Вечные проблемы в романе мастер и маргарита. Но почему же тогда «Мастера и Маргариту» считают одним из лучших произведений Булгакова и всей отечественной литературы? вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман "Мастер и Маргарита" является ярким примером того, как литература может поднять философские вопросы, затронуть проблемы морали и этики, и дать ответы на вечные вопросы.
В чём смысл романа «Мастер и Маргарита»
Среди философских проблем, что раскрывает автор, была и проблема одиночества, которая хороша раскрыта на примере главных героев. Здесь мы видим Мастера, чье произведение отвергает общество. А ведь оно для него было смыслом жизни. Тем самым автор раскрывает одиночество творческих людей. Видим одиночество Иешуа, которого отвергли люди не приняв правды, проповедуемой персонажем. Видим одиночество и в образе Понтия Пилата, который пренебрег совестью и переступил всевышний закон. К тому же, читая роман, увидели мы одиночество и в глазах героини Маргариты, чье сердце требовало любви. Однако у Булгакова не угасает надежда на то, что люди все же обретут покой, услышат голос разума, познают любовь, а вместе с этим избавятся от одиночества. Пример сочинения 2 В своем романе М.
Булгаков поднимает множество тем, которые не ограничиваются эпохой. В том или ином столетии люди рассуждали и будут рассуждать на важные темы. Именно такие вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита» поднимаются автором и на контрасте с эпохой приобретают острое и интересное значение. Борьба добра и зла Все мы привыкли разделять зло и добро как две силы, управляющие человеком. В религии есть Бог, который выступает на стороне добра и Дьявол, или Сатана, который считается символом зла. Булгаков привлекает в своем произведении и того и другого. Но вот понятия «зло» и «добро» автор видит несколько иначе. Он пытается донести до читателя, что эти силы уравновешивают друг друга, а быть добрым или злым решает только сам человек.
Воланд и его свита, казалось бы, несут зло, представляя собой Дьявола и его отряд. Но в романе они скорее являются воплощением справедливости, лишь наказывая людей за их проступки, предоставляя им выбор, а не склоняя на свою сторону. Бог представлен в романе в виде персонажа по имени Иешуа. Он является воплощением Иисуса. Мастер в своем романе описывает его как обычного человека с философскими идеями и нестандартным взглядом на жизнь. Он принимает всех людей и утверждает, что злых не существует — существуют обиженные. В качестве судьи выступает Понтий Пилат. Ему предстоит сделать сложный выбор между правдой и карьерой.
Он выбирает последнее, за что и оказывается наказан на веки. В одной из бесед Воланд задает интересный вопрос: «…что было бы твое добро, если бы не существовало зла? В этом выражается мысль Булгакова о противоборстве этих двух сил. Они пишут на заказ, лишь о том, о чем нужно партии. Берлиоз как предводитель этой «шайки» оказывается под трамваем, расплатившись за всех своих подопечных и продажность своего творчества. Его уже не исправить, поэтому его жизнь прекращается под трамваем. Второй стороной выступает Мастер. Это настоящий талант, который в своем произведении поднимает истинные и глубокие темы.
Противоположность Берлиозу — Мастер. Мастер — воплощение настоящего творчества. Это неординарная личность, принимающая близко к сердцу критику. Он хочет совершенствоваться и писать, но сталкивается с беспощадным бюрократическим аппаратом. Его полюбила Маргарита — идеал «верной, вечной любви». Девушка была предана Мастеру, пошла за возлюбленным даже к Сатане. Судьбоносная встреча героев подобна молнии. Жизнь, за которую «многие женщины отдали бы все, что угодно», представляется девушке настолько пустой, что даже бессмысленной.
Подобно другим деятелям русской культуры, вышедшим из разночинной среды и получившим прекрасное образование, Михаил Булгаков обладал четкими представлениями о чести русского интеллигента, которой ни разу не изменил. Неудивительно, что роман этот полифоничен, богат сложными философскими и нравственными проблемами, захватывает широкий круг тем. Роман содержит несколько пластов смысла, он необычайно глубок и сложен. Попытаемся кратко охарактеризовать проблематику произведения и ее связи с основными героями романа. Глубочайшая философская проблема — проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника — находит отражение в нескольких сюжетных линиях. В романе присутствует атмосфера страха, политических гонений 1930-х годов, с которой столкнулся сам автор. Более всего тема угнетения, преследования неординарной, талантливой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Недаром образ этот во многом автобиографичен. Однако тема власти, ее глубинного воздействия на психологию и душу человека проявляется и в истории Иешуа и Пилата. Своеобразие композиции романа заключается в том, что в сюжетную ткань повествования о судьбах московских обитателей вплетается основанная на евангельском сюжете повесть — повесть об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Здесь раскрывается тонкий психологизм Булгакова. Пилат — носитель власти. Этим обусловлена двойственность героя, его духовная драма.
Он является воплощением Иисуса. Мастер в своем романе описывает его как обычного человека с философскими идеями и нестандартным взглядом на жизнь. Он принимает всех людей и утверждает, что злых не существует — существуют обиженные. В качестве судьи выступает Понтий Пилат. Ему предстоит сделать сложный выбор между правдой и карьерой. Он выбирает последнее, за что и оказывается наказан на веки. В одной из бесед Воланд задает интересный вопрос: «…что было бы твое добро, если бы не существовало зла? В этом выражается мысль Булгакова о противоборстве этих двух сил. Они пишут на заказ, лишь о том, о чем нужно партии. Берлиоз как предводитель этой «шайки» оказывается под трамваем, расплатившись за всех своих подопечных и продажность своего творчества.
Вечные темы романа мастер и маргарита реферат
В 1973 на Родине писателя появилось первое полное издание романа, в середине 1980-х гг. И только в 1980-е гг. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро… А.
Чехов Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Где есть добро, там есть и зло.
И не всегда носителями добра и зла могут быть разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека. Добро будет "открываться" человеку, освещая ему путь к истине. Одной из вечных тем, остающихся актуальными в течение многих столетий, является тема добра и зла. Мне кажется, само понятие добро и зло возникли сразу, если не раньше того, как появился человек.
Поэтому нет необходимости говорить об актуальности этой темы — она была актуальна всегда и будет актуальна до тех пор, пока не поколеблются сами основы мира. Это понимал и Булгаков. Тема добра и зла привлекла его своей глубиной, вечностью, актуальностью, поэтому он уделил ей большое внимание в своем романе. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.
Сначала понятия добра и зла рассматривались не как производные от воли человека. Но Булгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истин человечества: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они как свет и тень неразделимы. Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия, они дуалистичны. Но если у второго мистическая его сторона, олицетворяемая в образе Воланда, черта по существу, командует другой стороной - пороками человечества, провоцирует их выявление: «…денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить, женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли…», то главенствующую роль у первого Михаил Афанасьевич отдает людям, желая видеть умение самостоятельно мыслить, верность, способность жертвовать, непреклонность перед искушением, смелость поступков главными ценностями бытия: «Я всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, я выплакала вес глаза».
В слово «добро» автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, её принцип, за который не жалко перенести боль и страдания. В романе "Мастер и Маргарита" две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и люди тысячелетиями живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда, как вершителя жестокого правосудия, - в Москву 30-х гг.
Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, пополнившие Москву. Большое количество как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов первого века и Москвы двадцатых годов двадцатого века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера.
Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники творят зло. Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе.
Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: "Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота...
Эта взаимосвязь в романе выражается в описаниях обоих персонажей - автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд "по виду - лет сорока с лишним", а Иешуа - двадцати семи; "под левым глазом у человека был большой синяк... Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба... И, наконец, Воланд открыто заявлял, что он полиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал еще греческий и латынь.
Но наиболее полно взаимное дополнение добра и зла раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия "духу зла и повелителю теней": "Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр, подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моей шпаги.
Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп". Как появляется Воланд?
На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке, вновь, девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность и само его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и дьявола. Так опять же, открывается некая связь между ними: дьявол то есть Воланд существует, потому что Христос есть в романе - Иешуа Га-Ноцри , и отрицать его - значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса.
Другая же заключается в том, что Воланд на самом деле "... Совершенно ясно, что Воланд - это дьявол, Сатана, воплощение зла. Его миссия заключалась в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми.
И в Москве, куда он прибыл творить зло, он видит, что творить уже нечего - зло и так заполонило город, проникло во все его уголки. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью, над их неверием и пренебрежительным отношением к истории, и задача Воланда заключалась в том, чтобы убрать из Москвы Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате. Воланд - это художественно переосмысленный образ Сатаны. Цель Сатаны и его помощников, появившихся в Москве, - обнажить сущность негативных явлений в человеческом обществе, выставить их на всеобщее обозрение.
Самое удивительное понимание добра в романе — это в проповеди Иешуа. Иешуа прощает даже прокуратора, являвшегося его косвенным убийцей, причем прощать настолько естественно для натуры Иешуа, что это не выглядит какой-то жертвой, а предстает как органичное свойство его натуры, живущей вне законов зла. Однако можно заметить, что булгаковский Иешуа, в отличие от евангельского Иисуса Христа, не совершая зла, в то же время и не творит добра. И в этом, видимо, проявляется особый замысел автора.
Человек этот — звали его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению иершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться: "Добрый человек! Поверь мне... Связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились...
Этот человек не боится возражать прокуратору и делает это столь просто, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. Арестант показался интересен прокуратору. Конечно, речи его несколько крамольны, но зато "бродяга" обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора. В невиновности Иешуа прокуратор убеждается сразу же.
Небо на земле оборачивается землей на небе. С точкой зрения автора нельзя не согласиться. Мне кажется, что посткнижный мир - это мир без души, без истины, возможно, без веры. Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Все, что пережил Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. Здесь присутствуют как сатирические зарисовки на современную автору Москву, так и размышления на сложнейшие философские вопросы. Москва в 30-е годы — особый мир:мир без души, без религии, без идеалов.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющие те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В романе прослеживаются три главные линии: Москва в 20—30-е годы, религиозная тема и любовь Мастера и Маргариты. Булгаков очень точно показывает Москву в те годы, все ее изъяны. Якименко Б. Церковь на переломе. И в этом мире искал истину Мастер — главный герой булгаковской книги.
На историческом материале Мастер создает книгу о Христе и Пилате, которая обладает огромной психологической выразительностью. Когда создавался роман, Мастер жил в маленьком подвальчике, в очень скромной обстановке. Но он не обращал внимания на эти неудобства. Мастер был захвачен работой над своим романом, по-своему был счастлив. У него было все, что ему нужно: любимая женщина, помогавшая ему во всем, и любимое занятие. Мастер и Маргарита, можно сказать, необычные люди. Ведь не все способны на такую любовь, как они.
Когда роман был закончен, Мастер относит его в редакцию. Это было антирелигиозное время, и роман его печатать отказались. После этого наступили совершенно безрадостные дни, похожие один на другой. На роман Мастера обрушился шквал критических статей, потому что ему завидовали. Особенно громил произведение Мастера критик Латунский, которому впоследствии отомстила Маргарита. Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного творчества.
Однако эксперимент по очеловечению собаки оканчивается провалом: милый и добрый пес Шарик воспринимает худшие качества своего человеческого донора. В «Роковых яйцах» была показана неготовность общества принять новые гуманистические принципы взаимоотношений, основанные на уважении к усердному труду, культуре и знаниям. В «Собачьем сердце» та же проблема рассматривается на уровне личности. Позднее, в 1931 году, в антивоенной пьесе «Адам и Ева» Булгаков вернулся к теме ученого-творца и открытия, которое способно спасти мир от катастрофы. В пьесе показана перестройка мышления в обществе, но для такой перестройки потребовалось испытание всемирным бедствием — войной с применением смертоносного газа. Писатель хорошо понимал неимоверную трудность экономического и культурного возрождения страны, пережившей разруху и существенно отставшей от западноевропейского уровня. В своих наиболее значительных пьесах «Дни Турбиных» и «Бег» и в романе «Белая гвардия», созданных в 1925 — 1928 годах, Булгаков показал самое начало процесса, приведшего к образованию «новой интеллигенции». Сам Булгаков всецело относил себя к этому слою, подчеркивая, хотя и не без грустного юмора: «После революции народилась новая, железная интеллигенция. Она и мебель может грузить, и дрова колоть, и рентгеном заниматься. Я верю, она не пропадет! Слово «ренессанс» даже входит в заглавие одного из первых созданных им в Москве очерков — «Торговый ренессанс». Но слово это употребляется неизменно с ироническим оттенком. Булгаков как будто предчувствовал, что нэпу не суждено долгое существование. И в «Роковых яйцах» картины всеобщего благоденствия в воображаемом 1928 году, содержат элемент пародии. Напомним читателям, что в 1924 году, когда была написана повесть, как в экономике, так и в культуре страны уже проявляются симптомы администрирования и бюрократизации. Скептицизм Булгакова в отношении революционного процесса в России, ясно выраженный в его письме правительству, с каждым годом все более подтверждался — жестоко проведенная коллективизация, гипертрофированный культ вождя зарождение его показано в последней пьесе драматурга «Батум» , массовые репрессии 1930-х годах, установление жестких норм в культурной жизни. И все-таки писателя никогда не покидала вера в человека, хотя иной раз из-за тяжелых жизненных обстоятельств в собственных силах он начинал сомневаться. Еще в 1928 году. Осип Мандельштам, поэт с более трагической, чем у Булгакова, судьбой, в ответе на анкету журнала «Читатель и писатель» писал: «Чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она пока что не нуждается». Эти слова можно применить и к Булгаковскому творчеству в том смысле, что писатель, видимо, уверился, что общество точнее, те, кто определял культурную политику в стране оказалось еще не готово к восприятию его творчества. После того как в 1933 году, окончилась неудачей попытка издать его роман «Жизнь господина де Мольера», Булгаков до самой смерти, последовавшей 10 марта 1940 года, более не пытался публиковать свои произведения. Делом жизни для него стала работа над романом «Мастер и Маргарита», которая продолжалась почти двенадцать лет, причем последние полтора года — уже смертельно больным писателем, сознававшим, что напечатанным роман увидеть не удастся. Но Булгаков верил, что придет время, когда созданное им будет необходимо соотечественникам... И вот теперь мы наконец увидели опубликованными практически все произведения Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» вошел в нашу жизнь во второй половине 1960-х годах. Создав свое великое произведение, где декларируемый идеал одновременно оказывается и небесно недосягаемым, и реальным до осязаемости, Булгаков дал новый импульс движению русской литературы в ее поисках нравственной истины. Роман «Мастер и Маргарита» явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы ХХ в.
Одной из таких проблем является проблема добра и зла. В романе Мастер и Маргарита автор показывает, что добро и зло не всегда являются противоположностями. Иногда добро может принести боль и страдания, а зло — наоборот, помочь людям. Еще одной вечной проблемой, затронутой в романе, является проблема свободы и ответственности. Автор показывает, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и должен быть свободен в выборе своего пути. Однако, свобода не должна приводить к нарушению прав других людей. Также в романе Мастер и Маргарита затронута проблема веры и религии. Автор показывает, что вера может быть разной, но она всегда должна быть основана на духовности и морали.
Вечные вопросы в романе М.А.Булгакова "
Данная статья поможет написать сочинение «Проблематика романа «Мастер и Маргарита», выявить основные вечные темы, о которых говорит автор в своем произведении. Ещё одна проблема, затронутая в романе "Мастер и Маргарита", является противоречие между истиной и ложью. Проблематика романа “Мастер и Маргарита” сложна и разнообразна, понимание ее требует серьезных исследований. Таким образом, роман Мастер и Маргарита Михаила Булгакова затрагивает многие вечные проблемы, которые актуальны и по сей день. В романе «Мастер и Маргарита» он поднимает проблему истинного и ложного искусства на примере разговора Берлиоза и Ивана Бездомного.
Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита
За этими решениями наблюдает Воланд - один из главных героев романа. Все, что отступилось от добра, он наказывает при помощи своей свиты. Я думаю, что кара за зло людей свершалась только ради справедливости. Разве Воланд виноват, к примеру, в смерти Берлиоза или в том, что Иван Бездомный сошел с ума?
Мне кажется, что люди сами виноваты в своих неудачах. А автор предостерегает читателя и наводит его на верный путь. Ад, созданный нами, и в наших сердцах, и в нашей душе, и в доме.
С одной стороны, он не желает смерти невиновному, но как облеченный властью прокуратор все же выносит приговор. Иешуа казнят. Но означает ли это, что зло победило? По Булгакову, сама природа, весь ход человеческой цивилизации не приемлет подобного. И в романе это подтверждает не кто иной, как сам Понтий Пилат. Казнив Иешуа, он, хоть и трусливо и тайно, но все же приказывает убить предателя Иуду. Булгаков показывает, что тот, кто совершил зло, обязан искупить его. И именно этим занимается в романе тот, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа. Проблема творчества Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита. Цель этого псевдотворческого болота — отхватить побольше, удержать покрепче. А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать. Иван Бездомный — тот редкий представитель «творческой» молодежи, кому посчастливилось, правда, при активной помощи нечистой силы, прозреть, оценить свое творчество и прикоснуться к истинным ценностям.
Став учеником Мастера, молодой поэт не сможет творить по заказу, выполнять план, как его бывшие товарищи по писательскому цеху. Высшее проявление творческого начала — Мастер. Для него роман — это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера — смысл жизни, сама жизнь. Проблема любви Линия главных героев, Мастера и Маргариты, — это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви. Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни.
Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было. Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу. Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны. Роман — гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть.
Проблема одиночества Проблема одиночества — одна из магистральных в романе. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность. Понтий Пилат — временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, — собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках. Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников.
Лишь Левий Матвей следует за ним тенью — еще один странник без роду и племени. Апогей этой бездомности — Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну, которая разрушила семейные связи, кровные узы. Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что «квартирный вопрос» испортил москвичей. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность.
Булгакова, принёсший автору посмертную мировую славу и поставивший его в один ряд с нашими гениальными писателями — Ф. Достоевским, Н. Гоголем, А. Соседством с Гоголем Булгаков бы особенно гордился. Он считал его своим учителем, поэтика Булгакова была созвучна гоголевской. Он взывал к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей железной «шинелью». И как странно и порой чудесно распоряжается судьба: могильный камень Гоголя лежит теперь на могиле Булгакова.
Аксаков для могилы Гоголя привёз из Крыма камень-плиту на Новодевичье кладбище, но он за ненадобностью был сброшен в овраг. Почти через столетие Елена Сергеевна, жена Булгакова, обратилась за помощью к К. Симонову, и теперь камень, предназначенный для могилы Гоголя, покоится на могиле Булгакова. Обратимся же к роману, его творческой истории, основным проблемам и героям. Булгаков не подготовил роман к печати, так как не надеялся, что его напечатают, но у него было 8 вариантов, редакций романа по Яновской — 6 редакций. Возможные названия — «Подкова иностранца» Б. Он считал, что дьяволово копыто так лягнуло по Москве, что подковой как раз пришлось по Храму Спасителя, то есть подкова иностранца была как бы синонимом Москвы, утратившей веру в идеалы , « Сатана», «Чёрный богослов», «Великий канцлер», «Пришествие» и др.
Булгаков писал «М. И в то же время Б. Он вслед за Достоевским ставит кардинальные, сущностные вопросы: каков человек, чем он живёт, для чего живёт, как относится к смерти, чего в нём больше — доброго или злого? И помимо людей — сатана и черти всех мастей. Мир наполнен калейдоскопом чудес и бытовыми реалиями. Трудно установить непосредственные источники самобытной философии романа. Талантливейшие учёные видели в ней отголоски древневизантийской ереси богомильства или манихейства , приверженцы которой были твёрдо убеждены в том, что злой дух «по наущению Божию» получил власть над земным миром и само добро было бы немыслимо без существования равноправного с ним зла.
Вместе с тем появление Князя Тьмы в послереволюционной Москве становится неотъемлимой принадлежностью «стиля эпохи» в литературе 20-30 годов достаточно вспомнить апокалиптическую «Москву» Андрея Белого или «Неопалимую Купину» М. В течение долгого времени читательский мир завораживал сам факт трагической утраты рукописи «Сожжённого романа» Я.
Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия, они дуалистичны. Но если у второго мистическая его сторона, олицетворяемая в образе Воланда, черта по существу, командует другой стороной - пороками человечества, провоцирует их выявление: «…денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить, женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли…», то главенствующую роль у первого Михаил Афанасьевич отдает людям, желая видеть умение самостоятельно мыслить, верность, способность жертвовать, непреклонность перед искушением, смелость поступков главными ценностями бытия: «Я всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, я выплакала вес глаза». В слово «добро» автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, её принцип, за который не жалко перенести боль и страдания. В романе "Мастер и Маргарита" две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и люди тысячелетиями живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда, как вершителя жестокого правосудия, - в Москву 30-х гг.
Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, пополнившие Москву. Большое количество как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов первого века и Москвы двадцатых годов двадцатого века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники творят зло. Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе.
Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: "Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота... Эта взаимосвязь в романе выражается в описаниях обоих персонажей - автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд "по виду - лет сорока с лишним", а Иешуа - двадцати семи; "под левым глазом у человека был большой синяк... Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба... И, наконец, Воланд открыто заявлял, что он полиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал еще греческий и латынь.
Но наиболее полно взаимное дополнение добра и зла раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия "духу зла и повелителю теней": "Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр, подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп". Как появляется Воланд?
На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке, вновь, девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность и само его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и дьявола. Так опять же, открывается некая связь между ними: дьявол то есть Воланд существует, потому что Христос есть в романе - Иешуа Га-Ноцри , и отрицать его - значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса. Другая же заключается в том, что Воланд на самом деле "... Совершенно ясно, что Воланд - это дьявол, Сатана, воплощение зла. Его миссия заключалась в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми.
И в Москве, куда он прибыл творить зло, он видит, что творить уже нечего - зло и так заполонило город, проникло во все его уголки. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью, над их неверием и пренебрежительным отношением к истории, и задача Воланда заключалась в том, чтобы убрать из Москвы Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате. Воланд - это художественно переосмысленный образ Сатаны. Цель Сатаны и его помощников, появившихся в Москве, - обнажить сущность негативных явлений в человеческом обществе, выставить их на всеобщее обозрение. Самое удивительное понимание добра в романе — это в проповеди Иешуа. Иешуа прощает даже прокуратора, являвшегося его косвенным убийцей, причем прощать настолько естественно для натуры Иешуа, что это не выглядит какой-то жертвой, а предстает как органичное свойство его натуры, живущей вне законов зла. Однако можно заметить, что булгаковский Иешуа, в отличие от евангельского Иисуса Христа, не совершая зла, в то же время и не творит добра. И в этом, видимо, проявляется особый замысел автора.
Человек этот — звали его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению иершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться: "Добрый человек! Поверь мне... Связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились... Этот человек не боится возражать прокуратору и делает это столь просто, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. Арестант показался интересен прокуратору. Конечно, речи его несколько крамольны, но зато "бродяга" обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора. В невиновности Иешуа прокуратор убеждается сразу же.
Но, несмотря на это, он проявляет малодушие: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, "жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне? Он трус, верный слуга кесаря. Совесть мучает прокуратора, и ему никогда не будет покоя. Очень важна и ярка идея Булгакова, произнесенная устами Иешуа: «Все люди добрые». У Иешуа своя жизненная философия: "...
То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть двенадцать тысяч лун назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. Иешуа говорил, что все люди добрые и что когда-нибудь на Земле настанет царство истины. Безусловно, в романе он и есть воплощение того идеала, к которому нужно стремиться. Иешуа совершил жертвенный подвиг во имя истины и добра, а Пилат страдал и мучился "двенадцать тысяч лун", пока Мастер не дал ему прощения и возможности договорить с Га-Ноцри. Я думаю, писатель сделал Иешуа героем шедевра Мастера, чтобы сказать, что искусство божественно и может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру, чего так не хватало большинству жителей Москвы 30-х годов, да и людям нашего времени. Мастер оказался чуть ли не единственным служителем настоящего искусства, достойным если не света так как разочаровался в себе, на какое-то время сдался перед напором глупцов и лицемеров, при помощи Маргариты вступил в сделку с дьяволом , то покоя. И это доказало, что Воланд не имеет власти увлечь в преисподнюю тех, кто стремится к истине, добру и чистоте. Считается, что главное занятие Сатаны - неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла.
Но, вчитавшись внимательно в роман, можно убедиться, что для этого Воланд уж как-то очень гуманен. Кажется, что Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель - установить справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или акты справедливости, или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.
Сочинение на тему: "Вечная проблема в романе Мастер и Маргарита"
не просто произведение о нечистых силах, а история любви, творчества, вечной борьбы добра со злом. Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе ова «Мастер и Маргарита». Роман «Мастер и Маргарита» – произведение М.А. Булгакова – содержит много сложных и многообразных проблем. Больше всего меня привлекают размышления на темы добра и зла. Описав человеческие пороки и вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита», он позволил взглянуть на несовершенство людей и мирового порядка.
Примеры сочинений по теме: Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита"
Однако в нем с легкостью можно отыскать признаки и других литературных жанров: реализм переплетается с фантастикой, мистика соседствует с философией. Столь необычный литературный сплав делает произведение Булгакова по-настоящему уникальным, которому нет аналогов в отечественной или зарубежной литературе. У каждого читателя есть своя «библия». Булгаков подарил людям несколько произведений, которые могут претендовать на столь высокое звание. В первую очередь читателю приходит на ум роман «Мастер и Маргарита». Одиночество как воздух, которым дышат герои Одиночество - первейшая реальность человеческого существования. Люди рождаются в одиночестве, смерть также - дело одинокое. И если уж говорить совсем откровенно, то и жизнь человек не может по-настоящему с кем-то разделить.
Можно удачно жениться или выйти замуж, родить кучу детей, но в глубине души оставаться совершенно одиноким. Кажется, именно это и выразил М. Булгаков в своем нетленном романе. Одиночество для них настолько естественно, что они его даже не замечают. Чтобы проиллюстрировать, как раскрывается в романе «Мастер и Маргарита», мы будем двигаться в нашем анализе от одного героя к другому. Воланд Разве у Сатаны могут быть компаньоны или партнеры? А может быть, друзья?
Конечно, нет. Он обречен быть один. В самом начале романа М. Берлиоз спрашивает у «Консультанта»: «Профессор, а вы один к нам прибыли или с супругой? И вместе с тем «профессор черной магии», может быть, наименее одинок по сравнению с другими героями, конечно, из-за своей свиты. От этой странной компании не исходит тягостного ощущения безысходности, наверное, потому, что она прибыла в Москву не развлечения ради, а для того, чтобы спасти Мастера и дать бал «Ста королей». Приходится настаивать именно на таком порядке, так как ежегодный праздник мог пройти в любом городе мира, но Москва 1930-х была выбрана не случайно, а именно потому, что там был Мастер и его роман о Понтии Пилате.
Понтий Пилат С Пилатом тоже в этом смысле становится все ясно с самого начала, ему ненавистен Ершалаим. Он одинок. Единственное существо, к которому он привязан, - это его пес Банга. Прокуратор хочет умереть из-за невыносимой головной боли. Ему бы отдохнуть, но нет, надо допрашивать какого-то бродягу. По слухам, тот подговаривал народ разрушить храм. Потом этот бродяга чудесным образом исцеляет прокуратора и говорит с ним так, как мало кто себе позволяет.
Несмотря на это, игемон готов уже отпустить «философа», но тут обнаруживается, что Иешуа виновен еще и в По закону прокуратор должен распять своего избавителя, потому что нет ничего ужаснее преступления против кесаря. Пилат делает все возможное, чтобы предотвратить трагедию, но, к сожалению, его усилия тщетны. В ходе повествования с ним случается духовное преображение. Он меняется до неузнаваемости и открывает для себя, что на самом деле бродяга, которого не захотел помиловать синедрион, оказывается ему так же близок, как и Банга, хотя никаких разумных причин для этого нет. Он, возможно, является самой одинокой и самой трагической фигурой романа. И без нее у сочинения было бы совсем другое лицо и иная глубина. Все последующие мучения: лунный свет , бессонница, бессмертие - ничто, по сравнению с тем моментом, когда Пилат потерял своего единственного друга - Иешуа.
Пока тема «Проблема одиночества в романе "Мастер и Маргарита"» выдерживается в печальной тональности. К сожалению, ничего не меняется и тогда, когда речь заходит о судьбе Ивана Бездомного Иван Бездомный С персонажами, представляющими советскую реальность романа, все сложнее. Их одиночество становится очевидным только в пограничных ситуациях - точках человеческого существования, где жизнь подходит к своим пределам смерть или безумие. Так случилось и с поэтом И. Бездомным, который только в психбольнице осознал, насколько неправильную жизнь он вел до того. Правда, фигура Ивана Бездомного, так или иначе, трагическая - жизнь открыла ему истину о его бесприютности, но ничего не дала взамен. Надежды на обретение спасения у Ивана нет.
Главные герои Мастер и Маргарита - единственная пара персонажей, чья история заканчивается хорошо, но не в этой реальности, а только лишь на «том свете». Если освободить эту историю от романтического флера, то окажется, что именно одиночество толкнуло их в объятия друг друга. Мужа Маргариты в романе нет он присутствует только в ее словах , но читатель понимает, что, скорее всего, ее супруг скучен, до пошлости практичен и умен только в бытовых или коммерческих вопросах , поэтому женщине и захотелось полета. Мастер тоже У него ничего нет, кроме подвальчика и романа о Понтии Пилате, и он как никто другой нуждается в любви хорошенькой женщины. Правда, в силу того, что у пары совсем нет денег, только сильная любовь держит их вместе, а может быть, страх вернуться в свое тотальное и сплошное одиночество. Вообще, трудно сказать наверняка, была ли любовь между ними. Если и была, то, наверное, больная и хроменькая, а вот страх остаться одному - точно был.
Получается, что проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова прячется даже там, где на первый взгляд живет любовь. Мастеру изменил рассудок именно потому, что он не справился с грузом неосуществленных надежд и чаяний.
Тема «Мастер и Маргарита» является сложным и невероятно многогранным литературным произведением , в котором автором было представлено на суд читателя множество различных тем: любви, религии, греховной сущности человека, предательства. Но, по сути, все они являются лишь частями сложной мозаики, искусным обрамлением главной темы - вечного противостояния добра и зла. При этом каждая тема привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами романа. Центральной темой романа, безусловно, служит тема всепоглощающей, всепрощающей любви Мастера и Маргариты, которая способна пережить все трудности и испытания. Внедрив этих персонажей, Булгаков невероятно обогатил свое произведение, придал ему совершенно иной, более земной и понятный читателю смысл. Не менее важной в романе является проблема выбора , которая особенно красочно показана на примере взаимоотношений Понтия Пилата и Иешуа. По мнению автора, самым страшным пороком является трусость, ставшая причиной гибели невиновного проповедника и пожизненным наказанием для Пилата. В «Мастере и Маргарите» писателем ярко и убедительно показана проблематика человеческих пороков , которые не зависят ни от вероисповедания, ни от социального статуса или временной эпохи.
На протяжении всего романа главным персонажам приходится сталкиваться с нравственными вопросами, выбирать для себя тот или иной путь. Основной мыслью произведения является гармоничное взаимодействие сил добра и зла. Борьба между ними столь же стара, как и мир, и будет продолжаться до тех пор, пока будут живы люди. Добро не может существовать без зла, равно как и существование зла невозможно без добра. Идеей вечного противостояния этих сил пронизано все произведение писателя, который видит главную задачу человека в выборе правильного пути. Композиция Композиция романа отличается сложностью и оригинальностью. По сути, это роман в романе : в одном из них повествуется о Понтии Пилате, во втором - о писателе. Поначалу кажется, что между ними нет ничего общего, однако в ходе романа становится очевидной взаимосвязь двух сюжетных линий. В конце произведения Москва и древний город Ершалаим соединяются, и события происходят одновременно в двух измерениях. Более того, они происходят в одном и том же месяце, за несколько дней перед Пасхой, но только в одном «романе» — в 30-х годах ХХ столетия, а во втором - в 30-х годах новой эры.
Философская линия в романе представлена Пилатом и Иешуа, любовная - Мастером и Маргаритой. Однако в произведении есть отдельная сюжетная линия , до краев наполненная мистикой и сатирой. Главными героями ее являются москвичи и свита Воланда, представленная невероятно яркими и харизматичными персонажами. В завершении романа сюжетные линии соединяются в единой для всех точке - Вечности. Столь своеобразная композиция произведения постоянно держит читателя в напряжении, вызывая неподдельную заинтересованность сюжетом. Главные герои Жанр Жанр «Мастера и Маргариты» определить весьма непросто - настолько многоликим является это произведение. Чаще всего его определяют как фантастический, философский и сатирический роман. Однако в нем с легкостью можно отыскать признаки и других литературных жанров: реализм переплетается с фантастикой, мистика соседствует с философией. Столь необычный литературный сплав делает произведение Булгакова по-настоящему уникальным, которому нет аналогов в отечественной или зарубежной литературе. У каждого читателя есть своя «библия».
Булгаков подарил людям несколько произведений, которые могут претендовать на столь высокое звание. В первую очередь читателю приходит на ум роман «Мастер и Маргарита». Одиночество как воздух, которым дышат герои Одиночество - первейшая реальность человеческого существования. Люди рождаются в одиночестве, смерть также - дело одинокое. И если уж говорить совсем откровенно, то и жизнь человек не может по-настоящему с кем-то разделить. Можно удачно жениться или выйти замуж, родить кучу детей, но в глубине души оставаться совершенно одиноким. Кажется, именно это и выразил М. Булгаков в своем нетленном романе. Одиночество для них настолько естественно, что они его даже не замечают. Чтобы проиллюстрировать, как раскрывается в романе «Мастер и Маргарита», мы будем двигаться в нашем анализе от одного героя к другому.
Воланд Разве у Сатаны могут быть компаньоны или партнеры? А может быть, друзья? Конечно, нет. Он обречен быть один. В самом начале романа М. Берлиоз спрашивает у «Консультанта»: «Профессор, а вы один к нам прибыли или с супругой? И вместе с тем «профессор черной магии», может быть, наименее одинок по сравнению с другими героями, конечно, из-за своей свиты. От этой странной компании не исходит тягостного ощущения безысходности, наверное, потому, что она прибыла в Москву не развлечения ради, а для того, чтобы спасти Мастера и дать бал «Ста королей». Приходится настаивать именно на таком порядке, так как ежегодный праздник мог пройти в любом городе мира, но Москва 1930-х была выбрана не случайно, а именно потому, что там был Мастер и его роман о Понтии Пилате. Понтий Пилат С Пилатом тоже в этом смысле становится все ясно с самого начала, ему ненавистен Ершалаим.
Он одинок. Единственное существо, к которому он привязан, - это его пес Банга. Прокуратор хочет умереть из-за невыносимой головной боли. Ему бы отдохнуть, но нет, надо допрашивать какого-то бродягу.
Ещё одна проблема, затронутая в романе "Мастер и Маргарита", является противоречие между истиной и ложью. Столкнувшись с высказыванием Воланда, что "Мир состоит из истины и лжи", персонажи романа неизбежно начинают задаваться вопросом, что же на самом деле есть истина. Булгаков подчеркивает, что люди часто склонны принимать ложь за истину и наоборот. Он показывает, как в советском обществе истина может быть подавлена и заменена ложью, а правда заглушена из-за политических или идеологических интересов. Также, в романе проблема свободы и е1 ограничений играет важную роль. Мастер и Маргарита стремятся к свободе от системы, которая обременяет их и отнимает множество возможностей.
Когда он выздоровел в начале весны 1920 года, город уже заняли части Красной Армии. Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств местного ревкома. Для первого советского театра Владикавказа он написал пьесы, текст, одной из которых — «Сыновья муллы» — сохранился. В этой пьесе рассказывается о приходе Февральской революции в ингушское селение. Сама революция здесь предстает как благо для народа, и в этом, вероятно, пьеса отражала не только требования момента, но и взгляды ее автора. Вообще же пьесы владикавказского периода были прежде всего агитками-однодневками, писались для того, чтобы заработать насущный кусок хлеба, и подлинное мастерство Булгакова-драматурга в них еще не раскрылось. В мае 1921 года, успешная постановка «Сыновей муллы» дала автору пьесы достаточную сумму денег, как пишет Булгаков в автобиографическом рассказе «Богема», для отъезда из Владикавказа в Тифлис, где он рассчитывал на более благоприятные условия для литературно-драматической деятельности. Владикавказские впечатления послужили материалом для повести «Записки на манжетах», так же как перипетии Булгаковской биографии времен гражданской войны отразились в романе «Белая гвардия» и рассказах «Необыкновенные приключения доктора» и «В ночь на 5-е число». В сентябре 1921 года. Булгаков приезжает в Москву. В Москве он работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем настали тяжкие месяцы безработицы. Писатель пытается сотрудничать в частных газетах, возникавших в эпоху нэпа, но, как правило, очень быстро прогоравших, поступил даже в труппу бродячих актеров. В феврале 1922 года. Булгаков делает в дневнике отчаянную запись: «Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем... Обегал всю Москву — нет места. Валенки рассыпались». Никогда в своей жизни, ни до, ни после, он так не бедствовал. Переходный период от военного коммунизма к нэпу оказался в жизни страны едва ли не более тяжелым, чем сама эпоха военного коммунизма. Но по мере становления новой экономической политики жить становилось легче. Как показывает писатель в «Торговом ренессансе» и других очерках и фельетонах того времени, ожила торговля, в магазинах появлялось все больше товаров. Упрочилось и материальное положение Булгакова. С весны 1922 г. В сатирических фельетонах и очерках объектом Булгаковской сатиры становится не только «накипь нэпа» — нувориши-нэпманы вспомним новеллы «Триллионер» и «Чаша жизни» , но и та часть населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торговки, сослужащие и другие. Но Булгаков видит и ростки нового, приметы возвращения жизни в нормальное русло символом этого в одном из очерков становится мальчик-школьник, идущий по улице с новеньким ранцем. Потому так подчеркнуто оптимистически завершает писатель очерк «Киев-город»: «Но трепет новой жизни я слышу.
В чём смысл романа «Мастер и Маргарита»
Таким образом, роман “Мастер и Маргарита” затрагивает вечные проблемы человечества, такие как смысл жизни и добро и зло. Таким образом, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» произвел на меня большое впечатление, оставив за собой положительные эмоции и багаж новых знаний. Сомнений нет — роман «Мастер и Маргарита» точно вошел бы в список самых цитируемых произведений русской литературы. Вот она, вечная проблема-роман мастер и маргарита Какие проблемы поднимает мастер и маргарита. Почему «Мастер и Маргарита» – это роман про нас.
Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” – проблематика произведения
вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Статья автора «Маша Солнцева» в Дзене: Одной из главных причин того, что роман «Мастер и Маргарита» навсегда вошел в сокровищницу мировой литературы, стала демонстрация автором ряда вечных проблем. Вы владелец сайта? Информация о причинах блокировки была выслана на Ваш контактный E-mail. Также Вы можете связаться с нашей службой технической поддержки с помощью раздела "Помощь и поддержка" в панели управления хостингом или любым удобным для Вас способом. Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова написан о судьбе художника. проблема выбора; • - проблемы добра и зла; • -проблемы любви и одиночества; • - проблемы творчества и нравственности. это роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Вечные вопросы в романе М.А.Булгакова "
Но сюжет романа строится не только на истории любви Мастера и Маргариты: земная жизнь в произведении сопоставлена автором с жизнью библейского персонажа — Иешуа Га-Ноцри. Но земная жизнь независимо от эпохи, по булгаковским меркам, не является воплощением справедливости, и поэтому Га-Ноцри на своем праведном пути встречается с предательством и трусостью. Персонаж был осужден Понтием Пилатом: «повинен за произношение нелепых речей, смущавших народ в Ершалаиме», и, несмотря на нелепость обвинения, приговорен к смертной казни. Прокуратор Иудеи проявил трусость перед невинным Иешуа, провозглашая жестокий приговор. Он боялся, что другие чиновники его не поймут, и он сам «станет преступником». Также на решение Пилата повлияла его гордыня: он не смог признать того, что есть на свете что-то величественнее власти императора Тиверия, так как сам являлся ее представителем.
Именно чувство любви позволяет персонажам развиваться, и в конце истории герои получают «вечный покой» — то, к чему стремились они на протяжении всей жизни. Но сюжет романа строится не только на истории любви Мастера и Маргариты: земная жизнь в произведении сопоставлена автором с жизнью библейского персонажа — Иешуа Га-Ноцри.
Но земная жизнь независимо от эпохи, по булгаковским меркам, не является воплощением справедливости, и поэтому Га-Ноцри на своем праведном пути встречается с предательством и трусостью. Персонаж был осужден Понтием Пилатом: «повинен за произношение нелепых речей, смущавших народ в Ершалаиме», и, несмотря на нелепость обвинения, приговорен к смертной казни. Прокуратор Иудеи проявил трусость перед невинным Иешуа, провозглашая жестокий приговор. Он боялся, что другие чиновники его не поймут, и он сам «станет преступником».
Власть все так же заставляет людей предавать, бояться, врать, отказаться от морали.
И на все это люди идут только, чтобы сохранить собственное благополучие. Итак, указанные выше проблемы являются актуальными и сейчас и заставляют каждого читателя задуматься над ними. Ведь ничего практически не изменилось. Так же идет борьба между добром и злом, между нравственностью и равнодушием. Именно поэтому этот роман проходит сквозь время и будет актуальным в любую эпоху.
Люди не меняются, так же как и проблемы, которые испытывают нравственность, любовь и доброту каждого. Автор: Игорь.
Редакторы, критики, члены редакционной коллегии — все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М. Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды. Свободу Мастера со временем подавляет страх. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца.
Он даже от Маргариты готов отказаться - не подал ей весточку из «дома скорби». Судьба Мастера — это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М. Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск до двух недель — на рассказ-новеллу, до одного года — на роман , вкусно и дёшево поесть.
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Вечные проблемы, потому и называются вечными, что они существуют со дня сотворения мира и не решены до сих пор. Почему «Мастер и Маргарита» – это роман про нас. Вопросы, поднятые М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», остаются открытыми, а вечные проблемы — не решенными.