НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна [4(16).6.1873, дер. Кривая Балка, ныне в черте г. Одесса, Украина – 26.6.1950, Москва], рос. певица (лирико-колоратурное сопрано), засл. арт. имп. театров (1912), нар. арт. Antonina Nezhdanova "Nightingale".
Нежданова Антонина Васильевна — Биография
Антонину Нежданову неоднократно приглашали выступать в ведущих оперных театрах мира – La Scala, одном из крупнейших центров мировой оперной культуры, Парижской опере, Лондонском Ковент-Гардене, Нью-Йоркской Метрополитен-опере, Чикагской опере. Своим талантом Антонина Нежданова покорила не только родную Москву и Петербург, но и всю Европу. Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «» («») под названием «Нежданова, Антонина Васильевна», находящаяся по адресам.
Творческий путь Антонины Неждановой
Исключительно чистое, прозрачное, благородное, слегка "отстраненное" звучание ее сопрано очень хорошо подходило для исполнения отечественной вокальной лирики. Она была замечательным интерпретатором современной ей музыки и постоянно расширяла свой репертуар. Единственная из певиц, она выступала в духовных концертах Синодального хора дело в том, что до 1917 года участие женщин в духовных хорах, кроме женских монастырей и институтов, не было разрешено, и для Неждановой делалось исключение как для прославленной певицы, известной своей религиозностью. Именно в расчете на ее голос были написаны партии солирующего сопрано в популярных духовных песнопениях П.
Ее театральные роли были отмечены высокой сценической культурой, и с самого начала своего пути вплоть до последних дней Нежданова пользовалась особой любовью и уважением слушателей. Антонина Васильевна Нежданова умерла в Москве 26 июня 1950 года.
В Москве провели капитальный ремонт дома, в котором жила оперная певица Антонина Нежданова. В Большом театре прима служила больше 30 лет, она исполняла главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Пятиэтажке в Большом Кисловском переулке, где была квартира певицы, сейчас больше 100 лет. Здание в неоклассическом стиле построили в начале XX века по проекту архитектора Николая Чернецова.
Певица обратила внимание на талантливого дирижёра при первой же встрече. Она говорила, что когда увидела Голованова, он «уколол ей глаз».
Этот творческий союз, который перерос в супружеский, продолжался на протяжении трёх с половиной десятилетий. На выставке, посвящённой многогранному творческому и жизненному пути артистки, представлены её портреты, музыкальные и литературные рукописи, фотографии, письма, афиши, грампластинки, редкие книжные и нотные издания из фондов Российского национального музея музыки и Государственного центрального театрального музея имени А. Бесспорным украшением выставки является концертное платье с накидкой, принадлежавшее Антонине Неждановой, — уникальный, единственный дошедший до нас её концертный наряд. Особую историческую ценность представляет автограф одного из самых известных сочинений Сергея Рахманинова — «Вокализа», посвященного Антонине Неждановой. Это неотъемлемая часть национальной идентичности, сохранению которой нужно уделять особое внимание», — отметила директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.
Антонина Васильевна Нежданова за свою жизнь заслужила огромное количество наград и званий. Из Кривой Балки в "царицы" Но, кроме всего этого, она, по свидетельствам сайта Краснодарской краевой научной библиотеки имени А. Пушкина, имела, наверное, самое почётное народное звание — «Царица Русской Сцены». Творческая жизнь этой певицы — «яркий пример не только необыкновенного природного таланта помноженного на удивительную, грандиозную работоспособность, но и пример изумительного патриотизма.
Для Неждановой не существовало никакой другой сцены, более желанной, чем подмостки Большого театра. Никакого зрителя она не ценила так высоко, и не дорожила его вниманием, как русского зрителя. Не одному поколению восхищенных слушателей посчастливилось стать свидетелями её гениального творчества, и не удивительно, что оно стало легендой. Волшебное звучание пения Антонины Неждановой заняло особую нишу в золотом фонде мирового оперного исполнительства». И это действительно так. Антонина Нежданова родилась в 1873 г. И ей пришлось преодолеть длинный и трудный путь, пока к ней пришли заслуженные слава, успех, любовь зрителей, деньги, наконец. После смерти отца, чтобы помочь семье, Антонина отправилась на медицинские курсы и стала подрабатывать в больнице. Ей с трудом удалось поступить в консерваторию, а в Большой театр она попала удивительным способом, так как заболели все основные исполнительницы партии Антониды в опере «Жизнь за царя».
Кто на завалинке
- ООО "НОВОРОС-АУДИТ" - Гендиректор Нежданова Антонина Васильевна - ИНН 2315179034
- Путь в Большой: пять солисток главного театра России начала XX века
- Нежданова Антонина Васильевна — биография певца, личная жизнь, фото, музыка
- Нежданова Антонина Васильевна
- НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна
- Грандиозная овация: 8 апреля 1925 года в Краснодаре выступала великая певица Антонина Нежданова
фотографии >>
- Нежданова Антонина Васильевна — биография певца, личная жизнь, фото, музыка
- В Москве началась реставрация квартиры певицы Антонины Неждановой
- Крушение теплохода «Антонина Нежданова» у берегов Японии
- Антонина Нежданова - биография, новости, личная жизнь, фото -
- Русская «канарейка» Антонина Нежданова
Царица русской оперы
При этом важным элементом восстановления квартиры Неждановой станет расширение ее функционала: пространство превратится в мультимедийную музыкальную мастерскую для проведения камерных концертов и творческих занятий. Гостями в доме Неждановой был весь свет советской оперной сцены: знаменитый тенор И. Козловский и, конечно, супруг Неждановой — выдающийся дирижер и композитор Н. В проект реставрации будут инвестированы частные средства. Голованова, являющегося мужем А.
Гречанинова , Франчески «Франческа да Римини» С. Рахманинова , Герды «Оле из Нордланда» М. Ипполитова-Иванова , Параси «Сорочинская ярмарка» М. Выдающаяся камерная певица, репертуар которой насчитывал свыше 700 произведений.
Первая исполнительница цикла «Маорийские песни» С. Василенко 1917 , одна из активных участниц организованных им «Исторических концертов». Особое значение для Неждановой имело общение с Рахманиновым посвятил ей «Вокализ», дирижировал спектаклями в Большом театре, аккомпанировал в концертах и с Собиновым выступала с ним в дуэтах. В 1912—13 гг.
Записывалась на грампластинки в т. Педагогическую деятельность вела в Оперной студии Большого театра 1936 , с декабря того же года по май 1941 и в 1943 — в Оперно-драматической студии К. Станиславского, в 1943—45 и1947—50 гг. Ученики: Р.
Атакишев, А. Выспрева, Л. Гриценко, Г.
Шестнадцать лет исполнилось Неждановой, когда умер отец. Теперь выбор сделали обстоятельства - нужно было помочь семье, и в память об отце Антонина становится преподавателем в городском женском училище. Восемь лет она тащит постылую учительскую "лямку", а душа просит сцены, рампы, чарующих звуков романсов. Ни одной оперной премьеры не пропускает Нежданова в Одесском театре, и чем больше она слушает местных знаменитостей или заезжих гастролеров, тем сильнее растет ее желание петь самой, тем более что ее нет-нет да и приглашают выступить в любительских концертах.
Восхищение друзей ее способностями подстегивают честолюбивые мечты. Когда младшие сестра и брат подросли, Нежданова решила, что самое время подумать и о себе. В октябре 1899 года Антонина отправилась в Петербург с желанием поступить в консерваторию. Но столица с ее прославленными педагогами в гостеприимстве Неждановой отказала. Прослушав девушку, экзаменаторы объявили ей, что ее голос для карьеры оперной певицы недостаточен. Но Антонина не привыкла отступать, тут и понадобилась материальная помощь доктора Бурды, который обещал перевести деньги в оплату за учебу в Московскую консерваторию. Нежданова очень волновалась на прослушивании.
Она пела точно, но с трудом взяла верхнюю ноту в "Колыбельной" Чайковского. Причина была простой и ясной: диапазон ее голоса был развит недостаточно. Однако эта ошибка не помешала выдающемуся педагогу, итальянцу Умберто Мазетти, разглядеть в абитуриентке будущую большую певицу. Нежданову приняли в "избранный" класс. Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба певицы, не окажись у истоков ее пути такого великолепного мастера, каковым был Мазетти. Можно с уверенностью сказать, что он "подарил" Неждановой ее голос. Мазетти проявил себя как тонкий и умный педагог, первые четы ре месяца он вообще не занимался с новой подопечной и, лишь присмотревшись к Неждановой, оценив ее необычный, яркий голос, начал вокальные упражнения.
Диапазон певицы, по ее собственному утверждению, не превы шал полутора октав, но Мазетти сразу отказался от искусственного вытягивания верхних звуков и долгое время позволял Неждановой петь только те произведения, которые были построены на среднем регистре голоса. Мазетти как бы предоставил возможность постепенно проявиться самой природе, осторожно, без напряжения "подталкивая" голос к верхним регистрам. Таким образом, именно итальянский педагог заложил основы уникального мастерства певицы, в исполнении которой поражала прежде всего раскованность и легкость в партиях любой сложности. Однажды в Киеве к Неждановой, уже признанной певице, после окончания спектакля "Лакмэ" подошел антрепренер и спросил, не пела ли она арию с колокольчиками, выпустив наиболее трудные места. Заметив недоумение Неждановой, антрепренер пояснил, что выступавшая в партии Лакмэ незадолго до Неждановой певица невероятно мучилась, когда пела эту сложную арию; он решил, что Антонина Васильевна спела упрощенный вариант, поскольку ее пение было очень легким.
Шоу, ошеломленный исполнением Неждановой русских песен, подарил ей свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет - для того, чтобы я услышал лучшее из творений - Нежданову». Станиславский писал: "Дорогая, чудесная, удивительная Антонина Васильевна! Знаете ли, чем Вы прекрасны и почему Вы гармоничны? Потому что в Вас соединились: серебристый голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно молодой, чистой, свежей и наивной душой. Она звенит, как Ваш голос. Что может быть прекраснее, обаятельнее и неотразимее блестящих природных данных в соединении с совершенством искусства? Последнее стоило Вам огромных трудов всей Вашей жизни. Но мы этого не знаем, когда Вы поражаете нас легкостью техники, подчас доведенной до шалости. Искусство и техника стали Вашей второй органической природой. Вы, как птица, поете потому, что Вы не можете не петь, и Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца Ваших дней, потому что Вы для этого рождены на свет. Вы - Орфей в женском платье, который никогда не разобьет своей лиры. Как артист и человек, как Ваш неизменный почитатель и друг я удивляюсь, преклоняюсь перед Вами и прославляю Вас и люблю". Сама Нежданова вспоминала: "Благодаря тому, что в своей семье я была окружена муз. Мои родители обладали хорошими голосами, музыкальной памятью и прекрасным слухом. В детстве от них я научилась петь по слуху много самых разнообразных песен. Когда я была артисткой Большого театра, моя мать часто бывала на оперных спектаклях. На другой день она совершенно правильно напевала слышанные ею накануне мелодии из опер. До глубокой старости голос у нее сохранился чистым и высоким". Несмотря на тяготы жизни она находила время на посещение одесских театров. Ее поразил певец Фигнер, его умное пение произвело потрясающее впечатление на Нежданову. Почти 20 лет Нежданова регулярно выступала на радио. Ее постоянным партнером в камерных выступлениях был Н.
НЕЖДА́НОВА АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА
Однако именно родительское воспитание, а не прославленное народное пение, во многом помогло провинциальной девочке с красивым, но не сильным голосом добиться высот вокального искусства. Правда, поначалу отец противился тому, чтобы Тоня чрезмерно увлекалась музыкой, ибо верный настроениям того времени он по-базаровски прямолинейно считал, что искусство слишком эфемерно для реальной жизни, а артистическая деятельность не является трудовой. Дочери полагалось учиться, штудировать естественные науки, математику, и уж на худой конец - языки и историю. Ну а способности к пению можно реализовывать и по примеру собственных родителей: отец Неждановой, Василий Павлович, играл по-любительски на скрипке, а мать Мария Николаевна отлично пела в свободное от работы время. Однако в силе характера уже маленькой Неждановой не откажешь. Поступив в Одесскую гимназию и освободившись от непосредственного контроля родителей, двенадцатилетняя Тоня около года посещает музыкальное училище по классу фортепьяно, а затем берет уроки пения у сестры знаменитых братьев Рубинштейн - Софьи Григорьевны. Надо сказать, что упорство и целеустремленность Неждановой сделали ее человеком высокообразованным, эрудированным, интересным в общении. К окончанию гимназии обаятельная девушка обрета-ет интересных, интеллигентных и по-своему влиятельных друзей. Ее как родную принимают в семье крупного чиновника Министерства народного просвещения Фармаковского. По-видимому, сказалось силь-ное увлечение Антониной сына Фармаковского Бориса. С искренним теплом относится к Неждановой и доктор Бурда, который окажет ей позже решающую финансовую помощь.
Заканчивая гимназию, де-вушка оказалась на распутье - в ней боролись родительские наставления и собственные пристрастия. Нежданова ловила себя на мысли что ее влекут и точные науки Антонина даже посещала лекции на медицинском факультете Одесского университета , и музыка. Шестнадцать лет исполнилось Неждановой, когда умер отец. Теперь выбор сделали обстоятельства - нужно было помочь семье, и в память об отце Антонина становится преподавателем в городском женском училище. Восемь лет она тащит постылую учительскую "лямку", а душа просит сцены, рампы, чарующих звуков романсов. Ни одной оперной премьеры не пропускает Нежданова в Одесском театре, и чем больше она слушает местных знаменитостей или заезжих гастролеров, тем сильнее растет ее желание петь самой, тем более что ее нет-нет да и приглашают выступить в любительских концертах. Восхищение друзей ее способностями подстегивают честолюбивые мечты. Когда младшие сестра и брат подросли, Нежданова решила, что самое время подумать и о себе. В октябре 1899 года Антонина отправилась в Петербург с желанием поступить в консерваторию. Но столица с ее прославленными педагогами в гостеприимстве Неждановой отказала.
Прослушав девушку, экзаменаторы объявили ей, что ее голос для карьеры оперной певицы недостаточен. Но Антонина не привыкла отступать, тут и понадобилась материальная помощь доктора Бурды, который обещал перевести деньги в оплату за учебу в Московскую консерваторию.
Баттистини, Джакомо Гальвани , исполняла народные песни на любительских вечерах, в благотворительных концертах. В 1902 году окончила Московскую консерваторию по классу У.
Далее была приглашена солисткой в Большой театр, где служила более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Наибольшую известность певицы принесли роли Антониды в опере М. Глинки «Жизнь за царя» и Марфы в «Царской невесте» Н. В 1912 году единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж.
Кроме оперных, также исполняла камерные вокальные сочинения. В обширный репертуар, который насчитывал свыше 700 произведений, входили сочинения С. Рахманинова, П. Чайковского, Л.
Шуберта, И. Стравинского и др.. Значительное место в репертуаре занимали народные песни - русские, украинские и белорусские, а также романсы. Участвовала в Исторических концертах С.
Концертировала за рубежом и в городах СССР. Уникальный голос певицы отличался прозрачностью, верностью интонации и непревзойденной техникой колоратуры. Не обладая большим, тем более красивым от рождения голосом, певица, по мнению исследователей, в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности. В разные годы партнерами певицы на сцене были Леонид Собинов и Федор Шаляпин.
С 1917 года вела широкую музыкально-общественную деятельность. Участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. Английский драматург и романист Бернард Шоу , восхищенный ее исполнением русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет - для того, чтобы я услышал лучшее творение Божие - Антонину Нежданову». Высоко оценивал певицу режиссер Константин Станиславский : «Дорогая, чудесная, удивительная Антонина Васильевна!
Знаете ли, чем Вы прекрасны и почему Вы гармоничны? Потому что в Вас соединились: серебристый голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно молодой, чистой, свежей и наивной душой. Вы, как птица, поете потому, что Вы не можете не петь, и Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца Ваших дней, потому что Вы для этого рождены на свет. Вы - Орфей в женском платье, который никогда не разобьет своей лиры.
Как артист и человек, как Ваш неизменный почитатель и друг я удивляюсь, преклоняюсь перед Вами и прославляю Вас и люблю».
Несмотря на тяготы жизни, девушка находит время на посещение одесских театров. Ее поразил певец Фигнер, его умное пение произвело потрясающее впечатление на Нежданову. Девушка грезила о творчестве, часто посещала театр, а также оперу, пела в гостях. Не всегда эти выступления доставляли Неждановой удовольствие. По воспоминаниям Антонины Васильевны, однажды у знакомых, где был один из приезжих московских артистов, девушка спела какой-то романс и была сильно огорчена, услышав от него, что голос у нее отличный, но петь Нежданова не умеет. Антонина Нежданова Будущая знаменитость могла бы проработать в этом училище всю жизнь, если бы не поездка в Санкт-Петербург. Ее знакомые ехали туда и предложили Антонине присоединиться к ним. Ради интереса там Нежданова выступила перед одной преподавательницей, но та, как писала в своих воспоминаниях будущая звезда, сочла ее голос небольшим по силе, учиться пению ей не рекомендовала.
В итоге педагог дала совет продолжать работу в училище, а также петь, как умеет, лишь для своего удовольствия. Антонина начинает заниматься в Одессе с преподавательницей пения С. Одесские друзья поддержали Нежданову и посоветовали ей ехать в столицу, чтобы поступить в консерваторию. Мысли об учебе в одной из столичных консерваторий приходят все чаще и настойчивее. Благодаря помощи доктора М. Бурда девушка едет в Петербург поступать в консерваторию. Здесь ее ждет неудача. Зато счастье улыбнулось Неждановой в Москве. Учебный год в Московской консерватории уже начался, но Нежданову прослушали директор консерватории В.
Сафонов и профессор пения Умберто Мазетти. Ее пение понравилось. Умберто Мазетти. По мнению Л. Дмитриева, он "являл собой пример представителя итальянской музыкальной культуры, сумевшего глубоко почувствовать особенности русской музыки, русского исполнительского стиля и творчески сочетать эти стилевые особенности русской вокальной школы с итальянской культурой владения певческим звуком. Мазетти умел раскрыть перед учеником музыкальные богатства произведения.
В 1912 Нежданова выступала в партии Джильды «Риголетто» Дж.
Верди на сцене Парижской оперы вместе с Э. Карузо и Т. Среди ее знаменитых работ — Людмила «Руслан и Людмила» М. Глинки , Розина «Севильский цирюльник» Дж.
В Москве воссоздадут музей-квартиру оперной дивы Антонины Неждановой
16 июня 1873 года в селе Кривая Балка близ Одессы в семье сельских учителей родилась оперная и камерная певица Антонина Нежданова. Но с первой же фразы, пропетой Антониной Васильевной, слушатели постепенно, Друг за другом, стали подниматься со своих мест и все номера Неждановой уже прослушали стоя, в благоговейной тишине. В Брюсовом переулке, в доме где проживала выдающаяся русская оперная певица Антонина Васильевна Нежданова планируется восстановить исторический интерьер, представить личные вещи народной артистки СССР, ее сценические костюмы, письма, концертные афиши. Антонина Васильевна Нежданова 4 (16) июня 1873, Кривая Балка, близ Одессы — 26 июня 1950, Москва Оперная певица (сопрано), одна из величайших представительниц русской вокальной школы Народная артистка СССР (1936). И Нежданова сполна воплотила и развила всё это в своём творчестве. 16 июня – 150 лет со дня рождения Антонины Васильевны Неждановой, русской певицы (1873–1950).
Нежданова, Антонина Васильевна
Волшебный голос Антонины Неждановой надежно закрепил за собой заслуженную нишу в золотом фонде исполнителей мировой оперы. В Большом Кисловском переулке в центре столицы отремонтировали дом, где жила оперная певица Антонина Нежданова. В Большом Кисловском переулке в центре столицы отремонтировали дом, где жила оперная певица Антонина Нежданова. В этом доме с 1915 по 1935 год жила Антонина Нежданова, наша дива, оперная прима.
Нежданова антонина васильевна личная жизнь дети
Словцов, Л. Собинов, Ф. С 1917 года вела широкую музыкально-общественную деятельность. Участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 выступала на радио. Записывалась на грампластинки. С 1936 года преподавала в оперной студии Большого театра, в Оперной студии имени К. Станиславского, в 1943—1950 годах — в Московской консерватории с 1943 года — профессор. Весной 1943 года скончался Рахманинов.
Среди её учеников — И. Масленникова, А. Масленников, М. Максакова, Т. Воскресенская, Л. Гриценко, Р.
Праправнук оперной певицы также добавил, что в декабре 2023 года в Москве открывалась похожая выставка, но на ней не было представлено подлинных предметов. Из экспонатов было лишь несколько афиш и ее мантия. Все основные концертные костюмы и личные вещи обычно хранятся в семье Не ждановой и в таком объеме представлены впервые. В особняке Бр юллова в Петербурге также можно будет увидеть ее фотографии, грампластинки, редкие книжные и нотные издания.
О певице Анто нина Нежданова нео днократно получала приглашения выступить в ведущих оперных театрах мира. Но она приняла только одно из них - в 1912 году певица приняла участие в Парижской Гранд-Опера в опере "Риголетто" Джуз еппе Верди.
Она приняла единственное приглашение в 1912 году, с огромным успехом выступив в Парижской Гранд-Опера в опере «Риголетто» Дж. Нежданова много гастролировала по России, выступала в Мариинском театре, в Филармоническом обществе, принимала участие в «Исторических концертах». На сцене Большого театра, солисткой которого она стала в 1902 году, Нежданова создала множество незабываемых образов. Скромная и мягкая Микаэла, весёлая Людмила, величественная и властная Царица ночи, поэтичная Волхова, обольстительная и капризная Шемаханская царица, трогательная Иоланта, подлинно трагическая Манон, «олицетворение поэтической женственности» — Лакме, «этический идеал чистоты» — Снегурочка, и несравненная Марфа из «Царской невесты». В каждой из ролей артистка находила строго индивидуализированные психологические черты, жанровое своеобразие, в совершенстве владея искусством свето- и цветотени, дополняя вокальный портрет точно найденным сценическим рисунком, лаконичным и ёмким в согласии с живописным обликом, тщательно обдуманным костюмом.
Всех её героинь объединяет обаяние женственности, трепетное ожидание счастья и любви. С 1936 года, используя свой богатейший опыт оперной и камерной певицы, репертуар которой включал свыше 700 романсов, песен, арий, дуэтов, Антонина Васильевна начала преподавать в Оперной студии К.
Бардадым писал об этой гастроли на Кубани: «Зимний театр здание Краснодарской филармонии. Нежданова пела арии из опер Верди, Россини, Римского-Корсакова, романсы Чайковского, Глазунова, Грига, русские и зарубежные народные песни. Венцом её выступления, как всегда, был «Соловей» А. Алябьева, которого Антонина Васильевна исполнила легко и вдохновенно. Этот романс пришлось повторить несколько раз. Необычайная гибкость голоса, высокий артистизм, разнообразная программа вызвали восхищение у всех». Большой театр СССР.
Подольская, В.
Антонина Нежданова
Простота и легкость исполнения самых виртуозных партий заставляли слушателей забывать о том огромном труде, который помог артистке достигнуть свободы творчества. Эту старую истину Антонина Васильевна не уставала повторять молодежи. Великий мастер понимал, что совершенство искусства Неждановой стоило ей «огромных трудов» всей жизни. Искусство и техника стали Вашей второй органической природой». Труд для Неждановой был насущной потребностью, радостью, подлинным творческим актом. Все воспитание ее, как человека и художника, связано с глубочайшим уважением к труду, пониманием его, как основы жизни и искусства.
Я с самого раннего возраста стала понимать, что жизнь есть труд. Эти слова Антонины Васильевны служат ключом к ее творческой биографии. Радость жизни и творчества она сматривала в постоянной шлифовке своего таланта. Довольствоваться тем, что слушатели считают совершенством, равносильно концу развития художника» — записывает Антонина Васильевна в тетрадку «Советы ученикам», эпиграфом к которой ставит народное изречение «Век живи — век учись». Этот завет великой артистки должен стать руководством в творческой жизни каждого советского певца.
Но чтобы быть верным этому завету, надо развивать свою волю к труду, настойчивость, упорство, желание идти непроторенными дорогами в искусстве, побеждать препятствия. Свою заветную мечту учиться пению, сделаться образованным, культурным человеком, несмотря на все трудности, я осуществила. Добивалась же я этого упорно и твердо... Надо помнить, в каких условиях Нежданова пробивала себе дорогу к искусству. Ее путь не был усыпан цветами.
Нужда, недостатки были рано знакомы Антонине Васильевне. Когда скоропостижно скончался ее отец, юная выпускница гимназии стала единственной кормилицей семьи из пяти человек. Антонине Васильевне было тогда семнадцать лет. Решив наследовать профессию отца — стать учительницей, она подала прошение о предоставлении ей места в одной из одесских гимназий. Но она оказалась двести пятнадцатой кандидаткой!
Чтобы получить место, надо было ожидать два года! В память об отце ей предоставила работу дирекция Народных училищ. Нежданова стала учительницей в трехклассном женском городском училище. Грошовое жалование пришлось пополнять частными уроками. Тяжелый труд, однако, не заглушил влечения к искусству, к театру.
Антонина Васильевна была постоянной посетительницей третьего ряда галереи одесского театра, и, зная эту любовь, сослуживцы часто уступали ей свои билеты, получаемые по очереди. Я так же, как и в гимназии, изображала в лицах всех оперных героев, которых видела и слышала в театре, пела по слуху и по памяти, без всякого аккомпанемента, конечно, не совсем верно но с большим чувством и увлечением». Однако талант Неждановой не сразу получает признание педагогов. Когда Антонина Васильевна, собрав скромные средства, приехала в Петербург, чтобы учиться пению, то столичные педагоги, в том числе известный Прянишников, не оценили ее дарования. Таков был их суровый приговор.
Но Нежданова вновь испытывает свою судьбу, на этот раз в Московской консерватории, и побеждает. Занятия у знаменитого педагога потребовали больших испытаний. Огромная любовь к пению и вера в своего педагога помогли мне»,— пишет Антонина Васильевна в «Заметках певицы», подчеркивая внимательность, осторожность и последовательность работы Мазетти с ней над развитием диапазона голоса, выравниванием его регистров и т. Так же, как исполнитель-инструменталист каждый день должен упражняться на своем инструменте, певец обязан повседневно тренировать свой голосовой аппарат, дыхание и т. Этим заветам Мазетти Антонина Васильевна осталась верна всю жизнь.
Ее домашние не помнят дня, когда бы Антонина Васильевна, с девяти часов утра уже не сидела бы за роялем, распеваясь, просматривая новинки музыкальной литературы Антонина Васильевна была в курсе всех новых вокальных изданий советской музыки , работая над пополнением своего репертуара. Искусство и труд были для нее нераздельны. Только один месяц году Антонина Васильевна позволяла себе отдыхать; даже последних месяца отпуска она неизменно проводила на юге, у моря, тренируя голос, подготавливая новые партии к началу сезона. Эту же потребность к труду она старалась воспитать и в учениках. Антонина Васильевна всегда подчеркивала важность самостоятельной работы певца над голосом.
Это способствует не только развитию голоса, но и, что она считала особенно важным, развитию внутреннего слуха певца, его способности слышать себя, а значит и контролировать каждое колебание связок, каждую интонацию. Голованов и С. Мигай, партнеры Антонины Васильевны по многим спектаклям и концертам, рассказывали мне об ее исключительно развитом чувстве само-контроля. Выступая в новом, непривычном для нее помещении, Нежданова всегда инстинктивно искала место, где бы могла хорошо себя слышать. Однако внутренняя сосредоточенность не лишала Антонину Васильевну наблюдательности, внимания к исполнению других певцов, интереса к чужому труду.
Вспоминая свои первые выступления с Ф. Шаляпиным, Антонина Васильевна рассказывала, что на репетициях ее, прежде всего, поражала тщательная работа Федора Ивановича над своей партией, филигранная отделка каждой детали, слова и звука. Шаляпина она приводит в пример того, как «человек, обладающий талантом, при упорном, систематическом труде и целеустремленности, может достичь самой высокой степени культуры и совершенства». Все окружение детства и юности, а также последующая жизнь артистки, свидетельствует о подлинном демократизме Неждановой. Об этом говорит и сама певица, описывая свои детские годы.
Отсюда и глубокое постижение Антониной Васильевной поэтического духа народной песни, сопровождавшей весь ее творческий путь. Связь с народным бытом, с родной деревней не порывалась и в дальнейшем. Уже будучи гордостью русской сцены, Антонина Васильевна посещала родные моста, запросто встречалась со своими прежними деревенскими подругами, которые не могли примириться с мыслью, что их «Тоня» вдруг стала «артисткою». Большую роль в формировании творческих принципов Антонины Васильевны сыграли ее первые знакомства с профессиональным искусством. Но это была не только итальянская опера.
В своих посещениях «серьезных концертов»,— как вспоминала Нежданова,— она «впервые услышала петербургских и московских артистов, от которых была в полном восторге и пению которых старалась подражать». Антонина Васильевна часто рассказывала, что ее с юных лет пленило «искусство замечательного русского артиста Н. При этом, Нежданова отмечает, что Фигнер привлекал не красотой своего голоса, а выразительностью исполнения, которая «поднималась до таких драматических высот, что оставаться холодной было невозможно». Необычайно увлекло пылкую поэтическую фантазию юной Неждановой и первое знакомство с драматическим театром. Это были спектакли украинской труппы во главе с ее замечательными мастерами — Заньковецкой, Саксаганским, Садовским, Кропивницким и другими.
Театр производил «потрясающее впечатление» на Нежданову. В течение нескольких дней она не могла прийти в себя — «в ушах звучали мелодии, перед глазами проносились образы спектакля». Народная песня, естественной экспрессией которой было напоено музыкальное сознание Неждановой, в сочетании с впечатлениями реалистического искусства украинских актеров и выразительным пением выдающихся русских певцов — вот откуда берет свои истоки национальная самобытность творчества Неждановой. Она увлекалась и итальянскими певцами, как всегда отдавая должное всему красивому, яркому, талантливому. Но никогда не подражала им, а шла своим путем, повинуясь своему чувству и вкусу.
Нежданова хорошо понимала сущность национальных традиций русского вокального искусства: «Наиболее выразительным всегда было исполнение русских певцов. Русская вокальная школа сочетала в своем искусстве пластичность итальянской кантилены с огромной эмоциональной силой, свойственной русскому песенному творчеству... В то время, когда Европа была пленена блестящими, но не всегда оправданными колоратурами Доницетти и Беллини, колоратуры в творчестве Глинки уже получали глубоко выразительное значение. Можно ли представить себе арию Антониды из «Ивана Сусанина» Глинки, спетую с блеском оперной арии Доницетти? Конечно, нет!
И Людмила Глинки, и особенно Антонида — чудесные портреты русских женщин, и музыкальный язык их партий пронизан широкой задушевной лирикой, столь свойственной русскому народу» «Заметки певицы». К сожалению, вокальный стиль лирико-колоратурных партий Глинки не был так глубоко понят предшественницами Неждановой. Если гениальные Петров и Петрова-Воробьева сумели в своем исполнении сразу же выявить новаторство музыки Глинки, то многие, в том числе первые исполнительницы партии Людмилы и Антониды, не поднимались до такого уровня. Русские музыканты часто возмущались привнесением итальянской исполнительской манеры в вокальный стиль Глинки. Одной из наиболее известных предшественниц Неждановой на московской сцене была шведская певица Альма Фострем.
Даже в ее лучших партиях западно-европейского репертуара критика отмечала «сухость», «отсутствие чувств», недостаток обаяния и поэтичности. Кашкин, описывая исполнение Фострем партии Лакме. Не обладала Фострем и первоклассной колоратурой.
Ее Антонида в «Иване Сусанине» дебютная партия на протяжении многих лет оставалась эталонной. Голос и артистизм Неждановой покоряли Станиславского и Бернарда Шоу, Скрябина и Рахманинова, посвятившего ей свой Вокализ, — впервые Нежданова исполнит его в Петербурге в зале Дворянского собрания 5 февраля 1916 года. Нежданова была обласкана властью: заслуженная артистка Императорских театров стала народной артисткой СССР.
В 1922-м Наркомпрос командировал ее в тур по городам стран Балтии, Германии, Польши, Чехословакии — Нежданова, спевшая на гастролях больше 40 концертов, была призвана показать Европе высокую культуру новой, пугающей мир страны. В туре ей аккомпанировал муж они поженились в 1915-м — пианист, дирижер и композитор Николай Голованов.
Мы и сами не знали, что он считался потерянным и является такой ценностью для общественности", - сказал Ананьев. Праправнук оперной певицы также добавил, что в декабре 2023 года в Москве открывалась похожая выставка, но на ней не было представлено подлинных предметов. Из экспонатов было лишь несколько афиш и ее мантия. Все основные концертные костюмы и личные вещи обычно хранятся в семье Не ждановой и в таком объеме представлены впервые. В особняке Бр юллова в Петербурге также можно будет увидеть ее фотографии, грампластинки, редкие книжные и нотные издания. О певице Анто нина Нежданова нео днократно получала приглашения выступить в ведущих оперных театрах мира.
Впервые все, что касается Антонины Неждановой будет собрано в одном месте. Квартира-музей станет не только точкой, где удастся соприкоснуться с историей жизни оперной певицы, но и насладиться творчеством. В рамках восстановления будет расширен функционал помещения, планируется, что пространство превратится в мультимедийную музыкальную мастерскую, здесь будут проводиться камерные концерты и творческие занятия. В свое время гостями в доме Неждановой был весь свет советской оперной сцены: знаменитый тенор И.
Козловский и, конечно, супруг Неждановой — выдающийся дирижер и композитор Н.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
95 лет назад во время гастрольной поездки наш город посетила знаменитая певица, солистка Большого театра – Антонина Васильевна Нежданова. Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950 г.г.) – великая русская оперная певица, солистка Большого тетра, народная артистка СССР, профессор Московской консерватории, лауреат Государственной премии СССР. Смотрите видео онлайн «Антонина Нежданова» на канале «Секретные ароматы» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 19 апреля 2024 года в 18:10, длительностью 00:14:59, на видеохостинге RUTUBE. Своим талантом Антонина Нежданова покорила не только родную Москву и Петербург, но и всю Европу.