Новости история праздника рождество христово

Рождество Христово – один из главных праздников, который отмечают православные 7 января по новому стилю. Рождество Христово – великий религиозный праздник, который знаменует рождение Иисуса Христа, Сына Божьего в христианстве. Празднование Рождества Христова 25 декабря вынуждало волей-неволей язычников в один день с христианами торжественно отмечать даты рождения своих богов. Рождество Христово в России ежегодно приходится на один и тот же день — 7 января, в 2024 году это воскресенье.

Рождество Христово

Рождеству Христову предшествует 40-дневный Рождественский пост, во время которого православные соблюдают строгую диету и проводят много времени в молитвах Богу. Ведь как гласит старая церковная песня: "Если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая". Изначально событие Рождества вспоминалось в день Богоявления, а первые упоминания о Рождестве, как о самостоятельном празднике, относятся к середине IV века. Выделение Рождества в отдельный праздник было связано со стремлением христианской церкви вытеснить языческий культ Непобедимого Солнца. В Рождество Христово православные вспоминают великое событие: в этот день в маленьком городе Вифлеем, который сейчас относится к Палестинской автономии, родился Сын Божий — Иисус Христос. Он родился не в роскошном дворце или богатом доме, а в пещере, а первыми его рождению порадовались не цари или вельможи, а простые пастухи. В это же время в Иерусалим направлялись мудрецы с востока, которым пришло видение, что в этот день на земле родится сын Божий. Католическое РождествоКатолическое Рождество отстоится от православного Рождества Христова на тринадцать дней: католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные — 7 января. Связано это с тем, что юлианский календарь, установленный Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, добавляет в февраль еще одни сутки. В результате каждые 128 лет "набегает" неучтенное время, и праздники в новоюлианском календаре наступают раньше, чем в григорианском.

Потому на столе вместо рыбы, которую дозволялось есть в некоторые дни Филиппова поста, появлялся жареный поросёнок, гусь в яблоках, заливное из рыбы, холодец и блины. Обязательными были кутья, пироги и пряники. Последние служили угощением для детворы, которой в этот день обязательно надо было устроить праздник. Следили в этот день за погодой. В случае метели она предвещала много мёда. Иней на деревьях сулил много хлеба, а звёздное небо обещало, что уродится много бобовых. Что нельзя делать на Рождество Под запрет попадали также любые виды рукоделия или стирка. В большой праздник считалось как минимум неприличным надевать тёмные вещи. Считалось, что тем самым можно навлечь на себя беду. Много традиций было связано с застольем. Так, нельзя было вставать из-за стола раньше гостей. Взятую в руки ложку нельзя было класть на стол. А незамужним девушкам и холостым парням запрещалось садиться на углу. В этом случае искать вторую половинку предстояло ещё не один год. Плохой приметой считалась тяжёлая работа на праздник. Под запрет попадали также любые виды рукоделия или стирка.

Дело в том, что в ночь с 24 на 25 декабря отмечает Рождество Христово не только Римско-католическая церковь, но и многие протестантские конфессии, а также одиннадцать из пятнадцати поместных православных церквей мира. К ним присоединяются афонские монастыри, католики восточного обряда Украинская Греко-католическая церковь и часть российских протестантов. Вообще два Рождества возникли из-за смены календаря. Изначально все жили и отмечали праздники по юлианскому календарю, который установил ещё Юлий Цезарь. Со временем оказалось, что он учитывает не совсем точные значения оборота Земли вокруг Солнца, из-за чего начали копиться «лишние» дни. Некоторые страны в дальнейшем перешли на григорианский календарь, другие остались на юлианском. После Октябрьской революции в России тоже произошёл переход на григорианский календарь, а вот Русская православная церковь осталась верна юлианскому. В этот день событие, предсказанное пророками за шесть веков до этого, сбылось.

Именно по её окончании можно начать разговляться, то есть принимать в пищу не только постные блюда. Набожные крестьяне соблюдали пост, а потому по-настоящему праздничный стол готовился не к Новому году, а к Рождеству. К этому дню в деревнях был приурочен забой скота. Потому на столе вместо рыбы, которую дозволялось есть в некоторые дни Филиппова поста, появлялся жареный поросёнок, гусь в яблоках, заливное из рыбы, холодец и блины. Обязательными были кутья, пироги и пряники. Последние служили угощением для детворы, которой в этот день обязательно надо было устроить праздник. Следили в этот день за погодой. В случае метели она предвещала много мёда. Иней на деревьях сулил много хлеба, а звёздное небо обещало, что уродится много бобовых. Что нельзя делать на Рождество Под запрет попадали также любые виды рукоделия или стирка. В большой праздник считалось как минимум неприличным надевать тёмные вещи. Считалось, что тем самым можно навлечь на себя беду. Много традиций было связано с застольем. Так, нельзя было вставать из-за стола раньше гостей. Взятую в руки ложку нельзя было класть на стол. А незамужним девушкам и холостым парням запрещалось садиться на углу.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Праздник всегда сопровождался прославлением Иисуса Христа, но в том числе и народными гуляниями. Интересно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Иисуса Христа на свет — это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Рождение Христа праздновалось в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события — Рождение Христа, принесение даров и Крещение.

Кстати, в старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой». Иисус родился в Вифлееме. Правящий тогда император решил провести перепись всех новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида.

В местных гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Христосу было суждено родиться в пещере рядом со стойлом, а его первыми яслями стала кормушка для скота. В тот день пастухам, пасшим стада рядом с этим местом явился Ангел Господень, который и возвестил им эту радостную новость: «…ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Простолюдинам Ангел сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове». Традиции и правила празднования Рождества Христова Величие праздника отражается в праздничном богослужении на Рождество.

А Армянская апостольская церковь празднует Рождество 6 января. Разные даты в разных церквях не меняют смысла самого праздника. Рождество 25 декабря Празднованию Рождества в римско-католическом литургическом календаре предшествует период Адвента.

Он начинается за четыре воскресенья до Рождества и считается временем душевного очищения и усиленного покаяния. День 24 декабря носит название Рождественский сочельник, или Вигилия. Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост.

Сочельник считается днем усиленного приготовления к празднику Рождества. В храмах и общинах вечером 24 декабря и в течение 25 декабря проходят праздничные мессы. Празднование Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января, образующие Октаву Рождества.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения, который отмечается в первое воскресенье за Богоявлением 6 января. Все рождественское время духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета. Санта одет в красный костюм с белой отделкой.

Он передвигается на санях, которые запряжены летающими оленями, и дарит детям подарки на Рождество Христово.

Но до начала XIX века в этот праздник не было массовых гуляний. Обычай организовывать рождественские балы и приемы, устраивать праздничные ярмарки в городах и селах, а также ставить в домах украшенные елки и класть под них подарки пришел из европейских стран. С приходом советской власти и последовавшими гонениями на религию елки были запрещены — как и все прочие символы Рождества. В послевоенные годы елки вновь появились в домах советских граждан, правда, теперь уже в виде новогоднего атрибута, никак не связанного с религиозным праздником. Рождество официально вернулось в Россию в 1991 году Рождественские традиции сегодня В этот день люди поздравляют друг друга с праздником, желают здоровья и благополучия, дарят подарки и устраивают детские мероприятия. Однако для верующих рождественские обычаи наполнены особым смыслом и значением. Рождеству предшествует пост, строгий и долгий — он начинается 28 ноября и заканчивается в Сочельник , 6 января, накануне праздника. Несмотря на то, что праздничным днем является 7 января, отмечают Рождество Христово в ночь с шестого на седьмое.

На площадях в центре устанавливаются большие живые или искусственные елки с новогодней атрибутикой. Каждая семья готовится к Новому Году и Рождеству: покупают и наряжают елку зачем наряжают елку писала об этом здесь , украшают дом. Домочадцы обязательно планируют подарки и поздравления друг для друга. Особенно ценятся сувениры, гостинцы и украшения, созданные своими руками. С наибольшим трепетом ожидают это событие дети, ведь они верят в чудо и сказку.

В канун самого праздника православные верующие идут на службы в Храмы, где проходит Великое Повечерие и Всенощное Бдение. Рождественское богослужение c 6 на 7 января из Храма Христа Спасителя в Москве обычно транслируется по федеральным каналам. Возглавляет торжественную службу сам Патриарх Всея Руси. Празднованием Рождества завершается продолжительный Рождественский пост. Хозяйки уделяют особое внимание приготовлению традиционных блюд.

Каждая хозяйка вольна решать сама, какие угощения ставить на рождественский стол. Обычно готовят пироги, салаты, холодец, запекают гуся или курицу с яблоками и угощают родных и близких всевозможными десертами. Рождественские традиции и обычаи русского народа Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить: 1. Всем известен старый обычай колядок на Рождество, когда дети и молодежь ходят по домам, славят Христа в песнях и стихах, поют разные пожелания для людей, а за это получают сладкое угощение или вознаграждение в виде монеток. Даже сейчас дети колядуют: наряжаются и ходят по квартирам и домам, поют песни, рассказывают стихи на Рождество.

Рождество является началом Святок святых дней , которые продолжаются до дня Крещения 19 января. В околорождественской традиции этот период считался самым благоприятным для гаданий. Особенно прельщала ворожба как способ предсказания судьбы незамужних девиц. Ритуалы любили проводить в полночь в темноте и при свечах, что создавало особенно мистическую атмосферу. Гадали и по расплавленному воску свечи, который выливали в воду и пытались рассмотреть образ застывшей фигуры.

Было распространено и гадание на кофейной либо чайной гуще.

История и традиции Рождества Христового, как и когда отмечать праздник

День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. За трехсотлетнюю историю новогодние праздники прошли путь от сугубо религиозных до светских и семейных. Накануне праздника Рождества все храмы украшаются еловыми ветвями, священники надевают белые облачения, звонят колокола, проводятся праздничные богослужения. Православные верующие 7 января встречают второй по значимости праздник — Рождество Христово. История Рождества Христова подробно описана в Священном Писании, но богослужебное празднование этого события появилось позже. Накануне праздника Рождества все храмы украшаются еловыми ветвями, священники надевают белые облачения, звонят колокола, проводятся праздничные богослужения.

Православное Рождество: история и традиции праздника

Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки — обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа. В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года. Рождественский символ — Вифлеемская звезда — была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником.

Рождественские украшения Рождеству предшествует Новый год, поэтому дома и улицы украшаются елками и гирляндами в середине декабря. Особую роль в праздновании Рождества играет оформление стола. Хозяйки кладут под скатерть пучок сена, который символизирует ясли Иисуса Христа. Под столом размещают железный предмет топор , на который все присутствующие ставят ноги. Этот ритуал символизирует здоровье и крепкий дух. По углам стола кладут монеты или купюры, соль и чеснок.

Это символизирует благополучие в доме и здоровье всех членов семьи. Праздничный стол Обязательным блюдом на рождественском столе является кутья — каша из цельных зерен пшеницы с добавлением меда, мака, грецких орехов, сухофруктов, варенья. В семьях, которые придерживаются Рождественского поста, на столе обязательно присутствуют 12 постных блюд. Наиболее популярные из них — открытые и закрытые пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи с разными начинками, ватрушки, калачи, блины, соленые овощи, салаты, запеченная рыба.

Первой его колыбелью стали ясли — кормушка для овец. В момент рождения в небе засияла Вифлеемская звезда, которая и оповестила людей о приходе Спасителя. Главная традиция Рождества — это торжественная ночная служба в храме. Она заряжает положительной энергией и позволяет встретить праздник с чистой душой и сердцем. Только после службы заканчивается Рождественский пост и православные приступают к праздничной трапезе. Рождество Христово — это прежде всего семейный праздник, день мира и милосердия. Поэтому и провести его нужно соответствующим образом. В этот день нужно собрать дома близких людей, и вкусно накормить их. В некоторых странах есть чисто рождественские блюда — индейка или карп в сметане.

В России, в отличие от других славянских стран, гадать и колядовать в сочельник было не принято — эти обряды обычно совершали в святочные вечера. А накануне Рождества принимали лишь славильщиков, которые ходили по дворам с «вестью о рождении Христа» — духовными текстами и песнями. Основным угощением для них был ритуальный хлеб. После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января соответственно. Новый год в качестве светского праздника перешел на 1 января по новому стилю и выпал из святочного цикла. Юлия Петрова. Христославы Дети старой деревни. Рождественская елка.

В дореволюционной России в сочельник за стол садились с наступлением темноты, то есть после первой звезды. Разрешалось есть только сочиво — размоченные зерна пшеницы, чечевицы или овса с сухофруктами и медом. Главное внимание уделялось мясу и блюдам из него. Хотя, если вы соблюдали длительный пост, набрасываться на еду не стоит — для организма это будет шоком. В Рождество начинались Святки, которые продолжались до Крещения. Считалось, что в это время можно узнать свое будущее, увидеть вещие сны. Поэтому в эти дни было принято гадать. Еще одна яркая и веселая традиция Рождества — колядки. Обычай наряжаться в животных и в разную нечисть возник еще в языческие времена, а затем проник и в христианскую культуру. Девушки и парни облачались в костюмы, ходили по гостям, славили в песнях Христа и хозяев дома, за что получали угощения и даже деньги. Торжественная служба на Рождество Христово Рождественская служба в храмах начинается еще 6 января. Утром совершается торжественная вечерня — такое необходимое отклонение от церковного устава.

Рождество Христово: история праздника, традиции и приметы

Празднование Рождества Христова 25 декабря вынуждало волей-неволей язычников в один день с христианами торжественно отмечать даты рождения своих богов. За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями. Рождество Христово — празднество, которое отмечается в память о пришествии в мир Иисуса Христа, Сына Божьего. История Рождества Христова подробно описана в Священном Писании, но богослужебное празднование этого события появилось позже. История празднования Рождества на Руси.

История праздника «Рождество Христово»

Рождество в качестве праздника признано на государственном уровне, поэтому 7 января является официальным выходным днем в России. Это означает, что эта дата является не только общенациональным торжеством, но и достоянием русской культуры. Православные христиане обязательно посещают Рождественские богослужения в храмах по всему миру, а после отмечают праздник пышным застольем. С Рождеством в русской культуре связаны различные традиции и обычаи, которые передаются через поколения, и многие из них дошли и до наших дней. Как празднуют Рождество Христово в современной России Рождество продолжает серию новогодних праздников, поэтому улицы городов и деревень уже украшены иллюминацией, гирляндами. На площадях в центре устанавливаются большие живые или искусственные елки с новогодней атрибутикой. Каждая семья готовится к Новому Году и Рождеству: покупают и наряжают елку зачем наряжают елку писала об этом здесь , украшают дом. Домочадцы обязательно планируют подарки и поздравления друг для друга. Особенно ценятся сувениры, гостинцы и украшения, созданные своими руками. С наибольшим трепетом ожидают это событие дети, ведь они верят в чудо и сказку. В канун самого праздника православные верующие идут на службы в Храмы, где проходит Великое Повечерие и Всенощное Бдение.

Рождественское богослужение c 6 на 7 января из Храма Христа Спасителя в Москве обычно транслируется по федеральным каналам. Возглавляет торжественную службу сам Патриарх Всея Руси. Празднованием Рождества завершается продолжительный Рождественский пост. Хозяйки уделяют особое внимание приготовлению традиционных блюд. Каждая хозяйка вольна решать сама, какие угощения ставить на рождественский стол. Обычно готовят пироги, салаты, холодец, запекают гуся или курицу с яблоками и угощают родных и близких всевозможными десертами. Рождественские традиции и обычаи русского народа Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить: 1. Всем известен старый обычай колядок на Рождество, когда дети и молодежь ходят по домам, славят Христа в песнях и стихах, поют разные пожелания для людей, а за это получают сладкое угощение или вознаграждение в виде монеток. Даже сейчас дети колядуют: наряжаются и ходят по квартирам и домам, поют песни, рассказывают стихи на Рождество. Рождество является началом Святок святых дней , которые продолжаются до дня Крещения 19 января.

Со временем к календарю добавлялись високосные годы, а потому к началу XXI века разница в календарях составляет 13 дней. Но почему же значительная часть православного мира не следует юлианскому календарю? Это связано с событиями 20-х годов XX века. Тогда Александрийский патриарх Мелетий IV созвал в Константинополе собор восточных православных церквей и, чтобы не принимать григорианский календарь, предложил ввести свой собственный — новоюлианский. Он был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Традиции Рождества Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя. Она начинается с 40-дневного Филиппова поста.

За это время верующие должны очистить тело и душу, чтобы подготовиться к великому празднику. Первые упоминания того, что "Христос рождается", начинают появляться в церковных богослужениях в начале декабря и связаны с праздником Введения Богородицы во храм. Само же празднование Рождества начинается с навечерия Рождества Христова в народе сочельника — вечера накануне появления Христа на свет. Праздник получил своё "народное" название в честь сочива — блюда из варёных злаков, мёда и сухофруктов, которое впоследствии было заменено кутьёй варёным рисом с изюмом. Сочиво принято вкушать после первого этапа богослужения — вечерни, во время которой на середину храма выносят свечу как символ путеводной звезды, освещавшей дорогу волхвам. Первые службы в сочельник начинаются ещё утром. Читают великие часы, которые также называют царскими в честь византийского императора, в древности непременно принимавшего участие в службе.

Во время царских часов верующим рассказывают, почему Господь является в виде человека в Вифлееме в результате непорочного зачатия: "Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ". Если в монастырях служба проходит всю ночь, то для обычных прихожан всенощное бдение, как правило, разделяют на две части.

Датировка Рождества Христова Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. Опираясь на данные евангелистов и совокупность исторических, хронологических, археологических и астрономических данных, можно лишь с известной долей вероятности вычислить предполагаемую дату Христова рождества. Большинство исследователей считает, что нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа - это 7 г. Точно можно сказать, что Господь родился незадолго до 750 года от основания Рима 4 г. Среди данных, на которые опираются при вычислении даты Рождества Христова, можно выделить следующие указания из Евангелия: служение священника Захарии - отца Иоанна Предтечи и благовестие ему Ангела; правление царя Ирода во время рождения Христа; появление на небе звезды, которую увидели волхвы; перепись Квириния; начало проповеди Иоанна Предтечи и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия; примерный возраст Христа при начале служения; слова иудеев о возрасте Христа; Работавший в IV веке по поручению папы Юлия над составлением пасхальных таблиц, выдающийся богослов, астроном и математик тех времен монах Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова. Именно этот год был положен в начало летосчисления "от Рождества Христова", позднее названного "нашей эрой".

С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря по юлианскому календарю. Установление церковного праздника Рождество Христово. Синай, монастырь Св. Екатерины Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем, что видимо, связано с обычаем иудеев не праздновать свои дни рождения. Первые известные попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников относятся ко II - III векам. Как отдельный праздник Рождество сформировался не сразу. Для искоренения еретических заблуждений гностиков , христиане вслед им стали праздновать Крещение Христа , именуя праздник вторым названием - Богоявлением, подчеркивая, что Христос в Крещении не получил, а явил миру Свою Божественность. Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа.

Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день - 6 января под одним названием Богоявления. Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята Александрийской Церковью и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали "рождение солнца". Церковь же прославила родившегося на земле Христа - Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV — V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению.

Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386 — 388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV века. Александрийская Церковь , как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора.

Павел, епископ Эмесский , проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного».

Павел, епископ Эмесский , проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении.

Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора 451 г.

Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Лк. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Традиции праздника Рождество Христово. Греческая икона 2010-е гг.

Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества — Рождественский сочельник установлен строгий пост. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды».

Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [2]. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет.

Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I , в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [4].

Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные.

История возникновения праздника Рождество Христово

День Рождества Христова День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. История появления праздника Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. 7 января — Рождество Христово: история и традиции праздника. Праздник Рождества Христова православные христиане отмечают 7 января.

Православное Рождество: история и традиции праздника

Рождество Христово православные христиане отмечают праздничным богослужением с 6 на 7 января. Для средневекового христианина Рождество было таким большим праздником, что многие ожидали в этот день второго пришествия Христа или Страшного суда. Сегодня расскажем об истории происхождения и смысле этого праздника, а также о православных традициях и обычаях встречи и празднования Рождества. Рождество Христово — это один из самых главных христианских праздников. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня состоялось в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия усилиям святого Иоанна Златоуста.

История возникновения празднования Рождества

В принципе, на греческий язык его можно перевести и как «девственница», и как «молодая женщина». В последнем случае она не обязательно может быть девственницей — просто женщина замужнего возраста. Симеон, не задумываясь, поставил в греческом тексте «молодая женщина», тем более, что для обозначения девственности еврейская Библия, как правило, использует другие слова. Переводчику явился Ангел и повелел изменить текст и поставить «девственница». Более того, он обещал Симеону, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение этого пророчества... А через триста лет в маленьком иудейском поселке Вифлеем появился на свет Младенец. Хотя Дитя звали Иисус, Симеон понял, почему в пророчестве стояло имя Еммануил, которое означает «с нами Бог» — ведь Симеон держал Его в руках. Бог стал Человеком. День рождения — грустный праздник? По сравнению с другими великими событиями из жизни Христа, Его День Рождения христиане стали отмечать очень поздно.

Например, достоверно известно, что Воскресение Спасителя праздновали уже сами апостолы. Чем же объяснить эту «забывчивость»? Как можно не помнить, не отмечать такую дату? Фото Ирины Гончаровой Сейчас такое поведение первых христиан кажется действительно странным, ведь почти для любого человека день рождения — это главный праздник в году. Что же говорить о Дне Рождения Богочеловека, Спасителя мира? Почему дата Его рождения оказалась в «забвении»? Почему евангелисты Матфей и Лука, которые рассказывают о Рождестве, не называют эту дату, хотя, например, в Евангелии от Луки есть много других точных датировок? Была ли логика в этом «умалчивании»? И если да, то какая?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо, во-первых, посмотреть на историко-культурную среду, в которой родился и жил Иисус. А во-вторых, на те условия, в которых проходила проповедь христианства после Его Воскресения — в I — II вв. У иудеев и язычников было разное отношение ко дню рождения. И если язычники обязательно устраивали широкое и веселое празднование в честь появления на свет нового человека, то евреи попросту не отмечали этот день. Например, в Библии только три раза встречается упоминание о праздновании дня рождения. Сперва — египетский фараон, затем — жестокий гонитель иудеев, правитель Сирии — Антиох, и, наконец, — Ирод Антипа сын царя Ирода Великого. Последнее «гуляние», кстати, окончилось казнью Иоанна Крестителя Евангелие от Марка, глава 6, стихи 17-29. Неужели иудеи настолько равнодушно относились к своим детям, что даже не замечали их рождения? Парадокс в том, что из всех древних народов израильтяне наиболее трепетно относились к деторождению.

Обещание того, что Он придет, было дано первым людям сразу же после их грехопадения. И потом на страницах Священного Писания много раз подтверждается, что Мессия родится в среде иудейского народа. То есть любая израильтянка рассматривалась как потенциальная мать Мессии. Все девушки в 14 лет обязательно выходили замуж. Несчастной считалась та женщина, которая не могла иметь детей. Если в семье рождался малыш, то славилось не само событие рождения. В ребенке прославлялся израильский Бог именно такой смысл имеют все религиозные обряды, которые совершались над новорожденным в первые сорок дней его жизни. Казалось бы, одно другому не мешает. Почему нельзя одновременно и праздновать день рождения, и прославлять Бога?

Дело в том, что в религиозное сознание израильтян Библией была «вложена» мысль о врожденной греховности человека. Если люди уже рождаются с чем-то, что заставляет их в дальнейшем страдать и грешить, то зачем же отмечать день, который положил начало всех скорбей и страданий? Евангелисты были иудеями, с молоком матери впитавшими культурные и религиозные традиции Израиля. Этим и объясняется отсутствие в Священном Писании точной даты рождения Христа. Первоначальным ареалом распространения христианства вне Палестины были также иудеи, которых называют иудеями диаспоры, или рассеяния. Поэтому неудивительно, что Рождество отсутствовало в перечне христианских праздников первых двух веков. Конечно, это не единственная причина, по которой первые христиане не знали такого праздника. Как это было и со многими другими событиями, их волновала не хронология, а сам факт Рождения Спасителя. А если Он родился, значит, был распят, умер и воскрес.

И проповедь апостолов — это прежде всего проповедь не о Рождестве это было очевидно для всех христиан , а о Воскресении. Такую лаконичную и жесткую характеристику апостол Павел дал христианству, из которого вымарано Воскресение Христа. Автор фото: Мария Агапова. Таким образом, для христиан первых двух веков достаточно было просто факта Рождения Христа. Специального праздника, посвященного этому событию, не было, и основой церковной жизни являлось переживание Воскресения Спасителя. Но вот уже в начале III века христианский писатель Климент Александрийский говорит о том, что он знает людей, которые с тщательностью стараются определить не только год, но и день Рождения Иисуса. Переживание праздника Что же произошло? Как ни странно, но у истоков празднования Рождества лежали внешние и совсем не романтичные обстоятельства. Во II веке в церковной среде стали распространяться лжеучения, которые получили название гностических от греч.

Это была попытка совместить христианство, язычество и греческую философию. Составлялись самые фантастические религиозные системы, заимствованные из мифологии, египетских и восточных верований. Гностики — бывшие язычники — считали, что они не обязаны с принятием христианства оставлять свои прежние теории. Напротив, они хотели с их помощью истолковать христианство «в высоком и совершенном смысле». Отсюда утверждение, что они обладают истинным знанием гносис , в отличие от якобы ложно перетолкованного христианами учения Иисуса. Все эти системы очень трудно классифицировать. Объединяло их одно — мифологизация образа Иисуса Христа, отрицание того, что Бог реально стал человеком. То есть отрицалась принципиальная идея христианства — уникальность личности Иисуса Христа как единственного пути спасения. Гностицизм явился серьезной опасностью для Церкви.

В полемике с ним был установлен праздник, который получил название Явление греч. Этот праздник был двуединым.

Хотя, надо признать, что до середины III века христиане вообще не интересовались датированием момента рождения Иисуса. Дата исчисления лет от Рождества Христова возникла отнюдь не в «нулевой» год, а в 525 г. Он получил особое задание от папы Иоанна I — рассчитать на очередной 95-летний период пасхалию - таблицу дней празднования христианской Пасхи. До тех пор отсчет велся от дня, когда император Диоклетиан взошел на престол. Дионисий отказался от этой системы летоисчисления, и в основу собственных расчетов положил другую дату. По его подсчетам, Иисус родился 25 декабря, через 753 г. Даты дней Пасхи Дионисий записал не в годах эры Диоклетиана и месяцах египетского календаря, как было ранее, а в годах эры «от Рождества Христова» и месяцах юлианского календаря, популярного в Римской империи, что существенно облегчило христианам расчёт даты Пасхи.

Дионисий записал, что при подсчете времени рождения, смерти и воскресения Иисуса Христа руководствовался Евангелиями. Но не оставил никаких указаний, почему в своей пасхалии он положил, что 248 г. Тем не менее, его расчеты были использованы Римской церковью в 533 г. Но почему именно 25 декабря? Дело в том, что день зимнего солнцестояния праздник «непобедимого солнца» - Natali sol inviti имел большое значение в жизни древних римлян. Начинает увеличиваться длина светового дня и нарастает сила Солнца, источника всего живого на Земле.

Почему на иконах Рождества Христова Богородица изображается обращенной не к Своему Сыну, а в противоположную сторону?

По этой причине лик Богородицы обращен именно к тем, ради кого пришёл Иисус Христос. Стало быть, на иконе Богородица обращена к людям, в частности к тем православным христианам, которые, взирая на икону Рождества Христова, молитвенно взывают ко Господу как к Главе Церкви и к Его Матери, как к Ходатаице и Небесной Царице. Когда праздновали Рождество Христово древние христиане? В раннехристианской Церкви не было общей традиции праздновать Рождество как отдельное событие. Тема Рождества Христова была центральной в празднике Богоявления. Выделение праздника Рождества, посвященного воспоминанию и прославлению именно Рождения Господа Иисуса Христа по человеческому естеству, в отдельный, самостоятельный праздник произошло не сразу. Считается, что одна из целей этого шага была апологетическая: 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца».

Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и некоторые христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце». С 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится на один день, поэтому с 2101 года Рождество Христово будет отмечаться 8 января по новому стилю, что будет соответствовать 25 декабря по старому. Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники. Грех ли — петь рождественские колядки? Празднование Рождества Христова было сопряжено с древности с народными обычаями. К ним относятся и пение колядок.

Как правило, колядки не имеют единого авторства, они часто несовершенны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Обычно, колядка — это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии, прославляющий главные лица той ночи, которая принесла важнейшую, радостную весть — родился Спаситель мира. Почему рождественский символ — елка? В исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, чтобы порадовать детей. В России праздничную елку попытался «насадить» Петр I, но к Рождеству Христову это отношения не имело — еловые ветки украшали город к Новому году. Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века и привлекли сначала высший свет. Лишь к концу XIX века ель и в России становится и народным рождественским символом.

Сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить также у других православных христиан Востока. Заметим, что ель, как постоянно зеленое дерево, может символизировать жизнь.

В дореволюционной России в сочельник за стол садились с наступлением темноты, то есть после первой звезды. Разрешалось есть только сочиво — размоченные зерна пшеницы, чечевицы или овса с сухофруктами и медом. Главное внимание уделялось мясу и блюдам из него. Хотя, если вы соблюдали длительный пост, набрасываться на еду не стоит — для организма это будет шоком. В Рождество начинались Святки, которые продолжались до Крещения. Считалось, что в это время можно узнать свое будущее, увидеть вещие сны. Поэтому в эти дни было принято гадать. Еще одна яркая и веселая традиция Рождества — колядки.

Обычай наряжаться в животных и в разную нечисть возник еще в языческие времена, а затем проник и в христианскую культуру. Девушки и парни облачались в костюмы, ходили по гостям, славили в песнях Христа и хозяев дома, за что получали угощения и даже деньги. Торжественная служба на Рождество Христово Рождественская служба в храмах начинается еще 6 января. Утром совершается торжественная вечерня — такое необходимое отклонение от церковного устава.

Рождество: история и традиции праздника

Рождество Христово — один из главных православных праздников. Что мы знаем об истории Рождества Христова, его обычаях и традициях? Накануне праздника Рождества все храмы украшаются еловыми ветвями, священники надевают белые облачения, звонят колокола, проводятся праздничные богослужения. Православные верующие 7 января встречают второй по значимости праздник — Рождество Христово. За трехсотлетнюю историю новогодние праздники прошли путь от сугубо религиозных до светских и семейных. Рождество Христово – один из главных праздников, который отмечают православные 7 января по новому стилю. Царь Ирод Великий, при котором, согласно Матфею, родился Христос, умер в 4 году до н. э. Выходит, если Иисус существовал, то он появился на свет до Рождества Христова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий