Сегодня на площадке перед Музеем Эрьзи открылся Фестиваль Дарения «Мы вместе».
Музей Эрьзи вошел в число призеров Международного финала премии Russian Event Awards
Музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи стал ведущей площадкой «Диктанта Победы» | Наравне с произведениями именитых творцов в стенах музея Эрьзи представлены работы авторов — только начинающих свой путь. |
Музей Эрьзи представили в Узбекистане | Дом-музей Степана Эрьзи открыт в 1976 году, к 100-летию со дня рождения скульптора как и основное здание музея в Саранске. |
Русский музей и Музей имени С. Д. Эрьзи обменяются выставками | 10 апреля в 16.00 в музее им. Эрьзи (ул. Коммунистическая, 61) откроется персональная выставка Людмилы Нарбековой. |
Музей Эрьзи в Саранске: описание, режим работы, адрес
Напомню, что наш музей был образован в 1960 году после того, как Русский музей передал в Саранск самую большую в мире коллекцию работ великого мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова. Главная» Новости» Музей эрьзи саранск афиша. ЛекториУМ в Музее Эрьзи: Не в бровь, а в глаз: Фрида Кало (16+). Музей им. С.Д. Эрьзи возобновил семейную интерактивную программу «Путешествуем с Эрьзей» и приглашает детей и их родителей познакомиться с уникальными работами мордовского скульптора из собрания Русского музея.
ГБУК «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи»
- Глава Мордовии: "Музей Эрьзи – жемчужина мировой культуры"
- История музея Эрьзи в Саранске
- В Музее им. С.Д. Эрьзи откроется выставка работ российских и китайских художников
- Содержание
В Музее им. Эрьзи откроется юбилейная выставка Людмилы Нарбековой
Музей Эрьзи. Саранск | Пикабу | событие эпохальное. |
Музей Эрьзи представили в Узбекистане | Ежегодные премии имени Степана Эрьзи утверждены Указом Главы Республики Мордовии от 10 ноября 2014 года № 277-УГ. |
В Музее им. Эрьзи откроется юбилейная выставка Людмилы Нарбековой | Смотрите видео онлайн «Авторский арт-стендап в Музее Эрьзи» на канале «Народное телевидение Мордовии» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 8 апреля 2022 года в 23:07, длительностью 00:02:04, на видеохостинге RUTUBE. |
Музей Эрьзи в Саранске | Дегустаторы путешествий | Дзен | В Саранске прошел праздничный концерт, посвященный 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. |
Выставка «В памятниках — наша история» | If you have Telegram, you can view and join Музей Эрьзи right away. |
Выставка работ Архипа Куинджи из коллекции Русского музея открылась в Саранске
Баево Чем интересен: в экспозиции есть личные вещи скульптора Вариант для тех, у кого интерес к скульптору не ограничивается знакомством с его работами. Справедливости ради отметим, что одноэтажная пятистенная изба, которую сейчас называют домом скульптора, на самом деле построена в 1976 году приблизительно на том месте, где жила семья скульптора. Но такая условность не будет иметь особого значения для тех, кто хочет узнать побольше о том, как жила эрзянская деревня в начале прошлого века, как прошло детство творца и как он работал. В отдельных витринах представлены личные вещи С. Эрьзи, образцы материалов для скульптур, книги о биографии и творчестве мастера.
В дополнение к экспозиции — работы его учеников Е. Мроз, А. Сакс и М. Кажется, что его могила находится где-то за пределами городской черты, например, в родном Баево или в другом регионе.
Саранск приходит на ум в последнюю очередь. Действительно, Эрьзя умер в Москве 23 ноября 1959 года, там же состоялась гражданская панихида в зале собраний Московского отделения Союза художников. Но потом было принято решение похоронить художника на исторической родине. И вопреки законам логики, но, видимо, в угоду соображениям удобства и статусности, выбрали город Саранск.
Через несколько лет на могиле Эрьзи появилось надгробие, которое создал Сергей Тимофеевич Коненков, мастер деревянной скульптуры, которые лично знал художника. Несмотря на то, что опыта работы с кладбищенскими памятниками у него не было, он взялся на заказ. И благодаря этому, сейчас место захоронения Степана Эрьзи выглядит именно так. Бульвар имени Степана Эрьзи Адрес: восточная сторона Химмаша Чем интересен: исключительно именем Удивительно, но факт.
Музей изобразительных искусств в Саранске носит имя скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи — уроженца Мордовии и одного из известнейших творцов XX века. За фирменную технику изваяний его при жизни называли «русским Роденом», приглашали в крупнейшие университеты Европы для обучения студентов. Сегодня наследие мастера занесено во всемирные каталоги в одном ряду с произведениями эпохи Возрождения. Как и положено, ей присвоили мемориальное имя, только вот не скульптора, а художника — Федота Сычкова, ещё одного талантливого творца мордовской земли. Располагалась она не там, где сейчас, а на Советской улице, занимая небольшое здание. Такой расклад не мог длиться долго, и к столетию со дня рождения Эрьзи городу подготовили нечто грандиозное. Строительство первого корпуса завершилось в 1976-м, и практически сразу в экспозиционные залы стали завозить переданные Русским музеем скульптуры великого мастера. Параллельно с этим формировалась другая коллекция — мордовского декоративно-прикладного искусства.
Ради неё организовывались целые экспедиции по крохотным сёлам и деревням республики, благодаря этому среди витрин никогда не было «новодела» — только аутентичные старинные вещи, одежда и утварь, переданная в хранение. Другой корпус вырос рядом уже к 1985-му году, что помогло расширить и без того небедную художественную экспозицию. Для удобства посетителей здания соединили переходом в районе второго этажа — он всегда был открытым, и сверху прекрасно просматривались залы. Окончательное присвоение имени Эрьзи задокументировано уже в постсоветскую эпоху, в 1995-м, перед подготовкой к празднованию 120-летия. Событие отмечали буквально всем миром, с иностранными гостями. Глобальная реконструкция конца «нулевых» окончательно изменила облик музейного комплекса. Он стал внешне походить на петербургские дома старой школы, но внутри гостям предстал совершенно иное заведение. Умные электронные табло со всей информацией об экспонатах, доступность для людей на инвалидных колясках, динамическое освещение.
С недавнего времени на базе музея проводятся масштабные выставки в рамках государственного проекта «Культура России».
Основная фишка его работ, как мне показалось, — наброски. Он не выписывает фигуры целиком, а только намекает на них, предоставляя зрителю возможность самостоятельно додумать композицию, включив воображение. Не сказать, что я была безумно поражена Эрьзи, однако ознакомиться с его творчеством было крайне интересно. Эрьзя в Аргентине создавал скульптуры из деревьев кебрачо и альгарробо. Вот образец дерева кебрачо. Еще до того, как мы кебрачо увидели, сделали предположение, что Эрьзя, вероятно, видел в том или ином дереве какой-то образ, брал конкретный кусок и "допиливал" его под то, что увидел.
То есть первична была не идея и ее последующая реализация через материал, а первичен был образ, который сам проступал через конкретный образец материала. Отсюда, наверное, и некоторая незаконченность скульптур, этакие наброски, черновики, намеки на цельную скульптуру. Как будто скульптор увидел в материале образ и теперь хочет показать его остальным, но не готовый вариант, не готовое решение, а чтобы зритель тоже подключил воображение и побыл немного скульптором — а как бы он доработал этот черновик дальше, что бы увидел, что привнес? Одна из самых запоминающихся работ Эрьзи, которая действительно заставила впасть в восторг, — Моисей. Еще парочка любопытных работ. Называется "Ужас", хотя пробегавшая мимо экскурсовод с экскурсионной группой сказала, что не "Ужас", а "Безумие". Название меняет и смысл скульптуры.
Скульптура "Каприз леса". А прикасался ли сюда инструмент скульптора? В какой момент заканчивается творение человека и начинается творение природы? Следующая выставка была посвящена творчеству Федота Сычкова 1870-1958 , который "стоял у истоков мордовского изобразительного искусства; тема жизни и быта русской деревни — лейтмотив творчества мастера" с с информационного плаката музея. Впервые здесь увидела любопытную штуку. Вот непосредственно картина. А вот — ее тактильная модель.
Картина "Трудный переход", но мне почему-то подумалось об участниках ММБ Московский Марш-Бросок, соревнования по спортивному ориентированию начала 20 века. У меня флешбеки финишировавшего участника ММБ. А если серьезно, то действительно очень много сюжетных картин бытовых деревенских сцен. В следующем зале была представлена русская живопись 18 — начала 20 веков, тоже довольно большая выставка. Меня особенно зацепила из всего множества пара картин.
