Биография Михаила Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов – классик русской литературы, мыслитель, основоположник отечественного психологического романа, духовный преемник Александра Пушкина, умноживший и обогативший его наследие. Такая недолгая жизнь Марии Михайловны Лермантовой, матери поэта Михаила Лермонтова. Михаила Юрьевича Лермонтова считают прямым продолжателем Пушкина. 200-летие со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова, жизнь которого трагически оборвалась именно на Ставрополье, в городе-курорте Пятигорске.
Кто занимался воспитанием софьи в детстве - 90 фото
Лермонтов в детстве с бабушкой. Лермонтов кто воспитывал. Особенности воспитания Лермонтова. Софья Алексеевна Грибоедова. Мама Лермонтова умерла, когда ему было всего лишь три года и отец Михаила Юрьевича решил отдать сына на воспитание бабушки, потому что та была обеспеченной особой и могла дать ребенку хорошее воспитание. Бабушка очень сильно баловала Михаила Юрьевича. Горячо любила Михаила Юрьевича Лермонтова воспитавшая его бабушка. Она растила его с колыбели, он стал всем ее миром. «Умственное воспитание Лермонтова было по преимуществу литературное», — замечает А.Н. Пыпин в биографическом очерке о поэте. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова. кто воспитывал Михаила Юрьевича Лермонтова.
Михаил Лермонтов. Биография
Кто воспитывал Лермонтова. Воспитание Лермонтова бабушкой. Юный Михаил Лермонтов мечтал быть покорителем девичьих сердец, но не производил выгодного впечатления, будучи неуклюжим, стеснительным и косолапым подростком. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством ать у учащихся устную, анализирующую функции ывать чувства патриотизма, активной жизненной позиции. кто воспитывал Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтова воспитывала бабушка по материнской линии.
Прощайте, милая бабушка…
Аудиолекция «Прадедушка М.Ю. Лермонтова – зачинатель многих традиций, хранившихся в семье, воспитавшей великого русского поэта». Лермонтов был похож на мать не только внешне, но и внутренне – рос чутким, чувствительным ребенком. Лермонтова воспитывала бабушка, делая все для того, чтобы он не ощущал себя сиротой, ведь Мария Михайловна рано ушла из жизни. Лермонтов занимался с увлечением и продолжал брать дополнительные домашние уроки по русской словесности, английскому языку, немецкой литературе, рисованию. Опасаясь, что отец Лермонтова в конце концов заявит о своем праве воспитывать сына, Арсеньева строго ограничила контакты между ними, причинив юному Лермонтову сильную боль и угрызения совести.
Семья Михаила Лермонтова
Кто воспитывал будущего поэта Лермонтова? Отец – отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи, мать была из рода Столыпиных. Воспитание поэта Лермонтова. После смерти матери в 1817 году бабушка взяла Михаила Юрьевича под свою опеку и воспитала его самостоятельно, не смотря на попытки отца вернуть сына. Это воспитание в значительной степени сформировало его взгляды и личность. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова.
Детство Лермонтова
Рисунок, сделанный Лермонтовым на Кавказе. Каждый вечер он возвращался домой, — бабушка для этого перебралась в Москву, наняв квартиру на Поварской улице. В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер наполеоновской армии. Когда-то он попал в плен, да так и остался жить в России, Миша его очень любил. И именно от него он услышал первые истории о войне 1812 года, о Наполеоне, о настоящей воинской доблести, чести и славе. Любовь к Наполеону и интерес к Франции поэт сохранит всю жизнь.
Чрезмерная любовь: между двух огней Через два года наступал «тот самый» возраст Лермонтова, которого до трепета боялась Елизавета Алексеевна. Отец согласился когда-то оставить у неё сына до 16 лет, и она чрезвычайно боялась, что теперь он того и гляди нагрянет и увезёт Мишеля. Лермонтов М. Юрий Петрович настаивал на том, чтобы сын переехал жить к нему, но бабушка, показывая суммы счетов, которые идут на обучение, подчёркивала, что он не сможет обеспечить сыну достойную жизнь. Неизвестно, что произошло между ними, однако отношения были навсегда испорчены, отец уехал, и больше они не встречались.
Эта семейная драма нашла отражение уже в первых произведениях поэта. В это время Лермонтов пробует переводить и писать; речь идет о подражаниях и переработках произведений других авторов, однако уже чётко прослеживается русская душа его поэтического дара. Одним из первых он переписал в свою тетрадь стихи Пушкина и Жуковского. В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В то время отделений было четыре, и Лермонтов впоследствии перевёлся на словесное.
Осенью того же года в Москве началась холера, Университет прекратил занятия, ходили недобрые слухи о бунтах «черни» по всей России. Да ещё пришло известие о гибели брата Елизаветы Алексеевны: Николая Алексеевича Столыпина растерзала толпа… Обучение продолжилось лишь в январе 1831 года. Об университетских годах Лермонтова известно немного: он держался отстранённо, ни в какие кружки не вступал, был подчёркнуто вежлив со всеми и всегда один.
Висковатова, «ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще глядела хрупким, нервным созданием…». После смерти отца Маши, в 1810 году, Елизавета Алексеевна предполагала отправить дочь в Петербург, в Смольный. Однако в архиве «Воспитательного общества благородных девиц» в списке пансионерок за 1810 год напротив имени Марьи Арсеньевой отмечено: «Не представлена».
Маша воспитывалась дома. По нескольку месяцев Елизавета Алексеевна с дочерью проводила в Москве. Путешествовали не спеша, «на долгих», т. По пути в Первопрестольную останавливалась погостить у родных и у знакомых помещиков. Однажды, возвращаясь из Москвы, мать с дочерью заехали в Васильевское — к Арсеньевым. С Арсеньевыми Елизавета Алексеевна вела кое-какие имущественные дела.
В первую очередь она была обеспокоена тем, чтобы документально оформить и забрать себе из наследства все, что только ей причиталось. Деловая хватка у Елизаветы Алексеевны была истинно столыпинская. После смерти мужа г-жа Арсеньева мгновенно переписала на свое имя одиннадцать человек дворовых, принадлежавших лично Михаилу Васильевичу. Прибрала к рукам и мужниных крепостных, переселенных в Тарханы из наследственного поместья Арсеньевых. Хлопотала о другом наследстве и потому нередко ездила к родственникам мужа. Арсеньевы жили открыто, у них в Васильевском постоянно находились гости.
Имение Лермонтовых Кропотовка находилось по соседству с Васильевским. Семейство Лермонтовых состояло из пяти сестер и брата. О самом Юрии Петровиче известно не слишком много. Он родился в 1787 году. Окончил Первый кадетский корпус в Петербурге, в 1804 году в чине прапорщика выпущен в Кексгольмский пехотный полк. Менее чем через год был переведен в только что покинутый им кадетский корпус, где Юрий Петрович служил воспитателем.
В 1810 году получает чин поручика, а 7 ноября 1811 года увольняется в отставку с чином капитана и мундиром. Причиной отставки названа болезнь, которая якобы и оборвала довольно успешную карьеру двадцатичетырехлетнего офицера за семь лет службы Лермонтову трижды было объявлено «высочайшее удовольствие и благодарность», «в походах и штрафах не был, к повышению аттестовался достойным». Предполагается, что в действительности отставка была вызвана необходимостью заняться хозяйством в имении, где дела шли совсем худо. Красивый молодой человек произвел сильное впечатление на Марью Михайловну. Романтическому чувству охотно покровительствовали Арсеньевы; одна Елизавета Алексеевна была решительно против этого союза. Шугаев записал рассказ об этом браке: «Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен… Он был добр, но ужасно вспыльчив… Хотя Марья Михайловна и не была красавицей, но зато на ее стороне были молодость и богатство, которым располагала ее мать, почему для Юрия Петровича Марья Михайловна представлялась завидной партией, но для Марьи Михайловны было достаточно и того, что Юрий Петрович был редкий красавец и вполне светский и современный человек».
Висковатов прибавляет: «Немногие помнящие Юрия Петровича называют его красавцем, блондином, сильно нравившимся женщинам, привлекательным в обществе, «бонвиваном»… Крепостной люд называл его «добрым, даже очень добрым барином»». Звучат в этих характеристиках и тревожные нотки — «замечательный красавец, но вместе с тем пустой, странный и даже худой человек» и даже «игрок и пьяница». Несмотря на сопротивление Елизаветы Алексеевны, помолвка состоялась, вероятно, в том же 1811 году, и из Васильевского Марья Михайловна возвратилась в Тарханы уже «объявленной невестой». Война задержала свадьбу. В 1812 году Юрий Петрович вступил в Тульское дворянское ополчение, а в 1813-м находился на излечении в Витебске. Свадьба состоялась только в 1814 году.
Венчание происходило в Тарханах, очень торжественно, при большом съезде гостей. Вся дворня была одета в новые платья. Так сообщает П. Висковатов; другие источники, однако, говорят о том, что точное время и место венчания Марьи Михайловны и Юрия Петровича неизвестны; Тарханы — наиболее вероятное место, а 1814 год — наиболее вероятное время. Один из сослуживцев Лермонтова обмолвился: «Стороной мы слышали, что история его матери — целый роман». Из этой обмолвки — в сочетании с неустановленной датой свадьбы — иногда выводят целую историю «с похищением».
Но, вероятнее всего, «роман» означал всего лишь брак по страстной любви, брак вопреки воле ближайшей родственницы — матери невесты. Юрий Петрович был беден. После свадьбы он жил с женой в Тарханах — «вошел в дом», по выражению старожилов. Елизавета Алексеевна очень боялась, что такой муж, да еще с незамужними сестрами и матерью-вдовой на шее, посягнет на имущество, нажитое немалыми трудами; поэтому в приданое Марья Михайловна не получила никакой недвижимости. За ней считалось только 17 душ без земли. Ее мужу, Юрию Петровичу, было предоставлено право управлять селом Тарханы и деревней Михайловской.
Этими имениями он и распоряжался до самой смерти жены. Это была Москва послепожарная, посленаполеоновская — разоренная; тем не менее Елизавета Алексеевна решилась везти туда болезненную дочь, поскольку не хотела доверить ее тарханским повивальным бабкам. Самый дом, в котором появился на свет Михаил Лермонтов, не сохранился, но хорошо известно его местоположение: «Если от вокзала Николаевской железной дороги в Москве ехать к Красным воротам, то на правой руке, на площади, к стороне той части Садовой улицы, которая идет к Сухаревой башни, против самых Красных ворот, стоит каменный трехэтажный дом, ныне Голикова, с балконом на углу.
Софья Васильевна Ковалевская 1850-1891. Софья Васильевна Ковалевская математик. Ковалевская Софья Васильевна профессор. Ковалевская Софья Васильевна в детстве. Сколько живут Софьи лет. Проект улицы моего города Ковалевской в Москве.
Завод Корвин-Круковских в великих Луках. Творчество Софьи Ковалевской. Книга Софьи Ковалевской три дня в крестьянском университете. Детство Саши Пушкина. Ранние годы Пушкина. Пушкин в детстве. Презентация маленький Пушкин. Ергольская Татьяна Александровна Толстого. Лев Николаевич толстой Ергольская.
Т А Ергольская Лев толстой. Родственница Толстого Ергольская. Софья Ковалевская 1850-1891. Ковалевская Софья Васильевна русский математик. Софья Ковалевская 1889. Софья Ковалёвская Литературная. Литературная деятельность Софьи Ковалевской. Ковалевская Софья Васильевна с дочерью. Софья Ковалевская и ее семья.
Софья Ковалевская 1850 — 1891 гг. Ковалевская Софья Валерьевна. Софья Ковалевская математик в детстве. Софья Васильевна Ковалевская 1850 — 1891 гг. Ковалевская Софья Васильевна достижения. Дочь Софьи Ковалевской Софья. Софья Владимировна Ковалевская дочь Софьи Ковалевской. Стихи Софьи Ковалевской. София Достоевская.
Софья Ковалевская биография. Великий математик Софья Ковалевская. Ковалевская Софья Васильевна открытия. Софья Ковалевская, первая женщина-математик. Софья Васильевна Ковалевская первая женщина математик. София Андреевна дочь л. Лев толстой в 1862. Софья берс жена л н Толстого. Ковалевская Софья Васильевна 1874.
Ковалевская Софья Васильевна 1850—1891 великия открытия в математике. Софья Ковалевская революционерка. Семья Софьи Ковалевской. Анна Ковалевская сестра Софьи. Софья Ковалевская с братом и сестрой. Софья Алексеевна дочь царя Алексея Михайловича.
К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей. Полезные статьи - раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ. Красивые высказывания - цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.
Кто воспитывал лермонтова
Это были известные личности своего времени, которые оказали значительное влияние на формирование ума и нравственных ценностей писателя. Воспитание и образование Детство Михаила Лермонтова было непростым: он родился в семье офицера и после смерти матери остался под опекой бабушки. Он провел почти всё своё детство в усадьбе в Тарханах, получая домашнее образование. Позднее начал учиться в университетском пансионе Москвы. Воспитание поэта Лермонтова После смерти матери в 1817 году бабушка взяла Михаила Юрьевича под свою опеку и воспитала его самостоятельно, не смотря на попытки отца вернуть сына.
Предполагается, что в действительности отставка была вызвана необходимостью заняться хозяйством в имении, где дела шли совсем худо.
Красивый молодой человек произвел сильное впечатление на Марью Михайловну. Романтическому чувству охотно покровительствовали Арсеньевы; одна Елизавета Алексеевна была решительно против этого союза. Шугаев записал рассказ об этом браке: «Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен… Он был добр, но ужасно вспыльчив… Хотя Марья Михайловна и не была красавицей, но зато на ее стороне были молодость и богатство, которым располагала ее мать, почему для Юрия Петровича Марья Михайловна представлялась завидной партией, но для Марьи Михайловны было достаточно и того, что Юрий Петрович был редкий красавец и вполне светский и современный человек». Висковатов прибавляет: «Немногие помнящие Юрия Петровича называют его красавцем, блондином, сильно нравившимся женщинам, привлекательным в обществе, «бонвиваном»… Крепостной люд называл его «добрым, даже очень добрым барином»». Звучат в этих характеристиках и тревожные нотки — «замечательный красавец, но вместе с тем пустой, странный и даже худой человек» и даже «игрок и пьяница».
Несмотря на сопротивление Елизаветы Алексеевны, помолвка состоялась, вероятно, в том же 1811 году, и из Васильевского Марья Михайловна возвратилась в Тарханы уже «объявленной невестой». Война задержала свадьбу. В 1812 году Юрий Петрович вступил в Тульское дворянское ополчение, а в 1813-м находился на излечении в Витебске. Свадьба состоялась только в 1814 году. Венчание происходило в Тарханах, очень торжественно, при большом съезде гостей.
Вся дворня была одета в новые платья. Так сообщает П. Висковатов; другие источники, однако, говорят о том, что точное время и место венчания Марьи Михайловны и Юрия Петровича неизвестны; Тарханы — наиболее вероятное место, а 1814 год — наиболее вероятное время. Один из сослуживцев Лермонтова обмолвился: «Стороной мы слышали, что история его матери — целый роман». Из этой обмолвки — в сочетании с неустановленной датой свадьбы — иногда выводят целую историю «с похищением».
Но, вероятнее всего, «роман» означал всего лишь брак по страстной любви, брак вопреки воле ближайшей родственницы — матери невесты. Юрий Петрович был беден. После свадьбы он жил с женой в Тарханах — «вошел в дом», по выражению старожилов. Елизавета Алексеевна очень боялась, что такой муж, да еще с незамужними сестрами и матерью-вдовой на шее, посягнет на имущество, нажитое немалыми трудами; поэтому в приданое Марья Михайловна не получила никакой недвижимости. За ней считалось только 17 душ без земли.
Ее мужу, Юрию Петровичу, было предоставлено право управлять селом Тарханы и деревней Михайловской. Этими имениями он и распоряжался до самой смерти жены. Это была Москва послепожарная, посленаполеоновская — разоренная; тем не менее Елизавета Алексеевна решилась везти туда болезненную дочь, поскольку не хотела доверить ее тарханским повивальным бабкам. Самый дом, в котором появился на свет Михаил Лермонтов, не сохранился, но хорошо известно его местоположение: «Если от вокзала Николаевской железной дороги в Москве ехать к Красным воротам, то на правой руке, на площади, к стороне той части Садовой улицы, которая идет к Сухаревой башни, против самых Красных ворот, стоит каменный трехэтажный дом, ныне Голикова, с балконом на углу. В 1814 году на этом месте стоял дом меньших размеров… Он принадлежал тогда генерал-майору Федору Николаевичу Толю.
В этом-то доме и поселились Лермонтовы» П. Ребенок был крещен 11 ноября и в честь деда Арсеньева наречен Михаилом. Отец, вероятно, недоволен был выбором имени: из рода в род Лермонтовы именовались Юриями и Петрами; однако бабка настояла на своем. К тому же 7 ноября старый стиль в XIX веке, по старому стилю в XX веке — 8 ноября, по новому — 21 ноября — день Архистратига Михаила, который навсегда оставался небесным покровителем великого русского поэта Лермонтова. Дата рождения Лермонтова «плавает» — например, Екатерина Хвостова Сушкова, которую Лермонтов называл «мисс Блэк-Айс», «мисс Черные Глаза», и страшно интриговал указывает 1815 год.
Ошибка ли это, или же Лермонтов тоже, подобно бабушке, играл со своим возрастом? Разница в один год, кажется, не очень велика если учесть, что бабушка-то, не скупясь и не церемонясь, прибавила себе аж тринадцать лет! Впрочем, Хвостова может попросту путать даты. В некоторых источниках также пишут, что Лермонтов родился 30 октября. Это, скорее всего, просто ошибка.
Сам Лермонтов, как известно, отмечал свой день рождения 3 октября, и на могильном памятнике бабушка указала в качестве года рождения 1814-й. Шугаев и тут же вполне закономерно прибавляет: — Но какими соображениями она руководствовалась — осталось неизвестно». Марья Михайловна, как и ее мать, перенесла роды тяжело. Елизавета Алексеевна заранее выписала из Тархан сразу двух крестьянок с грудными младенцами. Одна из них, Лукерья Алексеевна, была избрана в кормилицы ребенку.
Потом она долго жила в Тарханах «на хлебах»; сохранились ее потомки, которые носили прозвище Кормилицыны, и в начале 1960-х годов с ними общается краевед и журналист С. Андреев-Кривич, автор книги «Тарханская пора». Ничего особенного, впрочем, они ему не рассказали, но важен факт хотя бы такого, очень косвенного, соприкосновения с живым Лермонтовым. Юрий Петрович поехал с ними и лишь изредка выезжал по делам — то в Москву, то в свое тульское имение. Нет оснований предполагать, что Юрий Петрович в это самое время окончательно расстался с женой и обосновался у себя в Кропотове.
Однако отношения между супругами к тому времени уже разладились. Называют разные причины: открытая неприязнь тещи, женские недомогания Марьи Михайловны, склонность Юрия Петровича к «бонвиванству» или «игре».
Во время второй ссылки Михаила на Кавказ, в 1841 году, бабушка также пыталась добиться помилования для внука. Почему Николай 1 не любил Лермонтова? Юный поэт Лермонтов сильно не угодил высшему дворянскому сословию и обвинялся чуть ли не в попытке подрыва монархии. А император Николай I начал сомневаться в трезвом рассудке этого пылкого юноши после ознакомления с его творчеством. Веской причиной «посадить на губу» послужило стихотворение «Смерть поэта». Как называется имение бабушки Лермонтова?
Лермонтов М. Название Тарханы схожее с Тьматараханью иностранцы называли - Тьмутаракань. Что любил есть Лермонтов? Михаил Лермонтов. В отличие от Пушкина, этот поэт пиетета к еде не испытывал, более того, вообще в ней не разбирался. Как вспоминает в своих «Записках» его первая возлюбленная, Екатерина Сушкова, Лермонтов никогда не знал, что ел: телятину или свинину, дичь или барашка. Какое учебное заведение поступил Лермонтов в 1830 году? В 1830-1832 годах учился на нравственно-политическом, а затем на словесном отделениях Московского университета.
Там Лермонтов служил в звании прапорщика в Нижегородском драгунском полке. За возвращением в Петербург в 1838 году последовала бескровная дуэль с де Барантом в 1840 году. Это снова провоцирует высылку поэта на Кавказ, на этот раз в Тенгинский полк. Лермонтов не вступал в брак и не имел детей. При этом все его творчество пронизано неистовым разочарованием в любви, вызванным разрушенными отношениями с Варварой Лопухиной.
День рождения поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова отметили в ростовских библиотеках
Пережив в 15 лет смерть отца, она все больше уходила в чтение книг и занятие музыкой. Как отмечали в своих воспоминаниях знавшие ее люди, она с удовольствием читала сентиментальные романы, которые воспитывали в ней удивительную мечтательность, тревожили воображение юной девушки. Мария Михайловна была очень музыкальна: она играла на клавикордах и исполняла чувствительные романсы, слова которых записывала себе в альбомы, там же были и сентиментальные элегии о любви и разлуке, дружбе и предательстве, французские акростихи. Можно сказать, что Мария Михайловна была обыкновенной провинциальной барышней, одной из тех, о который написано во многих романах. В Тарханах, родовом поместье Марии Михайловны, вспоминали ее как человека поразительно доброго и отзывчивого. Рассказывали, что худенькая, бледная барыня ходила по крестьянским домам и помогала людям. Влюбленность Марии Михайловны Арсеньевой Лермонтовой Характерной особенностью чувствительной натуры Марии Михайловны была эмоциональная напряженность, выражающаяся в порывистости: девушка всегда стремилась отстоять свои желания, доказать свою правоту, иногда даже вопреки мнению близких. Так и случилось, когда будущие родители Лермонтова, великого поэта, познакомились. Мария Михайловна встретила недавно вышедшего в отставку, молодого, красивого офицера Юрия Петровича Лермонтова. Твердая в своих решениях, Мария Михайловна сразу заявила, что это именно тот человек, которого она искала, что именно он должен стать ее избранником.
Влюбились друг в друга будущие родители Лермонтова. Биография их переплелась. Родня сильно возражала против этого брака, и на это были свои основания: будучи потомками Столыпиных, Арсеньевы гордились своим знатным родом, их состояние позволяло им иметь важные связи при дворе. Все это не позволяло матери радостно согласиться на брак своей дочери и Юрия Петровича. Но, несмотря на это, будущие родители Лермонтова не сдавались. Юрий Петрович Лермонтов Отец Лермонтова, Юрий Петрович, хоть и был дворянином, но не принадлежал к знатному роду, не имел особых достижений на службе. Именно это беспокоило родню Марии Михайловны. Единственное, чем мог гордиться избранник - своим предком. Георг Андреев Лермонт был выходцем из Шотландии.
Родился в Москве. Рано потерял мать. Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, вынудила Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей. Детство Лермонтова прошло в ее имении Тарханы Пензенской губернии. Образование Первоначально получал образование дома у иностранных учителей.
С 1828 г. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г.
Воспитание Лермонтова. Лермонтов драма странный человек. Ужасная судьба отца и сына Лермонтов стих. Литературные места Липецкого края сообщение. Детство Пушкина. Пушкин в детстве. Детство Пушкина 1799-1811. Пушкин детство поэта 1799-1811. Пушкин с Марьей Алексеевной. В каком роду принадлежал Пушкин. Пушкин рос задумчивым и рассеянным. Лермонтов бабушка Лермонтова. Бабушка Лермонтова Тарханы. Бабушка м ю Лермонтова. Портрет бабушки Лермонтова. Портрет няни Пушкина Арины Родионовны. Детство и Юность Михаила Юрьевича Лермонтова. Детство писателя м. Лермонтова 3 класс. Детство Михаила Михаила Юрьевича Лермонтова. Е А Арсеньева. Портрет Арсеньевой. Портрет е н Арсеньевой. Кто занимался воспитанием Лермонтова. Лермонтова 1814-1841. Биография Лермонтова кратко самое главное 6 класс. Краткая биография Лермонтова 6 класс. Краткая биография Лермонтова 5 класс. Стихи м ю Лермонтова. Стихотворение Михаила Лермонтова. Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова.
Она считается главным адресатом его любовной лирики. Хотя столь же значительную роль в лирике сыграли отношения с Натальей Ивановой, которой посвящен цикл стихотворений, именуемый «ивановским» в литературоведческих кругах. Считается, что чувства между поэтом и Натальей Ивановой были взаимными до некоторого переломного момента, когда ему предпочли другого человека. Начиная с лета 1831 года тему предательства и неверности Лермонтов делает в любовной лирике ведущей. Творчество не раскрывает причин разочарования, но демонстрирует мучительные чувства лирического героя.
День рождения поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова отметили в ростовских библиотеках
Елизавета Алексеевна очень боялась, что такой муж, да еще с незамужними сестрами и матерью-вдовой на шее, посягнет на имущество, нажитое немалыми трудами; поэтому в приданое Марья Михайловна не получила никакой недвижимости. За ней считалось только 17 душ без земли. Ее мужу, Юрию Петровичу, было предоставлено право управлять селом Тарханы и деревней Михайловской. Этими имениями он и распоряжался до самой смерти жены. Это была Москва послепожарная, посленаполеоновская — разоренная; тем не менее Елизавета Алексеевна решилась везти туда болезненную дочь, поскольку не хотела доверить ее тарханским повивальным бабкам. Самый дом, в котором появился на свет Михаил Лермонтов, не сохранился, но хорошо известно его местоположение: «Если от вокзала Николаевской железной дороги в Москве ехать к Красным воротам, то на правой руке, на площади, к стороне той части Садовой улицы, которая идет к Сухаревой башни, против самых Красных ворот, стоит каменный трехэтажный дом, ныне Голикова, с балконом на углу. В 1814 году на этом месте стоял дом меньших размеров… Он принадлежал тогда генерал-майору Федору Николаевичу Толю. В этом-то доме и поселились Лермонтовы» П.
Ребенок был крещен 11 ноября и в честь деда Арсеньева наречен Михаилом. Отец, вероятно, недоволен был выбором имени: из рода в род Лермонтовы именовались Юриями и Петрами; однако бабка настояла на своем. К тому же 7 ноября старый стиль в XIX веке, по старому стилю в XX веке — 8 ноября, по новому — 21 ноября — день Архистратига Михаила, который навсегда оставался небесным покровителем великого русского поэта Лермонтова. Дата рождения Лермонтова «плавает» — например, Екатерина Хвостова Сушкова, которую Лермонтов называл «мисс Блэк-Айс», «мисс Черные Глаза», и страшно интриговал указывает 1815 год. Ошибка ли это, или же Лермонтов тоже, подобно бабушке, играл со своим возрастом? Разница в один год, кажется, не очень велика если учесть, что бабушка-то, не скупясь и не церемонясь, прибавила себе аж тринадцать лет! Впрочем, Хвостова может попросту путать даты.
В некоторых источниках также пишут, что Лермонтов родился 30 октября. Это, скорее всего, просто ошибка. Сам Лермонтов, как известно, отмечал свой день рождения 3 октября, и на могильном памятнике бабушка указала в качестве года рождения 1814-й. Шугаев и тут же вполне закономерно прибавляет: — Но какими соображениями она руководствовалась — осталось неизвестно». Марья Михайловна, как и ее мать, перенесла роды тяжело. Елизавета Алексеевна заранее выписала из Тархан сразу двух крестьянок с грудными младенцами. Одна из них, Лукерья Алексеевна, была избрана в кормилицы ребенку.
Потом она долго жила в Тарханах «на хлебах»; сохранились ее потомки, которые носили прозвище Кормилицыны, и в начале 1960-х годов с ними общается краевед и журналист С. Андреев-Кривич, автор книги «Тарханская пора». Ничего особенного, впрочем, они ему не рассказали, но важен факт хотя бы такого, очень косвенного, соприкосновения с живым Лермонтовым. Юрий Петрович поехал с ними и лишь изредка выезжал по делам — то в Москву, то в свое тульское имение. Нет оснований предполагать, что Юрий Петрович в это самое время окончательно расстался с женой и обосновался у себя в Кропотове. Однако отношения между супругами к тому времени уже разладились. Называют разные причины: открытая неприязнь тещи, женские недомогания Марьи Михайловны, склонность Юрия Петровича к «бонвиванству» или «игре».
Шугаев пишет прямо: «Юрий Петрович охладел к жене по той же причине, как и его тесть к теще; вследствие этого завел интимные сношения с бонной своего сына, молоденькой немкой Сесильей Федоровной, и, кроме того, с дворовыми». Другая версия носит наименование «Юлии Ивановны» — компаньонки Марьи Михайловны, которую ей прислали из имения Арсеньевых. Интересно, однако, что существует и обратная гипотеза: будто бы Марья Михайловна в чем-то провинилась перед мужем. Алла Марченко выдвигает собственное «психологическое» предположение: «Женщиной, разрушившей семейное счастье супругов Лермонтовых, была сама Марья Михайловна Лермонтова. Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая! Способность эта — то ли дар Божий, то ли проклятье — досталась Лермонтову от матери, в придачу к чрезвычайной нервности. Ответить на такое чувство Юрий Петрович, естественно, не мог.
Для него любовь была развлечением, приятным времяпрепровождением, но никак не всепоглощающей страстью. Он наивно полагал, что любит жену, а та страдала, встречая со стороны мужа лишь рассеянную, легко раздражающуюся нежность — на большее этот неосновательный, впечатлительный, но неглубокий человек просто-напросто не был способен». Попытка «вычитать» истинную причину разрыва между мужем и женой в «автобиографических» пьесах Лермонтова — «Люди и страсти» и особенно «Странный человек» — тоже ни к чему не приводит. Чувства персонажей изображены правдиво, портреты срисованы с натуры — но не с одного человека, а с нескольких сразу, либо же это не столько сам человек, сколько представление юного Лермонтова о данном человеке; обстоятельства подтасованы таким образом, чтобы юному поэту удобнее было говорить о самом главном — о себе самом, о взрыве собственных чувств. Все описатели семейного разлада между супругами Лермонтовыми сходятся только на одном: во время какой-то особенно злой супружеской ссоры Юрий Петрович ударил Марью Михайловну П. Шугаев уточняет, что «кулаком по лицу». В неполных двадцать два года Марья Михайловна скончалась.
Висковатов нарисовал непревзойденный образ печальной матери поэта — никто, наверное, не сможет лучше рассказать о ее последних годах: «В Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугою, носившим за нею лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью, — помнили, как возилась она и с болезненным сыном… Наконец злая чахотка, стоявшая настороже, охватила слабую грудь молодой женщины. Пока она еще держалась на ногах, люди видели ее бродящею по комнатам господского дома с заложенными назад руками. Трудно бывало ей напевать обычную песню над колыбелью Миши. Постучала весна в дверь природы, а смерть — к Марье Михайловне, и она слегла. Муж в это время был в Москве.
С Александрой Верещагиной Лермонтов дружил. Девушка познакомила Михаила с подругой, «черноокой красавицей» Екатериной Сушковой, в которую юноша влюбился. Чувства молодого поэта остались без ответа, он невыносимо страдал. Катя посмеивалась над влюбленным, неуклюжим и невзрачным мальчиком. Позже Сушкова поймет, что совершила роковую ошибку, издеваясь над несчастным юношей. Осенью 1830 года Михаил Лермонтов поступил в Московский университет, выбрав нравственно-политическое отделение. В студенческие годы Лермонтов написал драму «Странный человек», в которой осуждалось крепостное право. Михаил проявил дерзкий нрав и неучтивость, за что на экзаменах преподаватели отыгрались на нем: юноша «завалил» экзамены. Оставаться на второй год Лермонтов отказался и оставил университет, переехав с бабушкой в Петербург. Попытка поступить на второй курс не увенчалась успехом: Михаилу предложили начать с первого. По совету друзей и бабушки юноша поступил в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, где проучился два года, назвав их «страшными» из-за военной муштры. В Петербурге ранее неуклюжий и угрюмый Михаил Лермонтов преобразился: юноша стал душой компании, кутил и сводил с ума красавиц. Острый ум, начитанность, сарказм молодого человека отметили друзья и великосветские барышни. В 1835 году произведения поэта впервые появились в печати. Товарищ Лермонтова без его ведома отдал в печать повесть «Хаджи-Абрек». Со второй половины 30-х стихи Михаила Лермонтова охотно публикуют. Критики и читатели тепло приняли поэму «Песня про царя Ивана Васильевича…». В стихотворениях «Кинжал» «Мой друг железный» , «Поэт» и «Дума» Лермонтов провозгласил идеалы гражданской поэзии. Народная тема, русский характер очерчены в стихотворениях «Бородино» и «Родина». Ярким примером романтизма называют стих «Парус», впервые напечатанный в «Отечественных записках». Читая строки, становятся понятны душевные порывы 18-летнего поэта. В годы жизни в Петербурге Михаил Лермонтов наблюдает за нравами аристократии — наблюдения ложатся в основу драмы «Маскарад», которую поэт неоднократно переписывал, но так и не пробил стену цензуры. Перелом от раннего к зрелому творчеству Лермонтова случился в 1837 году, после публикации гневного отклика на смерть Александра Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта», осуждавшие убийцу и придворную знать, названную Лермонтовым виновницей трагедии, прочитала вся Россия. Друзья Пушкина и поклонники его таланта встретили стихотворение восхищенно, а враги, в том числе светские дамы, ставшие на сторону красавца Дантеса, негодовали. Узнав о негативной реакции света, Михаил Лермонтов добавил остроты. Первое стихотворение заканчивалось строкой: «И на устах его печать». Продолжение стало вызовом «надменным потомкам»: в стихах увидели воззвание к революции. Ссылки После появления стихотворения последовали судебное разбирательство и арест. За процессом наблюдал император Николай Первый. Бунтаря отправили в ссылку на Кавказ, прапорщиком в драгунский полк.
Образование Первоначально получал образование дома у иностранных учителей. С 1828 г. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. Деятельность Литературную деятельность начал в 1829 г.
Отзыв — место для ваших впечатлений Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие — задавайте их нам в социальных сетях или по почте support ast. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов. В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин. Мы уважаем законы РФ Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Кто воспитывал Лермонтова в детстве?
Лермонтов овладел четырьмя языками, играл на четырёх музыкальных инструментах семиструнной гитаре , скрипке , виолончели и фортепиано , увлекался живописью и даже владел техникой рукоделия. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже журнал «Улей», где появлялись первые стихотворения Лермонтова. Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером , особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира. В письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из « Гамлета ». По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Последнее время его пребывания в пансионе 1829 год отмечено в произведениях поэта необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в его личной жизни. В 1830 году, не закончив 6-го класса, Лермонтов покинул пансион. Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу. Отец часто навещал сына в пансионе, а отношения его с тёщей обострились до крайней степени.
Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича и подробно изображена в его юношеских драмах «Menschen und Leidenschaften» «Люди и страсти», 1830 и «Странный человек» 1831. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость и взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу. Отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын: именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну. Тарханы сегодня Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию ; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы». Ему «мир земной тесен», порывы его «удручены ношей обманов», перед ним призрак преждевременной старости… В этих излияниях, конечно, много юношеской игры в страшные чувства и героические настроения, но в их основе лежат безусловно искренние огорчения юноши, несомненный духовный разлад его с окружающей действительностью. К 1829 году относятся первый очерк « Демона » и стихотворение « Монолог » 1829 , предвещающее « Думу ».
Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете». Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дано!.. Лето он провёл в Середникове , подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. В настоящее время там воздвигнут монумент с надписью на фасадной стороне: «М. Тыльная сторона содержит слова: «Певцу печали и любви…. Надписи на обелиске в Середникове Недалеко от Середникова жили другие родственники Лермонтова — Верещагины; Александра Верещагина познакомила его со своей подругой Екатериной Сушковой , также соседкой по имению. Сушкова, впоследствии Хвостова, оставила записки об этом знакомстве. Содержание их — настоящий «роман», распадающийся на две части: в первой — торжествующая и насмешливая героиня, Сушкова, во второй — холодный и даже жестоко мстительный герой, Лермонтов. Екатерина Сушкова Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень.
В ответ на его чувства ему предлагали «волчок или верёвочку», угощали булочками с начинкой из опилок. Сушкова много лет спустя после события изобразила поэта в недуге безнадёжной страсти и приписала себе даже стихотворение, посвящённое Лермонтовым другой девице — Вареньке Лопухиной , его соседке по московской квартире на Малой Молчановке: к ней он питал до конца жизни самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём женщиной. В то же лето 1830 года внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона ; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским , посвящает несколько стихотворений польскому восстанию. Ввиду всего этого, увлечение поэта «черноокой» красавицей Сушковой, можно признавать таким всепоглощающим и трагическим, как его рисует сама героиня. Но это не мешало «роману» внести новую горечь в душу поэта; это докажет впоследствии его действительно жестокая месть — один из его ответов на людское бессердечие, легкомысленно отравлявшее его «ребяческие дни», гасившее в его душе «огонь божественный». Ей посвящён так называемый «ивановский цикл» [32] из приблизительно тридцати стихов. Отношения с Ивановой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой, — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена — пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника. К лету 1831 года в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности.
Из «ивановского» цикла стихов явствует, насколько мучительно переживал поэт это чувство. В стихах, обращённых к Н. Ивановой, не содержится никаких прямых указаний на причины сердечной драмы двух людей, на первом месте лишь само чувство неразделённой любви, перемежающееся раздумьями о горькой судьбе поэта. Это чувство усложняется по сравнению с чувством, описанным в цикле к Сушковой: поэта угнетает не столько отсутствие взаимности, сколько нежелание оценить насыщенный духовный мир поэта. Варвара Лопухина-Бахметева. Акварель Михаила Лермонтова Вместе с тем отверженный герой благодарен своей возлюбленной за ту возвышающую любовь, которая помогла ему полнее осознать своё призвание поэта. Сердечные муки сопровождаются упрёками к своей неверной избраннице за то, что она крадёт его у Поэзии. В то же время именно поэтическое творчество способно обессмертить чувство любви: Но для небесного могилы нет. Когда я буду прах, мои мечты, Хоть не поймёт их, удивлённый свет Благословит; и ты, мой ангел, ты Со мною не умрёшь: моя любовь Тебя отдаст бессмертной жизни вновь; С моим названьем станут повторять Твоё: на что им мёртвых разлучать?
Любовь поэта становится помехой поэтическому вдохновению и творческой свободе. Лирического героя переполняет противоречивая гамма чувств: нежность и страстность борются в нём с врождённой гордостью и вольнолюбием [33]. Учёба в Московском университете В августе 1830 года Лермонтов принят своекоштным студентом Императорского Московского университета сначала отделения нравственных и политических наук, потом словесного [34]. Серьёзная умственная жизнь развивалась за стенами университета, в студенческих кружках, но Лермонтов не сходится ни с одним из них. У него, несомненно, больше наклонности к светскому обществу, чем к отвлечённым товарищеским беседам: он по природе наблюдатель действительной жизни. Исчезло чувство юной, ничем не омрачённой доверчивости, охладела способность отзываться на чувство дружбы, на малейшие проблески симпатии. Его нравственный мир был другого склада, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков. Он не менее их уважал университет: «светлый храм науки» он называет «святым местом», описывая отчаянное пренебрежение студентов к жрецам этого храма. Он знает и о философских заносчивых «спорах» молодёжи, но сам не принимает в них участия.
Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком — знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы «Странный человек» носит фамилию Белинский , что косвенно свидетельствует о непростом отношении Лермонтова к идеалам, проповедуемым восторженной молодёжью, среди которой ему пришлось учиться. Во время обучения в Московском Университете в 1830—1832 годах Лермонтов проживал в доме своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, по адресу: Москва, Малая Молчановка, 2. Сейчас здесь находится музей поэта Главный герой Владимир воплощает самого автора; его устами поэт откровенно сознаётся в мучительном противоречии своей натуры. Владимир знает эгоизм и ничтожество людей — и всё-таки не может покинуть их общество: «когда я один, то мне кажется, что никто меня не любит, никто не заботится обо мне, — и это так тяжело! Ещё важнее драма как выражение общественных идей поэта. Мужик рассказывает Владимиру и его другу, Белинскому, — противникам крепостного права , — о жестокостях помещицы и о других крестьянских невзгодах. Рассказ приводит Владимира в гнев, вырывает у него крик: «О, моё отечество! Моё отечество! Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны.
Она не жалела денег на его образование и восстановление здоровья. Маленький Михаил болел диатезом. Однако, несмотря на его усилия, мальчик страдал от диатеза все свое детство. Болезнь сделала его раздражительным и конфликтным. Детство и юность будущего поэта проходило в Тарханах, находившемся в Пензенской губернии. Для своего любимого внука бабушка нанимала педагогов-французов, обучавших мальчика языку. У Михаила было много учителей, но один из них, англичанин Виндзон, не только обучал его языку, но и знакомил с английской классикой. Именно он разбудил творческие способности подростка.
В период с 1828 по 1830 год он учится в университетском пансионе Москвы. В 1830 году будущий поэт поступает в Московский университет. Вначале он учится на нравственно-политическом факультете, а потом — на словесном. После окончания университета Михаил проводит несколько лет в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1834 году началась служба в Гусарском полку. Начало литературного пути В пансионе Михаил занимался составлением рукописных журналов.
Столица его приняла с большим участием: Лермонтов — преемник славы Пушкина, которому принес себя в жертву. Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. В этом же году Лермонтов вновь поступает в лейб-гвардию и носит военную форму, без которой он, кажется, просто жить не мог!
Белинского, Лермонтов в обществе надевал на себя маску. Однако профессиональному критику посчастливилось видеть Лермонтова «в настоящем свете»: «Боже мой! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!.. Он, я думаю, раскаивается, что допустил себя хотя на минуту быть самим собой». Его художественное наследие, дошедшее до нас, - около десяти картин маслом, пятидесяти акварелей и трехсот рисунков. Известен автопортрет поэта, на котором он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка. Эту работу принято считать достоверным портретом Лермонтова. Тургенев, впервые увидевший Лермонтова в доме княгини Шаховской, описывает его довольно интересно: Он быстро вошел в дом. Поместился на низком табурете перед диваном, на котором, одетая в черное платье, сидела одна из тогдашних столичных красавиц… На Лермонтове был мундир лейб-гвардии Гусарского полка; он не снял ни сабли, ни перчаток — и, сгорбившись и насупившись, угрюмо посматривал на графиню… В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз.
Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая и кривоногая, с большой головой на сутулых плечах возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий». И далее И. Тургенев прибавляет: «Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова: «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» … действительно, применялись к нему». Тургеневу с вопросом: «Правда ли, что Лермонтов в известной строфе стихотворения «Смерть поэта» бранит французов вообще или только одного убийцу Пушкина»? Барант хотел знать правду… В результате собственных разысканий Барант позвал на бал Лермонтова, убедившись, что он не думал поносить французскую нацию. В февральское воскресенье 1840 года состоялась дуэль Лермонтова с г. Лермонтов вышел из нее слегка оцарапанный ниже локтя.
Причин дуэли две: вражда мужчин из-за женского внимания и спор о смерти Пушкина. Хотя, даже современники затрудняются определить истинные причины ссоры.
Одна из них, Лукерья Алексеевна, была избрана в кормилицы ребенку. Потом она долго жила в Тарханах «на хлебах»; сохранились ее потомки, которые носили прозвище Кормилицыны, и в начале 1960-х годов с ними общается краевед и журналист С. Андреев-Кривич, автор книги «Тарханская пора». Ничего особенного, впрочем, они ему не рассказали, но важен факт хотя бы такого, очень косвенного, соприкосновения с живым Лермонтовым. Юрий Петрович поехал с ними и лишь изредка выезжал по делам — то в Москву, то в свое тульское имение.
Нет оснований предполагать, что Юрий Петрович в это самое время окончательно расстался с женой и обосновался у себя в Кропотове. Однако отношения между супругами к тому времени уже разладились. Называют разные причины: открытая неприязнь тещи, женские недомогания Марьи Михайловны, склонность Юрия Петровича к «бонвиванству» или «игре». Шугаев пишет прямо: «Юрий Петрович охладел к жене по той же причине, как и его тесть к теще; вследствие этого завел интимные сношения с бонной своего сына, молоденькой немкой Сесильей Федоровной, и, кроме того, с дворовыми». Другая версия носит наименование «Юлии Ивановны» — компаньонки Марьи Михайловны, которую ей прислали из имения Арсеньевых. Интересно, однако, что существует и обратная гипотеза: будто бы Марья Михайловна в чем-то провинилась перед мужем. Алла Марченко выдвигает собственное «психологическое» предположение: «Женщиной, разрушившей семейное счастье супругов Лермонтовых, была сама Марья Михайловна Лермонтова.
Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая! Способность эта — то ли дар Божий, то ли проклятье — досталась Лермонтову от матери, в придачу к чрезвычайной нервности. Ответить на такое чувство Юрий Петрович, естественно, не мог. Для него любовь была развлечением, приятным времяпрепровождением, но никак не всепоглощающей страстью. Он наивно полагал, что любит жену, а та страдала, встречая со стороны мужа лишь рассеянную, легко раздражающуюся нежность — на большее этот неосновательный, впечатлительный, но неглубокий человек просто-напросто не был способен». Попытка «вычитать» истинную причину разрыва между мужем и женой в «автобиографических» пьесах Лермонтова — «Люди и страсти» и особенно «Странный человек» — тоже ни к чему не приводит. Чувства персонажей изображены правдиво, портреты срисованы с натуры — но не с одного человека, а с нескольких сразу, либо же это не столько сам человек, сколько представление юного Лермонтова о данном человеке; обстоятельства подтасованы таким образом, чтобы юному поэту удобнее было говорить о самом главном — о себе самом, о взрыве собственных чувств.
Все описатели семейного разлада между супругами Лермонтовыми сходятся только на одном: во время какой-то особенно злой супружеской ссоры Юрий Петрович ударил Марью Михайловну П. Шугаев уточняет, что «кулаком по лицу». В неполных двадцать два года Марья Михайловна скончалась. Висковатов нарисовал непревзойденный образ печальной матери поэта — никто, наверное, не сможет лучше рассказать о ее последних годах: «В Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугою, носившим за нею лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью, — помнили, как возилась она и с болезненным сыном… Наконец злая чахотка, стоявшая настороже, охватила слабую грудь молодой женщины. Пока она еще держалась на ногах, люди видели ее бродящею по комнатам господского дома с заложенными назад руками. Трудно бывало ей напевать обычную песню над колыбелью Миши. Постучала весна в дверь природы, а смерть — к Марье Михайловне, и она слегла.
Муж в это время был в Москве. Ему дали знать, и он прибыл с доктором накануне рокового дня… Ее схоронили возле отца». Хохряков, собиравший сведения о Лермонтове в то время, когда еще были живы современники поэта, в одной из тетрадей записал: «Замужняя жизнь Марьи Мих. Лермонтовой была несчастлива, потому на могильном памятнике переломленный якорь». И что когда последнее лобзанье Ему велели матери отдать, То стал он громко плакать и кричать… Эти строки из лермонтовской поэмы «Сашка» относят обычно к автобиографическому эпизоду жизни поэта — к похоронам Марьи Михайловны, к тому, что запомнилось из этого скорбного эпизода трехлетнему мальчику. Если дочитать строфу до конца, то можно увидеть, каким поразительным лукавством оборачивается вроде бы полный «автобиографизм» произведений Лермонтова: … И что отец, немного с ним поспоря, Велел его посечь… конечно, с горя. Обстоятельства смерти матери, ее похороны — совершенно такие, как у Марьи Михайловны.
А вот отец героя поэмы, Иван Ильич, совершенно не похож на Юрия Петровича Лермонтова: немолод, привержен недоброй старине — «разбрасывает» внебрачных детей по деревням, сечет сына, тиранит жену. Не похож! А она отчасти, быть может, похожа: На брачном ложе Марья Николавна Была, как надо, ласкова, исправна. Но говорят хоть, может быть, и лгут , Что долг супруги — только лишний труд. Мужья у жен подобных не в обиду Будь сказано , как вывеска для виду. Еще один намек на взаимное охлаждение — по ее вине, и притом совсем не в том смысле, как считает Алла Марченко, а в прямо противоположном. Однако и это может быть только вымыслом, не имеющим никакого отношения к действительности.
Во-первых, с этого времени она начинает прибавлять себе года. Во-вторых, сносит старый барский дом в Тарханах и строит на его месте церковь. В-третьих и самых главных — она отбирает внука у Юрия Петровича и вступает с зятем в сложные морально-имущественные отношения. Здесь Елизавета Алексеевна ухитрилась запутать дело так, что десятки свидетелей, родственников и исследователей с учеными степенями до конца не разобрались — и никогда не разберутся. О возрасте мы уже упоминали. Для чего все-таки не старой еще женщине потребовалось рядиться в «библейские» «мафусаиловы» одежды? Может быть, для того, чтобы склонить общественное мнение в свою пользу?
Мол, у дряхлой старухи бессердечный зять пытается отобрать последнюю отраду жизни — внука?