родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. ❤ ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ 🕊 Пожалуйста, в комментариях можно писать имена ваших усопших близких в православном. Правильное поминовение умерших позволяет облегчить их участь и умилостивить Бога во время Небесного Суда.
Истоки обряда поминовения
- Православные родительские субботы 2024 — поминальные дни, даты
- Правила проведения поминок после похорон у православных
- Поминки у православных: на 9, 40 дней и 1 год — правила проведения
- «После Пасхи даже чин отпевания не про смерть, а про жизнь»
- Поминовение усопших - православная энциклопедия «Азбука веры»
Поминки 9 дней
Поминки на 9 день означают поминать умершего согласно девяти Ангелам, которые просят у Бога о помиловании умершего человека. Начнем с того, что, начиная с Вербного воскресенья, все Страстные дни, в праздник Пасхи и до конца Светлой недели (17-22 апреля) умерших в Церкви гласно, то есть публично, открыто для всех, не поминают. Необходимо поминать умершего только добрыми словами, чтобы помочь усопшему склонить весы Божьего Суда в светлую сторону. Как правильно поминать усопшего на 9 дней после смерти, и почему нужно это делать родственникам. Попытки непосредственно общаться с душами умерших могут привести к душевным расстройствам, особенно у впечатлительных и ранимых людей. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными.
Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших
Поминовение по диптихам помянникам считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья. Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи так называемые синодики , и частные, домашние помянники.
Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой. С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии.
Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся. Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших.
Помянник удобен не только в церковной молитве он подается вместо записки , но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой. В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.
Надо ли огорчаться, если считаешь, что твоя записка не была прочитана? Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма.
Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.
При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.
Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение. Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно. Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями.
Всеведущий знает все имена.
Понятно, что мы все так или иначе умираем, заканчивается наше физическое бытие, но после Воскресения Христова человек уходит не в никуда, уходит не в место ожидания, а уходит в Царствие Небесное. Христос вновь открыл нам райские врата», — рассказывает иерей Александр. Отец Александр рассказывает, что постоянно берется с суевериями, которые люди считают то частью обычаев, то частью церковного устава. Кто-то стал думать еще дальше и говорит, что есть яйца освященные, которые не надо класть на могилу, а есть — не освященные, которые можно приносить на кладбище. Народная фантазия неистощима.
Люди постоянно придумывают какие-то дикие вещи», — поделился иерей Александр Ермолин. Кому вы оставляете эти печеньки и конфеты? Тело прекратило свое физическое существование, оно не питается и питаться не может, а душа питаться не может просто по своей природе. А если человек совершает это все, это просто отголоски тризны. Маленькой такой языческой тризны, которую люди совершают, даже не понимая этого. Если люди пытаются устроить трапезу покойнику, то они кормят бесов», — считает отец Александр.
Такое действие никак с православием не связано. Даже если люди начинают объяснять, что это все для птичек. Покормить их можно в любом другом месте. Не надо даже пытаться придумывать какие-то аллегорические вещи. Здесь все очень просто: пришел на панихиду, помолился на литургии, прибрался на кладбище, там же помолился мирским чином. Больше ничего не надо, призывает иерей.
Это вообще отдельная тема. Он не приветствуется, особенно его чрезмерность. И уж тем более как форма поминовения усопших. Это нонсенс, когда люди начинают пить на кладбище или кощунственно поливать крестиком водку на могилу. Я просто не знаю, как это назвать. Просто вершина всего этого сумасшествия», — возмущается священник.
Народный календарь, который дает советы практически на любой день, отец Александр называет источником зла. То, что там написано, мало связано с православием. Вот, например, там говорится, что на Радоницу нельзя венчаться. Этот совет священнослужитель считает более чем странным — венчания в принципе никогда не проводят по вторникам, а именно на этот день недели всегда выпадает Радоница. Это даже не славянское язычество — это странная вера в реинкарнацию. Или часто спрашивают, можно ли крестить детей в этот день?
Можно, и не надо придумывать самим себе, что ребенок примет что-то от усопшего», — объясняет иерей Александр. Кто-то уверен, что умыться дождевой водой в этот день на счастье. Другие утверждают, если человек на Радоницу не посещает кладбище, после смерти о нем никто не вспомнит. Кто-то оставляет на кухне на ночь немытые тарелки, чтобы душа умершего угостилась, кто-то топит пустую баню, чтобы покойный мог помыться и попариться. Священнослужитель настаивает — это всего лишь приметы, никаких указаний в православии на сей счет не существует. Единственная опасность для беременных на кладбище — это простыть.
Поэтому за усопшего заказывают так называемые сорокоусты - молитвенные поминания во время Евхаристии, читаемые в течение сорока дней. После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Панихиды - это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Во время панихиды мы, надеясь, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Важно не просто отстоять панихиду, но и своей молитвой тоже участвовать в ней. На Радоницу наши предки приезжали на кладбище только после церкви. Зачем молиться за усопших?
Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного Суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Как объяснял один из почитаемых старцев нашей Церкви, духовный отец трех русских патриархов архимандрит Кирилл Павлов , большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев из-за неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от груза грехов. Но в будущем есть только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут молиться, они уже не могут себе помочь, не могут изменить свою посмертную участь. Вся надежда на живых. Молитвы живых могут изменить усопшим их посмертное состояние в будущей жизни.
Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и горячая, искренняя молитва живых способна эту участь изменить. Что делать на Радоницу нельзя?
В этот день близкие усопшего снова организуют ритуальную трапезу, отдавая дань его памяти. Перед поминальным обедом присутствующие читают молитву «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…», после чего вспоминают усопшего, помогая его душе найти умиротворение.
Угощение, которое остается после трапезы, рекомендуется раздать нищим. Поминки на 40 день после похорон. Верующие считают, что в это время душа умершего в последний раз спускается на землю для прощания. Утром родственники усопшего посещают церковь, читают молитвы и заказывают панихиду.
Поминки начинаются с раздачи присутствующим выпечки и конфет и заканчиваются ритуальным обедом. После 40 дней можно отдать личные вещи умершего его близким или нуждающимся. Поминки на годовщину. Поминальный обед через год после смерти человека проводится по тем же правилам, что и через 9 и 40 дней.
Утром родные и близкие могут прийти на кладбище, чтобы постоять возле могилы. А затем все желающие садятся за поминальный стол, чтобы еще раз вспомнить усопшего. Правила проведения поминок после похорон у православных При организации ритуальной трапезы рекомендуется придерживаться основных правил. Поминальный обед начинается минутой молчания.
Затем право произнесения небольшой траурной речи поочередно предоставляется близким, друзьям и коллегам умершего. Согласно правилам поминального этикета, на траурном обеде недопустимо громко разговаривать, чокаться и смеяться. Также не принято громко причитать и рыдать.
Радоваться за усопших, что в Царствие Небесное попадут. Радоница в 2024 году выпадает на 14 мая
Родительские субботы или дни поминовения усопших верных отличаются от дней поминок тем, что это общецерковные праздники, когда живые поминают всех усопших православных христиан, а не только родителей и родственников. 40 дней поминки – возможность вспомнить умершего, выпить за упокой его души рюмашку, поставить свечу в церкви, собраться с родственниками. В какие моменты Божественной литургии нужно поминать живых и усопших? Церковь советует не поминать усопших на кладбище спиртным. Правила проведения поминок на один год. Как проходит прощание в церкви. Подготовка к поминовению и блюда, которые готовят на поминки.
Поминальные традиции мировых религий
Правила проведения поминок на один год. Как проходит прощание в церкви. Подготовка к поминовению и блюда, которые готовят на поминки. Однако рекомендуется помянуть умершего добрым словом, помолиться за его упокой. Поминки после похорон, на 9 и 40 дней, в годовщину смерти: правила и рекомендации проведения с соблюдением обычаев и традиций поминовения усопших. Важно поминать своих умерших близких, но в поминальной литургии и молитвах даже больше нуждаются те, кого помянуть некому. ❤ ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ 🕊 Пожалуйста, в комментариях можно писать имена ваших усопших близких в православном.
40 дней поминки, 9 дней и другие поминальные даты
Крещеных умерших дома поминают так же, а в храме можно подать записку на литургию, заказать панихиду, сорокоуст. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души умершего. Наши предки не приглашали гостей, и каждый желающий мог помянуть умершего.
Поминки в иудаизме
Поминки по усопшему на Руси История традиции поминовения Человеку несвойственно верить в смерть — ведь душа его, созданная Богом, внутренне твердо убеждена в собственном бессмертии. Оттого, когда случается катастрофа — разделение души с телом, то есть смерть физическая, близкие, прежде всего, не верят случившемуся. И это — не шок, а знание, которое человек имел еще в Раю, несет с собой сейчас, пребывая среди поврежденного грехом мира, где есть смерть — но только телесная. Понимая это, почти все народы были убеждены: умерший на самом деле просто переходит к другому образу бытия; он сохраняет возможность духовного общения с близкими, оставшимися на земле, а они — могут такое общение поддержать. Другое дело, что народы языческие, не знающие Истинного Бога, лишь отчасти любили своих ушедших близких, скорбели по ним, более же — побаивались, думая, что покойник может причинить вред, «утянуть за собой».
Отсюда — множество традиций поминальных трапез как «кормления покойников», их «задабривания», возлияние на могилы спиртного здешний спирт, как считалось — в ином мире вода, которой надо «напоить» покойного. Видимо, ввиду широчайшей распространенности подобного рода обычаев, единственный народ, поклонявшийся Истинному Богу, иудейский, традиции поминок не имел: после похорон следовал лишь траур, но не поминальная трапеза, которая уподобила бы иудея несмысленному язычнику. А вот христианство языческую поминальную трапезу переосмыслило, зная, что, по слову Апостола, «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» Рим. Для христианина эта трапеза — милостыня о душе почившего близкого.
Творимая как бы от имени покойного, она доставляет душе утешение, привлекает к ней Божию милость, ибо Господь видит любовь к усопшему его близких, их молитву о нем. При этом необходимо помнить, что поминальная трапеза, сделанная формально, без молитвы, без любви к почившему, пользы ему не принесет. А если она сопровождается еще следованием каким-либо суевериям — причинит скорбь душе, отшедшей от мира, к тому же для близких людей, подменяющих молитву о усопшем набором суеверий, тоже не полезна. Поминальная трапеза В какие дни поминают усопших У православных принято делать это в дни, когда душа, недавно оставившая тело, переживает особенно важные моменты ее новой жизни.
О них известно, например, из особого откровения, которое получил чрез Ангела св.
Именно там и тогда, он примет свою судьбу и будет находиться очень долго, вплоть до Второго пришествия Христа, когда свершится Страшный суд. В это время произойдет всеобщее воскрешение и каждый узнает, останется ли он с Господом или отправится в Ад. Что такое «година» и что она значит для умершего?
Если земную жизнь умершего человека трудно назвать праведной, а святых в наше сложное время очень мало, ему обязательно нужно помочь. Поэтому на первую годовщину смерти также проводят поминки. Это «година» — еще одна церемония, во время которой, друзья и родственники вспоминают умершего, его добрые дела, оказывают друг другу всестороннюю поддержку. Также ежегодно поминают умершего в дни рождения и кончины.
Но годовщина после смерти — дата, наполненная особым смыслом. В это время душа в последний раз возвращается на Землю и навсегда прощается со всем, что когда-то составляло основу жизни покойного. И в это время она нуждается в поддержке — добрых воспоминаниях. Спустя год после смерти человека заканчивается траур по нему.
Именно это важнее всего, а не то, что говорят в день памяти по умершему. Молитва может совершаться как в церкви богослужение, панихида , так и дома. Посредством такого молитвенного воспоминания сохраняется живая связь человека с умершим. Все вместе христиане составляют единое Тело — Церковь Христову Еф. Внешним выражением этой связи служит молитва живых членов Церкви за умерших» архимандрит Амвросий Юрасов. Молитва за умерших Согласно учению Церкви, после смерти душа человека не может самостоятельно очиститься от грехов. И, следовательно, неспособна изменить к лучшему свою участь.
Это возможно только посредство молитвенных прошений живых. Самым важным для спасения души является поминовение на Божественной Литургии в храме. Как отмечено в Пространном Катехизисе святителя Филарета Московского 1782-1867 , именно молитва, соединенная с бескровной жертвой Тела и Крови Христа, способствует достижению блаженного пребывания души усопшего. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь. Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие.
Но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем. Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем» протоиерей Игорь Фомин. Что говорят в день памяти по умершему Какая же должна быть поминальная речь на 40 день? Что говорят на годовщину смерти? Чаще всего речи наполнены привычными фразами — «Царствия Небесного», «Вечная память», «Покойся с миром», «Земля пухом». Имеют ли они отношение к православному поминовению?
После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Панихиды - это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Во время панихиды мы, надеясь, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Важно не просто отстоять панихиду, но и своей молитвой тоже участвовать в ней. На Радоницу наши предки приезжали на кладбище только после церкви. Зачем молиться за усопших? Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного Суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Как объяснял один из почитаемых старцев нашей Церкви, духовный отец трех русских патриархов архимандрит Кирилл Павлов , большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев из-за неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от груза грехов. Но в будущем есть только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут молиться, они уже не могут себе помочь, не могут изменить свою посмертную участь. Вся надежда на живых. Молитвы живых могут изменить усопшим их посмертное состояние в будущей жизни. Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и горячая, искренняя молитва живых способна эту участь изменить. Что делать на Радоницу нельзя? Не стоит формально относиться к церковному поминовению - заказал записку в храме, и пусть они там молятся.
Что принято раздавать на поминках в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год
Как правильно провести этот родительский день? Нужны ли умершим наши молитвы? Что надо обязательно сделать на Радоницу? А что делать на Радоницу категорически нельзя? Как правильно поминать близких на Радоницу? Как правильно помянуть усопших на Радоницу Начнем с того, что, начиная с Вербного воскресенья, все Страстные дни, в праздник Пасхи и до конца Светлой недели 17-22 апреля умерших в Церкви гласно, то есть публично, открыто для всех, не поминают. Это значит: специальных богослужений по усопшим, так называемых панихид, не служат и на кладбище не ходят. Дело в том, что в эти дни все сосредоточено сначала вокруг страданий Спасителя, а затем вокруг ликования о Воскресении Христа. И если человек умер в день Пасхи, то его даже хоронят по особому пасхальному чину. В этом смысле возникший во времена советского атеизма обычай посещать кладбище в день празднования Пасхи как минимум нелогичен, ведь он противоречит смыслу праздника Светлого Воскресения Христова. И, кстати, нашей церковной традиции.
Действительно, Пасха, Светлое Воскресение Христово - праздник победы над смертью, праздник радостной вести, что Своим Воскресением из мертвых Христос не просто победил смерть, но и даровал жизнь "сущим во гробех", то есть усопшим. Значит, отмечать праздник Воскресения надо в храме - в доме Божием, а не у мертвенных памятников и гробниц. А вот уже после того, как мы прочувствовали пасхальную радость, утвердились в ней, можно пойти помянуть наших близких у их могил. И Церковь выделяет на это специальный день, причем сам день поминок имеет такое жизнеутверждающее название - Радоница. Но так как для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал на кладбище, день принято начинать с посещения Божественной литургии.
Запрещено громко разговаривать, пришедшие не должны смеяться, шутить и вести себя вызывающе. По окончанию возносятся молитвы о душе покойного, соседям раздают еду с просьбой помянуть умершего. Трапезу по усопшему не организовывают на заемные средства или на деньги умершего. Поминальный стол, согласно шариату Основная черта мусульманской кухни заключается в полном отсутствии свинины и алкоголя. Обычно первым блюдом подают суп с домашней лапшой, а также национальные десерты.
Основным напитком традиции является чай, который подают в небольших стаканах без ручек. На обеденный стол в мусульманской кухне чаще всего подают следующие блюда: суп на мясном бульоне с лапшой, долму, плов, турецкие лепешки пиде, салаты, халву, баклаву, изюм, а также тушеную рыбу или мясо. Блюда мусульманской кухни могут различаться в зависимости от страны, однако существуют универсальные блюда, которые можно найти везде. В мусульманской культуре считается, что пар от бульона с домашней лапшой помогает душе покойного восходить на небеса, а национальные десерты сделают жизнь в раю еще более приятной. Традиционное блюдо - это плов, в некоторых странах с добавлением сухофруктов. Кроме того, в мусульманской кухне распространены каши, рыбные блюда и морепродукты. Поминальные чаепития В течение 40 дней после смерти устроены поминальные чаепития каждую неделю.
Вопросы и ответы Важно не только достойно проститься с близким человеком, но и сохранять память о нем, сколько бы лет ни прошло с момента его смерти. Именно для этого придумали поминки. Еще в дохристианские времена люди верили, что души умерших иногда возвращаются на землю и очень печалятся, если о них забывают. Поэтому славяне ходили на могилы к своим предкам, готовили им угощения и даже дома оставляли место за столом, если кто-то из покойных вдруг вернется и захочет пообедать со своей семьей. После крещения Руси обычай вспоминать усопших сохранился, но несколько видоизменился. Ниже мы поговорим о том, как это положено делать по канонам православия. Для чего поминают усопших? У большинства людей слово «поминки» ассоциируется с застольем. Поминальная трапеза — действительно важная традиция. Она существовала в нашей стране еще до прихода христианства и была настолько привычна для населения, что Церковь решила сохранить ее. Однако главное значение поминок состоит не в том, чтобы вкусно поесть, а в том, чтобы помолиться за умершего. Про молитвенное поминовение часто вообще забывают — например, в день памяти родственника люди идут в ресторан, а заупокойную службу не заказывают. С точки зрения религии это совершенно неправильно. Следует как минимум прочитать «Отче Наш», садясь за стол. В православии считается, что души умерших на том свете нуждаются в помощи родных и близких. Они ощущают вину за совершенные грехи, боятся загробных испытаний, мучаются от чувства собственного недостоинства перед Богом. Поэтому если вы задаетесь вопросом, как поминать усопших с пользой для них — вспоминайте об их добрых делах и просите Господа, чтобы он даровал им покой. Существует и светский, или психологический смысл поминок. В день памяти умерших родственников можно собраться всей семьей, поддержать друг друга, поделиться важными переживаниями. Вы сразу почувствуете, что не остались в одиночестве и что вам есть на кого положиться. Мысль о том, что у покойного было много друзей и знакомых, которые любили его, утешает нас и облегчает боль от потери. Когда поминают покойных? Многих волнует вопрос, когда поминают усопших в православии. Самыми важными считаются поминки на сорок дней, на полгода и год. В эти даты принято приглашать гостей и накрывать большой стол. Третины и девятины обычно справляют в узком семейном кругу. В ресторан не ходят, просто устраивают небольшое чаепитие и при желании раздают угощения знакомым покойного. Также поминать человека можно в годовщину рождения и именины. Почитаемые в православии дни памяти усопших родных — родительские субботы.
Церковным работникам. От священников до свечниц. Если в храме есть трапезная, то часть продуктов обязательно идет в нее. А поминальные записки с именами остаются лежать на столе, чтобы их поминали все работники, берущие себе "панихидку" так принято называть пакетик с жертвованными продуктами. Даже если записок нет уже убрали или жертвователи просто их не написали , то читается краткая молитва: "помяни, Господи, принесших и ихже ради принесоша" слав. Таким образом поминаются даже те, кто по Евангельскому слову совершают жертву анонимно. Конечно, чаще всего продукты несут в родительские субботы и на Радоницу. Это традиция, которой уже нередко старшие учат младших. К сожалению, зачастую учат, не объясняя, что и почему, а просто "надо принести на помин продукты, потому что "так положено". И вот из этого бездумного "так положено" порой вытекают довольно неприятные ситуации. Во-первых, бывают проблемы с качеством продуктов. Я сам регулярно получаю панихидку в крупном городском храме, куда меня часто приглашают помочь со службами и дежурством. И в основном-то все нормально, но бывают и казусы. Вот недавно, например, мне досталась консерва, у которой срок годности! И, к сожалению, это не единичный случай. Конечно, часто бывает, что такие продукты приносят бабулечки, которые уже не могут прочесть срок годности и подолгу хранят у себя запасы. И из запасов несут на панихиду. Поэтому такие моменты - просто случайность, не более того. Бывают, что люди намеренно несут порченные-просроченные продукты. Самим не надо, выкидывать вроде бы как грех, а тут и совесть чиста, и от пищевого мусора избавились. Но честно скажу: уж лучше в мусорку. Благодарности от такой "милости" вы ни от кого не увидите. Просто подумайте логично: если Вы пожертвуете Богу за свою просьбу бесполезную гадость, то что Бог даст Вам в ответ? Издревле люди несли Богу самое лучшее: на службу одевались в лучшую одежду, лучшими материалами украшали свой храм, лучшую пищу несли на панихидный стол... И тут можно плавно перейти ко второму аспекту. Почему та бабушка вначале статьи раздавала именно печеньки и конфетки? Потому что сладости для наших предков были редкостью. Как правило, это была пастила из перемешанных в пюре и затем подсушенных до состояния жевательной конфеты фруктов и ягод.