«Цветы для Элджернона»: смысл, анализ и проблематика книги Дэниел Киз. Произведение «Цветы для Элджернона» можно отнести к научно-фантастической драме. это история Чарли Гордона, идиота, который согласился поучаствовать в эксперименте по улучшению интеллекта и постепенно стал нормальным человеком, но на этом его превращение не закончилось.
«Цветы для Элджернона»: почему любовь героев была обречена
Интересные рецензии пользователей на книгу Цветы для Элджернона Дэниел Киз: Это лучшее, что я читал за последнее время. В знак протеста он выпускает Элджернона из клетки, потом первым находит его и улетает домой. Возможно, что там смысл того, что все не такое, как ты представляешь (например, когда ГГ стал умным и заметил, что его коллеги злословные, завистливые люди) Как-то так, я уже давно читала, поэтому не особо детали помню. Смысл произведения Цветы для Элджернона Существует несколько вариантов того, что сказал сказать автор.
"Цветы для Элджернона". Есть повод задуматься
Таким образом, роман «Цветы для Элджернона» поднимает важную тему моральной ответственности перед обществом и собой. Титул самой любимой книги букстаграма по праву принадлежит роману Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Цветы для Элджернона погружают в свою атмосферу истории и требуют максимальной концентрации для понимания и восприятия смысла происходящего. В книге «Цветы для Элджернона» представлена трагедия семьи, в которой старший ребёнок рождается с задержкой умственного развития. Его альтер эго, Элджернон, умер, а сам Чарли добровольно отправляется в специальную клинику для слабоумных, чтобы отсечь себя от людей, от общества, то есть социально тоже умирает. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Цветы для Элджернона» по главам на нашем сайте.
Проблема гениальной личности в романе Дэниела Киза «Flowers for Algernon»
Роман «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза является мощным произведением, которое пробуждает в читателе глубокие мысли и эмоции. Роман «Цветы для Элджернона» ярко демонстрирует негативные последствия научного эксперимента на героя и призывает задуматься над опасностями технического прогресса. «Цветы для Элджернона» оказали влияние на сольный альбом клавишника группы Genesis Тони Бэнкса A Curious Feeling (1979 г.), который изначально был задуман как адаптация рассказа и имел то же название[11]. Цветы для Элджернона погружают в свою атмосферу истории и требуют максимальной концентрации для понимания и восприятия смысла происходящего. Когда-то давным-давно, прочитав рассказ Дэниела Киза Цветы для Элджернона и узнав, что автор написал на его основе целый роман, я очень захотела его прочитать. Только что закончила читать роман "Цветы для Элджернона", хочу поделиться теперь своим мнением.
Проблема гениальной личности в романе Дэниела Киза «Flowers for Algernon»
«Цветы для Элджернона» объясняю очень просто, двумя вещами. Именно эта тема поднимается в книге «Цветы для Элджернона», которая мало кого оставит равнодушным. Возможно, что там смысл того, что все не такое, как ты представляешь (например, когда ГГ стал умным и заметил, что его коллеги злословные, завистливые люди) Как-то так, я уже давно читала, поэтому не особо детали помню. Роман «Цветы для Элджернона» стал одним из самых популярных у Дэниела Киза.
15 фактов о книге “Цветы для Элджернона”
Только что закончила читать роман "Цветы для Элджернона", хочу поделиться теперь своим мнением. Кроме того, «Цветы для Элджернона» не раз ставились на подмостках театров, в том числе, отечественных. «Цветы для Элджернона»: смысл, анализ и проблематика книги Дэниел Киз. В книге «Цветы для Элджернона» представлена трагедия семьи, в которой старший ребёнок рождается с задержкой умственного развития. В 80-х годах «Цветы для Элджернона» также сравнивали с эротическими журналами Playboy и Hustler.
Обсуждение №2. Д.Киз - Цветы для Элджернона
Дэниел Киз вспомнил день, когда ему впервые пришлось препарировать живое существо — мышь. Этот день оставил большое впечатление, поэтому впоследствии именно это животное становится метафорой развития главного героя романа. Идея воплотилась в жизнь лишь после того, как Дэниел Киз начал работу в классе коррекции. Однажды один из учеников спросил его, сможет ли он стать умным, если будет стараться. В своей автобиографической книге Киз пишет, что именно в тот момент задумался о том, что «умственно отсталый человек может быть осведомлен о пределе своих возможностей, что это создает конфликт между личностью и обществом, и что именно такой человек должен быть персонажем его рассказа, а затем и романа». В центре сюжета 32-ух летний Чарли Гордон, умственно отсталый молодой человек.
Он ходит в вечернюю школу, потому что хочет улучшить свои умственные способности. Его IQ возрастает, в результате проведения экспериментальной хирургической операции, но,несмотря на изначальный успех эксперимента, в конце произведения происходит регрессия, персонаж возвращается в первоначальное состояние.
Что касается возведение в ранг любимых книг - нет, прочитать однажды и хорошенько обмозговать - заслуживает, но перечитать хотя бы второй раз рука не потянется. Это текст, который проглядывается с первого раза, и в прямом, линейном изложении нет никакой тонкости, чтобы смаковать и находить свежие мысли, делать открытия. С первого раза, при достаточной внимательности, из этой книги можно изъять всё.
Взаимоотношение личности и общества в романе «Цветы для Элджернона» «Личность - нечто бесконечно ценное, сверхприродное, уникально неповторимое в каждом из нас» Л. Василенко Написанный на основе одноименного рассказа роман «Цветы для Элджернона» представляет собой произведение, направление которого можно определить как «мягкая», или же гуманитарная, научная фантастика. Хотя в центре его и лежит естественнонаучное допущение, а именно возможность искусственного повышения уровня интеллекта посредством хирургического вмешательства, главным в романе все же остается психологическое и эмоциональное взросление личности, а также ее социальная адаптация. Идея переработать рассказ, опубликованный в 1959 году в журнале «Фэнтези энд сайенс фикшн», в полноценное развернутое повествование о судьбе тридцатидвухлетнего Чарли Гордона, страдающего слабоумием, наверняка возникла у автора - Дэниэла Киза, неслучайно. Безусловно, данное решение в немалой степени могло быть обусловлено невероятным успехом рассказа: уже в 1960 году он получает премию «Хьюго» - награду высшего уровня в области научной фантастики.
Однако именно использование автором жанра романа для раскрытия сюжета позволило создать широкую и цельную картину особого, ни на что не похожего, мира главного героя, трагедия жизни которого отчасти заключается в том, что он всегда находился «по другую сторону интеллектуального забора» [Киз, 2007, с. Кроме того, как пишет автор «Послесловия к роману «Цветы для Элджернона» - А. Корженевский, читатель гораздо ближе знакомится с героем, здесь больше эмоций, больше размышлений, но это по-прежнему тонкая, невероятной силы драма, трагедия разума и одно из самых важных произведений фантастической литературы [Корженевский, 2007, с. Стоит отметить и необычность техники повествования: роман представляет собой серию отчетов и дневниковых записей, охватывающих, если разобраться, не такой уж и большой период времени: первый из них датируется третьим марта, а последний - двадцать первым ноября. Получается, что невероятная по своей глубине и драматичности история жизни одного человека умещается в какие-то семь месяцев.
Символично, что процесс стремительного интеллектуального развития , а также расцвет гения главного героя и столь же стремительный регресс последовательно сменяют друг друга, как сменяют друг друга времена года: весна, лето и осень. Зиму же, как впрочем, и всю оставшуюся жизнь, Чарли Гордону придется провести в специализированной лечебнице. Роман «Цветы для Элджернона», на наш взгляд, - это своеобразный писательский эксперимент, целью которого является выход за рамки обычного повествования от первого лица. Первый же отчет, такой сбивчивый, со множеством пунктуационных и орфографических ошибок, написанный рассказчиком - Чарли Гордоном, полностью погружает читателя в мир человека с врожденным интеллектуальным расстройством. Новаторство и нестандартность подобного изложения - шаг возможно и рискованный для Америки середины 60-х годов, но полностью себя оправдавший: снова награда и снова высшая - премия «Небьюла» за лучший роман, полученная Д.
Кизом в 1967 году. Необычность авторского выбора рассказчика, столь непохожего на окружающих его людей и столь далекого от того, что принято называть нормой, можно сравнить разве что с романом другого американского писателя - К. Кизи «Над кукушкиным гнездом», где в роли рассказчика выступает Вождь Бромден, пациент психиатрической лечебницы. Герои обоих произведений - люди, отвергнутые обществом, которое полно предрассудков и социальных стереотипов: кто и когда сказал, что человек, страдающий интеллектуальным или психическим расстройством , - не личность? Пожалуй, это и есть тот самый, главный, вопрос, который ставит перед нами писатель, вкладывая при этом ответ в уста своего же героя: «But I"m not an inanimate object.
I"m a person. I was a person before the operation». Я - человек», - говорит Чарли Гордон. Вот только остальные не только не понимают этого, они просто не желают принять тот факт, что люди, по каким-либо причинам лишенные возможности вести себя подобно большинству нормальных представителей человечества, являются личностями в полном смысле этого слова и требуют соответствующего, гуманного, отношения к себе. И вновь Чарли Гордон негодует, он возмущен подобной ограниченностью мышления окружающих его людей: «It may sound like ingratitude, but that is one of the things that I resent here - the attitude that I am a guinea pig.
Nemur"s constant references to having made me what I am, or that someday there will be others like me who will become real human beings. How can I make him understand that he did not create me? He makes the same mistake as the others when they look at a feeble-minded person and laugh because they don"t understand there are human feelings involved. He doesn"t realize that I was a person before I came here». Постоянные напоминания Немура, что он сделал меня тем, кто я есть, или что в один прекрасный день тысячи кретинов станут настоящими людьми.
Как заставить его понять, что не он создал меня? Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью». Профессор Немур настолько далек от мысли, что Чарли Гордон являлся уникальной личностью и в прежнем своем состоянии, предшествующем операции, что даже примеряет на себя роль творца, который создал нечто новое: «We who have worked on this project have the satisfaction of knowing we have taken one of nature"s mistakes and by our new techniques created a superior human being. When Charlie came to us he was outside of society, alone in a great city without friends or relatives to care about him, without the mental equipment to live a normal life.
No past, no contact with the present, no hope for the future. It might be said that Charlie Gordon did not really exist before this experiment... До прихода к нам Чарли был вне общества, один в огромном городе, без друзей и родственников, без умственного аппарата, необходимого для нормальной жизни. У него не было прошлого, не было осознания настоящего, не было надежд на будущее, Чарли Гордона просто не существовало…» Не желая мириться с подобным отношением, главный герой озвучивает мысль, которая быть может и является ключевой в попытке определения « человеческой личности » как таковой: «I"m a human being, a person - with parents and memories and a history - and I was before you ever wheeled me into that operating room! Я был и до того, как меня вкатили в операционную!
Более того, у Чарли Гордона всегда была цель, к которой он двигался с завидным упорством. Именно поэтому он посещает занятия мисс Кинниан в школе для умственно отсталых и поэтому же соглашается на операцию, а значит здесь уже можно говорить об осознанности выбора, о наличии воли и внутренних устремлений, направленных на достижение желаемой цели. А разве все перечисленное не является неотъемлемыми составляющими человеческой личности? Вывод напрашивается сам собой: Чарли Гордон - пусть и лишенная некоторых возможностей, которыми наделено большинство людей, но все же личность, которая, как и все остальные, думает, чувствует и осознает происходящее настолько, насколько позволяет ее интеллектуальное и эмоциональное развитие. Однако современное дегуманизированное общество вместо того, чтобы принять главного героя таким, каков он есть, и признать за ним неотъемлемые права, отвергает его, делая невольным социальным изгоем.
Но вот наступает момент, когда Чарли Гордон становится гением в прямом смысле этого слова. И что тогда происходит? Причина этого, на наш взгляд, заключается в том, что, Чарли-гений с IQ равным 185 , как и всё, выходящее за рамки общепринятой нормы, возможно еще в бoльшей степени не вписывался в привычные рамки общественного сознания, чем Чарли с минимальным уровнем интеллекта. Так или иначе, главный герой по-прежнему одинок, с той лишь разницей, что теперь он это полностью осознает: «Before, they had laughed at me, despising me for my ignorance and dullness; now, they hated me for my knowledge and understanding». Но такова цена приобретенного гения: «This intelligence has driven a wedge between me and all the people I knew and loved.
Now, I"m more alone than ever before».
К тому времени он уже ненавидел мышь, которая постоянно его обыгрывала. Глава 8 Чарли вновь вернулся на фабрику, где он работал уборщиком. Но он не должен никому говорить об операции, и каждый день должен появляться в больнице для осмотра. Узнав, что Элджернон постоянно обыгрывает его только потому, что ему тоже сделали аналогичную операцию, Чарли повеселел: у него появилась реальная надежда, что и он поумнеет. Чарли навестил доктор Штраусс, который принес ему «телевизор» — прибор, который должен работать во время сна.
Кроме того, теперь миссис Кинниен будет учить его индивидуально, под присмотром врачей. Он искренне считал их своими друзьями, но мужчины лишь смеялись над слабоумным Чарли. Во время соревнований Чарли стал побеждать Элджернона и вскоре с ним подружился. Также он начал читать, улучшилась его грамотность. Миссис Кинниен очень радовалась успехам своего ученика. Она считала, что Чарли «сделал больше, чем многие умные люди, которые никогда даже не используют свои мозги».
Глава 10 Чарли поумнел настолько, что понял: он был лишь посмешищем для своих так называемых друзей. Он принялся изучать историю, географию, арифметику, иностранные языки. Кроме того, Чарли влюбился в Алису Кинниен.
Расставание близилось и потому, что Алиса начала чувствовать себя глупой в обществе Чарли. Главный герой оказывается прав: их отношения складываются гладко до тех пор, пока девушка может занимать покровительственную позицию. Как только ситуация меняется, происходит надлом. Таким образом, мы видим, как герой становится заложником собственного интеллекта.
Любые попытки социализации и создания полноценной семьи оборачиваются провалом. И ведь действительно, гении часто оказываются одиноки... В этом романе нет привычного хэппи-энда, финал оставляет горькое послевкусие. Однако хочется поддержать решение писателя оставить его именно таким. Взлет и постепенное угасание героя даёт повод задуматься о том, что делает нас теми, кто мы есть. Прочитать 10 книг в ночь перед экзаменом? Понять смысл всех ключевых произведений за пару часов — легко.
Включай саммари «История европейской литературы» от профессионального литературоведа. Сэкономь время на самостоятельном изучении темы и получи готовые ответы на вопросы экзаменатора. После саммари проходи тест, чтобы закрепить знания. Доступ к саммари стоит 300 рублей, но первый месяц бесплатно по промокоду BLOG30.
«Цветы для Элджернона» краткое содержание романа Дэниела Киза
Совершенно не сочувствующие люди, которые живут стереотипами. Я задумалась, что нужно быть целеустремленной, не бояться чужого мнения со стороны, одобрения или осуждения общества. Быть более простым человеком, радоваться каждому моменту жизни, использовать все блага, которые тебе доступны, ведь кто знает, когда они могут у нас закончиться, например когда главный герой забыла его имя снова стал слабоумным, уже познав интеллект гения.
Спустя некоторое время Чарли замечает изменения в поведении Элджернона. После эксперимента мышь легко находила выход из сложного лабиринта, однако со временем она делала это всё хуже и хуже. Чарли понимает, что его высокий IQ скоро вновь упадёт до низкого уровня, и начинает думать, возможно ли замедлить этот процесс. Семья мальчика была небогатой. Как вспоминал сам Киз, в годы Великой депрессии его отец часто уходил из дома на поиски подработки ещё до рассвета, выпив лишь кружку кофе натощак. Он не ездил на общественном транспорте, чтобы сэкономить несколько центов. Каждый день он проходил больше 30 километров ради того, чтобы попытаться заработать немного денег. Чуть позже ему удалось открыть свой магазин подержанных вещей, что принесло семье некоторую финансовую стабильность.
Мать Киза работала косметологом. Профессию она освоила сама. Никто из родителей юного Дэниэла не получил полноценного образования ввиду частых переездов в детстве. Поэтому Уильям и Бетти Киз постоянно наказывали своему сыну хорошо учиться в школе, чтобы добиться успеха в жизни. Мальчик был не против. С самого раннего детства он любил много читать и узнавать новое. Книги, как правило, ему приносил отец из своего магазина. Вероятно, именно из-за увлечения литературой у Дэниэла быстро развилась близорукость. Ребёнок боялся , что однажды внезапно ослепнет. Поэтому он читал ещё больше.
Также мальчик пробовал делать повседневные дела с завязанными глазами — чтобы заранее подготовиться к жизни без зрения. У него получалось быстро находить нужные вещи, раскладывая их по дому в логическом порядке. Конечно, юный Дэниэл не ослеп, а лишь начал носить очки. В детстве мальчик был очень дружен со своими родителями. Ему нравилось танцевать с ними и слушать пение матери. В частности, он называл композицию Smoke in Your Eyes джазового музыканта Пола Уайтмена одной из любимых песен семейства Кизов. Smoke in Your Eyes Но с годами мальчик начал замечать, что чем больше он читает книг, тем сильнее отдаляется от родителей. Ему было интереснее жить в придуманном мире, а не в мрачном настоящем. Годы шли и близился момент, когда юноше следовало определиться со своей будущей профессией. Родители с самого детства хотели, чтобы их сын выучился на врача.
На вопросы ребёнка о причинах такого выбора, мама и папа отвечали : «Потому что врач похож на Бога. Он лечит и спасает жизни. Мы хотим, чтобы ты тоже исцелял людей». Дэниэл не спорил и решил, что аргументы родителей вполне убедительны. Да и расстраивать их не хотелось. Он попрощался с мечтой стать знаменитым писателем, начал работать и копить деньги на обучение в медицинском колледже. Но иногда у него всё-таки возникали мысли попробовать стать и врачом, и писателем одновременно. Он решил ориентироваться на других людей, которые получили медицинское образование, но прославились как писатели: Сомерсета Моэма, Конан Дойла и Антона Чехова. Однако у всех этих людей была общая черта: они начали писать из-за неудач в медицинской карьере. Арт художницы Хельги Нордвик Киз проучился по подготовительной программе для будущих студентов-медиков в университете Нью-Йорка целый год, потратив практически все сбережения и гадая , где бы найти денег на оплату осеннего семестра.
Но молодой человек чувствовал, что учёба не приносила ему удовольствия. Одним апрельским утром 1945 года у Киза в голове появилась мысль: «Моё образование отдаляет меня от людей, которых я люблю. Как это можно исправить? Затем, внезапно, возникла и вторая: «Если бы было возможно увеличить интеллект человека, то, к чему бы это привело? Киз запомнил обе идеи и отправился на учёбу. На одном из занятий, учащиеся проводили вскрытие белых мышей. Операция оказала на Киза сильное впечатление, и в его сознании закрепился ещё один образ. Позднее в тот же день, один из друзей Киза рассказал ему об интересной инициативе: если учащийся поступает на службу в армию США, то он освобождается от экзаменов. После Второй мировой войны вооружённым силам были нужны добровольцы. Киз решил попробовать стать моряком, но сомневался, что у него получится: проблемы со зрением никуда не исчезли.
Однако он успешно прошёл медобследование и был назначен на должность судового казначея нефтяного танкера. На корабле он также числился штатным врачом. Его служба закончилась в декабре 1946 года, когда один из матросов отравился экстрактом лимона. Капитан поручил Кизу сделать всё возможное, чтобы спасти его, но попытки откачать пострадавшего ни к чему не привели. После возвращения корабля из плавания, Киз решил закончить свою военную карьеру и продолжить обучение. Заработанных на судне денег хватило на оплату учёбы. Он вернулся домой и в 1950 году получил степень бакалавра психологии в Бруклинском колледже.
Ему выпал уникальный шанс: пройти операцию на мозге, которая позволит ему поднять интеллект до нормального уровня, до него эту операцию прошла мышь по имени Элджернон, интеллектуальные способности которой возросли в разы. Чарли ведет дневник, в котором записывает свои впечатления, и самые первые записи начинаются еще с предоперационного состояния, они отличаются полнейшей безграмотностью и непониманием сути происходящего вокруг.
Чарли очень хочет стать умным, научиться нормально общаться с людьми. Операция проходит успешно, и интеллект главного героя начинает расти невероятными темпами. Грамматика становится идеальной, а мысли становятся глубже от записи к записи. За несколько месяцев Гордон становится гениальным ученым, интеллект которого возвышается над теми людьми, на которых он хотел быть похожим до операции. Однако, в механизме изменения мозговой деятельности, была заложена ошибка, которая делала обратную регрессию умственных способностей необратимой. Чарли осознает это, но ничего не может поделать, теряя свою гениальность с каждым днем и впадая в амнезию. Со временем слог его отчетов становится более беден, он снова забывает пунктуацию, грамматику, и становится тем же человеком, что был до операции. Роман довольно прост в усвоении, и, на первый взгляд, ничего, кроме этой грустной истории, в нем увидеть нельзя. Но так ли это?
На самом деле, здесь можно выудить множество философских идей, которые сразу бросаются в наметанный в глубоком анализе литературы глаз. Философский посыл произведения можно разделить на несколько уровней. Сначала необходимо выделить некоторые иррационалистические нотки. По мере роста разумности Чарли начинает все сильнее отчуждаться от людей. Ему постоянно говорят, что во времена своего умственного отставания он был добродушным, улыбчивым, имел множество друзей. Если человек вечно улыбающийся дегенерат, то, конечно, он постоянно будет находиться в компании других людей. Но какова цена такой социальности? Она состоит в том, что Чарли притягивал к себе людей лишь потому, что был вечным мальчиком для битья и клоуном, являлся легкой целью для постоянных издевок окружающих. Став разумным, Чарли его осознал и отчуждение всего-навсего стало более непосредственным.
Человек снимает отчуждение в совместной умственной и практической деятельности, но особенность современного общества такова, что ни односторонний глупец, ни гениальный ученый не могут заниматься оной просто потому, что не соответствуют усредненному уровню одностороннего развития остальных людей. Глупость — искренна и понятна. Гениальность — сложна, недоступна, а потому страшна. Глупость притягивает. Гениальность отталкивает. Первое направлена на счастливое неведение любящего идиота. Второе — в бесконечность познания в ужасе одиночества. Сделай выбор! Другой иррационалистический посыл является более верным.
В романе постоянно подмечается отставание чувственного содержания Чарли от разумного. Интеллект можно повысить, заперевшись в библиотеке за книгами. Но чувственная сторона человека может развиваться только в постоянной практике общения с людьми. Операция резко форсировала рост интеллектуальных способностей, но навыки межличностных отношений так и остались на уровня развития ребенка, причем форсировать их рост никакая операция не могла. Чарли постоянно страдает от этого, и особо это видно в его опыте общения с женщинами, в том, как он не может поначалу строить с ними нормальные отношения. Интеллектуальная односторонность не столь пагубна, как односторонность чувственная, когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений, но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению человека. Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие. В бытность слабоумным я имел много друзей.
Теперь их у меня нет. О, я знаю множество народу, но это просто знакомые, и среди них нет почти ни одного человека, который что-нибудь значил бы для меня или кому интересен я. Но, так или иначе, за всеми вышеперечисленными иррационалистическими мотивами через весь роман магистральной линией проходят рационалистические идеи. Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе. Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку. Своей научной деятельностью он делал для человечества куда большую услугу, чем тем, что веселил толпы зевак. Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью.
Хоть Чарли и считал себя неразумного такой же полноценной личностью, но это было не так.
Думаю, в своем "неразумном" мирке Чарли был гораздо счастливее, чем в мире, открывшемся ему с высоты его гигантского интеллекта. Впрочем, первые и последние главы меня тронули до глубины души, они очень честные, наивные, трогательные.
Возможно, гораздо более "человек", чем Чарли гениальный. Очень понравился стиль повествования от имени Чарли-иного, назвать его глупым, неполноценным язык не поворачивается. Полное ощущение чтения реального дневника.
Хоть я и не имею представления, как именно мыслят подобные люди, я никогда с ними не встречалась и не общалась, но мне казалось, что тот Чарли Гордон был вполне реальным персонажем, с которым, кстати, благодаря его внутренним качествам хотелось познакомиться в действительности. Необыкновенной чистоты человек. Его целеустремленность, любовь к окружающим, жажда знаний удивляют.
Множество толковых мыслей заложено в книгу. Почти на каждой странице есть фраза, на которой останавливаешься на минуту и перечитываешь ее снова. Вообще роман очень актуальный, современный, никогда бы не подумала, что его написали более полувека назад.
Дэниел Киз "Цветы для Элджернона"
Он искренне верит, что повышение интеллектуального уровня позволит ему стать счастливее, заслужить любовь своих родителей, которые много лет назад отказались от него, стыдясь слабоумия своего сына, устроить свою личную жизнь, создать семью и окружить себя друзьями. Чарли становится участником эксперимента по повышению уровня интеллекта, который проходит успешно. Но вместе с гениальными способностями к нему приходит и осознание нелепости своей жизни. Его окружение - бездушные скоты, издевающиеся над ним при любом удобном случае. Любимая женщина перестает понимать его и отдаляется. Теперь уже именитые профессора, которые работают с Чарли, кажутся ему узколобыми глупцами, не способными мыслить шире своего кабинета. Кажется только Элджернон способен понять все метания и терзания Гордона, потому что его, так же как и Чарли, научили думать, анализировать и чувствовать… Читать и думать Книга не очень объемная по количеству страниц, но невероятно глубокая по содержанию. Киз вскрывает такие темные уголки наших прогнивших душ, что читать это очень нелегко. Книга эмоционально тяжелая, но читать ее однозначно нужно.
Читать и думать…. А можно читать и обдумывать каждую страницу. Станица за страницей погружает читателя в трансформации главного героя.
Сложное не в плане восприятия а в плане психологии, усваивания. Объяснюсь проще - хочешь отдыха не читай это говно. Прочти что-то более легкое.... Дашу Донцову например.... Но мне кажется, что это необходимый багаж, чтобы правильно воспринимать классическую фантастику. Я говорю о рассказе, не о повести. Она о людях, вернее о том, что значит быть человеком.
Особенно в начале, когда Чарли только начинает вести дневник. Эти ошибки... И доверчивый и добрый... И как стремится стать умным, не зная, что с умом приходит и горечь повседневности. Столько фантастики написано на это тему. Пересадка мозга, пересадка сердца. Фильм не смотрела, даже не знаю буду ли смотреть, пока не хочется. Как всегда бывает в таких случаях, сказать особо нечего. Критиковать легко, хвалить трудно. Роман фантазия о том, что думает и чувствует умственно отсталый, которому вдруг довелось стать гением, и что думает и чувствует он же, возвращаясь обратно. Основные идеи книги: много знаний -много печали; можно вырасти в интеллекте, но остаться ребенком эмоционально; все проблемы родом из детства. По книге снят фильм, но книга мне понравилась больше. С удивлением узнала, что один из моих любимых московских театров РАМТ в 2013 году поставил спектакль по этому произведению. Но я пропустила. Было бы любопытно посмотреть это на сцене. Мне кажется, высокий уровень не хочу употреблять слово "гениальность", как-то не к месту, что ли, оно здесь произведения определяется именно вот этим "впечатыванием", невозможностью забыть, а еще - умением автора в небольшом объеме и с кажущейся лёгкостью и простотой добиться такого воздействия на читателей. Направлений для размышления и осмысливания у меня возникло 3. Как сказал Соломон, "многие знания - многие печали". Но вот тут я соглашусь с комментарием Катерины ниже. Ну или с Мцыри: "Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог" 2 - это тоже старая хоть и не как мир проблема, возникающая во многих фантастических произведениях а "Цветы... И - еще глубже - за опыты над человеком.
Глава 10 Чарли поумнел настолько, что понял: он был лишь посмешищем для своих так называемых друзей. Он принялся изучать историю, географию, арифметику, иностранные языки. Кроме того, Чарли влюбился в Алису Кинниен. Глава 11 Поразительно быстро развившийся интеллект поставил стену между Чарли и старыми его знакомыми. Ему даже стала очевидна ограниченность доктора Штрауса и доктора Немюра, их заблуждения в поставленном эксперименте. Не мог он найти и общего языка с Алисой. Глава 12 Когда у мыши стали заметны признаки регрессии, Чарли решил вплотную заняться этим научным вопросом. Однако он не успел: его интеллект угасал столь же быстро, как и эволюционировал. Чарли вернулся к своей прежней работе на фабрике, и его прежние товарищи уже не подшучивали над ним, как прежде. Вернувшись в свое изначальное умственное состояние, Чарли ни о чем не жалел, ведь он использовал свой шанс стать умным и узнать много новых интересных вещей. И что в итоге? Чарли Гордон — его интеллект быстро угасает, и он возвращается в изначальное умственное состояние, снова работает на фабрике, а затем уезжает в другой город. Алиса Кинниен — продолжает работать в школе для особенных взрослых. Заключение Рассказ Дэниела Киза в полной мере раскрывает глобальные проблемы в обществе, в частности, отношение к людям, которые в силу врожденных недостатков не могут соответствовать нормам окружающего социума.
"Цветы для Элджернона". Есть повод задуматься
Другие персонажи Доктор Ремюр и доктор Штраусс — ученые, которые решились на смелый эксперимент. Алиса Кинниен — учительница Чарли, добрая, отзывчивая женщина. Краткое содержание Глава 1 Чарли Гордон — умственно отсталый мужчина тридцати семи лет. Глава 2 На следующий день у Чарли было испытание. К нему пришел ученый, у которого «было немного белых карточек и все они залиты чернилами». Ученый поинтересовался у Чарли, что он видит на карточках, но тот ответил, что ничего, кроме обычных клякс. Глава 3 Чарли рассказал доктору Штрауссу и доктору Ремюру, что посещал школу для взрослых. Он «всю жизнь хотел быть умным, а не тупицей» , и учительница миссис Кинниен хвалила его за старательность и тягу к знаниям. Чарли познакомили с белой мышью по имени Элджернон, которая также участвовала в эксперименте. Чарли и Элджернон вместе проходили испытания на сообразительность, и мышка неизменно выигрывала.
Глава 4 Чарли добровольно согласился на проведение операции по улучшению его интеллекта. Он был очень доволен, что доктор Штраусс и доктор Ремюр выбрали его и пообещал «ужас как старатца». Глава 5 Накануне операции Чарли стал одолевать страх, но желание стать умным и победить мышку Элджернона оказалось сильнее всех его тревог. Глава 6 Когда Чарли сняли с головы и глаз повязку, доктор Штраусс сказал, чтобы он вновь начал вести дневник, и при этом больше писал о том, что он думает и чувствует.
Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе. Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку. Своей научной деятельностью он делал для человечества куда большую услугу, чем тем, что веселил толпы зевак. Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью. Хоть Чарли и считал себя неразумного такой же полноценной личностью, но это было не так. Да, у него и тогда были свои переживания, чувства, осознание каких-то вещей. Но в человеке определяющей стороной является его разум, и только при полноценной интеллектуальной деятельности, при наличии достаточной рефлексии и социализации человек становится полноценной личностью. Да и сама социализация по-настоящему у Чарли началась только после обретения разумности. Интеллект как бы начал подтягивать за собой остальные стороны личности Чарли, и хоть им необходимо было самостоятельное развитие, толчок к этому развитию дал именно разум, что отчетливо показывает его определяющую роль в человеке. Эмоциональность тоже жестко привязана к развитию интеллекта, в случае с Чарли разум как бы наполнял незаполненный сосуд чувственных переживаний. Чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание. Также стоит обратить внимание на высмеивание религиозности. Если Чарли-идиот не знал ни науки, ни искусства, но был уверен в существовании Бога, то Чарли-гений, наоборот, считал религиозные проблемы слишком ничтожными и не имеющими смысла, а все его внимание было сосредоточено на научных проблемах. Интересна сцена в пекарне, где женщина убеждала Гордона в том, что перестав быть умственно отсталым, он нарушил свое божественное предназначение, которое записано в его судьбе. Религиозность всегда надевает на человека кандалы, не дающие ему возвыситься над его текущим уровнем развития, метафизически отрицает необходимость самосовершенствования.
Вмешиваться или не вмешиваться в дела Природы? Менять или не менять человеческую сущность? Можем ли мы позволить себе мнить себя богами? Какая мать не желает своему ребенку здоровья, не хочет, чтоб он был как все - умным, образованным, самостоятельным, полноценно функционирующим? Было бы замечательно научиться помогать подобным людям, людям, существующим в своем собственном измерении. Но где та грань, за которую переходить нельзя? Где черта, за которой умственно неполноценный превратиться в надменного умника, умный человек - в бесчеловечного гения? Когда надо остановиться?.. Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума. Пару месяцев назад подруга отдала мне клеточку с джунгарским хомячком - маленьким белым комочком, за которым у бывших хозяев "не было времени следить". У меня до этого жили только кошки, и я даже не могла представить, сколько умиления и нежности может вызвать существо, помещающееся в кулачок.
Киз никогда не давал ему шанса. Они гласили: …Первый человек, избранный для искусственного поднятия интеллекта, — с пограничного 90 до уровня гения… Парень достигает вершин разума. Однако ему суждено проделать и обратный путь — вниз. Он снова глуп, но, видевший свет, уже никогда не станет прежним. Трагедия человека, познавшего, каково быть гениальным, и уяснившего, что это состояние не повторится, что, раз вкусив сладких плодов, он больше никогда их не отведает. К 1958 году Киз превратил свой замысел в рассказ. Эта победа поставила Киза в один ряд с такими выдающимися авторами, как Артур К. Кларк и Роберт Блох. Айзек Азимов был большим поклонником короткого рассказа. Похвала Айзека Азимова, как признанного американского писателя-фантаста, имела большой вес. Его дебютная книга, имевшая оглушительный успех, была продана тиражом более 5 миллионов экземпляров, опубликована на 27 языках и стала частью канона уроков английского языка по всей Америке для многих поколений. Первая экранизация появилась в период между публикацией короткого рассказа и романа. Затем последовали сценические постановки, радиопостановки, другие телепрограммы, мюзикл на сцене Вест-Энда, а также международные адаптации на сцене и экране.