29 октября 2023 года состоялся визит активной православной молодёжи г. Гродно совместно с руководителем молодёжного отдела Гродненской епархии — иереем Георгием Скорбом. 25 апреля клирик прихода храма Рождества Христова города Гродно протоиерей Александр Казакевич и клирик прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Гродненская правда — Новости Гродно и Гродненской области. новость дня В Гродненском районе проживает 56 ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Гродно прошёл первый «Конгресс католических СМИ Беларуси»
Видео о 1я неделя адвента. Grodno Katedra 27.11.2022, МОЙ ВЫПУСКНОЙ 2022 #shortsvideo #shorts #video #tiktok #снежанаснежок, В День Независимости в Гродно ксёндз пытается. С 17 по 21 марта, на первой седмице Великого поста, в Покровском кафедральном соборе города Гродно будет пребывать великая святыня – частица Честного Пояса Пресвятой. Другие новости. Статья автора «Новости Гродно » в Дзене: Гродненские католики праздновать Пасху начали уже в семь часов утра в воскресенье 9 апреля. Скидель, стадион ФСК Скидель, ул. Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале.
В Гродно прошёл первый «Конгресс католических СМИ Беларуси»
На примерах из собственного пастырского служения священники показали, насколько хрупким и уязвимым бывает внешнее благополучие человека и насколько пагубными для его здоровья могут быть разного рода вредные зависимости и привычки. Также протоиерей Александр и иерей Игорь рассказали об этических христианских основах врачебного служения и поделились своими личными впечатлениями о трудах белорусских медиков, свидетелями которых они был во время посещения учреждений здравоохранения, в том числе в период пандемии коронавирусной инфекции.
Об итогах работы организаций в сфере культуры области в прошлом году и задачах на 2023 год говорили сегодня на заседании коллегии управления культуры облисполкома.
Участие в мероприятии приняли заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк, председатель областного Совета депутатов Елена Пасюта, начальник управления культуры облисполкома Елена Климович, начальник управления культуры и народного творчества Министерства культуры Республики Беларусь Ирина Карпович, заместитель председателя Комитета государственного контроля Гродненской области Татьяна Слабыш, а также заместители председателей райисполкомов, представители сферы культуры. Начнем с трехдневного фестиваля национальных культур, который вернулся в Гродно спустя определенное время и порадовал всех жителей города, его гостей и всех тех, кто принимал в нем участие. Яркое событие запомнилось нашим туристам зрелищными красивыми постановками, выступлениями артистов, незабываемой атмосферой и, конечно же, сувенирами, которые они увезли с собой.
Открылась экспозиция в Старом замке, реконструируются церкви, объекты материального и нематериального наследия вносятся в туристические маршруты… И сегодня туристы, которые приезжают на Гродненщину, могут купить сувениры, посмотреть, как мастера изготавливают рушники, лепят из глины посуду, плетут соломку, угоститься белорусскими блюдами, — сказал заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк. Он отметил, что сегодня особенно важно уделять внимание закреплению молодых работников сферы культуры на местах. Мы требуем от районных исполнительных комитетов соблюдения всех социальных гарантий.
Важно, чтобы молодым специалистам была предоставлена интересная работа, имелась возможность творческого роста. В качестве примера хотел бы отметить Кореличский, Новогрудский, Дятловский районы, где предоставляется арендное жилье.
А вот в его крылья-флигели уже можно заглянуть. Там расположились гостиничные номера. Внутри отделка под классику: все-таки постояльцы должны помнить, что они находятся в старинном дворце. Впрочем, в тех же санузлах установлено самое современное оборудование. Что по ценам? Номер на одного обойдется примерно в 160 рублей за сутки.
Но подробности лучше уточнять в официальном инстаграм-аккаунте комплекса. Чуть дальше на берегу пруда разместился гостевой дом. Внутри есть не только номера для отдыха, но и баня.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Католики Гродно готовятся к Пасхе — в храмах проходит освящение продуктов
Но этим проектам не суждено было воплотиться. В 1961 году было принято решение о сносе храма. Горожане пытались охранять костёл. Многие гродненцы до сих пор вспоминают рассказы своих бабушек о том, как те защищали храм. Но в ночь с 28 на 29 ноября 1961 года здание было оцеплено солдатами и взорвано ленинградскими подрывниками. Финальная версия гарнизонного костёла. Так был уничтожен этот важнейший для ВКЛ храм с богатейшей историей. Какое же значение имеет этот утраченный храм для современных белорусов? Известно, что главные готические соборы Европы являются своего рода символами своих стран и важнейшими национальными памятниками, связанными с именами правителей и прочих значительных личностей. Собор Св. Вита в Праге, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское Аббатство — значение этих храмов как национальных символов чрезвычайно велико.
Даже американцы посчитали нужным построить огромный готический собор-символ. Речь, конечно же, о Вашингтонском Национальном Соборе. Но есть ли такой храм у белорусов? Прежде всего им может считаться Виленская катедра. Храм давно утратил готические черты, но в нём захоронены правители ВКЛ и другие значительные личности. Однако этот собор находится на территории независимой Литовской Республики. На территории Беларуси на такую роль национального храма-символа может претендовать гродненская Фара Витовта — самый большой храм на территориях будущей Беларуси в XVI веке. Храм не так огромен и раскошен, как великие соборы Западной Европы, но это не умаляет его значения для белорусов. Можно констатировать, что дискуссии о восстановлении храма не прекращаются. Но в каком виде его восстановить?
И какой конфессии он должен принадлежать? Стоит попробовать ответить на эти вопросы, не затрагивая тут серьёзно сам вопрос необходимости восстановления памятника. Хотя, можно всё же заметить, что такие страны как Россия, Германия, Литва и Польша давно показали своим примером, что восстановление памятников архитектуры — имеет смысл, и это при том, что списки сохранившегося наследия всех этих стран, кроме Литвы, не идут ни в какое сравнение с белорусским. Кроме того, уместно заметить, для любителей борьбы с религией, что выдающийся храм не только а для многих не столько дом верующих, но и произведение искусства и памятник истории даже если речь о восстановленном объекте , который нередко перестаёт выполнять религиозные функции и превращается в концертный зал или тому подобное место. Итак, несколько вопросов и ответы на них. Вопрос 1. Как должна выглядеть восстановленная Фара Витовта? Могут присутствовать незначительные элементы других эпох. Тезисы: 1. Ренессансно-готический облик храм имел во времена наивысшего значения города.
Храм непрерывно имел облик ренессансно-готического собора более трёх сотен лет. В общей сложности храм имел облик ренессансно-готического стиля и приближённого к нему более трёхсот пятидесяти лет и только немногим более двадцати обладал обликом псевдорусского собора. Сохранённые на месте храма аутентичные части — основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Храм по праву может принадлежать католикам и, стало быть, уместен вид именно католического собора. Псевдорусский храм плохо гармонирует с архитектурой Советской площади. Храм широко известен именно как Фара Витовта, то есть католический собор ренессансно-готического стиля. Во времена Батория Гродно был фактической столицей Речи Посполитой, затем долгое время вторым по значению городом Великого княжества Литовского, а в период проведения сеймов РП — фактически главным городом ВКЛ. Во времена наивысшего подъёма значения Гродно, его главный католический храм сохранял облик ренессансно-готического собора, что может служить аргументом в пользу восстановления здания именно в таком виде. После вхождения города в состав Российской Империи, костёл был реконструирован и передан православным. Однако изменения были не столь значительны и храм сохранял основные детали прежнего облика до самого конца XIX столетия.
Из этого следует, что Фара Витовта более трёхсот лет подряд имела черты ренессансно-готического храма. В конце XIX века храм был реконструирован в псевдорусском стиле. Однако уже в 1919 году здание вернули католикам, и ещё через некоторое время оно снова было реконструировано и вновь приобрело готические черты. В 1961 году храм был подорван. Из почти четырёхсотлетнего периода существования здания, оно находилось в облике значительно отличном от первоначального лишь немногим более двадцати лет. Это, разумеется, может быть аргументом в пользу восстановления храма в первоначальном виде. Аутентичные части здания сохранившееся на прежнем месте — его основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Наконец эстетика, чьи категории, конечно, весьма условны, может быть мерилом для определения формы здания. Псевдорусский собор, по мнению специалистов, плохо гармонирует с архитектурной средой главной площади Гродно, да и сам стиль как таковой считается многими исследователями «слабым». Что же касается других отличных от изначального облика версий храма, то они, по сути, являются лишь более или менее удачными репликами первообраза Фары.
