Юрий Владимирович Никулин был человек и артист удивительно разнообразных талантов.
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (Репризы 1950-1980 год)
Хотя, случалось, артисты спорили до хрипоты, до ругани. Однако в решающей степени их единило, наверное, то, что оба прошли войну от первого до последнего дня. После окончания Первого Горьковского танкового училища попал в 35-ю гвардейскую танковую бригаду под командованием легендарного гвардии полковника Ази Асланова. Весной 1943 года Шуйдин стал командиром танка Т-34-76. Воевал на Курской дуге. Особенно отличился при освобождении украинской деревни Удовиченки Полтавской области. Вот что написал о нём в наградном листе командир танкового батальона гвардии капитан Слободецкий: «В бою за населённый пункт Удовиченки тов. Шуйдин отлично руководил экипажем своего танка, неоднократно смело и решительно водил его в атаку на врага, в результате чего его экипажем уничтожено 2 противотанковых орудия, 3 станковых пулемёта с расчётами, до 2 взводов вражеской пехоты. В этом же бою лично тов.
Шуйдин уничтожил одно орудие ПТО, один шестиствольный миномёт, 2 автомашины с боеприпасами и до 20 гитлеровцев». За этот бой Михаил Иванович получил свой первый боевой орден Красной Звезды. А через год уже на 1-м Прибалтийском фронте командующий бронетанковыми войсками генерал-лейтенант Скворняков подписал следующее представление: «За период боевых действий с 23. Шуйдин М. Он проявил исключительное умение и храбрость при форсировании р. С танками своего взвода первый ворвался в г. Смело и тактически грамотно действовал в разведке, доставляя командованию ценные сведения о противнике. Со своим взводом тов.
Шуйдин уничтожил: 4 танка, 2 самоходные пушки, в том числе самоходное орудие «артштурм», 7 автомашин, 70 солдат и офицеров противника, взял в плен 20 немецких автоматчиков. За проявленное мужество и личный героизм достоин звания Героя Советского Союза». Звание Героя Шуйдину заменили на орден Красного Знамени, который вручил ему в сентябре 1943 года комбриг Асланов. Полагаю это своим гражданским и, разумеется, профессиональным долгом. Так вот мне не ведом более подобный случай. Чтобы советский артист-фронтовик был официально представлен к высшей награде страны. Стоит ли удивляться тому, что я особенно пристально «пытал» на эту тему «дядю тёзку», как всегда называл Михаила Ивановича. Его практически невозможно было «завести» на воспоминания про свои героические подвиги на войне.
Если всем давать Героя — никаких звёзд не напасёшься», - говорил он. Из него же мы унесли «дядю тёзку» на Ваганьковское. Первый и последний раз я видел Юрия Владимировича плачущим. С ним мы продолжали поддерживать самые тесные отношения. Во многом и потому, что оба в разное время принадлежали к Войскам ПВО. Для Никулина та принадлежность никогда пустым звуком не являлась. Он всегда откликался на все мероприятия, проводимые в Войсках.
Артистом цирка Шуйдин решил стать еще до войны. В 1940 году он поступил учиться в цирковое училище, хотел быть гимнастом.
Пытался возобновить занятия после Победы, но с полученными ранами это было невозможно. И он пошел в клоуны. В 1950 году, после циркового училища, выдержал вместе с Юрием Никулиным нешуточный конкурс и начал работать учеником-помощником у знаменитого Карандаша. Именно здесь на целых тридцать лет сложился знаменитый клоунский дуэт Миши и Юрика. Известно, что в жизни они особо не дружили. Но в цирке были неотъемлемым целым. Никулин, когда его о чем-то спрашивали во время гастролей в Туле, всегда говорил «мы». Например, бывает, когда смеется не зритель, а вы сами? Мы с Мишей, начинающие клоуны, тогда в Ленинграде выступали.
Выдали мы — тишина мертвая. Ушли, как говорится, под шорох собственных шагов. И за занавесом легли от смеха. Смеялись мы потому, что никто не смеялся. Хотя, казалось, все должно было быть наоборот. Чувствуем, что это смешно, значит развиваем дальше, импровизируя. Так было, когда мой партнер захромал; я стукнул его по коленке Он начал танцевать. И здесь я говорю фразу, которой нет в тексте: «Во, видали? Майя Плисецкая».
И сразу — взрыв смеха. Михаил Шуйдин и легендарный инспектор манежа Тульского цирка Александр Одесский. Но бывает импровизация разная. Вот сейчас мне вспоминается случай, единственный в своем роде. Выступали мы тогда в Калининском цирке. Летом это было. Шло дневное представление. В зале на 1500 мест — в основном дети. И вдруг за кулисами пролили бензин.
Кто-то, видно, неосторожно чиркнул спичкой, вспыхнула вся стена. Выскакиваем на манеж. Я срываю огнетушитель, и мы начинаем танцевать. Для нас это была страшная импровизация. А в зале, набитом до отказа — от смеха со стульев сползают. Мы танцуем, я поливаю из огнетушителя то стену, то Мишу, то инспектора. Зрители так и не заподозрили опасности, настолько сильна уверенность, что у клоунов моет случиться все, даже пожар настоящий. А ведь стоило произнести слово пожар и страшно представить, что бы произошло. Это была импровизация не от хорошей жизни, тем более, что назавтра наши костюмы распались от кислоты: поливал-то я щедро.
Известно также, что кроме таланта клоуна у Шуйдина были золотые руки. Для многих номеров реквизит изготовлял именно он. Это признавал и сам Никулин. Миша вырос в глазах Карандаша после случая со шкатулкой.
Не удивительно, что он принимал участие во всех школьных спектаклях и концертах. Не удивительно и то, что едва получив школьный аттестат, он ут же подал документы в Московское цирковое училище, и с успехом прошел экзамены. Только вот его учеба оказалась недолгой. Спустя некоторое время Шуйдин — уже лейтенант и командир танка Т-34. Будущий артист участвовал в десятках самых жестоких сражений.
Он воевал под Сталинградом, был участником Курской битвы, защищал Ростов-на-Дону. Всех боев и не перечислишь. На счету его экипажа — множество пораженных вражеских танков, орудий, дзотов и живой силы противника. В 1943 году на груди Михаила Шудина засверкал орден Красной Звезды. Дальше предстоял путь в западном направлении. Будущий комик вместе с другими бойцами освобождал города и села, двигаясь на Берлин. Более десятка раз он буквально заживо горел в своем танке. Неоднократно валялся в госпитале, но каждый раз вновь уходил на передовую, несмотря на тяжесть травм. От многочисленных ранений на его лице, руках и теле на всю жизнь останутся страшные шрамы.
В общем, подвигов на счету Шуйдина было не счесть.
После такого общаться с друзьями и веселиться Утёсову надолго расхотелось. Кино В качестве киноартиста Юрий Владимирович работал в основном со столичными киностудиями — «Мосфильмом», студией им.
Горького и другими. Но и в истории ленинградского кино он оставил особый след, сыграв Лопатина в «Двадцать дней без войны» 1976 Алексея Германа. Меттер убеждал не отказываться — уверял, что Герман режиссёр способный.
Через несколько дней позвонил сам Алексей Герман. Никулин снова попытался отбояриться, объяснял, что не годится по возрасту Лопатин в книге младше Никулина и по темпераменту, и вообще ему сейчас хочется ещё раз сыграть в комедии. Но «способный режиссёр» делал вид, что не слышит возражений.
В итоге Никулин уступил и согласился приехать на «Ленфильм» на пробы. Пробы были тяжёлыми — чрезвычайно дотошный Герман не мог, например, просто взять форму тех лет, которая подходит Никулину по размеру. Он пробовал разные шинели в течение многих часов, пока не находился вариант, который действительно лучше прочих.
То же самое с очками — по воспоминанием жены Никулина, для проб Алексей Юрьевич приготовил столько старых очков, что казалось, будто он собрал их у всех без исключения стариков Ленинграда. Не легче были и сами съёмки, участие в которых Никулин всё-таки принял. На это решение даже больше, чем Герман, бравший артиста измором, повлиял Константин Симонов, который в личной беседе с Юрием Владимировичем дал понять, что согласен с режиссёром: Никулин — идеальный Лопатин.
И когда после того, как работа над фильмом уже началась, худсовет, отсмотрев снятый материал, потребовал от Германа заменить Никулина, потому что он «похож на алкаша», Симонов устроил скандал. Константин Михайлович был членом ЦК КПСС, и с его аргументом, что это же он придумал Лопатина, вот и ему решать, как герой должен выглядеть, пришлось считаться. Страстная увлечённость Германа реализмом не оставляла нервной системе артистов шансов.
Так, сцены в поезде снимались не в тёплом студийном павильоне, а в настоящем продуваемом вагоне времён войны. На экране — около десяти минут, а в жизни — больше месяца напряжённой работы. Случалось, что Никулин не выдерживал и делился с Германом тем, что накипело у него, Людмилы Гурченко и других участников съёмок, иногда на повышенных тонах.
Но от полноценного бунта его удерживала мысль: а что, если Герман прав и именно так и надо? Позднее, посмотрев «Двадцать дней без войны», Никулин признал: их актёрские страдания были ненапрасны. Как и когда-то во время войны, Юрий Владимирович старался поднимать общий боевой дух при помощи шуток.
Узнав, что им с Гурченко придётся сниматься в сцене свидания полуобнажёнными позднее режиссёр передумал, и в фильме всё более чем целомудренно , на следующий день он постучался к актрисе в трусах и майке, а когда та открыла, объявил: «Начнём приучать друг друга к нашим телам. Я первый». А во время работы над сценой, где Гурченко говорит: «Обними меня, у тебя такие сильные руки», Никулин как-то раз сострил в ответ: «Ты бы знала, какие у меня ноги».
Но на экране Лопатин не шутит. Смотреть фильм в первый раз для тех, кто хорошо знает Никулина по комедиям, занятие необычное. Уводя от привычных образов, разными способами давая выход ранее незнакомым оттенкам, полутонам и вариантам существования на экране, Герман, должно быть, отчасти помогал прорваться наружу и внутреннему миру Никулина.
Юрий Владимирович вспоминал: когда на «Ленфильме», на пробах, он надел лопатинские очки, то впервые заметил, что стал похож на отца. Не исключено, что и в этом, кроме прочего, ценность «Двадцати дней без войны». С одной стороны, благодаря фильму почитатели таланта артиста лучше узнали Никулина.
Почему многолетний партнер Юрия Никулина клоун Михаил Шуйдин выходил на манеж только в перчатках?
Михаил Шуйдин - актёр - биография - советские актёры - Кино-Театр.Ру | Проработав с Карандашом два с половиной года, в 1950 году Шуйдин и Никулин вместе ушли от него из-за рабочего конфликта. |
27 сентября - Михаил Шуйдин - 100 лет со дня рождения | РИА Новости Медиабанк | Нашел фотографию из цирка и вспомнил, что этой клоунаде Юрий Никулин в своей книге посвятил пару абзацев. |
Встретились в цирке и не расставались: история любви Юрия и Татьяны Никулиных | Тайну, о которой не знал даже многолетний партнер Шуйдина по манежу Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, участник войны, старший сержант в отставке Юрий Владимирович Никулин. |
Михаил Шуйдин: судьба незаслуженно забытого партнера Юрия Никулина | Юрий Никулин, Татьяна Никулина и Михаил Шуйдин за кулисами цирка. |
Гениальный «балбес». Юрий Никулин превращал партийных бонз в обычных людей | Аргументы и Факты | Напомним, знаменитые артисты Юрий Никулин и Михаил Шуйдин вначале работали помощниками известного клоуна Карандаша. |
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин
Время показало, что Карандаш не ошибся — этот дуэт стал самым прочным в мировой истории циркового искусства. Дуэт просуществовал более 30 лет, но это был дуэт превосходных партнеров на арене, а вне ее они почти не общались. Причина таких отношений скрывалась в разности их взглядов на жизнь. Даже общие темы не становились предметом их разговоров, хотя на сцене им было достаточно полувзгляда, чтобы понять мысль партнера. В начале их работы было даже некоторое соперничество, скрытое от посторонних глаз. Михаил Иванович часто злился, когда известные люди приходили в их гардеробную и нахваливали только Никулина, не замечая при этом его. Конечно, все это не могло не сказаться на их взаимоотношениях: они даже ссорились, особенно когда Михаил Иванович в сильном подпитии мог сорвать представление, нагрубить жене Никулина. Но все это обычно длилось недолго. Смекалка и умение обращаться с инструментом оказались кстати и в работе клоуна. Однажды, будучи уже артистом цирка, Шуйдин спас номер известного иллюзиониста Эмиля Кио: он сделал для Кио новую трюковую шкатулку взамен случайно разбитой ассистентом.
К тому же, по воспоминаниям Юрия Никулина, Шуйдин в большинстве случаев сам готовил реквизит для циркового номера. Михаил Иванович Шуйдин как человек всегда отличался скромностью. Когда журналисты спустя много лет после окончания войны выяснили, что Михаилу Ивановичу на фронте заменили звезду Героя Советского Союза на орден Красного Знамени, Шуйдин, фото которого вместе с Юрием Никулиным было своеобразной визитной карточкой Московского цирка, не захотел добиваться пересмотра наградного представления. В продолжение темы боевых наград можно сказать, что Шуйдина никто не видел в наградах: он их не носил, считал это показухой хотя кроме орденов Красного Знамени и Красной Звезды имел много медалей, в том числе "За оборону Сталинграда" и "За оборону Москвы". Скромность не позволяла знаменитому артисту «стукнуть кулаком», чтобы как-то изменить ситуацию. Умер Михаил Иванович Шуйдин в августе 1983 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен великий артист и герой войны на Кунцевском кладбище Москвы.
Но еще трудней стало, когда отец внезапно умер. Чтобы не помереть с голоду, вдова перевезла семью в подмосковный Подольск, где была хоть какая-то работа и заработки. В деревне в те годы в буквальном смысле нечего было есть. Раньше в семье хотя бы мужик был, а теперь матери одной семью на селе было не поднять. Да и в Подольске они жили трудно, натужно, впроголодь. В такой ситуации родители всегда убеждают детей получить хорошую рабочую специальность, которая тебя всегда прокормит. Только маленький Миша мечтал совсем о другом. Он хотел стать артистом. Большим и известным на всю страну. Не удивительно, что он принимал участие во всех школьных спектаклях и концертах. Не удивительно и то, что едва получив школьный аттестат, он ут же подал документы в Московское цирковое училище, и с успехом прошел экзамены. Только вот его учеба оказалась недолгой. Спустя некоторое время Шуйдин — уже лейтенант и командир танка Т-34. Будущий артист участвовал в десятках самых жестоких сражений. Он воевал под Сталинградом, был участником Курской битвы, защищал Ростов-на-Дону.
Был уверен, что поступит или в театральный институт, или во ВГИК. Но маститые экзаменаторы талант его не разглядели… Осенью еще одна попытка: студия Камерного театра. В это же время из "Вечерки" узнаёт о наборе в студию клоунады при Московском цирке. Приходит, показывается. Приняли Никулина обе студии. Он выбрал цирк… А Михаил Шуйдин после школы и ФЗУ, получив специальность слесаря-лекальщика, сразу поступает в цирковое училище на акробатическое отделение.
Увидеть такое. Юрий Никулин бегал с топором за Карандашом и вопил: «Зарублю! Никулин и Шуйдин были учениками и ассистентами Карандаша. Отзывались о нем с пиететом: — Михаил Николаевич — гений! Сотрудничество с ним подарило колоссальный опыт. Но это не мешало видеть начинающим артистам недостатки мэтра. У человека был взрывной характер, терпимость и доброжелательность — это не про Румянцева. Осенью 1950 года Никулин и Шуйдин после очередного скандала от учителя ушли. Тот негодовал и безмерно злился.
Никулин и Шуйдин: лед и пламень
Точно, нет поллитровки. Вприпрыжку по парку Гастроли в Калинине, особенно первые самостоятельные, были связаны с некоторыми трудностями. К ужасу Никулина оказалось, что в Калининском цирке нет круглого фойе. Публика из зала сразу выходила в парк. Но в сценке «Маленький Пьер» полицейские, гоняясь за мальчишкой, все время появляются в разных проходах. В Москве это сделать было просто: беги как можно быстрее по фойе и появляйся на манеже из всех проходов по очереди.
Здесь же, в Калинине, перебегать от прохода к проходу приходилось через парк — прямо на глазах у прогуливающихся людей. Но премьера прошла хорошо. Таня на манеже, хотя и двигалась как во сне, не подвела. Публика приняла ее за настоящего мальчишку. Клоуны покидали манеж под аплодисменты.
Жаль, что операторы кинохроники «Наш край», которые в ту пору находились в нашем городе, снимали успехи рабочих вагоностроительного завода и фабрики «Пролетарка». А ведь какие исторические могли получиться кадры! Одна женщина пришла на работу с подбитым глазом. Ее спрашивают: — Кто это вас так? Пора на покой Надо сказать, что Юрий Никулин задумался о завершении своей цирковой карьеры, еще когда ему было 54 года.
Это случилось после того, как он пришел с женой на представление клоуна Карандаша. Тому в ту пору было 74 года. Номера, которые в свое время клоун исполнял изумительно, теперь он был не в состоянии исполнить.
Затем начал вместе с Юрием Никулиным работать учеником-помощником у клоуна Карандаша. Вскоре, уйдя от Карандаша, Никулин и Шуйдин создали клоунский дуэт Никулин и Шуйдин и практически до конца жизни Михаила Шуйдина в 1983 году работали вместе.
Клоунский образ Михаила Шуйдина был в виде разудалого рубахи-парня, который всё умеет и всё знает, в отличие от образа Юрика Никулин , который был ленив и меланхоличен. Таким образом, их совместная работа строилась на противоречии характеров. В обычной жизни, однако, по признанию самого Юрия Никулина, Михаил Шуйдин и Юрий Никулин особых отношений не поддерживали — сказывалась большая разница в характерах и образе жизни.
Вместе они будут учениками легендарного Карандаша. В 1949-м клоуны Миша и Юрик составят дуэт, который окажется самым прочным в истории цирка. Друзья будут выступать на арене вместе целых 30 лет. Архивный кадр Архивный кадр "Несостоявшийся" герой Оба артиста были фронтовиками, что их, безусловно, сближало. Михаил Шуйдин никогда не рассказывал о своем боевом прошлом. Сын Андрей в документальном фильме Екатерины Вещевой признался, что лишь однажды вывел отца на разговор.
Тот сказал о танкистах фразу, которую юноша запомнил на всю жизнь: Вот прошёл атаку, живой вернулся, танк не подбили, надо давать орден Красной Звезды. Вторую атаку прошёл, надо давать еще один орден - Красного Знамени. Третью атаку прошёл - Героя Советского Союза. Накануне Михаил Шуйдин получил звание старшего лейтенанта и командовал танковым взводом "Шерманов". Танкисты Великой Отечественной Танкисты Великой Отечественной Артист никогда не носил наград и не рассказывал домашним, что за бой в литовском Жагаре был представлен к званию Героя Советского Союза. О подвиге Шуйдина знала вся танковая бригада. Заместитель начальника политотдела гвардии майор Брагин докладывал: коммунист Шуйдин принял на себя командование ротой и поднял танкистов в атаку. И даже когда его "Шерман" горел, вел прицельный огонь до последней возможности. Комбат Гичко написал на Шуйдина представление к званию Героя Советского Союза за бои в период с июня по август 1944 года, когда шло освобождение Вилейки, Сморгони и г.
Ходатайство поддержали комбриг Асланов и комкор Обухов. Однако командующий бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенант Скорняков посчитал, что старшему лейтенанту будет достаточно ордена Красного Знамени. Исследователи видят причину в том, что танковую бригаду передали в ведение Скорнякова лишь в июле 1944-го до этого она относилась к 3-му Белорусскому фронту , и генерал-лейтенант не знал о подвигах Михаила Шуйдина при освобождении Белоруссии. И так бывает...
Вместо этого ему вручили одну из самых высших наград — орден Красного Знамени. Ожоги под гримом комика После Победы Шуйдин закончил цирковое училище и стал работать клоуном.
Он выступал на арене вместе с прославленным артистом Юрием Никулиным. Их замечательный дуэт принес зрителям много радости и обогатил цирковое искусство уникальными номерами. Однако, несмотря на столь веселую профессию, Михаил Шуйдин никогда не забывал о том, что ему пришлось перенести в годы войны. Об этом ему напоминали и шрамы на лице и руках, которые он тщательно скрывал от публики под слоем смешного грима.
10 раз горел в танке: как воевал знаменитый клоун Михаил Шуйдин
А если учесть, что провокатором, зачинщиком действия был клоун Миша, то его роль была даже важнее. Плюс он мог выполнять акробатические трюки и отвечал за реквизит. Пригодились слесарные навыки Шуйдина. Если раньше в цирке клоуны своими выступлениями заполняли исключительно паузы, когда нужно было менять декорации, то с 1958 года к дуэту пришла настоящая популярность. В это же время Юрий Никулин снялся в небольшом эпизоде фильма "Девушка с гитарой" и стал узнаваем зрителями.
А уж после "Бриллиантовой руки" 1968 билеты на представления стали разлетаться, как горячие пирожки. И хотя Юрий Владимирович старался проявлять деликатность, хлопотал за друга с присвоениями званий, решением жилищных проблем и т. Для него цирк был всем. Когда в 60 лет 1981 Никулин повесил клоунские ботинки на гвоздь и перестал выступать, Михаил Иванович продолжал выходить на арену уже один.
Тяжело больной, он отказался от операции и до последнего ездил на гастроли. Ему было всего 60 лет. Никулин еще долгое время оставался художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре, рядом с которым после его ухода из жизни установили 3,5 тонный бронзовый памятник. Но что-то мне подсказывает, что артисту очень одиноко у входа в здание.
В Курске в 2011-м открыли другой памятник - маленький фрагмент из представления "Лошадки", где легендарный дуэт по-прежнему вместе. Знаете, что любопытно. Многие клоуны пытаются повторять знаменитые репризы Никулина и Шуйдина. Но никто не в состоянии вызвать такую же реакцию зала, как это делал легендарный дуэт.
Вместо заключения Жизнь, она вообще не про справедливость. Я до сих пор думаю, почему никто из высшего военного чиновничества не вернётся к наградному листу Михаила Шуйдина и не рассмотрит представление, чтобы присвоить герою-танкисту звание Героя Советского Союза хотя бы посмертно.
Редкие и интересные фотографии Юрия Никулина Редкие фотографии Юрия Никулина - всенародно любимого клоуна, артиста и хорошего человека. Актеры Московского государственного цирка Юрий Никулин и Михаил Шуйдин играют в нарды в перерыве между выступлениями. Горького ЦПКиО в выходной день.
РИА Новости Разинский славился не только отличной реакцией, шикарной игрой ногами и умением забивать голы, но и нефутбольными качествами, главным из которых было чувство юмора. Однажды вратарь решил испытать свое остроумие на друге и так жестко разыграл Никулина, что тот наверняка запомнил шутку на всю жизнь. Как-то перед представлением у Разинского созрел гениальный план. Он предложил Кио разыграть товарищей и налить им прямо на арене по стакану водки. Тот идею оценил и согласился воплотить задуманное. Тут-то и началось самое интересное! РИА Новости Двое в клетке, услышав незнакомый текст, уши насторожили, а Кио продолжает: — Но только нужно, чтобы они выпили все до дна, иначе могут снова начать озорничать.
Для того, чтобы пройти туда, надо было пересечь аэропорт, где тогда даже самолеты садились, взлетали, это сейчас там Ходынка. А нам нужно было пролезать через дыру в заборе, и потом по этому полю километра два шуровать. Он тренировал 1957 год, на год старше нашего. Виноградов дал нам разрешение надеть коньки, потренироваться, и решил всех оставить, пригласив на следующее занятие через неделю. Уже на него пришел другой наш тренер — легендарный детский наставник Юрий Александрович Чабарин. Нас поначалу гоняли на большой поляне, а уже потом мы переходили на коробку, куда выходили все, у кого была форма. Чабарин был для нас, как отец, мы ему доверяли. Когда у нас ноги мерзли, играя на улице, он бежал в ларек, покупал газеты, обматывал нам ноги, согревал. Наша основа, я в том числе, уже пару раз становилась чемпионами Москвы, и только потом, кстати, в нашей команде появился Слава Фетисов. Со Славой мы быстро сдружились, ходили друг к другу в гости, я хорошо знал его родителей, он моих. С его отцом — дядей Сашей я до сих пор хорошо общаюсь, он сейчас остался единственным папкой из нашего выпуска. На 50-летии Славы я вспоминал, как наша молодежная команда прилетела в 1974 году в Монреаль на товарищеские встречи с канадскими сверстниками. А там телевидение, пресса, мы такого внимания к себе и не ожидали. Смешно получилось, когда мы заселились со Славой в гостиничном номере, и порешали кто первым пойдет в ванную. Пошел Слава, я жду-жду, все местные каналы на телевизоре перещелкал. А Слава никак ванную наполнить не может. Там надо было ручку повернуть, чтобы вода не сливалась, а он этого не знал, все пытался дырку в ванной ногой заткнуть смеется. Запомнилось то, что в Москву в те годы практически постоянно приезжали шведы, чтобы играть товарищеские матчи. Все в фирменной форме, а мы во всем перешитом. Юрий Александрович быстро нас научил иголкой пользоваться, чтобы сами могли себе что-то в форме подлатать, подшить. И обыгрывали мы этих шведов — 15:0, 16:1, примерно такие счета были. В книге Фетисова было только воспоминание о том, что он привез вам бейсбольную перчатку. А ведь мог помочь с крагами, клюшками. Одна мне не подошла, я ее, если не ошибаюсь, отдал Славе. А с «шервудом» я сам играл, и, как мне показалось, бросок у меня стал гораздо сильнее. А еще я вспоминаю, что играл некоторое время клюшкой, доставшейся в «наследство» от Валерия Харламова. Эта клюшка «пережила» самого Харламова, я с ней поиграл, а потом подарил своему племяннику. И он в первой же игре её сломал. Я потом понял, что же я натворил! Это же музейная реликвия. Цирковые из коллектива, в котором он работал в те годы, рассказывали, что дядя Миша нас замучил своими рассказами о том, как сын играет в хоккей, сейчас находится на матчах с канадцами. Он понимал, что я занимаюсь делом. С пятого класса я начал заниматься в эстрадно-цирковом училище, и времени на ерунду у меня просто не хватало, что было очень важно. Я в шесть утра вставал, в семь был на раскатке в ЦСКА, потом мчался на занятия в эстрадно-цирковое училище, был там до четырех вечера, а в пять был уже на второй тренировке ЦСКА. Вечером готовил уроки, поскольку в армейской спортшколе было очень строго по вопросам успеваемости. Анатолий Владимирович Тарасов всем доступно объяснил, что образование очень важно и хоккеистом тоже, и тем, кто в итоге не станет спортсменом. Его слова «Мы должны быть лучшими во всём», стали девизом нашей школы. И это важно. Всё сам. Он увидел, как одна из бабушек несла снаряжение внука-хоккеиста, нашел эту бабушку и так её отчехвостил, что всем стало неповадно. Никто же не знал, по какому пути я в итоге пойду. Наоборот, мне запомнилось, как в наше училище пришел запрос из спорткомитета СССР, где сообщалось, что я должен полететь в Канаду, для чего требуются характеристики, комсомольские и так далее.
Клоун, 13 раз горевший в танке
В это же время Юрий Никулин снялся в небольшом эпизоде фильма "Девушка с гитарой" и стал узнаваем зрителями. А уж после "Бриллиантовой руки" 1968 билеты на представления стали разлетаться, как горячие пирожки. И хотя Юрий Владимирович старался проявлять деликатность, хлопотал за друга с присвоениями званий, решением жилищных проблем и т. Для него цирк был всем. Когда в 60 лет 1981 Никулин повесил клоунские ботинки на гвоздь и перестал выступать, Михаил Иванович продолжал выходить на арену уже один. Тяжело больной, он отказался от операции и до последнего ездил на гастроли. Ему было всего 60 лет.
Никулин еще долгое время оставался художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре, рядом с которым после его ухода из жизни установили 3,5 тонный бронзовый памятник. Но что-то мне подсказывает, что артисту очень одиноко у входа в здание. В Курске в 2011-м открыли другой памятник - маленький фрагмент из представления "Лошадки", где легендарный дуэт по-прежнему вместе. Знаете, что любопытно. Многие клоуны пытаются повторять знаменитые репризы Никулина и Шуйдина. Но никто не в состоянии вызвать такую же реакцию зала, как это делал легендарный дуэт.
Вместо заключения Жизнь, она вообще не про справедливость. Я до сих пор думаю, почему никто из высшего военного чиновничества не вернётся к наградному листу Михаила Шуйдина и не рассмотрит представление, чтобы присвоить герою-танкисту звание Героя Советского Союза хотя бы посмертно. У Михаила Ивановича остались двое сыновей. Кстати, оба стали артистами цирка. К сожалению, Вячеслав перестал выступать после травмы. Андрей со своей программой "Русские на льду" гастролировал до 2005 года.
В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин". Документальный фильм. Фильм о буднях цирка на Цветном бульваре, о его "закулисной" жизни, о любви и преданности цирковых артистов своему призванию и ремеслу.
Скульптура изображает сцену известного номера «Лошадки». Авторы скульптуры: Игорь Минин и Николай Криволапов. На постаменте надпись: «Воинам Великой Отечественной войны.
Летом 1943 года его 35-я гвардейская танковая бригада под командованием Ази Асланова участвовала в боях Белгородско-Харьковской операции. Обычно журналы боевых действий танкистов этого периода выглядят примерно одинаково. Бронетехника изнашивается и гибнет за считанные дни или недели сражений.
Боевые машины, оставшиеся на ходу, поступают на вооружение более боеспособных частей, а остатки танкового отряда отправляют в тыл на пополнение и переукомплектование. Танки теряли в каждом бою, и теряли помногу. Но Шуйдину повезло — и он, и его боевая машина остались целы. В конце августа 1943 года в одном из боёв защитник уничтожил несколько противотанковых орудий, пулемётных гнёзд, а также шестиствольный миномёт, два грузовика и около 20 солдат противника. Это сражение принесло ему орден Красной Звезды. В следующих боях танковая бригада понесла серьёзные потери, а сам Шуйдин получил ранение. Весной 1944 года укомплектованная новенькой ленд-лизовской техникой — «шерманами» и «валлентайнами» — бригада отправилась в пекло операции «Багратион». Только что вышедший из госпиталя защитник был в числе танкистов, которые ударили по врагу на севере Минской области и форсировали Березину.
«Бросил хоккей ради цирка». История сына напарника Юрия Никулина
Никулин и Шуйдин на гастролях, 1976 г. Фото:kino-teatr. – Шуйдин и Никулин более тридцати лет проработали вместе, достигнув редкого взаимопонимания. В 1964 году Шуйдин и Никулин снова выступали на Фонтанке. Никулин закончил выступать с Карандашом и начал попытки собственных выступлений с Михаилом Шуйдиным — в дуэте с ним он так и будет работать до конца жизни. В самом начале 80-х клоунскому тандему Юрий Никулин – Михаил Шуйдин стукнуло тридцать лет.
ПАРТНЕР "БАЛБЕСА"
Никулин Шуйдин Лошадки, Водка HQ. Легендарные репризы Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Самый знаменитый цирковой номер Никулина – сценка с бревном, которую он исполнял с Михаилом Шуйдиным. Легендарные репризы Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Советский цирк. Сборник. Новости партнеров. Добрый и обаятельный чудак: Карьеру комика Юрий Никулин начал и закончил на тверской земле. Немалую трудность для Никулина и Шуйдина вызвало и то, что в калининском цирке не было круглого фойе. Однако при этом уточнил — так как Никулин и Шуйдин были с чувством юмора, то на шутников обижаться не стали.
Back to USSR. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин
Клоун Михаил Шуйдин командовал взводом американских танков «Шерман» | Тайну, о которой не знал даже многолетний партнер Шуйдина по манежу Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, участник войны, старший сержант в отставке Юрий Владимирович Никулин. |
Клоун Михаил Шуйдин: как герой Курской битвы стал тенью Юрия Никулина | Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (1978). Сохранено в Цирк Разное. |
Юрий Никулин вспоминает Михаила Шуйдина. Прощай, старый цирк (1985) - смотреть бесплатно | В обычной жизни однако, по признанию самого Юрия Никулина, Михаил Шуйдин и Юрий Никулин особых отношений не поддерживали — сказывалась большая разница в характерах и образе жизни. |
Родился под Тулой, горел в танке, стал великим клоуном: история Михаила Шуйдина
По требованию режиссёра Никулин и Шуйдин перетаскивают бревно на другое место. В паре с Никулиным, уже работавшим у Карандаша, Шуйдин дебютировал в мае 1949 года на манеже харьковского цирка. Нашел фотографию из цирка и вспомнил, что этой клоунаде Юрий Никулин в своей книге посвятил пару абзацев. Анатолий Тарасов с супругой в гримерной Никулина и Шуйдина Фото: из архива Андрея Шуйдина.