Роберт Искандерович Нигматулин. директор Института океанологии им.
Академик Нигматулин: директор Института океанологии уволился после проверки, устроенной Минобрнауки
Роль академика Нигматулина, не просто директора института, но еще и крупного ученого, понимающего проблемы современной океанологии, морской биологии, морской геологии, очень велика». Нигматулин Б.И. Борис Искандерович Нигматулин родился в 1944 г., окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. Д-р техн. наук, профессор, директор Электрогорского научно-исследовательского центра по безопасности атомных электростанций. Нигматулин Б.И. Борис Искандерович Нигматулин родился в 1944 г., окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. Д-р техн. наук, профессор, директор Электрогорского научно-исследовательского центра по безопасности атомных электростанций. Нигматулин Искандер Нигматуллович. Биография Научная деятельность Награды Сочинения. уллин — крупный ученый в области механики, создатель признанной в мире ведущей научной школы по механике многофазных систем.
Нигматулин Булат Искандерович
Ширшова, академик Роберт Нигматулин считает, экономический подъём в стране невозможен без серьёзного пересмотра системы образования. Юбилей академика Нигматулина Роберта Искандровича. АКАДЕМИК. Директор Института океанологии академик Нигматуллин рисует жуткую картину тотального разрушения науки, без которой вообще невозможно существование народа и государства. Роберт Нигматулин. Роберт Нигматулин. Академик, Российская академия наук.
Нигматулин, Роберт Искандрович
Как это такое? Я думаю, бюрократия съедает. Ведь даже Бастрыкин говорит, коррупция выше некуда. Ну подожди, разберись со своим государством, так же нельзя. Надо же разговаривать не только со своими губернаторами, тобой назначенными. Они же, как правило, часто тоже не созревшие люди. Нужно разговаривать со специалистами, с учеными. Я тоже ему кое-что скажу".
Также Роберт Искандерович обратил внимание на образование, которое имеют министры и губернаторы: в основном это социологи, юристы, экономисты. Но если мы действительно хотим развития в нашем государстве, то, по мнению академика, должна преобладать сила влияния инженеров, создателей, креативных людей. Вот они должны быть влиятельными. В качестве примера, Нигматулин напомнил, что при Советской власти учёные, академики из Академии наук пользовались огромным влиянием и к их мнению прислушивалось руководство СССР. А что же сейчас? А сейчас у нас в Думе сидят артисты, спортсмены, бизнесмены, в общем большей частью кто угодно, а роль ученых, и инженеров принижена". Академик Нигматуллин считает, что президент Путин слишком мягок к министрам и губернаторам.
По мнению учёного, они ему показывают только положительные стороны, а он их не прерывает и не заставляет рассказывать о тех местах в отраслях, где результаты плохие, а может и провальные. По мнению Роберта Искандеровича, стиль работы и премьеров и главы государства должен быть изменён, - без этого ничего не получится. Как считает учёный, Путин должен общаться не только с банкирами и тем более не со своими этими чиновниками, которых сам же везде назначает, а он должен беседовать еще и со специалистами. При этом Нигматулин, обращая на особенности внутриполитического устройства России, подчёркивает, что всё в ней зависит от одного человека - её президента. Всё зависит от лидера. За все отвечает в стране президент, за все!
На нем присутствовали вице-премьер правительства Белоусов, первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков и министр науки и высшего образования Валерий Фальков. После своего выступления с приветственными словами министр собрался уходить, перед этим кивнув на просьбу Красникова в ближайшее время собрать совещание по поводу накопившихся проблем, однако уйти с трибуны ему не дали.
Из зала начал говорить научный руководитель Института океанологии им. Ширшова РАН Роберт Нигматулин — он высказал министру все накопившиеся проблемы, в том числе он упомянул о многолетнем двукратном недофинансировании науки, срыве экспедиций и, как выше указывалось, требовании справок от психиатра. Нигматулин также указал, что министру не стоит проявлять неуважение к Общему собранию и уходить, не выслушав доклад президента РАН.
Нигматулин Р. Динамика многофазных сред. Часть I.
Часть II. Механика сплошной среды. Статистическая динамика. Среди учеников Р. Нигматулина 23 доктора и 50 кандидатов наук, 3 директора академических институтов, 1 член-корреспондент РАН.
Выслушал, не ограничивая во времени каждого из нас. Сделал несколько интересных комментариев. Только после этого, то есть после встречи с нами кандидатами, было решение о допуске пяти кандидатов в том числе и меня и недопуске двух кандидатов к выборам", - вспомнил академик. В нынешней кампании, по мнению Нигматулина, президент страны, видимо, из-за особо напряженного режима, был очень занят и положился на кураторов науки в правительстве. В конце концов, члены Академии наук и я в том числе имеем не меньшие заслуги перед нашей страной и государством, чем те, кто принимает такие решения по академикам, - сказал Нигматулин.
Сотрудники Института. Алфавитный указатель
Нигматулин Б.И. Борис Искандерович Нигматулин родился в 1944 г., окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. Д-р техн. наук, профессор, директор Электрогорского научно-исследовательского центра по безопасности атомных электростанций. Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией президента РАН Александра Сергеева. Заведующий кафедрой, Академик РАН, д.ф.-м.н. Нигматулин Роберт Искандерович. Нигматулин Роберт Искандрович Научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН академик РАН, член Президиума РАН,доктор физико-математи. Биография и достижения Ерлана Нигматулина. Ерлан Нигматулин родился в городе Караганда Казахской ССР 31.08.62 года.
Академик нигматуллин биография
С другой стороны, если я смотрю фильм или спектакль на английском, мне надо сосредоточиться, а если на татарском — смотрю легко. Такое вот триязычие. А вообще я всем рекомендую: если есть возможность какой-то язык изучить — изучайте в молодости. Мозг двуязычного и трехъязычного человека более развит, говорят, и болезнь Альцгеймера у таких людей не так жестко проявляется. Проблема татарской, башкирской, русской нации — все стали одноязычными, мы забываем родной язык, русские учат только свой, как и американцы.
Имперской нации не нужно учить другие языки, поэтому окружающие малые народы лучше развиваются, потому что вынуждены учить и свой, и имперский язык, и переходят на следующий, более высокий уровень. Там власть, возможно, автоматически считает, что лучше всем перейти на русский язык. А это не значит, что люди становятся интернациональными, наоборот, вот из таких людей часто и выходят люди, обвиняющие русский народ в том, что они не знают татарский. Сам татарский народ и его руководители виноваты в потере языка, не понимают, стесняются об этом говорить.
В природе царит разнообразие, и среди людей должно быть разнообразие. И путь приобщения к культуре не связан с переходом на один язык, тогда вообще надо перейти на английский или китайский, этот путь связан с многоязычием. Та же Европа вся многоязычная, все говорят на нескольких языках. В Америке в 70-80е было много иностранцев на стажировках, и они учились в будни на английском.
Но в воскресной школе была возможность изучать и свой родной язык. Такое должно быть везде! Чтобы учить родной язык нужны усилия, и этим должны заниматься родители, это вопросы воспитания. Наш сын говорит на татарском, у него жена татарка, и внуки наши приобщены к языку, знают хотя бы самые необходимые слова.
Знать родной язык должно стать признаком хорошего тона! К сожалению, с уходом языка национальные проблемы никуда не денутся, человек все равно будет помнить и знать, что его дедушка был татарин, и не захочет считать, что его дед был хуже, чем кто-то другой. Есть ли выход? Евреи показали всему миру показательный пример — взяли и возродили свой язык.
А здесь какой выход? Получается, вся надежда на самих людей, на семью, на татарские деревни, которые еще сохранили традиции и язык? Это жемчужины, которые тоже, увы, исчезают. И наши деревни тоже пропадут, телевидение проникает всюду.
Даже если исчезнет татарский язык, татары не исчезнут, я не знаю, как будет, но знаю одно: потеря языка ведет к обеднению нации и всего российского народа. Это значит мозги будут недостаточно развиты, а у нас сейчас вообще в стране главная проблема — кадры, нужны таланты. Можно сколько угодно выделять денег на различные сферы экономики, но при нынешнем уровне руководителей, это все пойдет не в то русло, это только способствует повышению цен и инфляции. Нужны люди!
Нужны инвестиционные проекты! И не вкладывать нельзя, у нас ВВП на душу населения меньше, чем во всех бывших соцстранах, Португалии, Турции. Мой сын проводил опрос в Санкт-Петербурге, люди не знают, где Балтийское море! Я спросил своих знакомых, 30-летних, и половина не знает, где Балтийское море.
У нас в России почему-то не принято показывать проблемы начальству, у нас начальству все время отчитываются, что все хорошо. Встречаясь с начальством надо прежде всего сказать о проблемах. У нас есть ресурсы, золото-валютные запасы, но их нельзя вкладывать под этих людей, которые руководят нашей экономикой, образованием и наукой, они будут неэффективно их использовать. Поэтому я полушутя говорю: Россию без евреев и татар не поднять!
У нас сейчас опора на что? А эксперты, способные двигать страну к успеху, прозябают или уезжают. Это к чему приведет? Это уже четкая тенденция.
Даже без сноски на ковид, у нас ежегодно умирает на 200000 чел. Больше, чем при советской власти, а по отношению к западной Европе — на 400000 чел. И бедность — одна из причин. А руководят всем чиновники!
Вот в министерстве науки и образования практически нет ученых, профессоров. Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению. Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми.
Так и научное сообщество от не востребованности становится слабым. Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно. А чиновники должны помогать! Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке.
Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники. Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять. Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые.
Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня.
Два академика за него пишут — и хоть бы хны», — сказал Нигматулин. Причиной увольнения ученого была его позиция по переписи населения в Башкирии, сказал Роберт Нигматулин. По словам академика, даже если власти республики не согласны с исследователем, это не должно стать причиной расправы. Я вообще к этим татаро-башкирским пересмотрам отрицательно отношусь.
Если меня запишут башкиром — пожалуйста. Я что? Я татаро-башкирско-русский, поэтому для меня это одно. Это не мой вопрос», — сказал Нигматулин. Старший научный сотрудник Института этнологических исследований им.
В России аномальное расслоение по классам. Всего 4 процента семей, это где-то около 200 тысяч семей, имеют доход более 5 миллионов рублей в месяц. Представьте себе эту цифру! Их общий среднегодовой доход 12 триллионов рублей. Неужели нельзя оттуда взять на содержания здравоохранения, образования, науки, культуры? Но ни парламент, ни правительство, ни президент никаких движений в ту сторону не делают. Я вас уверяю, если не сделать выравнивание налогами вот таких доходом, никакого экономического роста в стране не будет. Число долларовых миллиардеров, разделенное на ВВП, а это именно так надо рассматривать, у нас в два раза выше, чем в США и Германии, в семь раз выше, чем в Польше. ТРИ ключевые, на мой взгляд, проблемы, объясняющие, почему мы так плохо живем.
Нет роста инвестиций. Академик Аганбегян — старейший наш академик и среди экономистов — номер 1, всегда начинает объяснять происходящее именно с этой позиции. Если не будет роста инвестиций — не будет никакого роста ВВП. У нас в разрезе ВВП на инвестиции приходится в полтора раза меньше, чем в Европе. Но самое ужасное, что эти инвестиции совершенно неэффективны. На каждый рубль инвестиций в России получают в полтора раза меньше отдачи, чем в странах Европы. Это колоссальная проблема качества нашего руководства. И эта неэффективность сверху донизу. Неэффективны руководители страны, неэффективны руководители предприятий, неэффективен наш народ.
Вторая тяжелейшая проблема нашего государства — системная коррупция. Недавно глава Следственного комитета Бастрыкин сообщил, что с 2011 года за коррупцию осуждены 72 тысячи чиновников. Это 500 чиновников в месяц. Вы только представьте себе — 500 чиновников в месяц привлекаются к уголовной ответственности. И это только чиновники! Не бандиты с ворами. И дальше он заявил: «…дальше ехать некуда! В прошлом году было осуждено за коррупцию в полтора раза больше чиновников, чем годом раньше. Третья корневая проблема — доля ВВП, обеспечиваемая госбюджетом на развитие человека, — а это главное, потому как в это понятие входит развитие здравоохранения, образования, науки, культуры, все то, что и определяет нашу жизнь, — в два с лишним раза меньше, чем в Европе.
И такая картина в России уже в течении трети века. В том числе, естественно, и последние 10 лет. Но что более неприятно, к этому надо прибавить вредительские реформы, которые двигают наши чиновники. При социализме у нас была диктатура пролетариата. Расправились с ней. Взамен Россия получила диктатуру необразованного, бестолкового чиновничества, которое еще и вредит стране. Об этом я сказал на недавнем общем собрании Российской академии наук, на котором был и первый вице-премьер Белоусов, министр науки и высшего образования Фальков, председатель комитета по науке Госдумы Кабышев. И я им то же самое сказал. Как исходящие претензии от народа.
К ЧЕМУ приводит двукратное недофинансирование социальной сферы? Хроническое недофинансирование образования, умноженное на вредительские реформы, разрушило среднюю школу. Мои сын и дочь, для своих детей, моих внуков, сейчас ищут школу в Москве, в которой было бы нормальное образование. И это в Москве. И такие школы очень дорогие. Заслуга Советской власти в том, что обучался весь народ. Всех заставляли учиться. И надо было заставлять учиться. Без этого не будет никакого развития государства.
Но мы пошли по американскому пути. Должен вам сказать, я работал и в Америке, и во Франции, в Дании, поэтому могу со знанием дела сказать, что там нормальное образование получают всего несколько процентов населения. Подавляющая часть народа довольствуется облегченным образованием. Им синусы не нужны. Сочинения писать не нужно.
Мой сын проводил опрос в Санкт-Петербурге, люди не знают, где Балтийское море! Я спросил своих знакомых, 30-летних, и половина не знает, где Балтийское море. У нас в России почему-то не принято показывать проблемы начальству, у нас начальству все время отчитываются, что все хорошо. Встречаясь с начальством надо прежде всего сказать о проблемах. У нас есть ресурсы, золото-валютные запасы, но их нельзя вкладывать под этих людей, которые руководят нашей экономикой, образованием и наукой, они будут неэффективно их использовать. Поэтому я полушутя говорю: Россию без евреев и татар не поднять! У нас сейчас опора на что? А эксперты, способные двигать страну к успеху, прозябают или уезжают. Это к чему приведет? Это уже четкая тенденция. Даже без сноски на ковид, у нас ежегодно умирает на 200000 чел. Больше, чем при советской власти, а по отношению к западной Европе — на 400000 чел. И бедность — одна из причин. А руководят всем чиновники! Вот в министерстве науки и образования практически нет ученых, профессоров. Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению. Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми. Так и научное сообщество от не востребованности становится слабым. Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно. А чиновники должны помогать! Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке. Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники. Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять. Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые. Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня. Я общался в Башкортостане с главой республики, он мне сказал, что ему неинтересно встречаться с ректорами, значит, таких ректоров назначают. В Академии Наук вопрос назначения ректора института океанологии решался узким кругом глубоко знающих специфику работы людей, меня рекомендовал вице-президент академии, например. Задача была поднять институт, я был человек со стороны, но человек науки, меня рекомендовали, институт обсуждал и выбирал. Инициатива должна исходить от лидеров отрасли! Чиновник, бухгалтер, менеджер должны помогать лидеру, который, например, на заводе, прошел все ступени и стал лучшим. Ничего не меняется, с к лучшему, во всяком случае. Надеюсь, и в наше время эти выводы будут сделаны. В 2012 году Владимир Путин издал указ, что к 2020 году у нас должно быть 25 миллионов высоко-технологических мест, что мы должны выйти в пятерку крупнейших экономик мира и другие серьезные цели, но ни одна из них не была выполнена! Сейчас он издал указ о целях на 2030 год: добиться устойчивого роста населения страны: у нас за 2 года естественная убыль населения 1750000 человек, здесь и ковид, конечно, добавил. Но даже если мы преодолеем пандемию, через два года мы выйдем на полмиллиона в год, никакого роста населения все равно не будет, потому люди, которые управляют, не способны выполнять серьезные задачи. Руководитель вырастает, когда он на каждом этапе своей деятельности решает сложные проблемы, нынешние опыта такого не имею, они необразованные люди, не имеющие созидательного опыта. В этом смысле не дорабатывает и научное сообщество, чей голос должен быть более громким. И Тагир, и Карима сделали выдающиеся карьеры в США, дочь закончила там с отличием школу, поступила в Принстонский университет, получила бакалавра, затем пошла в аспирантуру MIT и защитила там диссертацию. После чего ее пригласил на работу Билл Гейтс, с ним она проработала 3 года и он ей поручил руководить институтом. И все-таки, когда ее пригласили сюда, в московское правительство, она вернулась. У наших детей тяга быть на родине. Люди просто выживают как могут. Мы спокойно покупаем за миллиарды долларов футболистов, чтобы они мячик пинали, но почему-то мы не можем потратить такие деньги, чтобы пригласить сюда сильнейших специалистов, которые будут поднимать науку и страну. Для меня ценность того и другого не равноценна: государственные задачи и точность попадания по мячу… Р. Что касается ИТ, конечно, наши уехавшие ребята сделали феноменальные карьеры в Силиконовой Долине, на них можно опираться, а не на тех, кто не знает, где находится Балтийское море. Скоро это и будет уровень чиновников, которые ничего не знают. Сейчас же все учатся по облегченной программе и курсам, это беда. Мы это увидели, когда приехали в США: дети приятно, не напрягаясь проводят в школе время, их ничему не учат. Учиться должно быть тяжело, и учить надо всех, за плохую учебу на ученика должен быть некий пресс. Американцы не понимают, зачем учить синусы, если ребенок будет таксистом. Все должны изучать синусы, литературу своей и других стран, языки, всем должно быть тяжело, на экзаменах ученики должны нервничать, готовиться. Вот к чему легкая учеба и привела Америку — белые люди на коленях. Народ надо заставлять учиться! Германия, Франция, Англия, мы были всеядными до всего лучшего, и вдруг мы стали так же всеядно впитывать худшее, что нам может дать мир: тестовое образование, извращение духовных ценностей, где сломался фильтр? Было государственное мышление? Несмотря на спорность многих тезисов тех же большевиков, например, равные права, улучшение благосостояния входили в идеологию.
Академик Нигматулин и идиоты
Академик Нигматулин поставил президенту "неуд"! | Ро́берт Искандерович Нигмату́лин — советский и российский учёный-механик, педагог. Научный руководитель ИО РАН имени П. П. Ширшова с 2017 года, академик РАН. |
Академик РАН Нигматулин потребовал восстановить уволенного в Уфе ученого Габдрафикова | Честно говоря, меня разочаровало, что академик Нигматулин связался с коммунистами, их в основном поддерживают люди преклонного возраста, которых не становится больше, до и результаты выборов подделать это как два пальца об асфальт. |
Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным | Репортаж о выступлении академика РАН Роберта Нигматулина на Международном экономическом форуме в Орле появился накануне в ряде открытых интернет-ресурсов. |
Научный руководитель ИО РАН Нигматулин Роберт Искандрович | Нигматулин Роберт Искандрович российский учёный-механик,академик,профессор, научный руководитель РАН имени П.П. Ширшова родился 17 июня 1940 года в Москве. |
Нигматуллин Ришат Гаязович | Именно при ректоре Р.Ш. Нигматуллине министр высшего образования РСФСР академик И.Ф. Образцов назвал КАИ флагманом технических вузов России, именно тогда (1973). |
Роберт Нигматулин: «Мы должны говорить правду»
Получается, что в институте он работает условно на полставки. В институте зарплату научного сотрудника не понижают, он получает столько же, сколько получал, но теперь работает на полставки. Таким образом, формально зарплата увеличивается вдвое. Это могло бы иметь какой-то смысл, если бы зарплаты научных сотрудников были сбалансированными с ценами и со стандартами жизни интеллигенции. Но ведь зарплаты большинства ученых маленькие. Все это очень печально, но решить проблему можно только увеличив финансирование. А для этого надо увеличить госбюджет.
Но об этом я уже высказался выше. Основная проблема нашей науки, образования, здравоохранения и культуры — это катастрофическое недофинансирование. Роль президента РАН заключается во внесении ясности в общественное сознание, в сознание власти. Отмечу, что судьба всех президентов Академии не завидная. Сергей Вавилов был всегда очень задавлен суетой, тем, что ему не давали заниматься наукой после избрания. Он стал президентом, а его брат был репрессирован и погиб.
После Вавилова президентом стал до конца не оцененный Александр Несмеянов. Он был ректором Московского университета, определил его судьбу на Воробьевых горах. Несмеянов поссорился с Хрущевым из-за того, что в академики не избрали сторонника Лысенко. Затем президентом Академии стал Мстислав Келдыш, он ушел с поста президента в глубочайшей депрессии. Анатолий Александров тоже ушел в глубокой депрессии, поскольку винил себя за Чернобыльскую аварию. Так что счастья на должности президента Академии никто не получил.
Это долг. Сейчас рушится Академия. Если Россия потеряет действенную Академию наук, она за это поплатится. Мы, конечно, не Александры Матросовы, но ответственность должна быть. Народ дал нам пожизненные звания, мы обязаны им соответствовать. Одно дело — это руководить институтом, а другое — целой Академией.
Мой опыт разноплановый. Я прошел путь от выпускника МВТУ им. Баумана энергомашиностроение и МГУ им. Ломоносова математика до профессора МГУ. Я работал во Франции и США. Я был депутатом Госдумы РФ и знаю, как разговаривать с властью.
Я провел серьезные реформы в Башкирской академии наук. Конечно, президентский опыт в Академии наук Республики Башкортостан — опыт на не очень большом «заводе» по сравнению с большим «комбинатом», каким является Российская академия наук. Но он есть. Меня пригласили на недавнюю встречу академиков с президентом Путиным, я общаюсь с некоторыми руководителями в Аппарате президента и не чувствую, что ко мне отрицательное отношение.
Нигматулина и о нём самом - в этом материале. Два портрета П ервое, что бросается в глаза в квартире Нигматулиных, - два парадных, как когда-то именовался этот жанр, портрета хозяев. Впрочем, обычно в "парадных" огромную роль играли декорации, ордена, драгоценности - показатели богатства, славы, положения в обществе.
Здесь этого ничего, естественно, нет: просто крупные планы. Изображены красивые и значительные лица. Этого вполне достаточно. Автор - известный художник Ахмет Китаев. Он дружил с Робертом Нигматулиным 35 лет. Дружили бы они и до сих пор, однако в 1996 году Китаева не стало. Когда это происходит, всегда мучаешься комплексом вины: какие-то слова не успел сказать, лишний раз не свиделся.
Всё дела… - Больно сознавать, - говорит Роберт Искандерович, - что из-за моих постоянных разъездов между Москвой, Уфой и Нью-Йорком так редко виделся с ним. Он "ловил" меня по телефону, приглашал в мастерскую попить чаю, а я нашу встречу откладывал. Думал, ещё немного и буду посвободнее. Вот тогда посидим, наговоримся. А потом вдруг оказалось, что ехать уже не к кому, мастерская опустела. Художник в своё время успел преподнести ему поистине царский дар: портрет к 40-летию. Несмотря на лёгкую самоиронию, чувствуется, что портрет ему нравится.
Он позировал двадцать часов по час-два за сеанс. Беседовали - не молчали. Использовали эту редкую при хронической нехватке времени возможность. Художник, подобно актёрам перед выходом на сцену, долго настраивался перед каждым сеансом, нервничал и не терпел опозданий. Его друг, кстати, ни разу не опоздал. Точность - вежливость не только королей, но и учёных. Венера Нигматулина столь же женственна и хороша, как и имя, которое ей досталось.
В ней ощущается переполненность жизнью, сквозящая в каждом движении, взгляде, улыбке, без чего любая красота холодна - об этом лучше всего сказал Лев Толстой в "Войне и мире". Китаев пообещал: "Я нарисую тебя, как брызги шампанского". И творческую задачу выполнил. Портрет получился искрящимся. Сегодня эти портреты - память о дорогом им человеке. И напоминание о том, какими они были лет двадцать назад. Хотя, на мой сторонний взгляд, изменились немного.
Видимо, тот ритм, в котором они живут, не позволяет поддаваться годам. Для справки: Роберт Искандерович Нигматулин - выдающийся учёный, создавший целую научную школу. Академик Российской академии наук, член многих научных сообществ, президент Академии наук Республики Башкортостан, депутат Государственной Думы. Его жена Венера Абдрахмановна, кандидат технических наук , доцент, преподавала основы научно-технической фотографии, судебной фотографии в МГУ имени М. Ломоносова и Тюменском государственном университете. Двое детей - Карима и Тагир. Карима - студентка, Тагир - учёный.
Венера У её отца была редкая профессия. Он принадлежал к племени кинематографистов. Нет, он не был актёром или режиссёром. Даже оператором, хотя это уже теплее. Абдрахман Абдрашитович Галлямов вначале окончил курсы киномехаников и показывал по деревням кино, тогда ещё немое, заодно просвещая односельчан насчёт "самого массового из искусств". Затем продолжил образование в Воронеже и стал техником по монтажу оборудования и эксплуатации звукового кино. Вернулся в Татарию, женился на Амине Сайфулловне - красивой молоденькой учительнице, только что закончившей пединститут, и стал жить и работать в Бугульме и районе, где заведовал всей системой кинофикации.
Абдрахман Абдрашитович оставил молодую жену с крошечной дочкой и отправился на фронт. Среди документов у его дочери до сих пор хранится истончившийся листок "Фронтовой правды" за 1944 год: "В подразделении капитана Лободенко много бойцов нерусской национальности. Все они проявляют живой интерес к текущим событиям в жизни страны. На политзанятиях выяснилось, что все бойцы нерусской национальности хорошо усвоили сталинские документы. В этом прежде всего заслуга их групповода старшего сержанта Галлямова. Всё непонятное групповод переводит на родной язык". А его жена Амина в это время преподавала в школе татарский язык и литературу и билась, как рыба об лёд, чтобы прокормить себя и маленькую Венеру.
Неизвестно, удалось бы ей выжить, если бы не родители. Километров шестьдесят преодолевали они на санях, чтобы подбросить ей из деревни Альметьево хоть какое-нибудь пропитание. Да ещё помогала по хозяйству глухонемая сестра Хатима. Амине Сайфулловне выпало горчайшее испытание - получить на мужа похоронку. Потом оказалось, что он лежал контуженный в госпитале несколько месяцев, кто-то что-то напутал. Такое случалось. В августе 45-го из воинской части, где служил Галлямов, секретарю Бугульминского райкома партии пришло письмо, подписанное капитаном Васильевым.
Послание корректное, но по сути строгое: "Настоящим письмом хочу обратить Ваше внимание в деле помощи находящейся у вас в городе и работающей преподавателем литературы в татарской средней школе гр-ке Галлямовой Амине, имеющей на своём иждивении дочь Венеру и сестру-инвалида. Как жена военнослужащего, находящегося в военной части, она не имеет возможности добиться дров, обойдя ряд учреждений, как Военкомат и другие. Товарищ Галлямов выполняет работу офицера, он член партбюро части. Его семья заслуживает чуткого отношения к ней. Прошу Вас принять по данному вопросу быстрейшее участие и о результате сообщить по адресу…" Письмо возымело действие и строгий капитан Васильев дождался ответа. Мама с дочкой дождались своего фронтовика. Началась мирная жизнь.
Родился сын, но прожил лишь две недели: сгорел от воспаления лёгких антибиотиков тогда не было. А затем пошли одни девочки - Роза, Земфира коклюш убил её трёх месяцев от роду , Римма, опять Земфира. Большая и дружная семья, в которой кормильцем был отец, а душой - мать. Она ввела неукоснительное правило в домашний быт - чтение вслух татарских классиков. В доме говорили по-татарски, хотя Венера пошла в русскую школу, что было перспективнее в плане поступления в институт. Об этом думали задолго. С учителями девочке фантастически повезло.
Когда после школы она будет поступать в Ленинградский институт киноинженеров единственный такой вуз в стране: не случайно конкурс там был как минимум 25 человек на место , вступительные экзамены дадутся ей куда легче, чем многим ленинградцам, по несколько лет занимавшимся с репетиторами. Но самым главным человеком в жизни Венеры оставалась мама. Как она справлялась и с тетрадками своими бесконечными, и с хозяйством? У нас были утки, куры, корова, которую родители потом продали, чтобы купить мне пианино. Оно сохранилось, в нашей квартире в Уфе стоит. Трудно жили. Даже за хлебом с самого рассвета выстраивались огромные очереди.
Правда, папа ей помогал. Вставал в четыре часа утра, чтобы принести к завтраку хлеб. Все брали тогда по пять-шесть буханок. Не хлебом единым жив человек. Билеты на киносеансы тоже брали с боем. Благодаря Абдрахману Абдрашитовичу в городе появились новые кинотеатры. Он был личностью чрезвычайно популярной.
Венера обожала ходить с ним по улице. Все здоровались с подчеркнутым уважением, чуть ли не раскланивались. Женщины невольно засматривались на импозантного мужчину. Но Венера была спокойна: она знала, как отец любит маму с той самой минуты, когда её, юную студентку, увидел впервые. Я на неё буквально молилась. И всегда восхищалась: какая же она у нас красивая! Жаль, я не такая… Она переживала, что я вся в учебе: что ж это такое?
Всё учит да учит! Хоть бы личное счастье мимо не прошло. Для женщины это самое главное. Когда я уже училась в Ленинграде, мама отдала мне свой габардиновый отрез и каракулевую шкурку, чтобы я сшила себе зимний наряд. Ботиночки купила. Хотела, чтоб я выглядела как городская. Ведь у нас в Бугульме какие наряды были?
Валенки да пуховый платок. Венера была счастливой девочкой и девушкой. Выросшая в прекрасной семье, дочь известного в городе человека, способная ученица, золотая медалистка, потом - студентка престижного вуза. И вдруг этот уютный мир рухнул. Судьба не испытывала её по мелочам, но в одночасье нанесла сокрушительный удар. В институте ей сообщили, что надо срочно лететь домой: тяжело больна мать. Когда прилетела, узнала правду.
Мама вместе со школьниками и пионервожатой отправились на экскурсию в соседний город Лениногорск на Ромашкинское месторождение нефти. Дети резвились на лугу, а учительницы шли по обочине. Они, наверное, так и не поняли, что с ними произошло. Не увидели тот сумасшедший грузовик, который нёсся, не разбирая дороги. Пьяный водитель, оказывается, уже сбил велосипедиста и продолжал собирать страшную жатву. Амина Сайфулловна умерла сразу, молоденькая вожатая жила ещё с четверть часа… Они осиротели - мужчина и девочки, младшей из которой исполнилось всего три года. Со временем отец женился, но от потери так никогда и не оправился.
Раны от контузии дали о себе знать, ослабел и в 1977 году ушёл из жизни, не противясь своему уходу.
Казани; 2004-2005 гг. Казани; 2006-2015 гг. Казани; 2015 г. С мая 2017 года — Первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан.
Награжден Почетной грамотой г.
Кто-то, как Британия, мог легко инвестировать в свою экономику, имея многовековой запас награбленного. И все они отдавали крошки со своего стола этой самой Прибалтике, чтобы с Россией она стала пограничной овчаркой. Прибалтика сама не зарабатывала ничего. Ее ВВП рос от подачек. Но - все! Сказка закончилась. Посмотрим, что будет теперь.
ВВП на душу населения в России кратно меньше, чем даже в мелких европейских государствах. Опять же, даже Прибалтика по этому показателю опережает нашу страну. Послушайте, уважаемый академик! Мелкие страны Европы - это тоже ЕС, а мы в отличии от Европейского Союза деньги вагонами ежедневно печатать не можем. Их европейская экономика как раз и стоит на таком ростовщичестве. Мы изначально были в другой финансовой парадигме. А сколько при нашем климате и наших расстояниях необходимо тратить населению и бизнесу на обогрев или логистику! Европейцам подобное и не снилось.
Обходим Китай. А Индию или Украину еще в довоенных показателях - обходим в разы! А когда академик говорит о том, что при прежнем курсе наше отставание в экономике будет только увеличиваться, мне хочется его спросить - Последний год он точно был с нами? Ни один из важнейших пунктов президентских указов до сих пор не выполнены. Без конкретики не понимаю о чем идет речь. Что опять не так? Кто вообще сказал президенту, что средний класс — это когда доход на душу населения — 18 тыс. Есть научное определение среднего класса.
Здесь вообще идет непонятный набор цифр.
Идея баланса
- Нигматулин Роберт Искандрович
- Роберт Нигматулин и его вклад в мировую науку — Реальное время
- Научные публикации
- Научные публикации
- Нигматулин, Роберт Искандрович - ПЕРСОНА ТАСС
Академик Нигматулин и идиоты
«История не простит нам, если мы не выведем РАН из траектории падения...» | Нигматулин Роберт Искандрович Научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН академик РАН, член Президиума РАН,доктор физико-математи. |
Академик Нигматулин: директор Института океанологии уволился после проверки, устроенной Минобрнауки | В нынешней кампании, по мнению Нигматулина, президент страны, видимо, из-за особо напряженного режима, был очень занят и положился на кураторов науки в правительстве. |
Академик Нигматулин поставил президенту "неуд"! | Нигматулин Роберт Искандрович российский учёный-механик,академик,профессор, научный руководитель РАН имени П.П. Ширшова родился 17 июня 1940 года в Москве. |