• украинский щипковый музыкальный инструмент, родствен цитре с XV—XVI вв. один из старейших музыкальных инструментов в мире карманного ритмические возможности безграничны, а способность изменять тембр экстремальными. Новости. Музыкальные Инструменты. Новости. Музыкальные Инструменты. не просто русский духовой инструмент, он один из самых старых из известных историкам.
Цимбалы струнные щипковые музыкальные инструменты
Бандура относится к группе украинских народных, струнных щипковых музыкальных инструментов, по виду напоминает русские гусли и в некоторой степени гитару. не просто русский духовой инструмент, он один из самых старых из известных историкам. Вопрос: Украинский щипковый музыкальный инструмент, 6 букв, на Т начинается, на Н заканчивается. Банду́ра — украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент, играют на нём пальцами правой руки. Бандура[3] или Кобза[4] [5] — украинский многострунный щипковый музыкальный инструмент [6], играют на нём пальцами правой руки. найден ответ: ТОРБАН.
Какие у украинцев есть национальные инструменты?
Струнные Щипковые музыкальные инструменты народов мира. Украинский народный музыкальный инструмент Бандура. Бандура — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф. Бандура относится к группе украинских народных, струнных щипковых музыкальных инструментов, по виду напоминает русские гусли и в некоторой степени гитару. Украинский щипковый музыкальный инструмент, родствен цитре с xv—xvi вв. Украинская кобза была традиционно струнным музыкальным инструментом, похожим на лютню, с корпусом, вытесанным из цельного куска дерева.
Украинские народные инструменты презентация
БандураБандура — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф. Смотреть видео про Украинский щипковый музыкальный инструмент. Украинский щипковый музыкальный инструмент Ответы на кроссворды и сканворды 6 букв. найден ответ: ТОРБАН. Дала фæндыр) — осетинский народный музыкальный инструмент семейства щипковых. Ниже представлены все слова с определением «украинский щипковый музыкальный инструмент 6 букв», которые найдены в нашей базе.
Украинский щипковый музыкальный инструмент, 6 букв
один из немногих древних щипковых струнных музыкальных инструментов, которых сохранились до наших дней. украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом, похожим на корпус лютни, и с небольшим, слегка отогнутым назад грифом. Важные новости. сегодня в 05:47 Пчеловоды Болгарии вышли на акцию протеста. Громоздкий и нескладный предмет. украинская цитра. Украинский народный струнный музыкальный инструмент. это старинный струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом-резонатором округлой или четырёхугольной формы, который соединён с перекладиной двумя ручками. украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф.
География музыкальных инструментов
В разное время бандура имела от 7—9 до 20—30, а то и больше струн, изготовленных из жил, позже их обвивали медным проводом. Большое распространение бандура получила среди украинского казачества. На бандурах играли странствующие слепцы-бандуристы, которые исполняли песни специфических жанров — исторические, думы, псалмы, канты и т. Диатоническая многострунная бандура — это музыкальный инструмент с арфоподобным способом игры без пережима струн на грифе. Образец 1840 ошибочно датированный 1740 года находится в Санкт-Петербургской консерватории под названием «бандура Недбайло».
Звучание окарини очень красивое, восхитительное; - свирель — один из самых распространенных национальных украинских инструментов. Изготавливается из различных пород дерева и имеет множество звучаний; - горны — деревянные конусообразные трубки, которые звались казацкой трубой; - трембита — деревянная трубка длиной 2-3 метра. В древности для обитателей Карпат она служила сигнальным инструментом. Струнные национальные музыкальные инструменты: - бандура — украинский многострунный музыкальный инструмент. Корпус бандуры выдалбливался из ореха, груши, ивы. Количество струн на инструменте — от 7 до 20. В наши дни бандура служит эмблемой украинских национальных инструментов; - бас, басоля — струнный инструмент, внешним видом напоминающий скрипку или виолончель.
Украинский народный инструмент Столовидные гусли клавировидные одновременно являются и мебелью, и музыкальным инструментом. В основном крышки украшены иконописью, разными видами резьбы и росписью по дереву.
Этот инструмент представляет эпоху барокко. Использовался при исполнении кант и псальм. Щипковая техника создает весьма интересное звучание. Бандура — автохтонный кобзарский украинский музыкальный инструмент. Сюда причисляется также кобза. Кобза отличается от бандуры тем, что в ней меньше приструнков; для игры на бандуре используется щипковая техника, а на кобзе струны можно еще и прижимать, и они, соответственно, меняют свою звуковысоту.
Еще одно изображение обнаружено на иконе XVII в. Изображение инструмента на фресках Софийского собора, свидетельствует о распространении древней домры в музыкальной культуре княжеской эпохи и о лояльное отношение к нему со стороны христианской церкви. Развитие домрового исполнительства достигло своего расцвета к XVII веку, но было внезапно прервано православной церковью а точнее — патриархом Никоном, чья бурная деятельность привела к церковному расколу и кризису православия , которая стала инициатором изъятия и уничтожения домры. По указу царя Алексея Михайловича «Об исправления нравов и уничтожении суеверий» 1648 скоморошество и музыкальный инструментарий скоморохов подлежали уничтожению: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».
Упор при этом делался исключительно на религиозной основе, на искоренении остатков языческого мировоззрения и культуры, представителями которого, по мнению церковной власти, были скоморохи. В то время домра чрезвычайно распространилась в музыкальном быту. Существовали традиции изготовления домры, сохранились таможенные отчеты о поставке металлических струн, на ярмарках были организованы специальные ряды, где продавались домры. Известно, что в начале XVII века московские музыкальные мастера по изготовлению домр т. Музыканта, играющие на домрах их именовали домрачеями выступали повсюду — от улиц до царских палат. Для развлечений московского царя и царского окружения была организована государева потешная палата, в которой важное место отводилось скоморохам-домрачеям. Сохранились сведения, что на домрах играли служители православного культа. О популярности домры свидетельствуют составленные народом пословицы, например, «рад скоморах о своих домрах». Итак, беспрецедентный по своей жестокости приказ царя Алексия Михайловича, изданный под влиянием патриарха Никона и направленный на полное истребление скоморошества как явления народной культуры, стал главной причиной потери домры. Олеарий в своей книге упоминает о варварском уничтожении музыкальных инструментов, которые были привезены на берег Москва-реки на пяти доверху заполненных телегах и сожжены.
Так домра, а вместе с ней исполнительские традиции музыкантов-домрачеев, а также секреты изготовления инструмента, были потеряны на несколько веков. Отметим, что скоморошество уничтожалось только на землях, входивших в состав Московского царства, тогда как большие территории, ныне известные как правобережная Украина, некогда принадлежавшие Киевской Руси, на которых происходило зарождение и развитие домрового исполнительства, не были подчинены Алексею Михайловичу, поскольку в то время, когда происходили описанные события, они входили в состав других государств — сначала Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой. Домровое исполнительство здесь продолжало развиваться, однако следы украинской домры также теряются и причины этого явления требуют тщательного изучения. Профессор В. Ивко, опираясь на все известные на сегодняшний день факты и свидетельства, видит историю возникновения и распространения домры, в том числе причины уничтожения скоморошества и инструментария скоморохов, в несколько ином свете и отмечает украинские корни этого инструмента: 1. Наличие скоморошества в Киевской Руси в Х веке свидетельство Ибн Даста, былины об Илье Муромце, Добрыне Никитича, Алеше Поповиче - кстати, Добрыня и сам происходил от скоморохов, пел под аккомпанемент гуслей на княжеских застольях. Среди музыкальных инструментов, которыми пользовались скоморохи, центральное место занимала домра поздние письменные свидетельства. Былинные богатыри исповедовали православную веру, а не язычество. Изображение скомороха с инструментом, похожим на современную домру в Софийском соборе в Киеве начало строительства Ярославом Мудрым церкви св. Никаких свидетельств о восточном происхождении домры в письменных документах не обнаружено.
Татаро-монгольское нашествие в первой половине XIII в. Отсутствие письменных свидетельств о скоморошестве на территории современной Украины после татаро-монгольского нашествия. Истребление скоморошества по поводу борьбы с предрассудками, хотя акция скорее всего носила политический характер - попытка уничтожения народной памяти династией Романовых с ее сомнительной легитимностью аналогичная акция позже имела место в СССР - расстрельный съезд слепцов-кобзарей на Харьковщине.
Классификация русских народных инструмента
Представляет собой большую деревянную трубу длиной до четырёх метров без вентилей и клапанов. Диаметр — около 30 мм, увеличивается в раструбе; в узкий конец трембиты вставляется роговое или металлическое дульце пищик. Высота звукового ряда трембиты зависит от её величины. Мелодию исполняют преимущественно в верхнем регистре. На Украине трембита распространена в восточной части Украинских Карпат , в частности на Гуцульщине.
Она исполняет роль информатора о разных событиях на селе о колядовщиках, которые приближаются, о свадьбе, смерти, похоронах соответствующей призывной, печальной или тоскливой мелодией. На трембите исполняются также пастушьи мелодии. Временами игру трембиты включают в оркестры.
Кугиклы — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент Кугиклы — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент Кугиклы — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Кугиклы кувиклы, кувычки относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги. Именно так прежде назывался камыш. Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют полую сердцевину; бамбуковидные растения.
Спасибо, Рыбка моя! Но теперь, можно на Дне Незалежности громко заметить, что : "Дядечка на бухале классно выдает, а ребро просто заливается! А ты эту партию поддерживаешь? Они слишком радикальные. Мне интересны такие как В.
Трембита - колоритный духовой инструмент Трембита была распространена на юго-западе Украины, в Карпатах. Этот оригинальный инструмент выглядит, как длинная деревянная труба, обернутая березовой корой. К концу труба немного расширяется. Длина трембиты может достигать 4 метров. Высота звука инструмента зависит от размера пищика, вставляемого в узкий конец, а также от мастерства самого музыканта. Примечательно, что обычно трембита изготавливалась только из тех деревьев, в которые ударила молния. Ее создание требовало особого мастерства, ведь стенки инструмента должны быть не более 7 мм.
Звук трембиты слышен на несколько километров, поэтому она широко использовалась карпатскими пастухами для оповещения о различных событиях. Также на трембите играли во время похорон и венчания.
История одного предмета – бандура.
Верхняя дека плоская, с большим круглым резонаторным отверстием, в к-рое обычно вставлена ажурная розетка из дерева или папье-маше. Струны жильные, крепятся внизу к приклеенной на деке подставке, вверху наматываются на поперечные колки, вставленные в головку. Количество струн в разное время и у разных экземпляров - 6-16; 1-я струна одинарная, остальные - парные иногда число струн доходило до 24. Наибольшим распространением пользовались 6-8-струнные Л. В основе настройки - квартово-терцовые соотношения обычно терция в середине и кварты по краям , менявшиеся в зависимости от исполняемого произв. До нач. Затем число ладов делались навязными из жильных струн увеличилось до 11. Во время исполнения Л. Звук извлекали, защипывая струны пальцами, иногда плектром. По характеру звучания Л. В конце средних веков уд был занесён маврами и сарацинами в Испанию и Сицилию, откуда в 14 в.
Согласно карело-финским поверьям, кантеле является ритуальным предметом. Владеть им может только старейшина рода, и он же обязан передавать религиозную мудрость, сокрытую в рунах, своим многочисленным наследникам и последователям. Такая традиция связана с текстами «Калевалы», где перебиравшего струны мудрого Вяйнямёйнена приходили слушать не только люди, но и все обитатели лесов и озер. Происхождение, конструкция и особенности Изучением истории реального возникновения кантеле специалисты начали заниматься с начала 19 столетия. По результатам многолетнего сбора фактов было выяснено следующее: название, вероятно, восходит к древне-финскому слову «kanto» - пень; в разных регионах Финляндии и Карелии наименование инструмента несколько отличается и звучит как «kanteleh», «kantelevo» либо «kandalla»; альтернативные версии предлагают другие слова-первоисточники — например, «kanta» - крышка и даже «kansi» - носить. Об игре на кантеле существуют воспоминания наиболее известного олонецкого губернатора и русского поэта Гавриила Державина.
Однако на карело-финской земле кантеле буквально одушевляли, поскольку верили, что в них вложил что-то вроде души старик-волшебник Вяйнямёйнен, прародитель народов Севера. Согласно карело-финским поверьям, кантеле является ритуальным предметом. Владеть им может только старейшина рода, и он же обязан передавать религиозную мудрость, сокрытую в рунах, своим многочисленным наследникам и последователям. Такая традиция связана с текстами «Калевалы», где перебиравшего струны мудрого Вяйнямёйнена приходили слушать не только люди, но и все обитатели лесов и озер. Происхождение, конструкция и особенности Изучением истории реального возникновения кантеле специалисты начали заниматься с начала 19 столетия. По результатам многолетнего сбора фактов было выяснено следующее: название, вероятно, восходит к древне-финскому слову «kanto» - пень; в разных регионах Финляндии и Карелии наименование инструмента несколько отличается и звучит как «kanteleh», «kantelevo» либо «kandalla»; альтернативные версии предлагают другие слова-первоисточники — например, «kanta» - крышка и даже «kansi» - носить.
Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Известен с III веке до н. В входил в состав придворного оркестра яюэ «изящная музыка» и был наиболее характерным инструментом классической древнекитайской музыки.
украинский щипковый музыкальный инструмент, 6 букв, 1 буква «Т», сканворд
Балалайка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, ставший одним из музыкальных символов русского народа. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек — прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Длина балалаек различна: от 600—700 мм прима до 1,7 метров субконтрабас длиной, с треугольным слегка изогнутым а в XVIII—XIX веках и овальным деревянным корпусом. Корпус склеен из отдельных 6-7 сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические в XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые. На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов до конца XIX века — 5—7 врезанных ладов. Академический строй балалайки — две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля».
Существует также «народный» строй — первая струна «ля», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы. Любопытно само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Гармонь-тальянка тальян-гармун - татарский ручной клавишно-пневматический музыкальный инструмент.
В разные времена в татарском народе имелись в обиходе самые различные по конструкции музыкальные инструменты этого типа — «саратовские гармони» с колокольчиками, «двухрядки» русского строя, «двухрядки-хромки», «однорядки» русского строя и т. Самой популярной среди них является «однорядка-тальянка» «тальян гармун» с диатоническим звукорядом и с удвоенным или утроенным звучанием в октаву. Тальян гармун в татарский музыкальный быт вошла во второй половине XIX века. В первой половине XX века гармоники были широко распространены повсеместно. В каждом селе находился свой гармонист. Но и сейчас жизнь ее продолжается и в быту, и в самодеятельных ансамблях, и в оркестрах народных инструментов. Производство гармоник значительное развитие получило в Туле и, что особенно важно для Среднего Поволжья, в Вятке. Уже в 60-х годах XIX в.
Но поистине национальным инструментом татарской деревни гармоника становится лишь в начале XX века и особенно в 20-е годы. Тальян-гармун состоит из двух полукорпусов - правого и левого, соединенных меховой камерой. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки извлекается не один звук, а целый аккорд. Это делает более легким исполнение простых музыкальных произведений. На правой клавиатуре играется мелодия. При растяжении сжатии меха создается разница давлений внутри и вне корпуса инструмента, что при открытом клапане нажатой кнопке приводит к движению воздуха через соответствующую голосовую планку и возбуждению в ее проеме язычка голоса. Гопуз варган — туркменский народный музыкальный инструмент. В переводе с древнетюркского языка, слово «гоп» означает — высокий, возвышенный, а «уз» — голос.
В целом, смысл слова понимается как «волшебное музыкальное звучание». Когда и где начинается история гопуза — древнейшего инструмента, который во многих странах принято считать народным, достоверно не известно. По предположениям некоторых историков — искусствоведов время его появления может датироваться приблизительно третьим тысячелетием до нашей эры. Однако есть мнение, что рождение инструмента приходится на значительно более ранний период, на то время, когда человек изобрел лук — метательное оружие, которое служило ему не только для добычи пищи, но и для развлечения. Вставляя один конец лука в землю, либо зажимая его между пальцами ног, а другой, упирая себе в зубы или в нёбо, он извлекал звуки при помощи палочек и пальцев рук такой способ музицирования до сих пор бытует у племен Центральной Америки. Тем не менее, существует версия, что прародителем гопуза могла быть простая щепка. Туркменский гопуз - струнный щипковый инструмент, оснащенный вибрирующим при игре язычком. Музыкант придерживает инструмент губами и одновременно манипулируя языком.
Туркменский гопуз является девичьим инструментом для исполнения пьес подражательного характера. Известен также под названием варган. Конструкция гопуза очень проста. Принцип устройства инструмента — это неподвижная основа, а в ней свободно колеблющийся язычок. Конструкция гопуза может быть как цельной, то есть язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной — язычок прикрепляется к основе. Форма инструмента бывает как дугообразной, так и в виде тонкой узкой пластины. Дугообразные гопузы изготавливают путем ковки из металлического прута, по центру инструмента прикрепляют язычок из стали с крючком на конце. Пластинчатые гопузы — это цельная пластина с прорезью посередине и с прикрепленным или вырезанным язычком.
Пластинчатые инструменты делают из дерева, бамбука, кости, реже из металла. Гопуз обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением — это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий. Дала-фандыр осет. Инструмент дала-фандыр до 750 мм в длину, двух или трёхструнный. Головка, гриф и корпус изготовляются из цельного куска дерева. Корпус то есть ящик выдолблен. Сверху он покрыт тонкой пластинкой верхняя дека.
Материалом для изготовления является любая древесина твердой породы клён, груша , но верхняя дека выполняется всегда из древесины мягкой породы хвойные , так как она более звучна и способствует формированию хорошего звука и легче поддаётся обработке. Верхняя дека крепится к корпусу, но сначала недалеко от предполагаемого места расположения «кобылки» — по обеим сторонам от центра деки — прорезаются два небольших резонаторных отверстия. Их форма бывает различной два «полумесяца», обращённые друг к другу и т. Но встречаются инструменты и с одним резонаторным отверстием, расположенным в центре деки и обращённым к «кобылке». От головки к нижней кнопке через гриф и кобылку натягивают струны. Традиционно струны изготавливались из конского волоса. Появление жильных струн явление более позднего периода. Каждая струна инструмента, в зависимости от её назначения состоит из разного количества волосин в ней.
Это количество волосин в каждой из трёх струн у трёхструнного инструмента колеблется в пределах между 7-8 в самой толстой струне, 5-7 в средней и 4-5 в самой тонкой струне, то есть с разницей в несколько волосин между струнами. Звуки на инструменте извлекаются быстрым «перебором» струн, «бряцанием» или «щёлканьем» по ним указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Дала-фандыр является «сольно-сопровождающим» инструментом: отдельно сольный инструмент и отдельно сопровождающий аккомпанирующий , а также сольно-сопровождающий во время сопровождения танца, где инструмент выступает как солирующий и аккомпанирующий одновременно. Чаще всего дала-фандыр сопровождал пение и танцы. На нём так же исполнялись соло и песенные мелодии. Под его аккомпанемент пелись лирические, бытовые песни, песни, сопровождавшие танцы и т. ДАФ Даф - узбекский народный ударный музыкальный инструмент, разновидность бубна. История дафа насчитывает более пяти тысячелетий и это один из тех редких музыкальных инструментов, который сохранил до наших дней свою первоначальную форму.
Даф представляет собой деревянный обод шириной 5 — 7 см и диаметром около 50 — 55 см, с натянутой на него кожей коровы, барана, козла. В современных условиях мембрана также делается из пластика, чтобы предотвратить увлажнение. К ободу иногда прикрепляются 60-70 медных или металлических колец, «тарелочек» пластинок или колокольчиков, которые при исполнении создают звенящий звук. Исполнитель дафа, держа его обеими руками, играет на нём, также, как и много лет назад, пальцами, применяя местами приём шлёпка, иногда подбрасывая или резко опрокидывая, что позволяет создавать многообразные звуковые оттенки: от глухого шуршания до мощного треска и звона. Часто даф держится на уровне плеч, но во время игры нарастающий интенсивный ритм естественным образом заставляет инструмент и верхнюю часть тела мастера приходить в движение. Сначала кажется, что игра на дафе не представляет трудности, однако это не так.
Выдающимися бандуристами были Остап Вересай , Михайло Кравченко. Басовая разновидность старинной бандуры — торбан, в свою очередь родственный западноевропейской теорбе. В советское время были созданы модифицированные бандуры, составлявшие оркестровое семейство ; наиболее удачными признаны инструменты системы И. Редакция музыки Опубликовано 20 декабря 2023 г.
При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонаторомПри игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляцииПри игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металлаОбычно делается из металла, дерева или кости. Слайд 6 Гуцульская дрымба Слышать голос гуцульской полоныны, растворится в музыке гор, перенестись из шумного города в самое сердце величественных Карпат - это все становится возможно, как только вы берете в руки гуцульскую дрымбу. Маленькая, звонкая, с высоким и певучим голоском - дрымба по сути является одним из самых маленьких и самых мелодичных варганов мира. Будучи, когда-то, женским инструментом, сейчас дрымба используется и мужчинами и женщинами. На ней играют на свадьбах, при обрядах, существуют даже целые ансамбли дрымбарей!
Владеть им может только старейшина рода, и он же обязан передавать религиозную мудрость, сокрытую в рунах, своим многочисленным наследникам и последователям. Такая традиция связана с текстами «Калевалы», где перебиравшего струны мудрого Вяйнямёйнена приходили слушать не только люди, но и все обитатели лесов и озер. Происхождение, конструкция и особенности Изучением истории реального возникновения кантеле специалисты начали заниматься с начала 19 столетия. По результатам многолетнего сбора фактов было выяснено следующее: название, вероятно, восходит к древне-финскому слову «kanto» - пень; в разных регионах Финляндии и Карелии наименование инструмента несколько отличается и звучит как «kanteleh», «kantelevo» либо «kandalla»; альтернативные версии предлагают другие слова-первоисточники — например, «kanta» - крышка и даже «kansi» - носить. Об игре на кантеле существуют воспоминания наиболее известного олонецкого губернатора и русского поэта Гавриила Державина. В 1785 году, впервые услышав инструмент, он назвал его «пятиструнными гуслями», на которых играют местные «лоптяне».
Украинские народные инструменты презентация
Оборотная сторона черного цвета, украшенная рельефом в виде завитков, цветков и листьев, собранных в круг. Бандура — украинский струнный щипковый инструмент. По конструкции и способу звукоизвлечения бандура родственна русским гуслям. В разное время и у разных музыкантов бандура имела от 7-9 до 20-30 и более струн.
Справа над декой натянуты короткие струны приструнки , на которых исполняют мелодию; вдоль шейки проходят длинные басовые струны, служащие для сопровождения бунты. При игре правой рукой защипывают приструнки, левой — бунты.
Этот инструмент представляет эпоху барокко.
Использовался при исполнении кант и псальм. Щипковая техника создает весьма интересное звучание. Бандура — автохтонный кобзарский украинский музыкальный инструмент.
Сюда причисляется также кобза. Кобза отличается от бандуры тем, что в ней меньше приструнков; для игры на бандуре используется щипковая техника, а на кобзе струны можно еще и прижимать, и они, соответственно, меняют свою звуковысоту. На таких инструментах исполнялись не только лирические, но и большое количество танцевальных произведений.
Колисная лира — кобзарский струнно-смычковый инструмент.
Поднять людей в контратаку под этим огнем, прижимавшим к земле, Торбану казалось делом трудным, и он медлил, выжидая хоть какой-нибудь передышки. А Мазепа, оборвав думу, вдруг зазвонил на торбане игривыми струнами, и закипели огненным дождем звуки, перешедшие светлой мелодией в мерный ускоряющийся темп бешеного танца. Источник: библиотека Максима Мошкова.
Эта упругая струна называлась «гусла». Они прикрепили тетиву к деревянному корпусу-резонатору, — так был создан простейший «музыкальный лук», на основе которого в разных странах были созданы свои национальные инструменты.
Возникновение названия ученые также связывают с древнерусским словом «гудеть» — звучать, играть на струнных музыкальных инструментах, которые в старину назывались «гудебными сосудами». Впервые о гуслях упоминается в византийских источниках VI века, позднее это название появляется в летописях XI века. Самый древние — крыловидные гусли — появились на Руси к концу I тысячелетия. Они были созданы на основе кантелевидных гуслей, бытовавших среди балтийских славян, ранее населявших северо-западные территории будущей России. И сейчас этот вид гуслей очень схож с карело-финским инструментом кантеле. Гусли на Руси в народе любили. Под их мелодичный звон рассказывали сказки, пели песни, водили хороводы, плясали и даже дрались: кулачные бои — очень распространенная забава русского народа.
Гусли звучали повсюду: на крестьянских братчинах и княжеских застольях, на языческих праздниках и скоморошьих представлениях, на ярмарках и в царских палатах. Секреты изготовления и искусство игры на них передавались из поколения в поколение. Существует несколько видов гуслей. Самые популярные в настоящее время — крыловидные гусли. Эти гусли имеют трапециевидную форму и открылок — это лицевая часть корпуса, выходящая за пределы резонаторной камеры и ряда колков. Открылок создает необходимую опору для левой руки музыканта, играющего аккордами с бряцаньем — гусли при этом располагаются на коленях в вертикальном или полунаклонном положении.