«Повесть о Сонечке» — это ностальгическая, мемуарная, абсолютно насквозь идеалистическая, безусловно, повесть, которая и есть для Цветаевой единственный способ спасти себя во временах, когда ее не любит никто. Ксения Трейстер (Сонечка) в сцене из спектакля "Повесть о Сонечке" по одноименному автобиографическому произведению М.И. Цветаевой в постановке Владислава Наставшева в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. В издание включены письма актрисы к ее прославленным коллегам — актерам Василию Качалову, Азарию Азарину, Борису Захаве, режиссерам Константину Станиславскому, Евгению Вахтангову, а также воспоминания современников. Таких тонких материй мало в сегодняшнем театре, а потому есть ощущение: «Повесть о Сонечке» в Вахтанговском по нынешним временам — драгоценная россыпь. В издание включены письма актрисы к ее прославленным коллегам — актерам Василию Качалову, Азарию Азарину, Борису Захаве, режиссерам Константину Станиславскому, Евгению Вахтангову, а также воспоминания современников.
Марина и Сонечка
Повесть о Сонечке · Краткое содержание повести Цветаевой | Владислав Наставшев поставил в Театре имени Вахтангова прозаическую, «основанную на реальных событиях» «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой так, что думать хочется только о поэзии: где-то бесконечно давно началось, невесть когда и чем закончится. |
Спектакль Повесть о Сонечке - театр им. Вахтангова, купить билеты | Театр Вахтангова выпускает новый спектакль – «Повесть о Сонечке» в основе которого – одноимённое произведение Марины Цветаевой. |
Софья Голлидэй. Трагедия без виноватых | Режиссёр Владислав Наставшев представит «Повесть о Сонечке», написанную Мариной Ивановной Цветаевой под впечатлением от её знакомства с Евгением Богратионовичем Вахтанговым и его Студией, положившей начало нашему театру. |
Марина Цветаева: Повесть о Сонечке
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова представил на суд публики премьеру спектакля «Повесть о Сонечке» по одноименному произведению Марины Цветаевой. Повесть была написана Цветаевой в очень непростой период ее жизни, спустя почти двадцать лет после описываемых в ней событий, когда Марина Ивановна узнала о смерти Сонечки. "Повесть о Сонечке" в постановке Владислава Наставшева.
Марина Цветаева: Повесть о Сонечке
Наш сайт предлагает удобную систему покупки билетов, которая позволит вам выбрать удобное время и место для посещения спектакля. Не упустите возможность стать частью этого великолепного искусства! Узнайте, какая дата вам больше всего подходит и какое место предпочитаете занимать в зале. Ваше удовольствие от посещения "Повести о Сонечке" будет незабываемым! Мы приглашаем вас проникнуться этой яркой и глубокой историей, переданной с невероятным талантом актеров театра Вахтангова. Не откладывайте свой выбор на потом - приобретайте билеты на "Повесть о Сонечке" уже сейчас на нашем сайте! Мы гарантируем вам незабываемые моменты, положительные эмоции и море восторга от просмотра этой необычайной постановки.
История про такое... Ты не всегда можешь управлять этим морем, но можешь выбирать, куда тебе идти. В повестях много природы, стихии, чудес, встреч, любви, страданий. Анатолий Шульев был назначен главным режиссером Театра им. Вахтангова в апреле 2023 г. С 2018 г. В начале февраля 2022 г.
Если актер «утягивает» меня за собой в свою историю, то я легко отпускаю себя и позволяю вести дальше. Здесь так и случилось. Действо на сцене поглощает с головой, и ты проникаешься атмосферой и эмоциональным состоянием, которое откликается на сюжет. Наполнение очень вязкое, тягучее, и, кажется, что длится дольше, чем 3 часа. А после ты выходишь и не можешь сразу отойти от происходящего, такое состояние, что сначала должно пройти время, чтобы сбросить этот гипноз и освободить голову. Отдельное внимание заслуживают музыкальные «вставки», которые возникают неожиданно и кажутся, будто, чужеродными и неуместными поначалу здесь. Тебя как будто переключают и на контрасте дают передышку перед новым «погружением». Такой вот оксюморон, который сделан очень тонко и в меру, хотя буквально на грани. Большое восхищение, конечно, вызывает Евгения Крегжде, потому что это сложная работа, которая требует настоящей самоотдачи и погружения. И было заметно, как она на поклонах все еще не вышла до конца из образа и того эмоционального состояния, в котором была еще минуту назад.
Среди них — громкие премьеры, открытие исторического буфета и памятника народным артистам Советского Союза Василию Лановому, Владимиру Этушу и Юрию Яковлеву. А главным событием, безусловно, стало открытие Дома Вахтангова во Владикавказе. Теперь это филиал театра, где будут показывать захватывающие спектакли. О планах на 2023-2024 годы рассказал Анатолий Шульев. Первой премьерой нового сезона станет спектакль «Ночь перед Рождеством» по пьесе Гоголя. Над постановкой работает Олег Долин. Показ состоится 26 сентября на Симоновской сцене. В спектакле заняты молодые актеры и стажерской группа театра. Перед этим 24 сентября на Исторической сцене состоится уникальное событие — «Приношение Рахманинову».
Билеты на Повесть о Сонечке
Но крайность как выбор приносит только боль: что первый акт, про «дрянь» студийцев, что второй — про «дрянь» идейности, отказа от театра. Володя, конечно, не «красный», но уходит он из студии на Гражданскую войну, потому что не может «играть, когда другие живут». Красный — цвет этой идейности, полярной эскапизму: завёрнутая в кроваво-алое полотно, тянущееся из кулис, Марина, немного «а ля Делакруа», выйдет по диагонали в начало второго акта. Жажда любви и даже страсти: с отвагой отброшенного стыда скинет ткань, «обнажаясь» до телесного песочного! Этот алый выход — под песню на слова последнего стихотворения из «Комедьянта»: «Сам Чёрт изъявил мне милость!
Как бы мало, впроброс, спокойно и нарочито спокойно в этой послереволюционной Москве ни говорили герои о смерти, она всегда рядом. Не только петля Стаховича. Почти сразу после первого появления безымянного ещё «мужского персонажа» — выстрел и падение. Пока вроде бы шутливое, но уже предвестие.
И таких много. Но со смертью всё время спорят, а серьёзное и метафизическое как будто «одомашнивают». Так на панихиде по тому же Стаховичу, где стоят обе героини в платочках, Сонечка щебечет о своих любовях, а Марина внимательно слушает, кивает невидимым возмущённым соседям, полушёпотом уточняет. И так ревнивое появление Сонечки во втором акте как бы перемещается с порога дома Марины на пасхальную службу, куда она прокрадывается, пробирается сквозь груду стульев.
Всё происходит в постоянном присутствии сакрального — через контрапункт и противоречие, через живую жизнь, любовь и смех: почти легкомыслие, почти цинизм. Но противопоставить крушению мира, пожалуй, можно только три сценария — Сонечки, Володечки и Марины. У Цветаевой в тексте «эпилога» нет. В спектакле — есть.
Его объявляет очередной «Он» — на этот раз в образе монтировщика, пришедшего разобрать океанскую декорацию после известия о смерти Сонечки это ещё не эпилог. Отталкивая его каблуками, Марина бежит по той же крутящейся платформе и выдыхает-выкрикивает, объясняет: «Как всем известно, сахар — не необходим, и жить без него можно, и четыре года Революции мы без него жили, заменяя — кто патокой, кто — тёртой свёклой, кто — сахарином, кто — вовсе ничем. Пили пустой чай. От этого не умирают.
Но и не живут. Без соли делается цинга, без сахару — тоска. Пусть раз в мире это будет сказано: я её любила, как сахар — в революцию». Жить можно без каждого из нас, можно без любви, а уж без театра — и подавно.
Но вся эта «Повесть…» — напряжённый поиск ответов на вопросы отнюдь не столетней давности, и «любить сахар в революцию» — один из них. И, наверное, главная в спектакле — самая игровая, этюдная, неподдельно-смешная сценка, в которой Сонечка с помощью Марины придумывает историю о том, как признавалась в любви католическому монаху посреди средневековой чумы. Играя, как куклой, вышучивающим её Володей, она сочиняет этот наивный сюжет: «…когда чума — не до любви. Нет, совсем не так.
Сначала любовь, потом — чума! Марина, как сделать, чтобы вышло — так? И та с матерински-нежной, тёплой, как всегда, и весёлой улыбкой отвечает: «Увидеть монаха накануне чумы. В его последний нормальный день.
Песок — зыбучая вечность, его невозможно приручить даже в песочнице. Несомненно, постановщики помнили об этом, составляя свою сценическую картину. Музыкальное оформление Ивана Лубенникова, костюмы от Майи Майер и свет от Руслана Майорова составили сложносочиненную партитуру нового произведения, которую оценят вахтанговские зрители. Марина Евгения Крегжде — страстная экзальтированная натура всю жизнь вдохновлялась только любовью, без которой она умирала.
Такой же была и ее трепетная подруга Сонечка Ксения Трейстер — юная актриса Мансуровской студии Соня Голлидэй, которой поэт Цветаева посвятила через двадцать лет свою повесть, когда в эмиграции, узнала о смерти Сонечки. Подруги были влюблены в одних и тех же учеников Евгения Вахтангова Юрия Завадского и Владимира Алексеева и друг в друга. Когда Соня, сверкая страстными очами, с восторгом говорит о любви, надо видеть какими влюбленными глазами и с какой нежностью на нее смотрит Марина.
Для них и под влиянием обожаемого «поэтического божества» — Александра Блока — Цветаева пишет «романтические драмы». Пьеса «Метель», которую Цветаева читала в Студии, Вахтангова не увлекла. Весной 1918 г. Марина Цветаева посвящает Евгению Вахтангову два стихотворения: «Заклинаю тебя от злата» и «Серафим — на орла! Вот бой!
Их оригиналы, написанные её рукой, можно увидеть в Музее-квартире Вахтангова в Денежном переулке.
Владислав Наставшев, режиссёр: «Повесть о Сонечке» — густой, очень плотный текст. Общественные потрясения становятся для Марины Цветаевой своеобразным катализатором. Сумасшедшая энергия обновления, которой буквально пропитан воздух, даёт ей силы, темы, новый язык. О ком бы ни писала Цветаева, она, как большой поэт, писала о себе.
Цветаева Марина Ивановна: Повесть о Сонечке
В Театре Вахтангова на Новой сцене представили спектакль "Повесть о Сонечке". Историю жизни актрисы Сони Голлидэй рассказывают всего три Влад. Все более востребованный в России рижский режиссер Владислав Наставшев поставил на Новой сцене Театра им. Вахтангова «Повесть о Сонечке». "Повесть о Сонечке" Цветаева написала в городке Лакано-Осеан на побережье Атлантического океана. Поводом к ее созданию послужило запоздалое известие о смерти Софьи Голлидэй, с которой она была очень дружна.
Премьера спектакля Владислава Наставшева «Повесть о Сонечке» в Театре Вахтангова
Ксения Трейстер — Сонечка — идеальный и 100-процентный инфантилизм Серебряного века. Свою «Повесть о Сонечке» Марина Ивановна писала в 1937-1939 годах, находясь в небольшом городке Лакано-Осеан на побережье Атлантики, незадолго до своего возвращения на родину. На Новой сцене в декабре Владислав Наставшев представит «Повесть о Сонечке», написанную Мариной Цветаевой под впечатлением от ее знакомства с театральной студией Вахтангова.
Цветаева Марина Ивановна: Повесть о Сонечке
Яркий темперамент актрисы, мгновенное перевоплощение, сценическое мастерство и богатство эмоций — всё это создает на сцене не только образы главных героинь — Цветаевой и Сонечки, но и образ самой эпохи. Неослабевающая напряженность действия говорит о суровой действительности, которая, оставаясь за рамками сцены, постоянно и грозно напоминает о себе. Рассказывает Яков Рубин: «Сонечка — это девочка-ангел, девочка-клоун, похожая на старинную детскую игрушку. А Цветаеву судьба в итоге привела к петле. И мы придумали такой ход: попробовали представить, что этот ангел-клоун в образе девочки является поэту в последний момент, начинает что-то болтать, смешить — и удерживает здесь, не дает шагнуть в смерть. Конечно, в повести такого момента нет и биографически это не так, но для нас это сюжет, который подспудно двигает действие спектакля». Шутовское, клоунское в образе Сонечки противостоит послереволюционной реальности — бытовой разрухе, неустроенности, душевной неприкаянности, безнадежности и даже самой смерти.
Рига Латвия. В 2004 году окончил актёрский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, затем, в 2007 году, режиссёрский факультет Drama Centre London Central St. Во время обучения в Лондоне поставил спектакли «Рудин» по роману И. Тургенева в театре Arcola, а также «Фрёкен Жюли» А. Стриндберга в театре Cochrane, которая в 2008 году была перенесена в сиднейский театр Belvoir Street Downstairs. Владислав Наставшев, помимо режиссуры, сам оформляет свои спектакли и пишет для них музыку. В 2020 году он выпустил синти-поп альбом «Опять нам будет сладко» с песнями на стихи поэтов XX века. Товстоногова Вторая сцена в Санкт-Петербурге. В Москве в Театре Наций и «Гоголь-центре» выпустил шесть драматических спектаклей.
О, черт! Вот этот наигрыш, эта актерская профессиональная ложь во времена тотальной лжи — это, я вас скажу, большое утешение. Люди искусства — они вообще невыносимы. Потому что они эгоистичны, потому что они свое искусство ставят выше здоровья собственных детей, и даже когда они бездарны, а это чаще всего и бывает в 90 случаях из 100 — они все-таки абсолютно влюблены в свой талант. И более того, расплачиваются они за это по строгому счету. Ведь графоман, например, расплачивается точно так же, как гений. И проживает чаще всего жизнь гения, только она ничем не оправдана. Текстов не остается. Но тем не менее люди искусства становятся выносимы в единственные времена — во времена революций. Потому что во времена революций они остаются фанатично верны своему искусству. А все остальные на каждом шагу предают себя и все окружающее. Вот в силу этих двух обстоятельств: своей абсолютной безбытности и своей невероятной любвеобильности, здоровья, заботливости Цветаева опекает Сонечку и бережет Сонечку. Нужно сказать, что при публикации этой вещи, печаталась она с 4-летним интервалом, в «Новом мире», сначала первая часть, потом вторая. И большинство, кстати, людей моего поколения начали в 1981 году читать сразу со второй, и первая потом очень сильно переменила это все в наших глазах, но мы по сути дела увидели Сонечку совершенно с другой стороны. В этой вещи как раз разрыв в напечатании и долгое существование в двух частях оказалось губительно, потому что это вещь с нарастающей эмоцией, с очень четко проведенным, Цветаевой никогда не изменяет художественная мера, она всегда профессионал, с очень четко проведенным эмоциональным нарастанием. Начинается она, в общем, со сравнительно мирных, сравнительно спокойных констатаций. Начинается с Павлика и Юры. И с Сонечкой все поначалу хорошо. А вот потом смерть, разлука, рок все более назойливо, настойчиво, досадительно вторгаются вот эту романтическую художественную ткань. Сначала можно от них отмахнуться. Потом совершенно ясно становится, что Сонечка уедет и уйдет в свою отдельную женскую жизнь и выйдет замуж по расчету. Ясно, что погибнет на фронте, уедет и погибнет, и пропадет без вести Володя Алексеев, потому что такие, как Володя, пропадают всегда. Володя как раз и говорит: «Я не хочу быть актером, я хочу быть человеком». Ясно, что пошлость вот эта затянет Юрия Завадского, про которого Цветаева, влюбленная в него, мстительно говорит ему страшные слова: «Вас любят женщины, а вы хотите, чтобы вас уважали мужчины. А это у вас не получается». Это абсолютно точно. Всех героев, которых на короткое время собрала в подвале Вахтанговской студии любовь и революция, конечно, а это, в общем, для них одно и то же, всех размечет по своим путям — и страшный мартиролог в конце, когда участь живых выглядит еще страшнее участи мертвых, и непонятно, кому больше повезло. Вот тут не поймешь, кому больше повезло. Но в том-то и ужас, что судьба вторгается в повествование все более назойливо, и из Сонечки, поначалу милой, кокетливой, обыкновенной актрисочки, образуется вдруг вот этот под конец образ католической святой, образ сияющего ребенка, который победил смерть. Конечно, реальная Сонечка Голлидэй была не такой. Но та Сонечка, которую видит Цветаева, — это ребенок, обтанцовывающий смерть. Помните, вот этот танец обтанцовывания смерти? Вспомните эти кораллы, которые она надевает на себя, ест их, пьет, целует. Появляется все более кровавый, все более жестокий антураж, среди которого, действительно, сияет вот это чистое детское сердце. И, конечно, Сонечка для Цветаевой никоим образом не возлюбленная, со всеми этими пошлостями скучно полемизировать, там не было ни намека на любовь, на какие-то физиологические отношения, ни на что подобное. Она становится для нее символом и олицетворением некоего театра в высшем смысле. Театра на руинах. Бродячих актеров, которые колесят по стране во время Великой Французской революции. И очень не случайно, что лучшая пьеса, ну одна из лучших пьес Антакольского «Робеспьер и Горгона» как раз о фургоне бродячих артистов, которые колесят по Франции во время якобинского террора. Артист, жонглер, циркач, который по канату ходит над Гревской площадью, где каждый день казнят, — вот что такое Сонечка, вот что такое тот цветаевский театр. Кстати, надо сказать, что о своем самоощущении тех времен Цветаева сама рассказала с исчерпывающей и, я бы сказал, на редкость откровенной печалью, когда она говорит, что всем детям, особенно из хороших домов, всегда нравился мой дом, все тот же по нынешний день, его безмерная свобода и сюрпризность, вот уж, действительно, коробка с сюрпризами, с возникающими из-под ног чудесами, с бездной вместо дна, неустанно подающий новые и новые предметы. Сонечка же сама вся была из Диккенса. Там же, кстати говоря, Цветаева говорит о себе довольно безжалостные слова. Я, как Сонечка, хочу сама любить как собака. Разве вы еще не поняли, что мой хозяин умер? Что я за тридевять земель и двудевять лет просто вою? Более страшного образа у Цветаевой нет. А почему, собственно, не придет хозяин? Потому что некого любить, не на кого тратиться. Я с ужасом иногда думаю, например, о последнем эпистолярном романе Цветаевой, о ее романе с несчастным Штейгером, который испугался этой силы, испугался этой траты, испугался «Стихов сироте». Штейгер — несчастный туберкулезник, посредственный поэт, хороший, наверное, но мелкий, ничего не поделаешь, человек, Царствие ему небесное, ему очень, должно быть, было страшно от этого напора. Чтобы выдержать цветаевскую любовь, с ревностью, с капризами, с чувством собственничества, с таким же внезапным охлаждением страшным — это надо быть Сонечкой, наверное. Это надо быть Володей Алексеевым. И, кстати говоря, вот от Сонечки она, наверное, никогда бы не ушла. Но так сложилось, что Сонечку унесло ветром. Я думаю даже, что если бы Сонечка оставалась в Москве, еще неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Цветаевой, не знаю, уехала ли бы она в 1922 году. Потому что Сонечку надо было спасать, надо было защищать. Привязанность к тому, кому ты нужен, для Цветаевой всегда важнее привязанности к тому, кто нужен тебе. Сонечке она была жизненно необходима. У Сонечки же, как мы помним, мать присутствует всегда на заднем плане повествования, она есть, но есть, потому что ей посылают деньги, есть две сестры-красавицы, на которых Сонечка, как Золушка, работает всегда. Нет мужчины. Нет старшего защитника. И Цветаева чувствует необходимость ее спасать, ее защищать. И очень может быть, что если бы Сонечке и дальше нужна была эта любовь, она бы рядом с ней осталась. Но так случилось, что Сонечка интуитивно выбрала более надежную крышу. По мере нарастания рока, нарастания вот этой античной темы в книге в ней начинает звучать другая тема, еще более страшная — тема ностальгическая, тема невозвратимости, тема времени. Пожалуй, самое сильное и самое страшное, что есть в «Повести о Сонечке», — это ее эпилог музыкальный. Там начиная с отъезда Володи уже всё о смерти и уже всё, по большому счету, обречено. Кстати говоря, вот те истории, которые сочиняет Сонечка она же все время что-то сочиняет, какие-то милые глупости , поначалу они тоже такие милые глупости вроде как раз очень похожих зощенковских историй из «Перед восходом солнца», из «Возвращенной молодости». Ну одна история абсолютно точно зощенковская. Чиновник влюбился в уличную танцовщицу. Потом, если помните, у Шукшина эта тема замечательно заиграла в рассказе «Чередниченко и цирк», вечная история такая, архитепическая. В танцорку, в циркачку влюбляется чиновник. Кстати говоря, это и у Булгакова звучит. Помните, когда боров летает за горничной? Вечная такая история. И вот этот чиновник влюбился в циркачку. И поехал за ней, чтобы как-то дождаться ее любви. Пристроился к этому бродячему цирку, играет там на шарманке. И вот это как раз и поражает Сонечку, когда она видит выступление этого бродячего цирка. Классический обыватель, старый чиновник, в усах, в остатках мундира, играет на шарманке. Ну что? Ну, может быть, со службы поперли? Спивается, играет на шарманке для денег? Но нет. Он ездит с этими циркачами и давно бы умер, если б эту шарманку не крутил. И она поцеловала его при всех, хотя, это она подчеркивает, это был совсем не тот поцелуй, которого он 10 лет прождал. Вот Сонечка либо выдумывает, либо рассказывает такие истории. Но как гениально выстроена композиция этой вещи: истории Сонечки становятся все более мрачными и все более безвыходными. Пока наконец она не придумывает сказку о чуме, о том, как она хотела бы увидеть монаха накануне чумы. Вот это как раз замечательная история. Тогда она вся застывала, и голос становился монотонный, насказывающий, тоже спящий, как глаза, голос, которым матери убаюкивают детей, а дети — себя.
Она обращается в Совет студии с запросом о своей занятости. Именно в это нелегкое время Сонечка отправляется к Станиславскому и, обещая кинуться под трамвай, «вымаливает прощение», почти ни к чему конкретному впоследствии не приведшее. Вот такие судьбоносные события непосредственно предшествуют появлению С. Голлидэй в апреле 1919-го в доме на Борисоглебском. Странно, что в цветаевской «Повести» о них не оказывается ни слова. Марине от Сонечки достается тот самый "лепет" - в жизненно-важные свои дела она Цветаеву не посвящает. Какие-то подвижки к лучшему после визита к Станиславскому всё же имеют место: фамилия «Голлидэй» появляется, приписанная карандашом, против роли Коломбины в «Игре интересов» Бенавенте, в «Сказке об Иване-дураке» Совет предлагает артистку на роль чертенка Единицы. Из «Повести» мы знаем, однако, что на роль эту Голлидэй не утверждена. Однако с апреля все группы и студии МХТ уже обсуждали летние «продовольственные» поездки и готовили их. Все едущие в Рузаевку работать получали полный пансион за счет Студии. Хотя Сонечкины «Белые ночи» не обсуждались вовсе, она была включена в актерскую группу как участница молодежных сцен «Зеленого кольца» и, вместе со всеми, «едущими работать», получила 3000 рублей «подъемных». Можно представить себе, как неприятно поразил деревенский «общажный» быт бывшую институтку Голлидэй, у которой и в московской ее комнатке царил, по словам Цветаевой, образцовый порядок. Вахтангов после репетиций «Инфанты» в мансуровской студии Сонечку, конечно же, по-своему выделяет. Или жалеет... Перед отъездом из Шишкеева в Рузаевку на запланированные в Москве гастроли труппа показала местным жителям два спектакля. В начале августа 1919 года Мчеделов и «артист Второй студии Александр Иванович Гузеев командируются в г. Симбирск для устройства спектаклей Второй студии по приглашению агитпросвета». В программе «Литературно-художественных вечеров», которые проводились в Симбирске в Народном доме, - отрывки из «Белых ночей» Ф. И вот результат: симбирская газета «Заря» в отчете о концерте: «Наибольший успех выпал на долю талантливой артистки Студии С. Голлидэй, поразительно естественно прочитавшей отрывок из «Белых ночей». Успех ее «Белых ночей» в Народном доме затмил успех спектаклей Второй студии. Он был настолько ярким и так всколыхнул весь город, что уже не городской отдел народного образования, устроитель симбирских гастролей Студии, а городские власти попросили Сонечку задержаться в Симбирске после отъезда труппы и дать в Народном доме сольный вечер». Это ключевой момент в артистической жизни Софии Голлидэй. Не опасаясь упреков в лапидарном прагматизме, спросим себя, каким же мог быть гонорар за «сольный концерт» на городской симбирской сцене? Так ли удивительно, что двадцатипятилетняя артистка, жившая во Второй студии «от аванса до аванса» - а их ведь нужно было возвращать с гонораров за «Настеньку» - восприняла и хвалебную прессу, и сольный концерт в Симбирске «знаково», как долгожданное подтверждение своих актерских качеств? Вот почему Сонечка лишь «мелькнула» в чужой для нее Москве, которая, как известно, «слезам не верит». Вот почему ей было не до визита к Цветаевой. Так оно и видится из собственноручных Сонечкиных эпистол, разве что с поправкой на словечко «ждал». Насколько красный «военспец» в полковничье-генеральской должности имел возможность «ждать» московскую актрисочку, девчонку - тут сомнений быть никаких не может: не мог. Такие командиры в первую очередь заняты делом, своими прямыми обязанностями, они резонно опасаются репрессий со стороны новой власти. Дело в другом: и симбирский успех, и внимание «красного» военспеца поселяют, очевидно, в Сонечкиной душе надежду, что выжить и хорошо, «красиво» выжить можно и при «красных». Комбриг становится для нее символом возможности интеграции в новую коммунистическую реальность. Сольный вечер в симбирском Народном доме обильно комментирует пресса. Во Второй студии, в Москве, в это время 3 сентября 1919 г. Сестра покойного Стаховича получает два пуда черной муки, Михаил Чехов, занятый постановкой «Сказки об Иване-дураке» с голлидэевким чертенком Единицей - один пуд. В тот же день Совет студии решает: «До выяснения вопроса о положении в студии С. Голлидэй муку С. Голлидэй не выдавать». Ах, до муки ли теперь Сонечке?! Голлидэй в «объяснительной» Станиславскому, - нет, однажды Евгений Багратионович сказал мне: «Софи, я Вам представлю человека, с которым Вам будет интересно беседовать». Целый ряд мелких совпадений позволяет предположить, что это Александр Николаевич де-Лазари, но Яхонтов внятно указывает на «вьющиеся волосы», которых, вившихся в юности, у де Лазари к 1919 году оставалось немного. Надо заметить, что «Александр Николаевич» конечно женат. Жила она в деревянном домике на окраине города в угловой комнате на первом этаже, с двумя окнами в мокрую, общипанную смородину, с диваном, столом, двумя креслами, умывальником и зеркальцем. Обедала - в другом, соседнем доме, в частной семейной столовой. Заработанных на гастролях денег пока хватало». И дальше: «... Свидания [Сонечки] с Александром Николаевичем не зафиксированы в воспоминаниях Яхонтова о Казани осени 1919 года и о своей миссии при Сонечке: ни комбриг не приезжал к ней, ни она не бывала у него. Однажды поздним вечером Яхонтов подошел к Сонечкиным окнам. Она сидела за столом, накинув на плечи свое летнее пальтецо, вынимала из конвертов, разбросанных на столе, письма, читала их и одно за другим сжигала в пламени стеариновой свечки». Сонечкины «записочки» комбригу носил Яхонтов. Роль «жертвы», очевидно, - единственная роль С. Голлидэй в любовных отношениях. Сама она как бы подтверждает это в одном из писем: «Мужчина [... Закончим на этом с комбригом, тем более что вскоре он «отбудет» из Казани по делам службы, а Сонечка в своем «летнем пальтеце» вернется в Симбирск играть по контракту зимний сезон в местном театре. Остается поражаться душевной стойкости этой «чернушки» и «дурнушки», как она себя называет. Бродской можно скомкать - при всей его пёстрости он вполне однороден содержательно: разочарования в нем накапливаются, а силы артистки профессиональные и человеческие угасают, интеграция в большевистскую действительность не удается. Это из письма 1930 года. Всё это время рядом с Голлидэй муж - не тот, о котором она мечтала, но «актер, честный, простой, здоровый, уравновешенный человек, - он оградил меня от дров, кастрюль и котлет, я отдохнула физически. Весна 1920 года. Михаил Андреевич обожает меня, он добрый, такой честный, такой порядочный, не актерский, - и слепо привязан ко мне, - мне не плохо, так - спокойно, удобно, приятно». Все оставшиеся Софье Голлидэй четырнадцать лет жизни М. Абрамовский рядом: и на гастролях по всей России, и в театре в Новосибирске, и в последний год Сонечки в Москве. К Станиславскому и ни к кому более в МХТ она уже не обращается, в Вахтанговсом театре ее просьбе-прошению хода не дали - и София Голлидэй подписывает двухгодичный на 20 месяцев контракт со Свердловским театром: надо на что-то жить... На сцене, в репертуарном плане - сплошь революционный надрыв, стахановцы и т. По переписке Софьи Евгеньевны с Качаловым можно предположить, что она по-прежнему верит в существующий где-то «Храм Театра», не допуская мысли о «полной победе пролетариата», уже затронувшей и МХТ. В этих трудах проходят зима и весна. Каких бы высот в карьере артиста ни достиг Азарий Михайлович по рождению, кстати, из семьи Мессереров , для Сонечки он - шишкеевский второстудиец, да вдобавок и младше ее, тридцативосьмилетней, на целых три года. Отношения с ним у Софьи Евгеньевны складываются более чем дружеские. Азарей Михайлович, дорогой, душечка мой, Ваше письмо дало мне сразу, залпом, всю Москву: все театры, которые еще можно любить, вновь освежевшую память - о всех крошечных подробностях, связанных с Вами, о всех непередаваемо-тонких, очень индивидуальных моментах на сцене, о Ваших милых словечках. В общем, Ваше письмо - волнующая, чудесная радость». Ну что же... Не преувеличиваем ли мы с подачи Цветаевой и Бродской Сонечкину трагедию? Да, с примой в «Инфанте» не получилось, но таких актерских судеб тысячи... Жить Сонечке с Михаилом Андреевичем в Москве было негде, а вводимая повсеместно система прописки лишала возможности трудоустроиться. Так и возник в их биографии Новосибирск. В Новосибирске надо было играть травести - вполне годные для Сонечки роли. Годные - если бы не печень: ни прыгать, ни кувыркаться, ни лазить по лестнице она уже не могла, в антрактах не обходилась без грелки. Из них Сонечка узнаёт об успехах Тарасовой, Зуевой, прочих второстудийццев. Софья Евгеньевна однозначно «сдает». Дирекция, видя физическую беспомощность Сонечки в «Дон Кихоте» и «Уленспигеле», решает снизить ей зарплату. Голлиэй», они являются туда и добиваются отмены решения комитета. Случайная встреча в Новосибирске с Редлих, второстудийкой, давно и успешно работающей на первых ролях и как режиссер в местном театре «Красный факел», и обрадовала, и огорчила С. Сезон 1933 года с февральскими гастролями в Омске Голлидэй очевидно доиграла и с лета она снова в Москве, теперь уже навсегда, навеки. Здесь в источниках разночтения, отчасти даже забавные, если отстраниться от общего трагизма ситуации: Вера Редлих уверяет, комнату Сонечке с мужем устроила Анастасия Зуева, а издательница писем Голлидэй Надеюда Катаева-Лыткина отводит эту честь Алле Тарасовой. Так или иначе Софья Евгеньевна поступает чтицей в лекционное бюро Московского университета, выступает на концертах и даже премирована за чтение повести Чехова «Дом с мезонином». Жить Сонечке остается год. Катаева-Лыткина в предисловии к публикации писем Сонечки сообщает про это время: «Когда она смертельно заболела, Абрамовский стал попивать, после ее смерти 6 сентября 1934 года запил и шагнул, хотя его громко окликали, под крышу, с которой сбрасывали глыбы льда. После его смерти весь нехитрый скарб, главным образом письма и фотографии, уже некому было взять. Их снесли на помойку». Не дай Бог... Хотя при чем тут вообще бог? Не очень понятно и с вещами этой актерской пары: если комнату сибирским артистам «устраивали» Зуева или арасова, то почему архив не перешел к ним, а оказался на помойке? Ни «храма театра», ни пылкой любви - ничего этого не получилось. Возможно, права Бродская - если бы не цветаевская повесть, о Сонечке нынче никто и не вспомнил бы? Мы вообще не слишком внимательны к окружающим нас людям. Однако «Повесть» написана, и цветы у плиты в ячейке с Сонечкиным прахом на кладбище московского Данилова монастыря сменяются постоянно. А может, дело вообще в Москве как таковой? Петербужцы обычно - если пользоваться сонечкиным словарем - «худо» в ней приживаются. И Софье Евгеньевне там, кажется, недостает стержня: «система» мэтра Станиславского сродни несвободе казенного заведения, коллеги-соученики грубы и прагматичны. Она тянется по-петербуржски к Стаховичу и ищет утешения в лубочных влюбленностях - в Заславского ли, в Марину или, наконец, в загадочного комбрига. Марина, даже и привязавшись внутренне к «моей маленькой», не убирает от глаз увеличительного стекла: Сонечка для нее - забавный экспонат. Неудивительно, что цикл «К Сонечке», к самой Софье Голлидэй прямого отношения практически не имеет.
Театр имени Вахтангова представит премьеру спектакля «Повесть о Сонечке»
Это время неопределенности, нищеты. И вместе с тем это время великого перелома, в котором есть что-то романтическое и великое. В это время Цветаева знакомится с такой же, как она, нищей и романтической молодежью — студийцами Вахтангова, которые бредят Французской революцией, XVIII в. Здесь кипит жизнь, здесь новая столица, здесь не столько оплакивают прошлое, сколько мечтают о будущем.
Очень хотим, чтобы они что-то поставили у нас», — поделился главный режиссер. Ученик Туминаса по Театральному училищу им.
Бориса Щукина, Шульев ставил спектакли в Театре им. Пушкина, Театре им. Маяковского и др. В репертуаре Театра им.
Подписаться Театр имени Вахтангова представит премьеру спектакля «Повесть о Сонечке» Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова анонсировал премьеру спектакля Владислава Наставшева «Повесть о Сонечке» по одноименному произведению Марины Цветаевой, передает пресс-служба театра. Показы пройдут на Новой сцене театра 21 и 22 декабря. В театре сообщили, что режиссер постановки Владислав Наставшев, впервые приглашенный на постановку в Театр имени Вахтангова, является и автором сценографического решения спектакля, которое создано в соавторстве с Валерией Барсуковой, и музыкального оформления, созданного вместе с Иваном Лубенниковым. Над постановкой также работали художник по костюмам Майя Майер, художник по свету Руслан Майоров, хореограф Екатерина Миронова.
На сцене всего три артиста - помимо Евгении Крегжде, это Ксения Трейстер Сонечка и Константин Белошапка - под условным обозначением "Он", воплощающий дюжину мужских образов. Итак, в 1917-м в поезде по пути в Крым Цветаева вдруг услышала с верхней полки стихи. Узнала чьи - Павла Антокольского. Вернувшись, разыскала его. Тот познакомил ее со своим другом, актером Юрием Завадским уже тогда он щёголь и эгоист, в спектакле появляется с белыми ангельскими крыльями, сражающими наповал - так Марина вошла в круг театральной Москвы, сдружилась со студийцами Вахтангова. Самого Евгения Багратионовича она, конечно, тоже знала: свою "Метель" читала ему и артистам сама "главное, перед лицом Вахтангова, их всех - бога и отца-командира" , но - пьеса режиссера не увлекла. Это все "доистория", как говорила сама Цветаева, а история началась как раз с чтения этой "Метели", после которой Марина и познакомилась с молодой, подающей надежды актрисой Сонечкой, поразившей ее своей живостью, открытостью и непосредственностью. Да ведь это же - из последних сил! Подруги вместе и любят, и страдают, но при этом нет в них ни капли соперничества. Они находят утешение друг в друге - в искренних разговорах, в которых каждая может быт самой собой и не притворяться, в душевной близости, в схожем внутреннем темпераменте - каждая готова любить, жертвовать, отдавать всю себя - но есть ли хоть кто-то, кому это нужно и кто это оценит? Все герои пьесы - студийцы-вахтанговцы, оставившие большой след в жизни поэта - Сонечка - актриса-птица, чья карьера не удалась.