Мари Жанна, незаконнорожденная дочь Анны Бекю, и Гомара Вобернье родилась 19 августа 1746 года. О Жанне Дюбарри сняли не один фильм, и это неудивительно, поскольку ее биография полна причудливых поворотов, пикантных недосказанностей, блистательных взлетов и печальных падений. Достоинства: реальный эпизод со страниц истории Франции XVIII века, достойно снятый фильм, вызывает интерес, основан на биографии куртизанки Людовика XV Жанны Дюбарри. В биографии Жанны Дюбарри было немало падений и взлетов. Для графини Дюбарри ювелир Боемер изготовил ценное ожерелье, после смерти Людовика XV доставшееся новой королеве Марии-Антуанетте и ставшее причиной скандального дела (см. Ожерелье королевы).
Какой пассаж: «Жанна Дюбарри» Майвенн
В 2023 году вышел фильм «Жанна Дюбарри», посвященный биографии фаворитки, где главные роли сыграли Джонни Депп и Майвенн. Мари Жанна Дюбарри (урожденная Бекю, помимо фамилий матери – Бекю и отца – Гомар, пользовалась также псевдонимом Ланж) родилась 19 августа 1746 года. Материал из Викиновостей, свободного источника новостей. Восьмого декабря 1793 года была гильотинирована графиня Мари-Жанна Дюбарри, знаменитая фаворитка французского короля Людовика XV.
6 интересных фактов о Жанне Дюбарри — последней фаворитке Версаля
Marie-Jeanne comtesse du Barry Dubarry , урождённая Бекю, фр. Помимо фамилий матери Бекю и отца Гомар , пользовалась также псевдонимом Ланж фр. Была модисткой, затем поселилась в доме графа Дюбарри. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Дюбарри и в 1769 г.
Чем Жанна сходу примагнитила графа — а потом и короля, — остается загадкой. Мне, например, в жестких чертах Майвенн, в ее вертикальном лице, видится что-то староверческое. В иных кадрах она, несмотря на великолепие платьев, похожа то на народоволку, то на актрису Пелагею Антипьевну Стрепетову позднего периода ее жизни, то просто на школьного завуча. Недаром учительская интонация присутствует в режиссерских приемах Майвенн. Она прибегает к закадровому голосу, лекторски вещающему о том, что случилось с Жанной, и заполняющему прорехи в сценарии.
Увы, этот педагогический потенциал не реализуется: кто-то нехороший внушил актрисе, что перед камерой она должна то выдавливать романтическую наивность, то вгонять себя в состояние боевой манкости или экзальтированной восторженности. Роза на эшафоте Франции», где у героини есть человеческое лицо, и симпатия автора к ней ощущается. Фаворитка могла деятельно включиться в проблемы простого угнетенного человека. Во время опалы, наступившей со смертью короля, мадам активно цеплялась за жизнь. Прятала накопленные сокровища. Когда ее замок ограбили, она составила перечень пропавшего — это почти гомеровский «каталог кораблей». Живя во время Великой французской революции в Лондоне, мадам воскресила в своем доме дух Версаля, там находили приют аристократы, смирившиеся с тем, что на чужбине они лакеи и гувернантки. Отдельная эпопея — битва за жизнь, когда уже во Франции Дюбарри предстала перед судом того самого простого народа, из которого вышла.
Предательство Замора, повзрослевшего чернокожего мальчика, которого она так опекала. Отчаянные попытки спастись — уже когда был оглашен приговор. Мучительные часы перед казнью. По легенде, лезвие гильотины упало неудачно, застряло в шее мадам Дюбарри, так что она издала истошный крик. Этих ужасов нет в фильме Майвенн разве что о Заморе в конце сказано тем же унылым лекторским голосом. Он заканчивается монастырем, куда фаворитку короля заточили сразу после его смерти. Поневоле вспомнишь дедушку Аристотеля, предостерегавшего драматургов линейно двигаться по биографии героя Три человека, включая Майвенн, трудились над сценарием, а следить в фильме не за чем. Отношения между героями драматургически не выстроены.
Вот граф Дюбарри толкает Жанну к судьбоносной встрече с королем, та устало закатывает глаза: зачем, мол, оно мне. Но направляется в Версаль.
Современная фотография. Неожиданно свалившееся богатство не испортило бывшую модистку. Жанна дю Барри много и охотно занималась меценатством, способствовала развитию художественных ремесел, в частности, производству знаменитого севрского фарфора. Ее покровительством пользовались такие художники, как Ж.
Вьен, Ф. Друэ, Ж. Грез, Ж. Фрагонар, скульпторы Ж. Лекомт, О. Пажу, Г.
Аллегрен и др. Именно Жанна дю Барри приложила немало стараний для развития знаменитого декоративного стиля, известного под названием Луи сез Луи XVI. Многие деятели Просвещения искреннее восхищались красотой и природными талантами Жанны. Так, Вольтер, которого графиня дю Барри приветствовала двумя воздушными поцелуями, ответил ей галантным четверостишием: Quoi, deux baisers sur la fin de la vie! Подстрочный перевод: Какие два поцелуя в конце жизни Вы соизволили мне послать Два, это чересчур много, восхитительная Эгерия Я умру от удовольствия после первого. Вместе с тем, при дворе образовалась целая партия врагов Жанны дю Барри.
Премьер-министр Э. Шуазель не оставлял надежды сместить наглую выскочку и поставить на ее место свою сестру Беатрикс де Граммон.
Обаятельная мятежница не раз упоминалась как в литературе к примеру, Дюбарри — одна из героинь романа «Жозеф Бальзамо, или Записки врача» Александра Дюма, упомянута Ф. Достоевским в «Идиоте» , так и в кино. Кинолента Копполы — пожалуй, единственный фильм XX столетия, в котором присутствует Дюбарри, и если бы Майвенн равнялась на хулиганский фельетон коллеги-режиссера, то вышел бы уже обязательный сегодня сюжет о сильной и независимой женщине, презирающей условности, однако она предпочла традиционную, даже старомодную форму костюмированной мелодрамы. Сюжет знаком: секс-работница знакомится с замкнутым состоятельным мужчиной, и вскоре между ними вспыхивает любовь. Герои, по сути, те же: простолюдинка-куртизанка и богач, только вместо Джулии Робертс — сама Майвенн, вместо Ричарда Гира — Джонни Депп. Ну и обитают они не в Беверли-Хиллз, а в Версале, где, впрочем, завистники ведут себя одинаково мерзко.
- Мари Жанна Дюбарри. Официальная фаворитка французского короля Людовика XV
- Содержание
- За что казнили любовницу Людовика XV Жанну Дюбарри | Новости мира
- Королевская чаша — «Жанна Дюбарри» Майвенн – Журнал «Сеанс
- Мари Жанна дюбарри: последняя фаворитка.
В семь лет Жанна попала в женский монастырь
- «Жанна Дюбарри» показывает фаворитку Людовика XV как выдающуюся личность, но не уточняет, в чем
- Дюбарри, Мари Жанна — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Ранние годы и образование
- До Версаля Жанна успела поработать уличной торговкой, модисткой и куртизанкой
- Биография Жанны Дюбарри
Юность и первая любовь
- Юность и первая любовь
- Жанна Бекю — «потерянная женщина» у трона короля
- Дюбарри, Мари Жанна
- Дюбарри, Мари Жанна биография, Образ в искусстве, В литературе, В театре
Какой пассаж: «Жанна Дюбарри» Майвенн
Существует и другая версия происхождения Жанны - отцом девушки был некий монах Жан Батист Вобернье, с которым ее мать познакомилась, работая швеей в одном из окрестных монастырей. В шестилетнем возрасте Жанна переезжает в Париж, где ее мать поступает на услужение в качестве повара в дом армейского казначея Биллар-Дюмонсо. Маленькая девочка очаровала любовницу хозяина итальянку Франческу, которая начинает обучать её танцам, красиво одевает и причесывает. Девочка понравилась и хозяину, он часто рисует ее в образе купидонов. Однако наслаждалась такой жизнью она недолго.
По совету своей сестры мать отправляет девушку на воспитание в монастырь Сент-Оре. Юность и первая любовь Монастырь Сент-Оре располагался в центре столицы. Кроме Жанны там проходили обучение другие девочки из небогатых семей. Их обучали этикету, танцам, тому, как вести домашнюю бухгалтерию, заставляли читать философские книги.
После 9 лет обучения Жанна благодаря покровительству своей тети устроилась помощницей к модному французскому парикмахеру мсье Ламету, который влюбился в юную красавицу с первого взгляда. Эту связь не одобряла мать молодого человека. Более того, даже пригрозила отправить Жанну в бордель. В результате интриг матери Жанны и матери возлюбленного, несостоявшийся жених бежал, а у девушки родилась дочь Бетси, которую сразу же удочерил дядя Жанны.
Мари никогда не будет забывать свою дочь и будет следить за ее жизнью до самой своей смерти. Жан Дюбарри Жанна быстро поняла, что благодаря своей красоте может иметь неограниченное влияние на мужчин. Отсутствие какой-либо морали позволяло ей получать от мужчин все, что она хочет. Вскоре она устраивается в ателье мсье Лабиля, где происходит ее судьбоносная встреча с графом Жаном Дюбарри.
Жан Дюбарри имел в Париже репутацию известного сводника и ловеласа. Он отыскивал красивых девушек, обучал их любовным премудростям и хорошим манерам, после чего знакомил их со своими богатыми друзьями за определённую плату, конечно. Среди клиентов графа был даже маршал Ришелье. Увидев очаровательную Жанну Мари, Дюбарри понял, что перед ним настоящий бриллиант, который нуждается в соответствующей огранке.
Граф очень быстро договаривается с матерью девушки и берет ее в свой «гарем». С этого момента весь Париж начинает говорить о юной Жанне, а вечера в доме графа приобретают невиданную доселе популярность. Знакомство с королем Однако граф Дюбарри понимал, что благодаря своей новой куртизанке он может получить куда большее влияние и богатство. Для этого следует представить девушку королю Людовику 15-му.
Момент был выбран очень своевременно — престарелый король а Людовику на тот момент уже было 58 лет только что потерял свою фаворитку маркизу де Помпадур. Кроме того, в семье монарха неприятности следовали одна за другой — умерли сын и невестка, на смертном одре находилась и супруга.
Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение.
После смерти Людовика XV она была арестована и заключена в монастырь. В апреле 1775 года графиня Дюбарри была освобождена. Оказавшись на свободе, она приобрела усадьбу в деревушке Сент-Врен, но чувствовала себя там одиноко.
В октябре 1776 года министр Морепа добился для неё королевского позволения вернуться в Лувесьенское имение, которое Людовик XV передал Дюбарри ещё в 1769 году в узуфрукт. Для графини Дюбарри ювелир Боемер изготовил ценное ожерелье, после смерти Людовика XV попавшее в руки мошенников и ставшее причиной скандального дела см.
Имею честь, с самым глубоким уважением, госпожа графиня, оставаться вашим нижайшим и покорнейшим слугой: Десфонтене». Король не оставил никаких распоряжений относительно своей фаворитки, и она должна была теперь улаживать все дела за счет собственных средств. Единственным выходом была продажа ее драгоценностей. В сентябре, после нескольких недель торга, придворный ювелир Обер купил парадный бриллиантовый гарнитур, о котором речь шла выше, за 450 тысяч ливров и убор из бриллиантов и рубинов за 150 тысяч. Общая сумма оказалась для него настолько неподъемной, что золотых дел мастер обязался выплачивать ее месячными взносами по 50 тысяч. Это позволило постепенно успокоить наиболее назойливых кредиторов.
Графиня теперь обрела возможность делать дары монастырю и помогла отремонтировать кое-какие строения и фонтан, у которого так любила проводить время. Однако этих денег было недостаточно для покрытия всей задолженности, и графиня вновь обратилась к герцогу де Врийер с просьбой разрешить ей покинуть аббатство, дабы навести порядок в своих делах. Министр ответил любезным, но уклончивым письмом. В конце 1774 года аббатиса Понт-о-Дам поддержала прошение, в котором графиня вновь излагала доводы в пользу своего освобождения. Министр Морепа передал его королю, но получил в ответ сухое «нет». Именно ее старый друг принц отважился взять на себя миссию лично передать прошение графини об освобождении королю. Людовик ХVI заметил ему: — Хорошенькое же поручение возложили на вас! При дворе уже постепенно начало складываться мнение, что бывшая фаворитка заслуживает снисхождения; похоже, его стала разделять в некоторой степени и сама Мария-Антуанетта.
Мадам Аделаида, к которой обратился министр де Врийер, заявила: «Я ни во что не вмешиваюсь, но, если король заговорит об этом, я скажу, что он поступит милостиво, освободив ее». Графиня проявила покорность и сдержанность, а ее наказание подпадало под разряд достаточно тяжких. В мае 1775 года мадам Дюбарри получила разрешение свободно передвигаться по территории королевства, но ей запретили приближаться менее чем на 10 лье к королевскому двору и столице. Это было уже не заключение, но еще и не полная свобода. Для своего проживания графиня приобрела за двести тысяч ливров замок Сен-Врен. Вполне возможно, что это изящное трехэтажное строение с башенками, крепостным рвом и подъемным мостом уже было знакомо ей, поскольку оно некогда принадлежало жене генерального откупщика мадам де Лагард, у которой она служила на заре своей юности карьеры вначале камеристкой, а затем компаньонкой. Молва приписывала Жанне романы с обоими сыновьями этой дамы. Затем замок перешел в руки одного из секретарей короля, некого Жака Соважа.
За мебель надлежало доплатить еще пятнадцать тысяч ливров. Замок Сен-Врен был расположен в зеленой долине, окруженной холмами, некоторые из которых покрыты лесом. Строение окружал парк с множеством ручьев и прудов. В полулье от него находилась деревня. Все это сулило идиллическую жизнь на лоне природы, которую ввели в моду писатель Руссо и живописец Грез. Графиня вернула в услужение себе свой персонал и наняла священника для отправления месс в часовне. Из Тулузы приехали ее золовки, Шон и Пиши. Шон явилась в сопровождении любовника средних лет, некого мсье Фога, который привез с собой друга, отставного майора шевалье Шарлеманя Флёрио де Лангля.
Ему исполнилось 59 лет, он был нехорош собою, но представительной внешности, неглуп, баловался литературными опытами и имел в прошлом немало любовных приключений, успехи в которых стоит отнести скорее за счет ума, нежели красоты. Считалось, что он помогает графине улаживать ее расстроенные финансовые дела, никаких указаний на более близкие отношения не существует, за исключением истории с проигрышем в карты. Как-то графиня проиграла ему полтора миллиона ливров, но они незаметно для окружающих не стали вставать из-за стола до тех пор, пока Жанна не отыгралась. Особым покровительством пользовались роженицы, которым она посылала бульон и вино для укрепления здоровья, а также белье для матерей и младенцев. Графиня также охотно выступала в роли крестной матери для новорожденных детей своих слуг. В хорошую погоду в парке замка устраивались праздники с танцами. В сентябре 1775 года графиня поселила неподалеку от себя свою мать, приобретя для нее небольшое поместье Мезон-Руж с «замком, конюшнями, часовней, голубятней, оранжереей, садом и парком, а также лугами, виноградниками и возделываемой землей». Покупка обошлась в пятьдесят три тысячи ливров плюс восемь тысяч за мебель.
Прошлогодний фестивальный хит «Корсаж» 2022 Мари Кройцер об австрийской императрице Сисси посвящен молчаливым ужасам жизни двора. Сисси была лишь «приложением» к мужу, и от нее требовалось только поддерживать неестественную худобу и улыбаться на публике. Ни к чему хорошему это, конечно, не привело. При этом у Кройцер в центре внимания была героиня с понятным конфликтом — борьба женщины за возможность самой управлять своей жизнью. Жанне Дюбарри бороться особо не за что, разве что за признание своего статуса принцессой Марией-Антуанеттой. Намного более глубокий взгляд на борьбу людей за место под солнцем показал классик китайского кино Чжан Имоу в драме «Подними красный фонарь» 1991.
В его картине четыре жены феодала сражаются за его внимание и расположение, и победительница награждается не ночью в нежеланных объятиях, а особым массажем ступней. Дюбарри же ни с кем сражаться за сердце Людовика не пришлось, она одним взглядом влюбила в себя короля, а бояться его любовниц ей ни к чему — так сообщает закадровый голос, периодически комментирующий события в фильме. Майвенн могла бы изменить факты биографии как сделала Кройцер в «Корсаже» или открыто посмеяться над нравами двора как София Коппола в «Марии-Антуанетте» , но выбрала наименее интересный путь, изложив биографию своей героини в духе Википедии.
Мари Жанна Дюбарри: пленница собственных чар
Словом, не нужно искать в «Жанне Дюбарри» Жанну Дюбарри – это не биографический фильм, это драма о последних годах жизни и последней любви короля, правившего слишком долго и не слишком вдумчиво и женщины, поднявшейся со дна общества до самого верха. Жанна Дюбарри стала последней в знаменитой плеяде французских королевских фавориток XVIIXVIII веков. «Жанна Дюбарри недолго, но искренне оплакивала его смерть. Жанна Дюбарри стала последней в знаменитой плеяде французских королевских фавориток 17-18 веков. Мари Жанна Бекю. фр. Marie-Jeanne Bécu. Биография. В молодости была проституткой, модисткой, затем поселилась в доме графа Дюбарри. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Дюбарри и в 1769 году представил ко двору. Дюбарри (Marie-Jeanne Dubarry, 1746—93) — любовница франц. короля Людовика XV, дочь сборщика податей Gomard de Vaubernier. Была модисткой, затем поселилась в доме графа Д. Людовик XV приблизил ее к себе, устроил ее брак с братом графа Д. и в 1769 г.
«Жанна Дюбарри» слаба как биография и ужасна как фильм
Ее принимали во многих парижских салонах, где познакомился с Жаном-Батистом, графом дю Барри-Сере, сорокалетним джентльменом из Тулузы, известным в кругах галантности своей развратностью и полным отсутствием угрызений совести. Жанна стала его любовницей, когда ей было всего 19 лет. Через несколько лет Жан-Батист захотел похвалить ее завоевание маршалу де Ришелье , старому распутнику, уважаемому при дворе, который воображал представить ее королю Людовику XV. Представление королю и двору Жанна дю Барри в 1769 году. Встреча состоялась весной 1768 года при посредничестве Доминика Лебеля, первого камердинера королевской палаты. Эта операция была не лишена политического мотива для Ришелье, который хотел выступить против министра Этьена Франсуа де Шуазеля. Последний, назначенный министром покойной маркизой де Помпадур , надеялся сделать свою сестру, герцогиню де Граммон, новой любовницей короля или, если нет, другой женщиной по своему выбору.
В этот момент Людовик XV безумно влюбился в Жанну, наделенную безмерным обаянием и чьи любовные таланты подарили ему новую юность. Поражение Шуазеля было быстрым, и его обида на мадам дю Барри, из-за которой он потерял подавляющее влияние на короля к которому он питал тайное презрение , была велика. Людовик XV в 1773 году. Король, всегда очень красивый, но в преклонном возрасте ему тогда было 58 лет и страдающий неврастенией, был поэтому свободен. Он хотел сделать мадемуазель де Вобернье своей новой фавориткой. Но это не могло произойти без официального представления в суд лица, имевшего там свои входы, и без представления лица, состоящего в браке.
Рыцарь Жан-Батист Дюбарри, уже взяв себе жену Урсуле Дальмас де Верногрез, которая закончит свои дни в монастыре , заставил Жанну выйти замуж за своего младшего брата, графа Гийома Дюбарри. Затем Жанна стала невесткой своего любовника, а ее мужа немедленно отправили обратно в его родной Лангедок с пятью тысячами ливров в награду за его соучастие. В качестве крестной использовалась графиня де Беарн; принадлежащий к знатной семье, но очень старый и, прежде всего, в долгах, он согласился на эту работу, чтобы заплатить свои долги. Ее рост в качестве королевского фаворита Мадам дю Барри.
Жанна же насмехается над формальностями высшего света и привносит в Версаль немного жизни.
Поначалу фильм напоминает нежные любовные истории в духе «Гордости и предубеждения» — но в нем слишком мало чувственности и слишком много закадрового голоса. Повествователь знакомит зрителя с Жанной, рассказывает о ее взрослении и богатой жизни. С помощью этого приема создатели также объясняют знаковые для королевского двора события и чувства между героями.
Теперь он назывался Залом Свободы. Стены пестрели революционными лозунгами, золотые лилии были закрашены, огромный трон в центре композиции покрывал триколор, воздух пропитался потом и дешевым табаком. Яблоку упасть было некуда… Риторический пафос речи, реплики и определения общественного обвинителя «Мессалина, опутавшая сетями старого распутника короля Людовика XV и заставившая его жертвовать ради бесстыжих развлечений благосостоянием и кровью целого народа! Лишь в одном она напоминала прежнюю безупречную красавицу: ее чуть тронутые сединой кудри были тщательно вымыты и уложены, несмотря на двухмесячное пребывание в камере. Когда огласили вердикт «Виновна по всем пунктам, казнь в 11 часов следующего дня» , Жанна потеряла сознание. Поставщик удовольствий Модное парижское ателье на одной из улочек вблизи Елисейских полей походило на большую драгоценную шкатулку. За ширмами из полупрозрачной тафты продавщицы демонстрировали придворным кавалерам, куртизанкам и дамам полусвета последние новинки сезона. Запахи изысканных духов «выливались» из-за дверей, когда гризетки выпархивали на улицу… Мало кто из этих прелестных девушек довольствовался одним лишь скромным жалованьем. А особенно преуспела игривая и живая, всегда готовая взорваться звучным смехом Жанна Бекю — миндалевидной формы глаза цвета аквамарина, золотистые волосы, жемчужные зубы, пухлые маленькие губы, тонкая талия, пышные бедра и бюст. Хозяин ателье, мсье Лабилль, которого часто возмущали нерасторопность и лень девицы, не смел повысить голос — одно лишь ее появление за стеклянной витриной могло заставить клиента выложить тысячу ливров за безделушку, которую он вовсе не собирался приобретать. Причем Жанна точно знала, кто из покупателей и поклонников готов проявить настоящую щедрость. В полиции на нее было заведено досье с формулировкой на титульном листе: «Гризетка, живущая с разными мужчинами и получающая от них деньги и подарки, но отнюдь не уличная девка». В числе этих «разных мужчин» вскоре оказался некто Жан Дюбарри, заработавший в Париже репутацию «лжеца без чести и достоинства». Обедневший дворянин из Тулузы, он в какой-то момент сумел жениться на аристократке и получить графский титул, но вскоре оставил супругу и переехал в Париж, где безуспешно попытался сделать дипломатическую карьеру. Пришлось графу применить свои таланты интригана в другой сфере. Знаток женской красоты, он находил подходящих особ, брал их в любовницы, обучал изощренным любовным забавам и благородным манерам, а после как свидетельствует запись в жандармском досье «предлагал их своим знатным друзьям и брал проценты с доходов». Другими словами, Дюбарри промышлял великосветским сутенерством. Бесстыдство открыло ему доступ в круг версальских распутников — в первую очередь маршала Ришелье, который в восхищении провозгласил графа «поставщиком удовольствий». Даже стражи порядка признавали, что Дюбарри был прекрасным «импресарио». Когда он впервые вывел мадемуазель Бекю в свет в качестве своей возлюбленной, в участке появилась очередная запись: «Очевидно, что он собирается использовать эту девушку по назначению. Стоит отметить, граф — блестящий ценитель красоты, его товар первоклассен». Кроме того, во избежание неприятностей«ценитель» всегда следовал одному правилу — подробно узнавать подноготную своих подопечных… Девочка, исполненная чар Семейство Бекю на протяжении многих поколений славилось своей красотой и кулинарными талантами. Анна, одна из дочерей повара Фабиана Бекю, служившего в замке Вокулер, по примеру родственников тоже могла найти место служанки в знатной семье, но предпочла вольную жизнь и скудные заработки швеи. Впрочем, в Вокулере стоял военный гарнизон. Мало кто из солдат мог устоять перед красотой девушки, и Анна всегда могла купить себе отрез шелка или ленточки для кружевного чепчика малютки-дочери. Отцом девочки, родившейся в 1743 году, был монах Жан-Батист Вобернье Анна недолгое время шила простыни при одном из окрестных монастырей. В 1749 году на незамужнюю Анну обратил внимание важный господин, армейский казначей и инспектор Биллар-Дюмонсо, приехавший однажды в Вокулер с инспекцией, который и увез ее вместе с шестилетней Жанной в Париж. Там он поселил их в своем доме, где заправляла его любовница мадам Франческа, известная куртизанка. Анна была отправлена на кухню. Девочку же мадам держала при себе. Уже годам к семи Жанна была прекрасно осведомлена о своих чарах. Опытная итальянка наряжала ее, причесывала, как взрослую, учила танцевать и развлекать гостей, в то время как ее любовник, подражая Франсуа Буше, «первому королевскому живописцу», рисовал ребенка в образах купидонов и нимф. Жанна вертелась в спальне Франчески, любуясь своим отражением в зеркалах, и с упоением играла с позолоченными хрустальными флаконами, украшавшими хозяйское трюмо. Однако через два года эта идиллия ненадолго прервалась: Анна Бекю, в отличие от дочери лишенная возможности наслаждаться столичной жизнью, послушалась совета своей старшей сестры Элен и отправила Жанну в монастырь Сент-Оре — воспитываться там на деньги щедрого покровителя Биллара. В обители, расположенной в самом центре Парижа, девочек из небогатых семей обучали хорошим манерам, танцам, а также преподавали домашнюю бухгалтерию и даже заставляли читать Цицерона. Предполагалось, что выпускницы сумеют прожить скромную и достойную жизнь. Зеркал в монастыре, конечно, не имелось, но восхищенные взгляды учениц и монахинь не давали избалованной девочке, обожаемой всеми за добросердечие и веселый нрав, забыть о своей неотразимости. И когда спустя 9 лет Жанна покинула стены монастыря, сметливая тетя Элен почла за благо устроить ее помощницей к одному модному парикмахеру — там ей, мол, самое место. Парикмахер же, мсье Ламет, тут же влюбился и без особых просьб со стороны 16-летней девушки ежедневно тратился на нее до тех пор, пока его собственная мать не пригрозила «выхлопотать» для возлюбленной сына место в специальном заведении для несовершеннолетних проституток. Однако Анна Бекю знала: невинная прелесть ее дочери способна растапливать самые черствые сердца, в том числе и те, которые бьются под королевскими мантиями. В ответ на угрозу старухи она подала иск об оскорблении личности. Суд признал ее правоту, и разоренный парикмахер бежал из страны. Так первый роман Жанны и окончился — искренними слезами, а также появлением на свет малышки Бетси. Впрочем, ее рождение было так ловко скрыто ребенка удочерил брат Анны , что многие биографы до сих пор утверждают, будто она и в самом деле приходилась будущей фаворитке кузиной. Однако мадам Дюбарри впоследствии станет заботиться о ребенке и не оставит попечения до конца своих дней. А придворный художник Друа увековечит прелестное личико девочки в картине «Бетси играет с котенком». Но утешилась Жанна быстро. Восхищенные взгляды мужчин сами по себе доставляли ей не меньше удовольствия, чем их подарки. Получать то и другое казалось естественным и не вызывало ни смущения, ни колебаний, а легкий нрав исключал размышления о морали… Один из любовников устроил прелестную гризетку в ателье мсье Лабилля, где ее и увидел Дюбарри. До этой встречи она методично отказывала всем ухажерам в постоянных отношениях, инстинктивно чувствуя, что еще не пришло время. Но граф действовал основательнее. Он нанес визит матери Жанны, и та, как она потом сама призналась полицейскому следователю, добровольно согласилась на совместное проживание ее единственного чада с этим дворянином, и тот оплачивал все ее расходы. План маршала Ришелье Дюбарри всячески подчеркивал ценность своего нового «трофея» — скажем, тем, что по обычаю своего времени установил порядок: по ночам Жанна принадлежала только ему. Другие мужчины допускались к телу лишь при дневном свете. Но девушка была все же слишком хороша, и он не смог устоять от амбициозного плана: сделать свою протеже любовницей самого короля. Момент казался подходящим. Только что скончалась крайне непопулярная в народе маркиза де Помпадур, втянувшая Людовика XV в неудачную Семилетнюю войну. Умерли и сын монарха, дофин, и его жена, саксонка Мария-Жозефина. Тяжело болела Мария Лещинская, терпеливая и кроткая королева.
Людовик защищал ее от нападок придворных, люто завидовавших симпатичной выскочке. Он подарил ей фамильное имение французских правителей в Левесьене. Против Жанны плели интриги, но ничто, казалось, не могло сбросить ее с Олимпа. Самый активный интриган, премьер-министр Шуазель, тщетно пытался донести до ведома государя позорное прошлое его новой фаворитки, однако был посрамлен и подал в отставку. Но вся власть Жанны держалась на любви одного-единственного человека, дни которого приближались к концу. Короля похоронили 12 мая, и в тот же день Жанна Дюбарри была арестована и выслана в аббатство Понт-о-Дам. Впрочем, через год ее освободили, но дали совсем немного. Графиня приобрела усадьбу в горном селении Сент-Врен. Через старые связи у нее получилось добиться разрешения переехать в Лувесьен. Несмотря на неумолимые годы, все потери и ненависть старых врагов, у Жанны оставались поклонники. Парижский губернатор Бриссак влюбился в королевскую фаворитку еще в ее золотую пору, а теперь получил возможность приблизиться к ней. За это он заслужил немилость Марии-Антуанетты, но не оставил свою даму сердца. Так выглядела казнь Жанны Дюбарри глазами современников После Великой революции 1789 для Жанны наступили тяжелые времена. В глазах народа она принадлежала к знати, чья расточительность привела страну к кризису. Новая власть обвинила ее в тайной помощи эмигрантам и приговорила к смерти. Казнь состоялась 8 декабря 1793 года. По легенде, смерть Жанна Дюбарри встретила без героизма. Бывшее украшение Версаля, она горько плакала и просила палача подождать еще миг. Но тот был неумолим и исполнил приговор.
Биография Жанны Дюбарри
Через несколько лет Жан-Батист захотел похвалить ее завоевание маршалу де Ришелье , старому распутнику, уважаемому при дворе, который воображал представить ее королю Людовику XV. Представление королю и двору Жанна дю Барри в 1769 году. Встреча состоялась весной 1768 года при посредничестве Доминика Лебеля, первого камердинера королевской палаты. Эта операция была не лишена политического мотива для Ришелье, который хотел выступить против министра Этьена Франсуа де Шуазеля. Последний, назначенный министром покойной маркизой де Помпадур , надеялся сделать свою сестру, герцогиню де Граммон, новой любовницей короля или, если нет, другой женщиной по своему выбору. В этот момент Людовик XV безумно влюбился в Жанну, наделенную безмерным обаянием и чьи любовные таланты подарили ему новую юность.
Поражение Шуазеля было быстрым, и его обида на мадам дю Барри, из-за которой он потерял подавляющее влияние на короля к которому он питал тайное презрение , была велика. Людовик XV в 1773 году. Король, всегда очень красивый, но в преклонном возрасте ему тогда было 58 лет и страдающий неврастенией, был поэтому свободен. Он хотел сделать мадемуазель де Вобернье своей новой фавориткой. Но это не могло произойти без официального представления в суд лица, имевшего там свои входы, и без представления лица, состоящего в браке.
Рыцарь Жан-Батист Дюбарри, уже взяв себе жену Урсуле Дальмас де Верногрез, которая закончит свои дни в монастыре , заставил Жанну выйти замуж за своего младшего брата, графа Гийома Дюбарри. Затем Жанна стала невесткой своего любовника, а ее мужа немедленно отправили обратно в его родной Лангедок с пятью тысячами ливров в награду за его соучастие. В качестве крестной использовалась графиня де Беарн; принадлежащий к знатной семье, но очень старый и, прежде всего, в долгах, он согласился на эту работу, чтобы заплатить свои долги. Ее рост в качестве королевского фаворита Мадам дю Барри. Фарфоровый бюст Версаль, музей Ламбине В отличие от мадам де Помпадур , Жанна дю Барри была прекрасно приспособлена к нравам двора, но не интересовалась бизнесом и не пыталась играть политическую роль — за это Людовик XV был благодарен [14].
Посредница маршала де Ришелье , она не преминула незаметно повлиять на то или иное решение, добиваясь таким образом помилования многих приговоренных к смертной казни.
Encore un moment, monsieur le bourreau. Согласно легенде, графиня имела связь с палачом Анри Сансоном, от руки которого и приняла смерть на эшафоте.
Вышедшие под её именем «Воспоминания» Mmoires Париж, 1829—1830 не подлинные и принадлежат перу некоего Этьена Ламотт-Лангона. Также упомянута была Достоевским в романе "Идиот". В театре Дюбарри посвящён мюзикл Кола Портера 1939.
Так или иначе, за девушкой закрепилась слава «женщины улиц» — так называли секс-работниц. Посещая «по работе» игорный дом на улице Бурбон, двадцатилетняя куртизанка встретила там сорокалетнего графа Жана Дюбарри — известного авантюриста и шулера. Одним из его развлечений было соблазнять молодых красавиц, обучать их манерам, а потом «продавать» знатным друзьям. В юной Жанне он сразу разглядел потенциал, а позднее она стала его самой выгодной «инвестицией». В покоях короля При первой же встрече Жанна очаровала Людовика XV своей красотой и естественностью, которая резко отличала ее от жеманных придворных дам.
Однако негласные правила гласили, что фаворитка монарха должна была быть замужней и благородной. Тогда покровитель девушки Жан Дюбарри справил ей новое свидетельство о рождении и «женил» на ней своего холостого брата Гийома. Благодаря этому новоиспеченная графиня Жанна Дюбарри смогла официально предстать при дворе. Ее формальный брак через четыре года расторг парламент Парижа. Среди врагов Жанны Дюбарри была сама Мария-Антуанетта По свидетельствам современников , Людовик души не чаял в своей фаворитке, однако остальные придворные, в первую очередь дамы, сторонились ее, презирая за низкое происхождение и «уличное прошлое». Считалось, что общение с графиней Дюбарри может запятнать репутацию.
Главной противницей Жанны при дворе стала будущая королева Франции Мария-Антуанетта.
Только что отмывшийся от обвинений в домашнем насилии актер, жертва общественного мнения, из-за которого он лишился работы в Голливуде, играет всесильного и любвеобильного монарха, главного любовника Франции, о связи с которым мечтает любая женщина. Джонни Депп привносит в роль свой бэкграунд секс-символа, которого не хватало бы другому, пусть и хорошему, но рядовому актеру; — самое интересное, что именно роман с королем стоил Дюбарри жизни — факт, который в фильме по непонятным причинам обойден. Так фильм о неравной любви становится историей о женщине, которая недальновидно поставила не на того мужчину, на человека из прошлого, которого сметет Французская революция. Не то чтобы Майвенн вкладывала такой смысл в свое произведение, но вывод считывается хотя бы из логики повествования и фактов; — Депп не играет ничего выдающегося, у него скорее пассивная роль Дюбарри с таким напором лезет к Людовику в объятия, что у него и нет шанса на первый шаг , но ничего и не портит; — время от времени фильм меняет тональность и превращается в комедию и даже сатиру.
Майвенн и Джонни Депп как будто начинают играть самих себя, людей из XXI века, которые высмеивают устаревшие нелепые ритуалы явно казавшиеся уже такими даже в XVIII столетии вроде ежеутреннего бритья короля при всей семье и дворе. Это подмигивание быстро прекращается во всех остальных сценах, но фильму не вредит; — дочери Людовика показаны в гротескной традиции, в которой обычно актрисы играют дочерей мачехи во всех экранизациях «Золушки»; — прекрасный 88-летний Пьер Ришар, любимый советскими зрителями еще по комедиям 1970-х «Он начинает сердиться» и «Игрушка», играет герцога де Ришелье, который и представляет Жанну королю — разумеется, за услугу. Минусы: — этот фильм — кладбище интересных фактов о Жанне Дюбарри, которые погибли, не попав даже в сценарий.
Сюжет фильма «Жанна Дюбарри» и реальная история королевской фаворитки
Она прибегает к закадровому голосу, лекторски вещающему о том, что случилось с Жанной, и заполняющему прорехи в сценарии. Увы, этот педагогический потенциал не реализуется: кто-то нехороший внушил актрисе, что перед камерой она должна то выдавливать романтическую наивность, то вгонять себя в состояние боевой манкости или экзальтированной восторженности. Роза на эшафоте Франции», где у героини есть человеческое лицо, и симпатия автора к ней ощущается. Фаворитка могла деятельно включиться в проблемы простого угнетенного человека.
Во время опалы, наступившей со смертью короля, мадам активно цеплялась за жизнь. Прятала накопленные сокровища. Когда ее замок ограбили, она составила перечень пропавшего — это почти гомеровский «каталог кораблей».
Живя во время Великой французской революции в Лондоне, мадам воскресила в своем доме дух Версаля, там находили приют аристократы, смирившиеся с тем, что на чужбине они лакеи и гувернантки. Отдельная эпопея — битва за жизнь, когда уже во Франции Дюбарри предстала перед судом того самого простого народа, из которого вышла. Предательство Замора, повзрослевшего чернокожего мальчика, которого она так опекала.
Отчаянные попытки спастись — уже когда был оглашен приговор. Мучительные часы перед казнью. По легенде, лезвие гильотины упало неудачно, застряло в шее мадам Дюбарри, так что она издала истошный крик.
Этих ужасов нет в фильме Майвенн разве что о Заморе в конце сказано тем же унылым лекторским голосом. Он заканчивается монастырем, куда фаворитку короля заточили сразу после его смерти. Поневоле вспомнишь дедушку Аристотеля, предостерегавшего драматургов линейно двигаться по биографии героя Три человека, включая Майвенн, трудились над сценарием, а следить в фильме не за чем.
Отношения между героями драматургически не выстроены. Вот граф Дюбарри толкает Жанну к судьбоносной встрече с королем, та устало закатывает глаза: зачем, мол, оно мне. Но направляется в Версаль.
Жанну плохо принимают при дворе, дочери короля пытаются ее унизить. Когда она появляется в версальском обществе, всегда раздаются какие-то возмущенные голоса придворных ошивальщиц: «Какой скандал! Как можно!
Но полноценный конфликт, способный привлечь и удержать наше внимание, сценаристами не придуман.
Вместе с маленькой дочерью, которой едва исполнилось шесть лет, Анна Бекю переехала в Париж, где поступила на работу в дом армейского казначея, устроившись поваром. Маленькой Жанной заинтересовалась любовница хозяина, которая обучила девочку танцам, искусству подбирать наряды и делать изысканные причёски. Стоит отметить, что облик у девочки действительно был ангельский.
До нашего времени сохранились несколько портретов Жанны Бекю уже в зрелые годы, однако и при взгляде на них кажется, что на изображении — прекрасная и невинная красавица. Франсуа-Юбер Друэ «Портрет Мадам Дюбарри» Учёба и знакомство с Дюбарри После того, как мать отправила Жанну на обучение в монастырь Сент-Оре, расположенный в центре Парижа, девушка осваивает философию, учится вести домашнюю бухгалтерию, показывает успехи в танцах и знании этикета. В дальнейшем девушка устраивается помощницей к парикмахеру мсье Ламету. Он с первого взгляда был очарован прелестницей, однако его мать не одобрила связь с безродной Бекю.
Итогом стал разрыв отношений, от которых у Жанны родилась дочь Бетси. Под опеку малышку взял дядя Жанны, однако она сама никогда не забывала о дочери. Преданная возлюбленным, Жанна Бекю не отчаялась. Напротив, она стала осознавать, насколько сильно её чары действуют на мужчин.
Её красота и отсутствие каких-либо моральных принципов привели Жанну к знаменитому своднику Жану Дюбарри.
Ее формальный брак через четыре года расторг парламент Парижа. Среди врагов Жанны Дюбарри была сама Мария-Антуанетта По свидетельствам современников , Людовик души не чаял в своей фаворитке, однако остальные придворные, в первую очередь дамы, сторонились ее, презирая за низкое происхождение и «уличное прошлое». Считалось, что общение с графиней Дюбарри может запятнать репутацию. Главной противницей Жанны при дворе стала будущая королева Франции Мария-Антуанетта. В одном из писем она отзывалась о Дюбарри, как о «самом глупом и бесстыдном существе, которое только можно представить». Кроме того, на фаворитку короля ополчился премьер-министр Этьен-Франсуа де Шуазель. После первой встречи с Жанной он отметил, что манеры выдают в ней молодую провинциалку. Однако, по ряду свидетельств, неприязнь министра вызвало то, что Дюбарри заняла при дворе место, на которое Шуазель продвигал свою сестру — герцогиню де Граммон. Спасала приговоренных к смерти Исследователи утверждают, что несколько раз Дюбарри использовала свое влияние на Людовика, чтобы спасти приговоренных к казни.
В числе спасенных ею называют некую Апполин Грегуа, которую приговорили к смерти из-за нескольких мелких краж и мертворожденного ребенка. Дело в том, что закон того времени обязывал сообщать властям о беременности, а Апполин этого не сделала. Узнав о предстоящей казни, Жанна потребовала проявить к девушке милосердие, и казнь для Грегуа заменили тюремным заключением.
Герои, по сути, те же: простолюдинка-куртизанка и богач, только вместо Джулии Робертс — сама Майвенн, вместо Ричарда Гира — Джонни Депп. Ну и обитают они не в Беверли-Хиллз, а в Версале, где, впрочем, завистники ведут себя одинаково мерзко. Особенно заметны оммажи «Красотке» в комедийных эпизодах, где королевский секретарь, напоминающий сердобольного гостиничного менеджера, обучает свою подопечную этикету. Если разбирать более ранние референсы, то перед нами «Золушка», где бедная работящая девушка, гонимая злыми сестрами образы дочерей Людовика XV будто списаны с них , оказывается на чужом балу.
В сказочной форме с мягким закадровым голосом рассказчика, объясняющим превратности судьбы влюбленных, ничего зазорного нет, вот только такая архаичная форма фильма, ознаменовавшего ренессанс карьеры Джонни Деппа после вынужденного перерыва из-за судебного процесса с Эмбер Херд, вряд ли может считаться удачным выбором для актера. Да, возвращение в кинематограф вышло символичным: Депп сразу исполнил роль короля, и это его первая роль во французском фильме на французском языке.
Королевская чаша — «Жанна Дюбарри» Майвенн
Мари Жанна незаконнорожденная дочь Анны Бекю и Гомара Вобернье родилась 19 августа 1746 года. Бекю и отца - Гомар, пользовалась также псевдонимом Ланж. Жанна Дюбарри стала последней в знаменитой плеяде французских королевских фавориток XVII—XVIII веков.