Азербайджанцев оттуда депортировали в результате конфликта, а армяне уехали сами. В Тегеране очень опасаются роста азербайджанского национализма среди иранских азербайджанцев — как из-за победы Азербайджана во Второй Карабахской войне, так и из-за подрывных действий Турции, чьим вассалом на сегодняшний день является Баку.
Почему Армения ссорится с Азербайджаном, а голова должна болеть у России
Спикер НС Армении Ален Симонян заявил, что участники акций, протестующие против процесса делимитации госгрницы, с подачи третьей стороны пытаются разжечь конфликт между Арменией и Азербайджаном и обвинил их в том, что они хотят добиться ввода миротворцев. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих. Согласно официальной позиции Баку непризнанная НКР является оккупированной армянами территорией и под армянскими вооруженными силами Азербайджан подразумевает и собственную армию НКР.
Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном
В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира. Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана. Весь мир признает Нагорный Карабах как составную часть Азербайджана».
Провокации июля-августа 2020 года В июле 2020 года Армения совершила очередную военную провокацию в товузском направлении государственной границы Азербайджана. Цель провокаций заключалась в создании нового очага напряженности в регионе, переносе на второй план вопроса оккупации Арменией азербайджанских территорий, вовлечении в конфликт третьих государств и нанесении ущерба стратегической инфраструктуре Азербайджана. В результате одно гражданское лицо и группа азербайджанских военнослужащих, включая высокопоставленных офицеров, стали шехидами. Азербайджанская армия дала врагу достойный отпор, нанеся ему сокрушительный удар. Обратившись за поддержкой к Организации Договора о коллективной безопасности, Армения признала свое поражение. В августе 2020 года Армения, прибегнув к очередной военной провокации, заслала в Азербайджан диверсионную группу с целью совершения террористических актов. Однако 23 августа 2020 года эта группа была обезврежена, ее главарь задержан, таким образом, очередной террористический план провалился. Принятие Арменией военной доктрины и стратегии национальной безопасности агрессивного и наступательного характера, создание в Армении состоящих из гражданских лиц вооруженных добровольческих отрядов для участия в военных операциях против Азербайджана, призыв министра обороны Армении к «новой войне за новые территории», угрозы официальных лиц этой страны о нанесении удара по крупным городам и важной гражданской инфраструктуре Азербайджана, привлечение Арменией наемников и террористов из различных стран, приобретение большого количества оружия и пр.
Новый военный план Армении 21 сентября 2020 года Президент Азербайджана, председатель Движения неприсоединения Ильхам Алиев в своем выступлении на заседании высокого уровня в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном 75-летию ООН, заявил, что агрессивная риторика и провокации свидетельствуют о подготовке Арменией новой агрессии против Азербайджана: «Мы призываем ООН и международное сообщество сдерживать Армению от очередной военной агрессии. Ответственность за провокации и эскалацию напряженности ложится на военно-политическое руководство Армении. Армяно-азербайджанский конфликт должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана и на основе резолюций Совета Безопасности ООН». Но, к сожалению, мировое сообщество не предприняло никаких практических шагов для предотвращения последовательных провокаций и новых военных планов Армении. Еще больше воодушевленная этим Армения 27 сентября 2020 года со всех направлений перешла в наступление на позиции азербайджанской армии, применив тяжелую артиллерию, подвергла шквальному обстрелу населенные пункты. Тем самым армяно-азербайджанскому конфликту был положен конец, Азербайджан восстановил свою территориальную целостность. Азербайджан в одиночку разрешил данный конфликт, как на поле боя, так и впоследствии за столом переговоров. Победа, одержанная на поле боя, вынудила врага поднять белый флаг и сдаться, подписать акт о капитуляции.
Таким образом, на основании данного документа Агдамский, Кяльбаджарский и Лачинский районы были освобождены без единого выстрела. Создание Зангезурского коридора стало исторической необходимостью. Полное восстановление суверенитета После Отечественной войны Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев выступил с инициативой разработки мирного соглашения с Арменией на базе 5 основных принципов, включающих взаимное признание территориальной целостности и суверенитета друг друга. На состоявшейся 6 октября 2022 года в Праге в рамках Саммита «Европейского политического сообщества» четырехсторонней встрече Армения заявила о признании территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. В знак протеста против незаконной эксплуатации Арменией природных ресурсов на территориях Азербайджанской Республики, где временно размещен российский миротворческий контингент, 12 декабря 2022 года на участке дороги Лачин-Ханкенди, проходящем через территорию города Шуша, началась мирная акция протеста представителей неправительственных организаций и экоактивистов, которая продолжалась 138 дней. Тем самым завершился процесс полного восстановления территориальной целостности Азербайджана. Был положен конец злоупотреблению Арменией Лачинской дорогой, переброске ею оружия и боеприпасов и другим незаконным действиям. Однако провокации Армении и остатков незаконного режима не прекратились.
В результате антитеррористической операции, продолжавшейся менее одного дня, остававшиеся в регионе армянские вооруженные силы были полностью разоружены и выведены с территории Азербайджана, а остатки незаконного режима объявили о его ликвидации. Азербайджан положил конец сепаратизму и «серой зоне» на своей территории. Тем самым государственный суверенитет Азербайджанской Республики был полностью восстановлен. Выступая на параде, Президент Азербайджанской Республики, Верховный главнокомандующий Ильхам Алиев сказал: «Наши победоносные Вооруженные силы, подарившие нам этот день, проявив на поле боя храбрость, героизм, самоотверженность, изгнали врага с наших исконных земель. Это — большое историческое событие». Конфликт, ставший историей, и новая реальность В период оккупации Армения разграбила и уничтожила национально-культурное наследие на азербайджанских землях culturcide , разрушила города urbicide и другие населенные пункты, нанесла региону тяжелый экологический ущерб ecocide. На азербайджанских землях были размещены сотни тысяч мин и взрывчатых веществ. Армении не удастся уклониться от ответственности в правовой плоскости за совершенные в период конфликта многочисленные военные преступления против Азербайджана, акты массовой расправы и геноцида, террористическую деятельность, вандализм, она будет принуждена к выплате компенсации за причиненный Азербайджану тяжелый социально-экономический ущерб.
В настоящее время Азербайджан за счет собственных возможностей проводит в Карабахском и Восточно-Зангезурском экономических районах широкомасштабные работы по реконструкции и восстановлению. В рамках программы «Великое возвращение» тысячи бывших вынужденных переселенцев уже вернулись в родные края. До 2026 года предусмотрено возвращение на родные земли 140 тысяч бывших вынужденных переселенцев. Отныне мы будем вечно жить на этих землях. Больше никто не сможет сдвинуть нас с этих земель. Карабах наш!
Впрочем, столкновение интересов Америки и Турции происходят не в первые. Сейчас американские прокси — курды под наименованием «Сирийские демократические силы» при существенной поддержке со стороны США открыто воюют против турецкой армии на севере Сирии. В закавказском регионе происходит нечто странное — там цели геополитических противников США и Ирана — совпадают.
И на оборот цели союзников Турции и Америки — предельно противоположны. Турции вообще не нужна Армения, как независимая страна. Иран уже предпринимает конкретные действия и стягивает войска и бронетехнику к пограничной реке Арас. Есть сведения, что иранская армия уже навела через неё понтонные мосты, соединяющие иранскую и армянскую стороны. То есть ВС Ирана демонстрируют полную готовность вступить в войну на стороне Армении. Если это произойдёт Штатам ничего не останется, как — поддержать Азербайджан.
Конечно, в советский период религиозность населения упала, несколько снизился и авторитет церкви, несмотря на её несомненное укрепление.
Вторым столпом единения армян стал Нагорный Карабах, где сосредоточены огромные духовные ценности армянского народа, где веками стоят древние церкви и монастыри. Которые, как и первопрестольный Эчмиадзин, являются не только наследием армян и всей восточно-христианской цивилизации, но и всего христианского мира. Разрушат их азербайджанцы или нет? Такой опыт есть. Но могут и оставить, поменяв атрибуцию, - объявив «албанскими», как, например, средневековый армянский Дадиванк. Наконец третьим столпом армянства, на мой взгляд, оставалась историческая память и прежде всего - память о геноциде армян. И это тоже был значимый фактор армянского единства, хоть и трагический.
