Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов) стал временным управляющим Бакинской епархией вместо умершего архиепископа Бакинского и Азербайджанского Александра (Ищеина), сообщили в Московском патриархате Русской. Николаю Кашурину была вручена Архиерейская грамота от главы Пятигорской и Черкесской епархии – «с благодарностью за труды и в ознаменование 10-летия Пятигорской епархии». О своем назначении на Пятигорскую кафедру владыка Феофилакт говорит:«Я вернулся домой». Сегодня мы молимся о своей Родине, о своей России, о своем доме, в котором радостно живут наши дети, – сказал архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
Новости по теме
- Карачаевские общественники просят сместить архиепископа Феофилакта | Обществo | Кавказ Пост
- Временным главой Бакинской епархии назначен архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
- Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт — Нам нужно слышать ближних
- Встреча с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом - Лента новостей Нальчика
- Осетия: воздух - чистый; страсти - человеческие.: diak_kuraev — LiveJournal
- Меню раздела
Архиепископ Феофилакт молитвенно почтил пророка Илию
Байчоровой, и как раз эти действия руководства республики вызвали возмущение карачаевских общественников. Тем временем Пятигорская и Черкесская епархия продолжает осваивать древние памятники. А в московском церковном руководстве не видят проблемы, называя протестующих «маргинальной группировкой». Так, епископ Савва Тутунов считает, что архиепископ Феофилакт «по своей вовлечённости в жизнь епархии и региона, по своему — говоря светским языком — хорошему контакту с духовенством в частности и людьми в целом представляет собой прекрасный образ русского православного архиерея в Кавказском регионе». Если в 1990-е и начале 2000-х годов православные миссионеры напрямую конфликтовали с местными религиями, как с язычеством в Якутии или шаманистами в Бурятии, то сейчас проблемы другие. Епископ Феофилакт наладил контакты епархии с казачьими станицами и полагает, что церковь должна играть большую роль в обществе. Однако не всех это радует», — добавил Лункин.
Искра для межнациональных конфликтов? Политолог Алексей Малашенко считает происходящее в КЧР проявлениями «неделикатности, недооценки культурного многообразия и одновременно ощущения своего превосходства, первенства в религиозной жизни страны» со стороны РПЦ. Опыт конца XX века показывает, к каким политическим последствиям приводят задетые национальные чувства.
В апреле 2004 назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в том же городе. Для продолжения богословского образования в 2003 поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2007. С декабря 2004 нес послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского.
Настоятель Михайловского храма Новоалександровска и еще в начале СВО попросил направить его на передовую для окормления и духовной поддержки воинов.
Вячеслав Бочаров служил молебны, причащал бойцов и даже проводил крещение в водах Днепра в теплое время года.
В обращении к лауреату была отмечена важная роль в просветительской и воспитательной деятельности Его Высокопреосвященства, усилиями которого реализуются важные проекты, направленные на укрепление ценности семьи и патриотизма среди молодежи. Было отмечено, что благодаря таким наставникам, как Его Высокопресвященство Архиепископ Пятигорский и Черксесский Феофилакт Россия сегодня возвращается к своим исконным корням.
Архиепископ Феофилакт совершил литургию в храме хутора Красный Пахарь
- Благословенный Кавказ – Telegram
- В той же категории
- Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт прибыл в Пятигорск
- Архиепископ Пятигорский Феофилакт посетил православные приходы Туркмении
- За Христом по горной тропе /
- КЧР посетил Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Архиепископ Феофилакт провел богослужения в храмах Бакинской епархии
Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Наша паства в Туркменистане обретает чувство причастности к единому православному миру [Интервью]. Паломнический центр» Новости» Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил рабочую поездку в Патриаршее благочиние в Туркменистане. За богослужением архиепископ Феофилакт совершил поставление во иподиакона чтеца Кирилла Хлынова и диаконскую хиротонию выпускника Санкт-Петербургских духовных школ Максима Галумова. Архиепи́скоп Феофила́кт — архиерей Русской православной церкви, архиепископ Пятигорский и Черкесский, управляющий приходами Патриаршего благочиния. В этом номере журнала нашим собеседником станет Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт удостоен высокой государственной награды
Но если ты понимаешь, что идешь след в след за Тем, Кто Свой Крест несет перед тобой, если ты попадаешь в Его следы, то тебе уже чуть легче. Вот, видите, опять я возвращаюсь к своему кавказскому происхождению, к опыту жизни в горах. Когда ты идешь по тропе след в след, ты идешь уже довольно уверенно, не так, как шел бы, если бы впереди не было никого. Первому на горной тропе всегда приходится рисковать больше, чем тому, кто идет следом.
Идя за Христом, ты не рискуешь, главное — только не сбиваться с Его следа. И с каким бы крестом ты ни шел — это может быть крест твоего одиночества, или неустроенности в жизни, или болезни, или несправедливости, или ответственности — этот крест ты можешь вынести только при условии, что следуешь за Христом. Крест — не только знак страдания, скорби, это знак надежды.
Это такая веха на горизонте: когда ты стремишься к ней, когда ты все свои силы туда устремляешь, то жизнь расширяется до этого горизонта. А когда ты смотришь себе под ноги или, что еще страшнее, бесконечно рассматриваешь самого себя, тогда твоя жизнь действительно станет тяжелой, ноша — невыносимой. А бывает ли у Вас так, что нет сил благодарить, нет сил преодолеть душевную боль, тягость?
Вам действительно всегда удается начать молитву с благодарности? Мы вообще так устроены, мне кажется, что стоит только начать — и дальше все продолжается. Конечно, я имею в виду — когда что-то доброе начинаешь.
К сожалению, и злое имеет такое же свойство, но тогда нужно просто понять, что пора остановиться. Хотя бы на краткое время остановиться, и твое движение в сторону зла сразу замедлится. Вот и здесь так же.
Да, бывают разные обстоятельства, но, если ты всегда готов искренне, от сердца сказать: «Слава Богу за все», ты правильно ориентирован. Святитель Иоанн Златоуст говорил: поставь Христа на главное место в своей жизни, и всё остальное встанет на свои места. Когда все вокруг тебя сдвигается с места и начинает вращаться, нужно идти к центру.
Чем ближе к центру, тем меньше штормит, а в самом центре вообще прекращается шторм — там тишина и ее Начальник — Христос. Но, чтобы это сделать, нужно знать дорогу к центру, нужно как-то ее для себя найти. Хотя он бывает разным, этот позывной, бывает и через слезы, и через надрывный крик, но все равно — слава Тебе, Господи!
Во-вторых, с Бештаугорским Второ-Афонским монастырем для меня очень многое связано. Он восстанавливается на месте утерянного монастыря, который существовал еще в IX веке, потом, после падения Византии, свое существование прекратил, в начале ХХ века был возрожден русскими монахами, переселившимися на Кавказ с Афона, а в 1927 году закрыт и разрушен. Я всегда помнил и хорошо знал, что монастыри не открываются, нет, монастыри основываются.
И, когда я еще был священником этой епархии, мне хотелось, чтобы кто-то у нас стал вот именно таким основателем монастыря — не в смысле только лишь строительных работ и внутреннего обустройства, а в смысле именно духовного основания. И, когда я был назначен сюда уже как архиерей, я сразу вспомнил все тогдашние свои надежды. И, наверное, не случайно вспомнил, а воля Божия была такова: пришло время эти надежды исполнить.
И сейчас, когда я стал правящим архиереем, мой выбор связан с внутренним, правильным желанием жить здесь и сделать это своим домом, именно домом, а не местом службы. Монастырь — это же естественная среда, во всяком случае, для меня, таково мое внутреннее устройство. Я здесь свободен, я чувствую себя счастливым человеком.
Вы знаете, наверное, любой монах остается бездомным, пока не достигнет приюта небесного. Но вот этот временный приют стал для меня самым надежным. Здесь уже многие потрудились, здесь сложились традиции, и очень хотелось бы, чтоб они продолжались.
Знание того, что ты живешь в обители под Покровом Пречистой Богородицы, которая каждым монахом особо любима, — это вдохновляет и дает большие внутренние надежды. Ты знаешь, что это Ее дом и что ты не один. Георгиевский храм на горе Шоана — Очень хочется спросить о принципах Вашей работы именно как правящего архиерея.
Я слышала, что, если Вы бываете вынуждены сместить священника, перевести на другой приход, Вы едете на этот приход, встречаетесь там с прихожанами и объясняете им, почему. Это так? Тогда я действительно прошу духовника и наш епархиальный суд, которому предстоит разобраться в произошедшем, пообщаться и с этим священником, и с прихожанами.
Ну и, конечно же, сам еду на приход, чтобы там уже всё почувствовать, услышать и увидеть. Это помогает принять правильное решение и дает возможность поддержать людей, для которых расставание со священником болезненно. Поддержка людям особенно нужна в тех случаях, когда расставание связано не с конфликтом и не с тем, что священник чем-то себя скомпрометировал, а когда священник хороший, замечательный, но он просто нужен где-то в другом месте, например там, где приход остался без настоятеля.
Недавно был у нас такой случай: пришлось переводить батюшку, а на старом месте у него замечательный дружный приход, люди его очень любят. Я сказал им: «Батюшке вручается новое послушание, а вам спасибо за то, что он смог таким стать — благодаря в том числе и вашей любви, вашей поддержке, вашей церковной общине». Потому что ведь не только священник людям помогает, но и люди помогают священнику быть настоящим пастырем, хорошим, внимательным, отзывчивым человеком.
Это как в семье: не могут быть дети счастливы отдельно от родителей, счастливы они могут быть только вместе, только взаимно делая друг друга счастливыми. И конечно, я всегда разговариваю с самим священником, которому предстоит перевод, часто переезд. Спрашиваю: «Что Вы сами думаете об этом, как отнесется к этому Ваша семья?
Прошу: «Поговорите с супругой, с детьми, спросите, не слишком ли тяжело это им будет». Потому что батюшка — это не только батюшка, это еще и его семья. Переезд — это всегда и вопросы, связанные с обустройством семьи, с условиями ее жизни, с учебой детей.
Ну и, конечно, матушку, жену священника, тоже приглашаю, с ней говорю о новом послушании ее супруга. Стараюсь внезапностью никого не ошеломлять, а обсуждать, проговаривать все вопросы и помогать семье священника. Ну, слава Богу, пока удается делать наименьшее количество ошибок при перемещении священнослужителей.
Бог весть, как оно дальше будет, но, как мне кажется, пока это помогает сохранять мир. Это очень важно, ведь епархия — тоже наша большая семья. Многие наши юные прихожане уже стали священниками: я их рукоположил, у них замечательные семьи, я крестил их детей, это целая, можно сказать, отдельная история жизни.
Да, жизнь там другая, непохожая на нашу, российскую. И Вы знаете, Туркменистан очень многим вещам на самом деле учит.
Завершилась встреча торжественным моментом. Николаю Кашурину была вручена Архиерейская грамота от главы Пятигорской и Черкесской епархии — «с благодарностью за труды и в ознаменование 10-летия Пятигорской епархии».
Николай Иванович от души поблагодарил архиепископа Феофилакта за столь высокую оценку, подчеркнув, что считает для себя честью и долгом продолжать служить во благо своей малой родины, любимого города Пятигорска и сограждан.
Вашими силами делается все возможное для распространения православия среди местного населения. В сей торжественный день молитвенно желаю Вам, дорогой владыка, жизненной радости и благоденствия, «принося плод во всяком деле благом…» Кол 1:10! С братской любовью о Господе, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
В 1992 по рекомендации настоятеля Михайло-Архангельского храма города Грозного протоиерея Петра Нецветаева, где на протяжении 5-ти лет нес алтарно-клиросное послушание, поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию. В 1996 окончил Ставропольскую духовную семинарию и был назначен настоятелем строящегося храма в поселок Рыздвяный, Ставропольского края. В 2000 году поступил в Институт дружбы народов Кавказа г.
Архиепископ Феофилакт провел богослужения в храмах Бакинской епархии
Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Наша паства в Туркменистане обретает чувство причастности к единому православному миру [Интервью]. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, временно управляющий Бакинской епархией, совершил очередной архипастырский визит в столицу Азербайджана. Сегодня мы молимся о своей Родине, о своей России, о своем доме, в котором радостно живут наши дети, – сказал архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. На малом входе архиепископ Феофилакт вручил награды духовенству ко дню Святой Пасхи Права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш» удостоен протоиерей Сергий Дмитриенко. Феофилакт, Архиепископ Пятигорский и Черкесский. В 2021 и 2022 годах по благословлению Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Феофилакт возглавлял престольные торжества храма.
Архиепископ Амвросий совершил визит в Пятигорскую и Черкесскую епархию
Конгресс карачаевского народа обратился к патриарху Кириллу с просьбой сместить архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта (Курьянова). На эти и другие вопросы ответил Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в программе Владимира Легойды "Парсуна". отметил Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
Архиепископ Амвросий совершил визит в Пятигорскую и Черкесскую епархию
С братской любовью о Господе, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской митрополии обязательна. Другие материалы за день.
Архиерею сослужили секретарь Бакинского епархиального управления архимандрит Алексий Никоноров и духовенство Пятигорской епархии. С Архипастырем помолились жители города и гости курорта.
Ежегодно в день памяти апостола Варфоломея на место, где он претерпел кончину, приносится ковчег с частицей его мощей. Поклониться святыне и испросить заступничества апостола Варфоломея приходят верующие жители Азербайджана. Митрополиту Кириллу и архиепископу Феофилакту сослужили клирики Казанской и Бакинской епархий. После молебного пения глава Татарстанской митрополии ответил на вопросы представителей СМИ. Владыка рассказал о подвиге апостола Варфоломея, о его предстательстве за верующих, которые обращаются к нему в молитвах: Христианство распространено по лицу всей земли, но не в каждом уголке земного шара побывали апостолы Христовы. Апостол Варфоломей по преданию пострадал именно здесь.
Здесь он проповедовал Святое Евангелие, проповедовал Христа. Апостол Варфоломей понёс подвиг распространения подлинной веры в Единого Бога. Будучи простым рыбаком, он жил на берегах Галилейского озера. Сюда пришёл он пешком, проповедовал и остался верен Христу несмотря ни на что.
В попытках придания облика современной практики верования, прихожанами была нарушена аутентичность древнего Чууанинского храма: дилетантскими кустарными методами поналепили постройки, которые буквально уродуют сам комплекс, внутри храма копоть от свечей и мусор, которые оставляют посетители», — рассказали авторы обращения. Происходящее они считают разжиганием розни. Негоже священнику быть причиной обоснованного и справедливого недовольства в местности, в которую он направлен как пастырь, попытками рейдерского захвата чужой собственности», — отмечено в документе. Древние аланские храмы Карачаево-Черкесии не находятся в ведении РПЦ — акцентируют внимание подписанты - и являются исторической основой культурного наследия карачаево-балкарского народа. В итоге последовали просьбы к патриарху отозвать архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, действия которого влекут разрушение храмов, являющихся древними памятниками культурного наследия федерального и мирового значения.
Также они выражают мнение, что архиепископу Пятигорскому и Черкесскому целесообразно направиться в Магадан. На наш взгляд, претензии не имеют никаких оснований. Богослужения в древних храмах совершаются с 1989 года в соответствии с действующим законодательством и обязательно с разрешения ответственных представителей собственника, которым является КЧР. Подчеркну, что никаких претензий от представителей собственника мы не получали», — сообщил пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин. Он выразил мнение, что храмы — достояние всех христиан, вне зависимости от национальности. Они являются достоянием мирового христианства и святыней для всех верующих, независимо от национальной принадлежности. Святыни мирового уровня не могут быть приватизированы», — подчеркнул собеседник. К сожалению, денег на их правильную реставрацию нет ни у кого. И верующих не меньше, чем представителей карачаевского народа волнует состояние храмов и их реставрация.
Научная реставрация памятников стоит дорого и недоступна ни епархии, ни республике, поэтому и возникают подобные проблемы», — рассказал представитель епархии. Не допустить конфликта Религиовед Олег Петренко напомнил, что «аланская проблема» давно вызывает споры на Кавказе. Поэтому некоторым представителям карачаево-балкарского народа кажется, что, если в аланских храмах будут вестись христианские службы, это «сыграет на руку» осетинам в этом споре.
Актуальная тема — 17 октября. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Домик паломника Архиепископ Феофилакт совершил Литургию в поселке Зеленогорском 10 июня 2023 года в День отдания праздника Пятидесятницы Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную Литургию в Покровском храме поселка Зеленогорский города Кисловодска. Архиерею сослужили благочинный Кисловодского округа протоиерей Иоанн Знаменский и настоятель храма протоиерей Вадим Степанов. На богослужении молились жители поселка, строители храма и паломники.
В 2000 году поступил в Институт Дружбы народов Кавказа в городе Ставрополе , который окончил в 2004 году по специальности « Психология ». В апреле 2001 года был возведён в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем Никольского храма города Изобильного.
В 2003 году для продолжения духовного образования он поступил на заочное отделение Московской духовной академии окончил в 2007 году. В апреле 2004 года назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в городе Изобильном. С декабря 2004 года нёс послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского.
В 2000 году поступил в Институт дружбы народов Кавказа г. Ставрополь , который окончил в 2004 по специальности «Психология». В апреле 2001 возведен в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем Свято-Никольского храма г. В апреле 2004 назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в том же городе.
Храм был разрушен, сохранился лишь фундамент. Ежегодно в день памяти апостола Варфоломея на место, где он претерпел кончину, приносится ковчег с частицей его мощей. Поклониться святыне и испросить заступничества апостола Варфоломея приходят верующие жители Азербайджана. Митрополиту Кириллу и архиепископу Феофилакту сослужили клирики Казанской и Бакинской епархий. После молебного пения глава Татарстанской митрополии ответил на вопросы представителей СМИ. Владыка рассказал о подвиге апостола Варфоломея, о его предстательстве за верующих, которые обращаются к нему в молитвах: Христианство распространено по лицу всей земли, но не в каждом уголке земного шара побывали апостолы Христовы. Апостол Варфоломей по преданию пострадал именно здесь. Здесь он проповедовал Святое Евангелие, проповедовал Христа. Апостол Варфоломей понёс подвиг распространения подлинной веры в Единого Бога.
Новости патриархии
Баку Инна Баширова. Также состоялся концерт духовной музыки. В мероприятии, организованном Бакинской епархией совместно с Русским домом, приняли участие сотрудники Посольства Российской Федерации в Азербайджанской Республике и Посольства Республики Беларусь в Азербайджанской Республике, представители общественности, жители и гости города. Присутствующие почтили минутой молчания погибших в результате террористического акта в подмосковном Красногорске, в исполнении хора прозвучала «Вечная память». По материалам сайта Бакинской епархии Патриархия.
Муфтий Мухаммад Рахимов радушно встретил гостя и провёл экскурсию по Исламскому комплексу Пятигорска. Феофилакт поблагодарил муфтия за столь содержательную экскурсию и в большей степени был поражен зеркальным куполом внутри мечети. В 1991 окончил там же среднюю школу. В 1992 по рекомендации настоятеля Михайло-Архангельского храма города Грозного протоиерея Петра Нецветаева, где на протяжении 5-ти лет нес алтарно-клиросное послушание, поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию.
И вот здесь намного сложней. Не потому, что тебе нужно что-то с себя снять, а потому, что тебе нужно дать возможность или, правильней сказать, дать право человеку самому с себя что-то снять.
Не заставить его, а именно предоставить ему это право. Предоставить право согласиться с тем, что он был неправ. И не делать это право частью своей победы: ну чтоя, мол, доказал тебе, вот вы говорили… Нет. Это лишь только доставить право быть человеком. Владыка, вот вы сказали: «Далеко за примерами ходить не приходится». Я вот как раз хотел от радости перейти к такой, может быть, не очень радости. Вот Сергей Фудель написал знаменитые свои строчки про темного двойника Церкви, про то, что в Церкви связано именно с человеческим — с человеческой похотью, страстями, со злобой. Это тоже есть в церковной жизни. И вот об этом чаще, может быть, говорят внешние. Но понятно, что люди, живущие в Церкви, они, наверное, лучше знают и больше этого видят.
Тем более священники. Тем более архиереи. Вот вы, когда сталкиваетесь с этим темным двойником Церкви, как вы считаете — это испытание веры? И как вообще человеку реагировать на то, что он видит? Вместе с человеком удивляться. Вместе с человеком, который увидел, услышал, почувствовал что-то, вместе с ним разделить его тревогу, его надежду, его непонимание. Не говорить ему: ты просто неправ. Действительно, от человека падает иногда тень. Вот об этом мы уже сегодня говорили. И с этими тенями не так-то просто бороться.
Но для того, чтобы она становилась короче, нужно свет подымать выше — и все. Нужно этот свет подымать вместе: ну давай мы вместе что-то попытаемся поменять в этой ситуации настолько, насколько мы сможем. Но самое главное — побеждая зло добром, самому не стать побежденным злом, как говорит святой апостол. Вот очень важно, чтобы эта твоя борьба со злом не начала тобой владеть и ты сам не превратился в это состояние… этой раздраженности, этого зла. Любить людей и ненавидеть грех. И подымать свет повыше. Вы сказали, правда, имея в виду ситуацию на Кавказе, но такой общий тезис, очень интересный, вы сказали: любая провокация — это испытание веры». Применительно, видимо, к конкретным ситуациям. Так вот, у меня вопрос такой. А как все-таки, если это провокация — не просто какой-то вопрос, о чем мы сейчас поговорили, а именно провокация — как отвечать на провокацию, или не отвечать, как сейчас, знаете, говорят в социальных сетях: не кормить тролля, да?
Вот как — отвечать на провокацию? И как это испытание пройти? Владимир Романович, вы знаете, наверное, какого-то уникального я для себя не нашел ответа на этот вопрос. Потому что каждый раз не могу понять до конца быть уверенным в том, что я сейчас не обращаю на это внимание — это правильно, или, наоборот, в том, что я обратил на это внимание, — это правильно? Трудно, наверное, как-то сказать, какое должно быть мерило. Но в любом случае всегда, когда я об этом задумываюсь и когда кто-то откровенно провокативно ведет себя — у нас, к сожалению, нередки такие случаи, особенно на Кавказе, связанные с разными историческими наследиями, — так вот, я всегда представляю себя перед Ним: Господи, ну моя главная задача —защитить наши пусть это никого не удивит с Тобой отношения, мне главное — остаться человеком. Ну не в том смысле, как о тебе скажут и что подумают. А в том смысле, как моя молитва, общение с Ним не изменятся после того что я сделаю. И для меня это главней. И если я сейчас считаю, что сейчас нужно именно взяться за молитву, а не за телевизионную камеру и не организовать пресс-конференцию, а пойти послужить молебен, то я пойду служить молебен.
Владыка, а знаете, вы вот сейчас это когда говорили, я вдруг вспомнил — по-моему, это в каком-то древнем патерике, — когда какого-то подвижника, старца, вот его поносили, о нем говорят, что он там блудник и все. И он все время говорил: «Да, да, вот я грешен, грешен». И он со всем соглашался. Пока не дошло до обвинений в ереси. Сказали вот: «Еретик», он сказал: «Нет. Веру никогда не предавал. И у меня две мысли возникло. Очень интересно вы сказали, что бывают ситуации, когда, правильно я вас понимаю, что даже клевещут, но вы не собираетесь немедленно собирать всех знакомых журналистов и опровергать, а просто идете молиться — правильно? Совершенно верно. А вот если древний подвижник, если я ничего не путаю, но, по-моему, там был единственное — это когда вот обвинение в ереси терпеть нельзя.
А у вас есть какие-то вещи, когда вот, ну не знаю, это, может быть, касается не вас лично, а монастыря или еще чего-то, когда вы все-таки выйдете под камеры и что-то объясните, ну или благословите кого-то? Или это от ситуации все равно зависит? Это всегда зависит от ситуации. От ситуации. Самое главное, конечно, невозможно не согласиться с древним патериком. Ведь самое важное, когда, если дискуссия переходит в область веры и речь идет о вероучительных истинах, речь идет об истинности богопочитания, иконопочитания, истинности, святости храма, здесь, конечно, молчать нельзя. Речь идет о том, что является присутствием Божием в нашей жизни — видимым, осязаемым. И вот к этому, к тому, что можно осязать, нужно относиться всегда с трепетом. И здесь об этом, во всяком случае, нужно сказать. Но ведь можно сказать по-разному.
Ну можно выйти, сказать: вы тут такие-растакие… Да, сякие, а мы хорошие. А что, не так? А на самом деле ведь можно вообще сказать о том, почему тебе это больно. Вот и сказать, мне тут говорят некоторые: вы знаете, вот вы можете — или не можете — в этом храме молиться». А я на это отвечаю очень просто: «А я не могу своей совести приказать мимо храма пройти и не помолиться в нем. Ну не могу». Ну никакой закон, никакие договоренности, никакие положения музейных сообществ не могут меня заставить пройти мимо святыни и не помолиться в этой святыне, около этой святыни. Уж простите, но не слушается меня моя душа. И тогда, может быть, у человека появится другой аргумент. Может быть, он наконец-таки перестанет подозревать умысел...
Да, да, да. И какие-то и слабые, и сильные стороны, но — человеческие. Есть такая шутка, что из обычных, простых людей спасается каждый второй, а из архиереев — каждый сотый. Это плохая шутка? Это первый вопрос. И вообще, как жить вот с такой ответственностью наследника апостолов — это дает большую надежду или это неправильно поставленный вопрос? Владимир Романович, не знаю, кто там посмеется и где мы окажемся. Спасение, оно ведь, естественно, не безусловно от твоего положения. Оно в прямой зависимости от твоего отношения к людям. Ведь все то, что происходит в моей надежде, как архиерея, по отношению к другим людям, — это проекция того, как бы я хотел вот реально, чтобы со мной однажды произошло.
Это такие дела впрок. Однажды они мне понадобятся. Вот это то, что ты откладываешь на будущее. Не могу сказать, что стало как-то легче. Вот я помню себя священником очень хорошо, когда сложная ситуация, ну, не знаю, что делать. Ну есть же всегда звонок другу. А я позвоню владыке и спрошу у него. Да, да, да, как благословят. А здесь ты понимаешь, что позвонить ты уже никому не можешь. Не потому, что друзей нет.
Вот, слава Богу, очень много друзей, и архиереев. Но потому, что нужно решение принять тебе самому. И однажды я спрашивал духовника: «Как поступить вот с этим священником в этой ситуации? И это помогло сохранить надежду, что эта ситуация будет разрешена лучшим способом, насколько это возможно. Владыка, ну то есть все-таки у вас остается звонок другу, точнее звонок духовнику. А были у вас ситуации, когда вы звонили, спрашивали совета, а потом не получалось это благословение духовника исполнить, вот уже когда вы стали архиереем? То есть и когда вы не могли исполнить то благословение, которое дал духовник? Да, да, конечно. И потом приходилось об этом тоже говорить. Ну естественно: «Простите, я это не смог сделать».
Без объяснений. Если спросят — почему, тогда объясняю. А не спросят, так и останусь виноватым. Ну а как же говорят: Вот если ты не готов следовать, вот если ты не готов любое благословение принять, то ты и не спрашивай. А что спрашивать-то. Не получается все равно? Вы знаете, нет, не получается. Не всегда получается. Честно, как есть — ну не всегда. Это означает, что вот эта виноватость неполучившегося, она, конечно… ну я же понимаю, почему это не получилось, ну я же понимаю, что тут я себя очень много добавил, вот в этот рецепт спасения слишком много я добавил себя.
А поэтому он почти несъедобный стал. Вот поэтому вышло все так, как вышло. Ну надо всё заново начинать … делать салат. Владыка, а вот еще один, если позволите, личный такой вопрос, связанный вот с радостью и с ее, точнее с ее отсутствием. А вот чувство, когда кажется, что надежды нет, вот такое, то, что иногда называют богооставленностью, оно вам знакомо? А что вы делаете, когда вот?.. Такое было на войне, в Грозном, когда вокруг все было очень безнадежно. И прислушивался: вот, вот заговорит… Ну и услышал потом. Слава Богу, все хорошо. Ну хорошо в том смысле, что, слава Богу, и война закончилась, и многие люди поменялись.
Печально, что многие друзья там навсегда остались. Но это молчание, оно не… это не бессилие. Это не тогда, когда ты уже ничего не можешь сделать. Это как раз то последнее, что ты можешь сделать. Ждать, очень трепетно ждать, пока Он ответит. Не перебивать Его молчание. Потому что оно не от того, что Он ничего не хочет или не готов сказать, а от того, что просто нужно мое состояние, чтобы я услышал. Он говорил, несомненно Он говорил, но я не слышал ведь ничего. Эти погромы, бомбежки, знаете, рейды, чистки и все прочее — просто не слышал за шумом всего, этих страхов, ужасов, что Он говорил. А потом все стало на свои места.
Владыка, хочу вас спросить о монастырях. Вот монастыри в истории Церкви нашей, они всегда давали человеку какую-то надежду. И может быть, в каждое время — свою какую-то надежду. Оптина пустынь в XIX веке, — это вот надежда для всех. Люди приходили, получали ответы на свои вопросы — от Толстого и Достоевского до простых. А вот в современной, сегодня в русской Церкви монастыри для вас прежде всего какую дают надежду, или, может быть, должны давать надежду? Тебя там послушают. Вот там ты точно нужен. И вы знаете… Как, вы имеете в виду — кого послушают, любого человека? Любого человека.
И вы знаете, мне кажется, что это так глубоко вложено во всех нас — в русских, славян, православных: ну там то уж точно тебя не выгонят. Недавно — расскажу такую смешную, если можно, историю — один какой-то молодой парень приехал на мотоцикле в наш монастырь, сделал селфи, фото. Все как положено. Разместил это в социальной сети с хештегом, который у нас на заборе монастыря указан, мол: отмечайте, это интересно. И пишет: «Все, ухожу в монастырь».
После литургии Владыка возглавил крестный ход, совершил славление пророка Илии и обратился к верующим с проповедью.
Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил рабочую поездку в Патриаршее благочиние в Туркменистане.
Архиепископ Феофилакт вручил медали «За труды на благо Пятигорской епархии» III степени секретарю Архиерейского Совета Ставропольской митрополии протоиерею Иоанну Моздору, секретарю Георгиевского епархиального управления протоиерею Анатолию Маршалкину. За богослужением архиепископ Феофилакт совершил поставление во иподиакона чтеца Кирилла Хлынова и диаконскую хиротонию выпускника Санкт-Петербургских духовных школ Максима Галумова. 10 сентября 2023 года архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт навестил протоиерея Анатолия Роткина. Владыка, когда шесть лет назад вы прибыли в возрождённую Пятигорскую епархию, сразу стали называть Кавказ благословенным. Главная > Новости > Архиепископу Пятигорскому и Черкесскому Феофилакту вручена Международная премия имени Великого князя Сергея Александровича.
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт встретился со студентами КБГУ
На эти и другие вопросы ответил Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в программе Владимира Легойды "Парсуна". ↑ Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт назначен временно управляющим Владикавказской епархией Архивировано 15 марта 2016 года. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт наградил победителей епархиального конкурса «Фотолетопись Благословенного Кавказа». 22 ноября 2023 года, в день памяти иконы Божией Матери «Скоропослушница» архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию.