А благодаря венгерской операции, в руководство СССР смог пробраться Ю. Андропов, ставший одной из ключевых фигур в процессе разрушения Советского Союза, так как впоследствии он сам возглавил КГБ и лично руководил кадровой политикой, приведшей во власть.
Комитет государственной безопасности СССР
60 лет КГБ СССР: visualhistory — LiveJournal | С днем погранвойск кгб ссср открытки. Открытка к дню кгб. |
Советский союз кгб | Сегодня отмечается 70-летие со дня основания Комитета государственной безопасности (КГБ). |
К 100 - летию органов ВЧК-КГБ-ФСБ. Экскурс в прошлое
То самое, 5-е управление... Андропов, в структуре КГБ были образованы специализированные подразделения по борьбе с идеологическими диверсиями иностранных государств. Хотя сам по себе этот термин представляется недостаточно четким, и речь, по сути дела, шла и идет о политических диверсиях, нередко облачавшихся в «деполитизированную» форму «идеологических» дискуссий и исканий. В то же время, на наш взгляд, нельзя согласиться со следующим утверждением Р.
Медведева о том, что «понятие «идеологическая диверсия» с трудом поддается или не поддается вовсе однозначному определению». Тем более, что сам же он далее признает, что «в юридической литературе и комментариях к Уголовному кодексу РСФСР можно было прочесть следующее: «Идеологическая диверсия — это такие способы воздействия на сознание и чувства людей, которые направлены на подрыв, компрометирование и ослабление влияния коммунистической идеологии, на ослабление или раскол революционного и национально-освободительных движений и социалистического строя и осуществляются с использованием клеветнических, фальсифицированных или тенденциозно подобранных материалов как легальными, так и нелегальными путями с целью причинения идеологического ущерба» См. Идеологическая диверсия — оружие империализма.
Следует отметить, что зарубежными теоретиками скрытого противоборства и разведывательно-подрывного воздействия на Советский Союз идеологическая диверсия рассматривалась не только как составная часть «психологической войны», но и как важнейший инструмент реализации политики «холодной войны», нацеленной на достижение победы над геополитическим противником. По нашему мнению, идеологические диверсии представляют собой подрывные акции в сфере политических отношений, осуществляемые методами и силами спецслужб иностранных государств. Это — система взаимосвязанных и взаимоподчиненных разведывательно-подрывных, политических, пропагандистских и иных действий одного государства направленных против национальных интересов и целей другого государства, на дискредитацию его политики как внутри собственной страны, так и за рубежом.
Причем в их реализации принимают участие не только спецслужбы, но различные иные государственные органы и неправительственные организации. Тактическими целями идеологических диверсий является создание внутриполитических трудностей, сужение социальной базы поддержки политики правительства, а стратегическими — изменение «неугодного» политического курса государства — объекта воздействия. В этой связи идеологические диверсии — их даже правильнее было бы назвать политическими диверсиями, — являются прямым, а подчас и грубым вмешательством во внутренние дела другого суверенного государства.
В том числе с использованием запрещенных международным правом методов — сотрудников и агентов спецслужб, наемников, материального стимулирования радикальных оппозиционных сил, прибегающих к насильственным методам, банального подкупа и тому подобных. Впрочем, я не призываю на слово верить в справедливость всего сказанного. И любой читатель может попытаться опровергнуть сказанное, но для этого нужны аргументы, факты и знания.
Ведь, как говорили римляне, ignjrantum non argumentum est, то есть незнание не есть аргумент. Однако, сознательно не вдаваясь далее в углубленное исследование вопроса о назначении и сущности, структуре и аппарате осуществления идеологических диверсий, что неизбежно увело бы нас далеко в сторону от рассматриваемого предмета, остановимся лишь на истории образования и деятельности пятых подразделений органов КГБ СССР. Поскольку история, назначение и деятельность 5 управления КГБ СССР вызывала да, по-видимому, и поныне вызывает значительный общественный интерес.
Попытаемся расказать объективно, как рекомендовал основоположник римской исторической науки Тацит, «без гнева и пристрастия», не вдаваясь в излишнюю полемику по поводу некоторых из высказывавшихся в печати точек зрения по этому вопросу. Предоставляя в то же время читателю право и возможность самому делать выводы из приводимых фактов. В записке в ЦК КПСС с обоснованием целесообразности образования самостоятельного управления по борьбе с идеологическими диверсиями противника от 3 июля 1967г.
Андроповым подчеркивалось: «Имеющиеся в Комитете государственной безопасности материалы свидетельствуют о том, что реакционные силы империалистического лагеря, возглавляемые правящими кругами США, постоянно наращивают свои усилия в плане активизации подрывных действий против Советского Союза. При этом одним из важнейших элементов общей системы борьбы с коммунизмом они считают психологическую войну... Замышляемые операции на идеологическом фронте противник стремится переносить непосредственно на территорию СССР, ставя целью не только идейное разложение советского общества, но и создание условий для приобретения у нас в стране источников получения политической информации.
В 1965 — 1966гг. В Москве, Ленинграде и некоторых других местах разоблачены антисоветские группы, участники которых в так называемых программных документах декларировали идеи политической реставрации... Под влиянием чуждой нам идеологии у некоторой части политически незрелых советских граждан, особенно из числа интеллигенции и молодежи, формируются настроения аполитичности и нигилизма, чем могут пользоваться не только заведомо антисоветские элементы, но также политические болтуны и демагоги, толкая таких людей на политически вредные действия...
В этой связи в цитировавшейся записке предлагалось создать в центральном аппарате КГБ самостоятельное управление пятое , возложив на него функции: — организации работы по выявлению и изучению процессов, могущих быть использованными противником в целях идеологической диверсии; — выявления и пресечения враждебной деятельности антисоветских, националистических и церковно-сектантских элементов, а также предотвращения совместно с органами МООП массовых беспорядков[3]; — разработки в контакте с разведкой идеологических центров противника, антисоветских эмигрантских и националистических организаций за рубежом; — организации контрразведывательной работы среди иностранных студентов, обучающихся в СССР, а также по иностранным делегациям и коллективам, въезжающим в СССР по линии Министерства культуры и творческих организаций. В решении Коллегии основное внимание обращается на своевременное разоблачение и срыв враждебных происков империалистических государств, их разведок, антисоветских центров за рубежом в области идеологической борьбы против Советского государства, а также на изучение нездоровых явлений среди отдельных слоев населения нашей страны, которые могут быть использованы противником в подрывных целях... Коллегия исходила из того, что результатом профилактической работы должно быть предупреждение преступлений, перевоспитание человека, устранение причин, порождающих политически вредные проявления.
Задачи борьбы против идеологической диверсии противника будут решаться в тесном контакте с партийными органами в центре и на местах, под их непосредственным руководством и контролем»[4]. Как вспоминал Ф. Бобков, один из главных руководителей 5-го управления, поясняя ему задачи создаваемого подразделения КГБ, Андропов подчеркивал, что чекисты должны знать планы и методы работы противника, «видеть процессы, происходящие в стране, знать настроения людей...
Необходимо постоянно сопоставлять данные контрразведки относительно замыслов противника и его действий в нашей стране с данными о реальных процессах, которые у нас происходят. Такого сопоставления до сих пор никто не делал: никому не хотелось брать на себя неблагодарную задачу — информировать руководство об опасностях, таящихся не только в строго засекреченных, но и в открытых пропагандистских акциях противника»[5]. На наш взгляд, наиболее полное и адекватное представление о задачах деятельности и назначении нового упраления КГБ дает ряд выступлений Андропова перед чекистскими аудиториями.
Так, 23 октября 1968г. В своем стремлении ослабить социалистические страны, союз между социалистическими государствами он идет на прямую и косвенную поддержку контрреволюционных элементов, на идеологическую диверсию, на создание всевозможных антисоциалистических, антисоветских и иных враждебных организаций, на разжигание национализма... В идеологической диверсии империалисты делают ставку на идейное разложение молодежи, использование недостаочного жизненного опыта, слабую идейную закалку отдельных молодых людей.
Они стремятся... Средства подрывной деятельности становятся более изощренными и замаскированными»[6]. Было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас встречаются еще отдельные люди, которые теряют классовую ориентацию, пасуют перед трудностями, обнаруживают нездоровые настроения, вступают в конфликт с нормами и законами советского общества.
Чекисты обязаны правильно оценивать обстановку и видеть, что... Поэтому понятие высокой бдительности для всех советских людей и сегодня, несмотря на наши огромные успехи, не является понятием абстрактным»[7]. Интересующиеся читатели могут также познакомиться с выступлением Ю.
Эти перемены, безусловно, отвечают нашим интересам. Вместе с тем нельзя не видеть того, что противник не отказался от своих целей. Теперь, особенно в условиях разрядки, он ищет и будет искать иные средства борьбы против социалистических стран, пытаясь вызвать в них «эрозию», негативные процессы, которые бы размягчали, а в конечном счете ослабляли социалистическое общество.
В этом плане немалые надежды возлагаются империалистическими силами на подрывную деятельность, которую империалистические заправилы осуществляют через свои спецслужбы. В одной из секретных инструкций американских спецслужб в этой связи прямо говорится: «В конечном счете мы должны не только проповедовать антисоветизм и антикоммунизм, но и заботиться о конструктивных изменениях в странах социализма». Анроповым были приведены слова сотрудника американской разведки, одного из руководителей «Комитета «Радио Свобода»[9]: «Мы не в состоянии захватить Кремль, но мы можем воспитать людей, которые могут это сделать, и подготовить условия, при которых это станет возможным».
Вообще, говорит он: «Зачем мы изучаем Советский Союз и положение в этой стране?.. Одной наукой освободиться от коммунизма невозможно, нужны действия. Значит, за нами должны быть силы, которые в состоянии действовать».
Далее председатель КГБ изложил план ЦРУ в этом направлении: «На первоначальном этапе предусматривается установление контактов с разного рода недовольными лицами в Советском Союзе и создание из них нелегальных групп. На последующем этапе намечается консолидировать такие группы и превратить их в «организацию сопротивления», то есть в действующую оппозицию. Недавно некий Аллен фон Шарк в книге, посвященной борьбе против нашего государства, писал: «если государство то есть Советский Союз предпримет какие-либо шаги против подобного рода отщепенцев обратите внимание, — подчеркивал Ю.
Андропов, — он сам называет их отщепенцами. Империалистическим разведкам неважно, что люди, которых они поднимают на щит, подонки и отщепенцы, важно, что это дает им повод лишний раз выступить с нападками на нашу систему, бросить тень на нашу партию, а в этом и состоит их главная цель. В последнее время органами КГБ проведены профилактические мероприятия в отношении ряда лиц, вынашивавших враждебные политические намерения в форме злейшего национализма.
На Украине, в Литве, в Латвии, в Армении ряд националистов привлечены к уголовной ответственности за откровенную антисоветскую деятельность. Почти во всех этих случаях, как теперь признают сами виновные и профилактированные нами лица, их деятельность инспирировалась подрывными центрами, находящимися на Западе... Только в прошлом году была выявлена и пресечена деятельность свыше 200 таких эмиссаров, направленных в Советский Союз для передачи своим подопечным инструкций, денег, средств тайнописи и печатной техники.
Идеологическая диверсия осуществляется в самых различных формах: от попыток создания антисоветских подпольных групп и прямых призывов к свержению Советской власти есть еще и такие до подрывных действий, которые проводятся под флагом «улучшения социализма», так сказать, на грани закона»[10]. Конечно, можно попытаться оспорить подобные аргументы «из прошлого», указать автору на недопустимость использования в полемике приема «подавления авторитетом» известного политического деятеля. Тем не менее нам кажется, что в приводимых словах Андропова содержится большая доля историчеякой правды.
В этой связи приведем еще ряд вполне доступных современному читателю источников, напрямую корреспондирующих с высказывавшимися Андроповым мыслями. На вэб-сайте Фонда Форда — www. В 1950 — 1988 годах около 60 млн.
На эти цели в 1989 — 1994гг. Подчеркнем при этом, речь идет о деятельности и расходах лишь одной из организаций, оргнизовывавшей «помощь» социалистическим странам, при этом само содержание такой «помощи» в «поддержке свободы слова» и так далее не расскрывается. А вот что писал по этому поводу в конце 2003-го О.
Попов, ныне проживающий в США, активный участник «правозащитного движения» в СССР: «А может, действительно справедливы обвинения в адрес российских правозащитников, что главный смысл их деятельности — это создание в стране инфраструктуры и атмосферы, благоприятных для проведения успешной идеологической и психологической войны, которую вот уже более 50 лет ведут против нашей страны США? Что же касается защиты прав, жизненно важных для подавляющего числа советских граждан, таких, как право на безопасность здесь и далее выделено у автора. В мае 1969г.
Из этого следует, делает обоснованный вывод О. Попов, что «правозащитники» не рассматривали советский народ в качестве социальной базы своего движения. Более того, «обращение правозащитников за помощью к Западу привело к отчуждению и фактической изоляции их от народа и даже от значительной части интеллигенции, симпатизаирующей правозащитникам.
Сами же правозащитники стали превращаться из неформальной ассоциации советских граждан, озабоченных нарушением законности в своей стране, в отряд некоего «всемирного правозащитного движения», в небольшую группу, получавшую моральную, информационную, а с середины 70-х годов материальную и политическую поддержку с Запада... Замкнутые на себе, оторванные от народа и абсолютно чуждые его повседневным интересам и нуждам, эти группы не имели никакого веса и влияния в советском обществе, если не считать ореола «народного заступника», который стал складываться в 70-е годы вокруг имени А. По нашему мнению, стоит задуматься и над следующим признанием бывшего «диссидента»: «Я, автор этих строк, в течение нескольких лет собирал и обрабатывал материалы для правозащитных неподцензурных изданий....
И хотя я отвечаю за правдивость и достоверность приведенных в документах фактов, однако это обстоятельство не снимает с меня политической ответственности за фактическое участие на стороне США в идеологической и пропагандистской войне с СССР. Разумеется, правозащитники и диссиденты, включая автора этих строк, отдавали себе отчет в том, что подрывали имидж СССР и именно к этому стремились. Когда же выяснилось и это стало достоянием прессы , что в эту активность было вовлечено ЦРУ, президент Л.
Джонсон приостановил ее»[13], и до середины 70-х годов шел поиск новых методов и подходов в подрыве социалистических государств как тут не вспомнить доктрину «наведения мостов», начало которой положил Д. И тогда основной упор был сделан на гуманитарные проблемы, содержавшиеся в третьем разделе «корзине» Заключительного акта Европейского совещания по миру и безопасности в Европе август 1975г. Действия образованных вскоре после его подписания московской «Хельсинкской группы», как и «действия членов остальных советских Хельсинкских групп, — подчеркивает О.
Попов, — носили антигосударственный характер»[14]. Администрацией Д. Картера, объявившего «защиту прав человека» центральным элементом своей внешней политики, в стратегию «борьбы с коммунизмом» был включен пункт о «поддержке борьбы за права человека в СССР и странах Восточной Европы».
В 1977г. Задача комитета — собирать информацию о нарушениях прав человека в СССР, доводить ее до сведения американского правительства, американской общественности и международных организаций и институтов, в первую очередь ООН, требовать от американского правительства и Конгресса принятия «соответствующих мер против СССР». Задачей образованной в 1983г.
National Endowment for Democracy NED становится «оказание помощи всем, кто борется за свободу и самоуправление» в социалистических странах. Как отмечала недавно И. Куклина, зарубежные неправительственные организации НПО , ориентированные на «защиту прав человека в СССР», в условиях, когда «эти НПО могли опираться на постоянно совершенствующуюся систему государственной поддержки, это означало, что их деятельность, по сути, являлась продолжением государственной политики,...
При этом подчас эта деятельность далеко выходила за пределы той самой «третьей корзины», ссылками на которую она непременно оправдывалась, представляла собой нарушение норм международного права и грубое и циничное вмешательство во внутренние дела суверенных государств». Заканчивая на этом полемику по вопросу о содержании идеологических диверсий, возвратимся непосредственно к истории 5-го управления КГБ СССР. Помимо перечисленных отделов в штат управления входили секретариат, финансовый отдел, группа кадров и группа мобилизационной работы, а первоначальная общая численность его сотрудников составляла 201 человек.
При этом предусматривалось также создание соответствующих подразделений — отделов — отделений — «на местах», то есть в республиканских комитетах, областных управлениях, в городских или районных отделах КГБ СССР. Начальниками управления за период его существования были А. Кадышев, Ф.
Бобков с 23 мая 1969г. Абрамов, Е. В августе 1969г.
В июне 1973г. Последний совместно с ПГУ занимался вопросами проникновения, выявления планов зарубежных спецслужб и центров и парализацией их деятельности. В июне 1977г.
Отдел этот тесно контактировал свою работу с 11 отделом ВГУ, также занимавшимся борьбой с международным терроризмом. На 12-й отдел 5-го управления была возложена задача обеспечения безопасности проведения массовых общественных мероприятий в Москве: фестивалей, форумов, разного рода конгрессов, симпозиумов и т. В феврале 1982г.
В связи с образованием новых отделов штат управления к 1982г. Всего же, как вспоминал Ф. Бобков, по линии 5-го управления в СССР служило 2,5 тысячи сотрудников.
В среднем в области в 5 службе или отделе работало 10 человек. Оптимальным был и агентурный аппарат, в среднем на область приходилось 200 агентов[16]. При вполне понятном скептицизме в отношении подобных оценок в то же время следует признать, что он, этот «потенциально враждебный контингент», составлял ничтожное меньшинство населения страны.
И при этом, безусловно, речь не идет о числе граждан, якобы взятых «на оперативный учет» точное их число давным-давно известно лицам, подобным В. Бакатину, Г. Якунину, О.
Калугину, но не оглашается исключительно вследствие абсолютной «невыигрышности» этой цифры для противников КГБ. Следует подчеркнуть, что фактически к сфере деятельности 5-го управления помимо решения вышеуказанных задач относилась также борьба с преступлениями против государства, и прежде всего антисоветской агитацией и пропагандой статья 70 Уголовного кодекса РСФСР , и организационной антисоветской деятельностью статья 72. Как отмечал в этой связи Ф.
Бобков, если до образования 5 управления, в 1956 — 1960 годах, за антисоветскую агитацию и пропаганду по статье 58 — 10 УК РСФСР 1928г было осуждено 4 676 человек, в 1961 — 1965гг. Сошлемся также на данные известного правозащитника С. Ковалева, отмечавшего по этому поводу, что всего с 1966 по 1986 год по статьям 70 «Антисоветская агитация и пропаганда» и 190-1 «Распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй» Уголовного кодекса РСФСР были осуждены 2 468 человек.
В то же время 18 декабря 1987г. Но следует также отметить, что в их числе был и Затикян, осуществивший с единомышленниками известный террористический акт 8 января 1977г. Но в уже упоминавшейся книге Дж.
Нередко ранее, да и сейчас еще, говорится о якобы преследовании «диссидентов» за инакомыслие, ущемление права на собственное мнение, свободу слова и распространения информации. Однако следует заметить нашим соотечественникам, что свобода слова и распространения информации вопреки широко распространенному, но ошибочному мнению отнюдь не безграничны. Оно может быть, следовательно, сопряжено с такими ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а для уважения и репутации других лиц; b для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»[19].
Еще более категорична на этот счет часть 2 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Она гласит: «Пользование этими свободами, поскольку это согласуется с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или наказаний, предусмотренных в законе и необходимых в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или публичного порядка в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для защиты здоровья и морали, а также для защиты репутации или прав других лиц, для предотвращения утечки информации, полученной конфиденциально, или поддержания авторитета и беспристрастности правосудия»[20]. Возникавших в этой связи судебных ошибках.
Отметим также и то обстоятельство, что и ныне, более чем через тридцать лет, вопрос этот также в полной мере не урегулирован российским законодательством. В той критике, которая звучала в последующие годы в адрес КГБ и лично в адрес Ю. Андропова, именно «идеологическая» составляющая в работе «органов» занимала главное место.
В то же время, как справедливо отмечал Р. Медведев, в многогранной работе Андропова «тема диссидентов» не была главной и единственной. Об этом со всей убедительностью свидетельствует и отчет КГБ за 1967г.
Бывший начальник ПГУ Л. Шебаршин во многих своих интервью справедливо подчеркивал, что лишь менее одного процента чекистов были заняты «делами диссидентов»[21]. В первом, после Апрельского 1985г.
Чебриков подчеркивал, что «не исключены факты антигосударственных действий отдельных враждебных нашему строю элементов, становящихся на такой путь под влиянием извне,... Борьба с такими элементами ведется твердо, в полном соответствии с законом, но она носит характер не классового подавления, как это было в переходный период от капитализма к социализму, а защиты нашего государственного и общественного строя от преступных действий отдельных лиц». По поводу в то время активно ведшейся дискуссии о правах человека абсолютно справедливо и в соответствии с международно признанными стандартами того, да и сегодняшнего дня председателем КГБ подчеркивалось, что «использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества и государства, а также правам других граждан», а органы госбезопасности последовательно руководствуются принципом связи с массами, опоры на трудящихся.
При этом В. Чебриков отмечал: «Противник наращивает ее идеологической диверсии. На переломе эпох: КГБ в годы перестройки 1985 — 1991 годы вошли в историю нашей страны под названием «периода перестройки».
В этой связи значительный интерес представляет рассмотрение деятельности органов государственной безопасности в стремительно изменявшихся внутриполитических и международных условиях. Чебриков подчеркивал, что в современных условиях «острие деятельности органов госбезопасности направлено против внешней опасности, против враждебных планов и замыслов империализма, разведывательно-подрывных акций его специальных служб и зарубежных антисоветских центров». Под мерами «иного характера» понимались контрразведывательные действия органов КГБ, ныне получившие официальное название оперативно-розыскной деятельности.
Также было подчеркнуто, что «в Комитете разработана и последовательно осуществляется долгосрочная научно обоснованная программа действий по защите советского государственного и общественного строя от разведывательно-подрывной деятельности противника». Такая программа действительно существовала, но в условиях последующей утраты ясных ориентиров социально-экономического и политического развития общества страны она начала давать сбои, а впоследствии оказалась и вовсе ненужной и неактуальной, в чем, однако, по нашему мнению, заключается крупная политическая ошибка, приведшая в конечном итоге к распаду великого государства. А ныне нередко приходится слышать именно об отсутствии научно обоснованной стратегии и программы защиты безопасности личности, общества и государства, что самым неблагоприятным образом сказывается на эффективности деятельности как российских органов безопасности ФСБ , так и всей правоохранительной системы России.
Касаясь непосредственных условий политической обстановки и работы КГБ, его председатель отмечал, что, «активизируя разведывательно-подрывную деятельность своих спецслужб против стран социализма, всех прогрессивных сил, империалистические государства стремятся придать ей тотальный характер. В этих целях они используют разнообразные методы, весь арсенал средств «тайной войны», начиная с прикрытых «фиговым листком» филантропии... Им подчеркивалось, что попытки иностранных спецслужб и зарубежных центров по установлению «конспиративных связей с враждебными элементами в целях подталкивания их к антигосударственной деятельности и т.
Эти действия неправомерны и с точки зрения международного права»[1]. В силу целого ряда причин, о которых будет сказано далее, в советском обществе в конце 80-х годов прошлого века сложилось неадекватное представление об истории, назначении и деятельности отечественных органов государственной безопасности, что находило свое отражение как непосредственно в выступлениях руководителей КГБ, так и в задававшихся им вопросах. Для объективного освещения всего круга проблем обеспечения государственной безопасности, как тогда именовалась национальная безопасность, руководством Комитета госбезопасности было принято решение более активно информировать широкие слои населения страны, разъясняя как особенности современного положения в СССР и в мире, так и задачи и вклад органов КГБ в решение возникающих перед государством проблем.
Вследствие такого обстоятельства, как непосредственное руководство органами КГБ со стороны ЦК КПСС, а также прямых указаний Комитета госбезопасности и их партийных комитетов, как отмечалось в редакционном предисловии сборника «КГБ лицом к народу», содержание и сущность деятельности органов безопасности в условиях перестройки активно обсуждались как в чекистских коллективах — и это сущая правда, свидетельствую об этом как очевидец и современник, — так и народными депутатами, органами исполнительной власти, представителями различных общественных организаций и СМИ[2]. Следует сказать также и о той яростной информационно-пропагандистской атаке, которой органы госбезопасности СССР подверглись в конце 80-х годов. В ходе развернутой с 1987г.
В то же время в информационной атаке на КГБ явно и сознательно игнорировались все правовые нормы, регламентировавшие их деятельность, грубо и целенаправленно искажались факты, возрождались и создавались новые информационно- пропагандистские мифы, призванные дискредитировать деятельность чекистов. Начало этой ныне забытой странице эпохи перестройки положила крупная информационно-пропагандистская кампания, задуманная и направлявшаяся с Запада, сущность и содержание которой в полной мере раскрывает лозунг, под которым она проводилась: «Превратим год празднования 70-летия Октябрьской революции в год 50-летия большого террора 1937 года! Агабекова, О.
Гордиевского, В.
На этих курсах преподают специфические дисциплины. Затем будущий глава государства около полугода отработал в контрразведывательном подразделении. Тогда на него обратили внимание сотрудники внешней разведки. Потом вернулся опять в Ленинград, проработал там, как раньше говорили, в первом отделе. Первое главное управление — это разведка. В этом управлении были подразделения в крупных городах Союза, в том числе и в Ленинграде. Там я проработал где-то четыре с половиной года», — вспоминал Путин. Но что-то там не получилось, не срослось, и не по вине Путина», — предположил Колпакиди. Это могут только избранные.
Говорю это безо всякого преувеличения. Вот с таким подходом к делу, с таким подходом к стране, к своему народу живут сотрудники нелегальной разведки. Это уникальные люди», — отметил он. В 1985 году, после окончания Высшей школы КГБ, будущий глава государства уехал работать по линии разведки в Восточную Германию, в региональную резидентуру в Дрезден. По словам Путина, его служба в ГДР была успешной. Считалось нормальным, если во время работы в загранкомандировке было одно повышение в должности.
Успешные усилия КГБ по дезинформации ЦРУ завели расследование по выявлению советского агента в тупик, в результате чего в 1990 году ЦРУ практически прекратило вербовку новых агентов из-за отсутствия возможности их защиты от раскрытия. Деятельность Эймса в пользу советской и позднее российской разведки успешно продолжалась до конца 1993 года, когда Советский Союз уже прекратил существование. Пересмотр принципов деятельности[ править править вики-текст ] Изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности , привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. Руководство и партийный комитет КГБ были категорически против ликвидации партийных организаций в системе органов госбезопасности, в то время как руководители некоторых низовых партийных ячеек КГБ, в частности, секретарь парткома Первого главного управления КГБ , высказывались в пользу департизации. Крючков был арестован за активное участие в создании и деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению ГКЧП , который предпринял попытку остановить распад СССР формально лишился своего поста спустя 6 дней из-за отставки союзного правительства. Агеева и В. Грушко, заместителя председателя КГБ В. Пономарева, начальника службы охраны Ю. Плеханова и его и заместителя В. Прилукова [39]. Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. Под руководством В. Бакатина за несколько месяцев 1991 года были осуществлены следующие мероприятия по реформированию и реорганизации советских органов государственной безопасности: август 1991 — Отдел правительственной связи, 8-е главное управление правительственная связь и криптография и 16-е управление радиоэлектронная разведка и криптография выведены из состава КГБ СССР и объединены в Комитет правительственной связи СССР , который стал подчиняться непосредственно президенту СССР [41]. Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам» [42]. Согласно п. Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править вики-текст ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [47] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом». В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [49]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [50].
Впоследствии Путин подал документы на юрфак. Он хорошо учился и вступил в КПСС Путин сохранял партбилет вплоть до окончательного развала партии в 1991 году. Молодой человек подходил для органов безопасности, поскольку имел юридическое образование, занимался дзюдо, а также был коммунистом. Он проработал в контрразведывательном подразделении пять месяцев, а затем был отправлен на краткосрочные курсы переподготовки оперативного состава. Их проходят все работники, которые приходят на службу из гражданских вузов и кому может не хватить гражданских знаний. На этих курсах преподают специфические дисциплины. Затем будущий глава государства около полугода отработал в контрразведывательном подразделении. Тогда на него обратили внимание сотрудники внешней разведки. Потом вернулся опять в Ленинград, проработал там, как раньше говорили, в первом отделе. Первое главное управление — это разведка. В этом управлении были подразделения в крупных городах Союза, в том числе и в Ленинграде. Там я проработал где-то четыре с половиной года», — вспоминал Путин. Но что-то там не получилось, не срослось, и не по вине Путина», — предположил Колпакиди. Это могут только избранные. Говорю это безо всякого преувеличения.
С днем кгб картинки
День работника КГБ СССР | В связи с образованием СССР ГПУ было выведено из подчинения НКВД и было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление при Совете Народных Комиссаров СССР (ОГПУ при СНК СССР). |
День рождения КГБ | А благодаря венгерской операции, в руководство СССР смог пробраться Ю. Андропов, ставший одной из ключевых фигур в процессе разрушения Советского Союза, так как впоследствии он сам возглавил КГБ и лично руководил кадровой политикой, приведшей во власть. |
«От контрразведки до науки»: какую роль в отечественной истории сыграл КГБ СССР | Альбом с оперативными фотографиями КГБ — пост пикабушника garik23. |
День органов госбезопасности - 58 фото | летием со дня образования органов ВЧК-КГБ-ФСБ России! |
70 лет назад был создан Комитет государственной безопасности СССР (КГБ)!
Уважаемые ветераны! Поздравляю вас. со 106-й годовщиной со дня образования ВЧК – КГБ. и 105-й годовщиной военной контрразведки! На протяжении всей истории нашего Отечества органы безопасности были надежной опорой государства. С днем погранвойск кгб ссср открытки. Открытка к дню кгб. Смотрите 47 фото онлайн по теме картинки кгб ссср. Создан КГБ в 1954 Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР был создан Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 г. на базе оперативно-чекистских подразделений МВД.
О людях высокого долга
- История праздника "С днем КГБ"
- День образования кгб ссср
- 60 лет КГБ СССР: sibnarkomat — LiveJournal
- Обои кгб - картинки для рабочего стола и фото обои
- С днем кгб Картинки [72 фото]
70 лет со дня создания КГБ: как Путин прошел путь от разведчика-нелегала до президента России
Советские плакаты КГБ. Служба внешней разведки РФ). Комитет государственной безопасности Союза Советских Социалистических Республик[1] (аббр.: офиц.
Комментарии
- Кто, когда и зачем придумал комитет государственной безопасности
- История праздника "С днем КГБ"
- Лента новостей
- Создание КГБ СССР
- Фото: Поздравление с днем чекиста прикольные
От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России
С Днем Кгб Картинки предлагает 67 HD изображений для скачивания. 13 марта исполняется 67 лет со дня создания КГБ СССР. Таким образом, указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 15 марта 1954 появилась на свет новая служба, которая стала называться Комитет государственной безопасности (КГБ).
К 100 - летию органов ВЧК-КГБ-ФСБ. Экскурс в прошлое
На основании этого закона КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время Служба внешней разведки РФ). Альбом с оперативными фотографиями КГБ — пост пикабушника garik23. День образования кгб ссср. 1922 Г Союз советских Социалистических республик.
День органов госбезопасности - 58 фото
Савченко, П. Григорьев, В. Лукшин, П. Именно во время нахождения Серова на посту председателя КГБ при СМ СССР начался и пересмотр ранее заведенных уголовных дел по «контрреволюционным преступлениям», и чистка и сокращение численного состава органов государственной безопасности, а также оглашение Н. Сталина и его последствиях, и многие другие важные события в истории СССР. Федотов ; — Третье Главное управление военная контрразведка — Д. Леонов ; — Четвертое управление борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждеб ными элементами — Ф.
Харитонов ; — Пятое управление контрразведывательная работа на особо важных объектах — П. Ивашутин ; — Шестое управление контрразведывательная работа на транспорте — М.
Если вы хотите использовать любую из этих фотографий, пожалуйста, укажите ссылку на источник. Все права защищены.
Изображения предназначены только для личного использования.
Дата 20 декабря была выбрана не случайно. История отсылает к 1917 году, когда Совнарком издал декрет о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии ВЧК , которая считается прототипом нынешних спецслужб. История праздника 20 декабря 1917 года в целях борьбы с контрреволюцией и саботажем Совет народных комиссаров СНК издал декрет о Всероссийской чрезвычайной комиссии ВЧК. Именно она стала прообразом современных органов безопасности. Ранее 20 декабря отмечался неофициально как День чекиста. Он стал символом советских спецслужб на долгие годы.
