Поэтому православному человеку в этот день лучше всего сходить в храм и помолится перед иконой Господа, Богородицы и святых, чтобы была нам послана любовь!
Отмечают ли православные Валентинов день: самые известные мифы о празднике влюбленных
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал День святого Валентина, традиционно празднуемый всеми влюбленными 14 февраля, импортированным с Запада, пропагандирующим отношения, не имеющие ничего общего с настоящей любовью. День святого Валентина или День влюблённых (14 февраля) православной церковью никак не отмечается. Любопытно, что смысл самого праздника, как «День влюбленных», по словам игумена Марка, не совсем одобряется православной церковью. Традиция празднования Дня святого Валентина появилась у нас сравнительно недавно, но быстро стала такой же популярной, как и на Западе.
Священник не увидел «ничего страшного» в Дне святого Валентина
«МК в Питере» узнал у главы ассоциации православных экспертов Петербурга Кирилла Фролова, почему они не принимают День святого Валентина. Почему и как день памяти святых чудотворцев Петра и Февронии превратился в День семьи, любви и верности? Придерживаясь дней памяти святых, записанных в церковном календаре, православные не празднуют день святого Валентина. Неужели Валентин-священник на самом деле венчал однополые браки, был покровителем геев, людей нетрадиционной ориентации?
Об отношении церкви к Дню святого Валентина высказался представитель РПЦ
Кому пришло в голову соединить культ чувственной любви с почитанием святого - неизвестно",- говорит первый проректор Саратовской духовной семинарии протоиерей Владимир Пархоменко. Что же празднуют в этот день те, кто пока далек от христианского образа жизни? На этот вопрос можно ответить в историческом контексте. Именно в это время язычники Рима совершали культ Юноны аналог в истории дохристианской Руси - день Ивана Купалы , который провоцировал половую распущенность. Разве кто-нибудь скажет, что в этот день воспевают супружескую любовь и верность? Как раз наоборот!
Едва ли упомянутый праздник допускает такое содержание. А по учению Православной Церкви, половые отношения вне брака считаются блудом или прелюбодейством. К сожалению, сейчас праздник языческого характера связывают с именем святого, который как бы насильно призывается к благословению любых отношений. Современное общество чувствует пустоту и порочность своих идеалов, а потому и требует хоть какого-то, пусть и придуманного, освящения гражданских ритуалов и обрядов.
Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского, Ксенофонт и Мария, испытавшие тяжкие скорби при расставании с любимыми сыновьями Аркадием и Иоанном и после долгих поисков чудесно их нашедших, Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, и Захария и Елизавета, родители Иоанна Предтечи — двум последним парам молятся в случае супружеского "неплодства", так как они сам при жизни были долгое время лишены детей и лишь под старость были утешены рождением единственного ребенка — но какого! Все они считаются покровителями супружеской жизни, ко всем им обращаются верующие в случае каких-либо семейных нужд, как и рекомендовала то "книга, называемая Домостроем, содержащая в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам", вобравшая в себя многовековой уклад, традиции, опыт построения русской семьи. Но самыми почитаемыми и, пожалуй, самыми известными покровителями супружеской жизни считались князья Муромские Петр и Феврония. А между тем их семейная жизнь начиналась отнюдь не безоблачно и, как повествует автор их жития протопоп Ермолай Еразм , князь Петр женился на простой крестьянской девушке Февронии отнюдь не по своей воле. А было дело так. Заболел князь проказой.
Народная легенда, поэтизировавшая житие Петра и Февронии что встречалось на Руси довольно часто. Достаточно сказать, что легендарный Илия Муромец — вполне реальная историческая личность, мощи его покоятся в киевских пещерах, а на родине — в селе Карачарове — до сих пор живут люди , рассказывает об этом так. Повадилась нечистая сила в покои князя в образе его двойника, начала хулиганить — обижать простых людей. Разгневался князь, спрятался в покоях, подкараулил обманщика и отрубил ему голову. Слетела голова с плеч, и оказался на месте двойника князя змей поганый. Хлынула кровь из раны фонтаном, окатила князя с головы до ног, и стал князь "паршивым" — так называли раньше на Руси людей, больных проказой. Болезнь эта была настолько страшной, что больным ею даже запрещалось жить вместе с нормальными людьми. Дочь простого лесника по другой версии, бортника взялась лечить болезнь князя, но в качестве платы за лечение потребовала, чтобы князь женился на ней. Петр пообещал, но, выздоровев, как это часто бывает, предпочел забыть о своем обещании — не к лицу, дескать, князю брать в жены мужицкую дочь. Тогда болезнь вернулась к нему.
Приняв это как наказание за нарушенное слово, князь уже больше не противился и сыграл свадьбу по всем правилам. Но тут уже взбунтовались бояре, не стерпевшие того, что ими командует "мужичка", и поставили условие: выбирай, князь, или мы, или она. Хочешь — выбирай любую из наших дочерей, а нет — так иди с Богом. Или законная супруга, или княжеский стол. Петр выбрал любимую жену и предпочел оставить княжение. Но тут — о чудо!
Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270 года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников — Хронографе 354 года.
О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации. Второй Валентин был епископом Интерамны современный город Терни. О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло — в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше — источники говорят по-разному. Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима. Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина — известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни.
В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом. Как было сформулировано в соответствующем акте: «…как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу». Рождение традиции В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи , приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов. Луперкалии Ранняя Церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий, мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, то есть затрагивало всю тогдашнюю христианскую Церковь.
А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд — так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами. Читайте также — Поздравления с Днем святого Валентина Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св. Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина». Святой Валентин упомянут как славный мученик в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью — символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия. Джакопо Боссано.
Валентин крестит св. В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком, и в «Золотой Легенде» — житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже. Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза не вполне, впрочем, точна — в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений.
День святого Валентина: за что его критикует РПЦ
И вообще есть же день студента, день матери, день программиста в конце-концов, почему день влюбленных не отпраздновать? 14 февраля в православных храмах вспоминают святого Трифона, покровительствующего влюбленным, семейным людям и охотникам на птиц. В России Дню святого Валентина противопоставили «свой» День семьи, любви и верности – такой же светский праздник, но приурочили к дню памяти святых Петра и Февронии. Традиция праздновать день священномученика Валентина как день влюбленных фиксируется в английской и французской литературе с конца XIV века.
Больше объятий! Нужно ли менять Валентина на Петра и Февронью?
Однако, когда на престол вступил гонитель христиан Декий, он велел схватить Трифона. Его долго избивали палками и жестоко пытали, но не смогли добиться, чтобы он отрекся от веры. Несчастного приговорили к смертной казни. По преданию, в последние минуты своей жизни Трифон усердно молился и предал Богу душу до того, как палачи занесли меч над его головой. Христиане похоронили тело мученика на его родине, позже мощи святого перенесли в Константинополь, а оттуда — в Рим.
На Руси святой мученик Трифон издавна пользовался особым почитанием. Рассказывали, что при Иване Грозном во время царской охоты улетел кречет, которого царь очень любил. Правитель приказал отыскать птицу сокольничему по имени Трифон Патрикеев. Тот объехал все окрестности, но все безуспешно.
На третий день изнуренный поисками мужчина остановился в том месте, который теперь называется Марьина роща и, помолившись своему святому покровителю, заснул. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке кречета.
Издыхая, дьявол обрызгал Петра кровью, так что тот заболел - по его телу пошли язвы.
Здесь опять перед нами символ: борьба со злом - а именно со злом в лице змия-дьявола сражался Петр - небезопасна, наш герой в этой битве мог и сам "приразиться к злу". Если знать, что древний глагол "приразиться" родственен слову "заразиться", смысл случившегося с Петром во время этой битвы станет ясен. Никто не мог излечить Петра, и только Феврония пообещала ему помочь, но при условии, что он женится на ней.
Не веря в то, что из этого что-либо выйдет и ему придется держать слово, Петр согласился. Феврония, хоть и была дочерью простого древолаза - ее отец собирал мед диких пчел, обладала даром целительства. Петр выздоровел, но, как это бывает, жениться не спешил.
Тогда болезнь вернулась к нему снова. Тут уж Петр медлить не стал, и супруги зажили счастливо. Вскоре умер Павел, и Петру предстояло стать князем.
Но спесивые бояре не захотели, чтобы их княгиней была простая крестьянка, и поставили Петра перед выбором: либо найди себе княжну и садись на престол, либо не бывать тебе князем. Петр остался с Февронией, а та, обладая даром прозорливости, утешала мужа, говоря, что испытание ненадолго. Действительно, чванливые бояре вскоре перессорились, так и не решив, кто же будет править Муромом, и позвали Петра назад.
Петр и Феврония "управляли градом со справедливостью и кротостью, а жили с любовью и в счастии". Интересен такой эпизод, описанный Еразмом-Ермолаем. Как-то Феврония плавала по реке на лодке, и один боярин начал оказывать ей настойчивые знаки внимания.
Тогда Феврония предложила ему зачерпнуть пригоршню воды с правой стороны борта и с левой и отпить из каждой.
Когда Пётр победил змея, подвергавшего мучениям жену старшего брата по дьявольскому наваждению, случилось страшное: перед смертью змей обрызгал победителя своей ядовитой кровью, в результате чего тело молодого князя Петра покрылось язвами и струпьями. Никто не мог исцелить его от этой тяжёлой болезни. Посланный на поиски лекаря, юноша случайно забрёл в дом одинокой крестьянки по имени Феврония, которая согласилась вылечить Петра, но при условии, что он женится на ней. Князь согласился.
Феврония приготовила целебное снадобье и велела князю вымыться в бане, а затем смазать все язвы на теле, кроме одной. Но вот в чём главная интрига: когда князь обещал Февронии жениться на ней, он не собирался сдерживать своего слова. К тому же его княжеское происхождение не позволило бы ему пойти на подобный брак. Поэтому он отказался брать в жёны простую крестьянку и вскоре заболел снова.
Сейчас нам пытаются привить новые зарубежные праздники — дни святых Валентина или Патрика, забывая о том, что в России издавна существуют свои традиции». Диакон Михаил Першин: «неизвестно, молился ли при жизни епископ Интерамнский Валентин о любви, но точно известно, что был он близок молодежи».
Почему день памяти святых Петра и Февронии превратился в День семьи, любви и верности
«Святые несвятые Валентины»: сколько их, кем были они на самом деле? | В православии таким днем можно считать день свв. |
День влюблённых уток | «День влюбленных» у большинства наших соотечественников ассоциируется с пришедшим к нам с Запада «Днем святого Валентина». |
День святого Валентина: за что его критикует РПЦ - АБН 24 | Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал День святого Валентина, традиционно празднуемый всеми влюбленными 14 февраля, импортированным с Запада, пропагандирующим отношения, не имеющие ничего общего с настоящей любовью. |
«День святого Валентина». Православный взгляд
По мнению священнослужителя, в этот день в действующих храмах можно совершать Божественную литургию или молебен с особым чином «Об умножении любви», который есть в требниках. Отец Димитрий подчеркнул, что хотя 14 февраля Русская Церковь отмечает память святого мученика Трифона, во время молебнов во многих храмах в этот день священнослужители и прихожане просят о молитвенной помощи и заступничестве и святого Валентина. Говоря о том, чем можно наполнить «день влюбленных», представитель Церкви посоветовал молодежи прочитать автобиографию матушки Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего», которая повествует о том, как человек-христианин проходит свой жизненный путь, как, несмотря на различные трудности, он обретает любовь, созидает семью и воспитывает детей.
На эту тему мы проводили опрос ещё в прошлом году. Противники и сторонники разделились примерно поровну, что говорит о большом распространении этого праздника в России. Распространение в России День Валентина получил в 90-е годы прошлого века. Это произошло наряду с Хэллоуином и даже с Днем святого Патрика, который тоже отмечают во многих питейных заведениях. Особенно, в Москве и Санкт-Петербурге. И ирландцев среди отмечающих, порой, совсем не замечается. Моральное состояние россиян оставляло желать лучшего.
Всевозможные праздники были способом забыть о проблемах, которые преследовали россиян каждый день. А что там за праздник, Валентина или Патрика — это было уже совершенно не важно. Знаменитая шутка о том, что надо выпить за День взятия Бастилии — это же не шутка совсем. Реально многие россияне отмечали этот день французской революции. Хорошо это или плохо? Праздновать что-то и как-то — это дело сугубо каждого из нас. Главное, чтобы это не мешало окружающим. Конкретно, этот праздник ничего ужасного собой не представляет. Почему бы и нет.
Дело в том, что эти праздники — это такая естественная история. Приживутся, и ладно, нет — и не надо», — прокомментировал обозреватель Илья Скопинцев.
Мощи святых мучеников были тайно вывезены им из Рима и с честью преданы земле в гробнице на 63-й миле Фламиниевой дороги. Сам философ Кратон и вся его семья тоже вскоре пострадали за исповедание Христа Спасителя. В средние века святому Валентину особенно молились об исцелении от падучей болезни эпилепсии. Другие Валентины — кандидаты на роль покровителя влюблённых 14 февраля память священномученика Валентина Интерамнского чтит Католическая церковь.
В Православии этого святого чествуют совершенно в другой день, а именно — 30 июля 12 августа по новому стилю , а на 14 февраля приходится память мученика Трифона. Также любопытно, что католики 14 февраля празднуют день памяти также святого мученика Валентина, пресвитера Римского и святого мученика Валентина Африканского. В сознании многих людей факты из житий всех трёх святых смешиваются в некий собирательный образ. Все три святых Валентина были мучениками, погибли за веру и любовь к Богу в первые века христианства и в древних житиях каждого из них нет никаких намёков на покровительство влюблённым. Он был казнён императором за публичное исповедание христианской веры и объявление ложными языческих богов. Перед казнью он исцелил слепую дочь префекта, после чего последний также уверовал во Христа.
Вот как о последнем чуде пресвитера Валентина повествует «Золотая легенда» Иакова Ворагинского: «Тогда по молитве святого слепая дочь префекта прозрела, и Валентин обратил в веру Христову всех, кто был в этом доме. Император же приказал обезглавить Валентина в лето Господне 280-е». О жизни же и страданиях африканского мученика Валентина не известно ничего, кроме самого факта его мученической смерти за Христа. Как святой Валентин «стал» покровителем любящих сердец Православная энциклопедия сообщает , что мученические акты V-VI веков не содержат никаких упоминаний об особой помощи святого Валентина влюблённым и первые намёки об этом в литературе Западной Европы Джеффри Чосер и Джон Гауэр относятся к XIV-XV векам. Поэты говорят о том, что с 14 февраля «птицы начинают искать себе пару», но более вероятно, что празднование дня святого Валентина в сознании людей эпохи Возрождения заменило собой древнеримские Луперкалии — праздник женского плодородия.
Шел 175 год н. Молва о многочисленных чудесах, исполненных святым, докатилась и до Рима, а оттуда прошла по всей империи, что и стоило ему в конечном счете жизни.
Будучи при жизни епископом родного города, где сейчас хранятся его смертные останки, после смерти св. Валентин стал святым покровителем Терни. Говорят, что святой Валентин был первым священником, который обвенчал молодую христианку Серапию с легионером-язычником Сабино. Впоследствии многие жаждали получить благословление священника, очень любимого простым населением Умбрии, да и сейчас в Терни базилика, носящая его имя, 14 февраля полна народа. Как раз за подобную народную любовь и миссионерскую деятельность император Аурелиан, язычник, приказал заточить священника в оковы, наказать бичеванием и увести в Рим, подальше от родного города, чтобы избежать народного восстания в поддержку любимого священника. Говорят, что именно в Риме 14 февраля 273 года н. С именем Валентина связывают еще одну романтическую историю: у святого был свой большой сад неподалеку от луга, где играла детвора.
С наступлением вечера св.
Навигация по записям
- Бизнес или любовь?
- Православный «День влюблённых»
- Отмечают ли православные Валентинов день: Самые известные мифы о празднике влюбленных
- Как в России появился День святого Валентина, почему мы его празднуем
- Обсуждение (19)
- Кто такой Святой Валентин?
Священнослужители о «дне влюбленных»
- «День святого Валентина». Православный взгляд
- Священник не увидел «ничего страшного» в Дне святого Валентина
- Читайте также
- Духовенство заявило, что традиционные религии РФ не имеют ничего общего с Днем влюбленных
- Пермская епархия Русской Православной Церкви | Православный «День влюблённых»
- День Петра и Февронии или православный день влюбленных