Вопрос 2. Кто имеет больше прав на храм? Короткий ответ: Католики 1. Храм был построен как католический и пришёл на смену ещё более раннему католическому собору. Католики владели каменным храмом более двухсот тридцати лет, православные только менее ста двадцати. Предшественница каменного храма — деревянная Фара Витовта, упоминается уже в XIV веке, данные о существовании на этом месте более раннего православного храма не известны широкому кругу исследователей. Место храма можно считать принадлежащим католикам исконно. Храм был забран у католиков против их воли, согласия католической общины никто не спрашивал. Справедливо было бы его вернуть представителям этой религии. Аргументация: Храм был построен как католический и принадлежал католикам намного дольше, чем православным, если же учесть, что храм, построенный в XVI веке, являлся своего рода преемником католического храма, упоминание о котором относят к XIV столетию, то можно утверждать, что католики владели Фарой в несколько раз дольше, а само место храма исконно принадлежало католической общине.
Какие-либо достоверные данные о существовании на этом участке более раннего православного храма не известны широкому кругу историков. Но главный аргумент это то, что храм был отнят если не сказать украден у католиков, соответственно, с точки зрения морали, храм должен быть возвращён законным владельцам. Можно провести следующую аналогию… Есть и ещё один храм символ Гродно — Коложская церковь. Достаточно представить, что храм частично разрушился бы, был бы передан властью католикам, без согласия православной общины, перестроен в костёл, а через некоторое время взорван. Правильным ли было бы Коложу восстановить именно в первозданном виде, как православную церковь XII века, и после восстановления передать православным? Ответ, думается, вполне очевиден. Автору случалось слышать контраргумент, что, мол, католики не протестовали против передачи храма. Во-первых, этот вопрос нуждается в дополнительном изучении, а во-вторых, как остроумно заметил белорусский историк Дмитрий Дрозд «можно было попротестовать — только сразу котомку в Сибирь заготовить». Вопрос 3. Кому стоит отдать храм?
Короткий ответ: Храмом может владеть город, католическая община или же православная, а также обе эти общины совместно. Тезис: 1. Наибольшие права на храм, безусловно, имеют католики, но во избежание межконфессиональных разногласий он, теоретически, может принадлежать городу или же быть в совместном владении двух конфессий. Аргументация: Имеет смысл уточнить, что автор считает опасность спора верующих несколько надуманной. Знакомство с вышеизложенными фактами приведёт большинство людей к убеждению, что здание по праву может принадлежать католикам. Аргументы же подобные такому: «у католиков костёлов полно, давайте построим православным церковь напротив! Если православным не хватает храмов, то их можно построить, в том числе и в центре, но легендарный католический храм должен, по крайней мере, быть восстановлен в изначальных формах, и иметь более ценный, в архитектурном и историческом планах, облик, а не наружность казённого псевдорусского стиля. Однако из ответа администрации на очередной вопрос о восстановлении храма следует, что там всё же опасаются конфликта. Что ж… Храм мог бы принадлежать и православным, но облик его должен соответствовать изначальному. Выше уже аргументировано это утверждение.
Логичным компромиссным решением, было бы решение оставить здание городу, в качестве концертного зала и или галереи. Очевидно, однако, что администрация не горит желанием вешать такое здание на баланс. Кроме того, сама структура храма открывает путь к совместному, так сказать компромиссному, владению Фарой. Храм имел часовню, принадлежавшую роду Халецких. Построив аналогичный объём с противоположной стороны, можно отдать одну из построек в собственность православной, а другую во владение католической общины, основное помещение храма можно при этом оставить концертным залом. Есть и пример подобного решения. Сходным образом решён вопрос собора в Калининграде, где действуют евангелическая и православная часовни, а сам храм является концертным залом. Есть и другой пример совместного владения — Храм Гроба Господня в Иерусалиме. История Фары Витовта даже слегка смахивает на историю этого великого восточного храма. Допустимы некоторые элементы других эпох.
Здание может принадлежать городу и быть концертным залом картинной галереей, музеем и т. Возможно и даже желательно совестное владение храмом, то есть он может принадлежать общинам этих двух конфессий. Гражданам Беларуси следует взять пример с соседей, восстановивших свои национальные символы. Пока же горожане и гости города над Неманом могут осмотреть памятный знак на месте костёла и апсиду костёла бернардинцев, с готическими окнами — образцом для неё послужила апсида Фары Витовта. Как-то автор высказывал на своей странице в соц. Эти вещи можно было бы разместить в символической могиле Батория, созданной в восстановленной Фаре Витовта. Подобным образом поляки перезахоронили последнего короля Станислава Августа, перенеся фрагменты его вещей из Волчина в Варшаву. Само тело короля не было найдено и осталось в белорусской земле. Подобный символический шаг в отношении Батория, который хотел быть похороненным в Гродно, был бы весьма уместен, ведь это не только выдающийся монарх, но и единственный великий князь ВКЛ, прямо выразивший желание быть похороненным в одном из городов будущей Беларуси. При создании могилы Батория, впрочем, можно обойтись и без неких вещей короля.
Можно создать символическую могилу — кенотаф, на подобие того, который создали родственники Антония Тизенгауза в иезуитском храме. Быть может и целый ряд символических могил великих людей умерших в Гродно, но похороненных в иных местах, мог бы разместиться в возрождённом храме. Родственники Антония Тизенгауза определённо понимали, что его символическая могила уместна в величайшем барочном храме города, то есть в костёле иезуитов. Об этой выдающейся святыне и кенотафе Тизенгауза пойдёт речь ниже. Храмы иезуитов Прежде, чем рассказывать об иезуитском костёле Франциска Ксаверия, стоит поговорить об иезуитском строительстве в целом.
Праздничное богослужение из Фарного костела Гродно будут транслировать в прямом эфире 25 декабря 2020 — 09:33 Службу будет вести епископ Александр Кашкевич. Телеканал «Гродно Плюс» 25 декабря в 15. К слову, с мая еженедельно по воскресеньям телеканал «Гродно Плюс» вместе с Гродненской епархией римско-католической церкви организует прямые эфиры богослужений.
Определяясь, кому отдать свой голос, надо исходить из оценки стремления кандидата в депутаты трудиться на благо людей, всемерно поддерживать миролюбивую политику нашего государства, подходить к решению каждого вопроса взвешенно и продуманно, опираясь на мнение своих избирателей. Единый день голосования послужит консолидации общества, позволит каждому избирателю комплексно увидеть и понять, как выстраивается политическая и общественно-гражданская вертикаль, оценить взаимосвязь и слаженную работу всех ветвей власти. Другие новости:.
В ночь с воскресенья на понедельник 14 июля 1942 года партизанский отряд под командованием Георгия Картухина разгромил вражеский гарнизон в Озерах. Народные мстители открыли ворота гетто. Однако, как позже рассказывал один из партизан по фамилии Потапов, уйти в лес согласились только 17 человек. К сожалению, многие не поверили, что их собираются уничтожить, и отказались бежать. Гетто в Озерах стерли с лица земли осенью 1942 года. Нацисты собрали всех, у кого были лошади и повозки, у ворот на рыночной площади. Евреям приказали садиться в повозки по 8-9 человек. До самого вечера из Озер в Гродно следовали колонны из 50-60 телег с живым грузом. Опустевшие жилища фашисты еще раз обыскали: всех, кто не мог передвигаться либо попытался скрыться, расстреляли на месте. Брошенные в спешке вещи и ценности гитлеровцы вывезли и продали. В сохранившихся документах немецких оккупационных властей указано, что выручка за имущество заключенных гетто в Озерах составила 57051,09 рейхсмарки. Оттуда их перевели в транзитный лагерь Колбасино. Но в конечном счете всем была уготована одна судьба — смерть в концлагерях Треблинка и Освенцим.
Православная молодежь г. Гродно посетила приходы Брестской епархии .
В День Независимости в Гродно ксёндз пытается похитить телефон посетительницы. — новости Гродно. Крестный ход в честь праздника Божьего Тела прошел вечером 16 июня по улицам Гродно. Статья автора «Новости Гродно » в Дзене: Гродненские католики праздновать Пасху начали уже в семь часов утра в воскресенье 9 апреля.
3я неделя адвента. Grodno Katedra 11.12.2022
Белорусская ассоциация журналистов > Новости > Пропагандистка Бондарева исправила свой пост о медиа Вероятно, она проиграла суд гродненскому порталу. С 17 по 21 марта, на первой седмице Великого поста, в Покровском кафедральном соборе города Гродно будет пребывать великая святыня – частица Честного Пояса Пресвятой. Has a long teaching experience as a teacher at the Grodno State Music College.
Рассказ про св. Франциска Ксаверия 20.11.2022 Гродно Катедра
Фото: Newgrodno. У нас есть для вас идея — дворцово-парковый комплекс в Святске. Находится он в двух десятках километров от Гродно, по пути на Августовский канал, и считается одной из архитектурных жемчужин региона. Несколько лет назад здесь началась масштабная реконструкция, сейчас же гости вновь могут прикоснуться к истории.
Правда, вход на территорию платный. Прогулка по каменным дорожкам, вековым аллеям и набережным прудов обойдется в 5 рублей с человека, пишет издание Newgrodno. Дворец возведен в 1779 году по проекту итальянского архитектора Джузеппе Сакко.
Во время реставрации зданию вернули первоначальный облик. Смотрится действительно впечатляюще.
Храмы иезуитов Прежде, чем рассказывать об иезуитском костёле Франциска Ксаверия, стоит поговорить об иезуитском строительстве в целом.
Строительство иезуитов в Гродно, на момент публикации книги, утопает в противоречивой информации, несмотря даже на значительную историческую важность событий связанных с этим интереснейшим католическим орденом. Первым иезуитским храмом, как уже было сказано выше, должен был стать храм известный позднее как Фара Витовта. Стефан Баторий прилагал большие усилия для организации иезуитского коллегиума в Гродно.
Король даже писал Папе Римскому, чтобы решить этот вопрос. Несмотря на все усилия, увидеть в Гродно филиал ордена иезуитов королю не удалось. Баторий, согласно данных Юзефа Иодковского, завещал членам «Общества Иисуса» 10 000 злотых и скончался в гродненском Старом замке.
Новая попытка создать в городе иезуитский филиал была предпринята в первой половине XVII века. Авторы в публикациях называют Станислава старостой Гродно, но его имя отсутствует в списке людей, занимавших эту должность. Первоначально иезуиты якобы жили в доме Мосальского.
Первые годы они действовали при Фаре. Считается, что они служили в часовне Халецких, пристроенной к фарному храму. Долгое время данные о завершении строительства собственной иезуитской церкви в 1663 году считались абсолютно точными, пока не были поставлены под сомнение Ежи Пашендой, который указывал на то, что предполагаемый строитель храма — епископ смоленский Франтишек Далмат Исаковский, умер в 1654 году, сбежав из Смоленска, на который наступали московские войска.
Даты постройки храма в 1647 и 1667 годах появляются в литературе, согласно Пашенде, благодаря конституциям сейма, которые утверждают фундации иезуитом. Однако следует отметить, что неучастие Исаковского в завершении строительства костёла не опровергает утверждение о строительстве иезуитского храма в 60-х годах XVII века. Конституция Сейма 1647 года указывает на то, что храм иезуитов ещё не построен: «должны быть построены церковь и коллегиум…» Ревизия гродненской экономии от 1650 года, перечисляет здания иезуитов, но не упоминает костёл.
Все это позволяет с определённой уверенностью утверждать, что в 1650 году в Гродно ещё не было иезуитского костёла. Но уже в 1654 году один из иезуитов был упомянут под названием praefectus fabricae templi, что можно перевести как «глава храмовой фабрики», то есть начальник строительства. Вот к этому периоду и можно отнести начало строительства иезуитов в Гродно.
Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола. Однако московские рати уже приближалась к городу. Вскоре они захватили Гродно, помешав планам отцов-иезуитов.
Кровавая война Московского государства и Речи Посполитой повлияла на город самым негативным образом. Гродно был очень сильно разрушен. После окончания главной фазы боевых действий, в начале 60-х годов XVII века, иезуиты смогли вернуться к строительству в Гродно.
В 1664 году, в храм была принесена чудотворная икона Божией Матери Снежной, которая и теперь украшает иезуитский костёл Франциска Ксаверия. Значит, к этому году храм уже должен был быть построен. В 1666—1667 годах к костёлу пристроили каменный пресбитерий.
В завещании Юрия Михаила Бяницкого, сделанном в 1663 году, есть просьба похоронить его в иезуитской церкви в Гродно. В документах епископа Гродненского Варфоломея Вышамерского указывается, что костёл действовал в 1663 году. Таким образом, можно утверждать, что храм иезуитов действительно был построен в период с 1663 если взять шире, то 1662 до 1667 года.
Можно предположить, что в документах ошибочно указана не дата постройки — 1663 год, а только имя Франтишка Исаковского, который к тому времени уже умер. Само указание на возведение храма в 1663 году представляется достоверным, поскольку существование храма в 60-х годах XVII века подтверждается другими документами. Правдивой выглядит и информация, данная в визитации храма 1820 года, о строительстве в 1663 году именно каменного костёла.
Существование деревянной иезуитской церкви в первой половине XVII века ставится под сомнение польским исследователем Пшемыславом Боровиком. В 1673 году сейм, собравшейся в Варшаве, утверждает решение о проведении сеймов в Гродно, таким образом превращая город во вторую политическую столицу страны. Иезуиты, стремившиеся иметь наиболее превосходные храмы в главных городах Речи Посполитой, решают построить в Гродно более значительный храм.
В 70-х годах XVII века 1678 году, согласно Ежи Пашенде началось строительство нового храма, неподалёку от уже построенного костёла. Новый храм иезуитов, это существующий сейчас костёл Св. Франциска Ксаверия, который был освящён в 1705 году.
Итак, вот предполагаемая хронология строительства иезуитских храмов в Гродно: 1. Другая половина XVI века 1579—1586 Е. Квитницкая, 1584—1587 Е.
Пашенда — строительство Стефаном Баторием иезуитского храма, позже известного как Фара Витовта. Иезуиты не приняли храм. Первая половина XVII века 1622 г.
Строительство в 60-х годах XVII века в период с 1662 до 1667 года каменного храма, так называемого костёла Петра и Павла. Предположительно, храм сохранился в качестве одного из корпусов коллегиума. Пашенды храма Франциска Ксаверия.
Освящение храма Франциска Ксаверия в 1705 году. Подробный рассказ о, собственно, самом иезуитском храме Франциска Ксаверия, стоит начать с одной цитаты, описывающей костёл, авторства которой принадлежит популярному в ЖЖ белорусскому блогеру Anonimusi. Иезуитский костёл Франциска Ксаверия.
Я много читала о нем, а летом 2014 года нам с мужем посчастливилось лично в нем побывать. Все слова, все ранее прочитанное не шло ни в какое сравнение с тем, что мы увидели. Скажу честно, от изумления не могли не только разговаривать, но и двигаться.
Так и стояли у порога, широко открыв глаза и рты». Можно себе представить какое впечатление производил этот выдающийся храм на прихожан прошлого. Освящение иезуитского костёла Франциска Ксаверия провёл бискуп Теадор Потоцкий.
Как уже было сказано выше, церемония состоялась в 1705 году. По сообщению некоторых источников, царь неплохо провёл время в Гродно: молился на коленях в костёле, а потом смотрел представление иезуитского театра, и даже требовал выпустить на сцену чертей. В то время костёл имел вид отличный от известного горожанам XXI века.
У храма изначально был более скромный фасад, в духе так называемого сарматского барокко, а башни имели на ярус меньше. Иезуиты занимались украшением своей святыни большую часть XVIII столетия: заказывали великолепные алтари, создавали пышные барочные купола на башнях храма, делали роспись интерьера. Так продолжалось, пока их орден не был упразднён.
Есть основания предполагать, что монахи так и не успели завершить декорирование огромной гродненской святыни, поэтому, к примеру, купол, так и остался без росписи… Впрочем, католическая церковь продолжает украшать костёл и во втором тысячелетии. Теперь можно перейти к подробному анализу иезуитского костёла, как произведения искусства, обладающего исключительной, по меркам Беларуси, художественной выразительностью. По мнению автора: храм является одним из величайших памятников церковного барокко в регионе, превосходящим, по совокупности своих художественных достоинств, любой другой барочный храм Речи Посполитой.
Это одна из самых больших по площади барочных базилик в Восточной Европе. Длинна храма 60 метров, ширина в трансепте 33. Главный фасад костёла достаточно сдержанно, но в то же время не без искусности, украшен рядами пилястр с лепными капителями.
Под центральным треугольным фронтоном расположена украшенная рокайльной лепниной ниша, со скульптурой святого покровителя костёла, Франциска Ксаверия. На фронтоне находятся две небольшие скульптуры святых. С двух сторон от главного входа, в нишах, расположены крупные деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла.
Главный купол имеет диаметр 13 метров. Небольшими куполами накрыты две часовни у апсиды костёла. Интерьер храма иезуитов в начале XX века.
Как и положено великому храму гродненский иезуитский костёл имеет копию. Гродненский объект был взят за образец для постройки костёла доминиканцев в Ружаностоке. Интерьер костёла буквально переполнен произведениями искусства.
Прежде всего стоит отметить главный алтарь — шедевр барокко. Это один из самых высоких деревянных барочных алтарей Европы, его высота 21 метр. Фундаторами такого выдающегося произведения сакрального искусства называют Самуэля и Констанцию Лозовых.
Его автором является скульптор Ян Кристиан Шмидт. Этот мастер был представителем целой династии искусных резчиков по дереву. Сохранилось некоторое количество образцов его искусства, отличающихся вполне характерным почерком, но всё же главный алтарь гродненского иезуитского костёла стал наиболее сложным и выдающимся произведением скульптора, безусловной вершиной его творчества.
Не раз и не два некоторые из тех, кто стоял перед алтарём иезуитской Фары, пытались пересчитать сколько скульптур украшают эту жемчужину барокко. Да, задача не так проста. Итак, сколько же на самом деле скульптурных изображений на этом алтаре?
Попробуем посчитать. Это можно делать по-разному, так как некоторые изображения объединены в скульптурные группы и их можно считать либо как одну скульптуру, либо по отдельности. Кроме того, в данном случае будут учитываться только антропные, антропоморфные и анималистические, то есть подобные людям и животным, скульптуры.
Сначала рассмотрим так называемую алтарную стенку или ретабло retabulum , которая и привлекает к себе особое внимание. На её первом ярусе находится 20 скульптурных изображений, считая двух львов на гербе Заремба и пять рельефов пьедестала, на котором стоит статуя Франциска Ксаверия. Во втором ярусе 15 скульптур, вместе с классическими атрибутами четырёх евангелистов.
В третьем ярусе 14 скульптурных изображений, вместе с атрибутами женщин, аллегорически представляющих континенты. Эти великолепные скульптуры имеют свои собственные оригинальные «игрушки». Две из четырёх «континентальных» дам обладают особенно интересными предметами: Африка — своеобразным слоновьим шлемом и львом, Америка — существом, напоминающим крокодила и отрезанной индейской головой.
Кроме того, окошко апсиды, в котором находится витраж, обрамляют 14 ангельских ликов. Этот концепт соответствует оформлению главного алтаря Собора Святого Петра в Риме, а изображающий голубя Святой Дух витраж гродненского костёла, очень похож на аналогичный в главном католическом храме Рима и всего мира. Таким образом, алтарную стенку украшают 63 достаточно крупных антропных, антропоморфных и анималистических скульптурных изображения!
И это без распятий, и без учёта скульптур, представляющих объекты не подобные людям и животным, к примеру, без учёта сложных барочных ваз, венчающих алтарь. Кроме алтарной стенки в структуре алтаря есть ещё и так называемый ящик для реликвий или табернакулум tabernakulum. В гродненском фарном костёле он имеет украшения в виде великолепной рокайльной резьбы и нескольких скульптур.
Кроме этого, золочённой резьбой с изображениями ангелов украшен и собственно сам алтарь, то есть своеобразный ящик-стол для ритуалов. С учётом распятий, все элементы структуры главного алтаря гродненского иезуитского костёла, украшает более 70-ти антропных, антропоморфных и анималистических скульптурных изображений! Отцы иезуиты активно влияли на проект алтаря, в частности указывая какие именно скульптуры должны быть изготовлены.
С первых минут после открытия в залах уже есть посетители. Интерес туристов огромный — увидеть детали быта правителей прошлого приезжают туристы со всего мира. Тем более на этот раз к экспозиции добавились три помещения — баня, каплица короля и покои его секретаря. Печи, кстати, гордость музея.
Их создавали заново с нуля по найденным здесь же в замке осколкам кафеля. Именно в стиле той эпохи реставрируется замок. Здесь он любил отдыхать, когда приезжал на охоту в Гродненскую пущу. И, конечно, ходил в баню, которая занимала весь этаж башни.
Мария Усманова, заведующая научно-просветительским отделом Гродненского государственного историко-археологического музея: «Отделана баня декоративными деревянными панелями. Такое было модно в средние века. И это прекрасно перекликается с деревянным кессонным потолком. Отделка бани деревом — традиция давняя.
Во-первых, это сохраняет тепло, также создает естественную вентиляцию.
Декабристов 2. Творческая акция "Боевая агитбригада" прошла в 557-й инженерной бригаде Гродно 2. Владимир Караник выдвинут кандидатом в состав президиума Всебелорусского народного собрания 9. В Коложской церкви состоялась торжественная церемония гашения почтовой марки 4. Совсем не весенняя погода пришла в Гродненский регион 2. Молодёжь Гродненщины готовится к Всебелорусскому народному собранию 4. В республиканском субботнике приняли участие почти два с половиной миллиона человек 9. Александр Лукашенко провёл кадровый день 0.
Более 310 тысяч жителей Гродненской области приняли участие в республиканском субботнике 3. Соревнования по шахматам на призы Белорусского фонда мира прошли в Гродно 2. Нынешней весной в Неман выпустят две с половиной тысячи особей различных видов рыб 2. Гуманитарный колледж отметил 125-летие со дня основания 2. Современная симуляционная лаборатория открылась в ГрГМУ 1. В 2023 году в Гродненской области уменьшилось количество детей, родители которых лишены прав на них 2. Лидские пограничники изъяли второй за два дня беспилотник 1. В Гродно прошёл молодёжный фестиваль-конкурс «Медиасфера-2024» 1. Весенний сев необходимо провести в оптимальные сроки с соблюдением всех технологий 4.
В Гродненской области стартовал открытый конкурс детского рисунка "Наследники Победы" 4. В Гродненском районе проходят рейды в рамках акции «За безопасность вместе» 5. В Гродно прошли областные соревнования работников сбытовых подразделений 3. Житель Слонимского района незаконно выловил 38 кг рыбы 1. В Гродненской области прошёл конкурс видеороликов «Фликер — наш друг» 3. Гродно принимает участников республиканского краеведческого форума 2. Более 56 тысяч человек по всей стране присоединились к республиканской акции «Аднавiм лясы разам! Для проекта "Живая память благодарных поколений" стеклозавод "Неман" передал фонду Талая 200 колб 3. Спасателям Принеманья пришлось дважды выезжать на вызовы, чтобы помочь гражданам 1.
В Гродно продолжается реализация масштабного проекта по возведению новой городской больницы 1. Съёмочная группа ТРК «Гродно» познакомилась с ходом посевной кампании в области 6. В 2023 году снизилось количество преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних 2.