При правительстве Никола Пашиняна мы стали свидетелями изменения внешнеполитических приоритетов, в основу которых была положена новая идеология, базирующаяся на отказе практически от всех базисных ценностей, обусловивших существование армянского народа. А ключевым моментом возвращения Карабаха в собственность Азербайджана стало 6 октября 2022 года. В этот день в Праге в присутствии председателя Евросовета Шарля Мишеля, лидеров Армении, Франции, Турции, Азербайджана и под председательством французского президента Макрона Никол Пашинян письменно согласился на вхождение Арцаха в состав Азербайджана. Что получил Пашинян от Азербайджана взамен? Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. Ничуть не бывало. Нет такого признания со стороны Ильхама Алиева и сейчас.
Напротив, лидер Азербайджана продолжает говорить об утраченной «азербайджанской Эривани», «Западном Азербайджане» и прочих грандиозных «исторических азербайджанских территориях». При этом поступок Пашиняна не случайность. Ещё будучи «оппозиционным журналистом», Никол Пашинян опубликовал статью о необходимости сдачи армянских земель, завоёванных во время Карабахского освободительного движения, поскольку они, дескать, «чужие». А некоторое время спустя он же призвал «забыть о героическом прошлом армянского народа» и проклял предков, оставивших современникам «такое тяжёлое наследие». Уже возглавляя предвыборный штаб первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, Никол Пашинян прямым текстом призвал уничтожать «карабахских подонков». Отметим, что именно с этих выступлений началась десятилетняя травля карабахских армян, нацеленная на то, чтобы внушить: «карабахские - не армяне».
Пашинян требует от Азербайджана признать армянскую территорию в советских границах, включая так называемые анклавы. Однако у Еревана и Баку на этот счет принципиально разный подход, и устроенные Пашиняном политические проблемы Армении далеко не закончились. Недавно он заявил, что признает территориальную целостность Армении, но не упомянул о 29 800 кв. На этих картах обозначались административные границы между Армянской и Азербайджанской советскими республиками. Даже если Баку согласится на делимитацию границ с Арменией на основе карт советского Генштаба, это не будет означать, что Баку в принципе с этим согласен на веки вечные. Дело в том, что в конституции Азербайджана написано, что страна является правопреемницей Азербайджанской демократической республики — государственного образования, просуществовавшего с 1918 по 1920 год. А у этого государственного образования с точки зрения границ было все по-другому. Анклавов, например, вообще не было. Как и автономии армян Карабаха ни в каком виде. Анклавы, то есть азербайджанские села на территории современной Армении и армянские — на территории Азербайджана, образовались в 1920—1940-х годах по факту проживания в соответствующих селах армянского или азербайджанского населения. Документов об их образовании не сохранилось. Просто советские карты Армянской ССР и Азербайджанской ССР в свое время зафиксировали эту реальность и отнесли азербайджанские села на территории Армении административно к Азербайджану — и наоборот. Мирно или сложно жили эти анклавы в советские времена — вопрос спорный. Все изменила горбачевская перестройка, развал СССР и первая карабахская война начала 1990-х годов. Существенных боевых действий там не велось в силу резкого перевеса одной из сторон над другой. Армяне быстро поставили под свой контроль все анклавы с армянским населением на территории Карабаха — Баганис-Айрум, Неркин Воскепар, Верин Воскепар, Тигранашен и с азербайджанским населением на своей территории — Бахударлы и Софулу. Азербайджанское население оттуда ушло — и за тридцать лет армяне полностью ассимилировали эти села. Аналогичная история произошла и с армянским анклавом в глубине Азербайджана — Арцвашеном Орлиное село.
Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября
Последние события разворачивались так, чтобы все к этому пришло. Люди так устроены, что будут воевать вечно. Конфликт в Нагорном Карабахе длится очень давно, сознания жителей с обеих сторон пропитаны ненавистью, так что не уверен, что в будущем народы смогут примириться и жить в согласии. Самвел, армянин Москва Субъективное мнение насчет происходящего, конечно же, негативное. Однако Нагорный Карабах всегда был шахматной клеткой одной большой политической игры за право влияния в регионе. Регион был предшествующим элементом новой политической истории, в которой окажутся замешаны не только Армения и Азербайджан, но и Турция, Иран, Россия, Израиль, а также, на удивление, Индия и Пакистан. Новость о проведении так называемой «операции» дошла до меня в университете во время лекции.
Профессия политолога-востоковеда и специализация дипломата помогли мне еще заранее предугадать подобный расклад событий, поэтому особого удивления ни у меня, ни у других операция не вызвала. Однако сопереживание армянам и мысли о несправедливости не покидали меня. История еще не закончилась. Амбиции государств не завершились на Нагорном Карабахе. Впереди нас ждут кровопролитные бои за Сюникский Зангезурский коридор, который расположен уже на суверенной территории Армении. Нынешняя ситуация в регионе — это не локальная политика, не разборки двух государств и не трехсторонние отношения Еревана, Баку и Анкары.
Это составная часть большого глобального плана Турции по расширению своего влияния и установлению по миру господства тюркских народов, согласно доктрине пантюркизма. Говоря простым языком, через капитуляцию и деармянизацию Карабаха Турция продвигает вперед свой империализм. Поэтому она продолжает и будет продолжать оказывать давление на Армению в союзе с Азербайджаном, так как Армения и ее территории — барьер для консолидации Турции с Азербайджаном, а в дальнейшем — со всем тюркским миром. Мысли о примирении армянского и азербайджанского народов больше представляются утопией, нежели реальностью. К сожалению, нас ждут новые исторические события и не самые привлекательные зрелища. Дениз имя изменено , азербайджанка Баку Стыдно признаться, но я далека от политики и деталей происходящего в Нагорном Карабахе.
Я про то, что не совсем разбираюсь в хронологии конфликта, заявлениях властей и так далее. При этом я прекрасно понимаю, что сейчас в регионе страдают мирные жители, большинство из которых всего этого обстрелов, сложностей со въездом и выездом из Карабаха, постоянного ожидания чего-то страшного и как итог — жизни «на пороховой бочке» совсем не желали. Мне как азербайджанке, родившейся в Баку, нет дела до территориальных дележек политиков. И я уверена, что многим людям просто хотелось бы, чтобы их оставили в покое. Лично я выступаю за то, чтобы все это наконец прекратилось во имя простых людей и права на спокойную и предсказуемую жизнь, которое есть у каждого из них. Анна, армянка Москва Рациональная часть меня считает: «Чем меньше жертв — тем лучше».
В ведомстве сказали, что правоохранительные органы непризнанной НКР совместно с российским миротворческим контингентом проводят оперативные и уголовно-процессуальные мероприятия для выявления обстоятельств инцидента. Как отметили в СНБ, "автодорога в настоящее время открыта, в результате инцидента раненых и пострадавших среди граждан Республики Арцах армянское название Нагорного Карабаха - ИФ нет". Служба нацбезопасности непризнанной НКР ранее сообщала, что Вооруженные силы Азербайджана обстреляли гражданских лиц, проводящих работы на водопроводе близ города Шуша, в результате чего один человек погиб, трое ранены.
О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно.
В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права.
В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции.
К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования.
Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение.
Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа.
А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы.
Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения.
В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация.
В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск.
Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта.
Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий.
Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии.
Главное — стороны останавливаются на текущих позициях, но дополнительно еще 3 района переходят под контроль Азербайджана. Взамен он дает гарантии работы Лачинского коридора для связи Армении и остатка Нагорного Карабаха. Май, июнь и июль 2021 года — периодические нарушения режима прекращения огня и провокации на границах. Ноябрь 2021 года — снова начинаются серьезные бои между странами, но они закончились в тот же день, а лидеры стран договорились провести работы по установлению общей границы. Август 2022 года — стороны снова обвинил друг друга в обстрелах и нарушениях режима прекращения огня.
Боевые действия продолжались с 1 по 3 августа, потом их остановили при посредничестве российского контингента миротворцев. Но в итоге Армении пришлось эвакуировать свое население из района Лачинского коридора. Сентябрь 2022 года — новые атаки на территорию Армении уже основную, а не НКР со стороны Азербайджана. Вводятся веерные отключения, выдаются продуктовые талоны, за продуктами выстраиваются очереди. По территории непризнанной республики наносятся удары, есть перебои в связи. А по данным источников, речь идет о полноценной капитуляции армии Нагорного Карабаха — вся его территория уходит под контроль Азербайджана. Источник: t.
Российские миротворцы, как оказалось, не смогли препятствовать Азербайджану установить блокаду Нагорного Карабаха, из-за чего пострадали также отношения России и Армении. Ситуация по состоянию на 20 сентября 2023 года выглядит как полный проигрыш проармянских сил в НКР — всю территорию, судя по всему, берет под свой контроль Азербайджан которому де-юре она и так принадлежит. Есть ли перспективы для мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном в 2023 году О том, что стороны готовят проект мирного соглашения, стало известно еще в ноябре 2021 года — тогда Никол Пашинян заявил, что готов подписать такой договор. В апреле 2023 года он конкретизировал свои предложения. По словам Пашиняна, Армения сможет сохранить мир, если навсегда откажется от территориальных претензий к другим странам. Он заявил, что предложит Азербайджану признать независимость Армении в тех границах, в которых она существовала в рамках Армянской ССР. Впрочем, и сейчас Нагорно-Карабахская Республика или Арцах — формально независимое образование, которое и не пытается быть частью Армении.
В свою очередь, МИД Азербайджана выдвинул свои условия для мирного урегулирования — это признание суверенитета, территориальной целостности и отсутствие территориальных претензий друг к другу, делимитация и демаркация границы, открытие транспортных коммуникаций. Учитывая, что НКР входит в состав Азербайджана согласно азербайджанской Конституции , то речь идет о полном поглощении этой территории — власти не хотят видеть Нагорный Карабах на карте Армении. При этом есть «послевоенное» соглашение об урегулировании от 2020 года — по нему стороны договорились оставаться на тех рубежах, которых достигли по итогам боевых действий, плюс три района для Азербайджана. Соответственно, цели и интересы Азербайджана противоречат тому документу, который был подписан при посредничестве России. А учитывая настроения внутри азербайджанского общества, шансы добиться мирного соглашения выглядят не очень высокими. То есть, позиция Баку вполне однозначна — мирного договора без возвращения ему Карабаха не будет. Поэтому конфликт Армении и Азербайджана в 2023 году рискует разгореться с новой силой, а будет ли найдено компромиссное решение вовремя, неизвестно.
Какая позиция России в армяно-азербайджанском конфликте В карабахском конфликте Россия сыграла важную роль — посредника при подписании соглашения об урегулировании, не занимая чью-либо сторону. Кроме того, на спорных территориях порядок обеспечивают насколько это получается российские миротворцы.
Клуб «Валдай»
Больше новостей в сюжете: Армения и Азербайджан. Армения и Азербайджан идут к миру прямо по селам. Согласие властей Армении передать Азербайджану часть территорий в Тавушской области, включая населенные пункты, вызвало протесты и блокирование дорог в разных регионах страны. Ереван пошел на односторонние уступки, азербайджанцы получили 24 военные позиции и, самое главное, – участки трассы, которые ведут в Грузию, отмечает армянский политолог Грант Микаэлян. Азербайджан и Армения стягивают войска к границе.
Армения готовится к войне: Пашинян решил «увести» страну от России к США
24 апреля 2024 года в Иране вновь разрешили армянам, проживающим в этой стране, отметить годовщину так называемого «геноцида армян». Другими словами, иранские власти создали условия для выражения армянами своих антитюркских и антиазербайджанских настроений. Армянское издание "Таймс" сообщило, что брат убитого азербайджанскими военным 8 ноября жителя Карабаха подъехал на такси к КПП азербайджанской стороны и бросил гранату в их направлении, после чего с азербайджанской стороны был открыт огонь. Собрали последние новости о ситуации в Нагорном Карабахе на 19 сентября 2023 года и ключевые заявления Азербайджана и Армении (подробнее).
Обострение в Карабахе: против России пытаются открыть второй фронт
Об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян. Среди них — состав авиабазы Хмеймим в Сирии, а также военнослужащие в зоне Карабахского экономического района Азербайджанской Республики. Досрочное голосование на выборах проходит с 25 февраля по 14 марта.
Участниками конфликта оказались выходцы из Армении и Азербайджана — всего около 40—50 человек. В тот же вечер в районе Люблино произошел разгром ресторана «1001 ночь», принадлежащего азербайджанцу. В него ворвались 15 человек, вооруженных палками и ножами. Они разбили окна и посуду, крушили мебель и кидались стульями.
Полицейские задержали 13 нападавших. Были ли они выходцами из Армении, не уточняется, но Элунур Гусейнов, вице-президент «Союза Азербайджанцев», утверждает, что да. Еще один конфликт случился 24 июля в районе метро «Саларьево». На ресторан «Армянский двор» напали 20 человек — предположительно, азербайджанцев. Они приехали туда с деревянными брусьями и металлическими прутьями и начали громить витрины.
Как показывает практика, делимитация и демаркация границы между странами, даже если между ними нет никаких территориальных споров, занимает обычно долгое время — годы и даже десятилетия. В январе 1988 года с изгнания азербайджанцев из Гафана между странами начался армяно-азербайджанский конфликт, в ходе которого Армения оккупировала Карабах и еще семь других районов Азербайджана. Конфликт был урегулирован только в ноябре 2020 года, после победы Азербайджана и капитуляции Армении в Карабахской войне. Постепенно, в ходе послевоенного урегулирования встал вопрос о необходимости делимитации и демаркации границы, без чего стабильный мир на Кавказе был невозможен.
В мае 2021 года стало известно о создании совместной комиссии Баку и Еревана о делимитации границы. Первая встреча комиссий прошла через год, в мае 2022 года. Точкой отсчета для делимитации стали переговоры президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Праге 6 октября 2022 года, когда главы государств в совместном заявлении подтвердили приверженность Уставу ООН и Алматинской декларации от 21 декабря 1991 года о присоединении Азербайджанской Республики и Республики Армения к СНГ. Это означало взаимное признание территориальной целостности и суверенитета, а также согласие в выборе точки отсчета для делимитации границы.
Не участвовал Ереван и в евлахских переговорах 21 сентября , где представители Баку и Карабаха обсуждали реинтеграцию армянского населения, поставки гуманитарной помощи. Читайте также: Пашинян надеется на лучшее в Карабахе, допуская эвакуацию жителей в Армению Хотя после этой встречи Баку передал Еревану проект мирного соглашения, на заседании Совбеза ООН в пятницу вновь разгорелись споры. Армения настаивает, что для регулирования отношений между Карабахом и Азербайджаном нужен "международный механизм", но Баку категорически против, поскольку считает эти территории своими и не хочет, чтобы кто-то вмешивался в его внутренние дела. Однако поскольку Армения не может похвастаться сильной геополитической позицией, то вряд ли станет отказываться от растущего товарооборота с РФ из-за последних событий по крайней мере, в ближайшей перспективе , считает доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев. В данном случае сила за Азербайджаном — с покровителем в лице Турции, большим количеством денег, населения, территорий. Армения более бедная страна без выхода к морю, а большинство соседей — если не враждебные, то точно не дружественные.
Исходя из текущей ситуации и отношений руководителей, нам гораздо удобнее [работать] с Азербайджаном, у которого больше потенциальных возможностей для торговли и доставки за счёт выхода к морю, с которым у нас совместные внешние и морские границы. А с Арменией границ нет и получается либо маршрут через полудружественную Грузию, либо через Турцию, совсем не дружественную для армян. Им можно только посочувствовать", — указывает эксперт. На острие ножа Политологи сходятся во мнении, что на фоне растущего влияния Азербайджана исход конфликта с Нагорным Карабахом был предопределён.