Новости. Открытие «Года А.П. Боголюбова» и презентация кросс-культурной программы «АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи».
Биография Алексея Боголюбова - моряка-художника / Документальный фильм
Дворянин, морской офицер и художник, Алексей Боголюбов обладал даром видеть не только красоту мира, но и людей вокруг. В 2024 г. исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова (1824 – 1896). Боголюбов – один из немногих русских живописцев XIX века, посвятивших себя жанру марины, который и стал ядром выставочной экспозиции.
По следам Айвазовского: в музее Машкова «живет» художник-моряк
Алексей Петрович Боголюбов никогда не разделял в себе офицера и художника, всецело посвятив себя Российскому флоту. BOGOLYUBOV Aleksey Petrovich khudozhnik-marinist, master russkoy batal'noy mariny БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович художник-маринист, мастер русской батальной марины / Alexey Bogolyubov Russian artist. BOGOLYUBOV Aleksey Petrovich khudozhnik-marinist, master russkoy batal'noy mariny БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович художник-маринист, мастер русской батальной марины / Alexey Bogolyubov Russian artist. Александр II, представляя австрийскому императору художника Алексея Боголюбова, который был назначен комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, заметил: "Это прежде моряк, а потом художник".
Анна Семененко: о выставке «Алексей Боголюбов: моряк и художник»
Вот мои многолетние убеждения и, право, я говорю все по опыту". Назначенный с 1872 года официальным попечителем пенсионеров Академии художеств в Риме, Париже, Дюссельдорфе, Боголюбов открывает для художников свой дом, свою мастерскую, использует все свои связи, чтобы дать возможность молодым художникам учиться, продавать работы, выставлять их на парижских выставках. Это бескорыстие и отзывчивость художника ощутимы в тех письмах, записках, которые представлены наряду с рисунками в архивной части экспозиции. Чего стоит рекомендательное письмо слуге, отправленное Павлу Третьякову с просьбой подыскать человеку работу, или письмо С. Боткину по поводу лечения крестьянина, которого лошадь ударила копытом в лицо.
В этом деятельном участии в судьбах людей, в том числе из народа, Боголюбов наследует своему деду Александру Радищеву и шире - традиции русских просветителей XVIII века. Темперамент художника, его страсть к живописи, чуткость к настроениям природы открывают нам его этюды. Маленький зал, где они собраны, похож на каюту корабля, где собраны самые дорогие реликвии путешественника. В лучших работах, как "Овер близ Парижа" или "Уборка сена.
Сен-Лё", самые простые мотивы полны света и поэзии. Боголюбов тут самым естественным образом перекидывает мостик от "сора" прозы к лирической поэзии, от батальных картин - к живописи модерна… Он, похоже, не подозревает, что связь времен разорвана. Или уверен, что ее можно связать? Навигатор Выставка "Алексей Боголюбов.
К 200-летию со дня рождения" открыта в Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 21 января 2024 года.
Организаторами «Года А. Боголюбова» выступают Библиотека искусств им. Боголюбова, Библиотека-читальня им.
Тургенева, Ассоциация экспертов в сфере международного, делового и культурного сотрудничества «Публичная дипломатия», Российское историческое общество. Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
В зале художника-мариниста Александра Пономарёва флотские музыканты сыграли сюиту для джаз-оркестра Дмитрия Шостаковича. Соло на скрипке исполнил лауреат всероссийских и международных конкурсов Пётр Федотов. Музыка чередовалась со стихами художника Александра Пономарёва в авторском прочтении.
Но такую дату — 200 лет со дня рождения мы не могли обойти и с большим интересом увлеченно занимались этой личностью», — рассказала заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова в ходе презентации выставки. Она отметила, что гости галереи смогут увидеть марины и баталии Боголюбова, связанные с историей военно-морского флота России, пейзажные этюды, а также графические произведения. По ее словам, морскую тематику продолжит выставочный проект «Я безумен только в норд-норд-вест», который откроется в Третьяковской галерее 28 сентября и познакомит зрителей с творчеством современного российского художника Александра Пономарева.
Энциклопедия мировой живописи(специальный 318 выпуск)
изучение творчества А.П. Боголюбова, художников его круга в историческом и культурном контексте XIX-XXI вв.; интерпретация просветительских идей А.П. Боголюбова и его современников в условиях современного мира. Боголюбов, ставший художником Главного морского штаба, воссоздавал на полотнах историю и современные ему будни российского флота, от кораблекрушений до военных парадов. – Потомственный дворянин, внук Алексея Николаевича Радищева, Боголюбов вошел в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота, – рассказывает хранитель фонда русской и зарубежной графики. Алексей Боголюбов — не только художник, но и профессиональный моряк, топограф и путешественник. Наибольшую известность ему принесли батальные полотна, изображающие сцены сражений российского флота.
Выставка «Алексей Боголюбов. Истинно морских художников очень немного…» (0+)
Андрей Харшак и Вадим Ковалев представляют советскую школу книжной графики. Виктор Васин продолжает живописные традиции Александра Дейнеки и Георгия Нисского, Иван Годлевский и Анатолий Завьялов используют приемы французских постимпрессионистов. Работы Владислава Афоничева навеяны упрощенными формами и геометрической абстракцией Пикассо, а Виктор Тузов работает в технике абстрактного экспрессионизма. В центре экспозиции — работы уроженца тосненской земли Алексея Боголюбова 1824—1896.
Знаменитый художник — выходец из дворянского сословия, внук писателя А. Родился в селе Померанье бывшего Новгородского уезда, ныне — Тосненского района.
Графический лист оформлен в старое паспорту.
Личность Боголюбова, вообще, неординарная. Военный офицер, он занимался морским делом и только потом пришел в художественное искусство, при этом, часто изображал море, приморские города, сражения — здесь свое влияние на молодого тогда художника оказал маринист Айвазовский, а учителем был знаменитый Воробьев. Мало того, Алексей Петрович был известен как меценат, он поддерживал многих художников в России и за рубежом.
А вместе с дедом, писателем Александром Радищевым, стал одним из основателей первого общественного музея России.
Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.
В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. Жена с 06. Жеребцовым в Париже, где познакомилась с будущем мужем.
После свадьбы жила в Дюссельдорфе, где хорошо была принята знакомыми мужа, за «её ум, миловидность и кротость».
Творчество Алексея Боголюбова впитало как идеи передвижников, так и школы барбизонцев. Он создавал чудные графические этюды Балтика, Финский залив. Алексей Боголюбов помогал русским художникам за рубежом, по его инициативе в столице Франции было создано Общество взаимного вспомоществования русским художникам, он устроил в Саратове музей имени Радищева многие картины оттуда представлены на выставке. Художник, попечитель, морской офицер.
Боголюбов А.П.
Боголюбов» из цикла авторских программ директора Русского музея В. В постоянной экспозиции картинной галереи гости увидели подлинные произведения Алексея Боголюбова и его учеников морских баталистов — А. Беггрова и Н.
Савицкий, В. Верещагин и др.
Постоянный член правления Товарищества передвижных художественных выставок. Основатель первого в России провинциального художественного музея в Саратове - ныне Государственного художественного музея имени А. Радищева Радищев был дедом Боголюбова по материнской линии. Завещал свое состояние музею и открывшейся при нем рисовальной школе. Боголюбов скончался во Франции 7 ноября 1896 года и был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями.
В мае 1941 г.
Таких атласов для мореходов художник создал два — второй по Финскому заливу. Написано так, что залюбуешься, но и основная задача выполнена «от» и «до» — описаны все бухты и заливы, так что моряки легко понимали, куда может зайти их судно, а куда не стоит соваться. Боголюбов был не только художником, но и преподавателем, и коллекционером. Он давал уроки в Академии художеств, а еще учил царских детей. В заграничных поездках подбирал работы для собрания Александра III, с которым дружил. Свою собственную коллекцию произведений художник собирал больше 30 лет. А потом подарил ее Саратову — родному городу его деда Александра Радищева, где Боголюбов открыл первый в России общедоступный музей.
Добиться строительства музея было непросто, даже несмотря на протекцию Александра III. Больше восьми лет художник боролся с саратовскими бюрократами. Грозил, что откроет музей в другом городе, те в итоге шли на встречу. Отдельным приключением стала идея присвоить музею имя деда — ссыльного революционера. Но и тут Боголюбов добился своего. Когда в 1885 году музей распахнул свои двери для всех желающих, в первый же день его посетило более трех тысяч человек. И потом еще несколько недель люди разных сословий туда шли беспрерывно. Последние годы жизни художник находился в Париже из-за болезни сердца.
Государственная Третьяковская галерея Уже став членом Товарищества передвижных художественных выставок, куда он был принят в 1872 году, Боголюбов нередко возмущался тем, что его считают приверженцем исключительно европейской пейзажной тематики. В 1860—1880-е годы он во множестве писал виды российских городов. Нередко представленные на выставках Товарищества, они затем оседали в частных или императорских коллекциях. Так, картина «Устье Невы», сразу приобретенная с выставки Павлом Михайловичем Третьяковым, стала одним из наиболее лирических в отечественной школе живописи XIX века образов Петербурга. На небольшом по размеру холсте художник показал обширное плоское взморье, где далеко на горизонте можно увидеть тщательно написанные архитектурные достопримечательности центра города. Лишенный эффектных композиционных примет ландшафт поражает своей глубиной, переданной почти исключительно с помощью колорита. Предельно высветленный, без ярких красочных аккордов, он воссоздает рассеянный свет и воздух, словно наполняющий картинное пространство. Недаром Крамской, усиленно рекомендовавший картину Третьякову, считал произведение необычным даже для Боголюбова. Уже в начале 1860-х годов пленила Боголюбова и Москва, национальное своеобразие облика которой он вполне оценил после долгого пребывания в Европе. Для Боголюбова это был город и древний, и современный.
Строящийся на Пречистенке храм Христа Спасителя, панорама со стороны Хамовников на Москву-реку и ландшафт с возвышающейся на холме Голицынской больницей — на этих и других картинах мастера московский пейзаж воспринимается как органичное целое, неистощимое внутри историческими подробностями. Ипатьевский монастырь близ Костромы. Государственная Третьяковская галерея Своеобразный исторический путеводитель по России Боголюбов создал во время своих путешествий по Волге в 1860-е годы. Первое из них он совершил вместе со страшим братом, военным гидрографом и писателем Николаем Петровичем Боголюбовым. Боголюбов-старший стал автором первого литературного путеводителя по великой русской реке, к которому Алексей Петрович исполнял графические иллюстрации. В то же время была написана картина, ставшая дорогой реликвией для семьи Третьяковых, — «Ипатьевский монастырь близ Костромы». Боголюбов запечатлел ландшафт, где вскоре была возведена большая льняная мануфактура братьев Третьяковых, и, видимо, поэтому пейзаж, принадлежавший сначала Сергею Михайловичу, после его смерти вернулся к Павлу Михайловичу и находился в жилых комнатах дома в Лаврушинском переулке. Еще одно путешествие по Волге Боголюбов совершил в свите наследника, великого князя Николая Александровича в 1863 году. Маршрут его пролегал от истоков реки до ее устья, и волжские окрестности от Ярославля до Астрахани явились сюжетами для многочисленных натурных рисунков, живописных этюдов и картин, созданных по заказам императорской семьи. Наиболее масштабными среди них стали полотна с видом на Нижний Новгород в месте, где Ока сливается с Волгой и раскинулась знаменитая Нижегородская ярмарка.
Полотно большего размера, исполненное по заказу цесаревича Александра Александровича «Вид Нижнего Новгорода» , пожалуй, не имеет аналогов в живописи того времени по масштабу и пространственной сложности композиции и столь же впечатляющей повествовательной ее детальности.
Портал правительства Москвы
Два года спустя его перевели в Морской кадетский корпус, который он окончил в 1841 году, получив звание мичмана. Со службой Боголюбову повезло — он стал адъютантом вице-адмирала Александра Дурасова и путешествовал с ним по разным странам. Поскольку интересоваться живописью будущий художник начал со школьной скамьи, он охотно пользовался возможностью увидеть картины западноевропейских мастеров. В 1848 году юный мичман при каждом удобном случае посещал музеи Амстердама, Роттердама, Харлема. Особенное впечатление на него произвели пейзажи Тернера, которые отчасти подтолкнули Боголюбова сменить стезю. В своих «Записках» он отмечал: «Гармония красок навсегда запала в мою душу». Портрет А. Радищева, написанный его внуком Алексеем Боголюбовым слева. Позже портрет уже Боголюбова будет писать сам Репин справа.
Посоветовал ему посвятить себя искусству и герцог Максимилиан Лейхтенбергский, добиравшийся до Мадейры на корабле «Камчатка», где служил Боголюбов. Молодой человек прислушался к советам и с 1849 года начал обучаться в Петербургской академии художеств, которую окончил в 1853 году с большой золотой медалью. Морская служба его, однако, не отпустила — Боголюбова назначили художником Главного морского штаба. Именно по заказу штаба он писал серии картин, посвященных битвам Крымской и Русско-турецкой войн, а также ряд исторических полотен на тему морских сражений XVIII века. В заказе особо отмечалось, что важна точность в изображении оснастки кораблей, с чем выпускник Морского кадетского корпуса справился без труда. Пленение фрегатом «Владимиром» турецкого парохода "Перваз-Бахри"», картина Боголюбова из серии, посвящённых Русско-турецкой войне, написанная им в 1858 году. В Женеве консультировался у чрезвычайно популярного в те годы пейзажиста Александра Калама, в Париже работал в мастерской мариниста Луи Габриэля Эжена Изабэ и два года обучался у представителя дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха. Императорский маринист Картины живописца привлекли внимание царя Николая I, и он заказал Боголюбову картины Синопского сражения и пяти других боевых морских эпизодов на Черном море.
Живописец отправился делать этюды с натуры. Далось ему это нелегко, приключений в путешествии выдалось порядком. Для начала художник остановился в Галаце, где ему надо было запечатлеть крепость Исакча.
В дальнейшем эти работы послужили эскизами для живописных полотен. Используя фактический материал на основе донесений командного состава, планов сражений и воспоминаний очевидцев, Боголюбов создал произведения с реалистическими изображениями легендарных кораблей «Владимир», «Флора», «Колхида», «Ординарец». В дальнейшем, в ночь на 31 августа 1855 года, все они по приказу русского командования были затоплены, чтобы преградить вход в бухту неприятельских судов, когда русские войска покинули южную сторону Севастополя. Боголюбов — мастер, в творчестве которого рисунки занимают существенное место. Он делал зарисовки в путевых альбомах во время многочисленных путешествий по России, Европе и Ближнему Востоку, создавал эскизы к будущим картинам. Так, рисунок «На Дунае у о. Дело Скрыдлова» мог служить подготовительным материалом для создания картины «Дело Скрыдлова на Дунае» 1881 года, хранящегося в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Написанное по заказу Александра II в память о событиях Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, произведение рассказывает о подвиге лейтенанта Николая Илларионовича Скрыдлова 1844—1918 , который впервые в мировой истории, в 1877 году, на катере «Шутка» совершил дневную минную атаку на турецкий пароход «Эрекли».
Они вошли в виде иллюстраций литографий и политипажей в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» [7] написал старший брат художника, Николай 1821—1898 , также участвовавший в этой поездке. По мотивам некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна. В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу , и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов. Боголюбов руководил занятиями по искусству будущей императрицы Марии Фёдоровны , пользовался «особенно милостивым вниманием» императора Александра III [8]. В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.
Радищева Был основателем рисовального училища с 1897 года — его имени и Художественного музея имени А. Радищева в 1885 году в Саратове , завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. В Саратове им устроен Музей имени Радищева , которому он приходился внуком. В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина « Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года », которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие. Последние годы жил в Париже , только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам.
В 1875 году по его инициативе была создана Парижская керамическая мастерская русских художников , занимавшаяся росписью фарфора и фаянса в традиционном русском стиле и объединившая в своей работе многих известных русских художников.
В России откроется год А. Многогранная деятельность Алексея Боголюбова включала в себя не только творческую, педагогическую и художественно-просветительскую работу. Благодаря его трудам, были созданы Саратовский художественный музей им. Радищева и Общество взаимного вспомоществования русским художникам в Париже. Алексея Боголюбова по праву называют «послом русской живописи».
Ассоциация искусствоведов
Художник-моряк | главный научный сотрудник отдела живописи II половины. |
В России откроется год А.П. Боголюбова | Боголюбов не случайно потеснил Айвазовского на поприще мариниста, заняв в 1853 году вслед за маститым живописцем должность художника Главного Морского штаба, а затем Морского министерства. |
7 запоминающихся шедевров Алексея Боголюбова (КАРТИНЫ) - Узнай Россию | Алексей Боголюбов – автор масштабных серий батальных картин, посвящённых победоносным сражениям русского военно-морского флота от петровской эпохи до войн второй половины XIX века. |
Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева | Алексей Боголюбов — один из главных русских пейзажистов XIX века. |
Боголюбов А.П.
Коллекцию графических работ Алексея Боголюбова впервые представили в Музее ИЗО Карелии | Алексей Боголюбов – автор масштабных серий батальных картин, посвящённых победоносным сражениям русского военно-морского флота от петровской эпохи до войн второй половины XIX века. |
В картинной галерее открыли «…чудный подарок…» памяти Алексея Боголюбова — Вольская жизнь | мариниста Алексея Петровича Боголюбова. |
Третьяковка показала документальную стихию художника-моряка Боголюбова - МК | Алексей Боголюбов (Aleksej Bogolyubov; 1824-1896 гг.) — известный русский художник-маринист XIX века, мастер батального жанра, тонкий колорист. Из статьи вы узнаете, кто такой Алексей Боголюбов, где и когда он родился, что было интересного в его жизни. |
Столичный вор сдал в полицию украденную картину известного художника | Художник Алексей Боголюбов (1824 – 1896). Бесконечные поездки за океан показали художнику не только прелесть водной стихии, но и познакомили с творчеством европейских мастеров. |