Новости сретение господне история праздника кратко

Праздник Сретения Господне связан с событием принесения младенца Иисуса Богородицей и праведным Иосифом в Иерусалимский храм, где его увидел старец Симеон. История праздника Сретение Господне — один из двенадцати важнейших праздников после Пасхи, посвященных земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Познакомимся с праздником Сретение Господне, узнаем его историю кратко. Сретение Господне является особенно важным праздником в христианском календаре не только из-за самого акта представления Иисуса в храме, но и из-за пророчеств, произнесенных в этот день.

Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем?

Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году. Он относится к непереходящим, то есть всегда отмечается 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. Один из главных православных праздников — Сретение Господне — верующие отмечают в среду, 15 февраля. Сретение Господне является особенно важным праздником в христианском календаре не только из-за самого акта представления Иисуса в храме, но и из-за пророчеств, произнесенных в этот день. Сретение Господне история Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна.

Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать

Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами.

Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел. Читайте также — Радость встречи. Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей.

Таким образом, ковчег завета был только один для всего ветхозаветного периода, и его потеря, во время вавилонского плена, не могла быть вознаграждена другим ковчегом. Известно, что начатый постройкою в 534 году, храм Заровавеля, после многих препятствий к постройке, был, наконец, окончен в шестом году Дария Гистаспа в месяце Адаре, в третий день месяца 516 г. Кроме того Симоном были возобновлены некоторые сосуды, не достававшие второму храму. В описании Соломонова храма венцов мы не встречали.

Вероятно они были сделаны теперь. Далее следует целый ряд опустошений Иерусалимскаго храма и затем его исправлений, при чем каждый раз прибавляется нечто новое в видах укрепления и украшения храма. В одно из таких исправлений храма получил происхождение особенный праздник: «обновление храма». Самое большое опустошение в храме было произведено Антиохом Епифаном; все сокровища и сосуды храма были в то время похищены, а самый храм осквернен идолослужением, на большом каменном жертвеннике Заровавеля был поставлен малый жертвенник Юпитера Олимпийского. Приведен был также в порядок и внешний двор, и окружающие его стены, пострадавшие в разных местах, были снова исправлены и возвышены. Заметим только, что реставрированный Иродом храм принял вид большого великолепия, сравнительно с прежним храмом, а величина дворов и объем самого храма достигли в полном составе площади Соломоновского храма. По позднейшему преданию здесь, в притворе, еще висел меч, сделанный из таланта золота с надписью: «дерзнувший взойти сюда иностранец да будет казнен смертью ». Название «великой двери» дано ей только для отличия от находившейся рядом с нею малой боковой двери.

Об украшении самого помещения храма Иосиф Флавий делает только общее замечание, что Тит, осмотрев его, нашел, что оно превосходит все описания; но в чем состояло его великолепие Иосиф не показывает. Следовательно и золотой обкладки, какую имели стены Соломонова храма, здесь не было. Среди храма висела большая виноградная кисть из золота. Что касается богослужебных принадлежностей средней части храма, то стол и светильник, увеличенные в числе Соломоном, теперь снова были сокращены до того минимума, который был назначен Моисеем для скинии; они стояли на 26-м локте от входа, один по правую, другой но левую сторону храма. И на арке Тита в Риме нет жертвенника каждений. Но важнейшим трофеем, взятым из Иерусалимского храма, Тит считал свиток Иудейского закона. Внутреннее отделение храма или святое святых не получило никаких украшений и в храме Ирода было совершенно пусто. Таким образом торжественное освящение храма нужно полагать зимою 12-го года до Р.

Но объявленное официально окончание постройки храма не было полным окончанием. Проследим кратко дальнейшую историю второго храма Иерусалимского до его окончательного разрушения и посмотрим на площадь бывшего храма в настоящее время. Площадь храма с её постройками в настоящее время Не долго суждено было стоять ветхозаветному храму по его обновлении Иродом. В 70 году по Р. Сильные наступательные движения римлян были сначала успешно отражены евреями; но чрез два месяца, 23-го июня, крепость Антония была уже в руках римлян. Среди произошедшего при этом между осажденными смятения, римляне проникли в последнее убежище Иудеев и, не смотря на желание Тита сохранить храм, сожгли его, как говорить Иосиф Флавий, в тот самый день, в который первый храм был сожжен вавилонянами. От разрушения Иерусалима Титом до императора Адриана ветхозаветный храм был грудою развалин, в которой однако ж ясно можно еще было отличить значительную часть каменных стен корпуса храма, дворовых камер и наружной стены. Сюда заходили для сетования и молитв иудейские книжники.

С воцарением императора Константина Великого , храм Юпитера в Иерусалиме был разрушен, и опять площадь храма обратилась в огромное поле развалин. По распоряжению Юлиана было собрано много пожертвований от иудейских общин для постройки святилища по его древнему плану. В VII в. Только в прошлом столетии после посещения площади храма Соломонова великим князем Константином Николаевичем доступ туда христианам был открыт. Это и есть центр мусульманских святилищ, занявших площадь ветхозаветного храма, называемого у местных арабов Куббет ес — Сахра, т. В воскресение, 19 Марта, в конторе русских построек в Иерусалиме объявили подписку желающим посетить «Святое святых», на месте которого теперь находится мечеть Омара и огражденный двор при ней. Сколько я мог заметить русский богомолец постольку чтит библейские места, поскольку они связаны с новозаветными событиями; так, при воспоминании храма Соломонова, они не говорят о том, что в нем стоял Ковчег завета, что в нем являлась «Слава Господня» и друг. Нет, они приурочивают к «Святому Святых» главным образом священное придание о вхождении в него Божией Матери.

Желающих посетить это святое место оказалось не мало. Я тоже записался в конторе и мне выдали, как и всем билетик для свободного прохода в мечеть Омара. По числу этих билетиков Палестинское общество платило туркам договоренную плату. После обеда объявлено было, чтобы все, записавшиеся на осмотр «Святаго Святых», собирались к персиковому дереву на дворе Палестинского Общества. Это персиковое дерево очень красивое, тенистое и раскидистое, всегда привлекает к себе массу паломников для отдыха и бесед. Здесь происходит перепродажа вещей паломников, здесь можно услышать пророческую заповедь о кончине мира, здесь же собираются и караваны богомольцев. Все они шпалерами вытянулись вдоль улицы и отчаянно вопят о милостыне — «Я слабу! Я слабу»!

Я уже имел случай послушать его беседы. Он изъясняется довольно свободно по-русски и приобрел большую сноровку в обращении с нашими паломниками. Прежде чем начать объяснение, он не мало потратил слов на приглашение к тишине. Ему, как видно, надоело ждать перед воротами и он, энергично поговорив с кавасом и с турецкими солдатами, смело двинулся вперед, а за ним вошла во двор вся толпа. Мечетью Омара я уже любовался издали. Собственно в ней красива верхняя часть и особенно купол. При входе в мечеть нам подали легкие туфли и чехлы для сапог. Кто оставлял свои сапоги у дверей, а кто их брал с собою под мышку.

Старец Симеон, по свидетельству Священного Писания, был человек праведный и благочестивый, просвещенный Духом, он чаял утехи Израилевы по следующему откровению. Когда Птоломей, царь Египетский, основатель славной Александрийской библиотеки, приказал Моисеевы и пророческие книги перевести с еврейского языка на греческий, тогда среди израильтян выбраны были семьдесят мудрых и как в том, так и в другом языке искусных мужей — «70 толковников», как обычно их называют. Среди них находился и праведный Симеон. Потом взял нож и в своей рукописи хотел изгладить это пророчество... Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня».

Но в те времена его называли просто «сороковым днём от Епифании». В VI веке Сретение стали отмечать уже во всех уголках христианского мира. Император Юстиниан закрепил праздник в ранге общецерковного торжества в 553 году — после Пятого вселенского церковного собора. Сретение же компромиссный праздник: он относится к обеим группам. Поэтому цвет облачений у священнослужителей может быть и голубым, как в богородичные праздники, и белым, как в господские. Для христиан главный способ отпраздновать религиозный праздник — посетить церковную службу и приобщиться к важнейшим церковным ритуалам. К ним относятся исповедь таинство покаяния и прощения грехов и причастие таинство, во время которого верующие вкушает белый хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Иисуса Христа. Праздник Сретения в искусстве События Сретения были излюбленным сюжетом европейских художников. Сретение Господне часто становилось источником вдохновения для русских поэтов. Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. И старец воспринял Младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке Храма. Народные приметы на Сретение На Руси сложилась уникальная ситуация: христианство тесно переплелось с язычеством. Так что люди могли быть одновременно глубоко религиозными и при этом верить в гадания, домовых и разные народные приметы. Сретение считалось переломом между весной и зимой — по этому празднику проходила символическая граница между сезонами.

Сретение Господне. История и традиции большого праздника

Меркурьева Ирина не раз видела на сцене. И всегда восхищалась его тонкой и талантливой игрой. Актёр радушно встретил девушку и усадил пить чай с пирожками. Поблагодарил за сценарий и сказал, что на днях уезжает на гастроли в Сочи.

А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча.

Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней.

Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем».

Что можно и чего нельзя делать в этот день Отец Николай рассказал, что в Сретение нужно особенно чтить детей и стариков. Священник Савченко рассказал, какими волшебными свойствами обладает крещенская вода — Стариков чтят в память о старце Симеоне, а детишек — в честь Иисуса Христа, — уточнил представитель духовенства. В этот праздничный период нужно прощать тех, кто ненароком обидел, и просить прощения у тех, кого вы случайно оскорбили. Нельзя в этот период устраивать распри. Нельзя в Сретение нагружать себя грязной и тяжелой физической работой. Не стоит также пить алкоголь и устраивать шумные гулянья. В этот день не одобряет церковь и венчания, поэтому лучше перенести это торжество, заключил священник.

Традиции Православный христианин в день Сретения Господня обязательно идет в храм на литургию. По возможности исповедается и причащается. Особого поста для этого праздника нет. Но если 15 февраля выпадает на среду или пятницу, то принято вкушать рыбу, а не мясо. Приметы Считается, что на Сретение зима борется с весной.

Если в этот день стоит мороз, то холода продержатся еще долго, а весна будет затяжной и прохладной. Приметы на Сретение.

Там его, согласно Евангелию, встретил 360-летний старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя, появившегося на свет.

Взяв на руки Иисуса, Симеон Богоприимец заявил, что этот младенец станет Спасителем рода человеческого. Таким образом, Сретение, или Принесение во храм, считается знаковой встречей Ветхого и Нового Завета и знакомством человечества с новым Мессией. В Храме к Марии и ее сыну подошла 84-летняя вдова, которую все называли Анна-пророчица.

Глянув на малыша, старушка так же признала в нем сына Божьего и будущего Спасителя. А вот первое упоминания об этом празднике встречаются еще в произведениях христианских святых III и IV веков, торжественное же празднование Сретения Господня во всей Византийской империи было установлено в царствование императора Юстиниана в 542 году. Этот праздник символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов.

Что еще почитать

  • История праздника
  • Праздник Сретения Господня
  • 15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл
  • Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать
  • 15 февраля - Сретение Господне: история светлого праздника, значение и запреты

Сретение Господне: история, традиции и смысл праздника

Примерно с IX века в православии начала складываться единая иконографическая традиция. На иконах и фресках Сретения писали образы пяти святых. В центре — Богородица. Она держит на руках младенца Иисуса и готовится передать его согнувшемуся в поклоне старцу. Также распространен вариант, когда Симеон уже держит Христа, получая его благословение. Слева, чуть позади супруги — святой Иосиф с белыми голубками. А справа, под сводом храма — пророчица Анна со свитком в руке. Это очень важный момент, овеянный одновременно радостью и печалью. Старец держит на руках Спасителя, и весь мир в его лице исполняется Божеством и благословляется.

Это уже не просто новорожденный ребенок. Он — Богочеловек, сошедший на землю ради спасения людей. А Мария склоняет голову, признавая Волю Божью. Он не был независимым, а завершал цикл Богоявленских праздников. Самостоятельность обрел в конце V века — в первой половине VI века. По преданиям, спустя 40 дней после рождения Иисуса Мария и Иосиф отправились с новорожденным младенцем из Вифлеема в Иерусалим. По Моисееву закону им полагалось посетить храм, чтобы посвятить сына Богу и принести в жертву голубя и ягненка. Семья жила скромно, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка.

Так они воздали благодарность за рождение первенца. Читайте также Дом без порчи и зла: обряд на праздник Сретение Господне 15 февраля На пороге храма родителей с богомладенцем встретил святой Симеон, который позже стал зваться Богоприимцем. По преданию, старец ждал этой встречи почти 300 лет. Много лет назад он переводил книгу пророка Исаи и прочел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Ученый усомнился, как дева в значении «девственница» , может родить. Ученый хотел исправить слово «Дева» на «Жена» в значении «женщина». Но ему явился Ангел и сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно.

Священник читает молитвы «сорокового дня», после чего женщина может прикасаться к святыне и молиться в храме. До этого ей положено стоять в притворе. Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь. Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня. Сретение Господне. История праздника Праздник Сретения Господня — один из самых древних. Уже в IV веке он торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от Богоявления , называемого также Эпифания. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие на Святую Землю в конце IV века: Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст. Затем праздник распространился во всех поместных Церквях, его стали совершать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. К двунадесятым праздникам его причислили лишь в 544 году. В VI веке, в правление императора Юстиниана 527—565 , Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва — эпидемия оспы, занесенной из Африки. Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно. В этот день была совершена торжественная служба со всенощным бдением и крестным ходом. О празднике Сретения Господня встречаются упоминания в проповедях священномученика Мефодия Патарского ок. Богослужение праздника Сретения Господня Сретение Господне — необычный праздник. Он одновременно Господский и Богородичный. Тропарь празднику, русский текст: Радуйся получившая радость от Господа, Богородица Дева, потому что из Тебя возсияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся в неведении. Веселись и ты, старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, подающего нам воскресение. Кондак празднику. Русский текст: Исус Христос, освятивший Своим Рождением Девичью утробу и благословивший объятия Симеона, как надлежало; поспешивший спасти нас, и ныне нас спас, Христе Боже. Дай мир обществу среди браней и укрепи возлюбленных Тобою людей, Единый Человеколюбец. Они не просто рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их значение. Это основная идея канона. В греческом оригинальном тексте первые буквы каждого стиха складывались в эту фразу. Каждый стих канона не просто рассказывает какую-либо деталь праздничного события, но и объясняет его значение, символ. При этом вспоминаются и пророчества, например, Исаии, которому серафим подал горящий уголь, чтобы очистить уста. Как правило, девятая песнь праздничного канона имеет припев — краткое хвалебное обращение ко Христу или Богородице, в зависимости от праздника. Хор повторяет его перед каждым стихом. Канон Сретению и в этом отличается от прочих: он имеет не один припев для всех стихов, а 14 разных! Это позволяет молящимся глубже понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. Nбьeмлетъ рукaма стaрецъ симеHнъ, содётелz зак0ну, и3 вLку всsческихъ. Исаии, который узрел Бога Саваофа, седящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии Исаии XIX, 1, 3—5, 12, 16, 19—21 содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении пред Господом идолов египетских и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополе, языческие боги этого города пали перед Исусом Христом и разбились в прах. В Апостоле Евр. VII, 7—17 говорится о превосходстве первосвященничества Христа и жертв Им принесенных перед ветхозаветными жертвами и об отмене Ветхого Завета с пришествием Спасителя.

Несмотря на то, что, согласно Писанию, Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия и его матери очищение не требовалось, Богородица проявила смирение и уважение к иудейскому обычаю и соблюла его. На 40-й же день иудеи посвящали мальчиков-первенцев Богу. Это был Моисеев закон, который иудеи установили в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства. Кто с кем встретился? Это был один из 70 ученых, который переводил Священное Писание с иврита на греческий. По преданию, когда-то, во время работы над текстом, он принял за ошибку фразу "Се Дева во чреве приимет и родит Сына" и собрался исправить "дева", то есть "непорочная девушка", на "жена", что означало "женщина". Но в этот момент к Симеону явился ангел и сказал, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Младенца и не убедится в правдивости пророчества. С тех пор праведник ждал рождения мессии, тяготясь столь длинной жизнью. Взяв на руки Иисуса, Симеон, согласно Писанию, произнес: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…" Вслед за Симеоном к родителям подошла пожилая женщина, праведная Анна, которая работала в храме. В Иерусалиме ее звали пророчицей за пламенные проповеди о Боге. Анна поклонилась Иисусу и пошла на улицу, чтобы рассказать горожанам о рождении избавителя Израиля, а Мария и Иосиф с ребенком отправились домой, в Назарет.

Почти за 300 лет до н. Он был одним из переводчиков, которым царь Египта Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда Симеон переводил ветхозаветную книгу пророка Исайи, он обнаружил строки, которые озадачили его. Там было написано следующее: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Сначала он подумал, что в предложении есть ошибка. И когда он попытался исправить слово «Дева» на «Жена», то руку его остановил ангел. Небесный посланник дал клятву Симеону, что он не умрет, пока воочию не убедится в правдивости данных пророчеств.

Сретение Господне в 2023 году — 15 февраля. Что такое Сретение, какие молитвы читать

И в этот момент произошло то самое Сретение или встреча Младенца со старцем Симеоном, который очень ждал этого события. История По преданию, когда-то Симеон переводил ветхозаветную книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий и вдруг прочел: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Не Дева, а жена, подумал старец и хотел было так и написать, но ангел Божий остановил его, сказав, что отныне Симеон будет жить, пока не увидит Сына Господня, которого родит именно Дева. Праведный Симеон жил очень долго — больше трехсот лет. Возможно, он даже устал от земного существования, но безропотно ждал исполнения воли Божией, находясь при храме. Фото: wikipedia. И восприняв Младенца из рук Марии, произнес свою знаменитую песнь: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

Сретение Господне подчеркивает эту тему, показывая, что с приходом Иисуса «свет истинный, который освещает всякого человека, пришел в мир». Оно напоминает нам о том, что, несмотря на тьму, свет всегда победит, и именно свет Иисуса Христа обещает вечную жизнь всем, кто верует в Него. Сретение Господне является значительной точкой встречи между Старым и Новым Заветом. Это событие собирает вместе представителей обоих заветов, отражая важную связь и переход от одного к другому. Симеон и Анна, престарелые представители Старого Завета, приносят с собой вековые пророчества и надежды Израиля на пришествие Мессии. Их жизнь полна богобоязненного ожидания, и их терпеливое и упорное служение становится символом всего израильского народа, который ожидает искупления. С другой стороны, младенец Иисус являет собой Новый Завет, обещание новой эры спасения и искупления. Он представляет собой исполнение всех пророчеств и надежд Старого Завета, представляя новый путь любви, прощения и мира с Богом. В этом контексте Сретение Господне видится как символичный мост между прошлым и будущим, между Старым Заветом и Новым. Это свидетельствует о том, как Бог действует в истории, не отвергая прошлое, но преобразуя его и ведя нас к новому откровению его спасительного плана. Празднование Сретения в христианском мире Сретение Господне сопровождается рядом особенных обрядов и традиций, связанных с литургическими обычаями. В Православной Церкви основным элементом празднования Сретения является богослужение, которое включает в себя Божественную литургию и освящение воды. Священнослужители носят светлые облачения в знак радости и торжества. Также в этот день совершается обряд благословения свечей, что отражает символизм Иисуса как света мира. В ряде общин происходит процессия вокруг церкви или богослужебного пространства, в которой участвуют все прихожане с зажженными свечами. В Римско-католической Церкви Сретение Господне отмечается свечной процессией в начале мессы, которая символизирует принесение Иисуса в храм. Также этот день известен как «День свечей» или «Свечной день», и в нем принято освящать и зажигать свечи. Это отражает слова Симеона, называющего младенца Иисуса «Светом для освещения язычников». Во многих христианских общинах, независимо от конфессии, в день Сретения принято зажигать свечи в домах или приносить их в церковь. Этот обычай напоминает верующим о Свете Христовом, который пришел в мир для его спасения. Сретение Господне является общим праздником для многих христианских церквей, но способы его празднования могут отличаться в зависимости от конфессии. В Православной Церкви Сретение Господне входит в число двунадесятых праздников и отмечается с особой торжественностью.

Это был один из 70 ученых, который переводил Священное Писание с иврита на греческий. По преданию, когда-то, во время работы над текстом, он принял за ошибку фразу "Се Дева во чреве приимет и родит Сына" и собрался исправить "дева", то есть "непорочная девушка", на "жена", что означало "женщина". Но в этот момент к Симеону явился Ангел. Он взял старца за руку и сказал, что исправлять текст не нужно — он написал правильно. Также Ангел добавил, что Симеон может спокойно умереть, когда лично встретится с Сыном Девы, непорочно зачатым, и сказал, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Младенца, и не убедится в правдивости пророчества. С тех пор праведник ждал рождения мессии, тяготясь столь длинной жизнью.

В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». Но кого и с кем? Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию — Спасителя Израиля. Икона праздника: В центре иконы Сретения — Богородица и старец Симеон бережно, обернутыми одеждой руками принимающий младенца Христа. Справа от Симеона изображают пророчицу Анну, так же, как и он, ждавшую прихода Спасителя. Слева от Богородицы — Иосиф, в руках которого клетка с голубями — жертвой за очищение после рождения ребенка. Красная пелена поверх строений храма на иконах традиционно символизирует, что действие происходит внутри помещения. Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения.

Праздник Сретения Господня

Православный праздник Сретение Господне в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном, но и встречу зимы с весной. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника (Рождество, Крещение, Вознесение и другие), а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику. Православный праздник Сретение Господне: происхождение, божественная суть, иконография, существующие обычаи и запреты, языческие традиции. Какого числа будет праздник Сретения Господня в 2025 году. В чем суть и традиции этого торжества и что можно и нельзя делать в день Сретения. Многие люди интересуются историей и смыслом праздника Сретения Господня, что он означает и когда празднуется. Сретение Господне — факты о празднике: суть и значение даты, история зарождения торжества, церковные обряды и народные традиции, приметы и поверья.

Сретение Господне: коротко о празднике

Сретение Господне история Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году – Самые лучшие и интересные фото по теме: Господь, бог, вера на развлекательном портале Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля (нов. ст.) По наступлении сорокового дня, Пресвятая Дева, в сопровождении Иосифа, отправилась с Божественным Сыном Своим из Вифлеема в Иерусалим, чтобы там в храме исполнить всё, предписанное законом. День Сретения Господня считается одним из древних христианских праздников. О празднике Сретения Господня. Сретение Господне — один из двенадцати главных праздников, отмечаемых Святой Церковью.

Сретение Господне: главное, что надо знать о празднике

История праздника Сретение Господне — один из двенадцати важнейших праздников после Пасхи, посвященных земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. История светлого праздника Сретение Господне стали отмечать еще в IV веке. Сегодня верующие отмечают один из главных христианских праздников – Сретение Господне, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл

Чем же являлось Сретенье в народной традиции? На Руси этот день отмечался как символическое соприкосновение зимы с весной. По срокам он приходился ровно между Колядой Молодое Зимнее Солнце и Ярилом Весеннее солнце и, таким образом, олицетворял первую встречу весны-красны. Фантазия нейросети Kandinsky Само наименование праздника «сретение» на старославянском языке как раз и означает «встреча». В крестьянской среде его также называли «День Сречи» и «Зимобор». Считалось, что с этого дня старуха-зима отступает и сильных морозов можно уже не ждать. Христианская история праздника Сретенье Исторический контекст церковного праздника Сретение Господне восходит к событиям, описанным в Новом Завете, в частности в Евангелии от Луки. По библейским преданиям, на сороковой день после Рождества Христова, Дева Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить обряд очищения согласно еврейскому закону. У порога обители их ждал святой праведник Симеон, которому было обещано не увидеть смерти, прежде чем он узрит Мессию. При встрече с младенцем он пророческим взором узнал в Нем спасителя человечества, что и заложило основу для празднования Сретения. Это событие, символизирующее встречу человечества с Богом, изначально не имело установленной даты празднования.

Однако к IV веку праздник был введен в Восточной церкви, а впоследствии и в Западной. Его смысловая нагрузка и значимость были настолько высоки, что его включили в число двунадесятых праздников — т. Дата празднования Сретения по юлианскому календарю — 2 февраля, стала официальной, а после реформы календаря , в странах, принявших григорианский календарь, праздник стал отмечаться 15 февраля. Особенности празднования в дореволюционной России Встреча Сретенья в дореволюционной России включала обширные народные гуляния. В этот день повсеместно устраивались сельские ярмарки, уличные забавы и конные скачки. Было принято печь блины, как символ солнца, или баранки. Для детишек же выпекали «жаворонков» — печенье в форме птиц. С этим угощением дети забирались на высокие пригорки и протягивали его солнышку как своеобразный дар, прося поскорей прогнать Зимушку-зиму.

Попытаемся уточнить его хронологию и основные этапы распространения. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является знаменитое Itinerarium Aetheriae, иначе "Паломничество ко Святым местам" Peregrinatio ad Loca Sancta , датируемое концом IV в. Ее Перегринацио - один из первых христианских памятников этого жанра - еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто "сороковым днем от Епифании Богоявления ", - что представляется нам очень важным! Приведем это свидетельство полностью. В этот день бывает процессия в Анастасис [3], и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст" [4]. Этими немногими замечаниями эмоционального характера и ограничивается, к сожалению, древнейшее свидетельство о праздновании Сретения в Святой Земле. Второй по времени исторический памятник, на сей раз - специального, литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это - армянский Лекционар, содержащий краткие богослужебно-уставные заметки о праздникахгодового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, в том числе и о празднике Сретения Господня. Однако и здесь, как и в Перегринацио Этерии, праздник остается, по существу, без названия, и соответствующая богослужебная статья, ему посвященная, озаглавлена: "Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа" [5]. Можно предположить, что в IV-V вв. Здесь этот праздник имел неповторимый, уникальный характер как и другие праздники в Св. Земле , который не мог быть воспроизведен в богослужебном календаре других Поместных Церквей. В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, - то есть сороковым днем от Рождества [6], - указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве "отдания" всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Древнехристианские месяцесловы проходили в это время лишь первый этап своего формирования, и достоверными свидетельствами о богослужебном чествовании Сретения в других городах Восточной Римской империи историк не располагает. Обратившись к свидетельствам более позднего времени, мы смогли убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в календаре столичной Церкви произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей Империи. Однако конкретные обстоятельства и точная дата его введения в Константинополе, на основании имеющихся исторических источников, не могут быть определены так однозначно, как это делают популярные руководства поэортологии, варьируя, в сущности, позднесредневековую легенду. Сретение Господне. Ежедневно погибали от пяти до десяти тысяч несчастных византийцев, остававшиеся в живых также не чаяли спасения, как неожиданно, - гласит легенда, - "во время этого небесного гнева, Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня. И действительно, с наступлением 2-го февраля 542 года, после торжественного богослужения в честь Сретения Господня, болезнь и землетрясение кончились в тот же день! В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей Империи своей торжественно чтить день 2-го февраля" [7]. Логика и назначение этого трогательного сказания полный текст которого легко найти в любом издании февральской Четьей Минеи хорошо понятны, и предъявлять к нему требования научно-исторического характера попросту неуместно. Напротив, в нашем случае не только уместно, но даже необходимо выяснить как соответствие сказания реальным историческим фактам, так и попытаться установить время и причину его возникновения. Обратимся теперь к конкретным свидетельствам древних авторов. Установление праздника императором Юстином I Уже на первом этапе работы, сопоставляя между собой сохранившиеся тексты, отмечаем, что не все средневековые источники относят официальное установление праздника Сретения ко времени Юстиниана I 527-565. Так, хорошо известный в византийской и древнерусской историографии хронист Георгий Амартол IX в. Свидетельство Амартола представляет особую ценность еще и потому, что в следующей главе его Хроники "О царствовании Юстиниана" вновь говорится о Сретении, - уже существующий в столичном богослужебном обиходе праздник лишь реформируется этим императором в соответствии с календарной традицией Римской Церкви: "Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам" [9]. В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося" [10]. Последний год царствования Юстина I, действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня. Землетрясения 20-х -30-х годов VI столетия Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Тогда Антиохия была переименована в Теополис ["Град Божий". Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] "Градом Божиим"" [13]. Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник, Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения. И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17]. Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х-30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников. Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, - традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т. Младший современник Павла Диакона - константинопольский монах Феофан Исповедник ок. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей" [19]. Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон, он использует сентябрьский стиль, - Т. Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20]. Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков! Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной - а потому несокрушимой - хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Именно таким - фактологически корректным и не склонным к фантазиям - историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г. Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения. Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп. Свидетельство Никифора Каллиста, писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии, Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную "Церковную Историю" не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, - то потому лишь, что, являясь добросовестным "источниковедом" как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, - т. С другой стороны, имп. Юстиниан I, при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов, в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.! Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества.

Праздник неизменно выпадает на 15 февраля. История и суть праздника Как зародился праздник Сретение Господне празднуют в память о событии, описанном в Евангелии от Луки: на 40-й день после Рождества Иисуса Мария и Иосиф принесли свое дитя в храм в Иерусалиме для совершения ритуала благодарности Богу. Согласно Моисееву закону, мать младенца мужского пола должна была ждать 40 дней перед входом в храм, где после приносила жертву для очищения своей плоти, рассказал «360» священник Алексей Золотай. Мария родила в результате непорочного зачатия, поэтому ей не обязательно было это делать. Однако она все равно следовала традиции. Он благословил Иисуса и произнес пророчество о его роли для спасения мира и предупредил об испытаниях, которые ожидают Сына Божьего и семью. Вместе с Богоприимцем была Анна Пророчица. Симеон взял Богомладенца на руки и произнес вслух пророчество о Спасителе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». А Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Предания гласят, что Симеон родился до Рождества Христова и в итоге прожил более 300 лет. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем, причислила к лику святых, прославила как благочестивого праведника и покровителя младенцев. Сретение символизирует пересечение Ветхого и Нового Заветов, соединяя иудейскую и христианскую традиции, истории спасения человечества. Это один из старейших христианских праздников. Его застали, в частности, священномученик Мефодий Патарский и святитель Иоанн Златоуст, они выступали с проповедями.

На Сретенье зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотения только потеет. Зима с весной встретились впервой. Зима-зимушка заохала, к теплу поворачивает. Перед тем, как наступят сумерки, дети на пригорке закликали солнышко показаться: «Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры! Видело ль ты, ведрышко, красную весну? Встретило ли, красное, ты свою сестру? Видело ли, солнышко, старую ягу, Бабу ли ягу — ведьму зиму? Если и в самом деле перед закатом выглянет заклинаемое «солнышко-ведрышко», значит, последние морозы прошли, а если нет — ожидаются сильные «власьевские» 24 февраля морозов. С этим праздником связано множество погодных примет: Какая погода на Сретенье, такая и весна будет. Если оттепель на Сретенье — весна ранняя и теплая, если холодно — холодная и затяжная. Капель на Сретение — к урожаю пшеницы. Если вечером накануне Сретения небо будет звёздным, то и весна позднее обыкновенного пожалует. Если в Сретение ветреная погода, то жди хорошего урожая плодовых деревьев. Снег выпал утром — к урожаю ранних хлебов; если к обеду — средних; если к вечеру — поздних. И хоть говорили: «Покров — не осень, Сретенье — не зима» и «на Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает», — однако всё равно ещё ждали морозов. Иногда в феврале несколько суток стояли настоящие, трескучие морозы, но всё равно наступала сретенская оттепель, напоминающая рачительному хозяину, что пришло время заняться починкой сельскохозяйственного инвентаря. Для этой работы в народном календаре отведен специальный день — следующий за Сретением 16 февраля и называли его Починки. Починки — по сохе поминки. В Починки день чуть свет встает — чинит сбрую летнюю да борону столетнюю. В этот день осматривали сбруи, начинали готовить для посева семена и выгонять из хлева в загон скотину — для пригрева и разминки. В ночь со Сретения на Починки очень опасались домового. Существовало поверье, что в эту ночь домовой может и коня «заездить».

Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи

sretenie-gospodne Главный духовный смысл праздника Сретения Господня – в наступлении Нового мира. 15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне – один из древнейших и почитаемых праздников. Сретение Господне – это один из важных православных праздников, который отмечают в феврале.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий