Масленица в этом году будет отмечаться неделю с 12 февраля и заканчивается Прощеным воскресеньем 18-го. В 2022 году масленичная неделя будет отмечаться с 28 февраля по 6 марта. Так вот, по этой истории её величество Масленица появилась на Севере, где правил дед Мороз.
Масленица: история, традиции и много блинов
По одной из версий, название «масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. По мнению фольклориста Владимира Проппа, Масленица появилась как земледельческий обряд для плодовитости почвы. Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. В этом году Масленица начинается 24 февраля и продолжается целую неделю. С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю.
Как появилась Масленица
Лейтмотив масленицы — смена времён года: осень и зима символизируют увядание и смерть, а весна и лето — рождение и жизнь. Во многих традиционных религиях ритуалы, службы и празднества также связаны с сотворением мира, новым годом, природными циклами, отрешением от прошлого. Обрядовое значение масленицы заключается в уничтожении всего старого и стимуляции возрождения и плодородия. Готовиться к празднику начинали заранее, примерно за пять дней до наступления масленичной недели. Обязательно проводили тщательную уборку жилища, избавлялись от всего старого и ненужного, считалось, что нельзя оставлять мусор в доме или во дворе, поэтому его сжигали или выметали за ворота. Природные явления получили своё воплощение в форме антропоморфного существа — большого соломенного чучела, облачённого в женское тряпьё, иногда со сковородкой или с блином в руках.
В первый день масленичной недели, жители наряжали чучело Масленицы, которую устанавливали на самом видном месте поселения. Люди пели песни, устраивали пляски и хороводы, катали чучело на конных упряжках-тройках или с ледяных горок, забавлялись играми на снегу. Во все времена почитанию предков уделялось особое внимание, поэтому, по традиции, полагалось первые блины раздавать нуждающимся людям, на поминки усопшим. В масленицу большое внимание уделялось теме семьи и продолжения рода. Плодородие ассоциировалось с созданием новых семей и рождением детей.
Поэтому во вторник проводили смотрины невест, сватались, планировали, как после Великого поста сыграть свадьбу. Вторник получил название «Заигрыш», потому что начиналось время забав, различных игр на снегу и катания с горок. В среду вовсю пекли блины и пироги, приглашали на угощение друзей, близких и знакомых. Оттого среду называли «Лакомка». Зять навещал тёщу, которая готовила и угощала его блинами.
Эта традиция актуальна и сохранилась и в наше время. Тёще полагалось готовиться к приходу зятя и гостей и потчевать их блинами и вкусными блюдами, да так, чтобы никто не остался в обиде — важно было показать доброжелательное расположение. Масленицу называли широкой: люди повсеместно присоединялись к праздничным гуляниям, играм и водили хороводы вокруг чучела Масленицы, разводили костры и прыгали через огонь. Дети ходили по дворам и колядовали, читали разные стихи хозяевам, а взамен просили сладости и угощения.
Он лишь оброс новыми смыслами и ритуалами. Основной «задачей» Масленицы стало объединение, прощение всех обид и подготовка к Великому посту. У Масленицы есть и второе название — Сырная седьмица. В это время верующим разрешалось есть рыбу, яйца и молочные продукты, а мясо уже было под запретом. Таким образом Масленица была своеобразным переходом от времени, когда есть можно все, к Великому посту с его строгими ограничениями.
Фото freepik. В последний день Масленицы вам придется быстро доесть все, что содержит животный белок, ведь с 18 марта начнется Великий пост. Традиции Масленицы Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы. Это базовые знания, которыми обладает каждый. Однако для каждого дня Масленичной недели есть свои традиции и обряды. В понедельник Масленицу встречали. Для этого выпекали первый блин, его называли поминальным. Его либо клали на подоконник, как подношение усопшим, либо отдавали нищим за помин душ умерших. Все последующие блины можно было с чистой совестью есть и угощать соседей и друзей.
Также в этот день было принято ходить в гости. Вторник Масленичной недели носит название Заигрыши.
Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!
Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу? В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день , первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище [13] , а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.
Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины, умерших в доме родственников. Щепихино, Калужского района [14]. И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол.
Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят [15]. Мясное воскресенье Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья» [16]. В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти щи хлебают, 12 раз мясо едят» [14]. В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу.
В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье [17]. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица [18]. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.
Холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого поста сыграть свадьбу. Среда — «лакомка». Тёще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни. В среду принято было посещать тёщу, отсюда и пошло знаменитое «к тёще на блины». Четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг». После семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния.
Пятница — «тещины вечерки». Зять приглашал на тёщины вечерни, это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу. Суббота — «золовкины посиделки». Невестка приглашала родню мужа, его сестер с их семьями. Воскресение — «проводы», «проща», «прощенье», «прощеный день», «целовальник». Прощёным воскресеньем завершается масленичная неделя.
Случайный тест
- Какого числа Масленица в 2024 году
- Масленица — почему именно блины?
- Курсы валюты:
- Масленица — почему так называется?
- Любопытные факты о Масленице
- Не житьё, а Масленица. За что этот языческий праздник любили на Руси | Аргументы и Факты
Понедельник — «Встреча Масленицы»
- МАСЛЕНИЦА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Масленица - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Как появилась Масленица: история и традиции праздника
- Мутация Масленицы: как ее упразднили и возобновили в СССР
Как изменились празднования Масленицы с приходом христианства
- Масленица: история праздника и его традиции
- Какого числа празднуется Масленица по годам с 2019 по 2030 год
- Масленица | это... Что такое Масленица?
- Любопытные факты о Масленице
- Сообщить об опечатке
- Ответы : Когда впервые на Руси стали отмечать масленицу?
Масленица в вопросах и ответах: откуда появился праздник и как его отмечать?
Как это допустимо в СССР? Многие крестят своих детей, это отчасти уже даже принято повсеместно, даже среди членов партии. То есть в стране уже параллельно сосуществовали атеизм и разговоры о боге, агрессия ушла в прошлое. Поэтому и вернулась Масленица, которую, кстати, отмечали также и в школах и в зимних лагерях. Это было культурно-массовое мероприятие: дети приносили блины, которые напекла бабушка, устраивали ярмарки в пользу чего-нибудь... Опять же — проводы русской зимы. Кстати, вспомним, что никто не переносил праздники, которые выпадали на выходные дни, и получалась такая форма поощрения трудящихся. Некоторые предприятия даже специально вывозили своих сотрудников на выходные в дом отдыха, отмечать эти «проводы». Вспомним, что и ёлку запретили в какой-то момент — в ней видели и пошлость, и отсылку к Вифлеемской звезде.
Потом вернули, в 1930-х годах, но уже с красной звездой, советской. А до того ведь придумали даже праздник «Красная пасха». Я думаю, что война, тяжелые испытания, повлияли на то, что люди медленно вернулись к вере. Масло, сметана, варенье, сгущёнка, которую иногда сами варили. Ещё мёд, который в СССР почему-то не пользовался спросом, часто трехлитровая банка стояла по несколько лет, если её из деревни прислали. А с блинами — ради бога! Или просто масло с сахарным песком, особенно когда вырастала высокая гора блинов, и её разрезали, как торт... Например, популярные сегодня блинчики с мясом редко готовили — проблема сводилась к отсутствию мяса.
Ну а что касается икры, то её давали в заказах, берегли к Новому году и мало кому пришло бы в голову подавать её к блинам на Масленицу.
Чтобы год выдался плодородным, на Масленицу крестьяне обращались к умершим, просили у них помощи. Когда Православие прочно укрепилось на нашей земле, старинная, еще языческая традиция есть блины и так праздновать пришествие весны, наложилась на сугубо церковную традицию всю Сырную неделю — неделю перед Великим постом — не есть мяса, но есть молочные продукты. Почему сжигают чучело Масленицы? Сжигать чучело Масленицы — чисто языческий обряд, который существовал задолго до того, как Русь приняла Православие. Огонь с древних времен привлекал людей, а сожжение чучела было обрядом, связанным с проводами зимы и встречей весны, солнца.
Безусловно, к нашей вере этот обряд не имеет никакого отношения. По моему личному мнению, православному человеку не стоит участвовать в подобном. Нам гораздо полезнее созидать, а не разрушать что-либо, пусть даже в такой игровой, веселой форме.
Это для нашей жизни очень полезно. Конечно, не только с гастрономической точки зрения, но и с духовной — любой подвиг нужно брать на себя с должным разумением. Масленица по дням недели В славянской традиции Сырная седмица делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — это понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье.
В эти же дни нет поста. На Часах богослужениях суточного круга произносится молитва преподобого Ефрема Сирина, во время которой верующие стоят на коленях. Читать далее Как провести Масленицу — совет священника Масленица — народное название, в Церкви мы называем этот период иначе — Мясопустной, или Сырной, седмицей.
Но, кстати, традиция праздновать Масленицу как положено — сначала Узкую, потом Широкую, а всего гулять неделю — не вернулась. Праздновали только один день, в выходные. Зато, кстати, вот традиция целоваться в Прощёное воскресенье не была совсем уж забыта, даже если не все помнили о её смысле. Тогда же стало модно целоваться: вон, Леонид Ильич Брежнев целовался с политическими лидерами вовсю. Как это допустимо в СССР? Многие крестят своих детей, это отчасти уже даже принято повсеместно, даже среди членов партии.
То есть в стране уже параллельно сосуществовали атеизм и разговоры о боге, агрессия ушла в прошлое. Поэтому и вернулась Масленица, которую, кстати, отмечали также и в школах и в зимних лагерях. Это было культурно-массовое мероприятие: дети приносили блины, которые напекла бабушка, устраивали ярмарки в пользу чего-нибудь... Опять же — проводы русской зимы. Кстати, вспомним, что никто не переносил праздники, которые выпадали на выходные дни, и получалась такая форма поощрения трудящихся. Некоторые предприятия даже специально вывозили своих сотрудников на выходные в дом отдыха, отмечать эти «проводы». Вспомним, что и ёлку запретили в какой-то момент — в ней видели и пошлость, и отсылку к Вифлеемской звезде. Потом вернули, в 1930-х годах, но уже с красной звездой, советской. А до того ведь придумали даже праздник «Красная пасха».
Я думаю, что война, тяжелые испытания, повлияли на то, что люди медленно вернулись к вере. Масло, сметана, варенье, сгущёнка, которую иногда сами варили. Ещё мёд, который в СССР почему-то не пользовался спросом, часто трехлитровая банка стояла по несколько лет, если её из деревни прислали.
Была ли Масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
По сложившейся традиции, отмечают праздник семь дней, хотя известно, что ранее масленицу отмечали две недели. В этом году Масленица начинается 24 февраля и продолжается целую неделю. В 2024 году Масленица будет отмечаться с 11 по 17 марта. Историк Замостьянов об истоках и культурном влиянии Масленицы. Масленица — старинный русский народный праздник, который отмечают за неделю до Великого поста. Если на Масленицу появилось множество сосулек, значит ждать богатого урожая в грядущем году.
Масленица: история, обряды и обычаи
Весной на первый план выступал женский образ плодородия и новой жизни. Землю освящали для хорошего урожая, молились о здоровом потомстве в семье и хорошем приплоде в хлеву. С приходом православия Масленица стала преддверием поста. Своего рода периодом для радости тела, но каждый помнил, что важнее все-таки радость души. Поэтому Масленая неделя с песнями, шутками, сытной пищей и развлечениями заканчивается прощеным воскресеньем. Об этом напоминает и народная поговорка: «Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай». Как правильно есть блины на Масленицу Нормы этикета Древней Руси разнятся с тем, как привыкли вести себя за столом воспитанные люди сегодня. Мы редко едим руками и чаще пользуемся столовыми приборами. Потому и блины на Масленицу многие едят, вооружившись ножом и вилкой.
По древним поверьям же, есть масленичные блины нужно руками, а использование ножей и вилок навлечет на едока беду. Сегодня традиция поедания главного масленичного блюда руками поддерживается все большим количеством людей. Чаще Масленица отмечается в кругу семьи или теплой компанией в ходе народных гуляний. На улицах выстраиваются масленичные городки с выпечкой блинов, горячим чаем, кофе и различными добавками. Можно ли православному праздновать Масленицу Православных часто интересует вопрос: можно ли верующему человеку праздновать Масленицу? Учитывая языческие корни празднества, не идет ли поедание блинов на масленичной неделе наперекор канонам православия? По мнению духовенства, нет ничего дурного в том, чтобы поучаствовать в масленичных гуляниях или поесть блинов. Важно лишь то, как этот праздник воспринимает человек.
Современные традиции празднования Масленицы исключают языческие ритуалы вроде жертвоприношений или поклонения тотемам. Сегодня Масленица — это просто сытный праздник, во главе которого стоит веселье и всеобщая радость. Для истинного христианина Масленица — это торжественные проводы зимы и приветствие весеннего сезона. А еще поедание блинов перед Великим постом, встреча с родственниками и народные гуляния. Что нельзя делать на Масленицу Для современного человека на первом месте в масленичную неделю стоит именно еда. Впрочем, и на Руси в этот период было принято отъедаться. А с приходом христианства Масленица стала восприниматься как последняя сытая неделя перед Великим постом. Однако даже в этот период были и есть свои запреты.
Они касались как продуктов питания, так и поведения. На Масленицу нельзя: — Есть мясо. Масленицу в древности называли мясопустной неделей или сырной седмицей. В этот период запрещено есть мясо и мясные продукты. С приходом православия наши предки начали отказываться от мяса из-за подготовки к посту. К тому же, мало кто из крестьян мог похвастаться после голодной зимы настолько большим количеством коров, коз, кур или овец, чтобы в начале весны позволить себе мясо. Считалось, что тот, кто по каким-то причинам отказывается веселиться и участвовать в масленичной кутерьме, притянет к себе неприятности, навлечет на себя большие проблемы и горести. Масленица — это период щедрости.
Стол на Масленицу должен быть богатым. Чем больше блинов и разных начинок к ним, тем сытнее и легче в финансовом плане пройдет оставшийся год. Можно аккуратно разделить блин руками или вилкой.
Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай.
С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать. И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю. Также праздник стал еще более веселым и радостным. Интересный факт: Петр Первый ездил по улицам нового столичного града на запряженном лошадьми корабле.
Елизавета Петровна, его дочь, съедала на Масленицу по две дюжины блинов. А Екатерина Вторая устраивала массовые костюмированные шествия, в которых принимало участие по 200-400 человек. Так что размах празднования был велик.
Происхождение и цели обрядов[ править править код ] Санкт-Петербург. Масленица с горками в 1860-х гг. Первое упоминание о масленице относится к XVI веку, хотя мясопуст упоминается в Лаврентьевской летописи при описании мора в Киеве в 1092 году: «продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста 7 тысяч» [20]. По мнению Вс.
Миллера [21] и Б. Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста , во время которого веселье считалось недопустимым. Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23]. Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле».
Волков[ кто? У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» белор. Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см. Авдотья Весновка 1 марта [28]. Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года. Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста.
Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869.
Все ездили вокруг деревни «по солнышку», по часовой стрелке. Это делалось, чтобы помочь солнышку прогнать зиму. Также начинались «боевые действия» по обороне или взятию снежного городка. Пятница — Тещины вечёрки. Этот обычай не везде сохраняется, но по-прежнему является действенным способом наладить семейные отношения, если они дали трещину.
В субботу надо было ходить в гости ко всем родственникам. Естественно, все опять угощались блинами, а название этот день получил Золовкины посиделки. Финишем праздника являлось Прощеное воскресенье. Все просили друг у друга прощения, каялись, целовались и забывали обиды. А праздник продолжался. За околицей разжигали огромный костер и сжигали соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Мало того, что чучело сжигали, его еще и ругали за морозы и зимний холод. Когда чучело сгорало, молодежь прыгала через этот костер.
Праздник заканчивался. Начинались трудовые будни и ожидание новой Масленицы. В понедельник после Масленицы начинается Великий пост. Доедать оставшееся с праздничного стола нельзя, все отдавали домашним животным. Посуду тщательно мыли, дом окропляли святой водой. Надо было не забыть сходить в баню для очищения от греха и скоромной пищи. День так и звали: Чистый понедельник.
Когда и как празднуют Масленицу в 2022 году
Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие.
Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т.
Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности.
Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт.
Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд».
Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества.
Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время.
Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование».
Кто-то связывает Масленицу с празднеством в честь бога Волоса, кто-то с почитанием Ярилы, кто-то — с почитанием богини Лады существование которой отвергается современными исследователями. Проблема в том, что все эти гипотезы совершенно умозрительны и не имеют опоры на исторические источники, которые почему-то не сообщают нам о таком языческом празднике у славян. Адмиралтейская площадь во время Масленицы, 1850—1862, И. Шарлемань рисунок , Жакотте Ж. И тут вроде бы всё просто и очевидно — как показывает собранный ими материал, Масленица была широко распространённым в России и малоизвестным в Белоруссии и на Украине праздником. А поскольку церковь явно не причастна к его установлению, то остаётся думать, что это языческий праздник, чудом дошедший до наших дней. Вроде бы да. Во всяком случае это мнение никто всерьёз не оспаривал.
А коли праздник языческий, то легко увидеть в масленичном чучеле какую-то забытую богиню. Но стоп! Можем ли мы быть уверены в том, что это древний обычай? Если не полагаться на современные СМИ и почитать этнографическую литературу самостоятельно, то мы не без удивления обнаружим, что, во-первых, чучело вовсе не обязательно было женским — встречается такой термин, как "соломенный мужик"; во-вторых, чучело могли не сжигать, а просто рвать на части, топить в реке, закапывать в снег или в землю или просто выкидывать а, скажем, в Томске в XIX в. Например, в некоторых районах Нижегородской области зафиксирован обычай в конце Масленой недели водить "кобылу" или "коня". Для этого несколько мужчин брали лестницу, клали её себе на плечи, приделывали голову из глины, соломы или тряпок, хвост из мочала, накрывали всю эту конструкцию покрывалами и так ходили по деревне. Потом "коня" ломали. Показательно, что известный фольклорист И. Снегирёв, описывая в своём труде 1838 г.
Он лишь пишет, что в Нерехте Костромская область вечером в воскресенье жгли снопы соломы. Вспоминая в этой связи о соломенных чучелах, которые сжигались или бросались в воду, автор приводит такие примеры из обычаев немецких славян или поляков, но не русских. Некоторые другие авторы XIX в. Современный историк М. Васильев, перепроверив данные по Новгородскому региону, пришёл к выводу , что там такого обычая также не существовало.
Этот праздник дарован нами нашими пращурами, поклонявшимся языческим богам. Пожалуй, это одно из немногих проявлений язычества, что сохранилось с переходом в православие. Чтобы не возникало каких-либо разногласий, наша Церковь включила праздник в свой список, но назвала период торжеств Сырной Неделей Мясопустная Неделя. Этот отрезок времени проходит именно перед началом очередного Великого поста. Когда возникла Масленица Существует несколько версий возникновений особенных торжеств. Судя по одной из трактовок, в эту неделю уже нельзя было есть мясные блюда, но еще разрешалось употреблять молочные продукты. В народе торжества, которые длились на протяжении семи дней, называли по-разному: Касаточка, Целовальница, Объедуха, Веселая, Перебуха, Честная Масленица, Сахарные Уста, и т. Во время празднований совершались невероятные традиции — катались на конях, которых старались украшать самой дорогой и красивой сбруей. По улицам неслись сани, а впереди та самая «Птица-тройка», которую тут же брались олицетворять на своих холстах великие художники. Молодежь кутила, пела песни, запускались карусели. На площадях устраивались потрясающие по богатству ассортимента ярмарки, на которых можно было приобрести товар по бросовой цене. На еще сохранивших снежный и ледяной покров горках люди спускались на больших, разукрашенных красивыми орнаментами санях. Устраивались «снежные» побоища, строили крепости и города из снега и льда. Как проходила Масленица В 17-19 веках в центре площади собиралась толпа не только взрослых, но и детей. Эти семь дней должны были быть самыми щедрыми в году. Детворе раздавали конфеты, пирожки, игрушки. А в центре площадей устанавливались сцены, на которых проходили представления. Главными героями были ряженые — Масленица и её спутник Воевода. Конечно же, сюжетом для комедии были дни Масленицы, её угощения. Она прощалась и обещала вернуться в следующем году. Также на сцене могли происходить и другие спектакли, в которых отражались произведения великих творцов, истории, основанные на реальных событиях. Несмотря на прошедшие века, торжества в Масленичную неделю не прекращались. И остался главный посыл — желание прогнать Зиму. Чтобы быстрее наступили теплые дни, пели Величальные песни, обращались к богу Яриле и просили его проявить себя солнечным диском и его лучами. Символом праздничных торжеств было Соломенное большое чучело, на которое надевали женский сарафан. В последний день гуляний его или сжигали «хоронили», вложив в его руку большой блин. Почему именно блин Многих интересует вопрос — почему именно блин является символом Масленицы. Ведь их пекут на протяжении этой недели все хозяйки, причем в невероятных количествах. Мы уже упоминали о начинках, их ведь тоже огромное количество. Благо, русская земля богата на дары, а люди всегда отличались высоким трудолюбием и имели в своем подворье все необходимое для отличного питания. Но вернемся к блинам и истории их возвышения.
Угощаясь блинами, наши предки верили в то, что получают частичку могущества небесного светила. Сжигание чучела в последний день масленичной недели символизирует не проводы зимы, а жертвоприношение. Чучело считалось символом плодородия: сжигая его, люди передавали плодородие земле. А пепел, который оставался от сжигания чучела, развеивался над полями. В некоторых уголках России процесс сожжения чучела вообще полностью повторял похоронный обряд: до сожжения чучело носили по деревне в специальном корыте, имитирующем гроб. У Масленицы есть ещё одно название: «Бабья неделя». В Масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Они могли в это время только ходить в гости друг к другу и угощать блинами. В католических странах существует прямой аналог Масленице — «Карнавал», который также отмечается перед Великим Постом Название «Карнавал» образовалось от латинского «carnevale» - что в переводе означает «прощай мясо». В Словении празднуют «Курентованье». Его главная цель — изгнание зимы аналог привычному «сожжению чучела». Праздник сопровождается традиционными танцами в вывернутых наизнанку тулупах и масках.
Масленница. История праздника и традиции.
По моему личному мнению, православному человеку не стоит участвовать в подобном. Нам гораздо полезнее созидать, а не разрушать что-либо, пусть даже в такой игровой, веселой форме. Почему Масленица длится одну неделю? Все недели перед праздником Пасхи, Воскресения Христова, являются предуготовительными, то есть готовят нас к Пасхе. Сырная Мясопустная неделя, или Масленица, как ее называют в народе, в свою очередь готовит нас к самому посту. В эту седмицу верующие уже начинают воздерживаться от мясной пищи — получается, что пост вступает в свои права вот так мягко, постепенно. Это для нашей жизни очень полезно. Конечно, не только с гастрономической точки зрения, но и с духовной — любой подвиг нужно брать на себя с должным разумением.
Поделиться Как отмечают Масленицу в 2024 году Как отмечают Масленицу в 2024 году Как появилась традиция сжигать чучело на Масленицу Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя. В старину это божество называли Мареной. На некоторых территориях страны было принято закапывать куклу в землю, а в других регионах ее разрывали на части и раскидывали кусочки по полю. При этом иногда вместо куклы роль Марены играл человек, ему устраивали символичные похороны. Фольклорист Владимир Пропп полагал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и "похоронами Костромы". Наши предки считали, что мертвые, находясь в земле, могут оказывать влияние на плодородие почвы. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень. Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья", — говорил он. Традиции, связанные с блинами Были и свои "блинные" традиции.
В эту неделю разрешено вкушать сытную молочную пищу, яйца, рыбу, чтобы насытиться перед таким серьезным физическим и духовным испытанием. Однако в эти 7 дней от мяса уже нужно отказаться. Таким образом, Масленица - это постепенные ограничения в еде, скрашенные весельем, радостью и потехами. Об этом напоминает и народная поговорка: "Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай". Сырная седмица в православии - это преддверие покаяния, воздержания, период предочищения. Также стоит помнить про последний день седмицы - Прощеное воскресенье. В этот важный день все верующие просят у близких, родных и знакомых прощения и прощают взаимные обиды и согрешения. Это делается для того, чтобы вступить в Великий пост с чистым сердцем и доброй душой. История и традиции МасленицыСкоморохи, ряженые, чучело Масленицы, потешные забавы на открытом воздухе и горячие блины - эти неизменные атрибуты проводов зимы и встречи весны окончательно приобрели современный облик только в Александровскую эпоху. Патриарх Адриан сократил празднование Масленицы с 14 до 7 дней и видоизменил ее традиции. Церковь ввела запрет на мясные блюда в Масленую неделю и убрала откровенный языческий подтекст праздника. Традиция есть молочную пищу, в особенности налегать на блины, в период Масленой недели появилась задолго до Крещения Руси. Связано это с тем, что в конце марта, а именно тогда раньше праздновали Масленицу, в деревнях телились коровы, на столах появлялось молоко, а вместе с ним сметана и творог. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, особенно, когда ожидается приплод, а осенние запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основными блюдами на столе у крестьян. Гулять на Масленицу не только можно, но и обязательно нужно. Считалось, чем веселее отметишь Масленицу, тем лучше пройдет год. А те, кто пренебрегал гуляньями, не ел блины и грустил дома, упускал все радостное из своей жизни. Именно поэтому Масленица так богата на забавы: хороводы, частушки, театрализованные представления, бои мешками, перетягивание каната, катание на санях и качелях, ловля гусей, кулачные бои и многое-многое другое. Самым важным делом на Масленицу считалось найти свою вторую половинку. Парни и девушки искали себе пару, а веселая кутерьма лишь сопутствовала им. Поэтому девушки красиво наряжались, а парни старались проявить всю молодецкую удаль на потешных состязаниях и показать себя с лучшей стороны. Во время гуляний, хороводов, катания с горки или на качелях, походов в гости молодые знакомились, затем, если невеста приглянулась, жених отправлял к ней в дом сватов. Особое внимание хозяюшки уделяли блинам. Традиция печь блины на Масленицу - дело важное, поэтому для такого случая подходил только проверенный рецепт.
Вроде бы да. Во всяком случае это мнение никто всерьёз не оспаривал. А коли праздник языческий, то легко увидеть в масленичном чучеле какую-то забытую богиню. Но стоп! Можем ли мы быть уверены в том, что это древний обычай? Если не полагаться на современные СМИ и почитать этнографическую литературу самостоятельно, то мы не без удивления обнаружим, что, во-первых, чучело вовсе не обязательно было женским — встречается такой термин, как "соломенный мужик"; во-вторых, чучело могли не сжигать, а просто рвать на части, топить в реке, закапывать в снег или в землю или просто выкидывать а, скажем, в Томске в XIX в. Например, в некоторых районах Нижегородской области зафиксирован обычай в конце Масленой недели водить "кобылу" или "коня". Для этого несколько мужчин брали лестницу, клали её себе на плечи, приделывали голову из глины, соломы или тряпок, хвост из мочала, накрывали всю эту конструкцию покрывалами и так ходили по деревне. Потом "коня" ломали. Показательно, что известный фольклорист И. Снегирёв, описывая в своём труде 1838 г. Он лишь пишет, что в Нерехте Костромская область вечером в воскресенье жгли снопы соломы. Вспоминая в этой связи о соломенных чучелах, которые сжигались или бросались в воду, автор приводит такие примеры из обычаев немецких славян или поляков, но не русских. Некоторые другие авторы XIX в. Современный историк М. Васильев, перепроверив данные по Новгородскому региону, пришёл к выводу , что там такого обычая также не существовало. Примечателен и другой вывод учёного: нередко этнографы заранее представляют себе те результаты, что хотят найти, и подгоняют ответы своих информантов под шаблонные представления о Масленице. Взятие снежного городка, 1891 Но, хотя мы видим, что сожжение чучела не было непременным атрибутом праздника, без забав с огнём обычно не обходилось. Чаще всего — и это действительно делалось повсеместно на территории России — в последний день Масленицы просто разводились костры. Но и тут наблюдалось большое разнообразие: костры могли жечь за околицей деревни, либо на перекрёстке дорог, либо просто на дороге, костры могли жечь в центре села или где-то на близлежащей возвышенности, костры могли быть передвижными, когда их разводили прямо в санях, либо в санях могли возить бочку, в которой горели дрова, либо могли привязывать к саням ворох горящей соломы и волочить её по селу. Костры могли быть разной формы и величины, иной раз топливом обкладывали дерево или большой куст и сжигали всё вместе. Пожалуй, только лишь это, как бы мы сказали теперь, файер-шоу да повсеместное обжорство и веселье и можно признать поистине универсальными признаками Масленицы.
История Масленицы на Руси
Масленица появилась еще до прихода на Русь христианства. Когда отмечают масленицу в 2024 году, какие существуют запреты и наставления, какие приметы несет с собой масленичная неделя– читайте на В 2024 году Масленица будет отмечаться с 11 по 17 марта. Для славян в дохристианские времена Масленица символизировала пробуждение природы, ее обновление, а значит, и подготовку к полевым работам. И западноевропейский карнавал, и Масленица знаменующие переход от старого года к новому, от зимы к весне[2]. Основное содержание масленичных обрядов — возобновление плодородия в начале хозяйственного года[3]. Во времена Петра I в праздновании Масленицы появились элементы карнавала.