С 1895 года «Лебединое озеро» триумфально шествует по миру, уже давно считаясь символом классического балета.
Сколько по времени длиться Лебединое озеро
Эта постановка, опрокинув все каноны академической хореографии, принесла истории о заколдованных девушках не просто успех, но и бессмертие. Вряд ли найдется балетное произведение более известное и при этом с более сложной и противоречивой сценической судьбой. Необычайная популярность сделала его символом всего балетного искусства. Более двадцати лет спустя в талантливых руках Мариуса Петипа и Льва Иванова балет переродился: обновленную версию показали на вечере, посвященном Чайковскому, а через год новое «Лебединое озеро» было представлено на сцене Мариинского театра. Эта версия стала классической, легла в основу большинства последующих постановок и сегодня признана бессмертным шедевром.
На сцене Большого театра состоялась премьера балета Чайковского «Лебединое озеро» 4 марта 1877 г. Авторами либретто были директор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер, а постановщиком — балетмейстер Вацлав Рейзингер. Трудно поверить, но премьера единственной прижизненной постановки композитора успеха не имела. Это был почти провал.
Вся страна погрузилась в какое-то замешательство". По словам балерины, "произошло трагическое, но и просветительское событие". В том, что люди, которые никогда не были в Большом театре и никогда не видели "Лебединое озеро", они хотя бы посмотрели хороший спектакль, гениальный спектакль Чайковского и Григоровича в хорошем исполнении", — сказала артистка. Она подтвердила, что и сама участвовала в том спектакле. А вот главные исполнители были великолепные. Замечательный был спектакль, сильный, серьезный, гениальный — я бы так сказала. У Григоровича же вообще нет плохих спектаклей", — заявила Былова. Недоумение Бессмертновой Время проходит. Но как это ни печально, в сознании людей "Лебединое озеро" по-прежнему ассоциируется с трагической страницей отечественной истории. По этому поводу еще 20 лет назад недоумевала Наталия Бессмертнова. Спустя 10 лет после известных событий балерина так вспоминала о них и отвечала на вопрос к ней: "Вы, наверное, не следите за проявлением политических амбиций: исполнилось 10 лет ГКЧП, и опять по телевидению и в печати полоскали "Лебединое озеро" как символ тоталитарной власти и показывали отрывки из спектакля с вашим участием". Господи, ну что за малоумие! При чем здесь наш балет? Тогда мы были на гастролях в Буэнос-Айресе, я понятия не имела, что в эфир дадут наш спектакль, потом узнала, что его готовили в связи с моим юбилеем, просто хотели показать. А тут путч: понадобилось и совпало. Могли также поставить оперу, симфоническую музыку, классическую драму. Зачем-то потребовалось крутить ни в чем не повинное "Лебединое" и сделать из него пугало. Еще глупее продолжать сегодня строить предположения и несуществующие аналогии. Теперь у меня опять день рождения, я оказалась в Японии, и опять, значит, старая пластинка? Очень, очень глупо... Строки биографии балета Балет Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро" впервые увидел свет рампы в 1877 году в Москве в Большом театре. Премьера прошла неудачно, балет начали забывать. И забыли бы, если бы не новая его постановка, уже в Петербурге, в Мариинском театре в 1895 году, осуществленная Мариусом Петипа и Львом Ивановым.
Сейчас Большой театр предлагает зрителям именно эту трактовку. Дерзкое прочтение классического балета Стокгольм Балетмейстер: Матс Эк Эк сделал балет дерзким, поменял конструкцию и преобразовал образную структуру. Лысые балерины в его постановке исполняют дразнящие клоунские батманы. Внешне изменив образы, Эк сохранил загадочность, свойственную классическим постановкам. Этот альтернативный балет с черным юмором и дразнящим танцевальным языком был на «ура» принят европейскими зрителями. Расскажите, пожалуйста, о своих чувствах, когда вы узнали, что будете исполнять роль Одетты-Одиллии. На выпускном концерте, который прошел в Большом театре, я танцевала «Па-де-де Одиллии и принца Зигфрида» из «Лебединого озера». Когда я пришла работать в Большой, мне сразу сказали готовить «Белый акт». Предполагалось, что если все будет хорошо, то я станцую главную партию в балете. Конечно, я была очень счастлива, но в то же время понимала, какая это огромная ответственность. Я старалась сделать все возможное, чтоб показать себя достойно, прочувствовать роль и наработать технику. Мечтали ли вы в детстве исполнить эту роль? Я не могу сказать, что в детстве я мечтала именно об этой роли, мне нравились многие балеты. Я бы не сказала, что как-то выделяла Одетту-Одиллию. Даже, скорее, нет. Мне больше нравился «Дон Кихот» и партия Китри. Вы танцевали главную партию в «Лебедином», а на следующий день выходили в кордебалете «Спящей красавицы»: откуда вы черпали силы для столь изнурительных репетиций и выступлений? Да, действительно, на следующий день после «Лебединого озера» я выходила в кордебалете, поскольку это была моя прямая обязанность. Я была принята на ставку кордебалета и не имела права отказаться. То есть то, что мне дали партию в «Лебедином» — это был мой шанс, мой счастливый билет. Конечно, было нелегко, но само понимание того, что тебе дали возможность станцевать «Лебединое озеро», дает силы и вдохновляет. Поэтому я не могу сказать, что было очень уж тяжело. Балет «Лебединое озеро» без преувеличения является символом России, он стал своеобразным лейтмотивом политических и культурных сдвигов. С чем ассоциируется этот балет у вас? Я считаю, что «Лебединое озеро» — это основной классический балет, один из самых сложных для постановки. Для многих людей при слове «балет» возникают ассоциации именно с балетом «Лебединое озеро». Он является визитной карточной Большого театра, и потому танцевать в нем — большая честь. Могли бы ли вы представить себя в другой деятельности, вне балета? Пока я вне балета не пробовала себя, но учусь на педагога, хотя я пока не уверена, что хочу быть педагогом, но это образование хочу получить. А дальше посмотрим. Вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам? Я бы не стала запрещать своим детям, если бы им хотелось заниматься балетом, но в то же время как-то специально толкать я бы к этому не стала. Я бы посмотрела, есть ли действительно данные и желание. В первую очередь, это был бы их выбор.
Сюжет балета "Лебединое озеро". П. И. Чайковский, "Лебединое озеро": краткое содержание и отзывы
«Лебединое озеро» по праву можно назвать жемчужной русского балета! Некогда революционное «Лебединое озеро» Бурмейстера — редчайшая попытка внедрить хореодраму в традиционный классический балет — сегодня выглядит таким же беспросветно академичным, как и прочие «Лебединые». краткое содержание балета Чайковского по действиям, подробный и доходчивый пересказ доступен для прочтения на нашем сайте. Премьера новой редакции балета «Лебединое озеро» в Красноярском театре оперы и балета была приурочена к открытию III Международного форума «Балет XXI век», прошедшего с 5 по 9 октября 2014 года. Балет «Лебединое озеро» предопределил развитие классического танца во всем мире и стал одной из визитных карточек русской культуры. Драма, комедия. Режиссер: Антон Бильжо. В ролях: Ольга Цирсен, Леонид Гринберг, Игорь Яцко и др. Комедийная драма о постановке знаменитого балета с непрофессиональными танцовщиками.
#«Лебединое Озеро»: балет и время
Считается, что именно «Лебединое озеро» открыло российскому балету новые музыкальные горизонты. Трудно поверить, но премьера балета Чайковского "Лебединое озеро", состоявшаяся в Большом театре в Москве 1877 года, успеха не имела. Продолжительность балета "Лебединое озеро" в Михайловском театре составляет около трех часов, что даёт зрителям возможность полностью погрузиться в атмосферу невероятной красоты и грации.
Балет Лебединое озеро
Во всех известных нам сегодня редакциях Одетта и её подруги предстают лебедями, потому что они заколдованы злым колдуном Ротбартом, но вот в либретто 1877 года эта история отсутствовала... Образ лебедя был символом не плена, но свободы, а Одетта и вовсе не была обычной земной девушкой, превращённой в птицу, она было доброй феей — волшебным и загадочным существом, которой подчинены силы природы, хранящие её от зла. В первой постановке жизнь лебедей на озере естественна. Более того, эта редакция содержит в себе психологический нюанс — когда-то рыцарь погубил мать Одетты, поэтому она настороженно относится к Зигфриду. Её жизнь в его руках, его любовь может избавить её от «семейного рока» или принести ей гибель, всё зависит только от его действий. Озеро появилось из слёз дедушки Одетты, который оплакивал любимую дочь. Одетта находится под строгим надзором мачехи-совы. Зигфрида для неё — это губительный призрак прошлого. Её беда в том, что она любит его, а для магического существа - тот, кого ты страстно любишь, и станет причиной твоей гибели. Девушки-лебеди отличаются от других птиц тем, что у них на голове корона из перьев, которая хранит магическую силу.
Если её украсть — они станут обычными девушками. Этот переход из мира волшебного в мир реальный сулит и счастье, и невзгоды, присущие действительности, от которой волшебство больше не спасёт. Они становятся уязвимы для всего — старости, болезней, опасностей — всего того, что фее угрожать не может. И именно корона защищает героиню от мачехи. Когда Зигфрид в конце срывает её, он губит и её, и себя. Такой сюжет сложно выразить языком танца, поэтому первая редакция и оказалась такой слабой. Вторая петербургская редакция держалась на сцене до 1933 года, пока к авторскому замыслу не обратилась Агриппина Ваганова. В последующих после 1877 года постановках мачеху-сову постепенно вытесняет персонаж Ротбарт. И так как «семейная драма» в итоге исчезла с появлением никак к ней не относящегося Ротбарта, то в 1895 году он уже предстаёт просто злым колдуном, который превратил девушек в лебедей.
Поначалу он был лишь заменой совы и во втором акте на сцену вообще не выходил. Расширение его функций появится значительно позже. Все исправления либретто привели к тому, что в финальной сцене стали показывать не срывание короны как магической защиты, а битву Ротбарта с Зигфридом. Хотя момент отрывания крыла и отсылает нас к сцене с короной. В 1877 году Зигфрид совсем не был положительным персонажем. Одетта не простила ему измены и собиралась покинуть его. Именно тогда он и срывает с неё корону, пытаясь силой заставить её быть с ним. И гибель Зигфрида — это наказание, потому что по замыслу авторов спектакля, нельзя стать счастливым через насилие. В романтическую эпоху образ лебедя соединял два на первый взгляд противоположных начала — свободы и смерти.
Отсюда и мотив — рождение свободы через смерть. Лебединая песня — песня прощания с миром и благословения небес. Но стоит отличать романтизм от декаданса, потому что балет завершался мажорным светлым апофеозом — после разразившейся бури перед зрителем предстаёт картина успокоенной стихии как вера в обновляющую силу природы. Красота восторжествовала над смертью, которая может прервать, но не может прекратить жизнь. Они хотели дать ему новую жизнь, в которой бы учитывались все изменения, произошедшие за это время и в жизни, и в искусстве. Но они столкнулись с рядом трудностей: громоздкий сценарий с кучей подробностей, огромное количество музыки и т. Балет стал сказкой, в которой добро и зло очень чётко разделены и противопоставлены. Возрождение неудавшейся постановки было для Петипа делом чести, а также актом благодарности Чайковскому за «Спящую красавицу». Вот только эту версию сам композитор уже не застал, так и посчитав свой первый балетный опыт полностью провальным.
Над новой постановкой Петипа работал вместе с Львом Ивановым. И если у Петипа всегда был свой стиль, который не особо зависел от музыки, то Иванов очень тонко чувствовал музыку и зарекомендовал себя как лирический хореограф. Он верно ощутил поэтическую структуру в музыке Чайковского и менял части местами именно так, чтобы они были логичны и сочетаемы. Перед Ивановым стояла непростая задача. Вальс на озере изначально лишён мрачных тонов, ведь в первоначальной версии девушки не тяготились проклятием. Хореограф имел дело с той же музыкой, но совершенно другим сюжетом. Однако, он нашёл выход: его Одетта не стала страдающей девушкой, а оказалась очарованной душой, полной трепетного просветления.
Она и ее подруги — жертвы злого колдовства волшебника Ротбарта, превратившего их в лебедей. Лишь ночью, возле этого озера, они принимают свой истинный облик. Страшные чары сможет развеять только беззаветная любовь.
Когда человек, никому прежде не клявшийся в любви, полюбит Одетту на всю жизнь, девушки обретут свободу. Зигфрид влюблен в Одетту и клянется ей в вечной верности. Занимается заря, и с первыми лучами солнца пленницы заклятия вновь превращаются в лебедей. В замке Владетельной Принцессы — пышный бал, посвященный совершеннолетию Зигфрида. На празднике принц, согласно воле матери, должен окончательно выбрать себе жену из числа приглашенных красавиц. На балу собрались прекрасные девушки из дальних краев, но Зигфрид равнодушен к ним: его сердце принадлежит королеве лебедей. Внезапно появляется таинственный рыцарь с дочерью — красавицей Одиллией, которая поразительно похожа на Одетту. Приняв незнакомку за свою возлюбленную, Зигфрид устремляется к ней. Уверенный, что Одетта и Одиллия — одно лицо, Зигфрид делает свой выбор: он объявляет дочь Ротбарта своей невестой и клянется ей в вечной любви.
Почти сто лет он не сходит со сцен ведущих театров мира. Удивительная музыка Чайковского в исполнении симфонического оркестра, великолепная хореография, блистательное исполнение танцев, сказочные декорации — все это делает «Лебединое озеро» достойным украшением репертуара любого театра. Яркое, незабываемое зрелище ожидает всех, кто решит приобщиться к этой бесценной сокровищнице мирового искусства. В сюжете спектакля делается акцент на непреходящих ценностях — любви, самоотверженности, верности.
Выход Одетты с подругами. Снова вереница лебедей, впереди Одетта. Танец трёх лебедей. Не так известен, как танец маленьких лебедей. Многие постановки ставят эти танцы рядом, в контраст. Соло Одетты moderato assai. Массовый вальс лебедей. Танец маленьких лебедей. Сцена, где четыре девушки-лебедя танцуют, взявшись за руки «через одну», для многих зрителей является символом балета как искусства. Популярность «Танца маленьких лебедей» послужила основой многих пародий и мемов. Белое адажио. У Зигфрида и девушки-лебедя появляются взаимные чувства друг к другу, и они исполняют длинный парный танец на фоне кордебалета из лебедей. Одетта рассказывает свою историю: она заколдована Злым гением, днём она лебедь, а ночью — девушка, и только верная любовь может её расколдовать. Общий танец allegro. Повторение вальса на другой лад, в более быстром темпе. Кода allegro vivace. Массовый танец лебедей. Парный танец Зигфрида и Одетты. Зигфрид обещает спасти девушку. Та напоминает: завтра бал, и Злой гений сделает всё, чтобы спасение не состоялось, и тогда Одетта и подруги навеки останутся в его власти. Сцена третья — зал в замке 1. Сборы на бал allegro giusto. Глашатаи объявляют бал, собираются гости, представляются будущие участники бала. Танец кордебалета и карликов. Выход гостей и вальс. Чёрное па-де-де. Появляется Злой гений с Одиллией — она поразительно напоминает возлюбленную Одетту, но чёрная. Зигфрид танцует с ней длинный танец, состоящий из парного танца, соло Зигфрида и соло Одиллии с двумя и более десятками фуэте подряд традиционно — 32. В большинстве постановок Одетту и Одиллию танцует одна и та же балерина.
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО (СПб Театр Балета им. П. И. Чайковского)
Была на спектакле "Лебединое озеро" Екатеринбургского театра оперы и балета. Балет «Лебединое озеро» с 17 сентября 2021 по 28 мая 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. «Лебединое озеро» – балет, без которого невозможно представить себе современный академический театр, да и современный психологический.