Спустя годы Рембрандт создаст «Данаю» – полотно, которое станет одним их самых значительных его произведений на мифологические сюжеты. Как реставрировали и восстанавливали картину "Даная" Рембрандта? Не смогла сдержать слез, когда увидела эту картину, зная ее историю и видя, как она пострадала.
Даная или нет?
- Картина Рембрандта «Даная»: 30 лет после нападения вандала
- Куда исчез золотой дождь?
- В 1985 году "Данаю" Рембрандта могли взорвать - следствие - Российская газета
- Даная картина Рембрандта
- Содержание
Даная (картина Рембрандта)
Даная, Рембрандт, 1636 | 15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта подверглась нападению неизвестного мужчины, который облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. |
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна. | Рембрандт ван Рейн, «Даная», 1636-1647 гг. Так картина выглядела до нападения. |
Легендарная картина Рембрандта "Даная". Эрмитаж (01.06.2023) | В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». |
Литература
- Содержание
- «Даная» Рембрандта: почему вандал выбрал именно эту картину? | Культура | ШколаЖизни.ру
- Даная (картина Рембрандта)
- О компании
- Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего
«Даная» – почему ценители творчества Рембрандта называют картину «мёртвой»?
Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна 14 октября 1997 снова вернулась к зрителю. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году.
Трагедия не должна быть предметом злорадства
Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала | Рембрандт написал немало узнаваемых и знаменитых картин, однако самой известной среди его работ стала «Даная». |
Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала | В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». |
Искусство и мифология: разгадываем тайны картины "Даная" Рембрандта | Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. |
Даная (картина Рембрандта) | это... Что такое Даная (картина Рембрандта)? | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр?
"Даная" перенесла покушение вандала в 1985. Картина Рембрандта "Даная" (1636-1647), написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея Искусство, Даная, Живопись, Картина, Рембрандт, Художник, Длиннопост. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Между тем у Рембрандта могло явиться неудовлетворение версией картины 1636 года и искушение переписать ее. Картина датируется 1636 годом: Рембрандт начал создавать ее, спустя 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Год производства: 1986 Сюжет о работах по реставрации картины Рембрандта Даная, пострадавшей от вандала.
Рембрандт «Даная» описание картины кратко. 1636-1643 гг.
Когда оригинальное полотно повредил вандал, сибирская копия помогла спасти шедевр. 15 июня 1985 года человек, которого впоследствии признали безумным, плеснул серной кислотой на полотно Рембрандта «Даная». Между тем у Рембрандта могло явиться неудовлетворение версией картины 1636 года и искушение переписать ее. Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна 14 октября 1997 снова вернулась к зрителю.
Картина Рембрандта «Даная»: 30 лет после нападения вандала
Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная» | «Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник писал не для продажи. |
Рембрандт «Даная» описание картины кратко. 1636-1643 гг. | почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? |
Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история | Когда оригинальное полотно повредил вандал, сибирская копия помогла спасти шедевр. |
Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта
У Эрота в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука Данаи была развёрнута ладонью вверх. Выдающийся знаток нидерландской живописи, художник и писатель Эжен Фромантен в знаменитой книге « Старые мастера » писал о творческом методе Рембрандта одновременно критично и восторженно: «Никогда действительность не покоряла его [Рембрандта] своей цельностью. Когда смотришь, как он писал тело, можно усомниться, интересовался ли он его формами. Он любил женщин, но замечал только деформированные тела, любил ткани, но не копировал их. И если в изображении наготы ему не хватало грации, красоты, чистых линий и изысканности, то он восполнял это, изображая нагое тело гибким, упругим, округлым, с такой любовью к плоти и таким пониманием смысла живого существа, что это приводит в восторг живописцев. Выделяя необходимое ему, он разлагал всё — цвет, также как и свет… Невозможно в пластическом искусстве пойти дальше в познании бытия в себе. Красоту физическую Рембрандт заменял духовным выражением, воспроизведение вещей — почти полным их преображением» [9] Но, наверное, точнее всех о «Данае» написал А. Глупо говорить о некрасивом типе женщины или ещё о несоответствии всей формальной стороны с пониманием красоты древних, у которых заимствовал миф и Рембрандт. Здесь больше, нежели иллюстрация к Овидию, и рядом с этим подлинным апофеозом весь Овидий кажется мелким, чуть ребяческим. Рембрандт трактует миф со всей подобающей ему грандиозностью и искренностью.
Быть может, действительно, Данаи, как Данаи, как дочери царя Акризиоса здесь нет. Но здесь есть нечто большее, настоящий праздник солнца, какая-то оргия света, вторжение и почти насилие живительного источника. Вся картина — сплошное золото; ликующая музыка света льётся из неё неисчерпаемым потоком. И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению» [10] Даная в России[ править править код ] После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Картинной галереи Эрмитажа, она поручила Дени Дидро способствовать таким приобретениям. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза , находившуюся у Луи- Антуана, барона де Тьера, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе семи картин Рембрандта были «Даная» и «Святое семейство» [11] [12] [13]. Акт вандализма[ править править код ] Долгое время «Даная» Рембрандта была «жемчужиной» эрмитажной коллекции картин. В субботу, 15 июня 1985 года случилась трагедия.
В зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литовской ССР 48-летний Бронюс Майгис , который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет — в литровой склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды нанести удары по картине. Дежурные зала и сотрудники Эрмитажа пока не подоспела квалифицированная помощь, мужественно пытались спасти живопись, опрыскивая холст из спешно поднесённых стаканов с водой. Сотрудники Эрмитажа опасались, что холст после покушения иссохнет до основания и будет разъеден компонентами моноклинной серы — основы серной кислоты. Работники сняли картину со стены зала, облили водой для максимального снижения эффектов поражения и отправили на реставрацию. На восстановление картины ушло двенадцать лет.
Рембрантд создал «Данаю» в 1636 г. Но семейное счастье было очень кратковременным. Саския на картинах Рембрандта Слабое здоровье женщины не позволяло ей родить здоровых детей — они умирали в младенчестве. Выжить посчастливилось лишь одному сыну — Титусу, но его матери это стоило жизни — в 1642 г. Саския скончалась. Служанка Гертье Диркс стала кормилицей Титуса, а вскоре и любовницей Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн Между любовниками часто вспыхивали ссоры — Гертье ревновала Рембрандта к Саскии даже после ее смерти, уж слишком явственно проступали ее черты на всех полотнах. Самое большое раздражение у Гертье вызывала «Даная», на которой Саския словно оживала. Женщина потребовала изменить ее облик, наделив ее чертами. И художник пошел у нее на поводу — он переписал картину, придав портретное сходство с любовницей. Назойливая Гертье на этом не успокоилась — она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания ее фигуры.
Есть, например, одна книга, где меня, директора Эрмитажа, убивают. Там тоже действуют реставраторы, правда, хорошие. Они подменяют копией работу да Винчи, чтобы она не досталась колумбийской мафии. Кажется, книжка называется «Письмо из холодной страны». Корреспондент «Ньюс уик» в Москве написал. Писать можно что угодно. И снимать что угодно. Но есть вечный вопрос об ответственности художника. Ответственность должна быть. Нужно понимать, какой отпечаток все это может оставить в умах людей. Вы знаете, что примерно в одно время с «Данаей» некий маньяк облил кислотой несколько полотен Дюрера в Мюнхене? Его тоже посадили в сумасшедший дом, потом выпустили за хорошее поведение, не сообщив об этом работникам музея. Первое, что он сделал, — это сел в поезд, приехал в Мюнхен, купил кислоту и залил еще несколько картин. Моим первым приоритетом как директора было усиление системы безопасности музея. Каждый мой день начинается с рапорта соответствующей службы. Мы сделали очень много, чтобы защитить экспонаты от пожара, от покушений, от краж. Но мы не можем все вещи убрать и закрыть. Мы всегда должны быть настороже. Это постоянная работа всех музеев мира. Музей — это всегда риск. Всегда где-то что-то происходит. За ними неудобно смотреть картины. Это должны быть небликующие стекла, которые стоят безумных денег. Но мы потихоньку их делаем. Теперь картина в сильной раме и под сильным стеклом, потому она очень тяжелая. Для ее перемещения мы делаем специальные тросы, специальную площадку. Эта работа потребует еще немного времени.
Некоторые из картин сегодня выставлены в Эрмитаже. Основная часть полотен голландского художника поступила в Эрмитаж еще при Екатерине II. Остальные были переданы из домашних собраний графа фон Брюля, канцлера Саксонского и многих других. В зале представлены 24 работы голландского художника. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему. Здесь Даная возлежит на роскошном ложе. Ее изображение не отвечает представлениям об античной красоте и гармонии стиля ренессанс.
Другие статьи по теме
- Даная Рембрандта - история, главная загадка картины | МРТ Эксперт
- Пять Данай Тициана
- "Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты 🚩 Искусство
- «Даная» картина Рембрандта
Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна — шедевр с трагической судьбой
Картина датируется 1636 годом: Рембрандт начал создавать ее, спустя 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Исследование одной из самых известных картин Рембрандта показало, что лицо изображённой женщины изначально было другим и напоминало жену художника Саскию. Картина датируется 1636 годом: Рембрандт начал создавать ее, спустя 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Кроме «посмертной» консервации останков рассматривался и другой вариант: реконструировать картину за Рембрандта, по возможности правдоподобно и красиво.
Красавица Даная в живописи
А Даная ли на ней изображена? Известно, что некоторые фрагменты картины Рембрандтом переписывались, в результате чего претерпел изменения внешний облик Данаи. Неопровержимым доказательством оказались результаты рентгенологического исследования, согласно которым золотой дождь на полотне был. Известно, что для достижения эффекта завораживающего золотого сияния художник смешивал краски с измельчённым янтарём.
О посещении Зевса свидетельствует присутствие на кровати декоративных орлиных голов. Эти мощные птицы традиционно считаются его символом. Рентген помог найти ответы и на многие другие загадки.
Удалось установить, что первоначальный вариант был написан в соответствии с античным мифом. Взгляд узницы с обликом Саскии был обращён вверх, к тому месту, откуда падал дождь. Жест руки можно было охарактеризовать не как приветственный, но прощальный.
По одной версии, плачущий амур со связанными руками, расположенный над изголовьем, прежде смеялся. По другой — он переживал и раньше. Интерпретация выражения его лица была разной.
От терзаний по поводу утраченной Данаей невинности, до сожалений о том, что её любовь длилась так недолго. Приблизиться к пониманию происходящего помогло предположение искусствоведа Сергея Андронова, проясняющее некоторые важные нюансы. Если допустить, что на картине изображено окончание любовного свидания, становится понятным и направление взгляда.
Девушка смотрит в открытый проём полога, куда скрылся Зевс, и машет ему на прощание. А вызывающий удивление округлившийся животик — свидетельство того, что в нём уже находится ребёнок бога-олимпийца. О том же самом говорит и коралловый браслет.
Как показала рентгенография, художник изменил черты лица Данаи, и она больше стала напоминать Гертье Диркс, нежели покойную жену живописца. Кроме того, изначально Даная смотрела не в сторону света, а на золотой дождь, льющийся сверху. В первой редакции картины рука обращена ладонью вниз, символизируя прощание, а во второй призывно поднята вверх.
В лице золотого Купидона над постелью женщины тоже произошли изменения. Если в первой версии он был весел, то во второй выглядел страдающим, словно оплакивал счастье, ушедшее со смертью Саксии. Ещё один важный нюанс, который определил рентген, связан с отсутствием во второй версии картины покрывала, прикрывающего бедра Данаи.
С его помощью Рембрандт как будто оберегал сокровенность своей жены, но с Диркс этого ему уже делать не хотелось. Изначально Рембрандт не планировал продавать «Данаю», она была дорога ему как память о потерянной любви. Однако после смерти жены финансовая ситуация резко ухудшилась.
Заказов становилось всё меньше, а долги только росли. В 1656 году художник объявил о банкротстве. Всё имущество, включая дом, было распродано, а «Даная» на сто лет исчезла из виду.
Следующие упоминания о ней связаны с именем Екатерины Великой, которая приобрела картину для Зимнего дворца у родственников известного коллекционера из Франции Пьера Кроза. Автопортрет в «Данае» Кроме молодой женщины художник изобразил на картине старую служанку, которая, согласно мифу, была приставлена к Данае её отцом. Однако если присмотреться к старухе, то в её грубых чертах лица можно узнать самого Рембрандта!
Версию подтверждает наличие у художника автопортрета, на котором он изображен в похожем берете. Надо сказать, что автопортреты были не редкостью для голландского живописца. На картине «Воздвижение креста» у ног распятого Иисуса очень хорошо видно самого автора картины.
Также на холсте «Блудный сын в таверне» опять изображен Рембрандт в образе веселого гуляки.
Сюжетом, вдохновившим Рембрандта на создание произведения, является знаменитый древнегреческий миф о Данае — матери Персея, и его традиционный сюжет, легший в основу композиции: явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении Данае, которую посадил в темницу её отец Акрисий. На картине изображена лежащая на роскошной кровати обнажённая женщина, на которую падает мягкий золотистый свет из-за полога, который распахнут её служанкой, стоящей на заднем фоне. Женщина с лёгкой полуулыбкой на устах протягивает руку навстречу свету и ленивая прелесть её тела, нега словно разлитая в воздухе, говорят о том, что Даная только что пробудилась ото сна. Над изголовьем кровати можно заметить младенца с крыльями, на лице которого изображено страдание. В противовес произведениям других художников, использовавших этот сюжет, Рембрандт не рисует золотой дождь, символизирующий Зевса, а заменяет его на льющийся золотой свет.
Из-за подмены мифологической детали, исследователи даже одно время считали, что на картине изображена не Даная, а персонаж Ветхого Завета жена Потифара или Вирсавия.
Она отражает его уникальный стиль живописи, который сочетает глубокие эмоции и чувства с тщательной проработкой деталей и световых эффектов. Эта картина является одной из самых значимых работ Рембрандта и продолжает привлекать внимание любителей искусства со всего мира. Сегодня картина "Даная" Рембрандта находится в Эрмитаже и является одним из самых ценных экспонатов музея. Она привлекает множество туристов и любителей искусства, которые хотят увидеть этот шедевр своими глазами.
Картина "Даная" - это не только произведение искусства, но и символ богатой истории и культуры, которая продолжает жить и вдохновлять нас до сих пор.