Новости пустой стул техника в психологии

Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника. Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул». Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения.

Пустой Стул - значение символики

Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». Техника «пустого стула»Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника "Пустой стул".Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. Технику пустого стула разработал Fritz Peris как один из способов внесения большей осознанности в терапевтическую работу.

Способ забыть человека со стулом

При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье. В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул". Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения. В целом, техника пустого стула является ценным инструментом для клиентов, которые хотят работать с нерешенными эмоциями или проблемами. Эффективная техника «Пустой стул».

Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт.

Данный метод гештальт-терапии (т.е. техника «Пустого стула»), предлагает клиентам вообразить себе значимого человека рядом с ними и напрямую обратиться к этой личности. «Пустой стул». Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника. При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы. Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. «Пустой стул». Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника.

Пустое кресло: методика гештальт-терапии

Данный метод гештальт-терапии (т.е. техника «Пустого стула»), предлагает клиентам вообразить себе значимого человека рядом с ними и напрямую обратиться к этой личности. Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. Применение техники "пустой стул" впервые было осуществлено м в его книге "Гештальттерапия"(Perls, Hefferline,Goodman,1951).

КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ

На этой стадии у терапевта есть все шансы продемонстрировать во всей красе свой огромный творческий потенциал. Расскажем подробнее о двух базовых техниках гештальт-терапии, которые используются в экспериментах. Гештальт техника «Усиление» Вверх Техника 1. Усиление и модерация Одна из самых эффективных техник повышения осознавания клиента — усиление. Попросите клиента показать во всех красках, как он злится — и вы откроете много нового. Наши эмоции и переживания очень часто выражаются через язык тела. Того же эффекта мож-но достичь, попросив клиента повторить привычную ему фразу с особой интонацией.

Пример техники усиления Работая с семейной парой, терапевт заметил, что жена, Наташа, произнося фразу «Я ничего об этом не знаю», приподнимает голову и слегка выпячивает нижнюю челюсть. Тогда терапевт попросил клиентку до предела усилить мимику и интонацию. По мере работы в голосе Наташи по-явились триумфальные нотки. Клиентка осознала, насколько сильной она ощущает себя, когда «ничего об этом не знает». В конце она добавила: «…И ты не заставишь меня узнать! Его голос становился громче и громче, до тех пор, пока он не понял, что чувствует.

Может оказаться, что клиент использует описанные выше техники как способ уклонения от контакта. И спешка в процессе терапии, и использование крепких словечек помогают клиенту казаться очень открытым, хотя на самом деле он не в контакте со своими мыслями и чувствами. Одна из наших клиенток, например, заявила: «Я не знаю, что делать. У меня кружится голова. Это невыносимо. Кажется, я сейчас взорвусь».

Мы предложили ей дыхательное упражнение, с тем, чтобы отследить очаги напряжения в теле. Как только ей удалось прийти в себя, она начала плакать. Гештальт-техника «Пустой стул» Вверх Техника 2. Его назначение — помочь клиенту осознать то, что находится за гранью осознания, а также поработать с полярностями, проекциями и интроектами. Поскольку эта техника не только широко известна, но и активно используется, расскажем о ней подробнее. Название говорит само за себя: для упражнения действительно нужен пустой стул — который не используется ни клиентом, ни терапевтом.

Самый простой эксперимент с пустым стулом — предложить клиенту представить, что на этом стуле сидит кто-то из знакомых ему людей. Затем клиент начинает разговаривать с тем, кто сидит на стуле — максимально искренне, не фильтруя поток слов. Эта простая техника позволяет клиенту увидеть все аспекты проблемы и осознать их. Более того, чувства клиента становятся более яркими и непосредственными. Пример техники "Пустой стул" Хикаро рассказывает, как сорвался заранее запланированный ужин с девушкой. По голосу кажется, что мужчина очень расстроен.

Терапевт спрашивает о его чувствах. Терапевт предлагает Хикаро пересесть на другой стул и дать волю этому чувству. Хикаро понимает, что это злость. Потом Хикаро начинает испытывать вину за свою злость и вновь испытывает сочувствие. Вскоре он понимает, что это — привычный для него образ действий, застывший паттерн, из-за которого он так часто чувствует себя расстроенным. Кроме того, «Пустой стул» традиционно используется для проработки вечного конфликта «собаки сверху» интроекта и «собаки снизу» сопротивления интроекту.

На один стул сажают «собаку сверху», на другой — «собаку снизу». Опираясь на поддержку терапевта, робкая «собака снизу» учится подавать голос и сопротивляться агрессивной «собаке сверху». Помните, в начале терапии, и если клиент никогда не сталкивался с терапевтическим экспериментом, важно подробно объяснить, что к чему, и заинтересовать клиента. С каким бы клиентом вы не имели дело, прежде чем приступать, например, к ролевой игре, где клиенту предстоит разговаривать с другим человеком, постарайтесь заставить клиента обратиться к своей фантазии. Пример Терапевт: «Представьте, что в комнате ваш муж. Где он стоит или сидит?

