое Церковное песнопение? Православная музыка — это просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в большей части с богослужением византийского обряда в Православной Церкви. Песнопения Великого поста. 01. Объятия Отча (напев Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры).