Неделя о блудном сыне предшествует Великому посту и является очень важной для верующих. С Недели о блудном сыне (вторая подготовительная неделя перед Великим постом) и две последующих недели до недели о Страшном суде мы слышим это песнопение в субботу вечером на центральной части Всенощного бдения (полиелее) после 134.
Оптина пустынь
Кондак Недели о блудном сыне, глас 3. Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Песнопение недели о блудном сыне Псалом 136 Этот псалом был написан после возвращения евреев из Вавилонского плена во время правления персидского царя Кира. Содержание новости. И вот перед нами блудный сын: лишившийся силы в результате греха и общения с падшими духами, преступник. Чтение Евангелия о блудном сыне второго воскресенья призывает нас к «всецелому» покаянию – к покаянию не словами, а делами, всей жизнью.
Неделя о блудном сыне (03.03.2024)
Стану, сказал он себе, пойду к отцу и скажу ему: "Отче, я недостоин называться твоим сыном, но прими меня хотя как одного из своих наемников". И вот с этой мыслью он встал и направился к Отцу своему. И когда он был еще далеко, Отец, как Бог Всевидящий, знающий уже его раскаяние, идет ему навстречу, бросается к нему на шею, целует его и уже не слушает слов сына, который говорит: "Отче я недостоин называться сыном твоим". Он дает рабам приказание принести для сына лучшую одежду, дать ему перстень на руку, обуть его в сапоги и заколоть тельца упитанного, чтобы радоваться и веселиться, ибо сей сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И устроил отец пир, и все радовались возвращению сына. Выражаются наглядно в этой притче слова Господа: "Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся".
Чье сердце не затронет любовь отца, который, издалека увидя своего блудного сына, все промотавшего, истощившего все свои душевные и телесные силы, бежит ему навстречу, падает на шею, целует его, восстанавливает в первом достоинстве, достоинстве не наемника, как просил сын, а достоинстве своего родного сына? Мы знаем и о большей любви, чем говорит эта притча. Мы знаем о непостижимом, невыразимом, недоступном для понимания не только человеков, но и ангелов Милосердии Божием к падшему роду человеческому и каждому из нас. Сам Господь пошел в эту "страну далече", оставив небо, жил как простой человек. Он прошел все возрасты человеческие, не имея греха, подвергался всякого рода оскорблениям и гонениям: даже явные чудеса Его хулили фарисеи; люди называли Его бесноватым, колдуном, имеющим связь с дьяволом, оскорбляли, гнали, наконец, оплевали, избили и распяли на Кресте.
Вот какую любовь оказывает нам Господь. Каким же черствым должно быть сердце человеческое, чтобы не ответить на любовь Божию, чтобы остаться сознательно во грехе, в "стране далече", где оскорбляется Господь нарушением заповедей, отвержением Его, отречением от Него? Какое каменное должно быть сердце, чтобы не смягчиться, чтобы не обратиться к Господу, видя Его безмерную, непостижимую даже для ангелов любовь к падшему в нечистоту, погрязшему во всех пороках человечеству. Они не могли понять, как Сам Господь принимает душу и тело человека, как Господь, Творец мира, позволяет оскорблять Себя, чтобы спасти оскорбляющий Его род человеческий. Но и Сам Господь знал, что очень немногие уверуют в Него, что большинство отвергнет Его, большинство будет оскорблять Его, отвернется от Него.
И все же, несмотря на это, Господь пришел на землю, чтобы спасти род человеческий. Своей Божественной Кровию Он смывает грехи каждого человека, который уверует в Него, который обратится к Нему с покаянием, как обратился и блудный сын. Вот какую любовь оказывает Господь человеку. Господь призывает всех нас: "Приидите ко Мне все труждающиеся, обремененные грехами, искаженные душой и телом, приидите, Я вас исцелю, Я вас упокою в Царствии Отца Небесного, где вы просветитесь как солнце, будете в неизреченной радости". Неужели мы отвергнем Слово Божие, неужели и мы останемся среди тех, которые отвергают Господа, отрекаются от Него, оскорбляют Его и словами, и делами, которые предпочитают жить в "стране далече" и там погибнуть?
Есть возможность каждому грешному человеку вернуться к Отцу Небесному, как вернулся блудный сын. Что для этого нужно? В притче сказано, что этот блудный сын пришел в себя, то есть понял свое падение, понял в каком ужасном состоянии он находится, понял, что это состояние еще не все, что его ожидает еще больший, худший конец, ожидает вечная мука после смерти. Чтобы избежать этих мук и каждый человек должен придти в себя, должен просмотреть свою жизнь - не только дела свои и слова, но и все свои помышления, свои влечения, каждое движение своей души, от великих до малых, - должен осудить самого себя, понять в каком бедственном нравственном состоянии он находится, и повернуться лицом к Господу, начать умолять Его, чтобы Господь простил его согрешения, чтобы Он пришел к нему навстречу, как пришел навстречу блудному сыну, чтобы помог ему увидеть и почувствовать тяжесть грехов своих, дал ему истинное, искреннее, от всего сердца покаяние, плач о грехах своих, чтобы облек Он его одеждою чистоты первозданной, чтобы дал ему на руку перстень в знак возвращенного достоинства, сделал его чадом Своим. Воистину, мы недостойны этого, и должны бы умолять Господа: "Господи, не достойны мы называться Твоими детьми, сопричисли нас хотя бы к наемникам единонадесятого часа".
И вот Святая Церковь словами Самого Господа удостоверяет нас, что если человек осознает свои грехи, если он восплачется пред Господом о своей гибели, если он будет умолять Господа, как мытарь умолял и бил себя в грудь: "Боже, будь милостив мне грешному", - то Отец Небесный никогда не отвергнет его, но придет ему навстречу, обнимет его, оденет его в светлую одежду чистоты, назовет его не наемником, а своим родным сыном, устроит пир, вечный пир в Царствии Своем. Надо быть мертвым духовно, чтобы пройти мимо любви Божией, чтобы не пожалеть самих себя и не сделать малого усилия в покаянии для получения прощения и возвращения любви Отчей, которая всегда готова назвать нас сынами Своими.
В воскресный день, служение поздней Божественной Литургии возглавил клирик храмового комплекса — иерей Сергий Редин.
После отпуста духовенство храма прославило продолжающийся праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, пропев величание празднику. Величание Воскресная проповедь иерея Сергия Редина Новости.
Приготовление к посту Четыредесятницы - это древнее установление Церкви. Так, уже в IV веке знаменитые проповедники святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань.
Старший отличался послушанием и помощью отцу, заботой о нем, а второй был гулякой и распутником, требовал у отца деньги, чтобы гулять на них в далеких краях. Однажды он попросил часть наследства у отца, после получение которое он потерял на развлечениях. Читайте еще : Белгород сегодня 20. В результате он столкнулся с выбором: чтобы выжить, придется кормить свиней и спать рядом с ними у другого хозяина. Такой образ жизни довел мужчину до отчаяния и он вернулся в родительский дом, желая стать там слугой или наемником. Однако, вместо осуждения или ругани отец встретил сына объятиями, приказал дать ему лучшую одежду и перстень.
Это очень сильно разозлило старшего сына, который, несмотря на свою помощь, ни разу не получал таких почестей. Притча рассматривается с двух сторон, где старший сын является неправильным примером христианского поведения, а младший сын является прообразом раскаяния и духовного подъема. Смысл притчи о блудном сыне: У этой притчи столько же основных смыслов, сколько основных персонажей.
31 января — Неделя о блудном сыне
Неделя о блудном сыне - Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова | Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство и расточив, пуст бых, во страну вселився лукавых граждан». |
12 февраля 2023 года - Неделя о блудном сыне | Темже прежде конца возопий Христу Богу / яко блуднаго приими мя сына, Боже, и помилуй мя. |
Неделя О блудном сыне | Неделя о блудном сыне. |
Неделя О блудном сыне | Следом идет Неделя о блудном сыне, которая призывает всех грешников к покаянию и обращению, к началу пути для нравственного возрождения. |
Мы в социальных сетях
- Также рекомендуем
- Разговор со священником
- НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ — Храм Архистратига Михаила в Тропареве
- Особенности богослужения
- Неделя о блудном сыне
- Неделя о блудном сыне - вторая подготовительная неделя к Великому посту
3 марта. НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Андрей Бондарев. Проповедь в Неделю о блудном сыне - Санкт-Петербургская Духовная Академия | На литургии читается отрывок из Евангелия от Луки о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. |
Неделя о блудном сыне. | Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство и расточив, пуст бых, во страну вселився лукавых граждан». |
Неделя о блудном сыне: чему учит притча - Журнал | БФ Правжизнь | Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство и расточив, пуст бых, во страну вселився лукавых граждан». |
3 марта. Неделя о блудном сыне - Сурский Иоанновский женский монастырь | Отец разделил имение, младший сын ушел на страну далече, жил блудно и все имение расточил, обнищал, ничего у него не осталось. |
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться.
Но если бы таковыми являлись на самом деле, мы бы подождали, когда Отец Сам наградит нас наследством. Как это и должно быть. Живут дети с отцом, когда приходит время умирать старому отцу, дети провожают его до конца, тогда к ним переходит наследство отца. Здесь же мы видим, что человек не дождался смерти своего отца, но попросил наследство. Параллель с Ветхим Заветом, когда дьявол соблазнил Адама, не жди до времени, а сейчас возьми. Не соблюдай заповедь Отца твоего, Бога, но попробуй плод дерева познания, и станешь как Бог. Значит, когда мы получаем наследство своих родителей, мы ощущаем, что мы приемники отца своего, продолжатели дел его, сами становимся как отец. Мы будем как отец, если только будем носители духа отца своего. Но если мы прежде времени заберем наследство, украдем то, что якобы нам принадлежит. Вот и случилось, один из сыновей хозяина дома, не хотел ждать смерти своего отца, попросил свою долю и прекратил общение с отцом. Потом становится ясно, все что он получил, потратил, и потратил зря. Отец его был человек милосердный, благородный, был меценат, вкладывал свое имение во благо. А тот взял для себя. Апостол Павел в своем послании сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно» 1Кор. Можно получить наследство раньше времени, но полезно ли это будет. Молодой человек, взял то, что ему принадлежит, потому что он сын отца своего. Но он не умножил, а потратил все, и стал настолько бедным, что «Рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» Лук. Только тогда он вспомнил дом отца своего, вспомнил его милосердие. В родительском доме все работники были накормлены, жили хорошо. Даже не родственники, а наемники. А он отошел от отца и оказался ниже свиньи. Евангелие нам говорит, что он пришел в себя. Начал думать, что я наделал, откуда я ушел. Жил спокойно, хорошо одет был, сыт. Я натворил то, что желаю со свиньями есть. Что меня довело, до такой жизни, которая ниже скотины. Он вспоминал свою родину — Отечество свое, откуда он ушел, свой родной дом — отчий дом. На Великом входе, священник, стоя перед престолом, тихо читает молитву о том, что никто не достоин быть на этом месте: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы: еже бо служити Тебе велико и страшно и самем Небесным Силам.
Это тоже служители плоти, ибо о духе не помышляют. Таких много, страшно много, и горькие слезы должны мы проливать о них! А теперь посмотрим на тех, которые близки к правому крылу, ко всецелым служителям духа, к тем, которые наполняют храмы наши, как сейчас вы, которые веруют в Бога и в мир духовный, и спасения ищут, и в Царствие Божие стремятся. Что скажем о них? Скажем, что и многие из них гораздо больше служат телу своему, чем духу, творят больше дела плоти, чем дела духа. О них так говорит апостол Павел:«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» Рим. И хотели бы служить добру, а плоть тянет вниз, и хотели бы жить духом, а жизнь духовная в них слаба, а перевешивает, как чугунная тяжесть, влечет вниз плоть — веления плоти, похоти плоти, страсти плотские. И живут они в глубоком раздвоении совести своей: и к исполнению заповедей стремятся, и о Царствии Божием помышляют, и хотели бы служить духу, а не плоти. Но слаб их дух, сильна и властна плоть, и тяжесть плоти тянет вниз и не дает вознестись горе, к небу, к Богу; не дает жить по заповедям Христовым, не дает жить, как хотел бы чистый дух. Вот на это именно разделение всего рода человеческого на тех, кто силен духом и тех, кто силен плотью, на раздвоение, царящее в сердцах даже верующих в Бога и указывает нам Господь Иисус Христос в своей великой притче. Все мы, все подобны блудному сыну: все стремимся к наслаждениям, всем нам тяжело, тяжело служение духу. Не хотим поститься, не хотим подолгу молиться, не хотим помыслы свои сосредоточить на заповедях Христовых. Не стоит пред глазами нашими неотступно крест Христов. Не видим постоянно пред собой Божественного Страдальца, ради нашего спасения пролившего Кровь Свою в ужасных мучениях на кресте. Помолимся Богу, вспомним о Нем, а потом опять забываем. Жил совсем ушедший в служение плоти младший сын со свиньями, жил среди людей, совершенно чуждых служению духу, низко опустившихся. А нам не надо ли жить с теми, кто более близок Богу, не надо ли опомниться, как опомнился блудный сын, оставить служение плоти и всем сердцем в глубоком покаянии обратиться к Отцу Небесному, сказавши: — Отче! Согрешил пред Небом и пред Тобою, а теперь пришел с покаянием.
Подобно солнечному свету она изливается в равной мере на каждого: и на первого из праведников, и на последнего из грешников. Каждого человека Бог любит, как единственного! Нет у Бога к кому-то большей любви, а к кому-то меньшей. Никто, переживший встречу с Богом, не чувствует себя у Него вторым, третьим или последним. Нет, каждый из нас - у Бога первый и самый любимый! И эта любовь неизменна к каждому из нас. Даже если человек уходит «в страну далече», эта любовь не умаляется. Бог ждет нашего обращения и промыслом Своим, через обстоятельства жизни, через скорби и страдания, которые Он попускает нам претерпеть, и которые часто являются прямым следствием наших грехов, призывает нас покаяться и вернуться к Нему. Жизнь в грехе не может быть счастливой, потому что счастье — у Бога! Только Он есть источник всего самого подлинно прекрасного, что только может пережить душа человека! Вне Бога — нет счастья. Грех приносит душе лишь кратковременное удовольствие, подчас самой низшей пробы. Но последствия его всегда бывают для человека печальными. Потому неудивительно, что человек, который начинает предаваться греховным наслаждениям, со временем становиться глубоко несчастным. Часто он теряет все, что имел, как в духовном, так и материальном плане. Особенно печально бывает наблюдать, как молодые люди, которые были воспитаны в вере, даже учились в приходской воскресной школе, регулярно ходили в храм вместе с родителями, повзрослев, теряют связь с Церковью. Иногда они даже начинают позиционировать себя людьми неверующими или неправославными. Мир с его соблазнами, от которых ограждали молодого человека родители до времени, становится для него доступным в полной мере. И нередко молодые люди начинают с жадностью этим соблазнам предаваться. В результате, грех уводит их из Церкви, а точнее, они сами уходят в страну далече к великой печали их родителей. Что здесь можно посоветовать?
Неделя о блудном сыне - вторая подготовительная неделя к Великому посту
Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. Вот почему в Неделю о блудном сыне на утрени звучит впервые горестная песнь «На реках Вавилонских». С Недели о блудном сыне в храме на воскресной утрени хор начинает петь 136-й псалом «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона».
31 января — Неделя о блудном сыне
Особенности богослужения[ править править код ] В церковном богослужении этого дня к обычным воскресным песнопениям Октоиха добавляются покаянные молитвословия Триоди постной , в которых православная церковь сравнивает всех без исключения христиан с блудным сыном по причине греховных поступков каждого, и от имени верующих приносит покаяние и просит прощения грехов перед Отцом Небесным — Богом. Богослужения других святых с этого дня должны переноситься на повечерие пятницы вечера. Это же песнопение поётся в начале монашеского пострига , пока послушник обнажённый, или только в нижнем белье, из притвора , через весь храм , по полу ползёт к игумену на амвоне. По шестой песни:.
Юноша вырос; из ребенка он стал молодым человеком; простая, чистая, светлая, трудолюбивая, строгая жизнь отчего дома ему стала тягостью. И он обратился к отцу с самым, может быть, жестоким словом, которое можно сказать человеку: Отец! Дай мне сейчас то, что мне достанется, когда ты будешь мертв… Иначе сказать: Отец — твоя любовь, твой кров, наша общая жизнь мне нипочем; ты мне не нужен; мне нужно только то, чем я могу воспользоваться: плоды твоей жизни, а не жизнь твоя; плоды твоей любви, а не твоя любовь; твоя готовность всё отдать, нам, твоим сыновьям, но не ты, отдающий всё… Отдай мне теперь то, чем я воспользуюсь, когда ты умрешь, когда тебя больше не будет на моем пути… И отец ни словом не упрекнул своего сына, ни слова ему не напомнил о ласке, которой было окружено его детство, о любви, о тепле отчего дома.
Он склонил голову и принял как бы преждевременную смерть ; он принял смерть из уст своего сына: пусть буду я для него трупом, мертвым, раз он хочет только того, чем он может воспользоваться из моей жизни… И сын, сбросив одежду отчего дома, грубую, простую, ношенную, нарядился в городскую одежду и ушел. Разве мы не поступаем так все, в той или другой мере? Но не будем прятаться за слова «в той или другой мере», думая: ну да, может быть, кто-то и поступает так же бессердечно, жестоко, но я только в какой-то мере подобен блудному сыну, похож на него… Нет, мы все поступаем до страшности подобно ему. Господь нам дает бытие. Он нам дает жизнь, Он дает нам всё, чем эта жизнь полна: живое тело, живой ум, живое сердце, свободу определять свою жизнь, даёт любовь, дружбу, родство, красоту окружающего мира, закон правды в наших сердцах, — сколько еще другого Он нам дает! И всё это нам дано для того, чтобы этот мир снова стал тем раем любви, единства, гармонии, красоты, каким он был замышлен Богом и каким он был, когда Господь всякую тварь вызывал державным словом к бытию.
Grand Lectionnaire. В груз. Иадгари IX-X вв.
Следует отметить, что, т. Притча о блудном сыне. Роспись ц. Троицы в Никитниках в Москве. XVII в. То же, вероятно, было и в византийском обряде доиконоборческой эпохи, т. В частности, один из кондаков св. Романа Сладкопевца VI в. В послеиконоборческом визант.
В Типиконе Великой ц. Притча о мытаре и фарисее пока еще остается чтением одной из рядовых недель по Пятидесятнице Mateos.
Но обаче, неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия, непреложно и неизменно был еси Человек и Архиерей нам был еси, и служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие предал еси нам, яко Владыка всех.
Тя убо молю, Единаго благаго и благопослушливаго: призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя, и удовли мя силою Святаго Твоего Духа, облечена благодатию священства, предстати святей Твоей сей Трапезе и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело и Честную Кровь. К Тебе бо прихожду, приклонь мою выю, и молю Ти ся, да не отвратиши лица Твоего от мене, ниже отринеши мене от отрок Твоих, но сподоби принесенным Тебе быти, мною, грешным и недостойным рабом Твоим, даром сим. После чего, священник и диакон переносят Дары хлеб на дискосе и вино с водой в чаше с жертвенника на престол и велегласно поминают церковную иерархию и народ: своих наставников, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго Савватия, братию, благодетелей и всех православных христиан.
Вспоминаем историю милосердного Отца нашего. Он не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы мы все вернулись. И не одного из Его сыновей, Его наследников не находились вне Царствия Небесного.
Здесь мы видим долготерпение Отца нашего Небесного, Который видел наше падение, видел, как мы уходили из Его дома, но не хотел, чтобы это был наш конец. Поэтому Он продлевает время для нашего покаяния. Вчера вечером, на утрени, чтобы живее представить себе удаление христиан от Отечества Небесного и рабство греху, мы пели вместе с клиросом псалом 136.
Он был написан о евреях в вавилонском плену и исполнен горечи от потери царства, святого града Иерусалима и Храма, которых народ Божий лишился за свои грехи. Бывает так, мы отходим от Господа, как блудный сын, но, в конце концов, вспоминаем, откуда мы ушли, что наделали. И молитва после Великого входа напоминает, что Господь ждет каждого из нас, каждого избранного.
Почему же Господь медлит. Он обещал скоро прийти, а Его все нет. Потому что Он ждет, может быть, последовавшие за блудным сыном, вспомнят дом Отца своего.
Как там было хорошо, были в общении с отцом. Все, что имел отец, было наше. Но когда сын отделился от отца, он получил реальную жизнь.
Как Адам, когда нарушил заповедь Божию, оказался на земле. Бог его изгнал из Отечества. Наш путь сегодня - путь воспоминания и возвращения в свое Отечество, в Отчий дом.
Хочу сегодня остановиться еще на одном песнопение, которое вчера наши чтецы, к сожалению, прочитали его не очень внятно. Седален после третьей песни канона, все в это время идут на помазание, и особо никто не вникает в читаемый текст. Песнопение очень трогательное, а для монаха незабываемое.
Каждый монах под эту песнь полз в одной сорочке к престолу Божию, подобно блудному сыну, который потерял человеческое достоинство, и, наконец вспомнил, как хорошо было в доме отца, и принял решение возвращаться. Монах в день своего пострига - это и есть тот блудный сын, который возвращается домой. Каждому постриженному монаху полезно знать наизусть этот тропарь.
12 ФЕВРАЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Это случилось с блудным сыном, но это случается так постоянно в наших человеческих взаимоотношениях. Взаимоотношения устанавливаются, потому что каким-то чудом мы вдруг человека увидим, действительно видим человека очами души во всей его красоте, в полном значении этого слова; и затем этот человек являет жизнью и величие, и щедрость души, и жертвенность. А потом постепенно человек для нас все больше утрачивает значение, а дары его — или ее — становятся все более вседовлеющими. Я не имею в виду дары вещественные; я имею в виду тепло, и ласку, и понимание, и столько других вещей. Источник забывается, обесценивается, и важна только вода, текущая из него ручейками. И если мы и дальше продолжаем так относиться, то мы все больше и больше отрываемся от человека; человек существует для нас все меньше и меньше. Блудный сын сказал своему отцу: Отдай мне то, что будет моим, когда ты умрешь; иными словами: Давай согласимся, что ты больше для меня не существуешь; мне нужно только то, что ты можешь дать... И как блудный сын, мы тогда некоторое время живем из полученных даров; наше сердце еще согрето теплом, которое нам было дано, наш ум все еще живет богатством былого общения. Но постепенно и это истощается, потому что уже не питается от источника, и затем превращается в воспоминание, и мы делаемся голодными.
Все то время, что мы могли проживать полученные дары, мы были окружены людьми, которые хотели поживиться от того, что мы получили: мы были, как блудный сын, окружены людьми, которые облепляли его, пока он был богат богатством своего отца. Но когда ничего от богатства не осталось, они отпали. И оскудение вошло в его жизнь вторично: он отверг одно человеческое взаимоотношение, а теперь сам был отвергнут другими; он остался один... Он старался как-то пропитаться, но питаться было нечем, и он ходил изголодавшимся. И вот часто в нашей жизни случается, что, оторвавшись от источника взаимоотношений, оказавшись отвергнутыми теми, которые думали, что они могут бесконечно пить от ручейков, струящихся через нас, мы оказываемся изголодавшимися. Если бы только в это мгновение мы могли осознать, что то, что мы забыли и утратили, — это качество живых отношений с Богом и живых отношений с людьми, которые нас окружают! Мы не можем всю жизнь жить на подарках; жизнь возможна только в отношении к Богу, и в отношении к людям, как бы в непрерывном взаимообмене, когда мы столько же податели, сколько и приниматели щедрости людской и Божией. Но когда нам голодно, когда мы в отчаянии, когда мы, изголодавшись, умираем, — всегда ли мы вспоминаем, что мы отвернулись от Бога, от Живого Бога?
Что мы отвергли живой Хлеб Небесный? Что мы создали с окружающими людьми ложные отношения, раздавая то, что не было наше, что было взято в то мгновение, когда оно было дано? И тогда, значит, настало время нам задуматься глубоко и внимательно над самими собой, и понять, что мы согрешили против Неба, согрешили против отца, против брата, против ближнего, против сестры — против всякого человека вокруг нас. Согрешили — значит, порвали связь, стремясь освободиться от них, — нет, не совсем, — стараясь не иметь с ними отношений дарующего, а относясь, как побирушка, пиявка.
Когда же в той стране настал великий голод, он стал нуждаться, и один из жителей той страны дал ему работу - пасти свиней. Занятие это было унизительным для иудея, поскольку свиньи считались животными нечистыми, иудеи их не разводили. Но он был рад и этой работе. А кроме того, у него была возможность утолить голод той же пищей, что ели свиньи. Но, впрочем, и это ему не всегда удавалось.
И вот, через некоторое время такой бедственной жизни, он, как сказано в притче, «пришел в себя» - как бы очнулся от тяжелого сна. Он вспомнил, что у его отца наемные работники живут в довольстве, тогда как он здесь умирает с голоду. И он решил вернуться к отцу, заранее подготовив слова, которые намеревался сказать ему при встрече: «Отче! Я согрешил против неба и перед тобой и уже недостоин называться твоим сыном! Прими меня в число твоих наемников». Надо сказать, слова эти свидетельствуют о глубоком раскаянии блудного сына. С таким покаянным чувством он направился в отчий дом. Здесь обращает на себя внимание одна подробность. Как получилось, что отец заметил сына, когда тот был еще далеко?
Не говорит ли это о том, что отец ждал возвращения сына? Может быть, он выходил каждый день из дома, вглядываясь вдаль, ожидая возвращения своего чада? И еще один трогательный момент: отец, который был, возможно, уже не молод, побежал! Не пришлось сыну умолять своего отца. Отец даже не дал ему договорить. Начав: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим», отец прервал его, сказав слугам «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги…».
Но настал момент — деньги кончились, а вместе с ними иссякли удовольствия и исчезли друзья. Блудный сын познал нищету, голод и презрение. Но горше всего были его собственные муки совести. Он смиренно вернулся к отцу, не рассчитывая на прощение и скорбя о своих поступках, и хотел попроситься в наемники. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием, приказал одеть в лучшие одежды и устроил пир.
И начали веселиться. Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: "что это такое? Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его. Но он отвечал отцу: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал не нарушал приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка". Отец же сказал ему: "сын мой! А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары жизнь, здоровье, силу, способности , какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращение грешника, прощает ему все его беззакония грехи , как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни. Глава из Закона Божия Серафима Слободского Книга в Озоне или читать он-лайн Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о блудном сыне: Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет…, проси, грешник, щедрот у Господа Прп. Ефрем Сирин.
Как провести Неделю о блудном сыне, если вы готовитесь к Великому посту?
И мы все, так легко и почти постоянно теряем в суете жизни и её приманках свое сыновство, бездумно предпочитая для себя удел наемника. И о наемниках не забывает милость Божия, но ждет, ждет Господь тех, кто однажды ради сыновства Ему отвергся от сатаны и всех дел его. Будем же постоянно помнить, что покаяние и молитва берегут светильники нашей веры, и возвращают нас под кров Отца Небесного.
Для этого надо научиться неустанно наблюдать за собой, смотреть на себя самих такими зоркими глазами, какими смотрят на нас окружающие нас люди. Ведь вы же знаете, как остро ваше зрение для наблюдения за нравственными недостатками и пороками других людей, и знаете, как слепы ваши глаза в великом деле наблюдения за самими собою. Как же избавиться от этой гибельной слепоты, как научиться смотреть на самих себя глазами беспристрастного и строгого судьи? Как и во всяком трудном и важном деле, и здесь надо научиться и привыкнуть неуклонно следить за собой. Многие святые отцы дали нам очень важный совет — каждый день пред отходом к ночному сну сесть и вспомнить все свои хоть сколько-нибудь дурные дела, слова и даже мысли и попросить у Бога прощения. Но можно поставить себе еще более важную задачу: не только поздно вечером, но и в течение всего дня неуклонно следить за всеми своими делами, а больше всего — за своим непрестанно грешащим языком, помня сказанное Господом Иисусом Христом: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" Мф.
Остановленный властной рукой Божией и потрясенный стыдом, блудный сын пришел в себя, одумался, встал и пошел в дальний путь к отцу своему, приготовив покаянную речь: "Отче! Но, полный любви и милосердия, отец его поспешил навстречу ему, прервал речь его, обнимал и целовал его и велел рабам своим принести лучшую одежду для него, перстень на руку его, сапоги на ноги его, велел заколоть откормленного теленка и устроить пир ради возвращения его. Будем же помнить слова Христовы: "Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" Лк. О, как надо было бы и нам вместе с Ангелами Божьими радоваться о глубоком покаянии и возвращении на путь спасения братьев и сестер наших! О, как надо было бы нам иметь мягкие, сострадательные сердца, а не такие черствые, осуждающие ближних сердца, какое видим у старшего брата раскаявшегося блудного сына. Он возвращался с поля и, услышав веселие пира, возмутился и ожесточился и укорял своего отца за то, что встретил он с любовью и всепрощением его грешного младшего брата. И послушайте, как кротко и тихо ответил ему отец на его резкие укоры: "Сын мой! Да поможет же нам Господь наш Иисус Христос спастись самим от сетей диавольских и искренне, всем сердцем радоваться о спасении наших ближних.
Но горше всего были его собственные муки совести. Он смиренно вернулся к отцу, не рассчитывая на прощение и скорбя о своих поступках, и хотел попроситься в наемники. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием, приказал одеть в лучшие одежды и устроил пир. В этой притче, на примере отношений отца и сына, Господь показал неизреченное милосердие и прощение Божие, которые Он дарует всем искренне кающимся.
Святитель Иоанн Златоуст так говорил об этой притче: «Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, чем предстанешь пред судилищем… Покаяние отверзает человеку небо…».
В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: «На реках Вавилонских». Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве.
Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию. У Бога нет мертвых, у Него все живы. Тело Христово состоит как из членов земной, странствующей Церкви, так и из членов Церкви Небесной, торжествующей.
И эта Вселенская полнота молится в этот день Богу о всех — от Адама и до сего дня усопших ее членах. Традиция поминать усопших имеет древнюю историю и восходит еще к апостольским временам. Уже в V веке преподобный Савва Освященный фиксирует в своем уставе этот обычай, ссылаясь на его древность.
Все мы будем в этот день молиться Богу о упокоении не только своих сродников, но и всех от века усопших христианах. Притча о блудном сыне: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче!
3 марта. Неделя о блудном сыне
прим.) и сыны, и наемники рядом с Отцом! 20 февраля 2022 года начнется Неделя о блудном сыне, которая является второй неделей подготовки к Великому посту. Отец разделил имение, младший сын ушел на страну далече, жил блудно и все имение расточил, обнищал, ничего у него не осталось. Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство и расточив, пуст бых, во страну вселився лукавых граждан»2.