По настоящей православной традиции на поминальном столе должна присутствовать кутья – сладкое, зерновое (чаще рисовое) блюдо. Процессу приготовления кутьи уделяли внимание — старались сделать блюдо наиболее вкусным, ведь кутья предназначалась не для живых людей, которые присутствовали на поминках, а для умершего. По настоящей православной традиции на поминальном столе должна присутствовать кутья – сладкое, зерновое (чаще рисовое) блюдо. Использование кутьи на похоронах подчеркивает важность сохранения связи с умершими и уходящими поколениями. Кешью и грецкие орехи подсушивают в микроволновой печи или на сковороде, после чего выкладывают на кутью.
«Омовение» души
- Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?
- Православная поминальная трапеза – советы на портале «Азбука рецептов»
- Как правильно организовать поминки по усопшему?
- Кутья на поминки – 4 быстрых рецепта
- Как похоронить и поминать своего близкого?
Кутья на поминки
Нередко эту ритуальную ложку кутьи участникам ритуала кладут в ладонь, что тоже крайне символично. Если сравнивать с теми трансформациями, которые за это же время пережил, скажем, свадебный обряд, где архаичных дружек и сватов успешно вытеснили тамада, диджей и свадебный фотограф, то традиционность поминок буквально бросается в глаза. Однако сохранение этих традиций во многом было связано с механическим воспроизведением ключевых элементов обряда «из поколения в поколение». При этом смысл совершаемых ритуальных действий постепенно терялся. Грубо говоря, на современных поминках продолжают готовить и раздавать кутью или ставить рюмку водки, накрытую куском хлеба, для покойника, но зачем это делается, уже многие не понимают. Я бы сказал, что определенное влияние на современные поминки оказывает развитие инфраструктуры: появились банкетные залы и рестораны, которые специализируются на проведении поминальных трапез, ранее проходивших только дома или на кладбище. Общая прагматическая направленность этих трапез однозначна: представители партии живых стремятся как можно лучше угостить умерших или их обрядовых заместителей. В свою очередь представителей партии живых можно разделить на своих родных и чужих посторонних. Родные умершего во время похорон находятся в особой опасности, так как именно их в первую очередь покойник может «забрать с собой».
Поэтому во время обряда они должны как можно меньше сталкиваться со сферой смерти. Если во время деревенских праздников именно хозяева проявляют наибольшую инициативу готовят угощение, кормят гостей, следят за соблюдением застольного этикета , то на поминках они, напротив, пассивны. Вместо них организацией трапезы занимаются специально приглашенные посторонние. Из представителей партии умерших наибольшее внимание, разумеется, уделялось самому покойнику, которому ставили угощения на самом почетном место за столом, обычно в красном углу, под иконами. Есть ли какие-то представления о том, как взаимодействует покойник с пищей по другую сторону смерти? Считалось, что, обладая особым статусом и силой, они могут как навредить живым, так и обеспечить их благополучие. По народным представлениям, покойники, как и живые люди, нуждаются в пище, поэтому их нужно обеспечить едой в посмертном существовании. С момента смерти до сорокового дня покойнику ставили ту самую рюмку водки с куском хлеба, по необходимости обновляя и то и другое.
Перед уходом с кладбища наведите порядок на могиле. Уберите сорняки, протрите монумент или освежите краску на ограде — это укрепит память о дорогом человеке и поможет снять груз печали, а может, и вины. Поминальные слова принято произносить стоя.
Траурные речи произносят, когда уже все собрались за столом. Обстановка за столом сдержанная, разговаривать нужно тихо, полушепотом. Первое слово предоставляют главе семьи.
Траурные слова на православных поминках произносят по старшинству. Все, кто хочет высказаться, могут и должны получить слово. Траурные речи на православных поминках завершают словами: «Царствие небесное!
Уходя, выражают сочувствие родным. На поминках прощаться не принято. Частые вопросы: Как правильно поминать на кладбище в день похорон?
Достаточно произнести короткие прощальные слова скорби, православным — помолиться, а поминальные речи и тосты оставить на время трапезы после похорон. Подробнее: как прощаться у гроба. Что нельзя делать на поминки?
Что раздают на поминки? Принято раздать еду со стола, раздавать сладости и платки. Но эту традицию резко отменяют санитарные ограничения пандемии коронавируса.
Сегодня раздавать ничего не нужно, разве что если попросят.
Поминки дома. Проведение поминок в домашней обстановке является наиболее распространенным выбором для многих верующих.
В доме, где усопший проживал и где его жизнь связана с теплыми моментами семейного счастья, проводятся поминания в кругу близких и родственников. Домашние поминки создают душевную атмосферу и позволяют участникам более тесно связаться с памятью усопшего. Поминки в кафе или ресторане.
Некоторые семьи предпочитают организовать поминки в кафе или ресторане, особенно если семья большая или если усопший был человеком, который любил многолюдные мероприятия. Это позволяет приглашенным собраться в уютной обстановке и вместе вспомнить о покойном. Поминки в церкви.
Церковные поминки проводятся в священной обители и являются особым духовным событием. Поминальные молитвы и обряды, которые совершаются в церковной обстановке, придают мероприятию особую сакральность. Участие в церковных поминках укрепляет веру и связь с духовными традициями.
Выбор места проведения поминок зависит от предпочтений семьи, традиций, и культурных особенностей. Независимо от места, поминки олицетворяют заботу и любовь к памяти ушедшего, а также являются временем для поддержки и солидарности родных и близких в период скорби. Меню и блюда Приготовление особого меню на поминки является проявлением заботы о гостях и усопшем.
Верующие уделяют особое внимание выбору блюд и их символике, которая связана с памятью о покойном. Кутья на поминки. Одним из самых важных и символичных блюд на поминках является кутья.
Это традиционное кашеобразное блюдо, приготовленное из зерен пшеницы или риса, меда, изюма, орехов и других ингредиентов. Кутья символизирует духовный рост, вечную жизнь и воскрешение. Его приготовление и употребление на поминках служит обязательным элементом обряда.
Традиционные блюда. На поминках часто подают разнообразные традиционные блюда, которые были любимыми у усопшего. Это могут быть пироги, курица с грибами, рыба, овощи, салаты и другие блюда, которые связаны с домашней кухней и традициями покойного.
Подобный выбор блюд помогает участникам поминок вспомнить о том, каким был ушедший и сохранить его память. Блины, известные как символ Масленицы, также имеют свою особую роль в русской православной традиции поминок. Этот обычай имеет глубокие истоки и символическое значение.
Блины представляют круговой образ жизни и вечности, и приносятся в качестве пищевого подношения на поминках, чтобы усилить связь между живыми и ушедшими. Круговая форма блинов также символизирует цикличность жизни и переход души из одного мира в другой. Традиция поднесения блинов на поминки является еще одним проявлением уважения и любви к умершим.
Этот древний обряд сплачивает родных и близких, дарит чувство единения с предками и утешает в трудные дни скорби, напоминая, что память о ушедших остается живой и вечной. Традиции поминок Традиции поминок в русской православной культуре представляют собой глубокий и древний обряд, который символизирует уважение и заботу о усопших. Этот важный религиозный обычай передается из поколения в поколение, укрепляя связь между предками и потомками, и олицетворяет веру в вечную память и духовное перерождение.
Поминальные молитвы Поминальные молитвы — это особый вид молитв, совершаемых в память о умерших родственниках, друзьях или близких.
В целом, как будет видно ниже, поминовения казаков практически полностью сохранили в себе черты тризны. Статья состоит из двух частей, посвященных соответственно похоронной и поминальной обрядности. Похоронная обрядность на Кубани На Кубани, как и в целом у славян, сохранились представления о смерти и приметы, связанные с похоронным обрядом, которые включают в себя дохристианские представления. Несмотря на это, в приведенном ниже материале видно, что на Кубани все эти обычаи соблюдались. Предопределение смерти Представления о предопределенности смерти порой противоречат друг другу.
Согласно народной традиции, Господь, дает судьбу при рождении. О невозможности изменения однажды предопределенного свидетельствуют былички о повитухах, в которых предсказываются судьба новорожденного, сроки и вид смерти. В какой-то степени это может даже служить оправданием самоубийства. С другой стороны, отмечают, что своим поведением человек может изменить судьбу. Ну, если ты живешь и молишься, Господь может и смилосердиться, изменить судьбу. Если ты грешишь - в другую сторону изменит».
Более того, своею жизнью можно подготовить себе будущую жизнь. В настоящее время в «смертный узел» складывают то, что может понадобиться при погребении: одежду, свечи, крестик в руки, полотенца, платки. Иногда, в качестве одежды для похорон хранили предметы венчального костюма. Некоторые собеседники помнят, что люди старшего поколения шили на смерть рубаху вручную. О приготовлении гроба к смерти упоминают редко, порою это является запретом. На случай чьей-либо смерти собирали и берегли в течение года «троецкую траву».
Под «троецкой» травой может пониматься как трава, лежавшая во время праздника Троицы дома, так и трава с приятным запахом: мята, чабрец. Собирают волосы, для того, чтобы потом их поместили в подушку, которую кладут в гроб. Подушку шьют вручную после смерти человека родственники умершего. В представлении станичниковб о скорой смерти кого-то из близких говорят внезапные разрушения, появляющиеся в доме: падение иконы, лопнувший стол, треск в стене, разбитое окно. Животные, предчувствуя несчастье, ведут себя по-особому в том дворе, где оно скоро случится: собака воет, курица вдруг закричит по-петушиному, сыч кричит. Во время молебна перед уходом на службу конь казака, которому не суждено вернуться, стоит, опустив голову.
У человека, близкого к смерти, заостряются черты лица, пальцы, синеют ногти, сам он «делается черный» - говорят: «земля упала». Пожилая женщина начинает часто «чипурится» - поглаживать себе лицо, платок поправлять. О таких говорят: «домой собирается», «край подходит». Нередко больного соборовали. На тех, кто после этого выздоравливал, народная традиция накладывает ряд запретов и предписаний: «... Чувствуя приближение смерти, станичники старались испросить друг у друга прощение.
Умирающий давал последние распоряжения и наставления. Нередко они касались распределения имущества и совершения обряда. Последнее стало особенно актуально после революции, когда началось активное разрушение традиционных норм и обычаев. Готовь обед скромный, шоб мяса не було вообще». Смерть понимается как разделение души и тела. Для того, чтобы облегчить человеку последние минуты, близкие зажигали свечу.
Иногда отмечают, что лучше, чтобы это была «четверговая» свеча свеча, с которой присутствовали в церкви на службе при чтении двенадцати Евангелий в страстной четверг перед Пасхой. Бывало, умирающий просил, чтобы его положили на землю. Считалось, что на земле умирать легче. День смерти После того, как человек скончался, телу его давали полежать около двух часов. В это время посылали кого-нибудь в церковь сообщить о смерти, и по колокольному звону в станице узнавали о новопреставленном. Одежду, в которой умер человек, снимали с него, разрывая, после сжигали или закапывали.
Постель белье , на которой умер человек, или сжигали, либо, если смерть была легкой, без болезни, стирали и после использовали или отдавали кому-либо. Предметы мебели - кровать, лаву, в последнее время диван - могли вынести на время из дома. Обмывают покойного, как правило, посторонние, но могли и родственники. Собеседники отмечают, что прежде мужчины обмывали мужчину, а женщины - женщину, но в последнее время женщины обмывают и мужчин. Воду после обмывания выливали где-нибудь в таком месте, «где не ходят»: под веткой «неродючева» дерева или в «глухом» углу. Мыло и тряпочки, которыми пользовались при обмывании, старались либо закопать там же, либо сжечь.
Усопшего одевали в то, что было приготовлено, или «лишь бы чистое». На казака одевали бешмет и черкеску. Встречаются упоминания о том, что одежду на покойном не застегивали, платок женщине не завязывали. Если усопший мужчина, то тот, кто одевает, и побреет его. Обрезанные ногти и волосы клали в гроб или сжигали. Однако фиксируется и запрет на подстригание волос и ногтей умершему.
Волосы женщине укладывали под платок, но прическу не делали. В том случае, когда на умершую одевали сохранившуюся венчальную одежду, то «цветы» - венок не одевали, а клали их рядом в гроб, сбоку, там же и венчальная свеча. Тем, кто обмывал и одевал, давали полотенца или платки. В настоящее время в кубанских станицах сохраняется обычай хоронить девушек в свадебном наряде. В одной из станиц было выявлено описание, относящееся к 90-м годам XX в. Воронежской подругам умершей просватанной девушки тоже цепляли цветы, но не красные, как на свадьбе, а белые восковые.
Гроб украшали цветами. Часть расходов на похороны брала на себя семья жениха. Упоминания о том, что умершего парня хоронили как жениха, прикалывая к его одежде цветы, встречаются реже. Иногда необходимым элементом одежды воспринимается пояс. В настоящее время под «поясом» может пониматься и пояс на брюках, и резинка, верёвочка в юбке и лента с написанными на ней псалмом 90 и молитвой «Да воскреснет Бог». Обязателен пояс и для умерших маленьких деток, потому что «Маленьким дава «Там» яблочко, оно у пазух кладе.
А як не пидвязано, оно пада по долу». Когда тело обмыто и одето, покойнику связывали ноги, руки и подвязывали челюсть, что бы они не расходились. Перед тем как закрыть гроб навсегда, внимательно следят, чтобы все это было развязано, иначе «на там свете будет связанный. Правую руку покойного клали сверху - «чтобы мог крестится. Незакрытые глаза умершего воспринимались признаком скорой смерти кого-то из родственников. Повсеместно на Кубани с покойным кладут деньги: «на дорожку», «грехи выкупать», «место выкупать».
Мелкие монетки завязывают в платочек и кладут мужчинам в карман, а женщинам подмышку или цепляют к поясу. В комнате располагали усопшего на лаве головою к иконам, ногами к дверям, вдоль стены. В некоторых станицах покойного могли положить в центре комнаты, но так же головой к иконам. У икон зажигали лампаду. Она горела до сорока дней. В ряде станиц около покойного вешали рушник.
Сразу после того, как человек умер, приглашали читать Псалтырь. Рядом с тем местом, где лежал покойный, устанавливали стол для того, кто будет читать. Чаще это была женщина, но есть упоминания о том, что Псалтырь читали мужчины. На стол ставили икону, клали хлеб, кутью, стаканчик с пшеницей, в котором стоит свеча, воду, мед, иногда здесь же могли оказаться лук и яйца. Для того, чтобы читалке было удобно читать, Псалтырь клали на сито, обернутое полотенцем, если умер мужчина, или платком, если умерла женщина. После чтения читалка забирала хлеб и платок или полотенце себе.
Воду после похорон переставляли на окно. Мед использовался для приготовления кутьи, а все остальное раздавалось как помин. В некоторых станицах на этот стол ставят тарелочку, на которую приходящие кладут деньги - кто сколько может. После эти деньги используются для заказывания поминальных служб в церкви, либо их отдаются читалке. Информаторы отмечают, что Псалтырь не читают над детьми, умершими до семилетнего возраста, так как «они безгрешные», а также в период от страстной пятницы до «родительского дня». Для того чтобы дать читалке отдохнуть и не разговаривать на посторонние темы, поют духовные стихи - «псалмы».
Исполнять могли любую псальму из имеющихся в местном репертуаре по желанию присутствующих. В наших полевых материалах отмечается необходимость чтения Псалтыри для души умершего, тогда как пение псальмов происходило только «для настроения».
Нужны ли поминки на 9 день?
- Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках
- Истоки традиции
- Похоронные обряды и поминки у народа мари |
- Кутья на поминки
- Как вести себя на похоронах и что делать после: обычаи, приметы, традиции
- Все о погребении в Православии
Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках
На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались души умерших. поминальная кутья. Что согласно священной сути символизирует кутья на поминках. – Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится. Кашу с фруктами на похоронах подносили еще в Древней Греции, но историки считают, что обряд позаимствован у более ранних цивилизаций. Обычай есть на похоронах кутью дошел до наших дней из древности.
Что готовят на поминки в день похорон
По этому рецепту готовится поминальная кутья из риса с мёдом и изюмом. Продукты на 4 порции Изюм без косточек - 1 стакан Мед - 100 г Сахар по желанию - 1-1,5 ст. Как приготовить кутью поминальную с изюмом: Сварить рис в большом количестве подсоленной воды. Для этого залить рис водой не менее 0,8 л , довести до кипения, посолить, накрыть крышкой и варить при слабом кипении 15-20 минут.
Если рассматривать более близкие к нам времена, то можно увидеть, что застолье у могил практикуют очень многие народы. У славян они назывались тризнами. Как именно проходила славянская тризна, сегодня сказать сложно, поскольку не сохранилось ни одного достоверного описания, однако с полной уверенностью можно говорить, что важнейшей частью тризны было угощение. Когда совершались похороны какого-либо знатного человека, на кургане, насыпанном над его могилой, приносили жертву и устраивали ритуальные игры такой вывод ученые А.
Цейтлин, Ф. Фортунатов, О. Трубачев и др. После этого происходило пиршество. В «Повести временных лет» княгиня Ольга, желая перехитрить древлян, просит их приготовить меды хмельные напитки , чтобы она могла достойно справить тризну по своему мужу у его могилы.
Чаще всего поминальное яство готовят из отваренной крупы пшеничной, рисовой, ячменной с добавлением орехов, фруктов и меда.
Ингредиенты могут использоваться любые: яблоки, сухофрукты — чернослив и курага, а также различные виды орехов. Нередко кутью путают с другим ритуальным блюдом — «коливом». Однако это не совсем верно. Несмотря на схожий состав, назначение у данной пищи разное — кутия подается на стол во время поминок, а коливо вкушают в дни Великого поста. Традиционная православная поминальная трапеза Типикон — основное церковное писание, устанавливающее порядок проведения основных ритуалов, свидетельствует о связи поминальной трапезы и богослужения. Согласно священному тексту, поминки — не только день памяти о преставившемся, но и повод вспомнить о Боге и созданном им мире, его правилах.
Это время, когда мы в наибольшей степени осознаем, что есть мимолетное мирское и вечное божественное. Поминки по покойному близкому человеку немного стирают незримую грань, и позволяют нам задуматься о своей собственной душе, ее пути на этой земле, а также других важных вещах. Главная роль при этом отводиться именно кутье, происхождение которой весьма символично.
По этим дням традиционно принято приносить на панихиды милостыню: продукты. Можно помянуть близких также дома. Как правильно считать 9 и 40 дней? Первым днем считается тот, когда произошла кончина, даже если она случилась, например, за несколько минут до полуночи. Таким образом, если человек преставился 1 числа месяца, третьим днем будет 3 число, 9 — девятое. Подобным же образом высчитывается 40 день. Как правильно поминать усопшего Прежде всего, для крещенного христианина необходимо поминовение во храме. Здесь можно: заказать Сорокоуст сорокадневное поминовение за литургией ; если с момента смерти не прошло 40 дней, имя христианина подается с пометкой «новопреставленный», «новопреставленная», до 40 дня включительно; подать имя близкого человека на панихиду — особое богослужение о упокоении, совершаемое после литургии; принято также приносить продукты — милостыню о душе, оставляя их на панихидном столике; здесь же совершается особый чин, обычно на третий день по кончине — отпевание; оно может быть проведено как «при гробе» во храме или ритуальном зале, на дому усопшего , так и заочно, если так складываются обстоятельства. Первые же поминки устраивают обычно после похорон. Далее это делается на 9 и 40 день. Порядок проведения поминок Православные поминки обычно принято начинать с молитвы — это может быть 17 кафизма 118 псалом , известный как чаще всего читаемый о упокоении , краткая лития об усопшем. Однако, такая общая искренняя молитва возможна, только если собрались единомышленники, православные. Чаще же всего среди близких, пришедших помянуть покойного, есть невоцерковленные или даже вовсе неверующие люди, поэтому сейчас традиция общей молитвы соблюдается далеко не всегда. Зачастую в таком собрании мало или вовсе неверующих возникает неловкость при начале трапезы, растерянность — что делать, что говорить.
Похоронные обряды и поминки у народа мари
Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период. Впоследствии кутья стала непременным блюдом на все важные праздники благодаря своему символизму. Поминальная кутья — традиционное блюдо на поминках.
Во «Вкусно — и точка» рассказали о случае с отказом отпустить пермячку на похороны
Поминальная кутья — традиционное блюдо на поминках. В этой статье я описываю и даю пошаговый рецепт, с фотографиями и пояснениями, именно кутью поминальную на поминки усопшего в день похорон. Зачастую и в день похорон на кладбище устраивают скромную трапезу, раздавая гостям кутью. Кутья, по мнению большинства исследователей, является древним языческим блюдом и связано с такими обрядами, как похороны и жертвоприношения. Кутья уходит корнями в языческий культ предков восточных славян, однако прочно вошла в православную традицию.
Поминки: традиционный поминальный стол на 9 и 40 день
Кутья Гоголь. Кутья Иван Ставрополь. Кутья рисовая с изюмом и маком. Кутья с медом и изюмом.
Эвелина кутья. Поминальная кутья из пшеницы. Кутя с шоколадом.
Кутья сладкая. Кутья поминальная на 9 дней. Богатая кутья.
Поминальное пшеничное коливо. Кутья Ингредиенты. Кутья для поминания.
Каша на поминки кутья. Кутья из пшеницы на поминки. Коливо Федору Тирону.
Рисовая каша кутья. Поминальная Трапеза. Стол поминальный еда.
Поминальные угощения. Коливо на поминки. Кутья София.
Кутья Пасхальная. Кутья поминальная рецепт из риса с изюмом классический на похороны. Кутья сборник рецептур.
Кутья жидкая рецепт на поминки. Заказать кутью на поминки в Москве. Бедная кутья.
Кутья гречка. Гречневая каша с грецкими орехами. Рисовая кутья с цукатами.
Кутья с миндалем.
Не случайно символом гостеприимства у нас служат хлеб и соль: поев вместе с нами нашей еды, чужак становится своим. Поэтому еда рядом с могилой — это символ единства с умершим, знак того, что он по-прежнему остается членом семьи, рода. В этом очень много от культа предков, которых славяне и не только славяне почитали как могучих заступников, защитников живых. Предков нельзя обидеть, обойти их трапезой, а то из заступников они запросто могут превратиться в зловредных духов. Отношение церкви к тризнам и поминкам Православная церковь в целом не возражает против поминок, если они проходят дома и в чинной атмосфере, без неуместного пьянства и веселья. Общий пир как символ единения вовсе не чужд церкви, ведь само таинство причастия, которое является ключевым, главным для каждого православного человека, имеет в основе совместную трапезу. Но проводить поминальную трапезу на кладбище, превращая ее в языческую тризну, церковь считает совершенно неправильным. В могиле находится бренное тело усопшего, а душа его бессмертна. Поэтому совершенно бессмысленно искать общения, единения с умершим членом семьи на его могиле.
Для «кормления» душ предков и домашних духов выделялась первая ложка от всех праздничных или поминальных блюд, отливались напитки, откладывался первый испечённый блин или ломоть хлеба. Пищу размещали под столом, по углам дома, на печи или за печью, клали на окно или Божницу, относили на перекрёсток дорог, на могилы, бросали в колодец, в проточную воду, подвешивали к дереву и т. Перед началом общесемейной трапезы хозяева приглашали души предков Дедов и духов-покровителей дома к праздничному столу: «Деду-деду, иди до обеду! Готовится на поминки по умершему, а также в годовые поминальные праздники Вешние и Осенние Деды и др. Обычно кутью едят в начале трапезы или в конце её, оставляют на ночь на столе «для душ умерших». У восточных и западных славян кутью обязательно варят в кануны Коляды в эпоху двоеверия — Рождества , Нового года и Водокреса в эпоху двоеверия — Крещения , так что в Полесье сами праздники-кануны называются Кутья, или Бедная Кутья перед Рождеством , Богатая Кутья перед Новым годом , Голодная или Водяная Кутья перед Крещением , у русских в эпоху двоеверия Кутейником называли Рождественский Сочельник от «сочиво» — то же, что и кутья. Известны народные гадания с Колядной кутьёй.
В других славянских землях сходную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша кутья или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически «кормят» ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т. Посредниками между миром живых и потусторонним миром мёртвых выступают лица, являющиеся откуда-либо «извне»: нищие, странники, колядовщики, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, чучелу Масленицы, Морозу и др. Власию и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин, а также блин, испечённый последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях — солёный блин. На похороны и поминки блины пекут как поминальное блюдо, посвящаемое умершим.
В день погребения на стол ставят горку блинов, и старший из присутствующих мужчин разламывает первый блин и кладёт на окно для души покойного. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались души умерших. Блины иногда кладут на грудь умершему, в гроб, на могилу. Блинами поминают на могиле, а остатки отдают нищим странникам. Также поминальные блины разносят по домам родных и соседей с просьбой помянуть усопшего.
Есть ли кутью, если у меня аллергия на некоторые ингредиенты? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Аллергикам не рекомендуется употреблять продукты, которые содержат запрещенные компоненты. Поминальное блюдо — не исключение.
Даже если его освятить, продукты сохранят свойства, это может означать, что опасность развития аллергии все равно присутствует. Обязательна ли кутья на поминках? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе. Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню. По сколько конфет раздают на поминках В некоторых районах бытует поверье, что конфет в поминальном кулечке, как и цветов, приносимых на кладбище, должно быть непременно четное число. В других местах, даже при не относящемся к поминкам угощении, дают четное число конфеток. На самом деле неважно, сколько штук их подается.
Раздают поминальные конфеты вовсе не для укрепления суеверных обрядов и не для обид за неправильное их исполнение. Этот помин нужен, чтобы люди, съедая сладости, помянули почившего и пожелали ему сладкой райской жизни в вечности. Угощение из конфет, печенья, пирожков и др. Читайте также: Изучаем чинопоследование часов Что символизирует кутья Наши предки связывали природные явления, растения, животных со своими представлениями о мироустройстве, о земной жизни и жизни после смерти на небесах. Зерно для них было чудом. Ведь маленькое зернышко пшеницы, которое хранилось всю зиму в амбаре, попадая в землю, давало всходы и кормило людей до следующего урожая. В общем, зерно символизировало жизнь, которая возрождалась в каждом новом поколении. Поэтому люди молились о новом богатом урожае, просили своих небесных покровителей послать дождь в засуху и хорошую погоду во время страды.
Собирая урожай, подбирали всё до последнего колоска. Люди свято верили в то, что ушедшие на небеса так же возрождаются к жизни, как и растения пшеница, ячмень весной. Сладости символизировали сладкую и беззаботную райскую жизнь, которая ждёт усопших на небе. Организация похорон с погребением и кремацией Ложки и кружки Эти предметы можно раздать в день похорон, пришедшим на 9 дней или на сороковины. По традиции по окончании поминальной трапезы пришедшие помянуть покойного просто забирают с собой те ложки, которыми ели. Если поминки организованы в кафе или ресторане, обычно предупреждают, чтобы никто не забирал с собой инвентарь заведения. Для раздачи такого помина специально подготавливают приборы, которые можно отдать перед уходом гостей.
Кутья поминальная
В этом вопросе Вам поможет ритуальное агентство «Эдем» в Днепре, которое организовывает не только традиционные похороны и кремацию, но и поминальные обеды. История рецепта поминальной кутьи Сразу стоит сказать, что многие кутью путают с аналогичным блюдом «коливом». Это практически одинаковые блюда, и различия имеют чисто символические, а именно: кутью готовят на поминальные обеды, коливо — это блюдо Великого поста. Слово «кутья» имеет греческое происхождение, и историки относят его еще к дохристианской эпохе.
В буквальном переводе, кутья означает «вареная пшеница». Блюдо не относилось к ежедневному рациону, и не являлось обыденным блюдом. Кутья считалась ритуальной пищей у многих языческих культов, которые считали, что вкушая кутью, верующий постигал взаимопереход жизни и смерти, и постигал тайны цикла бытия.
Ключевой смысл кутьи — это зерно, которое способно долгое время казаться «мертвы», но хранящее в себе жизнь. Пшеничные зерна способны долго храниться, но стоит их посадить в благодатную почву, они возрождаются и начинают новый жизненный цикл. Именно поэтому в древности, кутью готовили на поминки, но также и на свадьбу, рождение детей.
В дальнейшем, значение кутьи и коливо немного изменилось, и на поминальные обеды готовили кутью, как элемент поминального дара. Символичное значение кутьи для поминок В Церковном Уставе «Типиконе», кутья ассоциируется с поминальным Богослужением. Верующим нужно знать, что поминки — это не только праздник памяти по усопшему, это и день почитания Бога, сотворившего мир и порядок.
В этот день нужно помнить о том, что все земное мимолетно, а божественное вечно. И кутья является символичным узлом и напоминанием об этом. Кутья является символом поминок не только у православных, но и у всех христиан.
В основе блюда являются зерна пшеницы, риса или ячменя. Эти зерна во все века были символами нового возрождения и цикличности жизни. Зерно указывает на то, что земной путь человека окончен, и его ждет новая жизнь на небесах.
Мед и фрукты — это подсластители, символизирующие райские блага.
В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают. Обмывают покойного в тот же час после смерти, пока полностью не остыл. Мыло, как правило, оставляют. Оно помогает во многих делах и от бед. Но надо быть осторожным, так как с помощью этого мыла можно нанести и вред другим людям. Одевают обычно в новое, чтоб было в пору, не велико и не мало.
Если нет нового одеяния, то надевают только чистое. Нельзя надевать одежду, имеющую на себе пот и кровь. Это может повлечь за собой еще одного покойника. Если человек еще при жизни попросил надеть него то, что он хочет, то необходимо исполнить его желание. Военных обычно одевают в военное. Фронтовики просят, чтобы на них надели ордена, ведь все равно их потеряют или выкинут много лет спустя, а они заслужили их и гордятся ими. Вообще это сугубо личных вопрос семьи. Обязательно должно быть белое покрывало, которым укрывают покойника. На венце — слова в старом стиле, это написание Трисвятой песни.
В руки следует вложить крест или икону. Если нет возможности пригласить из церкви служителя, то заранее позаботьтесь пригласить пожилых людей, чтобы читать псалмы и служить панихиду. Псалмы обычно читают, не прерываясь. Прерываются лишь во время панихиды. Такие моления являются утешением для тех, кто скорбит о мертвом. Кроме того, следует прочитать эту молитву: Помяни, Господи Боже, в вере и надежде живото вечногопредставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбия, отпущай грехи и потребляй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечные муки и огня геенского и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тебя, если и согрешивших, но не отступивших от Тебя, и несумненно во Отца и Сына и Святого Духа, Бога Тебя в Троице славимого, верова и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, прославно, даже до последнего своего воздыхания исповеда. Тем же милостив тому буди, и верую я же в Тя. Вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко щедр, упокой: несть бо человека иже поживет и не согрешит. Положено по окончании трех суток везти покойника в церковь на отпевание.
Но постепенно не стали этого придерживаться, и уже не трое суток, а одну ночь ночует дома умерший. На гроб ставят по углам четыре свечи, меняя их по мере сгорания. Все время со дня смерти стоит стакан с водой и кусочком хлеба, в блюдце насыпано пшено. Нужно быть внимательным во время похорон. Обычно родным не до этого. Но можно оговорить, кто будет следить за порядком, так как не секрет, что на похоронах много делается: снимают порчу, подкладывают фото врагов в гроб, стараются забрать волосы, ногти, веревочки с рук и ног и т. Под предлогом «потрогать ноги», чтобы не бояться, делают необходимые дела. Просят табуретку, на которой стоял гроб, цветы из венка, воду. Решать, давать это все или нет, Вам.
Кровным родственникам нельзя мыть в доме пол, где лежал покойник. Родным нельзя идти впереди гроба, нести венки, пить вино. Разрешаются причитания и уже после захоронения съесть кутью или блин. На кладбище целуют последним целованием в венец на лбу и руки. Забираются живые цветы из гроба и икона. Следите, чтобы икону не схоронили. Часто спрашивают, можно ли надевать часы и золото.
Во время чтения канона присутствующим раздают свечи с платочками, платочки люди забирают с собой. Могилу копали в день похорон, не родственники, а соседи или хорошие знакомые. Если случалось готовить могилу за день до дня погребения, то её оставляли чуть-чуть недовыкопанной, и последние «три лопаты» выкидывали из могилы в день похорон. В станицах бывшей Черномории Черноморского казачьего войска распространенным явлением было приготовление ямы для могилы «с подкопом». Внизу ямы, вдоль длинной стенки делалась ниша, в которую задвигался гроб, чтобы земля на гроб не сыпалась. С этой же мотивацией делалась могила «под склеп», - внизу ямы по углам ставились камушки, кирпичики на высоту гроба. После опускания гроба сверху на кирпичики клали доски, соответственно земля во время засыпания могилы падала не на гроб, а на доски. Тем, кто копал могилу, родственники покойного на кладбище приносили завтрак. Приход копачей с кладбища означал, что могила готова, можно нести. В некоторых станицах те, кто копают могилу, понесут и тело. На Кубани гроб имел и другие названия: «труна» и «домовина». Тело умершего измерялось веревочкой, и по этой мерке изготовлялся гроб. Если он оказывался больших размеров, чем необходимо, то это воспринималось признаком скорой смерти кого-то из родственников. Старожилы отмечают, что раньше гроб не оббивали, его красили белым. Для этого разводили известь или белую глину. Но могли покрасить и в другой цвет. На крышке гроба обязательно рисовали крест, иногда и не один. Стружками от гроба выстилали внутри. В подушку тоже могли положить стружки, «троецкую» траву, волосы умершего. Набивать перьями такую подушку запрещалось. Шили её после того, как человек умер, «на живую нитку». В некоторых станицах в гроб клали сухие васильки. Живые цветы если и оказывались рядом с покойным, то перед тем, как забить гроб, их обязательно вынимали. Если умершего перед смертью соборовали, то в гроб около ног ставили стаканчик с елеем, оставшимся после помазанья. Прежде чем положить покойного, гроб кропили свяченой водой. Часто бывало сложно занести гроб в хату из-за её малых размеров и планировки. В этом случае тело усопшего выносили на простыне, и уже во дворе клали в гроб. В день погребения посылали кого-нибудь в храм за «святостью» - запрестольным крестом и хоругвями. В церковной сторожке могли находиться и носилки, на которых несли гроб с покойным. Там же находилась и веревка для опускания гроба. Тело выносили из дома после обеда, не ранее 12-ти часов по полудню, вперед ногами. Встречаются упоминания о том, что прежде мужчины выносили мужчину, женщины - женщину, девушки - девушку. Вслед за покойным выходят люди, находившиеся в доме. Во время выноса покойного из хаты посыпали пшеницей, в которой стояли свечи во время чтения Псалтыри. Сыпать пшеницу могли как перед усопшим, так и вслед. После эту пшеницу сметали и отдавали курам. Эту же молитву пели на протяжении всего пути до кладбища. Если ждали кого-то из родственников, то вынос со двора могли задерживать, но так, что бы похоронить до захода солнца. В некоторых станицах сразу после выноса покойного мыли пол, в других запрет мести и мыть полы сохранялся до трех, девяти, иногда до сорока дней. После прощания на дворе, покойного выносили в ворота. Сразу за ним ворота закрывались и завязывались рушником, «что бы больше со двора не выносить». Основная часть провожающих выходила через калитку. В доме оставались люди, готовящие поминальный обед и накрывающие стол. На Кубани распространен запрет нести гроб и крышку прямым родственникам усопшего, однако покойного могли нести и родственники. В таком случае это понимается как оказание последних почестей. Повсеместно на Кубани оговаривается, что беременная женщина не должна присутствовать на похоронах. Это формулируется в виде строгого запрета или пожелания. Во время выноса покойного беременная должна выйти со двора раньше. Впереди несли крест, икону, в досоветский период «святость». К кресту и хоругвям привязывали полотенце или платок. Вяжут кто материю, кто полотенце, хоть рубашку - что есть. А там раздают первому попавшему». В некоторых станицах к кресту могло быть привязано несколько вещей. Икону несут обёрнутую в полотенце или в платок. Если хоронили мужчину, то икону несли «мужску ю » - Спасителя, Николая Чудотворца, если женщину, то «женску ю » - Богородичную или кого-нибудь из святых жен. Следом несут гроб, крышку, после идут родственники и провожающие. В воспоминаниях станичников есть упоминания о том, что следом за гробом казака вели в поводу его подседланного коня. В некоторых станицах на крышку гроба клали рушник или дежник и хлеб. Гроб с покойным несли на рушниках или на носилках четыре-шесть человек. Во время следования они могли меняться, но у всех, кто несет покойного или крышку гроба перевязывали правую или левую руку. Однако обычай перевязывать руки иногда воспринимается как поздний, «вроде как свадьба». Венки стали носить уже в последнее время, в процессии они занимают место перед покойным. Отпевание покойного в церкви было обязательным. А если он не запечатанный может покойник сница,... В советское время получило распространение заочное отпевание, которое до этого было скорее исключением. Совершение или не совершение чина погребения влияло на дальнейшее поведение родственников на кладбище. В представлениях станичников родственникам можно кидать землю в могилу в том случае, если по покойному отслужили погребение. При выносе тела из церкви звучал колокол. Священник с певчими в составе похоронной процессии направлялся на кладбище. На перекрестках процессия останавливалась, к покойному подходили прощаться. Вспоминают, что раньше во время остановок батюшкой служилась лития, или панихида. Во время движения похоронной процессии соблюдался и сохраняется до сих пор ряд запретов: переходить дорогу перед покойным, идти навстречу покойному, смотреть на процессию из окна. В некоторых станицах участникам похоронной процессии запрещается идти на босу ногу: для мужчин в любую погоду обязательны носки, для женщин - чулки. В частности, это соотносят с участившимися смертями молодых. В некоторых станицах под ноги участникам похоронной процессии клали рушники на воротах при выносе со двора и при входе на кладбище поперек движения, и на перекрестках по ходу. Этот рушник забирал кто-нибудь из участников похорон, идущих в конце процессии. На протяжении всего пути могли сыпать пшеницу, в которой стояли свечи, в этом случае оставшуюся пшеницу высыпали в могилу. Могила была ориентирована по сторонам света. Гроб опускали в могилу таким образом, что усопшего полагали ногами на восток, головою на запад, для того, чтобы «когда он будет вставать, молится получалось лицом на восток». Опускали при помощи веревок или рушников. Такие рушники были длиной около шести метров, не вышитые. Затем их разрывали и отдавали тем, кто опускал. Если казаки хоронили своего боевого товарища, то во время спуска гроба стреляли вверх. Первыми кидали землю в могилу родственники, за ними все остальные. Крест ставился в ногах. После того как засыпали могилу, раздавали кутью. Кладбища — «гробкы», «могилки» были освященной, огороженной и особо ухоженной частью станичного пространства, В зависимости от величины и расположения станицы кладбище могло быть не одно. Членов одной семьи хоронили рядом. Могилы не ограждались. Обязательным элементом в оформлении могилы был крест. Современные памятники не находят одобрения у пожилых станичников: «Не положено памятники ставить.
Греческая кутья. Кутья поминальная религия. Кутья Гоголь. Кутья Иван Ставрополь. Кутья рисовая с изюмом и маком. Кутья с медом и изюмом. Эвелина кутья. Поминальная кутья из пшеницы. Кутя с шоколадом. Кутья сладкая. Кутья поминальная на 9 дней. Богатая кутья. Поминальное пшеничное коливо. Кутья Ингредиенты. Кутья для поминания. Каша на поминки кутья. Кутья из пшеницы на поминки. Коливо Федору Тирону. Рисовая каша кутья. Поминальная Трапеза. Стол поминальный еда. Поминальные угощения. Коливо на поминки. Кутья София. Кутья Пасхальная. Кутья поминальная рецепт из риса с изюмом классический на похороны. Кутья сборник рецептур. Кутья жидкая рецепт на поминки. Заказать кутью на поминки в Москве. Бедная кутья. Кутья гречка. Гречневая каша с грецкими орехами.
Кутья поминальная
Кутья поминальная | Существует много рецептов приготовления кутьи на поминки, познакомимся с некоторыми из них. |
Похоронно-поминальные обряды на Кубани | На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались души умерших. |
Поминки 9 дней: правила поведения | Впоследствии кутья стала непременным блюдом на все важные праздники благодаря своему символизму. |
Традиции православных поминок | Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах, которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке. |
Кутья на поминки – 4 простых рецепта | С давних пор кутья (также иногда ее называют «кутия») является основным блюдом во время проведения православных поминок. |
Почему на поминках первой надо есть кутью
Денег на похороны никто не давал, так даже на гроб доски с полатей брали, но все равно собрали путем. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались души умерших. Круглый рис — 0.5 стак., вода — 1 стак., изюм — 60 гр, сливочное масло — 25 гр, сахар — 1 стол. л., соль — по вкусу. Шаг 1: Как варить поминальную кутью? Подготовьте продукты. сегодня мы готовим более распространенный вариант рецепта кутьи которую готовят на поминках и похоронах, более жидкая пшеничная кутья, другое название сочево. В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса.
Кутья на похороны
Кутья является главным блюдом на поминальном столе и должна быть освящена в церкви после похорон или заупокойной службы. поминальная кутья. Что согласно священной сути символизирует кутья на поминках. Кутья́ (укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ), также коливо, канун, сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя. Впоследствии кутья стала непременным блюдом на все важные праздники благодаря своему символизму. К этим обрядам относятся захоронение и отпевание, трапеза и еда на поминках в день похорон, на девятый и сороковой день после смерти.