констатировал Роман Захаров. Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. Сайт посвященный советскому периоду нашей страны, эпоха СССР. История, события, вопросы и ответы.
ВОПРОСЫ СССР
Новости / Люди и события. 4 действия, которые сегодня являются нормой, а в советские времена считались постыдными. Первое мая давно стало символом весны, но мало кто знает, почему важная дата празднуется именно в этот день. Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. От редакции Власть и искусство в советскую эпоху. Сайт посвященный советскому периоду нашей страны, эпоха СССР. История, события, вопросы и ответы. Выпуск новостей в 12:00 от 22.04.2024.
Советское радио и телевидение
Он стал очень популярным в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. самые свежие новости спорта на сайте 90 лет героической эпопеи спасения челюскинцев и учреждения звания Героя Советского Союза. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Смотреть сейчас онлайн программу теле канала Россия 24 Новости на России 24 последний выпуск и все выпуски подряд. Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов.
История советской журналистики: развитие и становление
уверяют нас со страниц газет, интернет сайтов и в телевизионном эфире граждане с. РИА Новости: Советское наследство продолжает спасать Россию. 8 апреля 1987, «Литературная газета» По словам молодого московского инженера, «культ силы становится нормой для подростков».
Телеграммы и лавочки: как жили без Интернета в СССР
Ностальгируем по Советскому Союзу на информационно-развлекательном портале Продолжаем изучать замечательные фотоархивы РИА Новости и ТАСС. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. А 80 лет назад советские газеты поместили небольшую новость о произошедшем в разделы международной хроники. Главным в работе СМИ в этот период становится обзор положения дел в экономике, борьба с последствиями культа личности, с общим беззаконием. Ностальгируем по Советскому Союзу на информационно-развлекательном портале Продолжаем изучать замечательные фотоархивы РИА Новости и ТАСС. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Новости в СССР и РСФСР Информация, озвученная на данном канале Новости от СССР, РСФСР является оценочной и не направлена на возбуждение ненав.
О чём писали советские газеты (1987 год) - 1
Во времена СССР «Советский спорт», «Литературная газета» и «Роман-газета» были самыми дефицитными газетами СССР. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). В период оттепели под руководством Никиты Хрущева газеты стали отражать более либеральные идеи, включая критику культовой личности Сталина и инициирование дебатов о проблемах в советском обществе. 11 мая 2023 года на базе МБУДО-РДДиЮ состоялся Слёт Советников Советского Района – СССР. Смотреть сейчас онлайн программу теле канала Россия 24 Новости на России 24 последний выпуск и все выпуски подряд.
Была ли свобода информации в СССР?
Их выбор не осуждали, а лишь вскользь могли упомянуть, что мол «Борис-то до сих пор с Анной живет без росписи». Нередко такие случаи разбирали на комсомольских собраниях, но зачастую дело дальше не двигалось. Хотя решившиеся на такую «провокацию» граждане морально были готовы уже ко всему. В наши дни люди начинают строить совместный быт перед тем, как надевают обручальные кольца на пальцы. Штамп в паспорте постепенно теряет гарантию счастливых безоблачных отношений. Вмешательство в личную жизнь — дело весьма скользкое, а потому сегодня лучше фокусироваться на своем счастье. Дело было далеко не в жажде заработать все деньги мира.
Советские граждане не могли опускать руки из-за уголовного наказания, которое поджидало каждого лентяя. После ее принятия любой житель Москвы или Ленинграда, который находился без работы на протяжении четырех месяцев, привлекался к ответственности. Его принудительно отсылали на исправительные работы в отдаленные регионы на срок до 5 лет.
Она не зависела от количества проговоренных минут и равнялась 2,5 рублям. Такой стоял у моей тети на Спартановке. Пока соседка не наговорится, позвонить было нельзя. Еще среди подруг одна-две были обладателями телефонов.
Иногда цель визита вполне официально была — «приду позвонить», - с улыбкой вспоминает пенсионерка Анна Георгиевна. Уличные будки Телефоны-автоматы были почти в каждом, а в местах массового скопления людей — почтампа, рынка или магазина они стояли по 5-6 штук. Часть из них висели на стене, другие представляли из себя полноценные кабинки. Уличные будки с телефонами автоматами в советские времена редко подвергались налетам вандалов. Ценность их для отдельного двора или даже микрорайона была огромна. Иногда приходилось стоять в очереди и сверлить глазами общительного гражданина или гражданку. Затем время ограничили тремя минутами, а затем и вовсе одной, но это уже в начале 90-х годов, СССР, кажется, уже распался.
Хочешь говорить дольше — изволь опускать монеты. Была и шпана, которая опускала просверленные монеты на ниточке, но таких порицали. Заест автомат, и вообще никто с него не позвонит уже, - рассказала Елена Борисовна. А еще одной монетки у тебя нет. Приходилось попрошайничать. Иногда уличными телефонами приходилось пользоваться в экстренных случаях. Номер 01, 02, 03 — «пожарная охрана», «милиция», «скорая», знал каждый советский гражданин с самого детства.
Для этих вызовов две копейки не требовалось. А вот в столице к 1991 году их работало ровно 33992. Это был максимум, затем они постепенно сокращались, пока не «вымерли» с приходом пейджеров и сотовой связи. Если нужен межгород Междугородные телефоны-автоматы в отличии от межгородских собратьев питались пятнадцатикопеечными монетами. И съедали их после минуты разговора. Поэтому длительная беседа обходилась «в копеечку» — то есть в несколько рублей. Такие автоматы стояли в переговорных пунктах.
Там же можно было заказать услугу соединения и заказать разговор к определенному времени определенной продолжительности через кассу посредством телефонистки. Многие помнят «извещение о приглашение на переговоры», если инициатором разговора с межгородом были не вы.
Избавление от прошлого позволяет человеку приспосабливаться к среде по правилам, игнорирующим прежние идеалы как иллюзии.
Так, "Златоустовский рабочий" 7 ноября на полутора полосах печатает поэму Владимира Суслова "Сказ без прикрас о партийных вождях и немножко о нас: Точка зрения". Поэма прерывается фрагментами статьи И. Сталина "Головокружение от успехов", речи Н.
Хрущева на XXII съезде партии и др. Издевки автора, как и в поэме "По праву памяти" 1969 76 Александра Твардовского, густо сдобрены саморазоблачительным "мы". Автор не противопоставляет себя "врагам-коммунистам", он ощущает вовлеченность всех в одно общее деяние.
Единственный выход — разрыв этой дурной бесконечности, отказ от надежд на возвращение социализма в любом обличье. Анализируя современную ситуацию, автор замечает: Все испробовали в жизни, Все как есть, ни дать ни взять. И чего на коммунизме Нас заклинило опять?
Очевидно, что этот пассаж продиктован прочно витающими в воздухе идеями "возврата к прошлому" вопреки лозунгу-заклинанию "возврата к прошлому нет и не будет" — под прошлым в этом заклинании подразумевалась советская, "административно-командная" система. Поэтому задача его — предотвратить такой возврат, остановить людей, заставить их взглянуть на прошлое без идеализации и приукрашивания. Эту тактику можно было бы прокомментировать как надежду на "изгнание" коммунистической идеологии из общества если убрать всех коммунистов и перестать надеяться на них, то можно чего-нибудь добиться.
Действия Суслова соотносимы с "пропедевтическими" целями Достоевского в "Бесах" — показать обществу ту бездну, куда зовут новые идеологи, отринуть этих идеологов от своего сознания, очиститься. Только у Суслова "бесы" "старые", хорошо известные, предсказуемые, а потому и стоит только удивляться, по мысли автора, почему люди все еще верят им, на что-то надеются. Кстати, материалы о демонстрации 7 ноября в Златоусте вышли под общей "шапкой" "Серый Октябрь".
Это полное исключение из жизни политических тревог и "проклятых вопросов бытия" и сосредоточение на физическом выживании. Например, в "Советском селе" в связи с кризисом табачных изделий печатается заметка врача о прекрасном поводе бросить курить, воспользовавшись этим дефицитом. Тот же "Златоустовский рабочий" выпускает в декабре приложение под лозунгом: "Ни слова о политике!
Редактор отмечает, что раньше журналисты газеты стремились рассказать читателям об интересных рецептах иностранной кухни, объясняли значение неизвестных слов — например, "брокколи" или "авокадо", а теперь "дай бог, как говорится, такие слова, как молоко, мясо, сахар не забыть". Поэтому читателям предлагаются рецепты только из тех продуктов, которые они могут раздобыть. Например, морковный торт.
Приготовление: Разотрите сахар с яйцами. Растопите маргарин. Смешайте все продукты, замесите тесто, но некрутое.
Испеките три-четыре коржа, смажьте их сметанным кремом или вареньем. Морковь вы не узнаете". К новогоднему столу предлагается также салат из сырого лука: одна луковица средних размеров, большое яблоко или средний соленый огурец, лимонный сок по вкусу, 3 столовых ложки подсолнечного масла или 5 ложек сметаны , половина чайной ложки горчицы… ИТОГИ ГОДА.
Газетный текст превращается в документ, фиксирующий главные этапы разочарования и, наконец, распространившуюся в обществе политическую апатию. Остается ответить на вопрос, почему газета не превратилась в грамотного помощника "перестраивающегося" читателя, готового к новому типу жизни, расстающегося с социалистической коллективистской моделью. Ответ прост: газеты, ориентированные на советскую модель отражения действительности, в принципе не могли освоить тему богатства и возможных путей к достижению собственного благополучия.
Правда, и всеобщая разруха — не лучшая площадка для личных инициатив. Рассказы о кооператорах и арендаторах, скорее, печально констатируют безуспешность этих попыток, а формы труда на большинстве предприятий остаются на уровне "планового хозяйства". В "Известиях" М.
Петров пишет: "Каждый новый шаг к экономической самостоятельности предприятия ли, кооператива или частного хозяина приближает нас всех к достатку. Когда в результате трудов праведных богатеет один человек — богаче становится и страна"77. Эти заявления странно выглядят в голодном ноябре 1990-го, но само появление такой статьи симптоматично.
Именно в 1990 году развивается столь тонкая и случайная в предшествующие три года сфера отечественного капитализма. Но для миллионов читателей газет богатство прочно ассоциируется с воровством. Поэтому дорога к утверждению грамотных механизмов в экономике оказывается слишком трудной и извилистой.
Богатая и процветающая страна — мечта каждого — должна, согласно чаяниям, возродиться из пепла по мановению чьей-то умной руки. При этом богатство это должно быть равномерно распределенным, равновеликим. Газеты не берут интервью у предпринимателей, не рискуют нервировать своего читателя, предпочитают обсуждать тему талонов на масло и яйца, стиральный порошок и мыло.
Устремленность газетного текста к бедным, муссирование темы падения жизненного уровня и может рассматриваться как главный итог 1990 года. Консервация тактики выживания, возведение ее в единственно возможный образец — это и есть срез общественных настроений и во многом сценарий дальнейшего развития страны. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917-1922 гг.
Цитаты приводятся с сохранением грамматических особенностей источника. На трубе так называемого продуктопровода "Западная Сибирь — Урал — Поволжье", по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась узкая щель длиной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий идущий из трубы газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль в 11 километрах от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирии.
Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным, погибло 573 человека по другим данным — 645 , 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения.
Мощность взрыва была оценена экспертами в 300 тонн в тротиловом эквиваленте. Было разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 гектаров.
Продуктопровод был сдан в эксплуатацию в 1985 году. В 1992 году на месте трагедии был сооружен восьмиметровый обелиск. В том же письме ветеран критикует "начальство": пашня не родит, потому что земля плохо обработана, выпасы убиты копытами — их надо боронить.
Ниятбаева в депутаты так и не выбрали. В настоящее время В. Ниятбаев называющий себя "рядовым пенсионером" изредка публикует письма по актуальным политическим вопросам в газете "Челябинский рабочий", выступая против монетизации льгот и т.
О дальнейшем развитии событий в Чернигове см. Гришко: в марте 1990 года он баллотировался на выборах в Верховный Совет Украины и был избран депутатом. Какой социализм мы построили?
Характерно, что незадолго до издания этой газеты, в 1989 году, Рафаиль Исхаков закончил Высшую партийную школу в Свердловске; до того, как возглавить "Рабочее слово", он занимал должность заведующего отделом газеты "Уральский рабочий". Кооперация в обстановке капиталистического государства — коллективное капиталистическое учереждение. При соединении частнокапиталистических предприятий с предприятиями последовательно социалистического типа возникают кооперативные предприятия, рост кооперации тождественен росту социализма" Ленин В.
В том ли месте мы возводим баррикаду? Однако в апрельской ситуации "Уральский рабочий" ограничивается кратким сообщением о прибытии Горбачева правда, об этом сказано на верхней трети первой полосы , фотографией "Горбачев среди трудящихся" и сухим перечнем посещенных генсеком предприятий. В других материалах газеты это событие не освещается.
Ленин жив! Шейниса к этому событию. Название статьи — аллюзия на знаменитый документальный фильм Юриса Подниекса "Легко ли быть молодым?
Хронику за 24 мая в Хронике за это и следующие числа мая — о реакции общества и местных властей на этот доклад и в Хронике за июнь — подборку мнений экономистов о программе Н. Сонина и Е. Сабурова в этом номере "НЛО".
Подробнее об этом см.
В годы Великой Отечественной войны проводное вещание оставалось практически единственным источником информации. Объявления в газете вместо сервиса знакомств Контент недоступен Чтобы познакомиться с парнем или девушкой, в наше время достаточно установить приложение для знакомств, добавить симпатичное фото и заполнить профиль информацией о своих интересах. В 80-х знакомства через объявления были закономерностью. В сообщениях люди указывали свой возраст, рост, вес, контакты, а также требования к потенциальным женихам и невестам. Если требовалось отправить срочное сообщение, проще всего было пойти на почту и написать телеграмму. Стоимость передачи одного слова в 1980-х годах составляла 5 копеек для обычных телеграмм и 20 — для срочных. Их писали «в телеграфном стиле» — сжато и с опущенными предлогами.
Журналистика периода "оттепели"
Скуратов, А. Смирнов, А. Юферов и др. Первое предостережение газета получила 1 сентября 1883 г. Краевского и за материалы, негативно изображающие школьные порядки. В связи с этим Нотович написал министру внутренних дел И. Дурново, уверяя, что Н. Второе предостережение было дано 20 марта 1891 г. Происхождение Нотовича и выступления газеты в защиту евреев постоянно вызывали резкую отповедь «Нового времени» А.
Под страхом получения третьего предостережения а, следовательно, последующих приостановки и подчинения предварительной цензуре, что было гибельно для ежедневной газеты Нотович и вел издание предостережения были сняты по закону от 4 июня 1901 г. Одиннадцать раз газета подвергалась запрещениям розничной продажи номеров. Запрет 4 февраля 1884 г. Мотивы наказаний были разными — так, в 1885 г. Тема свободы печати не была основной в газете. Чаще Н. Тем не менее отчетливо просматривается либеральная позиция Н. Передовые статьи газеты поднимали вопросы пересмотра законов о печати, доказывали необходимость отмены предварительной цензуры для провинциальной журналистики и столичных иллюстрированных журналов, выдвигали правила ограничений для свободной печати во избежание злоупотребления гласностью.
В передовых Г. Градовского звучало пожелание правового порядка; в фельетонах В. Михневича высмеивались поклонники самоцензуры, в статьях Р. Сементковского требовалась свобода печати для знакомства с течением польской общественной мысли; в обзорных статьях рассматривалась шведская система суда над печатью и высказывались пожелания отказаться от преследования направлений.
Жалобы далеко не всегда писали в НКВД, в обязанности которого входило рассмотрение таких писем. Адресатом часто выступал Сталин и другие первые лица, а также партийные, комсомольские и другие структуры, которые затем пересылали доносы в правоохранительные органы. Наконец, ещё один тип доноса, который выделяют исследователи, — публичный. В этом случае порочащие человека сведения озвучивались не в письме, а на особом собрании, и личность доносчика сразу становилась известна всем. Трудовой коллектив выслушивал сообщение, обсуждал представленную доносчиком информацию и затем выносил свой вердикт.
В некоторых случаях партсобрание даже передавало донос в правоохранительные органы. В некоторых случаях публичный донос размещали в советской прессе. Пример такого подхода — статья Максима Горького «Литературные забавы», опубликованная 14 июня 1934 года в «Правде» и других центральных газетах. Но порицающие ничего не делают для того, чтобы обеззаразить свою среду от присутствия в ней хулигана, хотя ясно, что, если он действительно является заразным началом, его следует как-то изолировать. А те, которые восхищаются талантом П. Васильева, не делают никаких попыток, чтоб перевоспитать его. Статья «буревестника революции» послужила сигналом к травле поэта. Его исключили из Союза писателей, а затем приговорили к реальному сроку за «злостное хулиганство». Свыше полугода он провёл в тюрьме.
В 1937 году Васильева снова арестовали — на сей раз по делу «террористической группы», якобы готовившей покушение на Сталина. Судьба поэта была предрешена: его расстреляли в Лефортовской тюрьме. Поиск внутреннего врага Доносы также иногда делят на «корыстные» и «бескорыстные». Вторые для исследователей гораздо интереснее, потому что мотивация доносчиков из этой категории сложнее и выходит за рамки получения материальных благ. Они не хотят добиться чего-то для себя лично по крайней мере, напрямую , а пишут рапорты ради восстановления абстрактной справедливости. Жалобщики обслуживаются плохо. Часто прокурор отказывает в приеме жалобщикам, которые считают дальние километры. В рабочие часы занимается самоснабжением и личными делами. Пора проверить эту личность!
Он повторяет 1933 год. Сигналов очень много, и народ волнуется». У «бескорыстных» доносов были свои отличительные особенности — например, их авторы часто сохраняли анонимность либо использовали вместо подписи псевдоним-символ «свой», «партизан», «красноармеец», «член партии» и т. Таким образом доносчик причислял себя к определённой социальной группе, лояльной к верховной власти. По словам Бондаренко, практика доносительства — это в большой степени практика лояльности. Система настроена на поиск врагов, и ты, чтобы в этой системе выжить и преуспеть, тоже ищешь врагов», — отметил он. Часть «бескорыстных» жалобщиков, очевидно, страдали манией доносительства и разоблачений известно о заключённом Норильского лагеря НКВД Ковалёве, написавшем по меньшей мере 318 доносов , но, по оценкам исследователей, гораздо чаще их писали обычные люди, которые отчаялись добиться справедливости на месте и рассчитывали восстановить её таким способом. При этом возникает один из главных вопросов, связанных с доносами в сталинскую эпоху: почему советские граждане так часто пользовались этим инструментом и как доносительство превратилось в обыденность?
Лучшим фильмом 1962 г. Картина была посвящена работе физиков-ядерщиков и частично основана на реальных событиях.
Процесс десталинизации дал возможность обратиться к теме репрессий. Но ещё ранее, в 1956 г. Рассказ об изобретателе, который во времена Сталина ведёт тщетную борьбу с засильем чиновников, пока с ним самим не расправляются, прибегнув к клевете, вызвал большой резонанс. В развернувшейся дискуссии принял участие и Хрущёв. Из произведения Н. Хрущёва «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» «В его [Владимира Дудинцева] книжке «Не хлебом единым», которую сейчас пытаются использовать против нас реакционные силы за рубежом, предвзято надёрганы отрицательные факты и тенденциозно освещены с недружественных нам позиций. В книжке Дудинцева есть и правильные, сильно написанные страницы, но общее направление книги неверно в своей основе. У читателя создаётся впечатление, что автор этой книги не проникнут заботой об устранении увиденных им недостатков в нашей жизни, он умышленно сгущает краски, злорадствует по поводу недостатков. Такой подход к изображению действительности в произведениях литературы и искусства есть не что иное, как стремление показать её в извращённом виде, в кривом зеркале». Задания Как вы поняли, что именно вызвало возмущение у Хрущёва в книге Дудинцева?
В чём Хрущёв видел предназначение литературы? Важное место в искусстве и литературе этого периода занимала тема Великой Отечественной войны. Продолжалось развитие так называемой «лейтенантской прозы». Писатели, прошедшие войну в звании младших офицеров, обращались к собственному фронтовому опыту. На первом плане в их произведениях — не героизация событий, а интерес к личности, попавшей на войну, осмысление пережитой трагедии. Василь Владимирович Быков 1924—2003 , 1944 г. Фотография неизвестного автора Снижение пафоса при изображении войны не привело к снижению драматизма, скорее, наоборот, придало ему трагедийную силу. Такую оценку можно дать и фильму «Судьба человека» Сергея Фёдоровича Бондарчука 1920—1974 , также участника войны. Фильм был снят по одноимённому рассказу Михаила Шолохова. Сергей Бондарчук был не только его режиссёром, но и снялся в главной роли — шофёра Андрея Соколова, прошедшего ад фашистского концлагеря и потерявшего на войне всю свою семью.
Сергей Бондарчук в роли Андрея Валько. Кадр из фильма «Молодая гвардия» Судьбе человека на войне были посвящены художественные фильмы «Летят журавли» режиссёр Михаил Калатозов, 1957 г. Их высоко оценили не только советские, но и зарубежные зрители. Но такое изображение войны — не как подвига, а как трагедии — далеко не всегда устраивало советское партийное руководство. Показательна в этом отношении судьба романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Явный антисталинский характер романа вызвал резкую реакцию. Рукопись и черновики были конфискованы КГБ и уничтожены. Суслов, отвечающий за идеологическую работу, ответил, что об этом «не может быть и речи», и что роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200—300 лет. Роман, уже после смерти Гроссмана, был вывезен на Запад и напечатан в Швейцарии. В СССР читатели смогли свободно прочитать книгу лишь во время перестройки.
Разнообразие жанров, актуальность тем, поднимаемых в литературе, привели к росту интереса к книжным новинкам, литературным журналам. Вечера поэзии в Политехническом музее в Москве пользовались огромной популярностью, а поэтические чтения на стадионе Лужники в 1962 г. Такая популярность стала вызывать недовольство консервативной части советской литературной общественности и властей. На встрече с интеллигенцией в Кремле в марте 1963 г. Хрущёв подверг резкой критике творчество Андрея Вознесенского, не давая ему буквально слово сказать. Лидер СССР обвинял поэта в том, что тот работает на «хозяев с Запада», угрожал лишением советского гражданства, заявлял, что ни о какой «оттепели» в Советском Союзе не может идти речи, что надо делать выбор: «или лето, или мороз». Никита Хрущёв на встрече с творческой интеллигенцией в Свердловском зале Кремля. На трибуне поэт Андрей Вознесенский, 7 марта 1963 г. Фотография Александра Устинова из архива МДФ Идеи и настроения шестидесятников нашли отражения в постановках, созданных в период оттепели в театрах: «Современнике» и Театре драмы и комедии на Таганке. Театр отказался от большинства пьес классического репертуара в пользу произведений современных авторов.
Первый спектакль был поставлен по пьесе драматурга Виктора Сергеевича Розова 1913—2004 «Вечно живые», на основе которой впоследствии был снят фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». Начало популярности театра на Таганке было связано с приходом на должность главного режиссёра Юрия Любимова. Под его руководством театр приобрёл репутацию самого авангардного театра страны. В творчестве художников-шестидесятников были представлены разные направления. Трудовые будни современников отражались в картинах художников «сурового стиля». Произведения этого направления противостояли искусству соцреализма, которое приукрашивало действительность и демонстрировало всеобщий оптимизм. Представители же «сурового стиля» стремились показать более реалистичную жизнь рабочих и крестьян. Виктор Попков 1 декабря 1962 г. На выставке были представлены в том числе и работы художников-авангардистов из студии «Новая реальность».
Фотография из архива Росинформа, «Коммерсантъ» На этой выставке были представлены также работы скульптора Эрнста Иосифовича Неизвестного 1925—2016.
Художник Эрнст Неизвестный в мастерской. Фотография из архива РИА Новости «Хрущёв со всей мощью обрушился на меня, — вспоминал позже скульптор. Самым невероятным итогом этого скандала он называл тот факт, что именно ему был заказан знаменитый чёрно-белый надгробный памятник Хрущёву. Реакция Хрущёва на творчество скульптора-авангардиста была предсказуема. В советской скульптуре тогда господствовали реализм и монументализм. Одним из самых известных скульпторов этого направления был Евгений Вучетич. Одно из его произведений — скульптура «Перекуём мечи на орала» — в 1957 г. Скульптура Евгения Вучетича. Фотография из архива ООН Выставки неформатных художников можно было закрыть, показ неугодных властям спектаклей запретить, фильмы «положить на полку». Но неизданные литературные произведения всё же находили дорогу к читателю.
В период оттепели широкое распространение получили «самиздат» и «тамиздат». Самиздат — способы неофициального и потому неподцензурного производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР. Тамиздат — запрещённые в СССР книги и журналы, изданные за рубежом, которые нелегально ввозились в Советский Союз и распространялись среди граждан. Машинописный самиздат и плёнки с фотокопиями рукописей для передачи на Запад с целью их публикации за рубежом на выставке в Москве, 2017 г. Фотография Nkrita Копии текстов изготавливали сами авторы или читатели без ведома официальных властей. Как правило, их делали рукописным, машинописным или фотографическим способом. Иногда для этих целей изготавливали самодельные печатные станки. По мере развития техники стали использовать ксерокопировальные аппараты ранних образцов, магнитофоны, а в 1980-е гг. С развитием звукозаписывающей аппаратуры властям трудно стало контролировать и распространение музыкальной продукции. Например, запрещённые в СССР буги-вуги и рок-н-ролл записывались на рентгеновских снимках, эти пластинки получили ироническое название «музыка на костях».
Однако большой популярностью пользовалась и официально одобряемые музыкальные произведения: классические и популярные. Широко распространились и стали почти народными песни «Подмосковные вечера» В. Соловьёв-Седой, М. Матусовский , «Если бы парни всей Земли…» В. Соловьёв-Седой, Е. Долматовский , «Звенит гитара над рекою…» А. Новиков, Л. В этот период начинается творческая деятельность композиторов А. Петрова, А. Шнитке, Р.
Шедрина, А. Культура шестидесятников породила новый жанр в музыке — авторскую песню. Его отцом принято считать Булата Шалвовича Окуджаву 1924—1997 , который в конце 1950-х гг. Их песни распространяли по стране с помощью аудиосамиздата. На радио, телевидение, в студии грамзаписи бардов тогда не приглашали. Булат Окуджава выступает во Дворце культуры автомобильного завода имени Лихачёва, 1964 г. Фотография Валентина Хухлаева В 1955 г. На смену сталинскому ампиру пришла функциональная типовая советская архитектура. Для застройки жилых кварталов использовались дешёвые строительные материалы и стандартные проекты «без архитектурных излишеств». Известными архитектурными памятниками функционализма начала 1960-х гг.
Государственный Кремлёвский дворец. Главный архитектор М. Посохин, 1960—1961 гг. Фотография C. Крупнейшим культурным событием 1957 г. Насыщенная программа 13 фестивальных дней включала в себя международные выставки художественной фотографии, изобразительного и прикладного искусства, конкурсы, семинары, концерты национальных делегаций. Прошёл также международный кинофестиваль, на котором было представлено более 120 фильмов из 30 стран. В 1958 г. В 1959 г. В его рамках, кроме основного конкурса — полнометражных фильмов, проводились также конкурсы документального кино, дебютных, поисковых и экспериментальных работ.
«Крестный отец» Летунов
- Духовная жизнь общества в период оттепели
- Самое популярное в рубрике
- Вы точно человек?
- Коммуникация по-советски: телефон, почта и телеграф в СССР
- «Военные действия»
4 действия, которые сегодня являются нормой, а в советские времена считались постыдными
На протяжении всего периода реформ он уточнял и расширял это новое для СССР понятие. В 1985—1987 гг. Новые кадры подбирались по принципу лояльности реформаторскому курсу Горбачёва и готовности включиться в процессы демократизации, критичности по отношению к брежневскому «застою». Так, например, в мае 1986 г. Яковлева главным редактором журнала «Огонёк» был назначен В. Коротич, в августе главным редактором «Московских новостей» — Е. В течение непродолжительного времени во многих республиках, краях и областях были заменены первые секретари ЦК, крайкомов, обкомов. Многие из них обвинялись в коррупции и злоупотреблениях, и впервые информация об этом стала достоянием общественности. Газеты и телевидение активно освещали эти события. Одним из проявлений курса гласности стало изменение отношения власти к советским диссидентам. В декабре 1986 г.
Сахарову и предложил ему вернуться в Москву. Вскоре начались возвращения из ссылок и заключений других диссидентов Г. Якунин , Л. Тимофеев и др. К концу 1987 г. Многие из них со временем включились в политическую деятельность и стали активно поддерживать реформы. Сергей Булкин, Евгения Михеева. Смелее, товарищ! Гласность — наша сила! В нём говорилось: «Учитывая большое общественное значение дел об ответственности должностных лиц за нарушения, связанные с рассмотрением предложений, заявлений, жалоб граждан и преследованием за критику, рекомендовать судам рассматривать такие дела в выездных заседаниях с привлечением представителей общественных организаций и трудовых коллективов; шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам» Бюллетень Верховного Суда СССР.
Реже и осторожней стали применяться статьи Уголовного кодекса «за антисоветскую деятельность», ослаблен надзор за «неблагонадёжными элементами». Прекратилось радиоглушение иностранных вещательных станций, разрешён провоз через границу зарубежных изданий. На Январском пленуме ЦК КПСС 27—28 января 1987 была сформулирована идея политической реформы и отмечена её сильная обусловленность дальнейшим развитием гласности. Москва, 1987. В нём говорилось о необходимости «снять неоправданные ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом и политическом развитии общества, экологической обстановке» и недопустимости «сдерживания критических выступлений прессы». В то же время использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для пропаганды войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости также было признано недопустимым. Перестройка, демократия, реформа, гласность. Кампания по выборам народных депутатов СССР 1989 г. Работа Съезда народных депутатов СССР транслировалась по телевидению, гласность стала мощным средством политического влияния на массы со стороны различных политических сил. Дискуссии на самих заседаниях съезда, публичность всего политического процесса, показ на телеэкранах ораторов на многомиллионную аудиторию в одночасье создавали «героев» и «антигероев» перестройки, формировали политические приоритеты населения.
Парадокс гласности «сверху» проявился в том, что долгожданный «Закон о печати и средствах массовой информации» готовился в глубокой тайне в недрах ЦК КПСС и был принят без публичного обсуждения только 12 июня 1990 г. Государственная монополия на вещание была ликвидирована. На базе государственных структур стали создаваться частные телевещательные компании. К 1990 г. Реализация курса гласности привела к тому, что наряду с шагами союзных властей в стране в результате параллельного развития гласности «снизу» политическая жизнь обрела собственный вектор развития. Происходили публичные выступления деятелей культуры, Первомайская демонстрация в Москве. Первомайская демонстрация в Москве.
Само слово «политика» вызывало у этого поколения тяжелую изжогу, ибо оно не знало другой политики, кроме той, что привела человечество к мясорубке Второй мировой войны, а их страну — к кровавому маразму позднего сталинизма. Это были люди, недоверчиво и враждебно относившиеся к любой идеологии, ибо единственная известная им идеология оказалась грандиозным блефом, который многим из них удалось раскусить раньше других. Это были интеллектуалы, которые, независимо от того, были они гуманитариями или естественниками, еще в юности выучили, что только три вещи имеют непреходящую ценность и оставляют надежду на спасение в страшном и враждебном человеку мире: человеческая солидарность, не осложненная никакими концепциями, внеположенными человеку; внутренняя свобода, «самостоянье человека»; творчество. Существовала лишь одна область социальной активности, в которой все эти ценности могли быть реализованы одновременно, — культура. Прежде всего литература. Не случайно во второй половине 1950-х и в начале 1960-х общественное внимание сосредоточивалось не на политических событиях — таких, как победа Хрущева над «антипартийной группой» Молотова, Кагановича и прочих, или даже таких, как подавление венгерской революции. В гораздо большей мере оно было приковано к публичным дискуссиям вокруг романа Дудинцева «Не хлебом единым», травле Бориса Пастернака, появлению и закрытию литературных альманахов, полемике между журналами «Новый мир» и «Октябрь», скандалам вокруг выставок художников-авангардистов и к тому подобным вещам. Иными словами, внимание общества сосредоточилось на культурной жизни, а оппозиционный пафос был направлен против попыток власти восстановить жесткий идеологический контроль над культурой. Основной общественной проблемой, вокруг которой развернулись ожесточенные бои, стал вопрос о свободе творчества в условиях социализма. И здесь вскоре наметились два пути решения этого вопроса. Первый путь — это упорное и ожесточенное противостояние идеологическим инстанциям, настойчивые и зачастую успешные попытки расширить пределы дозволенного, пробивание через цензуру произведений, «сомнительных» с точки зрения ревнителей идеологии, постоянное стремление либеральных литераторов и редакторов официально, то есть с помощью публикаций, прошедших Главлит, ввести в культурный оборот запрещенные или полузапрещенные темы и имена. Одновременно некоторые группы художников пытаются «легализовать» своими выставками художественные методы, не вписывающиеся в каноны социалистического реализма одна из таких попыток закончилась в 1962 году катастрофой в Манеже. Значение этой работы для советской культуры а преодоление цензурных барьеров было именно работой, иногда даже особым искусством , да и для становления гражданского сознания в СССР, невозможно переоценить. Несколько поколений интеллигенции выросло на альманахах «Литературная Москва» и «Тарусские страницы», на публикациях «Нового мира» и, отчасти, «Юности», на переводах из Кафки, Хемингуэя или Сартра, на статьях Аверинцева, на спектаклях «Таганки» и «Современника», на поэзии Давида Самойлова, Арсения Тарковского, Марии Петровых, на мемуарах Ильи Эренбурга, на произведениях Аксенова, раннего Солженицына, Домбровского, Белова, Айтматова, Искандера, Трифонова и десятков других. В отечественной критике, литературоведении и публицистике устоялся специальный термин для свободомыслящей советской интеллигенции 1960-х — «шестидесятники». При этом диссидентов иногда включают в число шестидесятников, а иногда, наоборот, первых резко противопоставляют вторым. Это, разумеется, не более чем вопрос дефиниций; несомненно, однако, что шестидесятничество — один из самых важных социокультурных контекстов, в котором возникла и развивалась диссидентская активность. В чем состояла разница между «диссидентством» и «шестидесятничеством» или, если угодно, что выделяло диссидентов первого призыва среди прочих шестидесятников? Определенно не мировоззрение и тем более не идеология. Разделительной чертой стал выбор жизненной стратегии и типа социального поведения. Представляется неверным определять границы между «системным» и «внесистемным» инакомыслием исходя из уровня радикализма художественных или политических воззрений — это не так. В подцензурной печати не раз появлялись публикации, более чем радикально отходившие от идеологических установок; в то же время в самиздате мы найдем много текстов, практически лояльных этим установкам. Во всяком случае, в культуре границы диссидентства определялись не столько дистанцией между содержанием культурного акта и официальными требованиями, сколько независимостью от этих требований. И главное отличие диссидентского типа культурной активности от «подцензурного инакомыслия» состоит в том, что он реализовывался в формах, вовсе не предполагавших какое бы то ни было взаимодействие с властью. Вывешивая картины в своих мастерских а в случае неимения оных — в собственных квартирах и открывая эти мастерские и квартиры в определенный день недели для всех желающих, перепечатывая свои стихи на собственной пишущей машинке и раздаривая их друзьям и знакомым, художники и поэты отказывались от «посредничества» государства в презентации своего творчества публике, объявляя его как бы своим частным делом. И действительно, ведь нигде не записано, что нельзя дарить стихи или показывать людям свои картины. Конечно, существовала и вовсю действовала статья Уголовного кодекса об «антисоветской пропаганде», но подогнать под эту статью внешне аполитичное творчество Владимира Бурича, Александра Аронова, Булата Окуджавы или Юло Соостера составляло правовую проблему даже для более чем гибкой хрущевской юстиции. Этот способ творческого существования обеспечивал не только определенный иммунитет к наиболее жестким видам преследования иммунитет, к слову сказать, весьма зыбкий и неустойчивый — ведь власть, со своей стороны, искала и находила новые репрессивные инструменты против инакомыслия. Гораздо более важным с точки зрения развития диссидентского мировоззрения было то, что деятельность этого содружества вполне вписывалась в тот тип общественной активности, которую много позже Андрей Амальрик охарактеризует как освоение «серой зоны», лежащей в промежутке между безусловно одобряемыми и абсолютно запрещаемыми властью нормами общественного поведения. Это и был второй путь решения вопроса.
В еженедельнике печатались отрывки из литературных произведений, научно-популярные статьи о космосе, статьи об известных людях СССР, освещались новости культуры и общественно-политической жизни. Самыми популярными рубриками «Недели» были «Гости 3 страницы» где выходили интервью с советскими «звездами» и знаменитостями и «Клуб потребителей», где публиковались статьи о дефиците и качестве товаров, кулинарные рецепты и советы по ведению хозяйства. Газета просуществовала почти 40 лет — до декабря 1999 года, когда ее выход, как самостоятельного издания, был прекращен. Газета «Завтра»: полный электронный архив 1990-2022 «Завтра» — одна из ведущих и старейших российских газет национально- патриотической имперской направленности. Издание было основано в ноябре 1990 года под названием «День». С самого начала и до сих пор главным редактором газеты является писатель Александр Проханов. До попытки государственного переворота в августе 1991 г. С осени 1991 г. В ходе событий сентября — октября 1993 г. Подзаголовок издания сохранился, но впоследствии он был заменен на новый: «Газета Государства Российского». Газета «Завтра» в 1990-е гг. В газете публиковались известные русские националисты, национал-коммунисты, сталинисты, представители других идейных течений, которые в тот период обобщенно назывались своими противниками «красно-коричневыми». В числе авторов газеты были Э. Лимонов, И. Шафаревич, С. Кургинян, М. Калашников, В. Квачков, молодые в то время А. Бородай и И. Гиркин Стрелков. Тираж газеты «Завтра» долгое время составлял 100 тысяч экземпляров, она продавалась почти во всех регионах страны. Публикации газеты серьезно повлияли на формирование современной российской имперской идеологии. Газета «Гудок»: полный электронный архив 1918-2022 «Гудок» — одна из первых советских рабочих газет. Она была основана в 1917 г. С самого начала тираж газеты был достаточно большим, он составлял несколько десятков тысяч экземпляров, в 1970-е тираж «Гудка» вырос до 700 тысяч экземпляров. Видное место на страницах газеты занимали выступления видных советских партийных и государственных деятелей, а также выдающихся представителей международного коммунистического и рабочего движения У. Фостера, К. Цеткин, Г. Димитрова и других. Популярность и признание «Гудок» получил благодаря ярким публикациям молодых репортеров, писателей, фельетонистов, поэтов и художников. Особым интересом пользовалась четвёртая полоса «Гудка», носившая сатирический характер. Здесь размещались фельетоны на злободневные темы, в том числе написанные на материале писем рабочих корреспондентов и читателей. Авторами «четвертой полосы» в 1920-е гг. Бедный, Маршак, Багрицкий и Лебедев-Кумач. Сегодня «Гудок» — ежедневная федеральная транспортная газета, являющаяся современным профессиональным и аналитическим изданием с элементами корпоративного информационного бюллетеня ОАО «РЖД». В ней освещаются деловые, социальные, культурные события в сфере железнодорожного транспорта, поднимаются проблемы отраслевого и мирового масштаба. Газета «Труд»: полный электронный архив 1930-2022 Газета «Труд» является одним из старейших массовых изданий России. Первый номер газеты вышел в свет 19 февраля 1921 года. В советское время «Труд» всегда выходил большим тиражом. Уже тираж первого номера составил 150 тысяч экземпляров. В 1975 году газета выходила тиражом в 8,3 млн экземпляров. В марте 1990 года издание попало в книгу рекордов Гиннеса — его тираж составил 21,5 млн экземпляров. Газета публиковала материалы, посвященные социалистическому соревнованию, повышению эффективности производства, вопросам культурно-массовой и воспитательной работы, внешней политике Советского государства. В газете выходили и критические материалы, публиковались письма, а также фельетоны. В «перестроечные» годы газета перестала быть органом ВЦСПС и с октября 1990 года выходила как «газета профсоюзов». Газета «Полярная кочегарка»: полный электронный архив 1941—1991 «Полярная кочегарка» — уникальное издание, издававшееся Профкомом советских угольных рудников в поселке Баренцбург на архипелаге Шпицберген. В 1920 г. Пользуясь этим обстоятельством, в 1932 г. Кроме Баренцбурга, советские специалисты жили в поселках Пирамида, Грумант и Колсбей. Для советских жителей Шпицбергена профком «Арктикугля» стал издавать газету «Полярная кочегарка». Первоначально, газета выходила 1 раз в неделю на 2 страницах. В августе 1941 г. Шпицберген был занят британскими, канадскими и норвежскими войсками. После окончания войны советские шахтеры вернулись на Шпицберген. В сентябре 1948 г. Газета выходила 2 раза в неделю в 1949 г. С 1989 г. Много внимания уделялось новостям с «большой земли», публиковались статьи о событиях в зарубежных странах. Для жителей поселков газета была главным источником информации о происходящем в СССР и в мире. Большинство специалистов работало на архипелаге «вахтовым методом», заключая договор на 2 года. Многие привозили на острова семьи.
К последнему мы еще вернемся. При этом еще 2 сентября польское правительство распространило коммюнике, в котором говорилось, что «канцлер Гитлер объявил о начале войны» и «ситуацию нужно считать вполне ясной». Но текст тоже располагался не на первой полосе. В таком же ключе начало Второй мировой освещали и другие центральные газеты — отстраненно, как о войне где-нибудь в далекой Африке. В первые дни на фронт ушли 52 сотрудника газеты. Всего же в местах боевых действий работали более 300 известинцев. Секретарев Корреспонденты «Известий» часто выходили на линию огня, рискуя жизнью. На первом плане — наводчик ручного пулемета Мищенко. Слева — помощник наводчика красноармеец Ермопаев.