«12 стульев», «Чичерин», «Скрябин» и Гайдай: интересные факты о фильме и романе.
Интересные факты о фильме Леонида ГАЙДАЯ «Двенадцать стульев»...
Тутаеву в фильме «12 стульев» досталась роль уездного города N, в котором было очень много парикмахерских и похоронных заведений, и в котором Ипполит Матвеевич служил в загсе. На «Мосфильме» до сих пор ходят легенды о том, как режиссер Леонид Гайдай искал актера на главную роль в фильме «Двенадцать стульев». Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. Леонид Гайдай и Сергей Филиппов на съемках фильма «12 стульев», 1970 г. Режиссёр Леонид Гайдай мечтал экранизировать роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», но когда он обратился в Госкино, то узнал, что с таким фильмом уже заявился Георгий Данелия.
Почему сцена с допросом не попала в "12 стульев": при чем тут Гайдай и Захаров
«Великий комбинатор» Остап Бендер и «гигант мысли, отец русской демократии» Киса Воробьянинов разыскивают по Стране Советов сокровища, спрятанные в одном из двенадцати стульев старинного гарнитура. Роман «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова даже спустя 92 года на редкость точно иллюстрирует некоторые стороны жизни нашего общества. Снять фильм по роману "12 стульев" Гайдай хотел еще задолго до «Брилиантовой руки». Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. В обоих фильмах «12 стульев» (и у Гайдая, и у Захарова) снялись аж 10 актеров!
Интересные факты о фильме Гайдая "12 стульев"
Подтверждение от Михаила Пуговкина сыграть роль отца Фёдора Леонид Гайдай ждал три недели, пока актёр советовался со своей матерью Натальей Пуговкиной, глубоко верующим человеком. Когда Гайдай пригласил Сергея Николаевича в фильм «12 стульев», тот страшно обрадовался. #12стульев #гайдай #АрчилГомиашвили #ильф #петров #кино #классика #николайникулин #вкадре #рентв Подпишитесь на канал: Официальный сайт РЕН ТВ: Группа ВКонтакте: Яндекс Дезен: Instagram: Twitter: Facebook: Одноклассники. смотреть онлайн в хорошем качестве на РЕН ТВ. #12стульев #гайдай #АрчилГомиашвили #ильф #петров #кино #классика #николайникулин #вкадре #рентв Подпишитесь на канал: Официальный сайт РЕН ТВ: Группа ВКонтакте: Яндекс Дезен: Instagram: Twitter: Facebook: Одноклассники. Когда Леонид Гайдай решил экранизировать роман "12 Стульев" Ильфа и Петрова, то оказалось, что такая заявка в Госкино уже имеется: её подал Георгий Данелия.
Почему сцена с допросом не попала в "12 стульев": при чем тут Гайдай и Захаров
Список актеров фильма «12 стульев», которые ушли из жизни, – в материале 24СМИ. Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. Кадр из фильма «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая. Озвучила фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» и снялась в двух картинах — «12 стульев» и «Кавказской пленнице». Смотреть онлайн фильм 12 стульев (1971) в онлайн-кинотеатре Okko. Когда Гайдай пригласил Сергея Николаевича в фильм «12 стульев», тот страшно обрадовался.
Остап из Грузии, стулья из Египта. Как Гайдай с «12 стульями» справился
Во-первых, необходимо было не 24 стула 12 «настоящих» и 12 «фальшивых», купленных отцом Федором у инженера Брунса , а в несколько раз больше, чтобы во время съемок их можно было ломать. Во-вторых, выяснилось, что мебели работы Гамбса практически не осталось. Стоило не малых усилий отыскать один уцелевший стул у пожилой женщины на Арбате. Продать его она отказалась, но разрешила сфотографировать - для дальнейшего изготовления нового гарнитура. В-третьих, в СССР не нашлось специалистов, способных сделать такую мебель. Их обнаружили только в ОАР Объединенная Арабская Республика , где за валюту мастера изготовили партию стульев, которые в феврале 1970 прибыли в Москву. Съемки Съемки «Двенадцати стульев» с Арчилом Гомиашвили продолжились 29 апреля. В начале пересняли эпизод знакомства с Кисой Воробьяниновым в дворницкой на павильоне в Мосфильме. Там же сняли интерьеры гостиницы «Сорбонна», а также квартиры Людоедки-Эллочки и мадам Боур, дом отца Федора. Первое появление великого комбинатора в сопровождении беспризорника было снято на бульваре Ушакова, рядом с набережной. Сейчас на этом месте поставили памятник героям фильма: Прием духовых инструментов в утиль происходит на фоне рыбинской каланчи: Эпизод дележки стула Ипполитом Матвеевичем и отцом Федором на фоне реки Черемхи тоже из этих мест.
В конце июня съемочная группа отправилась в путешествие по Волге на теплоходе «Чичерин», который на время съемок поменял имя на «Скрябин». На судне сняли эпизод с рисованием плаката и кражей одного из стульев. В городе Работки сняли сцену преследования концессионеров васюкинскими шахматистами-любителями.
Эта картина и сделала ее знаменитой на весь Советский Союз. И неудивительно, что в день памяти великого мастера комедии Наталья Варлей оказалась в Иркутске. В этом городе Гайдай вырос, окончил школу, отсюда ушел добровольцем на фронт и вернулся с ранением, и начал творческий путь актером драмтеатра. Во время встречи со зрителями актриса общалась со зрителями, пела, читали стихи, а потом рассказала несколько историй со съемочной площадки, связанных с Леонидом Гайдаем. Первая встреча, по словам Варлей, с мастером комедии произошла в далеком 1967 году.
А началось все с того, что юная циркачка Варлей окончила цирковое, она — артистка-эквилибристка снималась на детской киностудии для фильма «Формула радуги». Там-то ее и приметила ассистентка режиссера, которая просто обратила на нее внимание. Позже Наталья получит телеграмму с приглашением посетить Мосфильм, чтобы познакомиться с Гайдаем. В то время была популярна картина «Операция Ы и другие приключения Шурика». Но встретилась я с очень серьезным и даже немного мрачным человеком. Именно таким мне показался Гайдай. Он посмотрел на меня сканирующим взглядом, усадил и начал расспрашивать про цирк, что я люблю, читаю и смотрю. Позже были назначены читка, фотопробы и кинопробы.
Так меня и утвердили на роль Нины в фильме «Кавказская пленница».
В то время он был известен как талантливый автор «Крокодила», писавший миниатюры для лучших эстрадных юмористов — Райкина и Шурова, клоунов Никулина и Попова, а с 1974 года он стоял у истоков киножурнала «Ералаш». Бахнов очень хорошо чувствовал художественную силу визуальной комедии, был большим любителем буффонады, кроме того, они с Гайдаем в тот момент жили на одной улице и хорошо были знакомы. Вместе они составили, возможно, лучший комедийный дуэт 1970-х, писали сюжеты для всех последующих гайдаевских фильмов вплоть до «Спортлото-82». Прежде всего специалистов и киночиновников беспокоила целесообразность съемок фильма, что он должен был сообщить советскому зрителю.
Сохранился отрывок обсуждения сюжета на студии: А. Мачерет Сценарий располагает к тому, чтобы его хвалить. Эта вещь прежде всего веселая. Сценарий лишен того, что мы называем вульгарным социологическим смыслом. Но за этой легкостью и игривостью должен стоять определенный общественный смысл.
Иной раз в сценарии для меня не хватало остроты социальной характеристики. Герои должны быть не только смешны, но и современны с точки зрения современных пороков. Необходимо дать сценарию острый социальный посыл. Хотулев Трудность экранизации этой вещи, на мой взгляд, заключается в том, что необходимо аттракцион слова перевести в аттракцион изображения. Есть опасность, что при экранизации может исчезнуть аромат книги.
Качалова Хоть и говорят, что есть нестареющие вещи, все же они стареют. Я убедилась в этом, перечитывая Ильфа и Петрова. Сценарий я начинала читать с большой тревогой. Слишком памятна нам история с «Золотым теленком». Фильм Швейцера не состоялся.
Гомиашвили Гомиашвили очень обиделся на Гайдая за этот поступок: "Если бы я знал, что Гайдай так поступит, никогда бы не стал сниматься в этом фильме". Гайдай отреагировал на этот выпад актера: "Если бы я знал, что ты такой плохой артист, никогда не снимал бы тебя в своей картине". В итоге между актером и режиссером случился многолетний молчаливый конфликт. Спустя 5 лет Марк Захаров снял еще одну экранизацию "12 стульев" с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым в главных ролях. В день телепремьеры Гайдай и Гомиашвили помирились. Гайдай позвонил актеру и сказал: "Скорее включай телевизор.
Как гайдаевский Остап Бендер на самом деле стал миллионером
С блестящим актерским составом, с репризами, с песнями на все времена!.. Сейчас в это сложно поверить, но, прежде чем пробиться к зрителю, фильм-праздник прошел весьма тернистый путь, и из-за него даже переругались столичные кинематографисты! Все дело в том, что Марк Захаров стал вторым режиссером, который решил экранизировать бессмертный роман Ильфа и Петрова. Первым, на пять лет раньше, был Леонид Гайдай. И когда он узнал, что готовится новая картина, то, конечно, испытал подобие шока. Перед телепремьерой Леонид Иович позвонил своему Бендеру, актеру Арчилу Гомиашвили, и сказал: «Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление». Немудрено, что после такого заявления вся кинематографическая Москва как бы разделилась на два непримиримых лагеря. Одни утверждали, что именно Гайдаю удалось воплотить точный замысел Ильфа и Петрова, а то, что снял Захаров, - всего лишь телевизионная «оперетка».
Другие соответственно придерживались обратного мнения: мол, фильм Гайдая - типичная его комедия, а именно Захарову удалось сохранить авторский текст, авторскую же иронию и смех, порой сквозь слезы... Будто бы предчувствуя конфликт, он сразу объявил, что не собирается снимать фильм в пику Гайдаю. По словам Захарова, он лишь хотел реализовать свое собственное видение знаменитого произведения. И ведь абсолютно знал, чего хотел. Скажем, режиссер не сделал вообще ни одной актерской пробы на роли Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Просто позвал Андрея Миронова и Анатолия Папанова - и баста. Мол, не те люди, которых надо пробовать.
И это уже получилось в пику Гайдаю. Ведь тот тоже примеривался к героям своей «Бриллиантовой руки». Но чем-то они его все же не устроили... Вообще, в те годы снимать Миронова и Папанова было невероятно сложно. Актеры пребывали на пике популярности, их график был расписан буквально по минутам - репетиции, спектакли, кино, телевидение, творческие встречи...
На что режиссер ответил: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, никогда не снимал бы тебя в своей картине». После этой перепалки они не общались несколько лет. А помирила их экранизация от Марка Захарова. В день премьеры режиссер позвонил актеру и сказал: «Включай телевизор.
Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления! Сначала отношения у этих двух именитых актеров были не ахти. Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности — это черствое пирожное и остывший кофе! Изначально песня «Белеет мой парус» даже не присутствовала в фильме. Ее предложил автор текстов Юлий Ким, и она неожиданно стала чуть ли не главной композицией картины. На Лидию Федосееву-Шукшину, которая сыграла мадам Грицацуеву, в одной из сцен падал отнюдь не бутафорский карниз. Актриса старалась удачно выгнуться, чтобы не чувствовать боли за время съемок большого количества дублей. Но режиссера не устроил результат, и актриса похудела еще на 10 кг.
Для Любови Полищук этот фильм стал трамплином на большой экран, но, судя по слухам, цену она за это заплатила немалую. В знаменитой сцене танго с Мироновым , где актер эффектно ронял свою спутницу, Полищук часто падала мимо заготовленных матрасов. Фильм был полностью снят на студии, включая сцены на открытых пространствах. Режиссер был не очень доволен декорациями и называл их «некачественными и фанерными».
Впрочем, Наталья Гурзо, вспоминая о своих пробах, честно признается, что не особо боролась за роль. Поэтому и переживаний от того, что ей предпочли другую актрису, у нее не было.
А вот актер Михаил Пуговкин получил свою роль без проб. Однако перед тем как взяться за работу, он очень долго размышлял, не грешно ли это — осмеивать священнослужителя. Сомнения развеяла его мама, которая справедливо отметила: мол, ты же высмеиваешь всего лишь алчного пастыря, а вовсе не веру… Однако во время работы над картиной актеру пришлось несладко. Сначала Михаил Пуговкин промерз буквально до костей, когда снимали эпизод пребывания отца Федора на скале. Причем, как позже выяснилось, все его мучения оказались напрасны: ощущения высоты в кадре не было. Так что сцену переснимали в павильоне.
И получилось убедительней! Но по-настоящему рисковал актер, когда пришлось раз за разом переснимать сцену, как отец Федор рубит гарнитур генеральши Поповой на берегу моря. Погода стояла, мягко говоря, совсем не курортная, а прибавьте сюда еще и порывистый ветер… Словом, именно в тот день актер заработал себе радикулит. Вот какие жертвы приходится порой приносить во имя искусства! Зачем же стулья ломать? Одними из главных действующих персонажей в фильме являются, собственно, сами стулья.
Так вот, приступив к работе над лентой, выяснилось, что найти по-настоящему интересный материал ну решительно невозможно! Пришлось давать объявление в газету: откликнитесь, владельцы раритетных вещиц! В итоге выяснилось, что в Москве только у одной старушки сохранились настоящие гамбсовские стулья. Только вот продавать их бабулька категорически отказалась. Максимум, на что согласилась, — сфотографировать бесценные предметы мебели. После съемок картины остались нерастерзанными четыре стула.
Леонид Гайдай выкупил их, и они поселились в кабинете у режиссера. Заметная роль. Между прочим, в фильме появился и сам режиссер Леонид Гайдай: он играет архивариуса Варфоломея Коробейникова. А еще — об этом мало кто знает — в фильме «Двенадцать стульев» задействованы… ноги Леонида Гайдая. Дело в том, что у актеров Филиппова и Пуговкина не получался эпизод, когда они, держась каждый со своей стороны за стул, лягают друг друга ногами. После очередного дубля Гайдай, который, как известно, был очень долговязым, и решил снимать свои ноги.
Так что он оставил и такой, весьма неожиданный след в искусстве! Деньги на бочку! Несколько слов о том, сколько получили режиссер и актеры за работу в этой картине. Понятно, что самая большая сумма стояла в гонорарной ведомости напротив фамилии Леонида Гайдая: 7853 рубля, да плюс еще 2000 рублей за сценарий. Никому не известный актер Арчил Гомиашвили получил аж 6120 рублей.
Гайдай уже сильно натерпелся от киноначальства с «Бриллиантовой рукой» и в особенности с «Кавказской пленницей»: руководство обеспокоилось, разглядев в товарище Саахове сатирическую аллюзию на Сталина. Как и многие советские режиссеры в эти годы, Гайдай в 1970-х экранизирует классику: Ильфа и Петрова, Зощенко «Не может быть! Материал литературы позволял избежать лишних вопросов со стороны чиновников во время съемок, хотя бы на время. Но сценарий «12 стульев» Гайдаю давался нелегко. Воплотить на экране уникальный мир книги было непросто, приходилось очень тщательно отбирать сюжеты и комедийные сцены, чтобы они срабатывали в кино, создавали необходимый ритм, смешили и увлекали зрителя.
Юмор Ильфа и Петрова часто проявляется в самой манере их письма, стилистических и языковых играх. Осип Мандельштам называл «12 стульев» «брызжущим весельем памфлетом». Киноязык же многие сатирические нотки уловить не способен, поскольку пользуется совершенно иными средствами воздействия на публику. Гайдай, до этого предпочитавший работать над сценариями своих картин в одиночку, пригласил в этот раз на помощь сатирика Владлена Бахнова. В то время он был известен как талантливый автор «Крокодила», писавший миниатюры для лучших эстрадных юмористов — Райкина и Шурова, клоунов Никулина и Попова, а с 1974 года он стоял у истоков киножурнала «Ералаш». Бахнов очень хорошо чувствовал художественную силу визуальной комедии, был большим любителем буффонады, кроме того, они с Гайдаем в тот момент жили на одной улице и хорошо были знакомы. Вместе они составили, возможно, лучший комедийный дуэт 1970-х, писали сюжеты для всех последующих гайдаевских фильмов вплоть до «Спортлото-82». Прежде всего специалистов и киночиновников беспокоила целесообразность съемок фильма, что он должен был сообщить советскому зрителю. Сохранился отрывок обсуждения сюжета на студии: А. Мачерет Сценарий располагает к тому, чтобы его хвалить.
Эта вещь прежде всего веселая. Сценарий лишен того, что мы называем вульгарным социологическим смыслом. Но за этой легкостью и игривостью должен стоять определенный общественный смысл. Иной раз в сценарии для меня не хватало остроты социальной характеристики.
"Мистические тайны кино": "12 стульев"
Первым снятым на Кавказе эпизодом стала сцена у большой бронзовой фигуры орла. Именно там Остап безжалостно втаптывает в пыль пиджак и шляпу Ипполита Матвеевича и отправляет предводителя дворянства просить милостыню. Это место издавна славится целебными источниками, — рассказывает заведующая научным отделом Пятигорского краеведческого музея Елена Чагаева. Сегодня это признанный символ Кавминвод, хотя и значительно поменявший внешний вид за более чем сотню лет своей истории. По словам специалиста, первого орла часто сравнивали с гербом Царской России и даже с символом Третьего Рейха, хотя сходство с последним было минимальным. Сложные погодные условия не щадили скульптуру, и поэтому ее неоднократно реставрировали. Последний раз в 1973 году — тогда цементного орла заменили на его бронзовую копию. Этот вариант памятника сохранился до наших времен на своем исконном месте — горе Горячей. Конечно же, это совсем не тот орел, которого застали писатели Ильф и Петров и их герои — Киса и Ося — в 1927 году. Фото: mosfilm.
Камеру установили таким образом, чтобы массивный орел закрывал телевизионную вышку на горе Машук, которой в 1927 году быть никак не могло. Без киноляпа все же не обошлось, и современная конструкция попала в кадр — ее можно видеть в сцене переговоров с монтером Мечниковым у Лермонтовской галереи. Как грот Лермонтова сыграл роль Провала Чтобы раздобыть деньги на покупку стульев, Остап устроил торговлю билетами в знаменитый пятигорский Провал , несправедливо названный им «малахитовой лужей». Вход в него расположен на склоне горы Машук, и сегодня на площадке перед ним стоит бронзовая скульптура Остапа собственной персоной. Многочисленные туристы считают своим долгом сфотографироваться рядом с Бендером, при этом почему-то хватают его за нос, из-за чего тот прекрасно отполирован и блестит. Впрочем, режиссер комедии Леонид Гайдай принял решение снимать эту сцену у другой достопримечательности — грота Лермонтова. Снимали грот, хотя не было никакой сложности использовать для этого Провал, — рассказывает директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко. Возможно, причина в периодическом подъеме воды в озере, из-за чего Провал закрывается. Например, так было совсем недавно, пару лет назад.
Также можно предположить, что в 70-х годах, когда снимали «12 стульев», проход к горному озеру мог быть закрыт на реконструкцию. Однако подтверждения этой теории, как и первой, у нас нет. Она предположила, что в 1970 году озеро Провал могло просто не соответствовать атмосфере 20-х годов прошлого века.
Но затем у актёра начался запой. Снимать картину было невозможно.
Разозлённый Гайдай зарёкся когда-нибудь связываться с Высоцким. Актёра сняли с роли. Ждать, пока он вернётся в нормальное состояние, не представлялось возможным. Гайдай стал искать актёра, который заменил бы Высоцкого, и выбрал Арчила Гомиашвили, на тот момент неизвестного российскому зрителю.
Возможно, из-за немаленького гонорара — за один съемочный день Никулин получил 500 рублей. Но из-за этого пришлось искать нового Остапа Бендера. Вообще, поиски актёра на главную роль с самого начала шли не менее мучительно.
Режиссёр предлагал сыграть главную роль даже Муслиму Магомаеву. Гайдай пробовал и Андрея Миронова, но не утвердил. В результате режиссёр было остановил выбор на Александре Белявском. Но рядом с ярким и рельефным Сергеем Филипповым тот смотрелся бледно. Главным в картине получался Киса, а не Бендер. В итоге с Александром Белявским пришлось расстаться. Гайдай даже пробовал пригласить Владимира Высоцкого — с таким Бендером успех картине был бы обеспечен.
Но не сложилось. По одной версии, Высоцкий сорвал первый же съемочный день. По другой — запретило киноначальство. Гомиашвили специально подобрали в пару к Филиппову Фото: кадр из фильма Среди тех, кто пробовался на Бендера, оказался и Олег Басилашвили. Но он сказал, что Остап Бендер должен быть худеньким. Мне казалось, что это не совсем так — он всё-таки атлетически сложенный человек. Но поскольку мне эту роль очень хотелось сыграть, я сбросил килограмм 20.
Правда, в течение приблизительно двух месяцев. Но к тому времени уже был утверждён Арчил Гомиашвили, который эту роль и сыграл. Гомиашвили Гайдай нашёл в одном из провинциальных театров, где тот играл Остапа Бендера на сцене.
Его дублировал другой актер — Юрий Саранцев. Слухи о причинах разнятся: одни говорят, что Гомиашвили был болен, другие — что Гайдая смущал грузинский акцент актера.
Арчил Михайлович был очень обижен на Гайдая за это. Он сказал: «Если бы я знал, что Гайдай так поступит, никогда бы не стал сниматься в этом фильме». На что режиссер ответил: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, никогда не снимал бы тебя в своей картине». После этой перепалки они не общались несколько лет. А помирила их экранизация от Марка Захарова.
В день премьеры режиссер позвонил актеру и сказал: «Включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления! Сначала отношения у этих двух именитых актеров были не ахти. Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности — это черствое пирожное и остывший кофе!
Изначально песня «Белеет мой парус» даже не присутствовала в фильме. Ее предложил автор текстов Юлий Ким, и она неожиданно стала чуть ли не главной композицией картины. На Лидию Федосееву-Шукшину, которая сыграла мадам Грицацуеву, в одной из сцен падал отнюдь не бутафорский карниз. Актриса старалась удачно выгнуться, чтобы не чувствовать боли за время съемок большого количества дублей. Но режиссера не устроил результат, и актриса похудела еще на 10 кг.
17 интересных фактов о Провале в Пятигорске, которые вы могли не знать
Сейчас эту «дорогу в Старгород» украшает памятник. И локация эта в городе одна из самых известных. Кинопроизводство в Рыбинске заняло в 70-м три месяца: с мая по август. Согласно воспоминаниям городских старожилов, с именитой съёмочной командой они сдружились — помогали реквизитом и участвовали в массовке. Небольшая роль досталась и Тутаеву. Второй этап подготовки будущего фильма — кастинг актёров.
Ему хотелось видеть в кадре длинные ноги и более смачные пинки. Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои — очень длинные. И свои ноги его вполне устроили.
Были травмы и на съемках у Захарова. Актриса Любовь Полищук повредила позвоночник — Андрей Миронов должен был уронить ее на матрас во время знойного танго. Но актриса упала на пол. Были и такие актеры, которые сыграли как у Гайдая, так и у Захарова. Сразу четыре артиста. Правда, все-таки разные роли. И наконец, Юрий Медведев у Захарова — председатель тиражной комиссии, у Гайдая — театрал. Известно, что Гайдаю очень не понравилась экранизация Захарова.
Кинокомедию «12 стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие — полным провалом. Споры эти не прекратятся до тех пор, пока фильм показывают по телевидению. Но один факт неоспорим: цитаты из комедии стали крылатыми и навсегда вошли в нашу жизнь. Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения.
Не все тогдашние зрители и критики приняли этот выбор, однако, на мой взгляд, Гомиашвили удалось довольно убедительно войти в образ незабвенного командора авантюры и любимца женщин всех стран и народов. Его партнером стал неподражаемый Сергей Филиппов, казалось, родившейся именно для роли бывшего предводителя провинциального дворянства Кисы Воробьянинова. Бережно сохранив основные перипетии романного сюжета о поисках сокровищ, спрятанных в одном из двенадцати стульев старинного гарнитура, Леонид Гайдай не забыл и о своих «фирменных» эксцентричных трюках и погонях, благо, что Ильф и Петров давали для этого немало оснований. Пригласив на роли второго плана звезд отечественного кинематографа, Гайдай по сути превратил эпизоды с их участием в маленькие бенефисы. Ну, разве забудешь дворника Тихона в исполнении Юрия Никулина?
Или Наталью Крачковскую в роли мадам Грицацуевой? Да и сам Леонид Гайдай блеснул актерским мастерством в маленькой роли хранителя ордеров на проданную мебель… Конечно, по сравнению с Бендером, сыгранным Сергеем Юрским в «Золотом теленке», Бендер Арчила Гомиашвили был лишен обаяния интеллигентности и печальной иронии. Бендер в «12 стульях» Гайдая бодр, оптимистичен, напорист и нахален. Его обаятельная наглость в купе с недюженной изобретательностью и артистичностью прирожденного авантюриста, что называется, «города берет»… Но кто сказал, что «ранний» Бендер должен как две капли воды походить на Бендера «позднего»?
Леонид Гайдай, 1971 г. Перейти в Дзен Следите за нашими новостями в удобном формате Бессмертная комедия Леонида Гайдая до сих пор привлекает пристальное внимание зрителей. Знаменитая комедия «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая, снятая по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова еще в 1971 году, оказывается, грешит тем, что принято называть киноляпом.
Гайдай утвердил на главную роль в «12 стульях» Высоцкого и пожалел об этом
Ему хотелось видеть в кадре длинные ноги и более смачные пинки. Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои — очень длинные. И свои ноги его вполне устроили. Были травмы и на съемках у Захарова. Актриса Любовь Полищук повредила позвоночник — Андрей Миронов должен был уронить ее на матрас во время знойного танго. Но актриса упала на пол. Были и такие актеры, которые сыграли как у Гайдая, так и у Захарова. Сразу четыре артиста. Правда, все-таки разные роли. И наконец, Юрий Медведев у Захарова — председатель тиражной комиссии, у Гайдая — театрал. Известно, что Гайдаю очень не понравилась экранизация Захарова.
Кинокомедию «12 стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие — полным провалом. Споры эти не прекратятся до тех пор, пока фильм показывают по телевидению. Но один факт неоспорим: цитаты из комедии стали крылатыми и навсегда вошли в нашу жизнь. Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения.
Тем не менее работа началась. Но когда было отснято уже около четверти картины, Леонид Гайдай понял, что он не зря верит в приметы. То, что получилось, не нравилось ни ему самому, ни высокому начальству. Слишком положительным был Бендер с лицом Александра Белявского, да к тому же мелковат рядом с Кисой — Сергеем Филипповым. И тут кто-то сказал режиссеру, что в одном провинциальном театре идет спектакль «Золотой теленок», где роль Бендера превосходно играет некий Арчил Гомиашвили. Так молодой актер вытянул свою счастливую карту.
Конечно, тот факт, что в итоге главная роль досталась никому не известному артисту, мало кому понравился. Высокие начальники прямо и косвенно давали понять: уж очень странная у вас кандидатура на роль Остапа Бендера, Леонид Иович! Но Гайдая было уже не переубедить, он считал, что только Гомиашвили сможет создать достоверный образ «великого комбинатора». И на все претензии художественного совета у него был готов убедительный ответ. А так — у нас есть возможность сделать ему какую угодно прическу! Потому как озвучивал эту роль актер Юрий Саранцев. По одной версии, Гомиашвили не смог появиться в студии из-за болезни, по другой — Леонида Гайдая очень смущал грузинский акцент актера. Так или иначе, но сам Гомиашвили посчитал такой поступок режиссера предательским. Гайдай, когда ему передали слова актера, которого он, по сути, сделал знаменитым на весь Союз, не остался в долгу: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, никогда не снимал бы тебя в своей картине». Итог этой перепалки — многолетнее бойкотирование друг друга.
Режиссер и актер при встрече никогда не разговаривали и даже не здоровались. К слову, примирило их только появление на экране другой версии «Двенадцати стульев», которую снял Марк Захаров. По слухам, Леонид Гайдай сам позвонил Гомиашвили и сказал: «Скорее включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления! Даже Юрий Никулин, который уже давно считался «гайдаевским» актером, претендовал на эту роль. Однако Гайдай был непреклонен: он уверял, что только Сергей Филиппов сможет достойно воплотить роль на экране. И это несмотря на то, что в те годы на карьере Филиппова практически поставили жирный крест. Из театра его выгнали из-за чрезмерного увлечения зеленым змием, в кино ролей не было.
Ну, разве забудешь дворника Тихона в исполнении Юрия Никулина? Или Наталью Крачковскую в роли мадам Грицацуевой? Да и сам Леонид Гайдай блеснул актерским мастерством в маленькой роли хранителя ордеров на проданную мебель... Конечно, по сравнению с Бендером, сыгранным Сергеем Юрским в "Золотом теленке", Бендер Арчила Гомиашвили был лишен обаяния интеллигентности и печальной иронии. Бендер в "12 стульях" Гайдая бодр, оптимистичен, напорист и нахален.
Сообщает издание New Inform. Артист исполнял роль Остапа Бендера в фильме "12 стульев". Во многих сценах Гомиашвили пытался показать своего героя с новой стороны и сделать его более живым и человечным, но Гайдай убирал все эти сцены. Действия Леонида Гайдая очень возмущали артиста.