В пять утра 26 октября 2002-го начался штурм Театрального центра на Дубровке. 23 октября 2002 года произошёл захват террористами в заложники зрителей в Театральном центре на Дубровке, где шел мюзикл "Норд-Ост". После операции по освобождению заложников театральные постановки вернулись в центр, но популярности «Норд-Оста», первого российского мюзикла, они так и не достигли.
«Мы идем умирать»: что произошло на Дубровке в «три черных дня» ровно 19 лет назад
«Рассказать, почему я жёлтенькая? После «Норд-Оста полетела печень» | Ровно 20 лет назад, 26 октября 2002 года, начался штурм Театрального центра на Дубровке, захваченного террористами во время мюзикла «Норд-Ост». |
"Норд-Ост" девятнадцать лет спустя | Пикабу | У входа в театр на Дубровке установлен монумент в память о жертвах теракта. |
Кобзон и Рошаль вывели детей, а Пугачева не сумела. Роль звезд в помощи заложникам «Норд-Оста»
Террористический акт на Дубро́вке — захват заложников на Дубровке в Москве, начавшийся 23 октября и продолжавшийся до 26 октября 2002 года. Сегодня театр на Дубровке продолжает радовать своих зрителей высококачественными спектаклями и концертами. После совещания Эльмурзаев принял решение организовать захват заложников в здании Театрального центра на Дубровке, который находился недалеко от центра Москвы, имел большой зрительный зал и малое количество прочих помещений. Вот неужели командир террористической группы, захватившей Театральный центр на Дубровке, Мовсар Бараев всерьёз мог рассчитывать, что в обмен на захваченных заложников государство откажется от результатов победоносной военной операции.
Что будет на месте «Крокус Сити Холла» и нужно ли его восстанавливать
Комбинация действительно была задумана, без преувеличения, дьявольская. Мало того что она преследовала информационный эффект, до чего так падки в киевском «Квартале 95», так еще вражду между конфессиями внутри России была надежда посеять. Вот если взглянуть на происходящее под таким углом, тогда, вероятно, по-иному прозвучат предупреждения двухнедельной давности о возможных терактах в Москве. Их выдали в первой декаде марта своим гражданам посольства США и Британии. И тут же выяснится, почему столь тщательно спланированная и организованная операция не была приведена в действие, скажем, в ходе президентских выборов в России, а была отложена на неделю.
Cui prodest? Это из тех вопросов, что приводят к ответам. Задавшись им в нашем случае, можно увидеть причинную связь случившегося вчера вечером побоища с событиями в ходе СВО: с произведенным Россией накануне ночным ударом по энергетической инфраструктуре Киева. Ударом беспрецедентным, выведшим из строя такой энергетический гигант, как Днепрогэс.
Понятно, что без международного резонанса такое событие остаться не могло. Причем оценка военных возможностей киевского режима оказалась бы далеко не в пользу последнего. Вот и было принято решение провести давно задуманную операцию. Военный ее смысл — здесь можно согласиться с тем же Подоляком — был более чем ничтожен.
А вот созданная вчерашним терактом информационная волна смогла погасить ту, что создали российские удары. Однако на конечный результат этих ударов не повлияла. Да и не в силах была повлиять. Как оказалась она бессильной и перед настроениями российского общества.
Сегодня они уже совсем не такие, какими были в пору «Норд-Оста». Не стану приводить примеры, повторяя про очереди на пункты сдачи крови, бесплатные перевозки на такси, про сборы средств для пострадавших, про стихийные мемориалы на улицах наших городов. Все это сегодня хорошо известно.
Рядом построили храм Кирилла и Мефодия.
И локация понятна, и отрицательных эмоций не вызывает. О случившемся напоминает лишь мемориальная доска на углу здания. По официальным данным погибли 130 заложников, по неофициальным - 174 человека. Традиционно в ДК располагались студии и кружки.
К зданию пристроен кинозал, который нынче пустует.
По словам главы думской фракции, "за годы общество и страна стали сильнее". Васильев поблагодарил россиян, которые оказывали помощь пострадавшим и потерявшим своих близких в трагедии. Теракт в концертном зале Crocus City Hall в Красногорске произошел вечером в пятницу, когда несколько человек открыли стрельбу по посетителям концерта группы "Пикник", а также устроили пожар. По последним данным, в результате теракта погибли 133 человек , в больницах Москвы и Подмосковья находятся 107 пострадавших.
Открывает митинг Дмитрий Миловидов. Среди заложников были его дочери. Старшая погибла. Ей было 14 лет. Время идёт, но больно каждому из них. Не залезайте в души выжившим в том аду, рядом побудьте лучше, жизнь иль минуту одну… Вновь равнодушные взгляды, камеры, суета… Люди, людьми быть надо, всем, как они тогда. На ступеньках театрального центра стоят красные лампадки, лежат гвоздики. Здесь же портреты погибших. На этот раз не больше 15 фотографий. Миловидов объявляет минуту молчания.
Фото: Ирина Боброва Большинство присутствующих на акции памяти — пожилые женщины. После поименного перечисления всех погибших, в небо запускают 130 белых шариков по количеству жертв. Большинство покидает площадь. Хотя кое-кто здесь есть. Подводит меня к представителям районной управы. Управа принимает участие в организации: приносим лампады, шары, цветы, устанавливаем звук на сцене. Кстати, вы возлагали цветы? Вот возьмите, — собеседник протягивает мне гвоздики. Вот мы с ними договариваемся каждый раз… Само здание выглядит бесхозным. Центральный вход закрыт, окна пыльные, кажется, что давно не мыли.
«Люди поспят и проснутся»: штурм «Норд-Оста», как это было
более 800 человек. Группа боевиков удерживала 916 заложников в здании Театрального центра на Дубровке с 23 по 26 октября 2002-го. Более 20 лет прошло с тех пор, как 26 октября террористы захватили Театральный центр на Дубровке, в нем шел мюзикл "Норд-Ост". Здание Театрального центра на Дубровке было построено в 1974 году на улице Мельникова и называлось Дворцом культуры Первого государственного подшипникового завода. Там, в подвале, оказалось три работника центра, которые три дня сидели в подземелье.
Театральный центр на Дубровке
Захват заложников в Театральном центре на Дубровке стал уроком и для властей, и для спецслужб. Театральный комплекс на Дубровке. В настоящее время в помещении Театрального центра на Дубровке открыт Театр на Мельникова. Коллектив Театрального центра на Дубровке не поддается унынию и панике, которые бы означали признание силы вероломного террора.
«Нас запихнули в тот же зал и сказали играть»: что стало с «Норд-Остом» после теракта
Когда здание театрального центра на Дубровке оказалось под угрозой взрыва, у силовых структур не осталось выбора. 21 год со дня захвата заложников в театральном центре на Дубровке. Из Театрального центра на Дубровке взрывотехники изъяли в общей сложности 30 взрывных устройств, 16 гранат Ф-1 и 89 самодельных ручных гранат. Террористический акт на Дубро́вке — захват заложников на Дубровке в Москве, начавшийся 23 октября и продолжавшийся до 26 октября 2002 года. После штурма театрального центра тело Васильева нашли с шестью пулевыми ранениями в подвале. Как бы это помогло вам на Дубровке или посетителям «Крокус Сити Холла»?
58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост»
Пожарского», Народное ополчение имени К. Пожарского, «Народное ополчение имени К. Кушкуль г. Оренбург, «Мусульманская религиозная группа п.
Боевики приготовились в любой момент осуществить свой план и подорвать здание. Главарь группировки Бараев обещал устроить взрыв, если начнется штурм. Была предпринята очередная попытка договориться. Глава ФСБ Николай Патрушев предложил террор ист а ми сдаться, но д оговариваться боевики не собирались. Ситуация с каждой минутой осложнялась, потому что после разговора с главой ФСБ террористы вообще отказались от да льн ейших переговоров. Это было непохоже на типичное поведение террористов, ведь обычно преступники выдвигали условия и пытались договориться. Однако эти люди будто пришли на смерть и решили забрать с собой еще 916 жизней. Некоторые заложники к тому моменту уже ожидали штурма. Сергей Будницкий вспоминает разговор того вечера.
Я до сих пор не люблю звук отрывающегося скотча. В тот вечер Бараев сообщил, что правительство согласно на их условия, и террористы обрадовались, даже как-то расслабились, — вспоминает заложник. У меня есть военный опыт. Я представлял, как это происходит. Сказал девочкам: если почувствуете странный запах, увидите дым — вот платки, вот вода. Дышите через мокрую ткань и ложитесь на пол. Мысли о штурме закрадывались в голову и заложнице Светлане Губаревой. Штурм и освобождение заложников Когда здание театрального центра на Дубровке оказалось под угрозой взрыва, у силовых структур не осталось выбора. Операция по освобождению заложников состояла из нескольких частей.
В здании отключили свет, а внутрь через подвальные помещения был запущен газ. После того как он подействовал, спецназ начал штурм. Внутри все были в замешательстве и не поняли, что произошло. Лишь некоторые заложники догадались приложить влажную ткань к дыхательным путям, чтобы не надышаться неизвестным веществом. Однако доза была рассчитана на взрослых мужчин, поэтому газ усыпил всех. Боевики, зрители, актеры, дети — все, кто находился в тот момент в здании, потеряли сознание. Тогда спецназ начал ликвидацию террористов. Штурм длился от 15 до 30 минут. После того как здание было зачищено от боевиков, совместно с сотрудниками МЧС спецназ начал выносить на улицу пострадавших заложников.
Их было много, а машин скорой помощи недостаточно, что многих спасти не удалось. Кто-то задохнулся, у кого-то обострились хронические заболевания, кого-то затоптали в давке.
Мы сейчас живем в обществе, в котором умеют сострадать, принимают чужую боль как свою, где не накручивают цены таксисты, а наоборот, стараются довезти бесплатно. Там, где люди выстраиваются в очереди на сдачу крови. В таком обществе честь жить и работать", - процитировали слова Васильева в пресс-службе фракции в субботу. В дни теракта на Дубровке, который продолжался с 23 по 26 октября 2002 года, Васильев в то время статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел РФ - ИФ являлся заместителем руководителя штаба по освобождению заложников.
По ее мнению, гораздо правильнее было бы создать там «место памяти и скорби». Концерты, шоу, выступать комики.
Танцы на костях устраивать безбожно, в этом месте болит душа», — написала Буцкая в своем Telegram-канале. Детский омбудсмен Московской области Ксения Мишонова сказала, что с трудом представляет себе выступления на месте трагедии. Одна из очевидцев теракта в «Крокусе» Камилла в разговоре с «Постньюс» также высказала негативное отношение к данной идее. Она считает, что новый концертный зал на месте трагедии мало кто будет посещать. Такого же мнения придерживается и другой очевидец теракта, сотрудница буфета Ксения, которая полагает, что в новый концертный зал никто не будет ходить. Как с местами терактов поступали раньше? На месте взорванных жилых домов в Москве на улице Гурьянова 8 сентября 1999 года и Каширском шоссе 13 сентября 1999 года были построены мемориалы. Оба — в виде гранитного часовенного столба на постаменте.
Также рядом с местом трагедии на Гурьянова в 2003-м открыли храм в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После трагедии 11 сентября 2001 года на месте разрушенных башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке открыли мемориальный комплекс. Он состоит из двух больших стеклянных бассейнов, по внутренним стенам которых стекает вода.
«Нам отсюда уже не выйти». Истории выживших и погибших в «Норд-Осте»
Ему удалось вывести из здания беременную женщину и восемь детей в возрасте от 8 до 12 лет. Вывел 9 заложников. Первый раз мы пришли туда вместе с иорданским коллегой, которого вызвали террористы. Показал документы, объяснил, что я доктор, работал во многих странах во время войн. Затем один из террористов в маске добавил: «А по дороге заберите там, на этаже, валяется одна убитая. Пришла к нам шпионка, мы ее расстреляли». И вот мы с иорданцем вынесли Олю Романову.
Вместе с Рошалем к террористам пришла журналист и правозащитница Анна Политковская. По ее словам, она просила не только отпустить детей, но и сделать для них послабления: передать пищу, предметы личной гигиены, воду, одеяла. В итоге ей удалось договориться только о воде и соках. Анна Политковская, в 2002 году журналист: — Боевики требовали две вещи для того, чтобы отпустить всех заложников. Первое: слово Путина по телевизору, что война прекращается. Второе: на следующие сутки после слова президента — информация о выводе войск из Чечни из конкретного района.
Требование можно было выполнить, потому что есть такие районы, где очень мало войск, и вывести их оттуда было несложно, но этого не сделали. Последний, с кем вели переговоры террористы до начала штурма, был сын Станислава Говорухина Сергей Говорухин. Сергей Говорухин, в 2002 году режиссер: — У меня была конкретная цель — освободить хотя бы часть детей. К сожалению, наша миссия оказалась запоздалой: к тому моменту боевики отказались кого-либо выпускать. На войне я чувствовал себя уверенней, чем в «Норд-Осте», у меня было оружие и товарищи рядом. А тут только направленные на тебя автоматы.
Читайте нас в соцсетях:.
Он передал заложникам медицинские препараты и оказал им первую помощь: «Я хотел быть с заложниками в качестве врача. Я должен был сделать что-то в одиночку. Я не могу подвергать опасности других. Я могу рискнуть собственной жизнью, но как я могу поставить на карту другие жизни? Рошалю удалось вывести из зала восемь детей, среди которых были мальчик с приступом астмы и ребёнок с эпилепсией. В целом боевики отпустили 43 человека, среди которых были дети, беременные женщины, старики.
Еще часть заложников сбежали сами до штурма — всего ушло около 80 человек.
Надо было преодолеть брезгливость, унижение, стыд и страх» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Раз от разу места, куда можно было безбоязненно вступить, становилось всё меньше и меньше, а соответствующие запахи — всё сильнее и сильнее. Сверху за происходящим наблюдала пара террористов с автоматами и неизвестно с чем в головах. Вместо туалетной бумаги в ход шли ноты еще недавно звучавшей музыки. Есть было нечего, да и не хотелось. Спустя некоторое время откуда-то появились маленькие шоколадки, сок и взбитые сливки в баллончиках. Позже я узнала из интернета, что боевики притащили это из буфета.
Сок бандиты кидали со сцены сидящим в первых рядах, как собакам, а шоколадки и баллончики со взбитыми сливками пустили по рядам. Понятно, что до нашего девятнадцатого ряда мало что дошло. Когда передали сливки, меня затошнило от одного их вида, а ты сделал пару впрыскиваний в рот и передал баллончик девочкам, сидевшим справа от тебя. Эти две девочки были старшеклассницами. Их глаза с момента захвата не просыхали от слез. Ты как мог развлекал их. У одной из девчонок с собой был роман Максима Горького «Мать».
Прочитав его залпом, как умел это делать, ты стал с юмором пересказывать школьницам его содержание, проводя параллель с происходящими в зале событиями. А под конец сказал: — Не плачьте, девчонки, всё будет хорошо. Теперь я — и ваша мать, и ваш отец. Удочеряю обеих. И девчонки заулыбались! Одна из них даже пообещала, что обязательно прочтет этот роман. Юрий Жаботинский был доктором технических наук, профессором, автором 70 изобретений, руководителем научно-производственной фирмы «Старт» Источник: книга «Комета моей судьбы» Успокаивая девочек, сам ты в благополучный конец не верил.
Я это поняла, когда террористы велели звонить своим родным и знакомым, чтобы те устроили митинг на Красной площади с требованием вывести русские войска из Чечни. Свой телефон я забыла, и звонил ты. Позвонив Игорю Романову, ты передал, что требуют террористы, и попросил его позаботиться о дочери. Но ты, как будто не слыша меня, начал вызывать Олин номер. Потом бандиты под угрозой расстрела отобрали все телефоны. Но, несмотря на нехорошее предчувствие, духом ты не пал. Когда обстановка в зале накалилась в очередной раз, я, чуть не плача, сказала: — Юрочка, прости меня, что я тебя сюда привела.
Ты, не задумываясь, ответил: — Ну, что ты, Тата. Когда б еще я три дня просидел у твоей ноги? И в этом весь ты! Они закрыли все двери. Шахидки со своей взрывчаткой, начиненной то ли шурупами, то ли металлическими шариками, распределились между сидящими в зале людьми. Одна встала прямо перед нами. Я непроизвольно прижалась к тебе.
Ты обнял меня и прошептал на ухо: — Мы с тобой прожили хорошую жизнь. Я люблю тебя. Но в голове всё-таки мелькали предательские мысли: «Наверное, мы не будем мучиться. Кругом столько взрывчатки, что пикнуть не успеем. Прямо над нами на балконе огромная бомба, такая же, как в передних рядах. Хорошо, что разделись в машине, хоть моя норковая курточка останется Оле». Шахидки вернулись на свои места.
Буквально на второй день бандиты освоили радиорубку и начали регулярно на всю громкость транслировать свои молитвы, похожие на вой. В этот момент я затыкала уши, читала про себя «Отче наш» и мысленно молила Бога, ангелов, архангела Михаила и силы небесные спасти нас. Думаю, что именно этому я обязана своим чудесным спасением. Последняя ночь была ужасной. Все уже отупели от сидения. У меня была только одна мечта — принять душ и вытянуть ноги, которые нещадно ныли. К тому же большую бомбу с первых рядов почему-то перетащили и установили через ряд от нас.
У парня, сидевшего в последнем ряду, видно на этой почве, поехала крыша. Он вдруг вскочил и побежал прямо по креслам вперед. Началась стрельба. В результате в парня не попали, а убили мужчину, мимо которого он пробежал, и ранили в живот женщину, которая сидела с мужем и дочкой.
Позже свидетели уверяли, что они подумали: это режиссер придумал какой-то странный трюк. Однако в театр ворвались самые настоящие террористы и стали стрелять из автоматов в потолок. Они пинками согнали со сцены танцоров и объявили, что теперь все, кто находится в зале, — заложники. В первые минуты захвата некоторым актёрам и сотрудникам Театрального центра удалось запереться в помещениях или покинуть здание через окна и запасные выходы. Сбежавшие люди спасались как могли. Некоторые даже прыгали с верхних этажей и получали при этом тяжелые травмы, ломали себе ноги, но все-таки спасали свои жизни. Людям, закрытым в зрительном зале, террористы разрешили позвонить домой и подробно сообщить родным и знакомым о захвате театра. Позже выяснилось, что так террористы стремились известить о захвате театра власти столицы и как можно больше людей, чтобы вызвать панику в городе. В подтверждение серьёзности своих слов довольно плюгавый «ведущий» сделал несколько выстрелов вверх. Посыпалась штукатурка… Террористы, хотя и объявили всех зрителей и работников театра заложниками, но не сразу выдвинули свои требования. Они рассредоточились по залу и приступили к его минированию. Довольно скоро весь зал был опутан проводами, а на театральных креслах расселись шахидки в «поясах смерти» и с пакетами со взрывчаткой. Страшная весть уже неслась по городу. У театра, кроме спецназа, стали быстро собираться представители разных СМИ, родственники заложников и просто зеваки, поначалу не понимавшие, чем может обернуться их любопытство. О случившемся был немедленно извещён Президент России Владимир Путин. Ему сразу поступила информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины. Захват театра Нельзя сказать, что московские власти не предпринимали никаких мер к мирному разрешению событий. Неизвестно, на что надеялись боевики, но на другой день они пропустили в здание Театрального центра депутатов Госдумы РФ Асламбека Аслаханова и Иосифа Кобзона, а также съемочную группу российской телекомпании НТВ и британского журналиста Марка Франкетти. Тележурналистам удалось записать на видео обстановку в захваченном театре, а Иосиф Давыдович Кобзон, как Заслуженный артист Чечни и народный депутат, вел себя так строго и напористо, что сумел уговорить боевиков отпустить троих детей и их маму. Четвертого плачущего малыша женщина выдала за своего и увела из страшного зала. Он остался жив. Позднее, но в тот же день, в здание смог войти руководитель отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф профессор Леонид Рошаль и его иорданский коллега доктор, доцент кафедры хирургии Академии имени Сеченова Анвар Эль-Саид. Их заставили вынести тело ранее убитой девушки. Передав тело сотрудникам «скорой помощи», педиатры вернулись в здание Театрального центра и вновь стали уговаривать террористов отдать им детей. Внешне совершенно невозмутимый, доктор передал раненым и больным заложникам медицинские препараты у пожилых людей поднялось давление, у некоторых случились сердечные приступы и обмороки и оказал им первую помощь. С 17 часов и до полуночи Леонид Михайлович несколько раз под разными предлогами входил в зал, приносил лекарства, воду, средства гигиены и оказывал помощь, в первую очередь, детям и, если удавалось, раненным террористами взрослым. На другой день внешне спокойный доктор Рошаль снова появился на Дубровке с огромными коробками медицинских препаратов от Красного Креста и стал обходить своих пациентов. Спокойно… Как во время обычного обхода пациентов в своей детской больнице… Словно и не видел вооруженных террористов и 18 шахидок, обмотанных «поясами смерти». А ведь кому-то из захватчиков показалось, что под белым халатом У Леонида Михайловича «что-то шевелится, не прослушка ли? Террористы не рискнули его тронуть. Хотя, конечно, все переговорщики, вернувшись из зала, где стоял запах смерти, описывали спасателям обстановку в захваченном театре, чем помогали руководителям операции. К тому времени захватчики объявили, что не имеют претензий к иностранным гражданам, оказавшимся в заложниках случайно около 75 человек из 14 стран, в том числе из Австралии, Германии, Нидерландов, Украины, Грузии, Азербайджана, Великобритании и США. Им пообещали свободу. Под этим предлогом в зале началась проверка паспортов. Детей — артистов мюзикла, иностранцев и мусульман после проверки размещали отдельно — на заминированном балконе. В центре зала и на балконе были установлены две большие самодельные бомбы — металлические бочки — ресиверы от «КамАЗа». Внутри каждой — 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд, обложенный пластитом. Случайный выстрел мог вдребезги разнести весь театр. Некоторые дети плакали и теряли сознание от слез, усталости и страха. Но среди заложников в зрительном зале оказались мужественные врачи. Двое из них уговорили террористов начать поить детей и давать им хоть немного еды.