Находился в подчинении Первого главного управления внешней разведки до октября 1991 года. Кирова 1946—1994. Голицино в Подмосковье, в Ташкенте и в Алма-Ате. Горбачев заявляет: «Нужно провести реорганизацию КГБ. В моем указе о назначении товарища Бакатина председателем этого Комитета есть неопубликованный пункт 2 с поручением ему представить немедленно предложения о реорганизации всей системы государственной безопасности. Горбачева от 28 августа 1991 года была образована Государственная комиссия для расследования деятельности органов государственной безопасности, которую возглавил депутат Верховного Совета РСФСР С. А 28 ноября 1991 года она была преобразована в Государственную комиссию по реорганизации органов государственной безопасности. По материалам открытых источников, за всю историю Комитета государственной безопасности СССР с 1954 по 1991 год в его рядах из числа офицерского состава выявлено и разоблачено 40 изменников, из них: — во внешней разведке — 27, — в территориальных органах контрразведки — 9, — в военной контрразведке — 2, — в 8-м Главном управлении — 1, — в 16-м Управлении — 1. Кто сильнее?
39 лет со дня основания группы специального назначения "Вымпел" КГБ СССР
В 1993 году министерство было преобразовано в Федеральную службу контрразведки, а в 1995 году ее переименовали в Федеральную службу безопасности РФ. На своем посту он пробыл несколько лет в самое переломное время. Оперативный опыт, наработанный Комитетом госбезопасности в 70-80-х годах прошлого столетия, не забыт. Современные сотрудники ФСБ России пользуются лучшими наработками до сих пор.
В своё время КГБ считался одной из самых могущественных и эффективных спецслужб в мире и символом мощи послевоенного Советского Союза. В структуре комитета имелись и органы внешней разведки, но основной задачей работы ведомства была контрразведка и охрана страны. Для выполнения своих функций комитет получал право иметь свои органы в союзных и автономных территориальных единицах, военных округах, а также практически во всех родах войск, включая МВД. С 1967 по 1982 год под руководством нового председателя КГБ Юрия Андропова, органы госбезопасности СССР укрепили и расширили свой контроль над государственными сферами.
Подписаться Через год после Сталина. Его учреждение считалось элементом провозглашенной в те годы Никитой Хрущевым «десталинизации» страны. Практически сразу же после образования КГБ вошедшие в него силовые структуры подверглись реорганизации и сокращению сотрудников. Упразднено 3,5 тысячи городских и районных учреждений, некоторые оперативные и следственные подразделения объединены, часть ликвидированы.
Значительно упростили структуру особых отделов и органов КГБ на транспорте. В 1955 году было дополнительно сокращено более 7,5 тысяч сотрудников, одновременно около 8 тысяч офицеров КГБ переведены на положение гражданских служащих.
Серьёзной критике общественности подвергся режим секретности при ликвидации аварии на ЧАЭС, когда население не вовремя и не в полном объёме информировалось о последствиях.
Людей вы брали лучших, настоящих патриотов, устойчивых к разложению. И было бы не по-государственному не использовать в полной мере ваш потенциал на пользу делу обновления России. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности.
Руководство и партийный комитет КГБ были категорически против ликвидации партийных организаций в системе органов госбезопасности, в то время как руководители некоторых низовых партийных ячеек КГБ, в частности, секретарь парткома Первого главного управления КГБ , высказывались в пользу департизации [28]. Конец дискуссии был положен 16 мая 1991 года принятием закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР»; закон определил положение КГБ СССР в системе органов государственного управления, правовую основу деятельности органов безопасности, их полномочия, права и обязанности, а также установил обязанность работников органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствоваться требованиями законов и их право не подчиняться решениям любых политических партий и движений, включая КПСС [40]. Последующий новый этап взаимоотношений с Западом повлек за собой переоценку целей и задач деятельности КГБ на международной арене, в частности, отказ от понятий и терминологии холодной войны и рассмотрения Соединённых Штатов Америки в качестве главного противника СССР ввиду новых исторических реалий неудачного исхода войны и последовавшего вскоре переустройства мира однополярный мир.
Крючков был арестован за активное участие в создании и деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению ГКЧП , который предпринял попытку антиконституционного захвата власти в СССР формально лишился своего поста 28 августа из-за отставки союзного правительства. Агеева и В. Грушко, заместителя председателя КГБ В.
Пономарёва, начальника службы охраны Ю. Плеханова и его и заместителя В. Прилукова [42].
Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. Степашин [45]. Под руководством В.
Бакатина за несколько месяцев 1991 года были осуществлены следующие мероприятия по реформированию и реорганизации советских органов государственной безопасности: август 1991 — Отдел правительственной связи, 8-е главное управление правительственная связь и криптография и 16-е управление радиоэлектронная разведка и криптография выведены из состава КГБ СССР и объединены в Комитет правительственной связи СССР , который стал подчиняться непосредственно президенту СССР [46]. При этом сохранялось прямое взаимодействие с союзным КГБ [50]. Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам» [47].
Согласно п. Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править код ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [56] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом» [57].
В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [58]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [59]. Однако этот массив документов, по признанию самого руководства КГБ, не был органически увязан с общесоюзным законодательством; отсутствовало полное соответствие и строгая подчинённость союзным законам правовых норм, которыми руководствовался Комитет государственной безопасности и его местные органы [58].
Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР». При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч.
Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ.
За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И.
Лаптев , Р. Медведев , В. Ярин и другие.
По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ». Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А.
Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю. Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности».
Правозащитник Ю. Орлов заявил о том, что принятие нового закона об органах государственной безопасности «подтверждает, что КГБ стоит твердо на прежних сталинских позициях и в этом законе легализовано вмешательство во все решительно дела граждан» [61]. Бакатина , закон о КГБ являлся «осколком прошлого» и «формально и фактически не действовал» с момента своего принятия до реорганизации органов госбезопасности в октябре 1991 года [47].
Предполагалось разработать и принять отдельные законы для регулирования новых органов безопасности. Однако новые документы приняты не были — 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Взаимоотношения КГБ и КПСС[ править править код ] Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделён правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро.
Председатель КГБ по должности входил в Политбюро. С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года — за полгода до упразднения — КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства [57] [ нет в источнике ]. Отдельные исследователи высказывают мнение, что высшее руководство СССР через КГБ и его агентуру сознательно осуществляло деятельность, направленную на распад страны [63] Партийный контроль[ править править код ] Значок 70 лет Комсомолу КГБ Вмешательство коммунистической партии в деятельность органов государственной власти и управления было обыденным явлением в Советском Союзе.
Вместе с тем, ни один из государственных органов СССР не подвергался такой же степени вмешательства в свою деятельность со стороны КПСС , как органы безопасности, являвшиеся инструментом защиты интересов коммунистической партии. Показательно, что в официальном девизе КГБ того времени «Верность партии — Верность Родине», означал что служение партии это служение Советской Родине.
Через год после Сталина. Образование Комитета государственной безопасности СССР — КГБ
Первым начальником кубанского управления комитета стал Михаил Горшков 30 марта 1954 года. В своё время КГБ считался одной из самых могущественных и эффективных спецслужб в мире и символом мощи послевоенного Советского Союза. В структуре комитета имелись и органы внешней разведки, но основной задачей работы ведомства была контрразведка и охрана страны. Для выполнения своих функций комитет получал право иметь свои органы в союзных и автономных территориальных единицах, военных округах, а также практически во всех родах войск, включая МВД.
Органы безопасности СССР. Органы госбезопасности СССР.
Дата рождения КГБ. Телефон КГБ. С днем госбезопасности. День ЧК 20 декабря. День сотрудника КГБ.
Безопасность в СССР. Праздник комитета госбезопасности. Сотрудники органов госбезопасности ФСБ. С праздником чекиста. ФСБ России чекисты.
Комитет государственной безопасности КГБ. Комитет госбезопасности СССР. Холодная голова горячее сердце чистые руки. Девиз ФСБ. Лозунг ФСБ.
Комитет государственной безопасности СССР был создан 13 марта 1954 года.. День образования КГБ. День основания КГБ. Оборудование КГБ. КГБ сила.
С праздником днем чекиста. Феликс Дзержинский ВЧК. Феликс Дзержинский ВЧК чекист. Ветеран КГБ.
Это позволило нейтрализовать венгерское военное руководство и обеспечить успех советских артиллерийских, танковых и пехотных подразделений в быстром подавлении мятежа и восстановлении в Венгрии просоветского режима. В 1970-80-е годы во внутренней политике КГБ сосредоточил свои усилия на борьбе с национализмом и антисоветскими проявлениями. Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с диссидентами, включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические беседы, принудительное заключение в психиатрические больницы, политические судебные процессы, дискредитацию, депортацию из СССР. Под пристальным вниманием КГБ находились, в первую очередь, представители творческой интеллигенции.
Среди выдворенных из страны в те годы - писатель Александр Солженицын, поэт Иосиф Бродский. Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II.
Кроме того, КГБ играл важную роль в сборе информации о внутренней и внешней угрозе.
За пределами СССР были созданы широкие сети шпионов, а внутри страны работала разветвленная система контрразведки. КГБ был одной из самых мощных и влиятельных организаций в Советском Союзе. Его влияние охватывало множество сфер, включая политику, экономику, культуру и общество. Разведывательная деятельность.
Комитет был ответственен за разведку и собирал информацию о зарубежных государствах, агентах и их действиях. Он был активно задействован в шпионских операциях в других странах. Комитет также занимался выявлением и нейтрализацией иностранных агентов и шпионов внутри СССР. Поддержание внутренней безопасности.
Сотрудники службы следили за внутренней безопасностью СССР и противодействовали оппозиционным группам, диссидентам и политическим оппонентам. Массовая слежка. Спецслужбы вели массовую слежку за гражданами СССР, включая прослушивание телефонных разговоров, чтение корреспонденции и другие следящие операции. Контроль над СМИ.
Служба осуществляла строгий контроль над средствами массовой информации, цензуре подвергались многие материалы. Однако к концу десятилетия служба стала утрачивать свою власть вследствие перестройки, инициированной последним генсеком СССР — Михаилом Горбачевым. Гласность и перестройка, проводимые Михаилом Горбачевым, открыли окно в мир для Советского Союза. Однако это также привело к ухудшению контроля КГБ.
Этот период ознаменовал конец КГБ как центрального силового органа. Многие его функции были переданы другим ведомствам. История КГБ отражает период интенсивной геополитической борьбы, политических репрессий и внутренних изменений в Советском Союзе.
ВЧК (1917–1922)
- С праздником, товарищи чекисты: 69 лет назад был образован легендарный КГБ
- Родная «Альфа», с днём рождения! Сегодня День образования Группы «А» КГБ-ФСБ
- День чекиста картинки
- Через год после Сталина. Образование Комитета государственной безопасности СССР — КГБ
кгб - Сток картинки
Так впервые в советской истории появилась самостоятельная структура, которая имела в своем названии слова «государственная безопасность» и подчинялась напрямую правительству, а не другому наркомату. Но через два года, когда Красная Армия начала неотвратимое наступление на запад, встал вопрос о том, кто будет обеспечивать госбезопасность на освобожденных территориях СССР и стран Восточной Европы. Он быстро усилил свое министерство, отобрав у МВД пограничников, милицию и внутренние войска. Взамен, правда, пришлось отдать внешнюю разведку: бывшее Первое главное управление вошло в структуру так называемого Комитета информации при Совмине СССР. После ареста Виктора Абакумова в МГБ вернули внешнюю разведку, а смерть Сталина привела к появлению последнего суперминистерства внутренних дел и госбезопасности. Бывший руководитель НКВД стремился воссоздать привычную ему структуру, и ему это удалось, но совсем ненадолго. Судя по всему, у него-то и возникли опасения, что Министерство внутренних дел в его тогдашнем виде представляет определенную опасность для его власти. Было инициировано обращение из МВД с предложением выделить из него оперативно-чекистские управления и отделы в самостоятельное ведомство. Судя по всему, важнейшей задачей, которая стояла перед Кругловым, как раз и было реформирование МВД таким образом, чтобы исключить его широкое влияние на внутреннюю политику в Советском Союзе. Сделать это можно было лишь одним способом: разделением МВД на две структуры, одна из которых сохранила бы функции министерства внутренних дел, а вторая — стала бы отвечать за госбезопасность. Предполагалось и масштабное сокращение обеих.
Именно такое предложение и содержалось в докладной записке Сергея Круглова.
Изображения предназначены только для личного использования. Для жалоб и роскомнадзора: [email protected].
Поздравляем ветеранов комитета государственной безопасности с профессиональным праздником и желаем крепкого здоровья, счастья и благополучия.
Начался кропотливый и долгий труд по разработке сложной системы, которую необходимо изложить в оперативном документе. Эта работа выполнялась впервые и оказалась очень непростой и трудоемкой. Сложность заключалась в том, что аналогов таких документов не было и необходимо было не только перелопатить огромный массив информации, но и получить дополнительные сведения из различных, в том числе и оперативных источников. Большим подспорьем для меня было участие в работе бюро РК КПСС и партхозактивах, куда меня приглашали, которые проводились практически еженедельно и там обсуждались основные вопросы хозяйственной, социальной и общественно-политической жизни района. Именно здесь я познакомился с большим количеством людей входящих в так называемый партийно- хозяйственный актив района. Многие из них сами подходили ко мне, знакомились, поднимали волнующие их темы. С отдельными из них мы встречались у меня в кабинете, к другим приезжал я сам. Беседы были весьма полезными и открывали мне глаза на многие насущные вопросы жизни района. Были и отдельные недоброжелатели стремившиеся поддеть меня рассказами о моем предшественнике. Но абсолютное большинство людей, доброжелательно относилось ко мне и с большим уважением к нашей службе. Люди, живущие на границе, прониклись ее духом,являются в своем большинстве патриотом страны, не ищут себе личной выгоды и готовы бескорыстно прийти на помощь в деле охраны госграницы. Здесь я встретил замечательных людей — это председатель райисполкома Лысенко Владимир Александрович, из коренных жителей района, человек деятельный, ответственный, люди относились к нему с большим уважением; первый секретарь РК ВЛКСМ Винников Александр Аронович ответственный и инициативный молодой человек, ныне губернатор ЕАО; председатель районного суда Медведев Григорий Дмитриевич умудренный жизненным опытом и рассудительный вершитель людских судеб; директор Воскресеновского совхоза Кологоров Николай Васильевич толковый профессионал аграрий и энергичный руководитель, впоследствии ставший заместителем главы администрации Хабаровского края, председателем агропромышленного комитета; начальник ПМК 1040 треста «Биробиджанцелинстрой» Ларин Юрий Михайлович строитель от бога, построивший практически все промышленные и сельскохозяйственные объекты и жилые дома в районе; прораб ПМК 1040 в с. Перечислить всех тех с кем мне довелось работать в районе не возможно, но я всем им признателен за взаимопонимание и поддержку. Я в процессе общения с ними, не только познавал специфику района, сельской жизни, особенности оперативной обстановки, но и учился у них самой жизни. Мне 28 летнему молодому человеку, имеющему воинское звание ст. Выход был один — учиться. Я полностью разделяю слова великого Альберта Эйнштейна: «Самое важное в жизни — это не переставать задавать вопросы». И я не уставал задавать вопросы. В процессе общения с различными людьми, не только познавал специфику района, сельскую жизнь, особенности оперативной обстановки, но и учился у них самой жизни. Только после вдумчивого осмысления информации поступающей от них начинаешь понимать, что она не только характеризует обстановку в районе, но именно она объясняет жизнь так, что всё становится на свои места. Это дало мне понимание на всю жизнь того, что все самое лучшее нам удастся проявить в своей жизни, если мы учимся. И я всю жизнь старался учиться, накапливать знания. Учиться нужно всегда, перестанешь учиться — не сможешь расти. Ибо знания все умножаются и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость, но и зрелый возраст учебе не помеха. Постепенно из калейдоскопа информации складывалась целостная картина экономической и социально-политической жизни района, пришло понимание оперативной обстановки и тенденций её развития, формирующихся в регионе угрозах государственной безопасности. В результате долгой кропотливой работы наконец-то удалось создать качественный документ по организации системы оперативного обеспечения охраны госграницы в районе. Большим подспорьем были совещания проводимые пограничниками в 63 КПО и 13 ОБСКР перед принятием решения на охрану границы на осеннее - зимний и весеннее — летний периоды. Знание системы войсковой охраны участка госграницы позволяло выделять наиболее уязвимые участки, придавать оперативному обеспечению более предметный характер. Разработанная эшелонированная система оперативного обеспечения охраны госграницы в районе была рассчитана на своевременное выявление нарушителей госграницы, стремящихся уйти в Китай. Так и по выявлению агентуры спецслужб КНР при следовании по горно-таежной малонаселенной местности, чтобы скрытно выйти из погранзоны в направлении транссибирской магистрали, забрасываемых на нашу территорию. Основания для подобных выводов были серьезные. В вечернее время на участке погранзаставы «Ленинская» при попытке преодоления ИТС погранвойск пограничный наряд задержал трех неизвестных граждан. При подходе к границе их обнаружил агент «Быстрый» и сообщил о появлении подозрительных лиц оперработнику. Информация была передана на погранзаставу и их задержали. Задержанные оказались военнослужащими срочной службы, самовольно оставившие свою часть в Биробиджане. У них при себе находились сумки с личными вещами и запасом продуктов, карта ленинского района с пометками. Свое нахождение вблизи инженерно-технических пограничных сооружений задержанные вначале объяснили тем, что «заблудились». Но в процессе дальнейшей работы с ними было установлено, что они намеревались преодолеть ИТС погранвойск и уйти в Китай. Задержанные были переданы в военную прокуратуру и в последующем привлечены к уголовной ответственности. В июле 1979 года от пограничников поступила информация о том, что в бригаде сенозаготовителей из Комсомольска-на-Амуре, ведущих заготовку сена на островах за ИТС погранвойск на участке заставы «Воскресеновская», пропал человек. Совместно с оперработниками разведотдела 63 КПО била организована проверка с выездом на место. Рассматривалась версия возможного ухода пропавшего в Китай и такие возможности у него реально были. Обследование местности и береговой полосы Амура результата не дали. При первичном опросе членов бригады сенозаготовителей также дополнительных данных не получено. Ответ пришел быстро, разыскиваемый характеризовался в целом положительно, в городе Комсомольске у него осталась жена и дети. Также сообщили, что в бригаде сенозаготовителей имеется оперативный источник и способы связи с ним. С агентом конспиративно проведена встреча. Он рассказал, что накануне поздно вечером в бригаде организовано распитие спиртных напитков, после употребления большой дозы самодельной «браги» пропавший поехал на небольшой деревянной лодке рыбачить в заливе у стана сенозаготовителей и скорее всего, утонул. Однако руководство бригады, боясь ответственности за случившееся, скрыла от компетентных органов правдивую информацию. В дальнейшем, информация подтвердилась и проведенными розыскными мероприятиями был обнаружен труп разыскиваемого, как и предполагалось он утонул. Таким образом, в сжатые сроки с помощью агента была снята обстановка и значительные силы и средства взаимодействующих органов вернулись к нормальному режиму несения службы. Нарушители правил пребывания за ИТС погранвойск привлечены к административной ответственности. В сентябре 1979 года поступило сообщение, что в 23-00 пограничным нарядом «Кукелевской» погранзаставы на КСП обнаружены следы человека по направлению в наш тыл и признаки преодоления проволочного заграждения С-100. Проработка следа со служебной собакой результата не дала. На маршруте вероятного движения нарушителя немедленно были подняты все силы и средства райотделения и пограничников. В результате от оперативного источника, проживающего в с. Новом, поступила информация, что к нему поздно вечером заходил житель села Цымбарь работающий пастухом, который выпасал молодняк КРС на островах за ИТС погранвойск. Он сказал, что возвращается домой и попросил согреться и попить чаю, по его внешнему виду было видно, что он длительное время шел по бездорожью. Агент связался с оперработником и сообщил о незваном госте. К утру Цымбарь был установлен и дал признательные показания о несанкционированном преодолении ИТС погранвойск, свой поступок вразумительно объяснить не мог, он имел пропуск и мог въезжать за ИТС погранвойск и обратно в пункте пропуска беспрепятственно. Нарушитель был привлечен к административной ответственности и лишен права работать на границе. В июле 1980 года от пограничников поступила информация о бегстве в Китай двух человек с грузового судна на участке «Дежневской» погранзаставы. Учитывая серьезность ситуации, мы с оперуполномоченным ст. По прибытию на место было установлено, что судно типа ОТА-817предназначенное для толкания секционных и баржевых составов, а также буксировки барж на реке Амур, вело состав из г. Благовещенска в г. К нашему прибытию состав из трех барж стоял на якорях в стороне от судового хода, ниже по течению от места происшествия, а буксир ОТА пришвартовался к берегу. Опросом капитана и других членов экипажа было установлено, что старший штурман судна - Шатков, житель Благовещенска попросил разрешения у капитана взять в рейс своего 16 летнего сына учащегося 10 класса средней школы. Капитан в нарушение действующих правил такое разрешение дал. Судно шло по маршруту, вахту у штурвала занял Шатков, другие члены экипажа были заняты своими служебными делами, капитан отдыхал после вахты у себя в каюте. Линия судового хода у небольшого населенного пункта, подходила недалеко от китайского берега, но управлявший судном штурман направил его еще ближе. Капитан, находясь в каюте, почувствовал занос судна и буквально выскочил к штурвалу, возле которого уже никого не было. Он увидел впереди бегущих по барже отца с сыном в спасательных жилетах, которые тут же спрыгнули в воду и поплыли к китайскому берегу, через несколько минут они достигли берега и скрылись в прибрежной растительности. Капитан предпринял меры по возвращению буксируемого состава на линию судового хода и экстренной остановки, но судно по инерции прошло более километра. Каких либо подозрительных моментов свидетельствующих о подготовке отца и сына к бегству за границу, ни капитан, ни члены команды не отметили. Через несколько часов вертолетом прилетели следователь и оперативные сотрудники из Управления КГБ по Амурской области, которые вместе с нами продолжили расследование. На двух пограничных катерах «Аист» мы попытались подойти к месту нарушения границы, но навстречу нам вышли китайские быстроходные катера и мы, не приближаясь к китайскому берегу, разошлись с ними и вернулись к себе. После этого совершили облет места происшествия на вертолете, обстановка на берегу и в китайском населенном пункте ничем не выдавала произошедшего. Завершив все необходимые процессуальные действия, сотрудники Амурского управления возвратились в Благовещенск. Мы также, передав им полученные в ходе расследования материалы, завершили свою работу. Позже была получена информация, что Шатковы были задержаны китайскими властями, они обратились с просьбой разрешить им выезд в США. Но их в течение года содержали под стражей, а затем передали в СССР, где Шатковы были осуждены и отбывали срок наказания. В августе 1980 года поступила информация, что при закрытии пляжа находящегося за ИТС погранвойск в районе с. Дежнево пограничным нарядом обнаружена мужская одежда. Пляж работал в дневное время, вход свободный. Территория пляжа хорошо просматривалась с вышки, на которой нес службу пограничный наряд. Несмотря на то, что пограннаряд ничего подозрительного не заметил, проверялась версия возможного ухода в Китай вплавь человека, оставившего на пляже одежду. Дежнево, устанавливались лица, находившиеся на пляже в этот день. Постепенно складывалась картина обстановки на пляже и определены лица находившиеся там. Гражданин, оставивший одежду, был установлен, им оказался молодой человек, прибывший в село по переселению из западных регионов страны. Он пришел купаться в нетрезвом виде и ешё на пляже употребил алкоголь и, не контролируя себя, оставил одежду и ушел домой. Нарушитель привлечен к административной ответственности. Бабстово сбежал содержавшейся на гауптвахте солдат срочной службы Ботнару, который напал на часового, вскрыл склад и похитил два пистолета «ПМ» с боеприпасами. В январе военная прокуратура гарнизона возбудила против него уголовное дело за хищение вещей со склада «НЗ» части и он был задержан. По службе характеризовался недисциплинированным, дерзким человеком с уголовными наклонностями. Физически развит, обладает недюжинной силой. Командование дивизии задействовало в поиске военнослужащих. В течение первых суток было зафиксировано его пребывание в С. Бабстово, но информация поступила с опозданием и задержать, его не удалось. На вторые сутки от агента РО УКГБ «Быстрого» поступила информация о появлении на полях калининской мелиоративной системы расположенной между с. Калинино и ИТС погранвойск, военнослужащего, который интересовался местностью и сообщил о себе, что отстал от колоны и идет в свою часть. После беседы солдат направился в сторону с. Выехавшей на место оперативной группой Ботнару был задержан в одном из домов в с. Хозяин дома рассказал, что беглец, зайдя в дом, угрожая пистолетом, потребовал еды и запретил ему выходить из квартиры. Насытившись и согревшись, он впал в дремотное состояние, что позволило хозяину выбежать из дома и привлечь внимание оперативников ведущих розыск в селе. Проработка следов Ботнару показала, что он целенаправленно двигался в сторону границы и подходил к системе ИТС погранвойск, определенное время находился возле неё, изучая обстановку, а затем вернулся назад в село Калинино. На допросе он показал, что совершая побег, намеревался экипироваться в гражданскую одежду и выехать на родину в Молдавию. Намерений уйти за границу не имел, просто он ночью сбился с дороги и вышел к ИТС погранвойск, когда понял куда попал, вернулся обратно. Доказать наличие у него намерений бегства за границу не представилось возможным. Ботнару был осужден военным трибуналом за воинские преступления. В декабре 1980 года ночью от дежурного областного отдела поступило сообщение о том, что в Биробиджане трое военнослужащих срочной службы с оружием покинули воинскую часть, убили таксиста и завладели автомашиной, предположительно движутся в сторону границы. Оперсостав выехал на участки оперативного обеспечения, где задействовали оперативные силы и средства. В районе силами РОВД были перекрыты все дороги ведущие к границе. На усиленный режим несения службы перешли все погранзаставы. Я выехал в с. Бабстово и провел переговоры с командованием дивизии и начальником ОО КГБ, договорились о выставлении усиленного наряда на дороге, идущей из Биробиджана в Ленинское. Таким образом, в течение полутора часов были закрыты все пути вероятного движения вооруженных преступников к границе. К утру поступила информация о задержании дезертиров с оружием, при попытке выезда из Биробиджана в сторону границы, и был дан отбой. Почти ежедневно из различных источников поступала информация о появлении в населенных пунктах района и на прилегающей местности подозрительных незнакомцев. При поступлении подобных сигналов организовывался поиск и установление неизвестных лиц. Для их обнаружения и задержания и установки личности использовались оперативные источники, возможности пограничников и РОВД, а также ДНД. К нарушителям пограничного режима применялись меры административного воздействия. Вышеперечисленные примеры из реальной жизни, являются наиболее типичными случаями проведения оперативного поиска в приграничье. Таких мероприятий проводилось несколько десятков в год. Оперативная работа райотделением осуществлялась и по другим направлениям контрразведывательной деятельности. Обеспечивалась безопасность движения поездов по участку железной дороги, и скрытность воинских перевозок, летная безопасность авиационного транспорта в Бабстовском аэропорту - рейсовых самолетов и малой авиации используемой на сельхозработах. Большого внимания требовали защитные мероприятия от иностранных технических разведок на узлах и линиях связи проходящих в приграничье. С учетом использования каналов военными, пограничниками и органами власти и управления. Осуществлялась работа и по пятой линии. Нужно отметить, что в целом по этой линии обстановка в районе была стабильной. Обеспечивалась безопасность в период проведения массовых общественно политических мероприятий, осуществлялись меры по изъятию из незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ. Самым большим достижением тех лет было ощущение стабильности и надежности, чувство уверенности людей в завтрашнем дне. Конечно, было немало проблем, но, по - большому счету, это были проблемы развития. Как я уже упоминал выше, Ленинский район был насыщен воинскими формированиями и все они имели особые отделы КГБ. Часть ОО КГБ находилась за пределами района, а расположенные на его территории войсковые части обеспечивались приезжающими офицерами, таким образом, обслуживалась рота ПВО. Бабстово, два их сотрудника жили в с Биджан где обеспечивали находившиеся там два полка, начальник был майор Декин Виктор Леонидович. Военные чекисты занимались не только выявлением и пресечением разведывательных устремлений спецслужб иностранных государств к военным секретам и агентурному проникновению, но и стремились ограждать военнослужащих и членов их семей от других преступных и противоправных проявлений входящих в компетенцию органов КГБ. Для пограничников и «уровцев», чьи подопечные несли службу непосредственно на границе за ИТС погранвойск, приоритетной была задача предотвращения бегства за границу, которая решалась плотным агентурным обеспечением. Другая важная задача — информирование командования частей и соединений о негативных процессах, идущих в армейской среде и оказывающих влияние на состояние боеготовности. Информирование тесно увязывать с жизнью войск, и было направлено на повышение бдительности и боеготовности, решение стоящих перед личным составом учебно-боевых задач, укрепление воинской дисциплины. Особой заботой «особистов» было обеспечение сохранности оружия, розыск дезертиров оставивших воинскую часть с оружием, к сожалению, были и такие случаи. Мне повезло с моими коллегами «особистами». Работать с ними было легко и продуктивно, несмотря, что я в районе был старшим оперативным начальником, мне многое удалось у них перенять, ибо они были старше меня по возрасту и сроку службы в органах КГБ. В Ленинском районе основные села расположены на берегу Амура и население привыкло пользоваться его благами. Определяющим при размещении села был свободный выход к реке. Важную роль в укладе жизни жителей имело рыболовство. В селе Нижнеленинское располагался рыболовецкий колхоз, который имел рыбоперерабатывающий завод. К моему приезду в район в колхозе имелось две рыболовецкие бригады, через год осталась одна, а затем и ее не стало. Сокращение произошло вследствие вводимых ограничений на вылов рыбы и в связи с ужесточением режимных мер на границе, что мешало их производственному процессу. Для трудовой занятости населения с. Нижнеленинское, на завод стали по железной дороге завозить мороженную тихоокеанскую селёдку, которую они солили. В конце шестидесятых годов прошлого века в связи с обострением обстановки на советско - китайской границы было принято решение о её укреплении и началось сооружение ИТС погранвойск. На всем протяжении границы устанавливали систему С-100, представляющую из себя колючую проволоку на деревянных столбах оснащенную сигнализацией, оборудовали контрольно следовую полосу КСП и грунтовую дорогу вдоль полосы для проезда автотранспорта. ИТС строили на значительном удалении от коренного берега Амура, чтобы избежать пересечения с многочисленными протоками и другими водными преградами, да и экономия материальных ресурсов была не на последнем месте, поэтому, где можно, систему спрямляли. Безусловно, прохождение ИТС согласовывалось с районными властями. Но в, то время, при либеральном пограничном режиме, и практически неограниченном доступе жителей сел на Амур, проблем не возникало. Вследствие этого за ИТС погранвойск оказалось большая часть территории района, где сельхозпредприятия и частные лица вели заготовку сена, выпасали скот, выращивали на полях и огородах различные культуры. Там же оказались места промыслового и любительского лова рыбы, пляжи, традиционные места отдыха и даже кладбища. После завершения строительства ИТС, режим доступа местного населения был весьма благоприятным и нареканий это не вызывало. Но шло время, и режим на границе ужесточался, за ИТС погранвойск можно было попасть только по заранее оформленным пропускам и в установленное время. Частному лицу оформить пропуск практически было невозможно. Причем срабатывали наша традиционная бюрократия, как в оформлении пропусков, так и в пропуске людей и техники через пропускные пункты ворота в ИТС погранвойск. Можно сказать, что в этом вопросе наблюдался явный перекос, что не способствовало укреплению границы, а наоборот отталкивало население приграничных сел от участия в охране госграницы. Страдала от этого и экономика района, вереницы тракторов с тележками по несколько часов простаивали перед воротами в ожидании пограничного наряда для пропуска на острова за заготовленным летом сеном. Амур обезлюдил. Попытки местных властей как то урегулировать сложившуюся ситуацию, не всегда достигали цели. Мне часто приходилось ходить по Амуру на пограничных и рейсовых судах, наблюдалась странная картина. На китайском берегу кипела жизнь, люди ловили рыбу, занимались хозяйственными делами, купались.
Кто, когда и зачем придумал Комитет государственной безопасности
«Главная загадка советской эпохи — это то, как при высочайшей эффективности работы КГБ смог произойти развал Советского Союза. Эмблема КГБ СССР В векторе. Служба внешней разведки РФ). 1922 Г Союз советских Социалистических республик. МГБ и МВД СССР, а всего лишь в статусе ведомства при Правительстве СССР.
Ветеранов КГБ поздравили с 70-летием со дня основания службы
Поздравление с Днем образования ВЧК-КГБ СССР | Смотрите 47 фото онлайн по теме картинки кгб ссср. |
39 лет со дня основания группы специального назначения "Вымпел" КГБ СССР: sell_off — LiveJournal | 1982), Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982 - 1984). |