Славянский Новый год наступает не с 1 января, а с 21 марта. Однако для многих первая секунда 2024-го — это и есть приход Темного Лося.
Сегодня Новый год - 14 сентября наступил 7532 год от сотворения мира и сезон свадеб
С Новым годом! По древнеславянскому календарю настало Новолетие, день зимнего солнцестояния наши предки называли Солнцеворот, это был праздник Коляды. Для детей в возрасте 3–4 лет на славянский Новый год проводили обряд посвящения в воинство и крестьянство. Новолетие, или славянский Новый год, приходится на 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Новый Год в Российском государстве получил запутанную и сложную историю – Самые лучшие и интересные новости по теме: Годы, новое, русь на развлекательном портале
Языческий «новый год» как новая русская национальная идея
Славянский Новый год. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась 22 марта, в день весеннего солнцестояния. Из многих древних песен и обычаев1 славян известно, что они праздновали Новый год в первый весенний месяц торжеством в честь Лада – бога солнца, или с летнего солнцеповорота.
Зимнее солнцестояние — начало славянского года
- Древнеславянский Новый год Овсень малый 2023 года, что за праздник, традиции
- Когда отмечают Щедрец
- Новый год. Древнерусская версия
- Сегодня Новый год - 14 сентября наступил 7532 год от сотворения мира и сезон свадеб
- Дата празднования Славянского Нового года, традиции Новолетия, его история
Как отмечали Новый год славянский народ
Менялось и летосчисление. Если раньше оно велось от сотворения мира, то теперь — от Рождества Христова. Именной указ провозглашал: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Случилось это 15 декабря. Барабанный бой. Толпы народа заполняют Красную площадь.
С высокого помоста царский дьяк громко читает указ о том, что Петр Алексеевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова». Далее описывалось то, как нужно встречать «новый» Новый год: «... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... Первый день нового, 1700 года начался с парада на Красной площади в Москве. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером черное небо озарилось разноцветными всполохами — пораженные москвичи вскинули головы, любуясь невиданным прежде зрелищем фейерверка.
Как и повелевал царский указ, люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга. Дарили презенты. Фейерверк был устроен опять же на Красной площади, а самим москвичам было велено стрелять из мушкетов и прямо как сегодня пускать ракеты возле своих домов. Боярам и служилым людям наказали облачиться в европейские кафтаны. Женщины должны были примерить наряды заграничных модниц.
Празднества продолжались и последующие дни, закончившись 6 января крестным ходом на Иордань. Все это очень напоминает то, как мы празднуем Новый год и сегодня. Но есть, конечно же, и различия. Рождество, сиречь Новый год Главное из них заключается в том, что Петр I не довел до конца преобразования календаря, то есть не заменил юлианский календарь григорианским. Спустя двести с лишним лет назад эту работу доделали большевики, хотя и новая реформа календаря, и введение современного правописания вынашивались еще Временным правительством.
В результате мы имеем такое труднопонимаемое иностранцами понятие и праздник, как старый Новый год. И Рождество, отмечаемое 7 января. В старой России, жившей по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года. В общем, в нашем сегодняшнем праздновании Нового года слились старые — и новогодние, и рождественские — традиции. Елка называлась рождественской начиная с XIX века, в больших городах перед Рождеством открывались елочные базары.
По традиции елочку наряжали втайне от детей, обычно после рождественской всенощной службы. Сладости и фрукты, бумажные игрушки в виде карет, животных, ангелочков — таким было убранство рождественской красавицы в то время. Часто украшениями служили позолоченные грецкие орехи. С конца XIX века стали выпускать и привычную для нас мишуру. Ее изготовлением занимались на фабрике по производству канители промышленников Алексеевых.
Интересно, что Алексеев — это настоящая фамилия режиссера Станиславского, который сам несколько лет работал на отцовской фабрике и даже был ее директором и лишь затем увлекся театром. Рождественскую елку венчала Вифлеемская звезда, в советское время замененная красной. К слову, елка одно время была под запретом новой атеистической власти. Для ребятишек ее устраивали чуть ли не подпольно. Но вскоре, будучи не в силах бороться с устоявшейся в народе традицией, вожди пошли на попятную.
И подобно тому, как церковь приспособила под свои нужды многие языческие отголоски ту же Масленицу , коммунистическая религия сделала елку «своей». Однако мы забежали вперед. Итак, вновь старая Россия. Рождественское утро было особенно радостным. Дети, проснувшись, бежали к наряженной елке и находили там приготовленные для них подарки.
Родителей же малыши радовали поздравительными стихами, которые разучивали заранее, и сувенирами, изготовленными своими руками вот она, сила традиции! На Рождество было принято устраивать специальные детские праздники. Делалось это уже на второй или третий день праздника.
Такими привязками были связки бубенчиков.
По всей видимости, это изображение петуха. В славянской мифологии петух являлся символом весеннего солнца, символом Ярилы. Подвеска, находящаяся рядом выполнена в виде двух направленных в разные стороны коней. Конь также являлся символом солнечного божества Ярилы.
Так, праздник именуемый Ярило Вешний, приходился на 23 апреля. Считалось что в этот день весна встречается с летом, после этого праздника начались активные полевые работы, это даже нашло отражение в поговорках: Ярилу первой сохой встречают. Кстати, было еще одно воплощение Ярилы в образе волка — его называли Волчьим пастырем. Считалось, что волки могут напасть на домашний скот только по приказу Ярилы.
Был ещё день посвящённый Яриле или, точнее даже не день, а ночь — самая короткая ночь в году с 21 на 22 июня, когда весеннее солнце уступало место летнему, — так называемая купальская ночь. Традиция дошла и до наших дней. Культ солнца пронизывают весь народный календарь и образуя единый праздничный обрядовый годовой цикл. Начинался этот цикл в Ярилин день, в день весеннего равноденствия этот день и являлся началом Нового года древних славян, новолетие.
После падения царизма, в 1918 году, в России ввели новый — Григорианский календарь. По нему отмечать новый год стали «раньше на 13 дней». Отсюда 13 января появился Старый Новый год по старому стилю.
Таким образом сентябрьский новый год, веками отмечаемый славянами, полностью затмила светская традиция. Новогодний праздник у славян был не так почитаем и любим, как прочие церковные праздники, хотя в этот день устраивали народные гулянья в честь сбора урожая. Более того в этот день начинался сезон свадеб. Наши предки новолетие считали счастливым днем, который открывал венчания, длившиеся до зимы.
С этого дня приступали к первым полевым и сельскохозяйственным работам На Овсень малый пробуждается природа, возрождается. Снег сходит и пробивается первая сочно-зеленая трава, теплеет, сильнее греет Солнце. Славяне широко отмечали праздник, устраивая гуляния, пляски, исполняя песни.
Овсень называют родным братом Коляды: он расчищает пути, разгоняет зимний холод, отпугивает нечисть. С принятием христианства славянский праздник Овсень малый стали отмечать, как день почитания преподобной Евдокии, уточняют журналисты pronedra. Мученица стала образом Весны — Весенницы.
Традиции древнеславянского Нового года С наступлением древнеславянского Нового года все старое уходит, сменяется новым.
Новолетие, Славянский Новый год
Верхняя часть — наибольшая часть, имеет изображение 4 божеств под общей круглой шапкой. Кроме изображения лиц этих божеств, и рук, имеется определённые атрибуты, которые указывает на то, кто мог быть здесь изображён, какие божества. На той грани, которая обращена к нам, мы видим изображение божества с кольцом в руках. Изображение кольца дает основание полагать, что это изображения славянского божества Дажьбога — бога плодородия, бога солнечного света. Дело в том, что основным занятием древних славян являлось сельское хозяйство и, безусловно, славянский народный календарь был земледельческий, в основу которого был положен природный цикл смены сезонов. В этой связи в народном календаре славян было несколько особых дней, которые были связаны с такими астрономическими явлениями, как солнцестояние — летнее и зимнее, которые приходится на конец июля и декабря — когда можно наблюдать самый длинный и самый короткий день в году, и день весеннего и осеннего равноденствия, когда день равен ночи.
Эти дни приходятся, соответственно на конец марта и сентября. Надо сказать, что в языческой Руси в славянской мифологии Даждьбог также имел 4 ипостаси, 4 лица. Они соотносятся с сезонами, с возрастом солнца, если можно так выразиться. Рождалось солнце зимой в день зимнего солнцестояния, именовалось Калядой — зимнее солнце. Коляда ассоциировалось с младенцем.
В это время в день весеннего равноденствие рождалось весеннее солнце — Ярило, чаще всего представляемое в образе молодого парня, за тем в день летнего солнцестояния Ярилу сменял Коляда, который представлялся уже взрослым мужем, а осенью Каляду сменял Хорс, который олицетворял осеннее солнце. Таким образом день весеннего равноденствия, который приходится на 20-21 марта и являлся днем начала нового года древних славян, новолетие. В этот день Каляду сменял Ярило и день — начало нового года, должен начинаться новый год древних славян, собственно именовался Ярилиным днём.
Да еще не какой-то там заграничный — из Поднебесной, а наш — славянский.
Даешь импортозамещение! Разобраться в ситуации с отечественным тотемом и тех «бонусах», которые он нам сулит, корреспонденту «МК» помог специалист — семейный парапсихолог Сергей Пан. Годы этих животных-символов не совпадают. У славянского календаря иная цикличность.
Там не 12 тотемов, а 16, поэтому повторяемость их происходит с частотой один раз в 16 лет. Да и сами животные-покровители иные, чем у китайцев. В составленный давным-давно славянами так называемый тотемный годослов включены Жалящий Шершень, Огненная Векша, Жемчужная Щука, Бородатая Жаба, Дикий Вепрь Белый Филин, Шипящий Уж, Свернувшийся Еж, Парящий Орел… Смена одного тотемного существа на другое, согласно славянскому календарю, происходит во время природного Нового года — в день весеннего равноденствия. Огнегривый Конь «заступает на дежурство» с 21 марта 2023 года и останется «при исполнении» вплоть до мартовского равноденствия 2024-го.
Им открывалось время, которое славяне именовали пролетьем — это были три весенних месяца, разделявших зиму и лето. В этот день принято было обмениваться заранее приготовленными угощениями. Щедро угощали всех, кто появлялся на пороге дома. А тех, кто ходил от двора ко двору с поздравлениями и песнопениями, называли «овсенькающими». Песни в этот день пелись не мелодичные, а призывные, даже с выкриками: весну звали, привлекали, обращались к ней со своими чаяниями и надеждами. Вот как распевали в южнорусской веснянке: «Ой, вы жаворонки, жавороночки, несите здоровье, первое — коровье, второе — овечье, третье — человечье!
Все раздоры должны были быть прекращены на это время, все ссоры забыты. Нужно было веселиться, радовать себя и других. Новости партнеров.
В это время обычно гуляли свадьбы. Традиционным был и праздник Масленицы. Блины считались особым лакомством, символизирующим Солнце, которого народ заждался за долгую зиму. С появлением христианства на Руси Новый год был перенесен на 1 сентября, но традиция Масленицы сохранилась и по сей день.
Осенний Новый год «назначил» Московский митрополит в 1342 году в соответствии с юлианским календарем, и он был связан с благодарением за урожай и празднованием окончания сельскохозяйственных работ перед наступлением холодов. Однако жители Руси не сразу приняли эту дату.
Славянский Новый год: история праздника
Славянский год начинался в точке осеннего равноденствия (в современном сентябре), которая легко определялась на горизонте при периодическом наблюдении места восхода или захода Ярилы-Солнца. Осенний Новый год «назначил» Московский митрополит в 1342 году в соответствии с юлианским календарем, и он был связан с благодарением за урожай и празднованием окончания сельскохозяйственных работ перед наступлением холодов. Славянский Новый год всегда символизировал огонь: накануне 14 сентября гасили очаг, утром праздничного дня – разводили новый огонь, читая старинные приговоры.
Семин день и Новолетие. Почему в славянский Новый год нужно заводить новые знакомства
Это был праздник плодородия, благополучия. В народе устраивали смотрины, играли свадьбы. До ночи водили хороводы, жгли костры, пели песни, плясали. Почему же русичи встречали начало новой леты осенью? Здесь мнения расходятся. Часть людей полагает, что начало года логичнее отмечать на Коляду, так как это время возрождения Солнца. Другие - что встречать новую лету стоит в день весеннего равноденствия. В это время с Земли сходит последний снег, стартует посевная пора, возрождается природа. Но несмотря на это, большинство склоняется все же к тому, что так как осеннее равноденствие — это старт нового духовного круга, начинаться нравственная работа должна именно осенью.
Так что же это, славянское Новолетие? Кстати, год у наших праотцов состоял не из 12 месяцев, а из 9, содержащих в себе 40 дней каждый. Однокоренные слову «лето» слова в родном языке мы используем и по сей день: летопись, летописец, летоисчисление, фразу. Коляда — бог победы света над темнотой. Во время зимнего солнцестояния славяне издревле отмечали главный праздник для всего следующего лета — это появление нового солнца, которое приходило на смену убывающему. Начиная с 22 декабря наши предки поклонялись богу Коляде. В час солнцестояния умирало старое солнце, и на 25 декабря поднималось молодое - Коляда. Раньше большинство торжеств было завязано именно на культе солнца.
У древних славян Дед Мороз, он же Красный дед, приходил на Коляду и изгонял всех бесов. Елки в те времена не срубали, а украшали живые деревья на улице. Дом наряжали опавшими еловыми лапами для изгнания злой нечисти. Приближающийся 7529 год по славянскому календарю - это год кричащего петуха.
Последним же праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа по новому стилю , а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября.
На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами.
Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века.
Откуда же взялся Дед Мороз? По поводу появления современного Деда Мороза существует несколько предположений. По одному из них создателем этого образа является немецкий художник Морис фон Швиндт. Он жил в Вене и писал декорации к опере Моцарта «Свадьба Фигаро».
Ему необходимо было изобразить «Господина Зимы», что он и сделал, нарисовав человека в тёплой шубе с большим меховым воротником и ёлкой под мышкой. Было это более 140 лет назад. Переехав в Мюнхен, художник вёл в сатирическом журнале рубрику «Приключения Деда Мороза», где Дед Мороз совершал разные добрые дела.
От копья и копейка. На современных деньгах мы видим то же самое. Победившего китайского дракона великомученика Егория святым Георгием первым назвал Пётр I. Ныне считающийся покровителем русского воинства Георгий Победоносец теперь не только на гербе Москвы, но и в центре Государственного герба РФ. Четыре Новых года от Сотворения мира Календарь от Сотворения мира был поводом для раздоров из-за путаницы с датой Нового года. В Киевской Руси началом языческого славянского Нового года от Сотворения мира считался день весеннего равноденствия 21 марта. Другие летописцы придерживались старого римского календаря с Новым годом с 1 марта. Греки считали, что дата Сотворение мира выпала на день осеннего равноденствия 22 сентября. Календарные разночтения устранил Иван III. В юбилейном 7000 году от Сотворения мира 1492 год от Р. Он объединил его с датой сбора оброка и податей на Руси и православным Новолетием - началом годового круга христианских праздников. Его отголосок дошёл до наших дней. Новый учебный год в школах и вузах начинается 1 сентября.
Сегодня отмечается славянский Новый год
Как отмечали Новый год славянский народ | Этот не просто первый день осени по старому стилю — 1 сентября, но и день, когда начинается новый церковный год. |
Славянский Новый год – Новолетие 7529 лета. Правда о празднике и Рождестве | Этот не просто первый день осени по старому стилю — 1 сентября, но и день, когда начинается новый церковный год. |
Языческий «новый год» как новая русская национальная идея | Главная» Новости» Новый год у славян в марте. |
История Нового года: как отмечали праздник наши предки / Сергей Васильев | После того, как Новый год перенесли на 1 сентября, праздник начали отмечать с большим размахом. |
И пришёл Золотой Тур: По древнему календарю наших предков начался Новый год | Отмечать Славянский Новый год по новому стилю исчисления принято 14 сентября. |
Нет комментариев
- Славянское Новолетие – почему наши предки отмечали Новый год в сентябре?
- Когда отмечают Славянский Новый год, Новолетие, история и традиции праздника
- Что еще почитать
- Как отмечали Новый год на Руси: история и традиции любимого праздника
В Новолетие от Сотворения мира празднуем годовщину победы славян над китайцами
Васильев вечер — Википедия | Среди многих славян распространено мнение, что праздник Новый год, узаконенный Петром I, славяне отмечать не должны. |
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте | До сих пор учёные спорят, когда же славяне отмечали Новый год: кроме январской гипотезы существуют предположения и о том, что отсчёт для наших предков начинался весной, с началом сельскохозяйственных работ. |
Наступил древнеславянский Новый год Овсень малый 2023 года
Славянский Новый год – Новолетие 7529 лета. Правда о празднике и Рождестве | Поскольку древнеславянский Новый год символизирован новый календарный период, отмечали его шумно и масштабно. |
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Сегодня люди забыли, что значит славянский новый год встречать по законам природы и Богов настоящих. |
Когда раньше отмечался славянский Новый Год — Новолетие | Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября). |
Дата празднования Славянского Нового года, традиции Новолетия, его история | Весенний Новый год (Комоедица) славяне-солнцепоклонники праздновали в марте, когда Земля начинала пробуждаться и Солнце-Ярило набирало силы. |
Овсень малый (славянский новый год) 2024: суть и традиции | 23-го декабря Славянский мир прощался с уходящим годом, и начинал праздновать Коляду, рождение «новой жизни». |
Дата празднования Славянского Нового года, традиции Новолетия, его история
Славянский год начинался в точке осеннего равноденствия (в современном сентябре), которая легко определялась на горизонте при периодическом наблюдении места восхода или захода Ярилы-Солнца. Славяне отмечали приход нового года в сентябре, когда заканчивалась работа в поле, начинались свадьбы и подготовка к зиме. Славяне отмечали приход нового года в сентябре, когда заканчивалась работа в поле, начинались свадьбы и подготовка к зиме. Для детей в возрасте 3–4 лет на славянский Новый год проводили обряд посвящения в воинство и крестьянство. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась 22 марта, в день весеннего солнцестояния. С появлением христианства на Руси Новый год был перенесен на 1 сентября, но традиция Масленицы сохранилась и по сей день.
Славянский новый год – это Коляда?
Когда-то давным-давно Бог зимы, снега и холода Мороз ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью все блюда поминальные. Теперь же Мороз превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. Откуда же взялся Дед Мороз? По поводу появления современного Деда Мороза существует несколько предположений.
По одному из них создателем этого образа является немецкий художник Морис фон Швиндт. Он жил в Вене и писал декорации к опере Моцарта «Свадьба Фигаро».
Петра не смутила разница между датой 7 января - датой рождения Иисуса по православному календарю у католиков она принята на 25 декабря и 1 января - указал праздновать и точка". Коляда - это бог пиршеств и мира, и одновременно один из главных языческих праздников года, который отмечается в морозные дни зимнего солнцестояния - Хорса Зимнего.
Разжигаются живые костры, ряженые ходят по домам, танцуют и поют особые песни — колядки. Люди радуются и верят, что долгому зимнему царствованию осталась всего половина из отведенного срока. Угасание и тление достигает, наконец, своего предела, и отныне приход новой жизни уже не за горами. А упомянутый Велес Волос — это бог богатства, торговли и скота скотий бог , а также бог мудрости; покровитель волхвов, пастухов, торговцев, поэтов.
Фигура Деда Мороза окутана тайной.
Соберитесь всей семьей, а если ваши соседи разделят ваш интерес к возрождению этого праздника, то вместе у вас получится душевный и светлый праздник. Возможно, кто-то вспомнит старые песнопения, старинные мелодии или обрядовые действия. А может, найдется и тот, кто сможет обойти магическим кругом дом и хозяйство — так защищали древние славяне свои угодья и особенно скотину в Овсень малый, который хоть и праздновался, а все же считался началом времени, когда просыпается от долгой зимней спячки нечистая сила. Особенность праздника Овсень малый Новолетие или Овсень малый — так называли славяне свою первую встречу с весной. Даже когда празднование начала Нового года было перенесено на сентябрь, Овсень малый так и оставался у славян дорогим сердцу праздником. Им открывалось время, которое славяне именовали пролетьем — это были три весенних месяца, разделявших зиму и лето. В этот день принято было обмениваться заранее приготовленными угощениями.
Щедро угощали всех, кто появлялся на пороге дома. А тех, кто ходил от двора ко двору с поздравлениями и песнопениями, называли «овсенькающими».
Народ же в это время угощался праздничными кушаньями перед дворцом.
Ночью все города горели яркими огнями и зажигались фейерверки. Во дворце устраивался пышный бал. В первое время народ потешался нововведением и наслаждался дарами, но спустя некоторое время появились недовольные в кардинальном изменении года и уклада жизни.
Долгое время верующие праздновали приход нового года в сентябре. Сильно изменились новогодние традиции, сформировавшиеся со времен первых славян. Стали внедряться европейские обычаи и символы.
В это время стала формироваться традиция проводить Елки немецкий обычай , на Руси любимым деревом была березка , поэтому и елка стала прерогативой городских жителей и потребностью в связи с переносом праздника на зиму. Традиция наряжать ель не относится ни к языческим, ни к религиозным обрядам и сохранилась до наших дней. Обратите внимание!
При Петре стали проводить городские Елки — дерево наряжали игрушками, которые после праздника раздавали детям. Дни официальных выходных с переносами на 2019 год. Богачи заказывали огромные деревья и украшали их богатыми тканями, лентами и игрушками.
К вечеру к ней приезжали дети с няньками, а она уже горела яркими огоньками. После праздничного стола играла музыка, а дети танцевали. После ребята взбирались на елку и забирали то, что им понравится.
Формируется детская традиция — чтение стихотворений и песенок. Постепенно новая традиция прижилась, и праздновать Новый год стали в ночь с 31 декабря на 1 января, а праздник продолжался вплоть до Рождества. Каждую ночь в городах зажигали смоляные бочки.
Кардинальная смена мировоззрения во время советской власти лишь укрепила традиции празднования Нового года и сделала их еще более радостными и веселыми. Конечно, сейчас не осталось всенародных гуляний и шествий, которые оберегали от природных катаклизмов и конфликтов в семье.
Новый год на Руси до указа Ивана
Наступил год Огнегривого Коня по славянскому календарю: что он сулит россиянам Многие события будут происходить внезапно Поделиться Среди россиян закрепилась привычка оценивать прогнозы на будущее при помощи китайского календаря. Людей интересует, какой зверь является покровителем пришедшего нового года, и каких в связи с его характерными чертами можно ожидать событий. Однако мало кто знает, что наши предки славяне создали свой межгодовой цикл. Сейчас самое время к нему обратиться. Ведь с 21 марта наступает год Огнегривого Коня по славянскому календарю. Фото: globallookpress. А нужен ли нам такой покровитель? Зачастую злобный, прожорливый, от зубов его спасенья нет… Может, ну его — этого ушастого?
Тем более, что теперь, после 21 марта, есть альтернатива — Конь.
У славян был шестнадцатеричный цикл и в году не 12, а 9 месяцев. Месяц содержал 40-неполный сороковник и 41 день-полный сороковник. Даже сутки включали не 24, а 16 часов. То есть на каждое время дня приходилось по 4 часа: утро, день, вечер и ночь. Таким образом, час у славян был длиннее современного и составлял полтора часа. Славянская неделя состояла из 9 дней.
Стоит вспомнить любую из дошедших до нас летописей: Радзивиловскую, Ипатьевскую или еще какую-нибудь. А времен года у славян было три: весна, осень и зима. С весны до осени люди работали на полях, с осени до зимы человек доделывал свои дела и отдыхал. А вот зима часто превращалась в борьбу за выживание в случае голода и аномальных холодов. О том когда именно славяне отмечали новолетие, до сих пор нет единого мнения. Одни считают, что это был день весеннего равноденствия 21 марта, другие уверены, что приход нового лета отмечался 21 сентября. Я полагаю, что логичнее принять день осеннего равноденствия 21 сентября.
С этого дня день убывает вплоть до дня зимнего солнцестояния 21 декабря. После же возрастает. Новолетие славяне праздновали так: разжигали огромный костер и водили вокруг него хороводы. Иногда в несколько кругов, в зависимости от количества празднующих. Потом приходила очередь разных молодецких игрищ и забав. С наступлением темноты садились за общий стол с угощением. И ничего крепче медовухи на столе не было.
Ну и конечно традиционные песни и пляски. Что такое Коляда и Корочун Жизнь людей на земле связана с Солнцем. Славяне это хорошо понимали и отразили в своем календаре, праздниках и традициях. Корочун, или Карачун-это день зимнего солнцестояния, которое происходит в промежутке между 19 и 25 декабря. Три дня перед рождением нового солнца-Коляды и есть Корочун. Сам Корочун не празднуется, однако в эти дни обычно избавляются от старого хлама, ненужных вещей, обид и разочарований. Следует убрать дом, унести все лишнее и подготовиться к наступлению нового и светлого периода в жизни.
Славянские женщины перед Колядой пекли каравай. Его форма напоминает круглое солнце.
В 1342 году митрополит Феогност высший иерарх церкви на Руси , дабы покончить с неразберихой, указал праздновать Новый год в сентябре и только в сентябре.
Это продолжалось более 300 лет. По указу счет годам начал вестись не со дня сотворения мира, а со дня рождения Иисуса, и это был 1700 год, 1 января. Всем было велено в этот день быть на богослужении, а по выходе из церкви обмениваться приветствиями, дворянству и мещанам предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосновыми, еловыми, можжевеловыми в знак наступления нового года.
А кроме того, "чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни". Петра не смутила разница между датой 7 января - датой рождения Иисуса по православному календарю у католиков она принята на 25 декабря и 1 января - указал праздновать и точка". Коляда - это бог пиршеств и мира, и одновременно один из главных языческих праздников года, который отмечается в морозные дни зимнего солнцестояния - Хорса Зимнего.
Патриарх по выходе из Успенского собора и прочтении пред церковными вратами ектении «о еже благословити Господу венец лета благостию Своею» в сопровождении многочисленного духовенства в богатых облачениях, в преднесении святых икон, крестов и хоругвей совершал крестный ход на кремлевскую площадь, которая тщательно была убрана и здесь во множестве толпился народ. Уже ранее между Архангельским и Благовещенским соборами были приготовлены и устланы дорогими коврами два места на особо устроенном обширном помосте против красного крыльца: одно для царя, а другое для патриарха. На восточной стороне помоста, окруженного красивой решеткой, поставлялись два аналоя, на одном из которых полагалось святое евангелие, а на другом — икона святого Симеона. Совершаемое здесь молебное пение с водосвятием исполнялось государевыми и патриаршими певчими, и присутствовавшие с благоговением внимали велелепному исполнению церковного служения, особенность которого составляло, между прочим, троекратное осенение святым крестом четырех стран света и умилительное чтение Евангелия Лк. По окончании молебна царь подходил к святому кресту, при чем патриарх произносил приветственную царю речь, после краткого ответа на которую царь прикладывался к святому евангелию и иконам. Затем, возвратившись в Успенский собор, патриарх соборне со всем именитым духовенством совершал чин литургии.
В этот день приносили поздравление царю бояре и иноземные послы. Царь приветствовал благочестивый народ и по русскому обычаю разделял бедным богатую милостыню, в чем усердными подражателями ему являлись бояре и богатые купцы. Чин летопровождения отправлялся и в городах и селах, только гораздо проще; особенность его составляло троекратное обхождение вокруг церкви в торжественной церковной процессии см. Во всей России первый день сентября как новолетие праздновали по чину церковному единовременно только до 1700 года. Петр Великий в декабре 1699 года повелел в своей империи, по примеру других христианских государств, начинать новый год с января и считать годы не от сотворения мира, но от Рождества Христова. Тогда празднование Нового года по-старому прекратилось в Москве, и совершалась особая торжественная церемония 5 в первый день января, особенно в 1700 году.
Уже накануне января царь приказал украсить улицы и дома заготовленным для того ельником 6. В полночь началась утреня и за ней Божественная литургия, совершенные митрополитом Рязанским Стефаном в присутствии многочисленного духовенства. Между тем находившиеся в Москве войска в строевом порядке спешили в Кремль с распущенными знаменами и расположились на Ивановской площади. По окончании литургии ученый митрополит произнес речь, в которой доказывал нужду и пользу перемены года, и затем совершил благодарственное Господу Богу молебствие с коленопреклонением. При возглашении многолетия царю открылся колокольный звон во всей Москве, сопровождаемый пушечными и ружейными выстрелами. После своего поздравления с Новым годом и столетием царь пригласил бояр, духовенство и иностранных особ к парадному столу, а для народа были предложены угощения на площади; вечером была затейливая иллюминация улиц, домов и фейерверки.
Впрочем, сначала многие были недовольны нововведением Петра I и долго считали новый год по старому обычаю, но в присутственных местах во всем государстве начали от января писать новый год. В нашей Православной Церкви церковный год, однако, и доныне начинается с сентября.