Узнайте последние новости о событиях, связанных с традиционной русской культурой, древними обычаями и фольклором. медведь, отсюда же «команика» - медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. В Якутии медведь пришел к дачникам, устроил погром и попал на видео. Медвежьи праздники у восточных славян Комоедицы были приурочены к весеннему пробуждению медведя и проводились 24 марта.
Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
Масленица-Комоедица - древний славянский праздник: ladstas — LiveJournal | «Комами» славяне называли медведей. Наши предки знали, что медведи чувствуют приход весны. Считалось, что лесному «хозяину», просыпающемуся первым после долгой зимы, нужно было принести дар. |
Отгремит Масленица, будем встречать Комоедицу! Почему наши предки провожали зиму всегда в марте? | День весеннего равноденствия у Славян назывался "Комоедица" и праздновался 20-го или 21-го марта по современному календарю. Древние славяне называли медведя "ком". |
«Первый блин комом» — история поговорки | это ДУХ ДЕРЕВА живущий внизу в утолщении ствола поэтому и низ ствола называется КОМель. |
Новости страны Северной
Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком (и отсюда поговорка — «первый блин комам», то есть медведям). Комы — это бурые медведи. Славяне особо почитали их и верили, что эти животные — хранители лесов. Древние славяне верили, что во время торжеств рядом с ними присутствуют незримо духи предков и те самые могучие звери, медведи-комы, которым поклонялись. «Первый блин комАм» Первый блин комАм Наряду с блинами, олицетворяющими солнце, еще одним символом масленицы является Медведь! Название праздник получил благодаря еще одной важной традиции, существовавшей у древних славян — почитание Медвежьего бога Кома. Символ медведя у славян. Медведь в славянской одежде. Красивые славянские медведи уветные.
Поговорка-то вовсе не о блинах
- В Комсомольском районе встретили весну необычным образом: там будили медведя - Славянская Традиция
- Тамбовчан насмешила табличка с ошибкой в названии улицы
- ОТКУДА ПОШЛА ПОГОВОРКА «ПЕРВЫЙ БЛИН — КОМОМ»?
- Поговорка-то вовсе не о блинах
Масленица-Комоедица - древний славянский праздник
После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя. Что ж, этимология слова комедица довольно прозрачна и именно в таком виде она отражена в Этимологическом словаре белорусского языка том 4, стр. Но вот, что писал об этом празднике Рыбаков : У древних греков тоже был весенний медвежий праздник, и он назывался «комедией» от «комос» — медведь. От веселых песен, плясок и шуток этого медвежьего карнавала пошло и позднейшее наше название комедии. Следовательно, традицию белорусских комоедиц необходимо возводить по крайней мере к далекому индоевропейскому единству, когда одно и то же название одинаково означало охотничий медвежий праздник. Однако точной даты возникновения подобного праздника у нас нет. Я не буду особо комментировать абсурдное сопоставление греческих комедий и белорусской комоедицы. Обращаю ваше внимание на другое: Рыбаков пишет, что комос якобы значило «медведь».
При этом мы знаем, что изначально комедией называли пения во время ритуальных шествий, и лишь позднее так стали называть вид драматических произведений. И вот тут на сцене появляются родноверы. Они увязывают воедино выдуманного Рыбаковым комоса-медведя, комоедицу, первый блин комом и даже комель дерева. Публикуют это на своих сайтиках, а также в статьях в разных мурзилках. Ссылок не даю, дабы не рекламировать это «творчество». И вот так у них медведь становится не только бером, но и комом. Подозреваю, что скоро нас ждут блистательные открытия ещё двух древнеславянских имён этого зверя — цен и триз.
Ну а потом приходят опилкоголовые создатели «Этнографического диктанта», не умеющие фильтровать информацию из Интернета, и тащат это всё в «просветительский» конкурс. Такая вот комедия ошибок и подлогов. Комментарии излишни.
Кроме того, медведь был сильно связан с магией и шаманством. Он считался проводником между миром людей и миром духов. Медведь помогал шаманам достичь транса и получить знания и пророчества. Такая связь с магическими силами и сделала медведя комом на Руси.
В целом, медведь на Руси был символом силы, мудрости и магической сущности. Его имя связывалось с животной силой и духовной мощью, которые передавались и в изучении аматервида и в учении магического дела. Мифологическое значение медведей Медведи на Руси имели особое мифологическое значение и нередко назывались комами. В славянской мифологии медведь был символом силы, мудрости и плодородия. Он считался священным животным, близким к богам и духам природы. Читайте также: Как нарисовать букву О карандашом: мастер-класс поэтапно Медведь воспринимался как существо, обладающее особыми сверхъестественными способностями. Его сила и мощь вызывали уважение и страх у древних славян.
Медведи часто упоминались в различных мифах, легендах и сказаниях, где выполняли различные роли: от защитников и спутников богов до суровых испытаний для героев. Медведь также имел важное значение в обрядовой сфере. В Русской народной культуре существовало множество обрядов, связанных с медведем. Важную роль играли ритуалы, призванные умилостивить медведя и обратить на себя его благосклонность. Изображение медведя часто встречалось в русской народной иконографии. Он изображался как мощное и величественное существо, символизирующее силу и господство. В некоторых местах Руси даже существовал обычай возлагать обрядовые дары у подножия медвежьих статуй или в местах, связанных с медведем.
Символизм медведей в народных представлениях В древние времена на Руси медведи занимали важное место в народных представлениях и символизме. Они были обожествлены и почитаемы, а их изображения использовались в различных ритуалах и обрядах. Почему медведей называли комами? Это связано с мифологией и верованиями древних славян. Медведь был считался сильным и могущественным животным, символизирующим силу, власть и защиту. Многие шаманские культы почитали именно медведей, изображали их в виде комов — это символизировало слияние человека с духом медведя, получение его сил и знаний. Медведь также часто ассоциировался с храбростью и отвагой, что делало его идеальным символом для воинов и военачальников.
Они верили, что становясь «комами», они приобретают медвежью силу и мужество. Поэтому медведя называли комами во время военных действий, чтобы воинам передать его мощ и смелость. Медведи также ассоциировались с плодородием и благополучием. Во многих культурах присутствуют обряды и обычаи, связанные с медведями, например, медвежья свадьба, где изображения медведей использовались как символы плодородия и семейного счастья. Распространение названия Вопрос о том, почему на Руси медведей называли комами, имеет несколько возможных объяснений. Одна из версий связывает это с античной мифологией. В древнегреческой культуре существует легенда о появлении медведя.
Согласно ей, боги Зевс и Гермес путешествовали по земле в обличии людей, чтобы проверить гостеприимство местных жителей. Однако в одном городе их не пустили и они решили наказать его. Зевс превратил всех мужчин этого города в медведей, и с тех пор эти существа назвали «комами» — обезумевшими людьми.
Раньше - нигде и ничего. И в научной литературе такая версия поговорки не упоминается. А вот привычный нам вариант есть в старых сборниках - в частности, в «Пословицах русского народа» Владимира Даля. Однако, если вы возьмете любой словарь древнегреческого, вы не найдете там такой информации. Напомню, что Рыбаков был археологом, а не лингвистом, поэтому мог ошибиться. И, кстати, он ничего не писал о кормлении медведей блинами и о пословице», - продолжает лингвист.
Начало года Цезарь перенёс на 1 января, так как с этого дня консулы вступали в должность и начинался римский хозяйственный год. С 1492 года преобладал сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский во многом это связано с усилением гнёта христианства, где сентябрь принято считать началом нового календарного года богослужений — по византийским традициям. Дело в том, что в 1492 году который по славянскому летоисчислению был 7000 годом от сотворения мира царь Иван III своим указом повелел перенести празднование начала нового года на 1 сентября, объединив его с церковным новым годом и со сроком сбора податей и оброка. Эти указом царь окончательно утвердил постановление Московского собора считать началом церковного и гражданского нового года именно 1 сентября — как в Византии. До сих пор РПЦ празднует начало индикта, или церковного Новолетия, 1 сентября по старому стилю 14 сентября по новому стилю. Решение начинать Новый год 1 сентября было принято на I Вселенском соборе в Никее в 325 г.
Считается, что это было сделано в память о том, что с 1 сентября 312 313 г. На самом же деле причина такого установления церковного нового года была значительно более прозаичной. Просто в Римской империи правопреемницей которой стала Византия начало индикта было началом финансового года: первоначально индиктом обозначался финансовый год, период сбора налогов. Сам индикт — это одна пятнадцатая часть индиктиона — 15-летнего промежутка времени. Первоначально понятие индиктион означало чрезвычайный налог на зерно. Официальное византийское летоисчисление по индиктионам начиналось с 1 сентября 312 года, индиктом назывался номер года внутри такого цикла.
Из Византии на Русь пришла традиция называть Новолетие началом индикта. Однако в народе, само собой, Новолетие никто так не называл: было же своё, родное и понятное русское слово. До конца XVII века оба Новолетия мартовское и сентябрьское существовали параллельно, но в народе всё же преобладал мартовский стиль видимо, из двух зол народ выбрал меньшее: 1 марта — конечно, не Весеннее Равноденствие, но всё же логичнее отмечать Новолетие перед приходом Весны когда всё в Природе начинает возрождаться , а не перед приходом Осени когда Природа начинает засыпать.
Новости страны Северной
Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе. И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале. Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия! Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири. Слайд 13 Описание слайда: Итак, 24 марта — день пробуждения медведя.
Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Затем начинается массовый выход. Последними покидают берлоги самки с малышами. Слайд 14 Описание слайда: Выйдя из берлоги, зверь находится рядом с ней, если ему никто не мешает, еще несколько дней, причем по ночам он может возвращаться в берлогу.
Через три-пять дней медведь уходит от берлоги. Изучение следов наводит на мысль, что в первые два-три дня у зверя отсутствует целенаправленность движений. Это похоже на свободное хождение ради удовольствия двигаться. Слайд 15 Описание слайда: Свободное бродяжничество упорядочивается к концу мая, и звери постепенно сосредотачиваются на первых проталинах с проростками трав, на солнечных склонах оврагов, на берегах незамерзающих рек и ручьев.
Начинается ранневесенний период питания, скудный по количеству пищи, «голодный». На протяжении этого периода медведи продолжают использовать жировые запасы, накопленные с осени. Слайд 16 Описание слайда: Полностью свои жировые запасы медведи теряют к концу летнего сезона, а те, у кого их было недостаточно, начинают терять и мышечную массу. Слайд 17 На Земном шаре живет 8 видов медведей.
Бурый медведь.
Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто IX век , стали печь блины.
Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Также у древних символом солнца были ватрушки. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов.
Низко кланяясь, просили друг у друга прощение, Оскорбленья-обиды не нужно пускать за порог. Закончив весёлое светлое комоедицы празднество, Принимались славяне за нелёгкий на поле труд. Работали дО ночи, трудно, но радостно, Чтоб лютой Зимой не испытывать голод-нужду.
Предположительно ранним утром люди отправлялись к капищу. На перекрёстках дорог нужно было бросить горсть зерна. Наши предки верили, что умершие родственники непременно явятся на праздник в облике сорок, и оставляли им угощение. На специально подготовленные столы хозяйки ставили блюда с блинами, а после произнесения ритуальных слов люди принимались угощать друг друга. Обязательным было обращение к богам и предкам, что являлись хранителями рода. Многие ритуалы Комоедицы сегодня напомнили бы нам весёлые гуляния, однако в них был сакральный смысл.
Например, в праздник нужно было прыгнуть через костёр. Вспомните сказку о Снегурочке — она растаяла как раз во время этого обряда. Огонь обладал очищающей силой, дарующей энергию человеку. Также следовало умываться талой водой, что считалась волшебной в дни Комоедицы. Древние славяне верили, что во время торжеств рядом с ними присутствуют незримо духи предков и те самые могучие звери, медведи-комы, которым поклонялись. Их силы помогали одержать победу над зимой, а после Комоедицы следовало приступать к земледельческим работам, ведь весна уже была совсем близко.
Комоедица — старинный праздник славян В наше время Комоедицу сменила Масленица, что сумела найти место среди христианских обычаев, но сохранила многие старинные обряды. Конечно, немало ритуалов забылось или изменилось.
Ком медведь у славян
Появлением же мифа про комов-медведей славяне, вероятно, обязаны академику Б. Рыбакову, историку и археологу, который писал о Комоедице следующее: "К 24 марта у белорусов приурочен праздник "комоедицы" — праздник пробуждающегося медведя". Медведь komos был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе". При этом Рыбаков не приводит каких-то доказательств в подтверждение этой гипотезы. Да и существование богини Лады в славянском пантеоне многие ученые подвергают сомнению.
Так, в "Большом фразеологическом словаре" В. Телия написано: "Образ фразеол. Мокиенко в книге "Давайте правильно говорить по-русски! Он утверждает, что чисто "материалистическое" объяснение русской пословицы, вступает в противоречие с ее древними, исходными вариантами, поскольку в старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: "Первый блин и тот комом" 1736 ; "Первый блин да комом" 1741.
В них ее смысл явно противоречит нынешнему. В Рязанской губернии, напр.
Слайд 2 Комоедица — один из древнейших славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали Медвежьего Бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям.
Слайд 3 Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. Слайд 4 В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года. Слайд 5 Комоедица начиналась так. Утром люди торопились на святилище капище , на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно.
Это делалось для того, чтобы навьи умершие предки , непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков. Слайд 6 Везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены — богини смерти. Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, Всему миру надоела! Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту. Слайд 8 Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись! В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого.
Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться.
Всё вокруг просыпается от длинного зимнего сна. Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновлённым утром после Ночи зимнего солнцестояния самой долгой ночи в году , пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна. Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. До нас это великое событие дошло после долгой и безуспешной борьбы христианства с православием в XVI веке в виде Масленицы или церковной седмицы, определенной церковью на последнюю неделю перед Великим постом. Утратив свою связь с законами природы, этот праздник утратил и свое истинное назначение.
То, что устраивается сейчас в виде широкого гулянья, распития алкогольных напитков, всеобщего шабаша пришло к нам во время царствования Петра I, который обязал все людно проводить масленицу по образу и подобию традиционных европейских карнавалов. По Указу Петра I празднование Масленицы именовалось "Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор" и имело целью развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее. Комоедица — один из древнейших славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали Медвежьего Бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках.
Пока сковорода ещё недостаточно горяча, первый блин получается «скомканным», а не лепёшкой, плохо снимается со сковороды, если она недостаточно прогрета. Такая образная логика, действительно, повлияла как на современное значение пословицы, так и на её актуальную форму. Правда, аналогичные представления о неудачности первой попытки в пословицах других народов выражаются по-иному — напр. Перша чарка колом ср. Первая чарка колом, вторая - соколом ; польск.
Чисто «материалистическое» объяснение русской пословицы, однако, вступает в противоречие с её древними, исходными вариантами. В старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: Первый блин и тот комом 1736 г. В них её смысл явно противоречит нынешнему. И не случайно. В связи с ритуальным значением блинов на Руси их ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах и т. В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника. В поминальных обрядах умерших родственников как бы приглашали вкусить первый блин или заломленный хлеб. В Тамбовской губернии такой блин клали на слуховое окошко для родительских душ, в Калужской — в субботу перед Масленицей его оставляли на божнице «для родителей», в других местах первый блин несли на погост и просто клали на могилу.
В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших. Таким образом, первый блин предназначался усопшим, был своего рода данью предкам, обеспечивающей связь с загробным миром. Именно поэтому к его приготовлению нужно было относиться с особым тщанием. И если даже первый блин, столь «ответственный» для культа усопших предков, выходил комом, то человеку грозили бедствия.
Комоедица — Масленица
В древности у славян существовали различные обряды, связанные с медведем. На Руси считали необходимым задобрить тотемное животное, поэтому говорили: «первый блин – комам», то есть медведям. У многих народов, в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Наиболее известными топонимами славянского происхождения являются: карта со славянскими топонимами в Германии Город Хемниц – (нем. Слово "ком" на самом деле означало "медведь", и славяне якобы отдавали первый блин своему главному тотемному животному — задабривали, когда оно пробуждалось после зимней спячки. Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну.
Кома это медведь
В день весеннего равноденствия славяне отмечали языческий праздник Комоедица, посвященный прославлению медведя. Древние славяне называли медведя "ком". Отсюда и поговорка: "Первый блин комам". Первый блин кому — медведю, тотемному хранителю рода славян, Медовому Зверю. На Руси считали необходимым задобрить тотемное животное, поэтому говорили: «первый блин – комам», то есть медведям. Медведи-комы выходят наверх из берлог. Древние славяне называли медведя "ком". Отсюда и поговорка: "Первый блин комам".
Отличия христианской Масленицы от древнего праздника Комоедицы
А комами называли медведей, которых славяне почитали за своих предков. один из четырёх важнейших славянских праздников, приуроченный к весеннему Равноденствию. На Руси считали необходимым задобрить тотемное животное, поэтому говорили: «первый блин – комам», то есть медведям. Славянский Традиционный мир празднует Комоедицу – день становится длиннее ночи, пробуждается Природа и Солнце – дитя Коляда становится юношей Ярилой. Первый блин кому — медведю, тотемному хранителю рода славян, Медовому Зверю. «Комами» славяне называли медведей. Наши предки знали, что медведи чувствуют приход весны. Считалось, что лесному «хозяину», просыпающемуся первым после долгой зимы, нужно было принести дар.
Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
Главная страница » Почему на Руси медведей называли комами? Почему на Руси медведей называли комами? На чтение 3 мин Просмотров 4 Опубликовано 27 ноября 2023 На Руси веками медведя называли комами — это одно из удивительных явлений русской культуры, которое привлекало внимание многих исследователей и вызывало интерес у зарубежных исследователей. Истоки этого употребления слова можно проследить в древние времена. В славянской мифологии медведь считался священным животным, которое имеет связь с богами и обладает магическими свойствами. В древней русской культуре медведя часто воспринимали как символ силы, мужества и защиты. Согласно древним преданиям, медведь был символом Русской земли, и его изображение можно найти на гербах разных княжеств. Медведь также часто упоминается в литературных произведениях, народных сказках и песнях.
Масленичное пиршество условно разделяли на 3 части: встреча масленицы Ярилины дни ; масленичный разгул или широкая масленица встреча богини Весты ; и проводы масленицы проводы богини Морены. Основную роль в русской масленице играют блины, которые хозяйки выпекают в течение всей сырной недели, - в течение всей сырной недели наши предки ходили друг к другу в гости и угощали друг друга блинами и прочими лакомствами. В некоторых областях России - «больших вотчинах» - в воскресенье на проводах масленицы на центральную площадь съезжались «несколько сот лошадей», при этом наездники наряжались в соломенные колпаки и кафтаны. К вечеру молодежь собиралась с песнями и плясками. Кульминацией праздника был обряд поджога кучи соломы - каждый, «взяв со своего двора по снопу соломы», приносил ее с собой на празднество. В Сибири на проводы масленицы готовили «несколько саней огромного размера и устраивали на них с парусами и снастями». В это судно садились «и люди, и медведь, и госпожа масленица, и разные паяцы». В сани впрягали по 20 лошадей и возили их по улицам с песнями и прибаутками. Вместо блинов в этом регионе готовили, как правило, печенье хворост. В Ярославле на масленицу пели коляду, которую обычно в России пели на святках. В Сольвычегодске и Костромской губернии к масленице готовили пиво всем двором, а потом распивали его в течение всей сырной недели. Пермяки к масленице готовили брагу и пиво, «зажиточные покупали и вино». Помимо блинов здесь пекли творожные оладьи, рыбные пироги, готовили яичницы, солянки, варили уху. Взрослые ходили друг к другу на угощение, молодежь по вечерам собиралась у кого-либо в доме и устраивала пляски до утра. Как упоминалось выше, традиционно, во всех регионах России, люди развлекались катаниям с горок, на люду, играли в снежки и другие игры. В некоторых районах Сибири, а также Пензенской области был известен обычай сооружать так называемые подсанки, в середине которых устанавливали дерево, а на дерево крепили колесо. На это колесо садился «какой-нибудь деревенский весельчак и представлял известные шутки, свойственные деревенскому мужику Масленица имеет огромное значение для нашего народа. Это не просто праздник, а один из важнейших периодов в жизни русских, символизирующий начало новой жизни, наступление весны, нового земледельческого года. Недаром в дохристианские времена первые дни весны назывались «ярилиными днями», а 1 марта это по старому стилю, а 14 марта по современному календарю в старину отмечали Новый год, или Ярилин день, день бога Солнца так же некоторые рода славян отмечали новый год на Коляду в день зимнего солнцестояния, а некоторые на Овсень в день осеннего равноденствия. Источник: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 года.
На записи, снятой местным жителем из окна, видно, как медведь бродит по участку. Хищник встает на задние лапы и оглядывается по сторонам, а после того, как один из дачников ударяет в железную емкость, пугается и убегает в сторону леса. Очевидцы добавили, что медведь сломал детский бассейн и повалил бочки. Ранее зверь неоднократно наведывался в поселок, но в этот раз пришел, когда в одном из крайних домов не было хозяев.
Комедия буквально — «веселое шествие с песнями»». Но, обратите внимание, даже у Рыбакова нет всей этой галиматьи про кормление медведей блинами. Тут уже чья-то совсем буйная фантазия разыгралась. Какова же история выражения «первый блин комом» на самом деле? Когда вы задаетесь подобным вопросом, первое, что вы должны сделать, — открыть фразеологические словари или научные работы о фразеологии. Итак, почитаем, например, что написано о выражении в «Большом фразеологическом словаре» В. Телия: «Образ фразеол. Мокиенко в книге «Давайте правильно говорить по-русски! Пословицы»: «Пословица, казалось бы, основана на чисто реальном бытовом наблюдении. Пока сковорода еще недостаточно горяча, первый блин получается «скомканным», а не лепешкой, плохо снимается со сковороды. Такая образная логика, действительно, повлияла как на современное значение пословицы, так и на ее актуальную форму». В старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: «Первый блин и тот комом» 1736 ; «Первый блин да комом» 1741. В них ее смысл явно противоречит нынешнему. И неслучайно» «В связи с ритуальным значением блинов на Руси их ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах и т. В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника. В поминальных обрядах умерших родственников как бы приглашали вкусить первый блин или заломленный хлеб. В Тамбовской губернии такой блин клали на слуховое окошко для родительских душ, в Калужской — в субботу перед Масленицей его оставляли на божнице «для родителей», в других местах первый блин несли на погост и просто клали на могилу. В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших». Именно поэтому к его приготовлению нужно было относиться с особым тщанием. Да, выражение действительно может быть связано с обрядами, но совсем не с теми, что описывает растиражированная байка про «комов»! Давайте оставим бедных мишек в покое и не будем вестись на лженаучную ересь. Первый блин — комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы А также причем тут медведи 20 марта 2019, 07:03, ИА Амител Что такое Комоедица? Как и многие другие языческие праздники он был искоренен из жизни народа, однако остался в ней видоизмененным. Рассказываем, что это за праздник такой. Что такое Комоедица?
Что означает первый блин комом и почему это происходит?
Ярилины дни. Комоедицы. Приход Весны-Весты. Масленница. | На Руси считали необходимым задобрить тотемное животное, поэтому говорили: «первый блин – комам», то есть медведям. |
24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица | Образы медведя в славянской мифологии. |
Кого древние славяне называли комами? Ответы на вопрос: 25 | Символ медведя у славян. Медведь в славянской одежде. Красивые славянские медведи уветные. |
«Первый блин комом» — история поговорки | духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте – комах деревьев; - медведи, которые также именовались комами (отсюда и Комоедица – праздник, посвященный пробуждению медведя). |
Слайды и текст этой презентации
- Комоедица, славянские традиции, рецепт блинов
- «Первый блин – комам»: почему на Руси Масленицу посвящали медведям?
- Комы медведи по древнеславянски
- Комы медведи по древнеславянски - фотоподборка
- 18-24 марта - масленица-комоедица
Что означает первый блин комом и почему это происходит?
Древние славяне верили, что во время торжеств рядом с ними присутствуют незримо духи предков и те самые могучие звери, медведи-комы, которым поклонялись. Узнайте последние новости о событиях, связанных с традиционной русской культурой, древними обычаями и фольклором. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей.