Пост – один из древнейших обрядов христиан. Для восточных православных христиан пост является важной духовной дисциплиной, встречающейся как в Ветхом, так и в Новом Завете, и связан с принципом православного богословия о синергии между телом (греч. soma) и душой (pneuma). Попросите христиан дать посту библейскую характеристику, и большинство, возможно, сразу же подумает о сверхъестественном посте Иисуса перед Его искушением в Матфея 4:1-11. Второй стих этого знакомого места говорит нам, что Иисус постился «сорок дней и сорок ночей». Пост у христиан – возможность научиться любви, целомудрию, терпению, видению своих собственных ошибок и грехов. Итак, можно сказать, что христианский пост – это благословенное Православной Церковью посильное воздержание христианина от пищи, пития и ряда других плотских удовольствий ради получения благодати Святого Духа, здравия души и тела, а в наше время и того.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Что такое Пост и зачем он нужен? (Протоиерей Александр Торик) — По ком звонит колокол | Наша христианская жизнь неразрывно связана, с окружающим миром, с нашими ближними. |
Что такое пост и как правильно поститься | Смысл Великого поста — духовное очищение и подготовка к христианскому празднику Пасхи и воскресению Христа. В современном мире где власть денежного мешка давно. |
Почему в Церкви четыре поста? | В чём христианский смысл поста? Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днём, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни церкви или святого человека. |
Чем католический пост отличается от православного: всё о традициях христианского воздержания | Пост — это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом, во время поста христиане воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост — это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного пересмотра. |
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Официальный сайт "Христианской газеты" выпускаемой краснодарской церковью христиан веры евангельской "Вифания". Сегодня о посте нередко рассуждают как о диете, пост для многих – средство, которое поможет сбросить вес, духовное значение поста при этом никак не учитывается. Постом православные христиане говеют и причащаются Святых Таин.
Самое читаемое
- Православные посты — Русская вера
- Что такое пост?
- Когда посты у православных в России в 2023 году
- Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься
- Вопрос-ответ
Испытайте силу молитвы и поста
За какое-то время до крещения просвещаемые постились. Молились за них и постились и члены Церкви. Это считается одним из оснований, на котором возник потом Великий пост. Господь Иисус Христос постился в пустыне 40 дней. Ещё одним основанием для 40-дневного Великого поста явилось подражание в этом Господу. Церковь справедливо рассудила, что если безгрешный Христос счёл нужным поститься, тем более это нужно грешным членам Церкви. Пост в дни скорби.
Этот тип поста также известен с давних времён. Уже в Дидахи, раннехристианском произведении I века, говорится о посте в среду и пятницу всего года, как днях, связанных с крестными страданиями Спасителя. С течением времени восточная Церковь удержала оба этих постных дня; в Римско-католической практике остался один день — пятница. Особо строгим постом выделяется Великая Пятница, как день, в который Христос претерпел крестные муки. В Православной Церкви к числу дней поста относятся также Воздвижение Креста Господня ещё одно воспоминание крестных мук Спасителя и Усекновение главы Иоанна Крестителя. Аскетический пост.
Ещё одно из значений поста — аскетическое, т. Пост перед праздниками. Существовал также обычай поститься накануне великих праздников, чтобы этим лучше подготовиться к встрече праздника. У ранних христиан Христиане постились чаще иудеев, но образ их поста был почти тот же, то есть носил на себе обыкновенные знаки сетования. Существенное правило поста состояло в том, чтобы не есть более одного раза в день вечером, воздерживаться от вина, сладкого и питательного, проводить день в уединении и молитве. В книге "Пастырь", весьма уважаемой древними, говорится, что в день поста с самого утра надо уходить на молитву, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, и раздавать нищим избытки своего имущества.
Действительно, с постом всегда соединялась раздача милостыни. Самый пост служил средством к тому, убавляя часть дневного расхода.
Традиция для верующих, целью которой является воздержание, вот что такое пост. Его принято соблюдать по нескольку раз в год, накануне важных церковных праздников. Бывают посты как многодневные, так и короткие, длительностью в один день.
Пост — что это? Соблюдать пост — важное дело для православного человека, это время воздержания от некоторой пищи, от сексуальных контактов и скверных помыслов. Это позволяет человеку не отвлекаться на праздные вещи, и все свое внимание сконцентрировать на молитве, чтении Библии, общении с Богом. Не нужно думать, что пост — религиозная традиция, ограничивающая употребление определенных продуктов, его значение носит глубокий смысл. Значение поста в православии Подобным церковным ограничениям уделяется большое значение.
Что такое пост, должны понимать верующие люди. В течение всей жизни человек испытывает искушения различного рода, пост необходим, чтобы научиться бороться с ними. Главные молитвы во время поста содержат просьбы об исцелении души. Для верующих важно не жить в праздности, не поддаваться унынию, не сквернословить, не гнаться за властью. Пост у христиан — возможность научиться любви, целомудрию, терпению, видению своих собственных ошибок и грехов.
Православные посты Дни празднования памяти святых, таинство причастия, события, связанные с историей православия, нашли отражение в церковных постах. По длительности выделяют: многодневные, продолжительностью до 40 дней; однодневные, когда ограничения вводятся на срок не более суток; евхаристические перед таинством причастия. Многодневные посты Самыми главными считаются посты многодневные. В эти периоды нужно быть особенно внимательным к рациону питания, собственным мыслям и словам. В году таких постов несколько, и все они приурочены к каким-то важным церковным праздникам.
Самые строгие многодневные посты это несколько недель воздержания перед главными христианскими событиями: Рождественский — пост перед Рождеством; Великий — пост, который соблюдается перед Великой Пасхой; Петров — пост перед Петровым днем; Успенский — пост перед Успением Пресвятой Богородицы. Однодневные посты Дни, когда православные соблюдают строгий пост и весь день проводят в молитвах, известны верующим. В году таких дат несколько, что такое однодневный пост знают все, кто хочет приблизиться к Богу.
Нужно отказаться от определенных родов пищи, с тем чтобы истончить свою телесную природу, несколько ослабить ее влияние на душу. Чтобы рабство души телу если не исчезло, то ослабилось, и чтобы душа расправила крылья. Правильный пост — это борьба за человеческое в самом себе. Он — попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» то есть душа будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост — это радость. Как и правильно переживаемое православие.
В среднем в году бывает от 180 до 195 постных дней в зависимости от даты Пасхи. Все посты разделяются на многодневные и однодневные. Многодневные готовят нас ко встречи великих православных праздников. Мы убираем и украшаем свой дом накануне важных событий, и то же самое следует делать со своим телом и духом. Это благодатное время для того, чтобы привести в порядок нашу жизнь и очистить душу.
Т — телес Ъ — сотворяша С постом на Руси связано немало традиций, но во все времена он воспринимался в первую очередь как духовный подвиг. Поэтому и язычники, и христиане стремились соблюдать пост по всем правилам, а некоторые даже вводили для себя добровольные ограничения. В здоровом теле — здоровый дух: зачем нужен пост Основная цель поста — за счет самоограничений и ментального очищения приблизиться к духовному началу. Для этого нужно отказаться от вредной пищи, развлечений, ежедневно молиться. Это поможет пробудить добродетель и подготовиться к важному событию или церковному празднику.
Особенности поста Посты на Руси держали во все времена. В языческой и христианской традиции они имели разный подход и духовную подоплеку, но так или иначе были связаны с природными циклами. У язычников: смена типа питания Древние славяне стремились соблюдать нравственную чистоту всегда, а не только в отведенные дни. Посты помогали им в первую очередь комфортно и с пользой для организма перейти с одного типа питания на другой например, от тяжелой калорийной зимней пищи — к более легкой весенней. В славянской традиции существовало пять постов. В эти дни не ели мясную, молочную, слишком жирную и тяжелую пищу. Кроме того, существовал однодневный пост: каждый седьмой день недели она длилась у славян не 7, а 9 дней было принято совсем отказываться от пищи и пить только воду, компоты, травяные чаи, соки ягод, фруктов и кисель. У христиан: духовная аскеза Соблюдение поста — важная традиция христиан. Воздержание от принятия пищи и питья обязательно сопровождается духовными практиками: в этот период особенно усердно молятся, прощают обиды. В пост следует ходить в храм, исповедоваться и причащаться.
Если есть желание и возможность, можно заняться благотворительностью. У православных Православные посты приурочены к важнейшим церковным праздникам, могут соблюдаться от одного до нескольких десятков дней и предполагают употребление только пищи растительного происхождения. Обычно соблюдают четыре крупных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Также принято поститься каждую среду и пятницу и в отдельные церковные праздники. У католиков Католики соблюдают адвент — 4 недели, предшествующие празднику Рождества. Верующие ограничивают себя в еде в канун великих праздников, по пятницам и за час до принятия причастия. В католической традиции также присутствует Великий пост. Существует два вида ограничений в еде. Воздержание — отказ от употребления мясных продуктов. Собственно, сам пост — ограничение трапезы в течение дня: один прием пищи остается сытным, остальные делают легкими.
В период крупных церковных постов, в том числе Великого, католики соблюдают и воздержание, и сам пост. Как постились на Руси Пост в славянской традиции существовал еще со времен язычества. С приходом христианства относиться к посту стали еще уважительнее. Соблюдать предписанные ограничения должны были все без исключения, несмотря на сословие и достаток, в том числе цари. Тех, кто не соблюдал пост, предавали общественному порицанию. Этнограф-беллетрист Сергей Максимов в своем труде «Нечистая, неведомая и крестная сила» рассказывает, что помимо среды и пятницы на Руси часто «понедельничали», то есть постились в первый день недели. Также у каждой крестьянской семьи была специальная постная посуда: в этих тарелках и мисках в период поста подавали только разрешенную еду. В остальное время пользоваться такой посудой было нельзя.
Восемь христианских постов, описанных в Библии
Иова 5,7. Что собственно и есть, символический Крест Христов глава — «Крест Христов», в книге «Под заботливой рукой Творца» , то есть, сораспятие со Христом, посредством духовного Поста. Матфея 10,38. То есть Пост, это период максимально-возможной сознанием и делом отчуждённости, от материально-денежно-плотского мира, и, в совершенной степени духовного развития — победы, над ним, подражая совершенному, пречистому, не осквернённому от мира — Христу, и подобно Ему — Святым, Его.
Матфея 10,39. Развивающееся, то есть, бодрствующее, в духовном направлении — сознание-дух, душа-жизнь, человека, привлекается-притягивается-благословляется Творцом. Оттого, и скорейшее без мирских хлопот исполнение, желаний.
Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего не попросим, получим от Него, потому что соблюдаем Заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. Иоанна 3,21—22. Всякое приобретение, от мира материально-денежно-плотского в отличие, от мира духовного равнозначно, приобретению того, или иного беса, или же, того, или иного бесовского инструмента, что собственно, если, свалить в одну кучу — то, создаст мрачный образ, современного мира и князя его То есть, образ бесовский — духа, нечистого, змея, древнего.
Сей пост внутреннего человека приятен Богу», — говорит св. Варсонофий Великий. Так и в богослужении Великого поста мы слышим: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Воспримем как некую «подсказку» слова св.
Тихона Задонского: «Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения, да постятся ноги твои от хождения на злое дело». Такой пост, как одно из средств очищения всего «сосуда» — человека и внутреннего, и внешнего см. Молитва должна быть обязательным спутником поста. Вспомним слова Господа, сказанные об изгнании злых духов: Сей род изгоняется только молитвою и постом Мф.
Не сказал Он: или постом, или молитвой, поскольку необходимы и то и другое. Будем лечиться — Пост называют лекарством от греха… — Апостол и евангелист Иоанн Богослов сказал: Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего 1 Ин. И ныне живущий без воздержания мир практически погружается в животное состояние: «ешь, пей, наслаждайся». И вот, для того чтобы не утонуть в этом во зле лежащем мире, не утратить ориентиров на пути спасения, Церковь предлагает нам, своим чадам, на какое-то время как бы сугубо обособиться, оторваться от этого мира.
Это время поста — время, когда, по возможности отстранившись от внешнего, можно разобраться в себе, понять, каков ты по отношению к самому себе, ближним, окружающему миру, Богу. Подвиг поста и молитвы помогает человеку увидеть себя в истинном свете, познать с помощью Божией свои слабости и немощи. В эти дни мы чаще ходим в храм, чаще каемся и причащаемся, стремимся исправиться; Господь же в ответ на наши усердные труды дарует нам Свою благодать, которая реально меняет нашу внутреннюю жизнь к лучшему. И если св.
Не быть «людоедом» — Бывает и так, что мы «не едим мяса, но поедаем брата»… — Слова эти принадлежат св. Василию Великому. Он писал: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги.
Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешься от обид…» Св. Иоанн Кронштадтский говорит об этом так: «Многие христиане… считающие грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день чего-либо скоромное, без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают». Способов «поедания» много, каждый может определить свой — достаточно вспомнить заповеди Закона Божия ведь большинство из них связаны с отношением к ближним.
Часто постовые искушения вызывают осложнения в отношениях между людьми. В связи с этим хочется сказать несколько слов об отношении постящегося человека к близким в семье. К сожалению, не всегда так бывает. Если в семье существует разное отношение к посту или к вере в целом, это не должно стать причиной возникновения внутрисемейных конфликтов и разделений.
Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других — соломе». Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть. При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником". При послаблениях поста их меру не устанавливают по своему желанию: больному надо обязательно учесть диагноз и предписания врача и потом взять благословение священника на послабление поста. Протоиерей Олег Стеняев объясняет, на каком основании священник даёт недугующим благословение на послабление поста: "... Протоиерей Сергий Филимонов пишет о практике применения принципа икономии в отношении поста: "Чтобы священник имел, на что опереться, принимая решение о послаблении поста, ему нужен ваш медицинский диагноз. Если точки опоры нет, он не может, не имеет права на глазок прикинуть состояние здоровья духовного чада и сказать: благословляю молоко, раз тебе так хочется.
Напоминаю, что задача священника — благословить человека на пост, чтобы Господь ему помог поститься духовно и телесно. А мера соблюдения пищевого поста определяется для конкретного человека в зависимости от имеющихся заболеваний. Вы должны всегда говорить духовнику о своих медицинских проблемах. Например: «Батюшка, если я вовремя не приму этот препарат, у меня давление повысится до 160, а это гипертонический криз — прямо на литургии мне придется вызывать скорую помощь. Благословите мне принимать препарат до начала службы». Или вот так: «Я постоянно принимаю гормональные препараты, которые выводят кальций из костей, они становятся хрупкими и могут сломаться. На фоне приема этих препаратов необходимо постоянно есть то-то и то-то. Благословите меня, пожалуйста».
Объясните четко, точно, конкретно, и он все поймет. Так принято в церкви — брать благословение. Другое дело, что все вопросы нужно задать в первую очередь не священнику, а лечащему врачу. Именно он должен оценивать схему вашего лечения. Так что лучше подходить к духовнику уже после того, как вы обсудили все медицинские детали со своим доктором. Правильная последовательность действий — сперва доктор, а уже потом духовник: «Батюшка, лечащий врач советовал мне делать то-то и то-то». И тогда священник может опираться на готовое решение профессионала. Ни в коем случае пациент не должен ссориться с лечащим врачом, перечить ему и обвинять в бездуховности, но при этом непременно должен хранить свою христианскую совесть и ценить церковную жизнь".
Святые отцы учат, что даже если есть благословение духовника ослабить пост, всё равно потом следует покаяться пред Богом в нарушении устава Церкви по немощи. Священник освобождает больного человека от грехов самочиния, чревоугодия и от смущения при отступлении от устава, но правила Церкви никто отменить не может - поэтому в их нарушении по немощи надо принести покаяние. Так учили, например, Оптинские старцы. Так, преп. Макарий Оптинский объяснял свои духовным детям: "Касательно употребления пищи в посты, непозволенной Церковью, я не могу дать вам разрешения настоящего. А когда будете употреблять оную, то принимайте в виде лекарства, от доктора предписанного, а после о сем приносите покаяние пред духовным отцом, и получите от него разрешение. Дозволять непозволенного Церковью мы не можем, а разрешать по содеянии кающимся дана власть от Бога; только не имейте никакого смущения, а успокоивайтесь духом. Быв вынуждены [по болезни] употреблять пищу в неразрешенные дни, вы оную принимайте как лекарство, а не произвольно за сластолюбие, а принужденно во врачевство, и при исповеди непременно должны исповедать духовнику и принять от него разрешение и быть спокойными.
Ты всуе смущаешься, употребляя приличную пишу во время лечения, а особливо в уставленные дни... Я тебе не давал позволения... Амвросий Оптинский: "... Как матушка N. По-прежнему или по-новому как? Нужда и немощь мудрены, хоть кого заставят смириться и покориться — снизойти. Есть старинная пословица: где бритвы нет, там и шило бреет; нужда законов не имеет. Впрочем, так думаю я только, давнишний немощный и застарелый больной.
А вдруг новому немощному трудновато поддаться снисхождению. Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами. Но Апостол пишет, что «кийждо своею мыслит извествуется» Рим. Спрашиваешь, если доктор и мать игуменья будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть? Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни, а после в этом должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение. В книге аввы Дорофея сказано, что по вере и зелие или картофель может заменять яйцо. Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет, на что должно решиться.
Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить. Я постником никогда не был, ссылаясь на немощь и болезненность телесную, и в оправдание свое придерживаюсь апостольского правила 70-го или около сего , в котором слабым родильницам на Страстной неделе разрешается виноградное вино и елей. Правильно или неправильно это, только немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение. Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных. Впрочем, кто прежде мог поститься, тому нелегко вдруг отступить от своего правила.
Но и опять повторю, что нужда мудрена. Мы не выше святого Иоанна Златоуста, которого немощь телесная понудила жить в городе, чтобы иметь удобную пищу, хотя и простую, но удобоваримую. К стыду своему, должно сознаться: как я никогда не был постником, то и написал вам все сказанное, как бы в свое оправдание. И к сказанному прибавлю Евангельское слово Самого Господа: «могий вместити да вместит» Мф. Пост перед причастием для больных Те, кто страдает такой тяжелой болезнью, как диабет, могут перед причастием и сделать укол и немного поесть — это не является препятствием для причащения. Все, кому по болезни необходимо принимать с утра лекарства, могут это сделать перед причастием. Еще до революции по этот вопрос рассматривался на специальном заседании Священного Синода, где было благословлено принимать лекарства перед принятием Святых Христовых Таин. Протоиерей Андрей Ефанов: "В случае, если приём лекарств обязателен с самого утра, то после лекарства можно причащаться, даже если после таблеток необходимо немного поесть.
В частности, об этом сказано в документе Об участии верных в Евхаристии: От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен см. При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи как, например, при сахарном диабете , и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин". Пост супружеский Церковь, по слову апостольскому, предписывает супружеское воздержание во время поста: «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» 1 Кор. Протоиерей Александр Ильяшенко: «По традиции воздержание от супружеской близости соблюдается в те дни, когда не совершается венчание, а именно: накануне среды, пятницы, и воскресенья в течение всего года, двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжении многодневных постов Великий, Рождественский, Успенский, Петровский , в период святок с 7 января по 19 января , в неделю мясопустную «неделя» на церковно-славянском означает воскресный день, а «седмица» это неделя в современном русском языке , в течение сырной седмицы масленицы и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной Светлой седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября ». Иеромонах Иов Гумеров : "Действительно ли Церковь никак не определяет свое отношение к вопросу супружеского воздержания в период поста? На самом деле она точно выражает свою позицию: в период постов не совершается таинство венчания, причем именно потому, что после таинства брака должны начаться супружеские отношения.
На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» Требник. Супружеский пост — это вопрос, требующий сугубого рассуждения, взаимной любви супругов и пастырского наставления. К несчастью, в наше время бывает так, что неумеренное, по ревности выше разума, воздержание одного из супругов превышает силы другого, ещё не пришедшего к вере, или неокрепшего в ней, и ведёт к нестроениям в семьях, супружеской неверности и разводам. Без сомнения, Богу не может быть угоден пост одного из супругов, ведущий к таким катастрофическим последствиям. Диакон Георгий Максимов пишет о жене, старающейся с максимализмом неофита заставить неверующего супруга нести подвиг воздержания, посильный лишь для верующего: «И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» 1 Кор.
И открыв творения св. Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения? Иоанн Златоуст. Книга о девстве. Иоанн Златоуст: «Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" 1Кор.
Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж". Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор. Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено.
Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается.
Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св. Собеседование на надписание псалма 50. Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу. Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет?
Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Правило 3 архиеп. Дионисия Александрийского: Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор. Толкование св. Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть. Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия.
Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве. Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве. Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот. Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение. Жесткий ригоризм в данном случае неуместен».
Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно. В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха».
Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние. Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью». Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом.
Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность. Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его.
Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп. Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, — что в таком случае делать? Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам.
А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко. Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви. Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою. Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста.
Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся? Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне. В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням. Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель.
Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник.
Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук.
И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян. Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп.
Амвросий Оптинский:... Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов...
Это и разговоры о маловажных вещах, что показывает внутреннюю пустоту человека. И за этими маловажными вещами мы не замечаем живых людей, тяготимся объективной трудностью общения с ними. Мы не можем обсудить свои духовные проблемы со своим православным супругом супругой. От нашего внимания ускользают реальные люди, живущие в нашем же подъезде и каждый день нуждающиеся в помощи.
Общение в соцсетях — это своего рода коллективная игра в общение со всем миром. И главным призом в этой игре являются «лайки». Чтобы добиться любви и признательности в реальной жизни, надо потратить много сил, надо постоянно держать себя в форме трезвиться , быть чутко настроенным на другого человека. Любимое дитя тщеславия — лайк — заработать гораздо проще. Достаточно изобразить или хотя бы перепостить что-то яркое, скандальное, «прикольное», приторно-умилительное или, наоборот, грязно-осуждающее, но главное — пустое и сиюминутное — и успех обеспечен. Тревожная радость тщеславия наполняет сердце. Но останавливаться нельзя.
Только добродетель подпитывается Богом. А страсть постоянно надо кормить прахом, собирая его по всем грязным углам. Целомудрие и трезвение в этой игре разрушаются клиповым сознанием, разогреванием своих эмоций яркими картинками, примитивными шутками, осуждением, пролистыванием вороха новостей. О возможности услышать в этих условиях голос Бога и говорить не приходится. Калейдоскоп виртуальных событий, как и компьютерная игра, призван отвлечь человека от реального, созданного Богом мира, от объективных, а потому часто очень непростых отношений с живыми людям. Одна из важнейших евангельских заповедей — о любви к ближнему — подменяется виртуальной заботой о дальних. И так хочется иному блогеру верить, что его правильное слово отзовётся в сердцах многочисленных подписчиков и что даже в этой неблагоприятной среде взрастёт семя добра, любви к Богу.
Были же в истории Церкви святые подвижники, которые проповедовали в публичных домах! Да, были. Но, во-первых, эти подвижники явили собой пример исключительной кротости и смирения, что никакой бес не выносит по определению. Во-вторых, успех их проповеди не стал основанием для общецерковной кампании по направлению проповедника в каждый дом терпимости. Но, увы... Разве что с ним связана иллюзия большей свободы выбора контента, но не его качества. И времени на него люди тратят, как правило, гораздо больше, чем на ТВ.
Этому опять же «помогает» искусственный интеллект с липкой сетью ссылок и подписок на каналы. Чем меньшую смысловую нагрузку несёт ролик, тем большей признательностью он будет пользоваться. Похоть, насилие, шутки «ниже пояса», пустые приколы — основной состав почвы большинства каналов. И когда мы выходим на это поле, полное разнообразных ловушек, то добраться до серьёзного ролика если такая цель вообще ставится! Хотел посмотреть актуальный комментарий уважаемого человека и просидел за компьютером три часа… Знакомо? Для просмотра серьёзного, выстраданного режиссёром некоммерческого фильма надо приложить немало усилий. Ещё большие усилия требуются для прочтения серьёзной книги, затрагивающей важные душевные и духовные проблемы.
Совершая эти усилия, зритель читатель становится соавтором художественного произведения, ставит перед собой и как-то разрешает те сложные жизненные проблемы, с которыми сталкиваются герои книги или романа. И это совсем не игра. Талантливый и честный художник творит не «расчленёнку» комикса, но максимально целостную картину реальной жизни, используя для этого и вымышленные события, и собирательные образы. Но серьёзные художественные произведения на фоне распада человеческого сознания пользуются всё меньшей популярностью. И YouTube такому распаду всячески способствует. Разбитая на части многочисленными роликами душа тяготится серьёзной работой, всё ведущее к Богу ей представляется утомительным и скучным. Но и каналы, позиционирующие себя, как неразвлекательные, не свободны от губительных недостатков YouTube.
Авторы роликов репутационно или финансово зависят от количества подписчиков и «лайков». Реакция аудитории не может не оказывать влияния на содержание публично предоставляемой информации. Каким бы серьёзным не был разговор, в нём всегда будут присутствовать элементы театральности. Театр ведь не существует без аплодисментов. И постепенно ржавчина лайков начинает разъедать первоначальный серьёзный замысел. Великий Пост и его самая драматичная часть — Страстная седмица — время полного забвения себя ради возшедшего за нас на Крест Господа.
Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах | Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. |
В чем суть поста: в христианстве, исламе, буддизме, в медицине | Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от воды до третьего часа дня. |
Православный календарь постов на 2023 год | Кто и когда придумал пост, доподлинно неизвестно. Известно, что посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. |
Единение божественного и земного. Зачем верующие ограничивают себя в Великий пост
Великий пост – один из древнейших обрядов христиан. Суть и даты Великого поста в 2024 году. Посмотрите, когда начало и конец главного православного поста. Что такое Великий пост. Великий пост — самый длительный у христиан, он длится 48 дней. Пост начинается сразу после Масленицы и продолжается вплоть до Пасхи; поэтому из года в год даты меняются в зависимости от того, на какое число выпадает Пасха. Наша христианская жизнь неразрывно связана, с окружающим миром, с нашими ближними. Пост у христиан – возможность научиться любви, целомудрию, терпению, видению своих собственных ошибок и грехов.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Пост, временное обрядовое воздержание (полное или частичное) от пищи, питья, сексуальных отношений, увеселений и др.; одна из аскетических практик. соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом. Вот восемь христианских постов, описание которых есть в Библии. Отсюда видно, что пост созидает душу человека, сам Бог начинает вести этого человека по жизни, этот человек как свет во мраке, получает способность от Бога указывать на правду людям, Бог заботится о нем, как о духовных, так и о физических нуждах этого человека.
Информационный пост современного христианина
Они единогласно отвергают авторитет церкви и верят, что божественная истина дана не только священникам, богословам и митрополитам, но и каждому человеку. Поэтому считается, что при крещении в протестантство верующему даровано спасение и отпущены все грехи уже только за его веру. Человеческая личность ставится в центр внимания почти наравне с Богом. Сама церковь или общины устроены намного проще, чем в католичестве или православии. У протестантов не принято молиться перед иконами или целовать мощи, более того, это считается идолопоклонничеством.
Все молитвы обращены напрямую к Богу. Вместо рукоположных сановников в протестантизме есть пасторы, но они больше не считаются пастырями слова божьего. Они выполняют административную функцию. Их назначают следить за местной общиной и поддерживать общий дух с помощью еженедельных проповедей.
Разумеется, они все так же дают наставления и помогают прихожанам, которые находятся на трудном этапе своей жизни, но не позиционируют себя как хранителей священной мудрости. Эту роль в протестантизме играет только священное писание. Интересный факт Появление протестантизма стало толчком для развития течения гуманизма и индивидуалистского менталитета, за что эту веру часто ругают. Как проходит пост у протестантов?
В православной церкви существуют отдельные периоды, когда необходимо держать пост. Такие периоды иногда длятся до двухсот дней. В эти дни верующим следует отказаться от светских развлечений, застолий и празднований и соблюдать умеренность в пище.
Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днём, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни церкви или святого человека. Названия недель — символы, за которыми стоит духовная реальность. Первая неделя — Торжество православия. В эту неделю чтят победу в иконоборчестве. Дань памяти высказывается императрице Феодоре Константинопольской, благодаря которой было восстановлено почитание икон в церкви после запрета в VIII веке.
Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Именно он объяснил связь между миром и Богом. Церковь почитает этого святого за учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.
Левит 11,44. Марка 9,29. Обезвредить беса, возможно, следующим путём, то есть, ограничением ему, жизненоважной атмосферы-обстановки.
То есть, нечистота, творимая человеком то есть несоблюдение Заповедей, Правил и Уставов и в том числе, не соблюдение Поста, приводит, к генерации, то есть, к возникновению рождению , бесовских духов: гордости, лицемерия, лжи, сплетней, жадности, неблагодарности, зависти, воровства, лукавства, лени, блуда, матерщины, пьянства, наркомании, в том числе, духа курения и к прочему негативу, то есть, основы, духа зла для беса, как праздничный банкет, питающий его, к жизни. Именно Пост, то есть, путь искреннего, и последовательно прогрессирующего в совершенство — воздержания, от мира материально-денежно-плотского, во имя Отца и Сына Исуса Христа и Святого Духа, то есть, во имя Правды и Чистоты, гонит, прочь — беса Тогда оставляет Его диавол, — и вот, Ангелы приступили и служили Ему… Ев. Матфея 4,11. То есть, Пост, укрепляет растущее в духовном направлении сознание человека, усиливая тем самым, власть сознания, над постоянно, неудовлетворённой тем, или иным — плотью. Таким образом — Пост, очищает сознание человека, и располагает дух последнего, в направлении Жизни вечной, в Блаженный Мир, Святой чистоты и Гармонии, Царства Небесного. С чего, или же как, — возможно спросите вы, следует начинать и провождать, Пост? С ограничения плоти, от всего мирского, на что, способно на этот период, ваше сознание, а именно: смотрел, к примеру — телевизор, попытайся не смотреть Читайте Библию какую?
Но накануне с ним случилась удивительная вещь. Поскольку тело должно быть подготовлено к длительному воздержанию, ангел Господень принес ему пищу, послужившую ему поддержкой во время перехода через пустыню. В 3-й Книге Царств, главе 19, стихе 8, сказано: И встал он, и ел, и пил, и ходил силою пищи сорок дней и сорок ночей до горы Божией, которая есть гора Хорив.
При встрече с Илией Всевышний принял образ "тончайшего ветра", тогда как пророк посредством поста, "утончения" плоти, возвысился над грубой чувственностью плоти. В результате и стала возможной встреча Бога и человека. Пост праведника Иова Пост Иова длился семь дней и ночей, и в течение этого времени ни он, ни те, кто окружал его, не сказали ни слова.
Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
Сам же Господь уходил на 40 дней в пустыню и постился там, побеждая дьявола-искусителя. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говориться о посте как неядении мяса и прочее. А при строгом посте и от рыбы. Однако важно помнить, что подобные ограничения нельзя воспринимать как строгую диету, поскольку он несет за собой, прежде всего, духовные цели. И самое главное в посте — не количество мяса, от которого мы отказываемся, а приобретенный духовный опыт. Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу. Согласно Книге Бытия, Господь Бог воспитывал человека и создал его не в атмосфере вседозволенности, а дал ему заповеди. Вначале простейшие, однако конкретные: запретительные и повелительные.
Повелительная заповедь была — возделывать и хранить Эдемский сад, а запретительная — не вкушать от одного из деревьев сада, от древа познания добра и зла. Поэтому «не вкушай» — это первая запретительная заповедь человеку. Необходимо вписать свой пост в контекст этой заповеди.
Борьба сама по себе подразумевает предельные усилия. Именное такие усилия приходится прикладывать подвижнику ради стяжания христианской добродетели: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» Мф. И речь здесь не об обычном повседневном усилии, а о дерзновенном взятии неприступной вражеской крепости, на штурм которой подвижник идёт совершенно добровольно. Напротив, любая страсть входит в сердце человека легко и приятно. О добродетелях целомудрия, трезвения и послушания Для предметной оценки влияния на духовную жизнь христианина упомянутых в вопросе увлечений рассмотрим, как эти увлечения соотносятся с такими важными христианскими добродетелями, как целомудрие, трезвение и послушание.
Тот факт, что эти добродетели входят в состав монашеских обетов, не умаляет их значимости в деле спасения каждого христианина. Кратко обозначим суть этих добродетелей. Целомудрие в первую очередь принято отождествлять с телесной чистотой. Но такая чистота является только внешним выражением целомудрия, да и то не всегда. Целомудрие — это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, сосредоточенная направленность всех человеческих ресурсов на достижение одной главной цели — общению с Живым Богом. Именно целый человек в Евангелии называется здоровым, а не тот, у которого множество желаний направлено в разные стороны. Целомудренный человек подобен чистому и целому стеклу, через который на мир светит Свет Христов. Только в целомудренном человеке, свободном от внутренних противоречий, может обитать Живой Бог, дарующий человеку Свой мир.
В Евангелии Господь говорит нам: «Я есмь путь и истина и жизнь» Ин. И только у целомудренного человека в общении с Живым Богом раскрывается вся его полнота, задействуются сразу все стороны человеческой природы, одновременно приобщаются Божией благодати и дух, и душа, и тело. Трезвение — это предельно внимательное отношение христианина к своей духовной жизни, дисциплина ума и чувств, неустанное хранение себя от греха при непрестанном обращении к Богу. Трезвение можно уподобить работе штурмана корабля, постоянно сверяющего курс корабля, идущего к заданной цели. Трезвение невозможно без целомудрия, как невозможно сверить курс по разным компасам, каждый из которых настроен на свою сторону света. Трезвение призвано оградить человека от всякого рассеянного мечтания. Сколь бы не прекрасны были воздушные замки, в них никогда не будет обитать Живой Бог. Послушание в христианстве только внешне напоминает армейскую дисциплину.
Цель дисциплины — обеспечить эффективное взаимодействие большого количества людей, вне зависимости от их личных желаний и устремлений. Дисциплина неизбежно основана на принуждении. Множество разнонаправленных желаний в сердце человека заглушают голос Бога. Через послушание христианин достигает тишины помыслов, все его чаяния обращаются на Бога. Он чутко реагирует на любую возникшую у него мысль или желание , которая его от Бога отвращает. Поэтому послушание самым тесным образом связано с целомудрием и трезвением. Что же представляют из себя с точки зрения перечисленных добродетелей современные увлечения компьютерными играми, общением в соцсетях и просмотром роликов? Какую христианскую добродетель развивает современная компьютерная игра В самой по себе игре нет ничего злого.
Играют все представители животного мира в младенческом возрасте. А Бог зла не создавал. Для ребёнка игра — это способ в доступной форме приобщиться, примериться к реалиям взрослой жизни. Притчевый характер многих проповедей Спасителя был обусловлен духовным младенчеством Его паствы. Но когда пришло время духовного взросления, Он говорит крайне жёсткие для иудеев слова о необходимости для спасения есть Его Плоть и пить Его Кровь. Игры кончились. Пришло время совершать жизненно важный выбор. И многие ученики тогда отошли от Господа… Подавляющее большинство современных компьютерных игр использует познавательный, обучающий мотив только как прикрытие всё того же бесовского забвения.
А что говорить об играх, откровенно эксплуатирующих темы похоти и насилия. Если ребёнка игра приближает к реальной жизни, то для взрослого она служит инфантильным укрытием от неё. Вместо проживания вместе с Христом реальных жизненных проблем, духовного лечения через разнообразные скорби, в игре человек погружается в иллюзорный мир, в котором задействованы только определённые части его человеческой природы, тогда как важнейшие атрофируются. Тем самым игра изначально наносит удар по целомудрию, раскалывая человека на части. В мире компьютерной игры человек вполне может полагаться на свои силы, а в жизни мы без Христа ничего хорошего сделать не можем. В игре человек постоянно оценивает свои достижения, он весь сосредоточен на себе, на своём успехе, на своём интеллектуальном или эмоциональном удовольствии. Соответственно, ни трезвение, ни послушание с игрой никак не соотносятся. По своему духовному воздействию компьютерная игра больше всего напоминает рукоблудие.
Душевный пост подразумевает: Ограничение развлечений. Обязательный контроль потребляемой информации, ее количества и качества. Нахождение наедине с собой, реже разговаривая с другими людьми. Со слов священника Александра Михайловича П.
Это то, о чем люди забывают, проживая рутинные дни». Есть посты, называющиеся еженедельными. По названию всё понятно: по дням недели это среда и пятница. Также существуют посты перед праздниками перед Рождеством и Пасхой , Апостольский перед празднованием святых Петра и Павла и Успенский.
Различаются они и по степени ограничений Может быть пост, в котором нельзя есть только мясную продукцию. Бывают постные дни, когда нельзя питаться мясом, молоком и мучными изделиями. Также бывают строгие посты, когда нельзя мясо, полуфабрикаты из мяса и колбасу, молочные и кисломолочные продукты, яйца, разные соусы, алкоголь кроме вина, да и то в определенные дни , мучную продукцию и кондитерскую. Но сразу начинать голодать не стоит, себя надо приучать постепенно.
Пост никогда не должен быть в убыток здоровью. Начать можно с банального, к примеру, не злоупотреблять жирной и сладкой пищей или не есть поздно вечером. Главное — со временем прогрессировать. К примеру, неделю назад вы стали есть меньше сладкой пищи, а со следующей недели поставьте себе целью полный отказ от нее.
Еще важно помнить, что количество еды разное для каждого человека. Одному достаточно съесть полтарелки низкокалорийного салата, а второму может не хватить и двух полных тарелок. Постником называется человек, который ест чуть меньше, чем этого требует организм.
То есть не вкушать не только мясной пищи, молока и яиц, но и рыбы, растительного масла и горячей пищи.
Разрешаются только хлеб, вода и овощи. Так указано поститься в Великий пост и в другие посты, в среды и пятницы Номоканон, пр. Пост такой же, как указано выше, но разрешается горячая пища и питие с медом, то есть с посластием, но без растительного масла. Пища грибная и овощная.
Это во вторник и четверток Великого поста Соловецкий устав. Пост — воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Разрешается только растительное масло и горячая пища с посластием. Это во вторник и четверток всех постов, кроме Великого поста и в субботу и воскресение Великого поста Устав большой, 32 гл.
Пост — воздержание от мяса, молока и яиц, разрешается только рыбная пища и растительное масло. Это во вторник, четверг, субботу и воскресение Рождественского и Петровского поста, и в полиелеосные праздники, где отмечено Крестом. Соловецкий устав, гл. Воздержание от мяса животных и птиц, а разрешаются молочные продукты — сыр, яйца.
Это в сырную неделю на каждый день. Употребление мяса животных и птиц, а также всех молочных продуктов — сыра, масла, яиц — разрешается во все мясоеды — в скоромные дни, кроме указанных многодневных постов и поста среды и пятницы. В сплошные недели: 1 на Пасхе; 2 в Святки, между праздником Рождества Христова и Богоявления; 3 неделя мытаря и фарисея, за две недели до Великого поста; 4 неделя после Троицы. В эти недели и в среды и пятницы разрешается мясная и молочная пища.
Соблюдая святые посты, воздерживаясь от мясной и молочной пищи, как указано в святых уставах и законоположениях церковных, следует не пресыщать себя в питании ни в постные, ни в скромные дни. Это полезно для тела и души. Соблюдение постов, употребление переменной пищи, и особенно растительной, очень полезно для организма тела, о чём свидетельствуют многие доктора и профессора медицины. Эго неопровержимо подтверждается жизнью подвижников и угодников Божиих, которые всю жизнь питались только растительной пищей и жили долго, были выносливы и трудоспособны.
Пост есть целитель души и тела от всяких болезней. Сам Господь говорит: «Ничем нельзя отогнать от человека врага диавола и всякого беснования, только молитвой и постом» Марк, 9: 29. О посте и значении его подробно указано у Василия Великого, Иоанна Златоустаго, преп. Ефрема Сирина и других св.
Когда посты у православных в России в 2023 году
Посты Православной Церкви - православная энциклопедия «Азбука веры» | Скорее всего ранние христиане праздновали Христово Воскресение не ежегодно, а еженедельно, соблюдая пост в пятницу — день крестной смерти Иисуса. |
Информационный пост современного христианина | Это необходимая часть христианского поста, ибо изобилие пищи всегда мешает ясности ума, порождает лень на молитву и препятствует духовному бдению. |
В чем суть поста: в христианстве, исламе, буддизме, в медицине | Вестник Кавказа | Посты у православных христиан. История постов. Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. |
ПО УСТАВУ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА МОЖНО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ТАКИМ ОБРАЗОМ:
- Посты Православной Церкви - православная энциклопедия «Азбука веры»
- О христианском посте
- Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
- Христианский пост: католический и православный - различия и сходства
- Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами
- Пост – что это?
Испытайте силу молитвы и поста
Примерно то же самое. Во время поста вы как и часовой добровольно отказываетесь от каких-то удобств вашей жизни, чтобы выполнить определенное задание. Это если в двух словах. А, пропос! Некоторые считают, что пост - это воздержание от еды.
Попросите христиан дать посту библейскую характеристику, и большинство, возможно, сразу же подумает о сверхъестественном посте Иисуса перед Его искушением в Матфея 4:1-11. Второй стих этого знакомого места говорит нам, что Иисус постился «сорок дней и сорок ночей».
В течение этого продолжительного поста Он духовно укрепился и был приготовлен отразить прямое искушение от самого сатаны. Это было самым сильным искушением, если не брать во внимание Гефсиманию. Во время этого поста Он также посвятил Себя Отцу на публичное служение, которое Ему предстояло начать вскоре после этого. Нигде в Писании нам не говорится поститься сорок дней или какой-то конкретный промежуток времени. Но это не значит, что нам нечего взять для себя, глядя на необычное переживание Иисуса. Один из принципов, которому мы учимся из примера Иисуса, такой: пост — это способ преодолеть искушение и с новыми силами посвятить себя Отцу.
Чтобы выразить любовь и поклонение Богу Вполне возможно, что вы поститесь, когда вас постигают определённые трудности или вы попадаете в какие-то тяжелые ситуации. Но Библия говорит, что пост может быть актом выражения поклонения Богу. Через пост вы можете выразить то, что вы находите самое большое удовольствие и самую огромную радость только в Боге. В этом случае упражнение в посте означает, что вы любите Бога больше пищи, что поиск Его для вас более важен, чем еда. Это чтит Бога и является формой поклонения Ему как Богу. Это означает, что чрево не является вашим богом, в отличие от некоторых см.
Филиппийцам 3:19. Но оно подчинено Богу и пост доказывает это, потому что вы желаете подчинить желания чрева желаниям Духа. Пост всегда должен иметь духовную цель, чтобы Господь мог благословить наш пост. Эта цель должна быть направлена только на Бога, а не на себя. Ваш физический голод должен побуждать вас к размышлению о Боге. Он не должен отвлекать вас, а наоборот, напоминать вам о вашей цели.
Мы должны использовать желание поесть в качестве напоминания молиться и размышлять о цели поста скорее, чем сосредотачиваться на еде. Давид Смит ещё раз хорошо сказал: Всякое благословение, которым Отец незаслуженно награждает Своих детей, следует рассматривать как акт благодати. Мы недооцениваем милость Господа, если думаем, что какими-то нашими делами мы вынуждаем или даже заставляем Бога одарить нас благословением, которого мы просим... Поэтому весь наш пост должен стоять на такой основе: мы должны употреблять его, как способ, данный в Писаниях, которым мы всё больше содействуем полному осуществлению дела Божьего в нашей жизни, церкви, обществе и народе. Прежде чем поститься, нужно установить цель поста, сосредоточенную на Боге. Но даже делая самое лучшее, мы не заслуживаем того, чего желаем, и не можем заставить руку Божью благословить нас.
Тем не менее мы всегда помним неоспоримое обещание Иисуса: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё Евангелие от Матфея 6:16-17 Бог благословит библейский пост, совершаемый любым из Его чад. И независимо от того, получаете ли вы то благословение, которого ожидали, или нет, в одном можете быть уверены: если бы вы знали всё, что знает Бог, вы бы пожелали себе именно такого благословения, какое Он вам даёт. Любая из Его наград является неоценимой.
Павел и Варнава молились «с постом» после рукоположения священников во Антиохии, Листре, Иконии, где основали молодые христианские общины Деян. Позже, со II в. Как постились христиане до Великого раскола Весьма по-разному в разных регионах и даже в отдельных общинах и иноческих обителях.
Современные церковные историки указывают, что у западных христиан воздержание всегда было мягче, тогда как Восток уже к IV в. Впрочем, и на Востоке существовал очень распространенный Устав обители прп. Феодора Студита, который разрешал рыбу большинство дней Великого Поста, а также давал другие послабления. Словом, традиций пощения было множество, но христиане давали всем им право на существование, мудро следуя словам ап. Павла: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» Рим. Православные и католические традиции: различия После раскола Церквей 1054 г. Уже спустя несколько столетий различия традиций уже выглядели, как очень существенные.
Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений.
Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты". Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели", - учил наш святой Тихон Задонский. Пост проходит правильно, если сердце откликается на добро Молитвы во время Великого поста Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила.
Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме, изучения великопостной молитвы святого Ефрема Сирина. Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского он совершается с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста и в среду на 5-й. Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно: в пост обостряется духовная брань - невидимая борьба с нападками бесов, стремящихся помешать нашим усилиям и подвигам, и без благодатной помощи Таинства нам с этим не справиться. Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю - 4-ю неделю Великого поста, посетите храм в пятницу 5-й, когда на вечерней службе читается акафист Божией Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров в пост она совершается по средам и пятницам. Особое внимание - богослужениям Страстной недели. Это и проложит вам путь к Встрече, станет основой поста.