Как далеко от вас? Лучше посадить его в дальний угол комнаты — с газетой, за которой он прячется. Тогда клиент, который его боится, может чувствовать себя спокойнее. Это может пролить свет на отношение клиента к этому человеку. Что вы чувствуете? Что приходит в голову?

В переводе с немецкого языка гештальт означает фигуру, форму, целостный образ. Простыми словами гештальт — это незаконченное дело, какая-то структура, которая воспринимается человеком как одно целое, а не как совокупность отдельных элементов. Например, мы слышим мелодию и узнаем ее сразу же, на каком бы инструменте она ни звучала, потому что воспринимаем ее как одно целое, а не набор звуков. Они стремились узнать особенности восприятия человека, как мы умудряемся воспринимать окружающий мир, как слышим его, осязаем и понимаем. Они вывели теорию, что гештальт — это постоянное взаимодействие человека с окружающим миром, когда наше понимание мира соприкасается с тем, каков он есть.

В гештальт-теории принцип выделения целостного объекта называется холизмом — выделение восприятием не просто суммы его частей, а качественно другого предмета. Понимаю, что сразу сложно воспринимать все эти слова. Но холизм — это просто. Вы видите стул, и если воспринимать его отдельно ножки, спинка, место для сидения , то вы никогда бы не сели на него. Но вы видите стул и садитесь на него целостного.

В психологии гештальта выделяются фигура и фон. Это отлично показано в классической вазе Рубина. И наоборот, если во-первых вы увидели профили — это фигура, а ваза уже является фоном. Принципы гештальта: ваза Рубина Когда фон и фигура вступают в отношения друг с другом вы их видите в разное время по-разному, формируется четкий образ одного за счет другого , тогда рождается новое свойство в нашей психике — возникает гештальт. Проще говоря, мы выхватываем целостный образ из окружающей нас жизни.

Принципы гештальта: Подобие — мы быстрее и вместе воспринимаем объекты, которые похожи по размеру, форме и цвету. Замкнутость — каждый раз мы стараемся завершить рисунок так, чтобы он имел полноту. Близость — нам легче группировать объекты, которые находятся близко друг к другу. Смежность — чтобы воспринимать объекты как целостный образ, им нужно быть близкими друг к другу в пространстве или времени. Эти принципы работают везде, ведь так создана психика человека.

Например, если вы видите просто текст, то уже настраиваетесь на то, что он целостный — по смыслу имеет начало и завершенную мысль. Поэтому каждый психически здоровый человек стремится к целостной картинке, к завершению начатого дела, чтобы довести его до полноты. Что такое незакрытый гештальт и его значение для человека Что вас побуждает читать эту статью? Интерес, потребность узнать что-то новое? У нас всех есть уйма потребностей, которые мы стремимся удовлетворить.

И если не получается удовлетворить основные из них, тогда мы в скором будущем рискуем оказаться на приеме у специалиста с неврозом или депрессией. По такому принципу работает психика. Мозг человека устроен так, что стремится закончить начатое. Например, вы начали читать книгу или смотреть фильм и никак не можете закончить. Вот тут-то и возникает незавершенный гештальт — вас постоянно тянет завершить начатое.

Это что касается какого-то действия. А если речь пойдет об абстрактных понятиях — отношениях, гневе, горе, обиде — то тут неудовлетворенная потребность незакрытый гештальт влечет за собой хронический дискомфорт, отравляющий жизнь. Иногда не только одному человеку, но и его окружению. Наверное, вы встречали обиженного человека. С ним даже находиться сложно — он постоянно бурчит, во всем видит негатив и раскидывается обвинениями.

Все ли гештальты нужно закрывать? Далеко не все гештальты можно и нужно закрыть.

Прощение — это процесс, который требует времени и усилий. Вот несколько шагов, которые помогут вам научиться прощать: Признайте свою боль и обиду. Позвольте себе почувствовать эти эмоции и принять их. Попытайтесь посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Попытайтесь понять, почему человек поступил так, как поступил. Разговорите свои чувства с кем-то доверенным.

Поговорите о своей боли и обиде, чтобы получить поддержку и понимание. Поставьте себя на место другого человека и попытайтесь понять его мотивы и причины его поступков. Примите решение прощения. Осознайте, что прощение не означает одобрение поступков другого человека, а лишь освобождение себя от негатива. Практикуйте прощение. Прощайте не только других людей, но и себя. Практикуйте прощение каждый день, чтобы развивать эту важную навык и. Прощение и самолюбие Прощение также связано с самолюбием.

Когда мы прощаем, мы показываем себе, что мы достойны счастья и свободы от негативных эмоций. Прощение помогает нам принять и полюбить себя, что является основой нашего психологического и эмоционального благополучия. Выгоды прощения Освобождение от гнева и обиды Улучшение отношений с другими Улучшение психологического и эмоционального благополучия Негативные эмоции и гнев Проблемы с психологическим и эмоциональным благополучием Стрессы и здоровоте проблемы.

Призовой фонд будет уже не тот. И у вас в памяти будет бесконечно возникать тот момент, когда все могло пойти по-другому. Наша психика устроена так, что она всегда стремится к гармонии. Если появилась какая-то потребность, ее необходимо удовлетворить. Неудовлетворенная потребность встает в «список ожидания» и зачастую приводит к психосоматическим заболеваниям. Психосоматические заболевания отчасти родом из ностальгии: когда мы не достигли наших целей, мы начинаем гнобить себя, а страдает в итоге организм Между мотивацией и памятью существует определенная связь.

Память действует избирательно, когда задание, данное ей разумом, выполнено не до конца. Человек непроизвольно удерживает в памяти те события, которые отвечают его наиболее актуальным, но не завершенным действиям. Гештальт-терапия: что это такое Гештальт-терапия основана на принципе целостности и завершенности. Если прерванная задача приводит к психологическому напряжению, значит, для разрядки образ или действие необходимо сделать полным, идеальным для субъекта. Гештальт в переводе с немецкого означает «образ». Для проработки незавершенных действий и ситуаций можно прибегнуть к помощи психолога , если они по-настоящему болезненные, однако некоторые из них можно попытаться разрешить самостоятельно. Обратитесь за консультацией к психологу, чтобы прояснить, что на самом деле представляют собой ваши нереализованные мечты Техники гештальт-терапии Техника Письмо Вернемся к ситуации, описанной в начале статьи. Если вдруг случилось так, что вы по какой-то причине расстались с идеальным для вас молодым человеком, но не имеете возможности вернуть отношения в прежнее русло, вы можете воспользоваться данной техникой. Напишите своему возлюбленному письма. Целую серию писем.

И нет, это не должны быть емейл-сообщения, пишите по старинке — ручкой на листочках — и откладывайте в дальний ящик письменного стола. Пишите в этих письмах обо всем, что у вас накопилось по отношению к этому человеку. Все свои чувства, переживания, воспоминания. Напишите о том, почему вы о нем вспоминаете. Можете даже написать импровизированный ответ, адресованный вам. Переписка может длиться до тех пор, пока вы не почувствуете облегчение Техника «Пустой стул» Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. Если посмотреть со стороны, выглядит довольно странно, как если бы вы были полным психом. Но для нас главное результат, не правда ли?

Техники в гештальт подходе. Эксперимент

Посмотри на себя! У тебя ничего не получается! Кто так говорит в вашей реальной жизни? Клиентка пауза. Он никогда не верил в меня. Поможем написать любую работу на аналогичную тему.

Известно, что техника эта возникла под влиянием психодрамы Морено, которая произвела на Фрица Перлза, — основателя гештальттерапии — большое впечатление. Различия, впрочем, очевидны.

Решающим, с нашей точки зрения, является то, что обе роли или больше, если необходимо исполняет сам клиент. Благодаря этому становится очевидным, что диалог ведут его собственные «части». Предполагается, что они наделены особым психологическим статусом: оказывается, что такая «часть» может говорить, думать, чувствовать, иметь свою точку зрения, отличную от точки зрения других «частей». Может показаться, что это противоречит постоянно утверждаемому психологами-гуманистами принципу целостности психики. Однако же нетрудно заметить, что как основатель гештальттерапии Фриц Перлз, так и многие другие классики гуманистической психотерапии на деле придерживались лежащего за обсуждаемой техникой представления — что психика человека, как бы к этому ни относиться, разделена. Например, у основателя психосинтеза Роберто Ассаджоли мы обнаруживаем понятие субличности. А вот цитата из книги еще одного из «отцов» гуманистической психотерапии Эрика Берна, где феномен субличности или «части» описывается с предельной отчетливостью хотя и под другим именем : «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью... Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными.

У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний. На языке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность». Берн имеет в виду, разумеется, свою знаменитую триаду Р-В-Д именно их он называет «эго-состояниями» , но приведенная цитата фиксирует интересующий нас психологический феномен более обобщенно. Под берновское описание вполне подпадают и «части», и субличности. От описанного представления возможны два направления движения: одно из них акцентирует интер-субъективные межличностные , другое — интра-субъективные внутри-личностные аспекты возникающей ситуации.

Что касается первого, то практически полезно иметь в виду, что «ведет себя», участвуя в разнообразных социальных ситуациях, не «человек-как-целое», а различные субличности. Как замечает придерживающийся аналогичной концепции Г. Гурджиев, одно «я» в человеке может подписать вексель, по которому и всем другим его «я» придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь. Берновские схемы трансакций два столбика, состоящие из кружочков, и стрелки между ними также описывают эту, — межличностную, — сторону дела. Во втором направлении особый психотехнический и психотерапевтический интерес могут представлять взаимоотношения субличностей «внутри» человека. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика».

Вертите в голове то, что что не сказали, а хотели? Вините себя?

Не можете забыть человека? Да что там, хотите похудеть? Вам поможет техника «Пустой стул». Это упражнение из гештальт-терапии — очень мощная и эффективная психотехника. Она может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. При этом её вполне можно и нужно! А почему и в чем заключается её суть? Узнайте прямо сейчас.

Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул» Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. Например, если у человека есть обида к кому-то, например, к бывшему парню, или к подруге, или к коллеге по работе, к маме или папе, к сестре илибрату и т.

Третья и последняя проблема может исходить из способности обнаруживать заблокированный элемент, так что пациент не может найти другую перспективу переживаемой ситуации, над которой нужно работать. Иногда трудно определить предмет, вызывающий дискомфорт. Последние мысли Важно обратить внимание на Этот метод следует использовать только под наблюдением терапевта, который может управлять ситуацией.. Кроме того, несмотря на множество возможных применений, «Пустой стул» используется периодически, только когда это необходимо для облегчения эмоционального контакта с частью тела. Фромм-Райхманн, Ф. Принципы интенсивной психотерапии.

Чикаго: Издательство Чикагского университета. Перис, Ф. Bantam Books, Нью-Йорк. Перис, Ф, Хефферлайн Р. Doll Publishing Inc. Практическое руководство по гештальт-психотерапии. Гринберг, Л. Содействие эмоциональным изменениям.

Терапевтический процесс по пунктам.

Гештальт-терапия: описание, методы, техники

Обобщенно эту коммуникацию можно выразить так: «Ты настолько глупая и скверная девчонка, что тебе специально приходится говорить о том, что другая сама догадалась бы сделать». Разумеется, у девочки это не вызывало энтузиазма. Но вместе с тем, по-видимому, учительница каким-то образом заняла важное место, и коммуникация с ней интериоризовалась настолько, что каждый раз, когда клиентке говорили, что надо сделать, — теперь уже без всяких дополнительных нагрузок, — она чувствовала себя «нехорошей» и униженной. Выход из этой ситуации таков. Мы вернулись к первоначальной коммуникации и постарались выяснить, что же такое не нравилось этой учительнице. Выяснили, что у нее были свои дополнительные причины для нашей темы несущественно, какие именно не любить девочку. Когда с позиции взрослого человека это понято, коммуникацию можно «переиграть», не принимая «добавки» на свой счет.

Если учительница научила чему-то важному, это остается достоянием клиентки, а привходящие особенности их отношений, будучи осознаны как личные особенности если не неврозы учительницы перестают быть личностными особенностями самой клиентки. Другой пример. Клиентка обнаруживает в себе тонкое и хорошо компенсированное чувство, что она все время немного «не дотягивает». Выясняется, что ее мать, чувствуя себя неудачницей, все время завышала для девочки планку, чтобы та стремилась, но не могла быть полностью «успешной». Интересно отметить, что проведенный субличностный анализ кроме решения исходной проблемы привел еще к значительным изменениям в общении клиентки с реальной мамой: раньше это общение ограничивалось возней по поводу «планки», теперь, увидев, в чем дело, клиентка смогла найти другие области и формы контакта. Понимаемые таким образом субличности с точки зрения идеальной интеграции подлежат «рассасыванию».

В предельном абстрактном идеале должна получиться личность, синтезированная из всех возможных субличностей, а они в ней должны раствориться или синтезироваться. Но это не единственная возможность. Еще одно направление работы можно было бы назвать воспитанием субличностей. Приведу еще один личный пример. При каком-то раскладе я обнаруживаю в себе в качестве отдельной субличности четырехлетнего мальчика, имеющего совсем другой опыт, нежели мой собственный: по определенным причинам он в свои четыре-пять лет был отсечен от дальнейшего развития и сохранился во мне в таком виде, каким был в то время. Эта субличность владеет большим запасом энергии и многого другого, мне сейчас недоступного.

Я ее субличность высаживаю на самостоятельный стул, начинаю с ней разговаривать... И обнаруживаю, что она, эта субличность, мне совсем не нравится. Я представляю себе, какая «она», эта субличность, то есть на самом деле «он» желание пользоваться местоимением женского рода, отсылающим к абстракции субличности, а не мужского, указывающего на конкретного сорванца-мальчишку — замеченное мною свидетельство «сопротивления» — шумный, противный мальчишка, который всем страшно мешает. Я даже могу вспомнить, что я таким был, и как я таким был. Я помню, как сначала под внешним давлением, а потом внутренне с этим согласившись, лишал эту субличность возможности «вести себя» то есть «меня» таким образом. И дальше я понимаю, что «я» теперешний «я» страшно не люблю таких людей — шумных, никого не замечающих, захватывающих пространство и требующих к себе внимания.

И умом понимая, что ее, эту субличность, надо ассимилировать, я согласен это делать только «умыв и причесав», то есть «перевоспитав» этого мальчишку. Однако же невозможно, как известно, перевоспитывать ребенка, не вступив с ним в контакт, то есть отказывая ему в том, что на психотерапевтическом жаргоне называется «принятие». Причем это должно быть не пустое и не формальное «принятие», неэффективное и никому не нужное. Это должно быть то самое, что, по Перлзу, называется контактом. А это значит, что я этой субличности должен сказать, что признаю ее существование как части меня. Для того, чтобы получить возможность «перевоспитывать» этого мальчишку-во-мне, я должен дать ему определенное «право бытия», — ведь «быть» он может только как часть меня больше-то нигде его нет.

Но такое признание означает нечто очень странное: мне при этом придется признать, что та — «взрослая» — часть, с которой я раньше отождествлял «себя», фактически является тоже всего лишь «частью» меня, и ей придется делиться какими-то «правами» — как минимум, правом на существование-во-мне — с этим мальчишкой. Такая штука, прямо скажем, дорого стоит, но вместе с тем и очень дорого оплачивается. Обратите внимание на разницу между холодноватой, рациональной формулировкой: «У этой субличности находится значительная часть моих ресурсов» и мне бы хотелось заполучить эти ресурсы, а ее саму выгнать куда подальше, чтобы территория нам, а местные жители — в резервацию , — и совсем другой формулировкой: «Я признаю, что ты, субличность, хоть ты мне то есть — другой, «взрослой» части меня и не нравишься, — есть «законная» часть меня». Это значит что то, о чем я раньше думал, что это «я», — не совсем «я», а «я» — это то, что получится, когда и если — ситуация рискованная! Тонкое и хрупкое предощущение правдивости такого предположения является ключом к возможности этой работы. Такое принятие дает мне шанс действительно вступить в разговор.

Тогда я уже не смогу сказать, что «мне» не нравится этот мальчишка. Мне придется сказать, что он не нравится той части «меня», которая получилась, когда его «загнали под лавку». Возможно, к тому же, что многие неприятные черты его, мальчишки, поведения вызываются как раз тем, что ему стараются отказать в праве на бытие — а он это свое право отстаивает, как умеет. Теперь, когда «я» согласился «подвинуться» и поделиться с этой, ранее фрустрированной частью себя правом на бытие, можно вернуться к вопросу, в чем же может состоять ее, этой субличности, воспитание. А «воспитание» может состоять в том, что я допускаю эту субличность — в меру ее возможностей и способностей, которые, разумеется, постоянно растут под моим присмотром моей «взрослой» части, — ко всему объему своего опыта, сохраняя за ней право своей оценки, предлагая ей по-своему прожить этот опыт, — иначе, чем «я» проживал его, когда исключил ее из своего обихода. Это дает «мне» возможность пересмотреть «мои» переживания и оценки, становясь более «целым».

Приведу еще один пример. У девушки лет в девятнадцать был бурный роман, который плохо закончился, с большим эмоциональным срывом. Получился действительно очень разумный, интеллигентный человек, с которым приятно иметь дело, только живет она почему-то тускло и скучно, и еще демонстрирует характерный невротический симптом — малейшее эмоциональное событие вызывает у нее совершенно неадекватный поток слез. Ясно, что большая часть эмоциональности находится у той части, которая изгнана под лавку, и она, эта часть, лишенная реального опыта проживания различных ситуаций, импульсивна, неконтролируема, инфантильна, — и прочее, что мы все так не любим в себе и в других. Допустить эту часть до всего жизненного опыта — это значит, что все то, что клиентка прожила после того, как исключила ее из своей сознательной жизни, надо пере-прожить заново, вместе с ней, с ее эмоциональностью. Посмотреть: «Как бы я, если бы я была она, реагировала на ту или иную ситуацию».

На каждом значительном событии из прошлого можно сопоставлять «свои» и «ее» оценки. Съеденный таким образом пуд соли послужит хорошим основанием для интеграции. Вот так от сравнительно простой гештальттерапевтической техники мы приходим к глубокой проработке проблем интеграции личности, которая может состояться как гармоничный ансамбль субличностей, ранее не имевших возможности контакта, поскольку они находились — в гештальттерапевтических терминах — либо в изоляции друг от друга, либо в слиянии.

Закончила Тольяттинский Государ... В гештальт-терапии есть простая и доступная каждому техника, которая помогает справиться со множеством психологических проблем.

Обиды, зависть, самокритичность, чувство вины, проблемы с родителями и так далее. Во всем этом может помочь техника «Пустой стул». Ты ставишь два стула. Садишься на один из них. А на второй «сажаешь» воображаемого собеседника, например, внутреннего критика, или родителя.

И начинается диалог. Ты говоришь как за себя, так и за собеседника, при этом пересаживаясь на его стул. Каждый из вас должен сказать все, что он хочет и выслушать своего собеседника. Идею этой техники он подчерпнул из психодрамы Морено. Но в подходе Перлза обе роли выполняет сам клиент, а не другой человек.

Суть техники в том, что в человеке есть несколько субличностей. Если они начинают противоречить друг другу, если их интересы не совпадают, появляется внутренний конфликт. Усиливаясь, он начинает влиять на жизнь человека в целом, на его чувство психологического комфорта, на его отношения с другими людьми и отношение к себе. Может появиться тревожность, снижение самооценки, неуверенность в себе, агрессивность, депрессия, чувство неудовлетворенности собой и своей жизнью. Чтобы это изменить, нужно разобраться в конфликте субличностей.

Они находятся в постоянном диалоге друг с другом, но пока этот спор внутри, его трудно разрешить. Он непоследователен, нелогичен, и сводится к взаимным упрекам, требованиям и обвинениям. Это красочно иллюстрируют известные «собаки» Перлза: «topdog», то есть собака-сверху, которая все время требует, но уже заранее знает, что ты ничего не сможешь: «ты должна хорошо учиться», «ты должна быть послушной», «ты должна много работать», «ты должна рано вставать», «ты должна заниматься спортом»; «underdog», то есть собака-снизу, которая жалуется и находит оправдания: «нет, я не могу», «нет, я слишком устала», «нет, у меня не получится». Она не хочет что-либо делать и испытывает при этом чувство вины. Чтобы примирить субличностей, необходимо «вытащить» конфликт во вне, посмотреть на него со стороны.

Именно ради этого и используется техника «Пустой стул». Ведь сам по себе диалог можно вести и в своей голове, что большинство людей и делает. Но внутри найти примирение практически невозможно. Поэтому надо «рассадить» субличности в пространстве. Кого можно посадить на пустой стул Что же это за субличности, с которыми можно вести диалог с помощью техники «Пустого стула»?

У этой техники нет жестких рамок, терапевт всегда следует за своим клиентом, а тот находится в состоянии потока. Поэтому никогда нельзя точно сказать, кто окажется на другом стуле и к чему приведет ваш диалог. Чтобы понимать, как это работает, можно привести несколько примеров. Допустим, ты испытываешь чувство обиды на своего бывшего. На пустом стуле может оказаться либо он, либо обида, либо твой внутренний ребенок, то есть обиженная сторона.

Пустой стул, который представляет абстрактную фигуру или человека, с которым пациент взаимодействует. Опытный терапевт, который руководит процессом и поддерживает доверительные отношения с пациентом. Применение техники «Пустой стул» может привести к следующим результатам: Проявление эмоциональной разгрузки и осознания своих эмоций.

Что такое техника «Пустой стул»? Техника «Пустое кресло» - одна из самых известных техник гештальт-терапии. Он был создан психологом Фрицем Перлзом с целью разработки метода, который позволит реинтегрировать нерешенные явления или вопросы в жизнь пациентов. Рассматриваемая техника пытается воспроизвести встречу с ситуацией или человеком, чтобы вести с ними диалог и эмоционально контактировать с событием, имея возможность принять ситуацию и сделать вывод. Название техники «Пустое кресло» происходит от использования настоящего стула, в котором пациент воображает «усадит» человека, ситуацию или аспект, который вызывает эмоциональную блокировку, чтобы позже установить вышеупомянутый диалог. Использование пустого стула Его использование очень часто в случаях, подобных показанному в примере, как способ справиться с травматическими потерями или в процессе подготовки горя.

Однако его применение не ограничивается только этой областью, а скорее Он также используется как элемент, позволяющий принять аспекты собственной личности. Характеристики этого метода также позволяют применять его в мире образования или даже на уровне организаций, в таких явлениях, как выгорание или преследование. Во всех случаях они действуют, полагая, что «пациенту нужен только опыт, а не объяснение», чтобы завершить завершение незавершенного процесса и принять свою ситуацию. На уровне терапии, помимо того, что клиент может исследовать собственное видение и контактировать со своими эмоциями, это элемент, который предоставляет много информации как самому человеку и профессионалу о том, как пациент обрабатывает ситуацию и как это повлияло на качество их жизни, в пользу применения других действий, которые улучшают решение анализируемых проблем. Как работает техника Давайте посмотрим ниже, как работает использование пустого стула.. Во-первых, на подготовительной фазе пациент физически сталкивается с пустым стулом. То есть пустой стул располагается перед человеком хотя иногда его ставят по диагонали, чтобы не было видно противодействия воображаемому человеку или ситуации. Затем пациенту предлагается представить себе человека, ситуацию или чувство или часть личности, с которой будет происходить диалог на стуле. На третьем этапе пациенту предлагается описать сделанную проекцию, чтобы усилить воображаемое изображение, которое было представлено.

Она ко мне цепляется

  • Целое невероятнее частей
  • Как это работает?
  • 5 гештальт-техник для личностного роста — Мозаика Жизни
  • От «пустого стула» к «круглому столу» — техника работы с субличностями (1/2) | Пикабу
  • Гештальт: что это простыми словами и как его закрыть
  • От «пустого стула» к «круглому столу» — техника работы с субличностями (1/2) | Пикабу

Техника пустой стул в психологии инструкция по применению

Это может быть бывший возлюбленный, начальник или родитель, с которым не ладятся отношения. Следует вслух высказать все свои чувства воображаемому собеседнику — выразить боль обиды, или, наоборот, сказать, как он дорог. Этот способ хорош в ситуации, когда нет возможности поговорить лично. Разница лишь в том, что свои мысли он выражает в письменной форме. Послания партнеру, родителю и так далее не нужно отправлять. Главное — перенести переживания на бумагу и разобраться в своих чувствах. Почему важно закрывать гештальты Болезненные ситуации влияют на все аспекты жизни.

Их разрешение прежде всего открывает возможности для роста и развития, как в профессиональном, так и в личностном плане. У одного из клиентов Марины Ионычевой произошел конфликт с начальником. Тот был значительно старше, поэтому с трудом воспринимал поручения руководителя и оказался на грани увольнения. В процессе работы мы обнаружили неосознаваемые чувства клиента к начальнику, которые были похожи на чувства к отцу, — и такая проекция мешала спокойно выполнять рабочие обязанности. В итоге мужчина смог разделить образы отца и начальника и немного изменить отношение к рабочему процессу, тогда его дела пошли в гору Марина Ионычевагештальт-терапевт Галина Хафизова добавила, что человек растет и развивается всю жизнь. Его все время будут тревожить и будоражить какие-то ситуации, а какие-то нужды, наоборот, перестанут быть эмоционально «заряженными».

Однако закрытые гештальты фундаментально не только приводят к облегчению, но и приносят качественные изменения в жизни.

Арт-материалы На помощь клиенту в воссоздании его внутреннего мира или его окружения приходят цветные карандаши, краски, пластилин и т. Как правило, для этого используется большой лист белой бумаги. Нестандартная реакция Когда клиент рассказывает о затруднительной для него ситуации, постарайтесь сразу определить, какое качество клиента является главным препятствием в разрешении этой проблемы: упрямство, вина, излишний перфекционизм. Теперь постарайтесь построить континуум для этого качества: какая черта характера ему противостоит? Например: поступить наоборот, сделать больше, сделать меньше. Ролевая игра Существует два вида ролевых игр. Первый вид ролевой игры — когда клиент вступает в диалог с воображаемыми образами реальных людей, которые играли или играют важную роль в жизни клиента.

Этот эксперимент позволяет разыграть в безопасном пространстве реальные жизненные ситуации. См, выше о технике «пустого стула». В такой игре клиент вступает в диалог с собой, пытаясь примирить в себе крайности. Например, клиент, который устал по привычке всем угождать, может попробовать найти в себе «злого полицейского» и поговорить с ним. Клиент может прислушаться к своему внутреннему диалогу, дать право высказаться обеим сторонам, пересаживаясь с одного стула на другой. Ролевые игры очень помогают завершать гешталь-ты, выражать подавляемые чувства и мысли, выявлять интроекты и базовые презумпции, присваивать то, что клиент в себе отвергает, искать новые способы поведения. Групповая работа Скульптуры: клиент с помощью других участников группы «лепит» скульптуру своей семьи или самой группы, расставляя участников по комнате — в груда пах или по одному. Затем у каждого из участников и у самого клиента спрашивают, как они себя чувствуют на этих местах.

Участники могут попробовать переместиться так, чтобы чувствовать себя комфортнее. Практика новых способов поведения: группа — отличный полигон для экспериментирования с новыми способами взаимодействия например, клиент может попробовать сказать «нет» или выразить свою любовь. Дубляж: участники группы исполняют роли людей, о которых рассказывает клиент. При этом клиент «дублирует» участников, стоя за их спинами и положив руки им на плечи: «Я женщина, мне тридцать лет, я замужем и устала от жизни, жаль, что я не могу бросить работу». Клиент может попросить какого-либо из участников группы сыграть роль самого клиента. Смена позиций: используется для разрешения конфликтов между участниками группы. Клиенты как бы меняются позициями, играют своего противника. Психодрама: группа проигрывает ситуацию из жизни клиента.

Сам клиент может либо наблюдать со стороны, доверив свою роль другому участнику, либо принимать участие в игре, пытаясь что-то изменить. Не забывайте о работе на границе контакта. Предложите клиенту исследовать, что происходит между вами здесь и сейчас. Например: «Что вы хотели мне сказать и не сказали? Пример В работе с Беверли мы можем использовать разные техники. Мы можем предложить ей поменять позу, проследить за тем, что она чувствует, прислушаться к внутреннему диалогу, понять, может ли она войти в контакт со своей злостью. Наконец, Беверли может сказать мужу, что чувствует себя подавляемой, и усилить это состояние беспомощности. Не забывайте, что эксперименты могут варьироваться: от самых простых, таких как повышение осознавания клиента «Как вы сейчас дышите?

На самом деле, любая интервенция со стороны терапевта — это эксперимент. Если вы в тупике, спросите себя: «Чего не хватает? Что я могу изменить, какой новый элемент внести и как от этого изменится общая картина? Какие чувства клиент не выражает? У клиента появится больше энергии, и тогда эксперимент может продолжаться без вмешательства терапевта. У терапевта в голове может быть картинка о том, что должен пои пять клиент, но истинная цель любого эксперимента — навыки, приобретаемые клиентом в процессе: то, как клиент учится выражать свои эмоции более полно, повышает самоподдержку, завершает гештальты, чувствует удовлетворение, принимает в себе те или иные качества. Результат — дело клиента. Завершение гештальт эксперимента.

Вверх VI. Завершение эксперимента Во время эксперимента часто случается, что клиент неожиданно выходит из роли или останавливает процесс. В этом случае важно понять, чего в действительности хочет клиент: сделать паузу, прекратить эксперимент или выбрать другое направление. Ориентируйтесь на клиента. Выход из роли, комментирование клиентом того, что произошло, инсайт, перепад энергии, который сигнализирует о том, что клиент уже не здесь, — верные признаки того, что эксперимент закончился. В такой ситуации терапевту очень легко пойти на поводу у собственных амбиций и представлений о том, как нужно закончить эксперимент, и настоять на том, чтобы клиент продолжил. Порой терапевту приходится приложить грандиозные усилия, чтобы удержаться в позиции творческого безразличия и позволить клиенту прийти к результату, который устраивает клиента не терапевта! Тем не менее, есть смысл завершить эксперимент как минимум за десять минут до конца сессии, чтобы иметь возможность восстановить отношения клиента с терапевтом, отчитаться о проделанной работе и подготовиться к прощанию.

Можно просто напомнить клиенту о конце сессии, можно договориться перенести то, что вы не успели сделать, на следующий раз. Терапевт использует всю свою чувствительность и креативность, чтобы помочь клиенту завершить эксперимент и вернуться к реальной жизни.

Разговор на будущее. Таже схема, но как подготовка к важному разговору с человеком с которым вы потом просто это будите обсуждать.

Своеобразная тренировка перед важным разговором. Мой опыт использования данной техники Я пользовалась этой техникой три раза. Первый раз на паре в университете. Мы тренировались по классическому первому способу.

Так как запроса особо не было, я тыкнула пальцем в небо и это не дало результата. По-простому, работать без запроса нет смысла. Второй раз мне порекомендовал, в моей ситуации, тренер по гештальту. Я пришла домой и по второму способу поговорила со стулом.

На душе мне стало намного легче.

Этот способ хорош в ситуации, когда нет возможности поговорить лично. Разница лишь в том, что свои мысли он выражает в письменной форме. Послания партнеру, родителю и так далее не нужно отправлять.

Главное — перенести переживания на бумагу и разобраться в своих чувствах. Почему важно закрывать гештальты Болезненные ситуации влияют на все аспекты жизни. Их разрешение прежде всего открывает возможности для роста и развития, как в профессиональном, так и в личностном плане. У одного из клиентов Марины Ионычевой произошел конфликт с начальником.

Тот был значительно старше, поэтому с трудом воспринимал поручения руководителя и оказался на грани увольнения. В процессе работы мы обнаружили неосознаваемые чувства клиента к начальнику, которые были похожи на чувства к отцу, — и такая проекция мешала спокойно выполнять рабочие обязанности. В итоге мужчина смог разделить образы отца и начальника и немного изменить отношение к рабочему процессу, тогда его дела пошли в гору Марина Ионычевагештальт-терапевт Галина Хафизова добавила, что человек растет и развивается всю жизнь. Его все время будут тревожить и будоражить какие-то ситуации, а какие-то нужды, наоборот, перестанут быть эмоционально «заряженными».

Однако закрытые гештальты фундаментально не только приводят к облегчению, но и приносят качественные изменения в жизни. Что думаешь?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий