15 апреля польский сейм ратифицировал Рижский мирный договор, после чего польское правительство запретило украинским эмигрантам заниматься политической деятельностью на территории своей страны. В зале заседания польско-советской мирной конференции в г. Риге. 1921 г. Фотоснимок. Вслед за этим н поручил подписать прелиминарный мирный договор с Польшей в течение 3—4 дней, угрожая в случае промедления покинуть Ригу. Сто лет назад, 18 марта 1921 года, в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, который положил конец советско-польской войне.
III.1921. Рижский мирный договор
365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 94Рижский договор 1921 года и русско-польские отношения#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты #Мир. Текст научной работы на тему «РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921 Г. В ИСТОРИИ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОЙ ДИПЛОМАТИИ». 365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 94Рижский договор 1921 года и русско-польские отношения#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты #Мир. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921, договор между РСФСР (подписала также от имени БССР по полномочию её правительства) и УССР, с одной стороны, и Подписан 18 марта в Риге.
Латвия и Советская Россия на пути к миру. Рижский договор 1920 года
Польша вспоминает столетие Рижского мирного договора. 18 марта в Риге было подписано соглашение, которое оформило окончание польско-советской войны 1919 — 1921 годов. Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается. В книге исследуется история борьбы Советского правительства за установление мирных, добрососедских отношений с Польшей в первые годы после заключения Рижского мирного договора. 18 марта 1921 г. в Риге между РСФСР в УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, был подписан окончательный мирный договор.
Немного истории: Рижский мирный договор 1921 года.
Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР (за себя и по полномочию правительства БССР), УССР с одной стороны, и Польской Республикой — с другой[1]. Текст научной работы на тему «РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921 Г. В ИСТОРИИ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОЙ ДИПЛОМАТИИ». 18 марта 1921 года был подписан Рижский мир, завершивший советско-польскую войну. Ровно 100 лет назад — 18 марта 1921 года — подписанием Рижского мирного договора закончилась советско-польская война. По условиям Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 года, Западная Белоруссия и Западная Украина отошли к Польше, а Россия выплатила Польше значительную контрибуцию. Записка Г.В. Чичерина В.И. Ленину о целесообразности оставить без ответа польские требования к РСФСР, 22 марта 1920 г Интернет-проект «Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор» представляет комплекс архивных документов и материалов.
Рижский мирный договор и его предательские последствия для Белоруссии
18 марта 1921 года в Риге был заключен мирный договор между РСФСР и Польшей, согласно которому советская сторона уступила западноукраинские и западнобелорусские земли. В зале заседания польско-советской мирной конференции в г. Риге. 1921 г. Фотоснимок. Вслед за этим н поручил подписать прелиминарный мирный договор с Польшей в течение 3—4 дней, угрожая в случае промедления покинуть Ригу.
Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Онлайн-выставка
Крупнейший российский специалист в области международных отношений и внешней политики проф. Наринский подтверждает, что Рижский договор заложил основу международным отношениям до 1939 г. Договор прекратил действовать в результате аннулирования -одностороннего отказа СССР выполнять его условия по причине несоблюдения условий договора Польшей Pasta sunt servanda - договоры должны соблюдаться. В советской исторической школе закрепилось положение, что Рижский мирный договор действовал до 17 сентября 1939 г. Западная Украина и Западная Белоруссия в соответствии с волей населения этих областей вошли в состав Советского Союза» [Дипломатический 1950: 511].
Спорно, что после оккупации Германией польских территорий, один из субъектов международного договора полностью исчез - правительство Сикорского в эмиграции продолжило сопротивление. В польской историографии существует такое понятие как «рижская подсистема международных отношений», которое подразумевает формирование государств и границ в межвоенный период. Большая часть закреплённых в документе договорённостей подводила своеобразный итог претензиям Польши к России за 150 лет прошедшие с момента первого раздела Речи Посполитой. То есть для поляков Рижский договор - это своего рода реванш, «акт исторической справедливости».
Официальные круги и представители польской исторической школы продолжают трактовать отделение «восточных кресов» осенью 1939 г. Заключение Рижского мира сыграло ключевую роль в истории становления белорусской и украинской национальной государственности, став временным препятствием для консолидации в рамках этнического расселения. Поэтому основной причиной аннуляции договора в сентябре 1939 г. Несмотря на выявленное разнообразие в оценках мирного соглашения, можно утверждать, что Рижский мирный договор 1921 г.
Список литературы и источников 1. The Soviet-Polish peace of 1921 and the creation of interwar Europe. New Haven; London: Yale univ. Materski, W.
Tarcza Europy. Stosunki рolsko-sowieckie. Дипломатический словарь. Громыко, А.
Ковалёв, П. Севостьянов, С.
Под влиянием военных успехов большевики, говоря словами Ленина, решили «штыками пощупать - не созрела ли социальная революция пролетариата в Польше». Об охватившей большевистское руководство кратковременной эйфории свидетельствует представленный на выставке приказ И. Сталина по прямому проводу от 23 июля 1920 г. Неверная оценка ситуации на фронте привела к тому, что советские войска потерпели поражение под Варшавой. Лишь вновь оккупировав большую часть Белоруссии и всю Западную Украину, захватив Виленский край Литвы, Варшава согласилась на перемирие.
В Польше эти события трактуются как «чудо на Висле», которое позволило «спасти Европу от большевизма». Однако сегодня очевидно, что не будь польской агрессии против ее восточных соседей, не состоялось бы и похода Красной армии в Польшу. Истощение воюющих сторон способствовало началу мирных переговоров. Активизировались усилия лидеров стран Антанты, прямо или опосредованно выступавших на стороне Польши в ходе всего конфликта. Ярким проявлением такой политики стала нота от 11 июля 1920 г. Чичерину о необходимости заключения перемирия между Советской Россией и Польшей, большевиками и Врангелем, и восстановления мира в Восточной Европе.
В ходе советско-польской войны 1920 , развязанной реакционными кругами Польши и империалистами Антанты , правительство РСФСР неоднократно выступало с мирными предложениями. Однако польское правительство, подстрекаемое Антантой, стремясь выиграть время и использовать сложившуюся в первый период войны обстановку, выдвигало неприемлемые условия переговоров.
Только 7 августа 1920 польское правительство сообщило о готовности начать переговоры, но приступило к ним 17 августа в Минске , когда польские войска начали контрнаступление. Советская делегация, добиваясь скорейшего заключения мира, пошла на уступки и согласилась на отклонения от «Керзона линии» в пользу Польши. После 5-месячных переговоров был подписан Р.
Развязывая указанную войну, начальник польского государства Юзеф Пилсудский заявлял, что намерен реализовать свою федералистскую концепцию. Она включала три момента.
Во-первых, восстановление Речи Посполитой обоих народов от моря до моря, в границах 1772 года, т. Во-вторых, создание федерации в составе Польши, Литвы, Беларуси, Украины. В-третьих, гарантирование абсолютной свободы национально-культурного развития для субъектов федерации. К началу 1920 года в польском общественном сознании окрепло убеждение, что Польша может обрести былое могущество и стать влиятельным государством Центральной Европы, способным противостоять Германии и России, при условии включения в ее состав значительных территорий на востоке. В условиях политического вакуума, который образовался после выхода Германии и России из Первой мировой войны, когда обширное пространство от Балтийского до Черного моря не имело какого-то государственного статуса, Россия и Польша являлись главными конкурентами, ведущими, по сути, войну на уничтожение.
До весны 1920 года Польша устойчиво удерживала стратегическую инициативу в ходе указанной войны. С весны до середины августа 1920 года инициатива была на стороне Красной армии. С середины августа 1920 года до самого конца войны вновь доминировала Польша. В этой связи следует проанализировать условия подписания мирного договора и его политико-правовые основания. В 1920 году РККА была близка к победе.
Войска Западного фронта под командованием двадцатисемилетнего Михаила Николаевича Тухачевского успешно наступали до рубежа рек Нарев и Западный Буг. Противник, разбитый в ряде сражений, отступал, не в состоянии задержаться и оказать сопротивление. И вот здесь должен был начаться решающий этап наступления на Варшаву, этап реализации стратегического плана М.
История России. Рижский мирный договор. 1921 г.
Обе договаривающиеся стороны соглашаются, что, поскольку в состав земель, расположенных к западу от границы, описанной в статье II настоящего Договора, входят территории, спорные между Польшей и Литвой, - вопрос о принадлежности этих территорий к одному или другому из названных государств подлежит разрешению исключительно между Польшей и Литвой. Обе договаривающиеся стороны обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, либо покушающихся на ее территориальную целость, либо подготовляющих ниспровержение ее государственного или общественного строя путем насилия, равно как и организаций, приписывающих себе роль правительства другой стороны или части ее территории. Ввиду этого стороны обязуются не разрешать пребывания на своей территории таких организаций, их официальных представительств и иных органов, запретить вербовку, равно как ввоз на свою территорию и провоз через свою территорию вооруженных сил, оружия, боевых припасов, амуниции и всякого рода военных материалов, предназначенных для этих организаций. Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов.
Взаимно, Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. Россия и Украина обязуются признавать согласно принципа наибольшего благоприятствования, автоматически, без особого договора за Польшей, ее гражданами и юридическими лицами все те права, преимущества и льготы, которые прямо или косвенно были или будут ими предоставлены любой третьей стране, ее гражданам и юридическим лицам в области реституции имущества и возмещения убытков периода революции и гражданской войны в России и Украине.
Статья XXIV. Дипломатические отношения между договаривающимися сторонами устанавливаются немедленно по ратификации настоящего Договора.
Такое поведение для польских политических элит, ностальгирующих по величию империи Ягеллонов является нормальным и в наши дни. Просто никто из соседей еще не ослаб настолько, чтобы можно было у них чего-нибудь отгрызть.
Укус гиены Европы в полной мере ощутила на себе Беларусь после президентских выборов 2020 года. В отличие от событий начала ХХ века в этот раз отгрызть Польше от Беларуси ничего не получилось.
Предыстория Основная статья: Восстановление независимости Польши в 1918 году Через несколько дней после свержения самодержавия в России , 14 марта 1917 года, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов выпустил обращение «К польскому народу», провозгласив, что «Польша имеет право быть независимой в государственном и международном отношении».
На следующий день Временное правительство утвердило Положение о Ликвидационной комиссии по делам царства Польского , которой поручалось провести «выявление местонахождения и состояния имуществ государственных и общественных учреждений царства Польского, определение условий хранения и заведования ими впредь до передачи их польскому государству» [3]. Комиссией руководил М. Любавский , в её состав входили также Н.
Бельчиков , С.
Договор был составлен на русском, украинском и польском языках в трех равноправных экземплярах. Он вступал в силу после его ратификации. Часть условий договора советская сторона не выполнила под предлогом враждебной деятельности поддерживаемых польским правительством антисоветских группировок, задержками с возвращением военнопленных и неблагоприятной ситуации в лагерях для военнопленных, несоблюдением договорённостей о равноправии русских, украинцев и белорусов, проживавших в Польше.
Глава 2. Почему провалился Рижский договор?
За вклад в экономику Российской империи Польша потребовала 300 миллионов рублей золотом и две тысячи паровозов. Советская сторона согласилась на 30 миллионов плюс 300 паровозов европейской колеи, 435 пассажирских и 8100 товарных вагонов. Стороны взаимно гарантировали невмешательство во внутренние дела друг друга и обязались не разрешать пребывания на своей территории организаций и сил, враждебных другой стороне. Польша должна была предоставить украинцам и белорусам языковые и культурные права.
Стороны взаимно отказались от возмещения расходов на ведение только что закончившейся войны. Однако Россия и Украина должны были вернуть Польше все, что было вывезено с ее территории с 1772 года, в том числе, военные трофеи, библиотеки и коллекции произведений искусства, архивы органов власти и общественных организаций, документы и карты, научные лаборатории и приборы и так далее вплоть до колоколов и предметов культа. Кроме того, подлежали возвращению все польские капиталы и вклады в государственных, национализированных или ликвидированных банках, причем от ответственности по долгам бывшей империи Польша освобождалась.
Стороны договорились в течение полутора месяцев начать торговые переговоры, а дипломатические отношения установить немедленно. Проблемы с реализацией Рижского договора возникли почти сразу после его вступления в силу. Уже 2 мая Польша вместо установления полноценных дипотношений предложила ограничиться назначением поверенных или поддерживать контакты через дипломатов в Латвии.
Польский полпред Титус Филиппович, назначенный в июне, в Москву прибыл 4 августа, советский полпред Лев Карахан смог приехать в Варшаву накануне.
Укус гиены Европы в полной мере ощутила на себе Беларусь после президентских выборов 2020 года. В отличие от событий начала ХХ века в этот раз отгрызть Польше от Беларуси ничего не получилось. А вот 18 марта 1918 года был заключен Рижский мирный договор на чрезвычайно выгодных для Варшавы условиях, поляки получили то, что они называют "Восточные кресы" - обширные земли с преобладающим белорусским и украинским населением. В этом видео мы вспоминаем события 100-летней давности, которые предшествовали последнему пока разделу Польши.
Соответственно прекращение действия договора в 1939 г. Идея пересмотра условий Рижского мирного договора возникала и среди влиятельных западных политиков, которые были не удовлетворены захватом Польшей территорий на восток от «линии Керзона».
Только 15 марта 1923 г. И всё же Рижский мирный договор нельзя признать недействительным -при его заключении не нарушено ни одно из правил: компетентность представителей договаривающихся сторон, свобода соглашений этих уполномоченных без насилия , объект договора не противоречит международному праву. Крупнейший российский специалист в области международных отношений и внешней политики проф. Наринский подтверждает, что Рижский договор заложил основу международным отношениям до 1939 г. Договор прекратил действовать в результате аннулирования -одностороннего отказа СССР выполнять его условия по причине несоблюдения условий договора Польшей Pasta sunt servanda - договоры должны соблюдаться. В советской исторической школе закрепилось положение, что Рижский мирный договор действовал до 17 сентября 1939 г. Западная Украина и Западная Белоруссия в соответствии с волей населения этих областей вошли в состав Советского Союза» [Дипломатический 1950: 511].
Спорно, что после оккупации Германией польских территорий, один из субъектов международного договора полностью исчез - правительство Сикорского в эмиграции продолжило сопротивление. В польской историографии существует такое понятие как «рижская подсистема международных отношений», которое подразумевает формирование государств и границ в межвоенный период. Большая часть закреплённых в документе договорённостей подводила своеобразный итог претензиям Польши к России за 150 лет прошедшие с момента первого раздела Речи Посполитой. То есть для поляков Рижский договор - это своего рода реванш, «акт исторической справедливости». Официальные круги и представители польской исторической школы продолжают трактовать отделение «восточных кресов» осенью 1939 г. Заключение Рижского мира сыграло ключевую роль в истории становления белорусской и украинской национальной государственности, став временным препятствием для консолидации в рамках этнического расселения. Поэтому основной причиной аннуляции договора в сентябре 1939 г.
Несмотря на выявленное разнообразие в оценках мирного соглашения, можно утверждать, что Рижский мирный договор 1921 г. Список литературы и источников 1. The Soviet-Polish peace of 1921 and the creation of interwar Europe. New Haven; London: Yale univ. Materski, W. Tarcza Europy. Stosunki рolsko-sowieckie.
Польское государство обеспечивает русским, украинцам и белорусам, которые находятся на его территории, возможность придерживаться своей культуры, говорить на родном языке и выполнять ритуалы, связанные с религией. Участники договора не станут требовать возмещения затрат на ведение боевых действий и компенсации потерь. Смертные приговоры, которые были назначены во время ведения войны, аннулируются. Долги и обязательства польского государства перед Российской империей аннулируются.
Ольшанский П. Н. Рижский договор и развитие советско-польских отношений. 1921–1924. М., 1974.
С 24 мая по 11 июня 1921 года Ян Домбски исполнял обязанности главы Министерства иностранных дел, затем закончил работу в дипломатии. Леон Василевский 1870-1936 с 17 ноября 1918 г. Близкий сотрудник Юзефа Пилсудского. В 1920 году возглавил дипломатическую миссию в Эстонии. Леон Василевский был членом мирной делегации в Риге и возглавил польскую комиссию по делимитации восточной границы Польши. Адольф Иоффе - председатель российской делегации и Ян Домбски - председатель польской делегации вскоре после подписания Рижского мирного договора в Доме Черноголовых, Рига, 18 марта 1921 года Польский институт и Музей генерала Сикорского в Лондоне Польская делегация во время мирных переговоров. Казимира Великого в Быдгоще, Архив семьи Познаньских.
Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на общих основаниях, предусмотренных в статье XV настоящего договора, возвратить друг другу государственное речное имущество суда, снаряды, береговые устройства и прочее имущество речного транспорта , а также имущество шоссейных управлений, поскольку и то и другое имущество находится или окажется в ведении правительственных или общественных учреждений возвращающего государства. Проведение в жизнь постановлений настоящего пункта, равно как и разрешение всех связанных с этим вопросов, возлагается на Смешанную Реэвакуационную Комиссию, предусмотренную статьей XV настоящего договора. Статья XV. Россия и Украина обязуются по требованию Польского Правительства, основанному на заявлениях собственников, реэвакуировать в Польшу для передачи по принадлежности имущество органов самоуправления, городских управлений, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное добровольно или принудительно с территории Польской Республики в Россию и Украину с 1 августа н. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются реэвакуировать по требованию правительства противной стороны, основанному на заявлениях собственников, имущество органов самоуправления, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное на территорию другой стороны добровольно или принудительно после 1 октября н. Имущество, поименованное в п. Поскольку поименованные в п. Если указанное в п. Равным образом должно быть реэвакуировано по требованию собственников указанное в п. Подлежащее реэвакуации на основании п. В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации. Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации. Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей. Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства. Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам. Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора. Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше. Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано. Статья XVI. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по фондам и капиталам, завещанным или пожертвованным для польских лиц юридических и физических и находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по капиталам польских общественных учреждений, находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по имуществам и капиталам польского происхождения, принятым в заведывание Российского Правительства, ликвидированным или слитым со счетами казны и принадлежавшим общественным, культурным, религиозным и благотворительным учреждениям и обществам, равно как предназначавшимся на содержание церквей и духовенства. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по специальным капиталам и фондам, а также по общеимперским капиталам социального обеспечения, находившимся в заведывании отдельных ведомств и связанным по своему происхождению и предназначению отчасти или целиком с территорией или гражданами Польской Республики. Сроком, на который должно быть установлено сальдо расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам, имевшим счета с государственным казначейством, должна быть произведена предварительная ликвидация этих счетов, причем суммы, ассигнованные из казны на усиление капиталов, не будут считаться долгом капиталов казне. По мере завершения расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам и фондам, находившимся на хранении в казне или на вкладах в государственных и частных кредитных учреждениях бывшей Российской Империи, Россия и Украина обязуются учитывать в пользу Польши утрату российскою бумажно-денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчета. При производстве же расчетов по специальным капиталам и фондам, находившимся в заведывании отдельных ведомств и слитым со счетами казны бывшей Российской Империи, — изменение ценности денежной единицы не будет учитываться. При производстве окончательного расчета по специальным капиталам, фондам и имуществам Польше будет возвращено движимое имущество, поскольку оно окажется в заведывании Правительств России и Украины. В тех случаях, когда это имущество окажется ими ликвидированным, оно возмещается в соответственном эквиваленте; последнее не относится к русским ценным бумагам. Статья XVII. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по вкладам, депозитам и залогам польских лиц юридических и физических в российских и украинских государственных, национализированных или ликвидированных кредитных учреждениях, а также в государственных учреждениях и кассах. При возмещении претензий, возникающих на основании этого пункта, Россия и Украина предоставят польским юридическим и физическим лицам все те права, которые в свое время были признаны за российскими и украинскими лицами юридическими и физическими. В отношении же лиц физических при производстве вышеуказанных расчетов Россия и Украина будут учитывать в их пользу утрату российскою денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчетов. Разрешение вопросов о регулировании частно-правовых отношений между лицами физическими и юридическими договаривающихся государств, а также разрешение вопросов о регулировании основанных на юридических титулах претензий лиц физических и юридических к правительству и государственным учреждениям другой стороной и обратно, — поскольку таковые вопросы не разрешены настоящим договором, — передается Смешанной Расчетной Комиссии, предусмотренной в статье XVIII настоящего договора. Настоящим пунктом предусматриваются правоотношения, возникшие до момента подписания настоящего договора. Сроком, к которому должны быть приурочены все расчеты, принимается 1 октября н. Все расчеты за материальные ценности устанавливаются в русских золотых рублях; в остальных случаях расчеты производятся на основаниях, предусмотренных в статьях XIV, XVI и XVII настоящего договора. Статья XIX. Россия и Украина освобождают Польшу от ответственности по долговым и всякого рода иным обязательствам бывшей Российской Империи, в том числе возникшим из выпуска бумажных денег, казначейских знаков, обязательств, серий и свидетельств Российского Казначейства, по внешним и внутренним займам бывшей Российской Империи, по гарантиям разным учреждениям и предприятиям, по гарантированным займам таковых и проч. Статья XX. Россия и Украина обязуются признавать, согласно принципа наибольшего благоприятствования, автоматически, без особого договора за Польшей, ее гражданами и юридическими лицами все те права, преимущества и льготы, которые прямо или косвенно были или будут ими предоставлены любой третьей стране, ее гражданам и юридическим лицам в области реституции имущества и возмещения убытков периода революции и гражданской войны в России и Украине. В случаях, предусмотренных в первом абзаце этой статьи, Россия и Украина будут признавать обязательную силу не только за подлинными документами, удостоверяющими имущественные права польских лиц юридических и физических, но и за теми документами, которые будут выдаваться Смешанными Комиссиями, предусмотренными статьями XV и XVIII настоящего договора. Статья XXI. Статья XXII. Впредь до заключения торгового договора и железнодорожной конвенции обе договаривающиеся стороны обязуются допускать транзит товаров на нижеследующих условиях. Изложенные положения настоящей статьи должны лечь в основу предстоящего торгового договора в части, касающейся транзита. Договаривающиеся стороны предоставляют друг другу свободный транзит товаров по всем железнодорожным и водным путям, открытым для транзита. Перевозка транзитных товаров будет производиться с соблюдением правил, установленных в каждом из договаривающихся государств для движения как по железным дорогам, так и по водным путям, принимая во внимание провозоспособность дорог и нужды внутреннего движения. Под свободным товарным транзитом обе договаривающиеся стороны понимают, что товары, перевозимые из России или Украины, а также в Россию или Украину через Польшу, равно как из Польши или в Польшу через Россию или Украину, не будут облагаться никакими транзитными пошлинами, ни иными транзитными сборами, независимо от того, следуют ли эти товары через территорию одной из договаривающихся сторон прямо, или же на пути выгружаются, временно останавливаются на складах и вновь нагружаются для дальнейшего следования, под условием производства этих операций в складах, находящихся под надзором таможенных властей страны, через которую товары следуют транзитом. Польша оставляет за собою свободу нормирования условий транзита для товаров германского и австрийского происхождения, ввозимых из Германии или Австрии через Польшу в Россию или Украину. Запрещаются к транзиту предметы вооружения, военного снаряжения и боевые припасы. Это ограничение не может быть распространено на предметы, хотя и являющиеся боевыми припасами, но не предназначенные для военных целей. Для провоза таковых товаров требуется заявление соответствующего правительства, что они не будут использованы как военные материалы. Изъятия допускаются также для товаров, по отношению к коим, в интересах народного здравоохранения, борьбы с эпизоотией и с заразой растений, могут применяться исключительные запретительные мероприятия. Товары третьего государства, перевозимые транзитом через территорию одной из договаривающихся сторон, при ввозе их на территорию другой стороны не будут облагаться ни иными, ни более высокими сборами, чем те, которые надлежало бы взимать с таких же товаров, прибывающих прямо из страны их происхождения. Фрахты, тарифы и иные за провоз транзитных товаров сборы не могут быть выше таковых, установленных за провоз однородных товаров местного значения на том же пути в том же направлении. До тех пор, пока фрахты, тарифы и иные сборы не будут взиматься за провоз местных товаров в России и Украине, — плата за провоз товаров, идущих из Польши и в Польшу транзитом через Россию и Украину, не может быть выше платы, установленной для перевозки транзитных товаров наиболее благоприятствуемой страны. В виду необходимости надлежащего оборудования пограничных станций в пунктах схождения железных дорог обеих договаривающихся сторон, временно назначаются для транзитного движения из России и Украины через Польшу и обратно из Польши через Россию и Украину, передаточные станции на участках Минск — Барановичи и Шепетовка — Ровно, а именно: на территории Белоруссии и Украины для приема товаров, идущих с запада, ст. Минск до приспособления ст. Негорелое и ст. Шепетовка до приспособления ст.
Полное уничтожение белорусской культуры, которая за этот период времени почти не развивалась. Был один очень хороший момент, который образовался благодаря этому Рижскому соглашению: в стране начинается подъем национального движения, который способствовал образованию БССР. Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс. E-mail для связи: anigmo6 yandex. Какой то каламбур: ". Не было Белоруссии в 1921-м... Белорусские шумеры это знают но перекручивают историю с одним прицелом "Россия виновата" "Россия должна" "Россия враг"... Сергей Герасименко А при чем здесь Советы? Это ведь сами белорусы не захотели воевать против Польши ни в составе Литовско-Белорусской Республики,ни в составе Советской России,решили отсидеться. В Великую Отечественную ведь история повторилась?
Ход войны Первое наступление польских войск на Киев произошло без предупреждения в феврале 1919 года — именно эта дата является точкой отсчета в советско-польском противостоянии. Армия Пилсудского взяла под контроль несколько городов. Возобновление военных действий произошло в январе 1920 года. Несмотря на стремительный захват территорий, к концу весны контрнаступление большевиков вынудило поляков отступить. Красная Армия двинулась к Варшаве, где уже в августе потерпела катастрофическое поражение. Это вынудило большевиков пойти на примирение с Польшей и признать ее претензии на западные территории Украины и Белоруссии, а также выплатить де-факто репарации. Польша обязалась признать независимость Белоруссии и Украины и подтвердила, что уважает их государственный суверенитет. В феврале 1921 года советские лидеры пошли на уступки, чтобы ускорить процесс подписания мирного соглашения.
100 лет со дня окончания советско-польской войны: история подписания Рижского договора
На 18 лет белорусский народ разделила граница. После подписания Рижского мирного договора аннексированные белорусские земли были поделены на 4 воеводства: Полесское, Новогрудское, Виленское и Белостокское. Главным культурным и научным центром Западной Беларуси был Вильно, промышленным - Белостокский промышленный район. В экономическом отношении Западная Беларусь была аграрной окраиной Польши и использовалась преимущественно как источник сырья и дешевой рабочей силы. Что касается общественной, культурной, духовной жизни на отошедших к Польше территориях, то, согласно Рижскому договору, белорусам и другим национальным меньшинствам в Польше должны были быть обеспечены равные с поляками права в политической жизни, развитии своей культуры, языка, а также в вероисповедании. Многочисленные права и свободы национальным меньшинствам обещала Конституция Польши и Закон о языках, принятый в 1924 году. На практике польские власти стали проводить жесткий курс на «ополячивание» населения. Это коснулось всех сторон жизни западных белорусов.
С этой целью белорусские земли активно заселялись так называемыми осадниками - поляками, получавшими здесь бесплатно земельные наделы. Органы самоуправления в белорусских воеводствах находились под жестким контролем польского государства. Преподавание белорусского языка в школах прекратилось, начался массовый перевод преподавания на польский. Из 400 белорусских школ на территории Западной Беларуси к 1928 г.
Обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых направлена против другой стороны. Польша обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов; те же права предоставлялись полякам на территории РСФСР и Украины. Обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны. Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политические преступления. Советская сторона, признавая роль польских земель в хозяйственной жизни бывшей Российской империи, обязалась уплатить Польше в годичный срок 30 млн.
Итоги были ужасные. Большая часть населения находилось в ужасном состоянии: белорусам почти не оказывалась медицинская помощь. Все территории, которые находились под властью Польши, были очень отсталыми в экономическом плане. Поляки считали, что это их «задний двор», который не подлежит модернизации и развитию. Полное уничтожение белорусской культуры, которая за этот период времени почти не развивалась. Был один очень хороший момент, который образовался благодаря этому Рижскому соглашению: в стране начинается подъем национального движения, который способствовал образованию БССР. Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс. E-mail для связи: anigmo6 yandex. Какой то каламбур: ".
Не было Белоруссии в 1921-м...
Российское правительство возвращает за свой счет и передает Латвийскому правительству для передачи по принадлежности всякого рода имущественные документы, как-то: купчие и закладные крепости, арендные договоры, всякого рода денежные обязательства и т. В случае невозвращения в течение двух лет со дня ратификации сего договора, таковые документы считаются утерянными. Россия выделяет из деловых архивов и делопроизводств своих центральных и местных учреждений ту часть их, которая имеет прямое отношение к областям, входящим в состав Латвии. Статья XII.
Российское правительство возвращает в Латвию эвакуированные в. Россию после 1 августа 1914 года из Латвийских учреждений коммерческого, земельного к мелкого кредита разных наименований, как-то: банков, обществ взаимного кредита, сберегательных и ссудо-сберегательных касс и товариществ, равно городских и общественных касс и ломбардов, действовавших в пределах Латвии, принадлежащие означенным банкам или заложенные в них ценности, за исключением золота, драгоценных камней и бумажных денег, поскольку таковые ценности находятся или окажутся фактически во владении Российских правительственных и общественных учреждений. В отношении оплаты находящихся в обращении в пределах Латвии российских ценных бумаг правительственных, гарантированных правительством, а равно частных, выпущенных обществами и учреждениями, предприятия которых национализированы Российским правительством, а также в отношении удовлетворения требований Латвийских граждан к Российской казне и к национализированным учреждениям, — Россия обязуется признавать за Латвией, Латвийскими гражданами и учреждениями все те льготы, права и преимущества, которые прямо или косвенно предоставлены ею или будут предоставлены какой-либо третьей стране или ее гражданам, обществам и учреждениям. Если ценные бумаги или имущественные документы не окажутся налицо, то Российское правительство изъявляет согласие при применении сего пункта сей статьи признавать держателями денных бумаг и пр. В отношении вкладов в сберегательные кассы депозитных, залоговых и других сумм, внесенных в бывшие правительственные и судебные учреждения, поскольку таковые вклады и суммы принадлежат гражданам Латвии, равно в отношении вкладов или сумм разных наименований, внесенных в отделения бывшего Государственного Банка и национализированные или ликвидированные кредитные учреждения и их отделения, поскольку таковые вклады и суммы принадлежат гражданам Латвии, — Российское правительство обязуется признавать за Латвийскими гражданами все те права, которые в свое время были признаны за всеми Российскими гражданами, и разрешает поэтому Латвийским гражданам, не имевшим возможности, в виду оккупации, тогда воспользоваться этими своими правами, воспользоваться ими теперь.
При возмещении этих претензий оно будет учитывать в пользу граждан Латвии утрату Российскою денежною единицею части своей покупательной силы с момента окончательной оккупации Латвии — 3 сентября 1917 года — к моменту выплаты возвращенных сумм. В отношении ценностей и имуществ, хранящихся или хранившихся в помещении банков или их сейфах, поскольку таковые ценности и имущества принадлежат гражданам Латвии и находятся или окажутся фактически во владении Российских правительственных или общественных учреждений, соблюдаются положения, изложенные в пункте 4 настоящей статьи. Эти же положения применяются к ценностям и имуществам Латвийских граждан, хранившимся в Латвийских кредитных учреждениях и их сейфах, эвакуированных после 1 августа 1914 года. Означенные в сей статье суммы, ценности и имущество передаются Латвийскому правительству для передачи по принадлежности. Статья XIII.
Примечание 1.