День святого Патрика, отмечаемый по западной традиции 17 марта, хорошо известен и в России. Вот только отнюдь не по-христиански: нарядиться в зелёное и надуться ирландским пивом, дело нехитрое, но к подлинному почитанию этого святого отношения не имеющее. Известный ирландский мультипликатор, двукратный номинант на Оскар, Томм Мур является создателем двух комиксов «An Sclábhaí»[86] (2001 год) и «An Teachtaire»[87] (2003 год), основанных на легендах о Святом Патрике. Coroticus) – известен по знаменитому подлинному письму св. Патрика к Коротику, где святой укоряет этого северобританского короля Стратклайда, правившего до 450 г., за набег на Северную Ирландию и жестокое обращение с ирландскими пленниками-христианами. Святой Патрик – самый почитаемый святой в Ирландии, считается, что именно он принес христианство на «Изумрудный остров», крестил Ирландию и избавил ее от язычества. Описывая, чем знаменит святой Патрик, вспоминают старинную ирландскую легенду, в которой рассказывается о том, что он изгнал всех змей с полуострова.
День святого Патрика: история, традиции и обычаи
17 марта в Ирландии отмечается национальный, культурный и религиозный праздник – День святого Патрика. 14) Групповой ирландский танец, который пляшут во время Дня святого Патрика, называется «кейли». Хотя имя святого Патрика у всех на слуху, мало кто знает хоть что-либо о жизни этого удивительного человека. Этот выпуск посвящен первой половине его жизни.
Патрик Ирландский
Хотя имя святого Патрика у всех на слуху, мало кто знает хоть что-либо о жизни этого удивительного человека. Этот выпуск посвящен первой половине его жизни. Смотрите видео онлайн «Святой Патрик Ирландский. Святой Патрик — не покровитель пива. Изначально День святого Патрика считался тихим религиозным праздником, а 17 марта все питейные заведения в Ирландии закрывались. Святой Патрик — покровитель Ирландии и Северной Ирландии, составной части Великобритании, поэтому отмечали 17 марта на национальном уровне серьезно и без кутежа. 1 Святой Патрик — это известный святой, почитаемый практически всеми христианскими деноминациями. 2 Патрик Ирландский родился в знатной семье римлян и был украден из неё для продажи в рабство. День святого Патрика отмечается в Ирландии как государственный праздник и символизирует христианское и культурное наследие Ирландии в целом.
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ПАТРИК, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ЕПИСКОП ИРЛАНДИИ
Святой Патрик подчёркивал важность миссионерства, которое к VI веку стало отличительной чертой ирландской церкви, и приветствовал распространение христианства через монашеские общины, а не через епископские епархии [П 1]. С миссионерской деятельностью связано «Письмо к Коротику», бриттскому вождю. Коротик собрал отряд скоттов и южных пиктов и совершил с ним набег на юг Ирландии, где убил и захватил в плен многих ирландцев, в том числе уже обращённых в христианство. Коротик называл себя христианином, и святой Патрик в своём письме просил его покаяться и образумиться [27] [П 3]. Святой Патрик крестит ирландских принцесс Одна из легенд, связанных с миссионерством святого, рассказывает о двух королевских дочерях, Этне и Феделм, встретивших святого и его спутников у озера. Девушки расспросили святого Патрика о Боге, уверовали и были крещены, но им захотелось большего: они попросили о причастии , чтобы быстрее увидеть Бога, и после тут же умерли. Обе они были канонизированы как святые девы Коннахта, и их память почитается 11 января [Л 2].
В житии Мурьху существует и другая аналогичная легенда о королевской дочери Монесан [Л 2] [Л 13] ; существовали и крещёные ирландские принцессы, для которых смерть не последовала сразу за крещением Синния из Ольстера [31] , Монинна [32]. Святой Патрик за время своей миссии не внедрил в Ирландии римскую тонзуру взамен кельтской [Л 2]. Существует предположение, что церковь святого Патрика повлияла на христианизацию Руси через варягов [Л 2]. Несмотря на то, что святой Патрик несомненно многое сделал для христианизации Ирландии, неверно называть его первым христианским миссионером этой страны. Первые христианские захоронения Ирландии относятся к концу IV века [Л 5] ; археологические находки свидетельствуют, что христианизация Ирландии началась скорее с юга, а не с севера, где действовал Святой Патрик [Л 5] ; первым епископом Ирландии, согласно «Хронике» Проспера Аквитанского, был галло-римлянин святой Палладий [Л 8] , поставленный в сан папой Целестином [2] в 431 году [Л 5]. Согласно преданиям, его миссия была неудачной, он заболел и скончался, вернувшись в Британию [Л 13].
В Confessio о Палладии не сказано ни слова. Учитывая несколько дат смерти, сохранившихся в ирландских анналах, и существование Палладия, в ирландской средневековой традиции и в научной литературе XX века родилась «концепция двух Патриков» [33] [34] , молодого и старого или даже трёх [Л 5]. Смерть [ править править код ] Предположительное место захоронения День поминовения святого — 17 марта ; информация о годе смерти расходится в зависимости от источника. Место кончины и захоронения святого также достоверно неизвестны, однако считается, что он захоронен в соборе Святой Троицы в Даунпатрике [35] [Л 3] по другим традиционным преданиям — в Соуле или Арме [Л 3]. По легенде, для выбора места в повозку с телом святого были впряжены два неукрощённых быка, и захоронение должно было случиться там, где они остановятся [Л 13]. По легенде же, перед смертью святой сорок дней и ночей провёл на вершине горы Кро , а в последний час, после того, как его исповедовал епископ Тассах [Л 13] [26] , бросил с горы колокол, молясь о том, чтобы в Ирландии не иссякла вера и колокол подхватили ангелы, которые ещё и охраняли могилу святого в первую ночь [26] [Л 2].
Согласно преданиям, ангел обещал святому исполнение четырёх просьб: престол в Арме, возможность судить тех, кто в день кончины прочёл обращение к святому и возможность судить всех ирландцев , а также милосердие потомкам Диху одного из первых встретившихся Патрику во время миссии ирландцев [Л 13]. По тем же преданиям, чтобы тело не было вырыто, было определено положить его на локоть в землю; несмотря на это, между двумя народами после смерти святого разгорелась война за его мощи, ничем не кончившаяся из-за божественного вмешательства [Л 13]. Хронология событий [ править править код ] Точное датирование событий из жизни святого является дискуссионным вопросом [Л 3]. Патрик упоминает о том, что народ франков придерживается язычества ; их обращение в христианство началось с 496 года, так что данное упоминание не может сильно помочь. Другая привязка — римское знатное происхождение Патрика и упоминание, что его похитили в 16 лет, но достоверно ориентироваться в связи с этим и временем исчезновения римлян с северо-запада Британии тоже невозможно [Л 3]. В целом и «Трёхчастное Житие», и жития Муирьху и Тирехана, и анналы, и прочие источники из Книги Армы связывают историю Патрика с людьми, умершими, согласно записям, к концу V или началу VI века [Л 16].
Учитывая получение сана, Патрику предположительно в 432 году было 30 лет [Л 3] , однако летописи сообщают о смерти святого на 60 лет позже в возрасте 120 лет [Л 18] , что плохо согласовывается с обычной продолжительностью жизни [Л 3]. Встречаются упоминания о смерти в 461 году, но они, предположительно, возникли из-за смешения образа святого Патрика с образом папы Льва I [Л 3]. В 1905 году историк Дж. Бьюри пересмотрел традиционную хронологию с учётом своей специализации на римской истории и признанием даты смерти в 461 году [Л 3] ; в его модели святой родился в 389 году, был похищен в 405 году год большого налёта на те земли Ниалла Девять Заложников , освобождение произошло в 411 году, святой вернулся в Ирландию в 432 году, основал первую церковь в Арме в 444 году и умер в возрасте 72 лет в 461 году [Л 3]. В настоящее время правление Ниалла обычно датируют позднее, считая, что он умер около 452 года [Л 19] [Л 20]. Модель Бьюри во многом основывалась на авторитете её создателя; её критика в итоге была основана на отсутствии объяснений двух разных дат смерти, указанных в летописях, и привела к созданию «Концепции двух Патриков» [Л 3].
Хьюз в «Новой истории Ирландии», отмечая значительную литературу вопроса и его сложность, считает наиболее вероятной датировку деятельности Патрика 461—492 годами [Л 21]. Мурьху пишет, что нашёл четыре имени Патрика, записанные в этой книге: Магон Magonus, знаменитый , Суккет Succetus, бог войны , Патрикий Patricius, знатный человек — по ряду свидетельств, это прозвище было дано ему в насмешку в рабстве и трансформировалось позже в имя [8] и Котиртиак [Л 13] Cothirtiacus, так как он обслуживал четыре дома друидов [36] [П 9] , а также свидетельства об имени матери Патрика [П 7]. Монастырь в Арме весьма активно пользовался именем своего легендарного основателя, чтобы стать главным религиозным центром Ирландии что предполагало и большое политическое влияние [Л 5]. В преданиях упоминаются чудеса, происходившие вокруг жадного хозяина, не желавшего честно отдать святому Патрику часть местных земель [Л 2] , и легенда о смерти святого, согласно которой он, чувствуя смерть, спешил в любимый город, но был остановлен ангелом с целью, чтобы в Арме святой запомнился живым [Л 2] [26]. Вероятно, связь святого и Армы является исключительно вымышленной; однако это весьма ранняя традиция, не имеющая строгой локализации [Л 3]. Две наиболее популярные легенды, связанные с именем Патрика, говорят о том, что он принёс в Ирландию письменность и что он изгнал оттуда всех змей [8] [Л 23] [1].
Проповедуя христианство, Патрик использовал для объяснения догмата Троицы одного из основных в христианском вероучении , трехпластинчатые листки белого клевера, священного цветка друидов жрецы у многих кельтских народов, включая ирландцев. По словам проповедника, "как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах". Святой Патрик, написавший на латинском языке автобиографию "Исповедь" Confessio и "Послание к Коротикусу" Epistola ad Coroticum; Коротикус - предположительно, один из британских военачальников , считается также основоположником ирландской письменной литературы. До христианизации острова она существовала только в устной форме. Первые ирландские религиозные гимны и жития святых появились в VI веке на латыни. Точная дата смерти Патрика не установлена, многие исследователи полагают, что он скончался 17 марта 461 года. Ирландцы признали его святым покровителем страны в VI веке, еще до установления процедуры канонизации 993 год и разделения христианской церкви на православную и католическую 1054 год. Вскоре почитание его как святого распространилось во Франции, Италии и Германии. Патрику посвящено более 2 тыс. О святом сложено множество легенд, наиболее известная гласит об изгнании им с острова всех змей.
По мнению историков, предание связано с тем, что Патрик, установив в стране христианство, "изгнал" кельтского бога плодородия Сернунноса, который изображался в виде змея. На самом деле змеи в Ирландии никогда не водились.
Существует даже выражение «похмелье святого Патрика», оскорбляющее религиозные чувства христиан. Считается, что родился Патрик примерно в 389 году в Британии. Звали его Мэвин Суккат, причём Мэвин - это имя, данное при крещении, а Суккат - полученное при рождении. Он принадлежал к семейству священнослужителей. Отец св. Патрика был из бриттов, а мать, близкая родственница свт. Мартина Турского, покровителя Галлии, - из франков.
В детстве и юности св. Патрик не знал Христа. Это случилось в плену, в Ирландии, куда он был уведён из фамильного имения в возрасте около 16 лет. Разбойники убили отца св. Патрика, сёстры пропали без вести, а он сам был продан в рабство. По мнению св. Патрика, наказание было заслуженно, поскольку народ отвратился от Бога. В рабстве святой пас овец в уединённых местах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться Творцу.
По его молитвам Бог часто творил чудеса. Но потом он получил от Бога повеление бежать. Патрик так писал об этом в своей «Исповеди»: «Тогда, в одну из ночей, я услышал во сне голос, сказавший мне: "Скоро ты отправишься в родные края". И через короткое время: "Вот, твой корабль готов". Тогда я решился и убежал, оставив человека, у которого я был шесть лет, и шёл, направляемый силой Божьей, пока не достиг того корабля». На этом не закончились его приключения. Капитан сказал: "Ты говоришь, что твой Бог велик и всемогущ, так почему бы тебе не молиться о нас? Ведь мы можем погибнуть от голода". И я отвечал им с уверенностью: "Обратитесь с верой от всего вашего сердца к Господу, ибо для Него нет ничего невозможного, чтобы Он послал вам пищу".
И, с Божьей помощью, стадо свиней появилось перед нами на дороге». Дома ему было видение мужа, «как бы пришедшего из Ирландии, неся с собой послания». Так святой получил повеление вернуться обратно, но уже с проповедью Евангелия. Перед миссией св. Патрик отправился в Галлию. Некоторое время он жил в известных монастырях. Затем он поселился при знаменитом св.
По одной из версий, он скончался предположительно в 461 или в 493 году. В честь святого Патрика устраивается парад с песнями и плясками, ирландское пиво льется рекой. Этот праздник перерос национальные границы и стал своего рода международным днем Ирландии.
Яркие шествия, парады и гуляния людей, одетых в зеленое национальный цвет Ирландии заметны всюду, где проживают ирландцы. В петлицу в этот день вдевают клевер, символ Ирландии и удачи. С именем святого Патрика связано множество легенд, например, о том, что он с помощью трехлистного клевера объяснял людям понятие Святой Троицы.
Что такое День святого Патрика, когда его отмечают и почему полюбили в России. Простыми словами
Святой Патрик – покровитель Ирландии и Нигерии, большая часть информации о котором почерпнута из его собственных автобиографических произведений. Святой Патрик – самый почитаемый святой в Ирландии, считается, что именно он принес христианство на «Изумрудный остров», крестил Ирландию и избавил ее от язычества. День святого Патрика является традиционным Ирландским праздником, который благодаря мигрантам стал популярен по всему миру.
День святого Патрика
Святой Патрик — не покровитель пива. Изначально День святого Патрика считался тихим религиозным праздником, а 17 марта все питейные заведения в Ирландии закрывались. День Святого Патрика ирландцы начали отмечать как национальный праздник в X-XI веках, причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора. Святой Патрик, приплывший к берегам Ирландии. Известный ирландский мультипликатор, двукратный номинант на Оскар, Томм Мур является создателем двух комиксов «An Sclábhaí»[86] (2001 год) и «An Teachtaire»[87] (2003 год), основанных на легендах о Святом Патрике. Святой Патрик — такой же всемирно известный символ Ирландии, как, например, трилистник или герои местного фольклора лепреконы.
Традиции, обычаи и история Дня Святого Патрика
Предание гласит, что апостол ирландцев построил здесь на берегу часовню во время одного из своих плаваний по Ирландскому морю. Высеченные в скале могилы рядом с часовней Свт. Патрика в Хейшаме, Ланкашир любезно предоставлено приходом Св. Петра в Хейшаме Хотя первоначальная часовня перестраивалась, нынешняя постройка относится к середине VII века. Некогда ее стены были покрыты красивой желтой, красной, белой и зеленовато-коричневой штукатуркой.
В часовне стояло древнейшее церемониальное кресло, ручка от которого ныне хранится в музее Ланкастера. Рядом с часовней находится ряд высеченных в скале саксонских могил — одни из самых интересных ранних христианских захоронений во всей Британии! На панели около часовни написано, что первоначально здесь была одна большая могила некоего авторитетного духовного лица — пустынника или даже святого, — а позднее люди просили, чтобы их захоронили рядом с ним или с ней. Предполагают, что часовня находится на месте отшельнической келлии.
Саксонское кладбище датируется тем же периодом, что и часовня, хотя оно может быть древнее. На этом месте найдены останки 90 ранних христиан и викингов. Приходская церковь Св. Петра значительно больше часовни.
В документах она впервые упоминается в 1080-м году, и уже тогда считалась старой. Алтарь нынешней церкви построен в XIV веке; в храме встречаются саксонские, нормандские, готические и неоготические элементы. На церковном кладбище выделяются нижняя часть украшенного саксонского креста и дверь саксонского периода из песчаника. На этом месте ощущается атмосфера святости.
Часовня и церковь находятся в 50 метрах друг от друга. Источник Свт. Патрика в Паттердейле, Камбрия любезно предоставлено приходом в Паттердейле Еще одно значимое место называется Гленриддинг. Оно находится в долине Паттердейл, названной в честь Свт.
Патрика, близ живописного озера Алсуотер графства Камбрия. Местный крещальный источник, расположенный близко к автомагистрали, был, по преданию, освящен святителем около 450 года. Отсюда открываются одни из самых захватывающих по красоте видов на холмы Паттердейла — «долины Патрика» в Англии! Над источником сохранилась большая каменная купель с очень чистой водой.
Изначально она предназначалась для купаний, хотя сегодня это невозможно из-за того, что в шаге находится шоссе. По легенде, апостол ирландцев потерпел кораблекрушение на берегу города Барроу-ин-Фернесс в Камбрии и прошел вглубь области, к этому озеру, где крестил местных жителей — отсюда крещальный источник в Гленриддинге. Средневековая приходская церковь в соседнем Паттердейле тоже освящена в честь Св. Еще один такой источник расположен в местечке Бромборо графства Мерсисайд.
Считается, что в 430-е годы апостол Ирландии крестил местный народ в этом источнике близ реки Мерси. Его вода исцеляет глазные болезни. Она содержит известняк и собирается в небольшой водоем. Источник можно найти в конце парка, известного как «лес Св.
Среди других посвященных Свт. Патрику мест в Англии упомянем католическую церковь Св. Патрика в лондонском районе Сохо — один из первых католических храмов в Британии, построенных после выхода Билля об эмансипации католиков в 1829-м году. Церковь Св.
Петра в Хейшаме, Ланкашир любезно предоставлено приходом Св. Петра в Хейшаме В Шотландии Есть несколько связанных со свт. Патриком великих святынь и на шотландской земле. Во-первых, это выходящий из воды так называемый «камень Св.
Патрика» в реке Клайд округа Ренфрушир, недалеко от известного моста Эрскин соединяет округа Ренфрушир и Западный Дамбартоншир. По легенде, именно с этого камня ирландские пираты захватили в плен Патрика, когда он здесь рыбачил. Правда это или нет, но камень до сих пор считается великой святыней и освещается по ночам установленным на нем маленьким «маяком Св. Некоторые считают ее окрестности местом рождения свт.
Деревня в первые века нашей эры была римским городом там обнаружены остатки римских крепости и гарнизона , а позднее здесь выстроили церковь в честь Свт. Патрика, ставшую в Средние века подворьем огромного клюнийского аббатства Пейсли. Хотя церковь перестраивалась, она сохранилась до наших дней принадлежит Пресвитерианской церкви Шотландии , а рядом с ней — целебный источник. В деревне также действует католический приход в честь Св.
Именем просветителя Ирландии даже назван целый ряд холмов вулканического происхождения в центральной Шотландии, известных как «холмы Килпатрик». Среди церквей, освященных в честь Свт. Патрика Ирландского Предположительно, старейшая из сохранившихся церквей Уэльса стоит на северном побережье острова Англси и носит имя Свт. Она находится в очень живописном месте — на берегу залива Семэйс в приходе Лланбадриг «церковь Патрика».
По легенде, на пути из Галлии в Ирландию корабль Патрика попал в сильный шторм близ берега Англси, и угодник очутился на крошечном необитаемом островке рядом с Англси, который ныне называется Инисбадриг «остров Патрика». С огромным трудом епископ добрался до основного острова Англси, где некоторое время жил в пещере и пил кристально чистую воду из местного источника и пещера, и источник сохранились. В благодарность Богу за спасение святитель воздвиг на вершине утеса часовню или церквушку. Первоначальная постройка была простой, а нынешнее каменное здание восходит к XII веку.
В церкви выделяется дохристианский «стоячий камень», который в VII веке был украшен изображениями пальмы символ древа жизни и двух рыб символ Христа. Это не единственная в Уэльсе церковь в честь святого апостола Ирландии. Упомянем церковь Св. Патрика в Грейнджтауне, пригороде столицы Уэльса Кардиффа.
На острове Мэн Полностью или частично сохранившиеся церкви и часовни в честь Св. Патрика можно найти практически по всему острову Мэн. К таковым относятся руины очень ранней часовни Св. Патрика в поселке и приходе Майкл: рядом с часовней сохранились развалины келлии и святой источник, а поблизости расположен высокий водопад остров Мэн славится своими водопадами.
Шесть лет голода, унижений и тяжелой работы заставили о многом задуматься. В плену Патрик вспоминает о Боге и молится об освобождении. Ему удается бежать, но радость обретенной веры была так велика, что Патрик отправляется обратно в Ирландию уже как миссионер. Вначале Патрика встретили камнями — вожди кельтских племен опасались, что он вернулся к ним для мщения. Патрик не испугался: большую помощь ему оказывало знание языка и обычаев страны. Он собирал народ повсюду, где это было удобно: в селениях, в лесах, в открытом поле, — и говорил о Христе, Его жизни, страданиях и чудесах, о том, что приобретает человек, крестясь и обращаясь к новой жизни. Слово Патрика было настолько сильным, что варвары, в обычае которых было приносить человеческие жертвы и по характеру конвульсий делать предсказания как вспоминали Цезарь и Плиний Младший, I век , тысячами обращаются в христианство. Есть и несколько скептических версий, объясняющих успех Патрика поддержкой местными аристократами, которые видели в друидах главной языческой религии кельтов своих соперников, но доказательств она не имеет.
Однако и в течение многих веков после Патрика Ирландия считалась одним из главных очагов христианского просвещения Европы — «островом святых». Круг — символ солнца, крест — христианства. Одно на другое накладывается, а не уничтожается. Патрик не был гонителем, чем и заслужил народную любовь».
Правда, версия об образованности святого, по мнению многих ученых, опровергается… им же самим. Ведь Патрик не только называл себя «неученым», но и, как говорят исследователи его «Исповеди», она действительно написана на «деревенской латыни». Не доучился, или… многое забыл ввиду последующих событий? В 16 лет, около 405 г. Сам святой свидетельствовал, что именно в те годы произошло его обращение к Богу, тогда как ранее он, внук священника, можно сказать, был христианином только по имени. Страдания, унижения, тяжелая работа пастуха, стали его уделом на долгие 6 лет. Но, пася скот по горам и лесам, он именно здесь, видя красоту мира, творения Господа, научился молиться. И достиг такой чистоты, что даже удостоился видеть Ангела: его св. Патрик именует в «Исповеди» Викторицием, или Виктором. Именно хранимый Ангелом и Божией благодатью Патрик однажды решился бежать на материк. Сделать это ему удалось, тайно сев на корабль, шедший в Галлию теперь — Франция — о чем говорит и он сам в «Исповеди». Вокруг бегства святого также ходит множество легенд — по одной из них, хозяин, у которого служил Патрик, потребовал за его свободу золотой слиток размером с человеческую голову — и при помощи Виктора юноше удалось найти золото. Рассказывают также, что, когда он, освободившийся, уже был на пристани, его схватил другой ирландец страну недаром тогда именовали «островов разбойников»! В Галлии он совершенно посвятил себя духовной жизни. Наставниками Патрика стали святитель Герман, епископ Оксерский, монахи монастыря св. Гонората с острова Лерине недалеко от нынешнего города Канны во Франции. Благодаря свт. Герману появился у Патрика даже миссионерский опыт — со своим духовным наставником он побывал в родной Британии, где распространялась ересь Пелагия, учившего, что достичь спасения можно лишь своими делами, без Божией благодати. Рассказывают, что однажды миссионеры были свидетелями того, как разверзшаяся земля поглотила город, который не хотел обратиться к Церкви, а произошло это после трехдневного поста, который ради обращения жителей держали Патрик и свт. В 432 г.
Однажды ночью невольник внял гласу Божьему, который призывал его спешить к берегу, где ждет корабль, на котором пленник сможет вернуться домой. Чудом ускользнув от охраны, Магон спустился к морю и действительно увидел здесь судно, готовое к отплытию. Изначально капитан корабля не хотел брать на борт пассажира в лохмотьях, так как у того не было ни единой монеты, чтобы заплатить за проезд. День святого Патрика. После этих событий наш герой вернулся в Ирландию, но уже в качестве христианского миссионера. Чем знаменит святой Патрик Патрику выпала тяжелая миссия!
Главный покровитель Ирландии. 9 легенд о святом Патрике
14) Групповой ирландский танец, который пляшут во время Дня святого Патрика, называется «кейли». Патрику и другим ирландским святым. Патрику и другим ирландским святым.