В «Эрьзя-Центре» отметили Международный день скульптуры 25 апреля 2024 В преддверии Международного дня скульптуры Международный фонд искусств имени С. Эрьзи устроил настоящий праздник. Гости смогли познакомиться с жизнью и творчеством мордовского мастера Степана Эрьзи, а также принять участие в мастер-классе по шоколадной скульптуре. Экспозицию назвали «Братья Карамазофф навсегда». Вернисаж собрал больше семи десятков гостей. Среди посетителей оказались художники, галеристы и почитатели творчества арт-группы «КарамазоFF». Один из авторов экспозиции Дмитрий Плоткин провел… В Москве состоялась апробация новых туристических маршрутов по местам скульптора Эрьзи 8 апреля 2024 Международный фонд искусств имени С. Эрьзи провел тестовую экскурсию по местам жизни и творчества скульптора Эрьзи. Первыми слушателями стали представители профессионального сообщества. Тестовая экскурсия собрала порядка 30-ти гидов и представителей туристических компаний. Апробацию нового маршрута провела аккредитованный гид Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и… Продление срока приема заявок студенческого конкурса «Концепция фасада здания по ул.
В Мордовии открылась выставка художников Донбасса
Январская афиша мероприятий в музее имени С.Д. Эрьзи | Сегодня эстафету онлайн-проекта Русского музея «Арт-наблюдатель» принимает Культурно-выставочный центр в Саранске и предлагает фрагмент произведения из собрания Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи . |
В Саранске начала работу выставка, приуроченная к 145-летию скульптора Степана Эрьзи | Музей Эрьзи в Саранске официально ведет свою историю с 1958 года. |
Info RM: В Мордовии открылась выставка художников Донбасса | В Саранске прошел праздничный концерт, посвященный 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. |
Музей изобразительных искусств им. Эрьзи | Кроме работ Сергея Эрьзи в Саранском музее изобразительных искусств можно посмотреть картины русских художников 19 и 20 веков. |
Доступное искусство Мордовии: в гостях у музея имени С. Д. Эрьзи
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи — музей в городе Саранске, научно-исследовательское, научно-просветительское учреждение Поволжья. Правда, в саранском Музее Эрьзи, как узнали «Известия Мордовии», праздничные события начнутся ещё днём. яркие танцевальные номера от воспитанников Центра детского творчества 2 г.о. Саранск. Дом-музей Степана Эрьзи открыт в 1976 году, к 100-летию со дня рождения скульптора как и основное здание музея в Саранске.
Музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи стал ведущей площадкой «Диктанта Победы»
Выставка «В памятниках — наша история» с 23 апреля по 30 апреля 2024, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи в Саранске — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. часть совместного выставочного проекта «Во имя жизни», посвященного празднику Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и представляющего работы из собрания Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Для любого туриста, приезжающего в Саранск, обязательным пунктом посещения является Мордовский республиканский музей изобразительных искусств, носящий имя великого скульптора Степана Эрьзи и обладающий самой крупной коллекцией его работ. Музей Эрьзи в Саранске официально ведет свою историю с 1958 года.
Выставка работ Архипа Куинджи из коллекции Русского музея открылась в Саранске
У скульптора очень интересная биография и если перед посещением музея немного познакомиться с ней, то по музею гораздо интереснее ходить. Обе эти монографические коллекции, по сути, были сформированы самими авторами. Кроме того, музей хранит работы уроженца Саранска Академика портретной живописи Ивана Кузьмича Макарова. Также в музее представлены коллекции современного искусства Мордовии, и декоративно-прикладное и народное искусство. Коммунистическая, 61.
Также данное учреждение может гордиться уникальными шедеврами великих художников — Серова, Шишкина, Репина, богатыми коллекциями русского искусства, которые представлены графикой, живописью, иконами XVIII века. Не менее интересно посетителям изучать собрание национальных оригинальных украшений и костюмов. Строение музея Основное строение музея состоит из двух корпусов, связанных между собой удобным переходом. Проект нового здания разрабатывался коллективом местных архитекторов. В главном строении размещаются постоянные экспозиции, посвященные творчеству Эрьзи и Сычкова. Функционирует также и старое здание галереи, которое ныне представляет собой выставочный зал.
Помимо этого, музей Эрьзи в Саранске, фото которого смотрите в статье, имеет кабинеты для научных сотрудников, фондохранилище, лекционный зал. Ведется большая научно-исследовательская работа, итогом которой является выпуск новых альбомов, монографий, сборников статей. Сбор экспонатов Формирование коллекций в музее происходило долгие годы. Для этого организовывались специальные научные экспедиции не только по селам Мордовии, но и далеко за пределами республики. В них наравне с научными деятелями участвовали и специалисты музея.
Это поистине уникальное предложение!
Нам просто сказали - работы Сычкова настолько искренние, радостные и добрые - этого сейчас не хватает, как воздуха. Людям нужен заряд оптимизма, настоящей народности - это Сычков! Эрьзи Людмилу Нарбекову. Она уточнила, что предложение поступило от руководства Русского музея в ходе стратегической сессии "Музейные маршруты России-2022".
В настоящее время в музейной коллекции более 15000 единиц хранения. Русское искусство, современное отечественное, декоративно-прикладное, искусство художников Мордовии — лучшие произведения находятся в постоянной экспозиции, которую ежегодно посещают более 60 000 человек. Сотрудники музея за год проводят полторы тысячи экскурсий, читают более двухсот лекций.
Однако самая яркая и заметная часть музейной работы — выставочная. За последние годы она стала настолько насыщенной, что является определяющей в культурном пространстве республики. Этому способствуют специально оборудованные площади, нестандартная методика и концептуальный подход в экспозиционном решении, разнообразие форм подачи и спектра проводимых мероприятий во время работы выставок. Экспонентами последних лет были представители классической традиции Илья Глазунов, Валентин Сидоров, Зураб Церетели, Сергей Андрияка, Дмитрий Белюкин, Иван Черапкин, участники межрегиональных и всероссийских выставок, авангардисты, этнофутуристы, итальянские, финские, китайские художники, представители арт-бомонда Никас Сафронов, Екатерина Рождественская и многие другие. Традиционны многочисленные выставки мордовских художников. МРМИИ им.
В Саранске начала работу выставка, приуроченная к 145-летию скульптора Степана Эрьзи
That time, two buildings were integrated into one building by a passage on the second floor. In fact, both monographic collections were formed by their authors themselves by the middle of the last century. In addition, the museum keeps the works of another person from Saransk. It is a 19th century Russian artist and an academician of portraiture, Ivan Kuzmich Makarov. His works were donated to the museum by the grandson of the artist.
In total, the museum currently contains more than 16 thousand units, representing Russian art of the 18-19 centuries, modern national and decorative art of Mordovian artists. The best works are in a permanent exhibition, which is visited by more than 60 thousand people every year. In recent years it has become so saturated that it is defining in the cultural space of the republic. It is facilitated by specially equipped areas, unusual methods and conceptual approach in the exposure solution, a variety of forms and a range of events held during the exhibitions.
Just in last few years, the Erzia Museum has exhibited works by many participants of interregional and all-Russia exhibitions, avant-garde, ethnic futurist, Italian, Finnish and Chinese artist, such well-known representatives of the Russian art-beau monde as Nikas Safronov and Ekaterina Rozhdestvenskaya. The numerous exhibitions of Mordovian artists are also traditional here. They always arouse the constant interest of tourists. The projects held within the framework of the celebration of the 1000th anniversary of the unity of the Mordovian nation with Russian people, which was widely celebrated in 2012, had a huge public and cultural resonance.
The staff of the gallery carries out a great scientific, explorative and educational work. For a year, they take 1500 guided tours and give more than two hundred lectures. The team constantly expands creative inter museum ties. Colleagues from Russia, Italy and Argentina take part in seminars, round tables and scientific conferences held by the Erzia Museum.
Booklets, tour guides, monographs about Mordovian artists, albums, catalogs of exhibitions and basic collections are published. In 2014, a two-year major reconstruction of the museum was completed, and it finally appeared to its visitors in a completely new look. Multilingual auto-guides are used for excursions today. There is a free Wi-Fi network and a QR-code system in operation.
There are also information systems based on the sensor stands. Guests will be able to take virtual tours around all the exhibition halls, look through the electronic catalog of paintings from the museum collection, get acquainted with the works of Mordovian artists and get information about the artists themselves by means of such a system. Sound caps with directional sound at the exhibition of decorative art will help to obtain local information. The wide use of new information technology and multimedia equipment increases the interactivity of tours, helps to convey information to the visitors fully and creatively, gives more vivid impressions and significantly stimulates the interest of the young audience.
But the most important thing is that it takes the museum to a new technological level, makes it modern, comfortable and attractive even for the most demanding visitor. Initially, the exposition was located in a small local school, then it moved to a small house, covered with straw and resembling the cottage of the Nefyodovs. The present building is a typical Mordovian one-storied wooden house with a hipped roof, consisting of a living room and a canopy. This ancient Russian village on the banks of the Moksha river became a place of birth, life and creativity of the outstanding painter.
The unique artist was born in an ordinary family of peasants in 1870. The general was the person who paid attention to a talented self-taught artist. In the summertime, he always visited his native village and after graduation he finally returned to his homeland. It was in Kochelaevo, where many of his remarkable paintings were created.
The characters of my paintings are mainly the residents of the village Kochelaevo of the Republic of Mordovia. I like to portray ordinary people not only while working, but also to show their cheerfulness, fun and games. Before finally moving to Saransk in 1956, Fedot and his wife Lydia lived in Kochelaevo, in a small one-room house with a workshop, where the ceiling light was designed by the artist himself. The House-Museum of Sychkov was opened in 1970, on the 100th anniversary of the birth of the outstanding painter.
In front of the house, there are still peonies, dahlias and lush asters that were loved to be painted by Sychkov as during his life. The exhibition of the museum presents the real belongings of the artist, who was modest and unassuming at home.
Сакс и М. Кажется, что его могила находится где-то за пределами городской черты, например, в родном Баево или в другом регионе. Саранск приходит на ум в последнюю очередь. Действительно, Эрьзя умер в Москве 23 ноября 1959 года, там же состоялась гражданская панихида в зале собраний Московского отделения Союза художников. Но потом было принято решение похоронить художника на исторической родине. И вопреки законам логики, но, видимо, в угоду соображениям удобства и статусности, выбрали город Саранск.
Через несколько лет на могиле Эрьзи появилось надгробие, которое создал Сергей Тимофеевич Коненков, мастер деревянной скульптуры, которые лично знал художника. Несмотря на то, что опыта работы с кладбищенскими памятниками у него не было, он взялся на заказ. И благодаря этому, сейчас место захоронения Степана Эрьзи выглядит именно так. Бульвар имени Степана Эрьзи Адрес: восточная сторона Химмаша Чем интересен: исключительно именем Удивительно, но факт. Никогда ни сам скульптор, ни его ближайшие родственники не жили в районе Химмаша. На этой улице нет ничего напоминающего об Эрьзе, кроме вывесок на домах и автобусных остановках. Это название появилось в результате решения исполкома Саранского горсовета от 9 сентября 1974 года. Парковый бульвар, расположенный в восточной стороне Химмаша, между ул.
Бибиной и А. Косарева, стал бульваром имени С. В конце 70-х эта улица была хорошо благоустроена, сейчас же известна тем, что кто-то пару лет назад разбил стекло на местной автобусной остановке.
Кроме того, музей хранит работы уроженца Саранска, русского художника 19-го века, Академика портретной живописи Ивана Кузьмича Макарова, подаренные музею внуком художника. Ядром всего собрания музея выступает более двухсот работ великого Эрьзи. А всего в настоящее время в музее находится более 16 тысяч единиц хранения, представляющих русское изобразительное искусство 18-19 веков, современное отечественное, декоративно-прикладное, искусство художников Мордовии.
Лучшие произведения находятся в постоянной экспозиции, которую ежегодно посещают более 60 тысяч человек. Самая яркая и заметная часть музейной работы — выставочная. За последние годы она стала настолько насыщенной, что является определяющей в культурном пространстве республики. Этому способствуют специально оборудованные площади, нестандартная методика и концептуальный подход в экспозиционном решении, разнообразие форм подачи и спектра проводимых мероприятий во время работы выставок. Громкими событиями здесь становились экспозиции работ таких всемирно известных деятелей культуры и искусства как: Илья Глазунов, Зураб Церетели, Валентин Сидоров, Сергей Андрияка, Дмитрий Белюкин, Иван Черапкин и многих других. Только за несколько последних лет в стенах музей Эрьзи выставлялись работы многих участников межрегиональных и всероссийских выставок, авангардистов, этнофутуристов, итальянских, финских, китайских художников, таких известнейших представителей отечественного арт-бомонда как Никас Сафронов и Екатерина Рождественская.
Традиционны многочисленные выставки мордовских художников. Во всероссийский туристический проект «Малое Золотое кольцо России» входят проводимые в музее праздничные мероприятия из цикла «Календарные обряды и мы» и «Мордовское гостеприимство». Они всегда вызывают постоянный интерес гостей Мордовии. Огромный общественный и культурный резонанс имели проекты, проходившие в рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, которое широко отмечалось в 2012 году. Сотрудники галереи ведут большую научную, исследовательскую и просветительскую работу, за год проводят полторы тысячи экскурсий, читают более двухсот лекций. Коллектив постоянно расширяет творческие межмузейные связи.
Коллеги-музейщики из России, Италии, Аргентины принимают участие в семинарах, круглых столах, научно-практических конференциях, проводимых музеем Эрьзи. Регулярно издаются сборники научных статей, альманах «Наш музей», журнал «ART-M», печатаются буклеты, путеводители, монографии о художниках Мордовии, альбомы, каталоги выставок и базовой коллекции. Вышел в свет уникальный альбом «Степан Эрьзя», в котором используются элементы 3D-визуализации скульптур. В 2014-м году была завершена двухлетняя капитальная реконструкция музея, и он предстал перед своими посетителями в совершенно новом облике. Для проведения экскурсий сейчас используются многоязычные аудио-гиды. Развернута бесплатная беспроводная сеть Wi-Fi, действует система QR-кодов.
Работают информационные системы, созданные на базе сенсорных киосков. С их помощью гости смогут совершать виртуальные экскурсии по всем выставочным залам, просмотреть электронный каталог картин из коллекции музея, познакомиться с работами художников Мордовии и получить информацию о самих творцах. Звуковые колпаки с направленным звуком на экспозиции декоративно-прикладного искусства помогут получить локальную информацию. Начал работу виртуальный филиал Русского музея и Ресурсный центр, что явилось новой ступенью в современной образовательной деятельности музея. Широкое применение новых информационных технологий и мультимедийного оборудования повышает интерактивность экскурсий, помогает полно и творчески донести информацию до посетителей, дает больше ярких впечатлений, существенно стимулирует интерес молодежной аудитории, а главное — выводит музей на новый технологический уровень, делает его современным, комфортным, привлекательным даже для самого требовательного зрителя. Как видите, музей не стоит на месте, он постоянно развивается, причем как технологически, так и прирастая новыми локациями.
В настоящее время Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи помимо основных зданий имеет три филиала: Дом-музей Степана Эрьзи в селе Баево Ардатовского района, Дом-музей Федота Сычкова в селе Кочелаево Ковылкинского района и Музей мордовской народной культуры в Саранске. Первоначально экспозиция здесь размещалась в маленьком уголке местной школы, затем она заняла небольшой домик, крытый соломой и напоминавший избу Нефедовых. К сожалению, настоящий дом Эрьзи не дошел до наших дней. Нынешнее здание представляет собой типичную для мордовских сёл одноэтажную деревянную избу с четырёхскатной крышей, состоящую из жилого помещения и сеней. Дом построен недалеко от места, где прежде находилась изба Нефёдовых. В экспозиции дома-музея документы и фотографии, посвящённые различным периодам жизни Эрьзи, репродукции некоторых из его произведений, личные вещи скульптора, работы его учеников.
У входа в музей установлен памятник Эрьзе работы московского скульптора Алдоны Ненашевой. Это старинное русское село на берегу реки Мокша стало местом рождения, жизни и творчества выдающегося живописца. Уникальный самородок родился в простой крестьянской семье в 1870 году. Когда ему было 22, уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала Арапова, обратившего внимание на талантливого художника-самоучку. В летнее время, учась в Рисовальной школе, а затем и в Высшем художественном училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств, Федот Васильевич всегда приезжал в родное село и после окончания учебы окончательно вернулся на родину. Именно в Кочелаеве были написаны многие из его замечательных полотен.
На всех его полотнах зрителей поражало виртуозное превращение краски в свет - будь то магический блеск луны, огненные закаты, предрассветный муар, томление солнечного летнего дня или свечение величественных горных вершин... Навигатор 40 произведений выдающегося мастера можно увидеть в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. Эрьзи в Саранске до 4 февраля 2024 года.
Кроме того, в скором будущем жителей Саранска ждут новые подарки из культурной столицы. В 2024 году пройдут Дни Русского музея в Мордовии. Ожидается большой музейный десант.
Между тем В фойе Музея Эрьзи по 7 января 2024 года будет работать проект "Куинджи - художник света", представляющий 15 изданий, рассказывающих об основных этапах жизни и творчества легендарного мастера пейзажа, о сложной судьбе художника, о его великолепных картинах и неподражаемой технике живописи.
Популярное
- Глава Мордовии: "Музей Эрьзи – жемчужина мировой культуры"
- Музей изобразительных искусств им. Эрьзи
- Новости по теме
- Глава Мордовии: "Музей Эрьзи – жемчужина мировой культуры"
- СКУЛЬПТУРНЫЙ СИМПОЗИУМ «ДERZАЙ»
Учреждение
- Музей Эрьзи вошел в число призеров Международного финала премии Russian Event Awards
- Музей Эрьзи (Саранск) - коллекционные экспонаты, выставки, экскурсии
- Музей Эрьзи. Саранск | Пикабу
- Доступное искусство Мордовии: в гостях у музея имени С. Д. Эрьзи
- Обзорная экскурсия по экспозиции знаменитого музея Степана Эрзи
- Учреждение
«Возвращение гения». Степан Эрьзя, которого любит мир
Это Степан Эрьзя, скульптор с мировым именем, непростой судьбой и долгой жизнью. Даже тем, кто не очень любит музеи, всё-таки советуем заглянуть в мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи. Здание нынешнего музея было построено в 1976 году специально для размещения большой коллекции работ скульптора, когда отмечалось 100 лет со дня рождения Степана Дмитриевича Нефедова. Эрьзя — это его творческий псевдоним: таким образом скульптор решил увековечить свой народ. Эрзя — этническая группа мордовского народа. Перед зданием музея — памятник Эрьзе работы братьев Николая и Григория Филатовых. Они тоже, как их великий земляк, из народа эрзя. Памятник поставили в 1996 году, к 120-летию мастера. В сквере у музея — несколько композиций разных авторов. Наибольшей популярностью пользуется «Лисий мостик» — скульптурная композиция с главным символом Мордовии — пушистой лесной хитрой красавицей. Как у её многочисленных собратьев — малых скульптурных форм — у лисы принято натирать нос и хвост и загадывать желания.
Скульпторов в нашей стране немало, но не каждому строят музей, чтобы разместить его работы.
Помимо скульптур в экспозиции Эрьзя-центра представлены архивные и библиографические материалы, статьи из старых журналов и фотографии, посвященные скульптору. А еще машинка, которой он работал, ее фонду подарил последователь Эрьзи — скульптор Михаил Ильяев. Здесь же можно увидеть 500-килограммовый ствол кебрачо и различные женские портреты из него: от нимфы Калипсо до девушки в кокошнике. После ближайших экспедиций в Грузию, Францию и Южную Америку коллекция пополнится новыми экспонатами.
По аналогии с другими скульптурами президент фонда Михаил Журавлев назвал ее «Девочка из Филадельфии» — именно оттуда ее привезли несколько дней назад. Вскоре Толокин отреставрирует работу. Также в «Эрьзя-центре» откроют постоянную выставку «Один шедевр Степана Эрьзи»: на ней по очереди будут демонстрировать оригиналы из различных собраний. Автозаводская, 1. Раньше в нем заседали силовые государственные структуры.
Здание отреставрировали, сохранив его исторический облик. Основная экспозиция разместилась на втором этаже — в светлом пространстве с акцентными кирпичными колоннами и мраморной плиткой на полу. Третий этаж еще не до конца обустроили, но и бетонные стены в стиле лофт смотрятся вполне приемлемо. Ремонт планируют завершить до Нового года, до этого в центр можно попасть бесплатно по предварительной записи. Потом билет будет стоить 200 рублей, для льготников — 100.
То есть первична была не идея и ее последующая реализация через материал, а первичен был образ, который сам проступал через конкретный образец материала. Отсюда, наверное, и некоторая незаконченность скульптур, этакие наброски, черновики, намеки на цельную скульптуру. Как будто скульптор увидел в материале образ и теперь хочет показать его остальным, но не готовый вариант, не готовое решение, а чтобы зритель тоже подключил воображение и побыл немного скульптором — а как бы он доработал этот черновик дальше, что бы увидел, что привнес? Одна из самых запоминающихся работ Эрьзи, которая действительно заставила впасть в восторг, — Моисей.
Еще парочка любопытных работ. Называется "Ужас", хотя пробегавшая мимо экскурсовод с экскурсионной группой сказала, что не "Ужас", а "Безумие". Название меняет и смысл скульптуры. Скульптура "Каприз леса".
А прикасался ли сюда инструмент скульптора? В какой момент заканчивается творение человека и начинается творение природы? Следующая выставка была посвящена творчеству Федота Сычкова 1870-1958 , который "стоял у истоков мордовского изобразительного искусства; тема жизни и быта русской деревни — лейтмотив творчества мастера" с с информационного плаката музея. Впервые здесь увидела любопытную штуку.
Вот непосредственно картина. А вот — ее тактильная модель. Картина "Трудный переход", но мне почему-то подумалось об участниках ММБ Московский Марш-Бросок, соревнования по спортивному ориентированию начала 20 века. У меня флешбеки финишировавшего участника ММБ.
А если серьезно, то действительно очень много сюжетных картин бытовых деревенских сцен. В следующем зале была представлена русская живопись 18 — начала 20 веков, тоже довольно большая выставка. Меня особенно зацепила из всего множества пара картин. Ну, понимаю, что фотографировать картины на телефон, а потом их показывать — это странное решение, но уж больно хочется показать.
Очень круто нарисовано, потому что если не искать специально линию соприкосновения моря и гор, то картинка становится двойной: валы-нагромождения на заднем плане — это уже горы или еще огромные волны? Касаткин Н. Святая София", 1910 год. Понятно, что вживую картина смотрится действительно великолепно.
Здесь художник очень круто выбрал ракурс, чтобы верно показать многоуровневость здания внутри.
По приезду в Москву Эрьзя получил мастерскую в элитном районе Сокол, где он проводил регулярные выставки вплоть до своей кончины в 1959-м. Даже в преклонном возрасте он добровольно отправлялся на рискованные экспедиции в джунгли, чтобы познакомиться с бытом и обычаями коренных южноамериканских племён, отказавшихся от благ цивилизации. Им было создано несколько десятков зарисовок, где иллюстрировалась жизнь народа гуарани, наиболее пострадавшего от конкистадоров. Испаноязычное прозвище Эрьзи — «hombre de la vaca» — Пастух. Аргентинские журналисты создали целую вымышленную биографию скульптора, вдохновившись его любимыми мотивами — образами крестьянских девушек.
Для страны, создававшейся на средиземноморской колониальной культуре, такое «русское вторжение» оказалось настоящей экзотикой. Вплоть до отъезда на родину вокруг его имени намеренно создавались легенды, подстёгивавшие интерес к выставкам. Степан Эрьзя стал первым в мире человеком, использовавшим породы южноамериканских деревьев кебрачо, альгарробо и урундай в художественных целях. Их древесина отличается высокой плотностью и практически не поддаётся ручной обработке. Неповторимая фактура позволяла создавать эмоциональные яркие образы, а естественный ровный оттенок дарил сочные цвета без применения красителей или морилок. По разным данным, скульптор успел создать до 200 работ из этих материалов.
Степана Эрьзи». Идти от неё буквально пару минут, нужно лишь перейти дорогу на ближайшем светофоре, развернуться, и прошагать, держась левой стороны. Корпуса музея будут хорошо просматриваться даже зимой, главное — свернуть на пешеходную дорожку за скульптурным парком. С такси в Саранске проблем не бывает. На выбор: мобильное приложение Uber , сервисы Яндекс и Maxim. С уличными водителями, как и везде, связываться крайне не рекомендуется — обсчёт туристов в городе обычное дело.