Новости александр невский святой

Подробнее о святом Александре Невском читайте в книгах: Святой Александр Невский – защитник земли Русской / автор предисловия А. Салтыков. Группа святого благоверного князя Александра Невского является подразделением Храмового комплекса в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском художественном музее.

Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский

Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской» Александр Невский — князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, полководец, святой Русской православной церкви.
Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы , смотреть онлайн Государственный Эрмитаж начал процедуру перемещения гробницы Благоверного Князя Александра Невского в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру, где рака будет соединена с мощами святого.
Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей При императоре Петре I святой Александр Невский был прославляем прежде всего как непобедимый полководец, а не как «инок Алексий», каким его изображали ранее.
Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской» Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 13 мая 1221 г. в городе Переяславле-Залесском.
Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского Новости посвященные мероприятиям. связанным с Александром Невским.

Защищая Отечество. Александр Невский – воин, миротворец, молитвенник

Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка». Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра.

И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями». И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием крестным освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою». И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского». И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима. В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы.

Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали с того времени бояться имени его. В то же время был в Восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие, от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы? Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приезжай скорее ко мне и увидишь славу царства моего».

После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Александр едет! И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра. После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их.

О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости Своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое. Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою и продлил Бог лета его. Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого Собора и седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси. И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды. А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею. Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего!

Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним! Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа. Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!

Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась.

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь. Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля. Пятый — из младшей дружины, по имени Сава.

Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались. Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве. Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море.

Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца. На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ». А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены.

Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его». Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною.

И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка». Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники.

И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою.

И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями». И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием крестным освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою». И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского». И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.

В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали с того времени бояться имени его. В то же время был в Восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие, от востока и до запада.

Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы?

Александра страху Божию и благочестии. Любимым занятием отрока была пламенная молитва к Богу и чтение Священных книг: Евангелия, Псалтири — любимой на Святой Руси священной книги. Князь готовился быть воином Христовым и воином земным — защищать Святую Церковь и силою слова, и силою меча. Он, как и отец, был страдалец за Русскую землю, положивший душу свою за вверенную ему Богом в управление страну.

Оградив себя страхом Божиим, помня этот день всеобщего воздаяния каждому по делам его, со всей справедливостью производите суды, не смотрите на лица и положения тяжущихся, будьте одинаково внимательны как к богатому, так и к бедному. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию». В Переяславле в Спасо-Преображенском соборе Симоном, епископом Суздальским, был совершен княжеский постриг св.

И был он щит и крепость земли Российской. Четвертый сын св. Александра Невского — святой благоверный князь Даниил стал основателем Москвы.

Об этом рассказал клирик псковского храма святого благоверного князя Александра Невского иерей Максим Васильев на круглом столе «День воинской славы России: Ледовое побоище 1242 год », который прошел 18 апреля в Поганкиных палатах в Пскове, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. Александр Невский наречен святым за защиту православной веры. Данные события важны не только с точки зрения защиты территорий, но и с точки зрения защиты православия», - отметил Максим Васильев.

“Александр Невский – святой витязь Земли Русской”

Святой благоверный князь Александр Невский | Покровский Хотьков монастырь Еще один образ — икону «Святой благоверный князь Александр Невский» с клеймами и с молитвой святому — написал иконописец Алексей Анатольевич Новиков специально для Музея Мирового океана.
Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны.
Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского / Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны.

Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской»

Русский народ хранит память об Александре Невском, а Православная церковь объявила его святым и почитает как защитника земли русской. Губернатор Петербурга Александр Беглов поблагодарил всех, кто помог подготовить и отметить День памяти святого благоверного князя Александра Невского. Состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию в 2024 году 300-летия перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.

Святой Александр Невский

Перед тем, как родиться Деве Марии, Иоаким прошёл колоссальное испытание: он принёс Богу дар, а ему ангел сказал: «Твой дар не принят. Ты больше заботишься о земном, чем о небесном». Он был достаточно богатый человек. Он рассказывает об этом супруге, и они не озлобляются: нет, они не говорят о том, что мы всё равно будем жить. Они наоборот усиливают молитвы, и наконец наступает тот день, когда они настолько достигают духовной чистоты, что ангел является и говорит: «Скажи Анне, что она зачала». Он находит её у Золотых ворот в Иерусалиме и сообщает об этом. У них рождается Дева Мария. Это тоже преодоление своих личных амбиций, преодоление личных притязаний, победа над собой, чтобы исполнить то предназначение, которое Бог уготовил всем нам. Такие примеры говорят о святости, потому что святость — это удел, в который Бог забирает человека ещё при жизни земной...

Когда мы рассуждаем о том, что это святой человек, мы обычно судим о внешних каких-то поступках, и нам кажется порой, что святые не совершенны. Но мы не знаем внутренней мотивации: почему так человек поступает... Господь их принимает, потому что мы закаляем душу свою, мы её готовим для встречи с Богом, и вот эти моменты были характерны для святого благоверного князя Александра Невского. В нём соединилось божественное участие, так как он с детства готовился к исполнению того, что Бог вложил в него некую задачу — как некое послушание божие, и внешние обстоятельства так сложились, что позволили ему принимать решения в самых трудных ситуациях: например, когда был голод в Великом Новгороде. Там была колоссальная катастрофа: люди ели мох, не было возможности купить [продукты], была блокада Новгорода... В общем, oн принимал решения, которые были очень важны для новгородцев просто для выживания, но всё равно они не ценили этого и удаляли Александра Невского от княжения. Потом опять возвращали, когда было трудно. Вот так человечество устроено...

Как и Спасителя тоже: вначале, когда он хлебом их кормил, все [восхваляли его], но как только сказали, кого выбирать: разбойника, головореза, грабителя или Спасителя, они сказали: «Распни Его! Такое вот мнение, быстро меняющееся. Весь советский период посмотрите, как у нас то возносят вождей: «отец народа», все плакали на похоронах — в давку попали, тысячи были ранены или там умерли, потому что все хотели попасть [на похороны Сталина], а потом раз — культ личности, и всё. Того же Никиту Сергеевича [Хрущёва] вообще на руках носили, а потом какие анекдоты [о нём сочиняли]?.. Борис Николаевич... Восхищались [им], а потом все вспоминают сейчас лихие 90-е, и говорят: «Так это же он виноват! А я просто сравниваю с тем, что он взял вентиль открыл у многих, и полилось то, что было внутри у людей. Они свободу почувствовали, что можно ею пользоваться...

Все делятся тем, чего у них много: одни добром делятся, потому что у них много добра, а остальные — тем, чего у них вместо добра много. Здесь не надо искать виноватых. Логика истории такая: призываем поделиться добром, вдыхаете счастье и выдыхаете добро. А получается, что счастье человек вдыхает, а выдыхает не совсем добро. Вы понимаете? И опять ищем виноватых... Митрополит Иоанн, фото пресс-службы белгородской митрополии Александр Невский не считал никого виноватым, он брал на себя ответственность. Кстати, это очень важное качество — на себя взять ответственность.

Сейчас люди боятся брать на себя ответственность, и, к сожалению, это сказывается на всём, потому что с оглядкой смотрят, как там скажут, что про них подумают там и так далее.

О них мы должны помнить всегда!

А ведь она выражение гармонии, то есть совершенства, полноты. Русская душа отозвалась именно на православие, и к моменту монголо-татарского завоевания оно было усвоено очень хорошо.

Христианскими становятся и литература, и искусство. Более того, и то и другое приобретает национальные черты. Это тоже свидетельствует о глубине усвоения новой веры. Александр Невский был типичным выразителем русского духа, русского православия, поэтому он ко всему так и относился. Но контакты с Западом были постоянные.

Об этом свидетельствуют и династические браки. Скажем, дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за европейских государей. Об этом свидетельствует и искусство. Расцвет древнерусского домонгольского искусства — владимиро-суздальские храмы: церковь Покрова-на-Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Типологически они точно такие же, как византийские, — крестово-купольные, но в них очень много и западноевропейских черт, романского стиля.

Это следствие тесных контактов с Западом на всех уровнях. Я уж не говорю о Новгородской республике, которая входила в Ганзейский союз, то есть вела активную торговлю с Западной Европой. Поэтому отторжения от Запада как конгломерата народов, цивилизации никогда не было. Мы всегда не принимали только одного — желания некоторых западных элит духовно поработить Россию. И не хотели мы этого по одной причине — видели в этом предательство: Бога, своих предков, самих себя, наконец, отказ от самоидентичности.

Свободолюбив русский человек, не хочет никого предавать, в том числе себя. До тех пор пока Запад не изменит политику, так будет всегда. Россия останется собой; либо ее вообще не будет. Выбор у него был сложный, и довольно сложна история этого выбора. Достаточно вспомнить о его воспитании, о бедах, которые ему пришлось претерпеть в юности, когда под вопросом была даже его жизнь, о том, что ему воцерковляться было негде и не у кого.

Конечно же, определенную роль играют личные особенности человека, его духовное самоопределение. Он ведь православию не изменил, более того, чтил святыни, был искренне и глубоко верующим человеком. Но Петр I уже относился к другой, что ли, генерации русских государственных деятелей. Он уже был не угодник Божий, не святой, как Александр Невский, а политик, и поэтому, оставаясь верующим православным человеком, он в первую очередь все-таки думал о земных способах достижения своих целей. И поэтому соборная монархия, каковой она была во времена еще его отца, Алексея Михайловича, заменяется абсолютизмом.

Это приносит какие-то плюсы, дает определенный стимул его деятельности, технологическому развитию нашего Отечества, но и подрывает духовные основы государства, вносит раскол в саму душу народа: между православием и прозападным сознанием, западными ценностями. Русская революция произошла, прежде всего от разлада... Ведь только в России существовали «западники» и «славянофилы». Сейчас они называются «либералами» и «патриотами». Такого раскола в обществе нет ни в Западной Европе, ни в Америке, за исключением, может быть, последнего времени.

Но для этого нужно духовное усилие. Он преодолим только изнутри. Для этого нужна элита, но элита в широком смысле — все мыслящие, ответственные, граждански настроенные люди. Не важно, заседают они в правительстве или стоят у станка, если их позиция соотносится с тысячелетней традицией России и она для них родная, это и есть элита. Если такие люди проявят силу духа и трезвость мысли и вернутся к тем духовным истокам национального бытия, которые всегда питали русскую жизнь, тогда возможно возрождение на качественно ином уровне.

Будем надеяться, что дело Александра Невского будет жить... Давайте перейдем ко второй части программы. Грядет великий христианский праздник — день Святой Троицы.

Вокруг Невского сложился героический ореол защитника Руси от врагов, который поддерживали даже в советское время — по заказу властей Сергей Эйзенштейн снял героическое полотно «Александр Невский». По некоторым источникам, Александр вел переписку с папой римским и тот предлагал помощь в борьбе с татаро-монголами в обмен на подчинение Руси папскому престолу.

Александр отказался и продолжил борьбу в одиночку — так он прослыл еще и защитником православия от Ватикана. Невский был причислен к лику святых в 1547 году. Рака Невского — одна из важнейших святынь в Русской православной церкви Рака переводится как «ковчег» или «гроб», в христианской традиции принято хранить в подобных реликвариях мощи святых. Слово произошло от латинского arca. К ним верующие приходят поклониться и помолиться.

Рака Александра Невского — одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского. Малая рака 1695 года работы московского мастера Н.

Святой князь Александр Невский собрал в нашем храме сонм духовенства и любящих его христиан

Они узнают не только о том, каким полководцем был Александр Невский, но и о его дипломатических способностях и распространению православия на Руси. Торжества в День перенесения мощей Александра Невского возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября 2023 года, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невск. Страховое покрытие раки святого князя Александра Невского, которую Эрмитаж передает церкви, превышает ₽20 млрд, узнал РБК. Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. Телеканал «Санкт-Петербург» показывает, как прошел День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.

Александр Невский: полководец, князь, дипломат, святой

Княжение святого Александра Невского совпало с одним из самых тяжелых периодов в истории Руси. Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. В Петербурге отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В честь важного для православных христиан события к горожанам обратился Александр Беглов. Княжение святого Александра Невского совпало с одним из самых тяжелых периодов в истории Руси.

С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского

Александр Невский наречен святым за защиту православной веры. Данные события важны не только с точки зрения защиты территорий, но и с точки зрения защиты православия», - отметил Максим Васильев. Он добавил, что этот факт никак не умаляет заслуг Александра Невского как талантливого полководца, одержавшего победу в противостоянии с крестоносцами.

Александр Невский установил мирные отношения с ханом Берке и, мудро направляя события внушил хану отказаться посылать дань в Монголию. Берке объявил Золотую Орду самостоятельным государством. Александр Невский укрощал гнев хана, выкупал пленников. Митрофан был первым епископом в Орде. Там строились храмы, и звучала в них родная речь. Впоследствии в пределы новой епархии входили земли по нижней Волге и притокам Дона и епархия называлась Сарайской, Придонской. Святой князь Александр Невский не раз ездил в Орду и последний раз, как на Голгофу, чтобы умилостивить хана Берке, который хотел отправить на Русь 300 тыс.

Самовольные люди перебили некоторых монголов, и хан желал отомстить. Русь князь спас, но здоровье его было расстроено безнадежно. Возвращаясь из Орды, утешитель и защитник земли Русской почувствовал свою близкую кончину. И если для служения земному отечеству он принимал княжеское пострижение ратоборца, то, уходя в Небесное отечество, в Городецком монастыре под Владимиром принял иноческое ангельское пострижение с именем Алексий, оставаясь Ангелом-Хранителем любимой Руси.

Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1256 г.

В 1261 г. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана. Эта дипломатическая поездка св.

Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в Богородице-Феодоровском Городецком мужском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении. Великий князь Иоанн Иоаннович 1326—1359 в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию 1350—1389 , будущему победителю Куликовской битвы, "икону Святый Александр". Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению [Через 117 лет после кончины Св. Александра Невского в субботу, 8 сентября 1380 года, в ту самую ночь, когда Димитрий Донской со своей ратью стоял станом на Куликовом поле перед решительной сечей с Мамаевой ордой, — пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы было видение. Свечи возгорелись сами собою, два старца, выйдя из алтаря, подошли к гробу Св.

Александра и сказали: «О, господине Александре, восстани и ускори на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сушу от иноплеменников». Александр восстал из гроба и стал невидим]. После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы. В 1491 году, во время владимирского пожара, сгорела церковь Рождества Пресвятой Богородицы, но мощи Св. Александра, в это время уже местно прославленные и перенесённые из гробницы в открытую раку, у которой совершались многие чудеса, сохранились невредимыми и даже пелена, бывшая внутри раки, осталась нетронутой. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г.

К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено. Александра Невского были изъяты из Троицкого собора Александро-Невской лавры и возвращены в собор лишь в 3 июня 1989 года. Александра с 1790 по 1922 год, были возвращены монастырю Эрмитажем и помещены в верхнем храме Благовещенской церкви лавры, посвященном святому князю Александру Невскому.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами. Полное житие благоверного великого князя Александра в схиме Алексия Невского Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м гг. XIII в. Здесь в XIII в. Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова.

Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал Приточник: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра. Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. И воистину — не без Божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного».

Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим. Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его.

Имя князя Александра прославилось по всей Святой Руси. За свою жизнь Александр Невский не проиграл не одного сражения. Однако в более взрослом возрасте, Александр Невский прославился как дипломат, талантливый полководец, мудрый и сильный правитель. Православная Церковь прославила князя за служение ближним и милостивую помощь, оказанную народу во времена тяжелых испытаний. Князь нашел дипломатические способы избежать войны с монголо-татарами, однако от мира и предложения союза от крестоносцев отказался. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 году он отразил новый набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил в поход в финскую землю. Во времена язычества князь Александр проповедовал православную культуру.

Умер великий князь 27 ноября 1263 года в Городце, недалеко от Владимира, возвращаясь из очередной поездки в Золотую Орду. Где находятся мощи святого Через неделю после смерти, 6 декабря 1263 года тело Александра Невского похоронили в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире.

В день памяти Александра Невского

Во время богослужения на сугубой ектенье возглашались особые прошения и молитва ко Господу о Святой Руси, которая читается по благословению Патриарха Кирилла. Также возглашалась заупокойная ектенья о приснопамятном архимандрите Тихоне, архимандрите Александре, протоиерее Александре, воине Андрее и всех от века почивших православных христианах.

Логика истории такая: призываем поделиться добром, вдыхаете счастье и выдыхаете добро. А получается, что счастье человек вдыхает, а выдыхает не совсем добро. Вы понимаете? И опять ищем виноватых... Митрополит Иоанн, фото пресс-службы белгородской митрополии Александр Невский не считал никого виноватым, он брал на себя ответственность. Кстати, это очень важное качество — на себя взять ответственность. Сейчас люди боятся брать на себя ответственность, и, к сожалению, это сказывается на всём, потому что с оглядкой смотрят, как там скажут, что про них подумают там и так далее.

А надо бояться одного Бога... Когда ты любишь Бога, ты боишься его оскорбить или поступить неправильно, поэтому этот страх божий — это как премудрость. Она должна определять жизнь человеческую... Привезли туда, куда [в мае] заходили формирования ВСУ... Они тогда зашли в дом, а там были двое мужчин: один из них в пожарной команде работает, а другой — знаменитый гармонист. Это была польская частная военная компания. Он отказался, и они его избили. Потом наставили автомат на гармониста, а тот взял гармонь и начал петь «Этот день Победы порохом пропах».

Эти [представители частной военной компании] ничего понять не могут, но ему говорят: «Хорошо поёшь, ты ещё спой! Разве можно таких людей победить? Понимаете, под дулом автомата поёт такие песни! Лично меня это очень вдохновило. Люди — учителя, врачи и другие — не хотят уезжать из этой Козинки, несмотря на то, что её всё время обстреливают. И батюшка там тоже замечательный, который под этим натиском не сдаётся. И я хочу от всей души вам пожелать: никогда не сдаваться, и если уж бояться, то только Бога. Всё остальное проходит, все герои вначале герои, а потом смотришь: и не очень...

Надо честным быть перед собой и перед Богом, и тогда Господь устроит нашу жизнь. Вот тогда мы узнаем промысел божий о нас самих. Соединим свою волю с волей Божьей, и тогда Господь откроет путь к спасению... Обращение к зрителям после завершения гостиной — Есть такой принцип — единство многообразия: когда мы духом едины, а каждый из нас личность, и каждый обладает своим каким-то инструментарием для выражения своих чувств, для выражения своего духовного опыта... Они в начале служат литургию, исповедуют, а потом уже дают концерты. Обычно концерты у них затягивались, потому что не отпускали их всё время, все хотели как-то прикоснуться. Дуэт «Братцы», фото пресс-службы белгородской митрополии Вот мы сейчас в госпиталях когда были с мощами, то там в основном лежали раненые штурмовики. Понятно кто, понятно, с какой биографией, и в то же время я как-то сказал: «Вы, главное, унынию, не поддавайтесь», и вдруг я слышу [в ответ]: «Вы знаете, мы забыли, что такое уныние и многие другие чувства.

У нас есть цель — это главное». Я посмотрел на этого человека, он такой израненный, и я говорю: «А дальше куда пойдёшь? Он ответил: «Дальше воевать».

Считается, что в тот день утонуло множество рыцарей. Любопытно, но этот факт стал предметом спора между историками. Некоторые специалисты убеждены: на самом деле ни один крестоносец не утонул! В хрониках есть упоминание о том, что русские преследовали остатки отряда рыцарей по льду, но это могла быть корка льда на земле, образовавшаяся холодной ночью.

Загадочная смерть Еще одна загадка, связанная с Александром Невским, — причина его смерти. По одной из версий, полководца отравили в Золотой Орде. В 1262 году князь отправился к хану, который собирался использовать русские войска для битвы за власть на Кавказе. И они в этом походе не участвовали", — объясняет кандидат исторических наук Дмитрий Колыхалов. Уже по дороге домой князь почувствовал себя плохо. Он умер в Нижегородском крае. По мнению историков, сам ордынский хан хотел избавиться от талантливого военачальника, способного объединить русские земли.

А вот согласно другой гипотезе Александра Великого в Орде отравил посол Ватикана! Римский престол по-прежнему хотел подчинить часть русских земель, а еще отомстить за поражение на Чудском озере. Известно, что до этого папа Иннокентий IV дважды предлагал князю принять католичество и заключить союз против татар.

Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами. В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска.

Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси.

Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море». На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы.

Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати». В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия провозглашенного в 1259 году новгородским князем «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» Готландом , Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным на него ссылались даже в 1420 году. В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой.

Читайте также — Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский Отношения с Ордой После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю.

Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи «к Кановичам», как говорили на Руси. Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» то есть Южную Русь. Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением.

Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород. Переговоры с папским престолом Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Папские легаты не застали Александра в Новгороде.

Однако можно думать, что еще до своего отъезда и до получения первого папского послания князь провел какие-то переговоры с представителями Рима. В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века. Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной.

Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей». Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси». В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны.

Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза. Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси.

Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло.

По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен.

В Орде Св. Александр Невский. Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское.

В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат. Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси.

Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В.

Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения». Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского.

Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.

В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились. Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью.

Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда. Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год.

На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили.

Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом.

В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду. Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке.

Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани.

День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского

Благоверный князь Александр Невский И ларец с мощами святого Александра Невского бережно переносится из Свято-Троицкого собора в старейшую Александро-Невскую Благовещенскую церковь, куда и были принесены останки князя по велению императора Петра I.
Новости — 800-летие Александра Невского Русский народ хранит память об Александре Невском, а Православная церковь объявила его святым и почитает как защитника земли русской.
Новости - Сайт, посвященный святому благоверному великому князю Александру Невскому Александр Невский — князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, полководец, святой Русской православной церкви.
Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей В Санкт-Петербурге 12 сентября отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.

Православные петербуржцы празднуют День перенесения мощей Александра Невского

Частица святого прибыла в преддверии важного праздника Русской православной церкви – Дня благоверного князя Александра Невского. Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. Главная» Новости» 26 апреля 2024 года на территории храма Святого Благоверного Князя Александра Невского прошел митинг, посвященный 38-й годовщине аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Святой князь Александр Невский – один из самых почитаемых русских святых

Предки современных ижорцев Ленинградской области, народ ижора, встали на сторону Александра, сообщив ему о приближении неприятелей, и обещали провести к их лагерю. Князь быстро решился атаковать, не дожидаясь подкреплений, и, как сообщает летопись, добрался до самого Биргера: "... Древнерусское известие понималось иногда как легенда, а иногда как преувеличение , но когда в 2002 году вскрыли захоронение Биргера, на костях обнаружили следы ранений, в том числе повреждения в правой глазнице черепа ярла. Победа малой кровью скоро стала основой харизмы Александра как лидера опустошенной монгольским нашествием Руси, надеявшейся как раз на такие победы, и сделала его знаменитым. Житие приводит слова князя о соотношении сил: "Братья! Не в силе Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем...

Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог". В 1240 году Ливонский орден немцев-крестоносцев в 1237-м объединившийся с Тевтонским атаковал новгородские и псковские рубежи. Все было иначе: ошибки изменили память о Куликовской битве Великий князь владимирский Ярослав Всеволодович направил возглавить сопротивление своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре уже побеждавшего с их войсками Александра. Князь выбивает крестоносцев из новгородской крепости Копорье, входит в захваченный ими Псков, освобождает только что потерянную Псковскую землю, а затем переносит войну на территорию противника. Там, на берегу Чудского озера, разыгрывается главная битва кампании — Ледовое побоище, исход которой не оставляет шансов ордену. Русские и западные источники разнятся в описании сражения, но согласны, что крестоносцы оставили поле боя, а Александр возвратился в русские княжества с победой, имевшей долгосрочные последствия: на обозримое будущее нападения ордена прекратились.

Именно практический итог выигранной Александром войны важнее деталей о Ледовом побоище, восстановить которые спустя столетия практически невозможно. Западные и русские свидетельства находятся в непримиримом противоречии между собой: согласно первым, жизни на озерном льду лишились 26 рыцарей, согласно вторым — 400, что значило бы: после встречи с русскими орден потерял большинство своих воинов. Иностранные авторы, отдавая предпочтение латинским хронистам, ставят значение битвы под сомнение.

Фото из архивного фонда С. Опубликовано в книге Кривошеева Ю. Историческое исследование» - То есть защищай нас, а управлять не суйся? Князь должен был соблюдать определенные правила.

Новгород считал одной из своих вольностей право на выбор князя - вольность в князьях. С другой стороны, князья, естественно, эту вольность хотели ограничить. Из-за этого у них периодически возникали с новгородцами разного рода противоречия. К тому же в XIII веке не устоялась еще практика, что Великий князь обязательно Новгородом управляет сам или через своих сыновей. Поэтому происходили конфликты, попытки новгородцев князьями манипулировать. У Ярослава, отца Александра, был свой расчет, когда он своих малолетних детей посылал княжить в Новгород: они с одной стороны к Новгороду привыкали, а с другой стороны новгородцы к ним привыкали, они для них «своими» становились. Этакое политическое средство, которое историк И Я.

Фроянов называл «вскармливанием» князей. Нужно отметить, что не только Ярослав стремился своих детей закрепить в Новгороде. В те же 1220-е года аналогичные попытки делал Юрий Всеволодович, который на реке Сить погиб, Михаил Всеволодович, Черниговский, который был убит в 1246 году в ставке Бату. Но у Ярослава это получилось лучше всего. Может потому что его княжение — Переяславское — было к Новгороду близко, может потому что у него опыт имелся, ибо он тоже был новгородским князем и в свое время пытался Новгороду диктовать свою волю. Для него, в общем-то, это печально закончилось, он проиграл на всех фронтах, а потом стал умнее и к Новгороду относился более аккуратно. Это выразилось и в том, что он стал пытаться использовать политические средства — заслал туда своих сыновей.

Причем любопытно, что сразу двух. Вместе с Александром был послан Федор, но он в 1233 году умер. Я думаю, что двое сыновей оказались в городе из-за детской смертности — один помрет, второй останется. Шансов больше. Что и произошло. Например, никто не знает из-за чего его выгнали в 1240-м году после битвы со шведами на Неве, но резонно предполагают, что он после этой победы какие-то прерогативы забрал себе. Какие — неизвестно.

Следующий конфликтный эпизод возник после того, как Александр стал Великим князем Владимирским 1252 год. В Новгороде остался его сын Василий, но в 1255 году новгородцы почему-то решили его сына заменить на брата Александра — Ярослава, ну, Александр там порядок навел и опять вернулся Василий. Очень серьезный эпизод был связанный с монгольской переписью. В 1257 году новгородцы от переписи отказались, Василий выступил тоже противником Александра, и отец за это отправил его в политическое небытие. Были наказаны и некоторые из новгородцев «кто повел Василия на зло» , а в 1259 году, когда монголы все-таки настояли на переписи, Александр помог ее провести, несмотря на сопротивление новгородцев. Ордынские байки - Ну вот дипломатические взаимоотношения с Ордой и жесткость по отношению к новгородцам — как раз то, в чем обвиняют Александра. Насколько верен тактически был союз с ордынцами?

Тогда как брат Андрей якобы пытался сформировать антимонгольскую коалицию вместе Даниилом Галицким, которая имела шансы на успех. Но здесь важно то, что Александр до этого вместе с тем же Андреем приблизительно в 1247-1249 годах совершил путешествие в Каракорум. Он, конечно, увидел завоеванные монголами пространства, убедился в их силе и осознал, что она значит. Он понимал, что если они завоевали всю Среднюю Азию, половецкую степь и Русь за исключением новгородских земель, то дойдут, конечно, и до Новгорода и в случае неповиновения то, что им нужно будет, сделают. Коалиция, конечно, никаких шансов на успех не имела, потому что это было делом еще очень далекого будущего. Даже Дмитрий Донской Куликовскую битву в 1380 выиграл с величайшим трудом. И, как мы знаем, через два года эта победа была нивелирована нашествием Тохтамыша.

То есть для того, чтобы сбросить зависимость от Орды, нужно было еще два с лишним века — до 1480 г. А вот если бы… то дали б отпор ордынцам… - Это была объективная ситуация хотя бы потому, что она существовала еще несколько веков. А то, что он князь оценил ее трезво, это не минус его, а заслуга. Кстати говоря, брат Андрей, с которым Александр якобы повздорил в 1252 году, бежал в Швецию, но потом вернулся, и они вместе с Александром ездили в Орду - в Сарай. Александр вероятно как-то за него поручился этого нет в источниках, но это логично, иначе зачем вместе ехать , и Андрей получил прощение - Суздальское княжение. И все суздальско-нижегородские князья в будущем — это его потомки. Здесь ситуация вот в чем.

Историк Л. Гумилев написал, что Александр во время второй поездки в Орду побратался с сыном Бату Сартаком. Никаких данных в источниках о том, что это было, у нас нет. Совершенно никаких. Гумилев был сыном двух поэтов, прекрасным литератором, и он так красиво изложил этот сюжет, что ему поверили, и это стало тиражироваться. А почему новгородцы были против нее? Батый же до него не дошел.

Некоторую роль сыграло, конечно, и суеверие, боязнь переписи как таковой. Они не думали о том, что если продемонстрируют неподчинение, то хан таки дойдет, но тогда всем будет очень плохо. Невский, бывавший в Орде, прекрасно это понимал. Вариантов было два. Либо эти набеги и разорение допускать, либо не допускать, душа их в зародыше. А как их возможно было не допускать? Только одним способом — устанавливать мирные отношения, ездить в Орду, возить подарки и т.

Ему вряд ли это доставляло удовольствие.

По преданию, Пётр Первый собственноручно внёс реликвию на второй этаж храма. После более чем столетнего перерыва в лавру возвратилась и драгоценная рака для хранения мощей.

Напомним, на круглом столе прозвучали также доклады сотрудников Псковского музея-заповедника, Археологического центра Псковской области. В заключение слушателям и участникам представили выпуск программы «Истфакт» «В поисках Вороньего камня».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий