В этот день Покровскому собору, который известен во всём мире как «храм Василия Блаженного», исполнилось 460 лет. Мы очень Вас благодарим, что в сентябре 2023 года Покровский собор обрёл купола с крестами. Храм Покрова Пресвятой Богородицы входит в "Программу-200" строительства православных храмов в г. Москве. Василий Блаженный – на настенной живописи, – рассказывает Татьяна Сарачева, заведующая отделом "Покровский собор" Государственного исторического музея.
Храм Василия Блаженного - Покровский собор
Восемь финалистов, и всего два победителя, которым на будущий год самим предстоит войти в жюри фестиваля. Этот принцип заложен учредителем фестиваля — общественным деятелем и предпринимателем Михаилом Хубутия: «Идея преемственности — одна из самых важных, поэтому фестиваль объединит под крышей Гостиного Двора и поколения, чья молодость пришлась на 1960-е, 1970-е, 1980-е годы, и молодежь сегодняшнюю. Мне кажется, что только на первый взгляд отцы и дети не слышат друг друга.
По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.
Царская сокровищница и аналой на Лобном месте В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов.
Второе место занял автор-исполнитель Никита Дорофеев из Нижнего Новгорода, он получил 250 тысяч рублей и призы от партнеров фестиваля. Призы за третье место и денежную премию по 100 тысяч рублей получили автор—исполнитель Дмитрий Чернов из Калининграда и братья Валентин и Михаил Золотухины из Луганска с ограниченными возможностями по зрению — ред. Мировая премьера, барокко и сказки: гид по музыкальному фестивалю Зарядья По его словам, еще четыре участника "финальной битвы за гран-при", которая прошла в московском Гостином дворе вечером 18 декабря, получили призы по 50 тысяч рублей. Уровень участников фестиваля, как отметил его худрук, заметно вырос.
Ранее KP. RU писал, что 24 июня в Москве, Московской и Воронежской областях был введен режим контртеррористической операции. Массовые мероприятия были отменены, закрылись несколько парков, храмов, в том числе Покровский собор.
Контактная информация
- Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?
- Подать записку
- В Гостином дворе состоялся фестиваль «Покровский собор»
- Что еще почитать
- Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного) — Узнай Москву
- Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного) — Узнай Москву
В храм Василия Блаженного вернулись исчезнувшие на 100 лет хоругви
Храм Василия Блаженного — история Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю.
Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.
Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного. Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников.
Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей. Очевидцы рассказывали: «По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом.
Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу». Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей.
Для соблюдения симметричности количество увеличили до восьми. На общем основании вырисовались 9 автономных зданий со звонницей, соединенных сводчатыми переходами. Внешняя открытая галерея гульбище служила своеобразной церковной папертью. Отдельные помещения венчали уникальные купола, необыкновенного исполнения барабаны. Масштабную конструкцию высотой 65 м возводили шесть лет. До 1600 года храм Покрова на Рву являлся наиболее высоким сооружением Москвы. Храм в честь чудотворца Официально собор называется Покровским, второе название - Василия Блаженного. Согласно преданию, юродивый Руси собирал пожертвования на постройку каменного храма, где был похоронен позднее. Легенды приписывают высокочтимому святому православной церкви дар провидения: чудотворец предсказал «Великий пожар», разрушение церквей Москвы с последующим возобновлением, начало «Золотого века» на Руси.
Наследник престола Федор Иоаннович приказал возвести собор, посвященный народному молитвеннику в центре Москвы. Церковь Василия Блаженного, ставшая частью Покровского собора, работала круглосуточно, без выходных. Прихожане стали называть масштабный религиозный комплекс именем Блаженного. Царская казна, духовенство на Красной площади Строительство собора обошлось без подземных переходов, тайников. Подвальные помещения заменены общим основанием — перекрытым сводами подклетом без подпорок. Вентилирование обеспечено узкими зазорами — продухами. Изначально пространство обеспечивало функции царской сокровищницы. Позже узкий проход нижнего нежилого этажа заложили — обнаружен подклет при восстановлении святыни 1930 г. При колоссальном масштабе снаружи, внутри собор Василия Блаженного невелик.
Изначально предназначение храма - мемориальный памятник. Церковь не отапливалась, проведение экскурсий, половничество недопустимо было зимой. В религиозные праздники внутри Покровского собора помещалось небольшое количество прихожан, аналой выносили на Лобное место Москвы, церковь служила огромным алтарем. Русский архитектор или европеец До недавнего времени имя зодчего, трудившегося над собором Василия Блаженного, оставалось загадкой. Исследователи располагали несколькими версиями. Первое предположение — храм создан древнерусскими мастерами Постником Яковлевым, Иваном Бармой.
Храмы, как правило, из него тогда не строили.
Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым. Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку. Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи. Внутри тоже появляется растительный орнамент. Скажите, что-то из перечисленного ставило под вопрос дальнейшее существование собора?
В летописях мы постоянно читаем, что у Покровского собора «погорели верхи». Однако это были не те пожары, которые нанесли существенный урон собору. В то же время в 1737 году в Москве произошёл очень сильный пожар, причиной которого стала горящая свеча. У собора тогда даже обрушился купол одной из церквей — эта церковь выгорела, но собор устоял. Далее — уже в 1917 году — большевики обстреливали Кремль, где засели юнкера. Тогда очень сильно пострадала одна из церквей — церковь Входа Господня в Иерусалим. Осколки одного из запущенных снарядов попали в купол, разорвали его покрытие, пробили кирпичный свод и попали внутрь церкви.
Кстати, повреждения от осколков на стене видны даже сегодня. В 1920-е годы архитекторы предлагали новые планы устройства Москвы, но на всех этих планах Покровский собор сохранялся. Музей продолжал работать и в советское время, его сотрудники устраивали антирелигиозные выставки, выставки, приуроченные к памятным датам молодого советского государства. Во многом такая политика в угоду действовавшей тогда власти помогла сберечь Покровский собор. Собор находится в совместном пользовании Министерства культуры и Русской православной церкви с 1991 года. В частности, посетители часто трогают стены с орнаментами, что загрязняет их и негативно влияет на красочные слои. В связи с этим реставрация собора не прекращается никогда, это закономерный процесс.
При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Голгофа, Вифлеем, Камень помазания – в московском храме
Второе место присудили автору-исполнителю из Нижнего Новгорода Никите Дорофееву. Также в рамках фестиваля «Покровский собор» состоялись поэтические чтения, организованные литературным порталом Стихи. Президент Российского союза писателей Дмитрий Кравчук наградил победителей дипломами. Они прочитали свои стихи на главной сцене фестиваля.
За то, что поддерживали нас в самые не простые времена, и мы вместе, преодолев пандемию короновируса, сделали этот по-настоящему незабываемый праздник. Напомню, что первый фестиваль мы были вынуждены переносить 4 раза. Было тяжело каждый раз начинать заново, но в итоге — Бог выбрал нашу сторону, и всё получилось! Получится и в четвертый раз. Да цифра 4 — это совсем немного, и мы ещё далеки до первого юбилея, но, тем не менее, уже что-то.
Авторская песня — это и весомый пласт в Отечественной культуре, и гигантский гуманитарный опыт, вокруг которого консолидируется огромная часть нашего общества. В это ненастное время самое разумное — быть вместе! Издревле известно, что стихотворение, песня и молитва — свидетельство подлинности мира и человека. Сделаем вместе Четвертый фестиваль «Покровский собор»! И будем по-прежнему подлинными и счастливыми! Получилось несколько пафосно, но такое уж время на дворе. Весело и беззаботно — это потом. Наша команда под руководством инициатора проекта Михаила Хубутия сделает всё возможное, чтобы праздник прошёл на высоте.
Ждём новых творческих открытий, счастливых улыбок и побед. Конечно же, Побед! Болеем за каждого участника конкурса и стараемся для каждого зрителя! Художественный руководитель — Алексей Витаков. Ильин Фестиваль «Покровский Собор» — отдельное, ни на что не похожее явление в истории жанра авторской песни. Очень необычная организация творческого конкурса и принцип подбор участников состязания и, вместе с тем, парадоксальная органичность, создающая новую размерность и широту фестиваля и восприятия общей картины. Надо отдать должное инициаторам и организаторам фестиваля, собирающего огромное количество талантливых людей со всех уголков нашей страны, Алексею Витакову и Михаилу Хубутия. Огромная работа по проведению региональных конкурсов, подготовка фестивальной программы в Москве требует и много времени, и много сил.
Заключительные концерты фестиваля показывают, что проект с каждым годом представляет все больше талантливых авторов и исполнителей. А это не остается без внимания любителей авторской песни. И как писал В. Бибихин: «Песня — родовое начало каждого народа». С помощью песни продвигаются идеи нравственности, созидания, правды, сохранения русской культуры. Председатель жюри Фестиваля — Александр Мирзаян.
Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен. В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви. С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому 1818 год, скульптор Иван Мартос. Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.
Юродство — один из самых трудных подвигов в христианстве, суть которого состоит в служении Богу. Как правило, юродивые вели праведную жизнь, полную лишений, подавая пример окружающим. Мы знаем, что Василия Блаженного называют ещё нагоходцем, потому что он и в зной, и в стужу едва прикрывал своё тело лохмотьями. Тем самым Василий давал понять, что ему чуждо всё земное, что он служит Богу. Юродивые, кстати, были единственными, кто смело мог общаться с власть держащими. Из жития Василия Блаженного мы знаем, что он неоднократно общался с Иоанном Грозным. Именно через юродивых народ мог что-то донести до царя. Они были проводниками народных мыслей и чаяний. Также мы знаем о нескольких чудесах, которые Василий Блаженный совершил как при жизни, так и после смерти. После того как стали проявляться посмертные чудеса, его канонизировали. Но сегодня историки архитектуры склоняются к тому, что архитектором храма был итальянский мастер, выходец из архитектурной школы эпохи Ренессанса. Вся архитектурная композиция и детали отсылают нас именно к европейской архитектурной школе, а не к русской. Вполне возможно, что те же итальянцы получили на Руси прозвища Постник и Барма. Так, под Постником можно понимать человека, который много постится, а под Бармой — который много бормочет, в том числе на иностранном языке. В целом такая ситуация достаточно характерна для той эпохи — когда превозносят не мастера, а его творение. В XVII столетии в записках иностранцев говорилось, что этот чудный собор построил один архитектор. Так что даже тогда не было известно, кто построил Покровский собор. Такого сооружения больше нигде в мире не найти. Большую ценность представляет его богатое настенное убранство: и снаружи, и внутри — практически все стены собора расписаны, эти росписи удивительны. Если говорить о предметном мире, внимание привлекает вклад первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича. Это серебряный потир сосуд для богослужения. Священное писание, представленное на выставке «Сокровища Покровского собора» в храме Василия Блаженного АГН «Москва» — Храм, несмотря на свою монументальность, не производит впечатления грузной постройки, наоборот, он кажется воздушным, невесомым.
"Это Москва. Строительство": реставрация Покровского храма в Филях
Путешествуем по собору, изучаем его композицию, говорим о строительных секретах мастеров и пробуем сами собрать точную копию храма — большую объемную модель Покровского собора. Покровский собор на Павелецкой в Москве — духовный центр Русской Древлеправославной Церкви. Как попасть в собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) в Москве, где купить билеты, на какие экскурсии стоит сходить, что посмотреть внутри храма и как добраться. Уникальные факты и фотографии Покровского собора (храма Василия Блаженного), актуальная информация об экскурсиях и событиях музея. Пока Денис Панфилов спокойно смотрел на конкурсантов Фестиваля авторской песни «Покровский собор» в Москве, все остальные участники студии (которым он купил билеты), сидели в Тюмени в ожидании самолёта, который задержали на 6 (!) часов. читайте на Global City Москва.
Храм Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посещений
Четверых террористов поймали в Брянской области при попытке пересечь российско-украинскую границу. В общей сложности фигурантами дела стали не менее 12 человек, в том числе пособники террористов.
Я понимаю, что нужно будет делать: счистить картину, перегрунтовать стену и расписать заново. Времени ждать не было, но как сказать об этом Елизавете Федоровне? Надо отметить, что характер у Нестерова был очень прямой. Как-то, намного позже этого случая, уже в 40-м году ему домой позвонил сам Сталин: «Скажите, Михаил Васильевич, а когда вы смогли бы подъехать в Кремль, чтобы написать мой портрет?
Сталин иногда умел держать такой удар и уважать смелые поступки. Нестерову ничего за это не было. Но сейчас хрупкой и нежной начальнице Марфо-Мариинской обители он не знал, что сказать. Обратилась ко мне со словами благодарности. Минута была не из легких. Я набрал воздуха в грудь, собрался с духом, и рассказал ей о беде с центральной фреской.
Первую минуту Елизавета Федоровна была растеряна, а потом вдруг принялась меня утешать, уговаривать оставить картину, полагая, что со временем дырки можно будет закрасить, картину можно будет сохранить. Но мы сделали все же так, как действительно было нужно. Счистили картину, и я переписал ее на медном листе. Мы стояли у «Благовещения» и Елизавета Федоровна сказала: «Я преклоняюсь перед вашим смирением. Должно быть, вы научились ему у Той, Которая всегда с любовью умела принимать любую волю Божью». Под Покровским собором располагается третий храм во имя Сил Небесных и Всех Святых Усыпальница Место, где, по преданию, Великая Княгиня Елизавета Федоровна желала быть погребенной, расположено рядом с усыпальницей В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу.
Это произойдёт во вторник, 30 апреля, — спустя 40 дней после кровавой трагедии. Об этом рассказал настоятель Никольского собора в Павшинской пойме священник Василий Лосев. Также заупокойное богослужение на 40-й день после чудовищной трагедии проведут и в Никольском соборе в Павшинской пойме, добавил священнослужитель.
Самые ближайшие к нему станции метро: «Охотный ряд» Сокольнической красной линии с выходом у Исторического музея. Перейти к нему также можно с «Театральной» станции Замоскворецкой зеленой и со станции «Площадь Революции» Арбатско-Покровской синей линий. Пеший путь составит около 400 м.
Перейти к нему также можно с одноименной станции Калужско-Рижской оранжевой линии. Путь от выхода из метро к собору — примерно 700 м.
Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)
Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве, цена билета 2024, купить онлайн, расписание собора хранящего множество инженерных тайн. Официальный канал Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Панорама — православный храм Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, Москва.
В Гостином дворе определили финалистов всероссийского фестиваля «Покровский собор»
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхней церкви Покровского храма одноименного ставропигиального женского монастыря у Покровской Заставы Москвы. 1 апреля, в субботу 5-й седмицы Великого поста, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами епископ Наро-Фоминский Парамон совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы – Патриаршее подворье в Покровском-Стрешневе города Москвы. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел возглавил всенощное бдение в Покровском храме Московской духовной академии.
В Москве объявили победителей фестиваля авторской песни "Покровский собор"
Старца похоронили в основании строящегося Покровского собора, а в 1588 году, через 30 лет после смерти, канонизировали. Над его могилой построили ещё одну, десятую, церковь, названную именем святого. В отличие от других приделов, которые не отапливались, здесь богослужения проводили каждый день в любое время года. Поэтому со временем весь собор получил второе имя — храм Василия Блаженного. Перестройки Храм несколько раз менял свой облик. В 1670-х к нему пристроили ещё одну миниатюрную церковь — в честь обретения мощей юродивого Иоанна Блаженного. Вместо открытых лестниц появились два крыльца, а обходную галерею сделали каменной и покрыли кровлей. Обе постройки расписали растительными орнаментами. Изменения коснулись и звонницы, которая к концу XVII века порядком обветшала. Её заменили шатровой колокольней с фигурной черепицей. Средства на восстановительные работы выделила Екатерина II.
В результате реставрации поменялись росписи на фасадах и внутри храма, купола стали многоцветными, а иконостасы оформили в стиле барокко. Во время войны 1812 года французские солдаты разорили собор Василия Блаженного : вынесли ценности и даже собирались взорвать церковь, но, согласно легенде, зажжённые фитили потушил внезапно начавшийся ливень. В конце XIX века храм собирались реставрировать, но сначала не хватало средств, а потом помешала революция. Покровский собор. Вид собора. Из альбома Николая Найдёнова После революции 1917 года Службы с приходом новой власти прекратились, но, в отличие от большинства других церквей, собор Василия Блаженного не снесли, а объявили архитектурным памятником. Вскоре он вошёл в состав Государственного исторического музея и остаётся его филиалом поныне. С 1920-х по 2000-е собор претерпел несколько глобальных реставраций, в результате которых удалось восстановить старинные росписи и иконостасы, заменить обветшавшие главы и даже открыть замурованные коридоры в подклете. Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры. Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте подклете с мощными стенами толщиной до трёх метров.
Помещения общего «цокольного» этажа оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию. А ещё в соборе очень хорошая акустика. Усиливают звук голосники — глиняные сосуды, вмонтированные во внутренние стены церквей. Всего в храме исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций. Но главная особенность храма — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны. Он богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами. Даже кирпичи, из которых построен храм, разных размеров и форм. Например, на фасадах можно увидеть орнаменты, сложенные из закруглённых кирпичей. В оформлении храма также использован изразцовый декор.
Фасады центральной церкви украшены цветами и звёздами, сложенными из разноцветных плиток, а также металлическими золочёными кольцами и спиралями, похожими на конфетти. Если приглядеться, то в отделке некоторых церквей можно заметить одинаковые идеально ровные круглые отверстия. Это фасадные сосуды, замурованные в стены для красоты. Купола собора Считаются главным украшением храма. Его разноцветные фигурные главы — изюминка собора и самая узнаваемая его деталь. Правда, сначала они выглядели значительно скромнее. В середине XVI века, после завершения строительства, купола были гладкими и золотыми. Однако они не раз страдали в огне пожаров, которые часто бушевали в Москве в это время.
Фестиваль «Покровский собор» проводится с 2020 года. Автор идеи и учредитель Михаил Хубутия характеризует миссию конкурса как единение творческих судеб, продвижение идей нравственности, созидании, правды, сохранение духа русской песни и русской культуры. Лауреаты третьей, второй премий и гран-при получают денежный приз в 100, 250 и 350 тысяч рублей соответственно, а участники четвертьфинала — по 50 тысяч рублей.
Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. В середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры.
Если говорить о предметном мире, внимание привлекает вклад первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича. Это серебряный потир сосуд для богослужения. Священное писание, представленное на выставке «Сокровища Покровского собора» в храме Василия Блаженного АГН «Москва» — Храм, несмотря на свою монументальность, не производит впечатления грузной постройки, наоборот, он кажется воздушным, невесомым. Его первоначальный облик в плане архитектурных решений имел тот же вид, что и сегодня? Такое свойство собору прежде всего придавали три открытые галереи. Первая шла по нижнему ярусу, вторая — на уровне церквей второго яруса, а третья — вокруг центральной церкви. Также нужно уточнить, что изначально у собора не было двух нижних церквей, которые есть сегодня: церкви Василия Блаженного 1588 год и Иоанна Блаженного 1672 год , мощи которого, как и мощи Василия Блаженного, также находятся глубоко под землёй на территории собора. Все пристройки снизу «приземлили» собор. Первоначально же его архитектурный облик напоминал свечу — это было удивительное зрелище. Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей. Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом. Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым. Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку. Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи.
Храм Василия Блаженного: цена билета и режим работы в 2024 году
по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел возглавил всенощное бдение в Покровском храме Московской духовной академии. 13 января в Гостином дворе в Москве прошел фестиваль авторской песни "Покровский собор". Православный храм на Красной Площади в Москве, является величественным памятником русской архитектуры, который был построен еще в XVI веке. Панорама — православный храм Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, Москва.