«Казанский феномен» — постыдное явление в позднесоветской истории нашей республики. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН. БАНДЫ 70 -х / 2007. Сергей Старочкин 3 209 24.09.2022. криминал Казань. Что помогло победить «казанский феномен»? Posted in: Новости Казани и Татарстана Tagged: криминал, новости Татарстана.
Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»
Своего расцвета «казанский феномен» достиг в 1978 году, когда члены ОПГ «Теплоконтроль», более известные как «Тяп-Ляп», организовали ряд пробегов по Казани, насмерть забивая любых встречных. Теги: воспоминания, Казань, криминальная Россия, криминальные разборки, личный опыт, Россия 90-х, свидетельства очевидцев, уличная драка Редактировать. Человек среди людей. Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории.
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды?
Как отмечала в своей книге, посвящённой казанским ОПГ журналист Любовь Агеева, пусть «Казанский феномен» был единственным в своём роде, однако причины его возникновения были типичными. Криминальные новости Казани. В Казани открылся Седьмой экономический саммит России и стран Организации. Священника задержали за икону с Бандерой, Кадыров показал видео с тренировки и другие новости России за 23 апреля.
«Эхо бандитизма затихло только в нулевые»: 8 криминальных воспоминаний жителей Казани
Одной из предпосылок возникновения «казанского феномена» считается деятельность банды « Тяп-ляп » [4] [5]. Казанские молодёжные банды отличались от группировок гопников из других городов наличием определённой иерархии, масштабом своих действий и последствиями стычек. Они нередко выясняли отношения в массовых драках, совершали иные преступления. Большинство уличных банд прекратили своё существование с распадом СССР и коренным общественно-политическим переломом, некоторые из них стали известными в Казани ОПГ [3].
Среди подобных казанских группировок широко известны «Борисково», «Грязь», « Жилка », « Киноплёнка », «Калуга», « Перваки », « Хади Такташ » и другие [6]. В связи с обилием молодёжных банд Казань стала символом подростковой преступности, обретя славу одной из криминальных столиц СССР [7] , а время, когда шли многочисленные «войны за асфальт», получило название «асфальтный период» [1]. Криминальный Татарстан 1970—2010-х » 2020 журналист Роберт Гараев.
В 2023 году на экраны вышел сериал « Слово пацана. Кровь на асфальте », в основе сюжета которого лежат события, связанные с феноменом. Возникновение Единого взгляда на истоки казанского феномена нет.
Автор книги « Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х » Роберт Гараев приводит свидетельства одного из своих знакомых, согласно которым группировки начали складываться в 1940-е и 1950-е годы. Тогда отмечались драки жителей Суконной слободы «Суконки» с жителями Тукаевской улицы , в ходе которых Суконка брала «пленных», требуя в качестве выкупа от 100 до 200 пирожков от жителей Тукаевской [8].
Александр Салагаев и Светлана Стивенсон говорят о начале феномена в 1960-х годах , когда в Казани начала развиваться теневая экономика и появились цеховики , продававшие продукцию «налево», а также фарцовщики , сбывавшие дефицитные товары на «чёрном рынке» [9]. Группы молодых хулиганов, которые покушались на коррупционные доходы барменов и директоров ресторанов и магазинов, использовались цеховиками для перевозки товара и его охраны, превратившись в мелкие предпринимательские группы [10] ; они сами облагали «данью» цеховиков и совершали другие корыстные преступления от квартирных краж до угонов машин [11]. Согласно автору книги «Бандитская Казань», заместителю председателя Верховного суда Республики Татарстан Максиму Беляеву, у истоков «казанского феномена» стояла банда « Тяп-ляп » из Приволжского района , лидеры которой активно привлекали на свою сторону подростков из множества посёлков, превратив большую часть молодёжных групп Приволжского района в собственные филиалы.
Их влияние расширялось как путём мирного вовлечения авторитетных дворовых компаний в их деятельность, так и путём драк «стенка на стенку». Апофеозом деятельности группировки стал мотопробег в августе 1978 года [tt] в Ново-Татарской слободе , в ходе которого были забиты до смерти несколько человек. После краха группировки её место заняли банды из молодых людей [12] , среди которых выделялись « Новотатарские », «Жилка» и «Грязь» [13].
Татарская АССР стала первым регионом СССР, в котором было впервые признано официально существование организованных преступных группировок в стране [14]. Костяк банды «Тяп-ляп» составляли подростки из семей рабочих, проживавших в микрорайоне завода «Теплоконтроль» [5]. Руководство Авдеева не реагировало должным образом на сообщения о бандах, считая, что это обычные драки между молодёжью из разных микрорайонов [13].
Первый секретарь горкома КПСС Рашид Мусин потребовал от партийных органов «усилить воспитательную работу среди молодежи» и отказался возлагать на милиционеров ответственность за сложившуюся ситуацию в том числе события с бандой «Тяп-ляп» : «ни один сотрудник милиции не понесет партийной ответственности, потому что все произошедшее — не столько вина милиции, сколько вина идеологов». Для лучшего обеспечения безопасности в Казани было учреждено городское подразделение ППС , расширившееся с батальона до полка, а в его составе появились вскоре 8-я рота специального назначения и конный взвод; также была образована дежурная часть УВД. Правду о деятельности банды «Тяп-ляп» на встречах с общественностью впервые раскрыли в 1982 году [15] [13].
Само понятие «казанский феномен» стало появляться в 1980-е годы в центральных газетах и журналах, юридической литературе СССР и ряде изданий [1]. В то же время Любовь Агеева писала, что первые публикации о вражде подростковых компаний были связаны не с Казанью, а с Дзержинском Горьковская область и подмосковными « люберами » [19]. Причины возникновения Определить основные причины возникновения большинства конфликтов между микрорайонами в целом не представляется возможным, поскольку участники дворовых банд почти всегда обвиняли друг друга в начале любого конфликта и считали себя обязанными нанести «ответный удар» [20].
Позже они говорили, что своими поступками поддерживали уже сложившиеся нелепые традиции [21]. Приводятся разные точки зрения на причины возникновения «казанского феномена» [3]. Разрыв социальных связей По мнению Гараева, появление «казанского феномена» было одной из иллюстраций традиционного противостояния «города и деревни» в СССР: на месте старых общественных связей, которые были разорваны, появлялись новые.
Как правило, при достаточно большом количестве молодёжи люди начинали объединяться в банды. По версии политолога Марка Галеотти, автора книги «Воры. История организованной преступности в России», уличные группировки появились вследствие «утраты связей в обществе»: в связи с отсутствием нормальных иерархий и социальных лифтов участие в такой банде позволяло человеку подняться по символической лестнице иерархии.
Члены некоторых банд могли заручиться связями из правоохранительных органов или крупных магазинов, чтобы приобрести нужный товар или услугу [3]. В одной из публикаций газеты « Советский спорт » утверждалось, что виновниками образования молодёжных банд являются люди, которые во время войны переехали в эвакуацию в Казань, что якобы привело к конфликту между коренными молодыми жителями и приезжими [22]. Пресс-секретарь МВД Татарской АССР в 1986—1991 годах Анвар Маликов придерживался похожей точки зрения: по его словам, на фоне больших понесённых в войну потерь в Казань начали массово переезжать жители деревень и уроженцы других городов, которые не стали авторитетом для детей, породив тем самым «неприкаянное поколение».
Произошло их объединение с критической массой молодёжи в «спальных» комплексах города [13]. Определённую роль в этом могла сыграть и амнистия, объявленная после смерти Сталина , когда из тюрем и лагерей были освобождены более 1,2 млн человек [16]. Тогда воровские понятия стали транслироваться на обычную публику, а блатная романтика стала популярной во всём СССР, особенно среди молодёжи, заложив основу для появления молодёжных группировок [8].
Агеева отмечала, что расцвет преступности среди молодёжи отражает конфликт отцов и детей: старшие возмущались тем, что молодёжь забывала их идеалы и отвергала их традиции, но сами понимали, что неспособны решить те или иные проблемы. На молодёжь также накладывался отпечаток семейных проблем, связанных с социально-экономическими условиями жизни; на нет сводились и все формы социализации подрастающего поколения [23]. Среди иных факторов, влиявших на агрессивность подростков, упоминались возможные нарушения психического развития частота нервных заболеваний и экологический фактор: исследователи пытались связать эти факторы с кругом общения подростков [24].
Гараев ссылается на одно из заявлений Юрия Андропова о диссидентах, космополитах и неформальной молодёжи как главных врагах советской власти, против последних должна была бороться «крепкая пролетарская молодежь» [25]. Предполагалось, что КГБ намеревался таким образом отвлечь молодёжь от реальных проблем общества [26]. По воспоминаниям современников, сотрудники КГБ действительно часто контактировали с представителями групп и, возможно, получали от них информацию о списке участников каждой из банд.
В 1990-е годы появились слухи о том, что у каждой банды был куратор из спецслужб, однако эти слухи не выходили за пределы «старших» групп: младшим рассказывать об этом запрещалось. Боевые комсомольские дружины БКД, расшифровывались как «Бей, кого догонишь» , в которые уходили и некоторые из бандитов, затаившие обиду на своих друзей, стали злейшими врагами казанских банд [3]. Духовный кризис Агеева утверждала, что учёные только в последние годы существования СССР начали серьёзно исследовать причины молодёжных проблем: на первых порах всё списывали на ошибки в воспитании.
Одним из факторов «группировочной чумы» стал низкий уровень культуры в Казани, связанный с рядом запретов: были закрыты многие дискуссионные клубы, а люди с активной жизненной позицией подвергались преследованиям. Была слабо развита социальная инфраструктура, что отражалось в виде нехватки школ, детских садов, бассейнов, кинотеатров. О социальной обусловленности молодёжных проблем центральная пресса начала писать в 1985 году [27].
Одним из факторов слабого развития духовной культуры в Казани было огромное выделение средств на строительство крупных промышленных объектов типа «Атоммаш», « КамАЗ » и «Химмаш» при слабо развитой социальной инфраструктуре на микрорайон, где проживали 150 тысяч человек, приходился всего один кинотеатр на 200 посадочных мест [5]. Агеева соглашалась с тем фактом, что многие «естественные формы социализации подрастающего поколения» перестали действовать [28] : по её словам, «жёсткая регламентация школьной жизни» и «авторитарность отношения со взрослыми» привели к выталкиванию ребят из основных институтов социализации и позволили им войти в группировки [29]. Граждане оставались сторонними наблюдателями, давая советы только в «приказном тоне», а наиболее презрительное отношение к подросткам было со стороны студентов, которые реже брали подростков на летние работы в стройотряды и перестали возглавлять кружки и секции при школах и ПТУ [30].
Отсутствие развлечений и вражда с соседями мотивировали молодёжь из района «Теплоконтроль» на занятия спортом, позднее группировки стали совершать вылазки в соседние районы и устраивать побоища [5]. По версии кандидата философских наук, доцента Казанского филиала Высшей юридической заочной школы Н. Фатхуллина , последствия упущений в школьной практике, семейном воспитании, социальном управлении и идеологической работе приводили к росту правонарушений среди подростков, которые действовали спонтанно, порой не осознавая последствий своих действий [31].
По словам кандидата педагогических наук А. Вайсбурга, социально-политические условия жизни не соответствовали воспитанию нравственных качеств из-за масштабов сталинских репрессий и последствий брежневского « застоя » [32]. Уголовный аспект Любовь Агеева писала, что преступный мир Казани, имевший глубокие исторические корни, мог увидеть в молодёжных группировках своеобразную подрастающую смену.
Поэтому опытные преступники подталкивали малолетних преступников на кражи, изнасилования, угоны машин и массовые драки, чтобы сковать силы милиции. В то же время влияние уголовного мира на появление «казанского феномена» не могло быть единственным фактором [33] , а члены банд той эпохи опровергали слухи о том, что подростковые банды курировались «урками» из мест лишения свободы, поскольку у заключённых не было организаторских способностей, а собираемая дань с каждого участника подростковой банды в целом была ничтожной [26]. Матвеева, в официальных отчётах и выступлениях всячески занижались данные об уровне преступности среди несовершеннолетних, а говорить открыто опасались: те, кто выступал за предоставление подлинных данных, увольнялись из органов, а когда стала известна правда о малолетних группировках, милиция бросила на них все силы, прекратив заниматься расследованием квартирных краж и семейных дебошей [34].
Гатцука , на момент существования « Тяп-ляп » в городе было ещё несколько мелких группировок, занимавшихся преступной деятельностью с целью обогащения, и разные агрессивные дворовые компании, на базе которых и произрастали молодёжные банды [35]. Некоторые банды заключали союзы против «Тяп-ляпа», хотя и терпели неудачи в войнах против него [6]. Разгром банды «Тяп-ляп» ошибочно внушил жителям Казани чувство безопасности [35].
Количество банд и их численность Кировский район Казани, в котором проживали члены банды «Грязь» Оценка количества банд Данные о количестве казанских банд варьируются в разных источниках. В 1986 году советская милиция составила список из 3,5 тыс. КПСС получила первые сведения о наличии подростковых банд в Казани в 1984—1986 годах от комсомола.
По словам Роберта Гараева, бывшего члена одной такой группировки и автора книги «Слово пацана», в Казани существовало не менее 150 крупных уличных банд, однако речь не шла об одновременном их существовании — в среднем в городе действовало около 100 группировок, из них активными были около 70. Группировка могла контролировать территорию от одного двора до нескольких кварталов или микрорайонов [37]. Порой враждовали не только улицы, но и дворы [3].
Подростки называли каждую такую дворовую компанию «конторой» [38] , «бригадой» [39] , «моталкой» или «улицей» [40] , а членов такой банды — «мотальщиками» [41] , «мотанами» или просто «гопниками» [42]. Согласно Кириллу Рукову, в 1980-е годы число казанских банд составляло не менее сотни [40] ; Анвар Маликов выделял наличие от 70 до 80 банд, из которых около 15 были признаны особо опасными [15]. В 1990-е годы вместо слова «мотаться» чаще употреблялось «лазить» для описания деятельности группировок [13].
Известные группировки Названия банд давались по улицам и районам, где проживали их участники. По данным прокурора Бауманского района А. Мингазова, в районе орудовали пять группировок численностью по 40 человек каждая; было выявлено 19 главарей в возрасте 30 лет в основном ранее судимые [51].
Традиционным процессом было объединение и поглощение мелких группировок более крупными. Так, группировка «111-й двор» с улицы Тукаевской в 1970-е годы вошла в «Новотатарскую» группировку, куда входили многие другие банды — в частности, там были «Вахитовские», «Сайдашевские», «Ямовские», «Нефтебазовские», «Автовокзаловские», «Центровские», «Речпортовские», «Каримовские» и «Тракторовские». В начале 1990-х годов многие серьёзные группировки района Первые Горки и ряд небольших банд вошли в состав большой банды «Перваки», которая стала крупнейшей бандой в Приволжском районе — туда вошли «Мавлютовская», «Камаевская», «Гарифьяновская», «Старогорковская», «Дружная коробка» и «Пьяная коробка».
Одна из мощнейших группировок «Жилка» сформировалась из 13 мелких дворов микрорайона под руководством Хайдара Закирова — это были дворы с названиями «Овражный», «Фашистский», «Московский», «Кошачий», «Шведский», «Средний», «Хайдеровский», «Бочинский», «Римский», «Паспортовский», «Больничный», «Темный» и «Блядский». Попасть на их территорию можно было только по двум дорогам, однако молодёжь во время разборок докладывала о каждой подозрительной машине, ехавшей в район «Жилки» [37]. Союзы группировок Союзы группировок появились в 1970-е годы: так, в печально известном пробеге «Тяп-ляп» участвовали «Павлюхинские», «Тукаевские» и «Мирновские» [52].
Одной из самых мощных группировок того времени была «Грязь» из Кировского района, которая пользовалась авторитетом во всей Казани [1]. В то же время в Авиастроительном районе Казани появился союз банд «Татарский двор», «Соцгород» и «Дементьев» [52]. На стыке десятилетий в Московском районе появилось объединение «Телестудия» из банд «Хитрый двор», «Панели», «Пентагон», «Чайники» и «Звери» — позже к ним присоединились «Шамилька», «Игоряновские», «Квадратовские» и «Брод».
Наиболее крупным союзом стал «Золотой союз», куда вошли группировки «Жилка», «Стандартный двор», «Северный», «Чайники», «Левченко», «Сухая река», «Пентагон», «Хитрый двор», «Панели», «56-й квартал» и «Савинка». Этот союз распался во время бандитских войн между «Жилкой» и «Севастопольскими» [52]. Зоны влияния Наименьшее количество банд действовало на улицах с индивидуальной застройкой и тесными старыми двориками, которые были самыми спокойными: поведение соседей контролировалось достаточно прямолинейно, но честно и гласно [54].
Намного больше банд действовало на городской территории заводской застройки со сформировавшимся населением, значительную часть которого составляли ранее судимые: примером таких районов был Соцгород с птичьим рынком [55]. Главными очагами преступности несовершеннолетних считались и спальные районы [56] [15]. По словам дочери одного из лидеров «Перваков», жизнь в Казани в ту эпоху подразумевала, что каждому мужчине рано или поздно придётся оказаться в той или иной молодёжной банде [40].
Продюсер Ильхам Сафиуллин, проживавший в Московском районе ранее он назывался Ленинским , считал этот район самым криминогенным, где люди уже с детства готовились провести много времени за решёткой [43]. Казань была разделена всеми существовавшими в городе бандами на сферы влияния: группировки соседних территорий, как правило, были заклятыми врагами, а союзы заключались с теми бандами, которые находились достаточно далеко [15]. Войны, которые велись между группировками, получили название «асфальтных» [1] , поскольку на жаргоне подростков борьбу за территории описывали выражениями «делить асфальт» [5] или «битва за асфальт» [47].
Эти войны также называли «монтажными», поскольку в драках подростки в качестве оружия использовали монтажки , хотя в ход также шли кирпичи, монтировки, цепи, металлические шары и любое другое похожее оружие [16]. Наличие огнестрельного оружия у члена «конторы» вызывало как минимум недоумение, хотя есть свидетельства того, что в 1970-е годы «в Борисково и на Тёплом шмаляли будь здоров» [53]. Под контролем каждой из «контор» находились техникумы и ПТУ, вследствие чего попасть в некоторые учебные заведения было физически невозможно: автобус или троллейбус мог быть обстрелян металлическими шарами, которые швыряла враждебная группировка.
Из-за страха попасть «под раздачу» из других городов перестали приезжать абитуриенты, а у школьников сократились возможности для выбора училища [15]. Специалисты-практики делили группировки на два вида. Один тип «контор» носил чисто оборонительный характер, и их создавали подростки с целью защиты себя и своей территории от незваных гостей.
Другой тип «контор» был связан с агрессивными набегами на соседние территории: такие банды укрепляли своё влияние и авторитет путём драк с «чужими» или избиений таковых лиц. Группировки второго типа считались близкими к преступным бандам: численность агрессивных «контор» варьировалась от 6 до 13 в 1980-е годы. Смысл подобного разделения часто оспаривался [57].
По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13]. Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов. Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49].
Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60]. Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61]. Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62].
Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49].
Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60]. Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64].
Сажали на большие сроки. Но сейчас сроки подходят к концу, и в родные края а куда им деваться еще? Из 37 человек таково общее количество посаженных в "нулевые" членов ОПГ "29 комплекс" в колониях остается не так уж и много. Уже освободились Гоша и большинство тех, кто в 2006 году получил приговор до 15 лет.
В местах не столь отдаленных был "смотрящим", и, по всей видимости, до последнего оставался самым принципиальным членом ОПГ. Ни на следствии, ни на суде, ни потом киллер Руслан не признал ни одного эпизода из того, что ему вменялось. Чем на самом деле опасно возвращение "костяка", лидеров ОПГ? Смогут ли они начать нормальную жизнь или снова вернутся к криминальной деятельности? С этим вопросом мы обратились к руководителю сообщества "Казанский феномен" Роберту Гараеву, знающему об ОПГ многое, если не все. Люди, которые отсидели двадцать лет, будут другими вещами заниматься - адаптироваться, например...
В основном, живут прошлым, если на воле остались друзья, то могут помочь работу найти. Но вот это представление, что они выйдут из зон и начнут молодежь собирать в банды, оно неверное. Это уже надломленные люди. В сообществе ProKazan. Судя по результатам, опасения у жителей РТ есть. История банды "29 комплекс" была создана в Набережных Челнах и название получила по названию района, который контролировала ОПГ.
Бандиты проповедовали здоровый образ жизни, были действующими или бывшими спортсменами, в группировке существовал довольно строгий запрет на употребление алкоголя, наркотических веществ, допускалось курение, но лишь изредка. Члены ОПГ посещали спортивные залы, поддерживали себя в отменной физической форме. Первый лидер "двадцатьдесятников" - Мансур Сафин. Начинала ОПГ с массовых драк, и в раже эмоций как-то не рассчитали сил, и пострадавшие оказались с тяжелыми травмами в больницах. Вот тогда и начались первые "посадки", в тюрьму отправился и сам Мансур Сафин. Отсидка прибавила ему криминального авторитета, но явно не способствовала сохранению лидерского места, и новым главой ОПГ стал Адыган Саляхов кличка - Алик Большой.
При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом.
По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81]. Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77].
С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82]. Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских.
Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71].
Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53].
Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке.
Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1].
Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2].
Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89].
Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов.
Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы. Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15].
Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие».
На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76].
Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16].
Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68].
Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15].
Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95].
В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26].
В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15]. По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка. Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13].
Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100]. Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85].
Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73]. В то же время в некоторых бандах обязанностей участвовать в драках или «мотаться» иным образом не было, а сами они говорили, что спокойно могли заниматься спортом, ходить в кино или клуб [90]. Существовали банды, члены которых могли позволить себе купить мотоцикл «Ява» , чтобы спокойно на нём выезжать из района и возвращаться обратно [43].
Некоторым «конторам» запрещалось нападать на любого парня с девушкой, на детей в возрасте до 10—12 лет и на взрослых, хотя в 1990-е годы во время бандитских войн «мотальщики» чаще нападали на родителей или близких родственников жертвы. По воспоминаниям Романа Лебедева, состоявшего в группировке «Рабочий квартал», в 1980-е годы угрозы родителям или близким родственникам воспринимались городскими авторитетами крайне серьёзно, и в случае совершения подобной выходки всю группировку могли серьёзно наказать [68]. Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93].
Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43]. Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101]. По словам члена группировки «Юдино» Олега Николаева, члены банд наподобие «Грязи» запоминали все случаи нападения на своих людей и обязательно мстили нападавшим, прививая чувство страха своим противникам [1].
На танцплощадках и дискотеках группировщики появлялись в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства: по сложившейся традиции, они в такой одежде собирались в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу, исполняя символический ритуальный танец и не подпуская в этот круг. Позже они стали строиться в колонну по четыре и танцевать «квадрат», делая шаг назад, шаг вперёд и ленивый выброс ноги вверх. Их походку называли «пингвиньей», а вскоре её переняли студенты и члены комсомольских дружин.
Члены группировок стали чаще появляться в кафе и ресторанах Казани [15] [13]. Выход из банды Выход из банды на жаргоне называли «отшиванием» [102]. Покинуть банду добровольно было психологически сложно: к покинувшим группировку домой приходили бывшие «соратники» и вымогали деньги, нередко избивая при посторонних и обвиняя в предательстве хотя сами «авторы» считали бессмысленным пребывание в уличной банде [103].
Те, кто стремился выйти из «конторы», старались получить в драках как можно более серьёзную травму — повреждение головы автоматически означало, что группировка больше не будет беспокоить [104]. Другие же откупались суммой в размере 250 рублей [105]. Из банды могли изгнать за ряд провинностей, включая кражу у своих «крысятничество» , беспричинные оскорбления, нападения без причины [106] , прогул сборов без уважительной причины [107] , нарушение данных ранее слов использовался термин «пропацанить» [68] , проявление трусости [52] , неумение держать удар о таких говорили, что он «сломился» [106] , а также употребление наркотических веществ за употребление алкоголя или курение не исключали, но сильно избивали [107].
Многих, кто пытался по собственной воле выйти из банды, постоянно избивали [108] или публично унижали — «гасили», оплёвывая и уничтожая его репутацию [16] [92] , или «опускали», совершая публичный акт мочеиспускания на пострадавшего и превращая его в изгоя. Имел место случай, когда группировка района Дербышки забила до смерти человека, которого было решено изгнать из банды [71]. Если человек выдерживал избиение всей бандой «пацанский» способ выхода из банды , то обретал свободу и возможность при необходимости перейти в другую группировку; оплёванный же «чушпанский» способ навсегда становился изгоем и не мог больше стать членом дворовой банды [92].
В 1980-е годы отслужившего в армии признавали автоматически «стариком» и давали ему право выйти из банды без последствий и остаться её почётным членом [60]. Страх перед главарём банды и нежелание прослыть трусом оказывались порой сильнее страха перед уголовным наказанием за драку или убийством: главным образом поэтому члены дворовых банд почти никогда не выдавали кого-нибудь из своих даже в суде [109]. В то же время имели место случаи, когда родители заступались за своих детей перед «мотальщиками», путём угроз заставляя последних оставить некоторых ребят в покое [110].
Мотивация По данным опроса И. Юсупова и Э. В 1990 году Ю.
Фисин и С. Опрос показал, что каждый пятый член «конторы» совершал противоправные деяния под влиянием «группового эмоционального заражения». Некоторые из хулиганов говорили, что только в группе обретали уверенность в своих силах [91] ; многие также констатировали, что только в группировках они могут быть самими собой, поскольку у них отпадает необходимость врать и изворачиваться [95].
Представители «контор» нередко осуждали открытое письмо школьника Валерия в газету « Вечерняя Казань », в котором тот описывал «кухню» типичной группировки, называли предателем и обвиняли в искажении подлинной картины уличных группировок Казани [112]. Авторы ряда писем считали свои практики нормальными для советской молодёжи и говорили о поддержке ценностей товарищества и патриотизма; другие же романтизировали банды, представляя их боевой элитой [113]. Так, некоторые авторы утверждали, что все члены группировок активно занимались спортом [91] и считали для себя честью как службу в армии, так и работу на заводе у станка [18].
На фоне этого группировки пользовались поддержкой от многих школьников, для которых грань между «правильным» и «неправильным» была размыта [114]. Мальчишек в группировках также привлекала некая психологическая общность, которая обеспечивала им защиту в условиях города, поделённого на враждебные территории: в связи с этим они доверяли меньше закону и больше «конторе». Наконец, юноши рассчитывали благодаря своему статусу и силе добиться расположения со стороны девушек [115].
Представители отдельных группировок утверждали, что именно из членов уличных банд вырастают настоящие «защитники Родины»: в одном из писем говорилось, что восемь членов одной «конторы» служили в Афганистане, а один был посмертно награждён орденом за спасение девушки [116]. Отслужившие в армии становились почётными членами «конторы» и могли участвовать в её делах в том объёме, в каком посчитают нужным [16]. В то же время авторы некоторых других писем утверждали, что упоминаемая «мотальщиками» мотивация является ложью от начала до конца [117].
Согласно письмам в редакцию «Вечерней Казани», драки между «мотальщиками» происходили исключительно по их желанию, и вмешательство взрослых в том числе представителей органов правопорядка в дела банд вызывало у них крайнее недовольство, порой выражавшееся в угрозах ответных действий. В то же время образование банд носило исключительно оборонительный характер, чтобы позволить подросткам защитить себя в драке; некоторые из них готовы были применять арматурины и шары только в случае прямой угрозы жизни [118]. Быкова, после разгрома державшей в страхе Казань банды «Тяп-ляп» стали поднимать голову другие группировки, каждая из которых захотела занять своё место на вершине преступного мира Казани.
В то же время руководство Быкова осталось крайне недовольным результатом исследования Соцгорода , по итогам которого Быков сделал вывод о наличии там идеальных условий для образования преступных группировок [119]. Танеева сообщила в Приволжский отдел милиции, что в училище многие ребята надевают значок одного образца — красный треугольник Речфлота РСФСР, а в течение недели было раскуплено 2500 таких значков. Много позже милиция выяснила, что банды придумывают таким образом собственные знаки различия.
В дни майской и ноябрьской демонстраций 1982 года активизировались несколько группировок, которые попытались испытать силы милиции: так, когда за злостное хулиганство и групповое изнасилование были осуждены несовершеннолетний Хабибуллин с сообщниками, после судебного процесса банда их сообщников напала на конвой [87]. В подростковые банды входили дети из неблагополучных семей: у таких ребят формировалась склонность к преступлениям, начиная от драк и взлома трамвайных касс [120] и заканчивая кражами радиостанций и угоном мотороллеров и мотоциклов: дефицитные запчасти украденной аппаратуры перепродавались, а ненужные выбрасывались [121]. У некоторых подростков обнаруживали оружие пистолеты или обрезы [122].
Особо тяжёлая ситуация отмечалась у тех детей, чьи родители выпивали [123]. По мнению начальника республиканской инспекции по делам несовершеннолетних А. Патуляна , пики активности дворовых группировок приходились на годы «спячки» правоохранительных органов — после разгрома банды «Тяп-ляп» обществу внушили, что больше угрозы безопасности нет, вследствие чего милиция «проспала» становление дворовых банд, ограничиваясь частными изменениями и не занимаясь профилактикой в достаточной мере [124].
Тесис констатировал, что Казань шла к этому кризису в течение 15 лет и подошла к нему раньше других городов [125]. Бывший заместитель министра МВД по Республике Татарстан Ренат Тимерзянов констатировал, что появившиеся во время Перестройки проблемы социально-экономического характера сыграли свою роль в усугублении ситуации: с правоохранительных структур перестали «жёстко спрашивать за раскрытие преступлений» [126]. Драка на Глубоком озере Озеро Глубокое Одним из наиболее известных событий периода «казанского феномена» стала драка на Глубоком озере , известная как «ледовое побоище».
Она состоялась между двумя крупнейшими бандами — «Грязь» и «Жилка», отчаянно враждовавшими друг с другом и ранее устраивавшими стычки. По версии Любови Агеевой, драка произошла в январе 1984 года [35] , по версии Анвара Маликова — в январе 1987 года [15] [13]. Считается, что в драке приняло участие около 60 группировок с обеих сторон, но точное число разнится: по словам одного из членов молодёжной банды «Киноплёнка», в драке участвовали около 30 человек из банды «караваевских» и около 200 человек из сторонников «Жилки»; по словам представителя «Жилки», она привела на встречу от силы 50 человек [1].
Ответ не впопад также грозил тяжёлыми телесными повреждениями. Но били не всех. Только тех, кто был в «теме».
Для участника казанской ОПГ, кроме своих и чужих мир также делился на «чушпанов» тот, который не состоит ни в одной ОПГ , «чуханов» «ботаников» и «марёх» забитый, запуганный. Этих не били, а отпускали с миром после того, как слышали ответ «Не при делах». Члены ОПГ регулярно платили взносы.
На что они шли, им оставалось неизвестным. Более того, суперы подростки, составляющие основу ОПГ даже не знали, кто именно ими управляет, да и не особо этим вопросом интересовались. В чём причина «Казанского феномена» В восьмидесятые годы прошлого века в СССР назрело множество проблем экономического и социального характера.
Как отмечала в своей книге, посвящённой казанским ОПГ журналист Любовь Агеева, пусть «Казанский феномен» был единственным в своём роде, однако причины его возникновения были типичными. Среди причин она называла безотцовщину, рост алкоголизма, отсутствие нормального досуга для молодёжи и замалчивание проблемы. Ведь рост подростковой преступности, которого в стране, семимильными шагами идущей к коммунизму, просто не могло быть, мог стоить заявившему о нём чиновнику как минимум его высоко кресла, а то и вовсе карьеры.
АУЕ без купюр. Куда свернул «казанский феномен»?
Новости криминала в России, последние криминальные происшествия, мошенничество и коррупция в материалах В Верховный суд Татарстана направлено новое уголовное дело в отношении членов банды «Тукаевские», одной из крупнейших группировок Казани. Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан. Человек среди людей. Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории.
Казанский феномен
Примерно с середины 1980-х годов органы образования, милиция, комсомольская организация и все остальные заинтересованные ведомства пытались придумать меры, чтобы обуздать подростков, продолжавших стройными рядами вступать в отлично организованные и прекрасно дисциплинированные банды. А потом система уличных группировок изменилась. От грабежей и крышевания ларьков повзрослевшие бандиты перекинулись на крупный бизнес, ведь это было гораздо прибыльнее. Казанские ОПГ 1990-х были известны на всю Россию. Были между ними криминальные разборки, был передел власти.
Группировщики были и в других городах, и даже селах Татарстана. Приведем воспоминания наших читателей, связанные с татарстанскими ОПГ 1990-х годов. Я был спортивным и смышленым мальчишкой но, видимо, недостаточно смышленым, как теперь понимаю. Папа мой служил в силовых структурах, был на серьезной должности.
И в 1994 году, к девятому классу, решил, что мне пора «в пацаны». Я знал, кто в нашем дворе «мотается», и в один прекрасный день пошел «записываться в группировку». А мне сказали: «Иди и больше здесь не появляйся, ты нам не нужен». Так и остался чушпаном, в университет поступил.
Думаю, они не стали со мной связываться из-за должности моего отца — такие проблемы никому не нужны были в те годы. Сама она замуж вышла в 17 лет, а в 19 осталась вдовой. Муж у нее в группировке состоял. Она рассказывала: «Ушел он с пацанами как-то вечером, сказал, что в кафе дела решать.
А ночью мне позвонили из милиции — стрельба там была, троих убили, и мой среди них. Поехала на опознание, не помню, как домой вернулась — его друг меня привез. Мне потом даже «пенсию» какую-никакую выплачивали несколько лет после его смерти — деньги в конверте привозили. Потом все кончилось».
Они были совершенно безбашенные, мы их очень боялись. Многие употребляли наркотики, их можно было встретить пьяными. Почему-то было ощущение, что никакая милиция нас не спасет, случись что. Был случай — девчонку у нас одну «пацан» изнасиловал после дискотеки, ее родители написали заявление, а к ним домой пришли серьезные парни и сказали: «Не заберете заявление — дочь вашу по кругу пустим.
Заберете — он на ней женится». Они заявление забрали, дочь замуж выдали за насильника. Потому что знали: никто их не защитит. А он через пару лет от передоза умер.
Разве что я могла сама не особенно бояться ходить по улицам — просто потому что встречалась с сыном местного хирурга, который их всех шил и чинил после драк с «казанскими», которые регулярно приезжали в наш райцентр. А значит, трогать меня было нельзя, и все об этом знали. Стоим на крылечке ДК Ленина и видим — рядом ларьки, а за ларьками гопники стоят.
Давайте подчеркнем, что итогом этого конфликта стали два кладбища». Столько убитых, такого нигде не было, как в Казани.
Молодые все, спортивные, живые, мозгов еще нет, энергии море. Кто-то обидел, ты защищаешь честь, достоинство, и вот улица на улицу, и этот ком пошел». Дискотеки были местом перемирия между группировками. Танцевали тогда исключительно кругом, и, если кто-то чужой пересекал его, перемирие отменялось. Ратмир Загитов: «Если кто-то не наш проходит через круг, он сразу получал физические увечья.
Дискотека останавливалась, и начинался весь этот раздрай».
В школе нас называли базарно-вокзальные дети. Мой дом находился как раз между железнодорожным вокзалом и рынком. Вокруг были жуткие трущобы, старенькие заброшенные дома, зимой мы с них как с горки катались. Потом мы переехали на окраину в новую квартиру. Транспорта не было, ходили пешком четыре остановки до автобуса. Мне пришлось бросить фигурное катание, исторический кружок.
Самое ужасное — что не стало той вольницы, к которой я привыкла. Раньше центр города был наш. А тут разделение на коробки, бегущие толпы гопников с монтажками. Вопросы: «Ты из какой коробки, а кто старший? Сейчас, когда встречаемся с одноклассниками, странно даже вспоминать, что в детстве такие разборки были. Да, меня побили, но я остался жив! И до сих пор в критической ситуации у меня включается внутренний гопник.
Когда разборки коснулись близких.
Сама она замуж вышла в 17 лет, а в 19 осталась вдовой. Муж у нее в группировке состоял. Она рассказывала: «Ушел он с пацанами как-то вечером, сказал, что в кафе дела решать. А ночью мне позвонили из милиции — стрельба там была, троих убили, и мой среди них. Поехала на опознание, не помню, как домой вернулась — его друг меня привез.
Мне потом даже «пенсию» какую-никакую выплачивали несколько лет после его смерти — деньги в конверте привозили. Потом все кончилось». Они были совершенно безбашенные, мы их очень боялись. Многие употребляли наркотики, их можно было встретить пьяными. Почему-то было ощущение, что никакая милиция нас не спасет, случись что. Был случай — девчонку у нас одну «пацан» изнасиловал после дискотеки, ее родители написали заявление, а к ним домой пришли серьезные парни и сказали: «Не заберете заявление — дочь вашу по кругу пустим.
Заберете — он на ней женится». Они заявление забрали, дочь замуж выдали за насильника. Потому что знали: никто их не защитит. А он через пару лет от передоза умер. Разве что я могла сама не особенно бояться ходить по улицам — просто потому что встречалась с сыном местного хирурга, который их всех шил и чинил после драк с «казанскими», которые регулярно приезжали в наш райцентр. А значит, трогать меня было нельзя, и все об этом знали.
Стоим на крылечке ДК Ленина и видим — рядом ларьки, а за ларьками гопники стоят. А рядом с нами курит огромный мужик-ролевик с игровым мечом. Мне показалось, длина меча у него метра полтора была. Стоит он, курит и усмехается: «Видите вон тех? Это они неформалов, «ниферов» бить пришли. Вот, жду, когда бить начнут».
Так и не подошли эти товарищи. До сих пор не закончилась серия громких судебных дел, в которых то и дело всплывает «наследие» казанских и татарстанских ОПГ вспомним хотя бы недавний арест Ильшата Гафурова. И в последние годы общество начало волноваться. Дело в том, что со временем заканчиваются сроки заключения у посаженных когда-то авторитетов, они возвращаются домой. Появляются слухи о том, что кое-где в Татарстане пытаются возродить былую славу криминальной Казани и дети снова втягиваются в криминальные группы. Но, похоже, реинкарнация этого явления нам не грозит — слишком сильно изменилось общество за минувшие 20 лет.
Начиная с 2010-х все практически сошло на нет. После «казанского феномена» о нем писали книги известные деятели Казани. Например, журналистка Любовь Агеева выпустила одно из самых крупных исследований этого общественного явления — «Казанский феномен: миф и реальность» в 1991 году.
"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды
«Закат казанского феномена»: как сформировался костяк кровавых ОПГ 90-х годов | Криминал, Последние новости города Казань с возможностью добавить новость, статью или пресс-релиз на разные темы – экономика, криминал, происшествия, спорт, образование. |
Жив ли казанский феномен? | Истоком казанского феномена считается преступная группировка «Тяп-Ляп», возникшая в начале 1970-х на окраине города в районе завода «Теплоконтроль». |
Почему в советской Казани было больше всего уличных банд
Лидер «Тяп-ляпа» Антипов активно и жёстко прививал своим подопечным эти постулаты. Повседневная жизнь группировщиков состояла из тренировок, сборов и набегов на соседние районы. С течением времени банды прирастали подростками других возрастов. Если сначала в них входили в основном подростки 14—18 лет, то потом под влияние старших стали попадать и ребята младших классов. Они перенимали обычаи и модель поведения старших товарищей, использовали тот же пацанский сленг и со временем сами вливались в ряды банд. Повышалась при этом и верхняя возрастная граница. Члены молодёжных банд взрослели, при этом продолжали состоять в сообществе. Так, естественным образом повышался средний возраст группировок. В конце концов, дело доходило до того, что у подростков, в чьих районах были группировки, оставалось фактически два пути — стать членом банды или же стать жертвой и объектом издевательств. Можно было и откупиться. Деньги собирали в первую очередь с самых маленьких.
Криминальные доходы шли на общак, а он расходовался на коллективные нужды — помогали тем, кто отправился в колонии или раненым в разборках. Нередко материальная помощь шла на похороны погибших в пацанских сражениях. Похороны эти проходили пышно, с большим количеством людей. Всё как во взрослом криминальном мире. Представители преступного мира использовали молодёжь как пехоту для достижения своих целей. А борьба за территорию велась ради увеличения числа «вассалов», облагаемых данью. Однако существуют и другие точки зрения. Некоторые из лидеров молодёжных банд в разговоре с журналистами рассказывали, что постоянная вражда с оппонентами является, по сути, самим топливом, которым питается группировка. Бесконечные массовые драки становились не только привычкой, но и помогали держать себя в боевой готовности, а также воспитывать молодёжь. Журналист, один из руководителей Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков в интервью «Фонтанке» отмечает, что члены казанских банд были идейными.
И конечной ценностью для них была именно битва за авторитет и влияние, а не получение наживы. Вышенков перекидывает мостик в мир ОПГ 1990-х и делает ещё один интересный вывод. Казанские группировки подошли к 1990-м, представляя собой дисциплинированные и жестокие иерархические структуры, имеющие опыт уличных битв. Однако это не стало для них каким-то особенным конкурентным преимуществом. Во-первых, воспитанная с дворовых времён вражда была настолько сильна, что члены банд не могли объединиться в борьбе с криминальными сообществами из других группировок и активно уничтожали друг друга. Во-вторых, строгая дисциплина, подразумевающая, в частности, запрет на курение и алкоголь, оказался палкой о двух концах. Когда в 1990-е приоритеты поменялись, а контроль ослаб, многие казанские парни, желая насытиться запретным плодом, сели на иглу. В качестве ещё одного фактора журналист назвал особо лютый нрав группировок из Татарстана. Другие ОПГ сторонились их из-за непредсказуемости. Почему советские правоохранители не смогли вовремя взять под контроль ситуацию?
Одной из главных причин, судя по свидетельствам тех лет, стало нежелание государственного аппарата признавать проблему. В Советском государстве такого, мол, быть не может в принципе. Массовые побоища подростков поначалу принимали просто за разборки молодёжи. Эдакие дворовые драки, нормальное дело. Представители государства не желали видеть картину целиком. Не готовы были признавать, что дворы практически контролирует параллельная государству структура со своей иерархией, руководством, законами и порядками. Сыграла свою роль и годами отстроенная система замалчивания неудобной правды.
Нам пришлось на ходу сочинять новую методику расследования бандитизма.
Остальные ОПС пошли за решетку по проторенной дорожке. Но таких немного. В основном продолжают работать по «специальности» - крышевание, вымогательства, организация проституции и незаконный оборот наркотиков. Многие подались в Москву и за границу. В Казани им неуютно из-за постоянного уголовного преследования. И чем они отличаются? Однако ноги растут от первых ОПС. Полного устранения группировок не достичь.
Вопрос в степени их нейтрализации. Когда пересажали лидеров - срубили голову. Вторая такого же масштаба не вырастает. Но ОПС продолжают существовать и сегодня. У них по-прежнему есть «общаки», но такого уровня организации преступлений уже нет. Я думаю, что задача правоохранительных органов в настоящее время - нейтрализация группировок, умение загнать их в определенные рамки. Ведь полностью ликвидировать преступность невозможно. Например, в конце 80-х годы были широкие штаны, свитера с длинными рукавами и шапочки с помпонами.
Они начались при позднем дедушке Брежневе, а дальше расцветали при андроповской подморозке и перестроечной романтике и в лихие 90-е постепенно пошли на спад. Нет, казанские группировки не были историей про рабочие окраины и «шпану» из неблагополучной молодёжи. Они вовлекали подростков из всех социальных слоёв во всех районах Казани, начиная где-то с 11 лет. Нет, казанские группировки не обязательно были причиной школьного буллинга.
Пацаны «при делах», будучи бойцами на улице, могли занимать в этих вопросах вполне гуманную и конструктивную позицию. Хотя бывало и иначе. Нет, казанские группировки в момент расцвета — это история не совсем про воровскую культуру и «братву», хотя были в их составе и носители воровского уклада, а ближе к своему финалу они действительно стали похожи на оргпреступность в других городах. Наконец, нет, казанские группировки — это не про татарский этнический фактор.
Все «улицы», «конторы», «дворы» и «коробки» были интернациональными, объединёнными общей местной идентичностью, где русский, татарин, еврей и кто угодно из коренных казанских жителей был своим. Этнические диаспорные группировки, типа вьетнамских и прочих, существовали в другой системе координат. Казанский феномен был настолько тотален, что легче говорить, чем он не был, чем давать содержательные определения. В богословии это называется: «апофатика».
К власти не пришли Не легче отыскать и ответ на вопрос: «Для чего всё это было? Благодаря «Жмуркам» Балабанова в нашей культуре оформился эталон криминала, пришедшего во власть: стреляли, перестали стрелять и начали зарабатывать, стали респектабельными. Но тут приходится признать, что как социальный лифт казанский феномен сработал не очень хорошо. Обладая огромными человеческими ресурсами, группировки не проявили должного стратегического видения и не смогли воспользоваться нараставшей динамикой исторических событий.
Власть у тех, кто был в партии и комсомоле в период перемен; кто знал, как работает народное хозяйство, и не упускал своего. Фамилии тех, кто оказался наверху, будучи связан с ОПГ, известны местным, но они — исключение, лишь подтверждающее правило. Жора Крыжовников, 2023, Россия Те бывшие участники группировок, кто стали предпринимателями и чиновниками средней руки или просто хорошими профессионалами, у кого дружные семьи, кто даёт деньги на мечети и церкви, можно предположить, что они бы состоялись в жизни и без принадлежности к «улице». Численность преуспевших экс-группировщиков с лихвой уравновешивается статистикой убитых, сидящих длительные сроки или сломленных тюрьмой, преждевременно сгоревших от героина.
У многих, кто сгинул и поломал себе жизнь в то время, тоже был хороший потенциал. Следа в культуре не оставили Если не получилось добиться власти и богатства, возможно, казанский феномен оставил значимый культурный след? Ведь разбойничьи песни и легенды любят все народы. Но и здесь ничего не найти.
Не будем искать в Казани 80-х мировые явления типа афроамериканского гангста-рэпа. Уж очень разные весовые категории и стартовые позиции. Просто посмотрим на популярную в России музыку с оттенком криминальной романтики. Когда вы слышите, как поёт легендарный без шуток Бока, вы понимаете, о каких географических и культурных реалиях речь.
Вы видите эти улицы Баку, где пока ещё мирно соседствуют азербайджанцы и армяне. Вы понимаете, что эту музыку слушали воры в законе и авторитетные люди с южного Кавказа.
Есть метод профессора Дворкина, когда с помощью раствора люминола можно обнаружить следы крови. Раствором покрыли пол в ванной "нехорошей квартиры", и все щели вдруг засветились! Ванная утопала в крови. Великий и ужасный В Казани Радик Галиакберов сотоварищи появились только в 1994 году. Никто не стоял больше на пути "великого и ужасного" Раджи.
Это был "золотой век" "Хади Такташ". Авторитет Раджи -- непререкаем. Он единоличный владелец и распорядитель "общака". Испуганные бизнесмены, среди которых были и довольно известные в городе люди, исправно платили дань. Группировка контролировала рынок наркотиков, проституции, собирала мзду с полусотни фирм, магазинов, ресторанов, банков и даже двух кладбищ. Лакомые куски, контроль над которыми осуществляли раньше другие, постепенно переходили в руки "хадитакташевских". Одним из таких "клондайков" был комбинат "Здоровье" -- крупный оздоровительный комплекс с бассейном, банями, номерами и прочей "обслугой".
Здесь организовали настоящий притон. Набрали легко одетых девиц, которые, трудясь по-стахановски, зарабатывали деньги для группировки. Смотрящим над ними поставили Асхата Валиуллина по кличке Пенек. Тех, кто "сачковал" или хотел покончить с сексуальным рабством, Пенек заводил в подвал, ставил к стенке и начинал психологическую атаку - разбивал бутылки в нескольких сантиметрах от жертвы. Двум самым непонятливым сломал нос. Потом некоторые из девушек помогли следствию, дав показания в суде. Сами между тем их не употребляли.
И тогда на наркопочве случился у них конфликт с группировкой "Первые Горки", в просторечии "Перваки". Один из ее членов Александр Гриньков взял партию кокаина и не расплатился. Раджа был краток -- или Гриня вернет кокаин, или Грини не будет. В ночь с 24 на 25 августа 1997 года он ждал "хадитакташевских" дома -- для разговора. Но встретил их не один, а с приятелем Тативосом Кирокосяном. Распили коньяк. Но разговора не получилось -- по Гринькову открыли огонь.
Заодно убрали и свидетеля -- ни в чем не повинного Кирокосяна. В ту же ночь неосторожно нагрянули еще двое -- Акакий Аршба и Равиль Мубараков. Их тоже "положили". Но раненному в щеку Мубаракову чудом удалось убежать. Гриня был не последним человеком в группировке "Перваки". На сходе мнения разделились -- одна бригада во главе с другом Грини Бибиком требовала отмщения, другая во главе с Федей боялась связываться с "Хади Такташ". Группировка раскололась, Федя поддержал "чужих".
А тут, как назло, "бибиковские" избили одного из "хадитакташевских". Это был сильный удар по реноме Раджи. И он объявил войну "Первакам". На "стрелке" было объявлено о повышении тарифа на сбор в "общак". Раджа заявил, что за голову "первака" он платит 5 тысяч долларов. Снова запахло кровью. Профессиональные головорезы Объявив войну "Первым Горкам", Раджа понял, что ему нужна специальная команда киллеров.
В декабре 1997 года из мест лишения свободы вышел Ринат Фархутдинов Ринтик , отсидевший за хранение оружия, законченный циник. Раджа это знал. Он предложил Ринату набрать и возглавить группу, которая будет исполнять его заказы. Ринтик пригласил друга детства Анатолия Новицкого, своего юного племянника Дениса Чернеева, старого друга Валеру Широкова. Так образовалась "банда в банде". О том, что эти люди беспрекословно повиновались любым распоряжениям лидера, говорит такой факт. Фархутдинов тесно общался с Ильнуром Исмагиловым, некоторое время жил в его семье.
Но когда Ринтик получил задание убрать Исмагилова, ничто не дрогнуло в его душе. Он скинул на пейджер "друга", что надо бы пообщаться. Однако эта встреча нужна была лишь для того, чтобы показать спрятавшемуся за углом Денису Чернееву, в кого надо стрелять. Как только Ринтик отъехал, киллер нажал на курок. Мимо в этот момент проходил Юрий Пушкарев. Видя, как падает на асфальт его знакомый, Пушкарев заметался. И тут же получил порцию свинца.
Ни за что. Потом пришел черед расправы над своими товарищами, перешедшими на сторону "Перваков", -- Никитой Воздвиженским жившим, кстати, с бывшей женой Ринтика и его другом Александром Сакмаровым. В последнем случае преследовали еще одну цель. Сакмаров был шурином лидера "Перваков" Бибика, за голову которого Раджа назначил особую плату -- 50 тысяч долларов. Но последний скрывался в Петербурге. Бандиты рассчитали, что похороны родственника -- великолепный повод заставить Бибика вернуться в Казань. Головорезы подходили к убийствам творчески, сценарий ни одного из них не повторялся.
Особое внимание Раджа уделял датам.
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН
Хади Такташ (организованная преступная группировка) — Википедия | Своего расцвета «казанский феномен» достиг в 1978 году, когда члены ОПГ «Теплоконтроль», более известные как «Тяп-Ляп», организовали ряд пробегов по Казани, насмерть забивая любых встречных. |
РАДЖА | ЧЕРНЫЙ ДЕЛЬФИН | Допрос лидера казанской ОПГ ХАДИ ТАКТАШ Радика Галиакберова | Книгу «Закат «казанского феномена»: история ликвидации организованных преступных формирований Татарстана» написал экс-руководитель МВД Татарстана Асгат Сафаров. |
АУЕ без купюр. Куда свернул «казанский феномен»?
Казанский феномен | Кровь на асфальте – Telegram | "У нас сходит на нет "казанский феномен", хотя в некоторых регионах он остался. |
Дань унижения: в Татарстане завершился процесс по делу рэкетиров | Статьи | Известия | Фитиль темы «казанского феномена» снова разгорелся. |
Анвар Маликов: «Бандитскую страницу истории Казани надо знать» | 28 ноября 2023 - Новости Ростова-на-Дону - Вооружённые цепями и арматурами подростки устраивали кровавые войны на улицах Казани ради спортивного интереса, калеча и даже убивая друг друга. |
Жизнь и смерть "казанского феномена" | Криминальные войны 1990-х — часть новейшей истории России, знать которую нужно и важно, чтобы этот кошмар больше никогда не повторился. |