Статья 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении
При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. По информации РБК, Кремль уже наметил дату общенационального голосования за поправки в Конституцию. Эксперты назвали главные попытки дискредитировать голосование по Конституции, выделив 10 мифов на эту тему, появившихся в Сети.
Поправки в Конституции: что выносят для голосования
Депутаты Государственной Думы одобрили поправки о порядке проведения общероссийского голосования по изменениям в Конституцию России. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 32 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму поправки к президентскому законопроекту об изменениях в Конституцию.
Комментарий к Статье 32 Конституции РФ
- Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации
- Какие законы регулируют выборы
- Защита документов
- Правила голосования по Конституции могут упростить - новости Право.ру
- Об избирательных правах граждан
Прокурор разъясняет
- Нарушителям грозит не только административная, но и уголовная ответственность.
- Главное за сегодня
- Содержание
- Комментарий к Статье 32 Конституции РФ
- В Госдуму внесены поправки о голосовании по Конституции
- Поправки в Конституции: что выносят для голосования
Как прошло голосование по поправкам к Конституции
Голосование для людей с особыми потребностями Предполагается, что избирательные комиссии, органы местного самоуправления и представители общественных организаций заблаговременно свяжутся с людьми с особыми потребностями, чтобы уточнить, где они хотят проголосовать и какая помощь для этого потребуется. Так, для слабослышащих людей обещают привлекать волонтеров-сурдопереводчиков, тем, кто испытывает затруднения с передвижением, предоставят специализированный автотранспорт. Также на участках должны быть лупы, дополнительное освещение, тактильные указатели и трафареты для заполнения бюллетеня со шрифтом Брайля. В отдельных случаях бюллетень можно будет заполнить, воспользовавшись помощью доверенного лица. Дистанционное голосование Впервые в общероссийском голосовании можно будет принять участие дистанционно, с помощью электронных сервисов. Однако такие возможности пока доступны не для всех, а только в Москве и Нижегородской области. Заявку на участие в электронном голосовании можно подать до 14:00 воскресенья, 21 июня, через портал госуслуг или на mos. Само голосование будет проходить с 14:00 25 июня до 20:00 30 июня по московскому времени на сайте 2020og. Подтвердить личность нужно будет через единую систему идентификации.
Организаторы уверяют, что после этого система обеспечит анонимность избирателя. Те, кто подаст заявление, но не сможет, не успеет или не захочет проголосовать удаленно, будут вправе прийти на свой участок 1 июля и получить бумажный бюллетень. Голосование за рубежом Дистанционное голосование для россиян, находящихся за пределами страны, не предусмотрено. Однако желающие могут высказать свое мнение о поправках к Конституции на избирательных участках, организованных при поддержке российских диппредставительств.
Заявитель полагает, что при указанных обстоятельствах нарушаются его права, гарантированные ч.
В то же время 11 декабря 2004 г. Это на первый взгляд противоречило изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда. Рассматривая указанное изменение в Постановлении от 21 декабря 2005 г. Тезис о прямых выборах главы исполнительного органа власти субъекта Федерации как о порядке, адекватном ст. N 2-П, - при том что Конституционный Суд не рассматривал вопрос, возможны ли иные конституционно допустимые варианты правового регулирования, не противоречащие конституционному принципу свободных выборов и отвечающие требованиям уравновешивания принципов демократии и единства системы исполнительных органов власти, а также полномочий Российской Федерации и ее субъектов, - не может быть истолкован как невозможность установления какого-либо иного порядка, удовлетворяющего содержанию права на свободные выборы и требованиям о необходимости достаточного баланса указанных конституционных ценностей. Новый порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации признан не противоречащим Конституции. Новеллой в указанном порядке является положение, содержащееся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Таким образом, исключительное право выдвижения соответствующих кандидатур подлежит закреплению за публичными, открытыми политическими структурами, представляющими основную часть населения страны. Применительно к главам муниципальных образований ФЗ от 6 октября 2003 г. Вместе с тем Конституционный Суд неоднократно в своих решениях признавал неконституционными положения конституций и законов различных субъектов Федерации, предусматривавших назначение и освобождение от должности глав администраций муниципальных образований главами субъектов Федерации или главами вышестоящих администраций либо их избрание, но только по представлению главы субъекта Федерации например, постановления Конституционного Суда от 24 января 1997 г. N 1-П по Закону Удмуртской Республики о системе организации власти; от 15 января 1998 г. Соблюдение принципа тайного голосования означает исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на выборах и референдуме. Гарантиями реализации данного принципа являются законоположения о личном голосовании, об условиях заполнения избирательного бюллетеня, о порядке досрочного голосования и голосования вне помещения избирательного участка и т. Защиту избирательных прав граждан осуществляют не только Конституционный Суд, но в соответствии со своей компетенцией и общие суды. В них могут быть обжалованы решения и действия бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право граждан на участие в референдуме см. Решением Верховного Суда Республики Адыгеи на 19 декабря 2004 г. Однако Определением того же суда от 4 ноября 2004 г. Кабинету Министров Республики, который ссылался на отсутствие денежных средств в республиканском бюджете для проведения выборов в указанную судом дату, была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 22 мая 2005 г. По частной жалобе гр. При этом Судебная коллегия указала на противоречие судебного решения о предоставлении отсрочки нормам избирательного законодательства Бюллетень ВС РФ. Исходя из норм федерального избирательного законодательства, Судебная коллегия констатировала, что Центризбирком Республики был не вправе принимать решение о проведении на избирательных участках округа повторного подсчета голосов после подведения итогов голосования и результатов выборов в данном избирательном округе Бюллетень ВС РФ. Рассмотренные конституционные принципы избирательного права распространяются на всю процедуру выборов - от их назначения, регистрации избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов до голосования и установления итогов выборов. Применительно к последней стадии - определению результатов выборов также возник ряд важных правовых проблем, которые были предметом оценки Конституционного Суда. Способы проведения и подведения итогов выборов зависят, как известно, от действующей в стране избирательной системы. В России при выборах депутатов Государственной Думы до последнего времени использовалась мажоритарно-пропорциональная смешанная система выборов, при которой 225 депутатов избирались по одномандатным округам, а другие 225 - по единому федеральному избирательному округу по спискам избирательных объединений, блоков. При введении мажоритарно-пропорциональной системы в 1993 г. Впоследствии, не без влияния, очевидно, политических реалий, многие политики стали выступать за переход к избранию всех 450 депутатов на основе мажоритарной системы по одномандатным округам или по крайней мере к изменению пропорций в пользу избрания по таким округам. В итоге законодатель принял в 2006 г. Политическая партия стала единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Такое решение также связывалось с целью упрочения партийной системы, представительного характера парламента. Правда, на выборах законодательных органов субъектов Федерации сохранена мажоритарно-пропорциональная система - согласно ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ. Конституционный Суд отмечал Определение от 20 ноября 1995 г. От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности Рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г. Конечно, каждая из разновидностей избирательных систем имеет свои недостатки, но они не всегда являются проявлением неконституционности. Другой важный аспект применения пропорциональной системы избрания депутатов по спискам избирательных объединений - "заградительный барьер", то есть минимальный процент голосов избирателей, который должен получить список кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Прежде это был 5-процентный "заградительный барьер". ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ увеличил его до 7 процентов. Избирательные объединения, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, исключаются из распределения депутатских мандатов. Это еще больше осложняет положение в избирательном процессе тех партий, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. Конституционный Суд неоднозначно оценивал конституционность законоположений о "заградительном барьере". В принципе он признал его конституционным, не ограничивающим избирательные права граждан, не нарушающим равенство общественных объединений перед законом, не препятствующим проведению свободных выборов. Равенство применительно к избирательному праву не может означать равенства результатов, так как на выборах всегда есть победившие и проигравшие. Суть - в проведении выборов по правилам, одинаковым для всех объединений и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам кандидатов. В то же время Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П 5-процентный барьер, сделал существенную оговорку: такой барьер соответствует Конституции в той мере, в какой его применение позволяет обеспечить участие в распределении депутатских мандатов не менее чем двум избирательным объединениям, которые при этом в совокупности получат более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Иначе его использование недопустимо, чтобы не нарушить принципы народовластия, демократического большинства, пропорциональных выборов, не привести к возникновению монополии на власть. Таким образом, в различных конкретных конституционно значимых юридических условиях тот или иной избирательный барьер может выступать и как допустимый, соответствующий Конституции, и как чрезмерный, подрывающий конституционные принципы. Этот вывод в еще большей степени относится к 7-процентному барьеру. Следуя приведенной правовой позиции Конституционного Суда, законодатель установил ряд гарантий против монополизации власти в представительном органе какой-либо партией. В частности, согласно ФЗ об основных гарантиях избирательных прав: выборы признаются несостоявшимися, если менее двух списков кандидатов получили право участвовать в распределении депутатских мандатов или если за допущенные к распределению депутатских мандатов списки было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при этом Законом указанный процент может быть повышен подпункты "в" и "г" п. ФЗ от 18 мая 2005 г. В ситуации, когда, например, на выборах в Государственную Думу несколько федеральных списков кандидатов получат каждый 7 и более процентов голосов, но в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то подлежит применению "плавающий заградительный барьер", понижающийся до тех пор, пока общее число голосов, поданных за списки кандидатов, не превысит 60 процентов. Это позволяет допустить к распределению депутатских мандатов списки кандидатов, получившие и менее 7 процентов голосов. В любом случае, как подчеркивал Конституционный Суд в Постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П, граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Все законно избранные депутаты являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Вместе с тем, имея в виду дальнейшее повышение уровня и качества народного представительства во власти, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г.
Также в новой редакции Конституции русский народ фактически объявляется государствообразующим. Это важный момент, поскольку на уровне основного закона признается, что русское население России является, по сути, ядром. При этом в России предпочтение или приоритет какому-то определенному народу, включая государствообразующий, не отдается, поскольку все национальности России признаются равноправными и составляющими один единый российский народ, на котором стоит Россия, а их права и свободы защищаются равным образом. Кроме того, теперь государство обязуется закрепляя соответствующую свою обязанность в Конституции создавать условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан. То есть можно рассчитывать на то, что законы, ущемляющие права бизнеса и мешающие его развитию, будут отменены, а все последующие законы и действия государственных органов должны способствовать расцвету предпринимательства. Из анализа обновленной Конституции следует, что государство также обязуется делать все, чтобы наладить доверие между ним и обществом, уважая бизнес и ставя во главу угла обычного гражданина России и человека труда. В то же время, кого считать этим самым человека труда, не прописано. Подразумевается, видимо, что это любой человек, который своим добросовестным и законным трудом и физическим, и интеллектуальным производит продукт или услугу. Обязанность обеспечивать доступную медицинскую помощь, вести справедливую пенсионную политику и гарантировать минимальную заработную плату не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения — все это появится в основном законе страны, хотя в целом давно регулируется своими отраслевыми законами. Закрепление в Конституции уже имеющихся норм затронуло не только социальные обязательства государства. Так, требования к кандидатам на должность губернаторов региона, действующие много лет, перешли из федерального закона в Конституцию, что глобально ничего не меняет. Аналогичная ситуация с положениями о прокуратуре и судебной системы. В сущности, закрепление в Конституции уже существующих норм, по которым государство и население живет много лет, скорее носит политический характер, чем в реальности изменит жизнь граждан. Самые спорные положения: от «веры в Бога» до международных договоров Пожалуй, действительно значимой можно считать поправку, согласно которой количество судей Конституционного суда уменьшится с 19 до 11 человек, изменяются условия их назначения и увольнения. Многие опасаются, что от такого нововведения качество и так не идеальной судебной системы может сильно пострадать.
Содержание
- Статья 4. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 14.11.2023)
- Telegram: Contact @cikrossii
- Выбор каждого. Как будет проходить голосование по поправкам в Конституцию РФ?
- Поправки к Конституции. Как проголосовать на даче, в поездке и не выходя из дома
- Как проголосовать по поправкам в Конституцию, если вы еще не
- Способы голосования
Главное за сегодня
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Социальные гарантии для работающих и пенсионеров будут прописаны в главном законе страны. В статье 75 предлагается зафиксировать, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, а обязательная индексация пенсий должна быть не реже одного раза в год. В статью 79 добавилась поправка, которая позволит российским властям не исполнять решения межгосударственных органов, если Конституционный суд признает их противоречащими Конституции РФ. Источник: РИА "Новости" Новые поправки определяют сменяемость власти, а к кандидатам на пост Президента России будут предъявляться строгие требования.
Согласно статье 81, одно и то же лицо не сможет занимать должность Президента РФ более двух сроков, но исключение сделано для лиц, которые занимали должность Президента до обновления Конституции — уже отработанные периоды не засчитываются. Кроме того, кандидат на должность президента должен будет достичь 35 лет, постоянно проживать в России не менее 25 лет, а также не иметь заграничного гражданства или вида на жительство даже в прошлом. Новые требования появятся и для чиновников. Целым рядом статей Конституции членам Правительства, депутатам Государственной Думы, сенаторам, губернаторам и судьям запретят иметь иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание за рубежом. Также им будет запрещено иметь счета и хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках. Конечно, это лишь некоторые из ключевых поправок, которые предлагается внести в Конституцию.
Чтобы ознакомится со всем списком нововведений, вы можете прочитать полный текст поправок. Проголосовать можно только по всему пакету изменений.
Порядок проведения выборов определен действующим законодательством. Участие в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. При проведении выборов членам избирательной комиссии запрещается фото и видеосъемка бюллетеней заполненных гражданами, так как в случае произведения фото видео съемки заполненного избирателем бюллетеня для голосования членом избирательной комиссии будет нарушена гарантированная законодательством тайна голосования. Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03.
Решать каждому. Главное, чётко понимать суть поправок и сделать правильный выбор. Что касается выбора дня голосования, то, по мнению наших собеседников, власти надеются, что дополнительный выходной день может увеличить явку среди бюджетников и пенсионеров. К тому же в выходные в конце апреля многие уезжают из города на дачу.
Уклонение от референдума Ян Чеботарёв полагает, что порядок принятия поправок противоречит действующему законодательству. По его мнению, внесение изменений в Конституцию должно осуществляться путём референдума, а процедура общероссийского голосования не предусмотрена законодательством. Общероссийское голосование по сути является референдумом. Но раз название другое, то оно не подпадает под требования закона «О референдуме Российской Федерации».
Правила проведения общероссийского голосования прописаны лишь в законе о поправках в Конституцию и в документе «Порядок подготовки и проведения общероссийского голосования», который должна принять ЦИК. В том проекте, который ЦИК принял за основу, сильно усечены многие нормы, которые есть в законах о выборах и референдумах и которые обеспечивают контроль за проведением голосования, пишет «Медуза». Придут на избирательные участки в основном агитированные за поправки, но сколько таких граждан будет в условиях пандемии, нашим чиновникам неизвестно. И вообще по прошествию нескольких лет уже мало кто будет помнить подробности явки, но все будут помнить результат.
Я думаю, даже будут называть это «недоголосование» референдумом. Кроме того, федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» требует , чтобы одним законом о поправке к Конституции охватывались взаимосвязанные изменения текста.
«Обнуление по закону». За что голосуем? Разбираем с юристом поправки в Конституцию
Возможно, подпись в списке избирателей не похожа на вашу например, из вашего паспорта. Попросите наблюдателейЧто не так с наблюдателями? В этот раз наблюдателей выдвигают не партии, а общественные палаты. В некоторых случаях это становится препятствием для реального гражданского контроля за соблюдением прав избирателей. Его должны рассмотреть сразу на месте.
Если оба варианта не сработали, пишите жалобу в вышестоящую избирательную комиссию. Можете также обратиться в прокуратуру. Я увидел нарушения, пытаюсь обратить внимание окружающих, а реакции нет. Как быть?
Однако на самом деле сделать это можно было и без внесения изменений в Конституцию. Так или иначе эмоциональное пересилило рациональное. И сторонники, и противники президента идут голосовать за него или против. Содержательная часть пакета поправок осталась позади», — полагает политолог Константин Лукин.
Дмитрий Лямзин, ИД "Алтапресс" Собеседник подчеркивает, что ситуация вокруг принятия поправок к Основному закону больше приобрела эмоциональный, нежели рациональный оттенок. Впрочем, как уверен эксперт, в той или иной степени это свойственно почти любой избирательной кампании. Что же касается прогнозов итогов голосования по поправкам, то Константин Лукин уверен: свое «за» скажет больше людей, чем «против». Константин Лукин, политолог: Вся социология говорит о том, что за поправки голосов будет точно больше, чем против.
Дмитрий Лямзин, ИД "Алтапресс" Также собеседник высказался по поводу прогнозируемого поведения электоральных групп. По его мнению, в большинстве своем протестный электорат останется дома, а вот лояльный дойдет до избирательных участков. Кроме того, политолог полагает, что города Алтайского края будут голосовать протестнее, чем села. Причем, важным фактором станет текущая ситуация в том или ином населенном пункте.
Избирком уже провел своеобразный тренинг, чтобы удостовериться в возможности рассмотреть фотографию при таких условиях. Статья по теме: Время для перемен. Какие поправки хотят внести в Конституцию РФ? С 5 по 21 июня заявления о желании голосовать не по месту регистрации, а на любом избирательном участке - по месту нахождения - граждане могут подать в МФЦ, в пункты приема заявлений территориальных избирательных комиссий, а также дистанционно - на сайте «Госуслуги» в разделе «Мои выборы».
С 16 по 21 июня такие заявления можно подать также в любой участковой избирательной комиссии. Гражданам предстоит ответить только на один вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации? Однако, отмечает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, голосование в течение семи дней, возможность сделать выбор вне помещений, применение электронного голосования в ряде регионов - все это в новинку для избирателей, что может усложнить кампанию. Назначение голосования по поправкам в Конституцию было позитивно воспринято известными российскими политиками.
Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что события последних месяцев подтвердили важность и актуальность предложенных главой государства и дополненных рабочей группой и обществом изменений к Основному Закону РФ. Более того, как полагает спикер верхней палаты парламента, поправки «прошли проверку в очень жестких, экстраординарных условиях», в которых находилась страна. Такой же позиции придерживается председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
Начальнику поступил свод правил,по которым он должен действовать,он им следует. Если прописано,что все должны проголосовать,значит пойдёте голосовать. Если откажетесь следовать этой абсолютно уголовной тропой,в вашу сторону могут ввести некие санкции в виде:лишение премии,зарплату позже выплатят если выплатят ,могут в конечном итоги и уволить.
Конституция: перезагрузка. Прогнозы и последствия голосования 1 июля
Федеральное законодательство называет в числе избираемых гражданами должностных лиц главу исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Иной порядок избрания не соответствует Конституции и действующему законодательству. Принцип выборности высших должностных лиц субъектов Федерации на основе прямого избирательного права был подтвержден также в постановлениях Конституционного Суда от 1 февраля 1996 г. В то же время 11 декабря 2004 г. Это на первый взгляд противоречило изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда. Рассматривая указанное изменение в Постановлении от 21 декабря 2005 г. Тезис о прямых выборах главы исполнительного органа власти субъекта Федерации как о порядке, адекватном ст. N 2-П, - при том что Конституционный Суд не рассматривал вопрос, возможны ли иные конституционно допустимые варианты правового регулирования, не противоречащие конституционному принципу свободных выборов и отвечающие требованиям уравновешивания принципов демократии и единства системы исполнительных органов власти, а также полномочий Российской Федерации и ее субъектов, - не может быть истолкован как невозможность установления какого-либо иного порядка, удовлетворяющего содержанию права на свободные выборы и требованиям о необходимости достаточного баланса указанных конституционных ценностей.
Новый порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации признан не противоречащим Конституции. Новеллой в указанном порядке является положение, содержащееся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Таким образом, исключительное право выдвижения соответствующих кандидатур подлежит закреплению за публичными, открытыми политическими структурами, представляющими основную часть населения страны. Применительно к главам муниципальных образований ФЗ от 6 октября 2003 г. Вместе с тем Конституционный Суд неоднократно в своих решениях признавал неконституционными положения конституций и законов различных субъектов Федерации, предусматривавших назначение и освобождение от должности глав администраций муниципальных образований главами субъектов Федерации или главами вышестоящих администраций либо их избрание, но только по представлению главы субъекта Федерации например, постановления Конституционного Суда от 24 января 1997 г. N 1-П по Закону Удмуртской Республики о системе организации власти; от 15 января 1998 г. Соблюдение принципа тайного голосования означает исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на выборах и референдуме.
Гарантиями реализации данного принципа являются законоположения о личном голосовании, об условиях заполнения избирательного бюллетеня, о порядке досрочного голосования и голосования вне помещения избирательного участка и т. Защиту избирательных прав граждан осуществляют не только Конституционный Суд, но в соответствии со своей компетенцией и общие суды. В них могут быть обжалованы решения и действия бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право граждан на участие в референдуме см. Решением Верховного Суда Республики Адыгеи на 19 декабря 2004 г. Однако Определением того же суда от 4 ноября 2004 г. Кабинету Министров Республики, который ссылался на отсутствие денежных средств в республиканском бюджете для проведения выборов в указанную судом дату, была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 22 мая 2005 г. По частной жалобе гр.
При этом Судебная коллегия указала на противоречие судебного решения о предоставлении отсрочки нормам избирательного законодательства Бюллетень ВС РФ. Исходя из норм федерального избирательного законодательства, Судебная коллегия констатировала, что Центризбирком Республики был не вправе принимать решение о проведении на избирательных участках округа повторного подсчета голосов после подведения итогов голосования и результатов выборов в данном избирательном округе Бюллетень ВС РФ. Рассмотренные конституционные принципы избирательного права распространяются на всю процедуру выборов - от их назначения, регистрации избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов до голосования и установления итогов выборов. Применительно к последней стадии - определению результатов выборов также возник ряд важных правовых проблем, которые были предметом оценки Конституционного Суда. Способы проведения и подведения итогов выборов зависят, как известно, от действующей в стране избирательной системы. В России при выборах депутатов Государственной Думы до последнего времени использовалась мажоритарно-пропорциональная смешанная система выборов, при которой 225 депутатов избирались по одномандатным округам, а другие 225 - по единому федеральному избирательному округу по спискам избирательных объединений, блоков. При введении мажоритарно-пропорциональной системы в 1993 г.
Впоследствии, не без влияния, очевидно, политических реалий, многие политики стали выступать за переход к избранию всех 450 депутатов на основе мажоритарной системы по одномандатным округам или по крайней мере к изменению пропорций в пользу избрания по таким округам. В итоге законодатель принял в 2006 г. Политическая партия стала единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Такое решение также связывалось с целью упрочения партийной системы, представительного характера парламента. Правда, на выборах законодательных органов субъектов Федерации сохранена мажоритарно-пропорциональная система - согласно ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ. Конституционный Суд отмечал Определение от 20 ноября 1995 г.
От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности Рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г. Конечно, каждая из разновидностей избирательных систем имеет свои недостатки, но они не всегда являются проявлением неконституционности. Другой важный аспект применения пропорциональной системы избрания депутатов по спискам избирательных объединений - "заградительный барьер", то есть минимальный процент голосов избирателей, который должен получить список кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Прежде это был 5-процентный "заградительный барьер". ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ увеличил его до 7 процентов.
Избирательные объединения, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, исключаются из распределения депутатских мандатов. Это еще больше осложняет положение в избирательном процессе тех партий, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. Конституционный Суд неоднозначно оценивал конституционность законоположений о "заградительном барьере". В принципе он признал его конституционным, не ограничивающим избирательные права граждан, не нарушающим равенство общественных объединений перед законом, не препятствующим проведению свободных выборов. Равенство применительно к избирательному праву не может означать равенства результатов, так как на выборах всегда есть победившие и проигравшие. Суть - в проведении выборов по правилам, одинаковым для всех объединений и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам кандидатов. В то же время Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г.
N 26-П 5-процентный барьер, сделал существенную оговорку: такой барьер соответствует Конституции в той мере, в какой его применение позволяет обеспечить участие в распределении депутатских мандатов не менее чем двум избирательным объединениям, которые при этом в совокупности получат более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Иначе его использование недопустимо, чтобы не нарушить принципы народовластия, демократического большинства, пропорциональных выборов, не привести к возникновению монополии на власть. Таким образом, в различных конкретных конституционно значимых юридических условиях тот или иной избирательный барьер может выступать и как допустимый, соответствующий Конституции, и как чрезмерный, подрывающий конституционные принципы. Этот вывод в еще большей степени относится к 7-процентному барьеру. Следуя приведенной правовой позиции Конституционного Суда, законодатель установил ряд гарантий против монополизации власти в представительном органе какой-либо партией. В частности, согласно ФЗ об основных гарантиях избирательных прав: выборы признаются несостоявшимися, если менее двух списков кандидатов получили право участвовать в распределении депутатских мандатов или если за допущенные к распределению депутатских мандатов списки было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при этом Законом указанный процент может быть повышен подпункты "в" и "г" п. ФЗ от 18 мая 2005 г.
В ситуации, когда, например, на выборах в Государственную Думу несколько федеральных списков кандидатов получат каждый 7 и более процентов голосов, но в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то подлежит применению "плавающий заградительный барьер", понижающийся до тех пор, пока общее число голосов, поданных за списки кандидатов, не превысит 60 процентов. Это позволяет допустить к распределению депутатских мандатов списки кандидатов, получившие и менее 7 процентов голосов. В любом случае, как подчеркивал Конституционный Суд в Постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П, граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Все законно избранные депутаты являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей.
По его словам, схема голосования будет «максимально упрощенной, удобной, безопасной и прозрачной» и похожей на обычные выборы. Напомним, внести поправки в Конституцию президент Владимир Путин предложил в ходе оглашения послания Федеральному собранию 15 января. Среди предлагаемых поправок — закрепление индексации пенсий и приравнивание прожиточного минимума к минимальному размеру оплаты труда, ужесточение требований к кандидатам в президенты, положение о Госсовете, приоритет российской Конституции над международными нормами.
В общей сложности поправки предлагается внести в 22 статьи. Самые серьезные изменения предусмотрены для статьи 83, где перечислены полномочия президента. Кроме того, изменятся статьи, касающиеся процедуры назначения правительства, полномочий парламента и Конституционного суда.
Конституционно-правовая и административная ответственность за нарушение избирательных прав Прокурор разъясняет Статья 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в частности, выражается в возможности избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Под избирательными отношениями следует понимать те общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Действующее избирательное законодательство за нарушение избирательных прав граждан предусматривает три вида юридической ответственности: 1 конституционно-правовую; 2 административную; 3 уголовную.
Мерой ответственности кандидата является отмена решения о его регистрации. В качестве субъекта привлечения к ответственности кандидата, который допустил нарушение избирательного законодательства, выступает избирательная комиссия, зарегистрировавшая его. Отменяя решение о регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия реализует юрисдикционную функцию. Административная ответственность является одним из самых распространенных и часто применяемых видов юридической ответственности, Административная ответственность призвана воздействовать на различные правонарушения со стороны должностных лиц государственных органов, кандидатов, избирательных объединений, граждан и других лиц во время проведения избирательной кампании и, в конечном счете, снижать число правонарушений путем общей и частной превенции.
Коротко о выборах
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всероссийское голосование по поправкам в Конституцию назначено на 1 июля. В Кремле вернулись к рассмотрению сроков голосования по поправкам в Конституцию Фото: Владимир Андреев © Центризбирком утвердил порядок проведения общероссийского голосования по поправкам в Конституцию. Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму поправки к президентскому законопроекту об изменениях в Конституцию. Вы вправе не принимать участие в голосовании на любых выборах.
Поправки к Конституции. Как проголосовать на даче, в поездке и не выходя из дома
Голосование по поправкам в Конституцию должно было пройти 22 апреля, но из-за пандемии коронавируса его перенесли. Во второй статье — процедура голосования по изменениям в Конституции, которое пройдет по всей России 22 апреля. Многие до сих пор не решили для себя идти ли на голосование по вопросу переписи конституции или нет. Голосование по поправкам в Конституцию должно было пройти 22 апреля, но из-за пандемии коронавируса его перенесли.
Путин утвердил наказание за нарушения при голосовании по конституции
Статья 32 Конституции Российской Федерации | Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, распространяющих имеющуюся уголовную и административную ответственность за нарушения на выборах на общероссийское голосование по поправке к Конституции. |
Статья 32. Конституция РФ, N от 12.12.1993 | В день голосования людям предстоит ответить на вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию РФ?». |
Эксперты разобрали 10 главных мифов о голосовании по Конституции | Статья 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. |
Поправки к Конституции. Как проголосовать на даче, в поездке и не выходя из дома | Фигурирует дополнение к статье 7 Конституции положением о том, что гарантированный государством МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. |
Выбор каждого. Как будет проходить голосование по поправкам в Конституцию РФ? | Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации проводилось с 25 июня по 1 июля 2020 года. |
Проголосовать за поправки в Конституцию РФ россияне смогут в оплачиваемый выходной день
5. Изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании. Голосование по изменению Конституции пройдет с 25 июня по 1 июля. Статья 32 Конституции РФ в действующей редакции c толкованием ее положений Конституционным Судом. Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму поправки к президентскому законопроекту об изменениях в Конституцию. Статья 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Поправки к Конституции. Как проголосовать на даче, в поездке и не выходя из дома
Если же мнение народа окажется отрицательным, закон в силу не вступит», — отметил Крашенинников. По его словам, схема голосования будет «максимально упрощенной, удобной, безопасной и прозрачной» и похожей на обычные выборы. Напомним, внести поправки в Конституцию президент Владимир Путин предложил в ходе оглашения послания Федеральному собранию 15 января. Среди предлагаемых поправок — закрепление индексации пенсий и приравнивание прожиточного минимума к минимальному размеру оплаты труда, ужесточение требований к кандидатам в президенты, положение о Госсовете, приоритет российской Конституции над международными нормами. В общей сложности поправки предлагается внести в 22 статьи. Самые серьезные изменения предусмотрены для статьи 83, где перечислены полномочия президента.
Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства логически дополняет субъективно-личностными началами принцип и нормативную конструкцию народного суверенитета ч. Как подчеркнул Конституционный Суд, осуществление депутатских полномочий как и другие формы реализации данного права необходимо воспринимать в контексте принципа народовластия см. Постановления от 10. Соответственно, даже качественная модернизация системы и практики государственного управления местного самоуправления и связанные с этим временные переходные правовые режимы не могут препятствовать реализации гражданами комментируемого права см. При этом конституционное политико-правовое представительство нельзя трактовать по аналогии с представительством в частно-правовых отношениях. Воля народа, как сказано в ч. С учетом этих ограничений управление через представителей может заключаться только в косвенном влиянии граждан населения на государственное управление законно уполномоченными к тому лицами, посредством доведения до них мнения граждан населения об актуальных задачах и качестве осуществляемого управления. Важное значение имеет и конституционная формулировка свои представители, принципиально уточняющая адресатов допустимого гражданского воздействия. Формы же такого воздействия определяются законодателем в зависимости от уровня публичного властвования. Например, Закон о местном самоуправлении закрепил такие формы коллективного и индивидуального участия населения в осуществлении местного самоуправления, как: правотворческая инициатива граждан; публичные слушания обсуждения проектов муниципальных правовых актов; собрания граждан для обсуждения вопросов местного значения или информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; опросы граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления ст. Кроме того, в соответствии с ч. Допустимое информирующее, побуждающее воздействие граждан населения на властных представителей, как правило, сочетается с пользованием иными конституционными правами, в том числе закрепленными в ч. Гарантиями политического участия выступают свобода массовой информации и запрет цензуры часть 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации , институты выборности и политической ответственности власти, а также специальные нормативные установления. В то же время пользование комментируемым правом статьи 32 Конституции России может быть соразмерно ограничено и сопряжено с конституционными регулирующими требованиями ч. При этом законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных принципов и норм, в том числе относящихся к условиям и пределам допустимых ограничений прав и свобод граждан см. Постановление КС РФ от 25. Это относится, в частности, к устанавливаемым федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ особым требованиям, связанным с комментируемым правом и проявляющимся в конкретизациях статусов депутатов Государственной Думы, законодательного представительного органа субъекта РФ, представительного органа муниципального образования см. Определение КС РФ от 20. В отмеченном выше Определении от 20. Конституционно обоснованными были признаны также статусные ограничения, не позволяющие депутатам, деятельность которых осуществляется на профессиональной основе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Конституционное право на участие в управлении делами государства получает свое дополнительное обоснование и конкретизацию не только в федеральном законодательстве, но и в законодательстве субъектов РФ, в котором в соответствии с п. Принципиальная особенность и многоплановость содержания комментируемого положения заключена, во-первых, в признании за гражданами права непосредственно формировать выборные органы публичной власти посредством реализации двух основных правомочий избирать и быть избранными в соответствующие органы , которые традиционно характеризуются как активное и пассивное избирательные права; во-вторых, в утверждении принципиального единства избирательных и референдарных прав, связанных с участием граждан как в выборах, так и в референдумах; наконец, в-третьих, соответствующие институты непосредственной демократии - выборы, референдумы и участие в них граждан - характеризуются принципиальным единством с точки зрения сфер реализации, имея в виду как государственную, так и муниципальную власть. Определение КС РФ от 11. Одновременно из анализируемого положения вытекает принципиально важный вывод, имеющий методологическое значение для поиска конституционно обоснованного баланса публичных и частных начал в избирательной системе РФ; он заключается в том, что Конституция включает избирательную систему в сферу своего регулирования прежде всего через избирательные права граждан, отдавая, таким образом, последним приоритет в соотношении, например, с ролью политических партий, избирательных комиссий или выборных органов власти и т. В то же время, отмечая принципиальное единство электорально-правового статуса граждан РФ, есть достаточные основания говорить, в том числе из правовой позиции Конституционного Суда, о самостоятельном значении, например, избирательных прав, определяющих выборность органов местного самоуправления см. Этому соответствует и наличие специального профильного Федерального закона от 26. Однако вряд ли в данном случае есть основание говорить о сущностных особенностях, речь идет лишь об особенностях "содержательного" наполнения "разноуровневых" избирательных прав, поскольку свобода выбора избирателя лишь отчасти соотнесена с природой той власти, в выборах которой он участвует. Именно из специфики природы публичного властвования на уровне местного самоуправления защита прав и интересов жителей конкретной территории исходил Конституционный Суд, признавая возможность статусного ограничения соответствующих избирательных прав для военнослужащих, проходящих службу не по контракту на территории муниципального образования, но членами муниципального сообщества не являющихся см. Определения от 22. В ряде случаев в определенном контексте КС РФ говорит о закреплении в ст. Активное избирательное право может быть охарактеризовано - с точки зрения конституционного содержания - прежде всего как всеобщее равное и прямое при тайной форме его реализации. Это вытекает из нормативного единства комментируемого положения с получающими закрепление в Конституции принципами избирательного права, в частности, применительно к выборам Президента РФ ч. Так, равенство определяет тождество, одинаковость меры возможного влияния каждого гражданина на формирование властных органов: один равноценный голос либо равное с другими избирателями число голосов. Обеспечивая действительное и справедливое в конституционном смысле народное представительство, такое равенство в свою очередь должно быть гарантированным, и любые отступления от этого принципа неконституционны. На это, в частности, указал Конституционный Суд при рассмотрении избирательного закона одного из субъектов Федерации, который допускал наделение избирателей неравным числом голосов в различных - одно- и многомандатных - округах, возможность необоснованного и произвольного решения соответствующих вопросов, а также не обеспечивал надлежащих условий реализации конституционного требования судебной защиты избирательных прав граждан см. Постановление КС РФ от 23. Конституционный Суд РФ конкретизировал некоторые из соответствующих правовых, организационных, информационных средств и способов гарантирования избирательного равенства: включение избирателя не более чем в один список избирателей, образование равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдение установленных норм представительства, предоставление равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов. В то же время нарушениями принципа конституционного равенства избирателей были признаны усложнение процедуры выдвижения кандидатов в депутаты в республике по сравнению с федеральными требованиями см. Постановление от 21. Постановление от 10. Прямой характер активного избирательного права означает принципиальное условие непосредственного и личного голосования каждого гражданина без каких-либо институциональных или договорных изъятий. Особые условия - с точки зрения реализации активного избирательные права - возникают у избирателей, когда в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, проводится голосование по почте, электронное голосование, досрочное голосование, голосование вне помещения для голосования. Важной конституционной гарантией недопустимости какого-либо контроля за актом волеизъявления гражданина или принуждения его к разглашению выраженного мнения в процессе выборов является в этом плане принцип тайного голосования, который одновременно как бы обеспечивает также "приращение" нормативного содержания активного избирательного права. Сущностная характеристика активного избирательного права заключена в свободе лица гражданина назвать того, кому из круга баллотирующихся лиц он доверяет представлять его в определенном публично-властном органе. Государством, как сказано в преамбуле Закона об основных гарантиях, гарантируется обеспечивается и защищается такое волеизъявление на демократических, свободных и периодических выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать их волеизъявлению. Вместе с тем принцип свободного волеизъявления предполагает предоставление надлежащих гарантий правопользования на основе баланса публичных и частных интересов в соответствии с предписаниями Конституции ст. Активным избирательным правом, согласно положению п. Закона об основных гарантиях, можно пользоваться с достижением возраста 18 лет. Основные гарантии такого права установлены данным Законом, дополнительные - могут устанавливаться федеральными законами, законами субъектов Федерации. К числу основных гарантий относится, в частности, то, что выборы организуют и проводят специальные избирательные комиссии, вмешательство в деятельность которых со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается п. Наряду с этим, в соответствии с п. Одновременно указывается, что активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. При этом соответствующие нормативные конструкции Закона соотнесены с правовыми позициями Конституционного Суда РФ Постановление от 24. Сам по себе факт отсутствия гражданина на момент составления списков избирателей по месту постоянного или преимущественного проживания не может служить основанием для отказа ему во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке.
Здесь можно говорить, что официально признанные государством традиционные для народов России религиозные объединения не обязательно христианские получат благодаря этой фразе дополнительные преференции на миссионерскую деятельность, а ущемление или умаление их роли в жизни государства может быть расценено как покушение на историческую память, что обновленной Конституцией недопустимо. Кроме этого государством каждому человеку гарантируется право не быть религиозным и не верить в Бога вообще. Что касается правки, утверждающей главенство Конституции РФ над международными договорами, то строчка эта неоднозначная и, откровенно говоря, при необходимости может быть истолкована настолько широко, насколько это позволяет не исполнять решения межгосударственных органов. Полагаю, что в первую очередь идет речь об исполнении решений международных судов, обязательных для России. Например, решений Европейского суда по правам человека или международного арбитража в Гааге. Это же правило применимо к решениям совета ООН. Эта же поправка может свести на нет исполнение Россией возможных решений по искам по ущербу, причиненному СССР, правопреемницей которого себя объявила Россия. На мой взгляд, эта норма больше направлена на защиту от конкретных решений, которые могут ущемлять интересы государства или отдельных должностных лиц во власти, она не подлежит повсеместному применению. Поскольку на данный момент общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России неотделимы обязательны для исполнения и соблюдения Россией. Если международные договоры устанавливают правила, отличные от российских законов, то приоритет дается правилам международного договора, которые ратифицированы Россией. Говорить о нарушениях каких-то прав, кроме описанных выше, пока сложно, поскольку все будет зависеть от практического применения этой статьи. О законности такой процедуры 16 марта 2020 г. Изменение, позволяющее «обнулять сроки» действующего президента, является переходным, и в сущности своей не противоречит Конституции, так как соответствует требованиям демократичности и несменяемости власти, считает суд. По его мнению, решение о предельном числе сроков полномочий Владимира Путина всегда является, по существу, вопросом выбора баланса между различными конституционными ценностями. В случае, если «конкретные исторические факторы такие, как степень угроз для государства и общества, состояние политической и экономической систем», или, проще говоря, вызовы времени требуют нахождения у власти одного и того же человека более двух раз подряд, то такое возможно.
И сторонники, и противники президента идут голосовать за него или против. Содержательная часть пакета поправок осталась позади», — полагает политолог Константин Лукин. Дмитрий Лямзин, ИД "Алтапресс" Собеседник подчеркивает, что ситуация вокруг принятия поправок к Основному закону больше приобрела эмоциональный, нежели рациональный оттенок. Впрочем, как уверен эксперт, в той или иной степени это свойственно почти любой избирательной кампании. Что же касается прогнозов итогов голосования по поправкам, то Константин Лукин уверен: свое «за» скажет больше людей, чем «против». Константин Лукин, политолог: Вся социология говорит о том, что за поправки голосов будет точно больше, чем против. Дмитрий Лямзин, ИД "Алтапресс" Также собеседник высказался по поводу прогнозируемого поведения электоральных групп. По его мнению, в большинстве своем протестный электорат останется дома, а вот лояльный дойдет до избирательных участков. Кроме того, политолог полагает, что города Алтайского края будут голосовать протестнее, чем села. Причем, важным фактором станет текущая ситуация в том или ином населенном пункте. Среди алтайских городов, говорит Константин Лукин, наиболее протестными могут оказаться Рубцовск и Камень-на-Оби. Далеко идущие последствия Политолог Сергей Асеев также уверен, что большинство российских избирателей поддержат поправки к Конституции.
Как проголосовать с 25 по 30 июня за поправки в Конституцию ?
Проголосовать за поправки в Конституцию РФ россияне смогут в оплачиваемый выходной день | Гражданин Российской Федерации свободно и добровольно участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
На избирательном участке или дома: что надо знать о голосовании по поправкам к Конституции РФ | Голосование на выборах Президента Российской Федерации проводилось с 15 по 17 марта, а сроки подачи заявлений об участии в ДЭГ — с 00:01 29 января до 23:59 11 марта. |
Конституционно-правовая и административная ответственность за нарушение избирательных прав | На голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ вы имеете возможность заявить о ней действием. |