Климатические зоны России. крупнейший по территории район в западном макро регионе (1466 тыс. км2),что составляет 8,6% от площади России.
Климат Европейской части России
Европейский Север расположен в субарктическом климатическом поясе и в умеренном климатическом поясе, в области умеренного континентального е те. 2 Климат и природные условия европейского севера России. Европейская часть Севера России отличается географическим положением и климатическими особенностями от остальной территории. Особенностью природных условий Европейского Севера, является суровость климата, преобладание равнинного рельефа, избыточное увлажнение и как следствие развитая речная сеть и обилие озер, развитие тундры и тайги. Своеобразие природы климата европейского севера. Климатические условия района обладают некоторыми общими чертами, позволяющими отнести климат к бореальному типу, характеризующемуся признаками континентальности: теплым летом и холодной снежной зимой.
Европейский север России - географическое положение, особенности природы и размещения населения
Лапландский заповедник. В Мурманской области обитают редкие виды морских птиц, в морских глубинах — редкие породы рыб. Заповедник имеет статус биосферного резервата международного значения и позволяет развиваться экологическому туризму в регионе. Заповедник «Кивач». Заповедник был создан в 1931 году. Он находится между Сундозером и Пертозером в 30 км от Онежского озера. Здесь находится очень красивый водопад. Здесь обитают такие животные, как бобр и волк, выдра и барсук, лесной хорек и бурый медведь, лесная куница и лиса. Кроме того, заповедник насчитывает много околоводных и водоплавающих птиц. Водлозерский национальный парк, который занимает часть Архангельской области и часть республики Карелии. В состав его входит бассейн Водлозера и низовья реки Илексы.
Он был основан в 1991 году. Основная миссия национального парка — сохранение популяции таежных животных и птиц. Здесь обитают такие редкие и исчезающие виды птиц, как беркут, скопа, орлан-белохвост. Кроме того, Водлозерский национальный парк — это самое обширное место в Европе, где сохранились коренные леса. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Он находится на территории Медвежьегорского района республики Карелии. Основу его составляет красивейший деревянный ансамбль Кижского погоста. Спасо-Каменный монастырь. Это древнейший русский монастырь.
С появлением на территории русских аборигены быстро переняли новые для них материалы и дополнительно стали использовать сукно. Таким образом, морозы никогда не были препятствием для туземного населения Таймыра. Правильный сокуй позволял оленеводам, при необходимости, даже ночевать зимой в тундре без чума. С отъезжей избы до свайного фундирования Во времена промышленного освоения Таймыра люди сумели использовать уже имеющиеся навыки жизни для строительства Норильска. Мало того. Особенности сурового климата заставили первых промышленников изобрести и применить много новых методов строительства и способов жизни на территории. Многочисленные экспедиционеры, строители производства и города нашли возможности обеспечения относительного комфорта и достижения эффективного результата. Например, основатель Норильска Николай Урванцев во время своих первых экспедиций на Таймыре обошёл пешком и на лодке практически весь полуостров и неоднократно ночевал в самых суровых условиях без крова. Это написано в его книгах. Тем не менее он поставил на территории не одну так называемую "отъезжую избу", чтобы удобнее было заниматься работой и не тратить силы на выживание. Отъезжая изба — изобретение северных поселенцев. Такие избы практиковались промысловиками в Заполярье и на многих территориях Сибири. Эти невысокие до полутора метров бревенчатые строения состояли из небольших сеней и комнаты, где помещались лишь печка и нары. Всё очень прагматично. Протопить такое небольшое и, главное, невысокое помещение можно за пару минут буквально двумя поленьями. Ставились такие избы в центре района поиска или промысла, чтобы, отдохнув, человек мог совершать радиальные выходы много дней, каждый раз возвращаясь в эту избу. Жить постоянно в таком жилище сложно, а вот отдыхать и согреваться во время работы — идеально. Столетиями отъезжая изба была основой промыслов и изысканий, уступив место современной технике и технологичному снаряжению только в середине ХХ века. Одна из таких изб до сих пор сохранилась на дальнем берегу озера Лама. Всё, что происходило в Норильске в период становления металлургического производства, происходило с учётом экстремальных холодовых нагрузок. Даже лагерные бараки периода ГУЛАГа строились, в нарушение общих норм, на деревянных сваях, чтобы приподнять сооружение над землёй и обеспечить теплоизоляцию от вечной мерзлоты за счёт подполья. Кроме того, утеплялись стены бараков разными способами, а периметр построек засыпали землёй, для дополнительного тепла. А вот методы строительства гражданских и производственных объектов с самого начала изобретались на месте. Норильчане первыми начали строить могучее производство и большой многоэтажный город в условиях арктического климата. Главной проблемой стал сам процесс возведения зданий в зимний период. Сначала приходилось останавливать стройку, когда морозы опускались до -30 С и ниже. Цементный раствор и бетон — основа строительства — не успевали затвердеть и попросту замерзали, а летом разрушались… Уже в первые годы норильчане изобрели методы электропрогрева бетона и стали строить при любых температурах.
В этом он похож на азиатские районы России, но в отличие от них имеет более благоприятные природные условия , сформировавшиеся под влиянием тёплого атлантического течения Гольфстрим, удобное экономико-географическое положение относительно Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с ростом значения в национальной и мировой экономике Северного морского пути и в целом Арктики роль СЭР как основного плацдарма освоения и защиты высокоширотных российских территорий и акваторий возрастает. Здесь сформировалась своего рода контактная зона континентальной и морской экономики, геополитических интересов России и скандинавских стран. СЭР, как и другие экономические районы, в науке и государственном управлении рассматривается с позиций рационального размещения производительных сил и оптимального решения важнейших народнохозяйственных проблем. Такой подход характерен как для плановой экономики, так и для рыночной, но с существенными различиями в части хозяйственного механизма достижения поставленных целей. Определяющими общий вектор развития Северного района являются его функции в системе географического разделения труда , а именно: формирование минерально-сырьевых и топливно-энергетических комплексов общероссийского значения; диверсификация лесной промышленности с ориентацией на глубокую переработку древесины и широкий ассортимент продукции; развитие морского рыболовства и аквакультуры; сохранение и поддержка традиционного хозяйства малочисленных северных народов; создание североевропейского транспортного полигона, включающего западный сектор Северного морского пути и подходящие к нему железнодорожные и автомобильные магистрали; укрепление Северного военно-морского флота и арктической дальней авиации. Существенное значение в процессе районообразования имеет пространственная интеграция научно-технологического, экономического, экологического и социального характера с охватом проблематики смежных административно-территориальных единиц. Данное обстоятельство объединяет усилия и ресурсы республик, областей, автономного округа и муниципалитетов с целью рационального природопользования , инфраструктурного обустройства территорий, развития спорта и туризма , организации культурно-массовых мероприятий и других направлений межрегионального сотрудничества. СЭР окаймлён линией мирового водораздела и пронизан реками арктического направления, а это весьма значимо в формировании экологических функций таёжных и тундровых территорий, в организации охраны окружающей природной среды, а также в деле защиты населения от экстремальных природных явлений. Экономика всё более становится нормативной, в том числе территориально-нормативной. Развитие СЭР, так же как и районов Азиатского Севера, регулируется определёнными нормами жизнеобеспечения и хозяйственной деятельности с учётом разной степени жёсткости климата. Более всего известны северные коэффициенты к заработной плате и стажевые надбавки, дополнительные отпуска; менее — коэффициенты удорожания строительно-монтажных работ, нормы амортизации, сезонные запасы товаров, скорость оборота средств товары в пути, страховые запасы и др. Нормы и нормативы время от времени пересматриваются, и этот момент также является интегрирующим, требующим выработки общей позиции северян и правительств северных регионов в деле объективной оценки влияния североарктической природы на качество жизни, уровень доходов и расходов населения, строительство и содержание материально-технических объектов. Необходимо отметить значение самоидентификации укоренённых жителей республик Карелии и Коми, Архангельской, Вологодской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа Ненецкий АО как северян — исторически сложившейся социальной общности людей, своего рода симбиоза северославянской и финно-угорской этнических культур. Это единство выражено обобщающими географическими понятиями «Русский Север», «Европейский Север», «Поморье». Природные условия и ресурсы Разнообразие природных условий и ресурсов является естественной основой комплексного развития СЭР. Здесь добывающая промышленность дополнена обрабатывающей, созданы и модернизируются производственные базы в местах с относительно благоприятным климатом для освоения и обустройства больших территорий, включая континентальную тундру , морской шельф и острова Северного Ледовитого океана.
Популярные истории
- Характеристика природных условий европейского севера для жизни и быта человека кратко
- Европейский Север. Особенности его природы
- Презентация по географии на тему "Европейский Север" (9 класс)
- Особенности и географическое положение территории
- Природа европейского севера
- Европейский север России
Географическое положение
- Природа европейского севера
- Свежие записи
- Характеристика Европейского Севера
- Географическое положение и особенности природы Европейского Севера. Население Европейского Севера
Климат европейского севера россии
Европейский север России - регионы и города, характеристика населения | Европейская часть Севера России отличается географическим положением и климатическими особенностями от остальной территории. |
Климат Европейской части России | Характеристика климата на крайнем севере: особенности и условия. |
Опишите климат европейского севера? - География | Европейский Север расположен в субарктическом климатическом поясе и в умеренном климатическом поясе, в области умеренного континентального е температуры воздуха в зимний период от -15° до -20°, а в летний период от +10° до +16. |
Остались вопросы?
На территории Европейского Севера особенно в северной части действуют арктические воздушные массы, благодаря которым поздней весной и ранней осенью наблюдаются заморозки на почве, лето прохладное и короткое, зима длинная, морозная и холодная с многочисленными буранами и вьюгами. Западные ветры с Атлантического океана приносят на территории, находящиеся в умеренном климатическом поясе зимой оттепели, а летом дождливую и прохладную погоду.
Климат района достаточно суров. Большая часть Кольского полуострова, Карельского перешейка, Архангельской области и Республики Коми расположены за полярным кругом. Продолжительность полярной ночи здесь может быть от 24 часов до 64 дней рис. Полярная ночь в Мурманске Зима суровая. Лето прохладное. Количество осадков увеличивается во второй половине года.
Присутствует многолетняя мерзлота. В Баренцевом море заканчивается теплое Северо-Атлантическое течение, благодаря которому мурманский порт не замерзает. Для всей территории района характерна высокая влажность воздуха и низкая испаряемость. Этим объясняется наличие больших площадей болот, множество озер и рек.
Средняя температура в январе чуть ниже 0 градусов. Иногда случается, что холодные потоки воздушных масс попадают в холодную часть циклонов, порождая сильный мороз. За год выпадает в среднем около 400-900 мм осадков. В районах горных склонов число осадков увеличивается. Их максимум приходится на зимнее время, в период активности циклогенеза.
Атлантические побережья Гренландии и Лабрадора, сравнительно с другими территориями климата морской субарктики, немного холоднее. Это объясняется поступающими сюда воздушными массами Гренландского ледникового щита. Такие низкие значения температур объясняются прохождением северо-восточных воздушных масс над холодными течениями. Для западного побережья Аляски также характерна холодная зима, но здесь не наблюдается типично морской климат, так как Берингово море промерзает на продолжительное время. Что касается континентального климата субарктики, то он характерен для материковой части субарктического пояса, а именно для Евразии, Северной Америки, восточной части полуострова Лабрадор, Чукотки и внутренних регионов Аляски.
Если же определенные климатические проявления наблюдаются более 30 лет кряду, то мы говорим о колебании климата, но, опять же, при условии, что процесс не однонаправленный. Если же в течение периода, превышающего 30 лет, мы видим некий единый значимый тренд на повышение или понижение значений какой-либо климатической характеристики, то есть однонаправленность, то тогда речь идет уже об изменении климата. Важно, что в течение года изменение климата может проявляться неравномерно. Так, например, максимальное повышение температуры наблюдается у нас в зимние месяцы, особенно в январе. Январь стал теплее примерно на два-три градуса в среднем за 30 лет по всему водосбору Белого моря. Я сейчас говорю не о каждом отдельном годе, который может быть прохладным или теплым зимой, а летом жарким или холодным, а о некоем среднем показателе за 30 лет. Белое море России не граничит с водами других государств. Более шести месяцев оно сковано льдами. Автор фото: А. Или вода в Белом море теплеет тоже? Климат — это состояние метеорологической составляющей очень сложной системы; метеорология — это атмосфера, а не вода. Основное направление работы нашего института — как раз таки изучение воды, но, поскольку я климатолог, то сейчас говорю с вами прежде всего об атмосфере, о климате. Итак, летом на водосборе Белого моря тоже наблюдается повышение температуры, но не столь ярко выраженное, как в зимние месяцы. Кроме того, в зимние месяцы повсеместно увеличено число дней с оттепелями. Что такое оттепель в нашем понимании? Это когда в течение суток в рамках хотя бы одного из восьми сроков метеорологических наблюдений температура воздуха поднимается выше нуля. Примерно то же самое наблюдается с температурой почвы: она также возрастает, причем даже сильнее, чем температура воздуха. Уменьшается промерзание почвы. Так, ранее в районе Петрозаводска на глубине 20 см почва всегда промерзала и этот период был устойчивым. Но за последние 15 лет отрицательная температура почвы на глубине 20 см практически не наблюдается. К каким последствиям это приводит? Увеличивается зимний сток рек, в связи с чем растет поступление аллохтонных веществ с водосбора в водоемы. Назаровой — А что насчет атмосферных осадков? Кроме изменения температуры воздуха и почвы, по всему водосбору Белого моря меняется режим выпадения атмосферных осадков, причем это сильнее выражено в районе северных территорий: Мурманская область, Карелия, Архангельск, часть Республики Коми. Менее выражены эти процессы в Вологодской области, на юге водосбора Белого моря. При сравнении среднего 30-летнего значения с предыдущей климатической нормой мы сейчас фиксируем рост годовых сумм выпадающих атмосферных осадков примерно на 80 мм — это достаточно много. Увеличение количества осадков отмечено в течение всех четырех сезонов года. Причем доля твердых осадков повсеместно сокращается, как и период их выпадения. В зимний период у нас значительно увеличена доля смешанных осадков. В ней есть прямые, опосредованные, а также обратные связи.
Климат европейского севера запада
самый большой по площади (1,5 млн км2) и в тоже время. Над ледниковым щитом Гренландии формируется особый суровый тип климата с холодным летом, его аналог есть только в Антарктиде. В целом, климат европейского севера России холодный и влажный, со значительными сезонными колебаниями температур и осадков. Климатические зоны России. Климат европейского севера России. Европейский Север карта рельефа.
Климатические условия севера
Климат январь и июль в европейском севере. Своеобразие климата и природы европейского севера. Специфика климата Европейский Север отличается степенью освещенности и прогрева поверхности в зависимости от времени года. Климат Европейского Севера изменяется в основном в направлении с юга на север; в этом же направлении наиболее заметно меняются растительность и почвы. Морской тип климата характеризуется незначительной годовой амплитудой температур, значительным количеством осадков, максимум которых приходится на зимний период. Климатические условия района обладают некоторыми общими чертами, позволяющими отнести климат к бореальному типу, характеризующемуся признаками континентальности: теплым летом и холодной снежной зимой.
Опишите климат европейского севера
На карте района можно увидеть разнообразный рельеф и множество водоёмов, а также несколько климатических поясов. Экономико-географическое положение Этот район находится на самом севере Европейской России. Площадь — 1643 тысячи км2. Эту часть страны омывает Северный Ледовитый океан.
Здесь находятся такие значимые для российской экономики крупные порты , как Архангельск и Мурманск. В Баренцевом море есть никогда не замерзающая часть, поскольку её согревает Северо-Атлантическое течение. Немалая часть Европейского Севера находится за Полярным кругом.
Этот район, как запад страны, важен в геополитическом смысле. Через его порты происходит сообщение с Европой. Петрозаводск, столица Карелии, является ровесником Санкт-Петербурга.
Архангельск и Мурманск — это, по сути дела, столицы Европейского Севера. Природные условия и ресурсы Европейского Севера Опишем природу и ресурсы севера России и посмотрим, чем богат данный регион и как используется. Рельеф Благодаря тому, что район находится на территории Балтийского щита, здесь существуют горные массивы, которые со временем только поднимаются над уровнем моря вместе с Кольским полуостровом, на котором они расположены.
Эти массивы называются Хибинами. На Русской равнине, которая тоже вместила на своей территории часть района, следует отдельно отметить Тиманский кряж и Печорскую низменность. Климат Поверхность Земли освещается и нагревается особым образом.
Для той части района, которая находится за Полярным кругом, характерна полярная ночь. Природа разделена на тундру, лесотундру и тайгу.
Наличие теплого Северо-Атлантического течения несколько смягчает климат и вызывает его изменение с северо-запада на юго-восток района. На большей части территории растут темнохвойные таежные и сосновые леса. Ввиду положения района в северной, сложной по природным условиям части европейской территории страны население его немногочисленно — это небольшой по числу жителей район страны. Коренными жителями района являются карелы, коми, коми-пермяки, ненцы, саамы. Выгодность географического положения послужила одной из причин ранней колонизации этого района русскими еще с XII века русские переселенцы осваивали побережья Белого и Баренцева морей.
К XVII в.
В силу особенностей заселения отдельных северных территорий и разного характера этнического взаимодействия в них культура северян различалась степенью влияния на нее новгородской, ростовской либо финноугорской культуры. Заонежье, Нижнее Подвинье, Беломорье, частично Белозерье стали "зоной новгородского влияния", население от Белого озера до Великого Устюга восприняло ростово-суздальские культурные черты и везде славяно-русские землепроходцы подвергались влиянию своих соседей, в свою очередь, передавая им свой опыт и культурные навыки. Итогом расселения в северных районах сначала древних славян, затем сложившихся из них русских, явилась современная "этническая карта" Европейского Севера. На основной его территории сформировалась русская народность, вернее одна из ее составных частей — севернорусская, а на окраинах параллельно этому шло сложение ее соседей — народностей финноугорского происхождения. Поскольку заселение и освоение Севера происходило в форме массовой народной колонизации, заложившей уже на начальных этапах мирные отношения с финноугорским населением, здесь никогда не случались межэтнические распри. Такой "феномен" — мирное сосуществование народов — продолжается и в настоящее время. На Русском Севере определились отдельные историко-этнографические области: три наиболее крупные из них — русская, карельская и коми-область - каждая со своими порайонными особенностями. При ярко выраженной этноспецифике все три области принадлежали к одному хозяйственно-культурному типу, основой которого стало земледелие, а следовательно и культура населения этих областей "несла" в себе культурные черты северных земледельцев.
Принадлежность к единому типу облегчала взаимодействие всех народов. Это не исключало особенностей культурного облика каждого из них и обусловило внутри каждого этнически единого населения наличие отдельных его групп. Такие группы, как правило, имели свои самоназвания, различия в говорах, в физическом облике внешности и в бытовой культуре. Это произошло по следующей причине. Новгородцы и ростовцы, с которыми было связано формирование русского населения Севера, хотя и представляли собой земельные областные общности, относящиеся к одному этносу, тем не менее сами имели смешанное происхождение, ибо жили и развивались в различных природных и хозяйственных условиях и при расселении в Восточной Европе, в том числе и по Северу, сталкивались с различными группами финноугорского происхождения. В результате у местных групп русских на Севере сложились и долго сохранялись специфические черты в народной культуре. Онежане, двиняне, белозерцы, устюжане, важане, вычегодцы и др. В их формировании и приняли участие новгородцы или ростовцы, а также местное финноугорское население, и в зависимости от степени участия того или иного компонента в этом процессе их народная культура приобретала ту или иную окраску.
В отличие от него жители низовьев Северной Двины и побережья Белого моря подверглись большему новгородскому влиянию. После XVI в. Северные поморы — это потомки новгородцев, частично низовцев. В природных условиях морей они выработали своеобразный тип промыслового приморского хозяйства, занимаясь рыболовством, охотой на морского зверя, мореходством и предпринимательством. Отличаясь от остальных русских северян лишь своим хозяйственным бытом, они близки к ним по всей народной культуре главным образом новгородского происхождения. Их говор принадлежит к поморской группе севернорусских говоров, а физический облик вобрал черты новгородского так называемого ильменьско-беломорского типа. В их среде сформировались на Печоре две более мелкие группы — усть-цилёмы и пустозёры. По происхождению — это потомки новгородцев с некоторой примесью местных финноугров, но по быту и те, и другие близки к новгородцам.
В северных местах существовали еще небольшие группы русских, формирование которых не определялось ни участием этносов, ни характером этноконтактов. На юго-западе Севера выделялась в языковом отношении группа ягутков ягунов. В их речи звучало яго вместо его, каго вместо кого кагоканье — черты бурлацкого говора, проникшего к населению бывших Череповецкого, Кирилловского и Белозерского уездов. Эта группа населения была профессионального происхождения, связанная с бурлаками Волги и получившая свое название от прозвища. Самым большим своеобразием в пределах Русского Севера отличались кокшары — жители по р. Кокшеньге, притоке р. Они представляли собой специфическую этнографическую группу, вобравшую в себя черты составлявших их этнокомпонентов. Их антропологический тип внешний облик "проник" из Ростова — так называемый верхневолжский тип, который был у русских Верхней Волги.
От Новгорода они взяли бойкий характер, свободолюбие и многие формы народной культуры например, гнездовое расположение деревень в культуре поселений и др. Своим бытом, нравом и обычаями кокшары несколько отличались от северян и не воспринимали ничего чужого. Различаясь по своим локальным характеристикам, все эти группы сохраняли единство не только со всеми северянами, но и со всеми русскими в языке, в этносознании, психологии и народной культуре. Многовековое взаимодействие всех северных народов вело к тому, что Север становился единым в историко-культурном отношении, а культурное наследие всех населяющих его народов признано памятником отечественной и мировой культуры, придающим этому краю особую ценность для всей тысячелетней русской культуры и мировой цивилизации. Религия В связи с преобладанием русского населения основная религия в Европейской Севере — православие. При Московско-монастырском этапе колонизации Европейского Севера были воздвигнуты многочисленные церкви и монастыри. В середине XVII в. Сейчас на острове собраны произведения деревянной архитектуры из разных частей Карелии.
Самый ценный памятник - двадцатидвухглавая Преображенская цepковь. Она была построена из прочной сосны в 1714 г. Купола церкви расположены в пять ярусов, и величина их в каждом ярусе разная. Это придаёт храму сказочный вид. В 1764 г. Церкви и колокольня образуют единый гармоничный ансамбль. Остров Валаам В северно-западной части Ладожского озера расположен остров Валаам. Он сложен прочными кристаллическими горными породами - древними гранитами и диабазами.
Не позднее начала XIV в. Он славился своим строгим ycтaвом и часто использовался в качестве монастырской тюрьмы. В монастыре было хорошо налажено хозяйство - животноводство, садоводство, огородничество, рыбная ловля, кустарные промыслы. У острова богатая история. В XII в. Валаам стал вновь российской территорией; В 1715 г. В 1918 г. В 1979 г.
Его основатель Кирилл Белозерский 1337-1427 был настоятелем Симонова монастыря в Москве. В 1397 г. Постепенно приют укреплялся, его владения постоянно приращивались лесными, земельными, рыбными угодьями. Вскоре после пожара 1537 г. В 1653-1682 гг. В музее монастыря хранится богатейшая коллекция древнерусских икон. Соловецкий монастырь На острове Соловецкий — одном из группы Соловецких островов в Белом море при входе в Онежскую губу - в начале XV в. Он быстро расширил свои влaдения и стал важным центром Беломорского края.
В XVII в. Имел он значение и как мощное оборонительное укрепление. В 20-х гг. Руками ссыльных и спецпереселенцев осуществлялась индустриализация края в годы первых пятилеток. В 1990 г. Природные условия 2. Климат В северных областях арктический воздух оказывает свое влияние большую часть года. Ранние заморозки осенью и поздние весной, короткое прохладное лето, многодневные бураны и пурга, сильные морозы — все это последствия ледяного дыхания Арктики.
Сухие и холодные ветры с Северного Ледовитого океана приносят неблагоприятные изменения погоды. Климат Архангельской области прохладный и влажный, с частыми сильными ветрами. Зимой солнце не поднимается из-за горизонта, зато летом круглые сутки длится полярный день. По всей территории в начале и в конце короткого нежаркого лета случаются заморозки. Зимой земля покрыта слоем снега толщиной 60- 70 см, а в предгорьях Урала - свыше метра. В юго-западных и восточных районах выпадает больше осадков, чем на остальной территории Коми, так как склоны Северных Увалов и Уральских гор задерживают воздушные массы, несущие влагу. На западе республики блaгoдаря влиянию атлантических воздушных потоков теплее, чем на востоке. В живописных местах с целебным воздухом и климатом расположились санатории и дома отдыха.
Неподалёку от Кондопоги, у деревни Дворцы, до сих пор существует первый в России курорт Марциальные Воды с минеральным источником, открытым в 1714 г. Здесь отдыхал и лечился Пётр I со свитой. Возведённые для них резиденции дали название деревне. Нынешний санаторий использует кроме минеральных вод лечебные грязи Габозера. Природа Малонарушенные лесные территории Европейского Севера России - уникальные природные объекты, представляющие собой значительную ценность с точки зрения охраны природы. Только в их пределах может быть гарантировано сохранение многих элементов естественного таежного покрова - например, популяций крупных и особо чувствительных к воздействию человека животных, эталонных бассейнов малых и средних рек, болот и озер, путей миграций многих видов, равновесной динамики случайных нарушений. Только крупные таежные территории обеспечивают охрану природных экосистем от неблагоприятных "краевых эффектов", связанных с воздействием прилегающих территорий, преобразованных хозяйственной деятельностью человека. Многие отрицательные последствия фрагментации естественного таежного покрова и массовой смены коренных лесов производными не могут быть оценены при современном уровне знаний - таким образом, сохранение крупных естественных территорий является еще и мерой разумной предосторожности.
В последние несколько лет никаких мер по сохранению малонарушенных лесных территорий Европейского Севера России не предпринималось ни на федеральном уровне, ни на уровне отдельных регионов. Продолжаются массовые лесозаготовки в пределах многих наиболее ценных массивов - на водоразделах Северной Двины и Пинеги, Пинеги и Вашки, в ближайших окрестностях национальных парков "Водлозерский" и "Паанаярви" и другие. Лесные территории находятся под реальной угрозой уничтожения. Для их сохранения необходимо принятие экстренных мер в течение ближайших нескольких лет - иначе дикую таежную природу на Европейском Севере России можно будет считать практически утраченной. Причем меры должны приниматься не только на федеральном уровне , но и на уровне администраций всех уровней, местных органов лесного хозяйства и промышленных предприятий, жителей России. Только совместными усилиями всего общества можно изменить существующую практику отношения к коренным таежным лесам просто как к "неосвоенному" складу древесины - и в конце концов сохранить хотя бы небольшую часть естественной тайги, дожившую до наших дней. Рельеф В основании Кольско-Карельской части лежит Балтийский щит — древние кристаллические породы. Здесь со Скандинавских гор центра древнего оледенения проходил древний ледник, растекаясь веером через Карелию на Русскую равнину.
Лед, перемещаясь, захватывал камни и другой материал и с их помощью шлифовал выступы каменных пород на Кольском полуострове, образуя сглаженные скальные купола «бараньи лбы». Встречая на своем пути впадины рельефа, ледник углублял их. Так образовались котловины многочисленных озер. На Кольском полуострове их более 110 тысяч, в Карелии около 40 тысяч. Сток рек зарегулирован озерами, поэтому на них выгодно создание каскадов гидроэлектростанций небольшой мощности. Скопления песка при таянии ледника образовали вытянутые насыпи — озы. Вся территория Кольско-Карельского края, за исключением севера, покрыта лесом. Главные породы — сосна, ель, карельская береза.
Это важный лесопромышленный район. Двино-Печорская часть коренным образом отличается от Кольско-Карельской. Здесь более суровые зимы, но ее главное отличие связано с особенностями рельефа и составом природных ресурсов. Кристаллический фундамент здесь перекрыт пластами осадочных пород. На востоке возвышаются Тиманский и Канинский кряжи — остатки древнего хребта, а далее, за долиной Печоры, находится Полярный Урал — восточная граница района. На севере расположена обширная тундровая зона. К югу от нее распростерся «лесной океан», который прорезается многоводными судоходными реками: Печера, Северная Двина, Онега, Мезень. Реки были главными путями сообщения и заселения на начальном этапе освоения Севера.
Вся поверхность Кольского полуострова неоднократно покрывалась ледниками, наступавшими из Скандинавии, а в бассейне реки Поной существовал и «местный» ледниковый щит. Ледники оставили после себя моренные гряды - нагромождения валунов и глины. Они чередуются с плоскими равнинами, которые образовались на месте былых приледниковых озёр. Кроме того, ледники при своём движении разрушали и перемещали известняки, в результате чего малоплодородные подзолистые почвы о6огащались питательными карбонатными соединениями. По отметинам можно восстановить события глубокого прошлого.
Слайд 4 Европейский Север. Значительная часть территории района расположена севернее Северного полярного круга. Близко к Северному Ледовитому океану обуславливает крайнюю суровость климата, сильные морозы. Береговая линия имеет мало удобных бухт для портов. Соседствует с Центральным, Волго-Вятским, Уральским, Северо-Западным экономическими районами ,дает возможность осуществлять транзитные торговые связи. Основные черты рельефа — обширные равнинные области, которые перемешиваются с горами Тиманского кряжа. Большая часть Карельского полуострова не выше 200 метров. Рельефу района добавили своеобразие ледники в период оледенения, которые при отступлении превратили Карелию в «страну тысячи озер». Климат умеренно-холодный и континентальный суровый на побережье.
Природа европейского севера
В Кольско-Карельском подрайоне работают комбинаты, производящие медь, никель, кобальт «Североникель» и «Печеганикель». Они используют руду, привозимую Северным морским путем из Норильска. Два алюминиевых завода построены на юге Кольского полуострова в Карелии Кандалакша и Надвоицы. Особое значение имеет крупнейший завод черной металлургии — Череповецкий «Северсталь». Он занимает 1 место в России по производству листового проката, который направляется на автозаводы, судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и трубопрокатные заводы. Гигантский комбинат в то же время является одним из крупнейших загрязнителей природы. Здесь в многочисленных центрах расположена сложная система производств, обслуживающих военно-морские базы Северного флота Североморск, Полярный, Снежнегорск, Гаджиево, Заозерск, Островной. В городе Северодвинске помимо строительства и ремонта атомных подводных лодок, создаются мощные платформы для добычи газа и нефти в Баренцевом море.
Другие важные военные объекты Европейского Севера: космодром у станции Плесецк и полигоны для испытания ядерного оружия на Новой Земле. Со сверхмощной системой ВПК связаны сложные экологические проблемы. Транспорт Республика Карелия Через территорию республики проходят магистральные пути , железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог - свыше 2000 км. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам - проложенным в снегах дорогам — к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г. Только в середине 70-х гг.
С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод. Республика Коми Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г. До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км. На втором месте - трубопроводный транспорт по грузообороту на первом ; здесь начинаются международный газопровод "Сияние Севера" от г. Вуктыл и нефтепровод на Ярославль.
На третьем месте водный транспорт судоходные реки 6,1 тыс. Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки. Архангельская область Протяженность железных дорог 1,7 тыс. Длина судоходных участков рек - 3,8 тыс. Здесь находится пока единственный в России космодром вблизи г. Важнейшие промышленные центры: Архангельск здесь сосредоточен комплекс деревообработки , мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии ; Северодвинск 250,0 крупнейшая военно-морская верфь ; Котлас 61,2 и соседняя Коряжма 43,1 ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия. Старейший центр художественных промыслов - Сольвычегодск 4,0 - ныне известен как бальнеологический курорт.
Вологодская область Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера. Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги через Волго-Балтийскую систему ; судоходные пути - 11 тыс. Общая протяженность железнодорожных магистралей на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале составляют 739 км; автомобильных дорог - 10 тыс. Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой. Первый 250-метровый канал невдалеке от Вологды был прорыт ещё в 1237г. Сyдoxодныe пути, соединявшие бассейны Cухоны и Волги, прокладывались в эпоху Ивана Грозного. В начале XIX в.
Более скромная по размерам Северо-Двинская водная система в 1828г. В 1872 г. После создания надёжной транспортной сети стали возникать крупные предприятия по переработке древесины. На пересечении железной дороги с лесосплавной Сухоной, где сейчас стоит город Сокол, уже в 1900 г. Мурманская область Транспорт - один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию. Протяженность автомобильных дорог - около 2 тыс.
Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана. В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России. Население 351,6 тыс. Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км от места впадения её в Белое море. Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га, также в городе находится административный центр другого муниципального образования области Приморского муниципального района. Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.
Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Около обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие. С этого времени начинается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России.
Огородников Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» «Двинской летописец», запись под 1584 г. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под ее стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев. В 1587 г.
Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек раскатами. Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку.
Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в. Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — еще ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформаторской церквей. К концу XVII в.
Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I. Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Петр I впервые прибыл в Архангельск 30 июля 1693 года. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины 18 века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось.
За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Петр совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю. Петр I в третий раз приехал в Архангельск 30 мая 1702 года, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии. Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове напротив строившейся Новодвинской крепости, чтобы лично руководить строительством крепостных сооружений. Отсюда гвардейцы вместе с Петром начали легендарный переход к Онежскому озеру. Вырубленная в лесах и вымощенная в болотах дорога, по которой волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата, получила название «Государевой».
Поход окончился взятием Нотербурга Орешка. В 1708 году в числе 8 губерний Российской Империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором назначен двинской воевода П. Начиная с 1713 года царь Петр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Петр издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск. Число кораблей, приходивших в Архангельск, резко сократилось.
Если в 1715 году в порт пришло 230 судов, то в 1724 — уже 19. Герб 1781 В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, все же сохранив более высокую торговую пошлину, но город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. Так, на его верфях под контролем М. Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за героическое участие в Наваринском сражении. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути.
От причалов порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Чичагова, Ф. Литке , В. Русанова , П. Пахтусова , Г. В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск.
Во время интервенции в 1918-19 был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. Освобожден в 1920 частями Красной Армии. В годы войны в город прибывали северные конвои и привозили грузы в рамках ленд-лиза. С основанием в 1916 году на берегу незамерзающего Кольского залива порта Мурманск, куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные мощности, Архангельск как порт потерял свое значение. Архангельск — крупный научный и промышленный центр северо-запада России — края, богатого природными ресурсами: лесными, рыбными; имеются месторождения алмазов , нефти, бокситов.
Практическая работа типы климатов России 8. Типы климатов России таблица 8 класс география. Типы климата России. Характеристика климатических поясов России. Районирование русской равнины. Климатическая карта русской равнины. Максимальная высота русской равнины. Карта климатических поясов Восточно европейской равнины. Вотсочно европейскаярывнина природные зоны. Природные зоны Восточно европейской равнины на карте. Климат севера. Климат Архангельской области. Климат Северо Запада. Климатическая карта Урала. Климат Урала карта. Климатическая карта Урала карта. Климатические пояса Урала на карте. Географическое положение района европейского севера. Географическое положение европейского севера 9 класс. Географическое положение европейского севера России таблица. Экономико-географическое положение европейского севера России. Европейский Север карта климат. Климатическая карта Северо-Запада России. Климатические зоны Восточной Сибири. Почвы Восточной Сибири карта. Климат Северо Восточной Сибири таблица. Восточно Сибирский климат. Типы климата. Климат 8 класс география. Типы климата таблица. Европейский Север Росси. Географическое положение территории европейского севера. Территория европейского севера России. Север России географическое положение. Субарктический и Субантарктический пояса таблица. Климатические показатели субарктического пояса таблица. Субарктический морской климат. Климатические показатели субарктического климата. Природные условия европейского севера. Природныеумловияевропейскиц Север. Природные условия и ресурсы европейского севера. Характеристика природных условий и ресурсов европейского севера. Восточно-европейская равнина границы на карте Европы. Север Восточно-европейской равнины. Территория Восточно европейской равнины. Характеристика Восточно европейской равнины. Европейский Север Северный экономический район таблица. Экономические районы России Северо Западный экономический район. Таблица по географии хозяйство европейского севера. География хозяйства на европейском севере России таблица. Характеристика типов климата России таблица. Тип климата Восточной Сибири экономического района. Типы климатических поясов России таблица. Климатограмма субарктического климата. Климат субарктического пояса России. Климатические показатели субарктического пояса. Климат субарктический пояс Евразии. Климат Северного Кавказа. Климатические пояса Кавказа. Климат Сев Кавказа. Климатическая карта Северного Кавказа. Северный Европейский экономический район состав. Европейский Север район состав района. Европейский Север состав района география 9 класс. Географическое положение европейского севера состав района. Климатические пояса и типы климата на территории России. Климатические области в умеренном поясе России. Климатические пояса и области типы климата России..
Таким образом, получена важная информация, которая, конечно, не связана пока с промышленными технологиями. Здесь совсем иной набор минеральных ресурсов. На Северо-Востоке расположен Печорский угольный бассейн, запасы которого оцениваются более чем в 200 млрд тонн. В северной части сосредоточены наиболее ценные коксующиеся угли Воркутинское и Водгашорское месторождения. Энергетические угли сосредоточены в южной части Интинское месторождение. Республика Карелия. Природа щедро наделила республику лесными и водными богатствами; ее называют "страной тысячи озер", и среди них два крупнейших: Онежское и Ладожское. Из полезных ископаемых наиболее значимо Костомукшское месторождение железных руд, обеспечивающее сырьем Череповецкий комбинат в Вологодской области. Добываются также мрамор и гранит Сортавала, Кондопога , пегматит Питкяранта , самоцветы Медвежьегорск , слюда, шунгит, полевой шпат и другие стройматериалы. Открыты запасы титановых руд. Республика Коми Основное богатство республики - энергетические ресурсы: каменный уголь Воркутинский бассейн , нефть и природный газ множество месторождений в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Имеются также запасы горючих сланцев, асфальтитов, титановых руд, бокситов, каменной соли. Архангельская область Природные ресурсы представлены в основном лесами запасы древесины - 2,2 млрд куб. С лесом связаны запасы пушнины, с реками и морем - рыба и морепродукты. Полезными ископаемыми Архангельская земля считалась небогатой имеются строительные глины, Северо-Онежское месторождение бокситов. К области также относятся многочисленные острова в Северном Ледовитом океане. Земля Франца Иосифа - площадь 16,1 тыс. Новая Земля - архипелаг, состоящий из двух крупных островов Северный и Южный и множества мелких. Площадь 83 тыс. Военно-промышленным комплексом бывшего СССР архипелаг превращен в полигон для атомных взрывов. В Белом море находятся Соловецкие острова, один из старейших духовных центров России. В 1974 г. Вологодская область Из полезных ископаемых есть лишь торф, который добывается для местных нужд 500 тыс. Хозяйство 3. Развитие хозяйства Длительное время промышленное развитие Европейского Севера определялось преимущественно экспортом леса из Архангельска. В 30-е годы ХХ века началось освоение природных ресурсов, главным образом крупнейших запасов апатито-нефелиновых руд, которые были обнаружены экспедициями под руководством А. В Хибинах был создан комбинат «Апатит», который снабжал все суперфосфатные заводы страны апатитовым концентратом. Частично продукция направлялась на экспорт. На базе этого комбината был построен город Кировск. На основании медно-никелево-кобальтовых руд был создан металлургический комбинат «Североникель» в городе Мончегорске. Другое важное направление развития — формирование в Мурманске рыбного порта и большой рыболовной флотилии. Кроме того, была создана база Северного морского флота. В годы войны на Европейском Севере построена Печорская железнодорожная магистраль для снабжения Ленинграда и других городов углем, который начали добывать в Печорском бассейне. В послевоенный период экономика Европейского Севера пополнилась крупным предприятием черной металлургии — Череповецким комбинатом «Северсталь». Этот завод использует руды Кольского полуострова и коксующиеся угли Печорского бассейна. Несмотря на огромные расстояния перевозок сырья и топлива, производство металла здесь выгодно, так как комбинат находится вблизи крупнейших потребителей металла — Санкт-Петербурга и Москвы, получая из них дополнительно металлолом. Промышленное строительство в районе Воркуты обходится в 2 раза дороже, чем в Центральной России. Поэтому в угольной промышленности эффективны только новейшие высокомеханизированные шахты Воргашорская. На многих старых шахтах, несмотря на реконструкцию, производительность труда низкая. Это влечет за собой безработицу шахтеров, миграцию населения в другие районы. Более эффективно развитие нефтегазовой промышленности, которая имеет огромные перспективы в связи с открытием многочисленных, в том числе сверхкрупных месторождений Штокмановское в Баренцевом море. Но и оно требует значительных затрат, в том числе и для создания нефтегазовых платформ, решения проблем транспортировки. Для перевозки нефти с морских месторождений создаются специальные танкеры с ледовой защитой, а в перспективе могут быть использованы грузовые атомные подводные лодки. Лесная промышленность Одной из важнейших отраслей экономики Европейского Севера была и остается лесная промышленность. Исторически заготовка древесины велась по берегам сплавных рек — Северной Двине, Онеге и др. Поэтому, именно в этих зонах, запасы леса сильно истощились. Крупнейший центр переработки древесины — Архангельск. Основная его продукция идет на экспорт. Помимо Архангельска на Европейском Севере построено много лесопромышленных комплексов и целлюлозно-бумажных комбинатов. Сыктывкар, Кондопога и Сегежа. Эти комбинаты стали крупными загрязнителями рек и воздуха, так как имеют несовершенные очистные сооружения. Топливно-энергетический комплекс На реках Европейского Севера построены системы и каскады небольших, но эффективных гидроэлектростанций. Кроме того, созданы тепловые электростанции на базе печорских углей. В Кислой губе действует первая и единственная в России станция, использующая энергию морских приливов - Кислогубская ПЭС. Стабильность природной среды в этих условиях без преувеличения является залогом жизни на полуострове, ведь основная часть населения Мурманской области сосредоточена в районах добычи полезных ископаемых и на побережье Кольского залива. Металлургия Важная отрасль специализации Европейского Севера — металлургия. В Кольско-Карельском подрайоне работают комбинаты, производящие медь, никель, кобальт «Североникель» и «Печеганикель». Они используют руду, привозимую Северным морским путем из Норильска. Два алюминиевых завода построены на юге Кольского полуострова в Карелии Кандалакша и Надвоицы. Особое значение имеет крупнейший завод черной металлургии — Череповецкий «Северсталь». Он занимает 1 место в России по производству листового проката, который направляется на автозаводы, судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и трубопрокатные заводы. Гигантский комбинат в то же время является одним из крупнейших загрязнителей природы. Здесь в многочисленных центрах расположена сложная система производств, обслуживающих военно-морские базы Северного флота Североморск, Полярный, Снежнегорск, Гаджиево, Заозерск, Островной. В городе Северодвинске помимо строительства и ремонта атомных подводных лодок, создаются мощные платформы для добычи газа и нефти в Баренцевом море. Другие важные военные объекты Европейского Севера: космодром у станции Плесецк и полигоны для испытания ядерного оружия на Новой Земле. Со сверхмощной системой ВПК связаны сложные экологические проблемы. Транспорт Республика Карелия Через территорию республики проходят магистральные пути , железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог - свыше 2000 км. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам - проложенным в снегах дорогам — к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г. Только в середине 70-х гг. С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод. Республика Коми Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г. До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км. На втором месте - трубопроводный транспорт по грузообороту на первом ; здесь начинаются международный газопровод "Сияние Севера" от г. Вуктыл и нефтепровод на Ярославль. На третьем месте водный транспорт судоходные реки 6,1 тыс. Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки. Архангельская область Протяженность железных дорог 1,7 тыс. Длина судоходных участков рек - 3,8 тыс. Здесь находится пока единственный в России космодром вблизи г. Важнейшие промышленные центры: Архангельск здесь сосредоточен комплекс деревообработки , мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии ; Северодвинск 250,0 крупнейшая военно-морская верфь ; Котлас 61,2 и соседняя Коряжма 43,1 ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия. Старейший центр художественных промыслов - Сольвычегодск 4,0 - ныне известен как бальнеологический курорт. Вологодская область Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера. Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги через Волго-Балтийскую систему ; судоходные пути - 11 тыс. Общая протяженность железнодорожных магистралей на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале составляют 739 км; автомобильных дорог - 10 тыс. Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой. Первый 250-метровый канал невдалеке от Вологды был прорыт ещё в 1237г. Сyдoxодныe пути, соединявшие бассейны Cухоны и Волги, прокладывались в эпоху Ивана Грозного. В начале XIX в. Более скромная по размерам Северо-Двинская водная система в 1828г. В 1872 г. После создания надёжной транспортной сети стали возникать крупные предприятия по переработке древесины. На пересечении железной дороги с лесосплавной Сухоной, где сейчас стоит город Сокол, уже в 1900 г. Мурманская область Транспорт - один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию. Протяженность автомобильных дорог - около 2 тыс. Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана. В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России. Население 351,6 тыс. Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км от места впадения её в Белое море. Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га, также в городе находится административный центр другого муниципального образования области Приморского муниципального района. Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км. Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Около обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие. С этого времени начинается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. Огородников Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» «Двинской летописец», запись под 1584 г. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы.
Район является главной топливной базой Оценка ЭГП. Влияние ЭГП на развитие района ЭГП района выгодное: Расположение на севере Европейской части России Близость к центру граничит с развитыми странами Европы граничит с Центральным экономическим районом граничит с развитыми экономическими районами обладает богатейшими природными ресурсами Природные условия и ресурсы Климат Природные условия и ресурсы.
Климат территории европейского севера
ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Европейский Север: географическое положение и природа. Видеоурок 22.1. Климат в Коми суровый, с долгой и морозной (до -56 'С) зимой. Климат Европейской части России Климат Европейской части России Климатические условия района обладают некоторыми общими чертами, позволяющими отнести. В презентации содержатся варианты практических работ по данной тация используется при изучении района Европейский Север. Характеристика климата на крайнем севере: особенности и условия.