Мария Капнист – правнучка поэта Василия Капниста и атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко.
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист. Следственное дело графа Ростислава Ростиславовича Капниста (Д. 021924) насчитывает всего-навсего 17 листов. Большая Обуховка — родовое имение поэта та. Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище. 24-25 сентября в Центральной городской библиотеке им. прошли творческие встречи, посвященные истории графского рода Капнистов и известной актрисе Марии Капнист.
Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет
Заслуженная артистка Украины (1988) Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. 24-25 сентября в Центральной городской библиотеке им. прошли творческие встречи, посвященные истории графского рода Капнистов и известной актрисе Марии Капнист. Как потерявшая семью и отсидевшая 15 лет в лагерях дочь графа Мария Капнист стала главной киноведьмой СССР. Она была рождена, чтобы блистать на светских раутах.
Графиня из ГУЛАГа Мария Капнист: 15 лет лагерей красавицу-дворянку превратили в старуху
Раду отдали каким-то вольнонаемным, жившим на берегу реки, и мать, переодеваясь в мужскую одежду, могла смотреть на своего ребенка лишь издалека: грузила мешки и любовалась малышкой. Однажды, не увидев ее, потеряла сознание. Тогда и обнаружили, что она не мужик. Стали допытываться — зачем переодевалась, что замышляла... А потом Раду отдали в детский дом. Не находя себе места от горя, Мария Ростиславовна была близка к самоубийству.
Но собрав в кулак всю свою силу воли, она попросила лагерную подругу Валентину Ивановну, которая уже выходила на волю, разыскать Раду и быть рядом с нею, пока мать не окажется дома сама. Валентина Ивановна выполнила наказ подруги, нашла ее дочь, познакомилась с ней, а потом разыскала Марию Ростиславовну и успокоила. Встретиться мать и дочь смогли нескоро. А когда встретились, Рада долго не могла ее признать. Она не понимала, почему почти десять лет ей пришлось жить в ненавистном детдоме, почему рядом не было мамы, а появившись, она оказалась немолодой и некрасивой, истощенной и физически и психически.
Лишь спустя несколько лет, уже сама став матерью, Рада во всем разобралась и привязалась к ней уже навсегда. В марте 53-го умер Сталин. Всех выстроили на лагерном плацу и сообщили эту «скорбную» весть. Кто-то плакал, кто-то кричал, стонал, падал в обморок. Мария Капнист танцевала вальс.
Слава Богу, решили, что она сошла с ума. Отпустили, конечно, не всех. Капнист назвали фашисткой и оставили еще на неопределенный срок. И вот, наконец, 1958 год. Актриса едет в Москву на встречу со своим другом Георгием Евгеньевичем.
В вагоне ей предложили принять душ. Зайдя в туалетную комнату, она увидела пожилую женщину с короткой стрижкой и чрезвычайно морщинистым лицом. Выскочив в коридор, она позвала охранника: «Там какая-то бабуся моется! Тут Мария Ростиславовна догадалась, что видела в зеркале свое отражение... Это было страшное открытие.
Каторжанам не разрешалось пользоваться зеркалами. Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени! На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках. Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого.
Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел. У Марии подкосились ноги, пересохло во рту.
Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!... Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали!
А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека.
В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия».
Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино.
Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Не сохранилось даже фотографий из ее юности. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые. Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе.
А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы.
Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя.
Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану».
Лишь в подростковом возрасте она приняла и полюбила свою родную маму. Мария Капнист: карьера в кинематографе Некоторое время бывшая каторжанка никак не могла устроиться на нормальную работу, потому как её попросту не хотели никуда брать.
Она перебралась в Киев, где несколько недель буквально бродяжничала, ночуя на вокзалах или в парках, под открытым небом. Затем ей удалось устроиться дворником и разнорабочей — больше никуда не брали. Однажды, когда Мария Ростиславовна стояла возле киностудии Довженко, куда приходила просто полюбоваться, к ней подошел кинорежиссер Юрий Семенович Лысенко и поинтересовался, у кого она снимается.
Женщина скромно ответила, что ни у кого, и тогда режиссер предложил ей сняться в своем фильме. Роль, хоть и была небольшой, но её персонаж хорошо запомнился зрителям, а вскоре женщине начали поступать предложения от режиссеров, одно за другим. Годом позже актриса сыграла монахиню в военной драме «Иванна».
Затем была роль мадам Дюваль в картине «Вдали от Родины», эпизоды в кинокомедии «За двумя зайцами» и экранизации романа «Война и мир», работа в детском фильме «Большие хлопоты из-за маленького мальчика», военной ленте «Сыновья уходят в бой», и целый ряд популярных фильмов-сказок. Актриса с оригинальной внешностью и мощной харизмой, неизменно привлекала внимание режиссеров и зрителей. Она быстро была принята в штат киностудии, а вскоре даже получила санаторную путевку в Крым, чтобы там поправить свое здоровье.
И женщина, набравшись сил, стала работать с еще большей отдачей, стараясь не упустить ни одной предлагаемой роли. Фото: ygashae-zvezdu. В общей сложности, фильмография Капнист насчитывает почти восемь десятков экранных работ.
Картина получила название «Табор уходит в небо», а Марии Ростиславовне досталась одна из ключевых ролей. Вот только вместо заветной роли красавицы Рады, она сыграла там старуху Изергиль. Одной из последних её работ стала роль матери-настоятельницы в фильме «Темные воды».
Трагическая гибель актрисы Все, кто был знаком с Марией Ростиславовной, говорили о том, что она просто фанатично обожала актерскую работу. Даже в преклонном возрасте, когда её хотели отправить на пенсию, актриса возмущалась, отмечая, что не сможет жить без своей любимой работы, которая и так слишком долго была у неё отнята. В перерывах между съемками женщина охотно выступала перед ветеранами, помогала инвалидам, нищим и бездомным.
А еще она занималась возвращением доброго имени семейства Капнист. Из-за этого актриса никогда не пользовалась метро и не спускалась в подземные пешеходные переходы. Вот и поздним вечером, в начале октября 1993-го года она, возвращаясь с киностудии, как обычно переходила дорогу с оживленным движением, и угодила под колеса автомобиля, двигавшегося на высокой скорости.
Несколько недель врачи боролись за её жизнь, и даже делали благоприятные прогнозы.
Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. Но вскоре был убит Киров — близкий друг семьи Капнистов. Вновь начались гонения. В 1941 г. Марию арестовали «за антисоветскую пропаганду и агитацию» и «за шпионские связи». Ее приговорили к 8 годам лишения свободы, а в лагерях ей довелось провести 15 лет. В заключении судьба ее свела с Анной Тимиревой — гражданской женой Колчака.
На тот момент она отсидела 18 лет, но не утратила артистических способностей и любви к лепке и рисованию. Вместе они ставили ночные спектакли для заключенных. Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган.
А ведь были в ее творческой судьбе и другие роли, правда, в основном эпизодические. Она снималась в картинах "Тени забытых предков", "За двумя зайцами", "Темные воды", "Белые одежды". Возможно, многие не поверят, что в молодости Мария Капнист была очень хороша собой. Но это действительно так. Просто судьба ей досталась очень сложная.
Она и нанесла на ее лицо столь непривлекательный "грим".
Голубая кровь
Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи. Мария Ростиславовна Капнист, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября 1993, Киев) — советская и украинская актриса. Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. На острове Занте в.
"Частная история": Мария Капнист
Есть в творческой биографии актрисы и одна главная роль - великосветская дама, персидская княжна Милица Федоровна из картины "Шанс" режиссера Александра Майорова. Фильм снят по повести "Марсианское зелье" Кира Булычева. Мария часто выступала с благотворительными концертами. Ей удалось вернуть имя своему славному предку - писателю Василию Капнисту. Благодаря Марии приняли решение отметить 230-ю годовщину с момента его рождения, напечатали его произведения, а некоторые из них стали изучать в школе, в рамках учебной программы. Из-за работы в заключении под землёй у Капнист развилась клаустрофобия, из-за чего она не пользовалась подземными переходами, что и стало причиной её гибели. В начале октября 1993 года Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева - Проспект Победы. Лечение травм осложнилось отёком лёгких.
Умерла 25 октября 1993 года.
Мариэтта увидела, как женщина бьет Раду, набросилась на воспитательницу и отлупила ее. Сотрудница детсада оказалась сожительницей сотрудника НКВД. В итоге девочку отправили в детдом, а ее мать снова отправили в лагеря. Позднее начало карьеры Вернулась из лагерей Мария Капнист только в 1956 году, 44-летняя женщина выглядела как седая изможденная старуха. По собственным воспоминаниям актрисы, она сама поначалу не смогла себя узнать в отражении зеркала, когда зашла в туалет пассажирского вагона. В 1958 году Мария Капнист добилась полной реабилитации. В Киеве ей пришлось начинать жизнь с нуля, перебивалась случайными заработками. Первую серьезную роль, игуменьи, Капнист сыграла в 1958 году в фильме режиссера Юрия Лысенко «Таврия».
В последующие годы, вплоть до 1994 года, Мария Капнист снималась ежегодно и нередко в нескольких фильмах в год, но всегда играла второстепенные роли — ведьм, графинь, старух, волшебниц — всего свыше 120 героинь. Умерла Мария Капнист после дорожной аварии в 1993 году.
Белинского С. Мысягиной для получателей социальных услуг КЦСО. Мария Капнист провела полтора десятилетия лет в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах. Но её дух не был сломлен. С потерей красоты и молодости, которые у нее забрали лагеря, Мария Капнист довольно быстро смирилась и даже относилась к этому с юмором.
И где у меня силы взялись. Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули... В Карлаге конвоир-казах выстрелил в лицо женщине, отказавшейся стать его наложницей.
Тогда остальные узницы бросились на него и живым зарыли в песок… Мария считала того вертухая мёртвым, но он выжил. Их следующая встреча произошла в Джезказгане, где она была уже бригадиром. Казах узнал её тотчас. Ухмыльнулся и принялся зверски избивать… Джезказган… Угольные шахты… Утром опускают в бочке на глубину 60 метров, а ночью поднимают обратно… Так и не увидишь Божиего света… И всё же даже там, в царстве Аида, не оставлял Бог. На всю жизнь запомнила Мария сон, что приснился ей в начале крестного пути: «Лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять.
Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину. И для меня он показался легким, как пух. Раздала людям пшеницу... На душе стало легко, светло. Проснулась и поняла: сон вещий.
Делай людям добро и станешь всесильной…» Так и следовала Мария этому вещему сну — может от того и выжила? Лагерь — страшная школа жизни. Но эта школа подчас дарит встречи незабвенные. Да и как иначе, если за колючей проволокой очутились лучшие люди России? Интеллигенция, священство… В Карлаге Мария так записали её имя вместо изысканного «Мариетта» в документах встретила родственную душу — не успевшая раскрыть своих талантов дочь ректора московской консерватории, художница, поэт, артистическая натура… Её звали Анна Васильевна Тимирева.
Гражданская жена адмирала Колчака. Первый раз её арестовали ещё в 20-м, вместе с адмиралом, и с той поры тянулась нескончаемая вереница тюрем, ссылок, лагерей. В 37-м арестовали и её сына Одю, о судьбе которого с той поры не было известий. Конечно, эта хрупкая женщина не могла делать саманные кирпичи, давать норму… И Мария делала две нормы — свою и подруги. По вечерам Мария и Анна, вместо того, чтобы отдыхать, ставили спектакли и играли их для других заключенных.
Это была отдушина, которая помогала выжить, не сойти с ума, сохранить живую душу, способную даже в этом аду чувствовать и откликаться прекрасному. А ещё свела судьба с великим учёным Чижевским, с писателями Фейербахом и Фибихом. С последним Мария работала в паре - вместе на носилках таскали глину на прохудившуюся крышу. Однажды Даниил Владимирович перестал выходить на работу, и Марии мужества, чтобы узнать что с ним, надела мужскую одежду и пошла в мужскую часть лагеря. Фибих лежал на нарах в жару и бреду, лишь изредка приходил в сознание… Чуть свет Мария бросилась в медпункт: - Спасите Фибиха, его уже, наверное, в коридор вытащили, пайку разбирают...
На счастье успели вовремя, забрали, выходили… Говорят, что война все спишет. Лагерь та же война… Хотя нет. На войне любить не запрещено. А в лагере за это можно заплатить ужесточением режима, а то и жизнью. Вольнонаёмный инженер Ян Волконский спас Марии жизнь — спас из горящей степи, вынес из огня, при этом сильно обгорев.
Их встреча, их близость была подобна вспышке… И хотя Ян предлагал ей руку и сердце, но женой шляхтича она не стала, ведь был Юл, человек, которого она бесконечно любила. Волконского расстреляли через три года, а рождение его дочери стало истинным чудом… Когда факт беременности заключённой стал известен, начались новые истязания. Ведь это было нарушением режима! И «народная власть» не желала, что враги народа плодили своих отпрысков… Удары сапогами в живот… Обливания ледяной водой… Палачи употребили весь арсенал пыток, добиваясь, чтобы узница согласилась на аборт, но потомица малороссийских казаков сохранила их крепость и живучесть. Ни лишения, ни пытки не возымели действия, и явилась на свет дочь, Рада… Рада, Радость… Недолго с нею привелось быть Марии.
Сперва, чтобы не быть переведённой на другой объект, она нарочно выпала из окна 2-го этажа и сломала ногу. В это время девочку хотела забрать себе прокурорша, суля «вырастить её человеком». Но не соблазнилась этим Мария и высокое звание охотницы за чужими детьми не запугало её. Некоторое время Рада жила в семье вольнонаёмных, и чтобы видеть ей хотя бы издали мать одевалась в мужскую одежду и таскала мешки на пристани. Однажды упала в обморок, и тогда вскрылся обман… Затем два года жили с дочкой на поселении, и при всех тяготах, всей горечи было то время почти счастливым.
Природа наделила Мариэтту большой физической силой и выносливостью, и она справлялась с тяжелой работой, поднимала дочь. Но «народная власть» не оставляла попыток истребить своих «врагов»… Радочка стала приходить из детского сада в слезах и синяках, боялась идти туда. Однажды Мария, отведя девочку, заглянула в окно класса, желая понять, что так пугает дочь. И увидела, как воспитательница бьёт малышку на глазах у остальной ребятни, приговаривая: - Я выбью из тебя врага народа! Дальнейшее Мария помнила смутно.
Помнила, что ворвалась в класс и стала яростно избивать садистку. Окажись в руках топор, дело, пожалуй, кончилось смертоубийством, но оружия не оказалось, и изверг в женском обличии отделалась лишь побоями… Помнила Мария ещё, как тащили её прочь прибежавшие кочегары, как отчаянно плакала Радочка… С той поры дочь она не видела. Её долго допрашивали, избивая до полусмерти, выбили зубы, изуродовали шрамами лицо, а затем отправили по этапу «давать стране угля»… Потянулись очередные годы заключения. И здесь выручила крепкая казачья порода, не каждому под силу работать в шахте, таскать неподъёмную тачку, не видеть Божия света, задыхаться от угольной пыли… Здесь обрела Мария еще одну подругу. Валентину Базавлук.
Донос на нее написал собственный муж — племянник художника Нестерова и приятель наркома Берии. Написал, невзирая на грудного ребенка, который был отнят от матери — лишь потому, что жена, не выдержав его попоек, решила уехать к родным.
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»
Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях | Femmie | от польского князя Яна Волконского. |
«Видели бы ее итальянские скульпторы». В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей | В судьбе дворянки Марии Капнист были и 15 страшных лет сталинских лагерей, и роли в 120 кинофильмах. После всех суровых испытаний, мук и пыток, она сохранила чувство. |
Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист ~ Проза (Очерк) | Мария Ростиславовна Капнист, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября 1993, Киев) — советская и украинская актриса. |
Следственное дело графа Р.Р.Капниста | В возрасте 79 лет Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы, у киностудии им. Довженко. |
Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет | Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище. Жизни и творчеству Марии Капнист посвящён телевизионный документальный фильм "Мария Капнист. |
Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист
Посыпались издевательства. Ей выбили зубы, чтоб не кусалась. Обливали холодной водой и оставляли на морозе. Но ничего не помогло — в 1950 году в лагере Мария Капнист родила дочь Радиславу. Кто стал ее отцом, так и осталось тайной. Родив ребенка, Мария не получила поблажек от надзирателей.
Наоборот, положение ухудшилось. Работать приходилось больше. Уже на поселении приходилось грузить тяжелые ящики, выдавая себя за мужчину. Однажды она не выдержала и потеряла сознание. После этого Марии облегчили существование.
Раду определили в детский сад. Долгожданную и выстраданную дочь Мария оберегала как могла. И второй срок — десять лет — получила за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком. А маленькую Раду тем временем отправили в Красноярский детский дом. Капнист попала в новое заключение и там объявила голодовку, требуя, чтобы ей отдали ребенка.
Она бесконечно посылала запросы о местонахождении дочери, но каждый раз после этого ее переправляли в другой лагерь. Выжить Марии помогла дружба с Валентиной Ивановной Базавлук, которую она встретила в одном из лагерей. Подруги договорились, что, которая из них раньше выйдет на свободу, та и найдет Радиславу. Новое начало В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. Георгий Евгеньевич с прекрасным букетом встречал ее на вокзале.
И не узнал. Ей было 44 года, а выглядела она древней старухой… Сцена получилась ужасная, трагическая. Он и она метались по уже опустевшему перрону, в конце концов Холодовский протянул Марии Капнист букет со словами: «Вас не встретили, и я не встретил ту, которую ждал». Развернулся, пошел прочь. Мария Ростиславовна окликнула его.
Это был шок… Георгий просто не узнал в морщинистой беззубой седой женщине свою Марию, ту Марию, которой ежемесячно на протяжении стольких лет отправлял посылки, стараясь хоть как-то облегчить лагерную жизнь. Его выражение лица, когда он, наконец, понял кто перед ним, Мария Ростиславовна запомнила на всю жизнь. Они остались друзьями, но не более того.
Она почти безобразна. Так начинается новая жизнь заслуженной артистки Марии Капнист. Какие тайны она оставила в прошлом? Об этом сегодня в документальном цикле "Частная история".
Жила в особняке на Английской набережной. После революции отец был расстрелян, а Мария первые восемь лет получила в 1941-м, за антисоветскую пропаганду и агитацию. Отбывала срок в самых страшных, в самых холодных и самых жарких лагерях — Карлаге, Степлаге, Джезказгане. В 1953-м после смерти Сталина уголовников из лагерей отпустили, а «фашистов», — таких, как Капнист, отправили на поселение. Девочку отправили в детский дом, а Капнист еще на пять лет по этапу. В общей сложности Мария провела в лагерях пятнадцать лет. В заключении познакомилась с Анной Тимиревой — гражданской женой Колчака, и продружила с ней всю жизнь. Известность пришла после роли злой волшебницы Наины в фильме «Руслан и Людмила» — за Капнист тогда сразу закрепилась слава колдуньи. Чародейки, цыганки, гадалки, таинственные монахини — вот ее амплуа. Ведьма, так ведьма.
Незабываемая актриса Мария Ростиславовна выдержала все испытания. Рассказывают, что после лагерей она не боялась ничего - ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, лазать через заборы, пресекать любые проявления хамства. Ей было 44 года, когда она начала сниматься в кино. Своей выразительной внешностью она сразу привлекла внимание режиссеров. Так уж случилось, что мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой, не сохранились даже фотографии из ее юности. Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: игуменья в «Таврии», мудрая Мануйлиха в «Олесе», селянка в ленте «Мы, двое мужчин».
Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет
Удивительная Мария Капнист – история графини из ГУЛага… | Мария Капнист, известная российская певица и актриса, стала настоящей легендой в мире искусства. |
Мария Капнист - биография, личная жизнь, фото, арест и лагеря, смерть - Biography Life | В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. |
Девяностые. День за днём. 25 октября 1993 года. Мария Капнист | Пикабу | К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. |
Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР :: Ростов-на-Дону :: RusNews | передает пресс-служба библиотеки. |
Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист
Мария Капнист Графиня рудников | Граф Сергей Капнист, прямой потомок русского поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста. |
Графиня из ГУЛАГа Мария Капнист: 15 лет лагерей красавицу-дворянку превратили в старуху | Заслуженная артистка Украины (1988) Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. |