Дважды Менделеев выезжал для осмотра сыроварен Верещагина в Тверскую губернию. Таким образом, Менделеев нашел оптимальный путь презентации своей работы: доклад Н.А. Меншуткина, редактора ЖРХО, от имени автора предстоящей публикации, при этом без риска излишних словопрений.
Детские годы и воспитание
- Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни
- Человек и закон: Дмитрий Менделеев и его периодическая система
- К 190-летию Дмитрия Менделеева
- Дмитрий Менделеев — биография
- Периодический закон
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни
Учитель по созвучию "мену делать" вписал и отца под фамилией Менделеев». Но это только одна из версий. Возможно, соседский помещик имел отношение к семье, и по другой версии он был крестным отцом Ивану Павловичу, что и сказалось при выборе фамилии. Впрочем, никаких подтверждений этой связи не было. Будучи консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства, в 1892 году Дмитрий Иванович изобрел универсальный вариант бездымного пороха «пироколлодий». Многие считали, что он украл европейскую формулу. В действительности российский ученый ее во многом превзошел. Правда, так вышло, что сотрудники американского военного ведомства раздобыли рецептуру Менделеева и запатентовали ее у себя.
В 1899 году Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения застоя железной промышленности. Итогом стала книга «Уральская железная промышленность в 1899 году», где ученый наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. Эта идея была претворена в жизнь уже в советское время. Рабочий кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева. В 1875 году он предложил проект стратостата объемом около 3600 кубических метров с герметической гондолой, предполагая использовать его для подъема в стратосферу. Эта идея была осуществлена лишь в 1924 году, но в 1878 году, находясь во Франции, Менделеев поднимался на привязанном аэростате Жиффара, а в 1887 году совершил подъем на воздушном шаре близ Клина. Он поднялся на высоту три километра и пролетел 100 километров.
Его монография «О сопротивлении жидкости и о воздухоплавании» имела большое значение и для кораблестроения. Кстати, именно Менделеев первый предложил использовать Северный морской путь и обосновал его экономическую целесообразность. Он же и принял участие в проектировании первого в мире ледокола арктического класса. Судно получило имя «Ермак», было построено на верфи британского подрядчика к 1898 году, прошло Первую мировую и Великую Отечественную войны и водило караваны по Севморпути вплоть до начала 1960-х годов. Еще одним увлечением ученого, помимо науки, можно назвать изготовление чемоданов. Заниматься он начал этим еще в молодости: когда из-за войны в Симферополе была закрыта гимназия, Менделеев начал делать чемоданы. Это его так увлекло, что на протяжении всей жизни Дмитрий Иванович делал дорожные сумки.
Ученый заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель, занимался вопросами приборостроения. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Он был четырнадцатым ребенком в семье. Воспитывала его мать, поскольку отец будущего химика вскоре после его рождения умер. В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию.
А 1-го марта была опубликована в журнале. Я заинтересовался возможностью прогнозирования открытия новых химических элементов. Простыми словами, мне было интересно узнать, а можно ли самому определить атомную характеристику неизвестного элемента в домашних условиях. Относительные показатели атомной массы от кол-ва электронов первых 10 х. Менделеева Рис. Относительные показатели зависимости атомной массы от кол-ва электронов последних 10 х. Менделеева Проведённый мной математический анализ основан изначально на абсолютных показателях, т. Затем проводил другой математический анализ, в котором брались атомные массы элементов и делились на количество электронов атома этого элемента. Это анализ по относительным показателям, так как они более точны. Результатом этого анализа являются графики, которые показывают, что масса каждого последующего химического элемента больше приблизительно на равный показатель в сравнении с предыдущим элементом рис. Дело в том, что количество электронов равно порядковому номеру элемента в таблице, из этого получается, что чем дальше в просторах таблицы находится элемент, тем больше электронов у него и тем больше его масса. К примеру, у водорода, первого по расположению элемента всего один электрон, а у крайнего 118-го их 118, это вещество является радиоактивным. В результате проведённого опыта я открыл такое понятие, как удельная атомная масса, приходящаяся на 1 электрон. Вернёмся к Менделееву. В 20 веке с его теорией, основанной на атомной массе, как на главном признаке элемента не согласился английский физик Эрнест Резерфорд. В 1911 году стало известно, что величиной постоянной химических элементов является заряд ядра, о чём Менделеев не догадывался. Периодический Закон учёные часто называют нулевым законом мироздания, поскольку именно он является фундаментом всех последующих научных открытий. В наше время Периодическая система химических элементов Д. Менделеева — основа современной химии и физики, отражающая закономерность явлений, существующих в природе. В 1871 году окончательно объединил идеи в Периодический Закон. Учёный предсказал характеристики трёх новых химических элементов и описал их химические свойства. В дальнейшем расчеты химика полностью подтвердились — галлий, скандий и германий полностью соответствовали тем свойствам, которые им приписал Менделеев. Может быть, заряд ядра на самом деле не главная черта элементов, а лишь одна из них.
Характерный факт: в 1900 году министр народного просвещения П. Ванновский предлагал Менделееву быть его заместителем, но ученый отказался. Педагогика «жизненного реализма» Начало ХХ века — время, связанное с выработкой Менделеевым собственной целостной и самобытной философии образования «жизненного реализма». Ключом к пониманию сущности, напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы педагогических идей и взглядов, может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным». Наполняя понятие педагогики «жизненного реализма» конкретным смыслом он писал в «Учении о промышленности»: «Для меня же лично, для светлого будущего России кажется важным препятствием только один недостаток — широкого современно-реального образования, развивающего понимание и обладание природой, разумность, умение и настойчивость в личной предприимчивости вместе с должным уважением как к трудолюбию и бережливости, так и к пытливости, к истории и силе науки». Непрерывное образование как социальный лифт Дмитрий Иванович указывал, что образование не заканчивается в средней или высшей школе, оно продолжается «в процессе жизнедеятельности каждого человека». В «Заметке по вопросу о преобразовании гимназий» Менделеев отмечал: «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности», то есть талантливые учащиеся низших училищ могут переходить со ступени на ступень вплоть до высших учебных заведений. Под непрерывностью образования Менделеев понимал возможность для талантливых выпускников низших училищ беспрепятственно переходить в высшие заведения. В данной связи он предлагал развивать сеть учебных заведений таким образом, чтобы начальная школа была в каждой деревне, младшие классы средней школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высшие учебные заведения — в каждом губернском центре. В последние годы научно-педагогического творчества Дмитрий Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия «непрерывность образования». Теперь эта категория включала в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его самодостаточность, взаимосвязь всех типов образования — общего и университетского, профессионального и технического. Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть доступным для всех сословий». Сегодня мы бы сказали, что образование, по его мысли, могло и должно было играть роль социального лифта, поднимая на поверхность наиболее талантливых детей. Развитие всех способностей учащихся Дмитрий Иванович Менделеев определил значение каждой ступени образования, и эта трактовка отличалась от принятой в современной ему системе образования. Роль начального образования, по его мнению, состояла в том, чтобы «дать грамотность и основы нравственности», то есть то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе. Содержание начального обучения должно было носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и «приучение к труду, к умению жить в обществе». Развитие индивидуальности предполагало и иное содержание образования в средней школе, отличное от того, которое давало в то время классическая гимназия. Главная задача среднего образования — это развитие индивидуальных особенностей личности учеников, сознательного отношения к окружающему миру, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Здоровой педагогикой Менделеев называл ту, которая стремится развить в ученике все стороны и качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые. В данной связи ученым был высказан ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе. В частности, он предлагал сократить срок обучения, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами. Обучение не должно создавать препятствий для развития ребенка, а к таким препятствиям Менделеев относил мертвые языки и экзамены, отнимающие время, которое можно было бы потратить на учебную деятельность. Это отразилось в перечне предметов, которые надлежало изучать в гимназиях. Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана. Он считал необходимым сокращение курса среднего образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. По его убеждению, «весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку латинскому , а своим». И речь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным. По его убеждению, экзамены оправданны только там, где необходимо установить соотношение между спросом желающими поступить и предложением количеством мест в высшем учебном заведении. В средней школе важнее общее развитие, движение ученика, его желание и способности учиться, которые и должны оцениваться учителями, хорошо знающими каждого ученика. Служить общественному прогрессу Особое внимание Д. Менделеев уделял проблемам высшего образования. Им было четко обозначено его предназначение — «служить общественному прогрессу, общему народному благу, осуществить связь между индивидуальными возможностями молодых людей и общественными нуждами». Мыслитель полагал, что в высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретные специальные знания в профессиональной подготовке должны опираться на глубокие общенаучные знания. Высшую школу должен был отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с промышленностью. Ученый видел в высших учебных заведениях источник создания в России национальной интеллигенции, способной самостоятельно развивать науку, технику, культуру страны. Менделеев подчеркивал в данной связи, что «нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, то есть всю русскую действительность, для того чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Что касается собственно образовательного процесса в высшей школе, то его смысл Дмитрий Иванович видел «в соединении абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью». Он считал, что знание уже известного не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений, они должны «воспитывать лиц, способных впоследствии идти в область неизвестного, пытливых, обладающих возможностями, необходимыми для достижения еще не известных областей знания». И это главное отличие высшей школы: подлинно научный уровень преподавания, постоянное стремление двигать науку вперед. Менделеев особое значение придавал подготовке учителей как высокообразованных специалистов, способствующих самостоятельному развитию своей страны.
Популярные темы сообщений
- Менделеев, Дмитрий Иванович — Википедия
- Заключение
- Открытие Д. И. Менделеева
- Периодический закон Менделеева, суть и история открытия
День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого
Несмотря на оглушительный успех своего открытия, Менделеев предпочёл реализовать себя в других областях науки, нежели чем всю жизнь посвятить исключительно химии. летию со дня рождения еева. 1. Дмитрий Менделеев был 17-м ребёнком в их большой семье. Однажды осенью 1875 года, просматривая доклады Парижской академии наук, Менделеев обратил внимание на сообщение французского химика Поля-Эмиля Лекока де Буабодрана об открытии нового элемента, названного галлием (в честь Франции, но по ее латинскому. 10 основных вкладов Дмитрия Менделеева в науку, включая периодическую таблицу Менделеева, предсказание элементов и другие достижения в химии.
Периодический закон Менделеева, суть и история открытия
Менделеев Дмитрий Иванович - Российский ученый - Биография | Дмитрий Иванович Менделеев — востребованный своим временем гений, один из тех ученых, чьи научные интересы не ограничивались узкой специализацией и которых называли энциклопедистами. |
Человек своеобычный / | В марте 1869 года Д.И. Менделеевым был подготовлен доклад «Соотношение свойств с атомным весом элементов», посвященный периодической закономерности химических элементов. |
Дмитрий Менделеев | Таким образом, Менделеев нашел оптимальный путь презентации своей работы: доклад Н. А. Меншуткина, редактора журнала, от имени автора предстоящей публикации, и без риска излишних словопрений. |
Менделеев Дмитрий Иванович. Большая российская энциклопедия | Дмитрий Менделеев имеет множество разных интересов и увлечений, начинает заниматься научными открытиями. |
Биография Менделеева
Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907), российский химик, учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель; открыл один из фундаментальных. Выход в свет классического труда Менделеева "Основы. 19 октября 1875 года в докладе на заседании физического общества при Петербургском университете Дмитрий Менделеев выдвинул идею аэростата с герметичной гондолой для исследования высотных слоёв атмосферы.
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни
В данном сообщении очень кратко перечисляются основные научные направления, в которых работал Д.И. Менделеев, а основной упор сде-лан на рассказ о Дмитрии Ивановиче через его личное отношение к различ-ным людям и ценностям. Менделеев снял комнатку неподалёку от местной железнодорожной ветки и без труда определил количественный и качественный состав пороха. русский ученый, химик, создатель периодической системы элементов, профессор Санкт-Петербургского университета. учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки.
Человек и закон: Дмитрий Менделеев и его периодическая система
Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие | Наука и жизнь | Тут найдется полное раскрытие темы -Дмитрий Иванович Менделеев: вклад в развитие химии, Загружено: 2011-07-11. |
Биография Д.И. Менделеева | В своей докторской диссертации «О соединении спирта с водою» Дмитрий Менделеев доказал, что идеальное содержание спирта в водке — 40 градусов. |
Новости по теме: Дмитрий Менделеев | Вскоре стали поступать сообщения об избрании Менделеева почетным членом различных европейских университетов и академий. |
Доклад Таблицы менделеева (история и создания) сообщение | Биография еева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю. |
Все открытия Менделеева | Биография еева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю. |
Ученые люди. Дмитрий Менделеев
В 1859 году он сконструировал пикнометр — прибор для определения плотности жидкости, в 1860 году открыл критическую температуру абсолютного кипения жидкостей. В 1863 году вышел его учебник «Органическая химия», который был удостоен Демидовской премии. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета. Преподавал Менделеев и в других высших учебных заведениях. Открытие Менделеевым в 1869 году периодического закона стало не только одним из крупнейших событий в истории химии 19 столетия, но и в известном смысле одним из самых выдающихся достижений человеческой мысли минувшего тысячелетия.
Менделеев настоял также на включении в этот закон пункта, разрешающего факультативное применение международных метрических мер — килограмма и метра. Состояние Круг интересов его был настолько широк, что не ограничивался исключительно химией. К примеру, в 1863 г.
Разработка этой идеи имела огромное значение для российской промышленности, в которой стала стремительно развиваться нефтяная отрасль. Исследованиям нефти было посвящено более 150 работ Менделеева, что по праву делает его человеком-символом Тюменского нефтяного края. Задолго до создания герметической гондолы покорителем стратосферы Огюстом Пиккаром Менделеев в одной из своих статей выдвинул идею «прикреплять к аэростату герметически закрытый, оплетенный, упругий прибор для помещения наблюдателя, который тогда будет обеспечен сжатым воздухом и может безопасно для себя управлять шаром». Он изобрел также новый бездымный порох, но российское правительство, возглавляемое тогда уже не Витте, а Столыпиным, не успело его запатентовать, и изобретение уплыло за океан, хотя ученый предупреждал о последствиях такого разгильдяйства. В 1914 г. Сами американцы, смеясь, не скрывали, что продают русским «менделеевский порох». Менделеев стал одним из самых известных ученых всех времен и народов.
Его именем названы научные общества, конференции, чтения, Российский химико- технологический университет. Однако из-за неподходящей конъюнктуры и сложных отношений с братьями Нобель он так и не получил Нобелевскую премию. Впечатления Д. Менделееву поставлены памятники по всему миру.
Пикнометр Научный прибор пикнометр, одно из изобретений Менделеева Это прибор, который применяется для измерения плотности газообразных, жидких и твёрдых веществ, а заодно и одно из незаслуженно забытых, но важных изобретений Менделеева. Современные пикнометры основаны именно на изобретённом им приборе, просто благодаря новым технологиям они стали надёжнее и точнее, при этом принцип их работы не изменился. Историки утверждают также, что прототип пикнометра был изобретён ещё в XI веке арабским учёным Абу аль-Бируни, но об этом стало известно только в наше время. О существовании изобретения аль-Бируни в XIX веке никто даже не догадывался, так как оно к тому моменту было уже давно и прочно забыто. Сейчас он, кстати, очень высоко почитается, особенно на территории современного Узбекистана, где он некогда родился. Его имя носят улицы во множестве городов этой страны. Читайте также: 10 основных открытий Ломоносова Учение о растворах В ту эпоху само понимание растворов их свойств было во многом неправильным и искажённым, сказывались века антинаучной алхимии. Дмитрий Менделеев провёл бесчисленное множество экспериментов с различными химическими растворами, и это продвинуло химию вперёд очень значительно. Открытием Менделеева стало понимание того, что растворы невозможно понять, не разобравшись предварительно в их химизме, изменению их свойств в зависимости от температуры. Этой теме он посвятил 44 научных работы, и сам гордился ей не меньше, чем открытием периодического закона. Учение о растворах Дмитрия Ивановича неразрывно связано с его учением о химических соединения. Также он доказал, что при полном переходе жидкости в пар поверхностное натяжение жидкости и теплота испарения уменьшаются до нуля, что стало первым его крупным достижением.
Ученый придумал состав бездымного пороха, наладил его производство. Это изобретение принесло много пользы военному делу. Но главным открытием или как в мире говорят, научным подвигом Менделеева была Периодическая система элементов. Все, что нас окружает: земля, вода, воздух, предметы, состоят из мельчайших частиц. Это химические элементы. Во времена Дмитрия Менделеева было известно уже около 60ти химических элементов. Многие ученые пытались систематизировать, установить их в нужном порядке. Удалось создать такую таблицу только Дмитрию Менделееву. Он, учитывая атомную массу элементов, расположил их в определенной последовательности. В таком порядке периодически повторяются свойства элементов, то есть встречаются похожие. Получилась таблица, где были пустые места для новых, еще не открытых.
Создание периодической таблицы
- Менделеев Дмитрий
- Все открытия Менделеева
- Вы точно человек?
- Ученые люди. Дмитрий Менделеев
- Доклад Таблицы менделеева (история и создания) сообщение
Менделеев Дмитрий Иванович
Краткая биография русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Фотографии, заслуги и интересные факты о гении. великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. учителю, Доклад про Дмитрия Ивановича Менделеева. 10 основных вкладов Дмитрия Менделеева в науку, включая периодическую таблицу Менделеева, предсказание элементов и другие достижения в химии.
Человек своеобычный
За проявленное мужество Международный комитет по аэронавтике в Париже наградил Менделеева медалью французской Академии аэростатической метеорологии. Это был не последний полёт Дмитрия Ивановича. Часть достижений учёного окутана тайной и легендами. Главный миф о Менделееве — это приснившаяся ему Периодическая система химических элементов. Якобы в один из февральских вечеров после утомительного рабочего дня во сне Дмитрий Иванович увидел, как должны быть сгруппированы химические элементы, схожие по составу. В самом же деле Периодическая система появилась в результате усердной и кропотливой 25-летней работы Д. Об этом он рассказал репортёру газеты «Петербургский листок». Многим учёным приписывают открытия, которые не были ими сделаны. Так случилось и с докторской диссертацией Менделеева «О соединении спирта с водою». Про водку в работе учёного нет ни слова, поскольку она посвящена исключительно лишь свойствам смесей спирта и воды.
Но именно этот труд и стал причиной того, что многие и сейчас считают, что водку создал Д. В самом же деле этот 40-градустный напиток был изобретен ещё задолго до 1865 г. Помимо достижений в теоретических науках Менделеев известен и другими умениями. Учёный с превеликим удовольствием шил себе одежду, умел достаточно хорошо переплетать книги и клеить рамки для портретов. Он даже научился изготовлять чемоданы пристрастился к этому ремеслу, когда закрыли гимназию в Симферополе и у Дмитрия Ивановича не было работы. Всю жизнь в Санкт-Петербурге и в Москве знали учёного как лучшего чемоданных дел мастера. Ведь изделия Дмитрия Ивановича были добротными и качественными. Еще учёный изучил все известные в то время рецепты приготовления клея. Он даже сам придумал особую клеевую смесь, приготовление которой держал от всех в строгом секрете.
На протяжении своей жизни Д. Менделеев показал себя не только в химии, создав знаменитую таблицу своего имени. Великий учёный придумал множество потрясающих вещей как фантастических в своей недосягаемости, так и тех, что применяются в повседневном быту. Без него сегодня невозможно представить ни производства тканей, ни бытовой химии, ни измерительных приборов, ни печати.
Менделеев — участник Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Научные исследования Дмитрия Менделеева неразрывно связаны с потребностями экономического развития страны. Особое внимание он уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленности, выступая за экономическую независимость России.
Весной 1899 года по поручению министра финансов С. Витте Дмитрий Иванович возглавил научно-исследовательскую экспедицию на Урал, в состав которой также вошли профессор минералогии Петербургского университета Петр Земятченский, химик, кандидат Петербургского университета Семен Вуколов и технолог Главной палаты мер и весов Константин Егоров. В июне — июле ученые побывали на многих уральских заводах, а также рудниках, каменноугольных копях, охватив территорию от Богословского горного округа на севере до горы Магнитной на юге, от Перми на западе до Тобольска на востоке. Результаты этой экспедиции были опубликованы Менделеевым в работе «Уральская железная промышленность в 1899 году». Титульный лист книги «Уральская железная промышленность». Научный авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева огромен, только лишь список его титулов и званий включает более сотни наименований. Он доктор Оксфордского и Кембриджского университетов, член Национальной Академии США и Королевской академии наук Швеции, член физических и химических обществ многих стран, почетный член десятков университетов мира.
Иностранные ученые неоднократно выдвигали Менделеева на Нобелевскую премию, однако она так и не была ему присуждена. А 20 января 1907 года Дмитрий Иванович скончался от воспаления легких.
В1860-х гг. Меншуткин просьбу Менделеева исполнил и 6 марта ст. Собрания Общества начинались в восемь вечера и обычно продолжались часа два. В тот вечер было заслушано десять докладов, в основном по органической химии. Вряд ли у Меншуткина было более 10 минут на сообщение о системе Менделеева. В протоколе Общества сказано: «За отсутствием Д.
Менделеева обсуждение этого сообщения отложено до следующего заседания» ЖРХО, 1869, с. Следующее собрание состоялось 3 апреля того же года, но вопрос о классификации элементов ни тогда, ни позднее даже не поднимался. В литературе часто дискутируется вопрос: почему Менделеев сам не выступил с докладом о своем открытии? Ответы давались разные. На мой взгляд, главная причина, по которой Менделеев не решился сам докладывать коллегам о своем открытии, состояла в неразрешенности многих важных вопросов. В 1869 г. Возможно, была и другая причина «неторопливости» Менделеева в обнародовании своего открытия. Он прекрасно понимал, что никакой реакции на него не будет, как в силу периферийности темы, так и по причине весьма настороженного отношения к нему многих представителей российского химического сообщества.
Его студенческая и магистерская диссертация были не экспериментальными работами с неясными результатами; исследования капиллярности в Германии скорее относились к области физики, а докторская диссертация «Соединение спирта с водой» имела явно прикладную направленность… Это отношение с афористической краткостью выразил акад. Зинин: «Дмитрий Иванович, пора заняться работать». Но и игнорировать РХО Менделеев не мог, поскольку то была единственная профессиональная химическая среда в России, объединявшая химиков, работавших в самых разных местах. Именно в журнале Общества естественней всего было публиковать на русском языке статью об открытии закона, для чего необходимо было сделать хотя бы формальное предварительное представление ее на заседании РХО. Таким образом, Менделеев нашел оптимальный путь презентации своей работы: доклад Н. Меншуткина, редактора журнала, от имени автора предстоящей публикации, и без риска излишних словопрений. И только в научно-популярной литературе легковесно-пошловатого толка можно встретить утверждения о том, какое колоссальное впечатление произвело сообщение об открытии Периодического закона на членов РХО. Вопрос приоритета Вернувшись из командировки, Менделеев, вероятно, поинтересовался у Меншуткина, как прошло заседание, и тот сообщил, что по сути никакой реакции не было, и решено было вернуться к теме доклада в апреле.
Как показал П. По мнению М. Гордина, тот факт, что «русских» листков было вдвое больше «французских», означает, что «в тот момент целевой аудиторией Менделеева была российская, а не международная» Gordin, 2004, с. Заметим, что в отпечатанных в марте 1869 г. Тому были свои причины: Менделеев торопился утвердить свой приоритет. В России у него конкурентов не было, но за границей многие занимались классификацией элементов и, что называется, наступали ему на пятки. Если бы он включил в эти листки дополнительную информацию, то для их печати потребовалось бы предварительное цензурное разрешение, что заняло бы время Дружинин, 2019. А пока статья не вышла из печати, нужно было сделать хоть какой-то шаг для утверждения приоритета.
Заметим, что на беловом варианте «Опыта» Менделеев делает следующую запись: «Бумагу взять такую, по которой можно писать, но тонкую, чтобы было легко [по весу]». Согласно пояснению П. Дружинина, «пожелание легкой бумаги имело причину: Менделееву, человеку, умеющему считать деньги, требовалось, чтобы письмо не превышало минимального веса международных писем 15 г с учетом веса конверта и, возможно, сопроводительной записки , поскольку за отправку даже одного такого письма в государства Германского почтового союза в самом дешевом варианте взималось 14 коп. Как видим, Дмитрий Иванович не желал оплачивать из своего кармана даже дополнительные расходы по утверждению Периодического закона. Уже в начале апреля 1869 г. Разумеется, Менделеев осознавал недостаточность рассылки листков с «Опытом» для получения приоритетных гарантий. Дружинин, 2019. Сам Менделеев, изучавший немецкий язык в гимназии и в институте, а затем два года бывший на стажировке в Германии, тем не менее чувствовал себя в немецком неуверенно, особенно когда надо было написать научную статью.
Поэтому он воспользовался предложением одного из редакторов этого журнала, Ф. Бейльштейна, сдавать статьи и рефераты только на русском. Но Бейльштейн, крайне загруженный работой, отдал реферат Менделеева своему ассистенту по Технологическому институту А. Кедров 1953 , по свойственной многим советским и российским авторам привычке в любой ошибке или глупости видеть «вражеские происки», тут же безапелляционно заявил: «Такие искажения не могут быть случайностью; они свидетельствуют о явной злонамеренности составителя реферата, исказившего основное содержание великого открытия, сделанного русским ученым, и пытавшегося представить это открытие в виде простого сведения элементов в таблицу». Бонифатию Михайловичу даже не пришло в голову, что для сознательного искажения «основного содержания великого открытия» это содержание надо было еще понять и оценить его величие. А вот этого мы не наблюдаем в 1869 г.
Менделеева Иван Дмитриевич вспоминал, что однажды во время болезни отец сказал ему: «Ломит всё тело так, как после нашей школьной драки на Тобольском мосту». В 1841 году Д. Менделеева поступил в Тобольскую классическую гимназию. Среди учителей гимназии выделялся преподаватель русской литературы и словесности впоследствии известный русский поэт Пётр Павлович Ершов. Позже автору «Конька-Горбунка» и Дмитрию Ивановичу суждено было стать родственниками — первой женой Д. Менделеева была падчерица Петра Ершова. Здание Тобольской классической гимназии Университет, работа в Крыму Высшее образование Менделеев получил в Главном педагогическом институте Санкт-Петербурга. В 1855 году он с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета. Несмотря на возможность остаться в институте для подготовки к экзамену на степень магистра Менделеев не смог воспользоваться её по состоянию здоровья. Врачи настоятельно рекомендовали ему сменить сырой петербургский климат. В 1855 г. Менделеев был направлен старшим учителем в Симферопольскую мужскую гимназию. Однако, прибыв на место службы, он не смог приступить к работе: шла Крымская война 1853—1856 гг. Симферополь находился вблизи фронта, и гимназия была закрыта. Находясь в Симферополе Менделеев попал на прием к знаменитому русскому хирургу Н. Пирогову, оперировавшего в Крыму раненых солдат. Осмотрев молодого ученого хирург пришел к выводу, что ситуация не такая опасная, как считал лечащий врач Менделеева Н. Здекауэр, дававший самые неблагоприятные прогнозы. Пирогов определили, что внутренние кровотечения вызывал не туберкулез, а далеко не смертельный, а некоторых случаях даже не очень опасный, порок сердечного клапана. И от меня поклон передайте. Вы нас еще обоих переживете…». Слова великого хирурга окрылили Менделеева, и он с новыми силами принялся работать над магистерской диссертацией. Тихий Подготовка диссертаций В 1855 году Менделеев переехал в Одессу, где он получил место учителя гимназии при Ришельевском лицее. Здесь он работал и как учитель математики и физики, и как преподаватель естественнонаучных дисциплин. В Одессе Менделеев активизировал свои научные изыскания, продолжая интенсивно готовиться к экзаменам и защите магистерской диссертации Петербургском университете. Работу над магистерской диссертацией «Строение кремнезёмных соединений» Менделеев завершил через год. Ее защита прошла блестяще. С успехом была прочитана и вступительная лекция «Строение силикатных соединений». В конце января отдельным изданием в Санкт-Петербурге была опубликована кандидатская диссертация Д. Менделеева «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу». Менделееву была присвоена ученая степень магистра химии. А в январе 1857 года он был утвержден в звании приват-доцента Императорского Санкт-Петербургского университета по кафедре химии. Командировка в Германию В 1857 году Менделеев был командирован в Германию. Одним из ярких событий поездки в Европу стало участие Менделеева в составе делегации русских химиков в работе I Международного химического конгресса в г. Карлсруэ 1860 г. На конференции он познакомился современными направлениями развития химии, расширил круг академических связей, встретившись с известными европейскими учеными. Надо отметить, что в Гейдельберге Менделеев работал прежде всего как физик. В Германии он сделал значительное экспериментальное открытие: установил существование «температуры абсолютного кипения», при достижении которой в определенных условиях жидкость мгновенно превращается в пар. Кроме этого в 1859 г. Пикнометр - прибор для определения плотности жидкостей. Менделеев с друзьями по Гейдельбергу. Слева направо: Н. Житинский, А. Бородин, Д. Менделеев, В. Учебник по органической химии В 1861 г. Менделеев вернулся в Россию и в том же году всего за 2 месяца написал свой первый учебник — «Органическая химия». Впоследствии он опубликовал еще ряд работ, посвященных органической химии. Таким образом, Менделеев становится одним из первых теоретиков в области органической химии в России. За свою «Органическую химию» Менделеев в 1862 г. Защита докторской В 1863 г. В 1864 г.