Средства массовой информации очень избирательно следили за гражданской войной в Югославии, так они предпочли не заметить как хорватские войска под флагами усташей, не скрывая националистических лозунгов, пошли на республику Сербская Краина. Начиная с марта 1999 США и НАТО вели 78-дневную воздушную войну против Сербии.
ПУЛЬС СЕРБИИ
Для Белграда же это представляло сложность, так как, наряду с умеренными албанцами, склонными к переговорам, существовали и радикальные сепаратисты. Эти боевики и были реальной силой в Косове», — пояснил эксперт. Установившийся после этого режим прекращения огня соблюдался плохо, а атаки албанских сепаратистов на мирное население продолжались, поэтому югославские подразделения были вынуждены возобновить операции против албанских бандформирований. В этих условиях в январе 1999 года НАТО пригрозило нанести авиаудары по территории Югославии, если Белград не начнёт переговоры с сепаратистами. Под угрозой интервенции руководство союзной республики было вынуждено согласиться, и в феврале переговорный процесс стартовал. Он предусматривал, в частности, полную политическую автономию края, ввод войск НАТО на его территорию и вывод оттуда югославской армии и сил МВД. Югославская делегация согласилась с политической частью документа, но отвергла пункты о вводе войск альянса в Косово и Метохию. В ответ на это 23 марта НАТО решило начать военную операцию, чтобы принудить Белград урегулировать конфликт в Косове на базе предложенного альянсом соглашения. На следующий же день силы альянса напали на Югославию. В 2008 году косовский парламент в одностороннем порядке провозгласил независимость региона.
Референдум в Косове не проводился. Сербия суверенитет Косова не признаёт и продолжает считать его своим автономным краем. Результатом этого стало беспрецедентное расширение полномочий альянса, который с конца 1990-х годов фактически вмешивается во все региональные конфликты, происходящие на территории Евразии», — сказала в беседе с RT профессор НИУ ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина. Также по теме «Люди не могут принять это лицемерие»: почему население Сербии не поддерживает курс на вступление в ЕС Идея вступления Сербии в Евросоюз не очень популярна среди населения страны, заявил президент Александр Вучич. Однако события в Югославии показали, что это военный блок, действия которого в Югославии можно трактовать как агрессию.
Карт-бланш на «гуманитарные интервенции» был дан с высокой трибуны ООН 27 марта 2000 г. В докладе «Мы народы» К. Аннан задавшись вопросом: «Если гуманитарная интервенция действительно является неприемлемым ущемлением суверенитета, то как тогда отвечать на такие ситуации, как Сребреница и Руанда - грубые и систематические нарушения прав человека, которые противоречат всем правилам человеческого бытия? Такого рода заявления выглядят лукавыми. В лучшем случае они свидетельствуют, что Запад гуманитарная сторона вопроса в отличие от геостратегической и политической интересует меньше всего. Яркое тому подтверждение - реакция на события в Руанде, где количество жертв среди мирного населения было кратно больше, нежели в КиМ. Иными словами, любая интервенция даже без одобрения ООН может быть оправдана жертвами среди мирного населения. Вопрос о том, как появляются эти «жертвы», посредством каких технологий они становятся casus belli выносится за рамки дискуссии. На практике это превращается в не раз используемый сценарий: «Если для победы кандидата в президенты нужна война, значит она будет». К сожалению, это происходит не только на голливудской площадке, как это было прекрасно показано в фильме Б. Левинсона «Плутовство» за два года до бомбардировок - в 1997 г. В докладе, представленном в августе 2002 г. Международной комиссией по вопросам вмешательства и государственного суверенитета в её состав входил и представитель РФ - В. Лукин Генеральной ассамблее ООН, концепция «гуманитарной интервенции» была прикрыта принципами т. В итоге «гуманитарная интервенция» из концепции, использованной 9 We the peoples: the role of the United Nations in the twenty-first century. Report of the Secretary-General. На практике это означает возможность международного сообщества, а точнее - ведущих акторов - нарушать суверенитет любого государства, поскольку «вмешательство по защите» не требует согласия государства-мишени или его обращения в ООН11. Замаскированные «гуманитарными» соображениями - обеспокоенностью судьбами косовских албанцев - масштабные, на протяжении почти трёх месяцев бомбардировки, будучи первой силовой акцией без санкции ООН против суверенного европейского государства, открыли международно-правовой ящик Пандоры. После югославской войны 1999 г. И это лишь некоторые «вехи большого пути». На наших глазах ведётся активная подготовка к вооружённому вторжению в Венесуэлу, где для подготовки почвы к интервенции используются многие политтехнологии, прошедшие обкатку на Балканах. Это стало возможным потому, что агрессия против Югославии не получила должного осуждения со стороны мирового сообщества. Ни одна страна в мире не ввела против США санкций, ни разорвала дипломатические отношения с Брюсселем. Даже уничтожение в Белграде китайского посольства высокоточной бомбой и гибель трёх граждан КНР было покрыто только финансовыми выплатами. Поступившие от Вашингтона 4,5 млн долл. Накануне 10-летней годовщины бомбардировок - 22 марта 2009 г. По понятным причинам, расследование не выявило связей нападавших с профессиональной деятельностью военного [30]. В большой геополитической игре не только судьба одного человека, но десятков и сотен тысяч - разменная монета. Сложившаяся ситуация даёт основания утверждать, что концепция «ответственность по защите», не имеющая чёткой международно-правовой дефиниции и потому открывающая широкий простор для расширительных трактовок, остаётся важнейшей базовой концепцией коллективного Запада для осуществления вмешательства в собственных геополитических и экономических целях. Расклад сил в конфликтных регионах предвещает дальнейшее расширение зоны её применения. Доклад Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета. В настоящее время не только Сирия, но Венесуэла, Иран и Северная Корея могут стать полигонами для «гуманитарной интервенции» с далеко идущими геополитическими последствиями, а само это понятие становится универсальным и удобным инструментом манипулирования общественным мнением для оправдания любой агрессии. Полагаем, что стабилизировать международную обстановку может только возвращение к пониманию агрессии, зафиксированному в документах ООН 1974 г. В этом случае в качестве агрессии квалифицируется: «вторжение или нападение вооружённых сил государства на территории другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила; бомбардировки вооружёнными силами государства территории другого государства или применение любого другого оружия против территории другого государства; действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовались этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства», а также, что крайне важно в современных условиях ведения гибридных войн -«засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого государства, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них»14. Единственное необходимое уточнение - не только описанные действия государства должны пониматься как агрессивные, но поведение наднациональных структур и блоков. В завершение этого раздела ещё одна - супер-важная - ремарка. Запущенный агрессией НАТО «новый интервенционализм» оказался перед двойной дилеммой. С одной стороны, в большинстве этнополитических конфликтов, на которые теперь в зависимости от интересов гегемона «разрешалось» воздействовать силой Североатлантического альянса, сталкивался принцип территориальной целостности, «освящённый международным правом» [9, с. С другой - «гуманитарная интервенция» однозначно предполагает вмешательство во внутренние дела, то есть нарушение и ограничение суверенитета. В первом случае до кульминации косовского кризиса принцип территориальной целостности, как и нерушимость границ, а именно отказ от силового их изменения был безусловно доминирующим в практике международного права. После агрессии 1999 г. Гуманитарные интервенции в контексте геополитики [Электронный ресурс]. The General Assembly. В результате до сих пор нет вразумительного ответа на вопрос В. Путина, заданного 15 сентября 2015 г. Мы живём в мире, где вместо коллективной работы главенствует эгоизм, где «всё больше диктата и всё меньше равноправия, меньше реальной демократии и свободы», в мире, в котором вместо понастоящему независимых государств множится число протекторатов, управляемых извне территорий15. Вторая дилемма не менее сложная. Жизнь человека, его права - высочайшая ценность, посягательства на которую вызывают озабоченность мирового сообщества. Однако убийства мирных жителей под прикрытием «гуманитарной интервенции» должны быть равно недопустимы и осуждаемы. После битвы: военно-стратегический ландшафт региона 3 июня 1999 г. Скупщина парламент Сербии одобрила документ «по достижению мира», представленный представителями ЕС и России М. Ахтисаари и В. Сербия брала на себя обязанности вывести из Косово и Метохии все военные и полицейские силы и соглашалась на размещение в крае международных сил безопасности «при существенном участии Организации Североатлантического договора» и на «создание временной администрации в Косово как части международного гражданского присутствия»16. Документ предполагал, что «согласованному числу югославских и сербских военнослужащих» будет разрешено вернуться в край для разминирования, обеспечения охраны сербских святынь и несения службы на ключевых погранзаставах. Что же касается политического процесса, то План мирного урегулирования предусматривал «существенное самоуправление для Косово, при всестороннем учёте соглашений, заключенных в Рамбуйе, и принципов суверенитета и территориальной целостности СРЮ и других стран региона и демилитаризации Освободительной армии Косово». Однако «добрые» намерения так и остались на бумаге. Армия СРЮ в течение 11 дней обязалась вывести все войска. На следующий 15 Выступление президента России В. Security Council. Полное освобождение края от военно-силового присутствия сербов, конечно же, не было продиктовано заботой об албанском населении. В современных войнах прав оказался И. Сталин тот, «кто занимает территорию, насаждает там, куда приходит его армия, свою социальную систему. Иначе и быть не может» [6, с. Планы отторжения Косово, формирования на этом кусочке «Старой Сербии» [14; 23] полностью подконтрольной политии и создания там крупнейшей американской военной базы были очевидны ещё до начала агрессии. Сценаристы вторжения хорошо усвоили урок начальника Генерального штаба вооружённых сил Австро-Венгрии с 1881 по 1906 гг. После периода «горячей войны» против Югославии США приступили к войне гибридной. В военно-стратегическом плане в отношении сначала Союзной республики Югославии как целого, а затем в отношении её составных частей - Сербии и Черногории - ставилось несколько целей: резкое сокращение структуры армии, её численности и вооружения особенно тяжёлого ; переход армии на контрактую основу; перевод обучения и вооружений армии на стандарты НАТО; включение сербской и черногорской армий в партнёрские, а затем и союзнические отношения с альянсом; постановка республиканских спецслужб под т. Аналогичные цели были поставлены в отношении Македонии, но поскольку самыми дееспособными единицами в регионе были на тот момент сербские армия и разведслужбы, то акцент был сделан именно на их трансформацию, а фактически, на уничтожение. Учитывая роль, которую в сербской истории и в процессе формирования государственности играл военный фактор [1; 2], превращение армии в дисфункциональную систему сделало аморфным и общество, и государство. Деструкция армии и спецслужб как цементирующей сербское общество силы происходила постепенно. После октябрьского переворота 2000 г. В 2001 г. За командующего Третьей армией вступился даже сербский патриарх Павел. Однако президент В. Коштуница проигнорировал эту просьбу, обосновав это тем, что «таково распоряжение американцев, и это нужно сделать» [24, с. Убрать боевых генералов, организовывавших сопротивление в ходе агрессии, было необходимо для перехода к следующему этапу - установлению пар- 17 Security Council. Очевидно, что действовавший в 1999 г. Перед этим во всех югославских СМИ была развернута информационная кампания по формированию положительного отношения к Партнёрству, как к «гибкой структуре, дающей новые возможности защиты национальной безопасности»19. Министром обороны Югославии был назначен Б. Тадич, прошедший в конце 2002 - начале 2003 гг. Аналогичные курсы закончил ещё один сторонник евроатлантических ценностей и министр обороны в период с 2007 по 2012 гг. Шутановац [24, с. В июне 2007 г. Первым его шагом как министра обороны стало сокращение численного состава армейских подразделений СРЮ с 200 тыс. В настоящий момент, со слов сербских военных, сказанных в приватной обстановке, боеспособные части армии республики представлены всего двумя бригадами чуть более 12 тыс. Количество резервистов насчитывает не более 50 тыс. Уже в качестве президента Тадич завершил не только реформирование армии, но фактически лишил страну части суверенитета. С тех пор альянс имеет возможности беспрепятственного транзита своих войск через территорию балканских республик; получения в полное распоряжение аэродромов, бухт, шоссейных и железных дорог, казарм и информационных систем. Временной предел соглашения весьма условен - «до окончания всех операций поддержки мира в регионе Балкан»20. Показательно, что в 2006 г. В период с 2006 по 2009 гг. Belgrade-Home [Электронный ресурс]. Окончательно закрепило проникновение военных и разведслужб иностранных государств на территорию Сербии «Соглашение о статусе сил» Status of Forces Agreement, СОФА , подписанное в январе 2014 г. Родичем и ратифицированное в июле 2015 г. Аналогичное соглашение было подписано и с Черногорией. Согласно букве договора, республики добровольно взяли на себя все обязанности полноправных членов альянса23. Форма же требует решения «косовского вопроса», то есть признание Сербией «Республики Косово» РК как суверенного образования, что даст возможность остальным членам НАТО признать, как это не парадоксально звучит - территориальную целостность самой Сербии, но уже в новых границах без Косово. Дело в том, что, согласно ст. По итогам бомбардировок 1999 г. International Security Advisory Board. January, 16. IPAP - оперативный документ, предполагающий максимальное углубление сотрудничества между Сербией и НАТО, проникновение структур альянса практически во все сферы сербского государства25. Последующие договорённости, например, Соглашение о сотрудничестве в области материально-технического обеспечения февраль 2016 , лишь детализируют уже имеющиеся положения. Справедливости ради, стоит отметить, что получение MAP Membership action plan - плана действий по членству, когда уже вся политико-экономическая жизнь страны приспосабливается к условиям альянса, для Сербии не столь актуально. Страна может формально и не вступать в блок, поскольку уже применяет все учредительные стандарты и выполняет все обязательства НАТО. Поэтому - и это важно - нельзя верить в мантру А. Вучича о нейтральном статусе Сербии и о не вступлении республики в альянс. Сербия не будет в НАТО... Это должен знать каждый человек в России, как это знает и каждый человек в Сербии. А всё остальное - пустяк. Сербия - нейтральная с военной точки зрения и эту позицию будет тщательно соблюдать»26. В то же время Ву-чич не может не понимать, что НАТО - это жёстко иерархичная и разветвлённая военная структура, имеющая стратегические цели и чёткий план действий. Более того, размещённая на юге Сербии, модернизированная и оснащённая на американские средства современным вооружением база «Юг», входящая в оргструктуру альянса, находится в 400 км от воздушной границы Крыма. Характер проводимых на базе «Юг» учений показывает, что там отрабатываются не только навыки борьбы с терроризмом, как это заявляется в официальных документах. Не нужно быть профессионалом, чтобы понимать, что танки используются только против вероятного противника, когда тот прорвал линию обороны, и боевые действия ведутся непосредственно на территории страны. Следует также помнить, что в стратегических документах НАТО именно Россия определяется как вероятный противник и «агрессор». Не хочется в это верить, но вполне возможно, что в случае боевых действий сербские танки окажутся не в тылу врага - НАТО, а на передовой и под натовским флагом. Последние в хронологическом порядке совместные учения с НАТО были проведены в Сербии в октябре 2018 г.
Потом газеты публиковали страшные фотографии убитых, искалеченных людей… Глядя на эти кадры, люди, пережившие Великую Отечественную, замирали от ужаса. Точно так же много лет назад пилоты люфтваффе методично и беспощадно рушили наши города и села. Но в ту пору немцам давали серьезный отпор. Увы, югославские вооруженные силы оказались бессильны перед мощью альянса. Телевизионные ведущие комментировали происходящее, стараясь сгладить острые углы. Но по интонациям, обрывкам фраз, грустным глазам чувствовалось, что их симпатии на стороне несчастных югославов. Многие ждали, что Россия если не вмешается, не остановит злодеяние, то хотя бы скажет свое веское слово, осудит агрессоров. Но кремлевская власть была слаба, угодлива, ей надо было отрабатывать западные кредиты. И рот правителей был заклеен явными и тайными обязательствами. Ладони сжимались в кулаки от бессильной злобы. Но что можно было сделать? Разве что выйти с плакатами к американскому посольству, прокричать что-то негодующее, злое в зашторенные окна. Посетовать на происходящее, помянуть недобрым словом неповоротливое российское руководство. И вспомнить прошлое, когда Россия приходила на помощь своим. А югославы и, особенно сербы, были тогда своими, почти родными. Как же мы радовались, когда над Белградом югославские зенитчики сбили хваленый американский «Ночный ястреб»! Между прочим, «самолет-недимку», как его гордо величали янки, смахнула с неба ракета со старого советского зенитного комплекса С-125 «Нева» конца 50-х годов! Эх, если бы с земли палили по агрессорам не раритетами, а современным российским оружием! В разгар военных действий едва не случилось событие, способное было свернуть планы Запада. Одобрение этого документа Государственной думой России означало бы поддержку балканской страны. Разгорелась горячая дискуссия противников и сторонников постановления. В частности, последний председатель Совета министров СССР, в то время представитель депутатской группы «Народовластие» Николай Рыжков говорил: «Я думаю, что нам сегодня надо обязательно принимать это решение. Если мы его не примем, если не создадим новый союз, то, думаю, что наше будущее будет очень темное. И не только наше, но и других стран. Поодиночке нас рано или поздно уничтожат или оккупируют…» Время показало, как же он был прав! Постановление в связи с решением Скупщины было принято Государственной думой. В тот же день документ югославского парламента поддержала Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Для пресечения волны насилия Белград ввел в край сначала полицейские, а затем регулярные части. В феврале 1999 года в пригороде Парижа Рамбуйе при посредничестве Контактной группы велись переговоры между представителями руководства Сербии и косовскими албанцами, в рамках которых стороны согласились с мирным планом, разработанным группой. Однако 18 марта на очередной встрече в Париже его подписала только делегация косовских албанцев. Сербская сторона заявила, что документ отличается от представленного в Рамбуйе. В частности, возражения вызвали пункты о расширении автономии Косова и вводе на эту территорию контингента войск стран-членов НАТО с целью поддержания порядка. Отказ от подписания послужил формальным поводом начала военных действий блока. Ход операции Операция прошла в три этапа. По данным, опубликованным на сайте НАТО, за время операции, продолжавшейся 78 дней, авиация стран альянса совершила 38 тыс. В операции было задействовано свыше тысячи самолетов большая часть была предоставлена США , из которых, согласно официальным натовским источникам, было потеряно два боевых пилоты катапультировались. В ходе операции было совершено несколько ошибочных бомбардировок.
Сербы кричали: «Браво, Руссия!» Как наши десантники остановили солдат НАТО
Тысячи жертв военного преступления: 23 года назад НАТО начало массированные бомбардировки Югославии | Сербская Республика не планирует вступать в НАТО, это было бы предательством памяти детей, которые погибли во время военной агрессии альянса в 1999 году. |
«Бомбардировки и вмешательство НАТО»: как 25 лет назад началась война в Косове | Попробуем разобраться с тем, откуда пошли слухи о грандиозных успехах югославской ПВО и каковы же истинные потери НАТО в войне 1999 года. |
Обстрел полицейских и нападение на монастырь. Все, что известно об обострении конфликта в Косово | Большинство экспертов, оценивающих ситуацию в Косово, признают, что ситуация для Сербии очень сложная: в случае задействования в конфликте сербских войск они вступят в прямое столкновение с миротворцами из НАТО, а это грозит повторением трагических событий 1999. |
Сербы кричали: «Браво, Руссия!» Как наши десантники остановили солдат НАТО | 3 апреля 1999 в Белграде было разрушено здание Министерства внутренних дел Сербии и Югославии. |
Эксперт о причинах поражения Белграда в 1999 году: старая ПВО и слабые ВВС
На практике это превращается в не раз используемый сценарий: «Если для победы кандидата в президенты нужна война, значит она будет». К сожалению, это происходит не только на голливудской площадке, как это было прекрасно показано в фильме Б. Левинсона «Плутовство» за два года до бомбардировок - в 1997 г. В докладе, представленном в августе 2002 г. Международной комиссией по вопросам вмешательства и государственного суверенитета в её состав входил и представитель РФ - В. Лукин Генеральной ассамблее ООН, концепция «гуманитарной интервенции» была прикрыта принципами т. В итоге «гуманитарная интервенция» из концепции, использованной 9 We the peoples: the role of the United Nations in the twenty-first century.
Report of the Secretary-General. На практике это означает возможность международного сообщества, а точнее - ведущих акторов - нарушать суверенитет любого государства, поскольку «вмешательство по защите» не требует согласия государства-мишени или его обращения в ООН11. Замаскированные «гуманитарными» соображениями - обеспокоенностью судьбами косовских албанцев - масштабные, на протяжении почти трёх месяцев бомбардировки, будучи первой силовой акцией без санкции ООН против суверенного европейского государства, открыли международно-правовой ящик Пандоры. После югославской войны 1999 г. И это лишь некоторые «вехи большого пути». На наших глазах ведётся активная подготовка к вооружённому вторжению в Венесуэлу, где для подготовки почвы к интервенции используются многие политтехнологии, прошедшие обкатку на Балканах.
Это стало возможным потому, что агрессия против Югославии не получила должного осуждения со стороны мирового сообщества. Ни одна страна в мире не ввела против США санкций, ни разорвала дипломатические отношения с Брюсселем. Даже уничтожение в Белграде китайского посольства высокоточной бомбой и гибель трёх граждан КНР было покрыто только финансовыми выплатами. Поступившие от Вашингтона 4,5 млн долл. Накануне 10-летней годовщины бомбардировок - 22 марта 2009 г. По понятным причинам, расследование не выявило связей нападавших с профессиональной деятельностью военного [30].
В большой геополитической игре не только судьба одного человека, но десятков и сотен тысяч - разменная монета. Сложившаяся ситуация даёт основания утверждать, что концепция «ответственность по защите», не имеющая чёткой международно-правовой дефиниции и потому открывающая широкий простор для расширительных трактовок, остаётся важнейшей базовой концепцией коллективного Запада для осуществления вмешательства в собственных геополитических и экономических целях. Расклад сил в конфликтных регионах предвещает дальнейшее расширение зоны её применения. Доклад Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета. В настоящее время не только Сирия, но Венесуэла, Иран и Северная Корея могут стать полигонами для «гуманитарной интервенции» с далеко идущими геополитическими последствиями, а само это понятие становится универсальным и удобным инструментом манипулирования общественным мнением для оправдания любой агрессии. Полагаем, что стабилизировать международную обстановку может только возвращение к пониманию агрессии, зафиксированному в документах ООН 1974 г.
В этом случае в качестве агрессии квалифицируется: «вторжение или нападение вооружённых сил государства на территории другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила; бомбардировки вооружёнными силами государства территории другого государства или применение любого другого оружия против территории другого государства; действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовались этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства», а также, что крайне важно в современных условиях ведения гибридных войн -«засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого государства, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них»14. Единственное необходимое уточнение - не только описанные действия государства должны пониматься как агрессивные, но поведение наднациональных структур и блоков. В завершение этого раздела ещё одна - супер-важная - ремарка. Запущенный агрессией НАТО «новый интервенционализм» оказался перед двойной дилеммой. С одной стороны, в большинстве этнополитических конфликтов, на которые теперь в зависимости от интересов гегемона «разрешалось» воздействовать силой Североатлантического альянса, сталкивался принцип территориальной целостности, «освящённый международным правом» [9, с. С другой - «гуманитарная интервенция» однозначно предполагает вмешательство во внутренние дела, то есть нарушение и ограничение суверенитета.
В первом случае до кульминации косовского кризиса принцип территориальной целостности, как и нерушимость границ, а именно отказ от силового их изменения был безусловно доминирующим в практике международного права. После агрессии 1999 г. Гуманитарные интервенции в контексте геополитики [Электронный ресурс]. The General Assembly. В результате до сих пор нет вразумительного ответа на вопрос В. Путина, заданного 15 сентября 2015 г.
Мы живём в мире, где вместо коллективной работы главенствует эгоизм, где «всё больше диктата и всё меньше равноправия, меньше реальной демократии и свободы», в мире, в котором вместо понастоящему независимых государств множится число протекторатов, управляемых извне территорий15. Вторая дилемма не менее сложная. Жизнь человека, его права - высочайшая ценность, посягательства на которую вызывают озабоченность мирового сообщества. Однако убийства мирных жителей под прикрытием «гуманитарной интервенции» должны быть равно недопустимы и осуждаемы. После битвы: военно-стратегический ландшафт региона 3 июня 1999 г. Скупщина парламент Сербии одобрила документ «по достижению мира», представленный представителями ЕС и России М.
Ахтисаари и В. Сербия брала на себя обязанности вывести из Косово и Метохии все военные и полицейские силы и соглашалась на размещение в крае международных сил безопасности «при существенном участии Организации Североатлантического договора» и на «создание временной администрации в Косово как части международного гражданского присутствия»16. Документ предполагал, что «согласованному числу югославских и сербских военнослужащих» будет разрешено вернуться в край для разминирования, обеспечения охраны сербских святынь и несения службы на ключевых погранзаставах. Что же касается политического процесса, то План мирного урегулирования предусматривал «существенное самоуправление для Косово, при всестороннем учёте соглашений, заключенных в Рамбуйе, и принципов суверенитета и территориальной целостности СРЮ и других стран региона и демилитаризации Освободительной армии Косово». Однако «добрые» намерения так и остались на бумаге. Армия СРЮ в течение 11 дней обязалась вывести все войска.
На следующий 15 Выступление президента России В. Security Council. Полное освобождение края от военно-силового присутствия сербов, конечно же, не было продиктовано заботой об албанском населении. В современных войнах прав оказался И. Сталин тот, «кто занимает территорию, насаждает там, куда приходит его армия, свою социальную систему. Иначе и быть не может» [6, с.
Планы отторжения Косово, формирования на этом кусочке «Старой Сербии» [14; 23] полностью подконтрольной политии и создания там крупнейшей американской военной базы были очевидны ещё до начала агрессии. Сценаристы вторжения хорошо усвоили урок начальника Генерального штаба вооружённых сил Австро-Венгрии с 1881 по 1906 гг. После периода «горячей войны» против Югославии США приступили к войне гибридной. В военно-стратегическом плане в отношении сначала Союзной республики Югославии как целого, а затем в отношении её составных частей - Сербии и Черногории - ставилось несколько целей: резкое сокращение структуры армии, её численности и вооружения особенно тяжёлого ; переход армии на контрактую основу; перевод обучения и вооружений армии на стандарты НАТО; включение сербской и черногорской армий в партнёрские, а затем и союзнические отношения с альянсом; постановка республиканских спецслужб под т. Аналогичные цели были поставлены в отношении Македонии, но поскольку самыми дееспособными единицами в регионе были на тот момент сербские армия и разведслужбы, то акцент был сделан именно на их трансформацию, а фактически, на уничтожение. Учитывая роль, которую в сербской истории и в процессе формирования государственности играл военный фактор [1; 2], превращение армии в дисфункциональную систему сделало аморфным и общество, и государство.
Деструкция армии и спецслужб как цементирующей сербское общество силы происходила постепенно. После октябрьского переворота 2000 г. В 2001 г. За командующего Третьей армией вступился даже сербский патриарх Павел. Однако президент В. Коштуница проигнорировал эту просьбу, обосновав это тем, что «таково распоряжение американцев, и это нужно сделать» [24, с.
Убрать боевых генералов, организовывавших сопротивление в ходе агрессии, было необходимо для перехода к следующему этапу - установлению пар- 17 Security Council. Очевидно, что действовавший в 1999 г. Перед этим во всех югославских СМИ была развернута информационная кампания по формированию положительного отношения к Партнёрству, как к «гибкой структуре, дающей новые возможности защиты национальной безопасности»19. Министром обороны Югославии был назначен Б. Тадич, прошедший в конце 2002 - начале 2003 гг. Аналогичные курсы закончил ещё один сторонник евроатлантических ценностей и министр обороны в период с 2007 по 2012 гг.
Шутановац [24, с. В июне 2007 г. Первым его шагом как министра обороны стало сокращение численного состава армейских подразделений СРЮ с 200 тыс. В настоящий момент, со слов сербских военных, сказанных в приватной обстановке, боеспособные части армии республики представлены всего двумя бригадами чуть более 12 тыс. Количество резервистов насчитывает не более 50 тыс. Уже в качестве президента Тадич завершил не только реформирование армии, но фактически лишил страну части суверенитета.
С тех пор альянс имеет возможности беспрепятственного транзита своих войск через территорию балканских республик; получения в полное распоряжение аэродромов, бухт, шоссейных и железных дорог, казарм и информационных систем. Временной предел соглашения весьма условен - «до окончания всех операций поддержки мира в регионе Балкан»20. Показательно, что в 2006 г. В период с 2006 по 2009 гг. Belgrade-Home [Электронный ресурс]. Окончательно закрепило проникновение военных и разведслужб иностранных государств на территорию Сербии «Соглашение о статусе сил» Status of Forces Agreement, СОФА , подписанное в январе 2014 г.
Родичем и ратифицированное в июле 2015 г. Аналогичное соглашение было подписано и с Черногорией. Согласно букве договора, республики добровольно взяли на себя все обязанности полноправных членов альянса23. Форма же требует решения «косовского вопроса», то есть признание Сербией «Республики Косово» РК как суверенного образования, что даст возможность остальным членам НАТО признать, как это не парадоксально звучит - территориальную целостность самой Сербии, но уже в новых границах без Косово. Дело в том, что, согласно ст. По итогам бомбардировок 1999 г.
International Security Advisory Board. January, 16. IPAP - оперативный документ, предполагающий максимальное углубление сотрудничества между Сербией и НАТО, проникновение структур альянса практически во все сферы сербского государства25. Последующие договорённости, например, Соглашение о сотрудничестве в области материально-технического обеспечения февраль 2016 , лишь детализируют уже имеющиеся положения. Справедливости ради, стоит отметить, что получение MAP Membership action plan - плана действий по членству, когда уже вся политико-экономическая жизнь страны приспосабливается к условиям альянса, для Сербии не столь актуально. Страна может формально и не вступать в блок, поскольку уже применяет все учредительные стандарты и выполняет все обязательства НАТО.
Поэтому - и это важно - нельзя верить в мантру А. Вучича о нейтральном статусе Сербии и о не вступлении республики в альянс. Сербия не будет в НАТО... Это должен знать каждый человек в России, как это знает и каждый человек в Сербии. А всё остальное - пустяк. Сербия - нейтральная с военной точки зрения и эту позицию будет тщательно соблюдать»26.
В то же время Ву-чич не может не понимать, что НАТО - это жёстко иерархичная и разветвлённая военная структура, имеющая стратегические цели и чёткий план действий. Более того, размещённая на юге Сербии, модернизированная и оснащённая на американские средства современным вооружением база «Юг», входящая в оргструктуру альянса, находится в 400 км от воздушной границы Крыма. Характер проводимых на базе «Юг» учений показывает, что там отрабатываются не только навыки борьбы с терроризмом, как это заявляется в официальных документах. Не нужно быть профессионалом, чтобы понимать, что танки используются только против вероятного противника, когда тот прорвал линию обороны, и боевые действия ведутся непосредственно на территории страны. Следует также помнить, что в стратегических документах НАТО именно Россия определяется как вероятный противник и «агрессор». Не хочется в это верить, но вполне возможно, что в случае боевых действий сербские танки окажутся не в тылу врага - НАТО, а на передовой и под натовским флагом.
Последние в хронологическом порядке совместные учения с НАТО были проведены в Сербии в октябре 2018 г. Причём А. Столтенберга за «поддержку в организации учений и за то, что он ни одной секунды и никаким образом не хотел влиять на независимое 25 Individual partnership action plan. Вучича Первому каналу российского телевидения [Электронный ресурс]. Как говорится, почувствуйте разницу. Международное право оперирует термином «сотрудничество», а вот «добрые отношения» ему не известны.
Получается, что понятие «военный нейтралитет» - это, скорее, медийный шум, который нравится Москве. Действительно нейтральный статус должен быть зафиксирован в международно-правовых документах. Для этого необходимо подать заявку в соответствующие структуры ООН с просьбой о признании международного статуса страны как военно-нейтрального или просто нейтрального.
В итоге к вечеру 24 сентября стало известно, что сотрудники косовской полиции в районе села Банска убили 3 из 30 вооруженных людей в масках, которые причастны к гибели одного и ранению двух полицейских в ходе ночной перестрелки.
Один мужчина погиб на территории монастыря, где укрывалась вооруженная группа Реакция Сербии Президент Сербии Александр Вучич выступил с экстренным обращением к нации. По его словам, вооруженная группа сербов взбунтовалась из-за того, что они больше не могут терпеть террор со стороны премьера непризнанного Косово. В результате конфликта один из косовских полицейских погиб, еще два получили ранения. Сербский лидер заявил, что все было спланировано.
Можете хоть нас всех убить», — отметил президент страны в экстренном обращении к нации. Правительство непризнанного Косово, как заявил Вучич, спровоцировало конфликт и обвинило армию и полицию Сербии для того, чтобы втянуть в войну с НАТО. Очевидно, это сделано вместе с международными силами, логистически и всеми способами. После окружения на них совершено жестокое нападение, мы спрашивали себя, почему этого не делает миссия НАТО, — прим.
KFOR, а они дали карт-бланш косовскому премьеру, — прим.
Эта разница понравится не всем, но для меня эта разница фундаментальна", - сказал пресс-секретарь НАТО. Кампания Соединенных Штатов в рамках операции носила кодовое название "Благородная наковальня" Noble Anvil , в ряде источников фигурирует под названием "Милосердный ангел". В течение 78 дней авиация блока ежедневно бомбила сербские города, объясняя это якобы имевшейся необходимостью защитить косовских албанцев.
Сербы настаивали на принципах исторического права, а албанцы настаивали на этническом праве.
Самым известным случаем стало уничтожение посольства Китая в Белграде 7 мая. Удары продолжались вплоть до июня, когда Милошевич все же согласился на перемирие. Свое воздушное пространство предоставили Албания, Румыния, Болгария. Македония пустила войска альянса на свою территорию. Изначально в операции принимали участие свыше 300 самолетов, однако к июню их число перевалило за тысячу. Помимо воздушных сил, в операции также задействовали мощную морскую группировку.
За 78 дней авиация НАТО совершила до 38 тыс. Чем закончилась война в Югославии? На пике численность СДК достигала 50 тыс. В 2000 году Слободана Милошевича свергли в результате «бульдозерной революции». На следующий год новые власти Югославии выдали его Международному трибуналу по бывшей Югославии. Он умер от инфаркта в 2006 году на скамье подсудимых. Формально Косово осталось в составе Югославии, а затем и Сербии.
Но все это время косовары выстраивали там собственную структуру власти. Все это продлилось до 2008 года, когда Косово объявило о независимости в одностороннем порядке. По оценкам сербов, в результате бомбардировок погибли до 4 тыс. Еще сотни тысяч человек стали вынужденными переселенцами. Оценки боевых потерь сторон сильно разнятся в зависимости от источника.
Обстрел полицейских и нападение на монастырь. Все, что известно об обострении конфликта в Косово
Разрушила основные заводы и базовые инфраструктуры. Все это вынудило каждого шестого албанца эмигрировать, чтобы избежать нищеты, воцарившейся в стране. Югославия не хотела, чтобы подобное случилось и с ней. Но Югославия не учла, что ни одна страна не имеет право оказывать сопротивление транснациональным компаниям. Через три недели после начала войны командующий войсками КФОР в Македонии , а потом в Косово, генерал Майкл Джексон сообщил итальянской газете «Sole 24 Оге»: «Сегодня обстоятельства , по которым мы оказались здесь, изменились.
Практически вся буржуазия восточно-европейских стран понимает, что в случае народных волнений она может надеяться на помощь НАТО, которая «положит конец беспорядкам». Аналогичное и в Украине. Югославия: Б. Показывает дурной пример другим, что можно очень хорошо жить и без НАТО.
Сербы в течение нескольких месяцев предлагали предоставить максимальную автономию косоварам. Лишить Москву союзника.
Но народ, который, следуя своей исторической судьбе еще со дня битвы на поле Косово в 1389 году, периодически повторяет центральный момент своего национального предания, согласно которому лучше умереть за справедливость, чем жить с позором, в очередной раз проявил невиданный коллективный героизм. На сербскую готовность заплатить за выживание народа личной жертвой агрессор, так же как и его геополитические и ментальные предшественники на Балканах — турки-османы, австро-венгры, немцы — быстро ответил решимостью идти до конца в проекте уничтожения сербов. Этим документом сербы юридически, но не фактически защитили суверенитет и целостность своего государства.
Агрессия закончится тогда, когда будут аннулированы ее последствия — после реинтеграции временно оккупированной колыбели сербского государства Косово и Метохии — в состав Сербии. Как и в 1941 году или в 1914 году сербы ответили «нет» на дикарские ультиматумы «цивилизаторов», и своими действиями во имя свободы и чести повлияли на мировую историю. Агрессия НАТО 1999 года стала увертюрой для возобновления намного более здоровой многополярной концепции международной политики. Это время я запомнил по самым длительных каникулам и дружбе. Помню его по солидарности, которую люди проявляли друг к другу — такой солидарности между соседями, друзьями и даже между абсолютными незнакомцами я никогда не видел ни до, ни после этого момента.
Я отлично помню экзистенциальный страх, который я ощутил в ночь, когда «Томагавк» угодил в теплостанцию в районе Новый Белград неподалеку от нашей квартиры. Взрыв меня разбудил, а свет от пожара был настолько сильный, что мне казалось, что горит комната, в которой находились мы с братом.
Для пресечения волны насилия Белград ввел в край сначала полицейские, а затем регулярные части. В феврале 1999 года в пригороде Парижа Рамбуйе при посредничестве Контактной группы велись переговоры между представителями руководства Сербии и косовскими албанцами, в рамках которых стороны согласились с мирным планом, разработанным группой. Однако 18 марта на очередной встрече в Париже его подписала только делегация косовских албанцев. Сербская сторона заявила, что документ отличается от представленного в Рамбуйе. В частности, возражения вызвали пункты о расширении автономии Косова и вводе на эту территорию контингента войск стран-членов НАТО с целью поддержания порядка. Отказ от подписания послужил формальным поводом начала военных действий блока. Ход операции Операция прошла в три этапа. По данным, опубликованным на сайте НАТО, за время операции, продолжавшейся 78 дней, авиация стран альянса совершила 38 тыс.
В операции было задействовано свыше тысячи самолетов большая часть была предоставлена США , из которых, согласно официальным натовским источникам, было потеряно два боевых пилоты катапультировались. В ходе операции было совершено несколько ошибочных бомбардировок.
Затем началась целая волна терактов, организованных террористами под руководством Шамиля Басаева: захват населенных пунктов в Дагестане, взрывы домов в Москве и Волгодонске. Поэтому, когда поднимается вопрос, могла ли Россия помочь сербам больше, чем сделала, включая операцию по блокированию аэропорта Приштины, нужно помнить, что положение было довольно сложное и у нас. Полыхал Северный Кавказ, в Поволжье работали эмиссары западных спецслужб, в регионах возникали сепаратистские проекты. Это была активная фаза однополярного момента , который США использовали для укрепления своей гегемонии по всему миру, не гнушаясь никаких средств, в том числе и терроризма. И до его заката было еще далеко.
Попробуем подытожить. Первое: югославская армия оказала серьезный отпор врагу и в результате у НАТО были существенные потери, которых они не ожидали изначально. Различные военные хитрости применялись в разных видах войск и вполне могут быть адаптированы и для СВО с соответствующими поправками. Второе: реальное лицо НАТО увидел весь мир, что привело к антивоенным протестам. В частности, из-за этого Италия вышла из коалиции. Третье: грязные методы информационных кампаний и задействование неправительственных организаций в качестве пятой колонны были задокументированы и подвержены широкой огласке. Наконец, международная солидарность с сербами — русские добровольцы и гуманитарная помощь, работа хакеров из разных стран против НАТО, обход западных санкций — также немаловажный опыт комплексного характера, который еще пригодится для сокрушения глобалистской военной гидры Североатлантического альянса.
Эксперт о причинах поражения Белграда в 1999 году: старая ПВО и слабые ВВС
Военная операция, стартовавшая против Югославии 24 марта 1999 года, проводилась до начала лета силами натовских ВВС. Бомбардировки столицы тогдашней Югославии и нынешней Сербии начались 24 марта 1999 года и продлились более двух месяцев. Сербию (тогда «малую» Югославию) действительно бомбили в 1999 году, причем далеко не пару дней, а несколько месяцев.
78 дней ада: бомбардировки Югославии стали чудовищным и неприкрытым геноцидом со стороны НАТО
Насколько оба конфликта управляемы для коллективного Запада? На Украине — конфликт внутри одного народа. Косовский случай — типичный этнотерриториальный спор между двумя народами. Оба конфликта управляемы частично — всё же и украинское руководство, и косовские албанцы проявляют немало самодеятельности. Но в целом албанцы более управляемы и послушны, чем украинцы. Как вы оцениваете вероятность возобновления конфликта там? Но в целом вероятность средняя. Тот же Столтенберг , к примеру, призвал албанцев дать слегка «задний ход». Сербию хотят дожать без большого кровопролития. Иначе образ Запада в остальном мире испортится.
Да и с Китаем поссорятся дополнительно, ведь он немало Сербии помогает. Или мы тут вообще ни при чем? Готовится расширение ЕС на Балканы. Туда хотят взять и Сербию, и Косово. Но не получается, и это многих на Западе злит. При чем тут Косово? Или от него еще чего-то нужно? В первую очередь, в отношении России.
Этот инцидент получило заметное освещение в натовской информационной войне против Сербии. Средства массовой информации стран НАТО неоднократно демонстрировали фальсифицированную намеренно ускоренную видеозапись уничтожения поезда в момент прохождения по мосту. Утверждалось, что пилот случайно подловил поезд на мосту. Самолёт и поезд двигались слишком быстро и пилот не смог принять осмысленное решение, результат — трагическая случайность. Подробно об операции США и его союзников «Союзническая сила» Своеобразие военного конфликта в Югославии состояло в том, что он включал в себя две «мини-войны»: агрессию НАТО против СРЮ и внутреннее вооруженное противоборство на национальной почве между сербами и албанцами в автономном крае Косово. Причем поводом для натовского вооруженного вмешательства явилось резкое обострение в 1998 году до тех пор вяло текущего конфликта. Причем здесь нельзя игнорировать объективный факт постоянного, методичного нагнетания напряженности в колыбели сербской культуры — Косово, — при первое время скрытой, а затем, начиная с конца 1980-х годов, уже почти не скрываемой поддержке Западом сепаратистских устремлений албанского населения. Обвинив Белград в срыве переговоров о будущем мятежного края и в несогласии принять унизительный ультиматум Запада, сводившийся к требованию о фактической оккупации Косово, 29 марта 1999 года генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана отдает приказ Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами блока в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную кампанию в форме воздушной операции против Югославии, получившей наименование «Союзническая сила», в основе которой лежал так называемый «План 10601», предусматривавший несколько фаз ведения военных действий. Весьма примечательно, что принципиальная концепция проведения данной операции была разработана еще летом предыдущего, 1998 года, а в октябре того же года она была уточнена и конкретизирована. В принятом Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1974 года определении агрессии резолюция 3314 однозначно указывается: «Будет квалифицирована в качестве акта агрессии: бомбардировка вооруженными силами государств территории другого государства. Никакие соображения любого характера, будь то политические, экономические, военные или другие, не могут служить оправданием агрессии». Но Североатлантический союз и не пытался получить санкцию ООН, поскольку Россия и КНР все равно заблокировали бы проект резолюции Совбеза, если бы он был внесен на голосование. Однако натовскому руководству все же удалось обыграть в свою пользу развернувшуюся в стенах ООН борьбу толкований международного права, когда Совет Безопасности еще в самом начале агрессии выразил фактическое согласие с операцией, отвергнув три голоса — «за», 12 — «против» представленный Россией проект резолюции, призывавшей к отказу от применения силы против Югославии. Тем самым якобы исчезли все основания для формального осуждения зачинщиков военной кампании. Более того, забегая вперед, отметим, что уже после окончания агрессии на открытом заседании Совета Безопасности главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге Карла дель Понте сделала заявление о том, что в действиях стран НАТО в отношении Югославии в период с марта 1999 года нет состава преступления и что обвинения в адрес политического и военного руководства блока несостоятельны. Главный прокурор сообщила также, что решение не начинать расследование обвинений в адрес блока окончательное и оно было принято после тщательного изучения экспертами трибунала материалов, представленных правительством СРЮ, Комиссией Государственной Думы РФ, группой экспертов в области международного права и рядом общественных организаций. Но, по словам представителя Ассоциации американских юристов при европейской штаб-квартире ООН в Женеве Алехандро Тейтельбома, Карла дель Понте «фактически созналась, что ей очень трудно предпринять шаги, идущие вразрез с интересами Североатлантического союза», так как содержание Гаагского трибунала обходится в миллионы долларов, а большую часть этих денег предоставляют США, поэтому в случае подобных действий с ее стороны она может просто потерять свою работу. Все же, чувствуя шаткость доводов инициаторов данной военной кампании, некоторые страны — участницы НАТО, прежде всего Греция, начали было сопротивляться нажиму военно-политического руководства альянса, ставя тем самым под сомнение возможность осуществления силовой акции вообще, поскольку, в соответствии с Уставом НАТО, для этого требуется согласие всех членов блока. Однако в конечном счете Вашингтону удалось «додавить» своих союзников. Относительно активно привлекалась также авиация Великобритании, Франции и Италии. Участие же в ударах авиации девяти других стран НАТО было минимальным и преследовало скорее политическую цель — продемонстрировать единство и сплоченность союзников. По существу, именно по сценарию Вашингтона и, как подтвердил последующий анализ военных действий, в соответствии с указаниями, исходившими непосредственно из Пентагона, неоднократно корректировались содержание и продолжительность фаз всей кампании. Это, естественно, не могло не вызывать недовольство со стороны некоторых, наиболее влиятельных европейских союзников США. Уже после завершения военных действий верховный главком НАТО в Европе, американский генерал Кларк, откровенно признал, что он не считался с мнением «тех, кто из-за нервозности стремился изменить объекты ударов». Под завесой мнимого «единства» позиций государств — членов альянса в действительности имели место жесткие противоречия по схеме оперативных действий на Балканах. При этом главными противниками эскалации выступали Германия и Греция. Министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг уже в ходе конфликта даже выступил с заявлением о том, что германское правительство вообще «не собирается вести дискуссию на сей счет». Со своей стороны, и греческое руководство, само на протяжении многих лет сталкивавшееся с албанской, в том числе криминальной, экспансией и с трудом согласившееся «наказать» Белград за «притеснения албанского меньшинства», начало искусственно чинить препятствия расширению военных действий. В частности, Афины не разрешили своему турецкому «союзнику» использовать воздушное пространство Греции в рамках кампании против Югославии. Бесцеремонность американцев, взявших в свои руки управление всей кампанией, порой вызывала недоумение, граничившее с открытым недовольством, даже у преданных «друзей» Вашингтона. Так, например, Анкара была, мягко говоря, «удивлена» тем, что без согласования с ней военное руководство НАТО заявило о выделении в распоряжение альянса трех авиабаз, расположенных на территории Турции. Достоянием гласности стали даже факты отказа командования канадского контингента — преданнейшего англосаксонского союзника Вашингтона — бомбить «сомнительные» с точки зрения Оттавы цели в Югославии, указанные руководством блока. Вновь принятые в НАТО государства — Чехия и Польша не говоря уже о Венгрии, принявшей прямое участие в военных действиях — в отличие от своих «старших» европейских коллег по альянсу, наоборот, продемонстрировали полную поддержку «гибкой» позиции Брюсселя и Вашингтона и заявили о готовности предоставить свою военную инфраструктуру под решение любых задач НАТО в рамках агрессии против Югославии. Еще большее рвение в надежде на лояльность Вашингтона в решении вопроса о предстоящем приеме в НАТО показали Болгария, Румыния, Албания и Македония, в инициативном порядке заявившие о предоставлении своего воздушного пространства кто полностью, кто частично в распоряжение ОВВС блока. Вообще же, как следует из комментариев специалистов, в основе многих трений внутри альянса лежала недостаточная информированность европейских союзников со стороны Вашингтона относительно конкретных планов в рамках каждой из фаз кампании. Американцы с лихвой использовали представившуюся возможность, испытав новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, кассетные авиабомбы с самоприцеливающимися боевыми элементами и другое вооружение. В реальных боевых условиях были опробованы модернизированные и новые системы разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, все виды обеспечения; отработаны вопросы взаимодействия видов ВС, а также авиации и сил специального назначения что, возможно, было самым существенным в свете последних на тот период установок лично министра обороны Дональда Рамсфелда; концепция «объединенности». Позже, воспользовавшись вынужденным затягиванием операции, по инициативе опять же американцев, натовское командование стало практиковать так называемые «боевые стажировки» летчиков-резервистов.
Большинство воздушных ударов было направлено на Приштину 374 , Призрен 232 , Белград 212 , Урошевац 205 , Джаковицу 190 , Кралево и Ужице 145 на каждый город , Нови Сад 114 Численность контингента НАТО на конец 2007 года — 19 тысяч человек [16] Жертвы среди гражданского населения Данные из рапорта НАТО за период с 10 июня 1999 по 27 февраля 2000, Косово: Число террористических нападений - 4354 сербской армии уже не существует. Из них: 4121 на сербов и черногорцев, 96 на албанцев лояльных к сербам, 137 на цыган, турок и др. Число пропавших без вести - 821 человек, из которых 757 сербов, 37 албанцев, 27 других национальностей. Число убитых — 910 человек, из которых 811 сербов, 71 албанец, 28 других национальностей. Ранено 802 человека. Соответственно 751 серб, 20 албанцев, 31 остальные. Погибло по-видимому не менее 2000 гражданских лиц, около 6000 были ранены в ходе бомбардировок. Избыточная смертность в результате ухудшения условий существования не поддается оценке.
В США и в России начали проходить акции протеста. В Москве более сотни горожан прошлись маршем по улицам и устроили митинг возле посольства США на Новинском бульваре, распевая песни о «славянских братьях» в Сербии, требуя прекратить агрессию и начать поставки в Югославию систем С-300. Часть бомб, которые использовали войска, была начинена обедненным ураном. Жертвами бомбардировок стали около 2 тыс. Российский парламент на экстренном заседании полностью поддержал сербских коллег. Но президент России Борис Ельцин процесс заблокировал. Удар был нанесен по албанской деревне Кориша. Число погибших по разным данным составило от 48 до 87, пострадавших — от 60 до 160 человек. Из Косово были выведены военные силы Югославии, на территории края создано международное гражданское присутствие по безопасности.
Майдан в Белграде или новая война с сербами — планы США на Балканах
Любица Стожимирович, в 1999 г. — командующий сербскими войсками в Косово: «Войска НАТО в то время полностью были на стороне албанцев. Военная операция НАТО в Югославии в 1999 году стала последствием десятилетия гражданских войн на просторах Балканского полуострова. Сербия Вашему вниманию предлагается электронная версия альманаха Вместе с Россией для российских соотечественников, проживающих в Беларуси. Войной в Югославии США вывели из игры Югославию и воспрепятствовали интересам России на Балканах. Странная слепота и односторонность в освещении конфликта, по мнению сербских аналитиков, стала результатом беспрецедентной информационной войны, которую страны Запада объявили тогдашнему руководству Сербии из-за ее попыток сохранить единую Югославию. Россия не защитила Югославию в 1999 году только потому, что президент Слободан Милошевич не.
24 марта 1999 года. Сербия
Сербский политолог Стеван Гайич в интервью Царьграду отметил, что в Сербии, по его мнению, "сейчас более злы на НАТО, чем даже в разгар бомбардировки". В ночь с 22 на 23 апреля 1999 года силы НАТО разбомбили крылатыми ракетами Томагавк здание главного государственного сербского телеканала РТС в самом центре Белграда. Весной 1999 года НАТО подвергло Югославию – в том числе столицу Сербии Белград — бомбардировкам. 24 марта 1999 года войска НАТО начали бомбардировки Югославии в рамках операции Союзническая сила. Об этом рассказал дипломат Олег Александров, с 1991 по 1999 год проработавший в посольстве России в Республике Сербия.
Истинные причины нападения НАТО на Югославию
Как в НАТО объясняли удары по энергетической инфраструктуре Югославии в 1999 году | Сербия, часть территории которой после войны фактически оккупирована НАТО, от действий или бездействия которого зависит жизнь сербского населения Косова, вынуждена с этим считаться. |
Бросок на Приштину: «И тогда я доложил командованию, что у меня нет связи с батальоном» | А уже на подходе колонны к Сербии я принял этот батальон, чтобы провести его через две государственные границы. |
Югославия против НАТО, война 1999 года
Правительство Сербии и Черногории впервые после Второй мировой войны объявило о введении военного положения. Четверть века назад, 24 марта 1999 г., объединённая группировка стран НАТО начала военную кампанию против Союзной Республики Югославия, которая на тот момент состояла из Сербии и Черногории. В войне 1999 года югославские войска не потеряли боеспособность и не только организовали оборону границы Сербии в районе Косова и Метохии (в том числе, путем установки около 10000 противотанковых мин и 30000 противопехотных мин), но и силами.